Что означает пословица вольному воля спасенному рай. Церковная православная газета

Вольному воля, спасенному рай, бешеному поле, черту болото.
См. ВОЛЯ - НЕВОЛЯ

  • - т.е. вольному воля, спасенному рай Своя воля, своя и доля Ср. в слободу? Тебе стало хочется на виселицу? Вольному воля, спасенному рай!.. Гр. Б. Толстой. Кн. Серебряный. 27...
  • - Ср. Вот тебе и благодарность за любовь да за ласки... Ну, да Господь с ним, нам не в убыток, что ни с того, ни с сего отшатился от нас. Мельников. На горах. 2, 10. Ср. Wer nicht kommt, braucht nicht wegzugehen...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Ваша воля, а наше поле: биться не хотимъ, поля не отдадимъ...
  • - В поле две воли...
  • - См. ДРАКА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Чье поле, того и воля. См. ВОЛЯ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - ВО́ЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна́, -льно, -льны и -льнШы...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - т. е. вольному воля, спасеному рай. Своя воля, своя и доля. Ср. въ слободу? Тебѣ стало хочется на висѣлицу? !... Гр. А. Толстой. Кн. Серебряный. 27. Поясн...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Ср. Вотъ тебѣ и благодарность за любовь да за ласки... Ну, да Господь съ нимъ, вольному воля, ходячему путь, намъ не въ убытокъ, что ни съ того, ни съ сего отшатился отъ насъ. Мельниковъ. На горахъ. 2, 10...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ВОЛЯ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Белый свет на волю дан. См. ВОЛЯ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ВОЛЯ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Народн. Говорится тому, кто поступает по-своему, не слушая советов, чьих-л. доводов. Жук. 1991, 72...

    Большой словарь русских поговорок

"Вольному воля, спасенному рай, бешеному поле, черту болото." в книгах

Вольному – воля

автора Акимушкин Игорь Иванович

Вольному – воля

Из книги Мир животных. Том 1 [Рассказы об утконосе, ехидне, кенгуру, ежах, волках, лисах, медведях, леопардах, носорогах, гиппопотамах, газелях и многих других автора Акимушкин Игорь Иванович

Вольному – воля Все, что говорилось выше, почерпнуто из «интервью» с одомашненными верблюдами, и если эта книга сейчас в руках у охотника, то, конечно, душа его, не унесшись ни на минуту в безлюдные просторы дикой природы, не насытилась. Что поделаешь, вольных верблюдов на

Вольному воля

Из книги Философ с папиросой в зубах автора Раневская Фаина Георгиевна

Вольному воля Людям нетрадиционной сексуальной ориентации в советское время приходилось несладко. За мужеложество могли и засадить на солидный срок в тюрьму. Однажды в театре Моссовета состоялось показательное судилище. На партсобрании труппы клеймили не марксистское

ВОЛЬНОМУ - ВОЛЯ

Из книги Рычков автора Уханов Иван Сергеевич

ВОЛЬНОМУ - ВОЛЯ Хорошая работа всякую должность возвышает. Башкирская пословица С надеждой поправить здоровье, отдаться любимым занятиям, подальше удалиться от интриг и злословия недоброжелателей Петр Иванович весной 1760 года вместе с женой и детьми выехал из

14. Небольшая речка на Марафонском поле и небольшая река Яуза в Москве Болото около Марафонского поля и болота в Москве

Из книги автора

14. Небольшая речка на Марафонском поле и небольшая река Яуза в Москве Болото около Марафонского поля и болота в Москве В истории Марафонской битвы считается, что по полю сражения протекала небольшая речка, впадавшая «в море». Пишут так: «Между местом боя и персидским

4.3. События перед началом битвы на поле Куру, согласно Бхагавадгите Поле Куру - Это поле Куликово Арджуна - это Дмитрий Донской Дурйод-Хана - это Хан Мамай

Из книги Казаки-арии: Из Руси в Индию автора Носовский Глеб Владимирович

4.3. События перед началом битвы на поле Куру, согласно Бхагавадгите Поле Куру - Это поле Куликово Арджуна - это Дмитрий Донской Дурйод-Хана - это Хан Мамай Начнем с того, что зададимся вопросом. Если арии = юрии = ярые, создавшие грандиозный Эпос Махабхарата, были выходцами

Вольному - воля?

Из книги Книга для таких, как я автора Фрай Макс

Вольному - воля? "Хазарский словарь", книга, с которой для многих русскоязычных читателей началась новая эпоха - эпоха Павича, - заканчивается обращением автора к обладательнице "женской версии" словаря-лексикона, прекрасной особе с быстрыми глазами и ленивыми

Поле политики, поле социальных наук, поле журналистики

Из книги О телевидении и журналистике автора Бурдье Пьер

Дайте вольному волю!

Из книги 5 спасительных шагов от депрессии к радости автора Курпатов Андрей Владимирович

Дайте вольному волю! После того как вы научились себя самоподкреплять, после того как вы перестали себя, прямо скажем, гнобить (а как иначе назвать наши депрессивные мысли о самих себе?), после того как вы, выдержав удар депрессии, встали на ноги, настало время решить очень

ВОЛЬНОМУ ВОЛЯ

Из книги Крылатые слова автора Максимов Сергей Васильевич

ВОЛЬНОМУ ВОЛЯ Удельные князья писали обычно в своих договорах друг с другом: «а боярам и детям боярским и слугам, и крестьянам вольная воля». Вот с каких пор сохранилось до наших времен это выражение, по строгим требованиям нашего языка, кажущееся такою же бессмыслицей,

Захар Прилепин К черту, к черту!

