Что такое изобразительные виды искусства определение. Виды изобразительного искусства, их характеристика

Уильям Оккам (или Оккамский) (ок. 1287-1347) был библейским верующим и английским философом 14-го века. Он находился в оппозиции против церковного руководства своего времени, потому что оно отступило от чёткого библейского учения и вместо этого искало власти, влияния и богатства. Однако сегодня он более известен благодаря логическому принципу решения проблем, известному как «бритва Оккама». Хотя он и не был автором этой идеи, он использовал её так эффективно, что её стали называть его именем.

Бритва Оккама

Бритва Оккама - это фраза, звучащая на латинском языке Entia non sunt multiplicanda sine necessitate , что в переводе означает «не следует умножать сущности [привлекаемые для объяснения] без необходимости». Эта концепция была некорректно переформулирована следующим образом: «при прочих равных условиях, самое простое объяснение, как правило, должно быть правильным». Однако Оккам не утверждал, что природа всегда следует по самому простому пути, или что простое объяснение превосходит более сложное; равно как и то, что простота должна отменить необходимость объяснения всех фактов. Скорее он был сторонником того, что не следует выдвигать больше причин, чем нужно , при объяснении любого явления.

Он писал (перевод):

«Ничего не следует постулировать без обоснования, за исключением того, что самоочеввидно, или известно из опыта, или утверждается авторитетом Святого Писания».

Скептики и атеисты, использующие принцип бритвы Оккама, сегодня неизбежно отбрасывают последнюю часть, таким образом искажая эту концепцию. Например, атеисты любят утверждать, что их неверие в Бога превосходит теизм, поскольку оно предполагает на одну сущность меньше, и поэтому проще. Но Оккам не давал миру 14-го века эквивалент принципа «делай попроще, дурачок» (прим. пер.: англ. «Keep it simple, stupid», принцип проектирования, запрещающий использование более сложных средств, чем необходимо). Скорее он утверждал свою веру в окончательный авторитет Слова Божьего, при этом ратуя за использование разума и познания при анализе причин какого-либо явления.

Образование Оккама

Считается, что Оккам родился в английской деревне Оккам в графстве Суррей, и что в детстве он вступил в орден святого Франциска в Лондоне (францисканцы), где получил начальное образование, после чего он обучался богословию в Университете Оксфорда. Его образование включало изучение логики, которое он рассматривал как необходимое условие для оценки всех утверждений. Действительно, во всех спорах, в которых ему приходилось участвовать, «логике суждено было стать его главным орудием против оппонентов».

Почему «бритва»?

Термин «бритва Оккама» впервые был использован спустя много времени после Оккама, в 1852 году в работе британского математика Уильяма Гамильтона. Некоторые утверждают, что этот термин называется «бритвой», потому что относится к «бритью» ненужных объяснений. Но это может быть современным объяснением постфактум. Другие отмечают, что до того, как использовались ластики, написанный текст исправлялся путём соскабливания чернил бритвой. Таким образом, вполне возможно, что этот принцип стал ассоциироваться с «бритвой» потому, что он корректировал мысли - был, так сказать, «ластиком Оккама».

Internet Encyclopedia of Philosophy ; ep.utm.edu/ockham.

Оккам перед судом

В Оксфорде студенты должны были написать комментарий к официальному учебнику богословия, «Сентенции» (Sentences) Петра Ломбардского. Взгляды Оккама на этот счёт (изложенные в труде под названием «Распорядок», Ordinatio ) были сочтены недостаточно ортодоксальными богословским факультетом университета, из-за чего Оккаму пришлось покинуть университет, так и не получив степени магистра богословия. Церковные власти также не одобряли его взглядов, и в 1324 году папа Иоанн XXII вызвал Оккама на папский суд в Авиньоне во Франции, где тот предстал перед комиссией из шести богословов. Однако его «Распорядок» никогда не был официально объявлен еретическим.

Оккам против Папы Иоанна XXII

В то время в Авиньоне Оккам жил в местном францисканском монастыре. Здесь в 1327 году он встретил генерала ордена францисканцев Михаила Чезенского, который имел разногласия с папой Иоанном по вопросу имущества. Полагая, что они следуют примеру Христа и апостолов, францисканцы жили в абсолютной бедности, что было полной противоположностью богатства папского дворца в Авиньоне. Папа Иоанн стремился увеличить богатство Церкви, и образ жизни францисканцев был неявным упрёком, а не помощью в достижении этой цели.

Михаил просил Оккама изучить три папских буллы, показывающих что папа Иоанн XXII ранее писал о пользовании имуществом. После этого, Оккам пришёл к выводу, что папа Иоанн не просто ненамеренно ошибался, но упрямствовал в своей неправде и ереси, и поэтому он лишился своего сана. Фактически, Оккам заявил, что Иоанн был псевдо-папой. Действительно, Оккам даже был назван «первым протестантом» - при чём не кем-нибудь, а таким авторитетом в данном вопросе, как Католическая Энциклопедия .

«Ничего не следует постулировать без обоснования, за исключением того, что самоочеввидно, или известно из опыта, или утверждается авторитетом Святого Писания».

