Что на самом деле изображено на картинах сальвадора дали.

Примерно в это же время Дали сказал Гашу, что он начал две новые картины - "Лес механизмов" и "Рождение Венеры" . Первая из них вскоре была переименована в "Мед слаще крови", а вторая названа "Бесплодные усилия" и в конце концов "Останки". Местонахождение и размеры картины "Мед слаще крови" неизвестны. Также не существует репродукций картины в цвете, и наше знание о ней ограничивается черно-белой фотографией. Картину "Рождение Венеры" ожидала лучшая участь, и сейчас она является одной из жемчужин коллекции Дали в Центре искусств Королевы Софии в Мадриде.

Летом 1927 года "L"Amic de les Arts" объявил читателям, что Дали трудится над двумя новыми работами, и пригласил их принять участие "в жаркой дискуссии" . Двенадцатого августа Дали сказал Хосефу Мариа Жуною, редактору "Nova Revista" ("Новый журнал"), что "Мед слаще крови" открыл "новую страницу, одинаково далекую от кубизма и сюрреализма, с одной стороны, и самобытного искусства, такого, как живопись Брейгеля, - с другой" .

Обе картины, так же как "Механизм и рука", подтверждают, что тем летом Дали видел каталог выставки Ива Танги "Американские объекты", состоявшейся в Галерее сюрреалистов в Париже с 27 мая по 15 июня. Каталог с предисловием Бретона и текстом Элюара содержал две репродукции из двадцати трех картин выставки: "Он сделал то, что хотел" (1927), "Угасание бесполезного света" (1927) и фрагменты картины "Спеши! Спеши!". Дали, возможно, привлекли забавные названия и замечание Танги о том, что все они могли бы быть названы "Когда они меня убьют" .

Дон Эйде доказывает преимущественное влияние Танги на Дали в тот период. Она уверена, что Дали видел картину "Он сделал то, что хотел" до того, как принялся за создание "Меда слаще крови" и "Механизма и руки". В картинах обоих художников "одни и те же фигуры "населяют" небо и землю. Кроме того, Дали заимствует у Танги изображения неких небесных призраков" . Жозеф Пьер, автор вступительного слова к каталогу ретроспективной выставки Танги, прошедшей в Париже в 1982 году, не без иронии замечает, что с 1926 года Дали претерпевал процесс "систематической гипертангизации", и перечисляет те элементы, которые, по его мнению, были "изъяты" и "конфискованы" каталонцем у Танги. Это - "левитирующие" фигуры, эктоплазмические формы, буквы и цифры (в картинах "Механизм и рука" и "Останки"), фаллические символы и струйки дыма . Дали не только заимствовал эти и другие элементы, но и заметно расширил их диапазон собственными находками - летающие груди, отрезанные руки и головы, обезглавленные манекены, разлагающиеся ослы и, конечно же, сами "механизмы". Вместо приглушенных тонов "ментальных полей" Танги, как назвал их Хосе Пьер, мы видим картины, пронизанные ярким светом очищенного трамонтаной Ампурдана, который, в свою очередь, усиливается темными тенями в стиле Де Кирико .

Позднее Дали без стеснения подтверждал, что многим обязан Танги. По словам Мерли Секрест, однажды он заявил Агнес Танги, племяннице художника: "Я выжал все из вашего дядюшки Ива". Были ли сказаны именно эти слова, неизвестно, однако высказанная признательность кажется вполне естественной .

Лорка, очевидец создания "Меда слаще крови", был очарован треугольным, призрачным берегом картины, рядами "механизмов", разнообразным "антуражем", изображенным с убедительностью ночного кошмара. В эскизе к картине мы видим среди этих вещей стилизованную голову Лорки. В окончательном варианте он изобразил ее более реалистично, повторяя линии рисунка "Пляж". На репродукции "Меда слаще крови" Лорка написал Дали: "Впиши мое имя в этот холст, чтобы оно могло остаться в этом мире" . Голова поэта отбрасывает тень, в которой узнается профиль Дали, - прием, свойственный работам "периода Лорки". Голова лежит полузасыпанная песком между обезглавленным женским торсом и дохлым, кишащим мухами ослом. Неподалеку - одинокая голова Дали; в ногах торса темный труп, также облепленный мухами. Высказывалось предположение, что это труп Луиса Бунюэля: в то время Бунюэль пытался поссорить Дали и Лорку. Их губы обагрены струйками крови .

В конце месяца, по пути домой в Гранаду, Лорка написал Дали эмоциональное письмо из Барселоны, содержащее намеки на "Мед слаще крови" и "Святого Себастьяна": Отсюда я могу слышать (и какой грустью наполняет меня это, дорогой друг!) мягкое журчание крови Спящей Красавицы в Лесу Механизмов и похрустывание двух маленьких созданий, похожее на звук фисташки, расколотой в чьих-то пальцах. Обезглавленная женщина - лучшее стихотворение на тему крови, в ней больше крови, чем было пролито во время Великой войны, чья горячая кровь не имеет другого предназначения, кроме увлажнения земли и удовлетворения жажды, символизирующей эротизм и молодость. Кровь на картине и твоя осязательная концепция физиологической эстетики в целом обладают таким конкретным, хорошо сбалансированным содержанием, таким логичным и правдивым качеством чистой поэзии, что они достойны категории, абсолютно необходимой нам для того, чтобы жить.

