Что такое корпорация? Определение, модели, примеры. Виды корпораций

В современной экономике возможны различные варианты формирования корпоративных структур.

Хозяйственные общества - это объединения, учреждённые одним или несколькими лицами, ими могут быть физические и юридические лица, уставный капитал которых в соответствии с учредительными документами разделён на доли определённых размеров. Участники общества несут ответственность ограниченную или неограниченную этими долями.

Общество с ограниченной ответственностью - это учреждённое одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли определённых учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесённых ими вкладов (Ст. 2 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Акционерное общество - коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу (ст. 2 ФЗ «Об акционерных обществах»).

Акционерные общества являются единственными юридическими лицами, которые имеют право выпускать акции.

Акция - это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права её владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Форма закрытого акционерного общества в большей степени подходит небольшим предприятиям, для которых предпочтительнее простая структура. Число акционеров здесь не может быть более 50 человек. Законодательством установлен минимальный уставный капитал, который не может быть меньше 100 минимальныхоплаты труда на дату регистрации общества.

Акции закрытого акционерного общества не поступают в свободную продажу.

Типы корпораций

Помимо организационно-правовых форм корпораций используются и другие формы, основанные на объединении капиталов через систему участий. Здесь идёт речь о различных типах объединений, таких как синдикаты, концерны, финансово-промышленные группы и другие.

Тип корпорации представляет официальное название альянса.

В России наиболее распространены строительные тресты.

Картель - это тип ценового альянса. Цель создания картелей - установление единой цены. Через цены можно регулировать и объёмы производства. По своей сущности может рассматриваться как форма сговора в сфере торговли. Поэтому в ряде стран картели не имеют официального статуса и запрещены законом. Например, в США. Примером картеля является Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК).

Центральнее место в холдинге занимает головное предприятие, называемое материнской фирмой, вокруг которого группируются его дочерние фирмы. В его руках сосредоточены контрольные пакеты акций, в том числе доли дочерних фирм, что даёт ему возможность контролировать и управлять ими, хотя надо отметить, что дочерние предприятия осуществляют самостоятельную хозяйственную деятельность. Компания, построенная по типу холдинговой структуры, предполагает передачу значительных прав и ответственности составляющим его структурным подразделениям, что даёт им возможность самостоятельно решать большинство оперативных хозяйственных проблем.

В России головная организация находится в Москве или другом административном центре.

Различают вертикально-интегрированные, горизонтально-интегрированные холдинги, холдинги-конгломераты. Вертикально-интегрированные «родились» в результате вертикальных слияний, вторые - горизонтальных, третьи - конгломератных слияний.

Конгломеративный холдинг - это полипродуктивный холдинг, он развивается за счёт разнообразных производств, максимально экономически выгодной интеграции. Например, «Дженерал Электрик» занимается медицинскими услугами наряду с производством электрооборудования.

Центральное место в финансово-промышленной группе занимает головная компания, главная задача которой состоит в управлении делами всего комплекса. Её функции может выполнять, входящие в группу производственное предприятие, банк, финансовая или страховая компания.

Транснациональные корпорации

В условиях растущей глобализации и наращивания новейших тенденций в экономике всё большее значение приобретают транснациональные корпорации (далее ТНК). Подавляющее число ТНК (примерно 80%) базируются в развитых странах.

Транснациональная корпорация - это компания (комплекс), имеющая зарубежные активы (капиталовложения) и предполагающая формирование транснационального производственного, торгового и финансового комплекса с единым центром принятия решений в стране базирования и с филиалами в других странах.

Комиссия по транснациональным корпорациям Организации Объединённых Наций (далее ООН) относит к транснациональным корпорации. Обладающие следующими формальными признаками:

Включают единицы в двух или более странах, независимо от юридической формы и поля деятельности;

Оперируют в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один или более руководящий центр;

Их производственные ячейки активно взаимодействуют друг с другом - обмениваются ресурсами, ответственностью и знаниями. Причём внутрикорпорационная торговля между ячейками ведётся по трансфертным ценам, которые устанавливаются в штаб-квартире ТНК на заниженном или завышенном уровне с таким расчётом, чтобы минимизировать общие налоговые выплаты, расходы по оплате пошлин и другие издержки за счёт снижения доходов принимающих стран.

Среди российских экономистов принято делить все ТНК по критерию национальной принадлежности на 2 подгруппы:

1) собственно транснациональные корпорации - национальные фирмы, чья деятельность «выплескивается» за границы той страны, где находится их материнская компания;

2) многонациональные фирмы - объединения национальных бизнес-организаций разных государств.

Подавляющее большинство современных ТНК имеют четкое национальное «ядро», т.е. относятся к первому типу. В качестве примера многонациональных фирм можно привести две англо-голландские фирмы - нефтеперерабатывающий концерн «Роял-Датч Шелл» (RoyalDutchShell) и химический концерн «Юнилевер» (Unilever).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Понятие корпораций . Виды корпораци й .

В современных условиях наиболее распространенной формой организации крупного предпринимательства является корпорация. Корпорация представляет собой совокупность лиц, объединившихся для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права - юридическое лицо. Хотя корпорации как таковые возникли еще в средние века, в современном значении это понятие, как правило, обозначает оптимальную форму крупномасштабного производства товаров и услуг в условиях рыночной экономики.

Корпорации объединяют основных производителей однотипной продукции, что приводит к монополизации производства. Они также содействуют концентрации инвестиционного капитала, обеспечивают научно-техническое развитие и непосредственно влияют на развитие производства, повышение технического уровня продукции и обеспечение конкурентоспособности, получают ускоренное развитие в тех отраслях, где происходит освоение производства при освоении новых поколений изделий.

Наиболее полное определение дано в Большом коммерческом словаре: "корпорация (corporation - объединение, сообщество) - широко распространенная в странах с развитой рыночной экономикой форма предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму".