Оккам, библейский христианин, утверждал, что Бог был одной и единственной первопричиной и авторитетом, и что это факт, который Бог открыл человечеству в Своём Слове — Библии. Этот призыв признать авторитет Священного Писания был перенят и переформулирован Мартином Лютером во время протестантской Реформации чуть менее чем два века спустя, в виде тезиса Sola Scriptura (только Писание). То есть что Библия - это высший авторитет во всём, чему она учит. Всё остальное, и особенно человеческие предположения, подчиняются и исправляются написанным в Слове Божьем.

Отношения между сторонами ухудшились, и в мае 1328 года Михаил, Оккам и некоторые сторонники францисканцев сбежали из Авиньона под защиту императора Священной Римской империи Людвига IV (Людовика) Баварского, который стал покровителем Оккама. Папа Иоанн незамедлительно отлучил Оккама и его спутников от церкви, не из-за ереси, а за пренебрежение его властью (т.е. за уход из Авиньона без его разрешения). Ранее, в 1324 году, папа отлучил Людовика от церкви и лишил его всех прав Империи, поэтому Людовик обрадовался моральной и литературной поддержке со стороны Оккама. Остаток своей жизни Оккам провёл в Мюнхене, где он писал о различных проблемах, в том числе о том, что папство не имело право контролировать имперские власти. Таким образом, Оккам был одним из первых сторонников отделения церкви от государства.

Чтобы сделать большой взрыв «работающей» моделью, эволюционисты утверждают, что Вселенная состоит из 71,4% (необнаруживаемой) тёмной энергии и 24% (невидимой) тёмной материи, и лишь оставшиеся 4,6% состоят из нормальных атомов, которые можно обнаружить. Это полностью противоречит принципу бритвы Оккама.

Применяя бритву Оккама к вопросу о сотворении/эволюции

Господствующая сегодня версия гипотезы происхождения Вселенной посредством «большого взрыва» говорит о том, что сингулярность, которая якобы «взорвалась», возникла из ничего посредством «квантовой флуктуации». Затем она якобы быстро расширялась и в конечном итоге произвела всё сущее. Но эта теория должна предполагать, что было что-то , что флуктуировало (колебалось). Где и когда могла произойти эта предполагаемая квантовая флуктуация, если ещё не было пространства и времени, в которых она могла произойти?

Применяя критерий Оккама к сценарию «большого взрыва», мы видим, что предлагается несколько причин (например, квантовая флуктуация из ничего, внезапное расширение, замедление этого расширения, бо льшая часть Вселенной состоит из «тёмной» материи и «тёмной» энергии, которые не могут быть обнаружены, и т.д.). Ничто из этого списка не является самоочевидным, либо известным благодаря опыту, либо подтверждается авторитетом Священного Писания. Напомним, что самоочевидность была главной частью оккамовской логической оценки для всех утверждений. «Большой взрыв» совершенно не проходит согласно критерию бритвы Оккама.

Кроме того, Вселенная демонстрирует разумный замысел, особенно в мире биологии, но это также верно и относительно небесных тел. Сторонники большого взрыва отрицают это, тем самым избегая необходимости объяснять это. Однако объяснение всех данных, включая замысел и разум, которые явно прослеживаются во Вселенной, заключается в том, что Вселенная была создана разумным Творцом, Который обладает властью, способностью и желанием создать всё это.

Уильям Оккам

(1285-1349)

«Entianon sunt multiplicanda sine necesstate» («Не следует умножать сущности без необходимости»)

Английский теолог и философ, логик и политический писатель Уильям Оккам родился в поселке Окама близ Лондона. Образование он получил в знаменитом Оксфордском университете, где слушал лекции Дунса Скотта и со временем начал свою преподавательскую деятельность.

Независимый, нетрадиционный стиль мышления Оккама вызвал противоречивое отношение к нему как со стороны руководства университете, так и более влиятельных деятелей Церкви. Особенно придирчиво к Оккама относился канцлер Оксфордского университета Иоанн Люттерелл, который не только обвинял философа в теологическом скептицизме и в ереси, но и сообщил об этом папу Иоанна XXII. Для оценки деятельности философа была создана специальная комиссия, которая анализировала его взгляды и суждения протяжении нескольких лет. Почти четыре года Оккам провел под стражей в монастырской тюрьме города Авиньон. Правда, каких-то радикальных выводов, которые бы дали основания для осуждения учения Оккама, комиссия не сделала. Оккам чувствовал себя свободным мыслителем, бежит из тюрьмы и восстает против Папы духовно и морально.

