Что такое доминантное музыкальное занятие. Фронтальные занятия

Конспект доминантного музыкального занятия

«В поисках мелодии»

Цель. Развитие творческих способностей детей посредством элементарного музицирования с использованием ИКТ.

Задачи. Воспитывать интерес и любовь к музыке и музицированию.

Развивать эмоциональность детей как важнейшую основу их внутреннего мира и способности воспринимать, сопереживать и понимать музыку.

Формировать звуковысотный слух.

Учить чисто интонировать мелодию.

Развивать коммуникативные качества посредством музыки.

Ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке, используя для этого детские музыкальные инструменты.

Различать шумовые и музыкальные звуки.

Умение произносить стихотворный текст в определенном темпе под музыку (мелодекламация).

Развивать музыкальное восприятие и слух, уметь дать правильную характеристику музыкальным произведениям, определять характер и настроение в музыке.

Развивать умение импровизировать танцевальные движения под музыку соответствующего характера, на основе приобретенных навыков.

Обучать правильно передавать ритмический рисунок мелодии, исполняя её на музыкальном инструменте.

Воспитывать умение слаженно играть на музыкальных инструментах в оркестре.

Передавать плавность, выразительность, красоту движений при исполнении танца.

Оборудование, материал:

детские музыкальные инструменты (металлофоны, музыкальные треугольники, маракасы, кастаньеты, румба, бубны, барабан); пособие к музыкально-дидактической игре; ТСО.

Предварительная работа:

Обучение детей приемам игры на различных музыкальных инструментах, знакомство с классификацией.

Использование музыкально дидактической игры «Ритмическое лото»,

Муз игра «Веселый поезд» Е. Матвиенко;

Муз. Игра «Укрась музыку». Е.Матвиенко

Ф.Шуберт «Серенада».

Ход занятия:

(Дети заходят в зал, встают в круг).

Муз.рук-ль: Здравствуйте, ребята! (дети отвечают). А вы знаете, что значит «Здравствуйте»? Это слово произошло от слова «Здравие» – «Здоровье». А что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель. Давайте и мы с вами, чтобы быть здоровыми, сделаем сейчас небольшую зарядку. Давайте, поздороваемся с вами нашей «здравной» песенкой.

Музыкальная разминка «Песенка-приветствие».

  1. Ты шагай, шагай,

Ты шагай, шагай, шагай, себе пару выбирай.

Поздоровайся ладошкой, поздоровайся и ножкой,

Плечиком и локотком и конечно язычком – «Здравствуйте!».

  1. Ты шагай, шагай, шагай своей дорогой не зевай!

Поздоровайся головкой, как ты делаешь все ловко!

Пальчиком и кулачком и, конечно язычком – «Здравствуйте!».

3. Ты шагай, шагай, шагай своей дорогой не зевай!

Ты шагай, шагай, шагай, другую пару выбирай.

Поздоровайся макушкой и своим красивым ушком,

Спинкой, тепленьким бочком и, конечно, язычком – «Здравствуйте!».

На экране появляется фея музыки.

Муз. рук: Ребята, смотрите, сама фея Музыки пришла сегодня к нам в детский сад, что же она хочет нам сказать?

Злая колдунья Скрипунья украла мою мелодию, разорвала и разбросала повсюду нотки. Я теперь не могу петь. Помогите мне, пожалуйста, найти мои нотки».

Муз.рук . Ну, что, ребята, поможем фее Музыки, ведь мы без неё и праздников не справим, и маме песенку не споём!

(дети отвечают)

Муз.рук : Давайте ещё раз вспомним, что мы будем искать?

(дети отвечают -мелодию).Из

Чего складывается музыка?

(Дети отвечают: из звуков)

Как записывают музыку? Как называются знаки, которыми записывают музыку?

Правильно, мелодию записывают нотами, нам надо найти нотки, которые

Скрипунья украла, только просто так её она нам не отдаст

М.Р.: А какие звуки бывают?

Дети отвечают: музыкальные, шумовые, высокие, низкие, длинные, короткие.

М.Р. ребята, вы готовы пройти все испытания и помочь фее музыки? Тогда нам пора отправляться в путь. Занимайте места в поезде. А чтобы было веселей, давайте возьмем с собой музыкальные инструменты.

(Исполняется муз игра «Веселый поезд») автор Е. Матвиенко

М.Р.: Посмотрите, ребята, сколько снега выпало! (берет в руки покрывало).

М.р . ребята, смотрите, какое большое снежное покрывало! На что оно похоже? Интересно, а для чего оно здесь лежит?

Ребята, а что можно делать с этим покрывалом? (дети высказывают своё мнение).

М.Р. А давайте мы с вами потанцуем!

Исполняется вальс снежинок. (танцевальная импровизация)

После танца музыкальный руководитель находит в сугробе первую нотку и просит ребенка прикрепить её на доску.

М.р .: ребята, а кто мне скажет, какие бывают музыкальные инструменты? (мнения детей).

Правильно, инструменты бывают шумовые и музыкальные.

Вот вам и второе испытание : девочки, подойдите к столу и выберите себе музыкальные инструменты, а мальчики возьмут себе шумовые инструменты.

Предлагаю вам украсить музыку.

Когда музыка звучит тихо, то на каких инструментах вы будете играть?

А когда громкая?

(Проводится муз-дид. игра «Укрась музыку»).

М.р.:

Использование, каких инструментов, предметов вам понравилось

Больше? Почему?

(Муз.рук на столе находит вторую нотку).

М.р: Ребята, посмотрите, вот и вторая нотка нашлась.

А у меня для вас есть один сюрприз, вы любите сюрпризы? (Ответы детей).

Только для этого нужно послушать внимательно музыку, потому-что в ней и заключается сюрприз.

(Дети слушают в записи Серенаду Ф.Шуберта).

М.р. какая красивая мелодия. На что она похожа? А кто – нибудь узнал, на каком инструменте исполняли эту песню? (ответы детей).

М.р .: правильно, это играла труба. А вот вам и обещанный сюрприз, сейчас перед вами выступит настоящий музыкант, который умеет играть на трубе.

Выступление артиста.

М.р. (показывает ещё одну нотку). Вот и третья нотка нашлась, потому-что вы правильно угадали и назвали музыкальный инструмент.

М.Р. (обращает вни мание на доску, где изображены животные). Ничего не могу понять, почему здесь изображены разные животные? Как вы думаете?

(М.р. задает детям наводящие вопросы что изображено, почему животные разного размера, какие бывают звуки?).

