Что общего в поведении хлестакова и осипа. Изучение комедии Гоголя 'Ревизор' (Боголепов П.К.)

/В.Г. Белинский о Гоголе/

Перед нами Осип - герой лакейской природы, представитель целого рода бесчисленных явлений, из которых он ни на одно не похож, как две капли воды, но из которых каждое похоже на него, как две капли воды. В своем большом монологе, где, между прочим, читает он нравоучение самому себе для своего барина, он высказывает всего себя, свои отношения к барину и, наконец, самого барина. Вы видите деревенского слугу, который пожил в Петербурге, постиг достоинство столичной жизни и галантерейного обращения, но, по пословице, "сколько волка ни корми, он все в лес глядит", предпочитает мирную деревенскую жизнь треволнениям столицы, в которой худо без денег, иной раз славно наешься, а в другой чуть не лопнешь с голода.

В истинно художественном произведении всегда видно, как взаимные отношения персонажей действуют на самый их характер, и потому вам тотчас станет ясно, что Осип грубиян столько же по натуре, сколько и по презрению к своему барину, которого глупость он понимает по-своему.

Этот барин "один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими". Он франт и щеголь, потому что дурак и столичный житель: глупцы скорее всего перенимают внешние стороны высшей их жизни. Отец содержит его прилично, но он мотает батюшкины денежки, чтобы наполнить свою пустоту, занять свою праздность и удовлетворить мелкому тщеславию, а потом спускает платье на рынке, до новой присылки денег. "Он действует и говорит без всякого соображения; не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли; речь его отрывиста, и слова вылетают совершенно неожиданно". Он слышал, что есть на свете вещь, которая называется литературою, и в его пустой голове в беспорядке улеглись имена сочинений и названия журналов и сочинителей: Брамбеус и Смирдин, "Библиотека для чтения" и "Сумбека", "Юрий Милославский" и "Фенелла". Он денди не по одному модному платью, но и по манерам, денди трактирный, одна из тех фигур, которые красуются на вывесках московских тракторов, цирюлен и портных. В Пензе его обыграл начистую пехотный капитан; он за это досадует на случай и несчастие, но не на капитана, к которому он благоговеет, как дилетант к художнику, потому что, "что ни говори, а удивительно бестия штосы срезывает: всего каких-нибудь четверть часа посидел и все обобрал - славно играет!" Великое достоинство в его глазах!

Посмотрите, как робко и какими косвенными вопросами хочет он узнать от Осипа, есть ли у них табак: о, он боится его нравоучений и его грубости! Посмотрите, как он подличает перед трактирным прислужником, справляясь о его здоровье и о числе приезжающих в их трактир, и как ласково просит его поторопиться принести ему обедать! Какая сцена, какие положения, какой язык!

Хлестаков. А соуса почему нет?

Слуга. Соуса нет.

Хлестаков. Отчего же нет! я видел сам, проходя мимо кухни, как готовилась рыба и котлеты.

Слуга. Да это, может быть, для тех, которые почище-с.

Хлестаков. Ах ты дурак!

Слуга. Да-с.

Хлестаков. Поросенок ты скверный!.. Как же они едят, а я не ем? Отчего же я, черт меня возьми, не могу также? Разве они не такие же проезжающие, как и я?

Слуга. Да уж известно, что не такие.

Хлестаков. Какие же?

Слуга. Обнаковенно какие! они уж известно: они деньги платят.

<...>Входит Осип и говорит барину, что "там чего-то приехал городничий, осведомляется и спрашивает о вас": новое комическое столкновение! У Хлестакова воображение настроено на мысли о жалобах трактирщика, о тюрьме... Он испугался тюрьмы, по утешился мыслию, что если поведут его туда благородным образом, то ничего; но мысль о двух купеческих дочерях и офицерах, которых он видел на улице, снова приводит его в отчаяние... Можете представить, в какой настроенности его воображения входит к нему городничий... В высшей степени комическое положение!.. <...> в этой сцене городничий является во всем своем блеске: с одной стороны, как чуждый фантастическому для него понятию петербургского чиновника и весь сосредоточенный на мысли о "проклятом инкогнито", он все глупости Хлестакова принимает за тонкие штуки, а с другой, преловко и прехитро выкидывает свои тонкие штуки и улаживает дело.