Кто-то может сказать так: "Я устал и присел отдохнуть в тени и свежести этой крови", или: "Я долго спускался с холма и бежал вдоль берега до тех пор, пока не нашел меланхоличную голову в том месте, где собираются вкусненькие маленькие штучки, столь полезные для пищеварения".

Теперь я понимаю, как много теряю, покидая тебя.

"Меланхоличной головой", видимо, была голова поэта. В конце письма Лорка делает неожиданное признание: "Я вел себя с тобой как последний идиот - с тобой, лучшим из всех, кто мне дан. С каждым мигом я вижу все отчетливее и смертельно сожалею об этом. Но это только усиливает мои чувства к тебе и мое отождествление с твоими идеями и твоей личностью" . Рафаэль Сантос Торроэлья предполагает, что эти извинения относились ко второй попытке поэта соблазнить Дали. Во всяком случае, ясно, что к концу пребывания Лорки в Кадакесе возрастающая напряженность их отношений стала серьезно беспокоить художника. Впав в отчаяние от неумения доказать свою мужественность и независимость, Дали боялся поддаться гомосексуальным притязаниям своего друга.

Именно Лорка предложил первоначальное название "Лес механизмов" для картины "Мед слаще крови" , но своим настоящим названием картина обязана любимому загадочному выражению Лидии Ногес, которое она употребляла в наиболее торжественных случаях . Дали сохранял девственность и был, согласно автобиографическим признаниям и заявлениям в прессе, активным онанистом. Возможно, что в названии картины "Мед слаще крови" также присутствует тема мастурбации, которая вскоре станет лейтмотивом творчества Дали. Объяснение содержится в "Тайной жизни", где Дали описывает один из актов мастурбации: "Еще раз я вырвал из своего тела это знакомое мне одинокое удовольствие, слаще меда, закусив угол своей подушки, освещенной лучами луны, и так сильно сжав зубы, что они, наконец, порвали пропитанную слюной материю" . Если мастурбация слаще меда, а мед - слаще крови, то возможно, что кровь, в контексте его картины, предполагает сексуальное соитие и боязнь его. Выражение "мед слаще крови" является эвфемизмом для выражения "мастурбация слаще полового акта". В "Оде Уолту Уитмену", написанной Лоркой через два года в Нью-Йорке, есть строки, подтверждающие подобное понимание. Осознанно или нет, они содержат намек на "Мед слаще крови" - картину, обладающую огромным значением для поэта:

Так и должно, чтобы мы не искали услад
в дебрях крови, немедленно, завтра.
В небе есть берега, где хоронится жизнь,
и завтра не всем суждено повториться .

Отвращение Дали к женским гениталиям и "дебрям крови" (метафора акта совокупления, по Лорке) было столь же сильным, как и у поэта, и оставалось таким на протяжении всей жизни; мастурбация была для него принципиальным способом достижения сексуального удовлетворения.

В 1950 году Дали заявил, что считает "Мед слаще крови" одной из своих наиболее важных картин, объяснив, что в ней - "все наваждения того времени" . Наваждения появлялись и в других картинах того периода, например в "Рождении Венеры" ("Останки"). В результате тщательных исследований Сантоса Торроэльи считается, что две головы в "Рождении Венеры" принадлежат Лорке и Дали. В картине появляется изображение одного из наиболее соблазнительных обнаженных женских тел со спины и, так же как и в "Меде слаще крови" - без головы. Дали, поклонявшийся женским бедрам, всегда испытывал отвращение к большим грудям и гениталиям, утверждая, что из всех отверстий он предпочитает анус . В "Рождении Венеры" голова Лорки снова написана с закрытыми глазами. Изображает ли он собственную смерть? Спит? Или же его закрытые глаза означают, что он находится в счастливом неведении о муке, охватившей Дали, когда он рассматривал полные женские ягодицы? Так или иначе, картина "Рождение Венеры" явилась еще одним выражением сексуальных и эмоциональных конфликтов, уготованных друзьям в тот момент их жизни.