Из книги ВПЗР: Великие писатели земли русской (февраль 2008) автора Русская жизнь журнал

Захар Прилепин К черту, к черту! Десакрализация литературы

ДИВИЗИЯ ИДЁТ ЧЕРЕЗ БОЛОТО ДИВИЗИЯ ИДЁТ ЧЕРЕЗ БОЛОТО Александр Проханов 22.08.2012

Из книги Газета Завтра 977 (34 2012) автора Завтра Газета

Вольному воля

Из книги Литературная Газета 6412 (№ 17 2013) автора Литературная Газета

Вольному воля Преступность в России растёт с 30-х годов вне зависимости от того, что мы строим - коммунизм, капитализм или непонятно что[?] Тем не менее государство только уже в новейшей истории провело 14 (!) амнистий. А не ждёт ли нас ещё одна, к которой призывает Владимир

Что такое вольному воля

Из книги Русское крестьянство в зеркале демографии автора Башлачев Вениамин

Что такое вольному воля На первый взгляд, «вольному воля» - это бессмысленное выражение, типа «масляное масло».Однако оно имеет очень древний, и крайне важный для исследования этой главы, смысл.В древней Руси, заключая «ряд» (договор) друг с другом князья писали: «А

Марина Струкова «ВЕРЮ – ВОЛЬНОМУ СТРЕЛКУ!..»

Из книги Газета Завтра 407 (38 2001) автора Завтра Газета


Супругам следует строго соблюдать обычаи постановления Церкви в отношении сохранения себя в чистоте в праздничные, воскресные, постные дни (среды и пятницы), помня слова преподобного Серафима и старца Амвросия, что пренебрежения этими установлениями Церкви поведет к болезни жены и детей. При этом следует учитывать, что церковный день начинается с вечера, с шести часов, и следует поэтому сохранять себя в канун праздничного или постного дня, считая окончанием их вечер перед следующим днем.

Известны случаи, когда в христианских семьях нарушался мир и один из супругов доводился до отчаяния из-за отказа другого к брачным отношениям, вызванного незаконной ревностью к воздержанию. Это относится и к периодам длительного поста. Здесь, согласно указаниям апостола Павла, воздержание должно осуществляться лишь при единодушном согласии на то обоих супругов: оно не может иметь места, если один из них тяготится им, теряя от воздержания свой душевный мир.

Но как быть в том случае, если один из супругов не хочет считаться и со днем поста или праздника? Здесь мы встречаемся с одной из тех опасностей, которые таит брак у людей различных взглядов и мировоззрений. Здесь неизбежны душевные драмы и глубокая скорбь. По заповеди апостола супругу отказать нельзя, но при этом будет нарушена святость праздника или поста.

Здесь мы приходим к выводу о том, как важен осмотрительный выбор супруга, предопределяющий счастье в браке. Брак, который по сущности своей есть добровольное подчинение, легок и счастлив лишь тогда, когда душа отдается благочестивому и добродетельному супругу, и нельзя избежать бедствия, если супруг окажется во власти страстей и греха. Недаром печалится апостол Павел по вступившим в брак: "Таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль" (1 Кор. 7, 28).

Из книги "Как соблюдать пост"

О соблюдении поста

Для Адама пост, данный Господом, являлся испытанием верности. Для нас сегодня пост - это также, во-первых, испытание нашей верности. Когда Адам и Ева подвергли сомнению слова Господа и вкусили плоды запретного дерева, то были изгнаны из рая. Точно так же по 69-му Правилу Святых Апостолов отлучаются от церковного общения те, кто не доверяет установленным Церковью постам и самовольно нарушает их. Как говорится: вольному - воля, а спасенному - рай.

Когда мы говорим о себе, что мы православные, то этим определяем свою принадлежность к Православной Церкви, а проявляем свою принадлежность к Православной Церкви, выполняя ее установления. Например, соблюдая посты.

Священник Сергей Николаев, "Время веселое поста"

Чувственный человек ничему не противится с такой силой, как святому посту. Посещать богослужения, приступать к исповеди - на все это соглашаются даже чувственные люди, но возложить на себя иго поста - это кажется для многих христиан слишком тяжелым и даже опасным.

Как же без поста ты думаешь быть истинным христианином, если не выполняешь распоряжений Матери-Церкви? Непостящийся произвольно отделяет себя от всего сонма постящихся православных чад Церкви. Вам жаль своего слабого сложения? Сжальтесь же над ним действительно и дайте покой своему чреву.
Святитель Иннокентий Херсонский

Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение.

Преподобный Иоанн Лествичник

О посте

Прошло две недели Великого Поста, в которые Православная Церковь призывала нас к исправлению, раскаянию. Она, как нежная и любящая мать, предлагала нам пройти святую Четыредесятницу под ее руководством. Предлагала и предлагает она нам правила жизни, поучая одних, кротко обличая других, поддерживая и укрепляя на истинном пути третьих.

Но многие из нас ее совета не слыхали или же не обращали внимания на эти призывы. Для многих из нас время несется вперед, как бурный вихрь, увлекая нас за собой, как бездушные, лишенные самостоятельных сил предметы. И мы, влекомые все дальше и дальше, находимся в странном положении людей, имеющих глаза, но не видящих, имеющих уши, но не слышащих. Гроза гнева Божьего гремит над нами, а мы под ее молотом приходим все в большее и большее умоисступление. Люди из себя представляют истуканов, не чувствующих ни знамения времени, не вразумляющихся наставлениями Церкви, глухих к голосу разума, холодных к мольбам чувства и укорам совести.