Слуга Хлестакова – человек умный, сообразительный. Он объективно оценивает своего хозяина, осуждает стремление молодого господина жить в роскоши, при этом не выполняя даже обязанностей «елистратишки простого». Осип критикует Хлестакова за страсть к картежной игре, которая приводит барина к безденежью.

Хотя слуга и любит деревенскую жизнь, но жизнь в Петербурге для него «лучше всего». Ему нравится « тонкая и политичная» жизнь северной столицы. Правда, под «политичной» жизнью Осип понимает «кеятры, собаки тебе танцуют, и все что хочешь». Из чего можем сделать вывод, что он никогда и не был ни в театре, ни в цирке, а судит лишь по словам Хлестакова. Приятно слуге и то, что в Петербурге «… разговаривают все на тонкой деликатности: “Почтенный!..Невежливого слова никогда не услышишь, всякой говорит тебе “вы”!» .

Из монолога мы узнаем, что только одно не нравится Осипу в жизни этой: голод и постоянное безденежье, причина которых – его барин Хлестаков.

Таким образом, можно сделать вывод, что слуга Хлестакова – человек неглупый, дальновидный, неравнодушный к судьбе своего хозяина.

Осип лежит на барской постели.
...Вишь ты, нужно в каждом городе показать себя! (Дразнит его.) «Эй, Осип, ступай посмотри комнату, лучшую, да обед спроси самый лучший: я не могу есть дурного обеда, мне нужен лучший обед». Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой!
С проезжающим знакомится, а потом в картишки - вот тебе и доигрался! Эх, надоела такая жизнь! Право, на деревне лучше: оно хоть нет публичности, да и заботности меньше; возьмёшь себе бабу, да и лежи весь век на полатях да ешь пироги. Ну, кто ж спорит: конечно, если пойдёт на правду, так житьё в Питере лучше всего. Деньги бы только были, а жизнь тонкая и политичная: кеятры, собаки тебе танцуют, и всё что хочешь. Разговаривают все на тонкой деликатности, что разве только дворянству уступит; пойдёшь на Щукин - купцы тебе кричат: «Почтенный!»; на перевозе в лодке с чиновником сядешь; компании захотел - ступай в лавочку: там тебе кавалер расскажет про лагери и объявит, чтόвсякая звезда значит на небе, так вот как на ладони всё видишь. Старуха офицерша забредёт; горничная иной раз заглянет такая... фу, фу, фу! (Усмехается и трясёт головою.) Галантерейное, чёрт возьми, обхождение! Невежливого слова никогда не услышишь, всякой говорит тебе «вы». Наскучило идти - берёшь себе извозчика и сидишь себе как барин, а не захочешь заплатить ему - изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнёшь, что тебя никакой дьявол не сыщет. Одно плохо: иной раз славно наешься, а в другой чуть не лопнешь с голоду, как теперь, например. А всё он виноват. Что с ним сделаешь? Батюшка пришлёт денежки, чем бы их попридержать - и куды!.. пошёл кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь - и посылает на толкучий продавать новый фрак. Иной раз всё до последней рубашки спустит, так что на нём всего останется сертучишка да шинелишка... Ей-богу, правда! И сукно такое важное, аглицкое! рублёв полтораста ему один фрак станет, а на рынке спустит рублей за двадцать; а о брюках и говорить нечего - нипочём идут. А отчего? - оттого, что делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идёт гулять по прешпекту, в картишки играет. Эх, если б узнал это старый барин! Он не посмотрел бы на то, что ты чиновник, а, поднявши рубашонку, таких бы засыпал тебе, что б дня четыре ты почёсывался. Коли служить, так служи. Вот теперь трактирщик сказал, что не дам вам есть, пока не заплатите за прежнее; ну, а коли не заплатим? (Со вздохом.) Ах, Боже ты мой, хоть бы какие-нибудь щи! Кажись, так бы теперь весь свет съел.
(Н.В. Гоголь. «Ревизор»)

Как странно, как непостижимо играет

нами судьба наша!

