Что сказал скрипка. Олег Скрипка всё сказал, что думает

5 июля лидер "Воплей Видоплясова" Олег Скрипка открывает фестиваль "Країна Мрій", средства на который планирует собрать путем народного финансирования.

В последнее время его часто критикуют за то, что за время Майдана он не проявлял гражданской позиции и не давал концертов в поддержку активистов протеста. Теперь же Олег Скрипка планирует устроить на фестивале галерею фотографий с Майдана и выставку артефактов революции.

"Украинская Правда. Жизнь" поговорила с музыкантом о языковом вопросе, оружии и о том, как сшить восточную и западную Украину.

- Я только что вернулась из Одессы…

Как там? Я очень переживаю за Одессу. Мы, киевляне, во-первых, заслужили нашу историю, а во-вторых, мы даже привыкли уже к военным действиям. Но никогда бы не мог подумать, что в Одессе такое случится.

Одесситам, наверное, и в голову прийти не могло, что там такое произойдет. Настолько мирный город, настолько люди по-хорошему умеют обходить острые углы… Очень люблю и уважаю одесситов. А тем более - сейчас.

- А почему вы сказали, что киевляне это заслужили?

Киев заслужил, потому что для своей свободы ничего не делал до сих пор. Активность поднялась только в 2004 году и сейчас, через десять лет. Итог нынешнего Майдана показывает, что ответственность с себя снимать нельзя. Если опять мы надеемся, что придет какой-то добрый "папик" и "порешает" наши проблемы, то этого не будет.

- А каким вы видите выход из ситуации? Что могут сделать киевляне?

Сейчас нужно быть готовыми взять в руки оружие.

- А вы готовы?

Я готов.

- В Нацгвардию будете записываться?

Нет, не настолько. Я 20 лет нахожусь на фронтах украинской культуры, что в мирное время крайне важно. Поскольку ранее общество этим эффективно не занималось, то теперь мы вынуждены стрелять.

Этого можно было бы избежать. Если бы мы все вместе были украинцами, знали язык, собственную историю, слушали хорошую музыку, ходили на украинские концерты, читали украинские книги - невозможно было бы создать пятую колонну и опираться на русскоязычных людей, чтобы уничтожать страну и убивать патриотов на улицах.

Надо было стать культурными людьми, знающими свой собственный язык и не прикрывать собственную лень и безграмотность - ханжеской толерантностью к языкам. По себе знаю, язык учится два месяца.

Была бы Украина украинская, как Франция французская или как Чехия чешская, - этих проблем бы не было.

- То есть, вы поддерживаете отмену языкового закона?

Два языка - это ханжество. Это слабость - прикрывать свою безграмотность, лень и неуважение к истории и культуре какой-то псевдодемократией. В результате создается пятая колонна, и это очень хороший аргумент завоевывать территории и убивать людей на улице.

- Скажите, вы были в последние месяц-два на востоке Украины?

Да, я был в Донецке, Харькове и в Одессе.

- Что это было? Встречи с людьми или просто концерты?

Это были разные вещи, творческие. В Харькове я играл героик-диско, пел с Ляписами и был на Майдане, в Донецке представлял свою коллекцию одежды, играл этно-диско и просто общался с людьми, в Одессе - с джазовым концертом. Недавно я был и в Минске, и в Москве.

Происходит очень интересная история. Те люди, с которыми я общаюсь, и которые приходят на мои выступления - все-таки выборочные, это не полный срез общества. Это люди, которые интересуются украинской культурой и любят ее.

Что в Москве, что в Минске, что в Одессе - ни один концерт не проходит без гимна Украины, причем не с нашей подачи. Люди конкретно не отпускают со сцены без гимна. Это не только украинцы, но и белорусы, и россияне. Меня это не только вдохновляет и радует, но и сильно удивляет. Изменения сейчас идут странные и прекрасные.

- О чем вы общались, например, с людьми в Донецке? Какие выводы сделали?

Вообще, восток Украины - это аудитория, которая с 2004 года практически закрытая для меня, для "ВВ". А Крым всегда был закрытый, невозможно было туда пробиться.

Давно было понятно, что эти регионы отпадут или станут проблемными точками.

