Что лучше – истина или сострадание? Что лучше: истина или сострадание? Сочувствие в пьесе на дне.

Что лучше – истина или сострадание? Это вопрос, который при более глубоком рассмотрении вызывает большие сомнений, чем определенности.

Истина


Что такое истина? Это нечто существующее в реальности, утверждение, проверенное опытом. Что такое сострадание? – эмпатия, сочувствие к несчастьям другого человека. Эти понятия сложно противопоставить друг другу. Но именно это делает М. Горький – автор пьесы «На дне».

Действие пьесы происходит в ночлежке для босяков, «бывших людей». Это место больше напоминает тюремный подвал, нежели помещение, пригодное для жизни. Жители ночлежки – люди, озлобленные на жизнь, потерявшие всякую надежду на лучшее будущее, равнодушные друг к другу и к себе. Они забыли свое прошлое, они не имеют настоящего, у них не будет будущего. Сами они говорят, что они не живут, а существуют. Какой-то критик отметил, что «На дне» — потрясающая картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди».

В этот черный мир врывается светлый странник Лука. Он пытается утешить людей, дать им новый взгляд на жизнь, расширить замкнутость ночлежки мечтами и надеждами. И люди тянутся к нему. Настя обретает надежду на настоящую любовь, Пепел задумывается о поездке в новую жизнь в Сибирь, Актер начинает мечтать о лазарете для пьяниц, Анна умирает с мыслями о райском спокойствии.

Противопоставление Луке

Явно противопоставлен Луке Бубнов – циничный и мрачный человек, с которым никто и разговаривать-то никто не хочет, он успевает лишь вставить свои фразы в чужой разговор. Он убежден, что нужно прямо говорить всю правду, как она есть, не стесняясь. И, когда Лука исчезает, Бубнов обвиняет старика в том, что он растревожил души ночлежников ложной надеждой и бросил их.

Немного другой позиции придерживается Сатин. Сатин – бывший телеграфист, человек, поддерживающий взгляды философа Ф. Ницше, кричащий вслед за ним, что «Бог умер!». Он говорит, что Лука – не шарлатан, потому что врет из сострадания, от доброты душевной. А Сатин восклицает: «Человек – вот правда!». Он уверен, что сострадание унижает людей, из-за жалости к самому себе человек не способен изменить жестокий мир. Для революции людям нужно трезво смотреть на жизнь.

Ответ на вопрос

Кто из них прав? Горький не дает однозначного ответа. С одной стороны, сострадание Луки приводит к тому, что кончает жизнь самоубийством Актер. С другой стороны, возможно, в его смерти виновны те, кто открыл правду о выдуманных лечебницах для пьяниц.

Мы не знаем и того, на чьей стороне автор. Современники утверждают, что М. Горький плакал, когда читал сцены утешения Анны старцем Лукой. Возможно, именно его позиция ближе всего писателю, а позиции остальных героев введены, чтобы подтвердить правоту Луки?

На мой взгляд, истина безусловно важна для человека, но наступают такие моменты, когда без утешения, без веры во что-то лучшее жизнь просто не может продолжаться. А вера – и есть сама жизнь.

Тема урока: Что лучше: истина или сострадание?

(по пьесе М. Горького «На дне»)

Класс: 11

Тип урока: урок-семинар с элементами дискуссии.

Цели: I .Образовательные:

    Продолжить изучение пьесы Горького «На дне».

    Создать условия для расширения знаний учащихся об анализе художественного произведения.

II .Развивающие:

    Создать условия для развитие навыка выразительного чтения учащихся.

    Создать условия для совершенствование навыка анализа художественного произведения.

III . Личностные:

    Создать условия для пробуждения в учащихся чувства гордости за человека.

Оборудование: 1.М.Горький «На дне»

2.Экранизация спектакля М.Горького «На дне»

3.Презентация, проектор

Литература: 1 . М.Горький «На дне».

2.Северикова Н.М. и др. Литература: Учеб. Пособие для сред. Спец. Учеб. завед..–4-е изд.– М.: Высшая школа, 1983.–С.335–359.

3.Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе. Учеб. Пособие для учащихся 11 кл. общеобразоват. Учреждений. В 2-х ч. Ч. 1/Сост. Е.П. Пронина; Под ред. Ф.Ф. Кузнецова. – 3-е изд.– М.: Просвещение, 1996.–С.41.

4.Волков А.А. А.М. Горький. Пособие для учащихся.– М.: Просвещение, 1975.

5.Федин К. Горький среди нас. Картины литературной жизни.– М.: Советский писатель, 1977.

Структура урока: 1. Организационный момент.(1 мин.)

2. Вступительное слово учителя.(2 мин.)

3. Работа над проблематикой пьесы. Составление схемы.(26 мин.)

4.Просмотр отрывка экранизации пьесы М.Горького «На дне» (5 мин.)

5. Выводы. (6 мин.)