Н. Гоголь. Невский проспект

Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор», несомненно, принадле-жит к классике мировой драматургии. Гоголю удалось не только посмеяться над взяточничеством, чиноугодничеством, карьеризмом и глупостью чиновников России своего вре-мени, но и создать целую галерею русских типов.

Чрезвычайно показательными в комедии являются не только образы чиновников города N, но и образы Хлеста-кова — псевдоревизора и его слуги Осипа.

Знакомясь с виновником события, всколыхнувшего весь город, мы сразу понимаем, что он не тот, за кого его прини-мают власть имущие города. Хлестаков — мот, донжуан, «пустейший» человек. Когда мы впервые встречаемся с ним, у него нет денег даже на то, чтобы заплатить за обед. Однако это не мешает ему кичиться своим положением, строить из себя барина. Хлестаков проиграл и промотал все деньги, он привык жить на готовом, не желая и не умея работать. Лентяй и бездельник, он живет сегодняшним днем, «здесь и сейчас». Хлестаков настолько глуп, что лишь к середине четвертого действия понимает, что его приняли за другого человека, и беспечно пользуется плодами этой ошибки. Еще бы, ведь ему удобно и вольготно в доме го-родничего, к тому же со всего города приходят чиновники, чтобы ублажить «ревизора» деньгами. Пользуясь создав-шимся положением, Хлестаков безудержно хвастается, во-лочиться за женой и дочерью городничего, пригласившего его к себе в дом, и при всем этом от души потешается над ничего не подозревающими чиновниками.

Осип, слуга Хлестакова, на фоне своего хозяина выгля-дит значительно умнее и серьезнее. Он умеет критически оценить образ жизни и поведение молодого барина, даже читает ему нотации. Хорошо зная Хлестакова, Осип невы-сокого мнения о нем. «Профинтил дорогою денежки, го-лубчик», «Добро бы было... что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой!» — вот как отзывается слуга о своем барине, в его оценках звучит насмешка и ирония. Материал с сайта

Слуга Хлестакова смекалист и неглуп, но так же хитер и ленив: «Наскучило идти — берешь извозчика и сидишь себе, как барин; а не хочешь заплатить ему, — изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнешь, что тебя никакой дьявол не сыщет». Несмотря на это, Осип сразу понимает, что его барина приняли не за того, и пре-красно осознает опасность, грозящую им, если откроется ошибка: «Не ровен час: какой-нибудь другой наедет...» Он торопит Хлестакова: «Уезжайте отсюда! Ей-богу, уже пора».

Ловкий и предусмотрительный, Осип пользуется приви-легированным положением барина и требует лучших, са-мых быстрых лошадей: во-первых, чтобы быстрее довезти молодого мота домой, во-вторых — чтобы их не могли догнать, когда во всем разберутся.

Таким образом, мы видим, что в комедии слуга Осип выставлен в более выгодном свете, чем Хлестаков. Это говорит о том, что ни общественное положение, ни деньги, ни власть не могут сделать человека умнее, серьезнее или порядочнее, чем он есть на самом деле.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • образ осипа в комедии ревизор с цитатами
  • общественное положение хлестакова
  • почему важен образ осипа в комедии ревизор
  • образ хлестакова краткое сочинение
  • что объединяет хлестакова и осипа

Осип – это один из героев комедии Гоголя «Ревизор». В комедии Осип является слугой в пожилом возрасте и крепостным крестьянином, который служит молодому барину Хлестакову.