Новая картина лета 1927 года - "Механизм и рука" - продолжает тему сексуальных проблем Дали. Действие картины, как и в "Натюрморте" ("Приглашение ко сну"), происходит на стилизованной террасе дома Дали в Кадакесе. Но что означает этот неустойчивый антропоморфный "механизм", стоящий на террасе и увенчанный красной прыщавой рукой? Согласно Полю Мурхаузу, "механизм" является автопортретом Дали, "автоматом, зажатым в тисках онанистической мании", с опухшей мастурбирующей рукой вместо мозга. Вокруг фигуры располагаются и объекты страсти: элегантная купальщица в прозрачном костюме, торс без головы с обнаженной грудью, пара летающих грудей, разнообразные и призрачные женские формы, дохлый осел с рыбьей костью в голове, явно содомируемый шестиугольником в тот момент, когда он пытается схватить зубами рыбу (символ женских гениталий, по мнению того же критика) .

Трудно не согласиться с объяснением Мурхауза. Красная рука имеет отношение к чувствам стыда, вины, тревоги, сопутствующим активной мастурбации, и страха быть застигнутым врасплох. Лишенный возможности испытывать естественное сексуальное наслаждение, боясь привязанности к рукоблудству вплоть до 1960-х годов, Дали пребывал в болезненном состоянии. "Механизм и рука" оказалось первым произведением в длинной серии картин, рисунков и текстов, касающихся темы мастурбации. Следует признать заслугой Дали, что он стал первым большим художником, сделавшим тему онанизма принципиальной темой творчества.

Примечания

Garcia Lorca, Cartas a sus amigos , edited by Sebastia Gasch, p. 32, воспроизведено в кн.: Garcia Lorca, Epistolario , II, p. 69.

Письмо, находящееся в Каталонской библиотеке в Барселоне, было впервые напечатано в кн.: Fernandez Puertas,"Una carta obligada".

Все свои страхи и комплексы великий художник честно переносил на полотно

Сальвадор Дали – самый знаменитый сюрреалист, да и вообще один из популярнейших художников ХХ века. За свою долгую жизнь он создал более полутора тысяч произведений искусства: картин, иллюстраций, декораций, гравюр, скульптур. Все его чудачества и выходки, детские фобии и взрослые странности известны миру от него самого. И все они так или иначе нашли отражение в его творениях.

Справка: Сюрреализм – направление в искусстве, появившееся в 20-е годы ХХ века не без влияния идей психоанализа Фрейда. Вдохновение художники и поэты черпали в собственном подсознании, перемешивая в своем творчестве сон и явь, бред и действительность.

Королевское детство

Этот испанский пейзаж близ Фигераса – родного города Дали, написан в духе импрессионизма маслом на почтовой карточке… шестилетним Сальвадором. Рисовал он с самого детства. Люди, видевшие его картины, пророчили мальчику великое будущее художника. Ребенком он экспериментировал с живописью, делая картины-инсталляции с использованием наклеенных на холст камней или реальной вишни с червями. При этом мальчик был замкнутым и застенчивым, с кучей комплексов и странных фантазий.

Одноклассники травили Сальвадора, он же понял, что истерики и эпатажное поведение спасают в любых ситуациях, чем и пользовался. Дома Дали «царил и повелевал» – родители его обожали и баловали. Однажды он получил в подарок костюм короля - с накидкой, подбитой настоящим горностаевым мехом, и корону, украшенную драгоценными камнями. С этого момента будущий художник уже не сомневался в своем великом предназначении и избранности.

Когда он учился в Мадридской художественной академии, однокашники ходили за ним раскрыв рот и внимая каждому слову. Он же – великий не только художник, но и провокатор и актер – любил выделяться и поведением, и внешностью. Дали отрастил длинные волосы, придумал свои знаменитые усы. Шевелюру он нередко покрывал лаком для картин так, что они образовывали твердую корку. Любил оригинальные трости, а одеваться старался непременно вызывающе.

Воспоминания эмбриона

Дали утверждал, что обладает ясными и четкими воспоминаниями о своей внутриутробной жизни. Самым ярким видением художника «до рождения» была глазунья из двух яиц, висящая в пространстве, причудливо переливаясь и напоминая о рае.


Дали очень любил свою мать, которая умерла, когда ему было 17 лет. Тем чудовищнее выглядит его позднейший поступок, за который отец проклял сына и изгнал из семьи, – после знакомства со своей музой Галой на одном из холстов Дали написал: «Я плюю на свою мать». Объясняется это классически по Фрейду: он наконец-то полностью освободился от власти матери, семьи, обретя новый предмет для поклонения в лице возлюбленной. «Дневник одного гения» начинается фрейдовской цитатой: «Герой есть тот, кто восстает против отцовского авторитета и побеждает его».

Эротические фантазии

Дали делится со своими читателями бредовыми фантазиями, которые посещали его в детстве и юности: у него сохранились реальные и ложные воспоминания о любви, о девочках и девушках, которые любили его и которых не любил он.


Дали в своих фантазиях стремился унижать и уничтожать: жаждал причинять боль, сбросить поклонницу с башни или скалы, расчленить ее. Не спешите ужасаться: это не более чем по Фрейду. Каждый может найти внутри себя что-то жуткое, но далеко не каждый способен это «вынуть наружу» и таким образом победить тараканов в своей голове.