Подвести детей к тому, что звуки бывают долгие и короткие, и что на карточках изображен ритмический рисунок.

М.р . предлагает детям простучать ритмический рисунок.

(Дети берут инструменты и простукивают ритмический рисунок, изображенный на карточках).

М.Р. А сейчас, давайте вместе исполним веселую песенку с помощью наших музыкальных инструментов. (Игра «Львёнок» автор Е. Матвиенко).

М.р.: Ребята, какие вы молодцы, смотрите, вот ещё одна нотка нашлась.

(М.р.предлагает ребенку прикрепить нотки на доске).

Фея музыки. Ребята спасибо вам, вы хорошо справились с заданиями, нашли нотки, которыми записывают мелодию, поэтому я хочу вам подарить свою песенку.

(Дети исполняют « Веселый оркестр 7 нот»)

  1. Шел по лесу музыкант, трогая березы,

Нотки на ладонь ему падали как слезы,

Он их вместе собирал, собирал любую,

И тихонько напевал песенку лесную.

Припев . Ми, ми, до, ми, ми, до,

  1. Дятел песни так стучал на огромной ели,

Даже волк её ворчал, слушая метели.

Слышал каждый в ней своё, что ему милее,

С песенкой зимой тепло, летом веселее.

Припев.

Щаба да бада бада,

Тук, тук, тук, тук, тук, тук.

Щаба да бада бада,

  1. Повторял её родник, по камням сбегая

В сердце леса он проник с песенкой играя.

Её знают все цветы, ветер над лугами,

Повторяй её и ты хором вместе с нами.

Припев . . Ми, ми, до, ми, ми, до,

Соль, соль, ля, соль, фа, ми, ре.

Ре, ре, си, ре, ре, си, фа, фа, соль, фа, ми, ре, до.

Тук, тук, тук, тук, тук, тук.

Щаба да бада бада,

Тук, тук, тук, тук, тук, тук.

Щаба да бада бада,

Проигрыш .

Припев.чок, чок. Чок, чок, чок, чок,

Ша ла ла ла ла ла ла

Чок, чок. Чок, чок, чок, чок,

Ша ла ла ла ла ла ла

Ми, ми. До, ми, ми, до,

Соль, соль, ля, соль, фа, ми, ре.

Ре, ре, си, ре, ре, си, фа, фа, соль, фа, ми, ре, до.

М.р .: какие вы молодцы, ребята, справились со всеми заданиями Скрипуньи и вернули песенку.

Что нового вы узнали сегодня на занятии ? (подведение итогов)

А теперь нам пришла пора прощаться, давайте скажем всем нашим гостям «До свидания!»


Марина Балясова
Классификация музыкальных занятий по их содержанию

Следующее основание для классификации музыкальных занятий - это его содержание . В связи с этим музыкальное занятие может быть типовым , или традиционным, доминантным, тематическим, комплексным, интегрированным.

Типовое (или традиционное) музыкальное занятие включает в себя все виды (восприятие, исполнительство, творчество) и подразумевает последовательное их чередование. Структура музыкального занятия может варьироваться .

Доминантное музыкальное занятие – это занятие , на котором преобладает один вид музыкальной деятельности . Или занятие , направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности-чувства ритма, ладового чувства, звуковысотного слуха и др. В последнем случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности , но при одном условии – каждый из них направлен на совершенствование доминирующей у ребёнка способности.

Тематическое музыкальное занятие определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей . В зависимости от темы занятия подразделяются на собственно тематические (например «Природа в музыке » , «Времена года в музыке » , «Музыка моего народа » ) и музыкально-тематические . Главное в тематических занятиях показать изобразительные возможности музыки в передаче явлений окружающего мира. В музыкально – тематических занятиях формулировка темы связана с выразительными средствами музыки , с музыкальными инструментами , с именами и творчеством композиторов. Такие занятия ещё называют сюжетными музыкальными занятиями . Они объединены не только одной темой, но и одной сюжетной линией (например, «Сказка в музыке » , «Зимние истории и небылицы» ). Целостность музыкального занятия в данном случаи достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей .

Комплексные музыкальные занятия – основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки , живописи, литературы, театра, архитектуры и др. Их цель – объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную , изобразительную, театрализованную, художественно-речевую, продуктивную). Обогатить представление детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств. О взаимосвязи искусств.

Подготовка к комплексным занятиям трудоёмка , она требует согласованных действий от воспитателя, музыкального руководителя , старшего воспитателя, специалистов. Проводятся такие занятия примерно один раз в месяц фронтально и, как правило, начиная со средней группы.

Интегрированное занятие характеризуется наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией) содержания разных образовательных областей Программы, различных видов деятельности, разных видов искусства, работающих на раскрытие, в первую очередь идеи или темы, какого либо явления, образа.

Публикации по теме:

Занятие 1 ПРИВЕТСТВИЕ: В гостях у детей зайчик. Поздороваться с зайчиком высоким и низким голосом. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ: Упражнение.

Опыт развития чувств и эмоций посредством музыкальных занятий в ДОУ «…Прекрасное побуждает доброе» (Д. Б. Кабалевский). «Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира» (В. А. Сухомлинский).

Классификация театрализованных игр Как правило, дошкольники бывают рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли.

Цель: Пробудить эмоциональную отзывчивость в детях на высокохудожественные произведения музыкального искусства. Конспект Доминантного музыкального.

Занятие по развитию музыкальных способностей дошкольников при обучении игре на нетрадиционных музыкальных инструментах Развитие музыкальных способностей дошкольников при обучении игре на нетрадиционных музыкальных инструментах. МБДОУ д/с №118 2010 год.

Консультация «Классификация игр с правилами» Игры с правилами дают возможность систематически упражнять детей в становлении у детей определённых привычек, они очень важны для физического.

Одарённые дети: понятие, классификация, проблемы Одаренностью называется наличие у человека врожденных особенностей, являющихся предпосылкой развития его выдающихся способностей. Практически.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Рубрика (тематическая категория) Музыка

В младшем возрасте занятия по подгруппам постепенно приобретают более четкую структуру. Отдельные виды музыкальной деятельности начинают выделяться в самостоятельные разделы. По содержанию занятия приближаются к фронтальным. Во второй младшей группе они уже проводятся со всœей группой детей и имеют всœе разновидности фронтальных занятий. Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам продолжают проводиться по мере крайне важно сти. В среднем и старшем дошкольном возрасте основными становятся фронтальные занятия. Οʜᴎ делятся на типовые, доминантные, тематические и комплексные.

