Что такое историко литературный процесс. Историко-литературный процесс

Историко-литературный процесс - совокупность общезначимых изменений в литературе. Ли­тература непрерывно развивается. Каждая эпоха обогащает искусство какими-то новыми худо­жественными открытиями. Изучение закономерностей развития литературы и составляет понятие « историко-литературный процесс ». Развитие литературного процесса определяется следующими ху­дожественными системами: творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения.

Непрерывное изменение литературы - очевидный факт, но значимые изменения происходят далеко не каждый год, даже не каждое десятилетие. Как правило, они связаны с серьезными историческими сдвигами (смена исторических эпох и периодов, войны, революции, связанные с выходом на историческую арену новых общественных сил и т. д.). Можно выделить основные этапы развития европейского искусства, которые определили специфику историко-литературно­го процесса: античность, средние века, Возрождение, Просвещение, девятнадцатый и двадцатый века.

Развитие историко-литературного процесса обусловлено целым рядом факторов, среди которых прежде всего следует отметить историческую ситуацию (социально-политический строй, идеология и т. д.), влияние предшествующих литературных традиций и художественный опыт других народов. Например, на творчество Пушкина серьезное воздействие оказало творчество его предшественников не только в русской литературе (Державин, Батюшков, Жуковский и другие), но и европейской (Вольтер, Руссо, Байрон и другие).

Литературный процесс - это сложная система литературных взаимодействий. Он представляет собой формирование, функционирование и смену различных литературных направлений и течений.

Словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1974.

Литературное направление - устойчивый и повторяющийся в том или ином периоде исторического развития литературы целостный и органически связанный круг основных особенностей литературного творчества, выражающийся как в характере отбора явлений действительности, так и в отвечающих ему принципах выбора средств художественного изображения у ряда писателей.

Литература. 8 класс: Учебная хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев. - М.: Дрофа, 2000.

Литературное направление - конкретно-историческое проявление продуктивного творческого метода внутри художественной системы, а также произведения, созданные на основе одного непродуктивного творческого метода. Творческий метод - основные художественные принципы оценки, отбора и воспроизведения действительности в произведении.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ анализ рассматривает художественное произведение как компонент автономного историко-литературного ряда, т. е. как элемент диахронического текста. ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ анализ рассматривает художественное произведение как компонент автономного историко-литературного ряда, т. е. как элемент диахронического текста.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Контекстом анализа служит сам литературный процесс: Контекстом анализа служит сам литературный процесс: внутренние закономерности отечественного или мирового литературного процесса, внутренние закономерности отечественного или мирового литературного процесса, место писателя в истории литературы (контрапункт традиции и новаторства в его творчестве воспринимаются исследователем как факторы, обусловившие появление, проблематику и поэтику художественного произведения). место писателя в истории литературы (контрапункт традиции и новаторства в его творчестве воспринимаются исследователем как факторы, обусловившие появление, проблематику и поэтику художественного произведения).


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный «... первая задача будущего исследователя происхождения тургеневского романа - выяснить размеры и характер пушкинского наследия в нем, а потом характер и причины отклонения Тургенева от пушкинской нормы. Это вопросы специальные. Все же мы позволим себе указать, по второму вопросу, на громадную (замеченную современниками) роль романа Ж. Санд в сложении романа Тургенева. Но романы Ж. Санд, т. е. те из них, которые имеют отношение к нашему вопросу, принадлежат литературному потомству «Адольфа» и представляют развитие и расширение констанова roman d"analyse» (Л. Пумпянский) «... первая задача будущего исследователя происхождения тургеневского романа - выяснить размеры и характер пушкинского наследия в нем, а потом характер и причины отклонения Тургенева от пушкинской нормы. Это вопросы специальные. Все же мы позволим себе указать, по второму вопросу, на громадную (замеченную современниками) роль романа Ж. Санд в сложении романа Тургенева. Но романы Ж. Санд, т. е. те из них, которые имеют отношение к нашему вопросу, принадлежат литературному потомству «Адольфа» и представляют развитие и расширение констанова roman d"analyse» (Л. Пумпянский)


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный «…форма поэзии зависит от характера художественного гения того иного народа: гекзаметр гомеровского эпоса не что иное как просодия песнопений греческого народа» «…форма поэзии зависит от характера художественного гения того иного народа: гекзаметр гомеровского эпоса не что иное как просодия песнопений греческого народа» И. Гердер. И. Гердер.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Краткий и очень важный сигнал одиночества: Краткий и очень важный сигнал одиночества: Выхожу один я на дорогу. Выхожу один я на дорогу. Оппозиция: «выхожу» и «на дорогу». Дорога (как правило) русской и мировой поэзии они, как правило, означает: меняющиеся связи путника с людьми и миром, задают ожидание общения и встреч, Оппозиция: «выхожу» и «на дорогу». Дорога (как правило) русской и мировой поэзии они, как правило, означает: меняющиеся связи путника с людьми и миром, задают ожидание общения и встреч, но в данном случае это ожидание не сбывается: один, но в данном случае это ожидание не сбывается: один, поэтому контраст между сигналом одиночества и соседними словами, символами будущего общения, подчеркивает безотрадное состояние героя. поэтому контраст между сигналом одиночества и соседними словами, символами будущего общения, подчеркивает безотрадное состояние героя.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Безотрадное состояние: в следующей строке есть едва уловимое, но совершенно реальное присутствие печали: Безотрадное состояние: в следующей строке есть едва уловимое, но совершенно реальное присутствие печали: Сквозь туман кремнистый путь блестит... Сквозь туман кремнистый путь блестит... «Кремнистый», т. е. усеянный мелкими камнями, каменистый, «Кремнистый», т. е. усеянный мелкими камнями, каменистый, что вызывает представление о трудном и суровом пути, и эта ассоциация, значительная сама по себе, обогащается ощущением скорби, которая навеяна лунным пейзажем (путь в ночи, естественно, блестит лишь при свете луны, а с ней неразлучен эпитет «печальный»). что вызывает представление о трудном и суровом пути, и эта ассоциация, значительная сама по себе, обогащается ощущением скорби, которая навеяна лунным пейзажем (путь в ночи, естественно, блестит лишь при свете луны, а с ней неразлучен эпитет «печальный»).


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный «Печальная луна» - общезначимый для мировой поэзии культурный символ, у поэтов она всегда связана с изображением тягостной грусти, невеселой думы (А.Н. Афанасьев); «Печальная луна» - общезначимый для мировой поэзии культурный символ, у поэтов она всегда связана с изображением тягостной грусти, невеселой думы (А.Н. Афанасьев); исключения наблюдаются в пародийных текстах: исключения наблюдаются в пародийных текстах: Кругла, красна лицом она, Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна Как эта глупая луна На этом глупом небо­склоне - На этом глупом небо­склоне - «Евгений Онегин» «Евгений Онегин»


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Туман и любое умаление света, (например, затмение), соотносятся в мифологических воззрениях славян с недобрыми знамениями, предчувствием потерь и ущерба (А.Н. Афанасьев). Туман и любое умаление света, (например, затмение), соотносятся в мифологических воззрениях славян с недобрыми знамениями, предчувствием потерь и ущерба (А.Н. Афанасьев). Эти ассоциации, порождаемые контекстом русской, мировой поэзии, уже в самом начале стихотворения влекут за собой атмосферу печали. Эти ассоциации, порождаемые контекстом русской, мировой поэзии, уже в самом начале стихотворения влекут за собой атмосферу печали.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Третий и четвертый стих: Третий и четвертый стих: невеселому, скорбно-озабоченному настроению противополагается покой Вселенной, где все находится в согласии, гармонии друг с другом («Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, и звезда с звездою говорит»), невеселому, скорбно-озабоченному настроению противополагается покой Вселенной, где все находится в согласии, гармонии друг с другом («Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, и звезда с звездою говорит»), и где лермонтовский человек ничему не причастен и ничему не принадлежит. Его внутренняя отчужденность окружающему закрепляется словом «пустыня»: безлюдное пространство, в котором невозможны какие- либо связи одного с другими. и где лермонтовский человек ничему не причастен и ничему не принадлежит. Его внутренняя отчужденность окружающему закрепляется словом «пустыня»: безлюдное пространство, в котором невозможны какие- либо связи одного с другими.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Однако сама «пустыня» неотделима от единого целого, космоса, или Вселенной, ибо она «внемлет Богу», и поэтому одиночество героя, как будто вытесненного из огромного мира или вырванного из связей с ним, обретает безграничный, универсальный, а следовательно, истинно романтический характер. Однако сама «пустыня» неотделима от единого целого, космоса, или Вселенной, ибо она «внемлет Богу», и поэтому одиночество героя, как будто вытесненного из огромного мира или вырванного из связей с ним, обретает безграничный, универсальный, а следовательно, истинно романтический характер.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Чувство одиночества подтверждается и начальными стихами второй строфы: Чувство одиночества подтверждается и начальными стихами второй строфы: «В небесах торжественно и чудно...» - это взгляд вверх, с земли, «В небесах торжественно и чудно...» - это взгляд вверх, с земли, Но: «Спит земля в сияньи голубом...» - Лирический герой видит землю как будто всю целиком, в нимбе голубого сияния (снова взгляд вверх?): романтическое пространство Но: «Спит земля в сияньи голубом...» - Лирический герой видит землю как будто всю целиком, в нимбе голубого сияния (снова взгляд вверх?): романтическое пространство