Корпорация - одновременно имущественный комплекс, юридическое лицо, товаропроизводитель. Она может выступать в форме, как отдельного крупного предприятия, так и объединения нескольких предприятий, а также функционировать в форме, как простого акционерного общества, так и объединения акционерных обществ, например холдинговой компании. К орпорация представляет собой одну из масштабных форм интеграции компаний путем объединения акционерных обществ и других фирм различных сфер деятельности в целях разработки согласованной политики многопрофильной деятельности.

Системный подход к организации и управлению корпорацией является способом взаимосвязи отдельных составляющих в единую композицию.

Системой называют совокупность взаимосвязанных элементов, предназначенную для достижения определенной цели. Существование и функционирование систем обусловлены рядом закономерностей: целостностью, интегративностью, коммуникативностью, иерархичностью, осуществляемостью и др.

В практике используют два типа систем - закрытые и открытые. Если для закрытой системы характерны более или менее жестко фиксированные границы и независимость от внешней среды, то открытая система тесным образом взаимодействует с внешней средой, откуда она получает энергию, информацию, материалы. Кроме того, открытая система обладает способностью приспосабливаться к изменениям во внешней среде для самосохранения и дальнейшего функционирования. Корпорация представляет собой открытую систему, поскольку ее выживание зависит от внешнего мира.

Системы разрабатываются и управляются на основе следующих принципов:

1. функционально-системный, когда системообразующим фактором является конечный результат (цель);

2. вероятностно-статистический, основанный на концепциях фактора массовости наблюдений и состояний системы, перехода от изучения частных явлений к обобщению, взаимосвязанным и общим явлениям;

3. имитационно-моделирующий, позволяющий выразить структуру корпорации в виде модели и описать изменение ее состояний как системы в зависимости от изменения критериев оценки и целей;

4. интерактивно-графический, основанный на экономико-математическом моделировании и применении современных технологических средств обработки информации;

5. инженерно-психологический, позволяющий учитывать психологическое состояние человека при принятии решений;

6. инженерно-экономический, обеспечивающий точный прогноз количественных и качественных результатов (прибыль, себестоимость, эффективность и т.д.)

Корпорация представляет собой сложную социально-экономическую и техническую систему, интегрирующую разнообразные ресурсы и факторы, людей, предприятия, объединившихся для осуществления совместной деятельности и достижения общих целей. В социально-экономической системе главным и наиболее активным элементом выступает человек. В основе этой системы лежит совокупность общественных, коллективных (групповых) и личных интересов, которая оказывает влияние на ее состояние и развитие. Рациональные системы являются жизнеустойчивыми, подвижными, имеют способность к самоуправлению и самоорганизации.

Корпорации относятся к динамическим системам, которые постоянно меняют свои параметры во времени и являются многоуровневыми, состоящими из входящих в них организаций (подразделений). Каждую организацию (подразделение) в свою очередь можно рассматривать как самостоятельную экономическую систему.

Корпорации принадлежат к развивающимся системам, в которых одновременно протекают процессы функционирования и развития. В процессе функционирования они реализуют свою основную производственную функцию, в процессе развития проходят качественные преобразования в производственной деятельности.

Корпорации относятся к стохастическим системам, поведение которых можно предсказывать только в вероятностных категориях. Вероятностный характер корпораций обусловлен как общей политической и экономической ситуацией в стране и другими переменными факторами внешней среды, так и наличием неопределенности в поведении системы и ее элементов. Общей целью системы корпоративного управления является обеспечение стабильной эффективной работы корпорации.

Структура системы - это совокупность конкретных взаимосвязанных элементов, которые с присущими только им свойствами составляют определенную целостность.

Экономические производственные системы обладают рядом особенностей, отличающих их от иных систем. К таким особенностям можно отнести:

1. нестационарность (изменчивость) отдельных параметров системы и стохастичность ее поведения;

2. уникальность и непредсказуемость системы в конкретных условиях (благодаря наличию у нее активного элемента - человека) и вместе с тем наличие у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами;

3. способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения;

4. возможность противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденциям;

5. способность адаптироваться к изменяющимся условиям;

6. возможность и стремление к целеобразованию, т.е. формированию целей внутри системы.

Состояние системы определяется множеством различных факторов, описывающих как ее внешнюю, так и внутреннюю среду.

Корпорация представляет собой договорные объединения, созданные на основе производственных, научных и коммерческих интересов, с делегированием отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности любому из участников. Таким образом, объектами корпоративного управления обязательно являются акционерные общества, а также та часть обществ с ограниченной ответственностью, в которых управление отдельно от собственности.

Корпоративное управление - это сложная система экономических отношений, которая включает множество внутренних и внешних элементов. Его субъектами выступают непосредственные собственники корпоративных прав: граждане, юридические лица, государство, которые и осуществляют регулирование их движения.

Управление корпорациями имеет свою специфику. Существенным является формирование внешней среды регулярного действия на корпорации и внутреннего механизма согласованных интересов субъектов корпоративных отношений. Следовательно, можно выделить внешние и внутренние структурные элементы корпоративного управления.

Значимость внешней среды стала учитываться как экономистами-исследователями, так и предпринимателями лишь с конца 60-х годов прошлого века. Немаловажная заслуга в этом принадлежит немецкому исследователю Х. Ульреху, который предложил рассматривать предприятие как открытую систему, обращенную в окружающую среду. Постепенно сформировался подход, согласно которому предприятие может быть вовлечено не только в рыночные структуры, но и в нерыночные сферы общественной жизни.

Внешняя среда корпорации - это силы, внешние по отношению к корпорации, которые воздействуют на ее результативность.

