Что светит но не греет. Натиг расул-заде - светит но не греет

Натик Расул-заде

Светит но не греет

Мам... - зовет из своей комнаты маленький Эльчин,- Мам...

В соседней комнате мама Эльчина - красивая тридцатилетняя, чуть полная женщина, Валида - склонилась над чертежами и что-то тихо, задумчиво мурлычет, а иногда, когда ладится работа, начинает негромко насвистывать. Валида архитектор, из той породы творческих людей, которых привыкли называть "молодой, но очень талантливый". Словно быть очень талантливыми могут одни старики. Валида теперь работает над проектом нового типа (по крайней мере, ей очень хочется верить, что она создаст что-то принципиально новое) сельского клуба с кинозалом, буфетом, биллиардной и прочим и рассчитывает красивый, несколько вычурный, но достаточно в сельском стиле (психология-великая вещь! И в архитектуре тоже) ордер, которым заканчиваются столбы, подпирающие верхний треугольник фасада. Ордера немножко напоминают Валиде индийские фильмы - им тоже чего-то не достает, чтобы стать искусством, вернее, чего-то в них слишком много для искусства. Валида чувствует, что ассоциация у нее верная, и начинает машинально насвистывать одну из мелодий давно забытого кинофильма "Бродяга". Она почти точно знает, чего не хватает ее ордерам. Чувства, меры. Чувство меры у Валиды есть и очень четко выраженное- она, например, всегда в разговоре может вовремя замолчать, всегда знает, когда нужно уходить из гостей и если прибавить "к этому (а она именно так и сделала), что год назад Валида развелась с мужем, то чувство меры у нее можно считать чересчур развитым (она усмехнулась)-. - И тут же, продолжая машинально чертить, вернулась мысленно к своим ордерам. Они тоже были немножко смешные и жалкие, как долговязый, близорукий парень, потерявший очки ночью под дождем. "Я знаю, что тут отсутствует чувство меры, - сказала себе Валида. - И знаю, что у меня оно есть. Значит, я работаю на потребу низкому вкусу. А это плохо. Этого делать нельзя". Валида взглянула в зеркало трюмо напротив, погрозила своему изображению, подмигнула, улыбнулась и, взяв лист ватмана с укрупненными ордерами, легко, без жалости изорвала ого. Вздохнула

Вот так, - сказала вслух. - Не продается.

Ну, мам, - нетерпеливо позвал Эльчин из своей комнаты -- Оглохла что ли?

Валида вошла к нему с карандашом в зубах, скрестив руки, стала на пороге.

Чего тебе, Эльчин ибн Валида?

Не называй меня - ибн Валида! - грозно топнул ножкой, сидя за столиком Эльчин.

А ибн кто ты?

Ибн папа.

Но ведь ты и мой сыночек, а? - сказала Валида и, подойдя, потрогала розовое, шелковое ухо Эльчина, - Эльчинка, Элька...- сказала задумчиво она.Ты мой сыночек?

Мам, что это тут, я не понимаю, - Элька раздраженно отдернул ухо, показывая чернильным пальцем в книгу.

Э-э, добрый молодец,- не слушая его, рассеянно произнесла Валида. Никак у тебя температура? Ушки горячие...

Она поднесла пухлые свои губы ко лбу сына.

Ничего и не температура! - оттолкнул он ее сердито.- Не лезь!

Да, вроде, показалось, - сказала Валида. селa на стул против Эльки и провела пальцем по его гладким, длинным волосам. - Попик.

Ну, мам, ты будешь слушать или нет? - нарочито терпеливо и потому смешно спросил мальчик.

Буду - сказала Валида, сложила руки на коленях - слушать приготовилась.

Вот, посмотри. Тут написано: "Солнце светит, но не греет..." Это как? Так разве бывает?..

Если написано, значит, бывает. Они ведь все знают... Эти... Кто книги пишет, - рассеянно ответила Валида, думая о том, что зря все-таки она порвала чертеж.

Но ведь если солнце, то значит, тепло. Правда? А почему не греет.

Ну... Если солнце зимой, то не тепло же.

А все равно теплее, чем когда солнца нет. Значит, греет, - не унимался Элька.

Нет, не греет. Если б грело, то снег растаял бы. А он не тает, а солнце светит. Понял?

Нет, - уперся Элька. - Не понял. Все равно, если светит то должно греть.

Ну и бог с тобой, - вздохнула Валида и, встав со стула, легонько взяла Эльку за уши, танцуя, запела:

Солн.це-е све-ети-ит, но-о не гре-ет, све-ети-ит, светти-ит, но-о не гре-е-ет

Элька, нахмуренный, встал со стульчика и топал за ней - танцевал. Она держала его за уши, пела и медленно двигалась по комнате он сосредоточенно, серьезно шел за ней, думал. Она оставила его в покое, провела пальцем за шелковым ухом.