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Противоположность точек зрения в пятом и шестом стихах (одна – с высоты, другая - снизу) создает впечатление, что лермонтовский человек ощущает себя неким центром, вокруг которого размещается остальной мир: романтический эгоцентризм Противоположность точек зрения в пятом и шестом стихах (одна – с высоты, другая - снизу) создает впечатление, что лермонтовский человек ощущает себя неким центром, вокруг которого размещается остальной мир: романтический эгоцентризм


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Подобно Демону, лермонтовский человек он не принадлежит ни земле, ни небу, «бездомен» как на земле, так и на небесах, отторгнут от небесного рая, где «торжественно и чудно», и не может принять земной юдоли. Подобно Демону, лермонтовский человек он не принадлежит ни земле, ни небу, «бездомен» как на земле, так и на небесах, отторгнут от небесного рая, где «торжественно и чудно», и не может принять земной юдоли. Так обнаруживается вся мера неприкаянности и трагизма лирического героя, что и возбуждает у него мучительный вопрос: Так обнаруживается вся мера неприкаянности и трагизма лирического героя, что и возбуждает у него мучительный вопрос: Что же мне так больно и так трудно? Что же мне так больно и так трудно? На этом кончается первая часть стихотворения На этом кончается первая часть стихотворения


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Утверждение своих, особых ценностей начинается с отрицания: «Уж не жду от жизни ничего я...» - Утверждение своих, особых ценностей начинается с отрицания: «Уж не жду от жизни ничего я...» - это о земной несовершенной жизни, с которой не может примириться гордое, протестующее сердце. это о земной несовершенной жизни, с которой не может примириться гордое, протестующее сердце. Следующую строку не следует читать (понимать) буквально, потому что в ней скрыт сугубо лермонтовский смысл. Ключ к нему - во всей лирике поэта, от других поэтических систем она отличается необыкновенным единством мысли, воззрений, мироощущения. Следующую строку не следует читать (понимать) буквально, потому что в ней скрыт сугубо лермонтовский смысл. Ключ к нему - во всей лирике поэта, от других поэтических систем она отличается необыкновенным единством мысли, воззрений, мироощущения.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный «И не жаль мне прошлого ничуть...» - свидетельство одной важнейшей черты поэтического сознания Лермонтова - его убеждении в «небесном происхождении» человеческой души, о том, что душа помнит о былой небесной гармонии. «И не жаль мне прошлого ничуть...» - свидетельство одной важнейшей черты поэтического сознания Лермонтова - его убеждении в «небесном происхождении» человеческой души, о том, что душа помнит о былой небесной гармонии. Показательны стихи об ангеле, несшем душу на горестную и бренную землю: Показательны стихи об ангеле, несшем душу на горестную и бренную землю:


По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О Боге великом он пел, и хвала Его не притворна была. Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез; И звук его песни в душе молодой Остался без слов, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли. «Ангел»


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный «Прошлое», о котором говорится во второй строке третьей строфы стихотворения «Выхожу один я на дорогу...», обозначает «былое» небесное блаженство, утраченную гармонию. «Прошлое», о котором говорится во второй строке третьей строфы стихотворения «Выхожу один я на дорогу...», обозначает «былое» небесное блаженство, утраченную гармонию. Поэт вроде бы не жалеет о ней и ничего не ожидает от земной жизни, но смысл его заверений вступает в явное противоречие с их интонацией, в которой звучит горечь невосполнимых утрат. Она-то и не дает герою при всем его отчаянии, отречься от несомненных идеалов, перестать томиться о них. Поэт вроде бы не жалеет о ней и ничего не ожидает от земной жизни, но смысл его заверений вступает в явное противоречие с их интонацией, в которой звучит горечь невосполнимых утрат. Она-то и не дает герою при всем его отчаянии, отречься от несомненных идеалов, перестать томиться о них.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный «Я ищу свободы и покоя» - «Я ищу свободы и покоя» - и пушкинское: и пушкинское: «На свете счастья нет, но есть покой и воля...» (стихотворение «Пора, мой друг, пора!..»). «На свете счастья нет, но есть покой и воля...» (стихотворение «Пора, мой друг, пора!..»). НО: НО: Надежда, которая питала Пушкина, явно поколеблена в драматическом сознании Лермонтова. Это обусловлено принципиальным различием эпох, которые формировали двух гениев: «до» и «после» декабрьского восстания. Надежда, которая питала Пушкина, явно поколеблена в драматическом сознании Лермонтова. Это обусловлено принципиальным различием эпох, которые формировали двух гениев: «до» и «после» декабрьского восстания. То, что для Пушкина было символом веры («есть»), стало для его преемника недосягаемым идеалом («ищу»), То, что для Пушкина было символом веры («есть»), стало для его преемника недосягаемым идеалом («ищу»), почему и возникает желание: «Я б хотел забыться и заснуть!». почему и возникает желание: «Я б хотел забыться и заснуть!».


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Стремление «забыться и заснуть» - Стремление «забыться и заснуть» - бунт одинокой личности против несовершенного мироустройства, но не самой жизни. бунт одинокой личности против несовершенного мироустройства, но не самой жизни. Жажда идеала сильнее отчаяния, и сон мыслится не выключением из бытия («...не тем холодным сном могилы», когда дух «утонет в бездне бесконечной»), а инобытием, при котором жизнь и смерть –это такими же взаимодополняющими членами пары, как небо и земля во Вселенной. Жажда идеала сильнее отчаяния, и сон мыслится не выключением из бытия («...не тем холодным сном могилы», когда дух «утонет в бездне бесконечной»), а инобытием, при котором жизнь и смерть –это такими же взаимодополняющими членами пары, как небо и земля во Вселенной.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Жизнь становится похожей на смерть («навеки... заснуть»), смерть - на жизнь («Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь») - это состояние нирваны, Жизнь становится похожей на смерть («навеки... заснуть»), смерть - на жизнь («Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь») - это состояние нирваны, которое лишь одно может дать герою чувство покоя и свободы, поэтому: которое лишь одно может дать герою чувство покоя и свободы, поэтому: Исчезают одиночество и неприкаянность лермонтовского человека. Исчезают одиночество и неприкаянность лермонтовского человека. Его замкнутый на себя мир: («Но, потеряв отчизну и свободу, Я вдруг нашел себя в себе одном») (недаром герой ощущает себя как будто центром Вселенной, ей не принадлежащим) вступит в иные отношения с космосом. Его замкнутый на себя мир: («Но, потеряв отчизну и свободу, Я вдруг нашел себя в себе одном») (недаром герой ощущает себя как будто центром Вселенной, ей не принадлежащим) вступит в иные отношения с космосом.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Душа героя и Вселенная - в полном согласии; небо («сладкий голос») и земля («темный дуб») обернутся к нему любовью и благоволением. Душа героя и Вселенная - в полном согласии; небо («сладкий голос») и земля («темный дуб») обернутся к нему любовью и благоволением. Мир героя приобщится к миру Вселенной. Однако эта идиллия возможна только тогда, когда лермонтовский человек перестанет быть болевой точкой в мироздании. Мир героя приобщится к миру Вселенной. Однако эта идиллия возможна только тогда, когда лермонтовский человек перестанет быть болевой точкой в мироздании. На других условиях гармонии между ним и окружающим миром быть не может. На других условиях гармонии между ним и окружающим миром быть не может.


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный Тема песни («сладкий голос» или голос «отрадный», из чернового варианта), возникающая при поддержке гармонической звукописи в последней строфе: Тема песни («сладкий голос» или голос «отрадный», из чернового варианта), возникающая при поддержке гармонической звукописи в последней строфе: симметрия звуков: симметрия звуков: "у" - в 1-м и 4-м стихах: 2; "у" - в 1-м и 4-м стихах: 2; "е" - в 1-м и 3-м стихах: 4; во 2-м и 4-м стихах: 2; "е" - в 1-м и 3-м стихах: 4; во 2-м и 4-м стихах: 2; "л" - в 1-м и 4-м стихах: 3 "л" - в 1-м и 4-м стихах: 3 и единая рифма с чередованием женских и мужских окончаний, что придает особую ритмикоинтонационную завершенность стихам пятой строфы), и единая рифма с чередованием женских и мужских окончаний, что придает особую ритмикоинтонационную завершенность стихам пятой строфы),


ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный «Выхожу один я на дорогу...» - одно из последних стихотворений Лермонтова, итог сквозных для его творчества тем, мотивов, исканий. В этой жемчужине русской лирики нашли отражение предельно обобщенная, свободная от исторических и политических реалий философская трактовка трагического конфликта поэта с миром, его романтически безграничный пафос отрицания, психологическая глубина откровения героя, который бесконечно жаждет идеала и не верит в его существование. «Выхожу один я на дорогу...» - одно из последних стихотворений Лермонтова, итог сквозных для его творчества тем, мотивов, исканий. В этой жемчужине русской лирики нашли отражение предельно обобщенная, свободная от исторических и политических реалий философская трактовка трагического конфликта поэта с миром, его романтически безграничный пафос отрицания, психологическая глубина откровения героя, который бесконечно жаждет идеала и не верит в его существование.