К функциональным областям внешней среды корпорации относятся:

1. социальная среда - рост населения, развитие культуры и образования определяют характер потенциального рынка, изменение потребностей в количестве и качестве потребляемых благ (продуктов, жилья, комфорта), стиля жизни приводит к трансформации понятий занятости и отдыха, здорового образа жизни, комфорта жилья и, как следствие, является мотивацией к изменению производства благ и услуг;

2. правовая среда - корпорации работают в юридических рамках, нормы права регулируют их поведение и способствуют разрешению конфликтов между ними и обществом в целом, поэтому совершенствуются законодательство, контрастное право, защита потребителя;

3. государственная среда - государство в экономической сфере может играть три различные роли: невмешательство в процессы экономики (свободный рынок); радикальное вмешательство в экономику (социализм и коммунизм); прагматическое вмешательство в экономику, т.е. согласование политических воззрений, индивидуальной инициативы, прибыльной мотивации, рыночных сил (регулируемый рынок);

4. политическая среда - внутренний рынок находится под влиянием политических событий и решений, аналогично этому политические факторы могут оказывать воздействие на операции в сфере международного бизнеса;

5. технологическая среда - динамика спроса и предложения на рынке труда, ресурсов и финансов влияет на темпы инновационных процессов, силы конкуренции стимулируют развитие технологий;

6. экономическая среда - производство продукции и услуг всегда находится в конкретной связи с экономической средой: уровнем занятости, платежным балансом, темпами экономического роста;

7. ресурсная среда - необходимо научиться получать неограниченное количество ресурсов, не нарушая при этом устойчивости и равновесия параметров окружающей среды.

С точки зрения взаимосвязи с внешней средой и системного подхода, корпорацию можно рассматривать как механизм преобразования "входов" в "выходы", т.е. материалов, оборудования, энергетических ресурсов, капитала и рабочей силы в соответствующую продукцию. Здесь в наиболее очевидной форме проявляется прямая зависимость корпорации от внешней среды. Как открытая система она должна в максимальном объеме предоставлять другим субъектам собственную информацию, что позволит повысить открытость и прозрачность внешней среды, а следовательно, снизить связанную с ней неопределенность. Для достижения основной цели компании - получение прибыли - необходимо учитывать факторы как внешней, так и внутренней среды.

Корпорации создаются людьми, поэтому внутренняя среда является в основном результатом управленческих решений. Ее наряду с сотрудниками составляют цели, структура, задачи, технология. Ключевой параметр внутренней среды корпорации, как и любой организации, - организационная структура. Рациональная организационная структура обеспечивает благоприятные условия для принятия управленческих решений, устойчивость организации и возможность оперативно и успешно реагировать на изменения внутренней и внешней сред.

Внутренняя среда корпорации - это ее организационное строение и внутренние ситуационные факторы.

К функциональным областям внутренней среды корпорации относятся:

1. финансы и бухгалтерский учет - аспекты бизнеса, которые включают управление средствами (расход, изменение денежных масс), сбор, обработку и анализ финансовых данных;

2. обеспечение ресурсами - совершенствование системы материально-технического снабжения корпорации материалами и полуфабрикатами, машинами и энергетическими ресурсами;

3. кадровая функция - обеспечение производственной и других сфер людскими ресурсами (наем, подготовка и переподготовка), выполнение всех управленческих действий, связанных с социальной сферой (оплата, благосостояние и условия найма);

4. производственная функция - обеспечение функционирования производственного процесса в зависимости от цели производственной функции, принятие решений в сфере технологий, календарного планирования, запасов производства, а также контроля качества;

5. функция развития продукта и процесса производства (R&D) - организация проведения исследований процессов, разработка высоких технологий, компьютеризация, изучение долгосрочной динамики развития продукта как основного фактора конкуренции на рынке, осуществление инновационной политики компании;

6. функция развития материально-технического обеспечения производства - совершенствование деятельности инструментального хозяйства, ремонтных служб и служб технологической оснастки в целях обеспечения рациональных сроков физического и морального износа технических систем;

7. маркетинг - особый вид деятельности по прогнозированию, выявлению и удовлетворению требований потребителей. При изучении поведения покупателя следует учитывать его социальные, психологические, культурные, образовательные, возрастные и многие другие факторы.

2. Производственные кооперативы . Главные особенности п роизводственн ых кооператив ов .

Производственный кооператив (артели) - добровольное объеди-нение граждан на основе членства для совместной производственной или хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной или иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. В отличие от хозяйственных обществ и товариществ совместная производственная или иная хозяйственная деятельность кооператива должна быть основана на членстве и на личном трудовом участии его членов, в то время как личное трудовое участие не является обязательным для хозяйственных обществ и товариществ. Прибыль распределяется между членами ПК в со-ответствии с их трудовым участием. Участником производственного кооператива может быть и юридическое лицо.

Право собственности производственного кооператива - особая форма коллективного владения, пользования и распоряжения имуществом. Она реали-зуется путем участия в управлении собственностью всех членов кооператива на равной основе: один член -- один голос; предста-витель юридического лица также имеет один голос. Члены производственного кооператива сами определяют возможную для них минимальную сумму паевого фонда, размер пая, вносимого каждым участником, порядок его внесения, ответственность за нарушение обязательств по внесению взносов. Указанные сведения находят отражение в уставе производственного кооператива.

В отличие от иных коммерческих организаций законодатель предоставляет члену кооператива право внести к моменту госу-дарственной регистрации до 10% паевого взноса. Оставшуюся сумму ему необходимо внести в пределах года с момента регистрации производственного кооператива.

В качестве паевого взноса могут вно-ситься деньги, ценные бумаги и иное имущество, в том числе существенные права, а также земля, являющаяся объектом гражданско-правовых сделок, в пределах, установленных законода-тельством о земле и природных ресурсах.

Производственный кооператив действует на основе устава и учредительного договора. Производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество.

Производственный кооператив - фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова "производственный кооператив" или "артель".

Участие пайщиков в управлении кооперативом достаточно широкое. Здесь существует, трехзвенная система управления:

· общее собрание;

· наблюдательный совет;

· правление и (или) председатель кооператива.

Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов, к исключительной компетенции которого относятся:

· утверждение и изменение устава;

· образование наблюдательного совета и прекращение пол-номочий его членов, а также образование и прекращение полно-мочий исполнительных органов кооператива;

· прием и исключение членов кооператива

· утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов кооператива, распределение его прибыли и убытков;

· ликвидация и реорганизация кооператива.

Если число учредителей кооператива превышает 50 человек, создается наблюдательный совет , который координирует деятельность исполнительного органа. Исполнительным органом является правление и его председатель, которые подотчетны наблюдательному совету и общему собранию учредителей. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива. Членами общего собрания, наблюдательного совета, правления, председателем могут быть только члены кооператива. Член кооператива вправе по сво-ему усмотрению выйти из него. В этом случае ему должна быть выплачена стоимость пая или выдано имущество, соответст-вующее его паю, а также осуществлены другие выплаты, преду-смотренные уставом кооператива.

Организационная схема производственного кооператива представлена на рис.1

Кашанина Т. В. Корпоративное право - М.: НОРМА-ИНФРА * М, с. 205

3. Производственное предпринимательство и технология его осуществления .

Производственным следует считать предпринимательство, основу которого составляет производство, включая как материальное, так и интеллектуальное, духовное производство. Производственное предпринимательство относится к числу самых сложных, серьезных, общественно необходимых и в то же время трудных видов бизнеса. С этим частично и связан тот факт, что к производственному предпринимательству проявляется гораздо меньшее тяготение, чем к другим видам бизнеса, быстрее и проще приносящим прибыль.

Бизнес самым тесным образом связан с производством. Не будь производственного бизнеса, торговый бизнес потерял бы материальную, вещественную основу, осталась бы только возможность торговать импортными товарами.

В центре производственного предпринимательства лежит изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова. Главной, определяющей частью такого предпринимательства является производство продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям. В условиях производственно-предпринимательской деятельности осуществляющий ее бизнесмен призван непосредственным образом налаживать и осуществлять производство, в этом его основная функция. Это вовсе не означает, что предприниматель делает все один, сам. Он может, имеет право привлекать для производства своих родных, коллег, наемных работников. Принципиальная схема производственного предпринимательства, вытекающая из общей схемы предпринимательской деятельности. Осуществление производственного бизнеса связано с необходимостью приобретения предпринимателем целого ряда факторов производства.

Чтобы изготовить продукцию, товары предпринимателю необходимы оборотные средства в виде материалов, из которых изготовляется продукция, и энергии, необходимой для обработки материалов. Кроме того, в производстве могут понадобиться полуфабрикаты, то есть готовые составные части, которые будут использоваться при изготовлении товара (например, гвозди, шурупы, пуговицы, рукоятки, подошвы, электродвигатели). Все эти ресурсы обозначены на рисунке буквой М. Для получения необходимых материалов придется приобрести их у собственников оборотных средств, заплатив им деньги в сумме Дм, зависящей от количества материалов и их цены.

Далее для производства нужны основные средства (ОС) в виде рабочих помещений, машин, оборудования, инструментов, приборов. Если у предпринимателя таковых нет, то надо их приобрести или хотя бы арендовать на время. За требуемые для производства средства ОС придется уплатить их собственникам денежную сумму До, зависящую от вида и количества потребных для производства основных средств и цен на них. При аренде основных средств оплата будет зависеть также от срока их использования.

Конечно, приобретаемые предпринимателем основные средства служат ему в течение длительного времени, поэтому стоимость их покупки неправомерно считать равной расходам предпринимателя на производство одной партии товаров. С другой стороны, наличие у предпринимателя собственных основных средств не должно восприниматься как отсутствие расходов, связанных с использованием основных средств. Расходы предпринимателя, обусловленные использованием основных средств, принимают равными сумме денег, необходимых для компенсации износа этих средств в течение времени производства данной партии товаров или проведения данной бизнес-операции. Эту величину экономисты называют амортизацией основных средств. Производство требует привлечения предпринимателем рабочей силы (PC). Чаще всего это наемные работники, труд которых подлежит оплате, зависящей от количества нанимаемых работников, величины заработной платы и рабочего времени, в течение которого производился предпринимательский товар. Расходы предпринимателя на оплату труда обозначены на буквой Др.

В эти расходы следует включать и заработную плату самого предпринимателя. Люди, мало знакомые с экономикой и бизнесом, часто не понимают почему затраты труда самих предпринимателей подлежат оплате и должны включаться в денежные расходы, затрачиваемые на факторы предпринимательства. Иногда их включают в прибыль в виде ее части, называемой нормальной прибылью. Любые затраты ресурсов на предпринимательскую деятельность входят в издержки производства и должны оплачиваться обладателю, собственнику ресурсов. В данном случае предприниматель затрачивает свой труд и должен получать за это оплату из выручки за продажу товара.

Наряду с указанными расходами ресурсов в процессе производственного предпринимательства имеют место и другие расходы, в частности, на приобретение информации, на хранение и транспортирование материалов и готовой продукции, на ремонт оборудования и помещений, на услуги связи и многие другие. Производственное предпринимательство завершается выпуском товара Т, который продается предпринимателем либо непосредственно потребителю, либо торговым организациям. В результате предприниматель получает выручку от продажи товара Дт, зависящую от объема производства, продажи и цены товара, по которой он продан.

Задача предпринимателя состоит в том, чтобы производство окупилось, то есть доход Дт превысил расходы Дм, До, Др, дополнительные расходы и налоги.