Вот пойдешь через год в школу, там тебе все объяснят, - сказала она, продолжая дурачиться. - Там тебе втолкуют, что мала избушка, и велят дать лесу, думает старушка. -Какая старушка? - спросил Элька.

Старенькая, - сказала Валида. - Она хочет избушку построить, а староста в деревне не дает ей лесу на избушку. И старушка думает, что приедет барин, увидит, что мала избушка и велит дать лесу. Понял?

Ага, - сказал Элька.

-"Ну, тогда чао, сеньор Элька. :

Чао,- сказал он и снова уселся за книгу.

Валида прошла в свою комнату, расстелила на столе новый чистый лист ватмана, прикнопила его с углов и задумалась! И снова взгляд ее коснулся зеркала. На нее взглянула и долго смотрела серьезная, красивая (во всяком случае, довольно привлекательная, подумала она) женщина с большими, чуть выпуклыми, умными и дерзкими глазами, с припухлыми, чуть влажными губами (ух, ягодка! - подумала она с острой симпатией к себе), крупным, правильной формы носом, с короткой прической крашенных светлых волос. "Ну, и что, - подумала она продолжая разглядывать себя в зеркале. - Все есть. И ничего нет. Нет главного. Пропало. Лопнуло. Пузырь светлый, с радугами маленькими, мыльный пузырь... "Нет в жизни щастя", - вспомнила она татуировку на руке здоровенного верзилы на пляже. - Нет этого "щастя" в моей жизни. Есть короткие вспышки какие-то... Вспышки маленькой, недолговечной радости от радости от работы, от сына... Нет, Элька - другое... Нет любви. Нет в моей жизни любви. Люблю теперь только Эльку. Любимый мой сыночек. Больше никого не люблю. Не люблю. Молода. Молодая, красивая. Все завидуют. Дурочки. Хорошая работа. Думают: сплю, с кем хочу. Дурочки. Светит, но не греет... - вдруг вспомнила она, фраза ей понравилась, и она рассеянно повторила ее вслух:

Светит, но не греет... Подошла к окну, взглянула вниз, на улицу. Ее переходил переваливаясь, словно гусь, с боку "на бок, чересчур толстый мужчина. В руках у него была авоська с продуктами. "Опять есть будет", подумала она, наблюдая за ним, пока он переходил улицу.

Навстречу мужчине шла кошка. Рыжая, большая, она степенно переходила узенькую мостовую.

Кис-кис! - позвала Валида, открыв окно. Кошка остановилась, повела головой, не заметила ее.

Кис-кис-кис-кис!

Теперь кошка обернулась и посмотрела ей в лицо. Но Валида молчала, и кошка, укоризненно помахав хвостом, пошла дальше.

Она обернулась. На пороге стоял Элька.

Что тебе? - спросила Валида.

Ей вдруг сделалось грустно, и захотелось обнять, прижать к себе сына, говорить ему ласковые слова и немного поплакать Ни о чем, уткнувшись в его грудь.

Мам, а барин где?

Откуда барин приедет, который велит дать лесу старушке

Из города. Из Петербурга.

А это далеко?

Это теперь Ленинград.

Расул-заде Натиг

Светит но не греет

Натик Расул-заде

Светит но не греет

Мам... - зовет из своей комнаты маленький Эльчин,- Мам...

В соседней комнате мама Эльчина - красивая тридцатилетняя, чуть полная женщина, Валида - склонилась над чертежами и что-то тихо, задумчиво мурлычет, а иногда, когда ладится работа, начинает негромко насвистывать. Валида архитектор, из той породы творческих людей, которых привыкли называть "молодой, но очень талантливый". Словно быть очень талантливыми могут одни старики. Валида теперь работает над проектом нового типа (по крайней мере, ей очень хочется верить, что она создаст что-то принципиально новое) сельского клуба с кинозалом, буфетом, биллиардной и прочим и рассчитывает красивый, несколько вычурный, но достаточно в сельском стиле (психология-великая вещь! И в архитектуре тоже) ордер, которым заканчиваются столбы, подпирающие верхний треугольник фасада. Ордера немножко напоминают Валиде индийские фильмы - им тоже чего-то не достает, чтобы стать искусством, вернее, чего-то в них слишком много для искусства. Валида чувствует, что ассоциация у нее верная, и начинает машинально насвистывать одну из мелодий давно забытого кинофильма "Бродяга". Она почти точно знает, чего не хватает ее ордерам. Чувства, меры. Чувство меры у Валиды есть и очень четко выраженное- она, например, всегда в разговоре может вовремя замолчать, всегда знает, когда нужно уходить из гостей и если прибавить "к этому (а она именно так и сделала), что год назад Валида развелась с мужем, то чувство меры у нее можно считать чересчур развитым (она усмехнулась)-. - И тут же, продолжая машинально чертить, вернулась мысленно к своим ордерам. Они тоже были немножко смешные и жалкие, как долговязый, близорукий парень, потерявший очки ночью под дождем. "Я знаю, что тут отсутствует чувство меры, - сказала себе Валида. - И знаю, что у меня оно есть. Значит, я работаю на потребу низкому вкусу. А это плохо. Этого делать нельзя". Валида взглянула в зеркало трюмо напротив, погрозила своему изображению, подмигнула, улыбнулась и, взяв лист ватмана с укрупненными ордерами, легко, без жалости изорвала ого. Вздохнула

