Что такое дипломанты в танцах. Международный конкурс "гран-при лауреатов"

По мере обретения информационных, а затем и социально-педагогических и социализирующих функций телевидение становится основным каналом самоидентификации. Психологические механизмы идентификации себя с героями экрана сегодня выступают в качестве формообразующих факторов массовой культуры и опираются на социокультурные традиции.

Кино и телевидение немыслимы без аудитории, подчиняющейся законам функционирования больших групп, исследованию которых одними из первых посвятили свои работы Г.Тард и Г. Лебон. Тард утверждал, что в толпе человек более эмоционален, возбужден и менее интеллектуален, чем обычно. Средний умственный уровень человека в коллективе ниже, чем средний уровень каждого из членов коллектива в отдельности. Лебон считал, что в коллективе человек вообще теряет свою индивидуальность, подчиняется примитивным импульсам массы, действует аффективно, обретает веру в чудо и потребность подчиняться вождю. Массовая аудитория, по их мнению, это вырывающееся вовне брожение коллективного бессознательного. Поэтому сам человек в толпе себя не видит и не помнит. Однако тот, кто стоит над ней (герой) или в стороне (исследователь, наблюдатель), прочитывает закономерности, движущие порывами массы, и может направлять их в определенное русло.

Современные исследователи дополняют эти важные характеристики массового сознания:

1. Оно всегда консервативно – «лидеры мнений», то есть люди, готовые к восприятию нововведений, составляют ничтожно малые пять процентов социума.
2. Оно предпочитает не рисковать и дорожит тем, что имеет, поэтому массовое сознание (как адресат) всегда обрабатывает полученную информацию как бы с дополняющей позиции.
3. Увидев или услышав нечто новое, мозг ищет ему соответствие, тождество, подобие или схожесть; при восприятии происходит попытка вписать новую строчку в сценарий (Э. Берн), который уже существует в нашем сознании как неоспоримый образ реальности.

В глобальном понимании для массового сознания такой образ – суть миф. Общий закон человеческой психики таков: сознание всегда удерживает в себе некий абстрактный символический образ (миф), который принимает за реальный окружающий мир. Однако массовое сознание не ощущает миф в качестве мифа, становясь, по сути, заложником тех, кто его формирует. При этом человек не протестует, а скорее, наоборот, желает жить сказкой. Так, Мирча Элиаде считает свойством человека постоянный возврат к вечным, мифологическим ценностям. Индивид хочет вырваться за пределы обыденности, и мифология дает ему такую возможность: он покидает мир обыденности и проникает в мир преображенный, заново возникший, пронизанный невидимым присутствием сверхъестественных существ. Известный западный исследователь Уильям Кей утверждает, что наука и технология в контексте XX века основаны на работе по созданию символов, которые не только не освободили человека от символической трясины, но еще глубже поместили его в зависимость от символов.

Средства массовой информации с момента своего появления занимались созданием символов или даже мифотворчеством. В схеме коммуникативного процесса СМИ выступают как поставщики новой информации, которая способствует формированию и дальнейшей жизни мифов в массовом сознании. Газеты, радио, телевидение – суть режиссеры-постановщики пьесы, которой наше сознание заменяет реальный мир. СМИ предлагают актеров на уже прописанные в нашем сознании роли. Достаточно назвать одного «врагом», а другого «героем» – и мы сами начнем интерпретировать их поведение по модели, которая существует у нас в сознании. Мифы скрепляют понимание человеком происходящих процессов. Возможность дать смысл – в этом их сила. Российское бытие буквально пронизано такими мифоосмысляющими его образами. Например, если речь идет о больших деньгах, в голову обывателя прежде всего приходит мысль об их нечистоплотности.

Миф – всегда победитель, так как, с одной стороны, он отражает интеллектуальные потребности, уже апробированные всей историей человечества, с другой – наиболее точно воспроизводит ожидаемое и желаемое. Поэтому, например, любое политическое движение (то есть стремящиеся к власти индивиды) продуцирует целую серию мифов, призванных оправдать его существование.
Мифологический текст ориентируется прежде всего на иррациональную сторону человеческой психики, когда ищут не информацию, а надежду, не факты, а оценки, не логику, а исход чувствам, не обоснованность, а панацею от всех бед и т. д. Любое сообщение, как правило, воспринимается тоже иррационально: факты, цифры забываются, остается только общее впечатление, некий эмоционально окрашенный образ1.

Механизмы и архетипы коллективного бессознательного амбивалентны и внеидеологичны. Задача сообщения – не столько передавать содержание, сколько убеждать в своей правоте, подсказывать нужные эмоции и вызывать нужные чувства. Когда удается раскачать логику до уровня магического мышления, возникает магический резонанс, создающий эффект, близкий к состоянию двухпалатного сознания. Магическое мышление превращает в своего рода сообщающиеся сосуды индивидуальное самосознание и коллективное бессознательное, личную ответственность и общинное поведение. Двухпалатное сознание приводит к тому, что главные побуждении воспринимаются как внешние, вынужденные, не свои1.

Кроме того, на эффективность аудиовизуальной коммуникации влияют следующие характеристики сообщения (Р. Орт): близость к целевой аудитории; намерение (ненавязчивая демонстрация того, что коммуникатор относится к аудитории с симпатией); противоречие до степени возможного согласия; достоверность; экспертиза (владение данными экспертных оценок в изучаемой области). При этом следует усиливать параметры, обладающие наибольшей воздействующей силой. Успех коммуникатора зависит от умелого варьирования целевой аудиторией, каналом коммуникаций, метакоммуникативными знаниями и контекстом.

Приоритеты бессознательного в массовых коммуникациях бесспорны. Коллективное бессознательное никогда не забывается. В виде мифологем оно хранится в кладовых нашей памяти, передаваясь через мифы, легенды, сказки, пословицы и поговорки, традиции, поведенческие стереотипы. Психологические характеристики коллективного бессозна-тельного – это образность, ассоциативность, преувеличение/ преуменьшение, искажение, опущение, акцентирование, упрощение, неадекватность, нереалистичность. Мифологема является единицей массового сознания, основой народной психологии. Метафора, символ, герой, знак – вот выразительные средства коллективного бессознательного. Психология знака заключается в его подсказке и переносном смысле. Знаковые свойства символа, по определению А.Ф. Лосева, – это переносный смысл, обобщения, смысловая перспектива. В организации смыслового пространства велико значение идеи.

Заражение осуществляется через передачу определенного эмоционального состояния, или «психического настроя». «Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, но просто бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему»1. Подражание – «воспроизведение индивидом черт и образцов демонстративного поведения» (Г. Тард).

Внушение непосредственно вызывает определенное психическое состояние, не нуждаясь в доказательствах и логике. Это метод эмоционально-волевого воздействия, своеобразного психопрограм-мирования аудитории, манипуляционного воздействия. Внушение – это телесно-аффективный процесс, неделимое социобиологическое единство, функционирующее на очень древнем уровне бессознательного по ту сторону трансферта, опосредующего влияние одного индивида на другого и способного вызвать очевидные психологические и физиологические изменения Это аффективная связь, вписанная в генетический код, первичное отношение между матерью и младенцем, где аффект и тело составляют единое целое2.

В результате произошедшей за последнее столетие смены основного канала коммуникации (печать – радио – телевидение) важным становится не содержание, а форма, не сущность, а образ. Современные аудиовизуальные средства творят имиджи отдельных людей, групп, событий, явлений и т.п., которые, в свою очередь, получают роли и место в символическом театре массового сознания. А «привлекательность» экранного образа и «доверие» к тележурналисту повышают эффективность информационного влияния. В то же время и сама аудитория формирует желаемый образ ведущего, сопоставляет его с реальным образом и выносит свое суждение. Вот почему необходим тщательный учет и анализ предпосылок, обусловливающих образование аудитории и самих технических средств – носителей массовой информации. Ведь аудитория существует и функционирует лишь в той мере, в какой осуществляется деятельность по производству и распределению массовой информации в обществе.