Производственное предпринимательство чаще всего связано с необходимостью создания юридически оформленного предприятия, фирмы. Для него требуется наличие земельных участков, производственных площадей, помещений, всех тех факторов и ресурсов, о которых упоминалось при рассмотрении схемы производственного предпринимательства. Потребность в столь многообразных факторах, условиях, многие из которых труднодоступны, служит сдерживающим началом в осуществлении производственного бизнеса в России. Есть, конечно, и другие обстоятельства, препятствующие росту производственного предпринимательства, в частности, отсутствие внутренних побудителей и слабый уровень квалификации начинающих бизнесменов, боязнь сложностей, низкая престижность производственной деятельности, наличие более доступных и легких источников дохода.

Между тем, именно производственное предпринимательство сегодня наиболее необходимо нам всем, а завтра оно способно обеспечить стабильный успех, доходы, прибыль начинающему бизнесмену. Так что тяготеющий не к одномоментной удаче, сиюминутным доходам, а к перспективному, устойчивому делу должен обратить свой взор на производственное предпринимательство.

Еще раз напоминаем, что производственный бизнес -- это не только выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения или потребительских товаров. Это еще и строительные работы, транспортные перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет. В широком смысле слова производственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным по определенной цене или обмененным на другой товар.

Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения, обмена, сопутствует ему. Ведь производимые товары надо продавать, обменивать на деньги или другие товары. Из истории развития бизнеса видно, что бизнес в области ремесел тут же порождал купеческий бизнес. Эта неразрывная связь прослеживается на протяжении многих веков. При этом активной стороной не всегда бывает производство. Коммерческое предпринимательство, выявляющее спрос на товары, возбуждает производственный бизнес.

Литература

1.Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2007.

2.Шаталов С.Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы. М.: МЦФЭР, 2007.

3.Кашанина Т. В. Корпоративное право - М.: НОРМА-ИНФРА * М,

4.Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. - М., 2006.

5.Анисимова Т. Буев В. и др. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей. //Вопросы экономики.2006г.

6.Грачев И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит. 2006

7.Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1. М., гл. 1,

8.Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории. М. :

Подобные документы

    Понятие корпораций как организационно-правовой формы крупного бизнеса, их функции и особенности регулирования деятельности в Российской Федерации. Преимущества корпорации как рыночного субъекта. Модели взаимодействия государства и крупных корпораций.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2012

    Сущностные характеристики транснациональных корпораций: понятие, структура, причины развития, положительные и отрицательные моменты. Особенности развития транснациональных корпораций в России на примере глобальной энергетической компании ОАО "Газпром".

    курсовая работа , добавлен 16.09.2011

    Управление в организациях, их функции, свойства и отличительные черты. Организационно-правовые формы корпораций. Роль и структура корпоративного управления в функционировании корпорации. Принципы корпоративного управления на примере акционерного общества.

    курсовая работа , добавлен 26.08.2015

    Характеристика, правовое положение, участники, преимущества и недостатки основных видов и форм организации бизнеса: товариществ, хозяйственных обществ, корпораций, производственных кооперативов, унитарных предприятий, индивидуального предпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2014

    Предпосылки и динамика создания государственных корпораций, их место в государственном секторе. Особенности правового статуса, цели и задачи создания госкорпораций. Органы управления, финансирование проектов, проблемы и перспективы развития корпораций.

    дипломная работа , добавлен 12.11.2010

    Предпосылки и динамика создания государственных корпораций, их место в госсекторе, правовые основы деятельности. Перспективы преобразования госкорпораций. Общая характеристика деятельности и устройства корпораций Роснано, Ростехнологии, Росатом.

    научная работа , добавлен 11.11.2010

    Международные корпорации как наиболее важный элемент развития мировой экономики, международной торговли, а также международных экономических отношений. Общая характеристика транснациональных корпораций, знакомство с основными признаками и функциями.

    реферат , добавлен 02.05.2017

    Положения институциональной теории. Эволюция планирования и регулирования корпораций на современном этапе развития мировой экономики. Институционализм и корпорации. Эволюционная трактовка экономических факторов. Технократические концепции Дж. Гэлбрейта.

    дипломная работа , добавлен 22.07.2012

    Понятие слияний и поглощений корпораций, сущность и основные этапы данных процессов, требования к ним, мотивы и способы реализации: оборонительные и наступательные. Разделение как операция, противоположная слиянию, расчленение корпоративной организации.

    презентация , добавлен 14.10.2014

    Понятие, структура и типы транснациональных корпораций. История становления, этапы развития и экономические преимущества ТНК. Характерные функции многонациональных корпораций: размер производства, международная деятельность, наличие зарубежных филиалов.

Для формирования цельной картины о видах корпораций в зарубежном праве стоит сделать выдержку из работы Суханова Е.А., которая на сегодняшний день содержит лучшее сравнительно-правовое исследование корпоративных отношений, сложившихся в мировой практике :

«Перечень признаваемых законом корпораций в основных западноевропейских правопорядках ограничен следующим весьма небольшим набором из восьми традиционных организационно-правовых форм:

Три вида неправосубъектных объединений лиц - простое (в том числе негласное), полное (именуемое в германском праве открытым, а в швейцарском праве - коллективным) и коммандитное товарищества (общества);

Пять корпораций, являющихся юридическими лицами, - акционерное общество, акционерная коммандита (нередко рассматриваемая как разновидность акционерного общества), общество с ограниченной ответственностью, кооператив и некоммерческое объединение (союз).

Этот классический набор иногда варьируется по следующим причинам.

Во-первых, в отдельных правовых системах к нему добавляются некоторые исторически сложившиеся в качестве самостоятельных особые корпоративные формы: например, пароходство, объединение взаимного страхования и горно-правовой профсоюз в Германии; сберегательные кассы в Австрии; признаваемые правом отдельных швейцарских кантонов сельскохозяйственные кооперативы по совместному использованию пастбищ, лесов, водных источников. Их наличие следует считать национальными особенностями конкретных правопорядков.