Вот так, - сказала вслух. - Не продается.

Ну, мам, - нетерпеливо позвал Эльчин из своей комнаты -- Оглохла что ли?

Валида вошла к нему с карандашом в зубах, скрестив руки, стала на пороге.

Чего тебе, Эльчин ибн Валида?

Не называй меня - ибн Валида! - грозно топнул ножкой, сидя за столиком Эльчин.

А ибн кто ты?

Ибн папа.

Но ведь ты и мой сыночек, а? - сказала Валида и, подойдя, потрогала розовое, шелковое ухо Эльчина, - Эльчинка, Элька...- сказала задумчиво она.Ты мой сыночек?

Мам, что это тут, я не понимаю, - Элька раздраженно отдернул ухо, показывая чернильным пальцем в книгу.

Э-э, добрый молодец,- не слушая его, рассеянно произнесла Валида. Никак у тебя температура? Ушки горячие...

Она поднесла пухлые свои губы ко лбу сына.

Ничего и не температура! - оттолкнул он ее сердито.- Не лезь!

Да, вроде, показалось, - сказала Валида. селa на стул против Эльки и провела пальцем по его гладким, длинным волосам. - Попик.

Ну, мам, ты будешь слушать или нет? - нарочито терпеливо и потому смешно спросил мальчик.

Буду - сказала Валида, сложила руки на коленях - слушать приготовилась.

Вот, посмотри. Тут написано: "Солнце светит, но не греет..." Это как? Так разве бывает?..

Если написано, значит, бывает. Они ведь все знают... Эти... Кто книги пишет, - рассеянно ответила Валида, думая о том, что зря все-таки она порвала чертеж.

Но ведь если солнце, то значит, тепло. Правда? А почему не греет.

Ну... Если солнце зимой, то не тепло же.

А все равно теплее, чем когда солнца нет. Значит, греет, - не унимался Элька.

Нет, не греет. Если б грело, то снег растаял бы. А он не тает, а солнце светит. Понял?

Нет, - уперся Элька. - Не понял. Все равно, если светит то должно греть.

Ну и бог с тобой, - вздохнула Валида и, встав со стула, легонько взяла Эльку за уши, танцуя, запела:

Солн.це-е све-ети-ит, но-о не гре-ет, све-ети-ит, светти-ит, но-о не гре-е-ет

Элька, нахмуренный, встал со стульчика и топал за ней - танцевал. Она держала его за уши, пела и медленно двигалась по комнате он сосредоточенно, серьезно шел за ней, думал. Она оставила его в покое, провела пальцем за шелковым ухом.

Вот пойдешь через год в школу, там тебе все объяснят, - сказала она, продолжая дурачиться. - Там тебе втолкуют, что мала избушка, и велят дать лесу, думает старушка. -Какая старушка? - спросил Элька.

Старенькая, - сказала Валида. - Она хочет избушку построить, а староста в деревне не дает ей лесу на избушку. И старушка думает, что приедет барин, увидит, что мала избушка и велит дать лесу. Понял?

Ага, - сказал Элька.

-"Ну, тогда чао, сеньор Элька. :

Чао,- сказал он и снова уселся за книгу.

