Что означает слово беллетристика. Жанр беллетристика – что это такое

Урок 50

Тема урока: В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для знакомства детей со сказкой В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»; отрабатывать навык выразительного чтения, научить детей противопоставлять добро злу, видеть и различать прекрасное и безобразное; научить сострадать, сопереживать, понимать боль других; совершенствовать умение анализировать произведение

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с творчеством В. М. Гаршина и содержанием его произведения «Сказка о жабе и розе»;

научатся: выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения, понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста, противопоставлять добро злу, видеть и различать прекрасное и безобразное, сострадать, сопереживать, понимать боль других людей

Метапредметные:

Познавательные: сравнивать мотивы поступков героев, из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей.

Коммуникативные: руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения

Личностные: рассказывать о своих чувствах, связанных с чтением произведений, делиться своим эмоциональным состоянием

Образовательные ресурсы : портрет писателя, выставка книг с произведениями В. М. Гаршина, поделки «Роза», выполненные на уроках трудового обучения, привлекательное изображение жабы

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Учитель может приготовить дипломы, медальки не только за лучшее содержание сказки, но и за оригинальный сюжет, за необычное, интересное оформление и т. д.

Проверку домашнего задания можно провести в виде книжной выставки и конкурса на самую интересную, самую оригинальную, самую поучительную сказку.

Ученики не просто читают свои сказки, а «защищают» их, сопровождая иллюстрациями, читая по ролям или инсценируя, поясняя, почему они решили совершить путешествие именно в часы
(компьютер, игрушку и т. п.)

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

Прочитайте тему урока.

Определите цели урока, используя опорные
слова.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством В. М. Гаршина и прочитаем новую сказку.

Что вы знаете о сказке? Какие бывают сказки?

Как вы думаете, к какой категории можно отнести «Сказку о жабе и розе»?

Что бы вы хотели узнать, читая эту сказку?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя
определяют задачи чтения и составляют план чтения.

Сказка – произведение фольклора, повествующее о чем-нибудь необычном, невероятном.

Сказка – повествовательное произведение о вымышленных лицах или событиях, с участием волшебных, фантастических лиц.

Фиксируют на доске интересные формулировки.

«Узнать, какая роза…», «Что произошло с героями…», «Узнать, какая это сказка…», «Почему жаба общается с розой?»

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

III. Знаком-ство с жизнью и творчеством
В. М. Гар-шина

Рассказывает о творчестве В. М. Гаршина.

Детство и юность Всеволода были далеко не безоблачны. Когда мальчику было 5 лет, мать бросила их с отцом, а через 3 года забрала мальчика к себе в Петербург. Семейная драма послужила толчком к развитию трагического мироощущения, которым была окрашена вся жизнь писателя.

Его главными жизненными принципами стано-вится нравственный долг перед людьми, глубокое сострадание к человеку, позже это находит отражение в его произведениях. Он был убежден в том, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, но и принять на себя главную их долю. В. М. Гаршин ощущал какую-то непомерную ответственность за боль и слезы всех и приходил в отчаяние от того, что не может своими силами изменить что-то в этом мире.

Читая сегодня его «Сказку о жабе и розе», вы убедитесь в этом сами

Слушают учителя. Задают вопросы

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение

IV. Первичное чтение сказки

Организует знакомство с текстом сказки. Задает вопросы после чтения.

Понравилась вам сказка?

Какое впечатление она на вас произвела?

Было ли вам кого-нибудь жалко? Почему?

Что вас больше всего поразило в произведении?

Каким вам показался Вася?

Как мальчик вел свои наблюдения?

Как это его характеризует?

Какие чувства вы испытываете к Васе?

Какой вы представляете Машу?

Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым? Какие слова это подтверждают? Прочитайте их.

Какой вы представляете розу? Какова была роза? Прочитайте, как писатель передает внешний вид
розы.

Почему роза «чувствовала, что ее срезали недаром»?

Что можете сказать о жабе? Почему жаба хотела уничтожить розу?

Прочитайте о том, как жаба пыталась добраться до розы.

Как вы думаете, что позволило писателю назвать эту историю сказкой?

О чем это произведение? В чем его главный смысл?