6.Тесты

7. Итоги урока: а) домашнее задание; (3 мин.)

б) выставление оценок. (2 мин)

Ход урока:

I .Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем изучение творчества М.Горького, а точнее его пьесы «На дне».

II .Вступительное слово учителя.

Учитель: Сегодня не совсем обычный урок. Мы будем отвечать на вопросы, раздумывать, делиться своими мыслями, спорить. В настоящее время все больше актуален вопрос «Что лучше: горькая правда или сладкая ложь? истина или сострадание?» На этот вопрос мы и попытаемся с вами ответить.

Пьеса начинается с описания мрачного быта костылевской ночлежки, который изображен Горьким как воплощение социального зла. Автор описывает этот приют убогих. Здесь собрались разные люди: мужчины и женщины, старые и молодые, здоровые и больные. У этих людей настоящее ужасно, а будущего нет. И из всех этих ночлежников Горький выделяет двоих: Сатина и странника Луку – это две противоположные философии.

III . Работа над проблематикой пьесы. Составление схемы.

Учитель: Ребята, что из пьесы мы узнали о Луке? Какой он? Кто он?

Ученик: Лука-странник, пришел из далека. Все время говорит афоризмами и пословицами. Он подавал всем жителям ночлежки надежду, успокаивал их, был ко все добр. Жизнь его много била. Но Лука не перестал любить людей.

Учитель: Что мы знаем о Сатине?

Ученик: Сатин 4 года просидел в тюрьме из-за сестры (заступился за нее), раньше был телеграфистом, много читал. Он много пьет, играет в карты и устраивает драки. Верит в человека.

Учитель: А сейчас давайте составим схему отрицательных и положительных черт характера Луки и Сатина и выясним, кто из них изображен Горьким как положительный герой, а кто как отрицательный.

Лука Сатин

+ / - + / -

отзывчивый лживый правдолюбивый жестокий

терпеливый гордый недоверчивый

добрый раздорный

общительный

разговорчивый

человечный

Учитель: Итак, получается, что у Луки и у Сатина есть что-то плохое и хорошее, и точно нельзя сказать, кто положительный, а кто отрицательный герой. Каковы отношения Луки с обитателями ночлежки (с Анной, Натальей, Пеплом, Настей, Клещом, Актером)?

Ученик: Он ко всем относится по-доброму. Анне он обещает отдых и покой на том свете, Наталью уговаривает поверить Пеплу и убежать с ним, Пеплу рассказывает о Сибири, где можно заработать много денег, Настю он просто выслушал и сделал вид, что поверил, Актеру дал надежду на то, что тот вылечится в бесплатной клинике от алкоголя.

Учитель: Как относится Сатин к обитателям ночлежки?

Ученик: Он над всеми издевается, потешается, говорит им суровую правду прямо в лицо, разрушая надежды «жителей дна».

Учитель: Что говорит Сатин о работе, труде?

Ученик: Что труд должен приносить радость, только тогда он будет работать.

Учитель: Как относится Лука ко всем людям?

Ученик: Лука представлен автором в образе странника, больше напоминающего проповедника или служителя религиозного культа. Он мудр и несет в себе свет и человеческое тепло. Уже с порога он обращается к героям как к нормальным людям: «Доброго здоровья, народ честной!» Он с теплотой и пониманием относится к каждому: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все прыгают…»

Учитель: Хорошо. А что говорит Лука о человеке?

Ученик: Лука говорит: «Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»

Учитель: Как успокаивает Анну Лука? Что он говорит ей о смерти? Ученик: « Отдохнешь там!..» «Смерть, она нам – как мать малым детям»

Учитель: Что обещает Лука Актеру? Какую надежду ему дает?

Ученик: Он рассказывает Актеру о том, что в каком-то городе есть бесплатная клиника для алкоголиков.

Учитель: Поверил ли Актер Луке? Как изменилось его поведение?

Ученик : Да. Актер поверил Луке. Он перестал пить и начал копить деньги на дорогу.

Учитель: Какой выход предлагает Лука Ваське Пеплу?

Ученик : Он предлагал идти Ваське в Сибирь и там начать новую жизнь.

Учитель: Как рассказ о Сибири повлиял на Пепла?

Ученик : Он хочет исправиться: «…надо жить иначе! Лучше надо жить! Надо так жить,… чтобы самого себя мне можно было уважать.

Учитель: Что отвечает Лука на вопрос «Есть ли Бог»?

Ученик : «Во что веришь, то и есть»

Учитель: Как вы это понимаете?

Ученик : То есть можно верить, во что хочешь, и с этой верой будет легче жить.

Учитель: В пьесе идет спор о правде. Как Лука говорит о правде?

Ученик : «Правда – словно обух по голове…»

Учитель: Правильно. А как он объясняет свою ложь?

Ученик : «Правда-то, - не всегда по недугу человеку…Не всегда правдой душу вылечишь!»

Учитель: Что Костылев говорит о правде?

