Что относят к искусству. Пространственные виды искусства

Считал, что в органическом мире действуют иные силы и законы, нежели в неорганическом. У неорганических веществ сильно проявляются электрохимические свойства. Отличительной особенностью органических соединений, по мнению Берцелиуса, является специфическое происхождение и определяемые этим свойства. Многовековая алхимическая традиция базировалась на укоренившемся представлении о том, что неорганические вещества (особенно благородные металлы) можно получить при помощи химических превращений. Но «тела растительного и животного царств», как называли тогда органические соединения, химики выделяли лишь из «живой материи»-частей растений, животных и человека, а также из продуктов их жизнедеятельности.

«…Существо живого тела,-писал Берцелиус,-заключается не в его неорганических элементах, а в чем-то другом, что в состоянии склонить неорганические, общие для всех живых тел элементы, к осуществлению определенных, своеобразных для каждого рода, результатов… Это нечто, называемое нами жизненной силой, целиком лежит вне неорганических элементов и не является одним из первоначальных свойств, как вес, непроницаемость, электрическая полярность и т. п.; что оно собой представляет, где его начало и где конец,-мы не знаем».

Виталисты

Большинство ученых начала XIX в. принимало это положение Берцелиуса безоговорочно. Они верили в «жизненную силу», их так и называли — виталисты’ (от латинского vitalis — жизненный). Однако сам Берцелиус считал, что поскольку неизвестно, «где начало и где конец» жизненной силы, то объяснить все процессы, протекающие в «живых телах» (организмах), действием только одной этой силы нельзя.

«Следовательно,-делал он вывод,-нам остается лишь найти в самих органических процессах те своеобразные условия, при которых в них действуют общие природные силы. Но те же силы предполагают наличие одних и тех же законов природы. Отсюда следует, что наши знания о законах соединения элементов в неорганической природе должны быть целиком применимы и к соединениям этих элементов в органической природе».

И все же Берцелиус сомневался, что можно получить органические вещества из неорганических путем синтеза, считая такой синтез «несовершенным подражанием» природе. Одним из первых, кто осуществил такое «подражание», был ученик Берцелиуса, крупнейший немецкий химик, врач по образованию Фридрих Вёлер.

Биография Фридриха Вёлера

Интерес к естественным наукам проявился у него рано: еще будучи гимназистом, Фридрих занимался минералогией, а когда один из друзей отца разрешил любознательному мальчику пользоваться своей библиотекой и лабораторией, он увлекся химией. Он соорудил гальваническую батарею и проводил различные опыты. Юный экспериментатор получил электрохимическим путем калий , нашел в богемском купоросе еще мало известный элемент селен, обнаружил следы кадмия в металлическом цинке…

Увлечение химией продолжалось и в годы обучения в Марбургском университете. Для совершенствования экспериментальных и исследовательских навыков Вёлер оборудовал небольшую лабораторию в своей комнате. В Гейдельберге он защитил диссертацию и получил степень доктора медицины. По совету своего учителя, известного немецкого химика Л. Гмелина (1788-1853), Вёлер всецело посвятил себя химии. Начинающий ученый обратился к Берцелиусу с просьбой разрешить поработать в его лаборатории. Знаменитый химик ответил согласием, и Вёлер в 1833 г. едет в Стокгольм. Берцелиус встретил его любезно и для начала поручил Вёлеру исследовать состав одного из минералов. Знаменитый ученый остался недоволен результатом, считая, что работа сделана быстро, «но плохо». Этот урок Вёлер запомнил на всю жизнь.

Вид Марбургского университета (с гравюры конца XVIII в.)

Вернувшись на родину, Вёлер занялся преподаванием, не оставляя в то же время исследовательской работы. Вёлер прекрасно читал лекции, его отличные учебники выдержали множество изданий. В его лаборатории работали Г. Кольбе, Р. Фиттиг — впоследствии известные химики-органики, его учеником был и русский химик Ф. Ф. Бейлынтейн, автор знаменитого справочника, знакомого, без преувеличения, каждому химику.

В 1822 г. Вёлер получил соли циановой кислоты и установил ее состав (HOCN), который оказался тождественным составу гремучей кислоты (CNOH); эту кислоту в то же время исследовал соотечественник Вёлера Юстус Либих . Усомнившись в правильности полученных Вёлером данных, Либих написал ему, что анализ циановой кислоты проведен неточно. Вёлер вновь повторил опыты и убедился, что результаты получаются прежними. Не зная, чем это вызвано, он обратился за помощью к Берцелиусу. Сопоставив данные обоих химиков, шведский ученый пришел к выводу, что сделано интересное открытие: среди органических веществ обнаружены соединения одинакового состава, но с разными свойствами. Берцелиус назвал это явление изомерией. (Либих и Вёлер встретились в 1828 г. Заочное знакомство перешло в трогательную дружбу, продолжавшуюся до смерти Либиха в 1873 г. Эта дружба была очень плодотворной для обоих ученых, но больше всего выиграла от этого органическая химия.)

Синтез органических веществ из неорганических

Изучая циановую кислоту и ее соединения (1824), Вёлер заметил, что из раствора цианата аммония (NH 4 OCN) при выпаривании выделяется вещество, которое не дает реакции на аммоний и на циановую кислоту. Вначале он не придал этому особого значения. Только через четыре года Вёлер смог доказать, что это вещество является мочевиной (карбамидом) и понять всю важность своего открытия: из цианата аммония - неорганического вещества — была получена мочевина — продукт жизнедеятельности животного организма:

NH 4 OCN → CO(NH 2) 2

В письме к Берцелиусу Вёлер заявил, что может «делать мочевину, не нуждаясь при этом в почках». Однако тут же высказал сомнение:

«Можно ли рассматривать это искусственное получение мочевины как пример создания органического вещества из неорганического? Ведь для того чтобы получить циановую кислоту (а также аммиак), мы должны исходить из органического вещества, и «натурфилософ» сказал бы, что животный уголь, равно как и полученные из него циановые соединения, все еще сохраняют в себе нечто из органической природы, а потому вполне естественно, что из них можно получить какое-нибудь другое органическое вещество».

В своем письме Берцелиус не ответил прямо на принципиальный вопрос Вёлера, но поздравил его с «красивым открытием».

В статье, посвященной получению мочевины (1828), Вёлер писал, что этот синтез «примечателен, так как дает образец искусственного получения органического вещества, так называемого животного вещества, из неорганической материи». Такие факты уже были известны к тому времени. Сам Вёлер получил в 1824 г. щавелевую кислоту — вещество растительного происхождения — из «неорганического» газа дициана, а Гмелин годом позже многостадийным синтезом получил циклическую кроконовую кислоту из окиси углерода и калия. Французский химик Т. Пелуз получил (1831) муравьиную кислоту из синильной кислоты.

Но такие удачные единичные синтезы не могли окончательно подорвать веру в господствовавшее среди большинства ученых представление о «жизненной силе». Это произошло позднее, после того как выдающийся французский химик М. Бертло в начале 50-х годов получил искусственным путе мжиры, аналоги природных жиров, а великий русский ученый А. М. Бутлеров в 1861 г. сформулировал основные положения теории строения органических соединений.

Великие химики. В 2-х томах. Т. I. Манолов Калоян

ФРИДРИХ ВЁЛЕР (1800–1882)

ФРИДРИХ ВЁЛЕР

Доктор Вёлер был спокойным и уравновешенным человеком. Редко что могло вывести его из себя. Но сегодня, возвращаясь домой, он встретил учителя математики своего сына, и тот пожаловался на Фридриха. В последнее время мальчик был не внимателен на уроках и почти не готовил домашних заданий.

Придется серьезно поговорить с этим лентяем. Надеру ему уши, может, тогда возьмется за ум!

Доктор Вёлер тяжело зашагал по улице. Калитка с шумом захлопнулась за его спиной, и он быстро поднялся по лестнице на второй этаж, в комнату Фридриха. Доктор Вёлер резко толкнул дверь и сурово взглянул на сына. В комнате царил полнейший беспорядок. Из-под кровати торчало несколько деревянных ящиков; другие, наполненные образцами самых разнообразных пород, руд и минералов были свалены у стены. На полу валялись всевозможные друзы, а в углу - куча лабораторной посуды: склянки, цилиндры, колбы, стаканы, разбитая реторта и бронзовые ступки…

При появлении отца Фридрих вздрогнул и робко посмотрел на него.

Ты почему перестал учиться, Фридрих? Чем ты занят?

Привожу в порядок минералы, папа.

Минералы?! А домашнее задание по математике сделал?

Завтра у нас нет математики.

Доктор Вёлер замолчал. Он горячо любил сына и, несмотря на весь свой гнев и твердое решение наказать сына, чувствовал, что он не может поднять руку на него.

Учитель сегодня пожаловался на тебя. Ты не стараешься. Допустим, ты не любишь математику, но ты должен ее знать. Ведь ты позоришь меня перед всем городом. Твой отец - врач, уважаемый не только во Франкфурте, а ты у меня - лентяй.

Фридрих обиженно посмотрел на отца и нахмурил брови.

Никакой я не лентяй. Я много читаю и занимаюсь.

Фридрих колебался, но, почувствовав, что отец на этот раз не собирается шутить, неохотно вытащил учебник. Доктор Вёлер взял в руки потрепанную «Экспериментальную химию» Хагена. Когда-то и он учился по этой книге. Было это давно, еще в студенческие годы в Марбурге.