Типовые занятия. Вариативность их структуры. Типовые фронтальные занятия включают всœе виды музыкальной деятельности: восприятие (раздел занятия ʼʼСлушание музыкиʼʼ и восприятие произведений по ходу занятия), исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), творчество (песенное, танцевальное и игровое, музицирование на инструментах), музыкально-образовательный вид (сведения о музыке и способах ее исполнения).

Вместе с тем использовать всœе виды музыкальной деятельности на каждом занятии за 15-30 минут (в зависимости от возраста) зачастую невозможно. Здесь важно, чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным.

Фронтальные занятия имеют традиционно сложившуюся в практике работы структуру, но крайне важно постоянно варьировать ее. Любое однообразие притупляет интерес, в т.ч. одно и то же построение занятия.

Рассмотрим вариативность структуры фронтальных занятий.

Уже вход детей на занятие в зал должна быть различным - под звучание марша (или танца) и без музыки. Предпочтительнее, чтобы ребята входили под музыку, но возможен и другой вариант.

В случае если дети входят в зал под звуки марша, важно проследить, чтобы уже с этого момента они прислушивались к музыке и согласовывали ходьбу с ее звучанием. Характер движений во вводной ходьбе может меняться (ходьба спортивным шагом, спокойная, умеренно бодрая, высоко поднимая колени, со сменой направления движений и т. д.). В разделœе ʼʼМетоды развития музыкального восприятияʼʼ были рассмотрены приемы, активизирующие слуховое внимание детей (контрастное сопоставление фрагментов маршей, беседа и т. д.). Чтобы поддерживать интерес к обучению, марши, звучащие в начале и в конце занятия, через неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время нужно менять, так как постоянное исполнение одного и того же марша притупляет эмоциональные реакции детей, музыка начинает восприниматься ими как привычный звуковой фон.

Далее следуют музыкально-ритмические упражнения. В случае если до занятия ребята мало двигались, эти упражнения позволяют им сменить вид деятельности. Движения под музыку, согласующиеся с ее характером, активизируют музыкальное восприятие, слуховое внимание. В этом разделœе занятия дети под руководством педагога стремятся выразительно выполнить знакомые движения в соответствии с настроением музыки, запомнить их, чтобы затем использовать в танцах, обучаются новым движениям.

После этого дети садятся, и педагог переходит к другим разделам: ʼʼСлушание музыкиʼʼ, ʼʼПениеʼʼ, ʼʼИгра на музыкальных инструментахʼʼ, включая творческие задания.

Завершается занятие танцем или игрой. Иногда в конце за таким образом, слушание музыки, беседа о ее содержании чередуются с пением.

При распевании и по ходу занятия ребятам предлагаются творческие задания. Чтобы осознать характер звукообразования, дикции, дети могут использовать движения руки (плавные или четкие), игру на музыкальных инструментах (барабане, дудочке).

Занятие не будет статичным, в случае если вы включите в него народные игры с пением, хороводы.

Чистота интонации в пении зависит от того, осознают ли дети направление движения мелодии. По этой причине рекомендуется применять игру на музыкальных инструментах, позволяющую моделировать направление движения мелодии, которую детям предстоит затем передать голосом, а также музыкально-дидактические игры. Так слушание музыки, музыкально-ритмические движения и игра на музыкальных инструментах помогают улучшить качество пения.

В случае если доминируют музыкально-ритмические движения, такое занятие тоже сопровождается слушанием музыки, беседой о ее характере, который дети должны будут передать в движениях. Можно инсценировать, оркестровать хороводы с пением, которые предполагают развитие действия. Включение в занятие музыкальных игр (сюжетных, бессюжетных) делает его занимательным, позволяет совершенствовать слуховое внимание, умение вовремя и выразительно передать смену характера музыки. На таких занятиях широко используются творческие задания, игры-угадайки с элементами пантомимы (изображение животных и т. д.). Дети импровизируют танцевальные движения, коллективно сочиняют танцы.

На доминантных занятиях необязательно привлекать всœе виды музыкальной деятельности детей, а отбирать лишь те, которые помогают выполнить поставленные задачи.

В случае если доминантное занятие посвящено развитию одной из музыкальных способностей и всœе задания в различных видах деятельности направлены на решение этой задачи, подбираются и соответствующие музыкально-дидактические игры и упражнения. Доминантные занятия могут иметь определœенную тему или сюжет. Οʜᴎ проводятся от 3 до 12 раз в квартал, применяют их начиная со второй младшей группы.

\^ Тематические занятия. Выделяют три разновидности этих занятий: собственно тематические, музыкально-тематические и сюжетные - исходя из характера избранной темы, наличия сюжета.

Тема должна быть взята из жизни и связана с музыкой (собственно тематическое занятие), к примеру: ʼʼОсеньʼʼ, ʼʼПрирода и музыкаʼʼ и т. д. Тематическое занятие иногда проводят вместо праздничного утренника.

Вместо концерта͵ подготовленного силами детей, на таком занятии педагог рассказывает об интересных событиях из истории, жизни, посвященных праздничной дате, сопровождает повествование музыкой. Произведения звучат и на фортепиано, и в грамзаписи. Ребята могут исполнить свои любимые песни, танцы (необязательно посвященные праздничному событию). Эти свободные занятия сильнее воздействуют на детей, чем заученное мероприятие.

На занятии, не связанном с праздничной датой, тема не должна формально объединять материал. Здесь главное - с помощью избранной темы показать возможности музыки, связать ее с жизнью. К примеру, на занятии ʼʼПрирода и музыкаʼʼ важно подобрать выразительный музыкальный репертуар (уже знакомые произведения и новые). Детям раскрывают изобразительные и выразительные возможности музыки, объясняют, как музыкальными средствами можно отразить различные жизненные явления, передать настроение, созвучное картинœе природы: любование ее красотой, завороженность (ʼʼРосинкиʼʼ С. М. Майкапара), тревогу, смятение (ʼʼЗимнее утроʼʼ П. И. Чайковского), могущество, силу (ʼʼМореʼʼ Н. А. Римского-Корсакова), чистоту, нежность, беззащитность (ʼʼПодснежникʼʼ П. И. Чайковского из цикла ʼʼВремена годаʼʼ) и т. д.