На уроках технологии вы выполняли поделку «Роза», а прежде чем приступить к этой работе, мы с вами рассмотрели очень много фотографий различных роз. Используя свои знания, наблюдения, скажите: какой это цветок – роза

Читают вслух по цепочке текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.

Главное для розы – СЧАСТЬЕ ЖИТЬ. Нам помогает понять счастье розы ее аромат

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

V. Чтение сказки с анализом

Организует выборочное чтение текста и анализ по частям.

Где росла роза? Как вы представляете садик? Какие слова текста указывают на запущенность старого цветника?

Выберите действия розы. Кому обычно принадлежат такие действия?

Выберите эпитеты в описании розы. Что источала роза?

Выберите описание жабы. Какое впечатление производит жаба? С помощью каких слов автор добивается такого ощущения?

Прочитайте отрывок – описание жабы так, чтобы он вызывал соответствующие тексту ощущения. Что для этого необходимо учитывать?

Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Роза росла в старом тенистом саду. В саду много больших растений, высокие кусты, тень, сыро, узкие дорожки.

Распускалась, раскрывала, точно плакала, уви-дела небо, почувствовала. Такие действия принадлежат человеку. Запах был словами, слезами, молитвой.

Читают по тексту: «…На сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная жаба…» и т. д.

Отталкивающее, отвратительное. Плоским брюхом, жирная, грязно-серые бородавчатые и липкие бока и др.

VI. Работа
в группах

Организует работу в группах.

Составьте рассказ о героях сказки.

1-я группа – о розе.

2-я группа – о жабе.

3-я группа – о детях.

Организует презентацию работы групп, проводит анализ выступлений

Класс делится на три группы для организации обобщения по прочитанному материалу. Каждая группа готовит в течение 6 минут рассказ об одном из героев. Работают по правилу «Факты подтверждаем аргументами» подразумевает развернутые ответы с обоснованием каждого оценочного суждения-утверждения словами текста или кратким пересказом необходимого эпизода

Уметь слушать
в соответствии с целевой установкой

VII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Подготовить пересказ: 1-й ряд – от имени розы; 2-й ряд – от имени жабы; 3-й – ряд от имени мальчика

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Сохранять учебные задачи

VIII. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения
итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

Понравилась ли вам сказка? Какой эпизод сказки произвел на вас особенное впечатление? Почему?

Сколько сюжетов в этой сказке?

Что позволило писателю назвать эту историю
сказкой?

Соответствует ли изображение жабы на рисунке жабе из этой сказки? Почему?

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Что нового узнали на уроке?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

Два сюжета: первый о розе и жабе, второй –
о брате и сестре

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности

Беллетристика

Беллетристика

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Беллетри́стика

(от франц. belles lettres – изящная словесность), термин, обозначающий художественную прозу, а иногда употребляющийся как оценочное определение. В частности, В. Г. Белинский понимал под беллетристикой «лёгкое чтение» для малообразованной читательской массы – литературу, которая по своему художественно-эстетическому качеству не дотягивает до уровня «изящной словесности», откровенно вторична по отношению к ней, но тем не менее выполняет важную просветительскую функцию, приобщая широкие слои грамотного населения к искусству – «благотворно действуя на их образование и доставляя им умное и благородное развлечение». Сегодня беллетристикой называется массовая литературная продукция развлекательного характера.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Беллетристика