Отдам летом, когда успешно закончишь занятия. Большего наказания для Фридриха трудно было придумать.

Он больше всего на свете любил собирать и изучать минералы, проводить химические опыты. Однажды в библиотеке отца он отыскал этот старый учебник химии и с тех пор не расставался с ним ни на минуту. Его комната превратилась в лабораторию, каждый день в ней появлялись новые приборы и химикаты. Где и каким образом любознательный мальчик находил их, никто не знал. Фридрих испытывал огромное удовольствие даже от самого простого опыта: он зажигал кусочек серы и, не обращая внимания на удушливый газ, с восторгом наблюдал сине-фиолетовое пламя. И вот теперь он лишился учебника - самой дорогой для него вещи.

Фридрих со слезами на глазах опустился на стул. Уши его горели, а у рта появились горькие морщинки. Нет, он все равно останется верным любимой химии! Мальчик вдруг вскочил и быстро выбежал из комнаты. Доктор Бух жил далеко - по другую сторону реки. Фридрих бегом пустился по улице.

Можно видеть доктора Буха?

Прошу вас.

Его отец и доктор Бух были добрыми друзьями, но сам Фридрих впервые входил в его дом. Он знал, что доктор Бух знает чрезвычайно много и имеет хорошую библиотеку, но никогда не представлял себе, что у него так много книг. В просторном кабинете доктора Буха книжные полки тянулись по стенам до самого потолка. Шкафы с книгами стояли и в коридоре. Фридрих с восхищением разглядывал это богатство.

Что, нравится? - спросил хозяин, глядя на мальчика.

Доктор Бух был стройный мужчина лет сорока - сорока пяти. Его волосы, чуть посеребренные сединой, были зачесаны назад и открывали высокий лоб. Взгляд умных глаз спокоен и доброжелателен.

Сколько книг! - восторженно промолвил Фридрих. - Ведь только из-за этого я и пришел к вам, доктор Бух. Есть ли у вас какие-нибудь книги по химии? Я бы хотел почитать.

Только почитать? Твой отец рассказывал мне, что ты пытался проводить опыты… Хорошо, мальчик, я дам тебе книги. - Бух указал на одну из полок. - Здесь только химическая литература, можешь выбрать все, что тебе понравится.

Фридрих не верил глазам своим, будто перед ним не доктор Бух, а сам Али-Баба со своими несметными богатствами…

С той поры Фридрих часто заходил в дом к доктору Буху. Постепенно они стали большими друзьями. Бух когда-то и сам мечтал о химии, однако так и остался верен медицине. Но теперь любознательность Фридриха снова пробудила в, нем интерес к этой науке.

Учебники химии Лавуазье, Клапрота, Бертолле, журналы академий наук Берлина, Лондона, Стокгольма. Книги, книги, книги… Фридрих читал без устали и обсуждал все интересующее его с доктором Бухом. Год от года мальчик набирался знаний. Особое впечатление произвела на него статья Дэви, в которой говорилось о получении двух новых металлов - калия и натрия.

Калий. Это действительно исключительный элемент. Металл, который при соприкосновении с водой разлагает ее, а образовавшийся водород воспламеняется. Наверняка удивительное зрелище, - эти мысли не давали Фридриху покоя. Он решил во что бы то ни стало получить металл. Прежде всего надо было собрать электрическую батарею.

В этом ему опять помог доктор Бух, познакомивший Фридриха с Бунзеном - мастером Франкфуртского монетного двора.

Медные пластины мы легко найдем, - сказал Бунзен. - Пойдем со мной. - Он толкнул маленькую железную дверь, и они очутились в низком, полутемном подвале.

В этом сундучке хранятся старые русские монеты. Они отлиты из чистой меди. Бери, сколько нужно.

Можно штук десять-пятнадцать? - робко спросил Фридрих.

Бери даже двадцать. Только вот где нам найти цинковые пластины, этого я и сам пока не знаю.

Фридрих чувствовал себя бесконечно счастливым. Большие, тяжелые монеты оттягивали карманы куртки.

Через несколько дней мастер Бунзен нашел цинковые пластины, и вскоре батарея была готова. Глиняные сосуды, вставленные в ящик, Фридрих спрятал под кроватью, оттуда торчали лишь два конца проводов. Однако все его попытки получить калий не дали результата. Он хотел расплавить едкое кали в разнообразных сосудах, подолгу пропускал ток, но безуспешно. Может быть, ток недостаточно сильный, разочарованно подумал он. Хорошо еще, что батарея работает. Как-то Фридрих случайно дотронулся до электропроводов батареи обеими руками и испытал довольно сильный удар током. Тогда он решил подшутить над своей сестренкой.

Хочешь, я покажу тебе что-то интересное? Пойдем со мной.

Только обещай, что не будешь получать удушливые газы, - сказала сестра, подымаясь за ним по лестнице.

Через несколько минут в комнате Фридриха раздались отчаянные крики. Электричество «трясло» сестру, от страха она не могла разжать ладони и высвободиться от оголенных проводов. Испуганная девочка кричала, а Фридрих заливался смехом. Наконец он отдернул провод, и она, побледнев, упала на кровать. В ее глазах был безумный страх. Через несколько минут она пришла в себя и стала кричать на брата.

Убийца! Я больше не буду помогать тебе! Ты мне не брат!

Ничего, мама. Ничего страшного. Я только показал ей, какая чудесная сила у электричества.

Он хотел убить меня, мама. У меня и сейчас еще дрожат руки и локти очень болят. Это все его несносная батарея.

Фридрих, постыдись. Ты уже большой, а делаешь глупости. Отец не одобрит твоих поступков.

Отец действительно рассердился, но Фридрих доказывал ему, что все не так опасно и страшно, как кажется.

Если хочешь убедиться, можешь испробовать на себе.

Это еще зачем? - спросил возмущенный отец.

Женщины страшно трусливы, - бормотал Фридрих себе под нос. - Я сам пробовал много раз. Пойдем, ты тоже попробуешь!

Не желая уронить свое достоинство в глазах сына, доктор Вёлер согласился и поднялся в комнату Фридриха. Юный экспериментатор подал отцу концы проводов и включил батарею. Электричество сразу сковало руки доктора, и, как он ни старался, раскрыть ладони не мог.

Фридрих! Довольно! Прекрати!

Поняв, что шутка не оценена, Фридрих испуганно отдернул провод. Разъяренный отец вскочил со стула, схватил ящик с батареей и выбросил его в окно.

Хватит твоих безобразий! Ты совсем потерял голову! Фридрих не слушал, он смотрел в окно на груду обломков.

В глазах его были слезы…

И все-таки мысль получить калий не давала ему покоя. Он беспрестанно просматривал книги доктора Буха. Однажды он нашел статью, в которой говорилось о методе получения калия, предложенном Гей-Люссаком и Луи Жаком Тенаром. Из нее он узнал, что электролизный способ Дэви очень сложен и дает возможность получить лишь ничтожные количества металла. Метод французских ученых оказался лучше, поэтому Фридрих решил его испробовать. И снова ему на помощь пришел мастер Бунзен. Он дал мальчику старый большой графитовый тигель и мехи для раздувания огня. В это время мать Фридриха уехала к своей сестре в Эшерсгейм. Поэтому Фридрих мог спокойно расположиться на кухне. Он аккуратно растер куски едкого кали, смешал их с порошком древесного угля и насыпал смесь в тигель. Затем покрыл смесь толстым слоем древесного угля и поставил тигель на сильно разогревшиеся угли в очаге. Его сестра, растрепанная, с красным от усердия лицом, раздувала мехи.

Сколько раз я давала себе слово не помогать тебе, а потом опять уступаю, - стонала уставшая девочка.

Но ты увидишь, какой это чудесный металл, - сказал Фридрих. - Мягкий, как воск.

Пока это только слова, а металла-то нет.

Угли хорошо разгорелись. Синие язычки пламени нагревали тигель. Смесь в нем раскалилась, и небольшие пузырьки газа стали лопаться на поверхности угольного слоя, выбрасывая вверх тонкие пылинки, которые моментально загорались. Казалось, это извергались маленькие вулканчики.

На этот раз опыты Фридриха увенчались успехом. После того как тигель остыл, они с сестрой раздробили его содержимое и нашли несколько маленьких каплеобразных кусочков калия, Фридрих осторожно отделил их и приступил к дальнейшим опытам. Метод Годешона (модифицированный метод Гей-Люссака и Тенара), по которому он получил калий, оказался более легко осуществимым. Успеху Фридрих был обязан, конечно, и своим уже весьма обширным познаниям в области химии.

Многолетняя дружба с доктором Бухом благотворно сказалась также и на занятиях Фридриха в гимназии. Он стал более прилежно готовиться к урокам. Доктор Бух сумел внушить ему мысль, что если он хочет стать ученым, то должен много знать, «должен знать все», как любил говорить Бух.

Фридриху исполнилось двадцать лет, когда он окончил гимназию. Теперь это был уже не смешной, долговязый мальчишка с торчащими ушами, а высокий изящный юноша.

День рождения Фридриха решено было отпраздновать в Эшерсгейме, на родине Вёлера. Именно там 31 июля 1800 года родился мальчик, которому дали имя Фридрих. Этим летом мать его, спасаясь от летней духоты во Франкфурте, выехала к сестре на лоно природы. В доме ее зятя, пастора Эшерсгейма, было всегда удобно и прохладно.

