Что такое гобелены. Значение слова гобелен

Человеческая потребность украшать свое жилище издавна порождала разнообразные формы прикладного мастерства, но, пожалуй, только гобелен занял прочное место в богатых домах Европы на такое длительное время.

Благодаря этому упоминания о гобеленах неоднократно появляются в художественных произведениях классиков и даже играют свою роль в сюжетах, как, например, в рассказе Эдгара Алана По «Метценгерштейн». Что же наделило эти изделия поистине мистическим значением?

Что такое гобелен

Гобелен – это безворсовый ковер, уточная нить которого, создавая ткань, одновременно создает изображение. Рисунок на гобелене может быть сюжетный или орнаментальный. Известное нам название «гобелен» возникло не так давно – в ХVІІ веке, во Франции.

Именно тогда в Париже была создана первая фабрика – мануфактура – объединившая фламандских ткачей и красильщиков Гобеленов, чья фамилия и послужила названием всем изделиям.

Однако само искусство ткачества подобных гладких ковров возникло гораздо раньше. Можно даже сказать, что к тому времени они были настолько популярны в Европе, поэтому ради их изготовления объединялись мастера разных цехов, создав отдельную отрасль текстильного искусства.

Экскурс в историю

Тканые ковры, которые еще называют «шпалеры», известны со времен Древнего Египта. Небольшие панно, в сюжетах которых объединились египетские и эллинские традиции, изображающие героев античных мифов, являются доказательством их распространения и популярности также и в древнем античном мире.

В Европу искусство гобелена попало во время Крестовых походов, когда рыцари впервые завезли эти изделия в качестве военных трофеев. Начав свое распространение в христианском мире, гобелены стали полотном для разнообразных библейских сюжетов. Со временем на них начали запечатлевать и светские сюжеты: милые сердцу феодалов битвы и охоту.

Постепенно роль гобеленов приобрела новые формы: если на Востоке они служили исключительно для украшения, то в Европе гобелены начали использовать и для сохранения тепла: в качестве обивки для стен, пологов для кроватей, ширм и перегородок в больших помещениях: это повлияло на размер полотен: европейские гобелены стали гораздо больше и длиннее.

Как делают гобелен

В старые времена гобелены ткались вручную, и это была очень трудоемкая работа: лучшие мастера в год изготовляли около 1,5 метров гобеленовой ткани. С появлением ткацких автоматических машин ситуация изменилась: гобеленовая ткань с затейливым узорным рисунком прочно заняла свое место среди других тканей, отличаясь прочностью и красотой.

Современный гобелен уже вышел за рамки традиционного представления об этом изделии. Сейчас он представляет собой не только предмет украшения, но и прочно вошел в повседневный быт людей, соединив в себе не только разнообразные стили, но и техники.

Гобеленовые ткани используют в качестве материала для штор, покрывал, наволочек, для обивки стен и наиболее широко – для обивки мебели, потому что долговечность гобеленовой ткани не оставляет сомнений в качестве.

Сейчас гобелен широко представлен разнообразными стилями: можно найти гобелен в классическом, современном или авангардистском исполнении, а гобелен для детской мебели отличается яркостью и забавными детскими рисунками.

Особенности и использование

Для изготовления гобеленов используют шерсть, иногда с добавлением шелка, в качестве обивки для мебели его делают из хлопка, но часто добавляют и искусственные волокна, что увеличивает их износостойкость. Такие ткани не выгорают, их можно стирать и чистить при помощи химических средств.

Современные гобеленовые ткани, используемые для обивки мебели, имеют специальную противопылевую и грязеотталкивающую пропитку, поэтому за ними несложно ухаживать: достаточно просто почистить пылесосом. Такая обивка приятна на ощупь и не электризуется.

Мебель с гобеленовой обивкой способствует созданию в комнате ощущения добротности, стабильности и высокого достатка ее владельца. Она послужит прекрасным украшением и дополнением любого интерьера, внеся в него нотки классики, успешно выдержавшей испытание временем.