Ученик : Он говорит, что не всякая правда нужна.

Учитель: Хорошо. Как относится к правде Бубнов?

Ученик : Он говорит: «Вали правду как она есть. Я вот всегда правду говорю! Не умею врать. Зачем?»

Учитель: Что говорит о правде Сатин? Зачитайте его слова.

Ученик : «Ложь – религия рабов и хозяев, правда – Бог свободного человека».

Учитель: Лука рассказывает притчу о праведной земле. О чем она? Для чего он ее рассказал?

Ученик : Он рассказывает притчу о человеке, который верил в существование праведной земли. Когда некий ученый доказал, что такой земли нет, человек с горя повесился. Этим Лука хочет лишний раз подтвердить, насколько спасительная для людей иногда ложь и как не нужна и опасна для них бывает правда.

Учитель: Верит ли Лука в людей и любит ли их?

Ученик : Лука любит людей. Он их жалеет и не верит в них, убивая своей жалостью волю выбраться со «дна жизни».

IV .Просмотр отрывка экранизации пьесы М.Горького «На дне»

Учитель: Как оценивает правду Сатин и что он говорит о человеке? Об этом нам расскажет фильм – экранизация пьесы «На дне».

Ребята! Ложь Луки спасательная. Эту философию спасительной лжи Горький отвергает, она играет реакционную роль.

Вместо того чтобы звать на борьбу против неправедной жизни, он примиряет угнетенных и обездоленных с угнетателями и тиранами. Эта ложь, по мнению автора пьесы, выражение слабости, исторического бессилия. Так думает автор. Согласны ли вы с такой позицией Горького. А как думаем мы?

Ученик : С одной стороны я согласен с Горьким. Но с другой стороны Лука единственный, кто обращается с жителями ночлежки по-человечески, гуманно (например, с Анной). Даже Сатин уважает его и защищает.

Учитель: Итак, давайте ответим на главный вопрос сегодняшнего урока: что лучше: истина или сострадание? Правда или ложь?

Ученик : Я думаю, что в каких-то ситуациях позволительна ложь из сострадания к ближнему (например, к тяжело больному или умирающему человеку), в остальных же случаях лучше, конечно, говорить правду.

V .Вывод.

Учитель: В пьесе Горький противопоставляет гуманизм ложный, проповедующий всеобщее смирение, покорность судьбе, и подлинный гуманизм, суть которого – в борьбе против всего, что угнетает человека, лишая его достоинства и веры в свои силы, против рабской жизни человечества. Это две основные правды, о которых спорят в пьесе Лука и Сатин, - персонажи, сразу же выделяющиеся из общей толпы жителей ночлежки своим философским подходом к жизни, умением мудро говорить и способностью влиять на людей.

Однако в начале пьесы дается еще одна, третья, «правда» - правда Бубнова. Бубнов чересчур категоричен, для него существует только черное и белое, при этом черного намного больше. Он живет и действует по принципу «вали правду, как она есть». Каждого, кто находится в ночлежке, Бубнов старается вывести на чистую воду, выдавая свою правду: «А я вот... Не умею врать! Зачем?» И Актеру, и Медведеву, и Пеплу, и Насте этот персонаж говорит горькую и больную правду, но последствия этой правды непредсказуемы! Он равнодушен к собственной судьбе, тем более к чувствам других, его взгляд на жизнь чересчур скептический, полный пессимизма, а сама жизнь ему кажется полной бессмыслицей; «Все люди, как щепки, по реке плывут. Все так! Родятся, поживут, умирают. И я помру, и ты... Чего жалеть!» Правда Бубнова убивает в человеке всякое стремление быть человеком: «Все умрут все равно», так зачем же напрасно лезть из кожи вон, лучше уж сразу подумать о смерти.

А вот праведник Лука искренне желает облегчить страдания людей, помочь им, поддержать их, вселить православное смирение в их души. Лука знает, кому и что обещать, его речи благостно воздействуют на слух озлобленных жителей приюта и погружают их в приятное забытье, делая их еще более пассивными и оторванными от реальной жизни. Но Лука обходит стороной Бубнова, Сатина, Клеща, очевидно, понимая, что его жалость способна удовлетворить только слабых и усомнившихся в возможном счастье людей.

Но проповедь Луки приносит только вред. Обитатели ночлежки уже доведены до отчаяния и живут одними иллюзиями, а Лука создает их еще больше. Он не называет пути, способного поднять со дна, он не верит в возможности этих несчастных и потому прибегает к возвышенному, но бессмысленному обману. Ласковые слова Луки только убаюкивают, завораживают, но они не побуждают к борьбе, не дают сил и желания активно действовать для изменения собственного плачевного положения. Призыв Луки надеяться на лучшее толкает ночлежников на бездействие и смирение, а сам он незаметно уходит, оставив несчастных в полной растерянности, с горьким чувством безысходности.