Время безостановочно свершает свой ход, и мы только считаем число дней и страшных бед, испытываемых нами, не вдумываясь в их внутреннее значение. Между тем страшные дни заключают в себе грозное назидание и поучение. Мы должны видеть причину случающихся несчастий в себе самих. Губит себя отдельный человек, губит себя и целый народ грехами. Умножение грехов умножает болезни и виды болезней, сокращающих нашу жизнь.

Видимый и явный грех нашего времени - самолюбие, презирающее закон Божий, закон государственный, закон природы. Человек не хочет сдержать своих похотей, не считает необходимым воздержаться. Кому неизвестно, что масса народа гибнет от объядения и от пьянства? Начало этих двух грехов лежит в том, что люди презирают требования Церкви, заповедующие воздержание и трезвость. Если человек нарушил эти требования, то он нарушит требования и те, которое предлагает ему общество.

В дни установленного поста люди ведут жизнь зазорную, не отличая пост от других дней. Когда людям не совестно нарушать пост перед обществом, тогда они идут еще дальше: они пресыщаются и упиваются. И таким образом нарушают третий закон, закон природы. Наказание за нарушение этих требований не опаздывает: мы видим целую массу несчастий, проистекших от невоздержания. Явно и душевные пороки ведут за собой неисчислимые несчастия.

Церковь, как нежная мать, учит смирению, Государство - самоуважению, природа - поддержанию в себе человеческого достоинства. И опять мы свободно нарушаем эти законы, а за нарушением, как за телом, следуют горе и бедствие. Где причина всех наших внутренних и внешних затруднений? В нежелании исполнять закон Божий. Где причина наших безрассудных предприятий и несчастных неудач в предприятиях? В том, что мы беремся не за свое дело, беремся горделиво провести корабль через бурные пучины океана, когда еще не опытны в плавании на реке в лодке. Где причина отсутствия у нас характера, воли? В том, что мы слишком своеобразно и своевольно живем, не ставим для себя ни меры, ни цели. Оттого-то живем долго, а жизнь проходит без удовольствия и наслаждений, Богом назначенных человеку на земле. Человек не бывает в храме, не знает наслаждений, какие дает ему Божье слово, Божественные службы. Человек вольно живет в семье, любит лишь себя самого - от того он не понимает семейной радости и не ощущает в себе самом чувств великодушия, преданности, любви. Привыкши жить для себя и в себе, он не понимает народного горя, не понимает народных печалей и делается похожим на истукана, которого где ни поставь, он будет безгласен и бесчувствен.

Но Церковь опять неумолчно зовет к исправлению. Спаситель зовет нас к вере. Уверуем и исцелимся; и тогда Он нам скажет, как сказал исцеленному расслабленному ныне в Евангелии: отпущаются тебе грехи твои: вера твоя спасла тебя (Мк. 2, 5). Аминь.

Протоиерей Валентин Амфитеатров, "Великий Пост"

“Часто можно услышать пословицу
“Вольному воля, спасенному рай”.

Как правильно ее понимать?”

Наталья Москаленко

Отвечает Андрей Ухтомский, кандидат Богословия

Общеизвестная пословица “Вольному воля, спасенному рай” имеет глубокий смысл. Вольному воля - человек волен поступать так, как ему хочется. Спасенному рай - кто живет не по воле своей, а как Бог велит, тот спасется. Другими словами, человек может поступать по воле Божией или против воли Божией, но только поступки, совершенные по воле Божией, приведут человека в рай. Лаконичнее эта максима звучит в немецком эквиваленте пословицы: “Des Menschen Wille ist sein Himmelreich“, “воля человека - Царство Небесное”…

Пословицу часто применяют тогда, когда хотят выразить несогласие с действиями по типу “своя рука - владыка” и из уважения к свободе человека, только намекая на вариант последствий. Это объяснение пословицы можно сравнить со словами Библии: “жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое” (Втор. 30: 19).
В содержании пословицы, как и в процитированном библейском тексте, содержится уважение к свободе человека. Его не принуждают поступить так или иначе, однако только один из двух путей правильный.
В наш “просвещенный век” человек с каждым днем как бы прозрачнее видит будущее и увереннее действует. Одного он не замечает: своей жизни со стороны, иначе для этого необходимо быть и наблюдателем, и наблюдаемым, а это невозможно. Мы себя видим в искаженном свете. Поэтому только “со стороны виднее”, что “доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю” (Рим. 7: 19). Не всегда наши желания производят нужные действия. Как известно, благими побуждениями выложена дорога в ад.
Человек себя видит через призму греха, искаженно. Зачастую и другие не всегда могут уловить мотивацию поступков человека, чтобы направить его к правильному решению, дать верный “рецепт” в той или иной ситуации. И человек, являясь венцом творения, может обратиться только к Богу, как к высшей инстанции, за решением своих вопросов. А воля Божия - наивысший авторитет для человека.
Исполняя волю Божию, человек спасается от раздирающих его греховных побуждений и желаний и как следствие - единым, цельным порывом направляется в рай.
Промысл Божий - для каждого свой. Соответственно, ничего с человеком не происходит без воли Всевышнего. За нами выбор - следовать за Богом или нет. Это не означает, что Бог каждому определил свое место в жизни и дал указания, следуя которым человек “не выпадает из обоймы”. Нет. Бог дал первому человеку заповедь сохранять рай, возделывая и украшая его, любя своего Творца. Но, будучи не укрепленным в добре, человек начал служить диаволу… А когда понял, что “служить двум господам невозможно”, - стало уже поздно, грех пророс в сознании человека, начав, соревнуясь с волей Божией, руководить поступками человека. Тем не менее Господь Бог Своей волей направляет человека к Себе, Один только зная, как вывести человека из “двойственного служения”. Спасая человека, Бог уважает его свободный выбор, не делая из него слепого раба низменных желаний, а показывая ему лучший выход из ситуации, оставляя, все же, выбор за человеком.
Выбор человека - за ним самим, он ответствен за свой выбор и пожинает плоды этого выбора. Для правильного выбора необходимо обратиться к Богу с просьбой, чтобы Господь освятил пути человеческие. Тогда для вольного будет единая, верная воля - он будет спасен и наследует рай. Эквивалентом вышеупомянутой пословицы являются слова Библии - “жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое” (Втор. 30: 19).