ГОБЕЛЕН ГОБЕЛЕН - художественное декоративное тканое изделие или ткань, используемые как настенный ковёр, картина или панно, а также для изготовления портьер, обивки мебели и т. п. Различают гобелены подлинные, или ручные, и машинные, отличающиеся по способу выработки, внешнему виду и художественной ценности.
Характерным признаком подлинного гобелена является наличие на изнанке узелков, переходов и свободных кончиков нитей цветных утков, не обрезаемых коротко для большей прочности гобеленов.
Название «гобелены» подобные ткани получили от французской королевской мануфактуры, учреждённой в 1662 в Париже, в квартале Гобеленов (квартал именовался по фамилии Гобеленов - мастеров, красильщиков пряжи для производства гобеленов, работавших здесь с 15 века). Подлинные гобелены воспроизводили сложнейшие композиции на исторические, мифологические, религиозные и бытовые темы, пейзажи, архитектуру, портреты и т. п. Производство подлинных гобеленов во Франции и других странах почти полностью прекратилось еще в начале 20 века ввиду сложности их изготовления и дороговизны. Подлинные гобелены имеют музейную ценность и в быту встречаются очень редко.
Подлинные гобеленовые панно для стен обычно делают на плотной холщёвой подкладке; в нескольких местах на неё настрачивают продольные полосы из такого же материала, чтобы ткань самого гобелена не рвалась под действием собственного веса. Гобелены необходимо систематически очищать от пыли и, по крайней мере, 1 раз в год осторожно проветривать и просушивать на солнце.
Машинные гобелены представляют собой узорчатые (см.), вырабатываемые на механических многочелночных ткацких станках с машинами Жаккарда не менее чем из двух основ и нескольких утков.
Гобелены машинной выработки имеют следующие характерные признаки: наличие на изнанке ткани продольных полос из цветных нитей коренной основы; отсутствие на изнанке ткани узелков, переходов и свободных кончиков нитей цветных утков; повторяемость рисунка по длине ткани. После отделки машинные гобелены разрезают на отдельные куски или продают в требуемом метраже для последующего раскроя - на обивку мебели, портьеры и т. п. Гобеленовые ткани - наиболее прочные и износоустойчивые обивочные декоративные ткани. Их целесообразно употреблять для обивки тяжёлой крупной мягкой мебели (кресла, диваны, оттоманки, диваны - кровати и кресла - кровати).
Гобелены можно стирать в домашних условиях, но лучше отдавать их в химическую чистку. Обычную чистку гобеленов (настенных панно и мебельной обивки) производят пылесосами, а портьеры, кроме того, вытряхивают.

Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. - М.: Большая Советская Энциклопедия . Под ред. А. Ф. Ахабадзе, А. Л. Грекулова . 1976 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ГОБЕЛЕН" в других словарях:

    Гобелен - вытканный вручную ковёр картина (шпалера). В строгом смысле изделие действующей поныне парижской мануфактуры (учреждена в предместье Сен Марсель в 1662 как королевская; включила ряд частных шпалерных заведений, в том числе мастерскую… … Художественная энциклопедия

    гобелен - шпалеры, ковер Словарь русских синонимов. гобелен сущ., кол во синонимов: 4 декоративно прикладное искусство (14) … Словарь синонимов

    ГОБЕЛЕН - ГОБЕЛЕН, вытканный вручную ковер картина (шпалера). В узком смысле изделие парижской мануфактуры, основанной в 1662 и названной по имени красильщиков Гобеленов … Современная энциклопедия

    ГОБЕЛЕН - вытканный вручную ковер картина (шпалера). В узком смысле изделие парижской мануфактуры, основанной в 1662 и названной по имени красильщиков Гобеленов. Гобелены ткутся из цветных шелковых и шерстяных нитей отдельными частями, которые затем… … Большой Энциклопедический словарь

    ГОБЕЛЕН - ГОБЕЛЕН, гобелена, муж. (франц. gobelin). Ковер, обыкн. стенной, с вытканными на нем художественными изображениями. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ГОБЕЛЕН - ГОБЕЛЕН, а, муж. 1. Стенной ковёр с вытканными вручную изображениями, тканая картина. Старинные французские гобелены. Стены в гобеленах. 2. Плотная декоративная ткань с вытканными узорами. | прил. гобеленовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова.… … Толковый словарь Ожегова

