Что изучает исторические источники вещественные. Введение

Историк, как правило, имеет дело с прошлым и не может непосредственно наблюдать объект своего изучения. Изучать события непредвзято, объективно, отбросив конъюнктурный подход к их оценке, позволяет широкое использование разнообразных исторических источников. Чтобы получить истин-ные (достоверные) исторические знания, необходимо иметь надежные источники этих знаний.

В.О. Ключевский давал следующее определение исторических источников: «Исторические источники – это письменные или вещественные памятники, в которых отразилась угасшая жизнь отдельных лиц или целых обществ». Известный историк М.Н. Тихомиров обращал внимание на то, что в источнике может быть отражен процесс становления и развития общества: «Под историческим источником, – отмечал исследователь, – понимается всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества». Другими словами, исторические источники это все остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом. Одно из научных определений утверждает, что под историческими источниками понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека. Таким образом, исторические источники это предметы материальной культуры и документы, непосредственно отразившие исторический процесс, зафиксировавшие отдельные исторические факты и свершившиеся события.

Специальная научная дисциплина об исторических источниках, приемах их выявления, критики и использования в работе историка называется источниковедением .

В настоящее время выделяют несколько основных групп исторических источников: вещественные, письменные, этнографические, изобразительные, поведенческие, фотодокументы, фонодокументы и др.

К вещественным источникам в первую очередь относятся археологические памятники – любые древние объекты, сохранившиеся в земле, а иногда и в воде: орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки поселений, захоронения, клады и т.д. Их изучением занимается археология – наука, восстанавливающая прошлое человеческого общества по вещественным памятникам и реконструирующая по ним социально-экономическую историю эпохи .

К письменным источникам принадлежат литературные памятники определенной исторической эпохи, например, берестяные грамоты. В числе найденных берестяных грамот в Нижнем Новгороде, Смоленске, Пскове и других городах письма-распоряжения феодалов зависимым от них людям, крестьянские жалобы, донесения сельских старост, черновики завещаний, хозяйственные и ростовщические записи, сообщения политического и военного характера, частные письма разнообразного бытового содержания, ученические упражнения, судебные документы.



Ценным историческим источником являются летописи. Основным источником для написания истории Древней Руси, к примеру, послужила летопись, носящая полное название «Повесть временных лет, черноризца Федосиева монастыря Печерского, откуда есть, пошла Русская земля, и кто в ней почал первое княжение», авторство которой приписывают монаху Нестору, жившему на рубеже XI­-XII вв.

Богатейшим источником по истории России XVI в. являются Московские летописи, в составлении которых принимали участие царь Иван IV и правитель Алексей Адашев.

Шли века, менялись поколения летописцев, создавались общерусские летописные своды и писались местные летописи, содержавшие огромный материал о сотнях исторических деятелей, описание сражений, битв и испытаний, обрушившихся на княжества. С течением времени эти летописи изучались профессиональными историками, критически осмысливались, интерпретировались и ложились в основу истории государства Российского.

Одним из важных видов письменных источников по истории России могут быть записки иностранцев, посещавших Россию. Интересно отметить, что первой крупной научной работой В.О. Ключевского стала его кандидатская диссертация «Сказания иностранцев о Московском государстве» (1865 г.), изданная в виде монографии.

К этой же группе исторических источников относятся: государственные документы, законодательные акты, статистические материалы, судебно-следственные материалы, международные договоры. Дневники, частная переписка также представляют собой важный вид исторических источников. Стенограммы заседаний руководящих органов политических партий и общественно-политических движений, их программы, брошюры, листовки, мемуары, письма, записки, периодическая печать (газеты, журналы) и многие другие также входят в группу письменных источников.

Большие по объему собрания документов о деятельности государственных и муниципальных учреждений и общественных организаций, частных лиц, сосредотачиваются в архивах учреждениях, обеспечивающих комплектование, сохранение и использование данных документов . Комплексное использование всех указанных видов источников позволяет исследователям максимально объективно реконструировать прошлое.

Этнографические источники – сохранившиеся до настоящего времени остатки материальной и духовной культуры различных народов. Этнографические источники составляют элементы традиционной народной материальной культуры (орудия труда, в том числе земледельческие; инструменты; жилище, обстановка и убранство жилища; предметы быта, в том числе утварь и гончарные изделия; народная игрушка; пища; хозяйственные постройки; ткани и одежда, включая народный костюм; вышивка; орнамент и т.п.). Явления духовной жизни народа также входят в группу этнографических источников (традиции, календарная обрядность, семейная обрядность, народные верования, фольклор, танцы, формы и жанры народной прозы: предания, легенды, пословицы, поговорки, заговоры, загадки, сказки и т.д.).

В группу изобразительных источников входят все произведения искусства, начиная с наскальных рисунков (коллекции и отдельные предметы живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства).

Поведенческую группу источников составляют обряды (праздничные, трудовые, воинские и т.п.), обычаи, мода, элементы престижа.

Широкое распространение получили новые способы документирования, явившиеся результатом технического прогресса, научных открытий, технических изобретений. Это фото-, кино-, видео-, фоно(аудио)документирование. Создаваемые таким путем документы получили название аудиовизуальных , т. е. содержащих изобразительную и звуковую информацию, воспроизведение которой требует соответствующего оборудования. Они обычно рассматриваются в едином комплексе, так как весьма схожи по технике создания и воспроизведения, по характеру информации, по способу кодирования, по организации хранения. К аудиовизуальным относятся фотодокументы, кинодокументы, видеодокументы, видеофонограммы, фонодокументы, а также документы на микроформах.

Фотодокумент – это документ, созданный фотографическим способом. Появление фотодокументов относится к первой половине XIX в. и связано с изобретением фотографии (от греч. «photos» – свет, «grapho» – пишу, рисую, т.е. в буквальном переводе светопись). Фотография представляет собой совокупность процессов и способов получения изображений на светочувствительных материалах действием на них света и последующей химической обработки.

Сразу же после своего появления фотография получила широкое применение в самых различных сферах человеческой жизни: в политике, науке, культуре, искусстве и т.д. С фотографией тесно связано развитие отраслей, занимающихся технической обработкой информации: полиграфии, картографии, репрографии. Фотодокументам отводится важная роль в средствах массовой информации. Они являются важнейшим историческим источником. Такое важное значение фотодокументы приобрели, прежде всего, потому, что обладают огромной информационной емкостью, могут одновременно и в деталях фиксировать множество объектов. Это весьма важно, если учесть, что около 80 % информации человек получает с помощью зрения. Ценность фотодокументов связана и с тем, что они возникают в момент событий и на месте событий. Наконец, фотодокументы не только несут информацию о реальной действительности, но и оказывают эстетическое воздействие на человека.

В последнее время в фотодокументировании стал применяться цифровой фотографический процесс. Он лишен многих недостатков, присущих традиционной технологии, основанной на фотохимическом галогенсеребряном процессе и требующей многоступенчатой химической обработки, значительных затрат времени, использования драгоценного металла – серебра.

В настоящее время цифровая (электронная) фотография пока еще не получила широкого применения вследствие своей дороговизны. Однако уже в обозримом будущем, по прогнозам специалистов, неизбежно произойдет переход от обычной фотографии к цифровой.

Мы являемся свидетелями возникновения принципиально нового типа источников – источников электронных, которые можно, наряду с вещественными, изобразительными, письменными, фоническими и другими источниками, рассматривать как новую форму фиксации социальной информации, как принципиально новый тип создания, сбора, организации, хранения и использования документов.

Ком­плексное использование всех указанных видов источников и позволяет исследователям максимально объективно реконструировать прошлое. Изучение в совокупности всех видов источников дает возможность воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса.

6.Отечественные исторические школы. Еще Петр I заявил о необходимости всем своим подданным «ведать Российского государства историю». Эти слова нашли отклик у его сподвижников. Один из «птенцов гнезда Петрова» – Василий Никитич Татищев(1686-1750 гг.), который по праву считается основоположником российской исторической науки, в своем известном труде «История Российская с самых древнейших времен» (кн. 1-5. М., 1768-1848 гг.) предпринял первую попытку создания обобщающего труда по истории Российского государства.

В.Н. Татищев не был профессиональным историком. Он не получил исторического образования, которого в то время в России попросту не было. Как писал В.О. Ключевский, «он для самого себя стал профессором истории».

История В.Н. Татищева содержит описание событий, начиная со скифского времени, и заканчивается XVI в. В первых двух частях «Истории» В.Н. Та­тищев рассматривает ряд проблем: древнейшую историю народов Восточной Европы, славянскую письменность, происхождение государства и его формы и др. Следующие две части по манере изложения приближаются к сводной летописи. В обобщающем труде, на основании различных летописных текстов, в строгой хронологической последовательности излагается политическая история России. В.Н. Татищев впервые ввел в научный оборот ряд новых исторических источников: «Русскую Правду»; снабженный подробным комментарием «Судебник 1550 года»; летописи, и, таким образом, положил начало развитию в России источниковедения. До сих пор сохраняют ценность попытки Татищева критически относить ся к источникам, многие из которых, утерянные впоследствии, сохранились только в изложении историка. Из списков русских летописей, которыми пользовался Татищев, давно вызывают большой интерес утраченные Раскольничий список и Иоакимовская летопись.