Дали, благодаря своему увлечению Фрейдом, осознал, что это было желание сексуальной близости и боязнь ее. Сам он утверждает, что его жена Гала (Елена Дьяконова) стала его первой женщиной. На картине 1927 года «Мед слаще крови», еще до встречи с ней, Дали изобразил берег, усеянный предметами, похожими на стрелы, женский манекен, отрубленные головы, руки, ноги, мух, облепивших мертвого осла. И это – образ его восприятия любви. Полюбив Галу, он, благодаря ей, полностью «излечился» от этого.

Вспоминая о знакомстве с Галой и своем предвкушении любви Дали писал, что чувствовал приближение неизведанного и наслаждался этим, но пока в одиночестве, и одинокое наслаждение тела считал «слаще меда». Вскоре после знакомства с будущей любовью всей его жизни, художник написал картину «Великий мастурбатор», символизирующую переход на новый рубеж сексуального мировоззрения. Дали признавался, что в этой картине отразил «чувство вины существа, полностью лишенного жизни из-за активного онанизма». Эту работу художник не продал и не расстался с ней до конца жизни.


Образы картины Дали сам разъясняет в своих книгах. Большая восковая голова, огромный нос, которой упирается в землю, вместо рта – мертвый кузнечик, поедаемый муравьями. И кузнечики, и муравьи – детские страхи Дали. Кузнечиков или саранчу он боялся панически.

Что касается муравьев, то однажды в детстве, придя в свой мини-зверинец, Сальвадор обнаружил, что его ежик умер. Когда он перевернул тельце, то с ужасом увидел, что оно кишит муравьями. Воск, связанный с медом, для Дали тоже символ смерти, потому что его таяние есть умирание. Теперь, встретив любовь своей жизни, художник освободился от страхов.

Постоянство памяти

Это, пожалуй, самая знаменитая картина Сальвадора Дали, созданная им в Порт-Льигате, где он поселился вместе с Галой. После долгих размышлений и созерцания прекрасных пейзажей родилась «морфологическая эстетика мягкого и твердого». Стекающие часы символизируют отказ от линейного понимания времени: все, что происходит, происходило или произойдет – мягкое и податливое. Говорят, что Дали вдохновился сыром камамбер. На одной же из своих лекций на вопрос из зала об этой картине художник ответил, что не важно, мягкие часы или твердые, – главное, чтобы они показывали точное время.


Не просто сны

Эта картина, написанная Дали в 1944 году в США, куда они с Галой уехали подальше от войны, чисто символистско-фрейдистская. Этот сон – о противостоянии мужского и женского начала, о грани реального и бессознательного. Гала не лежит, а парит; по Фрейду полет – это символ подавляемых желаний. Обелиск на спине у слона, как и ружье, как и жало осы, превращенной в тигров по цветовой аналогии, – олицетворение мужской силы. Гранат – возрождение и плодородие, женская суть.

Слона с площади Минервы в Риме работы эпохи барокко Джованни Лоренцо Бернини Дали изображает на многих своих картинах, и это пристрастие необъяснимо, как и любовь к слоновьим черепам. Три тысячи слоновьих черепов художник мечтал расположить в бухте Порт-Льигата. Тонкие ножки, готовые обломиться, в целом ряде картин символизируют единственную зыбкую грань между реальностью и подсознанием, между праведностью и грехом.

Религиозный кубизм

В 1950-е годы, вернувшись в Порт-Льигат, Дали продолжает создавать свою собственную мифологию далианства и галатианства. Он отходит от сюрреализма, предпочтя ему «сверхкубические» творения и обратясь к религиозным сюжетам, в которых присутствует он сам со своей богиней Галой.

В «Дневнике одного гения» Дали подробнейшим образом описывает день за днем процесс создания «Corpus Hypercubus» – Гиперкубического тела, включая как особенности наложения красок, так и все физиологические подробности собственного существования: сон, пробуждение, простуду, кишечные расстройства.

Художник утверждал, что весь мир состоит из кубов или цилиндров. «На всех моих картинах неземной красотою блистают Мадонна и младенец Иисус. Здесь тоже все подчиняется строжайшим математическим законам – математике архикуба».

Биография

11 мая 1904 года в семье дона Сальвадора Дали-и-Куси и доньи Фелипы Доменеч родился мальчик, которому было суждено стать в будущем одним из величайших гениев эпохи сюрреализма. Звали его Сальвадор Фелипе Хасинто Дали. Детство Дали прошло в Каталонии, на северо-востоке Испании, красивейшем уголке земного шара.

Уже в раннем детстве по поведению и пристрастиям маленького Сальвадора можно было отметить его неудержимую энергию и эксцентричность характера. Частые капризы и истерики приводили отца Дали в гнев, но мать, напротив всячески старалась угодить любимому сыну. Она прощала ему даже самые отвратительные выходки. В итоге отец стал неким воплощением зла, а мать напротив – символом добра.