Знаковым в судьбе и творчестве Оккама стало участие в дискуссии относительно апостольской бедности. Толчок для дискуссии дало решение Папы Иоанна XXII, который вопреки пониманию сущности францисканского ордена как объединение носителей веры, независимых от собственности, объявил имущество ордена его собственностью. Против этого восстали большинство монахов. Во главе интеллектуального восстания стоял генерал ордена Михаил Чезенський, который и пригласил Оккама выступить в качестве «интеллектуальной и философской поддержки» против Папы, философ оказался в центре теологических, юридических и политических коллизий своей эпохи, которые в конечном итоге вынудили его к бегству из Англии и поиска покровительства у немецкого императора Людвига Баварского. Рассказывают, что оказавшись в Мюнхене, Оккам обратился к императору со словами: «О, император, защищай меня мечом, а я буду защищать тебя словом». Показательно, что философ выполнил это обещание: до конца своей жизни он отстаивал идею независимости светской власти от духовной, поддерживал союзников Людвига в борьбе с папством, вел непримиримую полемику с Иоанном XXII, сторонниками и последователями.

Ответ Папы была мгновенной: Оккама отлучили от церкви и объявили еретиком. Это был повод для сурового наказания.

Наиболее известными произведениями Оккама стали его трактаты «О таинстве присяги», «Труд в девяносто дней», «Трактат о догмы Папы Иоанна XXII», «Восемь вопросов о папской власти», «Размышления о« Физику »Аристотеля», «Распорядок »,« Избранное »,« Сумма всей логики »и др..

В историю философии мыслитель вошел благодаря сконструированном им правилу, известному под названием «лезвие Оккама». Суть этого правила проста: «не умножай сущность», т.е. не придумывайте более того, что можно мыслить, исходя из имеющегося знания и познавательных возможностей. Смысл «лезвийных операций», отмечал Оккам, не в том, чтобы не вводить в систему познания новых, неразведанных еще суждений, а в том, чтобы вовремя избавиться от них после того, как они потеряли свою познавательную (эвристическую) свойство.

Философ смело полемизирует с основными теологическими постулатами Фомы Аквинского, противопоставляет им собственные размышления и суждения. Он утверждает, в частности, доведение всесилие Бога невозможно; последнее достигается только верой. Поэтому к

Бога не следует апеллировать причины. В него следует верить, и не более. «Не вспоминай имя Бога в суетности», - наставлял философ. Эта установка и утвердилась как вторая трактовка «лезвия Оккама».

Пытаясь соединить «веру» и «разум», Уильям Оккам создает один из наиболее влиятельных вариантов теории «двойственной истины». По его убеждению, «вера» и «знание» радикально отличаются как по предмету, так и по методу. Знания, Оккамом, имеют предметом телесную природу, они опираются на опыт, содержащих истины или очевидные, или выведены из очевидных. Вера полностью иррациональна, не имеет никакого отношения к доказательству и разума, вполне почерпнута из откровения, сфера ее действия - спасение, то есть нравственные поступки человека. В связи с этим любые догматы веры не могут быть доказанными, как то пытались делать схоласты-реалисты. Полемизируя с реализмом, Оккам доказывал, что универсалы не могут существовать вне человеческим разумом, поскольку в этом случае они были бы единичными вещами, которые противоречат самому определению универсалий как всеобщих сущностей. Критикуя главную идею реализма, по которой в общих сущностях (универсалиях) уже содержится все единичное, которое только надо вывести из них, Оккам утверждает, что лишь единичное существует реально. С единичного, а не из «сущностей», надо выходить в познании.

Как емпирист, Оккам требовал избавиться в науке многочисленных «субстанциональных форм», «натур», «скрытых качеств», «форм» и других выдумок схоластов - реалистов, которыми они пытались объяснить непонятные явления. В этой связи следует еще раз вспомнить знаменитое «лезвие Оккама», назначение которого - «отсекать» лишние сущности. «Лезвие» является образ, которым английский философ обозначает принцип, согласно которому «сущностей не надо приумножать без необходимости». Номинализм Оккама оказал значительное влияние на ученых Оксфорда и Парижа.

Уильям Оккам (или Оккамский) (англ. William of Ockham; ок. 1285, Оккам, графство Суррей, Англия - 1347, Мюнхен, герцогство Бавария, Священная Римская империя) - английский философ, францисканский монах из Оккама, маленькой деревни в графстве Суррей в Южной Англии. Сторонник номинализма, считал, что существует только индивидуальное, а универсалии существуют только благодаря абстрактному мышлению в человеческом уме, а помимо этого не обладают никакой метафизической сущностью. Считается одним из отцов современной эпистемологии и современной философии в целом, а также одним из величайших логиков всех времён.

Биография

Оккам слушал в Оксфорде францисканца-схоластика Дунса Скота, затем преподавал теологию и философию в Париже. Выступил противником папской власти, признавая папу подчинённым в мирских делах - государям, а в духовных - всей церкви, и отрицая светскую власть папы. Призванный, за публичное распространение этих мнений, к папскому суду в Авиньон (в 1322 году), он был заключён под стражу, но в 1328 году бежал в Германию, под покровительство императора Людвига Баварского. Подобно другим знаменитым схоластикам, Оккам получил от своих учеников почётные названия Doctor invincibilis (непобедимый), Doctor singularis (единственный), Inceptor venerabilis (почтенный кандидат; так как не достиг учёного звания богослова, но оставался «inceptor», то есть начинающим).