Музыкально-тематическое занятие еще одна разновидность тематического занятия. Тема его связана с самой музыкой, позволяет наиболее полно дать детям представления о музыкальном искусстве, выразительных возможностях музыкального языка, познакомить их с инструментами и т. д. Темы таких занятий бывают различными: ʼʼТемп в музыке и его выразительное значениеʼʼ, ʼʼТембр в музыкеʼʼ, ʼʼРегистрʼʼ, ʼʼДинамикаʼʼ, ʼʼИнтонация в музыке и речиʼʼ, ʼʼНародные музыкальные инструментыʼʼ, ʼʼИнструменты симфонического оркестраʼʼ, ʼʼРусская народная песняʼʼ и т. д.

Сюжетное музыкальное занятие не только объединœено общей темой, но имеет единую сюжетную линию. Сказочный или игровой сюжет придает занятию занимательность, увлекательную форму, развивает воображение, дает простор творческой фантазии.

Дети всœегда с интересом воспринимают сказочную ситуацию и по ходу действия сочиняют свои марши, песенки, танцы. Фрагменты классической музыки изобразительного характера усиливают впечатление необычности обстановки, дают толчок творчеству (ʼʼУтроʼʼ, ʼʼВ пещере горного короляʼʼ Э. Грига, ʼʼМореʼʼ Н. А. Римского-Корсакова, ʼʼМарш Черномораʼʼ М. И. Глинки и др.).

Учитывая зависимость отсюжетной линии ребятам предлагаются творческие задания, в которых крайне важно не только сочинить мелодию, но и передать в ней определœенное (заданное) настроение: ʼʼСпой свой марш так, чтобы нас не услышали злые волшебники, но так, чтобы нам было не страшно выбираться из темной пещерыʼʼ, ʼʼСколько налетело комаров! Давайте сочиним веселую полочку и спляшем, чтобы отогнать ихʼʼ (музыкальный руководитель Н. Н. Хаочева. Москва).

Комплексное занятие имеет те же разновидности, что и тематическое. Тема должна быть взята из жизни или позаимствована из сказки, связана с определœенным сюжетом, и, наконец, темой должна быть само искусство.

Это многообразие тем обогащает содержание комплексных занятий, предоставляет педагогу широкий выбор.

Тема, взятая из жизни или связанная со сказкой, к примеру ʼʼВремена годаʼʼ, ʼʼСказочные персонажиʼʼ, помогает проследить, как один и тот же образ передается разными художественными средствами, найти сходство и отличие в настроениях и их оттенках, сравнить, как показан образ ранней весны, только просыпающейся природы и бурной, расцветающей, и отметить при этом наиболее яркие выразительные особенности художественного языка каждого вида искусства (звуки, краски, слова).

Важно, чтобы смена художественной деятельности не носила формальный характер (дети слушают музыку о весне, рисуют весну, водят весенние хороводы, читают стихи), а объединялась бы задачей - передать сходное с музыкой настроение в рисунке, движениях, стихах. В случае если произведения не созвучны по образному содержанию, а лишь объединœены общей темой, к примеру, после прослушивания фрагмента пьесы П. И. Чайковского ʼʼНа тройкеʼʼ из цикла ʼʼВремена годаʼʼ (нежного, мечтательного), звучат строки из поэмы Н. А. Некрасова ʼʼМороз, Красный носʼʼ - ʼʼНе ветер бушует над бором...ʼʼ (суровые, несколько торжественные), не соответствующие характеру музыки, но близкие ей по теме, крайне важно обратить внимание детей на контраст настроений, иначе цель занятия не будет достигнута.

Поиски образных движений в воображаемой ситуации подготавливают детей к творчеству, расковывают их фантазию. При этом тематические занятия, несмотря на увлекательную форму, не должны носить характер развлечения или отрепетированного мероприятия.

Все виды тематических занятий применяются в каждой возрастной группе. Различны лишь содержание репертуара, сведения о музыке.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ФРОНТАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ" 2017, 2018.

Типовые (традиционные) - включают в себя все виды музыкальной деятельности. Дети должны накапливать опыт слушания небольших фрагментов классической музыки разных времен и современной музыки, накапливать певческий репертуар, знать простейшие ритмические движения.

Реже всего применяются на занятиях слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, творчество. Преобладают же обычно пение и музыкально-ритмические движения. По-видимому, это объясняется тем, что, используя эти виды деятельности, проще составить программу концерта для праздничного утренника. А ведь именно во время слушания классической музыки дети учатся высказываться о ее характере, выражать свои предпочтения, что воспитывает вкус и формирует общие основы музыкальной культуры.

Структура типовых (традиционных) занятий определяется программой и общевоспитательными задачами каждой возрастной группы.

Составляя музыкальное занятие, педагог должен учитывать следующие требования: умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей:

1. Уже вход детей на занятие в зал может быть различным - под звучание марша (или танца) и без музыки. Дети прислушиваются к музыке и согласовывают ходьбу с ее звучанием. Марши, звучащие в начале и в конце занятия, через некоторое время нужно менять, так как постоянное исполнение одного и того же марша притупляет эмоции детей.

2. Далее следуют музыкально-ритмические упражнения. Дети под руководством педагога стремятся выразительно выполнить знакомые движения в соответствии с настроением музыки, запомнить их, чтобы затем использовать в танцах, обучаются новым движениям.

3. После этого дети садятся, и педагог переходит к другим разделам: «Слушание музыки», «Пение», «Игра на музыкальных инструментах», включая творческие задания.

4. Завершается занятие танцем или игрой. Иногда в конце занятия педагог может обсудить с детьми: что больше всего им понравилось, что запомнилось, над чем им надо поработать самим, в чем помочь друг другу.

5. Выходят ребята из зала под звуки марша.

Необходимо тщательно продумывать очередность заданий. Например, петь после пляски из-за дыхания трудно, поэтому перед пением нужно снизить двигательную активность спокойными движениями или другими видами деятельности.

Задания, требующие сосредоточенности (слушание классической музыки), лучше давать в начале занятия. Ребятам трудно их выполнять, если они возбуждены интенсивными движениями или играми. Необходимо «собрать» их внимание, успокоить.

Во время занятия важно регулировать физическое и психическое состояние детей, меняя вид деятельности, нагрузки, характер звучания музыки. Педагог должен даже по ходу занятия изменять запланированную им структуру, если он чувствует, что интерес угасает или дети перевозбуждены.