Опять ужасно жаркое лето, как и в год твоего рождения, - сказала тетушка Фридриху. - Розалина, иди проверь, достаточно ли холодно вино.

Сидя за празднично накрытым столом, под большим развесистым дубом в саду, вся семья оживленно обсуждала будущее Фридриха. Отец мечтал, чтобы сын начал изучать медицину в Марбурге, и домочадцы были с ним полностью согласны. В Марбурге еще оставалось несколько старых друзей и коллег доктора Вёлера. Они позаботятся о Фридрихе, будут следить за его занятиями.

Двумя месяцами позже, осенью 1820 года, Фридрих переселился в Марбург. Ему нравился университет, и он добросовестно там занимался. Но стоило ему попасть домой, как его страстно влекло к занятиям химией. Он не мог спокойно заснуть, если им не был проведен хотя бы один опыт. Безупречный порядок в комнате, наведенный хозяйкой дома, постоянно раздражал его. В конце концов он превратил эту комнату в настоящую химическую лабораторию. Ночи напролет Фридрих сидел, склонившись над колбами и стаканами, забыв обо всем на свете. В этой скромной студенческой комнате Вёлер провел и свое первое научное исследование. Он начал изучать свойства нерастворимых в воде тиоцианатов серебра и ртути.

Молодой ученый получил тиоцианат ртути, смешивая растворы тиоцианата аммония и нитрата ртути. Он отфильтровал белый осадок, поставив его сушить, а сам лег спать. Но ему не спалось, а до утра было еще так далеко - время тянулось мучительно медленно. Вёлер встал, зажег свечу и принялся за работу: положил часть тиоцианата ртути на глиняную плитку и приблизил ее к раскаленным углям в камине. Немного погодя, когда плитка нагрелась, белый порошок стал слегка потрескивать. Вещество начало расползаться по плитке, словно живое, изменяя цвет от белого к желтому и сильно увеличиваясь в объеме. Вёлер с интересом смотрел на происходящее.

Когда потрескивание закончилось, он взял новую порцию белого порошка и стал растирать, немного смочив его, между ладонями. Полученную белую «колбаску» он некоторое время посушил на плитке, а потом стал сильно нагревать с одного конца. Послышалось знакомое потрескивание. Горячий конец начал сильно раздуваться и образовывать большой шар, который быстро перемещался вдоль «колбаски», так как реакция распространялась по всей массе. Наконец реакция прекратилась, оставив неподвижную желтую массу. В эту ночь спать Вёлер, конечно, не мог. Ведь он впервые наблюдал термическое разложение тиоцианата ртути, которое протекало так удивительно красиво и необычно.

Вёлер продолжал исследования еще несколько месяцев, а потом он подробно описал явление в своей первой научной статье, которую опубликовали в «Летописях Жильберта» по рекомендации доктора Буха. Статья была небольшой, но она привлекла внимание Берцелиуса, и он весьма благожелательно оценил ее в своих «Ежегодных обзорах».

Это событие вселило в молодого Вёлера уверенность в своих силах, и он решил переехать в Гейдельберг, где работал знаменитый Леопольд Гмелин, а также другие известные ученые, среди которых особенно выделялся физиолог, профессор Тидеман. Вёлер прибыл в Гейдельберг осенью 1822 года и как будущий врач начал работать под руководством Тидемана. Однако идея, которая привела сюда Вёлера, по-прежнему оставалась только мечтой. Он выразил желание посещать лекции профессора Гмелина, но тот, к удивлению Фридриха, отказал ему в этой просьбе.

Вы не найдете в моих лекциях ничего для себя интересного, господин Вёлер. То, чего добились вы сами, намного больше требований, которые мы предъявляем нашим студентам. Ваша статья в «Летописях Жильберта» ясно свидетельствует о ваших весьма солидных познаниях в химии. Я не хотел бы брать на себя роль оракула, но, мне кажется, у вас очень хорошие экспериментаторские способности.

Но я в жизни не слушал ни одной лекции по химии, - сказал Вёлер с отчаянием в голосе.

Это не беда. Важно то, что вы знаете. Как угодно, господин Вёлер, но в аудиторию я вас не пущу, а в лабораторию - милости просим, приходите. Я буду рад, если в моей лаборатории вы сделаете новые интересные открытия. Вы можете приходить ко мне всегда, когда вам понадобится получить совет или захочется просто побеседовать.

Об этом Вёлер даже и не мечтал. Ему разрешили работать в лаборатории Гмелина!

Началась новая страница в жизни молодого ученого. Лаборатория Гмелина совсем не была похожа на его домашнюю лабораторию. Здесь было все - и приборы, и аппараты, и химикаты. Вёлер приступил к изучению циановой кислоты и ее солей. После того как Гей-Люссак установил состав цианистоводородной кислоты и цианогена (дициана), изучение свойств последнего показало, что он был очень похож на хлор. С щелочами дициан образовывал соли пока еще не известных свойств. Вёлер получил дициан по методу Гей-Люссака и абсорбировал его раствором гидроокиси бария. Образовался бесцветный раствор, из которого через некоторое время ему удалось выделить две кристаллические соли: одна - цианистоводородной, другая - циановой кислоты. Согласно анализам, циановая кислота состояла из углерода, азота, водорода и кислорода. Вёлеру также удалось получить серебряную и калиевую соли циановой кислоты. Он тщательно исследовал новые вещества. Леопольд Гмелин давал ему ценные советы и указания. В этот же период он работал с профессором Тидеманом и сложные исследования поглощали почти все его время.

В лаборатории Гей-Люссака в Париже над подобными соединениями одновременно работал Юстус Либих. Прочитав его статью, Вёлер был сильно удивлен разницей полученных ими результатов. Он отметил это еще в самом начале статьи Либиха. Анализ цианата ртути, полученного Либихом, дал ему основание назвать соединение гремучей ртутью, так как соль обладала очень сильными взрывчатыми свойствами.

Однако цианат ртути, полученный Вёлером, вообще не взрывался. Не было ли допущено какой-нибудь ошибки при синтезе?

Но ошибки не было. Просто стал известен первый случай изомерии (это название дал Берцелиус в 1829 году). Вёлер изучил соединения циановой кислоты, а Либих - изомерной с ней фульминовой (гремучей) кислоты.

Успехи Вёлера в химии, его высокая культура вызвали дружеское расположение к нему не только Гмелина, но и Тидемана, по совету которого он взялся за изучение весьма важной физиологической проблемы - выделения организмом различных веществ в мочу. Вёлер проводил опыты на собаках, а иногда и на себе. Известно, что из организма выводится много отработанных продуктов жизнедеятельности, первое место среди которых занимает мочевина. Это вещество образует бесцветные кристаллы, растворимые в воде. Вёлер выделил мочевину в чистом виде и подверг ее полному анализу. Он установил самые важные свойства этого вещества и показал, какие пищевые продукты в рационе приводят к увеличению его содержания в моче. Тидеман был доволен полученными результатами.

Ваши опыты, господин Вёлер, проведены великолепно. Вы можете приступать к написанию работы. Получится прекрасная докторская диссертация.

Не лучше ли будет, если я опубликую материалы в виде статьи в вашем журнале по физиологии, профессор Тидеман? - спросил Вёлер с некоторым смущением.

Как хотите, - ответил Тидеман. - Можно и так. Второго сентября 1823 года Вёлер сдал последний экзамен

и получил звание доктора медицины - хирурга. Теперь не оставалось ничего другого, как вернуться во Франкфурт, чтобы приступить к работе вместе с отцом. Он направился в химическую лабораторию, чтобы собрать к отъезду свои вещи. Звание доктора медицины нисколько не радовало Вёлера.

Он тихо вошел в лабораторию, не замечая сидевшего у окна Гмелина.

Ну что ж, расстаемся? - спросил Гмелин. Вёлер поднял голову.

Извините, я не заметил вас. Пришел собрать вещи. Гмелин подошел к нему.

Что-то вы не веселы. Отчего так? У вас нет желания вернуться во Франкфурт или, может быть, есть на то другая причина?

Я буду тосковать без вашей лаборатории, и мне, конечно, будет плохо без ваших советов, профессор, - сказал Вёлер. - Мое сердце не может жить без химии.

Так отдайте его этой науке! Возьмите пример с меня. Я тоже учился медицине и готовился стать врачом, а теперь я профессор химии.

Посвятить себя химии? Но ведь у меня нет систематизированных знаний в этой науке.

У вас достаточно знаний, Вёлер. Если хотите, мы напишем письмо Берцелиусу и попросим его принять вас в свою лабораторию.

Вёлер колебался не долго. Окончательное решение он принял, получив ответ от Берцелиуса. И зимой 1823 года он уже работал в личной лаборатории выдающегося шведского ученого в Стокгольме. За три года до этого в этой лаборатории проводили свои исследования Митчерлих и братья Розе. Теперь здесь работали Берцелиус и Вёлер. Шведский исследователь находился в расцвете своих творческих сил. Его открытия следовали одно за другим, его огромные познания, непревзойденное экспериментаторское мастерство являлись тем чудотворным источником, к которому уже много лет тянулись молодые ученые.

