Что отличает раскольникова от лужина и свидригайлова. Лужин и Свидригайлов как двойники Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание

Лужин Свидригайлов
Возраст 45 лет Около 50 лет
Внешность Он уже немолод. Чопорный и осанистый мужчина. Брюзглив, что отражается на лице. Носит завитые волосы и бакенбарды, что, однако, не делает его смешным. Весь внешний вид весьма моложавый, на свой возраст не выглядит. Отчасти еще и потому, что вся одежда – исключительно в светлый тонах. Любит хорошие вещи – шляпу, перчатки. Дворянин, раньше служил в кавалерии, имеет связи.
Род занятий Весьма преуспевающий юрист, надворный советник. Помещик
Отношение к людям Всех людей “просеивает” через свою теорию. По ней – каждый человек просто обязан быть эгоистом, заботиться в первую очередь о себе, о своих интересах. Считает, что только таким образом человек может помочь другим. Способен спокойно “идти по головам” к своей цели, переступает даже через человеческие жизни. Безответная любовь к Дуне на какое-то время будит в нем человечность, однако время для раскаяния уже потеряно. Впрочем, перед самоубийством

он все же успевает сделать доброе дело – помочь семье Мармеладовых деньгами.

Характер Деловая успешность наложила свой отпечаток на характер Лужина. Это прямолинейный амбициозный человек, людей оценивает с позиции той выгоды, которую можно с них поиметь. Рационален, практичен, воспринимает только то, что можно потрогать руками, потому не поддается эмоциям и интуиции. Для достижения своих целей будет пользоваться всем, моральных границ не существует в этом вопросе. Не верит в честность, бескорыстность, благородство. Уверен в своей дальнейшей успешности. Легко отверг установленную общественную мораль, чтобы иметь возможность предаваться удовольствиям. По слухам, насильник и убийца. Оправдывает свою вседозволенность тем, что не верит в вечность, а значит, не суть важно, как ты провел эту жизнь – в молитве или страстях, после нее уже, наверное, ничего не будет. Можно сказать, что Свидригайлов сам задушил в себе абсолютно все человеческое.
Жизненная позиция Эгоизм Вседозволенность
Позиция в романе Двойники Родиона Раскольникова

Другие работы по этой теме:

  1. Печорин Грушницкий Происхождение Аристократ по происхождению, Печорин остается аристократом на протяжении романа. Грушницкий из простой семьи. Обычный юнкер, он весьма амбициозен, и всеми правдами и...
  2. Григорий Печорин Максим Максимыч Возраст Молодой, во время его приезда на Кавказ ему около 25 лет Почти пенсионер Военное звание Офицер русской императорской армии. Штабс-капитан...
  3. В романе Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” присутствуют черты философского, психологического и вместе с тем, криминального произведения, основой которого является преступление. Однако в этом...
  4. Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский...

Считается достаточно сложной. В центре романа - образ Родиона Раскольникова и его теория. По ходу повествования появляются и другие герои. Особое значение имеют в произведении "Преступление и наказание" двойники Раскольникова. Зачем Достоевский вводит их в сюжет? Чем похожи Раскольников и его двойники? Чем они отличаются? Каковы их идеи? Что собой представляют двойники Раскольникова - Лужин и Свидригайлов? Об этом далее в статье.

Петр Петрович Лужин - двойник Раскольникова

Автор характеризует его достаточно отрицательно. Лужин богат, является блестящим дельцом. Он приехал в Петербург устраивать свою карьеру. "Выбившись в люди", Петр высоко ценил собственный ум, свои способности, привык любоваться собой и наслаждаться этим. Главной мечтой его было жениться. Петр стремился облагодетельствовать какую-нибудь девушку, возвысив ее до себя. Ей непременно надлежало быть образованной и красивой. Он знал, что в Петербурге можно "много выиграть женщинами". Его болезненное самолюбование, все его мечты говорят об определенной неуравновешенности в характере, о наличии в нем цинизма. При помощи денег "пробившись из ничтожества", он остался низким внутри. Далее выясним, что указывает на то, что Лужин и Раскольников - двойники.