Социальная установка на восприятие экранной личности – от ведущего программы до кандидата в президенты – многофакторна и многослойна. Чем выше социальный статус личности, чем выше к ней общественный интерес, тем шире разброс мнений, сложнее оценочное к ней отношение.
Телепублицист не просто сообщает информацию, он раскрывает свое отношение к ней, свою гражданскую позицию. Общий закон публичного выступления гласит: аудитория только тогда верит произнесенному слову, когда видит за ним автора. К тому же самой природе телевидения присущ диалог, и если разговор монологичен, зритель чувствует себя лишним. Информация публичного выступления должна быть объективной. Понятие «объективность» означает, что ее объем, характер, ценность и социальная значимость не зависят от воли человека. А крупный план позволяет рассмотреть черты говорящего, его мимику, жесты, оценить естественность его поведения на экране.

Психологические механизмы идентификации себя с героями экрана выступают в качестве формообразующих факторов сегодняшней массовой культуры. Человек, включая телевизор, приглашает к себе в дом прежде всего хорошего собеседника, умного, знающего друга или хорошего знакомого, с которым он не прочь провести вечер. К себе телезритель требует особого отношения – интимности. «Интимность должна проявляться в глубокой искренности, простоте, задушевности, в правильно найденном тоне»1. Такая интимность должна возникать из чувства уважения и ответственности перед аудиторией телевизионной передачи.

Работа журналиста обусловлена заданием редакции и личностными его качествами – миропониманием, вкусом, предпочтениями, профес-сиональной интуицией и мастерством. Журналист-ведущий получил право «свое суждение иметь», обрел утраченную некогда личностную определенность, собственное «Я». Именно «клан ведущих» определяет сегодня социальный, интеллектуальный, нравственный и, в известной мере, эстетический облик1.
В эталонном облике телеведущего Р.А. Борецкий объединяет три слагаемых: природные данные (быстрый и гибкий ум, обаяние, характер и темперамент); компетентность и эрудиция; высокий уровень профессиональной техники, от умения работать на камеры до живого и заинтересованного разговора с собеседником, и подчеркивает огромную политическую и нравственную ответственность телеведущего: «Он «делает» канал, но и канал «делает» – создает, шлифует, формирует его имидж, вырабатывает у зрителей привычку, а затем устойчивую потребность систематического с ним общения»2.

Заинтересованность происходящим на экране вызывается не только содержанием, смыслом, но и характером общения. Личность раскрывается в диалоге, а роль катализатора общения играют такие личностные качества ведущего, как чувство юмора, способность заметить смешную сторону или юмористический подтекст высказывания.
Исследуя «пусковой механизм» творческого процесса в журналистике, В.М. Горохов пишет: «Чем богаче предмет, тем больше возможностей предоставляется автору. Вместе с тем, чем активнее журналист, чем полнее выявляются его знания, чем ярче раскрываются способности, тем точнее решается творческая задача»3. Любому творческому решению полезен скрытый «инкубационный период», пока оно не приобретет личностно-значимое содержание. Полезны в этом случае такие приемы, как переформулирование задачи, рассмотрение предмета с разных точек зрения, отказ от штампов, избитых способов действия, использование аналогий, сравнений, ассоциаций, интуиции.

В.М. Горохов выделяет совокупность признаков, которые характеризуют индивидуальный стиль деятельности (ИСД): устойчивая для данного журналиста система приемов и методов работы; обусловленность этой системы личными качествами автора; функциональная целесообразность приемов и методов деятельности. Отсутствие ИСД свидетельствует о безликости автора. С психологической точки зрения в основе безликости некоторых журналистов лежит равнодушие, инертность, скудность мыслительных операций и образов. ИСД проявляется в оригинальности приемов, которыми пользуется журналист в процессе разработки темы. Творческий прием помогает достичь завершенности и самобытности замысла, цельности изображения, выразить отношение автора к происходящему. «Возможность применения, самого открытия творческого приема определяется емкостью, многоплановостью содержания, потенциалом формы, заключенным в том или ином виде журналистского творчества… Творческий прием отрицает отжившие стереотипы, противостоит стандартам мышления и чувствования»1.

Обезличенной информации не существует, полагает исследователь имиджа тележурналиста П.С. Гуревич. Мы создаем образ самих себя, мы пытаемся следовать этому образу. Человек «себя как личность ценит меньше, ибо не вполне отдает себе отчет в том, где оканчивается его подлинность и рождается образ, созданный из представлений социального окружения… Без имиджа личность на экране эфемерна, даже если ее украшают многие достоинства1. Имидж имеет успех, если он не противоречит сложившейся системе ценностей, непосредственным интересам людей и устойчивым представлениям – стереотипам. Стереотип – упрощенная интерпретация идей и людей. Имидж и стереотип – разные ракурсы интерпретации действительности в сознании человека, дополняющие друг друга.

Создание имиджа это не только подчеркивание некой человеческой данности. Это еще и способность к преображению, к лицедейству, к сознательному выбору образа. Неуловимые детали работают на воссоздание или разрушение образа. Важны также «соответствие экранного образа и внутренней человеческой сути. И нельзя вечно пользоваться однажды найденным образом. Имидж нужно менять, либо наполнять его новым содержанием»2.
«Личность на экране – всегда загадка, но, оказывается, ведущий может сам разрушить таинство образа. Стоит поверить в непогрешимость собственного профессионализма, в неисчерпаемость своей персонификации – и происходит непоправимая деформация имиджа… Уникальность не укладывается в границы социальной роли, а ведущим нужны маски, как сумма приемов для обретения той или иной черты»3.

Механизм сотворения кумиров – это комплекс противоречивых чувств. Истинно притягательный образ должен вызывать противоречивые чувства. «Чем менее расшифрован человек, тем сильнее наше желание дорисовать, домыслить, дофантазировать»4.
Атмосфера экранной встречи определяется также и операторским мастерством. «В то время, как общими планами режиссер телевидения вводит нас в атмосферу экранной встречи, средний и особенно крупный план помогают выявить смысл действия (или создать настроение). По существу, оперируя средним и крупным планом, телевизионные документалисты имеют дело с пространством диалога и монолога. Выкадровкой действия и выбором крупности изображения режиссер, подобно хирургу, орудующему скальпелем, обнажает скрытый нерв разговора, осуществляя психологический анализ происходящего»1.

Образ телеведущего является олицетворением того образа жизни, который создатели программы предлагают зрителям как образец для подражания. Являясь стержнем производства, образ ведущего становится основным режиссерским приемом, определяющим весь остальной набор приемов и выразительных экранных средств. Через него автор программы транслирует открытым текстом или в завуалированной форме свою основную идею.

Дипломная работа >> Маркетинг

Деятельности" на примере ОАО... с настоящим законом . Федеральный закон устанавливает общие... суггерента - человека , на которого нацелено... опыта, мастерства , ... новостными программами и программами 10 ... отношений с редакторами и журналистами СМИ; 8) проведение пресс...

Попробуйте вообразить, что в одночасье из жизни людей исчезли газеты, телевидение, интернет, радио… Проснувшись утром, уже нельзя узнать ни о каких новостях, нельзя почитать любимую рубрику в журнале, нельзя посмотреть, что любопытного появилось в интересном блоге. Кому-то, конечно, все это нужно лишь постольку-поскольку, но для большинства людей происходящее в мире и интересующих областях имеет огромную важность. И задача СМИ как раз и заключается в том, чтобы предоставлять общественности информацию во всех подробностях.