БЕЛЛЕТРИСТИКА - по буквальному значению слова (франц.) должна означать, т. наз., изящную литературу, т.-е. поэзию во всех ее видах, в стихах и в прозе. Но давно у нас установилось особенное значение за этим словом. Именно Б. противопоставляется поэзии - взятой тоже в специальном и тесном смысле - как художественная проза - стихам. Однако, драма в широком смысле, т.-е. как литературное произведение, написанное для сцены, и, во всяком случае, имеющее подобный характер и диалогическую форму, относится к области драматургии, а не Б. Таким образом, Б. есть художественная проза повествовательного характера, т.-е. заключающая в себе последовательное в общем (этому не мешают перерывы, а также возврат назад) - изложение ряда событий, действий, взаимоотношений описываемых лиц и проч. Виды Б.: романы, повести, рассказы, новеллы сказки, а также написанные в прозе сатиры (напр., Салтыкова Щедрина) и даже поэмы (напр., «Мертвые души» - Гоголя). Внутренний признак Б. составляет художественно разработанная фабула, сюжет (см. эти сл.). Присутствие этого качества сюжетности в стихотворении делает его как бы маленькою повестью в стихах; и, наоборот, небольшое произведение художественной прозы, не содержащее в себе этого признака беллетризма и отмеченное тою особенною связью образов, которая характеризует лирическую поэзию, есть уже собственно стихотворение в прозе. Из образцов этого рода произведений, по внешним признакам входящих в область художественной прозы и беллетристики, но по своим внутренним и существенным признакам относящихся скорее к области лирики и поэзии, следует назвать прежде всего гениальные «Стихотворения в прозе» Тургенева. В наше время многочисленные произведения этого рода дали Ф. Соллогуб и А. Ремизов; популярностью пользуются «Огоньки» - В. Короленко. В старой литературе к такому промежуточному роду между лирикой и Б. относятся, напр., замечательные фантазии: «Жизнь» Гоголя, «Взгляд на землю с неба» Жуковского, (также «Три сестры» - его же). В Б. нередко пользуются формами, заимствованными из нехудожественных областей. Напр., повести и рассказы, даже большие романы могут быть написаны в форме воспоминаний, автобиографий, дневников, писем, путешествий. С другой стороны, воспоминания, путешествия, письма, обладающие художественными достоинствами, принадлежат уже к Б. (таковы, напр., «Былое и думы» - Герцена, «Фрегат Паллада» Гончарова). Следует отметить фальсификации, подделки под Б., состоящие в том, что придают форму романа или рассказа произведениям нехудожественным по своим основным заданиям. Это - так наз. тенденциозные произведения. Знаменитым, хотя, пожалуй, наименее художественным, но весьма значительным во многих других отношениях сочинением этого рода является «Что делать?» - Чернышевского. Здесь, быть может, наиболее художественными страницами оказываются те, на которых описываются сны героини. И это не простая случайность, т. к. сновидения и художественное творчество - ближайшие друг к другу состояния. При этом обычные в снах отождествления одного образа с другим дают основу для лирики с характерными для нее сравнениями всех родов, как внешним выражением сновидческого переживания отождествлений; развертывание же всего сложного разнообразия образов и событий, создающего то сновидение, которое мы всегда и запоминаем, есть основа Б. К подделкам под Б. или к ложной Б. следует также отнести т. наз. бульварную литературу. Основное задание ее лежит в области удовлетворения не художественных стремлений, а низких и пошлых интересов (порнография, уголовная сенсация и проч.). Нередко встречающиеся в подобного рода произведениях хороший слог, занимательность рассказа и т. д., не делают еще их художественными, т. к. художественность литературного произведения зависит не столько от достоинств языка и умения автора интересно излагать события, сколько от того своеобразного переживания образов, ради которого можно простить некоторые недостатки изложения; хотя конечно, в подлинных достижениях Б. образное переживание сливается со словесно-звуковым в некоем сложном единстве отождествления.

Б. едва ли не более всех других видов литературы способна вместить в себе все разнообразие нашей жизни, стремлений, интересов. Как ответил Тургенев на упреки в публицистических темах своих романов, художник может описывать все, что угодно, если только оно «образом ложится в душу писателя» (Пред. к собр. романов), т.-е. романы и повести могут быть бытовыми, общественными, историческими, психологическими, философскими.

К смешанному роду Б. принадлежат художественно-философские, произведения, напр., книга «Русские ночи» В. Одоевского (в которых повествовательный элемент чередуется с диалогическим, но художественная сторона преобладает). Сюда же можно отнести и «Три разговора» - философа Вл. Соловьева, в которых имеется некоторый элемент Б. Вообще же высшие образцы собственно-философских диалогов, обнаруживающих вместе с тем крупнейшие качества художественности, дал Платон («Пир», «Федр», «Федон» и др.). Что же касается научной Б., то следует принять во внимание, что дух точного исследования, образующий науку, противоречит духу свободного творчества, без которого немыслимо искусство. Только широкие научные гипотезы, соприкасающиеся с философским рассмотрением мира в целом, да еще фантазирования, опирающиеся на более или менее обоснованные предчувствия будущих научных успехов и завоеваний, могут входить в художественные произведения, не нарушая их единства. Утопические произведения социального и научно-технического характера несомненно могут обладать художественными достоинствами (К. Лассвиц, Уэлс и др.).