Если ты поешь на украинском языке и поэтому там ты изгой, значит, это реально проблема.

Почему-то в Москву, Питер или Красноярск поехать с концертом можно, а Харьков, Донецк и даже Запорожье с Днепропетровском вызывают трудности.

- Почему? Вас там не любят, что ли?

Что значит "не любят"? Нет, просто есть схема, по которой сложно организовать концерт.

Даже те "георгиевские бабушки", которые горланят сейчас на улицах - не то чтобы не любят украинцев; они просто жертвы эффективной промывки мозга. Против этой схемы украинцы не защищены. Они не подают контр-тезы. Я подаю, но моих усилий недостаточно. Недостаточно усилий моих и тех артистов, немногочисленных активных граждан, которые этим занимаются.

Общество пассивно - вот почему я говорю про Киев, который не делал ранее ничего для своей свободы. О "государстве" мы уже давно забыли, и я надеюсь, что скоро мы про него вообще забудем. Как оно у нас никогда не работало, так и не будет работать, мы будем функционировать без него. Надо его откинуть, чтобы оно не мешало.

- Признайтесь напоследок, пожалуйста. Вы бандеровец?

Бандеровцев не существует в природе. Не существует деда Мороза, не существует бабаев, троллей и тому подобного.

Бандеровцы боролись за свободу Украины и просуществовали до 53-го года, а потом были уничтожены чекистами.

А скоро, я надеюсь, украинцы станут свободными людьми доброй воли и построят прекрасное общество. Чего и всем народам желаю.

На протяжении веков изумительное звучание скрипки зачаровывало людей. Ее мелодичные звуки ублажали в модных салонах слух избалованных аристократов и заставляли пускаться в пляс простой люд на незатейливых деревенских праздниках.

Творение дьявола

Первые скрипки появились на земле только лишь в эпоху Ренессанса (XIV-XVI века). Сразу же появились и легенды, связанные с ними. Самая известная из них гласит, что создателем первого инструмента был не кто иной, как сам дьявол. Как-то раз князь тьмы увидел на земле красивую девушку и страстно в нее влюбился.

Однако прелестница не ответила на чувство нечистого, хотя он и сулил ей за любовь баснословные богатства. Тогда разозленный дьявол превратил несговорчивую красавицу в скрипку, придав своему созданию соблазнительные формы возлюбленной. С тех пор особым покровительством темных сил пользуется скрипка, а вместе с ней и искусные скрипачи и мастера, создающие инструменты.

В Швеции существует множество преданий о речном духе - стрёмкарле, скрипаче-виртуозе, играющем над водой прекрасные мелодии. Легенды гласят, что музыка этого духа восхитительно хороша и его скрипке под силу заставить пуститься в пляс даже хромых стариков.

Об искусных музыкантах говорили (и говорят до сих пор): играет как стрёмкарл. Считалось, что если человек пожелал послушать удивительную игру обитателя вод, он должен принести ему в жертву черного ягненка.

А скрипачи, желающие поучиться мастерству у стрёмкарла, оставляли свои инструменты на ночь под мостами рек, где, по слухам, обитал призрачный виртуоз.

Чертовы пирушки

Во многих странах к скрипке люди относились настороженно. Считалось, что именно игрой на этом инструменте наслаждаются черти во время своих пирушек.

Да только вот беда: среди нечисти трудно найти хорошего музыканта. Вот потому-то во многих европейских сказках говорится о том, как ушлые бесенята пускаются во все тяжкие, лишь бы заманить на свои пирушки искусных скрипачей, а порой обманом отнимают у них и сам инструмент.

Так, предания гласят, что черт, желающий получить хорошую скрипку, принимал облик деревенского музыканта и вечерней порой подкарауливал своего «коллегу», возвращавшегося с заработков домой. Слово за слово - завязывалось знакомство, и в какой-то момент нечистый предлагал новому приятелю обменяться скрипками.

Инструмент черта выглядел очень дорогим, а потому многие бедолаги тут же соглашались на обмен. Но придя домой, бедный музыкант обнаруживал в футляре не шикарную скрипку, а сухую ветку.