В.Н. Татищев был не только современником петровских преобразований, но и их активным участником, что и предопределило содержание его концепции исторического развития. Впервые в русской историографии В.Н. Татищев сделал попытку выявить закономерности развития общества, причины возникновения государственной власти. Из всех форм государственного правления историк отдавал предпочтение самодержавию. Идеалом Татищева была абсолютная монархия. Он рассматривал историю России через призму борьбы монархии с аристократией, писал о вреде аристократической формы правления, доказывал важность самодержавия, убеждал читателя в благости «монаршего правления», воспитывая тем самым подданных российского государства в духе покорности царской власти.

Заметный след в становлении и развитии истории как науки внес Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 гг.) – первый российский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

Ученый-энциклопедист, М.В. Ломоносов написал ряд исторических сочинений – «Замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера «Происхождение имени и народа российского», «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 г.», «Краткий Российский летописец с родословием», ряд работ о петровских преобразованиях.

Обращение М.В. Ломоносова к вопросам российской истории было неслучайным – к этому его побудил доклад Г.Ф. Миллера о «норманском» происхождении русской государственности. Встав на позиции «антинорманизма», М.В. Ломоносов пытался доказать обратное. В научной полемике середины XVIII в. по этому вопросу присутствуют в большей мере эмоции и политические страсти. Это проявилось, в частности, в стремлении М.В. Ломоносова доказать славянское происхождение Рюрика, и то, что славяне были среди народов, населявших равнины юго-восточной Европы на протяжении тысячелетия до появления варягов. Тем не менее, М.В. Ломоносов сумел убедительно показать, что Г.Ф. Миллер использовал для своего доклада и всей системы доказательств исключительно западные концепции и источники, игнорируя русские летописи, а также те материалы, которые не подтверждают его точку зрения. Верно была определена М.В. Ломоносовым и территория расселения славян. В этом состояла сила исторических сочинений М.В. Ломоносова. Слабость же их проявлялась тогда, когда задачи исторического исследования он подчинял потребностям текущей политики.

Крупнейшим представителем русской исторической школы являлся Николай Михайлович Карамзин(1766-1826 гг.) – знаменитый русский литератор, журналист и историк. Основоположник русского сентиментализма, автор «Писем русского путешественника», «Бедной Лизы», «Рассуждений философа, историка и гражданина» и других произведений, Н.М. Карамзин свой главный 12-томный труд посвятил истории России. В 1816 г. он издал первые 8 томов «Истории Государства Российского» (в 1818-1819 гг. вышло их второе издание), в 1821 г. был опубликован 9-й том, в 1824 г. – 10-й и 11-й. Приступая к составлению русской истории без надлежащей исторической подготовки, Н.М. Карамзин хотел приложить свой литературный талант к готовому историческому материалу: «выбрать, одушевить, раскрасить» и сделать, таким образом, из русской истории «нечто привлекательное, сильное, достойное внимания не только русских, но и иностранцев».

Гораздо важнее для науки того времени были обширные «Примечания», сделанные к тексту исторического исследования. Небогатые критическими указаниями, «Примечания» содержали множество цитат из рукописей, которые большей частью были опубликованы впервые. Некоторые из этих рукописей уже не существуют. В процессе работы Н.М. Карамзина над фундаментальным трудом много ценных рукописей предоставили Синодальное хранилище, библиотеки монастырей (Троицкой лавры, Волоколамского монастыря и др.). В распоряжении историка оказались также частные собрания рукописей А.И. Мусина-Пушкина и Н.П. Румянцева, собиравшего через своих многочисленных агентов исторические материалы как в России, так и за границей. Много документов Н.М. Карамзин получил от А.И. Тургенева.

Н.М. Карамзин был сторонником представления о ходе русской истории, сложившегося в официальной русской историографии в XVI в. Согласно этому представлению, развитие русской истории находилось в сильной зависимости от развития монархической власти. Монархическая власть, по мнению историка, возвеличила Россию в киевский период; раздел власти между князьями был политической ошибкой, приведшей к образованию удельных княжеств. Эта ошибка была исправлена благодаря государственной мудрости московских князей. Во взглядах на ход русской истории Н.М. Карамзин находился в сильной зависимости от своих предшественников.

По мнению Н.М. Карамзина, государственным строем России должна быть монархия. Для историка это была не отвлеченная умозрительная теория. За ней стоял многовековой опыт истории России, в которой русское самодержавие сыграло определенную прогрессивную роль. Оно способствовало объединению страны и сплочению в единое государство раздробленных феодальных земель, осуществило в лице Петра Первого важные государственные преобразования. Успехи самодержавия, по Н.М. Карамзину, определяли благосостояние Руси, в то время как периоды упадка самодержавного режима были чреваты для страны бедами и невзгодами.

История, по утверждению Н.М. Карамзина, должна учить не только народ, но и царей. На примерах правления русских монархов, как положительных, так и отрицательных, он хотел научить их царствовать. Вслед за Ш. Монтескье, Н.М. Карамзин обращал внимание на обязанности самодержавия перед народом. «Предмет самодержавия, – писал он, – есть не то, чтобы отнять у людей естественную свободу, но чтобы действия их направить к величайшему благу».

Своеобразный этап в развитии русской исторической науки связан с именем Сергея Михайловича Соловьева(1820-1879 гг.). Будучи убежденным в том, что русское общество не имеет истории, удовлетворявшей научным требованиям своего времени, он принялся за написание подобной истории, видя в этом свой главный гражданский долг. С.М. Соловьев неустанно работал над «Историей России с древнейших времен» 30 лет. Первый том появился в 1851 г., и с тех пор аккуратно из года в год выходило по одному тому. Последний, 29-й том, вышел в 1879 г., уже после смерти автора.

В «Истории России с древнейших времен» рассматривалось развитие российской государственности от Рюрика до Екатерины II. Особое место в исторической концепции С.М. Соловьева заняло осмысление роли и места российского государства. Государство, учил исследователь, будучи естественным продуктом народной жизни, есть сам народ в его развитии: одно нельзя отделять от другого. История России есть история ее государственности не правительства и его органов, как думал Н.М. Карамзин, а народной жизни в целом. С.М. Соловьев считал государственность основной силой общественного процесса, необходимой формой существования народа. Однако успехи в развитии государства он не приписывал царю и самодержавию. Его мировоззрение формировалось под влиянием гегелевской диалектики, которая признавала внутреннюю обусловленность и закономерность исторического процесса. Объясняя каждое явление в истории внутренними причинами, С.М. Соловьев в то же время стремился «показать связь между событиями, показать, как новое проистекало из старого, соединить разрозненные части в одно органическое целое...».

В отличие от предшественников, С.М. Соловьев в истории придавал особое значение природе, географической среде. Он писал: «Три условия имеют особенное влияние на жизнь народа: природа страны, где он живет; природа племени, к которому он принадлежит; ход внешних событий, влияния, идущие от народов, которые его окружают».

Аккуратный до педантизма, он, по замечанию современников, не потерял даром, кажется, ни одной минуты; каждый час его дня был расписан. И умер С.М. Соловьев за работой.

Последователем идей С.М. Соловьева выступил Василий Осипович Ключевский(1841-1911 гг.), за которым утвердилась слава блестящего и оригинального лектора, захватывавшего внимание аудитории силой научного анализа, даром ораторского искусства. Начитанность, глубокое знание первоисточников давали обильный материал художественному таланту историка, создавшего из подлинных выражений и образов источника меткие, сжатые картины и характеристики.

В 1882 г. отдельной книгой вышла докторская диссертация В.О. Клю­чевского, знаменитая «Боярская дума древней Руси». Ряд вопросов древнерусской истории – образование городовых волостей вокруг торговых центров великого водного пути, происхождение и сущность удельного порядка в северо-восточной Руси, состав и политическая роль московского боярства, московское самодержавие, бюрократический механизм Московского государства XVI-XVII вв., – получили в «Боярской думе» отчасти общепризнанное решение, отчасти послужили необходимой основой для исследований следующих поколений историков.

В 1899 г. В.О. Ключевский издал «Краткое пособие по Русской истории» как «частное издание для слушателей автора», а в 1904 г. приступил к изданию полного курса, уже давно получившего широкое распространение в литографированных студенческих изданиях. Всего вышло 4 тома, содержание которых доведено до времени Екатерины II. Труд В.О. Ключевского привлекает яркими характеристиками исторических деятелей, оригинальной трактовкой источников, широким показом культурной жизни русского общества, образностью сравнений и языка. В «Курсе русской истории» (в 5 томах) В.О. Ключевский первым среди российских историков отошел от периодизации истории страны по принципу царствования монархов. Как в монографических исследованиях, так и в «Курсе русской истории» В.О. Ключевский дает строго субъективное понимание русского исторического процесса, совершенно отказавшись от обзора и критики литературы, ни с кем не вступая в полемику. Теоретическое построение В.О. Ключевского опиралось на триаду «человеческая личность, людское общество и природа страны». Основное место в «Курсе русской истории» занимали вопросы социально-экономической истории России. Подходя к изучению общего хода русской истории с точки зрения историка-социолога, В.О. Ключевский выдвигал на первый план историю политического и социально-экономического быта. На страницах «Курса русской истории» художественный талант В.О. Ключевского выразился в ряде блестящих характеристик исторических деятелей.

