Что нарисовать психологу. Что вы видите первым на картинке? Психологическое определение личности

Рисование - одно из любимых детских занятий. По рисункам можно увидеть, каким видится мир ребенку, как он относится к самому себе, что его тревожит, кого он любит.

Детские рисунки – особенно ценный материал в тех случаях, когда нужно выяснить есть ли у ребенка какие-то проблемы - страхи, тревожность, агрессивность.

Вот несколько основных правил, которые стоит усвоить.

1. Рисунки малышей до пяти лет слабо информативны из-за того, что пальчики еще плохо развиты и рисунки схематичны. В этом возрасте можно только предположить те или иные особенности малыша по цветовой гамме . Если преобладает черный , это говорит об агрессии. Красный означает активность, а коричневый сигнализирует о возможном нездоровье.

2. Важно понимать, что рисунок - это всегда отражение сиюминутного настроения ребенка. Поэтому судить о его характере только по одному рисунку нельзя. Нужно всегда смотреть на общие тенденции, располагая как минимум 5-6 образцами, сделанными в разное время. А в идеале, если вы хотите составить психологический портрет малыша, выберите время, когда он в хорошем настроении и попросите его нарисовать .

3. Если вы дали задание малышу нарисовать что-то на заданную тему, не вмешивайтесь в процесс. Само задание нужно давать в самой общей форме - например, нарисуй дерево (дом, человека), какое хочешь. Не подсказывайте, что у человека есть уши, а ты их забыл нарисовать. Постарайтесь находиться рядом, но делайте вид, что занимаетесь своим делом. А сами в это время наблюдайте.

Ваши наблюдательность и терпение – ключ к успеху, который позволит Вам понять скрытые особенности, страхи, сомнения и черты характера Вашего ребенка.

4. Для тестового рисования лучше предложить ребенку карандаши - они позволяют увидеть силу нажима.

5. Даже если все рисунки ребенка говорят о внутреннем негативе, не стоит пугаться. Возможно, сейчас малыш переживает сложный период. В любом случае рисунок - это не диагноз, а повод задуматься о том, что происходит в душе маленького человечка. Если вам сложно самим разобраться в причинах детских проблем, обратитесь к психологу.

Итак, Вы попросили нарисовать человека, дом, дерево, свою семью .

И после того, как рисунок будет закончен первым шагом в анализе может стать Ваше первое поверхностное впечатление, следует оценить, каков рисунок Вашего ребенка, как он отражает действительность, настроение ребенка.

Посмотрите на цвет, которым пользовался Ваш ребенок. Как утверждают психологи, цвет определяет внутренний настрой ребенка, его эмоциональную сферу.

Ребенок выбирает простой карандаш и отказывается от цвета вообще, это говорит о довольно низком интеллектуальном уровне. Иногда отказ от цвета мотивируется плохим настроением, но, как правило, это бывает нечасто. Ребенок, использующий мрачные цвета, скорее всего находится на низком уровне общего развития, у него недостаточно развито абстрактное мышление, есть проблемы с памятью.

Ребенок использует стандартную для изображаемого предмета цвета, это говорит о нормальном уровне его интеллектуального и общего развития. Малыш адекватно воспринимает окружающие предметы и людей вокруг.

Если при изображении заданного предмета Ваш ребенок использует нестандартные цвета или несоотвествующие определенным частям заданного предмета, это говорит о нестандартном мышлении, о сильно развитой фантазии.

Человек

Как правило, если ребенка попросить нарисовать человека, то это будет человек его пола. О внутренних разладах свидетельствует рисунок бесполого существа или лица противоположного пола. Если фигура расположена в центре - это признак уверенной в себе личности. В самом низу листа (причем 2/3 пространства вверху пустует) рисуют человека детки, у которых занижена самооценка. О тревожности и проблемах с общением может фигура, изображенная в профиль.

Каждая часть нарисованного человека что-то обозначает.

Голова является символом интеллекта. Большая голова говорит о развитых умственных способностях, маленькая - о недостаточных для его возраста. Если ребенок нуждается в защите, он обязательно нарисует головной убор.

Лицо расскажет об общительности малыша. Нечеткие черты лица означают «закрытость» ребенка по отношению к другим людям. Нарисованные уши - признак того, что слух - важный канал восприятия информация у ребенка, что он прислушивается к замечаниям других людей. Открытый рот с зубами рисуют агрессивно настроенные детки. Очень большие глаза со зрачками символизируют страхи ребенка.

Большие длинные руки показывают, что малыш ловок и развит физически. Маленькие руки нарисует слабый ребенок. Если же он неуверен в себе, то спрячет руки у человечка на рисунке за спину или в карманы. Поднятые вверх руки говорят об агрессии, широкий размах рук - о желании действовать.

Ноги - это символ опоры в реальной жизни. Если у ребенка велико желание быть независимым, то он нарисует очень длинные ноги. Широко расставленные ноги означают уверенность в себе малыша.

Угловатое или квадратное туловище рисуют обычно мальчики - это признак мужественности. Если туловище у человечка непропорционально маленькое, это значит, что ребенок чувствует себя униженным.

Дом


Если ребенок часто рисует дом без окон и дверей, это говорит о проблемах в общении с другими людьми, о замкнутости. Чем меньше окна, тем более стеснителен малыш. Иногда количество окон соответствует количеству членов семьи.

Дерево


Большое дерево на рисунке означает, что у ребенка большая жизненная энергия. Ветки дерева направлены вверх, а само дерево имеет толстый ствол и прочно стоит на земле (нарисованы даже корни) - перед вами уверенный в себе, жизнерадостный ребенок.

Подробнее:

Ствол символизирует внутренний стрежень ребенка, его личностный потенциал.

Расширенное влево основание – ребенок мечтательный интроверт, робкий, нерешительный, не проявляющий инициативы.

Ствол прямой, правильной формы – у ребенка трудности с адаптацией, но он легко восстанавливается. Общее развитие у такого ребенка на достаточно высоком уровне.

Расширенное вправо основание – ребенку свойственны благоразумие, расчетливость, упортство. Он игнорирует чужое мнение, не склонен доверять признанным авторитетам.

Закрытытй сверху ствол, говорит о жизнеспособности, импульсивности. Малыш не склонен к абстрактному мышлению, проявляет усердие в труде.

Округлое и расширенное основание – ребенок медлителен, основателен, но несколько заторможен. При этом у него наблюдаются такие несомненные достоинства, как отвественность и надежность.

Заостренный ствол обычно рисуют самые маленькие, у которых трудно выделить составные части личности.

Линии контура, наполнение ствола , свидетельствуют об определенных чертах характера рисующего ребенка.