Иосиф Эйгес. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Беллетристика" в других словарях:

    - (от фр. belles iettres изящная словесность). Непоэтические произведения словесности, как то: повести, романы, рассказы, драмы и проч. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БЕЛЛЕТРИСТИКА [фр. belles… … Словарь иностранных слов русского языка

    беллетристика - и, ж. belles lettres. 1. Художественная литература (в отличие от научной, публицистической и т. п. литературы). БАС 2. Позвольте мне на первый случай истолковать вам значение только тех слов, которые, как вы сами говорите, более других тревожат… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    См … Словарь синонимов

    - (от французского belles lettres художественная литература), 1) художественная проза. 2) В 20 в. преимущественно легкое чтение: массовая литературная продукция злободневно модного или развлекательного характера … Современная энциклопедия

    - (от франц. belles lettres художественная литература) 1) художественная проза2)] В 20 в. также массовая литературная продукция бытописательского, развлекательного характера в противоположность произведениям высокого искусства … Большой Энциклопедический словарь

    - [еле], беллетристики, мн. нет, жен. (от франц. belles lettres изящная словесность). 1. Повествовательная художественная литература в прозе (романы, повести, рассказы и пр.). 2. перен. Легкое, не вполне идущее к делу изложение вместо серьезного… … Толковый словарь Ушакова

    БЕЛЛЕТРИСТИКА, и, жен. 1. Повествовательная художественная литература. 2. перен. О литературе, к рая читается легко, без затруднений. | прил. беллетристический, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Жен., франц. изящная словесность, изящная письменность. Беллетрист муж. беллетристка жен. писатель по сей части. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    Беллетристика - БЕЛЛЕТРИСТИКА по буквальному значению слова (франц.) должна означать, т. наз., изящную литературу, т. е. поэзию во всех ее видах, в стихах и в прозе. Но давно у нас установилось особенное значение за этим словом. Именно Б. противопоставляется … Словарь литературных терминов

    Беллетристика - (от французского belles lettres художественная литература), 1) художественная проза. 2) В 20 в. преимущественно легкое чтение: массовая литературная продукция злободневно модного или развлекательного характера. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

беллетристика

ж. франц. изящная словесность, изящная письменность. Беллетрист м. беллетристка ж. писатель по сей части.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

беллетристика

(еле), беллетристики, мн. нет, ж. (от фр. belles-lettres - изящная словесность).

    Повествовательная художественная литература в прозе (романы, повести, рассказы и пр.).

    перен. Легкое, не вполне идущее к делу изложение вм. серьезного рассуждения, разглагольствование (ирон.). Я слушал оратора, пока у него деловые соображения не сменились беллетристикой.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

беллетристика

    Повествовательная художественная литература.

    перст. О литературе, к-рая читается легко, без затруднений,

    прил. беллетристический, -ая, ое (к 1 знач.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

беллетристика

    1. Прозаические повествовательные произведения художественной литературы (в отличие от научной, публицистической и т.п. литературы).

      Произведения, предназначенные для легкого чтения.

  1. перен. разг. Что-л. незначительное, неглубокое по содержанию.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

беллетристика

БЕЛЛЕТРИСТИКА (от франц. belles lettres - художественная литература)

    художественная проза.

    В 20 в. также массовая литературная продукция бытописательского, развлекательного характера в противоположность произведениям высокого искусства.

Беллетристика

(от франц. belles lettres ≈ изящная словесность), в широком смысле ≈ художественная литература вообще. В более узком и более употребительном смысле ≈ художественная проза, в отличие от поэзии и драматургии. Иногда под Б. подразумевают идейно и художественно несовершенную литературу. Широко распространено понятие беллетризация, которым обозначают стремление многих авторов научных и научно-художественных книг в целях занимательности соединять документальный материал с элементами художественного повествования.

Википедия

Беллетристика

Беллетри́стика - общее название художественной литературы в стихах и прозе, либо же исключая стихи и драматургию.