Талант к живописи проявился у Дали достаточно в юном возрасте. В четыре года он с удивительным для столь маленького ребенка старанием пытался рисовать. В шестилетнем возрасте Дали привлек образ Наполеона и, как бы отождествляя себя с ним, он почувствовал потребность в некой власти. Надев на себя маскарадный костюм короля, он получал огромное удовольствие от своего вида.

Первую свою картину Сальвадор Дали нарисовал, когда ему было 10 лет. Это был небольшой импрессионистский пейзаж, написанный на деревянной доске масляными красками. Талант гения рвался наружу. Дали целыми днями просиживал в маленькой, специально выделенной ему комнате, рисуя картины. В Фигерасе Дали брал уроки рисунка у профессора Жоана Нуньеса. Можно сказать, что под опытным руководством профессора талант юного Сальвадора Дали принял свои реальные формы. Уже в 14 лет нельзя было усомниться в способности Дали к рисованию.

Когда Дали было почти 15 лет, его выгнали из монашеской школы за непотребное поведение. Но он смог успешно сдать все экзамены и поступить в институт (так в Испании называли школу, дающую законченное среднее образование). Институт в 1921 году ему удалось закончить с блестящими оценками. Далее он поступил в Мадридскую Художественную академию.

В шестнадцать лет Дали стал излагать свои мысли на бумаге. С этого времени живопись и литература оказались в равной мере частями его творческой жизни. В 1919 году в самодельном издании “Студиум” он публикует очерки о Веласкесе, Гойе, Эль Греко, Микеланджело и Леонардо. Участвует в студенческих волнениях, за что на сутки попадает в тюрьму.

В начале 20-х годов Дали был восхищен работами футуристов, но все же он был полон решимости создать собственный стиль в живописи. В это время у него появились новые друзья и знакомства. Среди них были такие выдающиеся и талантливые люди, как поэт Федерико Гарсиа Лорка и Луис Бонюэль. В Мадриде Дали впервые оказался предоставлен самому себе.

Экстравагантный вид художника изумлял и шокировал обывателей. Это приводило самого Дали в неописуемый восторг.

В 1921 году умирает мать Дали.

В 1923 году за нарушение дисциплины он был на год отстранён от занятий в академии. В этот период интерес Дали был прикован к творениям великого гения кубизма Пабло Пикассо. В картинах Дали того времени можно заметить влияние кубизма (“Молодые девушки” (1923)).


Молодые девушки. 1923

В 1925 году с 14 по 27 ноября проходит первая персональная выставка его работ в галерее Далмау (Барселона). На этой выставке были представлены двадцать две работы - 17 картин и 5 рисунков - начинающего гения (одна работа - 1917, три - 1924 и восемнадцать –1925 года). Особое внимание зрителей привлекли картины "Бутылка рома с сифоном" (вскоре подаренная Лорке), прекрасная "Венера и моряк" и "Женщина у окна", на которой Анна Мария, стоя спиной к зрителю, созерцает бухту Кадакеса из окна семейного дома в Эс Льяне. Здесь еще нет ни малейшего намека на сюрреализм.

Школа живописи, в которой он учился, постепенно разочаровывала его, и в 1926 году Дали был изгнан из академии за свое вольнодумие. В том же 1926 году Сальвадор Дали уехал в Париж, пытаясь найти там для себя что-то по душе. Вступив в группу, объединившуюся вокруг поэта Андре Бретона (основоположника сюрреализма), он начал создавать свои первые сюрреалистические работы (“Мёд слаще крови”1928; “Светлые радости”1929)


Мед слаще крови. 1928


В начале 1929 года состоялась премьера фильма “Андалузский пес” по сценарию Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля. Сам сценарий был написан за шесть дней. После скандальной премьеры этого фильма был задуман еще один фильм под названием “Золотой век”.

К 1929 году сюрреализм стал спорным, для многих неприемлемым течением в живописи.

Личная жизнь Сальвадора Дали до 1929 года не имела ярких моментов (если только не считать его многочисленные увлечения нереальными девочками, девушками и женщинами). В сентябре 1929 года местом, где жил и творил молодой Дали, был поселок Кадакес, расположенный неподалеку от города Порт-Аьигата. Художник уже был известен в обществе своей эксцентричностью, паническим страхом перед женским полом, и, конечно же, необычной манерой живописи. В 25-летнем возрасте Сальвадор оставался девственником, предпочитая флирту и ухаживаниям чтение сочинений Фридриха Ницше.

Люди, общавшиеся с ним в этот период, говорили, что Дали - человек «с большими странностями». Его реакции были неожиданными и не свойственными взрослым людям. Внешний вид художника также вызывал пересуды. Худой юноша с закрученными вверх усами и набриолиненными волосами приковывал к себе взгляды прохожих. Сальвадор Дали носил рубашки из шелка невероятных расцветок, браслеты из фальшивого жемчуга и экстравагантные сандалеты - все это доливало масло в огонь, сплетни о нем не стихали. Художник сам готовил духи, используя клей, козлиные испражнения и лавандовое масло. Этим ароматом он производил на своих друзей незабываемое впечатление.