    Гобелен - ■ Изумительная работа, на которую необходимо затратить пятьдесят лет. ■ Стоя перед гобеленом, воскликнуть: «Это прекраснее живописи!» Кто над ним трудится, тот сам не понимает, что он делает … Лексикон прописных истин

    гобелен - а, м. gobelin m. 1. Декоративная ткань высокой художественной ценности, выработанная ручным способом (тканая картина, драпировка, мебельная обивка и т. п.; изделие фр. королевской мануфактуры, учрежденной в 1662 г. в Париже, в квартале Гобеленов… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Гобелен - ГОБЕЛЕН, вытканный вручную ковер картина (шпалера). В узком смысле изделие парижской мануфактуры, основанной в 1662 и названной по имени красильщиков Гобеленов. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Гобелен - … Википедия

Книги

  • Гобелен за десять вечеров , Ирина Дворкина. Книга предназначена для желающих практически освоить старинное, но не стареющее искусство гобелена. Приемы ткачества изучаются на примере мини-гобелена, сотканного за десять вечеров. Советы…

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона дает такое определение слову «гобелен» - «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».


Само слово «гобелен» возникло в XII веке во Франции. В то время там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов. Она пользовалась большой популярностью и продукцию этой мануфактуры стали называть «гобеленами». Основатель этого семейства, красильщик Жилль Гоббелен приехал в Париж из Реймса и основал в предместье Парижа красильню для шерсти. Его дети не только продолжали содержать красильню, но и прибавили к ней ковровую ткацкую.

Людовик XIV выкупил красильню и ткацкую, наделил ее статутом, богатыми материальными средствами и новым зданием. Так появилась «Королевская гобеленовая мануфактура». А поскольку произведения этой мануфактуры были чрезвычайно дорогими, то они шли исключительно на украшение королевских дворцов и на подарки. Лишь в очень редких случаях они поступали в продажу. Королевская гобеленовая мануфактура просуществовала до сегодняшних дней и сейчас является гордостью Франции.

По мнению специалистов, термином «гобелен» следует обозначать лишь произведения мануфактуры Гобеленов, все же прочие - называть шпалерами. В русском языке одновременно применяются два термина: «шпалера» и «гобелен», пришедшие в XVIII веке и уже тогда обозначавшие любое тканое произведение, в том числе обивку для мебели.

Когда появилась первая шпалера — точно неизвестно. В Древнем Египте в гробнице Тутмоса IV была найдена льняная пелена (1400 г. до н. э.), выполненная в технике репсового переплетения, с рисунком из скарабеев и лотосов. Отсюда мы можем сделать вывод, что принцип гобеленового ткачества был известен еще тогда. Расцветом гобеленового искусства в Египте считается период с IV по VII век.

В тканях коптов соединились традиции Древнего Египта и эпохи эллинизма. Это обыкновенно небольшие по размеру двухсторонние панно, выполненные шерстяной нитью по льняной основе и отличающиеся изящным тонким рисунком. Позднее в коптских тканях появились христианские сюжеты. Коптские ткани стали связующим звеном между Античностью и Средними веками. Коптские ткачи развили гобеленовую технику, введя в употребление некоторые приемы, использующиеся и сегодня.

История европейского гобелена начинается с эпохи Крестовых походов, когда произведения восточных мастеров в качестве трофеев были завезены крестоносцами. В то время гобелены создавались по церковным заказам. Её главными отличиями были монументальность, плоскостное изображение, ограниченная и яркая цветовая гамма. Гобелены романского периода связаны с книжной миниатюрой и росписями стен. Фон был гладким, изображение — простым: геометрические узоры, геральдические знаки, растительный орнамент. Были популярны библейские и исторические сюжеты.

