Что такое бой и перебор на гитаре. Как быстрее научиться разбирать песни под гитару самому? Примеры песен

Наиболее распространенными и доступными среди способов извлечения звуков при игре на гитаре являются бой и перебор

В первом случае звук извлекается с помощью ритмичных ударов по струнам, во втором их задевают в определенной последовательности. Для начинающих музыкантов второй способ является наиболее сложным. Но, освоив его, можно повысить уровень мастерства и расширить репертуар романсами и балладами.

Чтобы освоить технику и играть переборами, не обязательно посещать музыкальную школу, разобраться можно самостоятельно. Главное научиться читать существующие варианты записей последовательностей и воспроизводить их должным образом.

Ниже речь пойдет о том, как н ачинающим гитаристам научиться играть перебором.

Чтение и воспроизведение записанных последовательностей

В учебных пособиях редко пишут «сделайте сначала это, затем это». Какой бы урок или самоучитель вы ни открыли, вы столкнетесь с упрощенным способом записи очередности действий. Подобные схемы нужно научиться понимать.

Вариантов существует много, ниже рассмотрены четыре популярных вида записи.

Первый вариант

Самым распространенным видом считается перечень номеров струн, которые нужно играть.

Схема изображается примерно так: (бас) 3 2 1 2 3

Басовая струна как правило соответствует ноте аккорда. К примеру, для аккорда Ми минор (Em) басовая струна будет шестой (ми), для Ля минора пята струна (Am) а для аккорда Ре минор (Dm) басовой струной будет четвертая. Это самые частые сочетания.

Таким перебором исполняют армейские или лирические песни. Он простой, освоить его может каждый желающий.


Нумерация струн производится снизу-вверх по мере их расположения на гитаре. Нижняя – первая, верхняя – шестая.

Чтобы воспроизвести запись, нужно дернуть басовую струну, потом третью, вторую и первую, а затем снова вторую и третью. Эти действия выполняются разными пальцами, а не одним, иначе игра получится отрывистой и некрасивой. О том, какие пальцы следует задействовать, будет написано ниже в этой статье.

Второй вариант

Иногда последовательность струн записывается в скобках, а перед ними указывается аккорд, который нужно играть в определенный момент. Так расписывают целую гитарную партию.

Описание может выглядеть так: Am (5 4 3 2 3 4), D (4 3 2 1 2 3), E (5 4 3 2 3 4).

Последовательность выполняется таким же перебором, как и в прошлом примере. Перед каждым циклом действий для правой руки ставится указанный перед скобками аккорд.


Из схемы можно узнать, по сколько раз нужно проигрывать тот или иной аккорд.

Третий Вариант

Третий вид записи включает в себя не только номера и дефисы между ними, но и плюсы, обозначающие одновременное проигрывание двух или более струн: 4 3 2+1 3 1 3 2 3.

Игра по такой инструкции выглядит следующим образом. Берется сначала четвертая струна, затем третья. После этого одновременно нужно дернуть вторую и первую, потому что в записи между номерами стоит плюс. Далее все по обозначенному порядку: третья струна, первая, снова третья, вторая, третья.

Эта последовательность не самая простая для начинающих, она приведена здесь для примера.

В некоторых учебниках встречаются такие обозначения: 5 (23) (23).

При этом цепляется сначала пятая струна, а потом два раза вместе проигрываются вторая и третья. Об одновременности воспроизведения говорят скобки. Научиться аккомпанировать на гитаре не так уж сложно, но умение читать инструкции – это далеко не все. Пора переходить от теории к практике.

Сидеть нужно правильно

Даже самый опытный музыкант должен стараться занять удобное положение. Если сесть неправильно, будет неудобно, звук получится не чистый, спина и руки быстро устанут. Нужно позволить гитаре свободно, но надежно лежать на положенном ей месте, не зажимая ее слишком сильно.

Ученики не уделяют посадке должного внимания, в то время как правильная поза способна улучшить их технику в несколько раз.