Во-вторых, в соответствии с директивами Европейского союза в государствах - членах ЕС появились также три формы европейских корпораций: некоммерческое европейское экономическое объединение по интересам, европейское акционерное общество и европейский кооператив, пока, впрочем, не получившие широкого распространения.

В-третьих, отдельные правопорядки при необходимости вводят новые,

представляющиеся им современными корпоративные формы: партнерство в Германии, инвестиционное общество с переменным капиталом, называемое также и коммандитное общество для коллективных капиталовложений в Швейцарии, упрощенное акционерное общество во Франции и даже частный фонд в Австрии.

Таким образом, классический европейский стандарт из восьми корпоративных форм не является принципиально жестким, а допускает различные варианты с учетом национальных особенностей и современных тенденций экономического развития. Вместе с тем в европейском корпоративном праве действует принцип исчерпывающего перечня видов корпораций. В соответствии с ним не допускается создание корпорации соглашением учредителей (сторон товарищеского договора) в какой-либо форме, прямо не предусмотренной законом, даже если речь идет о неправосубъектной организации».

При обращении к действующему законодательству становится видно, что юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.

Попытаемся отразить разновидности организационно-правовых форм юридических лиц в действующем гражданском законодательстве с выделением корпоративных форм (см. Таблицу 4).

Таблица 4. Разновидности организационно-правовых форм юридических лиц по ГК РФ.

При взгляде на данную таблицу становится ясно, что группы организационноправовых форм серьезно видоизменились, и поэтому корпоративные юридические лица стоит классифицировать таким образом:

Стоит разделить корпорации на классы в зависимости от целей их деятельности:

1. Коммерческие, которые делятся на следующие организационно-правовые формы:

1.1. Хозяйственные товарищества;

1.2. Хозяйственные общества;

1.3. Крестьянские (фермерские) хозяйства;

1.4. Хозяйственные партнерства;

1.5. Производственные кооперативы.

2. Некоммерческие, которые делятся на следующие организационно-правовые формы:

2.1. Потребительские кооперативы;

2.2. Общественные организации;

2.3. Ассоциации (союзы);

2.4. Товарищества собственников недвижимости;

2.5. Казачьи общества;

2.6. Общины коренных малочисленных народов РФ.

В целом общая картина складывается весьма цельно, поэтому не стоит рассматривать данный вопрос более подробно, повторяя традиционный раздел «Юридические лица» курса «Гражданское право».

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

В современной мировой практике основной формой организации и управления хозяйственными процессами, в которых требуется объединение сразу нескольких заинтересованных сторон, стала корпорация. Рассмотрим подробнее, что такое корпорация, каковы ее характеристики и типы. А также выделим основные отличия западной и восточной моделей корпоративного объединения.

Понятие корпорации

Согласно общему определению, корпорация – это объединение юридических и физических лиц для достижения общей цели. В совокупности эта объединенная группа представляет собой новое юридическое лицо, а каждый из его участников – собственник определенной доли. Интересно то, что владельцы этих самых долей практически никогда не занимаются управлением. По сути, корпорацией управляют наемные работники, специалисты своего дела.

Что такое корпорация по своей структуре? Это союз, который обладает внутренней организацией и объединяет своих членов в единый коллектив. Также он является субъектом обязанностей и прав. Еще проще корпорацию расшифровывают как группу лиц, объединенных одной общей целью и выполняющих свою деятельность в течение долгого времени, чтобы осуществить эту цель.

Корпорация может иметь под своей «крышей» несколько разных бизнесов, но все они находятся под единым финансовым контролем.

Характеристики корпорации

Финансисты выделяют несколько основных признаков, характеризующих корпорации. Среди них:

  • Наличие собственников или акционеров, которые могут владеть пакетами акций разного объема. Акционеры отделены от управления, однако, серьезные решения принимаются на совете директоров. Другими словами, никогда одна персона не может решать какие-то важные вопросы самостоятельно, этим занимается группа людей.
  • Имеет место делегирование полномочий, то есть создаются несколько «узлов» принятия решений;
  • В состав корпорации входит сразу несколько предприятий различного характера. В данном случае деятельность корпораций специально ориентирована на разные виды бизнесов, чтобы распределить риски между ними.
  • Лидирующее положение на рынке. Уверенная позиция на рынке (например, строительном) позволяет корпорациям управлять данной структурой, производить и реализовывать продукцию, формировать рынок новых товаров.
  • Огромное число сотрудников, которое может достигать нескольких тысяч человек. Данный факт делает процесс управления сложным, поскольку необходимо налаживать четкий контроль и проверку качества работы.

Зачастую ошибочно считают, что корпорациями являются компании в той или иной отрасли. Однако это далеко не так, корпорации и компании значительно отличаются друг от друга. В частности, компании не имеют глобального влияния на рынок, в то время как корпорации способны организовывать новые рынки.

Что важно для корпораций?

Одним из самых важных моментов, влияющих на авторитет корпорации, является ее имидж. Все крупные корпорации обязательно заботятся о своем положительном имидже, чтобы быть привлекательными для общества. С этой целью любое уважающее себя корпоративное объединение стремится:

  • Быть социально-ориентированным. Это значит, что любая продукция и услуги должны соответствовать запросам общества.
  • Нести социальную ответственность, т. е. обеспечивать каждому работнику необходимый социальный пакет, включающий различные гарантии и страховки, возможность своевременного получения медицинской помощи и пр.
  • В своей деятельности не нарушать законы и правила.
  • Ставить на первое место желание потребителя, поскольку от его растрат зависит финансовое положение корпорации.
  • Соблюдать права сотрудников, партнеров и принимать во внимание общественное мнение.

Также немаловажное значение для корпораций имеет корпоративная культура. Ведь что такое корпорация без собственной культуры и традиций? У каждого подобной организации имеются свои внутренние формальные и неформальные правила «ведения игры», свой кодекс этики и чести или даже собственная конституция. Это дает возможность всему коллективу заниматься деятельностью на общее благо, а каждому его члену чувствовать себя причастным к чему-то единому и глобальному.