Жизнь современного человека уже не представляется без ставших такими привычными средств массовой коммуникации. Безусловно, у каждого из нас бывают ситуации, когда хочется уехать на пару-тройку дней, повыключать все гаджеты и телефоны, отдохнуть от нескончаемого потока информации. Но, лишь возвратившись домой, мы сразу же начинаем наверстывать упущенное, узнавая обо всем, что случилось в родном городе, стране, обществе. Да и вообще - не знать о происходящих изменениях зачастую как минимум скучно.

И именно в этом и кроется суть сложной, но очень увлекательной и интересной работы журналиста - доносить до людей то, о чем они хотят знать, и то, что они должны знать. Однако профессия журналиста - это не просто и не только сознательный выбор - это призвание. И человек, который решил связать свою жизнь с журналистикой, обязан уметь видеть в окружающей действительности важное, грамотно преподносить это, четко доносить свои мысли, заставлять общество задумываться и «включать мозг», затрагивать сердца и чувства окружающих.

Но и навыки - это еще не все. Истинный журналист - это человек, обладающий горящим сердцем, сочувствующий другим, способный пропускать через себя все то, к чему неравнодушен, все то, о чем желает рассказать. Здесь-то и кроется великая ценность профессии журналиста, и совсем не зря ее часто называют «четвертой властью» - она с невероятнейшей силой во все времена воздействовала на сознание отдельных людей и всего общества.

Курс, введение к которому вы в данный момент читаете, поможет вам разобраться во многих тонкостях журналистики как профессии и как призвания. Но хотим заметить, что подойдет он не каждому, ведь, как мы и сказали, чтобы быть журналистом, нужно иметь предрасположенность к этому и глубинное желание нести правду, честность и добро, словно Данко из «Старухи Изергиль» Максима Горького - герой, пожертвовавший собой ради людей и спасший их при помощи своего горящего сердца.

Но в то же время этот курс подойдет любому, кто чувствует в себе силы становиться журналистом. Естественно, он не заменит вам получение специального образования или прохождение мастер-класса у профессионалов журналистики, но все же станет отличным подспорьем для начала и в начале наполненного событиями необычного и витиеватого журналистского пути. Для вас мы собрали наиболее важную на наш взгляд информацию, которая сделает ваше обучение журналистике интереснее и легче.

Что такое журналистика?

О деталях и тонкостях журналистики мы подробно поговорим в первом уроке, а здесь приведем только краткое резюме.

Журналистика представляет собой социальный институт, целью которого является объективное и всестороннее информирование людей о социальной действительности, необходимое для надлежащего функционирования других социальных институтов и социума в целом.

Социальная миссия журналистики состоит в управлении массовыми эмоциями и формировании общественного мнения. Функционирует же журналистика благодаря своей инфраструктуре, состоящей из разного рода учреждений: учебных, организационно-управленческих, информационных и технических.

Журналистика понимается так же и как практика сбора и интерпретации сведений о тенденциях, явлениях и событиях современной социальной жизни в разных формах и жанрах с последующим их распространением в социальные массы. Как институт журналистику можно назвать элементом системы СМИ, и она относится к таким многофункциональным общественным институтам, как радио, телевидение, пресса и т.д.

Однако в настоящее время все большее распространение и признание получает и журналистика в интернете, и основными ее направлениями по праву считаются копирайтинг и блоггинг.

  • Копирайтинг - одно из ответвлений журналистики. Авторы описывают информационные поводы, представляют достоверные факты и привлекают внимание читателей. Но в отличие от классической журналистики, авторы-копирайтеры создают контент для новых медиа (интернет-сайтов, журналов и прочих ресурсов) и для интернет-пользователей. И если журналисты пишут в основном для широкой публики, то копирайтеры делают это чаще всего для конкретной целевой аудитории, например, медиков, юристов, строителей, путешественников и т.д.
  • Блоггинг - его тоже можно назвать «детищем» журналистики, ведь свои корни он берет именно оттуда. Блоггингом называют регулярное написание авторами небольших статей для своих персональных сайтов - блогов. Вместе с текстами там могут размещаться мельтимедиа-файлы и изображения. Это направление отличается и тем, что авторы постоянно дают своим подписчикам обратную связь - общаются, отвечают на письма и комментарии. Плюс ко всему, блоггер может смело высказывать свое мнение по любому интересующему его вопросу, даже не являясь специалистом в соответствующей области.

Конечно же, между журналистикой, копирайтином и блоггингом можно найти еще немало различий, но все они взаимосвязаны между собой, и рассматривать блоггинг и копирайтинг следует именно в контексте журналистики. Учитывая сегодняшнюю востребованность последней именно в интернете, и в частности копирайтинга (т.к. он более доступен простым обывателям, нежели блоггинг), в курсе мы отдельно поговорим и о нем. Пока же давайте вернемся к основной теме.

Тонкости журналистской профессии

Профессия журналиста - профессия творческая, и основана она на писательском профессионализме, любознательности, и, как бы непривычно это не звучало, . Но это только одна сторона медали, ведь профессиональный журналист - это в первую очередь умелый аналитик и дотошный репортер, который способен погрузиться в нюансы любого явления или события и детально представить его людям.

В дополнение к этому журналистская деятельность связана с остросюжетностью и даже риском, ведь «доставать» информацию порой приходится из опасных мест (кстати, именно поэтому данная профессия относится к числу наиболее опасных). Несмотря на это, востребованности журналистского ремесла можно позавидовать, т.к. занятие им позволяет всегда быть в курсе актуальных новостей, существенно расширить кругозор и посетить многие уголки нашей планеты.

Но что же нужно, чтобы достичь успеха на поприще журналистики?

Начать можно с таких качеств, как стремление к раскрытию тайн, способность быть в гуще событий, умение беспристрастно и честно интерпретировать события, целеустремленность и активность. Журналисту нужно уметь чувствовать важность происходящего, быстро реагировать на любые явления окружающей действительность и сразу же мчаться на места происшествий. Поэтому , робким и медлительным данная профессия подойдет вряд ли, зато личностям смекалистым и активным она придется как раз впору. Впрочем, никому не запрещается пробовать свои силы и испытывать себя на прочность, стремясь стать журналистом.

Если же посмотреть на профессию журналиста с прагматичной позиции перспектив, то с уверенностью можно сказать, что она относится к самым востребованным не только в России, но и во всем мире. Поэтому, имея цель достичь успеха, нужно непременно работать: писать статьи, снимать хотя бы любительские репортажи, служить внештатным сотрудником в каком-нибудь из изданий, заниматься копирайтингом и т.д. и т.п. И, естественно, нужно развиваться и учиться новым вещам. Мы уверены, что у вас все получится, а наш курс пусть станет вашим путеводителем.

Как этому научиться

Многие уверены, что журналистика - профессия очень сложная, и чтобы стать журналистом, нужно им родиться. Учитывая специфику этой профессии и требования, которые она предъявляет к заинтересованным в ней людям, в этом есть доля правды, но это совсем не значит, что, не имея, так сказать, природных данных, журналистом стать нельзя. Журналистика, как мы уже неоднократно говорили, - это ремесло, а значит, как и любому другому ремеслу, ей можно научиться. Но интереснее то, что для этого не требуется пять лет обучаться в вузе - история знает огромное количество примеров, когда журналистами становились люди, не только не окончившие журфак, но и не имеющие высшего образования вообще.