Насколько бы простой или сложный перебор не был выбран, приступать к отработке техники нужно после того, как будут выполнены следующие требования:

  • сидеть нужно на устойчивом стуле, подходящем по своей высоте под рост музыканта;
  • выемка обечайки (изгиб гитары) должна подпираться левым коленом;
  • играть следует слегка касаясь грудью корпуса гитары в самой высокой его точке;
  • под ступней левой ноги должна находиться невысокая подставка (стопка книг или коробка высотой 15-25 сантиметров).


Если приучиться выполнять эти условия с самого начала, игра всегда будет доставлять удовольствие, а звуки будет красивым и чистым.

Постановка правой руки

Простые и сложные переборы требуют правильного расположения кисти руки. Также необходимо приучить пальцы находиться на своих местах, чтобы при необходимости каждый из них был готов сделать нужное действие.

Играть принято четырьмя пальцами: большим (p), указательным (i), средним (m) и безымянным (a).

Указанными в скобках буквами обозначают пальцы в учебниках. Это начальные литеры названий соответствующих пальцев (по-испански):

  • Pulgar (большой палец)
  • Indice (указательный палец)
  • Medio (средний палец)
  • Anular безымянный палец

Расположите пальцы на струнах в соответствии с указаниями этой схемы :

  • p – шестая струна;
  • i – третья;
  • m – вторая;
  • a – первая.


Учитесь сразу играть разными пальцами, не допуская игры одним пальцем! Это очень важно, так как от этого зависит дальнейшая техника игры, а также четкость и качество звучания. Если требуется сыграть два, три или восемь раз одну струну, то ее играют по очереди тремя пальцами (i. m. a.), чередуя их последовательность

Каждый палец должен выполнять максимально простые движения. Если он описывает неестественную траекторию, значит, рука поставлена неправильно.

Чтобы игра была точной, необходимо также привыкнуть к выполнению движений правильными суставами. При извлечении звука большим пальцем (P) должен работать только пястный сустав, кисть же должна оставаться неподвижной.

Палец поддевает струну и описывает дугообразную траекторию, возвращаясь в исходное положение. Если следующий цикл должен начаться с пятой струны, то палец P остается на ней.

Правильная игра требует расположения пальцев p и i крест-накрест, если смотреть на них сверху.


Извлекать звук можно одним из двух приемов:

  1. Apoyando (с опорой на расположенную рядом струну).
  2. Tirando (без опоры).

Извлечение звуков с помощью ногтей

Переборы звучат отчетливее и мелодичнее, если использовать для извлечения звуков края ногтей. На правой руке их не следует коротко стричь, в отличие от левой, которой берутся аккорды.

Для более яркого звучания, в дальнейшем используйте специальные медиаторы которые одеваются на пальцы (когти). Как правило они есть в любом музыкальном магазине, а их цена достаточно низкая примерно 60 рублей или 0,9 доллара за единицу. Всего Вам потребуется 4 медиатора.

Популярный простой способ звукоизвлечения с помощью ногтей описывал в своей музыкальной школе мадридский гитарист Дионисио Агуадо.

По методике знаменитого испанца нужно:

  • Захватить струну мягкой стороной фаланги;
  • Большой палец должен быть немного более выпрямлен, чем когда музыканту приходится играть обычным способом;
  • Ноготь соскальзывает на струну, извлекая звук.

Агуадо считается одним из первых, кто советовал использовать данную технику при игре на гитаре. Так звук получается более глубоким и сильным. Он становится не таким мягким, но выигрывает в контрастности и блеске.


Способ подходит для начинающих и опытных гитаристов.

Практика практика и еще раз практика

Ниже перечислены распространенные переборы и их описания. Выберите один из них, лучше тот, что проще. Простым вариантом является «шестерка». Такую последовательность легко воспроизвести на гитаре, к ней быстро привыкают пальцы.