Слабые, неровные, пунктирные линии говорят о восторженном, неровном, нетерпеливом и импульсивном характере, так рисует обычно интуитивный, чувственный и ранимый ребенок.

Штриховка и каракули внутри ствола указывают на неуверенность, неудговлетворенность и душевную хрупкость малыша.

Воспризведение рисунка коры – это хороший знак – знак наблюдательности, критического ума, пытливости, возможно, хорошего чувства юмора и довольно выского интеллектуального развития.

Крапинки и пятна внутри ствола – свидетельство неудовлетворенности и чувства вины, а может быть, и того, что у ребенка сложный период развития.

Волнообразные очертания на рисунке означают живость, гибкость, склонность к адаптации, позитивный настрой вашего малыша.

Ветви могут рассказать об отношениях ребенка с окружающим миром.

Ветви, нарисованные параллельными линиями, выражают постоянство, позитивность, активность.

Расходящиеся к концам линии ветвей – экспансия, авантюризм, высокое самомнение, желание самоутвердиться.

Лучистые ветви свидетельствуют о нервозности, вспыльчивости, отсутствии самоопределения, метании в поисках своего «я» у юного художника.

Если на рисунке Ваш малыш выделил одну ветвь, это говорит о его способности к импровизации, творчеству, нестандартному мышлению, отвергающему условности.

Искривленные ветви – подверженность чужому влияниию Малыш, нарисовавший дерево с такими ветвями, очень любит игры и веселые мероприятия, при этом его трудно заставить сделать то, что ему кажется нудным и скучным.

Ветви, опущенные вниз, рисуют обычные фантазеры, меланхолики.

Изгибающиеся ветви – сдержанность, покорность, отвественность, дисциплинированность.

Ветви, устемленные вверх, – практичность, вспыльчивость, сколонность к авантюризму.

Крона сообщает о том, каковы энергетические особенности и возможности малыша.

Если малыш наисовал крону дерева в виде облака, это говорит о свойственной ему осторожности, тщательности, высоком уровне самоконтроля.

Крона-венчик свидетельствует о благоразумии, дипломатичности юного художника.

Крона-круг – спокойствие, самодостаточность, эгоцентризм.

Дети, для которых характерны динамизм, рассеянность, чувство юмора, жизнерадостность, обычно рисуют крону с завитками.

Крона с каракулями или заштрихованная – беспорядочность, тревожность, напряженность, нерешительность, импульсивность, подверженность чужому влиянию.

Плоская крона – подавленность, зависимость, желание опереться на кого-то.

Корни дерева дети чаще не рисуют, поскольку они не видны.

Моя семья

Первым дети обычно рисуют самого значимого в своей жизни человека. Чем больше фигура человека, тем большим авторитетом он является для малыша. Такого человека ребенок любовно украшает, уделяет внимание деталям.

Если ребенок не нарисовал кого-то из членов семьи, значит, он ему неприятен, с ним часто происходят ссоры. Признак нерасположения - маленькая схематичная фигура.

Если все члены семьи держатся за руки - семья дружная.

Каждый занимает своим делом - семья разобщенная.

Если между людьми присутствуют предметы, разделяющие их, это свидетельствует о проблемах в общении.

Люди, занятые игрой, - отражение соперничества в семье.

Поднятые руки у кого-то на рисунке говорят об агрессии либо о потребности в помощи.

Очень часто дети рисуют воображаемую семью: папу, который не живет с ними, сестричку, которой нет, умершего родственника или вообще постороннего человека. Это значит, что ребенок испытывает дискомфорт в своей семье и хочет ее изменить.

Если ребенок рисует себя таким же по размерам или даже больше, чем взрослые, это говорит о том, что он чувствует себя значимым, уникальным.

Малыша вообще нет на рисунке в том случае, когда он чувствует себя лишним в своей семье.

Об отношении к членам семьи можно судить по силе нажима. Неприятного человека кроха будет рисовать резкими, сильными штрихами, будет часто стирать рисунок. Любимых людей малыш рисует плавными движениями, всячески украшает, выбирает пастельные или яркие сочные цвета.


Наверняка каждый из нас не раз что-то «калякал» на скучных лекциях, совещаниях, во время разговора по телефону. Мы чертим какие-то завитушки, рисуем животных и человечков и даже не подозреваем, что они могут сказать о нас больше, чем мы знаем сами.

Факт, что по рисункам можно многое узнать о личности, характере, настроении человека, подтвержден многими психологическими исследованиями. Уже давно психологи используют в своей диагностике различные рисуночные тесты и методики. Смысл отражения внутреннего мира человека на бумаге таков: любая наша мысль, процесс, представление в психике заканчивается движением. Так, наши страхи, бессознательные желания, чувства, накапливаются в виде определенной энергии в мускулатуре, и когда перед нами оказывается карандаш и бумага, рука как бы сама выплескивает все это на поверхность листа.

Положение рисунка относительно свободного места на бумаге тоже может кое-что сказать, даже если это маленький клочок блокнотной странички или уголок телефонного справочника. Если он расположен ближе к верхнему краю, то у вас весьма высокая , но вместе с этим вы можете быть недовольны своим положением в социуме (на работе, тусовках) и ощущаете недостаток признания со стороны окружающих. Рисунок в нижней части означает, что вы неуверены в себе, нерешительны или не заинтересованы в повышении собственной значимости. Если рисунки преимущественно слева – вы акцентируете свои прошлые переживания, ориентируетесь на прошлый опыт. Изрисован правый край листа – это говорит о стремлении поскорее приблизить события будущего, ваша жизнь и эмоции всегда обращены к чему-то в будущем.

Если линии ваших рисунков «лохматые», жирные, то, возможно, вас что-то тревожит или сильно беспокоит какая-то нерешенная проблема. Слабые и тонкие «паутинообразные» линии говорят об экономии энергии, усталости организма и . Если ваши рисунки скорее угловатые, линии перпендикулярные, то это указывает на некоторую невыраженную агрессию, на то, что вам в данный момент трудно адаптироваться к чему-то или кому-то новому. Зубчатые, неровные линии выявляют дерзость и враждебность. А если линии плавные, округлые – то вы человек мягкий, спокойный, женственный. Когда вы долго «тянете» один контур, одним движением очерчивая фигуру, это означает, что вам требуется уединение, вы стремитесь к изоляции от внешних событий.