(значение) — О том, кто имеет право выбора, свободу действий (русская пословица).

Вольному воля — о том, кто может поступать по своему усмотрению. (Толковый словарь русского языка (1992 г.) , Н. Ю. Шведова, "Вольный")

Пословица "Вольному воля, спасенному рай" указана в Большом толково-фразеологическом словаре (1904 г.) :

"т.е. вольному воля (может поступать, как хочет) , спасенному рай (кто живет не по воле своей, а как Бог велит — спасется) "

"Вольному воля в прямом смысле - о праве вольных людей (не рабов) пользоваться полной свободой действия и перехода с одного места на другое."

- "Вольному воля, спасенному рай"

- "Вольному воля, спасенному рай, бешеному поле, черту болото".

Выражение со времен, когда крепостное право на Руси только формировалось. В то время крестьяне делились на свободных и рабов (холопов). Свободные крестьяне могли менять место жительства, земельный участок и т.д. Таким образом, выражение подчеркивало право вольного человека на волю.

Примеры

"Как знаете!.. Вольному воля, спасенному рай , только напрасно вы не соглашаетесь... В другой раз захотите и десять рублей дать, да не найдете утопленника..."

"Живой товар" (1882 г.), муж, продавший жену, любовнику говорит:

"Но Грохольский не виноват... Мой товар, его деньги... Вольному воля, спасенному рай ..."

Александр Раков
ВОЛЬНОМУ ВОЛЯ, СПАСЁННОМУ РАЙ

Голос у него не монашеский. Голос такой, что человека слабонервного может и вывести ненароком из душевного равновесия. Знакомьтесь: отец Герасим, иеродиакон Свято-Введенского женского монастыря в городе Иваново, насельник Сергиевской пустыни. Года два-три я просил его рассказать читателям о его пути к Богу. И получив благословение о. Амвросия, мы говорим в его келье. Отец Герасим начинает разговор так:
- Во-первых, я должен сказать искренне, что раньше я был человек неверующий, и именно поэтому совершил массу серьёзных - нет, не проступков даже, а преступлений, - которые и привели меня в места лишения свободы. Сейчас мне 47 лет. Последний раз я получил семь лет за разбойное нападение (146-я статья УК РФ). В общей сложности пришлось мне отсидеть около 17 лет строгого режима.

СРОК
Не спрашивай: «За что?»,
не спрашивай: «Когда?»
Сидишь - сиди, не предавайся горю,
Ведь срок есть восхождение на гору,
С которой открываются года.

Займи себя значеньем мелочей,
С вниманьем отнесись к любому звуку.
Постигнешь эту мудрую науку,
Тогда поймёшь, что срок твой был -
ничей.

А на свободе снова будут сны,
И в чём вина, как прежде, - неизвестно.
И, падая в беззвёздный сумрак бездны,
Очнёшься с ощущением вины.

А это значит: в жизни есть закон.
Мы все сидим, не разбирая срока, -
Надзорная инстанция у Бога, -
И всех отпустят, чтобы видеть сон.
Кирилл Подрабинек, р. 1952 (№ 3, 157)

К Богу я пришёл, отбывая наказание последним сроком - как я уже сказал, семь лет за разбой. Именно тогда, в лагере, я начал задумываться о том, есть Бог или нет и почему с нами происходят вещи необъяснимые, но, по-видимому, не случайные… Повстречался мне тогда один верующий человек, бывший преступник, вставший на путь исправления… Я спросил у него: «Как, по твоему мнению: есть Бог или нет?» Он отвечает: «Веришь или нет, но за неделю до моего освобождения…» И рассказал такую поразительную историю. Получилось так, что по выходе из тюрьмы комиссия назначила ему административный надзор. Это значит, что, будучи выпущенным на свободу, он должен каждое 5-е, 15-е и 25-е число отмечаться в милиции, с 8 вечера до 8 утра находиться дома и вести такой образ жизни, что тише воды, ниже травы. Он решил (справедливо решил, надо сказать), что в данном случае такое постановление незаконно, - и говорит комиссии, что не согласен. Они отвечают: «Мы тебя не спрашиваем, согласен ты или не согласен, - мы вынесли постановление, а ты распишись». Он отказывается поставить подпись. Они: «Тогда мы напишем, что ты от подписи отказался». А он: «В таком случае я объявляю сухую голодовку до тех пор, пока не приедет прокурор по надзору и не опротестует ваше постановление, потому что у меня последнее время нету правонарушений никаких, и я имею право обжаловать ваше решение». Начальник колонии ему: «Ты что, нас пугаешь, что ли? Наденьте ему наручники, отведите его в изолятор!» Вот он идёт в изолятор и думает: «Дурак я, дурак! Зачем я дал волю языку? Ведь теперь предстоит сухая голодовка - не есть и не пить!.. А я, как человек гордый, не откажусь от своих слов - скорее сдохну тут…»
Воздух горестно пахнет весной. Звонко падают с крыши капели. Я лежу в одиночке сырой на холодной тюремной постели. Я лежу и считаю часы… Я ни в чём не виновен, поверьте! Жду, когда покачнутся весы, дрогнут гирями - жизни и смерти. Жду, когда среди серых камней моё сердце стучать перестанет. Гиря смерти, увы, тяжелей, гирю жизни она перетянет. Я лежу, а решётка окна режет небо моё на кусочки. Я лежу… И молчит тишина моей узкой сырой одиночки.
Николай Домогаров, р. 1963 (№ 3, 104)