Овладеть соответствующими навыками вполне можно и самостоятельно: достаточно лишь следовать ряду несложных рекомендаций и использовать для обучения подходящие материалы, такие как наш курс. О рекомендациях мы скажем чуть позже, а пока поговорим о курсе.

Наш курс по обучению журналистике состоит из двух частей: теории и практики. Теоретическая часть включает в себя информацию, которую нужно прочесть, осмыслить и усвоить. А в практической части содержатся рекомендации, советы и всевозможные журналистские приемы, которыми требуется овладеть. Как видите, все достаточно просто, но мы все-таки хотели бы обратить ваше внимание на один нюанс.

Он заключается в том, что многие люди получают какие-то знания, но они так и не применяются в жизни, оставаясь просто теорией, пусть даже и назубок заученной. И виной тому зачастую становится именно неправильная подача материала - он преподносится так, что человек банально не понимает, как использовать то, что он успел узнать. Руководствуясь этим, мы и разработали данный курс: вы не просто получите много полезных знаний, но и научитесь безо всякого труда переносить их в практическую плоскость. И мы считаем это одним из его лучших достоинств.

  • проявляйте внимание к происходящим вокруг вас событиям и окружающим людям
  • Пробуйте свои силы в нескольких жанрах, чтобы понять, что получается у вас лучше всего
  • Старайтесь вырабатывать свои собственный стиль подачи информации
  • Будьте самокритичны, и стремитесь делать материалы совершенными настолько, насколько это вообще возможно
  • Отдавайте свои работы на прочтение членам семьи, друзьям, знакомым и, если есть такая возможность, специалистам, чтобы получать обратную связь и видеть ошибки
  • Не упускайте ни одной возможности практиковаться и повышать свои журналистские навыки, и уделяйте больше времени
  • Старайтесь быть в курсе самых актуальных новостей и событий в вашем городе, а также в стране и в мире
  • Сделайте принцип «минимум теории - максимум практики» своим жизненным и профессиональным кредо
  • Начинайте проходить представленный курс уже сегодня, не откладывая на потом

Чтобы узнать, что же интересного ждет вас на страницах курса, предлагаем познакомиться с кратким содержанием каждого из уроков, а перед этим пройти небольшой тест.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Уроки журналистики

Составляя этот курс, мы изучили и переработали достаточно большое количество информации на тему журналистики. Конечно же, включить в состав абсолютно все мы не смогли чисто физически, и сконцентрировались на самых: на наш взгляд: важных, интересных и полезных сведениях. Также мы адаптировали информацию для более легкого понимания, усвоения и практического применения уже с первых занятий.

Курс состоит из семи уроков, каждый из которых посвящен своему элементу журналистики. Как уже и было сказано, есть в нем и теория и практика. Таким образом, следуя от урока к уроку, к концу курса вы овладеете основами журналистского дела, и будете иметь представление о том, в каком направлении развиваться.

Чтобы иметь полноценное представление о журналистике, нужно не просто обладать общими сведениями о ней и знать какие-то ее особенности, но и четко понимать, как она появилась, что стало для этого причиной, на решение каких проблем она направлена. Также необходимо быть в курсе того, каким должен быть профессиональный журналист. Именно об этом пойдет речь в первом уроке.

В первой части урока познакомитесь с интересными фактами из истории журналистики и основными предпосылками ее становления. Мы рассмотрим журналистику с нескольких сторон и определим основные ее трактовки. Из второй части вы узнаете о функциях журналистики и качествах успешного журналиста. Это позволит вам критически оценить себя и свой потенциал.

Журналистика, как и литература, поддается определенной классификации, разделяется на несколько направлений и жанров, ведь оба эти вида творчества служат для отображения действительности. Само же деление журналистики на жанры зиждется на множестве видов общественной деятельности.

Во первой части урока мы расскажем о понятии жанра в журналистике и представим разные ее типы, поговорим о ее классификации. Также мы расскажем о самых популярных журналистских направлениях, таких как фото-, теле-, радиожурналистика и т.д. Вторая часть урока посвящена интернет-журналистике и методике проектирования систем Web 2.0.

Любое журналистское направление связано, прежде всего, с информационным поиском - выявлением необходимых сведений из текстовых массивов. Именно с поиска данных начинается написание статей, эссе, отчетов, пресс-релизов. И тот, кто решил попробовать свои силы на поприще журналистики, сначала должен научиться ему. Третий урок начинается с основ информационного поиска (также мы предоставим ссылку на подробный материал по этой теме).

Из второй части третьего урока вы узнаете, как правильно писать эссе и каким оно может быть, какова его структура и каких следует избегать ошибок при его написании. Далее речь пойдет о написании статей (мы представим универсальную структуру статей и предложим пошаговую инструкцию по их написанию) и журналистских отчетов (буду рассмотрены признаки, виды, структура отчетов и требования к их написанию).

Несложно догадаться, что статьями, отчетами и эссе журналистские жанры не ограничиваются. Среди других не менее популярных жанров выделяются пресс-релизы, репортажи, колонки и интервью. Четвертый урок, имеющий исключительно практическую направленность, посвящен рассмотрению этих жанров.

Вы узнаете, какие бывают пресс-релизы и на чем основывается подготовка и написание пресс-релизов, познакомитесь с разновидностями, признаками и структурой репортажей, а также тонкостями, на которые нужно обращать внимание при их написании. Также мы расскажем, как вести свою колонку и поддерживать ее актуальность, и поговорим о нюансах подготовки, проведения и представления интервью.

Одной из наиболее важных составляющих работы журналиста и автора журналистских материалов является редактирование. Не имеет никакого значения, будет в дальнейшем проходить готовящийся к публикации материал через стороннего редактора или нет, журналист обязан сначала как можно лучше отредактировать его сам. Пятый урок будет полезен как начинающим журналистам, так и редакторам.

В уроке мы детально расскажем о литературном редактировании и составляющих этого творческого процесса, познакомим вас с распространенными видами правки текстового материала и логическими основами редактирования. В дополнение к этому мы расскажем о самых частых ошибках при написании текстов и предложим несколько полезных сервисов для проверки своих работ.

Сегодня, наверное, не каждый может представить себе, насколько развито медиапространство и информационно-коммуникационные процессы. Но как раз благодаря этому журналистика самым активным образом взаимодействует с рекламой. Несмотря на то, что задачи этих областей коммуникации разнятся, функционируют они в одинаковых информационных потоках, предаваемых при помощи СМИ.

Шестой урок носит более теоретический характер, но его важности это нисколько не умаляет, т.к. понимать, что такое рекламная журналистика, обязан каждый, кто имеет отношение к журналистике вообще. После изучения урока вы будете знать все, что нужно, об этом направлении. А в качестве бонуса мы расскажем о классификации медиатекстов и предложим вам десять эффективных формул рекламных текстов, которые вы сможете использовать в своей деятельности.

Копирайтинг - одно из самых востребованных в наши дни направлений по написанию информационных и рекламных текстов. По сути, его можно назвать новейшей «производной» от журналистики, но значение, потенциал и перспективы данного направления не уступают, пожалуй, ни одному другому. По этой причине знать о нем должен каждый, да и для любого начинающего журналиста копирайтинг может стать неплохой отправной точкой.

В первой части заключительного урока мы расскажем вам о копирайтинге и рерайтинге, познакомим с видами копирайтинга и побеседуем на тему того, стоит ли начинать им заниматься. А из второй части вы узнаете о стилях работы самых востребованных и высокооплачиваемых копирайтеров Рунета.