Иногда бывает, что мы штрихуем какой-нибудь фрагмент нашего рисунка. Короткие штрихи – вы человек возбудимый, длинные – размеренный и спокойный. Штрихи прямые и четкие – вы настойчивы и упорны, а если они эскизные и легкие – вы слегка тревожны и неуверенны в себе. Когда вы неторопливо и ритмично заштриховываете какой-нибудь фрагмент – вы раскованны и свободны. Горизонтальные штрихи означают женственность и слабость, а вертикальные – упрямство и решительность.

Ваше «Я» легко можно усмотреть и в размере ваших творений. Рисунок большой – это говорит о том, что у вас довольно высокая самооценка, вы экспансивны, склонны к тщеславию и даже высокомерию. А если вы стремитесь занять все свободное пространство – то, возможно, при чувстве неуверенности в себе вы компенсаторно превозносите свой статус в воображении. Маленький рисунок означает тревогу, эмоциональную зависимость и скованность.

Если вы рисуете звездочки , то хотите оказаться в центре внимания, для вас важно быть ярким и всегда замеченным. Но если у вашей звезды слишком много лучиков или вы изображаете их отдельно от нее, это может свидетельствовать о .

Когда вы вырисовываете узоры как на обоях , это говорит о том, что вам скучно, надоел телефонный разговор или лекция, а может быть, вообще весь ваш образ жизни. Придумайте что-нибудь новое, купите интересную вещицу или несвойственную для вас одежду, совершите сумасбродный поступок - и тоска пройдет сама собой.

Строите на бумаге пчелиные соты – вы стремитесь к спокойствию, к гармонии, хотите упорядочить свою жизнь. А еще вполне вероятно, что .

Спирали, окружности или волнистые линии означают, что чужие проблемы не слишком вас заботят или вообще не интересуют. Может быть, вы даже переживаете легкий эмоциональный кризис: ходите по кругу своих неоднозначных переживаний. Сейчас вам необходимо следить за своим поведением, чтобы не вспылить и не сорваться на окружающих.

Квадраты, треугольники и другие геометрические фигуры – у вас четкие цели и убеждения, вы почти никогда не скрываете своего мнения, всегда настойчивы и упорны. Обычно вы чрезмерно бдительны и осторожны, так что постарайтесь смотреть на вещи проще.

Фигура круга (особенно ничем не заполненного) символизирует тенденцию к скрытности, замкнутости. Вы закрываете свой внутренний мир и не желаете давать сведений о себе. Вы не любите, когда не только посторонние люди, но и довольно близкие лезут в вашу жизнь и ваши дела.

Если вы постоянно что-нибудь заштриховываете или чертите сетки , то, вероятно, вы попали в неловкое положение или вступили в рискованное дело, и в подобной ситуации вы не возьмете инициативу в свои руки, а согласитесь на все, что вам предложат, стерпите обиду и сдержите раздражение. Рисунок напоминает решетку – тогда вы ощущаете себя загнанным в угол или пытаетесь отгородиться от подобного препятствия.

Когда на вашем листе бумаги появляются шахматные поля , то, по-видимому, вы оказались в весьма неприятном или, по крайней мере, затруднительном положении. Если такие изображения появляются часто, то вы, вероятнее всего, страдаете от скрытых комплексов, связанных с неспособностью разрешить какую-то ситуацию или находитесь в поисках себя, своего жизненного пути, сомневаетесь в правильности своей жизни.

Переплетение кругов – вам кажется, что вы находитесь вне каких-то важных событий, вам хочется в чем-то поучаствовать, присоединиться к какой-то общности. А вот переплетение сердец означает, что вы переполнены чувствами и готовы

Уже многие психологи подтвердили, что наши рисунки могут многое рассказать о нашей личности, характере и настроении. Неслучайно и в психологии, и в психиатрии многие методы диагностики связаны именно с рисунками. Особенное внимание уделяется детским рисункам. При анализе личности взрослого человека, можно использовать рисунки, которые он делает между делом — все мы часто водим карандашом по бумаге во время телефонных разговоров, совещаний, лекций или длительного ожидания. Из этой статьи вы узнаете, о чем могут рассказать наши рисунки.

По рисункам профессиональные психологи могут многое сказать о человеке. Впрочем, базовые правила анализа рисунка сейчас доступны всем интересующимся, так что даже самостоятельная расшифровка рисунка поможет вам лучше узнать близкого человека или даже самого себя. Почему анализ рисунка в психологии так эффективен? Этому есть, как минимум, два объяснения.

  • Прежде всего, в рисунках мы выражаем то, что думаем. Поскольку этот способ диалога с внешним миром является косвенным, в отличие, например, от речи, рисунки в меньшей степени контролируются нашим сознанием. Если, отвечая на вопросы, мы пропускаем свои слова через некие внутренние фильтры, то, выражая нечто через рисунок, мы ощущаем себя свободнее и демонстрируем себя настоящих. Например, так можно объяснить расположение рисунков и их содержание.
  • Наши мышечные движения находят прямое отражение в рисунках. Характер движений руки отразится на линиях и размерах изображения. Вы наверняка замечали, что наши движения зависят как от сиюминутных эмоций, так и от темперамента и характера. Даже в процессе обычного общения очень много информации о человеке мы получаем невербально: наблюдая, как он жестикулирует, и как изменяется его мимика. Движения руки, о которых легко можно судить по рисунку, также могут дать нам представление о характере и настроении человека.

Иногда в психологии для диагностики человека специально просят порисовать, а иногда в анализе используются случайные рисунки, которые многие из нас делают между делом, если в руках оказывается карандаш и бумага. Второй способ, безусловно, более эффективен. Случайные рисунки дают максимально объективную характеристику, а в рисунках, сделанных специально для психолога, человек может пытаться оправдывать ожидания.

Особое место занимает в психологии анализ детского рисунка. Расшифровывать их во многом проще, чем рисунки взрослых, потому что детские рисунки отличаются большим разнообразием и широкой цветовой гаммой. Если вы хотите научиться интерпретировать взрослые или детские рисунки, обращать внимание следует не только на содержание изображения. Расположение объекта на листе, его цвет и характер линий имеют не меньшее значение.

О чем говорит расположение рисунка?

По положению рисунка можно судить о характере и ценностях человека. Взрослые иногда рисуют между делом на полях блокнота, на свободном месте в старых документах или на небольших обрывках бумаги. Однако даже в этом случае можно обратить внимание на то, как человек использует для своего рисунка имеющееся пространство.