Гобелены стали не только украшениями стен величественных кафедральных соборов, украшали замки и дворцы, но также сохраняли тепло, помогали защититься от сквозняков. Первые европейские гобелены ткали в Германии, чуть позднее в Скандинавии, затем производство распространилось во Фландрии и Франции.

Гобелены производились в Европе на протяжении восьми столетий. В средние века гобеленовое ткачество стало важнейшей отраслью промышленности, тысячи ткачей были вовлечены в работу.

"Пятидесятница". 1484-1490.Гобелен из шерсти, шелка и серебряной нити.Санта-Мария делла Салюте, Венеция.

В XV веке производство французских гобеленов по причине Столетней войны переместилось из Парижа в города, расположенные в бассейне Луары. Здесь появился особый вид шпалер, называемый «мильфлёр» (mille fleur - фр. «тысяча цветов»). На тёмном зелёном или красном фоне, по декоративной кайме рассыпано множество мелких цветочков, часто изображённых с ботанической точностью.

"The Lady with the Unicorn" (Париж, Музей Клюни)

К концу XV века центром художественного ткачества и производства гобеленов стала Фландрия. Здесь производство гобеленов поддерживалось не отдельными частными заказами, а городскими цехами. Во Фландрии было положено начало традиции создания гобеленов по картинам великих художников. Местные ткачи располагали скромной палитрой всего лишь из шести цветов, но, используя методы протравки и особый ткаческий приём — растяжку (штриховку), добивались поразительных живописных эффектов. Художник создавал эскиз, исполненный по "малому шаблону", который был приближен к существующему произведению искусства.

Фламандский гобелен 1450-1460гг

"Аstronomia." Фламандский гобелен (1500-1515) с изображением музы астрономии с астрономом (Клавдий Птолемей), Писца и пастухов глядящих в страхе на Небеса (Музей прикладного искусства и дизайна, Гетеборг).

Шпалера "Медея, помогающая Аргонавтам". Фландрия. 1520-е годы

Во Франции и Фландрии становятся и популярными гобелены с реалистическим пейзажем, натюрморты. Для первого плана выбирались более яркие (зелень) и тёмные (коричневый) тона, для второго — светло-зелёный, для дальнего — бледно-голубой. Тщательно проработанный и благородно уравновешенный пейзаж иногда дополнялся изображениями реальных и фантастических животных.

В 1663 году во главе «Королевской мануфактуры гобеленов и мебели» был поставлен «первый живописец короля» Ле Бран. Тогда же возникло первое промышленное производство гобеленов. С того времени для обозначения настенных ковров вошло в обиход слово «гобелен». По сути гобелен — то же самое, что шпалера, но первоначально гобеленами называли лишь те ковры, которые были созданы во Франции на королевской мануфактуре братьев Гобеленов. Отличительным знаком таких ковров служит вытканная по углам или в центре у верхнего края королевская лилия — символ королевской мануфактуры. Позднее это наименование закрепилось за всеми безворсовыми коврами.

Гобелен "Галерея." Антверпен 1640 год мастерская Якова Вотерса. Находится в английской королевской коллекции.

Гобелен "Сулейман." Антверпен 17-й век. Является частью серии из 8 гобеленов об истории Тамерлана и побежденного Баязида Султана. Музей истории искусств музей в Вене.

Гобелен "Дети в саду." Мастерская Ле Бран.Париж 17-й век.

Среди заказчиков гобеленов для своих дворцов есть и известные политические деятели: Франциск I, Генрих II, Генрих IV, Людовик XIII. Благодаря им были созданы картины: "Жизнь и смерть Христа", "История Спициона", "История Константинополя", "История Дианы" и ряд других. Большинство этих картин до сих пор можно увидеть в экспозициях самых известных музеев Европы. Далеко не последнюю роль в развитии искусства гобелена играло католическое духовенство.