Сатин постарался понять Луку и трезво оценил его роль: «Не шарлатан Лука», как подумали другие, «а жалостливый», «мякиш для беззубых». Он приходит к выводу, что речи Луки, пронизанные христианской моралью, не приносят никакой пользы, а только усыпляют душу, обманывают ее. И Сатин резко критикует ложь: «Ложь – религия рабов и хозяев, правда – бог свободного человека».

И, если Лука утверждает, что человек должен смириться, терпеть и ждать чуда. Сатин провозглашает мысль о том, что человек должен быть прежде всего свободным и гордым, должен действовать, бороться за счастливую жизнь, не падая духом и не покладая рук. Правда Сатина наиболее близка мыслям самого автора: устами Сатина Горький выражает собственную веру в человека. Фактического ответа на вопрос автора: Что лучше: «истина или сострадание?» в пьесе нет. Этот вопрос каждый для себя решает сам.

VI . Тесты

VI .Итоги урока:

а) домашнее задание;

Написать сочинение – рассуждение на тему: «Человек –великая должность»

б) выставление оценок.

На всякий пожарный под кат))) Под морем две страницы печатного текста, как по мне - бреда бредового, по мнению учителя литературы - хорошее сочинение))

Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?
(Сочинение по пьесе М. Горького "На дне")

Показывая жизнь обитателей ночлежки – людей, опустившихся на самое дно жизни, М. Горький на протяжении всей пьесы старается найти ответ на вопрос: что лучше, что нужнее людям: истина или сострадание?
По мнению самого автора, сострадание и жалость порождают "утешительную ложь" и несут в себе лишь вред. И Горький выражает свои мысли через монолог Сатина: "Ложь – религия рабов и хозяев. ... Правда – бог свободного человека!". И Лука, как персонаж-антагонист Сатина, был введен в пьесу именно ради того, чтобы показать всю бесполезность, бессмысленность сострадания, ведь в итоге, после ухода старика, все стало не только не лучше, но даже хуже! Но, несмотря на замысел автора, нельзя однозначно сказать, кто прав – Сатин или Лука, и что все-таки лучше будет для человека – жестокая правда или утешительная ложь.
Когда читатель впервые встречается с обитателями ночлежки, он видит опустившихся, отчаявшихся людей, выкинутых на обочину жизни. Никому нет ни до кого дела, даже соседи заняты исключительно своими проблемами. Однако и у этих людей есть свои мечты, желания, у кого-то, как у Барона, воспоминания о прошлой жизни – и нельзя понять, истинны они или выдуманы, как "настоящая любовь" Насти. И Лука, впервые появляясь в этом темном и неприветливом месте, почти для каждого находит доброе слово. Так, Актеру он рассказывает о лечебнице, Анне – о том, что ей будет хорошо на том свете, на словах он верит рассказам Насти. И в ночлежку словно бы проникает солнечный луч – люди окрылены надеждой, они верят – или, как Васька Пепел, хотят верить – Луке, потому что его слова совпадают с их собственными мечтами. Лука – лукавый, - он не как Бубнов, который считает, что "вали всю правду, как она есть", Лука говорит людям именно то, что они хотят услышать, пусть даже это будет идти в разрез с истинным положением дел. Ему не чуждо сострадание, и он готов пожалеть людей, собравшихся в ночлежке. В своей жизни он повидал многое, и пришел к выводу, что "не всегда правдой душу вылечишь". Ярким примером тому может быть рассказанная Лукой история про человека, верившего в праведную землю: он жил, трудился и терпел тяготы и невзгоды, потому что верил – есть такая земля! Но, узнав правду, он потерял всякий смысл жизни: "...пошел домой – и удавился!.." Этому человеку правда не принесла ничего хорошего, только лишила надежды, которой он жил. И так же Лука – он поддерживает жителей ночлежки, ободряет их и дает надежду, пусть даже и ложную. И под его влиянием, казалось бы, совершенно отчаявшиеся люди начинают мечтать, даже строить планы. Они меняются в лучшую сторону, черпают в появившейся надежде силы бороться за свою мечту. Васька Пепел готов уехать в Сибирь и начать там жизнь с чистого листа, он говорит слова, которые бы не сказал полностью опустившийся вор: "Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать". Актер идет работать, откладывает деньги на лечебницу и даже вспоминает свое сценическое имя. Казалось бы, все складывается хорошо, ведь теперь у людей есть надежда, есть цель в жизни – и это приподнимает их над прежним положением.
Но что же – только лишь стоит Луке исчезнуть, как развеивается дымка радужных надежд, герои сталкиваются с жестокой правдой жизни, в чем, однако, не последнюю роль играет Сатин со своими саркастичными, презрительными и обличающими репликами. И, утратив обретенную было надежду, герои возвращаются к прежнему своему состоянию, только вот теперь им еще сложнее преодолевать невзгоды на своем жизненном пути, их душевные силы уже на исходе, и у кого-то, как у Актера, это проявляется в крайней степени, как у того человека из истории о праведной земле. И в этом тоже есть вина Луки. Как верно выразился Клещ: "поманил их куда-то... а сам – дорогу не сказал..." Вновь сталкиваясь с жестокой правдой, герои разочаровываются в жизни. И тем сильнее их разочарование, чем сильнее была надежда на лучшее. И здесь вновь можно обратиться к истории о праведной земле. Ведь обитатели ночлежки понимают ее совсем не так, как хочет представить это Лука: "Не стерпел обмана," – говорит Наташа. Кто и зачем сказал этому человеку, что праведная земля существует? Зачем было давать ему ложную надежду, если в итоге разочарование в жизни оказалось столь велико, что самоубийство оказалось для героя наилучшим выходом? Ведь, по сути, эта история практически не отличается от событий, разворачивающихся в пьесе. И сострадание Луки, его утешающая ложь, сказанная совершенно не в корыстных целях, а чтобы ободрить – все это пошло лишь во вред героям.
Но в то же время есть в этом трагическом финале и вина самих персонажей. Ведь слова старика не были абсолютной ложью: и Васька Пепел мог бы начать свою жизнь с чистого листа в Сибири, и Актер, пусть даже бы и не нашел лечебницу, но смог бы подняться со дна жизни. Лука лишь дал им первоначальный толчок, дам им надежду и веру, что осуществление их мечтаний возможно. Другое дело, что, лишившись внешней поддержки и ободрения с уходом Луки, они не смогли найти в себе того внутреннего стержня, который позволил бы им и дальше следовать намеченной цели. Слабые духом, они бы нуждались в постоянной поддержке со стороны – но в ночлежке был лишь один человек, готовый на это – Лука. Но он ушел, а остался Сатин, которому чуждо подобное: "Какая польза тебе, если я пожалею?" – спрашивает он у Клеща. И как ни странно, именно Сатин лучше всего понимает Луку и его мотивы: " Старик – не шарлатан! <…> Я – понимаю старика… да! Он врал… но – это из жалости к вам".
И ведь не всем в ночлежке Лука давал советы или же старался ободрить. Сатин, Бубнов, Клещ – Лука даже не подходил к ним с утешениями, ведь им это не нужно. Клещ ясно различает правду и ложь, пусть даже ему самому правда не нужна: " Верно – какая тут правда? И без нее – дышать нечем…" – говорит он. Бубнов не мечтает, он равнодушен к окружающим и стоит за то, чтобы "валить всю правду, как она есть". Сатин же шулер, картежник – зачем ему нужна жалость Луки? Он ведь сам не приемлет жалости, почитая себя "свободным человеком": " Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!" – говорит он. Конечно, слова об уважении, сказанные таким, как Сатин, звучат не особо правдиво, но здесь словами Сатина говорит сам автор, и это – авторская позиция.
Так что же лучше – истина или сострадание? Сильным людям не нужно ни сострадание, ни жалость – в случае неудачи, столкнувшись с истинным положением вещей, они вполне смогут пережить это и с новыми силами отправиться дальше, если, конечно, им самим это надо. По-другому дело обстоит с такими, как Актер: с одной стороны, сострадание и "ложь во спасение" могут поддерживать в них надежду, могут давать им силы терпеть и двигаться дальше; с другой стороны, сталкиваясь с жестокой правдой, потеря надежды может окончательно лишить их сил и желания бороться дальше. Таким образом, каждый человек сам для себя должен решить – что лучше для него: истина или сострадание. В конце концов, как говорил тот же Лука: "Во что веришь, то и есть".