  • Рисунок, расположенный ближе к верхнему краю листа, свидетельствует о высокой самооценке и целеустремленности. Для такого типа людей основной жизненный приоритет — самореализация и стремление к успеху. Такие люди любят соревновательный процесс, стремятся быть лучшими в любом деле. Нередко они также достаточно азартны и обладают лидерскими качествами.
  • Соответственно, рисунок, расположенный в нижней части листа, говорит о том, что у человека достаточно низкая самооценка, он не ощущает себя востребованным и не заинтересован бороться за первенство.
  • Изображения слева говорят о консервативности и ностальгии. Этот человек погружен в свои воспоминания, и прошлое служит для него ориентиром.
  • Если человек рисует что-либо справа, это, наоборот, означает его устремленность в будущее. Это значит, что человек ожидает позитивных перемен, а текущее положение дел его не устраивает. Стоит отметить, что данные правила анализа специфичны для каждой культуры. Например, движения слева направо характерно для нашей письменности, поэтому из рисунков можно сделать выводы по аналогии.

  • Расположение рисунка или слева, или справа можно ассоциировать с определенной долей недовольства жизнью. Обычно в прошлое или в будущее обращены те люди, которым некомфортно в настоящем. Поэтому, самым гармоничным местом для рисунка является центр листа.

О чем говорит размер рисунка?

Размеры рисунка на листе обычно ассоциируют с самооценкой человека. Разумеется, следует учитывать размер по отношению ко всему пространству листа, если место ограничено.

  • Крупные рисунки свидетельствуют о высокой самооценке. Если рисунок чрезмерно большой и смотрится неестественно, это может говорить о высокомерии и тщеславии, глубинной причиной которых, напротив, является неуверенность в своих силах.
  • Об особенной неуверенности свидетельствуют рисунки, стремящиеся занять все место на листе. Это связано с психологическим механизмом компенсации: если человек не может утвердиться на своем месте в жизни, мысленно он стремится забрать все самое лучшее, занять как можно больше пространства. Обычно такие люди — экстраверты, которые по тем или иным причинам не могут в достаточной мере реализовать себя в обществе. Это находит отражение в рисунках.
  • Интроверты обычно рисуют небольшие изображения и оставляют много пустого пространства вокруг. Необоснованно маленькие рисунки психологи интерпретируют как зажатость, скованность, страх и тревогу. Такие люди эмоционально закрыты, испытывают дискомфорт во внешнем мире, стесняются себя или не доверяют окружению.

Цвет рисунков в психологии

По этому параметру анализируют, по большей части, детские рисунки. Взрослые обычно делают рисунки между делом тем карандашом, который есть под рукой. Интерпретировать во взрослых рисунках можно разве что наличие или отсутствие штриховки. В детских же рисунках цвет имеет большое значение для психологов.

  • Зеленый цвет может свидетельствовать о независимости, самодостаточности и упрямстве. Этот цвет используют дети, желающие самоутвердиться.
  • Желтые рисунки говорят о том, что человек ощущает себя комфортно.
  • Синий означает обеспокоенность и погруженность в себя. Синие рисунки делают в моменты обдумывания прошлого или в попытках решить какую-либо проблему.
  • Фиолетовый цвет указывает на развитую фантазию.
  • Красный цвет свидетельствует о потребности выплеснуть накопившуюся энергию. Этот цвет часто используют гиперактивные дети. Также красный может служить сигналом скрытой агрессии.
  • Серый свидетельствует о скуке и нехватке позитивных эмоций.
  • Коричневый цвет обозначает подсознательный протест. Ребенок, часто использующий коричневую краску, недоволен какой-либо ситуацией, ощущает обеспокоенность и дискомфорт.
  • Черный ассоциируется с подавленным состоянием. Такие рисунки свидетельствуют о том, что ребенок сильно сконцентрирован на своей проблеме, и ему не хватает позитивных переживаний.
  • В случайных рисунках взрослых плотно заштрихованные фигуры могут означать закрытость, ощущение себя в рамках. Нередко такие рисунки свидетельствуют о творческом кризисе человека.
  • Если человек никогда не заштриховывает свои изображения, это говорит о его готовности воспринимать новое и принимать перемены.

О чем говорят линии на рисунке?

По линиям, которые делает человек можно много рассказать о его характере. Эти линии могут быть сплошными или прерывистыми, округлыми или с острыми углами. По линиям в рисунке легко можно расшифровать даже изображения, сделанные взрослыми между делом. Такой способ подходит одинаково хорошо и для анализа детских, и взрослых рисунков.

  • Сплошные линии указывают на эмоциональную стабильность, гибкость и уверенность. Такие люди обычно спокойные, и уверены, что справятся со всеми возникающими трудностями.
  • Прерывистые линии, напротив, обозначают неуверенность и нестабильность.
  • Жирные линии могут свидетельствовать о желании человека выделиться и утвердиться. Такими линиями мы можем стараться компенсировать внутреннюю неуверенность, желание быть замеченными и оцененными.
  • Намеренно тонкие линии, когда человек почти не нажимает на карандаш и едва касается бумаги, говорят о желании избежать внимания и общения, о потребности уединения. Подобные линии также могут возникать, если человек испытывает стыд и чувство вины.

  • Строго геометрические рисунки, где все углы прямые, а все линии перпендикулярны или параллельны друг другу, могут означать скрытую агрессию. Также подобные линии говорят о консервативности и трудностях с адаптацией к новому.
  • Явно выраженную агрессию и враждебность можно определить по обилию острых углов на рисунке.
  • Округлые линии и мягкие изгибы говорят о мягкости и гибкости человека. Обычно такие рисунки присущи женщинам чаще, чем мужчинам.
  • Узкие и миниатюрные фигуры говорят о закрепощенности, стремлении придерживаться правил и не выходить за рамки.
  • Крупные объемные фигуры свидетельствуют о том, что человек имеет широкий кругозор и эмоционально открыт.

О чем говорят нарисованные предметы?

Разумеется, особенное внимание следует уделить тому, что именно нарисовано. Исходя из того, какие объекты изображает человек, можно многое про него сказать.

  • Живые объекты, к которым относятся животные или люди, свидетельствуют о нехватке общения, потребности в социальном контакте. Также подобные изображения могут указывать на сложную проблему в жизни человека, которую он боится решать в одиночку.
  • Пустые пейзажи, изображающие природу без людей, указывают на трудности в коммуникации и понимании чужих чувств или мыслей.
  • Повторение стандартных простых орнаментов, например, цветов, облаков, деревьев или звездочек, говорит об эмоциональной закрытости и попытке скрыть свои истинные переживания.
  • Сюжетные рисунки, изображающие людей или животных в движении, выдают активную и деятельную натуру.

Психология рисунка взрослого человека

Рисунки взрослых, сделанные между делом, могут быть не менее разнообразными, чем детские. По тому, что именно нарисовано, можно во многом судить о личности человека. Рассмотрим наиболее популярные варианты изображений у взрослых и их значение в психологии.