Гобелен"Союз княжества Урбино с Церковью" 1669-70 шерсть,шелк, 400 х 530 см Musei Vaticani

С 1730-х годов во французском гобеленовом ткачестве главенствовало стремление как можно более точно воспроизвести в гобелене живописный оригинал. Стали увеличивать плотность полотна, пряжу теперь окрашивали в тысячи разнообразных оттенков. Была введена даже цветовая шкала, где каждый оттенок имел свой номер. Вспомогательные шаблоны, которых должен был строго придерживаться ткач, содержали фрагменты, обведённые контуром и пронумерованные в соответствии с этой шкалой. Таким образом из процесса создания гобелена была исключена творческая инициатива ткача — теперь он копировал живописное полотно, не имея права что-то менять.


Приветствую тебя, дорогой читатель! Сегодня я хочу рассказать о гобелене. Надеюсь, статья получится познавательной и интересной. Не будем лить воду, предлагаю перейти к сути вопроса. Начнем с определения. Что же такое гобелен? В переводе с французского gobelin – вытканный вручную по живописному рисунку-образцу ковер-картина (шпалера) из шерстяных, шелковых нитей. Своими словами, гобелен – это рисунок на ткани. Кто же придумал создавать такие рисунки, как это давно реализуется и, главное, зачем? Давайте разбираться.

История создания гобелена

Как и любая ткань, гобелен берет свои истоки задолго до моего и вашего рождения. К сожалению, точное время появления данного полотна и места до сих пор не известны. Но как показывают раскопки, мумии в древнеегипетских гробницах уже были одеты в нарядные гобеленовые платья. Если верить историкам, то самые ранние шпалеры появились в Германии. Сейчас, наверное, в это уже трудно поверить, но тогда шпалеры в домах были не только украшением, а также использовались в качестве утеплителя жилища: стены каменных домов были не такие холодные и сохраняли тепло в помещении. Само по себе дело по созданию гобелена очень кропотливое и дорогое. Только представьте себе, что бы соткать один шпалер необходимо было затратить от трех до пяти месяцев. Согласитесь, это довольно внушительный срок. А как показывает практика, все, что изготавливается долго, стоит достаточно дорого. Поэтому в свое время, ковры-картины могли украшать только стены королевских семей и их приближенных (Франциск I, Генрих II, Генрих IV, Людовик VIII). Очень часто, в замках были созданы свои собственные мастерские по созданию гобелена. И я хочу сказать, что не зря, именно в них были созданы известные произведения искусства: «Дама с единорогом», «Жизнь и смерть Христа», «История Дианы», «История Сципиона», «История Константинополя», которые сейчас представлены в самых известных музеях Европы.

Гобелен изготавливали в основном из шерстяных и шелковых нитей, но иногда приходилось использовать даже серебряные и золотые по специальному заказу. Рисунок переносили с образца, который соответствовал размеру будущего ковра. Бывало и такое, что для одного общего рисунка приходилась ткать до 12 отдельных ковров.

Интересный факт : многие известные художники такие как, Рафаэль, Рубенс, Ван-Дейк писали эскизы для гобелена. В Россию гобелен завез Петр Великий. Он создал первое на Руси гобеленовое ателье. В России в качестве нитей использовались не только шелк и шерсть, а так же лен.

Технология получения гобелена

Как было сказано выше, изготовление гобелена – это достаточно трудоемкий процесс. Конечно, с появлением современных технологий получить готовое изделие стало намного легче. Стоит отметить, что со времен появления гобелена менялись лишь конструкции ткацких станков, а смысл производства материала не изменялся. Давайте посмотрим, как это делается. Сразу предупреждаю, что технология получения гобелена описана поверхностно. Мы ведь с Вами не технологи, поэтому в тонкости производства вдаваться не будем.

Производство гобелена

На ткацкий станок натягивают нити (основу), затем сквозь них протягивают нити утка – это уточные нити, которые переплетаются с нитями основы по горизонтали в шахматном порядке. Далее плетется косичка, сразу поверх которой по вертикали плетется заработка высотой от 20 до 50 мм. Уток здесь - узорообразующая нить, в качестве которой могут выступать: лен, шерсть, шелк, хлопок, акрил, вискоза или серебряная нить. Далее специализированной вилкой горизонтальные прокидки утка прибиваются друг к другу. После выполнения данной операции нити основы с обеих сторон (лицевая и изнаночная) закрыты нитями утка. Далее полотно ткётся по образцу, сделанному в натуральную величину, и подложенному под нити основы. Для получения красочного рисунка стоит лишь завязать нити с нужным цветом к нитям основы. При использовании пряжи различной толщины можно получить структурный узор. Вот таким образом и получается гобелен.