ВИДЫ АНАЛИЗА. Историко-литературный но разлитая и напевном строе всего стихотворения, начиная с "Ангела", связывается с тем особым лермонтовским Эдемом, которому он присвоил имя "отрады", с идеальной полнотой бытия, недостижимой в земных борениях, однако включающей в себя музыкально преображенные земные ценности (цветение природы,женскую любовь)» но разлитая и напевном строе всего стихотворения, начиная с "Ангела", связывается с тем особым лермонтовским Эдемом, которому он присвоил имя "отрады", с идеальной полнотой бытия, недостижимой в земных борениях, однако включающей в себя музыкально преображенные земные ценности (цветение природы,женскую любовь)»

  • Историческая летопись 5
  • За чужую свободу 49
    • Часть вторая 49
    • Часть третья 84
  • 107
  • Кошмары наяву. (Из человеческих документов о мире и войне. Очерки) 141
    • I. Подмижуй 141
  • 166
  • Николай Иванович Гродеков. (1883 - 1913 гг. Воспоминания - заметки) 189
    • I. Гродеков по воспоминаниям сослуживцев и старожилов, как военный губернатор Сыр-Дарьинской области. - Черты его характера. - Отношение к курильщикам и алкоголикам. - Заботы о народном образовании. - Церковно-строительство. - Создание русских поселков. - Холерный бунт 1892 году в Ташкенте. - Деятельность в Приамурье. - Назначение туркестанским генерал-губернатором 189
    • II. Встреча нового генерал-губернатора. - Взгляд Гродекова на переселенческое дело. - Положение Туркестанского края в конце 1906 года. - Перемены в личном составе. - Борьба с революционным движением. - Реорганизация переселенческого дела. - Трения с главным управлением земледелия по переселенческом вопросу. - Прием у генерал-губернатора, рабочий его день. - Заботы о разных просветительных учреждениях. - Памятник Кауфману. - Отношение к Хиве и Бухаре. - Взгляд Гродекова на военно-народное управление. - Уход Николая Ивановича из Туркестана. - Память о нем среди русского населения, особенно отставных ветеранов, поселившихся в крае 196
  • К истории польско-русских отношений 215
  • Из раскольничьих дел недавнего прошлого 239
  • Легенды о войне 246
    • Аэропланы 247
    • Начало конца мира 249
    • Вильгельм 250
    • Скобелев 253
    • Великий князь Николай Николаевич 255
    • Казак Пашнин 257
  • Немцы 40 лет назад. (Из личных воспоминаний) 264
    • I. Как вели себя немцы во время франко-прусской войны 264
    • II. Как воспитывали они чувства воинской части и доблести в своих воинах 265
    • III. Как немцы соблюдали законы и обычаи войны в борьбе с французами 269
    • IV. Что думали немцы сорок лет назад о войне с Россией; их полное незнакомство в то время с нашей родиной 271
  • Профессор Иван Иванович Соколов. (К двадцатипятилетию его педагогической и учено-литературной деятельности) 277
  • Новая Земля 286
    • I. Отход парохода Мурманского о-ва "Королева Ольга Константиновна" на Новую Землю. - Краткая история колонизации Новой Земли. - Путь до первого становища. - Белушья губа. - Освящение часовни. - "Птичий базар" 286
    • II. Перевозка животных (собак). - Селение Малые Кармакулы. - Школа, баня, - Снабжение колонистов "жизненными припасами" и система рассчетов 295
    • III. Маточкин Шар. - Природа. - Маленькое приключение. - Пьянство самоедов, их характер и тяжелое денежное положение 302
    • IV. Ольгинский поселок. - Его обитатели и печальные стороны их существования. - Посадка живого груза: медведи, песцы, совы. - Возвращение назад. - Буря. - Качка. - Туман. - Заключительное слово 308
  • Из записной книжки историка 318
    • Ход военных действий в борьбе с немцами. - Болгарская измена славянскому делу. - События во внутренней жизни России 318
  • Критика и библиография 324
    • В.И. Адамович. Оправдание представителями германской интеллигенции нынешней войны и способа ее ведения Германией и Австро-Венгрией и отповедь представителей интеллигенции во Франции, Англии и России. Петроград. 1915. Стр. 68. Ц. 40 к. 324
    • Б.Д. Греков. Новгородский дом святой Софии. Опыт изучения организации и внутренних отношений крупной церковной вотчины. Ч. I. Пгр. 1914. Стр. XIV+544+129. Ц. 3 р. 325
    • Н.Г. Высоцкий. Первый скопческий процесс. Материалы, относящиеся к начальной истории скопческой секты. Москва. 1915. Стр. I+XX+I+345. Ц. 2 р. 327
    • А.К. Дживелегов. Александр I и Наполеон. Москва. 1915. Стр. 302. Ц. 1 р. 75 к. 329
    • Труды полтавской ученой архивной комиссии. Вып. 12. Полтава. 1915. Стр. 240+21. Цена не обозначена 330
    • У.Г. Иваск. Жизнь и труды Василия Ивановича Собольщикова, старшего библиотекаря и архитектора императорской публичной библиотеки (с гравированным портретом). Москва. 1914. Стр. 59. Цена 1 р. 50 к. 331
    • Действия нижегородской губернской ученой архивной комиссии. Сборник. Том XV. Выпуски IV и V. В память 300-летия царствования дома Романовых. Том XVII. Выпуски II и III. Нижний Новгород. 1913-1914. Стр. 163; 148; 20, 5, 32, 6, 48, 10; 6, 4, 12, 3, 3, 30, 12, 2, 3, 25. Цена не обозначена 332
    • История музыки всех времен и народов - проф. Л.А. Саккетти. Пгр. 1915. Издание "Шиповник". Выпуск III. 202-296. Со множеством иллюстраций. Цена по подписке 332
    • Н.Н. Сергиевский. Августейший поэт К.Р. (Жизнь и деятельность: великий князь Константин Константинович как государственный и общественный деятель, поэт и человек. Оценка творчества в письмах наших классиков. Мои воспоминания). С портретами, редкими автографами и снимками постановки драмы "Царь Иудейский". Издание журнала "Наша Старина". Пгр. 1915. Стр. 49. Ц. 75 к. 334
    • Речи Либания, перевел с греческого, с введением, примечаниями и двумя приложениями С. Шестаков. Т. I. Казань. Стр. 5+XC+522. Ц. 3 р. 60 к. 335
    • Н.М. Затворницкий. Наполеоновская эпоха. Библиографический указатель. Выпуск первый. Птр. 1914. Стр. XIV+328 и 8 отдельных таблиц. Цена 3 рубля. Выпуск второй. Пгр. 1915. Стр. IV+314 и 8 отд. табл. Цена 3 рубля 336
    • Профессор Н.К. Грунский. Лекции по педагогике. 2 изд. Юрьев. 1914. Ц. 1 р. 50 к. - А.М. Медведков. Педагогика для самообразования, школы и семьи. Петроград. 1914. Ц. 1 р. 35 к. - П.Ф. Каптерев. Дидактические очерки. Теория образования. Издание второе. Петр. 1915. Ц. 2 р. 40 к. 338
    • К.Р. "Царь Иудейский", драма в 4-х действиях и 5-ти картинах. Спб. 1914. Типография министерства внутренних дел. Снимки с постановки драмы и портретов действующих лиц в фотографии К.А. Фишера; клише, печать цветных фототипий и гелиогравюры т-ва Р. Голике и А. Вильборг. Эскизы костюмов - под наблюдением П.К. Степанова, эскизы декораций Н.Н. Болдырева; эскизы занавесей И.Г. Окорокова; цветные рисунки сцен по фотографиям К.А. Фишера исполнены М.И. Хвостенко. Обложка, заставки и цветные портреты П.П. Либена. Стр. 284+12. Цена 20 р., в переплете 25 р. 339
    • Н. Маркс. Рисунки Е. Арцеулова. Легенды Крыма. Москва. 1914. Вып. I. Изд. 2-е. Стр. 43. Рис. 15. Ц. 1 р. 340
    • "Виленский Временник", издается при Муравьевском музее в Вильне. Книга VI. Архивные материалы Муравьевского музея, относящиеся к польскому восстанию 1863 - 1864 годов в пределах Северо-Западного края. Часть первая. Переписка по политическим делам гражданского управления с 1-го января 1862 г. по 1-ое мая 1863 г. Составил А.И. Миловидов. С двумя хромолитографическими снимками и шестью цинкографическими факсимиле в тексте. Цена 3 р. 75 к. Стр. XVI+462 340
    • Проф. Н.В. Ястребов. Галиция накануне великой войны 1914 года. Пгр. 1915. Стр. VIII+146. Ц. 1 р. 25 к. 342
    • Н.М. Лагов. Галичина, ее история, природа, богатства и достопримечательности. Пгр. 1915. Стр. VIII+123. Ц. 80 к. 342
    • Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Издание управления кавказского учебного округа. Выпуск 43-й. Тифлис. 1914. Стр. III+IV+232+156+176+VII+243. Цена не обозначена 343