Но ведь теперь с голодовками борются - применяют искусственное кормление: трубки какие-то в пищевод засовывают…
- Сейчас система такая, что навряд ли кто-то будет этим заниматься. Может быть, помереть и не дадут, но человек выйдет из тюрьмы уже инвалидом. Идёт он к изолятору, и вдруг у него такая мысль появляется (наверное, Ангел Хранитель послал): «Помолись Богу!» Он начинает молиться так: «Господи, если Ты есть на самом деле, помоги мне, выручи. Я не знаю, как мне быть, что делать…» Пришёл в камеру и пять дней не ел, не пил… Есть-то не хочется, а пить хочется очень сильно… Налёт во рту такой, словно зубную пасту жевал. Он опять: «Господи, помоги мне! За что такая мука? Я честно отсидел весь срок…» И на девятый день… А я слыхал, будто бы медики говорят (не знаю, правда это или неправда), если человек не пьёт воду, то на девятый день печень его самопроизвольно начинает выделять ацетон и сама себя разрушает. Он это вспомнил и опять взмолился: «Господи, если Ты есть, помоги мне!..» И вдруг он как будто бы в забытьё впал: сознаёт, что в камере лежит, а потолка нет. А с небес, как по лестнице, сходит Иисус Христос и несёт чашу: «На, глотни!» Он три глотка сделал и погрузился в глубокий сон. А когда пришёл в себя, то уже не хотел ни есть, ни пить. А на душе такая радость и лёгкость, как будто стакан хорошего вина выпил. Начали ходить контролёры, врачи - давление меряют: почему это он не жалуется, лежит спокойно, улыбается ещё?.. Говорят: «Ты прекрати издеваться над нами!» Приехал прокурор, подписал постановление об отмене… И вот, выйдя на свободу, мой знакомый изменил свой образ жизни и ушёл в монастырь.

Во дворе тюремном на берёзе,
Весь в заре от брюшка до бровей,
Уголовной жизни, словно розе,
Напевает песни соловей.

Уж давно умолкли разговоры.
И, душою всякий звук ловя,
Слушают грабители и воры
Золотое горло соловья.

Соловей сидит на синей ветке -
На остывшем сердце тает лёд:
Человек сидит в железной клетке,
А душа от радости поёт.
Священник Леонид Сафонов (№ 5, 110)