Но именно в том 1929 году Дали влюбился в реальную женщину – тридцатипятилетнюю Елену Дьяконову или Галу, прозванную «музой сюрреализма». В то время Гала (ударение на последнем слоге) была женой писателя Поля Элюара, но отношения её с мужем к тому времени уже были прохладными. Именно эта женщина станет на всю оставшуюся жизнь музой, вдохновением гения Дали.


До встречи с Галой единственным близким другом-женщиной для Дали была его младшая сестра Анна Мария. Она привлекала брата не только как товарищ по жизни, но и как натурщица: вплоть до 1929 года Анна Мария являлась основной моделью постепенно обретающего признание художника.

Первая трещинка в отношениях брата и сестры возникла в 1925-м, когда на картине «Священное сердце», представленной на выставке в Париже, появилась скандальная надпись: «Приятно иногда плюнуть на портрет своей матери!». Своими воспоминаниями о детских и юношеских годах художника Анна Мария поделилась в книге «Сальвадор Дали глазами сестры», представив читателям образ спокойного юноши, любящего свою семью, друзей и живопись, одаренного, но ординарного, - настоящего, по ее мнению. Сестра считала, что, увлекшись Гала, Сальвадор стал одержим не творчеством, но деньгами, стал ценить не отношения, но производимое впечатление, надел «маску Дали». Так ли это - судить сложно, ведь Анна Мария - прежде всего женщина, и ею могла руководить не боль по утраченной духовности брата, а банальная ревность. После начала связи с Гала трещина в отношениях Анны Марии с Сальвадором превратилась в непреодолимую пропасть.

«И все: одно лето - и Сальвадора словно подменили. Он отдалился от своих давних друзей, от нас и от себя самого. Река его жизни вдруг резко сменила русло, сбилась с пути, который был так ясен и так много обещал. Вина за это лежит на тех людях, что явились к нам в Кадакес и, имея глаза, не сумели разглядеть классическую красоту нашего побережья».

Сальвадор и Анна Мария Дали

Так описала Анна Мария свои впечатления о лете 1929-го года. Лете, которое стало началом звездной жизни саморекламирующегося гения и концом счастливо-карамельной идиллии, которую запомнила (или придумала) сестра художника. Прочитав книгу, сюрреалист был взбешен: имидж, который он кропотливо складывал из кирпичиков чудачества и эпатажа, оказался под угрозой.

Сложно сказать, как сложилась бы жизнь Сальвадора Дали, если бы она развивалась по сценарию Анны Марии. Ранние картины художника, без сомнения, чувственны, талантливы, но лишены того безумия, которое брызжет из произведений сюрреалиста «эпохи Гала». Так или иначе, в 29-м Дали сделал свой выбор, а мы с вами получили великолепную возможность изучать, удивляться и восхищаться сверкающими гранями его таланта.

Дали и Гала поселились в Париже. У художника начался период огромного творческого подъема, он писал картины, не отдыхая, но не чувствуя особого физического или нервного утомления. Он писал легко - как дышал. И картины его завораживали, меняли представления о мире. Свои картины он подписывал так - «Гала-Сальвадор Дали». И это справедливо - она была тем источником, из которого он черпал свои силы. «Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть, мой мальчик», - так говорила ему Гала. И он соглашался с этим.
Все бытовые заботы взяла на себя Гала, предоставив художнику творить, не отрываясь на обыденность. К продаже своих картин он также не имел никакого отношения - этим занималась она. В число ее добрых друзей входило множество тонких ценителей искусства, и она знакомила их с работами Дали. Одной из их первых побед было получение чека за картину, которую художник еще не написал. Сумма на чеке стояла солидная - 29 000 франков.

Галарина. 1944-1945

В 1930 году картины Сальвадора Дали стали приносить ему известность (“Расплывшееся время”; “Постоянство памяти”). Неизменными темами его творений были разрушение, тление, смерть, а так же мир сексуальных переживаний человека – сказывалось влияние книг Зигмунда Фрейда.


Постоянство памяти. 1931

В начале 30 –х годов Сальвадор Дали вступил в конфликт с сюрреалистами на политической почве. Его восхищение Адольфом Гитлером и монархические наклонности шли вразрез с идеями Бретона. Дали порвал с сюрреалистами после того, как те обвинили его в контрреволюционной деятельности.