А вот чтобы заманить скрипача на чертову пирушку, нечистый прикидывался богатым мужиком и предлагал сельскому виртуозу хорошо заработать.

И только приехав в дом к заказчику, бедный скрипач понимал, на какую «вечеринку» он попал. Чтобы ускользнуть от страшных «клиентов», музыканту требовалось проявить недюжинную смекалку. Но случалось и так, что ему предстояло ублажать музыкой чертей и ведьм целую вечность.

«Красная» скрипка, забирающая жизнь

Однако самым известным мистическим преданием, связанным с данным инструментом, является история «красной» скрипки.

Несколько столетий ходит по Европе легенда, что некий скрипичный мастер, оплакивавший смерть любимой жены, добавил ее кровь в лак, которым покрыл новую скрипку.

После этого скрипка стала ярко-красной, а душа покойной переселилась в инструмент. В первые годы своего существования «красная» скрипка никому не причиняла зла. А потом случилось вот что.

Инструмент случайно попал в руки мальчика-скрипача. Душа женщины, заключенная в инструмент, разбудила в мальчике невиданный талант. Злые силы собирались послушать его игру и, в конце концов, без остатка выпили жизнь ребенка.

Когда тот скончался, инструмент был похоронен вместе с ним. Однако на следующий день оказалось, что могила несчастного раскопана, а скрипка исчезла. С тех пор она «путешествует» по всей Европе, выбирая себе владельца, но каждого человека, которому «посчастливится» коснуться «красной» скрипки, ждут страшные несчастья и мучительная смерть.

Загадки мастера

Безусловно, настороженное отношение к скрипке касалось и ее создателей. Во все времена люди поглядывали на скрипичных мастеров с недоверием, а о самых выдающихся из них еще при жизни слагали легенды. Хотя нужно отметить, личности этих людей задавали окружающим немало загадок.

Скрипки, созданные великим Антонио Страдивари, даже спустя три столетия после его смерти не имеют себе равных. Но даже тщательное изучение этих инструментов не раскрыло тайну их божественных голосов. Творения Страдивари не отличались от других скрипок ни качеством дерева, ни размерами, ни даже лаком.

А ведь долгое время считалось, что несравненный голос инструментам великого мастера дает удивительный лак, изготовленный по особому рецепту. Но несколько лет назад некими смелыми исследователями был проведен практически варварский эксперимент. С одной из скрипок Страдивари был полностью смыт лак, однако даже после этого кощунства она звучала по-прежнему.

Еще несколько столетий назад родилась следующая версия, пытающаяся объяснить феномен мастера. Якобы в детстве маленького Антонио благословил сам Господь, даровав ему талант создавать инструменты, голос которых напоминал бы людям о Царствии Небесном.

Тогда же получил будущий великий мастер от Всевышнего чудесное миро, которое впоследствии добавлял в лак для своих скрипок. И именно этот секретный ингредиент якобы дарил инструментам Страдивари божественное звучание.

Слуги князя тьмы

Совсем иные слухи ходили в странах Европы о скрипках Джузеппе Гварнери по прозвищу дель Джезу. Поговаривали, что этот мастер, связанный договором с орденом иезуитов, часть своих инструментов вынужден был продавать им за незначительную цену.

Раздосадованный такой несправедливостью Гварнери заключил сделку с дьяволом, согласно которой он получал свободу, а его скрипки приобретали невиданную силу воздействия на слушателей. С тех пор звуки инструментов дель Джезу завораживали людей и якобы будили в их душах темные чувства и желания.

Интересен тот факт, что именно скрипка Гварнери долгие годы была верной спутницей и помощницей самого «демонического» виртуоза в истории человечества Никколо Паганини.

Предания гласят, что этот гениальный музыкант, страдая от унижений безысходной бедности и ища признания, отдал душу дьяволу в обмен на великолепную скрипку, которая впоследствии принесла ему богатство и известность.

По другой легенде, Паганини выиграл детище Гварнери в карты в придорожной таверне у странного человека, который, совсем не жалея о проигрыше, на прощание предсказал молодому человеку великую славу. Как бы там ни было, а музыка Паганини никого не оставляла равнодушным. Дамы на его концертах рыдали и падали в обморок, и даже мужчины не стеснялись своих слез.