В это время Берцелиус изучал соединения фтора, кремния, бора. Вёлер освоил много новых методов анализа и получения элементов; параллельно с этим он продолжал изучать циановую кислоту. Противоречия с результатами Либиха не давали ему покоя. Эта проблема заинтересовала и самого Берцелиуса, но быстро пролетело время, и Вёлер не сумел закончить исследования: ему пришлось возвращаться на родину.

Выделенный ему годичный срок прошел незаметно. 17 сентября 1824 года Вёлер, распрощавшись с Берцелиусом, выехал во Франкфурт. Утомленный напряженной работой в Стокгольме, он нуждался теперь в отдыхе. Мать окружила его нежными заботами, но вскоре бездействие стало мучить молодого Вёлера больше, чем самая изнурительная работа в лаборатории. На следующий же день после своего приезда он зашел к доктору Буху, и, как в старые времена, друзья, ежедневно встречаясь, обсуждали химические проблемы.

Комната Вёлера опять превратилась в лабораторию, но теперь она совсем не походила на его прежнюю ученическую лабораторию. Хотя приборов было мало, но каждый имел свое назначение.

Вёлер продолжил исследование циановой кислоты, пытаясь получить ее аммонийную соль и изучить ее свойства. Самый простой способ получения цианата аммония состоял в смешении растворов аммиака и циановой кислоты с последующим выпариванием; при этом образовавшаяся соль кристаллизовалась. Над большим фарфоровым блюдом, куда Вёлер налил водные растворы аммиака и циановой кислоты, выделялись легкие пары. Блюдо стояло на водяной бане. Время от времени Вёлер размешивал прозрачный раствор и снова возвращался к столу, где лежала стопка мелко исписанных листов бумаги. Он принял предложение Гмелина переводить на немецкий язык «Ежегодные обзоры» Берцелиуса и теперь использовал для этого каждую свободную минуту.

Испарение раствора шло медленно, так что не было смысла сидеть без дела и терять на это драгоценное время. Под вечер на поверхности жидкости появилась тонкая корочка, свидетельствовавшая о том, что раствор достаточно сконцентрировался. Вёлер снял блюдо и поставил его остывать на ночь. Утром он нашел в нем хорошие прозрачные бесцветные кристаллы, отделил их от оставшегося раствора, высушил и тут же приступил к анализу. Прежде всего водный раствор нового вещества должен был проявлять характерные реакции аммония и циановой кислоты. К его удивлению, однако, кристаллы не давали реакции ни на аммиак, ни на циановую кислоту. Сколько исследователь ни нагревал раствор с едким кали, запаха аммиака не обнаруживалось. Несмотря на многократные пробы, ему не удалось наблюдать и характерные реакции циановой кислоты.

Что же получилось? - думал он, склонившись над столом.

Конечно, в домашней лаборатории трудно было получить ответ на возникавшие сложные вопросы. Требовалась настоящая лаборатория, но ее он мог получить только работая в качестве преподавателя химии. Однако в Гейдельберге преподавал Леопольд Гмелин, в Геттингене - Фридрих Штромейер, в Берлине - Эйльгард Митчерлих. Значит, надо попробовать искать место в какой-нибудь специальной школе…

И Вёлер поехал в Берлин. Он принял предложение директора школы ремесел и искусств: 400 талеров в год, небольшая квартира и, самое главное, лаборатория. Для Вёлера в то время это был предел мечтаний.

Он добросовестно справлялся со своими обязанностями учителя, согласился даже читать лекции вечером для взрослых ремесленников и промышленников, интересовавшихся некоторыми вопросами химии, связанными с их повседневной практикой. Однако как только заканчивались лекции, он сразу направлялся в лабораторию. Его ждала там любимая работа.

Начав с получения трехокиси вольфрама еще у Берцелиуса, Вёлер применил тот же метод к соединениям хрома и получил трехокись хрома. Используя восстановительный метод Берцелиуса, он получил ряд новых элементов. Смешав хлорид алюминия и металлический калий, Вёлер получил необычайно легкий, серебристо-белый металл - алюминий. В 1828 году он выделил в свободном состоянии еще два элемента - бериллий и иттрий.

К тому же году относится одно из самых значительных открытий Вёлера: кристаллы «цианата аммония», которые он получил еще четыре года назад во Франкфурте и которые обнаружили весьма необычные свойства, оказались мочевиной. Анализы, проведенные самыми современными средствами, доказали это. Вновь Вёлер столкнулся с казавшимся необъяснимым явлением - изомерией. Согласно теоретическим вычислениям, состав цианата аммония и мочевины в процентном отношении одинаков. Опыт подтвердил это обстоятельство, но исходные продукты - аммиак и циановая кислота - тем не менее образовывали вместо цианата аммония мочевину.

Вёлер исследовал мочевину еще в студенческие годы под руководством профессора Тидемана, но тогда она была продуктом жизнедеятельности человека и животных, а здесь он получил ее в своей лаборатории из неорганических веществ.

«Если одно органическое вещество можно синтезировать в лаборатории, почему нельзя получить и другие? Вовсе нет необходимости в наличии «жизненной силы». Ученые-виталисты неправы: за понятием «жизненная сила» они скрывают лишь неспособность ученых вникнуть в сложные процессы синтеза органических веществ», - размышлял ученый.

Вёлер чувствовал себя безгранично счастливым. Его опыт нанес первый удар по господствовавшей долгие годы теории. «Жизненной силы» не существует! Органические вещества могут быть синтезированы в лаборатории, надо только найти для этого необходимые условия.

Статья Вёлера вызвала бурю протеста. Ученые не могли одним махом отказаться от своей прежней теории. Однако смелый новатор постепенно обретал все больше приверженцев. Его взгляды способствовали многочисленным синтезам Марселена Бертло и разработке теории химического строения Александром Михайловичем Бутлеровым, впоследствии полностью отвергнувшим витализм и открывшим новую эру - эру органической химии.

Вёлер решил встретить новый, 1829 год с родными во Франкфурте, а заодно и провести там зимние каникулы. Старые друзья встретили его с распростертыми объятиями. Кроме доктора Буха, Вёлер навестил своего коллегу по Гейдельбергскому университету доктора Шпийса, давнего друга Фридмана и многих, многих других.

Однажды вечером в конце декабря, когда они сидели у камина в доме Шпийса, увлеченные беседой, неожиданно в комнату вошел высокий мужчина лет двадцати пяти. Шпийс поднялся ему навстречу.

Юстус?! Что тебя привело сюда? - Они сердечно поздоровались. - Потом Шпийс сказал: - Я хочу представить тебя моему другу Вёлеру, учителю химии в Берлине. Фридрих, познакомься, это Юстус Либих, профессор университета в Гиссене.

Какой приятный сюрприз, - сказал Либих и слегка улыбнулся. - С вами-то мы и поспорим сегодня вечером.

Да, профессор Либих, быть может, спор о вашей гремучей кислоте и моей циановой кислоте разрешится именно здесь, - сказал Вёлер, приветливо кивнув ему.

Вопрос весьма интересен. Или один из нас ошибается, или есть нечто другое, что ускользнуло от нашего внимания. Итак, коллега Вёлер, расскажите мне во всех деталях о том, как вы получаете вещество, называемое вами цианатом серебра?..

Ученые завязали оживленную беседу, забыв даже о хозяине дома. Выяснилось, что они работали с двумя различными по свойствам соединениями, у которых, однако, одинаковый качественный и количественный состав. Ученые поняли, что могут быть полезны друг другу и даже нуждаются в этом. Та памятная ночь стала началом большой и плодотворной дружбы, которая длилась до конца жизни Либиха. Вёлер и Либих решили немедленно приступить к совместным исследованиям, хотя один из ученых работал в то время в лаборатории в Берлине, другой - в Гиссене. Между Вёлером и Либихом завязалась оживленная переписка. Каждый результат, который получал один из них, тут же становился достоянием другого. Они начали с циановой кислоты, но скоро направили свое внимание на изучение амигдалина. Это вещество содержится в семенах горького миндаля и придает им характерный запах. Первые же исследования показали, что амигдалин содержит некоторое количество цианистоводородной кислоты.

Параллельно с этими исследованиями Вёлер продолжал заниматься изучением неорганических веществ. В 1829 году он предложил новый метод получения фосфора. Исследователь установил, что этот элемент получается очень легко, если нагреть смесь фосфата кальция, угля и песка. Мы и сегодня получаем фосфор по методу, предложенному Вёлером.

Тесному контакту обоих ученых мешала значительная отдаленность их местожительства. Необходимо было жить в одном городе или хотя бы поближе друг к другу. В 1831 году с помощью Либиха Вёлеру удалось занять профессорское место в Технической школе в Касселе. Оба ученых были страшно довольны перемене. Особенно обрадовался этому Вёлер; ведь он давно мечтал работать в высшем учебном заведении. Сто километров, отделявшие Гиссен от Касселя, казались им пустячным расстоянием: они могли теперь общаться и лично.

Исследования амигдалина потребовали изучения бензальдегида и бензойной кислоты, анализа этих веществ, установления их формул. Перед Вёлером открылись широкие возможности для работы. Наряду с экспериментальными исследованиями он уделял время и литературной деятельности. Заняв профессорскую кафедру, он стал готовить материалы для учебника по химии. Его «Основания неорганической химии» вышли из печати в 1831 году и были очень популярны. До конца жизни Вёлера учебник выдержал пятнадцать изданий и был переведен на многие европейские языки. Кроме того, Вёлер перевел учебник Берцелиуса и продолжил свою работу над изданием «Ежегодных обзоров» Берцелиуса на немецком языке.