    • В. Лебедев. За государя великого князя. Историческая повесть половины XV века. Москва. Издание А.Д. Ступина. 1914. Стр. 96. Цена 35 коп. 344
    • А. Ренников. Золото Рейна. О немцах в России. Со многими рисунками и картами. Пгр. 1915. Стр. 395. Ц. 1 р. 50 к. 345
  • Новости истории 347
    • Немец-узурпатор царских подарков и ливадийский дьячок. - Зловещее пророчество о трагедии первого марта. - Потревоженные тени крепостного века. - Архив Философовых. - Новоржевские помещики и крестьянское раскрепощение. - Дряхлеющий феодал и новая жизнь. - Из жизни А.П. Философовой. - Либеральная жена военного прокурора. - Достоевский среди салонных философов. - Лев Толстой в рассказе яснополянского крестьянина. - Глеб Успенский в сеемейном быте. - Роман поневоле автора "Растеряевой улицы" 347
  • 362
    • Последние дни диктатуры Бисмарка 362
    • Гете в роли военного репортера 366
    • "Душа России" 368
    • Гибель эрцгерцога Рудольфа и Марии Вечера 371
    • Наследственность 372
    • Гоголь и Диккенс. Пикквик и Чичиков 375
    • Англо-русская книга о немецком засилье 376
  • Смесь 379
    • Медаль в память К.Р. 379
    • Новое общество 380
    • Чествование северных мореплавателей 381
    • 45-летие литературной деятельности В.Н. Жука 382
    • Юбилей П.О. Морозова 383
    • Двадцатипятилетний юбилей профессора А.П. Рождественского 383
    • Юбилей профессора С.П. Глазенапа 384
    • Девятисотлетие смерти св. кн. Глеба 384
  • Некрологи 386
    • Дурново, П.Н. 386
    • Духовской, С.А. 387
    • Коломнин, П.П. 387
    • Коссович, П.С. 388
    • Лутугин, Л.И. 388
    • Нечаев, А.В. 389
    • Ордынский, А.К. 390
    • Пальм, С.А. 391
    • Савина, М.Г. 392
    • Флеров, Н.М. 393
    • Челышев, М.Д. 394
    • Шапиров, Б.М. 394
    • Шур, м.А. 395
  • Заметки и поправки 395
    • I. К воспоминаниям г. С.У. "Мозаика" 395
    • II. По поводу рецензии П.М. Майкова 396
    • III. По поводу статьи А. Сигова "замок князя Паскевича в Гомеле" 396
    • IV. По тому же поводу 399
  • Последняя надежда 401
    • XIII. Внутри стен 403
    • XIV. Поднятое покрывало 408
    • XV. Отлив 414
    • XVI. Игроки 418
    • XVII. На Королевском мосту 423
    • XVIII. Город, который скоро забывает 429
  • Историческая летопись 443
  • За чужую свободу 485
    • Часть третья 485
  • Сан-Стефано. (Записки гр. Н.П. Игнатьева с примечаниями А.А. Башмакова и К.А. Губастова) 546
  • Кошмары наяву. (Из человеческих документов о мире и войне). (Очерки) 578
    • II. Отрава 578
  • За тридцать лет. (Листки из воспоминаний) 601
  • Маленькая историческая тайна 617
  • Марк Лукич Кропивницкий. (Воспоминания земляка) 627
  • Из воспоминаний бывшего судебного деятеля 632
    • XVI. Генерал 633
    • XVII. Философ 635
    • XVIII. Скорый 637
    • XIX. Законник 637
    • XX. Рассеянный 639
    • XXI. Прозорливый 640
    • XXII. Доктор 641
    • XXIII. Блюститель нравственности 642
    • XXIV. Поручик 643
  • Одна из теней прошлого. (Из истории Холмского края) 647
  • Анатолий Александрович Флеров. (К 35-леетию его учебно-административной деятельности) 664
  • Немцы в Самарских степях. Очерк 675
  • Памяти Марии Гаврииловны Савиной 691
  • Сенатор Г.А. Тройницкий 698
  • "Борьба с зеленым змием" 705
  • Граф Сергей Юльевич Витте. (Материалы для биографии) 724
  • В старую Москву. (Из поездки великих князей в 1861 году) 742
  • Критика и библиография 774
    • Русский биографический словарь. Лабзина - Ляшенко. Издаваемый Императорским русским историческим обществом. Петроград. 1914. Стр. 844. Цена 5 р. 774
    • Князь Олег. Петроград. 1915. 40+IV+204 стр. Цена 6 руб. 775
    • Балканский союз. Воспоминания и документы. И.Е. Гешов. Пгр. 1915. Стр. 110. Ц. не обозначена 777
    • Записки Сергея Михайловича Соловьева. С портретами. Кн-во "Прометей" Н.Н. Михайлова. Пгр. 1915. Стр. 174. Ц. 2 р. 778
    • Сергей Бертенсон. Дед русской сцены. О жизни и деятельности Ивана Ивановича Сосницкого. Петроград. 1916 г. 175 стр.+XXI. С тремя портретами. Цена 1 р. 50 к. 779
    • Депутат от России (Воспоминания и переписка Ольги Алексеевны Новиковой). составил W. Stead. Перевод Е.С. Мосоловой. Петроград 1915. Т. I и II. Цена 2 р. 50 к. за оба тома 780
    • Воронежская старина. Выпуск тринадцатый. Издание воронежского церковного историко-археологического комитета. Воронеж. 1914. Стр. 109+243+115. Цена 2 руб. 50 коп. 781
    • С.И. Лаврентьева. Пережитое (Из воспоминаний). Пгр. 1915. Стр. 327. Ц. 1 р. 20 к. 782
    • Сказки и песни Белозерского края. Записали Борис и Юрий Соколовы. (С вводными статьями, фотографическими снимками и географической картой). Издание отделения русского языка и словесности императорской академии наук. М. 1915. Стр. 665, XV, CXVIII 783
    • Гр. Ф. де-Ла-Барт, доктор истории западной литературы. Литературное движение на Западе в первой трети XIX столетия. I. Люди сумеречной поры. II. Романтический синтез (1760 - 1830). Лекции. М. 1914. Стр. X+3+245. Цена 1 руб. 50 коп. 785
    • Гр. Ф. де-Ла-Барт, доктор истории западной литературы. Беседы по истории всеобщей литературы. Часть I. Средние века и Возрождение. Пособие к лекциям. Издание 2-ое, совершенно переработанное и дополненное. М. 1914. Стр. XIV+349. Цена 2 руб. 785
    • В. Герье. Философия истории от Августина до Гегеля. Москва. 1915. Стр. II+267. Цена 1 р. 50 к. 787
    • В.К. Шилейко. Вотивные надписи шумерийских правителей. Изд. Н.П. Лихачева. Петроград. 1915. Стр. XXXIV+24. Ц. 3 р. 788
    • Памятники мировой литературы. Античные писатели. Лукиан. Биография. Религия. Москва. 1915. Стр. LXIV+320. Цена 2 руб. 25 коп. 791
    • Л.П. Карсавин. Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках, преимущественно в Италии. Пгр. 1915. Стр. 360. Ц. 3 р. 792
    • Памяти Дмитрия Васильевича Ройтмана (15 октября 1872 - 23 декабря 1911 г.) Петербург. 1914. 231 стр. 793
    • К. Шумский. Очерки мировой войны на суше и на море. Обзор военных действий на главных театрах. С чертежами и рисунками. Издание т-ва А.Ф. Марс. Пгр. 1915. Стр. 252. Ц. 1 р. 50 к. 794
    • В.П. Семенников. Материалы для истории русской литературы и для словаря русских писателей эпохи Екатерины II. На основании документов архива конференции императорской академии наук. Петроград 1915. Стр. 161 795
    • П.С. Коган. Пролог. Мысли о литературе и жизни. Пгр. 1915. Стр. 63. Ц. 80 к. 796
    • В.И. Рубцов. Учебный курс истории новейшей русской литературы. Для средних учебных заведений. Пгр. 1915. Стр. 363. Ц. 1 р. 35 к. 796
  • Новости истории 798
    • Петербургские поджоги в воспоминаниях Е.И. Ламанского. - Обер-прокурорское засилье и владычный трепет. (Из переписки Победоносцева и архиепископа Никанора). - Начальник цензуры М.П. Соловьев, обличаемый пером бывшего сослуживца. - Феоктистов и "крамолв" поэта Полонского. - Пушкинский праздник в освещении современного Собакевича 798
  • Заграничные исторические новости и мелочи 809
    • Борода во Франции теперь и прежде 809
    • Кто был Кант 810
    • Вальтер Скотт о пруссаках 811
    • Приключения американки в Германии 813
    • Из воспоминаний о Дюма 822
    • Болгарская страна Македония или сербская? 824
  • Смесь 827
    • Памяти просветителя Руси 827
    • Пятидесятилетний юбилей журнала "Педагогический Сборник" 828
    • Юбилей московского библиографического общества 828
    • 50-летие профессорской деятельности протоиерея В.Г. Рождественского 829
    • К русскому учительству 829
  • Некрологи 831
    • Авдаков, Н.С. 831
    • Круглов, А.В. 832
    • Родионов, Л.М. 833
    • Русов, А.А. 833
    • Рыстенко, А.В., профессор 834
    • Скребицкий, А.И. 834
    • Соколовский, А.Л. 835
    • Соловьев, Н.В. 836
  • Последняя надежда 837
    • XIX. В бреши 839
    • XX. "Девятнадцать" 843
  • Часть вторая 848
    • I. Улица Св. Иакова, д. №8 848
    • II. Лоцман брошен 854
    • III. Простой банкир 860
    • IV. Путь со множеством изгибов 865