Из многочисленных учеников и последователей Оккама особую известность приобрели французские мыслители Жан Буридан (ок. 1300-1358) и Пётр д’Альи (1350-1425).

Учение

Сделал радикальные выводы из тезиса о свободной, ничем не ограниченной воле Творца.

Если воля Бога, согласно Дунсу Скоту, свободна лишь в выборе возможностей (Идей), предсуществующих независимо от воли в Божественном мышлении, то, по Оккаму, абсолютная свобода Божественной воли означает, что в акте творения она не связана ничем, даже идеями. Оккам отрицает существование универсалий в Боге; их не существует и в вещах. Так называемые идеи суть не что иное, как сами вещи, производимые Богом. Нет идей видов, есть только идеи индивидов, поскольку индивиды - единственная реальность, существующая вне ума, как Божественного, так и человеческого. Исходным пунктом познания мира является знание об индивидах.

Единичное не может познаваться с помощью общих понятий, оно является объектом непосредственного созерцания. Богу свойственна интеллектуальная интуиция идей, соответствующих индивидам, человеку - интуитивное познание индивидуальных вещей в чувственном опыте. Интуитивное познание предшествует абстрактному. Последнее возможно не потому, что в самих вещах есть «чтойности», то есть концептуально постижимые свойства или характеристики. Реально существующая вещь есть лишь «это», неделимая единица, лишенная определений. Понятия формируются в уме познающего субъекта на основе чувственного восприятия вещей.

Универсалии суть знаки в уме, сами по себе они являются единичными, а не общими, сущностями. Их универсальность заключается не в их бытии, а в их обозначающей функции. Универсалии-знаки подразделяются Оккамом на естественные и условные. Естественные знаки - это понятия (представления, мысленные образы) в уме, относящиеся к единичным вещам. Естественные знаки предшествуют словесным выражениям - условным знакам. Естественный знак представляет собой некий вымысел (фикцию), иными словами, качество, существующее в уме и обладающее от природы способностью обозначать. Оккам различает среди естественных знаков первые и вторые интенции ума. Первая интенция - это понятие (мысленное имя), приспособленное самой природой для того, чтобы подставляться вместо вещи, не являющейся знаком. Вторые интенции суть понятия, обозначающие первые интенции.

Логическое обоснование номиналистической концепции дано Оккамом в теории суппозиций (подстановок), которая объясняет, каким образом использование в языке общих терминов может быть совмещено с отрицанием реального существования универсалий. Оккам выделяет три типа суппозиций: материальную, персональную и простую. Только при персональной подстановке термин выполняет обозначающие функции, замещая (обозначая) вещь, то есть нечто единичное. При двух других термин ничего не обозначает. При материальной подстановке термин подставляется вместо термина. Например, в высказывании «человек есть имя» термин «человек» не обозначает конкретного человека, а означает слово «человек», то есть указывает на себя как на термин. При простой подстановке термин подставляется вместо понятия в уме, а не вместо вещи. Термин «человек» в высказывании «человек есть вид» отнюдь не обозначает какой-либо общей (видовой) сущности человека, которая обладала бы реальным существованием; он замещает видовое понятие «человек», наличное лишь в уме познающего субъекта. Поэтому использование общих терминов не обязывает к признанию реальности сущностей-универсалий.

Отсутствие общего в единичных вещах исключает реальное существование отношений и каких-либо закономерностей, в том числе причинности. Поскольку знание о мире формируется на основе общих понятий, о нём возможно только вероятное, но не достоверное знание.

В номинализме Оккама отрицается основная предпосылка схоластической философии - убеждение в рациональности мира, наличие некоего рода изначальной гармонии слова и бытия. Бытийные и концептуальные структуры отныне противопоставляются друг другу: бытием обладает только единичное, рационально невыразимое «это», смысловые же определенности, фиксируемые общими понятиями, не имеют места вне ума. Поскольку бытие больше не связано со смысловым значением слов, схоластическое исследование бытия, основанное на анализе слов и их значений, становится беспредметным. Появление доктрины Оккама знаменовало конец средневековой схоластической философии (хотя схоластические штудии продолжались в XV-XVI веках).

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Изобрази́тельное иску́сство (искусство запечатления образов) - раздел пластических искусств , вид художественного творчества, целью которого является воспроизведение окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры .

Классификация

Изобразительные искусства классифицируют по объектам приложения творческих усилий, используемым художественным и техническим средствам и исторически сложившимся концепциям творчества

Средства

Художественными средствами изобразительного искусства в разных его видах являются обращения ко всем аспектам зрительного восприятия (объём, пластика, цвет , светотень , фактура и пр.) - изобразительные средства - и выразительные средства, связанные с характером образности произведения (сюжетно-ассоциативный комплекс). Совокупность характерных для определённого вида или произведения изобразительных средств и специфика их применения называется изобразительным языком.

Влияние

Изобразительное искусство предельно исторично и специфично для этнокультурных сообществ (религиозный запрет на фигуративность определил его характер в культурах иудаизма и ислама , возникновение пейзажного жанра обусловлено урбанизацией и т. д. ). Вместе с тем эстетическое качество произведений совершенно не зависит от времени и условий их возникновения и доступно восприятию инокультурного человека, достаточно развитого эстетически.