Экспериментатор проявлял интерес и к практическому применению химии. На металлургических заводах Касселя получали очень неприятный отход - арсенид никеля. Промышленники сваливали его в огромные кучи около заводов, но это влекло за собой неприятные последствия, главным образом из-за сильной токсичности этого соединения. Вёлер подробно исследовал данный побочный продукт и сумел получить из него - сравнительно дешевым способом - металлический никель. Поскольку металлургические предприятия все больше нуждались в этом металле, друзья посоветовали ему организовать производство металла. Он принял это предложение. Образовалось небольшое объединение - его друг Хольт и промышленник Вейнерт дали деньги, а Вёлер взял на себя организацию производства. Никель, который они производили, отличался высокими качествами в нашел хороший сбыт. На протяжении ряда лет объединение продавало большие количества этого металла в Бирмингем.

В начале 1836 года Вёлер получил предложение от университета в Геттингене занять место умершего год назад профессора Фридриха Штромейера. Университет в Геттингене пользовался славой одного из лучших высших учебных заведений Германии, и Вёлер, не колеблясь, принял предложение.

Однако и после этого Вёлер и Либих продолжали свои совместные исследования. С 1838 года Вёлер стал соредактором Либиха по журналу «Летописи химии и физики». Помимо лекций и работы в журнале, Вёлер находил время и для самостоятельных исследований. Его убеждение, что возможно синтезировать даже самые сложные органические соединения, заставило обратиться к ряду ценных природных веществ. В тот период уже было известно, что кора хинного дерева содержит хинную кислоту. Окислением хинной кислоты бихроматом калия и серной кислотой русский исследователь А. А. Воскресенскийполучил новое кристаллическое вещество, которое назвал хиноном. При нагревании хинной кислоты в замкнутом сосуде, однако, получался дистиллят, похожий на деготь. В нем Вёлер открыл бензойную, карболовую и салициловую кислоты, бензол и новое, легко кристаллизующееся вещество. Основной составной частью дистиллята было в сущности это новое вещество. Оно было очень близко по своему строению к открытому Воскресенским хинону, поэтому Вёлер назвал его гидрохиноном.

Вёлер изучил алкалоиды коры хинного дерева, а потом и продукты, образовавшиеся при окислительном разложении опия. Позже он исследовал и вещество, обладающее наркотическим действием, которое содержится в листьях тропического растения кока. Вёлер экстрагировал его из листьев теплой водой и осаждал нитратом свинца, затем обработал осадок сульфатом натрия, содой и извлекал чистое вещество эфиром. Новое вещество образовывало прозрачные, призматические кристаллы. Вёлер назвал его кокаином и частично изучил свойства этого вещества. Полное исследование кокаина провел позднее другой ученый - Вильгельм Лоссен.

Многолетняя научная деятельность Вёлера, его многочисленные открытия в области органической и неорганической химии снискали ему известность в Европе. Не было почти ни одного научного общества, университета или академии, в чьем списке почетных членов не значилось бы имя профессора Фридриха Вёлера. Академии и университеты в Берлине, Гиссене, Геттингене, Бонне, Лейдене, Стокгольме, Упсале, Париже, Петербурге, Лондоне и Турине гордились тем, что профессор Вёлер является их доктором «гонорис кауза».

Но слава не вскружила голову ученому: Вёлер оставался по-прежнему скромным и преданным служителем науки. Он писал Либиху 26 апреля 1849 года:

«Дорогой друг!

Я высылаю тебе немного селенового шлама и железной руды, содержащей ванадий. Рецептуры проведения их анализа ты найдешь в приложенной к ним книжечке, которую я недавно составил. Она предназначена для студентов моей лаборатории с целью экономить труд и не повторять одну и ту же вещь тысячи раз».

Через четыре года после того, как он послал Либиху второе издание «Практикума аналитической химии», 5 мая 1853 года Вёлер писал ему из Геттингена:

«Дорогой друг!

Эту маленькую книжечку пришлось целиком переработать. Она и в этот раз отпечатана без моего имени, потому что каждый мог бы написать такую книгу».

Несмотря на исключительную скромность талантливого немецкого ученого, его имя стало широко известно всей научной общественности Европы. Этому в немалой степени способствовало промышленное производство алюминия. Применив метод Вёлера, французский исследователь Анри Сент-Клер Девилль осуществил производство этого ценного металла в больших количествах. Чтобы ознаменовать выдающееся событие, решено было изготовить медаль из первого промышленного алюминия, которую экспонировали на Парижской выставке в 1855 году. На одной стороне медали было выгравировано имя Вёлера и год - 1827.

Несмотря на выдающиеся заслуги Сент-Клер Девилля в осуществлении производства алюминия, он справедливо отдавал дань уважения Вёлеру, впервые разработавшему в своей скромной берлинской лаборатории метод получения этого ценного металла.

В 1872 году Лондонское королевское общество наградило Вёлера золотой медалью Коплея.

Десятью годами позже, 31 июля 1882 года, в Геттингене собрались близкие друзья Вёлера, чтобы отметить восемьдесят вторую годовщину со дня его рождения.

Пожелания долгой жизни… Новых успехов на научном поприще… Фридрих Вёлер был в хорошем расположении духа и в своей ответной речи полушутя сказал:

Дорогие друзья, вы слишком поторопились с моим юбилеем. Мы должны были бы собраться в день моего девяностолетия.

Однако ученому не пришлось дожить до этой даты. Через два месяца после торжества в Геттингене, 23 сентября 1882 года, Вёлер скончался.

Из книги Стендаль автора Филлипетти Сандрин

1800 Один помещик в Валдайской округе – прапорщик Мельницкий – говорил, что «сам он, Мельницкий, над богами бог, над царями царь. Прежде сидела дура, и ныне насел дурак. У нас в России Павлушечек много, взять и поднять его на штыки» (Клочков. С. 604).Поручик Егор Кемпен,

Из книги Мемуары автора Чарторижский Адам Ежи

ВОЕННЫЕ ГОДЫ. 1800–1814 «И это Париж?» Государственный переворот, произведенный Бонапартом, знаменовал собой конец эпохи революции. Республика нотаблей, национальное представительство, свобода прессы и институты народовластия сменились военной диктатурой и

Из книги Габриэль Гарсиа Маркес. Биография автора Мартин Джеральд

Глава VIII 1800 г. Лето Смерть императора Павла. Начало царствования императора АлександраЧем ближе подъезжал я к Петербургу, тем труднее становилось мне сдерживать противоположные чувства - счастья и нетерпеливого желания скорее увидеть людей, к которым я был привязан, и

Из книги Декабристы-естествоиспытатели автора Пасецкий Василий Михайлович

Пролог Безвестное происхождение 1800–1899 Однажды душным жарким утром в начале 1930-х гг. по тропическому прибрежному региону северной Колумбии мчался поезд компании «Юнайтед Фрут». В одном из вагонов у окна сидела молодая женщина, она смотрела на мелькавшие мимо банановые

Из книги Песталоцци автора Пинкевич Альберт Петрович

Николай Васильевич Басаргин (1800-1861) Николай Васильевич БасаргинЧлен Южного общества декабристов Николай Васильевич Басаргин родился в 1800 г. во Владимирской губернии в семье небогатого помещика, который располагал "материальными средствами самыми ничтожными".

Из книги Упрямый классик. Собрание стихотворений(1889–1934) автора Шестаков Дмитрий Петрович

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ ПЕСТАЛОЦЦИ-ТЕОРЕТИК ПЕДАГОГИКИ (1800–1804) «Я не хотел и не хочу учить свет никакому искусству никакой науке, - я не знаю никаких - я хотел и хочу облегчить народу изучение основ всех искусств и наук и открыть заброшенным, обреченным на одичание способностям

Из книги Гоголь автора Соколов Борис Вадимович

Из книги Шеренга великих путешественников автора Миллер Ян

33. Е. А. Баратынский (19 февраля 1800–1900 гг.) Смерти прозрачные взоры, как звезды холодные ночи, Вея зарей неземной, в этих мерцают стихах. Как обнажилась под их бесстрастно-отчетливым светом Бренной земли суета, бренных ничтожество грез. Смертный! не крылья тебе даны для

Из книги Джефферсон автора Ефимов Игорь Маркович

ИОРДАН Федор Иванович (1800–1883), русский художник-гравер. По окончании Академии художеств был в 1829 г. командирован за границу. В 1834 г. И. поселился в Риме, где сделал гравюру картины Рафаэля «Преображение». Работа над этой гигантской гравюрой заняла 12 лет. Впоследствии И.