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения

1. Историко-литературный процесс

литература классицизм романтизм герой реализм

Историко-литературный процесс -- совокупность общезначимых изменений в литературе. Литература непрерывно развивается. Каждая эпоха обогащает искусство какими-то новыми художественными открытиями. Изучение закономерностей развития литературы и составляет понятие «историко-литературный процесс». Развитие литературного процесса определяется следующими художественными системами: творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения.

Непрерывное изменение литературы -- очевидный факт, но значимые изменения происходят далеко не каждый год, даже не каждое десятилетие. Как правило, они связаны с серьезными историческими сдвигами (смена исторических эпох и периодов, войны, революции, связанные с выходом на историческую арену новых общественных сил и т. д.). Можно выделить основные этапы развития европейского искусства, которые определили специфику историко-литературного процесса: античность, средние века, Возрождение, Просвещение, девятнадцатый и двадцатый века.

Развитие историко-литературного процесса обусловлено целым рядом факторов, среди которых прежде всего следует отметить историческую ситуацию (социально-политический строй, идеология и т.д.), влияние предшествующих литературных традиций и художественный опыт других народов. Например, на творчество Пушкина серьезное воздействие оказало творчество его предшественников не только в русской литературе (Державин, Батюшков, Жуковский и другие), но и европейской (Вольтер, Руссо, Байрон и другие).

Литературный процесс -- это сложная система литературных взаимодействий. Он представляет собой формирование, функционирование и смену различных литературных направлений и течений.

2. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм

В современном литературоведении термины «направление» и «течение» могут трактоваться по-разному. Иногда они употребляются как синонимы (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм и модернизм называют как течениями, так и направлениями), а иногда течение отождествляется с литературной школой или группировкой, а направление -- с художественным методом или стилем (в этом случае направление вбирает в себя два или больше течений).

Как правило, литературным направлением называют группу писателей, сходных по типу художественного мышления. О существовании литературного направления можно говорить в том случае, если писатели осознают теоретические основы своей художественной деятельности, пропагандируют их в манифестах, программных выступлениях, статьях. Так, первой программной статьей русских футуристов стал манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором были заявлены основные эстетические принципы нового направления.

В определенных обстоятельствах в рамках одного литературного направления могут образовываться группы писателей, особенно близких друг другу по своим эстетическим взглядам. Такие группы, образующиеся внутри какого-либо направления, принято называть литературным течением. Например, в рамках такого литературного направления, как символизм, можно выделить два течения: «старшие» символисты и «младшие» символисты (по другой классификации -- три: декаденты, «старшие» символисты, «младшие» символисты).

Классицизм (от лат. classicus -- образцовый) -- художественное направление в европейском искусстве рубежа ХVII-ХVIII -- начале XIX века, сформировался во Франции в конце XVII века. Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Для эстетики классицизма характерна строгость художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты. Представители русского классицизма: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Д.И. Фонвизин, Княжнин, Озеров и другие.

Одной из самых важных черт классицизма является восприятие античного искусства как образца, эстетического эталона (отсюда и название направления). Цель -- создание произведений искусства по образу и подобию античных. Кроме того, на формирование классицизма огромное влияние оказали идеи Просвещения и культ разума (вера во всемогущество разума и в то, что мир можно переустроить на разумных началах).

Классицисты (представители классицизма) воспринимали художественное творчество как строгое следование разумным правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античной литературы. Исходя из этих разумных законов, они делили произведения на «правильные» и «неправильные». Например, к «неправильным» относили даже лучшие пьесы Шекспира. Это было связано с тем, что в шекспировских героях соединялись положительные и отрицательные черты. А творческий метод классицизма складывался на основе рационалистического мышления. Существовала строгая система характеров и жанров: все характеры и жанры отличались «чистотой» и однозначностью. Так, в одном герое категорически запрещалось не только соединять пороки и добродетели (то есть положительные и отрицательные черты), но даже несколько пороков. Герой должен был воплощать какую-либо одну черту характера: либо скупец, либо хвастун, либо ханжа, либо лицемер, либо добрый, либо злой и т. д.

Основной конфликт классицистических произведений -- это борьба героя между разумом и чувством. При этом положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (например, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный -- в пользу чувства.

То же самое можно сказать и о жанровой системе. Все жанры делились на высокие (ода, эпическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня, эпиграмма, сатира). При этом в комедию не полагалось вводить трогательные эпизоды, а в трагедию -- смешные. В высоких жанрах изображались «образцовые» герои -- монархи, полководцы, которые могли служить примером для подражания. В низких выводились персонажи, охваченные какой-либо «страстью», то есть сильным чувством.

Особые правила существовали для драматических произведений. В них должны были соблюдаться три «единства» -- места, времени и действия. Единство места: классицистическая драматургия не допускала смены места действия, то есть в течение всей пьесы герои должны были находиться в одном и том же месте. Единство времени: художественное время произведения не должно было превышать нескольких часов, в крайнем случае -- одного дня. Единство действия подразумевает наличие только одной сюжетной линии. Все эти требования связаны с тем, что классицисты хотели создать на сцене своеобразную иллюзию жизни. Сумароков: «Старайся мне в игре часы часами мерить, чтоб я, забывшись, мог тебе поверить». Итак, характерные черты литературного классицизма:

· чистота жанра (в высоких жанрах не могли изображаться смешные или бытовые ситуации и герои, а в низких -- трагические и возвышенные);

· чистота языка (в высоких жанрах -- высокая лексика, в низких -- просторечная);

· строгое деление героев на положительных и отрицательных, при этом положительные герои, выбирая между чувством и разумом, отдают предпочтение последнему;

· соблюдение правила «трех единств»;

· утверждение положительных ценностей и государственного идеала.

Для русского классицизма характерен государственный пафос (государство -- а не человек -- было объявлено высшей ценностью) в соединении с верой в теорию просвещенного абсолютизма. Согласно теории просвещенного абсолютизма, государство должен возглавлять мудрый, просвещенный монарх, требующий от каждого служения на благо общества. Русские классицисты, воодушевленные петровскими реформами, верили в возможность дальнейшего совершенствования общества, которое представлялось им разумно устроенным организмом. Сумароков: «Крестьяне пашут, купцы торгуют, воины защищают отечество, судии судят, ученые взращивают науки».

Сентиментализм (от английского sentimental -- чувствительный, от французского sentiment -- чувство) -- литературное направление второй половины XVIII века, пришедшее на смену классицизму. Сентименталисты провозгласили о главенстве чувства, а не разума. Человек оценивался по его способности к глубоким переживаниям. Отсюда -- интерес к внутреннему миру героя, изображение оттенков его чувств (начало психологизма).

В отличие от классицистов, сентименталисты считают высшей ценностью не государство, а человека. Несправедливым порядкам феодального мира они противопоставили вечные и разумные законы природы. В связи с этим природа для сентименталистов -- мерило всех ценностей, в том числе и самого человека. Неслучайно они утверждали превосходство «природного», «естественного» человека, то есть живущего в гармонии с природой.