Разновидности гобелена

Как и множество тканей, гобелен имеет различную структуру:

  • однослойный;
  • двухслойный;
  • легкий;
  • тяжелый;
  • среднетяжелый;

В зависимости от дизайнерских и цветовых решений гобелен может быть:

  • с крупным орнаментом;
  • с мелким рисунком;
  • гладкокрашеный;
  • меланжевый;
  • узорчатый;

По способу переплетения утка и основы гобеленовая ткань может быть:

  • односторонняя;
  • двухсторонняя.

Свойства гобелена

Гобелен обладает множеством различных свойств. Давайте их рассмотрим:

  • Плотность . Как и в любой другой ткани, плотность играет одну из самых важных ролей в характеристике ткани. Ведь именно от нее зависит прочность, долговечность и износостойкость изделия. Так же от плотности гобелена зависит сфера применения ткани. Например, для покрывал и штор применяют материал с плотностью в пределах 250-350 гр./кв.м., а для изготовления одежды достаточно 180 гр./кв.м.
  • Сминаемость . За счет технологии переплетения нитей и высокой плотности ткани, гобелен хорошо держит форму: отсутствуют складки.
  • Цветоустойчивость . Вы, наверное, замечали яркость красок на гобеленовых изделиях. Это достигается за счет качественно окрашенных нитей утка. Но все же, при попадании прямых солнечных лучей на ткань, со временем выцветания не избежать.
  • Усадка . Гобеленовая ткань одна из немногих, которая не подвергается усадке и деформации, но только при условии правильного ухода.

Как распознать гобеленовую ткань

Могу Вас заверить, что спутать гобеленовую ткань с другой - задача достаточно сложная. Ни одна ткань не будет такой тяжелой и толстой (3 слоя плетения) как гобеленовая, и, конечно же, иметь особенное узорчатое плетение нитей. Но вот отличить ткань ручной работы от машинного производства у Вас вряд ли получится. Да и стоит ли над этим сильно заморачиваться, главное, что бы изделие было качественно выполнено.

Область применения гобелена

А Вы знали, что гобеленовую ткань раньше называли «зеркалом цивилизации»? А все потому что рисунок на гобеленовой ткани часто показывал повседневную жизнь, религиозный сюжет, значимые события того или иного времени, традиции народов и т.д. Сегодня же, из гобеленовой ткани мы с вами можем увидеть:

  • Картины;
  • Скатерти;
  • Салфетки;
  • Наволочки на диванные подушки;
  • Сумки, ремни и перчатки;
  • Обувь;
  • Покрывала;
  • Шторы;
  • Подушки;
  • Ковры и многое другое.
Как видите, список этот можно продолжать еще долго. Все зависит от дизайнерских решений, ведь гобелен – это ткань, которая вдохновляет на различные творения.

Полезный совет : если Вы хотите применить гобелен в своем интерьере, то не стоит его перегружать, т.к. создастся сложная картинка для глаза. Достаточно будет либо обивки мебели, либо штор.

Достоинства и недостатки гобеленовой ткани

Как вы уже успели заметить, гобеленовая ткань достаточно плотная, а это значит практичная. Ее без труда можно стирать, пылесосить, сдавать в химчистку. А все, потому что сейчас гобелен изготавливают не только из натуральной нити как раньше, а и из синтетической. Такая замена позволяет увеличить срок эксплуатации гобеленовой ткани и, конечно же, снизить стоимость изделия. Но помните, гобелен, выполненный из 100% натуральной нити, требует бережного ухода. К положительным сторонам гобеленовой ткани так же можно отнести многообразие оттенков и цветовой гаммы, красоту узоров, внешнюю привлекательность, уникальную фактурность и долговечность. Сегодня гобелен ценят ещё и за возможность изготавливать из него жесткие подушки и покрывала, которые должны держать форму.
К недостаткам гобелена можно отнести тяжеловесность некоторых видов ткани, а так же жесткость из-за которой полотно не поддается драпировке.