Произведения изобразительного искусства, наряду с архитектурой и скульптурой, являются единственными сохранившимися до наших дней свидетельствами духовной культуры многих исчезнувших цивилизаций. По современным археологическим данным изобразительное искусство возникает в начале верхнего палеолита (ориньяк) и ассоциировано с появлением человека современного типа. Источниками изобразительных форм были «натуральные макеты» охотничьей добычи, цветные отпечатки рук, «макароны» (сплетения параллельных линий, нанесённые пальцами на стены пещер) и некоторые другие продукты деятельности древнего человека. Практически одновременно возникают монументальная живопись на стенах пещер, первобытные формы графики и скульптура. Развивается анималистический жанр (основной корпус произведений каменного века) и изображения человека (палеолитические «Венеры», позже - сцены охоты).

Изобразительным искусством осваиваются новые отрасли человеческой деятельности. Совершенствование материальной культуры в мезолите и неолите приводит к зарождению декоративно-прикладного искусства в различных видах. Возникновение в историческое время письменности приводит к появлению каллиграфии . В цивилизациях Древнего мира изобразительные искусства присутствуют уже в значительном жанровом разнообразии, приобретают выраженную этнокультурную специфику, подвергаются теоретическому осмыслению. Формируются развитые представления об авторстве. Изобразительные искусства развивались в тесной связи с архитектурой и письменностью, регулировались канонами древности и «большими стилями» Средних веков и Нового времени . Эти периоды ознаменованы распространением тиражной графики , экспоненциальным развитием живописи и скульптуры, возникновением и обособлением новых жанров.

На рубеже XIX-XX вв. появляется фотоискусство , оформляется, в современном представлении, дизайн; в традиционных видах намечаются новые неизобразительные направления. В двадцатом веке изобразительное искусство переживает невиданно интенсивный обмен с динамическими видами искусства. Его методы и технологии экспортируются в киноискусство (мультипликация). В то же время акционизм и родственные ему направления вовлекают в изобразительную сферу развёрнутые во времени процессы.

На протяжении двадцатого века продолжают возникать новые виды и подвиды изобразительного искусства, в том числе - связанные с виртуальной реальностью.

Напишите отзыв о статье "Изобразительное искусство"

Примечания

См. также

Персоналии

Литература

  • Каган М. С. Морфология искусства. - Л. : Искусство , 1972. - 440 с. - 20 000 экз.
  • Чегодаева А. Д. Всеобщая история искусств. - М .: Искусство , 1956.
  • Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. - М .: Искусство , 1987.
  • Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. - М ., 1988.
  • Полевой В. М. Искусство Греции. - М .: Советский художник, 1984.
  • Арган Дж. К. История итальянского искусства. - М ., 2000. - 60 с.
  • Арган Дж. К. История итальянского искусства.. - М ., 2000. - 66 с.
  • Искусство раннего Возрождения. - М.: Искусство, 1980. - 257 с.
  • История искусства: Ренессанс. - М.: АСТ, 2003. - 503 с.
  • Яйленко Е. В. Итальянское Возрождение. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 128 с.
  • // Вестник истории, литературы, искусства. Т. 1. - М.: Наука, 2005. С. 84-97.
  • . М.: Слово, 2006. ISBN 5-85050-825-2
  • : Сб. статей/ Институт философии РАН, Московско-Петербургский философский клуб; Ответственный редактор Абдусалам Гусейнов . - М.: Летний сад , 2011. - 288 с. (PDF-версия)
  • Лазарев В. Н. Портрет в европейском искусстве XVII в.. - М.-Л., 1937.
  • Фромантен Э. Старые мастера. - М ., 1914.
  • Виппер Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. - М ., 1962.
  • Стасов В. В. Искусство XIX в.. - М.-Л., 1951.
  • Вентури Л. Художники нового времени. - М ., 1956.
  • Кузьмина М.Т. Современное искусство европейских стран социализма. - М ., 1961.
  • / И. В. Бабич. - вып. 1. - М: Рос. гос. б-ка, НИЦ Информкультура, 2014. - 82 с.