В январе 1931 года в Лондоне состоялась премьера второго сюрреалистического фильма – “Золотой век”, задуманного Бунюэлем и Дали. Однако Дали не присутствовал при съемках, а Бунюэль почти не использовал наработки друга и даже забыл упомянуть Сальвадора в титрах на некоторых из копий пленки. Показ картины в течение нескольких дней в помещении парижского клуба «Studio 28» вызвал резкое выступление правого крыла Лиги патриотов, заклеймившего фильм Бунюэля как «большевистский» и устроившего погром, во время которого были уничтожены выставленные в фойе работы Эрнста, Дали, Рэя, Танги и Миро. Этот эпизод вызвал охлаждение отношений Дали и Бонюэля.

После выхода «Золотого века» отношения двух сюрреалистов подошли к концу: их пути разошлись. С того времени Дали дистанцируется от политических взглядов сюрреалистов.

Только такт и осторожность Гала помогали поддерживать нормальные отношения между Дали и сюрреалистами.

К 1934 году Гала уже развелась со своим мужем, и Дали мог жениться на ней. Удивительная особенность этой семейной пары была в том, что они чувствовали и понимали друг друга. Гала, в прямом смысле, жила жизнью Дали, а он в свою очередь обожествлял ее, восхищался ею.

Сальвадор и Гала не знали нужды, они могли позволить себе подразнить публику странными выходками. Это провоцировало слухи, которые выводили из себя людей, имеющих иной склад характера. Так, о Дали говорили, что он извращенец, болен шизофренией. И действительно, его длинные усы, выпученные глаза невольно наталкивают на мысль, что гениальность и сумасшествие идут рука об руку. Но эти слухи лишь забавляли влюбленных.

Гала часто позирует своему мужу - она присутствует на его картинах и в аллегории сна, и в образе Богоматери или Елены Прекрасной. Периодически интерес к сюрреалистическим картинам Дали начинает затухать, и Гала выдумывает новые способы заставить богачей раскошелиться. Так Дали начал создавать оригинальные вещицы, и это принесло ему серьезный успех. Теперь художник был уверен в том, что точно знает, что же такое сюрреализм на самом деле. «Сюрреализм - это Я!» - говорил он, уподобившись королю-Солнце.

Между 1936 и 1937 годом Сальвадор Дали пишет одну из самых известных картин “Метаморфоза Нарцисса”. Одновременно выходит его литературная работа под названием “Метаморфозы Нарцисса. Параноидная тема“. Кстати, ранее (1935 г.) в работе “Покорение иррационального” Дали сформулировал теорию параноидально-критического метода.

В 1937 году Дали посещает Италию с целью ознакомления живописью Возрождения.

В 1939 году Дали уезжает в США (Калифорнию), где открывает новую мастерскую. Именно там он пишет, наверно одну из самых лучших своих книг “Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим“. Когда эта книга в 1942 году была издана, она немедленно навлекла на себя серьезную критику со стороны прессы и сторонников пуританского общества. Но ностальгия берёт своё, и в 1948 году он возвращается в Испанию. Находясь в Порт-Льигате, Дали обращается в своих творениях к религиозно-фантастической тематике.

В 1953 году проходит большая ретроспективная выставка Сальвадора Дали в Риме. На ней представлены 24 картины,27 рисунков,102 акварели.

Ранее в 1951 году, накануне холодной войны, Дали разрабатывает теорию “атомарного искусства”, опубликованную в этом же году в “Мистическом манифесте”. Дали ставит перед собой цель донести до зрителя идею о постоянстве духовного бытия даже после исчезновения материи (Взрывающаяся голова Рафаэля.1951).


Взрывающаяся голова Рафаэля.1951

В 1959 году Дали и Гала обустроили по настоящему свой дом в Порт-Льигате. К тому времени уже никто не мог усомниться в гениальности великого художника. Его картины покупались за огромные деньги поклонниками и любителями роскоши. Громадные холсты, написанные Дали в 60-е годы оценивались огромными суммами. У многих миллионеров считалось шиком иметь в коллекции картины Сальвадора Дали.

В конце 60-х отношения между Дали и Галой стали сходить на нет. И по просьбе Галы, Дали был вынужден купить ей замок, где она много времени проводила в обществе молодых людей. Остаток их совместной жизни представлял собой тлеющие головешки, бывшие когда-то ярким костром страсти.

В 1973 году в Фигуэрасе был открыт “Музей Дали”. Это бесподобное сюрреалистическое творение и по сей день приводит в восторг посетителей. Музей представляет собой ретроспективу жизни великого художника

Ближе к 80-м годам у Дали начались проблемы со здоровьем. Смерть Франко потрясла и испугала Дали. Являясь патриотом, он не мог спокойно переживать перемены в судьбе Испании. Врачи подозревали у Дали болезнь Паркинсона. Эта болезнь когда- то стала смертельной для его отца.

С 1980 года все упорнее становятся слухи о том, что Дали страдает серьезной, непонятной болезнью, требующей частой госпитализации; говорят, что он находится в подавленном состоянии, с трудом передвигается, время от времени выкрикивая «Я – улитка».