Валида прошла в свою комнату, расстелила на столе новый чистый лист ватмана, прикнопила его с углов и задумалась! И снова взгляд ее коснулся зеркала. На нее взглянула и долго смотрела серьезная, красивая (во всяком случае, довольно привлекательная, подумала она) женщина с большими, чуть выпуклыми, умными и дерзкими глазами, с припухлыми, чуть влажными губами (ух, ягодка! - подумала она с острой симпатией к себе), крупным, правильной формы носом, с короткой прической крашенных светлых волос. "Ну, и что, - подумала она продолжая разглядывать себя в зеркале. - Все есть. И ничего нет. Нет главного. Пропало. Лопнуло. Пузырь светлый, с радугами маленькими, мыльный пузырь... "Нет в жизни щастя", - вспомнила она татуировку на руке здоровенного верзилы на пляже. - Нет этого "щастя" в моей жизни. Есть короткие вспышки какие-то... Вспышки маленькой, недолговечной радости от радости от работы, от сына... Нет, Элька - другое... Нет любви. Нет в моей жизни любви. Люблю теперь только Эльку. Любимый мой сыночек. Больше никого не люблю. Не люблю. Молода. Молодая, красивая. Все завидуют. Дурочки. Хорошая работа. Думают: сплю, с кем хочу. Дурочки. Светит, но не греет... - вдруг вспомнила она, фраза ей понравилась, и она рассеянно повторила ее вслух:

Светит, но не греет... Подошла к окну, взглянула вниз, на улицу. Ее переходил переваливаясь, словно гусь, с боку "на бок, чересчур толстый мужчина. В руках у него была авоська с продуктами. "Опять есть будет", подумала она, наблюдая за ним, пока он переходил улицу.

Навстречу мужчине шла кошка. Рыжая, большая, она степенно переходила узенькую мостовую.

Кис-кис! - позвала Валида, открыв окно. Кошка остановилась, повела головой, не заметила ее.

Кис-кис-кис-кис!

Теперь кошка обернулась и посмотрела ей в лицо. Но Валида молчала, и кошка, укоризненно помахав хвостом, пошла дальше.

Она обернулась. На пороге стоял Элька.

Что тебе? - спросила Валида.

Ей вдруг сделалось грустно, и захотелось обнять, прижать к себе сына, говорить ему ласковые слова и немного поплакать Ни о чем, уткнувшись в его грудь.

Мам, а барин где?

Откуда барин приедет, который велит дать лесу старушке

Из города. Из Петербурга.

А это далеко?

Это теперь Ленинград.

А-а... - сказал Элька. - Там Эрмитаж есть.

Да, - сказала Валида, отвернувшись снова к окну. - Там есть Эрмитаж, и там бывают белые ночи.

Я знаю, это сказал Элька. - Ты говорила...

Она молча глядела, как ходит воробей по жестяной крыше соседнего дома. Остановился, замер. Глянул в окно круглым, глупым глазом и стал чистить о крышу клюв.

Мам, - позвал Элька.

Что? - спросила Валида, не оборачиваясь. Воробей упорхнул, и крыша осталась голой и безжизненной, осиротела. - А Ленинград больше, чем Баку?

А Москва больше? - Да.

А Грузия больше, чем Баку?

Грузия не город. Это республика.

Как Азербайджан?

Мам, а сколько человек живет в Копенгагене?

Не знаю... - рассеянно проговорила она. - Почему именно в Копенгагене?

Мне название нравится.

Мам когда я вырасту, я поеду в Копенгаген. Хочешь,

тебя тоже возьму?

Потому что тогда я буду старая и ничего не буду хотеть, - она прижалась лбом к прохладному стеклу, и ее дыхание оставляло маленький матовый кружок на голубом стекле - тающий призрачный островок.

А старые ничего не хотят? - спросил он.

Обычно... - сказала она. - Почти нет...

А тебе обязательно надо быть старой? - спросил он.

Ничего недоделаешь...

Он замолчал. Она слышала, как он усердно пыхтит и водит карандашом по бумаге. Не хотелось оборачиваться. Бог с ним, другой прикреплю, подумала она.

Мам, мне скучно... - сказал вдруг Элька и захныкал, закапризничал.

Она вытерла глаза, обернулась к нему, быстро подошла, подняла его, порывисто обняла и стала целовать в сморщенное в капризную гримасу лицо. Он положил ей голову на плечо, и она ходила с ним по квартире, словно баюкая.

На какой срок задерживается частица вещества, способного к люминесценции, на метастабильном уровне?

На очень разный - от одной десятимиллиардной доли секунды до нескольких часов. Эти промежутки времени отличаются друг от друга на четырнадцать порядков, как одна секунда и миллион лет! Но оставаться на возбужденном уровне частица должна не меньше, чем на 10 -10 сек., иначе время возбуждения будет соизмеримо с длительностью светового колебания и можно будет сказать, что фотон вылетает в тот же момент, когда происходит возбуждение.