Как проходить занятия

Вы уже знаете, что, создавая курс, мы адаптировали его для легкого восприятия и быстрого применения знаний. Но мы не можем еще раз не указать на то, что эффективность курса будет зависеть лишь от вас. Помните, что важно не только пройти все уроки, но и незамедлительно начать использовать полученную информацию. В противном случае курс не будет иметь никакой ценности.

Проходить же курс вы можете так, как вам удобно. Но мы рекомендуем изначально , которого вы будете неукоснительно придерживаться. Здесь все зависит от вашей занятости, но можете сделать так: поставьте перед собой задачу пройти курс за две недели, выделяя на каждый урок по два дня. Если в уроке больше теории, просто перечитайте его в первый и во второй день, а если больше практики, то второй день оставьте именно на нее. Сегодня, к примеру, вы изучаете урок по написанию эссе, а завтра пишете эссе на основе полученной структуры, признаков и плана. Таким образом, уже через 14 дней у вас в голове будет неплохой багаж знаний, а за плечами - пусть и небольшой, но все же опыт.

Обучение журналистике будет даваться легче, если вы отнесетесь к занятиям со всей серьезностью и ответственностью. Здесь нет преподавателей, которые будут постоянно подталкивать и проверять вас. Самообразование - это , основанная на самодисциплине, целеустремленности и несгибаемом намерении научиться новому и стать лучше.

И последнее, о чем мы хотели бы сказать во введении, - это то, что нашего курса, вполне вероятно, может оказаться недостаточно, чтобы разобраться абсолютно во всех тонкостях журналистского дела. Поэтому мы предлагаем вам взять на заметку еще несколько полезных ресурсов, где можно почерпнуть знания и узнать немало важного и интересного.

Полезные ресурсы по обучению журналистике

Итак, прохождение нашего курса вы можете совместить с обучением на следующих ресурсах:

Можно найти пять бесплатных онлайн-курсов для медиаспециалистов)

Любой из этих ресурсов (а также и наш проект ) станет для вас эффективным инструментом и незаменимым помощником на пути становления журналистом. На этой позитивной ноте вы можете переходить к курсу, но все же сделайте небольшую паузу и познакомьтесь с мыслями знаменитых и выдающихся людей о журналистике и ее значении в жизни общества.

Цитаты известных людей о журналистике

«Журналист - человек, обладающий даром ежедневно заполнять пустоту» - Дейм Ребекка Уэст

«Журналист - это чистильщик улиц, работающий пером» - Наполеон

«Журналистика - это то, что гораздо интересней сегодня, чем завтра» - Андре Жид

«Журналистика есть искусство превращения врагов в деньги » - Крейг Браун

«О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом - историки, о светлом настоящем - журналисты» - Жарко Петан

«Журналистом может быть любой, даже я» - Фил Донахью

«Профессия журналиста - одна из самых трудных. Журналист - одновременно и государственный деятель, и политик, и рулевой в море общественного мнения. Я с большим уважением отношусь к ним. И всегда готов внести свой вклад в решение их проблем» - Ислам Каримов

«Лучше делать новости, чем рассказывать о них» - Уинстон Черчилль

«Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает» - Василий Ключевский

«Журналисты - часовые общества» - Андрей Ларухин

Желаем вам удачи в обучении и работе!

Во время ревизии Жэньминь Жибао предсетатель КНР Си Цзиньпин отметил: «Перспектива журналистики зависит от профессионального мастерства журналиста. Чтобы отвечать за ведение читателей в правильную сторону мышления, журналисты, особенно журналисты-коммунисты КПК и руководящие кадры, должны улучшить своё мышление и мастерство. Молодые журналисты должны иметь великие идеалы и ответственное отношение к работе, создать крепкую политическую и идеологическую систему».

Арт-журналист должен постоянно прилагать усилия, чтобы приобретать и развивать в себе необходимые качества, знания и умения. Перечислим и охарактеризуем основные из них.

1) Теоретические и политические знания.

Обладание теоретическими и политическими знаниями является важнейшим профессиональным требованием, предъявляемым к арт-журналисту.

Во-первых, сюда следует отнести глубокое изучение политики КПК в области культуры и искусства. Стоит отметить, что нельзя буквальное понимать значение политики, а необходимо воспринять её суть и дух. Следует обращать внимание на системность политики, а не трактовать её односторонне. Нельзя только учитывать экономическую выгоду, относясь с пренебрежением к общественному влиянию. Надо твёрдо придерживаться курса КПК - «Наши литература и искусство служат широким народным массам, прежде всего рабочим, крестьянами и солдатам; они создаются для рабочих крестьян и солдат, ими пользуются рабочие, крестьяне и солдаты».

Арт-журналистика служит народу и социализму Китая. Некоторые арт-новости, возможно, имеют большое влияние на политику, поэтому арт-журналист должен быть к ней высокочувствительным.

Приведём конкретный пример из газеты «Цзефан Жибао».

В октябре 1978 года артисты-любители представили драму «В тихом месте». Герой драмы участвовал в Тяньаньмэньском инциденте (политической акции протеста в 1976 году, направленной против маоизма), раздавал сборники стихов против «Банды четырёх» и за это находился в розыске. Герой скрывался в доме своей девушки, однако её отец донёс на него. В центре этой драмы были отношения героя, а не Тяньаньмэньский инцидент. Продолжительность постановки составляла только полтора часа, зрителей было очень мало. По большому счёту необязательно было сообщать об этой драме. Но тогда же, в октябре 1978 года, открыл свою работу третий пленум ЦК КПК 11-го созыва, и народ просил реабилитировать участников Тяньаньмэньского инцидента. Некоторые люди правящего слоя охарактеризовали движение как «антикоммунистическую контрреволюцию». Но арт-журналист убеждён, что значение этой непрофессиональной драмы гораздо больше, чем считалось раньше: надо поставить Тяньаньмэньский инцидент в центр внимания, поэтому решили приложить все усилия к пропагандированию этой драмы. Опубликовали большую рецензию на тему «Воспевание борьбы героя с Бандой четырёх на площади Тяньаньмэнь», которая занимала целую полосу газеты. Эта рецензия вызвала большой общественный резонанс. В результате все газеты Китая начали писать о просьбах реабилитировать участников Тяньаньмэньского инцидента и оказали большое воздействие на общественное мнение. Следовательно, если арт-журналистика не упустит случая, то сможет сильно повлиять на политику.

Сегодня в Китае больше работаешь, больше получаешь - это основной принцип распределения по труду. Но в начале 1979 года такого принципа ещё не было. Крестьяне поставили спектакль «Сдержать своё слово». В этой постановке затронули вопрос о принципе распределения по труду. Художественое качество этого спектакля было довольно низким, но в нем ставился острый вопрос, поэтому самодеятельная постановка способствовала реализации политического курса КПК в деревне. Арт-журналист очень внимательно посмотрел этот спектакль и написал большое сообщение. В этом сообщении было сказано, что спектакль вызвал огромный общественный резонанс в деревне. Крестьяне говорили, что это действительно замечательный спектакль, который выразил мысли и чувства, терзавшие их душу. А руководящая группа не была довольна этим спектаклем - она считала, что этот спектакль являлся издевательством над ними. Выступление арт-журналиста соединило скромный спектакль с острым вопросом политического курса. На такую рядовую культурную деятельность обычно не обращают внимания. Если же арт-журналист является чутким к политическим проблемам, то может заметить связь между общественными явлениями.