Особое внимание исследователь уделил характеристике социальной структуры российского общества. Описывая структуру российского общества, он делил его на классы. В основу этого деления были положены различные виды хозяйственной деятельности, разделение труда (земледельцы, скотоводы, купцы, ремесленники, воины и т.д.). В по­нятие «народ», в отличие от последующих историков-марксистов, он не вкладывал социального содержания (не выделял трудящихся и эксплуататоров). Термин «народ» историк употреблял только в смысле этническом и этическом. Высшим достижением национального и морального единства народа, по мнению В.О. Ключевского, являлось государство как орган бесклассовый, народный, защищающий национальные интересы.

Как завещание всем соотечественникам, продолжающим жить на земле, остались слова знаменитого историка: «Умственный труд и нравственный подвиг всегда останутся лучшими строителями общества, самыми мощными двигателями человеческого развития».

В дореволюционные годы заслуженной славой пользовались известные историки Иван Егорович Забелин (1820-1908 гг.), Сергей Федорович Платонов (1860-1933 гг.), Дмитрий Иванович Иловайский (1832-1920 гг.).

Широко были известны имена историков прошлого, разрабатывавших различные проблемы истории нашей страны (Н.А. Полевого, Н.И. Костомаро-ва, П.Н. Милюкова, В.И. Семевского, Н.П. Павлова-Сильванского и др.); ученых, заложивших основы отечественной ар-хеографии, источниковедения и историографии (М.Т. Каченовско-го, П.М. Строева, К.Н. Бестужева-Рюмина).

Большой вклад в развитие отечественной исторической науки вне-сли ученые ХХ столетия, с различных позиций изучавшие прошлое. С этой точки зрения интересны работы: А.С. Лаппо-Данилевского, Н.И. Кареева, Г.Г. Шпета. Новые теоретико-философские и логиче-ские подходы к пониманию смысла и хода истории сосуществовали с эмпирическими исследованиями, научное значение которых сохрани-лось до наших дней (труды С.Ф. Платонова, А.А. Кизеветтера, М.М. Богословского, П.Н. Милюкова).

Распространение марксизма в конце XIX в. породило новую интерпретацию фактов отечественной истории. В возникшей марксистской исторической концепции отправной точкой стал социально-эконо­ми­ческий детерминизм. В соответствии с данной концепцией исторический процесс рассматривался как смена общественно-экономических формаций, а основное его содержание сводилось к борьбе классов. История производства и идеологии, государства и права, политических событий и религии, науки и искусства рассматривалась через призму классовой борьбы. В основе учебников и исторических трудов, изданных в советское время, лежал марксистский, историко-материа­листи­ческий подход к истории. Под закономерность смены социально-экономических формаций большевики подводили все факты русской истории, интерпретируя их соответствующим образом. Главной движущей силой исторического процесса марксисты объявили бескомпромиссную классовую борьбу между эксплуататорами и эксплуатируемыми, а руководителем угнетенных масс (при капитализме) пролетариат. Орудием построения социализма должно было стать государство диктатуры пролетариата. С марксистских позиций рассматривали дви-жущие силы исторического процесса Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, Н.А. Рожков, М.Н. Покровский.

Марксистская концепция отечественной истории была разработана большевиком Михаилом Николаевичем Покровским (1868-1932 гг.) и впервые нашла свое отражение в его работе «Русская история в самом сжатом очерке», а затем изложена в фундаментальном труде «Русская история с древнейших времен» (в 5 томах). М.Н. По­кровский считается родоначальником школы советских историков, для которой характерны сугубо материалистический подход к истории, классовый характер в оценке исторических событий.

Еще в дореволюционный период исторические исследования Н. Покровского вызывали у ученых противоречивые оценки. Дело в том, что он наиболее радикально рассматривал исторический процесс с сугубо марксистской, материалистической точки зрения. М.Н. Покровский был убежден в том, что «история есть политика, опрокинутая в прошлое». Данная формула, ставившая идеологию превыше истины, многие десятилетия душила советскую историческую науку. Это, с одной стороны, порождало критику его взглядов как односторонних и тенденциозных, а с другой вызывало положительную оценку, так как удавалось по-новому взглянуть на традиционные исторические сюжеты. В целом же отношение к М.Н. Покровскому было достаточно негативным, прежде всего из-за его амбициозности, презрения ко всем историкам-немарксистам.

Умер М.Н. Покровский в 1932 г. вполне уважаемым и почитаемым человеком, но по странной логике в конце 30-х годов его взгляды подверглись уничтожающей критике. Особенно отличились бывшие любимые ученики М.Н. Покровского, сделавшие на этом свою научную карьеру. Было признано, что «школа Покровского являлась базой вредителей, шпионов и террористов, ловко маскировавшихся при помощи его вредных антиленинских исторических концепций».

Несмотря на длительное господство в советской историографии вульгарного материализма, плодотворно продолжали работать многие поколения советских историков, сосредоточившие свои усилия на разработке проблем этногенеза славян, зарождения и развития российской государственности, истории русской культуры и др.

В годы сталинской диктатуры многообразие в подходах к историческим явлениям и процессам сменяется их единым толкованием. Репрессии, обрушившиеся на историков, догматическое следование марксистско--ленинской теории в сталинской интерпретации, ограничение контак-тов с зарубежными исследователями все это нанесло огромный урон российской исторической науке. Тем не менее, советские ученые – Н.М. Дружинин, П.А. Зайончковский, А.А. Зимин, А.А. Новосель-ский, В.Т. Пашуто, Е.В. Тарле, М.Н. Тихомиров, Л.В. Черепнин и многие другие, продолжая и развивая традиции дореволюционной ис-ториографии, создали немало превосходных исторических трудов. Ве-сомый вклад в науку ХХ столетия внесли историки русского зарубе-жья (Г.В. Вернадский, А.В. Карташев, Б.И. Николаевский и др.).

Значительный шаг вперед в изучении прошлого нашего Отечества сделан в последней четверти XX века. Это позволяет по-новому подойти к осве-щению многих проблем истории России. Начальные века русской истории изучались Б.А. Рыбаковым, А.П. Но­восельцевым, И.Я. Фрояновым, П.П. Толочко, Л.Н. Гу­ми­ле­вым. Эпоху Средневековья исследовали А.А. Зимин, В.Б. Кобрин, Д.А. Аль­шиц, Р.Г. Скрынников, А.Л. Хорошевич; эпоху петровских преобразований – Н.И. Павленко, В.И. Буганов, Е.В. Анисимов; историю русской культуры – Д.С. Лихачев, М.Н. Тихомиров, А.М. Са­харов и др. Работы указанных авторов получили признание научной общественности не только в нашей стране, но и за рубежом. Многие из названных исследователей продолжают плодотворно работать и сегодня.

Своеобразной реакцией исторической науки на засилье в ней вульгарного экономико-социологического детерминизма явилась историческая концепция – сына двух известных русских поэтов А.А. Ахматовой и Н.С. Гумилева.

Лев Николаевич Гумилев (1912-1992 гг.), действительный член Российской академии естественных наук, создал новое направление науки – этнологию, лежащую на стыке нескольких отраслей науки – этнографии, психологии и биологии. Он считал, что историю любой страны нужно рассматривать не только как цепь экономических, политических, культурных изменений, происходивших на протяжении веков, а прежде всего как историю населяющих ее народов – этносов. А к истории этносов, как считал ученый, нужен другой подход, необходимы методы, применяемые в естественных науках. В данной связи особое место в исторической концепции Л.Н. Гумилева заняла теория пассионарности.

Строго научное определение гласит: пассионарность – это признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Пассионарность – избыток биохимической энергии живого вещества, проявляющийся в способности людей к сверхнапряжению.

Согласно взглядам Л.Н. Гумилева, именно от количества носителей высокого энергетического заряда – «пассионариев», действия которых направлены не только на собственное благо, и зависит жизнедеятельность любого государства. Пассионарии стремятся изменить окружающую действительность и мир и способ­ны на это. Они организуют далекие походы, из которых возвращаются немногие. Это они борются за покорение народов, окружающих их собственный этнос, или, наоборот сражаются против захватчиков. Для такой деятельности требуется повышенная способность к напряжениям, а любые усилия живого организма связаны с затратами некоего вида энергии, Такой вид энергии был открыт и описан нашим соотечественником академиком В.И. Вернадским и назван им биохимической энергией живого вещества био­сферы.