Теория Петра Петровича

Лужин представлен человеком деловым, больше всего на свете ценящим деньги, которые добыты "всякими средствами и трудом". Сам себя он считает умным, трудящимся на благо людей, прогрессивным и очень себя уважает. Есть у Петра Петровича своя собственная теория, которую он с большим удовольствием развивает перед Родионом Раскольниковым. Его идея "разумного эгоизма" предполагает любовь в первую очередь к себе, поскольку все происходящее на свете основывается, по его мнению, на своем собственном интересе. Если все люди будут поступать согласно его теории, в обществе станет намного больше преуспевающих граждан. Таким образом, человек, приобретая все исключительно себе, трудится во благо всего общества и во имя экономического прогресса. В жизни Лужин руководствуется этой теорией. Мечта о женитьбе на Авдотье тешит его самолюбие. Кроме всего, этот брак может поспособствовать его дальнейшей карьере. Раскольников, между тем, против этой женитьбы. Но Петр Петрович достаточно быстро находит способ исправить положение. Чтобы очернить Родиона перед родными и вернуть расположение Дуни, он подкладывает Соне ассигнацию и обвиняет ее в воровстве.

Почему Лужин - двойник Раскольникова?

Проводя анализ теории Петра Петровича, можно найти немало аналогий с идеей Родиона. И в первой, и во второй приоритетным остается собственный, личный интерес. Раскольников утверждает, что "Наполеонам дозволено все". По мнению Петра Петровича, идея Родиона также призвана спасать человечество от зла и направлена на достижение прогресса в развитии. Двигать мир и вести его к цели могут только люди, которые способны разрушить настоящее во благо будущего.

Схожесть во мнениях - причина ненависти

Следует, между тем, сказать, что идея Лужина очень не нравилась Раскольникову. Вероятно, на интуитивном уровне Родион ощущал сходство со своими идеями и мыслями. Он указывает Петру Петровичу, что по его, "лужинской", теории дозволено "людей резать". По всей видимости, сходство в мыслях и видении ситуации в мире обуславливает безотчетную ненависть Родиона к Петру Петровичу. В итоге проявляется некая "опошленность" теории Раскольникова. Петр Петрович предлагает "экономический" ее вариант, тот, который, по его мнению, применим в жизни и направлен на достижение целей материальными в основном средствами. Таким образом, можно сделать вывод, что Лужин - двойник Раскольникова в житейско-бытовом плане.

Другой персонаж с аналогичной теорией

По ходу повествования появляется еще один герой - Аркадий Иванович Свидригайлов. Этот достаточно сложный персонаж всем своим существом выражает некую "неоднотонность". Он "не однолинеен нигде", но в его образе прослеживается философский контекст выражения идеи Родиона. Благодаря действиям Свидригайлова (именно он раскрыл подлинное положение дел Марфе Петровне) восстанавливается доброе имя сестры Раскольникова. Аркадий Иванович оказывает также помощь семье Мармеладова, организовывая похороны умершей Катерины Ивановны и пристраивая осиротевших малолетних детей в приют. Помогает он и Соне, снабжая ее средствами на поездку в Сибирь.

Краткая характеристика Аркадия Ивановича

Этот человек умен, проницателен, в нем есть своя особая "тонкость". Он обладает способностью прекрасно разбираться в людях. Благодаря этому своему умению он сразу смог определить, что собой представляет Лужин. Аркадий Иванович решает предотвратить женитьбу Петра Петровича на Авдотье. По мнению некоторых авторов, Свидригайлов потенциально представляется человеком большой силы и совести. Однако все эти его задатки губятся общественными российскими устоями, образом жизни. У героя отсутствуют какие-либо идеалы, нет четкого нравственного ориентира. Кроме всего прочего, Аркадий Иванович от природы обладает пороком, бороться с которым он не только не может, но и не хочет. Речь в данном случае идет о его склонности к разврату. Жизнь героя протекает в подчинении собственным страстям.

В чем схожесть Родиона и Аркадия Ивановича?

Свидригайлов при встрече с Раскольниковым отмечает некоторую "общую точку" между ними, говоря о том, что они "ягоды одного поля". Сам Достоевский в определенной степени сближает этих персонажей, изображая их, развивает один мотив - детской невинности, чистоты. В образе Раскольникова присутствуют черты ребенка - у него "детская улыбка", а в своем первом сне он предстает перед собой семилетним мальчиком. В Соне, с которой все больше сближается Родион, также прослеживаются черты невинности и чистоты. Раскольникову она напоминает ребенка. На лице Лизаветы было тоже детское выражение в тот момент, когда Родион напал на нее. Для Аркадия Ивановича, между тем, дети являются напоминанием о злодействах, совершенных им, приходя к нему в кошмарных снах. Именно этот общий мотив, сам факт его присутствия позволяет говорить о том, что Свидригайлов и Раскольников - двойники.