Чувствительность лежит и в основе творческого метода сентиментализма. Если классицисты создавали обобщенные характеры (ханжа, хвастун, скряга, глупец), то сентименталистов интересуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. Герои в их произведениях четко делятся на положительных и отрицательных. Положительные наделены природной чувствительностью (отзывчивые, добрые, сострадательные, способные на самопожертвование). Отрицательные -- расчетливые, эгоистичные, высокомерные, жестокие. Носителями чувствительности, как правило, оказываются крестьяне, ремесленники, разночинцы, сельское духовенство. Жестокими -- представители власти, дворяне, высшие духовные чины (так как деспотическое правление убивает в людях чувствительность). Проявления чувствительности часто приобретают в произведениях сентименталистов слишком внешний, даже гиперболизированный характер (восклицания, слезы, обмороки, самоубийства).

Одно из основных открытий сентиментализма -- индивидуализация героя и изображение богатого душевного мира простолюдина (образ Лизы в повести Карамзина «Бедная Лиза»). Главным героем произведений стал обыкновенный человек. В связи с этим сюжет произведения нередко представлял собой отдельные ситуации будничной жизни, при этом крестьянский быт часто изображался в пасторальных тонах. Новое содержание потребовало новой формы. Ведущими жанрами стали семейный роман, дневник, исповедь, роман в письмах, путевые заметки, элегия, послание.

В России сентиментализм зародился в 1760-е годы (лучшие представители -- Радищев и Карамзин). Как правило, в произведениях русского сентиментализма конфликт развивается между крепостным крестьянином и помещиком-крепостником, причем настойчиво подчеркивается нравственное превосходство первого.

Романтизм -- художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII -- первой половины XIX века. Романтизм возник в 1790-е годы сначала в Германии, а затем распространился по всей Западной Европе. Предпосылками возникновения были кризис рационализма Просвещения, художественные поиски предромантических течений (сентиментализм), Великая Французская революция, немецкая классическая философия.

Появление этого литературного направления, как, впрочем, и любого другого, неразрывно связано с социально-историческими событиями того времени. Определяющее влияние на формирование романтизма в Западной Европе оказала Великая Французская революция и связанная с ней переоценка просветительской идеологии. Как известно, XVIII век во Франции прошел под знаком Просвещения. В течение почти целого столетия французские просветители во главе с Вольтером (Руссо, Дидро, Монтескье) утверждали, что мир можно переустроить на разумных началах и провозглашали идею естественного (природного) равенства всех людей. Именно эти просветительские идеи и вдохновляли французских революционеров, лозунгом которых были слова: «Свобода, равенство и братство». Результатом революции стало установление буржуазной республики. В итоге в выигрыше оказалось буржуазное меньшинство, которое захватило власть (раньше она принадлежала аристократии, высшему дворянству), остальные же остались «у разбитого корыта». Таким образом, долгожданное «царство разума» оказалось иллюзией, как и обещанные свобода, равенство и братство. Появилось всеобщее разочарование в результатах и итогах революции, глубокая неудовлетворенность окружающей действительностью, что и стало предпосылкой для возникновения романтизма. Потому что в основе романтизма лежит принцип неудовлетворенности существующим порядком вещей. Затем последовало возникновение теории романтизма в Германии.

Как известно, западноевропейская культура, в частности французская, оказывала огромное влияние на русскую. Эта тенденция сохранилась и в XIX веке, поэтому Великая Французская революция потрясла и Россию. Но, кроме того, существуют и собственно российские предпосылки возникновения русского романтизма. В первую очередь это Отечественная война 1812 года, со всей очевидностью показавшая величие и силу простого народа. Именно народу Россия была обязана победой над Наполеоном, народ был истинным героем войны. Между тем, как до войны, так и после нее основная масса народа, крестьяне, по-прежнему оставались крепостными, по сути, рабами. То, что и раньше воспринималось прогрессивными людьми того времени как несправедливость, теперь стало казаться вопиющей несправедливостью, противоречащей всякой логике и нравственности. Но после окончания войны Александр I не только не отменил крепостное право, но и начал проводить гораздо более жесткую политику. В результате в русском обществе возникло ярко выраженное ощущение разочарованности и неудовлетворенности. Так возникла почва для появления романтизма.

Термин «романтизм» применительно к литературному направлению является случайным и неточным. В связи с этим с самого начала своего возникновения он осмыслялся по-разному: одни полагали, что он происходит от слова «роман», другие -- от рыцарской поэзии, созданной в странах, говорящих на романских языках. Впервые слово «романтизм» как наименование литературного направления стало употребляться в Германии, где была создана первая достаточно обстоятельная теория романтизма.

Очень важным для понимания сущности романтизма является понятие романтического двоемирия. Как уже было сказано, неприятие, отрицание действительности -- основная предпосылка возникновения романтизма. Все романтики отвергают окружающий мир, отсюда их романтическое бегство от существующей жизни и поиски идеала вне ее. Это и породило возникновение романтического двоемирия. Мир для романтиков делился на две части: здесь и там. «Там» и «здесь» -- это антитеза (противопоставление), эти категории соотносятся как идеал и действительность. Презираемое «здесь» -- это современная действительность, где торжествует зло и несправедливость. «Там» -- некая поэтическая действительность, которую романтики противопоставляли реальной действительности. Многие романтики полагали, что добро, красота и истина, вытесненные из общественной жизни, все еще сохранились в душах людей. Отсюда их внимание к внутреннему миру человека, углубленный психологизм. Души людей -- это их «там». Например, Жуковский искал «там» в потустороннем мире; Пушкин и Лермонтов, Фенимор Купер -- в свободной жизни нецивилизованных народов (поэмы Пушкина «Кавказский пленник», «Цыганы», романы Купера о жизни индейцев).

Неприятие, отрицание действительности определило специфику романтического героя. Это принципиально новый герой, подобного ему не знала прежняя литература. Он находится во враждебных отношениях с окружающим обществом, противопоставлен ему. Это человек необыкновенный, беспокойный, чаще всего одинокий и с трагической судьбой. Романтический герой -- воплощение романтического бунта против действительности.

Реализм (от латинского realis -- вещественный, действительный) -- метод (творческая установка) или литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира. Нередко термин «реализм» употребляется в двух значениях:

1. реализм как метод;

2. реализм как направление, сформировавшееся в XIX веке.

И классицизм, и романтизм, и символизм стремятся к познанию жизни и по-своему выражают реакцию на нее, но только в реализме верность действительности становится определяющим критерием художественности. Это отличает реализм, например, от романтизма, для которого характерно неприятие действительности и стремление «пересоздать» ее, а не отобразить такой, какая она есть. Не случайно, обращаясь к реалисту Бальзаку, романтик Жорж Санд так определила разницу между ним и собой: «Вы берете человека таким, каким он представляется вашему взору; я же чувствую в себе призвание изображать его таким, каким хотела бы видеть». Таким образом, можно сказать, что реалисты изображают действительное, а романтики -- желаемое.

Начало формирования реализма принято связывать с эпохой Возрождения. Для реализма этого времени характерна масштабность образов (Дон Кихот, Гамлет) и поэтизация человеческой личности, восприятие человека как царя природы, венца творения. Следующий этап просветительский реализм. В литературе Просвещения выступает демократический реалистический герой, человек «из низов» (например, Фигаро в пьесах Бомарше «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»). Новые типы романтизма появляются в XIX веке: «фантастический» (Гоголь, Достоевский), «гротескный» (Гоголь, Салтыков-Щедрин) и «критический» реализм, связанный с деятельностью «натуральной школы».

Основные требования реализма: соблюдение принципов

· народности,

· историзма,

· высокой художественности,

· психологизма,

· изображение жизни в ее развитии.

Писатели-реалисты показывали прямую зависимость социальных, нравственных, религиозных представлений героев от социальных условий, большое внимание уделяли социально-бытовому аспекту. Центральная проблема реализма -- соотношение правдоподобия и художественной правды. Правдоподобие, правдоподобное отображение жизни очень важно для реалистов, но художественная правда определяется не правдоподобием, а верностью в постижении и передачи сущности жизни и значительностью идей, высказанных художником. Одной из важнейших особенностей реализма является типизация характеров (слитность типичного и индивидуального, неповторимо-личностного). Убедительность реалистического характера напрямую зависит от степени индивидуализации, достигнутой писателем.

Писатели-реалисты создают новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, Мармеладов, Девушкин), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового» героя (нигилист Базаров у Тургенева, «новые люди» Чернышевского).

Модернизм (от французского modern -- новейший, современный) философско-эстетическое движение в литературе и искусстве, возникшее на рубеже XIX--XX веков.

Этот термин имеет различные толкования:

1. обозначает ряд нереалистических направлений в искусстве и литературе рубежа ХIХ--ХХ веков: символизм, футуризм, акмеизм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, импрессионизм;

2. используется как условное обозначение эстетических поисков художников нереалистических направлений;

3. обозначает сложный комплекс эстетических и идеологических явлений, включающих не только собственно модернистские направления, но и творчество художников, полностью не вписывающихся в рамки какого-либо направления (Д. Джойс, М. Пруст, Ф. Кафка и другие).

Наиболее яркими и значимыми направлениями русского модернизма стали символизм, акмеизм и футуризм.