Механизм связи между пассионарностью и поведением очень прост. Обычно у людей, как у живых организмов, энер­гии столько, сколько необходимо для поддержания жизни. Если же организм человека способен «вобрать» энергии из окружающей среды больше, чем необходимо, то человек фор­мирует отношения с другими людьми и связи, которые позво­ляют применить эту энергию в любом из выбранных направлений. При этом пассионарии выступают не только как непосредственные исполнители, но и как организаторы. Вкла­дывая свою избыточную энергию в организацию и управле­ние соплеменниками на всех уровнях социальной иерархии, они, хотя и с трудом, вырабатывают новые стереотипы пове­дения, навязывают их всем остальным и создают, таким образом, новую этническую систему, новый этнос, видимый для истории.

Но уровень пассионарности в этносе не остается неизмен­ным. Этнос, возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития, которые можно уподобить различным возрастам человека. Л.Н. Гумилев выделяет шесть фаз этногенеза: подъем, акматическая (от «акмэ» – расцвет), надлом, инерционная, обскурации и мемориальную.

Первая фаза – фаза пассионарного подъема этноса, вызванная пассионарным толчком. Важно заметить, что старые этносы, на базе которых возникает новый, соединяются как сложная система. Из подчас непохожих субэтнических групп со­здается спаянная пассионарной энергией целостность, которая, расширяясь, подчиняет территориально близкие народы. Так возникает этнос. Группа этносов в одном регионе создает супе­рэтнос (так, Византия – суперэтнос, возникший в результате тол­чка в I в. н.э., состоял из греков, египтян, сирийцев, грузин, ар­мян, славян и просуществовал до XV в.). Продолжительность жизни этноса, как правило, одинакова и составляет от момента толчка до полного разрушения около 1500 лет. Каждый этнос, полагает Л. Н. Гумилев, с неизбежностью проходит все фазы полуторатысячелетнего цикла, если только его развитие не прерывается внешними воздействиями, когда агрессия иноплеменников нарушает нормаль­ный ход этногенеза.

Наибольший подъем пассионарности – акматическая фаза этногенеза – вызывает стремление людей не создавать целостности, а, напротив, «быть самими собой»: не подчинять­ся общим установлениям, считаться лишь с собственной при­родой. Обычно в истории эта фаза сопровождается таким внутренним соперничеством и резней, что ход этногенеза на время тормозится.

Постепенно вследствие определенных причин пассионарный заряд этно­са сокращается; ибо люди физически истребляют друг друга. Начинаются гражданские войны, и такая фаза назевается фа­зой надлома. Как правило, она сопровождается огромным рас­сеиванием энергии, кристаллизующейся в памятниках культу­ры и искусства. Но высший расцвет культуры соответствует спаду пассионарности, а не ее подъему. Кончается эта фаза обычно кровопролитием; система выбрасывает из себя излиш­нюю пассионарность, и в обществе восстанавливается види­мое равновесие.

Этнос начинает жить «по инерции», благодаря приобре­тенным ценностям. Эта фаза называется инерционной. Вновь идет взаимное подчинение людей друг другу, происходит об­разование больших государств, создание и накопление мате­риальных благ.

Постепенно пассионарность иссякает. Когда энергии в системе становится мало, ведущее положение в обществе за­нимают субпассионарии – люди с пониженной пассионарностью.Они стремятся уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых гармоничных людей. Насту­пает фаза обскурации, при которой процессы распада в этносоциальной системе становятся необратимыми. Везде господ­ствуют люди вялые и эгоистичные, руководствующиеся потре­бительской психологией. А после того как субпассионарии проедят и пропьют все ценное, сохранившееся от героических времен, наступает последняя фаза этногенеза – мемориальная, когда этнос сохраняет лишь память о своей исторической тра­диции. Затем исчезает и память: приходит время равновесия с природой (гомеостаза), когда люди живут в гармонии с родным ландшафтом и предпочитают великим замыслам обыватель­ский покой. Пассионарности людей в этой фазе хватает лишь на то, чтобы поддерживать налаженное предками хозяйство.

Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она отнюдь не реконструирует старый этнос, а создаст новый, давая начало очередному витку этно­генеза – процесса, благодаря которому Человечество не ис­чезает с лица Земли.

Л.Н. Гумилев опубликовал более двухсот статей и десяток монографий: «География этноса и исторический период», «Этногенез и биосфера Земли», «Древняя Русь и Великая степь», «От Руси до России» и др. В настоящее время у учения Л.Н. Гумилева есть немало последователей, но среди профессиональных историков есть и немало критически оценивающих его взгляды.

В настоящий момент отечественная историческая наука продолжает плодотворно развиваться. Она освобождается от многих идеологических штампов прошлых лет, становится более толерантной, плюралистической.

В заключение подчеркнем еще раз, что российская цивилизация является уникальной, самобытной цивили­зацией, имеющей богатую историю и внесшей весомый вклад в сокро­вищницу материальной и духовной жизни народов мира. Вместе с тем ее развитие проходило в рамках основных тенденций развития миро­вых цивилизаций. Авторы предлагаемого пособия рассматривают историю русской, а затем и российской цивилизации, через призму материаль­ных, политических, социокультурных и духовных ценностей, накапли­вавшихся и сохранявшихся на протяжении столетий, что обеспечивало ее самобытность. Показать общее и особенное в историческом разви­тии российского государства, оста­вившего заметный след в истории мировой цивилизации, – одна из главных задач данного учебного пособия.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое история? Дайте определение понятия «история».

2. Когда история как наука сложилась в России? Объясните, почему именно в это время она стала наукой в прямом смысле этого слова.

3. Докажите, что история является фундаментом гуманитарного образования.

4. Дайте определение понятия «история».

5. В чем заключаются основные функции истории?

6. Объясните суть формационного и цивилизационного подхода к истории. В чем состоят их достоинства и недостатки?

7. Что такое методы и принципы исторического исследования?

8. Дайте определение понятия «исторические источники» и охарактеризуйте их.

9. Какие исторические щколы существовали в исторической науке, чем они отличались друг от друга?

1. История Отечества: Учебник для вузов/ Под ред. акад. Г.Б. Поляка. 2- изд., перераб. и доп. М., 2002.

2. История России. Учебник. Издание второе, перераб. и доп. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. М., 2002.

3. Политическая история России: Учебное пособие / Отв. ред. проф. В.В. Журавлев. М., 1998.

4. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Учебное пособие для вузов. Брянск, 2000.

5. Тойнби А.Д. Постижение истории. М., Прогресс, 1990.

6. Тойнби А.Д. Цивилизация перед судом Истории. СПб., 1995.

7. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Образ и действительность. Минск, 1998.

История изучает прошлое. Но историк не может прикоснуться к прошлому стандартными методами научного исследования. Он не может его наблюдать. Машину времени, увы, еще не изобрели, и даже сама возможность путешествия в прошлое сегодня не имеет теоретического обоснования. Историк не властен поставить эксперимент, смоделировать событие. То есть какие-то гипотетические реконструкции возможны, но никогда нет уверенности в полностью адекватном воспроизведении событий прошлого.

Единственная возможность научного поиска для историка - изучение прошлого по следам, которые оно оставило. Эти следы называются историческими источниками.

Исторический источник - любой носитель информации о прошлом.

Существует множество определений исторического источника. Приведем некоторые из них.

"Источник - это то, из чего черпается материал для истории" (3. Бехер).

"Исторические источники - это или письменные, или вещественные памятники, в которых отразилась угасшая жизнь отдельных лиц и целых обществ" (В. О. Ключевский).

"В обширном смысле понятие исторического источника включает или заключает в своем содержании всякий остаток старины" (С. Ф. Платонов).

"Исторический источник - это реализованный продукт человеческой психики, пригодный для изучения фактов с историческим значением" (А. С. Лаппо-Данилевский).

"Под историческим источником понимают всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества" (М. Н. Тихомиров).

"Исторический источник - это все, непосредственно отражающее исторический процесс, все созданное человеческим обществом" (Л. Н. Пушкарев).

Исторический источник - это "...все, что может источать историческую информацию... не только то, что отражает исторический процесс, но и... окружающая человека естественно-географическая среда" (С. О. Шмидт).

"Источник - продукт целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о социальных явлениях и процессах" (О. М. Медушевская).

Источники могут быть классифицированы:

  • 1) по типу носителя (из чего сделан источник):
    • - вещественные;
    • - письменные;
    • - устные;
  • 2) по способу передачи информации.
  • - письменные;
  • - устные;
  • - изобразительные;
  • - фонетические и т.д.;
  • 3) по цели создания, свидетельства намеренные и ненамеренные;
  • А) по степени близости источника к произошедшему событию, прямые свидетельства и свидетельства, записанные с чужих слов, на основе других источников.

По классификации немецкого историка Эрнста Бернгейма, источники делятся на остатки (собственно остатки, а также данные языка, игры, обычаи и т.д.) и традицию (то есть переосмысление, интерпретация по определенным принятым в обществе правилам).