Освоение техники должно проходить в три этапа:

  1. Оттачивание гитаристом правильной посадки, постановки запястья, техники движений правой руки. Уделите внимание каждому нюансу, старайтесь сидеть и держать гитару правильно. Как можно дольше пробуйте играть, поочередно задевая струны в выбранной последовательности. Чем дольше и чаще вы будете выполнять это упражнение, тем быстрее привыкнете делать его так, как нужно.
  2. Далее тренируется игра с одним аккордом. На этом этапе пальцы левой руки привыкают к зажиманию струн на нужных ладах. К следующему этапу можно переходить тогда, когда аккорд звучит чисто, без глухих нот.
  3. Затем нужно научиться чередовать комбинации нот, не прекращая выполнять действия правой рукой. Для такой тренировки лучше подойдут простые аккорды, например, Am, Dm, E.

Разновидности переборов

Начинающие гитаристы обычно задаются вопросом для: каким боем играть песню? Вопрос простой. На сайте , на странице с каждой песне показан
рекомендуемый
,

которым можно исполнять.
А если рисунок не показан?
Давайте для начала проделаем разбор песни по аккордам. Как это делается.
Просто играем каждый аккорд песни по одному разу, то есть проводим по струнам сверху вниз, от шестой к первой, в том порядке, как они написаны над словами. Получается такая цепочка или, как говорят музыканты, последовательность аккордов . В самых легких, простых песнях в ней всего 3-4 аккорда. В большинстве песен акордов 6-8.

Вот эту последовательность аккордов песни и нужно сначала разучить. Просто без ритмического рисунка (гитарного боя), арпеджио (перебора). По одному разу играем каждый аккорд. Не надо торопится, плавно. Все звуки должны звучать ровно и красиво. Пока пальцы не освоятся и не будут точно переходить с аккорда на аккорд.

А затем переходим уже к словам. Следующий этап разбора ещё без ритмического рисунка. Только проговариваем или не спеша напеваем слова песни, играя разученную цепочку аккордов. Каждый аккорд по одному разу, где он написан над текстом на ударном слоге или между словами.

Вот такое напевание с исполнением аккордов по одному разу, без рисунка и называется у музыкантов – разбор песни .

А теперь радостная новость: некоторые песни, особенно напевные, лирические, народные так и исполняются, как разбор. Например известные с детства и .

Вторая радостная новость в том, что вообще любую песню можно играть любым гитарным боем или ритмическим рисунком, или арпеджио, или перебором. Каждый, кто освоил несколько рисунков, можете это попробовать с теми, которые знает, проиграть любую песню. А потом выбрать какой нравится.

Главное поймать ритм, а для этого нужн, правильно начать ритмический рисунок. Счет РАЗ, начало каждого рисунка или перебора, на ударном слоге с аккордом подписанным над ним, как в разборе песни.

Привет, друзья и подруги! Очередная статья авторского происхождения. Здесь мы разберем подробно, что из себя представляет бой на гитаре как бы изнутри, а также узнаем, как подобрать бой самому и как импровизировать при игре боем на гитаре. Поехали!

Все мы с Вами знаем, что такое . Но мы никогда не задумывались, как и на основе чего строятся его виды. А ведь их огромное количество. Я, например, не встречал сайтов, которые бы объясняли это.

Бой - он и есть бой. Мы выучили с Вами определенный вид - и играем. А ведь все виды боя связаны между собой. И если Вы поймете мою инструкцию, где я говорю о том, как строится бой, то Вы увидите, что каждый вид боя построен именно так.

Итак, что я имею ввиду? Давайте с самого начала.

Как строится (придумывается) бой на гитаре?