Эта история меня очень удивила, но нельзя сказать, что я тотчас после неё пришёл к Богу. Всё было несколько сложнее. Познакомился я ещё с одним человеком (он сейчас священник). Рассказываю ему: «У меня в последнее время начались неприятности - не знаю почему. Я никогда в жизни крестик не носил, а однажды надел крестик - и потом отдал его в изоляторе. После этого-то и начались неприятности. Не от этого ли, что я крестик отдал?» Он отвечает: «Да, от этого». Я спрашиваю: «Что же такое этот крест, почему из-за него у меня могут быть неприятности?» Он: «Крест - это оружие, его нам Бог дал на врагов невидимых и видимых и освятил его Своею кровью; поэтому тебе надо просто надеть крестик церковный, и все нападки прекратятся». Я надел этот крестик и спрашиваю: «Ну, а если Он - Бог, то почему Его приколотили к кресту?» Он, как сумел, объяснил мне значение Крестной Жертвы. Я говорю: «Значит, Бог может помогать и сейчас?» - «Конечно, может! Не то что может, а подлинно помогает всем людям». - «Как же с Ним можно вступить в контакт? С человеком могу разговаривать, спрашивать его, а с Ним как?» - «С Ним тоже можно разговаривать. Можно мысленно к Нему обращаться, можно вслух и шёпотом можно… Но желательно так, чтобы никто не видел, никто не слышал, потому что тебя могут счесть за ненормального». - «Какими же словами к Нему обращаться?» - «Да самыми простыми словами: Господи, так и так, помоги мне! Хочешь, я тебе дам молитвослов - будешь молиться по молитвослову. И увидишь скорую помощь». Я говорю: «Так это Тот Самый Иисус Христос, который у нас на иконах? И Божия Матерь?» - «Да. Есть Иисус Христос, есть Матерь Божия, Никола Угодник, Сергий Радонежский - все наши святые. Это - чистая сила. Есть нечистая сила, а есть чистая, святая сила, наша защита и наша помощь, которая всегда и везде, которая не посрамит тебя, если ты к ней обратишься». Думаю: ладно, надо попробовать. Зашёл в каптёрку, закрыл дверь… Один остался… Говорю: «Господи, если Ты есть, помоги мне! Ты знаешь, у меня проблемы такие и такие…» Начал к Нему обращаться, и Он начал мне действенно помогать. Думаю: «Вот это да!» Если, допустим, не было у меня чего-то необходимого, - после молитвы тут же начинает появляться. Откуда? И так неожиданно, и так необъяснимо, так… Понятно, что не случайно это. И чем больше я к Нему обращался, тем больше Он мне помогал. Но порой и не помогал… Я пошёл к тому человеку, говорю: «А почему Он не всегда помогает?» Он отвечает: «Тебе бы лучше встретиться с батюшкой Амвросием, он с матерью Иоанной ездит по тюрьмам. Они тебе подскажут, в каком направлении лучше идти». Надо вам сказать, что как раз на днях у нашей столовой появилась большая афиша: мол, приезжает духовник ивановского Свято-Введенского монастыря архимандрит Амвросий (Юрасов), и все желающие исповедоваться могут записаться. Я тогда прочёл эту афишу и посмеялся: «Вот дурачки! Нашли о чём оповестить! Кто же из нас пойдёт исповедоваться?!» А того я не думал, что Господь в эту минуту на меня посмотрел, - и вышло так, что сам же я на эту исповедь первым побежал. Ждал этой исповеди, за день уже ходил возле бараков: когда же приедет архимандрит?.. Если честно сказать, я боялся в первый раз исповедоваться, потому что диавол много различных страхов внушает. Может быть, и магнитофон у этого Амвросия где-нибудь в кресте вмонтирован, и что вся моя исповедь пойдёт в КГБ, потому что все священники на учёте, тем более если они ходят в тюрьму…
- Какой это год был?
- Думаю, 1995-й… Как же быть? Обо всём говорить боязно, а если я не буду обо всём рассказывать, - смысл исповеди теряется… И эти дня четыре перед приездом отца Амвросия я находился в постоянном размышлении. Работ у нас тогда не было, и я ходил и только об этом думал. А потом решил: «Да будь как будет, - если есть Бог, так Он меня защитит. А если Его нету, то смысла совершенно никакого в жизни нет. Господь даёт нам жизнь вечную, отчего и временная приобретает смысл. А если жить, как собака: умер и закопали, - то зачем тогда вообще родиться?»
- Это вы тогда так думали или сейчас так говорите?
- Это я уже тогда так думал. В общем, я решился. Когда батюшка Амвросий прочитал молитву перед исповедью, на меня сошло какое-то вдохновение и я рассказал всё как есть. И потом попросил его духовных наставлений. Он мне сказал, как отныне вести себя и чем заниматься, какую литературу читать и как дальше двигаться к Богу. А меня именно это и интересовало: как приближаться к Богу, - потому что было такое чувство, будто я стою на одном месте и к Богу приблизиться не могу, словно Он меня не подпускает. А батюшка мне говорит: «Тут дело такое. Представь: попросил у тебя человек 100 рублей взаймы. Ты ему одолжил. Через день он опять просит, - ещё старый долг не отдав. Ты ему вновь одолжил. На другой день - то же, и на третий, и на четвёртый… Но безконечно это не может продолжаться!..» Я говорю: «Ну, а что нужно Богу от меня? Как отдать Ему долг?» - «Ему нужно, чтобы ты исповедовался и принёс плоды покаяния: для начала - бросил курить, перестал смотреть телевизор, матом бы не ругался, одевался нормально, и чтобы вёл себя, как порядочный человек. И ты увидишь, какая разница будет». Я думаю: «Неужели это так? Надо попробовать!» Но меня брало смущение: вроде как сделка получается у меня с Богом - я Ему одно, а Он мне за это платит чудесами… Потом мне объяснили, что есть три ступени восхождения: первая ступень - когда человек находится в состоянии раба и всё исполняет ради того, что боится будущего наказания; вторая стадия - когда он в качестве слуги и служит Богу за плату, а третья - когда он в качестве сына, и надо стараться достигнуть этого сыновства, но сразу на третью ступень не поднимешься.
Создали мы православную общину, выпросили комнату у администрации, и я в этой молебной комнате целыми днями пропадал: мне так там нравилось!..
- А как неверующие заключённые относились к вам?
- Все по-разному. Одни думали, что я сошёл с ума. Но, поговорив со мной, видя, что я в здравом рассудке и мыслю даже более здраво, чем раньше, они недоумевали. А другие даже и не пытались понять. Третьи пренебрегали…
- Агрессии не было?
- Агрессии не было, потому что я сам в преступном мире имел порядочный вес. Ко мне претензий предъявить никто не мог, потому что знали, что у меня собственная голова на плечах. Администрация очень изменила ко мне отношение: с одной стороны, начала препятствовать, а с другой - начала помогать. Так мало-помалу прошло пять лет. Когда пять лет уже подходили к концу, я сказал сам себе, стоя перед иконами: «Положись на Бога. Как Господь управит, пусть так и будет. У первого же священника, который придёт к нам, спрошу, как мне быть после отсидки». Отца Амвросия не пускали в то время к нам. Вышел я из тюрьмы - и прямиком к знакомому священнику, к отцу Митрофану, - а он тут же посадил на маршрутку, и мы приехали к батюшке Амвросию. Вышла и мать Иоанна, и отец Амвросий оказался на месте… Но в тот раз я в Свято-Введенский монастырь не попал, а стал насельником другого ивановского монастыря. Монастырская жизнь меня не тяготила, но не устраивала меня та духовная практика, которая была в обычае в той обители. Там монахи во главе с настоятелем занимались психическим программированием. Я так игумену и сказал: «Считаю, что это вредная практика!» Все всполошились… Братия мне заявили: «Неужели ты умнее всех нас? Это гордость твоя в тебе говорит! Мы, двадцать человек, три иеромонаха, два иеродиакона советуем идти этим путём, а ты не слушаешься опытных людей. Да ты, брат, в прелести и в гордыне!» Целый год я там жил, работал в трапезной, варил для них кашу, но на занятия старался не ходить. Тем не менее игумен говорит мне однажды: «Давай я тебя постригу». Я решил сперва посоветоваться с отцом Амвросием. Батюшка говорит: «Не надо там постригаться!» Я так игумену и доложил, а он мне: «Ты уж или Амвросия слушайся, или меня». - «Я батюшку Амвросия буду слушаться». - «Вот к нему и езжай, а у нас больше не появляйся!»
Уехал я и попал сперва на Романовское подворье. Здесь начал заниматься строительством. Я раньше строительством как профессионал не занимался, не было у меня такой специальности. Но я понятливый. В школе я учился нормально и не видел в этом ничего такого сложного: мне достаточно было раз объяснить, чтобы я понял. Так и тут вышло.