Для всякого рода свечения, будь оно люминесцентным или обычным, необходима энергия. Ее может доставлять поток лучей, частиц и т. д. При обычном способе свечения внешний агент передает энергию как веществу, так и излучению - в пропорции, определяемой законом Стефана-Больцмана. Если даже допустить, что энергия по какой-то причине будет уходить лишь на возбуждение микрочастиц, то она тут же вернется в вещество в форме фотонов и установится равновесие, о котором уже говорилось. Но при наличии метастабильных уровней все обстоит по-другому. Внешний источник энергии может питать главным образом переходящие в возбужденные состояния частицы. Лишь по прошествии некоторого времени (не менее 10 -10 сек.) эта энергия вернется - из вещества полетят фотоны. Они или уйдут в пространство, или нагреют вещество, но эта запоздалая отдача не приведет к установлению равновесия лучи - частицы. Поэтому люминесцентное свечение кажется странным - оно как бы непосредственно переводит в свет поступающую извне энергию, не превращая ее в тепло. Иногда такой перевод происходит с заметной задержкой и тогда явление кажется еще более загадочным. Это объясняется тем, что мы в повседневной жизни привыкли лишь к одному источнику свечения тел - к тепловому движению молекул.

Люминесценция может возбуждаться различными агентами. В зависимости от этого она получает различные названия. Таким образом, родовое понятие «люминесценция» включает в себя множество видовых понятий. Этот термин не относится к такому тоже «холодному» способу свечения, как отражение света или к тормозному излучению (в этих явлениях происходит мгновенное преобразование энергии внешнего фактора в свет).

В полярных сияниях и в тихом разряде внутри облака (зарницы) возбудителями микрочастиц являются электроны. То же можно сказать о свечении экрана телевизорной трубки. Люминесценция, вызываемая потоком электронов, называется катодолюминесценцией (вспомните, что когда-то электронный пучок называли катодным лучом). Это, конечно, не единственный вид люминесценции. Если возбудителями микрочастиц служат электромагнитные волны - фотоны какого-либо диапазона, то говорят о фотолюминесценции. Она особенно интересна - ведь тут происходит преобразование одних фотонов в другие.

Отличие от простого отражения состоит не только в длительности задержки вторичного излучения, но и в том, что по своему спектру люминесценция может быть совсем не такой, как вызвавшее ее внешнее излучение; т. е., при фотолюминесценции падающие на тело фотоны не просто сидят некоторое время в ловушке, но и подвергаются «перекрою». Наиболее широко известный пример фотолюминесценции - свечение циферблата будильника. Чтобы это свечение возникло, нужно предварительно поставить будильник под поток ярких лучей солнца или лампы. Аккумулированный свет возращается циферблатом даже через два-три часа - уже в полной темноте. Как вы знаете, свет циферблата часов по своему спектру не похож на тот свет, который вызывает возбуждение. Цифры и стрелки всегда излучают зеленоватые фотоны, независимо от того, какие лучи вызвали «заряд» свечения.

Светящийся циферблат будильника - пример исключительно длительной люминесценции. Значит в специальном веществе, покрывающем циферблат и стрелки, имеются такие молекулы, которые способны оставаться в возбужденном состоянии много часов - целую вечность, если судить по молекулярным масштабам времени. Не «угнетает» ли такую молекулу столь затянувшееся возбуждение, не может ли оно сбросить с себя излишек энергии другим способом - не дожидаясь пока ее унесет люминесцентный фотон?

Да, конкурирующие с высвечиванием процессы отдачи энергии имеются. Возбужденная молекула может, например, диссоциировать. Мы называем такое явление фотодиссоциацией. Вообще надо помнить, что излучение фотона - не единственный путь избавления от лишней энергии. О конкурирующих с люминесценцией процессах мы еще будем говорить в последующих главах.

Нетрудно сообразить, что коль скоро люминесценцию могут вызывать электроны, разогнанные электрическим полем, то на это же способны и положительные ионы. Это будет анодолюминесценция (анодные лучи).

Выдающуюся роль в физике сыграла радиолюминесценция- длительное свечение, вызванное альфа-, бета — и гамма-лучами радиоактивных элементов. Сейчас она используется в специальных часах, которые светятся в любое время, независимо от предварительного освещения циферблата. Но в начале нашего столетия радиолюминесценция сослужила более важную службу, делая видимым таинственное излучение тяжелых элементов - урана, тория, радия и т. д. Нужно сказать, что люминесценция, вызванная бета-лучами, фактически катодолюминесценция, а вызванная гамма-лучами - фотолюминесценция. Однако термин сложился исторически, оставшись от тех времен, когда не подозревали о родстве между гамма-лучами и обычным светом.