По классификации российского историка А. С. Лаппо-Данилевского, источники делятся на изображающие исторические явления ("остатки культуры"), и источники, их отображающие ("исторические предания"). С помощью изображающих возможно непосредственно воспринимать и описывать события, а вот отображающие нужно предварительно расшифровать, истолковать, интерпретировать.

Историки влиятельной французской Школы "Анналов", в том числе М. Блок, делили свидетельства источников на ненамеренные (то есть изначально предназначенные для современников, а не для историков: разного рода документы, ведомости, справки и т.д.) и намеренные (то есть сделанные специально, в расчете, что их когда-то прочтет адресат, читатель-современник или спустя много лет - историк).

По классификации отечественного исследователя Л. Н. Пушкарева, источники бывают:

1) вещественные (археологические); 2) письменные; 3) устные (фольклорные); 4) этнографические; 5) лингвистические; 6) фото-, кинодокументы и 7) фонодокументы.

По классификации академика И. Д. Ковальченко, источники делятся на: 1) вещественные;

2) письменные; 3) изобразительные и 4) фонетические. В другой классификации Ковальченко предложил делить источники на массовые и индивидуальные. К первым он относил, кроме того, статистику, делопроизводственные материалы, акты, то есть документы, отражающие жизнь общества, экономики и т.д. Ко вторым-литературные памятники и источники личного происхождения, отражающие индивидуальную историю отдельных людей в общем потоке исторических событий.

Существует также классификация по видам исторических источников.

Вид исторических источников - это исторически сложившаяся группа источников, которые имеют устойчивые общие признаки формы и содержания, возникшие и закрепившиеся в силу общности их социальных функций. * 1

Классификация источников по видам предложена уже упоминавшимся Пушкаревым:

  • 1) летописи;
  • 2) законодательные акты;
  • 3) делопроизводственная документация;
  • 4) актовые материалы (грамоты);
  • 5) статистика;
  • 6) периодическая печать;
  • 7) документы личного происхождения (мемуары, дневники, переписка);
  • 8) литературные памятники;
  • 9) публицистика и политические сочинения;
  • 10) научные труды.

Своего рода синтетическую классификацию, объединяющую деление источников по видам с критериями по типу носителя и по способу передачи информации, предложил российский историк и краевед С. О. Шмидт:

  • 1) вещественные источники;
  • 2) изобразительные источники:

художественно-изобразительные (произведения искусства, кино и фотографии);

  • - изобразительно-графические (карты, схемы и т.д.);
  • - изобразительно-натуральные (фотографии и кинокадры);
  • 3) словесные источники:
    • - разговорная речь;
    • - фольклор;
    • - письменные памятники;
    • - фонодокументы;
  • 4) конвенциальные источники (все системы "условных обозначений графическими знаками" и "информация, записанная на машинных носителях", то есть современные электронные источники);
  • 5) поведенческие источники (обычаи, обряды);
  • 6) звуковые источники.

Главный вопрос при обращении к источникам - их адекватность в воспроизведении событий прошлого. Источник должен быть проверен на фальсификацию. Удостоверившись в его подлинности, ученые должны составить описание источника (то есть установить его происхождение: авторство, время и место создания, предназначение текста или документа и т.д.). После этого наступает черед извлечения из источника информации о прошлом и ее интерпретации. Это делается с помощью специальных научных методик.

Человечеству много тысяч лет. Все это время наши предки накапливали практические знания и опыт, создавали предметы быта и шедевры искусства. Они совершали ошибки и делали великие открытия. Как нам узнать об их жизни? Можем ли мы взять что-нибудь полезное для себя, чтобы не допускать промахов в настоящем?

Конечно же, это возможно. Сегодня существует много наук, изучающих вещественные источники. Давайте разбираться детально.

Определение и классификация

Итак, вещественные источники - это все материальные предметы, которые отражают различные сферы жизни и деятельности человека. Все, что характеризует происходящий сейчас или в прошлом, будь то надписи, остатки бытовых вещей или человеческие останки, может нести бесценную информацию для исследователей.

Таким образом, мы определили наиболее широкие рамки этого понятия. Давайте теперь разберемся с классификацией для большей упорядоченности.

Вначале картина складывалась достаточно просто: эпоха дикости, которую сменило время варваров, а после - возникновение цивилизации. Однако такую стройную классификацию сломали вещественные источники Средневековья. Они совсем некстати вклинились после потрясающего расцвета античных государств.

Сегодня исследователи все больше склоняются к следующему разделению памятников культуры. Выделяют три основные группы (в каждой из них имеются подразделы):

Вещественные источники, примеры которых будут приведены далее.

Изобразительные памятники - рисунки, фотографии, символы на монетах и прочее.

Словесные. Они делятся на устные и письменные. Первые изучаются этнографией.

Особенности правильной работы

Вещественные источники - это самые разнообразные памятники, находки, упоминания, песни и легенды. Как же разобраться с ними и объединить в систему?

Подобная задача не по силам одной науке или группе людей. Для разработки такого обширного направления в процессе развития общества было создано несколько дисциплин, с которыми мы с вами познакомимся далее.

Какие же методы используются, когда изучают вещественные источники? Для начала упомянем человеческий фактор. Любой результат всегда выдается через призму мировоззрения исследователя или автора письменного документа. Поэтому зачастую ученые не получают объективной информации, а лишь подтверждают или опровергают свои догадки.

Главным методом в работе с источниками является следующий: все выводы делаются только после изучения всего комплекса находок, свидетельств, фактов. Нельзя что-то вырывать из контекста. Общая картина складывается наподобие паззла. Давайте разберемся, какие дисциплины занимаются подобными изысканиями.

Археология и антропология

Эти две науки наиболее плотно работают с вещественными источниками. Первая из них имеет цель разобраться в эволюции человека и общества, изучить процесс становления основных сфер жизни от начала веков до сегодняшних дней.

Антропология занимается исследованием самого человека (рас, традиций, культуры и быта). Однако такое широкое поле деятельности данной науки существует в основном в странах западного мира. В СНГ эти знания охватывают несколько отраслей. Кроме антропологии здесь задействованы этнография и археология.

Конкретно эта наука в нашем понимании занимается больше эволюцией и временно-пространственными различиями физического типа человека. Итак, давайте разберемся по порядку.

Археология - это наука, изучающая вещественные исторические источники. В сферу ее интересов входит несколько исследуемых групп:

Поселения (сюда же входят и жилища). Они разделяются на укрепленные (чаще называются городищами) и неукрепленные (поселки). Это могут быть города и крепости, стойбища и земледельческие или ремесленные поселения, походные лагеря армий и укрепленные замки.

Большинство подобных памятников статичны, они постоянно находятся (и находились) на одном месте. Однако стоянки и прочие временные поселения зачастую не имеют одного и того же местоположения. Поэтому их обнаружение в основном является делом случая.

Городища обычно обнаруживают по остаткам валов и стен. Вообще, большая часть работы археолога происходит в архиве. Здесь находится информация в различных письменных источниках - от легенд и былин до отчетов научных разведок. Сказания, кстати, играют немалую роль. Троя была обнаружена Генрихом Шлиманом именно благодаря точному следованию им «Илиаде» Гомера.

Следующим местом, где хорошо сохраняются вещественные источники истории, как ни странно, являются погребения. Под слоем земли в сухих районах планеты некоторые предметы могут пролежать тысячи лет и сохранить свою форму. Более влажные места, конечно, уничтожат многие материалы. Однако, например, некоторые виды дерева в воде окаменевают.

Итак, в захоронениях археологи находят не только предметы быта древних людей, но и различные элементы, говорящие о верованиях, ритуалах, социальном устройстве общества и прочем.

Также к памятникам относятся ритуальные места (святилища, капища) и мастерские. Если знать, как интерпретировать находки, то можно получить очень много интересной и важной информации.

Последним, но не менее важным комплексом являются случайные находки. Все - от кладов до случайно потерянной пуговицы - может рассказать профессиональному исследователю о прошлом.

Как мы уже убедились, большинство знаний о древних обществах - вещественные. по доходят до нашего времени не всегда в целости и сохранности, поэтому археологам и антропологам часто приходится обращаться за помощью к реставраторам, которые помогают им восстановить оригинальный облик предметов.

Этнография

В советскую эпоху это была отдельная наука, сегодня же ее чаще причисляют к составляющим антропологии. Она изучает (точнее, описывает) народности мира. Данные, с которыми работает антропология, - это не только вещественные источники. Примеры нематериальных памятников - песни и устные сказания. Во многих племенах просто нет письменности, и подобная информация передается от родителей детям из уст в уста.

Поэтому этнографы зачастую работают не как исследователи, а как коллекционеры и хранители разнообразных традиций народов мира. Если вы взглянете на записи испанцев и португальцев XV - XVI веков, то будете удивлены. Очень многих описанных вещей и явлений больше не существует.

Племена уничтожаются, ассимилируются (а значит, пропадает одна из самобытных культур). Вследствие глобализации стираются различия между народами. Даже языки могут исчезнуть. И если они не были записаны, то о них больше никто и никогда не узнает.