Различия в образах Аркадия Ивановича и Родиона

По ходу повествования отличия героев становятся все более явными. Преступление, которое совершил Раскольников, являлось неким символом протеста против жестокости и несправедливости окружавшего его мира, невыносимости жизненных условий. В качестве вторичного мотива выступает бедственное положение семьи и его самого. Кроме того, он стремился проверить свою теорию. Однако после преступления Родион жить по-другому уже не в состоянии, как будто "отрезал себя ото всех ножницами". Говорить с окружающими ему теперь не о чем, и его охватывает ощущение мучительного отчуждения от всех людей. Несмотря на это, до и после преступления в образе Раскольникова сохраняются идеалы - для него весьма значимы понятия зла и добра. Так, после злодеяния он оказывает помощь Мармеладовым, отдает последние 20 рублей на организацию похорон Семена Захаровича. В образе Свидригайлова не проявляется ничего подобного. Аркадий Иванович предстает совершенно опустошенным и духовно мертвым человеком. В нем безверие и цинизм соседствуют с тонким умом, самодостаточностью, жизненным опытом. Он настолько "мертв", что оживить его не способны даже чувства к Дуне.

Любовь к ней пробудила благородные порывы и проявление истинной человечности в Аркадии Ивановиче лишь на короткий миг. Свидригайлову скучно жить, он не верит ни во что, его сердце и ум ничто не занимает. Вместе с этим, он потакает своим желаниям: и плохим, и хорошим. Аркадий Иванович не чувствует угрызений совести, погубив совсем молодую девочку. И только единожды ее образ является ему в кошмаре - в предсмертную ночь. При этом создается представление, что это его преступление - не единственное злодеяние героя: о нем много слухов и сплетен. Впрочем, сам персонаж к ним весьма равнодушен и, собственно, не считает свои действия чем-то выходящим из ряда вон.

Воплощение теории Родиона в образе Аркадия Ивановича

Говоря о том, что Свидригайлов - двойник Раскольникова, следует обратить внимание на их личные отношения. Вначале Родиону кажется, что Аркадий Иванович имеет какую-то власть над ним. Раскольникова тянет к Свидригайлову. Но впоследствии Родион ощущает какую-то "тяжесть", ему становится "душно" от этой приближенности. Постепенно Раскольников начинает считать, что Свидригайлов самый ничтожнейший и пустейший на земле злодей. Аркадий Иванович, между тем, идет намного дальше Родиона по пути зла. В этом отношении прослеживается даже некоторая символичность имени Аркадий. Оно имеет греческое происхождение и переводится буквально как "пастух". В православной культуре слово это употребляли в значении "пастырь" - руководитель, наставник, учитель в духовной жизни. В некотором роде, Свидригайлов для Раскольникова таковым и является: в своем безверии и цинизме он превосходит Родиона во многом. Аркадий Иванович демонстрирует постоянно свое "мастерское", в определенной степени "высшее" владение теорией Родиона, практически воплощая ее.

Значение персонажей в произведении

Двойники Раскольникова близки ему по духу, но имеют разное назначение. Каждый из них по-своему воплощает теорию Родиона. Своим собственным внутренним обликом двойники Раскольникова в романе дискредитируют его идеи. Образ Петра Петровича представляется примитивным воплощением теории на житейско-бытовом уровне. Аркадий Иванович - персонаж более глубокий. Применение Свидригайловым "раскольниковской" теории отличается большей глубиной. Он воплощает ее на философском уровне. Когда проводишь анализ образа и поступков Аркадия Ивановича, в некотором роде обнажается дно пропасти, куда приводит "идивидуалистическая" идея главного героя.

Соня Мармеладова

Если описанные выше персонажи - духовные двойники Раскольникова, то эта героиня похожа на Родиона исключительно по "жизненному положению". Во всяком случае, так считал главный герой произведения. Она, так же как и остальные персонажи, смогла перейти ту черту, за которой заканчивается нравственность. Будучи активной и деятельной натурой, Софья Семеновна старается спасти семью от гибели. В своих действиях она в первую очередь руководствуется верой, добротой, кротостью. Соня притягивает Родиона, он начинает отождествлять ее с собой. Однако, как и другие двойники Раскольникова, Мармеладова вскоре становится на него совсем не похожа. Родион замечает, что перестает понимать ее, она даже кажется ему "юродивой" и странной. Впоследствии различия между ними становятся более явными.