Однако слухи о сделке с дьяволом постоянно преследовали гениального музыканта, чему отчасти способствовали его своеобразная внешность и эксцентричное поведение. И если при жизни Паганини мало кто решался выступать против него с обвинениями, то после смерти музыканта Римско-католическая церковь категорически выступила против его погребения по христианскому обряду.

47 лет тело Никколо Паганини искало себе пристанище во всех городах Италии, пока, наконец, в 1897 году его изнуряющее посмертное путешествие не закончилось на одном из кладбищ Пармы.

Эти страшные скитания останков великого виртуоза породили новые легенды. Так, жители острова Сент-Оноре, где на некоторое время обрело пристанище тело Паганини, рассказывают, что после того как останки музыканта покинули их земли, на прибрежных скалах выросли удивительные синие лилии. Сам же дух музыканта навеки остался на этих берегах, и теперь штормовыми ночами сквозь шум ветра можно услышать голос его скрипки.

А верная спутница «демонического» виртуоза ныне находится на родине Паганини - в ратуше города Генуи. И раз в год один из молодых талантливых музыкантов берет ее в руки, чтобы целый вечер играть перед слушателями в память о ее первом знаменитом владельце.

Елена ЛЯКИНА

На днях в Концертном зале им. Чайковского состоялся юбилейный концерт, посвященный 80-летию знаменитого американского композитора Джона Корильяно. По приглашению Московской филармонии юбиляр лично приехал на праздничный вечер. Это был уже четвертый приезд г-на Корильяно в Москву. По его словам, все исполнения его музыки в нашей стране были «страстными, осмысленными, неравнодушными». В этот раз музыка Джона Корильяно звучала в исполнении Московского ансамбля современной музыки, Омского академического симфонического оркестра, а также знаменитого скрипача-виртуоза Ивана Почекина. Корреспонденту «Нашей Версии» удалось побеседовать с Иваном Почекиным сразу после концерта.

- Иван Юрьевич, расскажите, пожалуйста, как вы стали скрипачом? Родители заставили, деваться было некуда?

Безусловно, именно так. Я был очень активным ребенком, такой настоящий шкодник, проказник. Все время ломал что-то: мне подарят игрушку, я сразу сломаю. И подходил тот возраст, когда взрослым нужно было эту детскую энергию куда-то направлять.

Сам я не хотел играть на скрипке, почему-то сразу бессознательно понимал, что я в какую-то колею себя загоняю, из которой уже выбраться невозможно. К моему будущему педагогу – Галине Степановне Турчаниновой – это, наверное, самый авторитетный детский педагог у нас – родители меня отвели хитростью. Сказали, что мы в гости идет. Сам я вообще не хотел туда идти, упирался вот просто физически.

Но это один раз можно обмануть, заманить, а дальше уже пошло, что каждый день нужно было выучивать гаммы, упражнения, учить произведения.

- Как вас заставляли заниматься?

Я просто слушался родителей. Я считал, что родителей нужно слушаться, даже если мне это дико не нравится.

Меня еще сразу стали нацеливать на результат. Не то, что первые два-три года посмотрим, насколько я предрасположен, попробуем для удовольствия. Нет. Меня сразу отдали в Центральную музыкальную школу, а там некое лекало такое, что вот в первом классе ребенок должен такие-то произведения играть, в третьем – такие-то и так далее. И если программу не выполняешь, значит ты отстаешь. И вот это очень витало в воздухе, давило на меня.

- Получается жесткая такая система, похлеще кадетского училища прямо.

Да, но я считаю, это где-то и позитивным. Вот есть, например, европейская система скрипичной школы. Как рассказывал немецкий скрипач Кристиан Тецлафф, до 15 лет он редко, когда играл более трех часов в день, в основном уделяя время общему развитию интеллекта.

- С другой стороны, достижения российской и советской исполнительской школы говорят сами за себя. Наша система действовала, сколько выдающихся музыкантов выросло.

Действовала, но не на всех. В этой профессии к каждому человеку нужен индивидуальный подход. Если человек очень исполнительный, то к нему легче искать подход именно с технической стороны, играть гаммы, упражнения, развиваться технику. Но если человек более творческий, он менее усидчивый, но более мыслящий. Тогда, наверное, нужно развивать то, что близко его душе. Но это я сейчас так думаю.