Что нам предлагает этнография? Какие вещественные источники? Фото, аудиозаписи песен, видео обрядов, письменная фиксация разных сфер жизни народа - все это изучается и сопоставляется.

Подобные описания стали делать очень давно, но в древнем мире они были больше похожи на сказки с неимоверным количеством домыслов. И только в позднем Средневековье появляются исследователи, которые сопоставляют и быт удаленных племен, например, индейцев, аборигенов Австралии, бушменов и прочих собирателей-охотников.

Оказывается, наблюдая за жизнью народностей, стоящих на ступени «предцивилизации» в современном ее понимании, мы можем узнать, какие были отношения в каменном, медном, бронзовом, железном веках.

Важным моментом является то, что в школе с детьми разбирают вещественные источники (примеры). 5 класс - самое время для изучения традиций своего народа и постепенного перехода к общей информации о становлении человечества.

Эпиграфика

Второй по численности материал, из которого мы можем черпать знания о древних людях, - это написанные и нарисованные вещественные источники - картинки, летописи, мемуары, глиняные таблички, петроглифы, иероглифы,

Перечислять способы, которыми человечество пользовалось для сохранения информации, можно долго. Без них мы не имели бы ни малейшего понятия о событиях прошлого. Об этом можно говорить с полной уверенностью, так как археологические находки просто не в силах дать столько информации, сколько содержится в одной, даже самой короткой записке.

Одним из древнейших исследований, дошедших до нас, является широко известная «История» Геродота. Она датируется пятым веком до нашей эры. Одни из первых мемуаров написал Гай Юлий Цезарь. Их название - «Записки о галльской войне».
Но в целом биографии и воспоминания более характерны для эпохи Возрождения.

Конечно, письменные памятники очень богаты информативно, однако есть и свои минусы.

Во-первых, данные в них касаются пяти тысяч лет человеческой истории максимум. То, что было ранее, или не зафиксировано, или не расшифровано.

Второе - тенденциозность и особое внимание к высшим слоям при практически полном игнорировании простого народа.

Третье - основная масса древних текстов нам известна в виде переводов и переписанных копий. Оригиналов единицы. Кроме того, новых поступлений ожидать не приходится. А вот археологические вещественные источники люди обнаруживают регулярно.

В комплекс наук, изучающих письменные памятники, входят различные дисциплины. Первая, о которой стоит упомянуть, - палеография. Она занимается сбором и расшифровкой древних алфавитов, шрифтов, способов написания. В общем, без ее усилий ученые не смогли бы качественно работать с текстами.

Следующая наука - нумизматика. Она работает с надписями на монетах и банкнотах (подраздел - бонистика). Папирология изучает информацию, имеющуюся в свитках папируса.

Однако самыми достоверными считаются бытовые надписи. Они короткие и не содержат хвастовства и преувеличения.

Таким образом, мы разобрали с вами науки, изучающие вещественные источники, что это такое, какие виды памятников существуют, как с ними работают. Далее поговорим о материалах, касающихся трех наиболее ярких эпох в истории человечества - Древней Греции, Рима и Средневековья.

Письменные источники Древней Греции

Как мы уже говорили выше, информация о прошлом содержится во многих артефактах. Однако наиболее информативными являются именно надписи или записи.

Период античности вообще и Древняя Греция в частности ознаменованы появлением ученых и исследователей. Зачатки большинства наук, которые успешно развиваются сегодня, уходят корнями именно в эту эпоху.

Итак, какие вещественные источники истории Эллады нам известны? Непосредственно о мы поговорим чуть позже, а сейчас окунемся в мир древнегреческой литературы.

Наиболее древними являются записи Гекатея Милетского. Он был логографом, описывал историю и культуру своего города и соседних полисов, по которым путешествовал. Вторым известным нам исследователем был Гелланик Митиленский. Его труды дошли до нас в отрывочных записях и большой исторической ценности не несут. В работах логографов часто легенды и вымысел сплетаются с действительностью, и их сложно разделить.

Первым достоверным историком был Геродот. В V веке до нашей эры он написал многотомный труд «История». Им была предпринята попытка объяснить, из-за чего началась война между персами и греками. Для этого он обращается к истории всех народов, которые входили в данные империи.

Вторым в хронологическом порядке был Фукидид. В своих работах он постарался осветить причины, ход и последствия Пелопонесской войны. Заслуга этого грека в том, что он не обращался к «божественному провидению», чтобы объяснить причины происходящего, как Геродот. Он ездил по памятным местам, полисам, разговаривал с участниками и очевидцами, что дало возможность написать истинно научный труд.

Таким образом, письменные вещественные источники - это не только гипотезы, идеологические происки или политическая пропаганда. Среди них нередко встречаются и основательные труды.

Материальная культура Эллады

Сегодня изучение античных государств занимает одно из ведущих мест среди областей исследования в археологии. Многие университеты начали изучать Грецию в конце XIX века, и сегодня работают целые школы на Балканах, занимающиеся разработкой методик и углубленным изысканием.

За этот век был накоплен огромный опыт и фактический материал по истории балканских полисов, таких, как Дельфы, Афины, Спарта, острова и малазийское побережье (Пергам, Троя, Милет).

Отечественные ученые еще со времен Российской империи занимались рассмотрением городов-колоний северного Причерноморья. Наиболее известны такие полисы, как Ольвия, Пантикапей, Херсонес Таврический, Танаис и прочие.

За годы исследований была накоплена масса материала - монеты, ювелирные изделия, оружие, надписи на твердом материале (камень, глина, геммы), остатки сооружений и прочее.

Все эти вещественные источники по истории Древней Греции позволяют нам представить образ жизни, быт, занятия эллинов. Мы знаем об охоте и пирах, поскольку подобные сцены часто изображались на сосудах. По монетам можно судить о внешности некоторых правителей, гербах городов, отношениях между полисами.

Печати и надписи на сосудах, домах, вещах также много рассказывают о той эпохе.
Находки, относящиеся к древнему миру (Египет, античные государства, Месопотамия) - одни из самых красивых. После падения Рима стартовала эпоха упадка, когда красота перестала цениться, поэтому начало средних веков ознаменовано более грубыми вещами.

Письменные источники Древнего Рима

Если греки больше были склонны к философии, размышлению, изучению, то римляне стремились к военным победам, завоеваниям и праздникам. Не зря присказка «хлеба и зрелищ» (а именно их требовал плебс от императоров) дожила до наших дней.

Итак, этот суровый и воинственный народ оставил нам многочисленные вещественные источники. Это города и дороги, предметы быта и оружие, монеты и ювелирные украшения. Но все это не дало бы и сотой доли того, что мы знаем о Риме, если бы не письменные памятники культуры.

В нашем распоряжении есть разнообразный материал, поэтому исследователи могут досконально ознакомиться с большинством граней римской жизни.

Первые сохранившиеся записи рассказывают о погодных условиях, урожаях. Также в них содержатся хвалебные гимны жрецов. Вообще, материалы, относящиеся к ранней истории и дошедшие до нас, представлены в стихотворной форме.

Публий Сциволла написал «Великие анналы» объемом в восемьдесят книг. Полибий и отметились произведениями по сорок томов. Но всех превзошел Тит Ливий. Он написал историю города Рима от основания до его современности. Эта работа вылилась в 142 книги.

Ораторы и поэты, полководцы и философы - все старались оставить память о себе для потомков.

Сегодня вы сможете практически во всех социальных сферах обнаружить влияние, которое оказали римские вещественные источники. Примеры относятся к области юриспруденции, медицины, военного дела и пр.

Памятники Древнего Рима

Не менее увлекательным материалом являются археологические находки, сделанные во всех частях некогда громадной империи. Пространство от Атлантического океана на восток до Средней Азии, Европа и Северная Африка - все это некогда находилось в границах одного государства.

Вещественные источники по истории иллюстрируют нам эпоху великих свершений, завоеваний и не меньшей распущенности, особенно в крупных городах.
Благодаря находкам стало известно, что Италия была заселена еще с палеолита. Свайные поселения и стоянки с каменными орудиями труда не оставляют в этом ни капли сомнений.

Не менее интересный пласт доримского периода - эпоха этрусков. Достаточно высокоразвитая культура, носители которой впоследствии были завоеваны и ассимилированы римлянами.

Золотые пластины с текстами рассказывают, что этруски поддерживали мирные отношения с греческими полисами и Карфагеном.

Римский форум, дороги и акведуки и сегодня захватывают дух, что же говорить о том времени, когда они не были в руинах?!

Это лишь часть того, что вещественные источники нам открывают о прошлом.
Наиболее известным памятником, несомненно, являются Помпеи. Город в одночасье погиб из-за извержения Везувия, который находится неподалеку. Благодаря многим тоннам пепла ученые обнаружили хорошо сохранившиеся останки жителей и потрясающие интерьеры римских усадеб. В них только немного поблекли краски! Сегодня можно прогуляться по улицам античного города, с головой окунуться в атмосферу того времени.

Средневековые источники

Это «темные» столетия, в течение которых человечество приходило в себя от упадка после падения античных государств.