  • Волнистые линии и спирали могут говорить о том, что человек находится в сложной ситуации и пытается преодолеть кризис. Такие рисунки указывают на безвыходность и появляются, если человек запутался в чем-либо.
  • Сетка говорит о том, что человек чувствует себя в неприятном, уязвимом положении.
  • Часто люди между делом рисуют солнце или цветочки. К сожалению, значение таких рисунков совсем не так очевидно, как кажется. Рисунки цветов в психологи, как и рисунки солнца, чаще всего выражают грусть и потребность во внимании и общении.
  • Радость может выражаться в рисунках с сердцами.
  • Повторяющиеся орнаменты свидетельствуют о скуке.
  • Если человек рисует людей, это значит, что он хочет переложить на кого-то ответственность и избежать работы. Также это может означать потребность в помощи и поддержке.
  • Рисунок дома в психологии означает усталость, враждебность человека по отношению к окружающему миру и желание расслабиться в благоприятной для этого среде.
  • Шахматы обычно рисуют люди, попавшие в неоднозначную и сложную ситуацию, когда они не знают, какое решение принять.
  • Пчелиные соты, нарисованные взрослым человеком, говорят о гармонии и спокойствии.
  • Если человек рисует геометрические фигуры, это может говорить о твердости его убеждений и уверенности в принятом решении.

Психология детского рисунка

Наиболее часто встречающиеся рисунки вы сможете интерпретировать самостоятельно — в любом рисунке всегда есть несколько основных критериев, по которым можно судить о темпераменте и эмоциональном состоянии ребенка. Что означают детские рисунки в психологии?

  • Пейзажи с лесом, лужайкой или улицей без людей у детей могут сигнализировать об одиночестве и проблемах в общении. Если ребенок рисует безлюдные пейзажи, скорее всего, у него не ладятся отношения со сверстниками.
  • Рисунок дома также, как и у взрослых, говорит об усталости и потребности в уюте и отдыхе в окружении близких людей.
  • О внутреннем напряжении, страхе и дискомфорте могут свидетельствовать рисунки чудовищ. Часто подобные изображения отражают популярные детские страхи.
  • Внимание стоит обратить на рисунок семьи. Рисунок семьи в психологии у детей хорошо демонстрирует то, какой им видится их семья. Если семья изображена в полном составе и в ярких красках, значит, дела идут хорошо и ребенку комфортно. Если ребенок кого-то не изобразил, стоит задуматься — возможно, этого человека не хватает в жизни ребенка, он уделяет ребенку мало внимания. Черные и коричневые краски в изображении семьи говорят о проблемах и негативе, который ощущает ребенок. Также у маленьких детей самая крупная фигура будет означать главу семьи в детском понимании.
  • Рисунок дерева в психологии означает стремление к познанию и развитию. Однако важное значение имеет и то, как именно нарисовано дерево. В детской психологии есть тесты по рисункам — один из таких тестов заключается в том, что ребенку предлагается нарисовать дерево. По наличию или отсутствию корней можно судить о том, насколько глубоко ребенок привык мыслить. Кривизна ствола или ствол необычной формы говорит о стрессе, неудовлетворенности и дискомфорте. Крону дерева вы легко сможете оценить по линиям, из которых она состоит — округлые ли линии или с заостренными углами, тонкие или жирные, сплошные или прерывистые.
  • Рисунки животных в психологии считаются хорошим знаком — они свидетельствуют о спокойствии и радости ребенка.
  • Интерпретации рисунка человека в психологии уделяют особе место — особенно это интересно в работе с детьми. Если ребенок рисует другого человека, это часто обозначает нехватку общения. Стоит обращать внимание также на то, нарисован ли конкретный человек или некий собирательный образ. Если человек нарисован в темных красках и неестественно крупным, возможно, у ребенка присутствует страх людей.
  • Если ребенок рисует себя, это говорит о потребности в самопознании и самовыражении. Детские рисунки часто не слишком пропорциональны, по мелким деталям изображения тоже можно многое сказать. Например, большие уши говорят о дерзости и желании выделяться, короткие ноги указывают на низкую самооценку, а длинные руки свидетельствуют о том, что ребенок всегда готов пробовать новое.

В психологии по рисунку человека можно многое сказать и о его личностных характеристиках, и о его настроении в конкретный момент. Понаблюдав за собственными рисунками, вы сможете убедиться, что правила их интерпретации работают. Разумеется, при оценке человека не стоит всецело полагаться на анализ его рисунков, однако некоторые изображения, в которых очевидно прослеживается тот или иной мотив, могут помочь вам узнать человека немного лучше.

Видео: «О чем говорят наши рисунки?»

Инструкция

Сначала посмотрите на местоположение рисунка. В верхней части листа рисуют люди, обладающие высокой самооценкой. Те, кому не хватает уверенности, создают свои творения внизу. С левой стороны рисуют те, кто живет прошлым, а с правой стороны – .

Волны, круги и спирали рисуют люди с эгоцентричным и характером. Также это может означать и то, что человек хочет поскорее покончить с текущим делом или у него большие и неразрешимые проблемы.

Сети и решетки , что нарисовавший их находится в двусмысленном или рискованном положении. Если напоследок вокруг рисунка проведен круг, значит, что проблема близка к решению, или решена.

Мечтатели и фантазеры склонны рисовать что-то с мягкими, округлыми краями – облака, солнце, цветы. Эти элементы также выдают радостных и оптимистичных личностей.

Повторяющиеся мотивы, как на ковре, говорят о том, что человеку в данный момент скучно и тоскливо. Это может привести его к совершению нетипичного или экстравагантного поступка.

Геометрические фигуры – треугольники, ромбы, квадраты, выдают расчетливых, склонных все планировать, целенаправленных людей. Чем более угловат рисунок, тем агрессивнее личность.

Нарисованные кресты могут сказать о присутствующем в человеке чувстве вины, возникшем совсем недавно, скорее всего - в процессе разговора.

Человечков рисуют люди, на которых в данный момент ложится неприятная обязанность. И они хотят ее избежать, но боятся дать решительный отказ.

Шахматную доску может нарисовать человек, который чего-то опасается, боится забыть или выдать чью-то тайну. Вероятно, он ощущает себя в тупике и мечтает о помощи.

Круги, переплетающиеся и касающиеся друг друга, выдают людей, чувствующих себя обделенными, одинокими. Им необходима дружба и внимание других людей.