Носители радиоактивного излучения обладают высокой энергией - в миллионы электроновольт, поэтому каждая альфа — или гамма-частица возбуждает сразу множество молекул люминофора. На таких люминесцентных вспышках, сопровождающих прохождение через вещество порции радиоактивного излучения, основан принцип действия очень употребительных в современных лабораториях сцинтилляционных счетчиков.

Так как гамма-лучи отделены от световых, то следует отграничить и рентгеновское излучение. Понятно, что свечение, вызванное рентгеновскими лучами, называется рентгенолюминесценцией. По своей природе, по диапазону энергий, это явление сходно с катодолюминесценцией.

Если вы разгрызали когда-нибудь крепкий кусок сахара в полной темноте, то, наверное, знаете о вспышках света, возникающих при этом. Здесь мы сталкиваемся с триболюминесценцией - запаздывающим превращением механической энергии в фотоны. Этот вид люминесценции сопровождает некоторые процессы трения. Важно заметить, что раскалываемый сахар светится не потому, что он нагревается - вам не удастся зажечь от него трут, как от кремня. Свечение в этом случае холодное - механическое усилие превращается в энергию фотонов, минуя тепловую форму энергии.

В энергию запаздывающего свечения может также превращаться химическая энергия. Такое явление носит название хемилюминесценции. Частным случаем ее является биолюминесценция - термин, уже знакомый нам. Каков же микромеханизм этого, самого важного для нас вида холодного свечения?

Химические реакции - независимо от того, происходят они в мертвом веществе или живом - состоят в преобразовании одних молекул в другие. Энергия исходной системы молекул отличается от энергии продуктов. Если реакция экзотермична, то выделяется излишек энергии. Обычно он освобождается в виде кинетической энергии продуктов реакции, т. е. тепла. Например, если происходит реакция соединения двух молекул в одну, то исходные молекулы притягиваются друг к другу, убыстряют свое движение и, сцепившись, начинают быстро вращаться или совершать упругие колебания и т. п. Но что будет, если у образующейся в результате реакции молекулы имеются метастабильные уровни? Тогда она не будет вращаться, колебаться или пульсировать после появления на свет, а останется на месте в возбужденном состоянии. Такая модель процесса, безусловно, очень груба и примитивна, хотя и показывает кое-что характерное для хемилюминесценции. Работы последнего десятилетия показали, что даже те химические реакции, которые считались раньше очень простыми, протекают необыкновенно сложно, с цепочкой промежуточных превращений молекул.

Многоступенчатый ход имеют реакции с участием больших молекул. Именно такие реакции происходят в тканях животных и растений. Здесь люминесценция возникает на одном из этапов реакций. В каких звеньях она происходит? Какое значение она имеет для организма? На эти вопросы мы постараемся в дальнейшем дать ответ. Сейчас можно сказать только следующее: хемилюминесценция является всегда одним из многих конкурирующих способов выделения лишней энергии; в числе других способов находится разогревание вещества.

Сколько же процентов энергии идет на высвечивание, а сколько на другие процессы? В разных случаях, конечно, дело обстоит по-разному, но в общем доля внешней энергии, приходящаяся на люминесценцию, невелика. Рекордная цифра - 70%, но она совсем не годится для хемилюминесценции. При этом процессе энергетический «выход» свечения составляет всего лишь долю процента.

После того, как мы познакомились с понятием люминесценции и рассмотрели механизм этого интересного явления, осталось выяснить, что же представляет собой фосфоресценция?

Проводя деление на фотолюминесценцию, радиолюминесценцию и т. д., мы руководствовались причиной, которая вызывает остаточное свечение. Но в основу классификации можно положить также и время послесвечения, т. е. период, в течение которого люминесценция продолжается после прекращения доставки энергии извне. Если протяженность этого периода улавливается глазом, т. е. человек замечает явное остаточное свечение после устранения причины возбуждения, то явление называется фосфоресценцией. Если же время последействия неуловимо для наблюдателя и у него возникает субъективное убеждение, что свечение исчезло одновременно с устранением возбудителя, то говорят о флуоресценции. Флуоресценция происходит, например, в покрытии телевизорного экрана.

В заключение главы несколько слов об истории исследований люминесценции. Заключение о том, что это - неравновесное свечение было сделано еще в восьмидесятых годах прошлого века. Вторая же часть определения люминесценции - указание на ее длительность (более 10 -10 сек.) появилась лишь в 1944 г.; она была дана академиком С. И. Вавиловым, посвятившим изучению люминесценции много талантливых работ. Что же касается классификации по видам, то она создавалась постепенно: например, еще в XIX в. русский ученый В. В. Петров разграничил фотолюминесценцию и биолюминесценцию.