МОЛИТВА МОНАХА
[СЕРГИЕВСКОЕ ПОДВОРЬЕ] В новый дом Твой ухожу без шума.
Господи! Да расточи в туман
Скудных дел заношенную шубу,
Тела горемычного кафтан.

Смерду Твоему пошли простому
Власяницу новую, дабы
Мог принесть я к Твоему престолу
Истинно нетленные дары.

Строго смотрят праведников лики
В полутёмном ладанном тепле.
- Нет на свете подвигов великих,
Недоступных времени и мгле.

Есть! Пошли умение и силы
Поразить увёртливую тьму.
Дай проникнуть в огнь невыразимый,
Неподвластный нашему уму.
Юрий Ключников, Новосибирск, р. 1930 (№ 1, 9)

А чем можно укрепить веру?
- Как-то раз один человек мне говорит: «Я читал книжки, но ни разу не видел человека, который бы всё раздал нищим и ушёл бы к Богу. Такого на самом деле не бывает». Я ему отвечаю: «А я тут сижу и думаю, что в лесу грибов нет. Не может их там быть - я в этом уверен, хотя в лес не ходил. И ты ещё и не ходил в лес-то, а уже уверенно судишь о том, что там есть, а чего нет». Думаю, такие вопросы безпокоят любого православного христианина, но любой православный христианин должен держать свою духовную жизнь в тайне, делать всё сокровенно и обсуждать свои дела только с духовником. Но делать добрые дела всякий должен обязательно, потому что именно за счёт таких дел и укрепляется наша вера. Потому и в Евангелии сказано: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Сейчас я занимаюсь строительством по послушанию…
- Вы много здесь построили - и так красиво!..
- Да разве это я построил! Это всё Божия благодать, это молитвами Сергия Радонежского, молитвами батюшки Амвросия…
- Конечно, но ведь без рук-то человеческих всё равно ничего бы не было.
- Есть много людей, которые тут были заняты, и они имеют ничуть не меньшие заслуги, чем я.
- Это ваше смирение говорит. Это хорошо.
- Нет, не смирение. Вот назначь меня сейчас каменщиком - я не смогу ничего сделать. Или на строительство коровника… Что я там сумею?..
- Зато вы руководить можете, организовывать! Открыть способность в человеке - это большое дело.
- И опять я отвечу вам, что всё это даётся благодатью Божией. А если я начну подробно рассуждать и размышлять о своих талантах, то Господь у меня может их забрать. Лучше об этом не думать: получается - и получается, и слава Тебе, Господи! Конечно, хочется, чтобы в мире осталось что-нибудь хорошее после тебя, но диавол порой присылает различные мысли… Мне нравится трудиться, потому что когда трудишься, то видишь воочию плоды своего возрастания. А до этого я жил здесь года два, постоянно ходил в церковь, поклоны делал, акафисты, каноны читал, а результата никакого не видел: сколько ни тружусь - всё как в бездонную бочку… И я даже в уныние приходил…
- Вы делатель больше, чем молитвенник.
- Да. А когда занялся строительством, пришла другая беда… Я даже батюшке исповедовался в этом… Служу в алтаре, а в голову мне лезут посторонние мысли: сколько кирпича нужно привезти, сколько песка… Я батюшке говорю: «У меня в голове сумбур - о всякой чуши думаю, только не о службе!..» Он говорит: «Это по немощи нашей… Это ещё не беда, что ты о строительстве думаешь: строительство - твоё послушание, вот у тебя мысли и заняты послушанием. А не будет у тебя занятия, и полезет тебе в голову такое, что не приведи Господи…» Тем не менее стараюсь молиться. Но тут тоже надо сказать: помнится мне духовный совет, который я услышал, будучи новоначальным… Мне тогда сказали: «Ты больно-то на свою молитву не надейся». - «Как это понять? Что ж мне, не молиться?» - «Молиться надо, но ты подумай, кто ты такой? Ты ведь грешник. На церковную молитву надеяться - вернее будет. У собратьев проси их молитв, у священников, у людей праведных, - и потихонечку они тебя вымолят. Но и сам молись, сам трудись, не отчаивайся». И с тех пор стараюсь заниматься и делом, и молитвой одновременно, потому что знаю: если я строю храм - значит, братия молится за меня, а Бог слышит их молитву и даёт мне благодать. Каким образом? Бывает, что от работы выбиваешься из сил, - именно в такие моменты Господь и помогает. В прошлом году, например, Господь сподобил меня съездить в Иерусалим. Побывал я в Иерусалиме, в Назарете, в Вифлееме и набрался там такой благодати, что мне хватило ещё на целый год. А в прошлом году опять душа затосковала. Я говорю: «Батюшка, всё, не могу!» А Господь взял и управил так, что я очутился на Афоне. Был на Афоне, в Греции, в Метеорах, служил диаконом в Бари у Святителя Николая. И опять столько благодати привёз…
- Я, отец Герасим, рассказывал вам о Романе Рудине - заключённом из «Чёрного дельфина»… Он писал к нам в газету, обвинял весь свет в своих собственных грехах, жаловался на то, что с ним несправедливо поступили, - с ним-то, который своими руками убил четырёх человек!..
- Может быть, он просто чего-то не понимает? Ему бы жития святых почитать - у него бы прояснилось в голове. Откуда нам черпать духовные силы, если не из житий? Без духовного чтения православный человек не может возвышаться. Ещё ему нужно познакомиться с таким церковным человеком, которого бы он уважал. Или он может уважать только сам себя?
- Я думаю, что он только себя любит.
- Ну, с таким человеком надо просто прекратить общение! А может быть, он больной? Если человек никого не слушает, никого не уважает, если замечает во всём мире только себя самого, то вообще-то это признак… Разве у него нет духовника, нет духовного наставника?
- Ну, я очень сомневаюсь…
- Тогда о чём и говорить! Тогда я совершенно уверен, что ему старается навязать свою волю диавол. Думаю, что в данном случае этого человека нужно ещё строже оградить от общения с окружающими. Или, может быть, назначить ему соответствующий курс лечения?.. Или, если возможно, найти духовника - такого человека, который сумеет что-то растолковать, - раз этот парень не понимает человеческих слов.
- Отец Герасим, дорогой!.. Духовника нельзя навязать, вы же знаете.
- Да ты познакомь просто: если духовник настоящий - он сразу сумеет задеть душу, - ваш заключённый к нему и потянется… А от себя я бы сказал этому Роману вот что… Надеюсь, эти слова будут многим полезны. Я раньше не был монахом, был преступником, отбывающим наказание… Томился в неволе - и, конечно, рвался на свободу: вот бы освободиться! скорее бы! скорее!.. А теперь я понял одну удивительную вещь: для православного человека, особенно для монаха, в тюрьме гораздо легче, чем даже в монастыре. Зачастую это так. Да, представьте себе: зачастую! Я даже рад был бы поменяться с ним местами. Куда страшнее самого строгого тюремного заключения - страдать от пожирающих нас страстей: вот что поистине мучительно, вот чего я и врагу не пожелаю. Это я хочу передать Роману и всем вашим читателям.
- Спасибо вам большое за беседу, отец Герасим. Должен вам сказать, что я нашёл в ваших словах нечто душеполезное. Не зря состоялась эта встреча, не зря!
***
…А ещё отец Герасим пишет стихи. Вот, например:

Волга! Сколько ты в себе таила,
Детства босоногого краса!..
Вольными просторами манила
Звонкие ребячьи голоса.
Волга! Это много-много воли!
Волга! Это песня для души!
Но пришлось испить мне горькой доли
Из колодца в лагерной глуши.
Жалко, если жизнь идёт без толка,
Если светлых дней наперечёт.
Почему во мне все видят только волка?
Скоро ль жизни будет поворот?
Но, коль сохранит Господь бродягу,
Если суждено мне вольным быть,
Я на берег как мальчишка лягу,
Буду Волгу целовать и пить.

А потом мы встретились с монахиней Павлиной, насельницей Романовского подворья, с которой дружим уже много лет. И дружба наша особая, монашеская: я посылаю ей с оказией или по почте святоотеческие книги, «былинки», иногда пишу короткие SMS-поздравления, она же молится за грешного раба Божиего Александра.
Мы прошли мимо пасеки, чтобы где-нибудь удобно устроиться и поговорить, и меня больно укусила пчела-стражница. Но мы всё одно пообщались.
И приезжала она в монастырь, где пчёл не было, но жара словно давила к земле. И мы ещё от души поговорили. Я привёз подруге маленький вентилятор с прищепкой, и нужнее подарка в опять жаркое лето, наверное, и придумать не мог. Теперь, Бог даст, встретимся в грядущем году…
P.S. Получаю от матери Иоанны (Смирновой) неожиданную весть:
Из постановления епархиального совета Ивановской епархии от 9 декабря 2011 года.
«Настоятельнице Введенского женского монастыря г. Иваново игумении Марии (Перепеча) в срок до 10 января 2012 г. обезпечить создание на одном из монастырских подворий мужской монашеской общины;
в состав данной общины включить всех лиц мужского пола (священнослужителей, монашествующих, послушников и трудников), ныне проживающих на территории монастыря; старшим священнослужителем данной мужской монашеской общины назначить духовника обители архимандрита Амвросия (Юрасова); для размещения священнослужителей на период несения ими в монастыре седмичной череды настоятельнице Введенского женского монастыря г. Иваново игумении Марии (Перепеча) подготовить место проживания за пределами монастырской ограды».

Монахиня Иоанна: «Объясняю - распоряжение епископа Иосифа.
Формальный повод - иеродиакон Апеллий разрешил подростку (с согласия родителей) переночевать в монастыре. Иеродиакона перевели в другой монастырь - мужской. А нас всех...
Теперь и вас мы принять не сможем - запрет на въезд всем лицам мужского пола». Ну вот и кончились мои многолетние поездки в любимый монастырь…




Top