- А в детстве у вас были жесткие рамки?

Да. Когда у меня спрашивают, сколько ты в детстве занимался, я говорю, что никто часы не считал. Целыми днями мог заниматься, пока не выучу гамму. По восемь часов мог учить. И это в 10 лет. Вот так вот было.

- Ваши родители как-то помогали вам в занятиях музыкой?

Папа у меня скрипичный мастер. А мама, отчасти, наверное, из-за того, что мы с братом начали играть, стала педагогом. Она очень много сидела с нами, очень много училась у наших педагогов, как бы ассистировала им.

Изначально она, выпускница Гнесинки, играла в оперном оркестре.

- Какая интересная и необычная профессия у вашего отца.

Одно время он совмещал профессию скрипача, будучи артистом оркестра, и профессию скрипичного мастера. Потом уже полностью выбрал профессию скрипичного мастера.

Профессия эта, безусловно, для людей – фанатов своего дела. Мой отец начал делать инструменты, еще когда учился в училище.

- А вам отец как-то помогал с инструментами, на которых вы играли?

Конечно, очень помогал. Он нам с братом сделал маленькие скрипки и не просто стандартных размеров, которые положены – восьмушка, половинка и так далее. Он сделал еще промужеточные размеры. Так что, если всем детям обычно сложно переходить на большой инструмент, привыкать к разным расстояниям на грифе, то мне это было очень легко. И это как раз именно благодаря большому труду моего отца.

Страдивари имени себя

- Бытует мнение, что, если играешь на скрипке выдающегося мастера, то у тебя сразу повышается уровень игры. Действительно ли качество инструмента так существенно влияет на исполнителя?

Я, как музыкант, который играл на самых высококлассных инструментах, вам скажу так: безусловно, инструмент такого уровня – это дополнительные возможности для реализации своего мастерства. Но, как известно, есть и обратная зависимость. Это как с автомобилем: чем мощнее машина, тем больше потенциал. Но на более высоком уровне появляются другие, более сложновыполнимые задачи. С большой мощностью сложнее совладать. Также и с возможностями звукоизвлечения.

Когда я записывал программу на инструменте Страдивари золотого периода "экс-Венявский", я очень долго приспосабливался к этой скрипке. На интуитивном уровне у меня что-то начало получатся во время игры, я начал реализовывать возможности, потенциал инструмента.

- «Экс-Венявский» - это означает, что скрипач-виртуоз Генрик Венявский играл на этом инструменте. Дело в том, что инструменты часто носят имена владельцев – людей, которые на них играли. Вот, например, Бергонци "экс-Паганини", или Страдивари "экс-Венявский".

А бывает и по-другому. Вот Сарасате играл на Страдивали "экс-Боссье" . А Боссье" – это банкир, который очень долго владел этой скрипкой. Сейчас многие владельцы прикрепляют свое имя к инструментам.

- Это же ведь очень дорогие инструменты, их должно быть не очень много на рынке?

17 млн долларов – самая большая сумма, за которую был а продана скрипка Страдивари. Это мировой рекорд.

Вообще, по статистике, Страдивари продается во всем мире примерно раз в полтора месяца. Есть много инструментов, которые любят инвесторы, так как они быстро растут в цене.Это, так сказать, «короткие деньги»: купил, через несколько лет продал, снова купил. И так инструмент переписываются на разных владельцев, при этом играть на нем может один и тот же музыкант, у которого инструмент находится в пользовании.

- А как происходит передача инструмента, подписывается какой-то договор? И как владелец следит за сохранностью скрипки?

Безусловно, подписывается очень много документов. Кроме того, к каждой такой скрипке прикреплен специальный смотритель – человек, которому владельцы доверяют.

Один раз в оговоренный в договоре период музыкант специально приезжает например в Лондон или в Париж, или еще куда-либо, где работает этот человек, на так называемый осмотр. И смотритель оценивает аккуратность исполнителя. Бывает и так, что инструмент забирают, боятся, что исполнитель не очень аккуратен, недостаточно бережно относится к инструменту. Бывали и такие случаи.