Люминесцентное свечение приобрело в наше время исключительное значение для техники, науки и быта. Каждый знает о люминесцентных лампах, освещающих улицы городов. Такие лампы очень удобны и экономичны. Без люминесценции нельзя было бы создать телевизор и электронный микроскоп, намного бы замедлилось открытие и исследование многих радиоактивных элементов, ядерная физика лишилась бы ценнейших способов регистрации частиц. Люминесценция широко используется в научных исследованиях: отчетливо показывая квантовые свойства вещества, она доставляет нам ценнейшую информацию о глубинах материи. Несколько лет назад следовало бы сказать «неживой материи». Сегодня имеются в виду уже и живые ткани.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Детский сад «Солнышко» уже второй месяц находится в режиме ЧС

У нас в Забайкалье, видимо, начало учебного года, как приход зимы. К финишной черте сентября мы приходим каждый раз не в полном составе. То вылезет какое-то безобразие по зарплатам учителей, то школа какая-то нет-нет да и подложит свинью своими «внезапными» проблемами. В этот раз этой абсолютно «неожиданной и негаданной» бедой стал крупный детский сад «Солнышко» в посёлке Атамановка, в котором располагаются ещё и начальные классы.

Верёвочкой перетяните

Как обычно начинаются такие истории? Кажется, словами «ничего не предвещало беды». В случае с «Солнышком» тревогу пора было бить уже давно, а не в середине июня, когда многострадальный детский сад (его уже закрывали в конце 2016-го по решению суда из-за ветхих стен и отсутствия горячей воды) был обнесён сигнальной лентой, как «непроходимым» забором. В декабре прошлого года садик возобновил работу после косметического ремонта и наладки систем горячего водоснабжения. Проблемы начались вновь, когда в «Солнышке» в 2017-м закипели работы по созданию безбарьерной среды, чтобы сделать учреждение удобным и для инвалидов. При строительстве пандуса облицовка здания «посыпалась», и глазам удивлённой публике предстала огромная трещина. По данным источника «Экстры», одной из причин разрушения здания стали прогнившие трубы – устаревшая коммунальная инфраструктура, что привело к коррозии стен.

– Случилось всё это в июне, мой сын тогда заканчивал подготовительную группу. Мы видели и ремонтные работы, и трещину, которая после них появилась. Здание сразу закрыли, потому что оно было небезопасно для всех, кто там находился. Но меня поразила позиция подрядчика относительно ограждения только части территории. К сожалению, не знаю фирму, которая проводила работы. Они решили поставить со стороны аварийного крыла забор, чтобы прямо там хранить все стройматериалы, а другую часть огородить просто сигнальной лентой. Мол, воспитанники же будут видеть, что туда нельзя. Но это же дети – что им какая-то верёвочка, наоборот интерес подогревается. Тут говори – не говори, а толку нет. В итоге, родителям пришлось немного «повоевать», и здание было полностью оцеплено, – рассказал отец одного из воспитанников «Солнышка».

Так здание и было оставлено в неприкосновенности до конца лета – не ремонтированное никем, брошенное, видимо, до лучших времён. На линейке в День знаний родителей младшеклассников ждал сюрприз. Им объявили, что детей ждут 4 сентября в разваливающемся «Солнышке».

– После собрания я дождался директора, спросил, почему дети должны идти в здание аварийного детского сада. Она ничего внятного сказать не смогла. Тогда поговорили с Андреем Эповым (глава администрации Читинского района – авт.), который присутствовал на линейке. Он сказал, что в здание пока пускать никого не будут, нужно дождаться решения «Читагражданпроекта», чтобы понять, что с ним делать дальше. Почему в таком случае нам в школе сказали, что дети пойдут снова в «Солнышко», мне до сих пор не совсем понятно, – рассказал «Экстре» родитель одного из учеников.

В настоящий момент школьников «раскидали» по посёлку. Часть детей учится в общей школе, часть в здании клуба Бронетанкового ремонтного завода (БТРЗ), часть в здании церкви, где располагается церковно-приходская школа. В этой кутерьме со школьниками все забыли о дошколятах, а у них дела обстоят гораздо плачевнее. Поскольку в Атамановке всего три детских сада, причём «Солнышко» – крупнейший из них, многие дети посёлка остаются дома. Кто-то с бабушками и дедушками, а кто-то и с родителями, которым из-за сложившейся ситуации приходится всеми возможными способами улаживать конфликты на работе. Но кому интересны проблемы «маленьких» людей?