Ссылки

  • в Open Encyclopedia Project

Отрывок, характеризующий Изобразительное искусство

Был осенний, теплый, дождливый день. Небо и горизонт были одного и того же цвета мутной воды. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.
На породистой, худой, с подтянутыми боками лошади, в бурке и папахе, с которых струилась вода, ехал Денисов. Он, так же как и его лошадь, косившая голову и поджимавшая уши, морщился от косого дождя и озабоченно присматривался вперед. Исхудавшее и обросшее густой, короткой, черной бородой лицо его казалось сердито.
Рядом с Денисовым, также в бурке и папахе, на сытом, крупном донце ехал казачий эсаул – сотрудник Денисова.
Эсаул Ловайский – третий, также в бурке и папахе, был длинный, плоский, как доска, белолицый, белокурый человек, с узкими светлыми глазками и спокойно самодовольным выражением и в лице и в посадке. Хотя и нельзя было сказать, в чем состояла особенность лошади и седока, но при первом взгляде на эсаула и Денисова видно было, что Денисову и мокро и неловко, – что Денисов человек, который сел на лошадь; тогда как, глядя на эсаула, видно было, что ему так же удобно и покойно, как и всегда, и что он не человек, который сел на лошадь, а человек вместе с лошадью одно, увеличенное двойною силою, существо.
Немного впереди их шел насквозь промокший мужичок проводник, в сером кафтане и белом колпаке.
Немного сзади, на худой, тонкой киргизской лошаденке с огромным хвостом и гривой и с продранными в кровь губами, ехал молодой офицер в синей французской шинели.
Рядом с ним ехал гусар, везя за собой на крупе лошади мальчика в французском оборванном мундире и синем колпаке. Мальчик держался красными от холода руками за гусара, пошевеливал, стараясь согреть их, свои босые ноги, и, подняв брови, удивленно оглядывался вокруг себя. Это был взятый утром французский барабанщик.
Сзади, по три, по четыре, по узкой, раскиснувшей и изъезженной лесной дороге, тянулись гусары, потом казаки, кто в бурке, кто во французской шинели, кто в попоне, накинутой на голову. Лошади, и рыжие и гнедые, все казались вороными от струившегося с них дождя. Шеи лошадей казались странно тонкими от смокшихся грив. От лошадей поднимался пар. И одежды, и седла, и поводья – все было мокро, склизко и раскисло, так же как и земля, и опавшие листья, которыми была уложена дорога. Люди сидели нахохлившись, стараясь не шевелиться, чтобы отогревать ту воду, которая пролилась до тела, и не пропускать новую холодную, подтекавшую под сиденья, колени и за шеи. В середине вытянувшихся казаков две фуры на французских и подпряженных в седлах казачьих лошадях громыхали по пням и сучьям и бурчали по наполненным водою колеям дороги.
Лошадь Денисова, обходя лужу, которая была на дороге, потянулась в сторону и толканула его коленкой о дерево.
– Э, чег"т! – злобно вскрикнул Денисов и, оскаливая зубы, плетью раза три ударил лошадь, забрызгав себя и товарищей грязью. Денисов был не в духе: и от дождя и от голода (с утра никто ничего не ел), и главное оттого, что от Долохова до сих пор не было известий и посланный взять языка не возвращался.
«Едва ли выйдет другой такой случай, как нынче, напасть на транспорт. Одному нападать слишком рискованно, а отложить до другого дня – из под носа захватит добычу кто нибудь из больших партизанов», – думал Денисов, беспрестанно взглядывая вперед, думая увидать ожидаемого посланного от Долохова.
Выехав на просеку, по которой видно было далеко направо, Денисов остановился.
– Едет кто то, – сказал он.
Эсаул посмотрел по направлению, указываемому Денисовым.
– Едут двое – офицер и казак. Только не предположительно, чтобы был сам подполковник, – сказал эсаул, любивший употреблять неизвестные казакам слова.
Ехавшие, спустившись под гору, скрылись из вида и через несколько минут опять показались. Впереди усталым галопом, погоняя нагайкой, ехал офицер – растрепанный, насквозь промокший и с взбившимися выше колен панталонами. За ним, стоя на стременах, рысил казак. Офицер этот, очень молоденький мальчик, с широким румяным лицом и быстрыми, веселыми глазами, подскакал к Денисову и подал ему промокший конверт.
– От генерала, – сказал офицер, – извините, что не совсем сухо…
Денисов, нахмурившись, взял конверт и стал распечатывать.
– Вот говорили всё, что опасно, опасно, – сказал офицер, обращаясь к эсаулу, в то время как Денисов читал поданный ему конверт. – Впрочем, мы с Комаровым, – он указал на казака, – приготовились. У нас по два писто… А это что ж? – спросил он, увидав французского барабанщика, – пленный? Вы уже в сраженье были? Можно с ним поговорить?
– Ростов! Петя! – крикнул в это время Денисов, пробежав поданный ему конверт. – Да как же ты не сказал, кто ты? – И Денисов с улыбкой, обернувшись, протянул руку офицеру.
Офицер этот был Петя Ростов.
Во всю дорогу Петя приготавливался к тому, как он, как следует большому и офицеру, не намекая на прежнее знакомство, будет держать себя с Денисовым. Но как только Денисов улыбнулся ему, Петя тотчас же просиял, покраснел от радости и, забыв приготовленную официальность, начал рассказывать о том, как он проехал мимо французов, и как он рад, что ему дано такое поручение, и что он был уже в сражении под Вязьмой, и что там отличился один гусар.
– Ну, я г"ад тебя видеть, – перебил его Денисов, и лицо его приняло опять озабоченное выражение.
– Михаил Феоклитыч, – обратился он к эсаулу, – ведь это опять от немца. Он пг"и нем состоит. – И Денисов рассказал эсаулу, что содержание бумаги, привезенной сейчас, состояло в повторенном требовании от генерала немца присоединиться для нападения на транспорт. – Ежели мы его завтг"а не возьмем, они у нас из под носа выг"вут, – заключил он.
В то время как Денисов говорил с эсаулом, Петя, сконфуженный холодным тоном Денисова и предполагая, что причиной этого тона было положение его панталон, так, чтобы никто этого не заметил, под шинелью поправлял взбившиеся панталоны, стараясь иметь вид как можно воинственнее.
– Будет какое нибудь приказание от вашего высокоблагородия? – сказал он Денисову, приставляя руку к козырьку и опять возвращаясь к игре в адъютанта и генерала, к которой он приготовился, – или должен я оставаться при вашем высокоблагородии?
– Приказания?.. – задумчиво сказал Денисов. – Да ты можешь ли остаться до завтрашнего дня?
– Ах, пожалуйста… Можно мне при вас остаться? – вскрикнул Петя.
– Да как тебе именно велено от генег"ала – сейчас вег"нуться? – спросил Денисов. Петя покраснел.
– Да он ничего не велел. Я думаю, можно? – сказал он вопросительно.
– Ну, ладно, – сказал Денисов. И, обратившись к своим подчиненным, он сделал распоряжения о том, чтоб партия шла к назначенному у караулки в лесу месту отдыха и чтобы офицер на киргизской лошади (офицер этот исполнял должность адъютанта) ехал отыскивать Долохова, узнать, где он и придет ли он вечером. Сам же Денисов с эсаулом и Петей намеревался подъехать к опушке леса, выходившей к Шамшеву, с тем, чтобы взглянуть на то место расположения французов, на которое должно было быть направлено завтрашнее нападение.
– Ну, бог"ода, – обратился он к мужику проводнику, – веди к Шамшеву.
Денисов, Петя и эсаул, сопутствуемые несколькими казаками и гусаром, который вез пленного, поехали влево через овраг, к опушке леса.