Символизм -- нереалистическое направление в искусстве и литературе 1870-1920-х годов, сосредоточено в основном на художественном выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей. Символизм заявил о себе во Франции в 1860--1870-е годы в поэтическом творчестве А. Рембо, П. Верлена, С. Малларме. Родоначальником, основателем, «отцом» символизма считают французского писателя Ш. Бодлера.

В основе мировосприятия художников-символистов лежит представление о непознаваемости мира и его закономерностей. Единственным «орудием» познания мира они считали духовный опыт человека и творческую интуицию художника.

Символизм первый выдвинул идею создания искусства, свободного от задачи изображать реальность. Символисты утверждали, что цель искусства -- не в изображении реального мира, который они считали вторичным, а в передаче «высшей реальности». Достичь этого они намеревались с помощью символа. Символ -- выражение сверхчувственной интуиции поэта, которому в минуты озарения открывается истинная суть вещей. Символисты разработали новый поэтический язык, не называющий прямо предмет, а намекающий на его содержание посредством иносказания, музыкальности, цветовой гаммы, свободного стиха.

Символизм -- первое и самое значительное из модернистских течений, возникшее в России.

Символистов принято делить на две группы, или течения:

· «старшие» символисты (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и другие), дебютировавшие в 1890-е годы;

· «младшие» символисты, которые начали свою творческую деятельность в 1900-е годы и существенно обновили облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и другие).

Следует отметить, что «старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Образ-символ рассматривался символистами как более действенное, чем художественный образ, орудие, помогающее «прорваться» сквозь покров повседневности (низшей жизни) к высшей реальности. От реалистического образа символ отличается тем, что передает не объективную суть явления, а собственное, индивидуальное представление поэта о мире. Кроме того, символ, как его понимали русские символисты, -- это не иносказание, а прежде всего некий образ, требующий от читателя ответной творческой работы. Символ как бы соединяет автора и читателя -- в этом и заключается переворот, произведенный символизмом в искусстве.

Образ-символ принципиально многозначен и содержит в себе перспективу безграничного развертывания смыслов. Эту его черту неоднократно акцентировали сами символисты: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении» (Вяч. Иванов); «Символ -- окно в бесконечность» (Ф. Сологуб).

Акмеизм (от греч. akme -- высшая степень чего-либо, цветущая сила, вершина) -- модернистское литературное течение в русской поэзии 1910-х годов. Представители: С. Городецкий, ранние А. Ахматова, Л. Гумилев, О. Мандельштам. Термин «акмеизм» принадлежит Гумилеву.

Акмеизм выделился из символизма, подвергнув критике его мистические устремления к «непознаваемому». Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к идеальному, от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности; говорили о необходимости возврата к материальному миру, предмету, точному значению слова. Символизм зиждется на неприятии действительности, а акмеисты считали, что не следует отказываться от этого мира, нужно искать в нем какие-то ценности и запечатлевать их в своих произведениях, причем делать это с помощью точных и понятных образов, а не расплывчатых символов.

Собственно акмеистическое течение было малочисленным, просуществовало недолго -- около двух лет (1913-1914). В январе 1913 начинается существование нового направления.

Задачей литературы акмеизм провозглашал «прекрасную ясность», или кларизм (от лат. claris -- ясный). Акмеисты называли свое течение адамизмом, связывая с библейским Адамом представление о ясном и непосредственном взгляде на мир. Акмеизм проповедовал ясный, «простой» поэтический язык, где слова прямо называли бы предметы, декларировали свою любовь к предметности.

Футуризм -- одно из основных авангардистских направлений (авангардизм -- крайнее проявление модернизма) в европейском искусстве начала XX века, получившее наибольшее развитие в Италии и России.

В 1909 году в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». Основные положения этого манифеста: отказ от традиционных эстетических ценностей и опыта всей предшествующей литературы, смелые эксперименты в сфере литературы и искусства. В качестве основных элементов футуристической поэзии Маринетти называет «смелость, дерзость, бунт». В 1912 году свой манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русские футуристы В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников. Они также стремились порвать с традиционной культурой, приветствовали литературные эксперименты, стремились найти новые средства речевой выразительности (провозглашение нового свободного ритма, расшатывание синтаксиса, уничтожение знаков препинания). В то же время русские футуристы отвергли фашизм и анархизм, которые декларировал в своих манифестах Маринетти, и обратились, в основном, к эстетическим проблемам. Они провозгласили революцию формы, ее независимость от содержания («важно не что, а как») и абсолютную свободу поэтического слова.

Футуризм был неоднородным направлением. В его рамках можно выделить четыре основные группировки или течения:

1. «Гилея», которая объединяла кубофутуристов (В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых и другие);

2. «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин, И. Игнатьев и другие);

3. «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев);

4. «Центрифуга» (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак).

Самой значительной и влиятельной группировкой была «Гилея»: по сути, именно она определила лицо русского футуризма. Ее участники выпустили множество сборников: «Садок судей» (1910), «Пощечина общественному вкусу» (1912), «Дохлая луна» (1913), «Взял» (1915).

Футуристы писали от имени человека толпы. В основе этого движения лежало ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский), осознание рождения «нового человечества». Художественное творчество, по мнению футуристов, должно было стать не подражанием, а продолжением природы, которая через творческую волю человека создает «новый мир, сегодняшний, железный...» (Малевич). Этим обусловлено стремление разрушить «старую» форму, стремление к контрастам, тяготение к разговорной речи. Опираясь на живой разговорный язык, футуристы занимались «словотворчеством» (создавали неологизмы). Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными сдвигами -- контраст комического и трагического, фантастики и лирики.

ПОСТМОДЕРНИЗМ - литературное направление, пришедшее на смену модерну и отличающееся от него не столько оригинальностью, сколько разнообразием элементов, цитатностью, погруженностью в культуру, отражающее сложность, хаотичность, децентрированность современного мира; «дух литературы» конца 20 в; литературу эпохи мировых войн, научно-технической революции и информационного «взрыва».

Термин постмодернизм часто употребляется для характеристики литературы конца 20 в. В переводе с немецкого постмодернизм означает «то, что следует после модерна». Как это часто случается с «изобретенной» в 20 в. приставкой «пост» (постимпрессионизм, постэкспрессионизм), термин постмодернизм указывает как на противопоставление модерну, так и на его преемственность. Таким образом, уже в самом понятии постмодернизм отразилась двойственность (амбивалентность) породившего его времени.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Классицизм как художественное направление в европейском искусстве. Понятие сентиментализма и романтизма, основные представители. Черты критического реализма. Описание ряда направлений художественной культуры и литературы, их основные черты и истоки.

    презентация , добавлен 02.07.2011

    Сущность и отличительные особенности направления романтизма в литературе, история и этапы его становления и развития, яркие представители. Характерные черты романтического героя. Анализ известных произведений Купера и Джека Лондона, их главных героев.

    реферат , добавлен 08.12.2009

    Романтизм - направление в мировой литературе, предпосылки его появления. Характеристика лирики Лермонтова и Байрона. Характерные черты и сравнение лирического героя произведений "Мцыри" и "Шильонский узник". Сравнение русского и европейского романтизма.

    реферат , добавлен 10.01.2011

    Описания литературных музеев, специализирующихся на сборе, хранении, экспонировании и пропаганде материалов, связанных с писателями и ходом литературного процесса. Обзор сети историко-мемориальных музеев посвященных Пушкину, Некрасову, Блоку, Ахматовой.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2011

    Классицизм как одно из направлений литературы прошлого, его основные принципы и историческая основа. Философское учение, этико-эстетическая программа, политический идеал. Русский классицизм и его своеобразие. Представители течения и жанровая система.

    реферат , добавлен 28.09.2012

    Общие проблемы анропологии в науке в целом и литературоведении в частности. Теоретические и историко-литературные аспекты в ее освещении. Анализ художественного текста как опыта человекознания. Жанровая специфика художественно-литературного произведения.

    реферат , добавлен 12.02.2016

    Реализм как творческий метод и литературное направление в русской и мировой литературе XIX и XX веков (критический реализм, социалистический реализм). Философские идеи Ницше и Шопенгауэра. Учение В.С. Соловьева о Душе мира. Яркие представители футуризма.

    презентация , добавлен 09.03.2015

    Возникновение направления реализма в литературе, его сущность и противоречия. Расцвет реализма в эпоху Ренессанса и его стихийность. В. Скотт и О. Бальзак как представители буржуазного реализма. Реформистское и эстетское течения в новом реализме.

    реферат , добавлен 18.12.2012

    Сентиментализм - направление в литературе и искусстве второй половины XVIIІ века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и эмоциям. Черты и литературные жанры данного направления. Своеобразие и характеристика русского сентиментализма.

    презентация , добавлен 02.10.2012

    Классицизм как стиль, направление, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Особенности развития этого направления в рамках литературы. Период классицизма в России, его сторонники, задачи и жанры литературного направления.