Человек, в задумчивости водящий карандашом по бумаге, изображает свои мысли в виде геометрических фигур, символов, животных и других объектов. Каждая из этих форм имеет значение как символ языка подсознания, и психологи помогают своим пациентам понять рисунок и составить психологический портрет.

Инструкция

Нарисуйте несколько объектов: солнце, дерево, дом, реку. Все на одном листе бумаги, в произвольном порядке.

Солнце – жизненной силы. Его положение (восток, зенит, запад) говорит о самооценке и оценке вашего жизненного пути. Подростки и молодые люди часто рисуют солнце на востоке, по аналогии с утренним положением светила. Солнце в тучах – вы переживаете тяжелые времена, испытываете психологические или другие . Ясное солнце – символ хорошего и оптимистичного взгляда на . Тучи или облака в отдалении – ваше предвидение некоторых проблем, объективный и реалистичный взгляд на жизнь, готовность разрешить все вопрсоы.

Дом – символ семьи, очага. Он отображает ваши взгляды на вопросы быта, и уюта. Дом за забором – скорее всего, вы интроверт и не открываетесь перед первым встречным. Чем больше подробностей и деталей вы нарисовали (шторы, цветы, плитка или кирпичная кладка, резьба и прочее), тем больше вы привязаны к домашнему теплу. Огород вокруг дома – вы любите вкладывать в свой быт и трудиться по дому.

Дерево – ваша самооценка. Обратите внимание на положение листьев, цветов и плодов дерева. Левая сторона дерева символизирует ваше прошлое, правая – будущее. Засохшее или сломанное дерево – вы подавлены, переживаете нелегкие времена и не верите в благополучный исход.

Река – это ваши увлечения и хобби. Если вы изобразили птиц и рыб в реке, вы любите активный, деятельный отдых. Спокойная река – вы предпочитаете отдыхать в спокойствии.

Видео по теме

Обратите внимание

В зависимости от погоды, времени суток и года, настроения и других субъективных факторов некоторые детали картины могут меняться вплоть до диаметрально противоположных. Не делайте выводов из одного рисунка, создавайте серии. Более точную расшифровку вам даст профессиональный психолог.

Совет 3: Как определить проблемы ребёнка с семьёй по рисунку

Наиболее частыми проективными методиками для определения проблем ребёнка с семьёй являются рисуночные тесты. Часто ребёнок не может передать всё словами, а изображение - это его графический язык.

Существует много рисуночных тестов, но подробнее мы остановимся на "Кинетическом рисунке семьи". Данная методика способна выявить стиль взаимоотношений в семье, эмоциональное отношение ребёнка к каждому члену семьи, место ребёнка в семейной иерархии.

Ребёнку необходимо предоставить лист бумаги А4 и карандаш. Затем попросите нарисовать его всю семью, каждый член которой занят каким-либо делом. Во время рисования необходимо следить за тем, в какой последовательности ребёнок рисует членов семьи. Обычно первым изображается наиболее важный и дорогой для ребёнка человек. Фиксируйте также спонтанные фразы, высказанные во время рисования.

После того, как ребёнок закончил рисовать проведите с ним беседу. Необходимо спросить: кто изображён, какие виды деятельности он выполняет, каково отношение ребёнка к каждому члену семьи. Конечно, ребёнок не всегда правдиво покажет вам своё отношение, однако вы сами сможете определить это.

Первое, на что нужно обратить внимание, сплочённость фигур на рисунке. Возможно, что один член семьи будет нарисован на оборотной стороне листа, что говорит о его отдалённости в реальной жизни. Либо силуэт будет нарисован видом сзади. Это также говорит об отчуждённости ребёнка к данному индивиду. Присутствие между людьми предметов, может означать разрыв межличностных связей, преграду в отношениях.

Далее следует обратить внимание на детализацию рисунка. Наиболее тщательно прорисованные персонажи скорее всего являются самыми любимыми членами семьи ребёнка. Тот же, кто нарисован только образно может вызывать у ребёнка эмоционально-негативные переживания.

По тому, как ребёнок нарисует себя, можно идентифицировать его с одним из членов семьи. Возможно он нарисует себя в точности с фигурой отца или матери. Если ребёнок нарисует свою фигуру больше остальных, это значит, что он в семье, всё внимание уделяется только ему. Если же ребёнок нарисует свою фигуру гораздо меньше, чем остальные, это может говорить о том, что на ребёнка влияют взрослые, он испытывает гнёт.

Видео по теме

Источники:

  • "Старший дошкольник и младший школьник", М.В. Гамезо, 1998.

Очень часто, глядя на ребенка, мы пытаемся понять, что происходит в его голове, о чем он думает, что его беспокоит. Способов понять и прочитать его настроение очень много, но хотелось бы предложить вам понять своего ребенка с помощью его рисунков. Каждый раз, когда ребенок берет в руки карандаш и рисует, он изливает листу бумаги свои страхи, переживания, потрясения и фантазии. Что бы он ни чувствовал, как бы себя ни вел по отношению к окружающим, все он будет вкладывать в свой рисунок. Разгадывать настроение и состояние ребенка досконально – дело психологов, но некоторые детали увидеть и проанализировать можете и вы сами.

Очень многое могут рассказать выбранные цвета, нарисованные предметы, линии, штрихи и контуры предметов.

Если вы хотите понять чувства своего ребенка по отношению к семье, ненавязчиво предложите ему нарисовать семью. Проследите, кого он нарисовал первым, кого – последним, о ком забыл вообще. Обратите внимание на удаленность нарисованных членов семьи друг от друга, их расположение.

Если ребенок нарисует себя между родителями, он доволен отношением родителей к себе, а если изобразит где-то в стороне или вообще не нарисует – есть какая-то проблема, над которой стоит задуматься. Ребенок-кумир и ребенок-эгоист будет изображать себя крупнее остальных.

Некоторые части тела ребенок может выделить. Например, если у матери выделен рот, значит она надоела ребенку своими нравоучениями и нотациями. Если нарисованы слишком длинные руки (обратите на это особое внимание), значит, в семье царит чрезмерная агрессия в адрес ребенка.

Случается, что ребенок сознательно не рисует кого-то из членов семьи и приводит этому логичное объяснение. Например, ребенок не рисует или забывает нарисовать брата, потому что ревнует. Также он может не нарисовать кого-нибудь из членов семьи, потому что того просто нет дома или в комнате. Если ребенок нарисовал кого-то из семьи темным цветом, значит он относится к этому человеку крайне негативно.

Особое внимание обратите на выбранные малышом цвета. Обеспокоенные дети обычно рисуют темными цветами, а дети с хорошим настроением – нежными и яркими. В частности, черный и коричневый цвета говорят о подавленности, фиолетовый и желтый – о спокойствии и уравновешенности, холодные цвета – о конфликте внутри семьи, красный цвет – об агрессии и возбудимости, розовый и голубой – о жизнерадостности.