Дождик прошел, только падал туман и капли воды с веток деревьев. Денисов, эсаул и Петя молча ехали за мужиком в колпаке, который, легко и беззвучно ступая своими вывернутыми в лаптях ногами по кореньям и мокрым листьям, вел их к опушке леса.
Выйдя на изволок, мужик приостановился, огляделся и направился к редевшей стене деревьев. У большого дуба, еще не скинувшего листа, он остановился и таинственно поманил к себе рукою.
Денисов и Петя подъехали к нему. С того места, на котором остановился мужик, были видны французы. Сейчас за лесом шло вниз полубугром яровое поле. Вправо, через крутой овраг, виднелась небольшая деревушка и барский домик с разваленными крышами. В этой деревушке и в барском доме, и по всему бугру, в саду, у колодцев и пруда, и по всей дороге в гору от моста к деревне, не более как в двухстах саженях расстояния, виднелись в колеблющемся тумане толпы народа. Слышны были явственно их нерусские крики на выдиравшихся в гору лошадей в повозках и призывы друг другу.
– Пленного дайте сюда, – негромко сказал Денисоп, не спуская глаз с французов.
Казак слез с лошади, снял мальчика и вместе с ним подошел к Денисову. Денисов, указывая на французов, спрашивал, какие и какие это были войска. Мальчик, засунув свои озябшие руки в карманы и подняв брови, испуганно смотрел на Денисова и, несмотря на видимое желание сказать все, что он знал, путался в своих ответах и только подтверждал то, что спрашивал Денисов. Денисов, нахмурившись, отвернулся от него и обратился к эсаулу, сообщая ему свои соображения.
Петя, быстрыми движениями поворачивая голову, оглядывался то на барабанщика, то на Денисова, то на эсаула, то на французов в деревне и на дороге, стараясь не пропустить чего нибудь важного.
– Пг"идет, не пг"идет Долохов, надо бг"ать!.. А? – сказал Денисов, весело блеснув глазами.
– Место удобное, – сказал эсаул.
– Пехоту низом пошлем – болотами, – продолжал Денисов, – они подлезут к саду; вы заедете с казаками оттуда, – Денисов указал на лес за деревней, – а я отсюда, с своими гусаг"ами. И по выстг"елу…
– Лощиной нельзя будет – трясина, – сказал эсаул. – Коней увязишь, надо объезжать полевее…
В то время как они вполголоса говорили таким образом, внизу, в лощине от пруда, щелкнул один выстрел, забелелся дымок, другой и послышался дружный, как будто веселый крик сотен голосов французов, бывших на полугоре. В первую минуту и Денисов и эсаул подались назад. Они были так близко, что им показалось, что они были причиной этих выстрелов и криков. Но выстрелы и крики не относились к ним. Низом, по болотам, бежал человек в чем то красном. Очевидно, по нем стреляли и на него кричали французы.

Введение

Актуальность темы исследования.

Каждый период истории имеет свои актуальные темы. Современный мир переживает третью технологическую революцию. Реклама здесь возникает как функция производства, как индустрия производства образов. Она наделяет товары и услуги специфическими знаками, задает нормы престижного потребления.