"Злодеяние" Сони Мармеладовой

Следует сказать, что ее "преступление" имеет отличие от действий Раскольникова. Превратившись в проститутку, спасая детей от голодной смерти, она приносит вред себе. В то время как остальные герои причиняют его еще и другим, губят чужие жизни. Родион может свободно выбирать между злом и добром. Соня же изначально этого выбора лишена. Ее поступок безравственен, однако оправдан в некотором роде мотивом. В отличие от других персонажей, душа Сони наполнена любовью, верой, милосердием, она "жива" и ощущает свое единение с окружающими.

Заключение

На страницах произведения перед читателем предстает достаточно много личностей. Все они в той или иной степени похожи на главного героя - Раскольникова. Безусловно, эта схожесть не случайна. Теория Родиона настолько кошмарна, что простого описания его жизни оказалось недостаточно. В противном случае изображение его судьбы и краха его идей свелось бы к простому описанию криминальной истории о полупомешанном студенте. В своем произведении Достоевский попытался показать, что эта теория не является такой уж новой и вполне воплотима в жизнь. Ее развитие и преломление пронизывает человеческие судьбы, жизни людей. В итоге зарождается понимание того, что необходимо вести борьбу против этого зла. Для противостояния безнравственности у каждого свои средства. При этом не следует забывать о том, что борьба с противником при помощи его же оружия становится бессмысленной, поскольку возвращает снова на тот же путь безнравственности.

И » широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей. Каждый из героев, окружающих , в той или иной степени раскрывает определенную черту главного . Между Раскольниковым и другими персонажами проводятся параллели, создающие своеобразную систему двойников. Двойники Раскольникова - это, прежде всего, Лужин и Свидригайлов. Для них «все дозволено», хотя и по разным причинам.

Аркадий Иванович Свидригайлов дворянин, прослужил два года в кавалерии, затем жил в Петербурге. Это «отлично сохранившийся » лет пятидесяти. Лицо походит на маску и поражает чем-то «ужасно неприятным». Взгляд ярко-голубых глаз Свидригайлова «как-то слишком тяжел и неподвижен». В романе он самая загадочная фигура: прошлое его не прояснено до конца, намерения и поступки трудно определимы и непредсказуемы, нестандартны для подлеца, для такого зловещего персонажа, каким он выглядит поначалу (например, в письме матери Раскольникова).

Образ Свидригайлова, поставленный рядом с образом Раскольникова, раскрывает одну из сторон философской идеи, которая заключается в следующем. Под влиянием определенных обстоятельств в человеке может исчезнуть нравственное чувство, но общий нравственный закон от этого не исчезнет. Свидригайлов поставил себя вне морали, у него нет мук совести, и, в отличие от Раскольникова, он не понимает, что его действия и поступки безнравственны. Так, например, в различных интерпретациях повторяются слухи о причастности Свидригайлова к нескольким преступлениям; ясно, что они небезосновательны.

Покончила самоубийством «жестоко оскорбленная» им глухонемая девочка, удавился лакей Филипп. Характерно, что Свидригайлов находит между собой и Раскольниковым «какую-то общую точку», говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды». Свидригайлов воплощает в себе одну из возможностей претворения в жизнь идеи главного героя. Как нравственный циник, он - зеркальное отражение идейного циника Раскольникова. Вседозволенность Свидригайлова становится страшна в конце концов и Раскольникову. Свидригайлов страшен и самому себе. Он лишает себя жизни.

Двойником Раскольникова является и Петр Петрович Лужин, родственник жены Свидригайлова. Лужин весьма высокого мнения о себе. Тщеславие и самовлюбленность развиты в нем до болезненности.

В лице его, «осторожном и брюзгливом», было нечто «действительно неприятное и отталкивающее». Главную жизненную ценность для Лужина представляют деньги, добытые «всякими средствами», так как благодаря деньгам он может сравняться с людьми, занимающими более высокое положение в обществе. В нравственном отношении он руководствовался теорией «целого кафтана». Согласно этой теории, христианская мораль ведет к тому, что человек, исполняя заповедь о любви к ближнему, рвет свой кафтан, делится с ближним и в результате оба человека остаются «наполовину голы». Мнение Лужина состоит в том, что возлюбить прежде всех надо самого себя, «ибо все на свете на личном интересе основано». Все поступки Лужина - прямое следствие его теории. По мысли Раскольникова, из лужинской теории вытекает, что и «людей можно резать» ради собственной выгоды. Петра Петровича Лужина служит живым примером того, к чему мог бы прийти , постепенно осуществляя свой принцип всесилия и могущества, «бонапар- тизма». Различие между Раскольниковым и Лужиным состоит в том, что взгляды Раскольникова сформировались как результат решения гуманистических задач, а взгляды его двойника служат оправданием крайнего себялюбия, основаны на расчете и выгоде.