Термин «беллетристика» часто упоминается в значении « массовой литературы », противостоящей «высокой литературе». Следует отметить, что это противопоставление уходит корнями в статьи литературных критиков XIX века Виссариона Белинского и Дмитрия Писарева, которые иногда употребляли это слово по отношению к литературе, которая не вписывалась в рамки их социальных схем.

В широком смысле слова, беллетристика противостоит публицистике, то есть документальному жанру, очень распространенному в литературных журналах XIX века. Поскольку «беллетристика» - французское слово, упомянутые критики часто использовали его в пренебрежительном ключе по отношению к литературе, которая воспевала буржуазные идеалы, а также «текст ради текста», «словесность ради словесности», где нет социального подтекста.

В узком смысле беллетристика - это лёгкая литература, чтение для отдыха, приятное времяпрепровождение на досуге.

Белетристика представляет собой «срединное поле» литературы, произведения которого не отличаются высокой художественной оригинальностью и ориентированы на усреднённое сознание, апеллирует к общепринятым моральным и нравственным ценностям. Беллетристика тесно связана с модой и стереотипами, популярными темами, а также может касаться серьёзных и актуальных общественных вопросов и проблем. Типажи героев, их профессии, привычки, увлечения, - всё это соотносится с массовым информационным пространством и циркулирующими в нём представлениями большинства. Однако при этом, в отличие от (зачастую поставленной на « конвейер » с использованием « литературных негров ») массовой литературы беллетристику отличает наличие авторской позиции и интонации, углубление в человеческую психологию. Однако чёткого разграничения между беллетристикой и массовой литературой нет.

В основном беллетристы отражают общественные явления, состояние общества, настроения, и очень редко - проецируют свой собственный взгляд в это пространство. В отличие от классической литературы со временем она теряет свою актуальность и, вследствие этого, популярность. Существует мнение, что к беллетристике фактически относится ряд произведений «классики советской литературы», например такие, как Чапаев, Железный поток, Как закалялась сталь, Поднятая целина, Молодая гвардия.

Беллетристику отличает занимательность содержания, она тяготеет к сюжетности, таким жанрам, как дамский роман, детектив , приключения , мистика и т. д. Новые способы изображения действительности, найденные в рамках беллетристики, неизбежно подвергаются тиражированию, превращаясь в признаки жанра. (См. также жанровая литература)

Беллетрестический подход, с ориентацией на такие общепринятые ценностям и проблемы, как поиск жизненного пути, любовь , семья , дружба , предательство и т.д. оказывается востребованным в женской прозе. В современной русской литературе здесь выделяются такие авторы, как Галина Щербакова, Виктория Токарева, Дина Рубина, Ирина Муравьёва, Елена Долгопят.

Под «беллетризацией» понимают изложение документального материала с использованием приёмов художественного повествования, Хотя о беллетризованной биографии как жанре литературы заговорили только в начале XX века в связи с творчеством таких авторов, как Андре Моруа и Стефан Цвейг, элементы беллетристики были характерны уже для ранних памятников письменности, не являвщихся художественной литературой, как таковой - летописей, житий святых и т. п. Именно подобная беллетризация и послужила одним из истоков современной изящной словестнсти.

Примеры употребления слова беллетристика в литературе.

Если беллетристика Симмса издавалась в основном на Севере и читалась там больше, чем на Юге, то политическая публицистика адресовалась землякам.

Но это будет идеологообразная литература или элитарная идеологическая беллетристика , а не идеология в собственном смысле слова.

Утверждения Льюиса о том, что вся его беллетристика выросла не из желания в художественной форме преподать богословие, а из одержимости странными и интересными образами -- безусловно искренне.

Но в роли беллетристики часто выступает газета, которая как будто пишет правду, но на самом деле оказывается, что это не совсем правда или совсем не правда, потому что для журналистов важно, чтобы газету читали, то есть чтобы ее Т.

Артуре и его рыцарях из потока благочестивой беллетристики , привнесенной в них норманнскими авторами знаменитых романов.

Это были главным образом отходы беллетристики для взрослых, слабый раствор научных сведений, выжимки из классической литературы, обесцвеченные остатки фольклора.