Вещественные источники Средневековья можно разделить на несколько групп.
К первой относятся, несомненно, наиболее крупные и заметные - города, оборонительные сооружения, крепости.

Далее идут памятники, несущие много информации, а именно - письменные свидетельства эпохи. К ним относят анналы, летописи, нотные записи гимнов, указы правителей и рабочую документацию ремесленников, купцов и пр.

Однако вещественные источники Средневековья не так многочисленны, как хотелось бы. О пятом - девятом веках практически не сохранилось письменных упоминаний. Большинство информации об этом времени мы получаем из легенд, сказаний.

Влажный климат, низкий уровень производства, фактическое возвращение к первобытно-общинному строю сделали свое дело. Находки выглядят ужасающе, если сравнивать античные памятники и вещественные источники Средневековья. Фото музейных экспонатов подтверждают этот факт.

Особенность эпохи заключалась в том, что народы, населявшие окраины Римской империи, были малограмотны. Свои обычаи они передавали от дедов внукам в устной форме. Записи же в это время велись в основном потомками знатных патрициев или монахами, зачастую на латыни или греческом. Национальные языки прорываются в книги только в конце данного периода.

Мы не владеем всей информацией о социальном положении племен раннего средневековья. Ни технологии, ни общественная жизнь, ни классовая структура, ни мировоззрение - ничто не поддается восстановлению в полной мере.

В основном по находкам получается разобраться только с верованиями, военной и ремесленной сферами. Только три этих области освещают найденные вещественные источники Средневековья. Примеры можно привести из области сказаний, легенд, оружия и инструментов с именами, а также захоронений.

В статье мы с вами разобрались в таком непростом понятии, как памятники материальной культуры, ознакомились с науками, изучающими подобные находки, а также рассмотрели несколько примеров из двух исторических периодов.

Истори́ческие исто́чники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлёкших за собой те или иные исторические события .

Истори́ческий исто́чник - продукт (материально реализованный результат) целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о человеке и обществе, в котором тот жил и действовал .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Существует несколько подходов к общей классификации исторических источников. В XIX веке в Европе была распространена классификация источников на остатки и предания .

    И. Дройзен

    Одним из первых детальную классификацию исторических источников предложил немецкий историк XIX века И. Дройзен . Он разделил все многообразие продуктов целенаправленной человеческой деятельности на исторические остатки и исторические предания (исторические традиции) .

    Согласно Дройзену, речь, письмо, изображение - составляют историческую традицию . Она подразделяется на устную (песнь, сага, рассказ, легенда, анекдот, пословицы, крылатые слова), письменную (генеалогические таблицы, исторические надписи, мемуары, брошюры, газеты и т. п.) и изобразительную (географические карты, иконография исторических личностей, планы городов, рисунки, живопись, скульптура).

    По мнению Дройзена, непосредственными результатами самих событий являются так называемые остатки :

    • Произведения всех наук, ремесел, искусств, свидетельствующие о потребностях, способностях, взглядах, настроениях, состояниях;
    • Данные языка;
    • Обычаи, нравы, учреждения;
    • Монументы;
    • Деловые акты, протоколы, делопроизводственные и всевозможные административные документы.

    Л. Н. Пушкарёв

    Все более и более полное сбережение письменных источни­ков, учреждение архивов, их упорядочивание, реорганизация библиотек, создание каталогов, репертуаров, инвентариев пред­ставляют собой в конце классической эпохи нечто большее, чем просто новую восприимчивость ко времени, к своему прошлому, к глубинным пластам истории; это способ введения в уже сфор­мировавшийся язык и в оставленные им следы того же самого порядка, который устанавливают между живыми существами. Именно в этом зарегистрированном времени, в этом разбитом на квадраты и пространственно-локализованном становлении, историки XIX века возьмутся за написание наконец «верной» истории, то есть освобожденной от классической рационально­сти, от её упорядоченности и от её теодицеи, - истории, отдан­ной во власть неистовой силе вторгающегося времени .

    Мишель Фуко

    Работа с источниками

    Извлекая информацию из источника, исследователь должен помнить два существенных момента:

    • Источник дает лишь ту информацию, которую в нём ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.
    • Письменный источник передает события через мировосприятие автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.

    Так как исторические источники различных видов создаются людьми в процессе осознанной и целенаправленной деятельности и служили им для достижения конкретных целей, то они несут ценную информацию о их создателях и о том времени, когда были созданы. Чтобы извлечь эту информацию, необходимо понимать особенности и условия возникновения исторических источников. Информацию из источника важно не только извлечь, но и критически оценить, а также правильно интерпретировать .

    Интерпретация источников

    Примеры интерпретации источников

    Владимир Библер приводит следующий пример. В 1952 году на Неревском раскопе в Новгороде студенты-археологи МГУ во главе с A. B. Арциховским среди целого ряда берестяных грамот XII-XIV веков обнаружили грамоту № 46 с надписью:

    Н В Ж П С Н Д М К З А Т С Ц Т… Е Е Я И А Е У А А А Х О Е И А…

    Несмотря на то, что правая часть надписи не сохранилась, попытки расшифровать грамоту оказались успешными. Оказывается, что нужно было читать её по вертикали, приставляя к букве верхней строчки - букву нижней, а затем начинать все сначала, и так до последней буквы. Часть недостающих букв была восстановлена по смыслу. Непонятная надпись была шуткой новгородского школяра, написавшего: «Невежа писа не дума каза, а хто се цита…» - «Незнающий написал, недумающий показал, а кто это читает…» . В результате работы с куском бересты исследователь не только расшифровал надпись, но и получил представления о характере людей и культуре того времени. Он также генерировал новое знание о древнерусской культуре и о психологии людей исследуемой эпохи, или, словами Библера, расширил площадь фрагмента прошлого:

    …в нашем времени теперь присутствует (в качестве факта) именно такая, действительно осмысленная берестяная грамота. Присутствует и актуально существует кусок быта XII в. вместе с характерным грубоватым юмором, розыгрышем, «обрывком» взаимоотношений .

    Условия успешной работы с источниками

    Многие историки предупреждают об опасности фетишизации источников. Следует помнить, что источники - это всего лишь рабочий материал для историка, а их анализ и критика закладывают базу для исследования. Основной же этап в работе историка начинается на стадии интерпретации источника в контексте его времени и осмысления отдельно взятого источника в комплексе с другими данными для производства нового исторического знания.

    Говоря об исторических источниках, И. Дройзен постоянно подчеркивал их неполноту и фрагментарность, не позволяющую воссоздать пол­ную картину прошлого. Он призывал проводить перекрестный анализ различных видов источников, чтобы избежать их неправильной трактовки. В качестве меры достоверности исследова­ния Дройзен предлагал признать четкость в обозначении пробелов и возможных ошибок .

    Для успешной работы с историческими источниками от историка требуется не только кропотливость и непредвзятость, но и глубокие знания предмета исследования и широкий культурный кругозор. В качестве примера плодотворной работы историка с источниками можно привести Сергея Михайловича Соловьева , автора 29-томной «Истории России». В. О. Ключевский так писал о нём:

    Широта исторического взгляда была отражением широты его исторического образования. В области русской истории трудно быть специалистом более Соловьева. Не много будет после него ученых, которым удастся так последовательно и полно изучить источники нашей истории. Но Соловьев не закапывался в свою специальность. В этом отношении он - поучительный образец, особенно для занимающихся отечественной историей, между которыми часто проявляется наклонность уединяться в своей цеховой келье .

    В. О. Ключевский

    См. также

    Примечания

    Литература

    • Бескровный Л. Г. Очерки по источниковедению военной истории России. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1957. - 452 с.
    • Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. - М., 1986. - 254 с.
    • Бокщанин А. Г. Источниковедение Древнего Рима. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 160 с.
    • Григорьева И. В. Источниковедение новой и новейшей истории стран Европы и Америки. - М.: Высш. школа, 1984. - 335 с.
    • Данилевский И. Н., Кабанов В. В. и др. Источниковедение. - М.: Росс. гос. гум. ун-т, 2004 . - 701 с. - ISBN 5-7281-0090-2
    • Иванов Г. М. Исторический источник и историческое познание. - Томск: Изд-во ТГУ, 1973. - 250 с.
    • Источниковедение: Теория. История. Методические источники российской истории: учеб. пособие / И. А. Данилевский В. В. Кабанов, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева. - М.: Изд-во Рос. гос. ун-та, 1998. - 702 с. - ISBN 5-7281-0090-2 .
    • Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика: Учебник / А. К. Соколов, Ю. П. Бокарев, Л. В. Борисова и др.; под ред. А. К. Соколова. - М.: Высш. школа, 2004. - 688 с. - ISBN 5-06-004521-8
    • Источниковедение истории СССР / под ред. И. Д. Ковальченко. - 2-е изд. - М.: Высш. школа, 1981. - 496 с.
    • Источниковедение Древней Греции (эпоха эллинизма) / под ред. В. И. Кузищина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 240 с.
    • Источниковедение истории Древнего Востока / под ред. В. И. Кузищина. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1962. - 381 с.
    • Козлов В. П. Тайны фальсификации. Анализ подделок исторических источников XVIII-XIX веков. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 272 с.
    • Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории / Ин-т общественной мысли; подгот. текста: Р. Б. Казаков, О. М. Медушевская, М. Ф. Румянцева; авт. коммент.: Т. В. Гимон, М. Ф. Румянцева. - М.: РОССПЭН, 2010 г. - 631 с. - В 2-х томах. - (Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времён до начала XX века). Оригинал: Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. Вып. I-II. СПб., 1910-1913.
    • Методика работы над историческими источниками / А. П. Пронштейн, А. Г. Задера. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. - 82 с.
    • Пушкарев Л. Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. - М.: Наука, 1975. - 282 с.
    • Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка /Пер. с англ. - М: Издательство «Весь Мир», 2000. - 296 с. - ISBN 5-7777-0093-4
    • Тихомиров М. Н. Источниковедение истории СССР. Выпуск 1. С древнейшего времени до конца XVIII века. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962. - 495 с.
    • Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук: Пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой / Вступ. ст. Н. С. Автономовой. - СПб., 1994. - 406 с. - ISBN 5-85962-021-7
    • Шмидт С. О. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии. - М., Изд-во РГГУ, 1997 г. - ISBN 5-7281-0046-5
    • Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. - М.: Высш. школа, 1986. - 240 с.