Глава11. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ И ТРЕБОВАНИЯ,

ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ИХ ПРОВЕДЕНИЮ

Основной формой музыкального воспитания и обучения ребен­ка в дошкольном учреждении являются музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах. Музыкальные занятия - это художественно-педагогический процесс, способствующий разви­тию музыкальности ребенка, формированию его личности и освое­нию действительности через музыкальные образы. Благодаря целенаправленному обучению знания, усваиваемые детьми, систе­матизируются и углубляются, расширяется их общий и музыкаль­ный кругозор, формируются творческие способности. Музыкаль­ные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомер­ное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных осо­бенностей. Содержание занятий ориентировано на задачи, отве­чающие общей цели музыкального воспитания: обучение детей умениям и навыкам в сфере музыкальной деятельности и осуще­ствление этого процесса в единстве с воспитанием. Они выполня­ются в соответствии с требованиями раздела программы «Музы­кальное воспитание».

В содержании репертуарного музыкального материала отра­жаются события прошлого и настоящего нашей страны, явления природы и предметы близкого детям окружения. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержа­ния, педагоги побуждают их к сопереживанию, формируя тем са­мым нравственно-этические качества личности, закладывая перво­начальные основы культуры.

В содержание занятий входит новый иповторный материал. Новой может быть песня, игра или пляска, произведение для слушания и анализа, упражнение-композиция. Повторный матери­ал - это их разучивание, совершенствование в ходе различных вокальных и двигательных упражнений. Проводятся также заня­тия, полностью построенные на повторном материале, где целесо­образно вводить варианты знакомых игр и плясок, творческие за­дания. Известно, что чем чаще повторяется процесс восприятия того или иного музыкального материала, тем легче и качественнее идет усвоение навыков музыкальной деятельности. Однако меха­ническое повторение разученного недопустимо. Оно не только не помогает обучению, но и наоборот ухудшает качество исполне­ния, закрепляет ошибки, если они имели место. В процессе обуче­ния, руководствуясь принципами дидактики, педагоги должны по­этапно усложнять задания, творчески подходить к введению того или иного репертуара, обращать внимание на их эмоциональную насыщенность.

Центральной фигурой сложного педагогического процесса, осу­ществляемого на занятиях, является музыкальный руководитель. Воспитатель - его активный помощник. Так как каждый вид музы­кальной деятельности имеет свои особенности, музыкальному руководителю необходимо владеть большим арсеналом средств психологического и педагогического воздействия на детей, ви­доизменяемых в зависимости от уровня их возрастного развития, специфики исполняемого и программных задач конкретного заня­тия. В целом, придерживаясь программы, музыкальный руководи­тель имеет право подбирать материал по своему усмотрению, комбинировать виды той или иной деятельности, методические приемы обучения.

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Музыкальная педагогика определяет в качестве основных три типа музыкальных занятий, обеспечивающих оптимальное разви­тие каждого дошкольника.

Фронтальные занятия. Наполнены различными видами музы­кальной деятельности, проводятся со всеми детьми группы.

Небольшими подгруппами, где продолжается разучивание мате­риала, усвоение которого требует от тех или иных детей больших усилий, затраты дополнительного времени. На этих занятиях разу­чиваются сюрпризные номера для праздников, развлечений.

Индивидуальные занятия, где совершенствуются навыки более одаренных детей, их исполнительское мастерство; осуществляет­ся подготовка сюрпризных моментов, также разучиваются песни, пляски, игровые роли с застенчивыми, малоактивными детьми или теми, которые по той или иной причине долгое время не посещали детский сад. Здесь же проводится проверка уровня музыкальных способностей, степени усвоения навыков.

В зависимости от содержания и структуры эти занятия подраз­деляются на типовые, тематические, по слушанию музыки, разви­тию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности.

Наиболее распространенным является типовое занятие. Оно состоит из трех частей. Первая часть осуществляет задачи активи­зации внимания, его сосредоточения на звучании музыки, внесения организованности в работу, создания рабочего настроения. Начи­нается эта часть занятия с ходьбы детей, которая должна согласо­вываться с характером, формой и средствами выразительности музыкального произведения. Обычно для ее проведения использу­ются бодрые марши. По ходу занятия даются задания на совершен­ствование основных движений: ходьбы, бега, подскоков, прыжков и различных перестроений. (Ни в коем случае нельзя вводить де­тей под звучание марша из-за двери, ибо в этом случае многие дети не начинают движение одновременно со звучанием музыки.) Так как основой жизнедеятельности организма является движение, то в первой части занятия идет обучение музыкально-ритмическим и двигательным навыкам в процессе какого-либо одного вида упраж­нений: образного, подготовительного, композиционного.

Во второй части занятия педагог переходит к пению или слуша­нию (в зависимости от интенсивности движений первой части), учитывая при этом этапы разучивания произведения. В младших группах дети поют две-три песни, перед исполнением которых проводятся музыкально-дидактические упражнения на различение высоты, тембра, силы, длительности звуков. В средней и старшей группах - три песни, перед которыми проводятся упражнения по развитию слуха в виде распевания специально подобранных попевок, исполняемых подгруппами или индивидуально. Для слушания музыки детям предлагается специальный репертуар, указанный в программе или дополнительный. Это может быть и музыкальный материал песен, игр, плясок, которые в дальнейшем будут разучи­ваться с детьми. Обычно дети слушают и анализируют одно про­изведение, но можно - для сравнения по сходству или контрас­ту - исполнить два уже знакомых произведения. После пения или слушания, когда уровень внимания падает, с детьми проводится хо­рошо разученная ранее игра или пляска (в младших группах воз­можно их соединение.) В них совершенствуются музыкально-рит­мические умения и навыки, ведется работа над выразительностью исполнения. Многократно повторяя игру или пляску, дети начина­ют выполнять ее непринужденно, придумывать варианты образных движений в играх, фигур в танцах.

После игры или пляски (без перерыва) начинается третья часть занятия, одной из задач которой является приведение возбужден­ного организма к нормальному состоянию, снижение физической нагрузки. Музыкальный руководитель играет марш спокойного характера, дети идут, постепенно выстраиваясь в колонну, останав­ливаются с окончанием звучания марша. Проводится оценка заня­тия. У старших детей спрашивают, а младшим говорят, чем они за­нимались и как, чтобы закрепить полученные ими знания. После этого педагог высказывает необходимые замечания по поводу уча­стия детей в занятии, их поведения (если это необходимо).

Методика проведения типовых занятий разработана с достаточ­ной полнотой, однако для повышения эффективности обучения педагог должен относиться к их построению творчески. В зависи­мости от сложности репертуара, степени его усвоения, особеннос­тей поведения детей музыкальный руководитель может, например, исключить слушание музыки или ритмические упражнения, танец, игру, остановиться на более углубленном разучивании только од­ной песни и т. д.