Нам надо взять все, что возможно, из нашей лучшей современной исторической беллетристики для взрослых, иной раз подвергая ее переработке, но никогда не допуская механического сокращения и вульгаризации.

Двоемыслие -- это от беллетристики прошлого века, когда к человеку еще относились серьезно.

Но мы сейчас говорим о беллетристике , которая призвана развлекать, что не мешает ей высказывать глубокие философские истины и тонкие психологические наблюдения.

Как раз наоборот: очень быстро обнаружилось, что успех в беллетристике -- верная гарантия провала на экране.

Все левацкие загибы школы отразились в этой сомнительной публицистике или беллетристике для детей.

И прозаики, прекрасно чувствуя новые веяния, стали рядить добрую, старую беллетристику в документальную тогу, ища более надежный и короткий путь к читателю.

Кажется, она довольно религиозна, сентиментальна, любит цветы и деревья, в литературе предпочитает беллетристику критике и публицистике.

В библиотеке попросишь какую-нибудь беллетристику или стихи, смотрят на тебя как на ненормального.

По мере того как кинематограф становился наиболее популярной формой развлечения во всем мире, запас фабул и интриг, накопленный мировой беллетристикой , стал быстро истощаться.

Казалось бы, на вопрос "Что такое беллетристика?" существует вполне конкретный ответ, который содержится в словарях и энциклопедиях. Однако, если копнуть глубже, то окажется, что всё далеко не так просто.

Как было раньше?

Судите сами, слово беллетристика происходит от французского словосочетания belles lettres , что дословно означает "изящная словесность". Когда-то всё именно так и было, и беллетристикой называли всю изящную литературу, то есть поэзию (читай художественную литературу), изложенную в стихотворной или прозаической форме.

Ох уж, эти Белинский с Писаревым!

Всё изменилось благодаря небезызвестным литературным критикам XIX века Виссариону Григорьевичу Белинскому и Дмитрию Ивановичу Писареву. С их лёгкой руки беллетристикой стали называть массовую литературу, которая противостоит "высокой литературе". То есть значение слова стало прямо противоположным исходному.

Как это произошло? Достаточно просто: уважаемые критики в своих статьях использовали термин "беллетристика" по отношению к литературе, разрушавшей их социальные теории.

Беллетристика в широком и узком смысле

Сегодня термин "беллетристика" используется в широком и узком смыслах.

Беллетристика в узком смысле - лёгкое чтиво, присущее мистическим, приключенческим, детективным жанрам и дамскому роману. Подобное чтение для отдыха и произведения, созданные для приятного времяпрепровождения, имеет тесную связь со стереотипами, модой, популярными в обществе темами. Кроме этого, беллетристика может касаться и серьёзных проблем и вопросов, которые волнуют общество.

Как правило, типажи героев, а также их увлечения, привычки, профессия соотносятся с информационным пространством, доступным всем, и представлениями, которые сложились у преимущественного большинства. Чаще всего беллетристы выражают в своих произведениях настроения общества, его состояние и общественные явления. Реже - представляют происходящее, пропуская сквозь призму собственных взглядов и представлений.

Беллетристика в широком смысле слова - это всё, что не публицистика, не документальный жанр, который был широко распространён в многочисленных литературных журналах XIX века. Слово "беллетристика", как уже было сказано выше, использовалось в пренебрежительном ключе по отношению к произведениям, написанным по принципу "словесность ради словесности" и "текст ради текста". Эти произведения считались ущербными, поскольку не содержали социального подтекста.

Отдельное внимание необходимо уделить и такому явлению, как "беллетризация". Беллетризация используется для того, чтобы изложить некоторый документальный материал, используя приёмы художественного повествования. Ярким примером подобных произведений является роман "Что делать?" Чернышевского.

Что не относится к беллетристике?

Литературовед Иосиф Эйгес в статье "Беллетристика", написанной для Словаря литературных терминов, который был издан в 1925 году, пишет о том, что к ложной беллетристике или подделкам под неё следует относить бульварную литературу, которая удовлетворяет низкие и пошлые интересы (уголовную сенсацию, порнографию и прочее), а не художественные стремления.