По большому счету бой имеет рисунок или из четырех ударов, или же из восьми (и вниз и вверх), например:

  • V^V^
  • V_V^_^V^

Второй бой из 8-ми составляющих, но не из 8-ми ударов, скажете Вы. Но я могу убедить Вас в обратном. Вот как построили этот бой:

  • Взяли 8 последовательных ударов вниз-вверх: V^V^V^V^
  • Убрали 2-й и 5-й удар, заменив их паузами.
  • Получается: V ^ V^ V ^V^

Если Вы это поймете, то у Вас сразу отпадет такой вопрос: "А сколько должна длиться пауза?" То есть Вы теперь понимаете, что пауза длится ровно столько, сколько длился бы один удар. Но может быть сразу две паузы. Например:

  • V__^V^V^
  • Он же: V ^V ^V^V^

Тут проглатывается сразу 2 удара - вниз-вверх, но часто новичок выдерживает одну паузу (один удар). Из-за этого может получиться непонятный бой. Но теперь Вы можете определить, сколько должна длиться пауза. Просто разложите любой бой на последовательные удары вниз-вверх и смотрите, что идет после паузы. Таким образом, после удара вниз должен идти удар вверх (всегда, если нет паузы). Но если брать этот бой (последний), то после паузы идет удар вверх, а это значит, что проглатывается 2 удара и выдерживается, соответственно, двойная пауза.

Вот и все, друзья мои, теперь Вы знаете, как строится любой вид боя, а никто другой не знает и пусть тупо учит каждый бой в отдельности =)

Как подобрать бой к песне самому?

Теперь же мы с Вами просто и легко можем подобрать бой к любой песне, или вообще придумать свой, чтобы был похож на тот, который в песне =) Вы просто слушаете песню и должны слышать паузы. Потом берете заготовку: V^V^V^V^ . И убираете те удары, где, по Вашему мнению должны быть паузы. Опять же, не обязательно, чтобы бой был один в один, как в песне. Главное, что у Вас должно быть чувство ритма. Ведь когда придумывали ту или иную песню, придумывали заодно и бой. А ведь могли придумать и другой =)

Как придумать бой на гитаре самому?

Где бы Вы ни поставили паузу, бой останется все равно боем и будет звучать нормально. Давайте попробуем для примера проставить паузы от начала и до конца, и каждый бой, который я напишу, старайтесь сыграть, и Вы увидите, что я говорю правду (удары серым цветом заменяйте на паузы):

  • V ^ V^V^V^
  • V^ V ^V^V^
  • V^V ^ V^V^
  • V^V^ V ^V^
  • V^V^V ^ V^
  • V^V^V^ V ^
  • V^V^V^V ^

Вот сколько боев мы уже придумали сами! Если у Вас не получается это понять и не варит голова, то играйте просто последовательно V^V^V^V^, а там, где должны быть паузы, ударяйте как бы невзначай, и или вообще не дотрагиваясь до струн, но все же двигайте рукой в это время. Играя несколько раз (любой из перечисленных боев) Вы поймете, что значит ритм =)

Ну а если мы вставим по две паузы? То у нас будет еще больше боев!

  • V ^V ^V^V^
  • V^ V^ V^V^
  • V^V ^V ^V^
  • V^V^ V^ V^
  • V^V^V ^V ^
  • V^V^V^ V^

Еще + несколько боев. Каждый из них я сыграл, во время написания этой статьи, и все они получились вполне себе боями =)

А теперь попробуем еще разнообразить бои:

  • V ^ V ^ V^V^
  • V^ V ^ V ^V^
  • V^V ^ V ^ V^
  • V^V^ V ^ V ^
  • V^V^V ^ V ^

Таким образом Вы можете придумать очень много видов боя! А если еще прибавить прижим (V*) последовательно к каждому удару вниз, то количество видов боя увеличится просто в геометрической прогрессии. Вот так.