Осип – простой, хитрый, практичный человек. Осип не привык сидеть сложа руки, поэтому не любит терять время зря. На фоне молодого барина Осип смотрится умнее и серьезнее. Он не уважает Хлестакова, считая его "пустышкой", который строит из себя истинного барина, также ему не по нраву ветреное поведение хозяина. Так как все деньги, которые присылает ему батюшка, он спускает на азартные игры и девушек. После чего им приходиться терпеть голод, холод и унижения, и в конечном счете они не могут вернуться домой.

Пожилой слуга по своей натуре очень груб настолько, насколько велико его презрение к молодому барину, но несмотря на это, он может дать ценные советы молодому барину, терпя при этом оскорбления от него же. Также Осип знает, что такое литература, так ка в его речи можно услышать слова литературного происхождения.

Осип – это человек, который смог побывать в Петербурге на протяжении немногих лет, узнать положительные и отрицательные стороны жизни в столице. Однако по душе ему мирная жизнь в деревне, в которой и без денег хорошо. Слуга умнее своего барина Хлестакова, поэтому не любит говорить много, в отличие от своего барина, предпочитая жульничать без слов. Несмотря на все, более приятные стороны, он такой же проходимец, как и его хозяин.

Придя в городничий дом, до отогретого Хлестакова никак не дойдет, что его считают ревизором, принимают за другого. Предчувствуя опасность, Осип советует молодому барину уезжать из города до того, как его разоблачат. Так как Осип очень ловок и хитер, он пользуется положением Хлестакова в городе и просит самых лучших и быстрых лошадей, чтобы поскорее довести молодого барина в родной город, и чтобы их не смогли догнать, когда они догадаются.

В таком случае, пожилой слуга молодого барина в комедии Гоголя «Ревизор» представлен в намного лучшем свете, чем сам Хлестаков. Таким образом, Гоголь показал, что ни деньги, ни социальное положение не могли добавить или отнять у человека разум.

2 вариант

Осип - слуга главного героя комедии Хлестакова. Псевдо ревизор предстает перед нами пустым и бесчувственным, который привык жить богато и на всем готовом. В отличие от Хлестакова его смекалистый слуга кажется мудрее и серьезнее. По портрету слуги его хозяин глуп и смешен. Осип не стесняется говорить нравоучительные речи барину. Весь образ раскрывается из длинного монолога, в котором он говорит, насколько Хлестаков избалован и любит глупые развлечения и утехи. Его взгляд серьезный и более целостный. Но не настолько он хорош и трудолюбив. Мы видим хитрость в глазах Осипа, а так же непрекращающаяся лень.

В речах Осипа гораздо больше смысла, чем у барина. Очень чувствуются насмешки и ирония по отношению к Хлестакову. Все это дает ему право пользоваться всеми благами светской и раздольной жизни. Ведь поработав в Петербурге он прочувствовал всю прелесть столичной жизни и их привилегиям. Весь вкус такой городской жизни не пришелся по нраву Осипу и это по пришествию времени развило в нем глубокую лень. Все таки городской жизни он предпочитает деревенскую, так как по его мнению в городе можно жить имея приличную сумму денег. При сравнении с Хлестаковым Гоголь противопоставляет его со слугой, который выглядит немного в лучшем свете. Можно заметить, что Осип грубоват и имеет некоторое презрение к своему барину.

Осип хоть и сам себе на уме, но все равно он беспокоится за хозяина. Желая, чтобы его не раскрыли, Осип советует барину поскорее уезжать из города, чтобы не попасть в тюрьму. Именно из-за его стараний Осип спасает барина, увозя его из города прямо перед приездом настоящего ревизора. А когда Хлестаков проигрывает все деньги за карточными играми и им с Осипом нечего есть, то Осип придумывает, как продержаться на плаву в такой сложной ситуации.

Мораль произведения такова, что независимо от положения в обществе деньги не должны менять человека. Ум и благородство делают человека личностью и индивидуумом. Одно из главных качеств человека любого сословия это порядочность, которая есть у Осипа и у некоторых других персонажей комедии.