М.Горький (настоящее имя Алексей Пешков) является самой крупной литературной фигурой Советской эпохи. Писать он начал еще в 19 веке, уже тогда его произведения казались всем революционными и пропагандистскими. Однако раннее творчество писателя значительно отличается от последующего. Ведь начал автор с романтических рассказов. Пьеса же Горького "На дне" являет собой пример реалистической драмы, в центре которой изображение угнетенной, беспросветной жизни низов русского общества. Помимо социальных вопросов, в произведении есть обширный философский пласт: герои пьесы рассуждают о важных вопросах, в частности, о том, что лучше: истина или сострадание?

Проблема жанра

Что касается жанра данного произведения, то не все исследователи едины во мнениях. Некоторые считают, что справедливее всего назвать пьесы социальной драмой. Ведь главное, что показывает Горький - проблемы людей, опустившихся на дно жизни. Герои пьесы - пьяницы, шулеры, проститутки, воры... Действие происходит в богом забытой ночлежке, где никому не интересен свой "ближний". Другие же считают, что правильнее будет назвать произведение философской драмой. Согласно этой точке зрения, в центре изображения столкновение взглядов, некий конфликт идей. Основной вопрос, о котором спорят герои: что лучше - истина или сострадание? Безусловно, каждый на этот вопрос отвечает по-своему. И вообще, до конца непонятно, существует ли однозначный ответ. Так или иначе философский пласт в пьесе связан с появлением в нем Луки, который побуждает жителей ночлежки к размышлениям о собственной жизни.