Видео по теме

Детский рисунок, утверждают психологи, это не просто каляки-маляки и смешение цветов. Это самый настоящий психологический портрет малыша. Ведь по рисунку - его тематике, используемым цветам, интенсивности давления на карнадаш или фломастер - можно многое узнать о мыслях и думах ребенка. Кроме того, по детским картинам легко составляются определения характера того или иного ребенка.

Детские рисунки - это настоящая книга для профессионала. Психолог может по ней разгадать, что тревожит даже самого замкнутого и молчаливого ребенка. Главное, внимательно присмотреться и определить все детали.

Следует понимать, что для исследования подходят рисунки детей возрастом от 5 лет. Связано это с тем, что рисунки совсем еще малышей выполнены схематично, да и пальчики малышей еще довольно слабо развиты. Рисунки детей в возрасте до 5 лет можно анализировать только по выбираемым ребенком цветам. Так, например, если малыш рисует черным, значит у него повышена агрессия. Избыток красного указывает на активность, коричневый сигнализирует о нездоровье.

Чтобы составить представление о характере ребенка по рисунку, нужно взять, как минимум 5-6 экземпляров разных картин, которые, к тому же, были сделаны в разное время. Если вам не хватает рисунков для исследования, попросите ребенка, когда он будет в хорошем настроении, нарисовать какую-нибудь картинку.

Если ребенок выбирает для рисования только простой карандаш и полностью игнорирует какие-либо цвета, это говорит о том, что у ребенка недостаточно высокий уровень развития. Правда, не стоит путать с ситуацией, когда ребенок просто принципиально не хочет рисовать цветами именно в этот момент. Использование стандартных цветов и рисунков указывает на то, что ребенок нормально развивается, все идет по возрасту. Нестандартные рисунки и сюрреалистическое смешение цветов указывает на то, что перед вами натура творческая.

По цвету карандашей можно определить и разные черты характера, свойственные для малыша. Итак, если любимый желтый, это значит, что он достаточно духовная личность, развитая и нравственная, фантазеры, мечтатели и сказочники. Люди, предпочитающие желтый, раскрепощенные, оригинальные, инакомыслящие и т.д. Поэтому у них часто могут возникать проблемы с людьми патриархального уклада.

Дети, выбирающие фиолетовые цвета, чувствительны, легко поддающиеся внушению, возбудимые. Они нуждаются в поддержке и одобрении родителей. А вот дети, выбирающие близкий по цвету красный, являются открытыми и активными, живыми и непоседливыми. Таких зачастую называют непослушными.

Синий цвет выбирают серьезные и волевые дети, которые отличаются педантичностью, внимательностью и контролем. Они тщеславны и горды. Зеленый выдает в ребенке личность консервативную, боящуюся перемен.

Дети, любящие оранжевый цвет, возбудимые, веселые шалунишки. Традиционно мрачный коричневый цвет указывает на наличие дискомфорта в душе малыша. Такие дети отличаются слабым здоровьем, остро реагируют на семейные неурядицы, часто в подростковом возрасте становятся участниками асоциальных групп.

Черный цвет символизирует о том, что ребенок слишком быстро созрел и находится в постоянном стрессе.

Рисование – это не просто творческий процесс, развивающий мелкую моторику, воображение и прочее. С помощью красок или карандашей человек переносит на бумагу свои эмоции и переживания. Рисование как тест активно применяется в психологии при работе с детьми, так как дети в силу малого словарного запаса не могут объяснить свою позицию или настроение словами. Хотите понять, что чувствует ребенок и как ему живется? Попросите нарисовать что-либо.

Во время рисования отмечайте последовательность использования ребенком разных цветов, силу нажима на карандаш/кисточку, общее за столом (расслаблена или напряжена спина и руки, меняется ли мимика лица и т.д.).


Использование преимущественно темных тонов: черный, темно-фиолетовый, темно-синий свидетельствует о подавленном настроении, высоком уровне тревожности и напряженности. Обратите внимание на чистоту изображения. Частое применение простого карандаша и резинки (ребенок рисует, затем стирает, опять рисует и стирает или же все время зачеркивает нарисованное) - показатель неуверенности в себе и боязни быть раскритикованным.


Ядовитые цвета и резкая контрастность могут говорить о наличии скрытой агрессии и внутреннего конфликта (неприятие себя или конкретной жизненной ситуации). Бледная цветовая гамма, наоборот, показывает, что ребенок ведом и слишком зависим от кого-либо.


Чистые яркие цвета в адекватном сочетании без преобладания какого-либо цвета, соответствие рисунка действительности (облака - голубые, солнце - желтое и т.д.) считаются признаком благоприятного эмоционального состояния. Наличие одного-двух фантазийных элементов (необычное дерево или дом, крылья у человека и т.д.) также не должно настораживать вас. Однако изобилие «сказочных» моментов может свидетельствовать об оторванности ребенка от реальной жизни и его желании уйти от проблем.


Распространенным рисуночным тестом является тест «Нарисуй свою семью» , позволяющий оценить уровень психологического комфорта в доме. Обратите внимание на роль, которую ребенок отводит себе в этом рисунке.


Отсутствие ног у главного героя, изображение родителей отдельно от себя характерно для ощущения потери. Ребенок не чувствует себя любимым и нужным. Изображение широко раскрытого рта или слишком длинных скрюченных рук (пальцев) у одного из родителей может свидетельствовать о насилии в семье: крики, ругань, драки.


Как правило, дети акцентируют внимание на своем страхе с помощью больших размеров. Например, дикое животное нависло над ребенком на рисунке или один из родителей получился неестественно большим. Это говорит о подавлении и психологической агрессии, направленной на ребенка.


Помимо аналитической функции, рисование выполняет функцию терапии. Например, тот же самый страх можно уничтожить: сначала нарисовать все, что тревожит, а затем предложить ребенку порвать рисунок, побеждая страх.


Победить страхи можно вместе со взрослым. Ребенок рисует свой страх или обиду, а взрослый дорисовывает то, что может одолеть зло, сопровождая рисование фольклором (сказкой).

Детская психология давно занимается изучением рисунков, ведь именно по ним можно судить о психоэмоциональном состоянии ребёнка в целом или в конкретный период жизни малыша.