Тематическое занятие вызывает у детей более глубокий эмо­циональный отклик вследствие объединения его содержания одной темой. На таких занятиях достигается целостность, взаимосвязь всех видов детской музыкальной деятельности. Темы занятий могут быть самыми разнообразными: от игровых («Наш поезд», «Любимые игрушки», «Поездка в гости к бабушке») до учебно-познавательных («Музыкальные жанры», «О чем нам рассказыва­ет музыка», «Танцы разных народов», «Что и как рисует музыка» и т. д.). Начало, ход, окончание тематических занятий свободны от каких-либо установок. Они зависят от выдвинутых педаго­гом программных требований, особенностей развития детей дан­ной группы, используемого музыкального материала, логики развития темы.

Занятие по слушанию музыки. Обычно оно проводится с детьми, уже имеющими опыт музыкальной деятельности, обладающими определенным запасом музыкальной терминологии, т. е. в средней и старшей возрастных группах. Но и здесь оно сокращено по вре­мени, так как не включает смен деятельности, и внимание детей притупляется. Занятие по слушанию музыки обычно продолжает­ся 10 (в средней группе) и 20-25 (в старших группах) минут, его можно проводить и в вечернее время. Но это не развлечение, не концерт, ибо здесь присутствуют элементы обучения: после слуша­ния каждого произведения в грамзаписи или исполненного педаго­гом с детьми проводится его анализ. Отмечаются характер и сред­ства выразительности произведения, его жанр и форма. На таких занятиях целесообразно слушать произведения в исполнении ор­кестра, различных музыкальных инструментов, певцов, сравнивать вокальные и инструментальные произведения, программные и не­программные. Для облегчения восприятия произведений в целом в занятие включается образное и поэтическое слово педагога, пе­ние самих детей, иллюстративный материал - картинки, детали народных костюмов, образные игрушки, предметы прикладного ис­кусства и т. д. На занятие дети приходят как обычно (без маршировок), слушают 4-5 произведений (из них 1-2 незнакомых), анали­зируют их и спокойно уходят, чтобы не нарушить звучанием марша впечатлений от услышанного.

Занятия по развитию творчества также проводятся в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже обладают некоторым объе­мом знаний, умений и навыков в области пения, музыкаль­но-ритмических движений, игры на инструментах, когда у них в до­статочной степени развиты самокритичность, самоконтроль, оце­ночные суждения, музыкальный вкус. В младших группах творчес­кие задания включаются в ту или иную деятельность на типовых, тематических, комплексных занятиях. Практикой установлено, что в содержание творческих занятий можно включать три элемента из ниже перечисленных: сочинение кратких мелодий или небольших попевок на заданный текст: выполнение образных упражнений; со­ставление пляски-импровизации; сочинение плясовых, маршевых или колыбельных мелодий на металлофоне; проведение сюжетных игр и придумывание их вариантов; сюжетных и несюжетных этю­дов; инсценирование незнакомых песен под исполнение педагога. Разумеется, составные элементы занятия должны быть не однотип­ными и глубоко затрагивать эмоциональную сферу ребенка. По­этому педагогу самому следует быть на занятии «актером» и «ре­жиссером», применять игровые приемы воздействия на детей, организовывать их активную поисковую мыслительную деятель­ность, поддерживать инициативность и самостоятельность, от­носиться ко всем творческим, даже самым элементарным прояв­лениям детей с доброжелательностью и вниманием. Необходимо вызывать у ребенка желание быть не только исполнителем, но и автором тех или иных игровых ситуаций, танцев, мелодий, т. е. раз­вивать исполнительскую и продуктивную стороны творчества дош­кольников.

Обучение игре на инструментах сначала проводится воспита­телем на индивидуальных занятиях. По мере продвижения детей в этой области музыкальный руководитель организует занятия по подгруппам и фронтальные по обучению игре в ансамбле и ор­кестре. Обычно они состоят из трех частей: ознакомление с новым произведением, показ способов звукоизвлечения мелодии и ее рит­мичного сопровождения инструментами ударной группы; совер­шенствование исполнения знакомых произведений; подбор мело­дий по слуху или их сочинение.

Комплексные занятия. На них в равной степени представлены музыка, изобразительные искусства и литература. Такие занятия обычно проводятся не часто и служат показателем уровня эстети­ческого развития детей данной группы. Они требуют согласован­ной предварительной работы музыкального руководителя и воспи­тателей. Комплексные занятия, как правило, не преследуют задач обучения чему-либо новому, а включают материал, закрепляющий умения детей в сфере художественной деятельности, расширяю­щий их знания о разнообразных видах, жанрах, средствах вырази­тельности произведений искусств. Например, детям показывают репродукции картин с осенними пейзажами, предлагают желаю­щим прочитать стихотворения об осени, затем исполняют фраг­мент пьесы П.И. Чайковского «Октябрь», беседуют о характере музыки, ее настроении и просят изобразить в рисунках свои впечатления.

Занятия с доминированием одного вида деятельности. Про­водятся они обычно тогда, когда музыкальный руководитель счи­тает необходимым уделить выработке навыков той или иной музы­кальной деятельности большего количества времени. Исключение составляет пение, так как известно, что певческий голос формиру­ется у детей лишь к возрасту 9-12 лет и до этого периода для его охраны следует удерживать их от длительного пения. На одном за­нятии рекомендуется исполнять 2-3 песни, а на вечерах досуга, праздниках - 4-5. Такие занятия позволяют наверстать упущен­ное в обучении навыкам, способствуют более углубленному изучению материала по разделам музыкально-ритмических движении, игры на инструментах, музыкально-дидактических игр. Например, дети выполняют подготовительное упражнение к несюжетной игре, затем упражнение-композицию, слушают какое-либо вокальное произведение, разучивают песню, а затем проводят сюжетную игру. В данном случае на занятии доминирует музыкально-ритмическая деятельность.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОСТРОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Для музыкальных занятий в детском саду должна быть создана определенная обстановка. Обычно они проводятся в зале, куда не проникают посторонние шумы, мешающие процессу сосредоточе­ния, восприятия музыкальных произведений и выполнения зада­ний. На занятия дети должны являться в удобной для движений одежде или специальных костюмах, мягкой обуви - чешках. Перед началом каждого занятия помещение проветривается, пол проти­рается влажным способом. Во время карантина, наложенного на ту или иную группу, а также в младшей группе в начале года занятия проводятся в групповой комнате на вокальном материале или с музыкальными игрушками-инструментами. В летнее время заня­тия по возможности проводятся на свежем воздухе, где желательно петь, выполнять музыкально-ритмические движения в сопровож­дении аккордеона или баяна.