- А исполнитель платит за пользование инструментом?

По-разному бывает. Могут дать безвозмездно, могут в аренду. Или исполнитель оплатит страховку. Бывает, что страховку платит спонсор, или сам владелец. Рынок страхования сейчас огромен.

Играть перед творцом – резать по-живому

- Я знаю, что недавний концерт в Москве, посвященный 80-летию известного американского композитора Джона Корильяно, вы играли в присутствии автора. Как вам исполнять произведения перед их непосредственным творцом? Ведь у композитора может быть свое слышание музыки.

Безусловно, это как по живому резать. История знает много скандалов гениальных людей. К примеру, когда Давид Ойстрах играл первый концерт Прокофьева, Сергей Сергеевич прямо на сцене его и зарубил.

Если композитор доверяет исполнителю, то главное попасть в идею, понимать ее. Композитору, в этом случае, будет приятно разное развитие его идеи, так как один исполнитель может видеть так, а другой совсем по-другому. Вот тут-то мудрый автор и понимает, что даже через 100 лет он все равно не сможет полностью проконтролировать исполнение, но он может задать правильную манеру исполнения сейчас.

Если же автор не доверяет исполнителю, то это очень сложно и очень волнительно. К примеру, я нервничаю перед автором, но в тоже время понимаю, что чем больше я сам подам идей, тем сильнее разовьется его произведение. Да, автор может отказаться, запретить играть в таком стиле, но все равно очень важно предлагать идеи.

Корильяно был доволен, слава Богу. Он слушал репетицию, делал замечания общего плана, наверное, такие же замечание он сделал бы, послушав репетицию другой музыки. Дал общие советы, показал некоторые приемы. У него в тексте есть пожелания, о скорости исполнения в некоторых местах он пишет «исполнять быстро, как может исполнитель». То есть он полностью доверяет исполнителю.

Это здорово, потому что людям не хватает музыкальной эрудиции.

Настолько не хватает, что, порой, зрители начинают аплодировать где-то в середине произведения, между его частями.

Или приходят на пафосные концерты известных исполнителей, потому что им билеты достались за дорого, а потом сидят и на iPhone снимают.

Подобные лекции проводит Московская филармония перед концертами.

- А вообще аплодисменты зрителей для вас важная составляющая?

Я, когда играю, погружаюсь как-то внутрь себя, и, порой, как стеклянный воспринимаю аплодисменты. Ничего не чувствую. И потом весь вечер после концерта не могу выйти из этого состояния, даже заснуть порой не могу.

- Есть такое мнение, что зарубежные музыканты – очень меркантильные. Редко играют на бис, играют только то, за что им заплатили. А наши в этом смысле более щедрые. А вы готовы как бы отблагодарить публику и исполнить что-то дополнительно?

Я часто из спортивного интереса, готовлю сложные произведения, которые мне хочется сыграть. Для меня бис является продолжением программы, а не чем-то инородным. Это каприсы Паганини или части из сонат и партит Баха или другие произведения для скрипки соло. И, если публика хочет, то я всегда играю.

Иван Почекин – российский скрипач, один из ярчайших представителей русской скрипичной школы. Сын известного скрипичного мастера Юрия Почекина.

В 2002 году дебютировал в Большом зале Московской консерватории, исполнив Второй скрипичный концерт Сергея Прокофьева.

А в 2005 году победил на III Международном конкурсе скрипачей им. Никколо Паганини.

Выступал с такими выдающимися дирижерами, как В. Гергиев, М. Плетнев, В. Спиваков, А. Сладковский, Ф. Матранжело, В. Федосеев, Ф. Хайдер и др.

Принимал участие в различных фестивалях, как то «Кремль музыкальный», Московский Пасхальный фестиваль, «Безумный день» в Нанте и «Pianoscope» в Бове.

По приглашению Дениса Мацуева выступал в программах фестивалей Crescendo в Калининграде и Пскове и «Звезды на Байкале» в Иркутске.

Сотрудничает с Государственным академическим симфоническим оркестром России им. Е.Ф. Светланова, оркестром Мариинского театра, Российским национальным оркестром, Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского и др.




Top