Такой прием, как создание систем двойников, используется автором для раскрытия Раскольникова, всестороннего анализа и развенчания его теории.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Двойники Раскольникова Лужин и Свидригайлов . Литературные сочинения!

Роман "Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался "Пьяненькие", но постепенно замысел романа трансформировался в "психологический отчет одного преступления".

Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию - и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

Раскольников окружен в романе персонажами, которые являются как бы его "двойниками": в них снижается, пародируется или оттеняется какая-либо сторона личности главного героя. Благодаря этому, роман оказывается не столько судом над преступлением, сколько (и это главное) судом над личностью, характером, психологией человека, в которых отразились черты русской действительности 60-х годов прошлого века: поиски правды, истины, героические стремления, "шатания", "заблуждения".

Родион Раскольников связан с многими людьми в произведении. Одни из них - Лужин и Свидригайлов, которые являются "двойниками" главного героя, потому что они создали теории схожие теорией о "избранных" и "тварей дрожащих". "Мы одного поля ягоды", - говорит Свидригайлов Родиону, подчёркивая их сходство.

В плену ложной теории находится Свидригайлов - один из наиболее сложных образов Достоевского. Он, как и Раскольников, отверг общественную мораль и растратил свою жизнь на развлечения. Свидригайлов, виновный в смерти нескольких людей, заставил свою совесть надолго замолчать, и только встреча с Дуней разбудила в его душе какие-то чувства. Но раскаяние, в отличие от Раскольникова, пришло к нему слишком поздно. Он даже помог Соне, своей невесте, детям Катерины Ивановны, чтобы заглушить угрызения совести. Но не хватает ни времени, ни сил, чтобы справиться с собой и он пускает себе пулю в лоб.

Свидригайлов - человек без совести и чести - как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием. Свидригайлов - самый мучительный для Раскольникова "двойник", потому что в нем раскрываются глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пути преступлений. Свидригайлов - это своеобразный "черный человек", который все время тревожит Раскольникова, который убеждает его, что они "одного поля ягоды", и с которым поэтому особенно отчаянно борется герой.

Свидригайлов - зажиточный помещик, ведет праздный образ жизни. Свидригайлов человека и гражданина в себе уничтожил. Отсюда у него цинизм, с которым он формулирует суть раскольниковской идеи, освободив себя от смятения Родиона, оставшись пребывать в безграничном сладострастии. Но, наткнувшись на препятствие, кончает жизнь самоубийством. Смерть для него - освобождение от всех преград, от "вопросов человека и гражданина". Это и есть результат идеи, в котором хотел убедиться Раскольников.

Другим "двойником" Родиона Раскольникова является Лужин. Он - герой, преуспевающий и ничем не стесняющий себя. Лужин вызывает отвращение и ненависть Раскольникова, хотя он признает нечто общее в их жизненном принципе спокойного переступания через преграды, и это обстоятельство еще больше терзает совестливого Раскольникова. Лужин - деловой человек со своими "экономическими теориями". В этой теории он оправдывает эксплуатацию человека, и она построена на выгоде и расчете, она отличается от теории Раскольникова бескорыстием помыслов. И хотя теории и одного и другого приводят к мысли, что можно "проливать кровь по совести", мотивы Раскольникова благородны, выстраданы сердцем, им движет не просто расчет, а заблуждение, "помрачение ума".

Лужин - прямолинейно-примитивный человек. Он - сниженный, почти комический двойник, по сравнению с Свидригайловым. В прошлом веке умы многих людей были подвластны теории "наполеонизма" - возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей. Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников. Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя, показывает её утопический результат на образах "двойниках" - Свидригайлова и Лужина. Установление социальной справедливости насильственным путём Раскольников объясняет как "кровь по совести". Писатель дальше развил эту теорию. Свидригайлов и Лужин исчерпали идею отказа от "принципов" и "идеалов" до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду - всё это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себялюбивые рассуждения Лужена Родион отвечает: "Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать".

В своем произведении "Преступление и наказание", Достоевский убеждает нас в том, что не всегда борьба добра и зла в душе человека оканчивается победой добродетели. Через страдания люди идут к преображению и очищению, это мы видим на образах Лужина и особенно Свидригайлова.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Роман "Преступление и наказание" был задуман Достоевским еще на каторге. Тогда он назывался "Пьяненькие", но постепенно замысел романа трансформировался в "психологический отчет одного преступления".