Классицизм – направление в искусстве XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образам.

Основные признаки русского классицизма:

    Обращение к образам и формам античного искусства.

    Герои четко делятся на положительных и отрицательных.

    Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник.

    В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.

    Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.

К примеру можно привести комедию Фонвизина «Недоросль». В этой комедии Фонвизин пытается осуществить главную идею классицизма – перевоспитать мир разумным словом. Положительные герои много рассуждают о нравственности, жизни при дворе, долге дворянина. Отрицательные персонажи становятся иллюстрацией неподобающего поведения. За столкновением личных интересов видны общественные позиции героев.

Сентиментализм - (вторая половина XVIII – начало XIX века) – от французского слова «Sentiment» - чувство, чувствительность. Особое внимание – к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи. Характерные жанры – элегия, послание, роман в письмах, дневник, в которых преобладают исповедальные мотивы.

Произведения часто пишутся от первого лица. Они полны лиризма и поэтичности. Наибольшее развитие сентиментализм получил в Англии (Дж. Томсон, О. Голдсмит, Дж. Крабб, Л. Стерн). В России появился с отставанием примерно на двадцать лет (Карамзин, Муравьев). Он не получил особого развития. Самым известным русским сентиментальным произведением является «Бедная Лиза» Карамзина.

Романтизм - (конец XVIII – вторая половина XIX в.) – наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт, В. Гюго, П. Мериме). В России зародился на фоне национального подъема после войны 1812 года. Ему присуща ярко выраженная социальная направленность. Он проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К. Ф. Рылеев, В. А. Жуковский).

Герои – яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Для романтизма характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Отрицание художественных авторитетов. Не существует никаких жанровых перегородок, стилистических разграничений. Только стремление к полной свободе творческого воображения. К примеру можно привести величайшего французского поэта и писателя Виктора Гюго и его всемирно известный роман «Собор Парижской Богоматери».

Реализм - (лат. вещественный, действительный)– направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.

Признаки:

    Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.

    Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.

    Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.

    Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее.

    Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.

Реалисты отрицали «темный набор» мистических понятий, изощрённые формы новейшей поэзии.

Молодой реализм порубежной эпохи обладал всеми признаками преобразующегося, идущего и обретающего истину искусства, причем его создатели шли к своим открытиям путем субъективных мироощущений, раздумий, мечтаний. Эта особенность, рожденная авторским восприятием времени, определила отличие реалистической литературы начала нашего столетия от русской классики.

Прозе XIX века всегда был свойственен образ человека, если не адекватный идеалу писателя, то воплощавшие заветные его мысли. Из произведений новой поры почти исчез герой – носитель представлений самого художника. Тут чувствовалась традиция Гоголя, а особенно Чехова.

Модернизм - (фр. новейший, современный) – искусство, рождённое XX веком.

Это понятие используется для обозначения новых явлений в литературе и других видах искусства.

Модернизм – это литературное направление, эстетическая концепция, формировавшаяся в 1910-е годы и сложившаяся в художественное направление в литературе военных и послевоенных лет.

Расцвет модернизма приходится на 1920 год. Основной задачей модернизма является проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего, в том, как в «мгновениях бытия» преломляется прошлое, настоящее и провидится будущее. Основным приёмом в творчестве модернистов становится «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств.

Модернизм оказал воздействие на творчество многих писателей XX века. Однако его влияние не было и не могло быть всеобъемлющим. Традиции литературной классики продолжают свою жизнь и развитие.

Романтическая мечта о синтезе искусств воплотилась в характерном для конца XIX века поэтическом стиле, получившем название символизм . Символизм – литературное течение, одно из характерных явлений переходной эпохи от XIX к XX веку, общее состояние культуры которой определяют понятием «декаданс» - упадок, падение.

Слово «символ» происходит от греческого слова symbolon, что означает «условный знак». В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга, где бы они ни находились. Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.

Символ заключает в себе переносное значение, этим он близок к метафоре. Однако эта близость относительна. Метафора – более прямое уподобление одного предмета или явления другому. Символ значительно сложнее по своей структуре и смыслу. Смысл символа неоднозначен и его трудно, чаще невозможно раскрыть до конца. Смысл заключает в себе некую тайну, намёк, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать поэт. Истолкование символа возможно не столько рассудком, сколько интуицией и чувством. Создаваемые писателями-символистами образы имеют свои особенности, у них двуплановое строение. На первом плане – определённое явление и реальные детали, на втором (скрытом) плане – внутренний мир лирического героя, его видения, воспоминания, рождаемые его воображением картины. Явный, предметный план и потаенный, глубинный смысл сосуществуют в символистском образе. Символистам особенно дороги духовные сферы. К проникновению в них они не стремятся.

Родоначальником символизма считают французского поэта Шарля Бодлера. Вершины символизма в литературе Франции – поэзия Поля Верлена и Артюра Рембо.

В русском символизме существовало два потока. В 1890-е годы заявили о себе так называемые «старшие символисты»: Минский, Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Бальмонт, Сологуб. Их идеологом был Мережковский, мэтром – Брюсов. В 1900-е годы на литературную арену вышли «младосимволисты»: Белый, Блок, Соловьев, Вяч. Иванов, Эллис и другие. Теоретиком этой группы стал Андрей Белый.

Акмеизм – литературное течение XX века. Собственно акмеистическое объединение было невелико и просуществовало около двух лет (1913-1914). Но кровные узы соединяли его с «Цехом поэтов», возникшим почти за два года до акмеистических манифестов и возобновленным после революции (1921-1923). «Цех» стал школой приобщения к новейшему словесному искусству.

В январе 1913 года в журнале «Аполлон» появились декларации организаторов акмеистической группы Гумилёва и Городецкого. В нее вошли также Ахматова, Мандельштам, Зенкевич, Нарбут.

Русская классика оказала неизмеримо большое влияние на творчески поиск акмеистов . Пушкин покорял как открытием сочных земных красок, яркого момента жизни, так и победой над «временем и пространством». Баратынский – верой в искусство, сохраняющее малый миг, индивидуально пережитое для потомков.

Непосредственным предтечей акмеистов стал Иннокентий Анненский. Он владел удивительным, притягивающим акмеистов даром художественно преобразовывать впечатления от несовершенной жизни.

Футуризм – новое направление в литературе, которое отрицало русский синтаксис, художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

Футуристическое течение было довольно широким и разнонаправленным. В 1911 году возникла группа эгофутуристов: Северянин, Игнатьев, Олимпов и другие. С конца 1912 года сложилось объединение «Гилия» (кубофутуристы): Маяковский, Бурлюки, Хлебников, Каменский. В 1913 году – «Центрифуга»: Пастернак, Асеев, Аксёнов.

Всем им свойственно притяжение к нонсенсам городской действительности, к словотворчеству. Тем не менее футуристы в своей поэтической практике вовсе не были чужды традициям отечественной поэзии. Хлебников во многом опирался на опыт древнерусской литературы. Каменский – на достижения Некрасова и Кольцова. Северянин высоко чтил А.К.Толстого, Жемчужникова, Фофанова, Мирру Лохвицкую. Стихи Маяковского, Хлебникова были буквально «прошиты» историко-культурными реминисценциями. А предтечей кубофутуризма Маяковский назвал… Чехова-урбаниста.

Постмодернизм. Термин появился в годы Первой мировой войны. Еще в начале 20-го столетия мир казался прочным, разумным и упорядоченным, а культурные и нравственные ценности – незыблемыми. Человек чётко знал, чем отличается «хорошее» от «плохого». Ужасы Первой мировой войны потрясли эти основы. Затем последовали Вторая мировая война, концлагеря, газовые камеры, Хиросима…Человеческое сознание погрузилось в пучину отчаяния и страха. Исчезла вера в высшие идеалы, вдохновлявшая раньше поэтов и героев. Мир стал казаться нелепым, безумным и бессмысленным, непознаваемым, человеческая жизнь – бесцельной. До 20-го века поэзия воспринималась как отражение высших, абсолютных ценностей: Красоты, Добра, Истины. Поэт был их служителем – жрецом, которого бог Аполлон требует к «священной жертве».

Постмодернизм отменил все высшие идеалы. Потеряли смысл понятия высокого и низкого, прекрасного и безобразного, нравственного и безнравственного. Всё стало равнозначно, и всё одинаково дозволено. Теоретики постмодернизма объявили, что материалом для поэта должны служить не столько живая жизнь, сколько чужие тексты, картины, образы…Представители постмодернизма не ищут новые средства художественной выразительности, а используют весь предыдущий «запас», по-новому рассматривая, осмысливая и осваивая его и при этом дистанцируясь от каждого источника по отдельности. Примерно с конца 80-ых гг. постмодернизм приходит в Россию. Вокруг него начинаются ожесточенные споры, пишется множество статей, высказываются самые противоположные мнения.

Приёмы постмодернистов: ирония, использование известных цитат, «Игры» с языком.




Top