Получается, что беллетристика ещё раз изменила своё значение. Ведь в начале XX века её главной характеристикой была художественность, зависящая не столько от достоинств языка и умения автора интересно рассказывать о событиях, "сколько от своеобразного переживания образов, ради которого можно простить некоторые недостатки изложения".

В то время беллетристикой считались произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Герцена, Гончарова и других писателей. Современных же беллетристов, произведения которых выпускаются многотысячными тиражами, каждый читатель может назвать и сам.

БЕЛЛЕТРИСТИКА

И, ж. , собир.

1) Художественная повествовательная литература.

Он говорил: - По каждому предмету капитальных сочинений очень немного... Берем русскую беллетристику. Я говорю: прочитаю всего прежде Гоголя (Чернышевский) .

2) разг. Произведения для легкого чтения в отличие от классических литературных произведений.

Родственные слова:

беллетр"ист, беллетр"истка, беллетрист"ический

Этимология:

От французского belles-lettres ‘изящная словесность’ (< belle ‘прекрасный’ и lettre ‘буква’, ‘письмо’). В русском языке - с первой половины XIX в.

Энциклопедический комментарий:

Слово "беллетристика" получило широкое распространение благодаря Белинскому, который беллетристику и беллетристов противопоставлял истинно художественным (поэтическим) произведениям и настоящим писателям (поэтам). Беллетристика для Белинского - понятие не столько жанровое, сколько эстетическое, т. к. он противопоставлял по этим признакам не только прозаиков, но и поэтов, драматургов. Позже слово "беллетристика" стало обозначать "легкое чтение" , легкую литературу, понятную и доступную массе.

Популярный толково-энциклопедический словарь русского языка. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БЕЛЛЕТРИСТИКА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Словаре литературоведческих терминов:
    - (от франц. belles lettres - изящная словесность) 1) Вся художественная литература (устаревшее значение). 2) Жанровая литература. Жанры Б. - …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Литературной энциклопедии:
    см. …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Большом энциклопедическом словаре:
    (от франц. belles lettres - художественная литература) 1) художественная проза...2) В 20 в. также массовая литературная продукция бытописательского, развлекательного характера …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от франц. belles lettres - изящная словесность), в широком смысле - художественная литература вообще. В более узком и более употребительном …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от франц. belles-lettres) — то же, что "изящная словесность" (см. это …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Современном энциклопедическом словаре:
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА
    (от французского belles lettres - художественная литература), 1) художественная проза. 2) В 20 в. преимущественно "легкое чтение": массовая литературная продукция …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Энциклопедическом словарике:
    и, собир., ж. 1. Повествовательная художественная литература. Беллетрист - автор таких литературных произведений.||Ср. ПРОЗА. 2. Художественная литература для легкого …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ас. 1. Повествовательная художественная литература. 2. перст. О литературе, к-рая читается легко, без затруднений, II прил. беллетристический, -ая, …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    БЕЛЛЕТР́ИСТИКА (от франц. belles lettres - худ. лит-ра), худ. проза. В 20 в. также массовая лит. продукция бытописат., развлекат. характера …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (от франц. belles-lettres) ? то же, что "изящная словесность" (см. это …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    беллетри"стика, беллетри"стики, беллетри"стики, беллетри"стик, беллетри"стике, беллетри"стикам, беллетри"стику, беллетри"стики, беллетри"стикой, беллетри"стикою, беллетри"стиками, беллетри"стике, …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Новом словаре иностранных слов:
    (фр. belles-lettres изящная словесность) художественная литература; в узком смысле - художественная проза в отличие от поэзии и …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Словаре иностранных выражений:
    [ художественная литература; в узком смысле - художественная проза в отличие от поэзии и …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в словаре Синонимов русского языка:
    литература, …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) а) Прозаические повествовательные произведения художественной литературы (в отличие от научной, публицистической и т.п. литературы). б) Произведения, предназначенные для …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Словаре русского языка Лопатина:
    беллетр`истика, …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    беллетристика, …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Орфографическом словаре:
    беллетр`истика, …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Словаре русского языка Ожегова:
    повествовательная художественная литература беллетристика о литературе, которая читается легко, без …
  • БЕЛЛЕТРИСТИКА в Словаре Даля:
    жен. , франц. изящная словесность, изящная письменность. Беллетрист муж. беллетристка жен. писатель по сей …



Top