Приписывание смыслов в рекламном образе фокусируется лишь на одном предмете - рекламируемом товаре. Ощущение реальности, ее осмысление достигается лишь за счет обладания рекламируемой вещью. Реклама - это идеологический текст, который создается для формирования, поддержания или коррекции определенной идеологии - бесконечного потребления.

Особое значение для рекламы имеет применение средств и методов искусства. Искусство всегда являлось самой важной составляющей и в рекламе, и в любой другой сфере человеческой деятельности. Искусство -- это то великое умение и видение, которое может вдохнуть душу в каждое безжизненное до того явление. Искусство применялось в рекламе с самого зарождения этого вида деятельности, поэтому сегодня особенно актуально изучать опыт применения искусства в рекламе, чтобы на основе преемственности совершенствовать методы и приемы современной рекламы.

Целью данной работы является выявление взаимосвязи изобразительного искусства и рекламы на примере творчества А. Тулуз-Лотрека и А. Мухи.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть специфику изобразительного искусства как вида творческой деятельности;

2) выявить специфику живописи;

3) рассмотреть историю взаимодействия изобразительного искусства и рекламы;

4) рассмотреть творчество известных художников в сфере рекламы;

5) выявить специфику творчества А. Тулуз-Лотрека в рекламе;

6) выявить специфику творчества А. Мухи в рекламе.

Объект исследования - изобразительное творчество в рекламе.

Предмет исследования - творчество А. Тулуз-Лотрека и А. Мухи в рекламе.

Работа состоит из введения, главы 1, главы 2, заключения, списка использованной литературы. В первой главе рассматривается специфика изобразительного искусства как вида творческой деятельности, выявляется специфика живописи, рассматривается история взаимодействия изобразительного искусства и рекламы. В главе 2 рассматривается творчество известных художников в сфере рекламы, а также выявляется специфику творчества А. Тулуз-Лотрека и А. Мухи в рекламе.

Специфика изобразительного искусства

Изобразительное искусство как вид творческой деятельности

Рассмотрим специфику изобразительного искусства, выявим основные виды изобразительного искусства.

«Искусство - форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения» Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х тт. - Т. 1 - СПб., 1998. - С. 274..

Критерии определения искусства различны: они зависят от специфики культуры, в рамках которой творит художник, от места и времени создания и восприятия произведения.

В самом широком смысле понятие «искусство» употребляется в двух значениях:

1. Искусство - это искусность, мастерство, умение, ловкость, высокая оценка способности выполнять какую-либо работу. Часто так оценивают человека, который не просто профессионально выполняет свою работу, но делает это красиво, легко или как-то особенно вдохновенно. Поэтому и дворник, разметающий листья, может сам себя чувствовать или восприниматься другими как поэт.

2. Искусство - это творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, эстетически выразительных форм.

Если соединить эти два значения, то получится следующее определение:

Искусство - это художественная деятельность, основанная на мастерстве и умении Рыклин М. Искусство как препятствие. - М.: Изд-во «AdMarginem», 1997. - С. 12..

К искусству принадлежат литература, музыка, театр, изобразительное искусство, кино, телевидение. Каждый вид искусства имеет свой язык.

Литература -- искусство слова; музыка -- мир звуковой гармонии; кино, театр -- синтез литературы, музыки, игры актеров.

В изобразительном искусстве явления окружающей жизни отображаются с помощью линий, тональных соотношений, цветовых сочетаний, объемных форм, ярких ритмов.

Изобразительное искусство -- комплекс пластических искусств, исходно связанных с созданием статических изображений и материальных форм. Произведения изобразительного искусства возникают в результате эстетического освоения визуальной сферы восприятия.

Изобразительные искусства классифицируют по объектам приложения творческих усилий, используемым художественным и техническим средствам и исторически сложившимся концепциям творчества. Это скульптура, живопись, графика, фотоискусство, цифровая живопись, компьютерная графика, декоративно-прикладное искусство, микроминиатюра, каллиграфия, дизайн, архитектура.

Для изобразительного искусства характерны произведения, эстетическая ценность и образность которых воспринимается чисто зрительно. Произведения изобразительного искусства могут быть беспредметны и даже нематериальны, (заставка на экране, гарнитура книжного шрифта), но, независимо от материальности и предметности, типичные произведения изобразительного искусства обладают чертами объекта (ограниченностью в пространстве, стабильностью во времени). Способность генерировать объекты -- важнейшее свойство изобразительного искусства, связанное с его происхождением, определившее его историю и обуславливающее его развитие. Изобразительное искусство либо создаёт самостоятельные объекты, не имеющие утилитарной ценности (скульптура, живопись, графика, фотоискусство), либо эстетически организует объекты утилитарного назначения и информационные массивы (декоративно-прикладное искусство, дизайн). Изобразительное искусство активно влияет на восприятие предметного окружения и виртуальной реальности Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978..

Таким образом, для изобразительного искусства характерно отражение явлений действительности. Образов с помощью линий, тональных соотношений, цветовых сочетаний, объемных форм, ярких ритмов.




Top