Уход за гобеленовой тканью напрямую зависит от состава пряжи. Как было сказано выше, ткань утка может быть натуральной или синтетической. Соответственно, если нить натуральная, то гобеленовую ткань не рекомендуется стирать и гладить, а только лишь чистить щеточкой с натуральной щетиной. Если же состав гобелена синтетический, то вы без опаски можете его стирать, гладить и отдавать в химчистку. Но частая стирка все же не рекомендуется, т.к. структура ткани со временем будет разрушаться.

Полезный совет : что бы узнать точный состав гобеленовой ткани и наиболее исчерпывающую информацию по уходу того или иного гобеленового изделия, советуем Вам руководствоваться биркой на самом изделии. Как правило, производители пишут достоверную информацию о своих товарах .

Гобелен – это плотный тканый материал, который долгое время считался признаком роскоши и достатка. Свое современное название ткань получила по фамилии французской семьи Gobelin, которая в 17 веке впервые наладила промышленное производство гобелена. Однако тяжелые ковры без ворса с причудливыми орнаментами и замысловатыми сюжетами впервые появились много веков назад.

Сегодня гобеленом принято называть любой плотный и тяжелый текстиль, который производят путем переплетения нитей шерсти и шелка. Тканые ковры, приятные на ощупь, производятся при помощи станков. Как создавались прекрасные полотна в старину, когда о подобных машинах приходилось только мечтать?

История происхождения и состав материала

Создание гобеленовых картин – это древнейшее искусство, которое уходит корнями во времена правления египетских фараонов. Гробницы древних императоров украшали тяжелые ткани с античными сюжетами, выполненные в технике гобелен. Позже искусство ткать ковры перешло к древним грекам – свои жилища люди украшали полотнами, на которых были вышиты мифологические герои и изображения богов.


В Америке задолго до ее открытия индейцы создавали тканые ковры по особой технологии. В Китае и Японии ткацкое искусство также было освоено на высшем уровне (см. фото). Каждая страна привносила в процесс создания свои тонкости, благодаря чему сегодня существует огромное разнообразие видов гобелена.

Ручное создание гобеленовых тканей – процесс трудоемкий и кропотливый. За 1 год мастер мог сплести ковер размером 1,5 на 1,5 метра. Нити шелка и шерсти разбавлялись чистым золотом и серебром, поэтому стоило такое полотно баснословных денег. Позволить себе гобеленовые полотна могли только очень богатые и состоятельные люди.


Производство гобеленов

Только в конце 17 века производство по созданию гобеленов приобрело промышленные масштабы. На первой в России шпалерной фабрике (шпалера – это другое название гобелена) работали исключительно французские мастера. Чтобы обучиться нелегкому ремеслу, ученик должен был практиковаться у опытного мастера на протяжении 12 лет.

За основу материала берется натуральное полотно – обычно, лен. Основа изделия должна быть твердой и прочной, держать форму. Для переплетения берутся нити шелка, шерсти, хлопка, вискозы, акрила, люрекса и полиэстера. В дорогих изделиях ручной работы можно встретить серебряные и золотые нити.

Разновидности гобелена и их особенности

Ручное ткачество – древнейший вид рукоделия. Каждая страна привносила в искусство создания шпалеры свои особенности.

По смысловому сюжету различают следующие разновидности гобелена:

  • аррас – европейская технология создания гобелена, для которой характерны яркие детали и незамысловатые сюжеты;
  • алентур – создание пейзажей на полотнах, которые затем помещаются в деревянную оправу;
  • вердюра – картины в темно-синих и зеленых тонах, с изображением животных и птиц на фоне природы (см. фото);
  • фламандские шпалеры – особенностью этих картин является многосюжетность, копирование и присутствие одинаковых элементов на полотне;
  • персидские ковры – ткани с характерным восточным орнаментом, изображающие диких зверей, медальоны или вазоны причудливой формы;
  • турецкие ковры – характерна яркая расцветка, красный фон и арабески синего и желтого цвета.