Герои пьесы

Основные персонажи пьесы - это жители ночлежки. В действии участвуют хозяин ночлежки Костылев, его жена Василиса, Актер (бывший актер провинциального театра), Сатин, Клещ (слесарь), Наташа -сестра Василисы, вор Васька Пепел, Бубнов и Барон. Один из героев - "чужак", Лука, который появился из ниоткуда и исез в никуда после третьего акта. Именно эти герои фигурируют на протяжении всей пьесы. Естьи другие персонажи, однако их роли вспомогательные. Костылевы - это семейная пара, которые с трудом друг друга переваривают. Оба они грубы и скандальны, к тому же жестоки. Василиса влюблена в Ваську Пепла и подговаривает его убить своего пожилого мужа. Но Васька не хочет, так как знает ее, и знает, что она хочет сослать его наторгу, дабы разлучить со своей сетрой Натальей. Актеру и Сатину отведена особая роль в драме. Актер давным-давно спился, его мечтам о большой сцене не суждено сбыться. Он, подобно человеку из рассказа Луки, верившему в праведную землю, совершает самоубиство в конце пьесы. Монологи Сатина несут важну. Смысловую нагрузку, он противостоит Луке, хотя в то же время, он не винит его во лжи, в отличие от других жителей ночлежки. Именно Сатин отвечает а вопрос: что лучше - истина или сострадание. В происходит несколько смертей. Анна, жена Клеща, умирает в самом начале пьесы. Ее роль хоть и не долгая, но очень важная. Смерть Анны на фоне игры в карты придает ситуации трагичность. В третьем акте умирает в драке Костылев, что еще бульше усугубляет положение жителей ночлежки. А в самом конце происходит самоубийство Актера, на которое, впрочем, практически никто не обращает внимания.

Философское содержание пьесы

Философское содержание драмы распадается на два пласта. Первый - это вопрос о правде. Второй - ответ на центральный вопрос в драме: что лучше - истина или сострадание?

Правда в пьесе

Герой Лука - старец, приходит в ночлежку и начинает обещать всем героям светлое будущее. Анне он говорит, что после смерти она попадет в рай, где ее ждет спокойствие, не будет никаких бед и мучений. актеру Лука рассказывает том, что в каком-то городе (название он забыл) есть лечебницы для пьяниц, где можно избавиться от алкоголизма абсолютно бесплатно. но читатель сразу понимает, что Лука не забыл название города, ведь того, о чем он говорит, просто нет. Пеплу Лука советует отправиться в Сибирь и забрать с собой Наташу, только там они смогут наладить свою жизнь. Каждый из жителей ночлежки понимает, что Лука обманывает их. Но что есть правда? Об том и ведется спор. по мнению Луки, правдой не всегда можно исцелить, а вот ложь, которая произносится во благо - это не грех. Бубнов и Пепел заявляют, что лучше горька правда, пусть даже она невыносима, чем ложь. А вот Клещ настолько запутался в своей жизни, что ему не интересно уже ничего. Правда в том, что нет работы, нет денег и нет надежды на более достойное существование. Эту правду герой ненавидит так же, как и и лживые обещания Луки.

Что лучше: истина или сострадание (по пьесе Горького "На дне")

Это главный вопрос. Лука решает его одназначно: лучше соврать человеку, чем приносить ему боль. В пример он приводит человека, который верил в правденую землю, он жил и надеялся на то, что когда0нибудь попадет туда. Но когда узнал, что такой земли нет, не осталось надежды, и человек удавился. Пепел и Бубнов отрицают такую позицию, они резко негативны по отношению к Луке. Немного другой позиции придерживается Сатин. Он считает, что Луку нельзя обвинять во лжи. Ведь он врет из-за жалости и милосердия. Однако сам Сатин такого не приемлет: человек - это звучит гордо, и нельзя унижать его жалостью. Вопрос "что лучше - истина или сострадание" в пьесе "На дне" оказывается нерешенным. А есть ли вообще ответ на такой сложный и жизненный вопрос? Пожалуй, однозначного ответа быть и не может. Каждый герой решает его по-своему, да и каждый человек в праве выбрать, что лучше - истина или сострадание.

По пьесе Горького "На дне" пишут сочинения и стать на разные темы, но одна из самых популярных касается именно этой проблемы, проблемы лжи "во спасение".

Как написать сочинение?