«Бумажные» заложники

Получить комментарий от официальных лиц оказалось делом не простым и хлопотным. Тем не менее, нашлись люди, которые не побоялись взять на себя, какую никакую, но ответственность.

– Ситуация с «Солнышком» для нас не нова. Проблемы были и раньше. В 2010 году мы меняли там крышу, в 2014 году проводили стяжку стен, чтобы дети могли нормально заниматься. Здание уже не молодое, но проблема тут даже не в возрасте. Возводил детский сад стройбат. Думаю, что не нужно объяснять, как раньше велись подобные работы. Из-за нарушений при строительстве просаживается фундамент, одна из стен «не привязана» к несущей, а как бы просто прислонена. Кирпичная кладка не идёт там так, как должна идти по технологии. Мы всё прекрасно понимаем, ремонт зданию нужен, но в бюджете муниципалитета на это средств нет. Надеемся на помощь края. Приезжал Александр Кулаков (первый заместитель председателя правительства Забайкальского края – авт.), лично осматривал здание. Никаких конкретных обещаний о помощи не давал, но мы надеемся. Самое важное сейчас – это получить заключение «Читагражданпроекта» о том, в каком состоянии находится это здание, – сказал первый заместитель главы Читинского района Сергей Фесюк.

Он также отметил, что пока нет официального решения, невозможно прикинуть, сколько средств запрашивать у краевого бюджета, какие работы вообще должны быть проведены. Однако, по предварительным данным, здание всё-таки не аварийное, а, значит, может быть введено в эксплуатацию после ремонта.

Ждут решения «Читагражданпроекта» и в министерстве образования края, которое без соответствующей документации отказалось давать какой-либо комментарий кроме следующего, отправленного на запрос редакции по смс: «Ситуация находится на контроле у министерства. Сейчас мы ждём результаты экспертизы здания, которые поступят нам непосредственно от администрации Читинского района. С нашей стороны было бы некомпетентно давать комментарий без результатов экспертизы. После их получения мы сможем более корректно и детально поговорить». Вот и всё. Ни специалиста, который смог бы объяснить, как вообще такая ситуация сложилась, ни ответов на сопутствующие вопросы.

Не считая главного вопроса: «Когда будет документация/деньги/выполнены работы?» (нужное подчеркнуть), напрашиваются ещё несколько. Какого, простите, чёрта здание простояло два месяца и только к началу сентября оно оказалось «вдруг» неготовым? Понятно, что у администрации района денег кот наплакал, но куда смотрел край, а, главное, минобразования? Следующая ремарка, кстати, относится как раз к ним. Не далее как 22 августа министерство образования Забайкальского края объявило, что на 18 августа к приёмке были представлены все 1 138 образовательных учреждений, в число которых входят не только школы, но и дошкольные образовательные организации, в 35 районах края. По итогам работы специальной комиссии все(!) эти организации признаны готовыми к работе в новом учебном году.

– В рамках подготовки к новому учебному году было запланировано проведение необходимых видов работ по основным направлениям, включающим в себя проведение текущего ремонта зданий организаций, ремонтных работ на тепло-, водо-, электросетях, а также выполнение мероприятий по обеспечению комплексной безопасности объектов образования, – сообщил министр образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края Андрей Томских.

При этом в состав комиссии, которая проверяла учебные учреждения, входили специалисты из минобразования края, муниципальных органов управления образованием, сотрудники территориальных подразделений Роспотребнадзора и Госпожнадзора. И у всех этих специалистов при обследовании объекта в Атамановку, видимо, резко начались проблемы со зрением. Тем более что режим ЧС в «Солнышке» был введён в начале августа. Откуда тогда радужная статистика, озвучиваемая министром? Где упоминание о проблемном объекте? Зачем ставить под отчётом с формулировкой «всё хорошо» подпись, если можно сразу заявить о том, что срочно нужны средства? А деньги понадобятся в любом случае, и для их поиска была фора. Теперь её нет.

А пока суд да дело, чиновники заняли позицию «ждунов», являясь заложниками «бумажного» процесса. Жители посёлка, по факту, остались один на один со своей проблемой. Сейчас администрация района говорит о том, что они постараются решить проблему в течение месяца, но «Читагражданпроект», по выражению Сергея Фесюка, уже который день чиновников «кормит завтраками». Хочется, посмотрев на всё это безденежье, отчёты для галочки и бумажную волокиту, возмущённо махнуть рукой и сказать: «Вот поэтому у нас и не может быть всё хорошо».

Заметили ошибку? Сообщите, пожалуйста, редакции. Выделите текст и нажмите клавиши «Ctrl» и «Пробел»




Top