Из книги автора

НАЩОКИН Павел Воинович (1800–1854), помещик, отставной корнет лейб-гвардии Кирасирского полка, друг А. С. Пушкина и хороший знакомый Гоголя, человек, очень умный, образованный и добрый, превосходный рассказчик, но гуляка и картежник, промотавший немалое состояние. Послужил

Из книги автора

ПОГОДИН Михаил Петрович (1800–1875), историк и археолог, профессор Московского университета по кафедре истории, друг Гоголя. В 1827–1830 гг. П. издавал журнал «Московский вестник», а в 1841–1856 гг. - «Москвитянин». Собрал большую коллекцию «славянских древностей» -

Из книги автора

СЕНКОВСКИЙ Осип (Юлиан) Иванович (1800–1858), представитель древнего польского шляхетского рода, писатель и журналист, писавший под псевдонимом «Барон Брамбеус». Родился в поместье недалеко от Вильно. С. был профессором восточных языков в Петербургском университете и, с

Из книги автора

Джеймс Кларк Росс (1800–1862) Родился в Ирландии в дворянской, английской семье. По примеру своего дяди, Джона Росса, опытного мореплавателя, исследователя Арктики и Антарктиды, Джеймс Росс в двенадцатилетнем возрасте поступил в морской флот.С 1818 года Росс плавал в полярных

Из книги автора

ИЮНЬ, 1800. РИЧМОНД Джеймс Томсон Кэллендер был арестован 27 мая, в Питерсберге, штат Виргиния, куда он ездил, чтобы обсудить с издателем условия публикации второго тома трактата «Наши перспективы». Ему объявили, что арест произведён по решению большого жюри в Ричмонде,

Фридрих Вёлер 1 наряду с Юстусом Либихом является одним из основателей современной химии, создателем ее теорий и методов исследования в первой половине XIX в. Ему принадлежат исследования в разнообразных областях химии, на основе которых следующие поколения химиков возвели здание науки, в принципе оставшейся неизменной до настоящего времени.

Вёлер жил в эпоху, богатую важными политическими событиями, в эпоху бурного развития науки и промышленности. Он родился во время распада "Священной римской империи немецкой нации". В последующие годы жизни Вёлер был свидетелем быстрого подъема создаваемой "из железа и крови" Бисмарком и прусскими юнкерами германской империи.

При жизни Вёлера органическая химия, в создании которой он принял такое большое участие, стала самостоятельной областью химии; в последние годы его жизни и физическая химия начала превращаться в отдельную научную дисциплину.

Большое значение для научной работы Вёлера и его современников имел резкий подъем экономики Германии после 1848 г. Развитию горного дела, металлургической, машиностроительной, а также легкой промышленности способствовало улучшение транспортного сообщения в стране (особенно строительство новых железных дорог). Значительное развитие в середине шестидесятых годов XIX в. получила также химическая промышленность, ставшая одной из ведущих отраслей производства.

Фридрих Вёлер родился 31 июля 1800 г. в Эшерсхайме (неподалеку от Франкфурта-на-Майне). Его отец, занимаясь сельским хозяйством, смог составить значительное состояние и позже стал именитым бюргером в свободном имперском городе Франкфурте, где Фридрих Вёлер учился в гимназии. Уже в юности Вёлер заинтересовался различными явлениями живой и неживой природы. Этот интерес особенно поддерживали доктор Бух - врач и член Зенкенбергского общества естествоиспытателей 2 , а также его гимназические учителя - географ Риттер и историк Шлоссер.

Впоследствии Вёлер изучал в университетах Марбурга и Гейдельберга медицину. Один из его преподавателей - Л. Гмелин пробудил интерес Вёлера к химии, предоставив юноше возможность работать в лаборатории. Но тем самым Гмелин отвлек его от систематического изучения химической науки. Только в 1823 г., после того как Вёлер получил ученую степень в области медицины, он завершил свое химическое образование в Стокгольме у Берцелиуса, специализируясь главным образом как химик-аналитик.

Такое образование Вёлер не мог получить в то время нигде в Германии, так как изучение химии было в подавляющем большинстве немецких университетов лишь частью медицинского образования, а немногие самостоятельные химические лаборатории были оборудованы весьма несовершенно.

В связи с развитием капитализма в Германии в первой половине XIX в. наряду с университетами возникали высшие учебные заведения нового типа, где готовились специалисты для промышленности, торговли и сельского хозяйства. К такого рода учебным заведениям относилась и только что основанная городская ремесленная школа в Берлине, где Вёлер преподавал химию с 1825 по 1831 г. В химической лаборатории Вёлера, расположенной на Нидервальштрассе, был сделан ряд выдающихся химических открытий: синтез мочевины, получение алюминия и фосфора. В 1828 г. Вёлер был избран профессором химии ремесленной школы в Берлине. Правда, эти учебные заведения не были столь же авторитетными для ученых, как университеты. К тому же проведение многочисленных мелких работ, которые Вёлер вынужден был выполнять в этой школе, он ощущал как обременительную нагрузку и стремился перейти в университет. Но в Берлине, где господствовавшая прусская бюрократия даже в университете чинила всяческие препятствия преподаванию естественных наук, Вёлер не смог найти удовлетворяющей его работы. Поэтому в 1831 г., когда к тому же в Берлине свирепствовала холера, он переехал в Кассель, где стал преподавать химию в ремесленной школе, и лишь в 1836 г. получил через Бунзена приглашение стать преемником Штромейера на кафедре химии в Гёттингенском университете. Здесь в хорошо оборудованной лаборатории Вёлер смог провести исследования по интересующим его темам. Громадное значение имели результаты деятельности Вёлера как преподавателя высшей школы. Среди наиболее известных учеников Вёлера были Г. Кольбе, Р. Фиттиг и Ф. К. Бейльштейн . С 1846 по 1866 г. свыше 8200 студентов в Гёттингенском университете прослушали лекции по химии. Едва ли можно было в те годы найти химическую лабораторию, в которой было бы выполнено такое количество работ, как в лаборатории Вёлера в Гёттингенском университете.


Леопольд Гмелин (1788-1853); профессор химии в Гейдельберге, издатель "Словаря теоретической химии"

Многолетний напряженный труд сильно подорвал здоровье Вёлера; в последние годы жизни он вынужден был часто отрываться от любимой работы, отдыхая в путешествиях. Вёлер скончался 22 сентября 1882 г.

На протяжении большей части жизни Вёлер живо интересовался важнейшими политическими событиями своего времени, особенно революционным движением 1848-1849 гг. Вёлер значительно менее открыто, чем Либих (особенно молодой Либих), высказывал свои политические симпатии. Так, в 1837 г. он даже не участвовал в протесте гёттингенских профессоров 3 . Правда, он приветствовал реформы, которые в конце концов вынуждено было провести правительство под угрозой революции и от которых оно ранее решительно отказывалось. Но Вёлер с большими оговорками отнесся к революционным требованиям рабочих и крестьян, так как исторические задачи пролетариата были ему непонятны. Как и многие другие, Вёлер опасался, что при господстве "малообразованного" пролетариата культура и наука могут быть уничтожены. Он писал Либиху: "Вряд ли кто хочет больше чем я... следить за основными событиями современности, но... проклятие нашего времени состоит в том, что каждый дурак сейчас думает, что он должен в этих важнейших событиях хорошо разбираться, имеет право судить о них и даже принимать, участие в руководстве ими" .

Как и его современники Р. Бунзен и X. Шёнбейн, Вёлер был противником захватнической политики Бисмарка, которая особенно ярко проявилась в войне 1866 г. Наиболее отвратительна была Вёллеру война. "Черт бы побрал тех, кто принес в мир войну",- писал он Либиху .

Как и большинство великих естествоиспытателей XIX в., Вёлер отрицал романтическую натурфилософию, поскольку она была бесплодной для дальнейшего развития естествознания. "Натурфилософия была не чем иным, как старой мертвой схоластикой" ,- писал он Либиху, который, правда, в еще более резкой форме, выступал против этого умозрительного направления в развитии философии.

По сравнению с Либихом Вёлер сильнее склонялся к стихийным материалистическим представлениям, что отчетливо проявлялось в его письмах к Либиху. В связи с известной академической речью, произнесенной Либихом в 1865 г., Вёлер писал: "Я полностью согласен с тобой, что для того, чтобы в естествознании понять факты, надо уже иметь в голове определенную идею; но все же остается вопрос, не возникают ли идеи благодаря предшествующим как будто бы бессознательным наблюдениям, обязанным чувственным восприятиям... и тогда теоретические идеи будут рождаться из наблюдавшихся фактов" .

Так, по поводу работ Шёнбейна по исследованию озона Вёлер заметил, что это вещество впервые по-настоящему его заинтересовало лишь тогда, когда озон оказалось возможным уловить и положить на весы. Несмотря на стихийно-материалистические представления и неприязнь к умозрительной немецкой натурфилософии, Вёлер не был в состоянии понять теоретико-познавательное значение проведенных им синтезов.

Очень большую роль в жизни и деятельности Вёлера играли дружеские отношения с его учителем Берцелиусом и с Либихом. С ними Вёлера связывала оживленная и очень содержательная переписка, касающаяся не только научных исследований, но и многих личных и политических вопросов.

С Либихом Вёлер, например, провел совместную работу по изучению радикала бензойной (бензолкарбоновой) кислоты. Эти работы способствовали созданию теории радикалов и классификации органических соединений.

Уже у Берцелиуса Вёлер изучал соединения циановой кислоты и их изомеры. При этом он вместе с другими исследователями накопил материал для разработки представлений о конституции химических соединений 4 .

Полученные Вёлером результаты в некотором отношении противоречили дуалистическим представлениям, которые его учитель Берцелиус положил в основу созданной им электрохимической теории. Вёлер указывал, что свойства вещества зависят не только от того, какие "пары" образуют его составные части, но и от различия во взаимном расположении, как это утверждали сторонники унитарных взглядов. Впоследствии изучению этого вопроса способствовал А. В. Гофман .