Импровизируем

Мы можем играть всю песню строго одним и тем же видом боя. Но это будет скучно и монотонно. Вот что я предлагаю. Как пример, предположим, что Вы играете куплет на аккордах: Am, Dm, G, C, боем - V_V^_^V^ . Я же предлагаю слегка разнообразить нашу песню и сыграть, к пример, так:

  • Am: V_V^_^V^
  • Dm: V^V^_^V^
  • G: V_V^_^_^
  • C: V_V^_^V^

Попробуйте сыграть так. Конечно, это как пример, просто, чтобы Вы понимали, как импровизировать боем. Вы же придумываете свои версии развития боя, при чем это должно происходить как бы на автомате, ведь Вы будете быстро играть песню. Например, где-то не доиграли последний удар вверх, где-то вместо паузы сделали удар. И действительно, когда играешь быстро, это происходит как бы само собой.

Играйте, импровизируйте, вникайте в этот процесс - и будет Вам счастье =)

Постскриптум

P.S. Это моя личная методика. Действительно, больше нигде я не видел, чтобы разбирались подобные вопросы.

Ведь я стараюсь увидеть весь процесс игры на гитаре как бы изнутри и постоянно все анализирую и экспериментирую, и не хочу просто следовать тому, что мне предлагают. Поэтому я и хочу, чтобы Вы не "зубрили", а именно понимали весь процесс игры на гитаре.

Так что Вы должны сами вникать в этот процесс и Вам должно быть интересно. Жду Вас в комментариях!

Ритм – это основа любой мелодии. Поэтому перед тем, как приступать к подбору боя на акустической или электронной гитаре, убедитесь, что чувство ритма у вас достаточно развито.

Чувство ритма – это умение выделить в музыкальном потоке слабые и сильные доли и их длительность. Иметь чувство ритма гораздо важнее, чем наличие чуткого слуха.

Когда вы уверены наверняка, что уже владеете данным навыком, начинайте подбирать бой к песне с отстукивания ритма. Каждая мелодия имеет слабые и сильные доли. Попробуйте выявить их. Сделать это можно хлопками. Хлопайте в ладоши, попадая в ритмический рисунок, пока песнь будет играть. Через определенное время вы почувствуете, на каком моменте вас тянет хлопнуть ярче – это и будет сильная доля.

Простое упражнение

Самое простое упражнение, которое научит вас выявлять ритмический рисунок, не займет много времени. Вам понадобиться метроном (его можно купить в магазине музыкальных инструментов) и ладоши.

Запустите метроном на медленном режиме, например 45-50 ударов в минуту, и прохлопывайте каждый удар, просчитывая вслух. Затем старайтесь каждый четвертый удар выделять (хлопать сильнее) и ускорять удары метронома.

Это упражнение ни столько поможет вам правильно подобрать бой к песне, сколько даст понять, что ритм. Для более глубоко изучения следует обратиться к репетитору или к свободным материалам в интернете.

Гитарный бой

После того как вы разучите аккорды, можете преступать к подбору боя. В основном бой состоит из четырех элементов: удар по струнам вниз, удар вверх, глушение и пауза. Сильные доли обычно приходятся на удар по струнам вниз, слабые – вверх. А глушения и пауза – это «исполнительские украшения».

Подобрать аккорды самостоятельно способен только человек с чутким слухом и музыкальным образованием. Если вы не относитесь к данной категории людей, то воспользуйтесь уже готовыми подборками в интернете.

Не забывайте, что бой – это повторение одного и того же ритмического отрезка. В каждой песне есть определенный цикл, который постоянно повторяется. Почувствовав это, вы легко подберете бой.

Не пренебрегайте теми боями, которые повсеместно используются: бой, простая шестерка и т.д. На их основе вы сможете составить свой бой.

Будьте оригинальны!

Почему-то существует распространенное мнение, что, перепевая исполнителя, обязательно нужно делать все точь-в-точь. Безусловно, великие поэты и музыканты, перед тем великими, начинали с подражания.

Но подражание так и останется подражанием, если не вкладывать в исполняемое свою индивидуальность. Это все к тому, что, подбирая самостоятельно бой на гитаре к понравившейся песне, необязательно стремиться к полному копированию. Да, возможно, вместо удара вниз по струнам, как у автора, у вас будет пауза или удар вверх. Главное в песне – руководствоваться ритму. А подбирать точный бой необязательно.