История корпораций

Много веков назад люди не знали, что такое корпорация в ее современной трактовке, хотя корпоративные объединения уже тогда начали появляться. Впервые отмечается их возникновение во времена Древнего Рима, когда при республике разрешалось создавать новые корпорации без проблем. Единственным условием было соблюдение государственных законов. Правила изменились, когда наступили времена империи: для создания корпорации нужно было обращаться в сенат за специальным соглашением. Управление осуществлялось людьми, выбранными из создателей. Если деятельность корпорации прекращалась, то всю ее собственность делили между участниками.

На сегодняшний день самой старой корпорацией считается медный рудник под названием Stora Kopparberget, расположенный на территории Швейцарии. Еще в XIV столетии это объединение получило устав, подписанный лично королем Магнусом Эрикссоном.

В XVII веке многие европейские государства имели право вести бизнес со своими колониями. Подобные организации в некотором роде напоминают современные транснациональные корпорации. В качестве примера можно привести Голландскую Ост-Индийскую компанию и Компанию Гудзонова залива.

Корпорации современности

В наше время ключевую роль в рыночной экономике большинства развитых стран играют сверхкрупные объединенные организации – корпорации. В частности, в Соединенных Штатах, Канаде, Японии корпорации считаются основной формой предпринимательской деятельности. В этих государствах под контролем корпоративных объединений находится более пятидесяти процентов производства промышленных товаров и торговой деятельности. Также благодаря существованию корпораций ведущие державы мира владеют большей частью лицензий и патентов на новейшие технические разработки, медицинские препараты и пр.

Отличительной чертой современных корпораций является то, что продолжительность их существования не ограничена, поскольку акции можно свободно передавать другим собственникам. Также корпорация может выпустить новый пакет акций, чтобы привлечь инвесторов и, соответственно, инвестиции со стороны.

Виды корпоративных объединений

На сегодня существует несколько разновидностей корпоративных объединений, которые приняты в большинстве стран мира:

  • акционерное общество открытого типа;
  • общество с ограниченной ответственностью;
  • синдикат;
  • картель;
  • трест;
  • концерн;
  • холдинг;
  • финансово-промышленные группы;

Обязательства и права

В каждой державе по закону определяются ответственность и права всех типов корпораций. Также законодательно обозначаются ограничения касательно форм деятельности корпораций и их состава, а также применяются особые меры по предотвращению трансформации их в монополии. В случае нарушения каких-либо правил или ограничений государство имеет право применить санкции относительно корпорации-нарушителя.

В 90% случаях предприятия, входящие в состав корпоративного объединения, полностью зависят от него в экономическом и финансовом плане. Но бывает, когда предприятие имеет свои акции и своих акционеров. Таким примером может служить финансовая корпорация, которая объединяет под своим «крылом» финансовые группы. Это говорит о том, что отношения внутри корпораций достаточно сложны и разнообразны.

Формы экономических отношений

Среди большого числа вариаций отношений между предприятиями и корпорациями эксперты выделяют те, которые встречаются чаще всего:

  • Финансовое управление предприятием со стороны корпорации. В этом случае все остальные виды деятельности предприятие осуществляет самостоятельно. В него обязательство входит лишь пункт относительно финансов – исполнение определенной части корпоративного бюджета.
  • Поглощение организации. Это означает, что руководство, управление и функционирование полностью переходит в руки менеджеров корпорации.
  • Покупка предприятия, которое было выставлено на аукцион по причине неэффективной деятельности.
  • Превращение организаций в филиалы корпорации, которые становятся представительством объединения в другом городе или стране.
  • Создание консорциума – временного объединения организаций и фирм с целью решения какой-либо общей производственной задачи.

Отличия западной и восточной моделей

Для примера можно рассмотреть американскую и японскую модели корпоративных объединений. Главное отличие в них – корпоративное поведение и отношение к работе. Если японцы, включая даже самых мелких предпринимателей, ориентированы на общие интересы корпорации, то американцы больше беспокоятся о личностном росте. В этом проявляется уровень индивидуализма.

На Востоке для работника почетно всю жизнь работать на одну компанию. Поменять фирму для японца означает почти то же самое, что развестись с супругой, что в обществе неприемлемо. А для жителя западных стран вполне нормально рассылать резюме по разным корпорациям и переходить в ту, где предлагаются более выгодные условия.

Однако обе модели имеют свои достоинства и недостатки. Японские корпорации всегда выпускали качественную продукцию даже массового производства, чем выигрывали у других компаний. Но что касается инноваций в разных сферах, то здесь лидируют американские объединения.

Основу экономик большинства стран мира составляют корпорации. При этом данный термин может соответствовать с самыми разными характеристиками — с точки зрения масштабов, структуры, приоритетов в развитии. Каковы современные подходы к понятию термина «корпорация»? Каким образом данные структуры могут функционировать в разных странах мира?

Что такое корпорация?

Под термином «корпорация» может пониматься:

Объединение нескольких фирм в целях совместного решения сложных задач бизнеса;

Крупная фирма или, в ряде случаев, холдинг, включающий несколько дочерних структур;

Политический субъект с унифицированной системой хозяйствования и принятия решений — на уровне города или даже государства.

Но чаще всего под корпорацией понимается именно холдинг либо объединение бизнесов, иногда - монополистических (например, в виде картелей). Корпоративные отношения между учредителями соответствующего хозяйствующего субъекта, а также их партнерами, обычно устанавливаются на уровне гражданско-правовых и трудовых соглашений. Чем более эффективным будет юридическое обеспечение деятельности корпорации, тем более успешной она будет в бизнесе, во взаимодействии с конкурентами.