Для музыкальных занятий в режиме дня отведено постоянное время, установлена определенная их продолжительность: 2 раза в неделю преимущественно в утренние часы в каждой возрастной группе, по 15-18 минут в младших, 18-25 - средней, 25-30 - стар­шей, 35-45 - подготовительной к школе группах.

Во время пения и слушания музыки детям следует сидеть на сту­льях, поставленных рядами, как можно ближе к инструменту по правую руку от музыкального руководителя. Стулья должны соот­ветствовать возрасту иросту детей. Пособия к занятию готовятся заранее и лежат так, чтобы их было удобно взять и положить в ходе занятия без излишней затраты времени. Дети не должны долго ожидать начала занятия, так как это их дезорганизует и утомляет.

На типовых занятиях при пении и слушании музыки можно за­фиксировать места посадки. Например, в младших группах самые маленькие по росту, а также отличающиеся неустойчивым внима­нием, беспокойные дети сидят в первом ряду, чтобы лучше видеть и слышать задания и исполнение музыки педагогом. В средней и старших группах в первом ряду сидят дети с несформированным слухом, небольшим диапазоном голоса, недостаточно дисциплини­рованные и вновь поступившие. Такое размещение позволяет им лучше слышать правильное пение педагога и детей, сидящих сзади. Она ежеминутно находятся под контролем музыкального руково­дителя и воспитателя. По мере необходимости дети меняются мес­тами. На других занятиях посадка детей определяется видами дея­тельности, методикой работы педагога.

Коллективу детского сада следует относиться к музыкальным занятиям с должным вниманием. Во время их проведения недопус­тимы окрики, громкие разговоры, приходы и уходы взрослых. Не­допустим и подход к некоторым детям, как к будущим музыкан­там, танцорам. Подобное отношение воспитывает у одних детей тщеславие, зазнайство, у других вызывает чувство зависти, обиды. На занятиях все дети должны вести себя непосредственно, искрен­не переживать удачи и неудачи друг друга, испытывать чувства до­верия и симпатии к педагогам и уверенности в своих силах.

Одним из главных условий воспитания культурного слушателя является глубокое эмоциональное переживание содержания музы­кальных произведений. Возникает оно на основе интереса. Учиты­вая удивительную особенность детского воображения - его актив­ность при восприятии музыки - следует опираться на имеющийся у детей музыкальный опыт, не навязывать им в процессе обучения готовые движения, формулировки, а вызывать ощущение, что му­зыка - важная часть жизни: не развлечение, не дисциплина, ко­торую изучают, а нечто, создаваемое самим человеком. Процесс музыкального воспитания всегда должен быть понятен ребенку, эмоционально увлекателен, чтобы он не только воспринимал, но и размышлял о воспринятом, умел слушать и слышать. Ибо запомнить на всю жизнь, научиться чему-то можно только тогда, когда воспринимаемое будет понято и прочувствовано глубоко, по-настоящему.

Поэтому в младших группах по большей части проводятся тематические музыкальные занятия игрового плана, вызывающие лишь положительные эмоции по отношению к окружающему. Од­ной из основных задач таких занятий является воспитание интере­са к музыке, желания слушать ее, петь, плясать, играть в ее сопро­вождении. В средней группе занятия приобретают более четкую структуру. В процессе их проведения детям предъявляются требо­вания правильного и выразительного выполнения учебных зада­ний. Используя все виды занятий, в старшей группе педагог добивается освоения программных требований каждым ребенком. В разновозрастных (ночных) группах, а также группах малокомп­лектных детских садов занятия строятся с учетом материала, соот­ветствующего возрастным подгруппам, а также условий и возмож­ностей дошкольного учреждения. Основные виды занятий:

1. Занятие начинается одновременно со всеми детьми, а закан­чивается разновременным уходом на прогулку сначала детей млад­шего, потом среднего, а затем старшего возраста.

2. Дети приходят на занятия в разное время: сначала старшие, затем средние и последними младшие. Обычно такое занятие про­водится после завтрака, и по его окончании все дети одновременно уходят на другие занятия.

3. Занятие проводится одновременно с детьми всех возрастов. Его материал распределяется таким образом, чтобы для одной под­группы он был новым, а для других - повторным. Понятно, что младшие дети, наблюдая деятельность более старших и принимая в ней посильное участие, развиваются более успешно, а старшие не приобретают всех определяемых программой умений и навыков. Поэтому с последними надо проводить дополнительную работу.

4. Музыкальный руководитель занимается отдельно с каждой возрастной подгруппой. Одновременно воспитатель проводит занятие по изобразительной деятельности, а помощник воспита­теля - игры спокойного характера. При такой организации за­нятия выполняются все программные требования, рекомендуемые для детей.

Особенно сложно организовать процесс музыкальных занятий в сельских и встроенных в жилые дома городских малокомплект­ных дошкольных учреждениях.

Если на занятиях по математике, изодеятельности педагог име­ет возможность работать с подгруппами детей, предоставляя им право самостоятельно выполнять задания или поиграть в игровом уголке, то само звучание музыки не располагает к этому. Дети не­избежно прислушиваются к звучанию музыкальных произведений, пению, радостному оживлению во время игр, поскольку в двухгрупповых детских садах нет зала, инструмент обычно находится в груп­повой комнате. Следовательно, возможен лишь вариант объедине­ния детей в ходе занятия и, в некоторых случаях, более ранний уход (для одевания на прогулку) детей младшего и среднего дошколь­ного возраста. Однако это нежелательно, так как одетые дети ожи­дают несколько минут воспитателя и старших детей. А если с ними выходит в раздевальную комнату воспитатель, то он пропускает часть занятия с детьми старшего возраста, не видит, как идет про­цесс усвоения навыков, с кем надо поработать в свободное время, какую музыку включить в другие занятия, в программу вечеров развлечений, творческие игры. В группах малокомплектных ДОУ обычно объединяются дети младшего и средне-старшего возраста, которых обучают одновременно. Однако существуют дошкольные учреждения, особенно в сельской местности, где в одной группе находятся дети всех возрастных подгрупп. В таком коллективе осо­бенно важно предусмотреть связь между всеми видами детской музыкальной деятельности, учитывать умственную, физическую и эмоциональную нагрузку детей, соответствие материала и про­граммных требований их возрастным возможностям.