В 1824 г. Вёлеру удалось при помощи гидролиза дициана получить щавелевую (этандикарбоновую) кислоту. Впервые это соединение было получено Шееле в 1776 г. при окислении сахара азотной кислотой. Принципиально новым в работе Вёлера было то, что это соединение впервые было синтезировано из исходных неорганических веществ.

Синтез мочевины через перегруппировку цианата аммония, осуществленный Вёлером в 1828 г., имел очень большое значение для развития органической химии 5 . Прежде всего это было одним из наиболее ярких примеров явления, которое Берцелиус назвал изомерией, и тем самым Вёлер способствовал развитию структурной теории. В то время шла необычайно оживленная полемика по поводу провозглашенной с позиций витализма противоположности между органической и неорганической химией. Вёлер сначала очень осторожно оценивал значение этого открытия и спрашивал мнение своего учителя Берцелиуса, действительно ли он провел синтез органического соединения. Либих охарактеризовал открытия Берцелиусом виноградной кислоты и Вёлером мочевины как подлинное начало новой науки - органической химии. А. В. Гофман назвал последнее "в полном смысле этого слова эпохальным открытием" .

Однако искусственное получение мочевины не было для Вёлера и других химиков, например для Берцелиуса, достаточным основанием для того, чтобы отказаться от витализма. Даже в последнем издании своих "Очерков органической химии" Вёлер рассуждал о роли "жизненной силы" в органических химических реакциях, которая не имеет отношения к закономерностям в неорганической химии. Но даже если и сам Вёлер не смог правильно оценить значение своего открытия, оно помогло преодолеть виталистические представления в естествознании, способствовало становлению и распространению взглядов о материальном единстве мира. Значение новых органических синтезов Энгельс в 1876 г. охарактеризовал как вклад в разработку материалистического диалектического взгляда на природу: "Поразительно быстрое развитие химии со времени Лавуазье и особенно со времени Дальтона разрушило старые представления о природе еще и с другой стороны. Благодаря получению неорганическим путем таких химических соединений, которые до того времени порождались только в живом организме, было доказано, что законы химии имеют ту же силу для органических тел, как и для неорганических, и была заполнена значительная часть той, якобы навечно непреодолимой пропасти между неорганической и органической природой, которую признавал еще Кант" . Энгельс считал получение мочевины одним из выдающихся достижений естествознания XIX в., которые подтвердили справедливость материалистических естественнонаучных представлений.

Действительно, в результате этой и многочисленных последующих работ по органическому синтезу из природы были изгнаны явления, казавшиеся ранее "таинственными и непонятными". На основании таких исследований Энгельс пришел к выводу: "Теперь вся природа простирается перед нами как некоторая система связей и процессов, объясненная и понятная по крайней мере в основных чертах" .

Во время работы в Гёттингенском университете Вёлер получил карбид кремния, силан и трихлорсилан, а также установил аналогию между кремнийорганическими и углеродными органическими соединениями. В 1863 г. 6 Вёлер впервые получил при взаимодействии карбида кальция и воды ацетилен, открыв тем самым реакцию, которая впоследствии приобрела большое значение для развития крупнотоннажное химической промышленности.

Среди работ Вёлера по неорганической химии особое значение имело получение чистого алюминия в виде "металлической канители" в 1827 г. Усовершенствованием способа получения алюминия Вёлер занимался долгие годы. Лишь в 1845 г. он смог сообщить Либиху, что "алюминий получен в виде столь больших шаров" , что оказалось возможным определить его плотность, равную 2,50 г / см 3 .

В то же время французскому ученому Анри Сен-Клер Девиллю удалось разработать способ промышленного производства алюминия. Возникший спор о приоритете между двумя учеными завершился лишь в 1855 г. признанием равноценности заслуг Вёлера и Сен-Клера Девилля в разработке способов получения алюминия.

Вёлер, кроме того, выделил бериллий, а также кристаллические бор и кремний.

Значительный вклад Вёлера в развитие химии в XIX в. заключался также в его замечательной многообразной литературной деятельности. Вёлер написал "Очерки неорганической и органической химии", а также руководство к практикуму по аналитической химии, которое вышло несколькими изданиями. Вёлер переводил на немецкий язык учебники и ежегодные обзоры развития химии, написанные Берцелиусом, а также некоторое время принимал участие в издании "Анналов химии и фармации".

Веллер (Weller) Фридрих (р. 22.7.1889, Маркнёйкирхен), немецкий индолог и буддолог. В 1938‒58 профессор и заведующий кафедрой санскрита (индологии), а также руководитель Индийского института Лейпцигского университета (с 1953 ‒ университета им. Карла Маркса). Автор многих исследовательских работ в области индологии, истории и культуры Центральной Азии (а также тибетологии), В. внёс значительный вклад в исследование индийских, тибетских, китайских, монгольских и согдийских письменных источников, важных для изучения буддизма. Издал и перевёл ряд буддийских памятников (тибетский текст «Буддхачариты» Ашвагхоши, тибетские и монгольские тексты «Брахмаджаласутры», перевод «Кашьяпа-париварты» и др.). Национальная премия ГДР (1955).

Соч.: Библиографию работ В. до 1954 гм. в кн. Asiatica. Fest-schrift Friedrich Weller zum 65. Geburtsta..., Lpz., 1954. Работы В. после 1954 Tibetisch-sanskriti-. scher Index zum Bodhicaryavatara, H. 1‒2, В.,.1952‒55; Versuch einer Kritik der Kathopanisad, B., 1953; Die Fragmente der Jatakamala in der Turfansammiung der Berliner Akademie, B., 1955; Die Legende von Sunalisepp im Aitareyabrahmana und Sankhayanas rautasutra, B., 1956; Zum Kasyapaparivarta, H. 2, B., 1965.

П. А. Гринцер, М. Хельзиг.

  • - Вильгельм II , прус. король. Добился соглашения с императором Леопольдом II, который подписал Пильницкую декларацию, обязывающую Австрию вступить в войну против рев. Франции...

    Словарь полководцев

  • - И вас я вспоминаю. Вас видал, Еще когда я назывался Вилли. Теперь я, может быть, уж Фридрих, Карл, Вольфганг, или как-нибудь еще чуднее...

    Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • - Фри́дрих Каспар Давид, немецкий живописец; представитель романтизма. Учился в Академии художеств в Копенгагене у Н. А. Абильгора. В 1798 г. переселился в Дрезден...

    Художественная энциклопедия

  • - Каспар Давид 1774, Грейфсвальд, Померания - 1840, Дрезден. Немецкий живописец, рисовальщик, гравер. В 1794-1798 занимался у Абильгора в Академии художеств Копенгагена, где сформировался как пейзажист...

    Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • - Фридрих - нем. индолог и буддолог. В 1938-58 - проф. и зав. кафедрой санскрита, а также руководитель Индийского ин-та Лейпцигского ун-та. Автор многих исследоват...

    Советская историческая энциклопедия

  • - СПб. почт-директор, отец П. Ф. Аша, р. 1690, † 1770...
  • - Рус. сов. прозаик, известный также произв. др. жанров. Род. в Сибири, работал лесорубом, пас скот в горах Алтая, охотился в тундре, строил железную дорогу в пустыне Ср. Азии, писал репортажи в газеты...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Бывший директор Департамента капитального строительства и собственности за рубежом Министерства иностранных дел РФ; родился 28 ноября 1938 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - историк лит., филолог-классик и автор педагог. соч., проф. Дерпт. ун., член-корреспондент И. А. Н., р. 1799 в гор. Шпандау, бл. Берлина, † в Штутгарте 14 июля 1886...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - пианист-педагог, получивший известность благодаря дочери своей Кларе, Гансу фон Бюлову, Шпиндлеру, Роберту Шуману, которые были его учениками по фортепьянной игре. В. род. в 1785 г., ум. в 1873 г....
  • - I юрист, род. в 1823 г., был профессором в Иенском университете, участвовал в составлении немецкого торгового устава...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - основатель романской филологии; изучал классические языки преимущественно под руководством проф. Велькера, который, только что вернувшись из Италии, внушил своему ученику восторженную любовь к этой стране...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - немецкий минеролог, был профессором в Граце, Фрейбурге и в Вене; один из родоначальников естественно-исторического метода в минералогии и выдающийся кристаллограф; он составил особую скалу твердости минералов...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - немецкий композитор и музык. писатель. Главные его произведения: "Der heilige Antonius", мадригалы для мужск. и смешан. хоров, романсы, "Musikästhetische Streitfragen"...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - немецкий писатель, автор новелл, романов, путевых очерков...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Фридрих, немецкий индолог и буддолог. В 1938-58 профессор и заведующий кафедрой санскрита, а также руководитель Индийского института Лейпцигского университета...