Достоевский в своем романе изображает столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, живой жизненный процесс, то есть логика жизни, всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию - и самую передовую, революционную, и самую преступную. Значит, делать жизнь по теории нельзя. И потому главная философская мысль романа раскрывается не в системе логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого крайне преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

Раскольников окружен в романе персонажами, которые являются как бы его "двойниками": в них снижается, пародируется или оттеняется какая-либо сторона личности главного героя. Благодаря этому, роман оказывается не столько судом над преступлением, сколько (и это главное) судом над личностью, характером, психологией человека, в которых отразились черты русской действительности 60-х годов прошлого века: поиски правды, истины, героические стремления, "шатания", "заблуждения".

Родион Раскольников связан с многими людьми в произведении. Одни из них - Лужин и Свидригайлов, которые являются "двойниками" главного героя, потому что они создали теории схожие теорией о "избранных" и "тварей дрожащих". "Мы одного поля ягоды", - говорит Свидригайлов Родиону, подчёркивая их сходство.

В плену ложной теории находится Свидригайлов - один из наиболее сложных образов Достоевского. Он, как и Раскольников, отверг общественную мораль и растратил свою жизнь на развлечения. Свидригайлов, виновный в смерти нескольких людей, заставил свою совесть надолго замолчать, и только встреча с Дуней разбудила в его душе какие-то чувства. Но раскаяние, в отличие от Раскольникова, пришло к нему слишком поздно. Он даже помог Соне, своей невесте, детям Катерины Ивановны, чтобы заглушить угрызения совести. Но не хватает ни времени, ни сил, чтобы справиться с собой и он пускает себе пулю в лоб.

Свидригайлов - человек без совести и чести - как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием. Свидригайлов - самый мучительный для Раскольникова "двойник", потому что в нем раскрываются глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пути преступлений. Свидригайлов - это своеобразный "черный человек", который все время тревожит Раскольникова, который убеждает его, что они "одного поля ягоды", и с которым поэтому особенно отчаянно борется герой.

Свидригайлов - зажиточный помещик, ведет праздный образ жизни. Свидригайлов человека и гражданина в себе уничтожил. Отсюда у него цинизм, с которым он формулирует суть раскольниковской идеи, освободив себя от смятения Родиона, оставшись пребывать в безграничном сладострастии. Но, наткнувшись на препятствие, кончает жизнь самоубийством. Смерть для него - освобождение от всех преград, от "вопросов человека и гражданина". Это и есть результат идеи, в котором хотел убедиться Раскольников.

Другим "двойником" Родиона Раскольникова является Лужин. Он - герой, преуспевающий и ничем не стесняющий себя. Лужин вызывает отвращение и ненависть Раскольникова, хотя он признает нечто общее в их жизненном принципе спокойного переступания через преграды, и это обстоятельство еще больше терзает совестливого Раскольникова. Лужин - деловой человек со своими "экономическими теориями". В этой теории он оправдывает эксплуатацию человека, и она построена на выгоде и расчете, она отличается от теории Раскольникова бескорыстием помыслов. И хотя теории и одного и другого приводят к мысли, что можно "проливать кровь по совести", мотивы Раскольникова благородны, выстраданы сердцем, им движет не просто расчет, а заблуждение, "помрачение ума".

Лужин - прямолинейно-примитивный человек. Он - сниженный, почти комический двойник, по сравнению с Свидригайловым. В прошлом веке умы многих людей были подвластны теории "наполеонизма" - возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей. Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников. Автор произведения, желая изобразить безнравственную идею главного героя, показывает её утопический результат на образах "двойниках" - Свидригайлова и Лужина. Установление социальной справедливости насильственным путём Раскольников объясняет как "кровь по совести". Писатель дальше развил эту теорию. Свидригайлов и Лужин исчерпали идею отказа от "принципов" и "идеалов" до конца. Один потерял ориентиры между добром и злом, другой проповедует личную выгоду - всё это логическое завершение мыслей Раскольникова. Не зря на себялюбивые рассуждения Лужена Родион отвечает: "Доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать".

В своем произведении "Преступление и наказание", Достоевский убеждает нас в том, что не всегда борьба добра и зла в душе человека оканчивается победой добродетели. Через страдания люди идут к преображению и очищению, это мы видим на образах Лужина и особенно Свидригайлова.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/




Top