Николай Васильевич Гоголь по праву является классиком мировой драматургии. Его умение высмеивать глупость, и карьеризм привлекает многих читателей. Данная комедия Ревизор над которой Гоголь начал свою работу осенью 1835 года, высмеивает взяточничество и чиновничество. Все персонажи по-своему смешны и капризны. Они являются отражением общества той современной страны.

Сочинение про Осипа

Если у вас имеется большой статус в обществе и ваши друзья вас уважают, то это совсем не значит, что у вас много ума и имеется навык в жизни. Именно об этом и рассказывает Гоголь в произведении «Ревизор». Здесь имеется один второстепенный герой по имени Осип. Он уже давно служит у Хлестакова. Кроме этого он может в любой момент высказать ему свою неприязнь и хозяин ничего ему не сделает. А иногда ему не нравится, как поступает Хлестаков и все это он высказывает своему хозяину и тот принимает все серьезно и старается исправиться.

Когда Хлестакову помогает отец деньгами, а потом он их проигрывает в карты или играет на автоматах. Осип об этом все знает и Хлестакова тоже за это ругает. Бывают ситуации, когда хозяин проигрывает все деньги, а потом им нечего кушать. Иногда он берет обязанность решать за своего хозяина те или иные проблемы, и хозяин не был против этого. Это были и сложные проблемы, и даже самые легкие. Также хозяин старается сделать так, чтобы об этом никому не было известно кроме его слуг. Хотя на самом деле он просто ненавидит своего хозяина, но старается этого не показывать и не рассказывать никому.

Больше всего на свете Осипу хочется вернуться назад в свою маленькую деревню и жить там. А вот в Москве ему не нравится жить. И для того чтобы жить в деревне ему даже не нужны деньги. Когда другие слуги видят или слышат, как Осип оскорбляет, обзывает или хамит своему хозяину, то они также начинают его унижать и обижать. Все это они делают для того чтобы поставить нахала на место. Но в целом они относятся к нему нормально и даже иногда поддерживают его в некоторых случаях.

Судьба наделила его некоторыми способностями, которыми он умело пользовался. Он умел уговорить человека таким образом, чтобы он отдал ему еду или чем-нибудь угостил.

Никто об этом не знает, но именно наш главный герой уговорил ревизора поскорее приехать сюда для того чтобы проверить все тщательно. А дело все в том, что Хлестаков занял у других чиновников огромную сумму денег и возвращать ничего не собирается и именно ревизор сможет во всем этом разобраться и решить все их дела.

Кроме этого Осип не любит очень много разговаривать и любит больше делать дела, чем разговаривать. Также многое он взял от своего хозяина. Он умел прекрасно удовлетворять свои интересы за счет других людей, также он был нечестным с другими людьми, а еще и пронырливым. Но, не смотря на все это, его можно назвать человеком, который намного умнее, чем его хозяин. Не каждый слуга будет вести себя, так как ведет наш главный герой. Другие обычно боятся потерять работу, а вот Осип ничего не боится, а вот хозяин практически во всем слушается его и подчиняется ему.

  • Образ и характеристика Дедушки главного героя рассказа Белый пудель Куприна сочинение

    В произведении А. И. Куприна Белый пудель подобную характеристику имеет главный герой рассказа по имени Лодыжкин Мартын. Сгорбленный, обессилевший с виду старик имеет довольно болезненный вид

  • Пластов А.А.

    Родом из крестьянской семьи Ульяновской области. В 1912 году приезжает в Москву. Обучается сначала в мастерской Строгановского училища, затем поступает в Московскую академию живописи.

  • Образ и характеристика Главного героя в рассказе Антоновские яблоки Бунина

    Бунин предлагает читателю ностальгический рассказ «Антоновские яблоки», который ведется от лица главного героя. Герой вспоминает прежние года и размышляет о прошедшем времени.



  • 
    Top