Понятно, что в разновозрастных группах всегда в лучшем поло­жении находятся дети промежуточного возраста, например, дети 5 лет при объединении детей 4-5-6-летнего возраста. Для млад­ших детей материал иногда сложен, для старших - слишком прост. Следует ориентироваться на программу пятилетних и в то же вре­мя восполнять недостающее звено в работе с шестилетками. Этому способствуют самостоятельные, выявляющие интересы детей фор­мы музыкальной деятельности, различные по содержанию вечера развлечений, обогащающие эмоциональную сферу ребенка, позво­ляющие включить в работу дополнительный музыкальный мате­риал или тот, который невозможно (по степени трудности) было включить в работу объединенной группы. Действительно, как орга­низовать занятие, когда в группе находятся 10 детей 5 лет, 12 -4 лет и только три ребенка 6 лет? Вероятнее всего, эти трое будут отвечать на более сложные вопросы при анализе произведений, иногда исполнять песни своего репертуара, которые будут слушать их младшие товарищи, показывать движения, исполнять индиви­дуальные роли в сюжетных играх. Однако более сложный реперту­ар группы шестилеток им придется усваивать в процессе индиви­дуальных занятий. Время общего занятия для этих детей немного сокращается.

Занимаясь с младшими товарищами, эти дети не должны ощу­щать превосходство над ними или скуку. Разница в знаниях, уме­ниях и навыках при правильном педагогическом руководстве не является препятствием для совместной деятельности, а наоборот, дает возможность старшим помочь малышам, быть внимательны­ми, заботливыми, чуткими, великодушными. Благодаря контактам со старшими детьми у младших расширяются познания в области анализа музыкальных произведений. Они быстрее усваивают му­зыкальную терминологию, оперируют ею и, следовательно, усваивают навыки словесного общения. Старшие же дети, учитывая воз­раст младших, придают своим действиям воспитательную направ­ленность, делятся опытом, а через него и отношением к миру музыки.

Практика показала, что хотя выполнение программных требо­ваний в разновозрастном коллективе и сопровождается некоторы­ми сложностями в силу разного психического развития детей, методических приемов воздействия на них, режима, все же совмес­тное обучение старших и младших дает положительные результа­ты, особенно при проведении тематических занятий, музыкаль­но-дидактических игр, занятий, включающих творческие задания, дидактические упражнения с пособиями, иллюстративным матери­алом. В качестве примера рассмотрим поквартальное содержание работы в группе детей 4-5-6-летнего возраста.

Первый квартал. Необходимо выявить возможности детей 4 лет, строить их взаимодействия с более старшими товарищами так, чтобы дети не были скованными, не стеснялись из-за отсут­ствия тех или иных навыков, принимали помощь старших, но не становились бы иждивенцами, стремились посильно проявить себя в любом виде деятельности. Заинтересованность в музыкальной де­ятельности помогает собранности и сосредоточенности детей. Поэтому лучше в начале учебного года планировать тематические занятия, наполненные творческим содержанием (образные упраж­нения, инсценирование песен, сюжетные игры с пением). Большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми на занятиях и в быту, а также повторению материала, ранее разученного детьми старших подгрупп. В процессе первоначального ознакомления с музыкальными произведениями следует обращаться с вопросами ко всем детям, но от шестилеток требовать полного ответа, пяти­леткам при затруднениях задавать наводящие вопросы, а за че­тырехлеток порой отвечать педагогу, но так, чтобы ребенок почув­ствовал симпатию к взрослому, утверждался в своих знаниях: «Вова подумал, что... Как внимательно Таня слушала музыку, она, конечно, знает, что это пляска» и т. д.

В соответствии с содержанием и задачами деятельности педагог отбирает программный и дополнительный музыкальный матери­ал, учитывая при этом осеннюю тематику.

Второй квартал. Педагог уже знает возможности четырехле­ток, проверил навыки детей, в курсе взаимоотношений в коллек­тиве. Он совершенствует умения каждой возрастной подгруппы на программном материале, индивидуально работает со старшими песни для сольного исполнения или пения небольшими подгруп­пами. С детьми всех подгрупп готовит сюрпризные моменты для новогоднего праздника. Воспитывает выдержку, самостоятель­ность, умение выслушивать товарищей, помочь им в освоении тех или иных навыков.

Третий квартал. В процессе занятий проверяются и закрепля­ются результаты обучения. Дети приобрели опыт в пении, движе­ниях. У них появился интерес к совместной деятельности. Индиви­дуальные занятия помогают подготовить различный по степени трудности материал для выступлений во время праздников. В этом квартале проводятся все виды занятий: типовые, тематические, творческие, комплексные. На занятиях по слушанию музыки, ко­торые трудны для младших детей в силу своей статичности, следу­ет давать увлекательные музыкальные сказки («Теремок», «Реп­ка», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди» и др.) или два-три произведения композиторов, хорошо известных детям всех под­групп. В этом квартале во всех видах деятельности, а в основном в области музыкально-ритмических движений, детям даются раз­личные творческие задания, предполагающие проявления самосто­ятельности и активности. Причем дети 6 лет должны исполнять эмоционально-выразительно. В мае следует проверить уровень му­зыкального развития детей - каждой подгруппы и каждого ребен­ка в отдельности.

Четвертый квартал. Это - оздоровительный период. Матери­ал, пройденный за три предыдущих квартала, повторяется и совер­шенствуется. По возможности занятия проводятся на свежем воз­духе с использованием пения, хороводных игр и плясок, различных упражнений с физкультурными элементами. Большое место от­водится инсценированию песен под пение педагога. Для слуша­ния музыки и выполнения движений используется грамзапись, по возможности аккордеон или баян. Проводятся дидактические игры. Музыка звучит на физкультурных занятиях, прогулках, ве­черах досуга. В этот период занятия на воздухе можно проводить по возрастным подгруппам. С шестилетками занимается педагог, а с детьми пяти- и четырехлетнего возраста - двое наиболее актив­ных и способных детей. Они по предварительному согласованию с педагогом проводят хорошо известные хороводные игры, пляски, дидактические игры, поют песни возрастного репертуара.

В большинстве детских садов в сельской местности нет музы­кальных руководителей, и занятия ведет воспитатель. В этом слу­чае используется в основном вокальный репертуар, грамзапись, движение младших детей под пение старших, игра на ударных инструментах, пение с голосом взрослого. По возможности, на му­зыкальные вечера развлечений, праздники приглашается аккорде­онист или баянист. С ним предварительно необходимо разучить детский репертуар и обговорить особенности исполнения музыки, рассчитанной на восприятие ребенка.




Top