В Китае есть известная постановка пекинской оперы «Сын навещает мать». Передадим вкратце её фабулу. Одним из ведущих полководцев династии Северная Сун является четвертый сын старого генерала. Во время сражения с войсками царства Ляо Ян Яньхуэй он попадает в плен и принимает новое имя -Му И - и женится на дочери Правителя царства Ляо. Прошло 16 лет. Династия Сун вновь вступила в сражение с царством Ляо. Ян Яньхуэй хочет встретиться со своей матерью. Он раскрвает жене тайну своего происхождения и она помогает ему встретиться с родными.

До 1979 года идею этого спектакля относили к «философии предателя». А после третьего пленума ЦК КПК 11-го созыва на одной из конференций Сюй Сыюнь сказал: «Этот спектакль являлся настоящей жемчужиной среди художественных работ и не был связан с политикой». Один из арт-журналистов подумал, что если рассказать широкой публике об этой речи, прозвучавшей на конференции, то это поспособствует раскрепощению мысли в художественных кругах, поэтому он смело написал сообщение выступлении партийного деятеля, и это произвело большое впечатление на читателей прессы. Арт-журналистика не может сформировать политическую позицию, но может разъяснить её, что может иметь важное значение для пропаганды политики КПК.

Во-вторых, арт-журналисту необходимо учиться у разных людей. Этому отвечает высказывание Конфуция: «Я непременно нахожу наставника в каждом из двоих моих попутчиков». В процессе ведения репортажа арт-журналист должен уметь учиться у гостя. Учиться передовому опыту, чтобы повышать свой теоретический уровень. Если арт-журналисты не могли учиться у специалистов, успешно сотрудничали с ними при освещении историко-культурной и узкоспециальной проблематики (в жанре интервью прежде всего), что обусловливало качественность публикуемых материалов: определяло их предельную информационную насыщенность, достоверность, что влияло на степень доверия читательской аудитории к изданию в целом. Журналистам еще необходимо учиться передовому опыту иностранных коллег.

2) Этика репортажа.

«Мораль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores - общепринятые традиции, негласные правила) - принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Этика (также известная как философия морали) - ветвь философии, изучающая вопросы морали. Слово «этика» обычно используется как синоним слову «мораль» и иногда в более узком смысле - для обозначения моральных принципов и традиций определённых групп или отдельных людей».

Этика репортажа - нормы поведения журналиста в ходе проведения репортажа. Она проявляется в центральной идее, манерах и эмоциях журналиста.

Этика репортажа арт-журналистов - это нормы проведения репортажа с работниками в области культуры. Данная этика способствует урегулированию противоречивых отношений между двумя сторонами - участниками репортажа.

Арт-журналист должен соблюдать следующие нормы профессиональной этики:

  • (1) Иметь твёрдую политическую позицию, профессиональную уверенность и чувство огромной общественной миссии.
  • (2) Иметь добросовестность - это самое основное требование для любого человека.
  • (3) Не угождать мещанству и не гнаться за сенсацией.
  • (4) Не стремиться к личной выгоде и не публиковать новости платно.
  • (5) Сообщать реальную информацию. Жизненность новости заключается в ее истинности. Ведь главное для арт-журналиста не гнаться за сенсацией, а помнить о совести.
  • 3) Широкие познания.

Как отмечает О. Шайдуллина, в освещении музыкальной жизни в СМИ существует два типа рецензентов: первый (и самый распространенный) - профессиональный журналист, сравнительно немного понимающий в музыке, и второй - профессиональный музыкант, мало понимающий в сфере массовых коммуникаций. В том и другом случае одна из сторон высказывания явно страдает: в первом случае может не хватать адекватной оценки музыкального явления, а во втором - умения грамотно и интересно донести информацию до аудитории.

В наше время аудитория всё больше интересуется арт-новостями, отсюда появились более высокие требования к количеству и качеству таких новостей. Это серьёзное испытание для арт-журналистов, так как требует глубоких знаний и широкого кругозора.

Умение критически отзываться на события в области искусства и литературы требует от арт-журналиста широкой эрудиции, культурологической компетенции и серьезной вовлеченности в художественный контекст. Формулу соотношения критики и журналистики точно определила Т. Курышова, отметив, что критика - это тип мышления (оценочного), а журналистика - форма деятельности, где критик может реализоваться.

Бывший главный редактор информационного агенства Синьхуа, Тянь Цунмин сказал: «Во-первых, чтобы справиться со своей работой, необходимо иметь подходящее знание. Каждой профессии присущи свои профессиональные знания. Чтобы родилась личностная арт-новость, необходим определенный багаж знаний, и арт-журналисты должны распространять и прививать эти знания аудитории, значительно поднимая ее культурный уровень. Чтобы обладать специальными художественными знаниями, нужно их непрерывно копить. Это подготовка к арт-журналистике. Во-вторых, не важно, чем ты занимаешься, недостаточно владеть только своими профессиональными знаниями. Следует расширять границы познания, чтобы воспринимать знания, коррелирующие своей профессии. В-третьих, даже дополнительные знания должны более или менее относиться к профессии».

4) Высокое мастерство.

По мнению Е.В. Климовой в Новосибирском университете, из хороших журналистов выходят хорошие критики. А люди, пишущие о культуре, - лучшие перья в журналистике.

Бывший главный редактор газеты «Жэньминь Жибао», Фань Цзинъи сказал: «Есть необходимое для журналистов мастерство, касающееся, во-первых, сбора информации, а именно: способность ясно выражать свою мысль, быстро записывать текст за говорящим, набирать текст на компьютере, снимать фото и говорить по крайней мере на одном иностранном языке. Во-вторых, журналист должен уметь обрабатывать материал: писать рецензии, сообщения, очерки, и т.д. В-третьих, приветствуется наличие дополнительных навыков, которые помогут облегчить рабочий процесс: владение некоторыми компьютерными программами, умение водить машину и велосипед, а в будущем даже самолёт, и т.д. В-четвертых, арт-журналисты должны творить такие новости, в которых проявится особенный стиль самого журналиста или выпущенного издания. Искусство - особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. Это дало богатый материал, чтобы писать многообразнные арт-новости. А если арт-журналист пишет скучные новости, то будет виноватым перед искусством. Если арт-журналист может сформировать свой яркий образ, то читатели узнают журналиста и без подписи под статьей. Хотя многие арт-журналисты ещё не достигли такой цели, но они приложили все усилия к созданию живой новости. В-пятых, арт-журналисты должны уметь подвести итоги работы арт-журналистики последнего времени, усилить положительные стороны и устранить недочёты. В определённый период, чтобы увеличить направленность и преодолеть безрассудство своих работ, опираясь на ключевые пункты художественной политики КПК, разработать четкий и целый план работы по полосам арт-журналистики. В-шестых, арт-журналисты должны уметь связывать свои выступления с основной целью и позицией издания, давать как можно больше характерных эксклюзивных материалов. Избегать сходные и повторяющиеся сообщения».

Помимо сугубо профессиональных, в журналистской деятельности важны и чисто человеческие качества. Арт-журналист должен иметь искреннее и доброе сердце. В самом деле, выполнение работы с душой является предпосылкой для её успешного завершения. В связи с этим, нельзя оставлять без внимания влияние психологического фактора на процесс проведения работы арт-журналиста. Охарактеризуем этот фактор подробнее.

1) Эмоции - это мост, соединяющий журналистов и респондентов репортажа.

Случается, что по какой-то причине некоторым респондентам не хочется участвовать в репортаже. Даже если они и согласятся, заурядный журналист может не получить от них достаточно качественную информацию. Если же журналист с высоким уровнем эмоционального интеллекта встретится с равнодушным респондентом, то он может войти в положение интервьюируемого и думать о вопросе вместе с ним, а значит замечать малейшие изменения его эмоциональных реакций. Таким образом можно изменить отношение респондента к репортажу и получить нужную информацию.