Болен Дали или нет, но он перестал писать. Это проявление творческого бессилия – полная противоположность его прежней продуктивности – может быть истолковано как стремление вновь привлечь к себе внимание. Разгоревшийся скандал, в центре которого оказались Энрике Сабатер, его секретарь и управляющий, и Гала, жена и ангел-хранитель Дали, не оставляет никаких сомнений относительно стоящей за всем этим истинной цели – поднять цены на произведения Дали на международном рынке.

Дали установил рекорд самого высокооплачиваемого при жизни художника: 31 марта 1981 года на аукционе Кристи в Лондоне картина «Сон» (1937) из собрания Эдварда Джеймса, одного из крупнейших коллекционеров сюрреалистического искусства, была продана за 360 тысяч фунтов (около 550 тысяч долларов).

Сон. 1937

10 июня 1982 года умерла Гала. Хоть их отношения к тому времени и нельзя было назвать близкими, Дали воспринял ее смерть как страшный удар. С уходом Гала странности художника стали проявляться еще сильнее. Он оставил холст и кисти и мог целыми днями ничего не есть. Если его пытались уговорить, развлечь беседой, Дали становился агрессивен, плевал в медсестер, иногда даже кидался на них. Но он не бил женщин - только царапал им лицо ногтями. Казалось, он утратил дар членораздельной речи - мычание художника никто не мог понять. Теперь уже все были уверены в том, что безумие полностью овладело сознанием гения.

К концу 1983 года его настроение, как казалось, несколько поднялось. Удалившись в добровольное заточение в замок Пуболь, куда он переехал после смерти Гала, Дали вновь начинает заниматься живописью. Опять возникают темы, напоминающие великий век сюрреализма («Кровать и две тумбочки, содомирующие виолончель»): он вновь обращается к великому испанскому искусству, к манере Веласкеса. А в том, что он воспроизводит некоторые детали «Пьеты» Микеланджело, можно видеть, по мнению самого Дали, торжество религии и традиции. Но превыше всего Дали ставит новое, «катастрофическое» направление, которое проявляется в кино, научной фантастике и собственно науке.


Кровать и две тумбочки, содомирующие виолончель. 1983

С другой стороны, он продолжает творить в легкомысленном мире моды, выпуская новые духи в хрустальном флаконе, повторяющем форму рта Афродиты Книдской: всего 5000 штук, пронумерованных и с его именем, по цене 3000 долларов.

Сначала в Барселоне, а затем в Мадриде устраиваются две большие выставки, на которых представлено 400 произведений 1914-1983 годов. Между тем не утихают споры вокруг подделок его произведений. Самые ярые критики утверждают, что творческие возможности художника уже на пределе, если только не иссякли окончательно.

Но этот период творчества продолжался, увы, недолго. Старость брала верх над гениальным разумом. 30 августа 1984 года в доме Дали произошел пожар. Ожоги на теле художника охватывали 18 % кожи. После ничем не объяснимого промедления Дали отправляют в госпиталь Эль Пилар в Барселоне, куда он поступает крайне истощенным и в замутненном сознании, в запущенной стадии болезни Паркинсона. Дали удается выжить: 19 октября он выписывается из больницы и уединяется в Башне Галатеи в Фигерасе, близ Театра-музея Дали, где ведет образ жизни настоящего затворника. Его содержат как редкое растение, на искусственном кормлении, в помещении, где поддерживается постоянная тепличная температура.

К февралю 1985 года самочувствие Дали несколько наладилось, и он смог дать интервью крупнейшей испанской газете “Паис”.

Но в ноябре 1988 года Дали положили в клинику с диагнозом “сердечная недостаточность”.

В том же 1988 году для Дали открываются новые горизонты: в Музее имени Пушкина в Москве проходит выставка его произведений, главным образом рисунков. Часть коллекции остается в музее в качестве дара, сделанного ее владельцем, виконтом Аржийе. В условиях более мягкого политического климата при Горбачеве испанскому мастеру выпала честь пробить брешь в закоренелом остракизме официальной культуры России по отношению к европейскому авангарду. Еще в 1986 году в газете «Известия» было опубликовано первое большое интервью Дали – первое такого рода интервью в российской прессе.

Сердце Сальвадора Дали остановилось 23 января 1989 года. Его тело забальзамировали, как он просил, и на протяжении недели он лежал в своем музее в Фигерасе. В течение двух дней, в среду и четверг, более 20 тысяч человек прошли мимо выставленного в Башне Галатеи тела Дали, забальзамированного и одетого в белую тунику с короной маркиза и большой золотой буквой «Д». Затем последовали официальные похороны, во время которых первые ряды были заполнены политическими и государственными деятелями. Дали похоронили в центре большого зала собственного музея, под знаменитым куполом, в окружении его произведений. Все свое состояние, оцененное более чем в 6 миллионов 500 тысяч фунтов (9 750 000 долларов) художник завещал Испании.





Top