Подробно о психологии детского рисунка можно прочитать в трудах Дж. Дилео, А. Л. Венгера, М. Люшера. Здесь же представлены общие критерии оценки детского рисунка. Во-первых, чтобы правильно оценить рисунок, предоставьте ребенку полную свободу творчества: дайте несколько листов бумаги, много разноцветных карандашей, не ограничивайте его во времени, и не подсказывайте, что и как лучше нарисовать. Во-вторых, один рисунок может сказать лишь о сиюминутном состоянии его автора; чтобы сделать выводы об общем состоянии ребенка, необходимо проанализировать несколько работ, нарисованных в разное время.

На что же следует обратить внимание при оценке рисунка? Вот небольшой список основных критериев.

Цветовая гамма. Это наиболее важный фактор, который оценивается в первую очередь.

Нажим карандаша - свидетельствует о психомоторном состоянии ребёнка. Например, робкие дети делают очень слабый нажим, а импульсивные, наоборот, нажимают на карандаш чересчур сильно. Гиперактивные и конфликтные дети рисуют так, что карандаш может даже порвать лист.

Размер рисунка. Рисунок не должен быть слишком маленьким, или не помещаться на листе.

Расположение рисунка. Если ребенок эгоистичен, с высокой самооценкой, то и рисовать он будет только в верхней части листа. А если изображены маленькие предметы внизу, или в углу листа, то это говорит об эмоциональном неблагополучии.

Детализированность изображения. Творческие дети очень детально и подробно все прорисовывают.

Темп работы. Пассивные дети рисуют медленно и неохотно. Если же быстро и неаккуратно, то это говорит о гиперактивности автора.

Разговаривает ли ребёнок во время рисования. Хорошо, если ребенок комментирует и с удовольствием объясняет, что он рисует. Если же он совсем не хочет рисовать, значит, он устал или чем-то эмоционально подавлен.

В конечном счете выводы об эмоциональной нестабильности, или депрессивном состоянии малыша можно делать только после анализа нескольких рисунков, и то, если в них встречается сразу несколько тревожных факторов.

Теперь определим состояние человека:
Дерево с прямым стволом свидетельствует о том, что жизнь человека идет по накатанной колее;
Дерево с искривленным, изогнутым стволом -напряженное сомнение, переход из одного состояния в другое - очевидно, жизнь свернула куда-то не туда;
Плакучая ива - отсутствие смелости, отчаяние, разочарование, грусть;
Дерево, раздвоенное у ствола - человек стоит перед выбором и не может принять решение. Также для человека значимы связи с братьями и сёстрами.
Обрезанная ветка - аффективная травма.
Дупло - перенесенное хроническое заболевание или хирургическая операция, страх перед болезнью.

И в конце определим типы деревьев, характерных для ярких индивидуальностей:
Пень вместо дерева - человек, старающийся ответить противодействием на давление;
Ель - склонность к доминированию, организаторские способности, активность, но вместе с тем к такому человеку непросто найти подход;
Пальма - человек любит экзотику, путешествия, склонен к экстравагантности в одежде и поведении, оригинальности, романтизму. Вместе с тем человек обеспокоен чем-то и чувствует себя не в своей тарелке;
Пышная крона - развитая интуиция, мощная жизненная энергия.

Специалисты утверждают, что те рисунки, которые мы, не задумываясь, рисуем на листе бумаги, случайно попавшем под руку, могут достаточно много рассказать о нашем характере или настроении.

Спирали, волнистые линии говорят о том, что человека не интересуют чужие проблемы. Когда такой человек вынужден заниматься делами других, он стремиться как можно быстрее их закончить. Если человек рисует спирали во время заседания или телефонного разговора ему следует помнить, что нужно себя контролировать, чтобы не обидеть своего коллегу, а то и вообще - не испортить все дело.

Сетки появляются обычно в то время, когда человек попадает в рискованное или неудобное положение. Каждая толстая линия на рисунке символизирует атаку, которую человек пытается начать. Такой человек склонен к «проглатыванию» обид, из-за чего в его душе накапливается разочарование и тогда он чувствует себя еще более несчастным. Поэтому психологи советуют таким людям иногда жаловаться кому-нибудь на свою судьбу, чтобы «разгрузится».

Гирлянды, цветы, солнце, к сожалению, не говорят о светлом восприятии мира. Скорее всего у такого человека на душе не совсем весело, он подсознательно мечтает о дружбе, нежности и чьем-то внимании. Специалисты советуют таким людям посетить хороших друзей, или хотя бы побыть в обществе приятных людей.

Человечки - как утверждают психологи - это признак непосредственности или желания увильнуть от каких-нибудь обязанностей. В большинстве случаев, человек рисует человечков тогда, когда ему нужно сказать решительное «нет», но он не в силах заставить себя произнести это слово. Поэтому «человечков» следует расценивать как предупреждение о том, что нужно быть непоколебимым и решительным.

Пчелиные соты говорят о стремлении человека к покою, порядку в жизни, гармонии. Они также могут означать подсознательное желание сотворить семейное гнездо.

Шахматные поля обычно рисуют те люди, которые оказались в очень сложном положении. Они мечтают о ясном и надежном пути, который смог бы их вывести с трудной ситуации.

Кресты на рисунках символизируют . Подобная символика подсознания встречается довольно часто. Кресты не обязательно должны присутствовать в своем обычном виде. Женщины чаще всего их скрывают под рисунками украшений, а мужчины им придают более суровые очертания. Человека, который рисует кресты, что-нибудь волнует, возможно, он себя за что-нибудь наказывает или же ему чувство вины просто внушили.

Переплетение контуров сердец раскрывает чувства человека. Он желает расцеловать весь мир, но внешне по виду - он сама скромность. И чем те слова, которые говорит человек, будут скупее, тем беднее рисунок, поэтому не стоит сдерживать себя до такой степени. Таким людям специалисты рекомендуют выразить свои чувства.

Орнамент, который повторяет рисунок из острых углов и плавных овальных линий, говорит, что человеку нудно, возможно ему надоел телефонный разговор, возможно тема заседания, или вообще способ жизни. На подсознательном уровне такой человек ожидает изменений, мечтает о новых переживаниях, которые должны избавить его от чувства зря потраченного времени.

Рисунок со сложным переплетением линий чаще всего отражает желание человека принимать в чем-нибудь участие. Возможно, это мысль о стабильной связи, но скорее всего человек просто чувствует, что находится вне игры.

Значение рисунков в психологии трудно переоценить, поэтому не стоит относиться к ним, как к неким суевериям или предрассудкам. Рисунки отражают наше внутреннее состояние. Посредством рисунков , пытаясь предупредить об опасности или просто привлекая наше внимание к самому себе. Ведь порой мы думаем о ком угодно, но только не о себе...




Top