2) Эмоции - это источник энергии для журналистов во время репортажа.

Арт-журналист должен быть отзывчивым, когда берёт интервью у уязвимых групп художественных кругов. А когда он сообщает новости, которые раскрывают проблемы художественной среды, то следует руководствоваться чувством справедливости. Без эмоцонального элемента не будет энергии вести репортаж.

3) Эмоции играют важную роль в репортаже.

С развитием современной журналистики эмоции считаются одним из оценочных показателей. Сильные эмоции пробуждают горячий отклик в душе аудитории. Например, информационное агентство Синьхуа опубликовало сообщение «Воспоминание о художнике Чжао Лижун», которое было изложено в лирическом стиле. Оно вызвало у аудитории сильный отклик. Эта новость научила арт-журналистов вызывать у аудитории сильные чувства посредством искренних эмоций.

Для того чтобы стать в конечном итоге выдающимся арт-журналистом, нужно всегда и везде сознательно совершенствовать себя с точки зрения профессионального мастерства, основных жизненных принципов и духовного мира.

Многоаспектность функционирования СМИ, отсутствие четко обозначенных границ их влияния, разносторонность деятельности сотрудников газет, журналов, теле- и радиостудий порождают мнение о том, что журналистика не является самостоятельной профессией. Ее называют субпрофессией, квазипрофессией, занятием, ремеслом, призванием, не нуждающимся в образовании и особых знаниях. Есть и другие, прямо противоположные точки зрения, согласно которым журналистика требует специальной подготовки, широких познаний, навыков, обладает некими организационными характеристиками и нацелена на служение обществу, а значит у нее есть все признаки профессии.

В.А. Аграновский в книге «Вторая древнейшая. Беседы о журналистике» пишет: «Наша профессия, хоть и вторая из древнейших, до сих пор, к сожалению, не имеет стройной и всеми признанной теории. Мы и сегодня еще плохо знаем, что такое журналистика. Форма общественного сознания и средство изменения жизни? Подобно литературе, живописи, музыке, архитектуре, театру и кино - род искусства? Или входит в литературу как понятие видовое, подобно поэзии, драматургии, прозе и художественному переводу? Или, наконец, еще ґуже - жанр прозы, стоящий в одном ряду с романом, повестью, рассказом, и этот ряд можно продолжить очерком, фельетоном, памфлетом, статьей, репортажем, эссе? Работы многих авторитетных ученых, посвященные теоретическим проблемам журналистики, при всей их значительности и глубине содержат взаимные противоречия и не дают, увы, полного ответа на поставленные вопросы».

По мнению американских авторов, сотрудники редакций по-настоящему почувствовали себя профессионалами в первые десятилетия XX в. Тогда же активизировались поиски модели, способной вобрать в себя главное в профессиональной практике: от техники труда до чувства ответственности. Относится ли журналистика к разряду «интеллигентских» профессий или это миф традиционного российского сознания, продолжающего упорно отстаивать идею о генетической связи публицистики и интеллигенции? Современная культурология различает управленческую, научную, художественную и военную интеллигенцию, а также гуманитарную, к которой причисляет педагогов, врачей и журналистов. Стабильное и инновационное в журналистике находятся в состоянии взаимоперехода, взаимодействия. Постоянное стремление к созданию нового, оригинального неотделимо от выполнения жестких обязанностей, заданий, причем в четко очерченных хронологических рамках.

Особенность журналистики состоит в том, что она, а следовательно, и те, кто работает в СМИ, активно участвуют в социокультурном творчестве. Сверхзадача журналиста - изменение, развитие элементов культуры, создание ее ценностно-нормативных координат, «культурное оснащение» социальных процессов. СМИ имеют широкое влияние на формирование личности, на процесс социализации человека в обществе, приобщая его к культурным ценностям и нравственным нормам. Он способен изменять актуальные мнения, настроения и действия читателя, зрителя, слушателя, создавать для него модели актуальной действительности, «модели мира» для уточнения своего места, своей деятельности в этом мире.

В таком случае справедлив вопрос, не окажется ли компьютер, обученный сочинять стихи, писать музыку, составлять грамотные информационные сообщения, более эффективным участником массовой коммуникации, чем человек, явно уступающий ему в скорости и объеме информационных операций? Но, хотя и журналисты-практики и теоретики выражают обеспокоенность тем, что художник-человек под давлением компьютера понемногу вытесняется из процесса распространения визуальной информации, что в электронной прессе новые тексты подчас синтезируются на основе уже изданных и в результате снижается творческая наполненность журналистской деятельности, человеческая личность во всей ее неповторимости еще не нашла достойной замены в облике универсального биоробота, о котором пишут фантасты.

Труд журналиста профессионален, то есть подчинен заданным алгоритмам, зависим от знаний, подготовки, практических навыков, корпоративных традиций. Для газетчика (как и для любого другого специалиста) необходим опыт решения сходных задач, позволяющий сэкономить силы, время и избежать типичных ошибок. Один из классиков отечественной публицистики М. Кольцов советовал товарищам по цеху: «Вещь нужно конструировать прочно, чтобы, прочитав ее, человек... увидел, где начало, где конец, как именно этот абзац... перекликается с другим абзацем в конце. Особенно на той короткой площадке, которая дается обыкновенно... в газете и в журнале...»В этих условиях наиболее важной становится проблема оценки человеческим обществом качества целей и средств массовой коммуникации, их результативности в контексте формирования национального социокультурного пространства в сообществе с мировым. В связи с этим возникает необходимость фундаментальных изменений в подходе к изучению СМИ, а также связанная с этим проблема подготовки кадров журналистов в системе высшего образования.

Сегодня в преподавании основ профессиональной творческой деятельности журналистов образовался крен в сторону лишь общего представления о профессии (этика, право, менеджмент) и технологических приёмов создания журналистских произведений - прежде всего жанровой характеристики текстов, востребованных актуальной социальной практикой. При этом оказывается второстепенным такой важный аспект образования, тесно связанный с воспитанием в целом, как формирование собственного мировоззрения молодого журналиста, его системы ценностей, образа мира, особенностей творческой самореализации. Очевидно, что актуализация последнего может оказаться одним из существенных факторов в преодолении кризиса современной журналистики.

У опытных журналистов не вызывает сомнений утверждение, что не всякий труд в редакциях СМИ есть творчество и не всякий уровень профессионализма можно назвать мастерством. Минимальной единицей, «атомом творчества» может служить одна мастерски написанная публикация. Но по ней еще нельзя судить обо всей многолетней работе автора. Следовательно, понятие «журналистское мастерство» обладает как глубиной (в том, что касается степени проникновения в жизненные коллизии, новизны постановки проблем, достаточности информационного обеспечения, аргументированности выводов, широты обобщений), так и протяженностью во времени.

Понятие мастерства должно быть тесно увязано и с реакцией читательской аудитории на творчество того или иного автора. Ведь зачастую бывает невозможно только по отзывам коллег определить реальный уровень мастерства работника. Отдельные публикации, получившие высокие оценки на планерках, могут не вызвать резонанса среди жителей региона - и наоборот, выступления, ставшие предметом обсуждения в читательской среде, могут остаться незамеченными собратьями по редакции.

Умение видеть, оценивать и использовать объективные и субъективные предпосылки для развития творчества являются неотъемлемым качеством журналиста. Но решающими тут оказываются предпосылки субъективные, ведь и в любой редакции, и в целом в регионе именно творческая личность, занимающая активную жизненную позицию, способна реально влиять на обстоятельства, приспосабливать их к нуждам социального прогресса. Для истинного мастера недостаточно просто информировать о них или приспосабливаться к ним. Первым шагом к творчеству, к мастерству журналиста следует считать умение найти социально значимую информацию. Хороший журналист - это прежде всего хорошо информированный журналист.