Прежде всего необходимо помнить о правильной композиции. Кроме того, в сочинении-рассуждении в пример нужно приводить не только эпизоды из произведения, но и подкреплять сказанное примерами из жизни или других книг. Тема "Что лучше: истина или сострадание" не допускает однобокой трактовки. необходимо сказать о том, что в каждой ситуации следует действовать по-разному. Иногда истина может убить человека, тогда вопрос в следующем: сказал ли это человек, убоявшись греха, или, наоборот, решил навредить ближнему своему и поступить жестоко. Однако, обманутым тоже хочет быть не всякий. Если у человека есть шанс что-то исправить, начать жизнь по-другому, то не лучше ли знать истину? А вот если другого пути нет, и правда окажется губительной, то можно и наврать. Что лучше: истина или сострадание, что нужнее - каждый решает по-своему в определенный момент своей жизни. Всегда нужно помнить о человеколюбии и милосердии.

Итак, пьеса являет собой сложное произведение с двухуровневым конфликтом. На уровне философском - это вопрос: что лучше - истина или сострадание. На дне жизни оказались герои горьковской пьесы, пожалуй, ложь Луки для них - единственный светлый момент в жизни, так можно ли тогда считаеть то, что произносит герой, ложью?

Человек - вот правда! Надо уважать человека!
М. Горький
Вряд ли кто-то станет спорить, что Горький - гуманист и великий писатель, прошедший большую школу жизни. Его произведения написаны не в угоду читающей публике - в них отражены правда жизни, внимание и любовь к человеку. И с полным правом это можно отнести к его пьесе "На дне", написанной в 1902 году. Она до сих пор тревожит вопросами, поставленными в ней драматургом. Действительно, что лучше - истина или сострадание?
Если бы вопрос был сформулирован несколько иначе - правда или ложь, я бы ответила однозначно: правда. А вот истину и сострадание невозможно сделать понятиями взаимоисключающими, противопоставив одно другому; наоборот, вся пьеса - это боль за человека, это правда о человеке. Другое дело, что носителем истины является Сатин, картежник, шулер, сам далекий от того идеала человека, который он искренне и с пафосом провозглашает: "Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо!"
Ему противопоставлен Лука - добрый, сострадательный и "лукавый", сознательно навевающий "сон золотой" исстрадавшимся ночлежникам. А рядом с Лукой и Сатиным есть еще один человек, который тоже спорит об истине и сострадании, - сам М. Горький.
Именно он, как мне кажется, является носителем истины и сострадания. Это вытекает из самой пьесы, из того, как она была восторженно принята зрителями. Пьесу читали в ночлежке, босяки плакали, кричали: "Мы хуже!" Целовали и обнимали Горького. Современно звучит она и сейчас, когда начали говорить правду, но забыли, что такое милосердие и сострадание.
Итак, действие происходит в ночлежке Костылевых, представляющей собой "подвал, похожий на пещеру", под "тяжелыми каменными сводами", где царит тюремный полумрак. Здесь влачат жалкое существование босяки, попавшие "на дно жизни", куда их безжалостно выбросило преступное общество.
Кто-то очень точно сказал: "На дне" - это потрясающая картина кладбища, где заживо похоронены ценные по своим задаткам люди". Нельзя без внутреннего содрогания видеть нарисованный драматургом мир нищеты и бесправия, мир злобы, разобщенности, мир отчуждения и одиночества, слышать крики, угрозы, насмешки. Герои пьесы потеряли прошлое, они не имеют настоящего, только Клещ верит, что вырвется отсюда: "Вылезу... кожу сдеру, а вылезу..." Теплится слабая надежда на другую жизнь с Наташей у вора, "ворова сына" Васьки Пепла, мечтает о чистой любви проститутка Настя, правда, ее мечты вызывают у окружающих злобную насмешку. Остальные смирились, покорились, не думают о будущем, потеряли всякую надежду и окончательно осознали свою ненужность. А по сути, все обитатели погребены здесь заживо.
Жалок и трагичен Актер, спившийся, забывший свое имя; раздавленная жизнью, терпеливо страдающая Анна, находящаяся при смерти, не нужна никому (муж ждет ее кончины как освобождения); умный Сатин, бывший телеграфист, циничен и озлоблен; ничтожен Барон, который "ничего не ждет", у него "все уже в прошлом"; равнодушен к себе и другим Бубнов. Беспощадно и правдиво рисует Горький своих героев, "бывших людей", пишет о них с болью и гневом, сочувствует им, попавшим в жизненный тупик. Клещ в отчаянии заявляет: "Работы нет... силы нет! Вот - правда! Пристанища... пристанища нету! Издыхать надо... вот она правда!.."
Вот к этим, кажется, равнодушным к жизни и себе людям и приходит странник Лука, обращаясь с приветствием: "Доброго здоровья, народ честной!" Это к ним-то, отвергнутым, отрекшимся от всякой человеческой морали!
К беспаспортному Луке у Горького отношение однозначное: "И вся философия, вся проповедь таких людей - милостыня, подаваемая ими со скрытой брезгливостью, и звучат под этой проповедью слова тоже нищие, жалобные".