Вердюра

По плотности гобеленовые ткани подразделяют на:

  • легкие – 180 г/кв. м;
  • средние – 280–380 г/кв. м;
  • тяжелые – 700 г/кв. м.

Достоинства и недостатки ткани

Любое описание гобеленовых полотен характеризует их как привлекательный вид текстиля, отличающийся превосходным дизайном и великолепием. Однако, кроме эстетики, эта ткань обладает весомым набором других преимуществ:

  • прочность – материал практически невозможно порвать руками и очень сложно разрезать ножницами;
  • износостойкость – ткани из гобелена сохраняют свой безупречный внешний вид на протяжении десятилетий, картины могут храниться веками, цвета не тускнеют и не выгорают на солнце;
  • многообразие цветов и техник переплетения – из гобелена можно создать декоративные изделия на все случаи жизни;
  • гипоаллергенность – в основе материала лежат натуральные нити высокого качества, ткань способна отталкивать пыль;
  • антистатический эффект – гобелен не притягивает к себе статическое электричество;
  • неприхотливость в уходе – ткань устойчива к загрязнениям и не требует частых стирок.

Антикварный гобелен

К недостаткам ткани можно отнести:

  • тяжелый вес – гобелен непригоден для создания предметов одежды ввиду жесткости и тяжести, его заменяют более удобным и легким жаккардом;
  • низкая способность пропускать воздух;
  • ограничения в уходе – полотна нельзя стирать в машине и гладить утюгом;
  • высокая стоимость.

Области применения


В средние века главной целью создания гобеленовых полотен являлось украшение жилища знати. Коврами с изображением знаковых для страны войн, портретов правителей или моментов охоты декорировали стены замков и дворцов.

Сегодня гобелен пользуется огромной популярностью в легкой промышленности. Если несколько сотен лет назад покрывало из тканого полотна мог позволить себе лишь очень состоятельный человек, сейчас декоративные шпалеры доступны многим. Многие именитые дизайнеры используют гобелен для создания декоративных шедевров.


Диванная подушка из гобелена

Основные сферы применения гобелена:

  • производство мягкой мебели (обивка для диванов и кресел);
  • изготовление предметов интерьера для создания домашнего уюта: диванные подушек (см. фото), покрывал, пледов, штор, картин, настенных ковров;
  • изготовление аксессуаров (сумочек, косметичек, поясов, клатчей).


Современные гобеленовые ткани очень разнообразны и удачно вписываются в интерьер большинства помещений. Сумочки из данного материала по прочности не уступают изделиям из натуральной кожи. Шторы из гобелена выглядят дорого и эффектно, к тому же на 100% препятствуют проникновению солнца в помещение. Особого внимания заслуживают картины и ковры, созданные ручным способом, – изделия поражают своей красотой и качеством (см. фото гобелена).


Уход за гобеленом

Уход за гобеленом специфичен и во многом отличается от привычного ухода за другими тканями. Стирка – ручная или в машинке – для тканого материала противопоказана. Обивку диванов и кресел обрабатывают специальными чистящими составами, которые можно приобрести в мебельных магазинах.

Ткань, в состав которой входит шелк или шерсть, чистится при помощи салфеток из безворсовых тканей или сухой щетки. Если на поверхности образовалось пятно, лучше отдать изделие в химчистку, чтобы не повредить дорогой материал. Художественные ткани в домашних условиях чистят с помощью пылесоса. При намокании изделие необходимо тщательно просушить на солнце.


Чтобы декоративные полотна отлично сохранились на долгие годы, необходимо следовать рекомендациям по уходу:

  • ковры нельзя вешать рядом с камином во избежание скопления копоти;
  • для удаления пыли следует использовать сухую щетку;
  • пылесосить ткань нужно с обеих сторон;
  • поскольку гладить утюгом гобелен не рекомендуется, во избежание образования заломов при длительном хранении следует намотать ткань на пластиковую бутылку или другое изделие цилиндрической формы.




Top