Любой факт может в руках опытного журналиста приобрести социальное, то есть общественно значимое звучание именно в силу того, что пресса тиражирует его в миллионах экземпляров. Особенно часто это происходит в аналитических материалах или журналистских расследованиях, когда общеизвестный факт показывается с другой стороны или раскрываются какие-то новые подробности. Это можно проследить по материалу из электронной версии газеты «Аргументы и факты» от 08 декабря 2011:«12 уловок супермаркета, чтобы заставить нас купить больше» [см. прилож.№3]. Все знают, что супермаркеты различными способами пытаются заставить купить нас больше, чем нам нужно, но почему-то когда мы приходим за покупками, то все - равно введемся на эти уловки. Автор материала рассказывает об основных маркетинговых приемах супермаркетов, анализирует их и дает практические советы. В материале ярко выражена аналитичность; просматриваются филологическая и социологическая базы.

В основе нашего профессионализма лежат такие главные составляющие:

1. Социологическая база, то есть:

Научное знание фундаментальных законов развития общества, его экономики, социально-политических институтов, политической борьбы, права, этики, т.д. профессионализм журналистика культурологический база

Точные и достоверные знания реальной политической обстановки в стране, регионе в текущем времени.

Детальное понимание механизмов воздействие прессы на социальные процессы и умение прогнозировать результаты своих действий как профессионала, оптимизировать усилия, находить творческие, организационные и иные пути к достижению поставленной цели.

2. Филологическая база:

Обширные сведения в области языкознания, истории и теории литературы, безошибочный вкус, понимание симпатий и антипатий публики в классической и современной литературе.

Умение мастерски применять имеющиеся знания при создании журналистских произведений, используя мировой опыт художественной литературы и масс-медиа как специфического участка литературной работы.

Знание путей воздействия слова на массовую аудиторию в каждом конкретном случае и во временной перспективе, способность использовать эти знания для достижения поставленных целей.

3. Культурологическая база:

Обширные познания в истории и теории искусства, прежде всего живописи, музыки, архитектуры, прикладного искусства (сказанное особенно важно для журналистов, которые работают с видеорядом, то есть, по сути, со зрелищем, родственным театру, живописи и т.п. и, как и радиожурналисты, с музыкой).

Знание творческого опыта и секретов мастерства великих живописцев, композиторов, режиссеров, а также свободное обращение с их творческим наследием в конструктивных целях повышения эффективности прессы.

Понимания механизмов воздействия искусства на массовое сознание и умение пользоваться ими для оптимизации своей профессиональной деятельности, для создания журналистских произведений, в особенности на радио и телевидении.

4. Достаточные познания в узкой сфере человеческой деятельности, которой профессионально занимается журналист, например, в экономике, спорте, военном строительстве, политической борьбе, т.д., глубокое знание проблем, опыта и перспектив развития данной сферы - причем опыта как отечественного, так и мирового.

5. Собственно журналистская база:

Точное понимание основных и специальных функций печати в обществе, принципов СМИ, конкретных задач, решаемых журналистом в каждом отдельном случае.

Свободное владение творческим арсеналом прессы(а это, прежде всего, жанры, информационные источники и их поля, методике организации материалов и т.п.)

От профессионала требуются знания структуры прессы региона, места «своего» СМИ в конкурентной борьбе, структуры своей редакции, субординации в ней. Ему необходимы прочные навыки обеспечения эффективности и действенности, перспективного планирования и прогнозирования результатов собственных выступлений и т.п.

6. Огромное значение для становления профессионализма каждого творческого работника имеют его мировоззренческие позиции.

В частности, исключительно важно с этой точки зрения, как именно отвечает журналист на основные вопросы философии: об отношении материи и сознания, о познаваемости мира, а также о принципиальной возможности его преобразования на основах разума, справедливости и добра.

Диалектически понимаемое взаимодействие перечисленных основ журналистского профессионализма означает их непрерывное развитие через преодоление противоречий. Это происходит в ходе творческого процесса постоянно - на уровнях личности журналиста, его ближайшего окружения и всего сообщества людей, к которым он апеллирует. Такое взаимодействие является непременным условием профессиональной деятельности человека в СМИ.

Отсутствие любой из перечисленных основ превращает журналиста в невежду, провоцирует преобразование поставляемой им информации в дезинформацию, извращает с непредсказуемыми последствиями его воздействие на массовое сознание.

Вывод: Журналистика - «вторая древнейшая» профессия, но при этом еще не имеет четкой теории. Она имеет ряд своих особенностей. Журналисты относятся гуманитарной интеллигенции. Труд журналиста профессионален. В основе профессионализма лежат журналистские базы.

Конкурс композиций и миниатюр "Гран-при лауреатов" и Конкурс танца "DanceFest" будут проходить в г. Москве в рамках XXX-ого Международного фестиваля «Четыре элемента» 30 ноября 2019 года с 09.00 до 14.30 на сцене БОЛЬШОГО зала Московского Театра Луны .

Круглый стол - 30 ноября 2019 года - с 16.00 до 17.30.
Вручение дипломов - 1 декабря (воскресенье) 2019 года на сцене ДТЦ "Маленькая Луна" с 10.00 до 11.30

ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ НЕОБХОДИМО

не позднее 20 октября 2019 года скачать Заявку , заполнить ее и прислать на мейл Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ">

Коллективы могут подать заявки на участие номеров в каждой из номинаций как конкурса DanceFest , так и Конкурса Гран-при лауреатов.
Показ номеров на сцене - один раз, баллы проставляются в разные ведомости.

СТОИМОСТЬ УЧАСТИЯ В ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ТУРЕ конкурса в Москве

2000
(участие в номинациях одного конкурса- конкурс танца DanceFest или Гран-при лауреатов)

3000 рублей за каждого участника для групп без проживания-питания-сопровождения
(участие в номинациях ДВУХ конкурсов - конкурс танца DanceFest и Гран-при лауреатов)

Оргвзнос 2000 руб. (3000руб) за каждого участника оплачивается всеми коллективами
не позднее 1 НОЯБРЯ 2019 года

Положение об участии - в разделах меню "DanceFest" и "Гран-при лауреатов"

Поздравляем лауреатов и дипломантов конкурсов DanceFest и Гран-при лауреатов 2017 года! Спасибо всем участникам!

Детский конкурс «Гран-при лауреатов»

Лауреат I степени
«
Руками» (соло Евы Сороколит), хореограф Ирина Боровкова. Театр Современного Танца «Колизей», г. Саратов
Лауреат
II степени не присуждено
Лауреат
III степени
«Шагающие по нотам», хореографы Любовь Калмыкова, Артем Серов.

Группа «Next» Студии современного танца "Возрождение", г. Иваново

Дипломант I степени
« ВсЁ по моде» хореограф Александр Ваньков,
Педагоги Алена Чудакова и Анжелла Петухова
Театр танца «Палитра», группа «Гуашки», г. Долгопрудный, МО
Дипломант
II степени
« Клушки», хореограф Светлана Федорова.
Театр танца «Индиго», г. Пенза

Молодежный конкурс «Гран-при лауреатов»

Лауреат I степени
«Thorn» , хореограф Анастасия Харитонова.
Соло Валентина Калинина. Мастерская танца «SevenSeas», г. Москва
Лауреат II степени
«Лишняя Единица» ,хореограф Ашот Назаретян

Народный ансамбль эстрадного танца «Атлантик».
Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола
Лауреат
III степени не присуждено




Top