В данной статье мы разберем что такое гитарный бой, как его правильно играть, какие бывают виды боев и многое-многое другое.

Я подробнее расскажу про:

Бой шестерка

Бой шестерка - самый популярный бой на гитаре. Состоит из шести движений и звучит он примерно так:

Конкретно эта запись - часть песни из песни "Перевал" , которая как раз играется этим боем.

Бой четверка: схема, как играть

Бой четверка тоже относят к Цоевскому бою, потому что используется в некоторых его песнях.

как он звучит

В записи я играю боем четверка песню Кино "Пачка сигарет" .

Схема боя выглядит так:

Вниз - Вверх - Вниз с заглушкой - Вверх

  1. проводим большим пальцем вниз;
  2. большим или указательным пальцем вверх;
  3. указательным пальцем вниз (ногтем);
  4. большим или указательным пальцем вверх.

Цоевский бой: схемы, виды боя

Цоевский бой на самом деле совсем не один, их как минимум 3 штуки, один из них - бой четверка, который вы видите выше. Но есть и другие виды, и звучат они так:

первый бой из шести движений

Здесь 6 основных движений и должна быть большая скорость.

Б - большой палец, У - указательный

В самом начале играем с конца: вниз Б - вниз Б - вверх Б - вниз У

Потом все время играем: вниз Б - вверх Б - вниз Б >>>>> вниз Б - вверх Б - вниз У

другой бой Цоя состоит из 7 движений:

вниз Б - вверх Б - заглушка - вверх Б - вниз Б - вверх Б - заглушка

Блатной бой: схема, как играть

Честно говоря, про блатной бой на гитаре я узнал совсем недавно, когда начал готовить эту статью:) Суть этого боя в том, что при игре меняются басовые струны . То есть, сначала мы дергаем одну струну, потом проводим по всем струнам, а потом дергаем другую струну - и снова проводим по всем струнам.

звучит так

Дергаем Б струну > вниз указательным пальцем > дергаем другую струну (не басовую) > вниз указательным пальцем.

схема блатного боя

Басовая струна - Заглушка - Басовая струна - Заглушка

Можно оба раза дергать басовую струну, чтобы не путаться.

Бой восьмерка: схема, как играть

Бой восьмерка состоит из восьми движений и звучит примерно так:

Конкретно этот кусочек вырезан из песни Баста "Сансара" , в этой песне используется как раз-таки бой восьмерка.

Схема боя восьмерка

Вниз - Вниз с заглушкой - Вверх - Вверх - 3 раза подряд вниз с заглушкой - Вверх

3 вида боя, которые должен знать КАЖДЫЙ гитарист видео

Что такое гитарный бой

Я обещал, что не буду использовать непонятных слов, поэтому...

Что такое бой? Бой - это цикл повторяющихся движений правой рукой около резонаторного отверстия (читай: строение гитары). Короче, грубо говоря - это то, что вы делаете правой рукой по струнам, а если поточнее - это действия, когда бьешь сразу по нескольким струнам.

Не стоит бой путать с переборами на гитаре . Перебор - это тоже цикл повторяющихся движений правой рукой, но здесь имеются в виду пальцы. То есть, повторяющиеся движения пальцами. Каждой струне соответствует свой палец. А в бое мы используем всю ладонь , и даже сжимаем ладонь в кулак и прочие движения.

Как играть бой на гитаре

Как играть бой на гитаре? Вопрос спорный и не имеет однозначного ответа. Есть много видов боев на гитаре - и все они играются по-разному. Нет таких единых движений для всех боев, каждый из них уникальный.

Есть лишь небольшой список движений по струнам, из которых обычно и составляют бой:

  • проведение большим пальцем вниз по струнам;
  • проведение большим пальцем вверх по струнам;
  • заглушка;
  • открытый удар по струнам (похож на заглушку, только без глушения).



Top