    Наиболее древнейший вид вещественных источников - археологические материалы.

    Археология - наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным источникам. Термин «археология» впервые употребил древнегреческий философ Платон (427 - 347 гг. до н.э.). Термин образован от слияния двух слов: «архайос» - древний, «логос» - наука, слово.

    Пользуясь особой системой методов и приемов исследования, археологи добывают, изучают и систематизируют остатки материальной культуры различных племен и народов. Подавляющее число материалов, собранных археологами, не содержащие никаких надписей предметы и орудия человеческого труда, добытые из недр земли. Для того чтобы заставить их заговорить, открыть заложенную в них информацию, археолог должен быть одновременно и историком.

    Понятие «археологические источники» оформилось лишь в последние десятилетия. В науке до сих пор нет единого мнения по вопросу о том, как соотносятся между собой понятия «археологический источник» и «исторический источник».

    Первые упоминания о попытке раскопок в России относятся к 1144 г., в Ипатьевской летописи рассказывается об археологических находках на реке Волхов. В 1420 году в Пскове начались раскопки остатков древнейшей в городе церкви Власия. В начале XVIII века в России уже издаются государственные законы, предписывающие археологические находки сдавать на хранение в первый общегосударственный музей - Императорскую Кунсткамеру.

    В 1739 году В.Н. Татищев составил одну из первых в мире инструкций по сбору сведений об археологических памятниках. Позднее подробные инструкции были написаны М.В. Ломоносовым, Г.Ф. Миллером.

    Археологические памятники условно можно разделить на несколько групп. Самые крупные из них - поселения и погребения.

    Поселения делят на неукрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники эпохи бронзы и железа. Под стоянками подразумеваются поселения каменного и бронзового века.

    Погребения делятся на две основные группы: погребения, имеющие надмогильные сооружения (гробницы, курганы) и погребения грунтовые, т.е. без каких либо надмогильных сооружений. Наиболее сложные погребения - мегалитические погребения, т.е. погребения в гробницах, сооружениях из больших камней (дольмены, менгири). Самые известные из гробниц - пирамиды. На территории России пирамиды строили из дерева и земли. От них остались лишь насыпи - курганы.

    Погребения говорят о возрасте умерших, а, следовательно, и о средней продолжительности жизни человека той эпохи, о его образе жизни, о том, чем он питался. Особенности обряда захоронения свидетельствуют о религиозных воззрениях, верованиях мировоззрении соплеменников умершего.

    Среди обычных материалов, которые дают раскопки поселений, особый интерес представляют остатки жилищ. У различных племен и народов жилища сильно отличаются друг от друга. Исследования типов жилых построек по археологическим материалам позволяет сделать некоторые выводы об уровне социального развития данного общества.

    Своего рода визитной карточкой каждого древнего народа служила керамика. Появившись около 10 тысяч лет назад, в эпоху неолита керамика изготавливалась в ручную. На смену лепной керамике приходит керамика, изготавливаемая на гончарном круге. У каждого народа складываются свои, очень устойчивые, передававшиеся из поколения в поколение традиции изготовления керамики (форма сосуда, состав глиняного теста, качество обжига, орнамент). Все это позволяет предположить, к какому народу принадлежал мастер, изготовивший данное изделие.

    Сходство керамики, типов погребений и других признаков позволяет говорить о некоем единстве - археологической культуре. Археологическую культуру не всегда удается связать с каким-либо известным по письменным источникам народом. Часто археологические памятники восходят к таким древним временам, когда еще не сформировались известные нам народы и племена. Понятие «археологическая культура» облегчает исследование этногенеза различных народов, позволяет археологам систематизировать, обобщать свои наблюдения. Для обнаружения основных археологических памятников - поселений и погребений - организуются археологические разведки. Разведки имеют целью обнаружить интересный в археологическом отношении объект, собрать подъемный материал, т.е. мелкие предметы, лежащие на поверхности земли (керамика, обломки вещей…).

    Своеобразным видом вещественных источников являются памятники архитектуры. Памятники архитектуры, встречающиеся в сельской местности и областных центрах, как правило, уступают по своим достоинствам столичным «знаменитостям».

    Подавляющее большинство дошедших до нас памятников архитектуры - культовые сооружения. Среди них деревянные храмы составляют в настоящее время лишь очень небольшую часть, однако, в древности дело обстояло как раз наоборот. Деревянные храмы быстрее, чем каменные поддавались разрушительному воздействию времени, погибали в огне пожаров, вспыхивая то от молнии, то от забытой свечи.

    Малейшая небрежность, неосторожность может привести к гибели памятника деревянного зодчества. В целях лучшей сохранности и также для облегчения доступа к ним любителей старины, туристов и экскурсантов памятники деревянного зодчества перевозятся в крупные города, на территорию специально создаваемых музеев под открытым небом.

    Деревянные храмы - неотъемлемая часть древнерусского села или города. Все храмы по-своему отражают и характер, и обстановку жизни наших предков. В этом их историческое значение, их ценность, как своего рода исторического источника.

    При изучении деревянных храмов следует иметь в виду, что они, как и каменные, зачастую дошли до нас в искаженном виде. Наиболее распространенный вид искажений - дощатая обивка. Не защищая памятник, обивка скрывает своеобразную прелесть серебристых, потрескавшихся от времени старых бревен, затрудняет наблюдение за состоянием храма.

    Каменные храмы появились на Руси одновременно с принятием христианства. Подавляющее большинство каменных храмов периода Киевской Руси находятся в городах и селах Украины, в Смоленске Новгороде.

    Каменные храмы эпохи Киевской Руси - материальное воплощение могущества древнерусского государства.

    Каменное зодчество периода феодальной раздробленности столь же отчетливо отражает особенности своего времени, как и храмы Киевской Руси. Каменные храмы уменьшаются в размерах, однако, их конструкция и техника кладки становятся наиболее разнообразными.

    В конце XVII века начинается быстрое сближение русского каменного зодчества с западноевропейским. Одним из первых проявлений этого процесса стало формирование своеобразного архитектурного стиля, получившего название «нарышкинское барокко». Наиболее известные памятники данного стиля были выстроены в подмосковных вотчинах влиятельного боярского рода Нарышкиных, родственников Петра I по линии матери, Натальи Кирилловны Нарышкиной.

    Последнюю треть XVIII века, время правления императрицы Екатерины II, справедливо называют «золотым веком» дворянства. Освобожденные в 1792 г. от обязательной службы, дворяне все больше внимания уделяют условиям своей повседневной жизни, по-новому относятся к облику своих резиденций - начинают возводиться так называемые «дворянские гнезда» - усадьбы.

    Вторая половина XIX - начало XX века - время быстрого развития капитализма в экономике России. Яркими иллюстрациями этого процесса служат сохранившиеся во многих городах, а иногда и селах пышные особняки купцов, фабрикантов и заводчиков.

    Изучение памятников архитектуры различных эпох требует от краеведов основательной подготовки и систематической работы. Необходимо составить карту размещения архитектурных памятников и составить на каждый памятник паспорт, для того, чтобы краеведы легко могли отыскивать эти памятники для их дальнейшего изучения.

    Большое значение для исторического краеведения могут быть изобразительные источники: старинные гравюры, скульптуры, картины с изображением бытовых сцен, национальных костюмов.

    Особое значение для краеведов имеют фотоматериалы. Фотографии - прекрасный документальный материал. По ним можно изучать быт, одежду и т.д. Фото - видеолетопись родного города, села через некоторое время станет ценнейшим историческим источником, который расскажет будущим историкам и краеведам о жизни и делах людей в XXI веке.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что вещественные источники являются связующим звеном с прошлым, помогают краеведу в изучении прошлого и настоящего.




Top