И все-таки хочется разобраться в нем. Так ли он нищ, и что им движет, когда он проповедует свою утешительную ложь, верит ли сам в то, к чему призывает, жулик ли он, шарлатан, пройдоха или искренне жаждущий добра человек?
Пьеса прочитана, и, на первый взгляд, появление Луки принесло ночлежникам только вред, зло, несчастье, гибель. Он исчезает, исчезает незаметно, но иллюзии, которые он заронил в опустошенные сердца людей, делают их жизнь еще более безотрадной и страшной, лишают их надежды, погружают во мрак их истерзанные души.
Давайте еще раз проследим, что движет Лукой, когда он, внимательно присмотревшись к босякам, для каждого находит слова утешения. Он чуток, добр к тем, кто нуждается в помощи, и вселяет в них надежду. Да, с его появлением под сводами мрачной ночлежки поселяется надежда, прежде почти незаметная на фоне брани, кашля, рычания, стонов. И лечебница для пьяниц у Актера, и спасительная Сибирь для вора Пепла, и настоящая любовь для Насти. "Все ищут люди, все хотят - как лучше... дай им, Господи, терпенья!" - искренне говорит Лука и добавляет: "Кто ищет - найдет... Помогать только надо им..."
Нет, не корысть движет Лукой, не жулик и не шарлатан он. Это понимает даже циничный, никому не верящий Бубнов: "Вот - Лука... много он врет... и безо всякой пользы для себя..." Непривычный к сочувствию Пепел допытывается: "Нет, ты скажи - зачем ты все это..." Наташа его спрашивает: "Отчего ты - такой добрый?" А Анна просто просит: "Говори со мной, милый... Тошно мне".
И становится понятно, что Лука - человек добрый, искренне желающий помочь, вселить надежду. Но вся беда в том, что это добро построено на лжи, обмане. Искренне желая добра, он прибегает ко лжи, считает, что земная жизнь не может быть другой, поэтому и уводит человека в мир иллюзий, в несуществующую праведную землю, веря, что "не всегда правдой душу вылечить". И если изменить жизнь нельзя, то можно хотя бы изменить отношение человека к жизни.
Интересно, а каково же отношение Горького к своему герою в пьесе? Современники вспоминают, что лучше всего писателю удавалось чтение роли Луки, а сцена у постели умирающей Анны вызывала у него слезы, а у слушателей - восторг. И слезы, и восторг - результат слияния автора и героя в порыве сострадания. И не потому ли. Горький так яростно спорил с Лукой, что старик был частью его души?!
Но Горький выступает не против утешительства самого по себе: "Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?" То есть истина и сострадание - понятия, не исключающие друг друга.
От правды, которую осознает Клещ: "Жить - дьявол - жить нельзя... вот она - правда!..", уводит Лука, говоря: "Она, правда-то, может, обух для тебя..." Но разве можно обухом исцелить? Старик считает: "...Жалеть людей надо!.. Я те скажу - вовремя человека пожалеть... хорошо бывает!" И рассказывает, как пожалел и спас ночных разбойников-грабителей. Бубнов же противостоит упрямой, светлой вере Луки в человека, в спасительную силу жалости, сострадания, добра: "По-моему - дам всю правду, как она есть! Чего стесняться?" Для него правда - жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств, а правда Луки такая непривычно жизнеутверждающая, что забитые, униженные ночлежники не верят в нее, принимая за вранье. А ведь в своих слушателей Лука хотел вдохнуть веру, надежду: "Во что веришь, то и есть..."
Лука несет людям истинную, спасительную, человеческую веру, смысл которой уловил и облек в знаменитые слова Сатин: "Человек - вот правда!" Лука думает, что словами, жалостью, состраданием, милосердием, вниманием к человеку можно поднять его душу, чтобы самый последний вор понял: "Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно... было уважать..." Таким образом, не существует для Луки вопроса: "Что лучше - истина или сострадание?" Для него истинно то, что человечно.
Тогда почему же так безнадежно трагичен финал пьесы? Хотя мы слышим, что о Луке говорят, он вдохновил Сатина на пламенную речь о прекрасном и гордом человеке, но тот же Сатин равнодушно бросает Актеру на его просьбу помолиться за него: "Сам молись..." И ему, навсегда уходящему, после своего страстного монолога о человеке кричит: "Эй, ты, сикамбр! Куда?". Жуткой кажется его реакция на смерть Актера: "Эх... испортил песню... дур-рак!"
Страшно, что бесчеловечное общество убивает и калечит человеческие души. Но главное в пьесе, на мой взгляд, то, что Горький заставил современников еще острее почувствовать несправедливость общественного устройства, которое уничтожает людей, губит их, заставил задуматься о человеке, его свободе.
А какие нравственные уроки извлекли мы? Надо жить, не мирясь с неправдой, несправедливостью, ложью, но не погубить в себе человека с его добротой, состраданием и милосердием. Мы чаще нуждаемся в утешении, но без права говорить правду человек не может быть свободен. "Человек - вот правда!" И ему выбирать. Человеку всегда нужна реальная надежда, а не утешительная ложь, даже если она во спасение.




Top