    Большая Советская энциклопедия

"Веллер Фридрих" в книгах

Михаил Веллер – Ион Деген

Из книги Война никогда не кончается (сборник) автора Деген Ион

Михаил Веллер – Ион Деген Разговор в День ПобедыМИХАИЛ ВЕЛЛЕР. – Сегодня, в День Победы, с нами человек, прошедший войну. Не многие испытали и совершили на ней то, что он… И таких людей уцелели единицы – случайно.Этот человек написал стихи, которые вошли во все военные

Тюдель Веллер Хулиган как герой (Антиеврейский роман)

Из книги Нацизм и культура [Идеология и культура национал-социализма автора Моссе Джордж

Тюдель Веллер Хулиган как герой (Антиеврейский роман) – Во всяком случае, они, должно быть, хитрее нас, поскольку находятся в верхах нашего дорогого отечества, тогда как мы копошимся внизу. И мы платим двенадцать процентов в качестве налогов…Эти слова возвратили его к

Михаил Веллер Ледокол Суворов

Из книги автора

Михаил Веллер Ледокол Суворов После «Ледокола» история Второй мировой войны в прежнем виде не существует.Сидели за литровой бутылкой: полковник, журналист, военный историк и писатель. Каждый предпочитал лезть не в свое, так что авторские ремарки после прямой речи

ГОСУДАРИ-КОЛОНИЗАТОРЫ ПРУССИИ ВЕЛИКИЙ КУРФЮРСТ ФРИДРИХ-ВИЛЬГЕЛЬМ, КОРОЛИ ФРИДРИХ I И ФРИДРИХ-ВИЛЬГЕЛЬМ I.

Из книги Тевтонский орден [Крах крестового нашествия на Русь] автора Вартберг Герман

ГОСУДАРИ-КОЛОНИЗАТОРЫ ПРУССИИ ВЕЛИКИЙ КУРФЮРСТ ФРИДРИХ-ВИЛЬГЕЛЬМ, КОРОЛИ ФРИДРИХ I И ФРИДРИХ-ВИЛЬГЕЛЬМ I. Состояние владений Великого Курфюрста после тридцатилетней войны. - Голландские и немецкие колонисты.Никогда ни одна война не разоряла так страну, как

Фридрих II

Из книги История Крестовых походов автора Харитонович Дмитрий Эдуардович

Фридрих II Он был просто влюблен в свой остров. Побывав в Палестине, он скажет: «Господь не видел Сицилии, иначе Он не воплотился бы здесь». Сицилия в течение столетий являлась перекрестком культур: латинской (и нарождающейся итальянской), греческой (в том числе

Фридрих II ― Фридрих I Барбаросса

автора

Фридрих II ? Фридрих I Барбаросса Не было в истории других римских правителей, которые на протяжении всей своей жизни и с таким же отчаянием боролись бы с отцами Римско–католической церкви. Фридрихи Гогенштауфены в этом деле уникальны. Римские папы осыпали их проклятиями,

Фридрих Красивый ― Фридрих II

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Фридрих Красивый? Фридрих II 1314 Фридрих Красивый становится римским королем 1215 Фридрих становится римским королем 99 1322 Конец правления Фридриха 1222 Конец правления Фридриха 99 Фридрих Красивый? это австрийский герцог из рода Габсбургов. Римским королем его избрала

4. Фридрих возвращается в свое королевство. - Избрание и скорая смерть Целестина IV. - Кардиналы рассеиваются. - Церковь остается без главы. - Союз Рима, Перуджии и Нарни, 1242 г. - Римляне идут на Тиволи. - Фридрих опять идет против Рима. - Основание Флагелл. - Фридрих снова в Латинских горах. - Ал

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Фридрих возвращается в свое королевство. - Избрание и скорая смерть Целестина IV. - Кардиналы рассеиваются. - Церковь остается без главы. - Союз Рима, Перуджии и Нарни, 1242 г. - Римляне идут на Тиволи. - Фридрих опять идет против Рима. - Основание Флагелл. - Фридрих снова

Тюдель Веллер Хулиган как герой

Из книги Нацизм и культура [Идеология и культура национал-социализма] автора Моссе Джордж

Тюдель Веллер Хулиган как герой (Антиеврейский роман)- Во всяком случае, они, должно быть, хитрее нас, поскольку находятся в верхах нашего дорогого отечества, тогда как мы копошимся внизу. И мы платим двенадцать процентов в качестве налогов…Эти слова возвратили его к

11. ФРИДРИХ ВЕЛИКИЙ (ФРИДРИХ II)

Из книги 100 великих полководцев автора Лэннинг Майкл Ли

11. ФРИДРИХ ВЕЛИКИЙ (ФРИДРИХ II) прусский полководец (1712–1786) Фридрих II, один из немногих полководцев, удостоившихся звания Великого, возглавлял прусскую армию более двадцати пяти лет, противостоя почти всегда превосходящим силам противника. Его действия на поле боя

Разбиватель сердец (Михаил Веллер)

Из книги Энциклопедия пикапа. Версия 12.0 автора Олейник Андрей

Разбиватель сердец (Михаил Веллер) - Полюбит она тебя как милая, никуда не денется.- Не верю я в это... Нет во мне чего-то того, что нравится женщинам.- Характера в тебе нет.- А, знаешь... Посмотришь на себя в зеркало, плюнешь, - кому такой нужен...- Ладно. Буду тобой

Веллер Фридрих

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЕ) автора БСЭ

МИХАИЛ ВЕЛЛЕР

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

МИХАИЛ ВЕЛЛЕР Веллер Михаил Иосифович родился 20 мая 1948 года на станции Борзя Забайкальской железной дороги в семье офицера. Окончил филологический факультет Ленинградского университета (1972). Работал рыбаком, учителем в сельской восьмилетней школе, бетонщиком, вальщиком

Часть V. ВОЗЬМИ МЕНЯ В КАЛЬКУТТЕ (М.Веллер. «Технология рассказа». Опыт рецензии)

Из книги Малый бедекер по НФ автора Прашкевич Геннадий Мартович

Часть V. ВОЗЬМИ МЕНЯ В КАЛЬКУТТЕ (М.Веллер. «Технология рассказа». Опыт рецензии) Работа над словом происходит не тогда, когда писатель садится за письменный стол - она происходит постоянно, непрерывно, как постоянно и непрерывно писатель ощущает жизнь и размышляет о ней,

ЕДА И ВЕЛЛЕР НЕСОВМЕСТИМЫ

Из книги 2008_ 30 (578) автора Газета Дуэль

ЕДА И ВЕЛЛЕР НЕСОВМЕСТИМЫ Завтракая, смотрел телевизор. Обычно смотрю только новости - где кого зарезали, что взорвали, на кого напали - в общем, как демократия шагает по планете. А тут вдруг программа Людмилы Нарусовой (это мама Ксении Собчак), в которой принимает

ВЁЛЕР (Wöhler), Фридрих

Немецкий химик Фридрих Вёлер родился в Эшерсхайме недалеко от Франкфурта-на-Майне. Учился в гимназии во Франкфурте. В юности собрал обширную коллекцию минералов, соорудил «вольтов столб», электродами в котором служили цинковые пластинки и медные монеты, обнаружил в богемском купоросе малоизвестный элемент селен, получил методом Дэви металлический калий. После окончания гимназии Вёлер изучал медицину в Марбургском и Гейдельбергском университетах. В Гейдельберге его учителем был известный химик Л. Гмелин , который посоветовал Вёлеру, защитившему диссертацию по медицине, заняться химией под руководством Й. Берцелиуса . В лаборатории этого известного ученого в Стокгольмском университете Вёлер проработал с 1823 по 1825 гг. В 1825 г. он получил место преподавателя в Технической школе в Берлине, в 1828 г. стал профессором химии. В 1831 г. Вёлер переехал в Кассель, а в 1836 г. получил приглашение сменить Ф. Штромейера на кафедре химии в Гёттингенском университете.

В 1822 г. Вёлер открыл циановую кислоту и определил ее состав, оказавшийся идентичным составу «гремучей кислоты» – соединения с другими свойствами, исследованного почти одновременно Ю. Либихом . Явление было названо изомерией, а сами вещества – изомерами. В 1828 г. Вёлер доказал возможность получения мочевины упариванием водного раствора цианата аммония, что было истолковано как первый в истории науки искусственный синтез органического вещества. Это открытие сыграло большую роль в ниспровержении идей витализма (существования т.н. жизненной силы). Окончательное падение учения о жизненной силе в химии произошло только в 1860-х гг. благодаря синтезам французского химика М. Бертло .

В 1832 г. Вёлер, изучая совместно с Ю. Либихом производные «горькоминдального» масла, показал, что при превращениях «бензойная кислота – бензальдегид – бензоилсульфид» одна и та же группа (С 6 Н 5 СО–) переходит без изменения из одного соединения в другое. Группа была названа бензоилом. Это открытие стало веским аргументом в пользу теории радикалов .

Вёлеру принадлежат и другие работы по органической химии: исследование мочевой кислоты и ее производных (совместно с Ю. Либихом , 1838), получение диэтилтеллура (1840) и гидрохинона (1844), изучение алкалоидов опия (1844).

Выполнил ряд исследований в области неорганической химии. В 1827 г. получил металлический алюминий, усовершенствовав способ Х. Эрстеда , и первым из химиков описал свойства металлического алюминия. В 1828 г. получил металлические бериллий и иттрий (1828) нагреванием их хлоридов с калием, фосфор прокаливанием фосфорнокислого кальция в смеси с углем и песком (1829; этот метод используется до сих пор) и т.д. В 1852 г. Вёлер впервые изготовил и испытал смешанный медно-хромовый катализатор окисления сернистого газа, что стало первым случаем использования в катализе оксида хрома.

Большое значение имела педагогическая деятельность Вёлера. С 1846 по 1866 гг. его лекции по химии прослушали свыше 8 тысяч студентов Гёттингенского университета. Он написал несколько руководств по химии, по которым училось не одно поколение химиков: «Основания неорганической химии» (1873), выдержавшие 15 изданий, «Основания органической химии» (1873), «Анализ минералов на примерах» (1861).




Top