Соотношение интересов в корпорации

Рассмотрим такой аспект деятельности объединений, о которых идет речь, как соотношение интересов. Таковые могут иметь учредители корпорации, менеджеры, рядовые сотрудники. Интересы участников корпораций могут разниться, однако их объединяет то, что они делегируются конкретным человеком на вышестоящий уровень.

Так, рядовой сотрудник доверяет отстаивать свои интересы руководителю отдела. Который, в свою очередь, делегирует свои, с учетом принятых от подчиненного, начальнику, условно говоря, департамента. После интересы передаются на уровень топ-менеджеров фирмы и рассматриваются ими с учетом их приоритетов. Если человека устраивает подобная схема делегирования интересов, он, как правило, успешно встраивается в деятельность корпорации.

Данная особенность взаимодействия участников соответствующих объединений в бизнесе предопределяет необходимость в разработке норм, регламентирующих их коммуникации между собой.

Корпоративные нормы

Важнейшее условие эффективного развития корпорации — наличие правил, которых рекомендуется придерживаться ее сотрудникам при реализации своих интересов. Характеризуются они обычно высокой степенью централизованности. Можно отметить, что особенности финансов различных видов корпораций имеют, в принципе, то же свойство. Они управляются вышестоящими структурами фирмы, ключевые решения по их распределению принимаются топ-менеджерами компании.

Нормы в корпорации, как правило, устанавливаются на уровне локальных нормативных актов. Но это не всегда так. Вполне возможно, что они будут носить неформальный характер, передаваться от одного участника корпорации к другому устно, но соблюдаться строго. Можно отметить, что в одних корпоративных структурах будут более значимыми официальные нормы, в других — те, что правильнее отнести к неформальным. Это зависит от национальных традиций в государстве, в котором зарегистрирована компания, от политики владельцев, топ-менеджеров фирмы, от специфики сегмента, в котором организация развивается.

Отметим, что для эффективного выстраивания отношений в бизнесе имеют значение, как правило, не столько те или иные форматы корпоративных норм, сколько механизмы, обеспечивающие их соблюдение.

Рассмотрим то, какие основные виды корпораций выделяют исследователи.

Классификация корпораций по экономической природе

Современные эксперты классифицируют рассматриваемые объединения на 3 основных типа корпораций исходя из критерия их экономической природы:

Классические;

Этатистские;

Креативные.

Изучим их специфику подробнее.

Классические корпорации — это фирмы, которые учреждаются с прицелом на достижение максимальной эффективности бизнеса в виде рентабельного производства товаров или услуг, а также предполагающей уверенный рост оборотов с последующим увеличением доли компании на рынке. Классическая корпорация характеризуется выраженным разграничением между институтами собственности и управления. Есть владельцы фирмы, инвестирующие в нее, а есть менеджеры, отвечающие за ее развитие. Первые, как правило, не вмешиваются в деятельность вторых. Однако наемные менеджеры в классической корпорации обычно подотчетны владельцам компании.

В объединениях, о которых идет речь, обычно устанавливается устойчивая культура взаимодействия сотрудников между собой. В зависимости от степени влияния компании она может распространяться на другие фирмы и утверждаться там. Под влиянием различных факторов компоненты корпоративной структуры, однажды сформировавшиеся, могут быть изменены. Это возможно, к примеру, по причине влияния сфере научно-технических разработок, социальных технологий, политического развития.

Эволюция классических корпораций

Так, исследователи выделяют в новейшей истории 3 этапа, в рамках которых развивались и менялись корпорации. Виды соответствующих объединений, таким образом, появлялись новые, в значительной степени несхожие с предыдущими.

Так, в середине 20 века корпорации начали специализироваться на освоении новых технологий как одного из ключевых конкурентных преимуществ в бизнесе. Большие объемы производств стали делегироваться в страны, где для развертывания соответствующих мощностей имелись более подходящие с точки зрения рентабельности условия. В государствах, в которых были зарегистрированы корпорации, оставались головные офисы и технологические центры.

В 70-80 годах мировые бизнесы стали развиваться с акцентом на территориальную экспансию, на занятие как можно большей доли на международном рынке. Это повлияло на начинающиеся процессы глобализации, на унификацию стандартов, обмен корпоративным опытом с участием предпринимателей из разных стран.

В 90-е годы в структуре мировых корпораций начали происходить изменения социального характера, отражающие пересмотр сотрудниками компаний собственной роли в бизнесе. Так, работники многих фирм перестали рассматривать себя как наемных специалистов, они начали чувствовать себя партнерами своего работодателя. Разумеется, отмеченные тренды прослеживаются в разных государствах с несхожей интенсивностью. Те или иные виды и их отличительные черты могут предполагать совершенно уникальные характеристики бизнесов, не вписывающиеся в какие-либо глобальные концепции.

Далее в статье мы рассмотрим примеры некоторых национальных корпоративных культур, свидетельствующие о том, что тренды, которые формируются даже в крупнейших экономиках, не всегда могут значительно влиять на процессы, происходящие в других государствах.

Этатистские корпорации

Классификация и виды корпораций, формируемые современными исследователями, предполагают выделение в отдельную категорию этатистские объединения. В чем их специфика?

Этатистские корпорации возникли как ответ на капиталистические тренды, активно развивавшиеся и распространявшие свое влияние в мире. Их учредителем и главным идеологом является государство. Предполагается, что оно определяет основные нормы корпоративной культуры данных объединений, формирует экономические и социальные приоритеты в развитии соответствующих структур.

В отличие от капиталистических классических корпораций, этатистские объединения учреждаются в целях решения, главным образом, актуальных социальных и политических задач. Например, обеспечение занятости граждан. Там, где классический капиталист не решится развернуть производство в силу высоких издержек на строительство инфраструктуры, государственный субъект, учреждающий этатистскую корпорацию, вполне может инициировать возведение новой фабрики с тем, чтобы трудоустроить граждан, проживающих на соответствующей территории.

В объединениях, о которых идет речь, исключительно важны официальные нормы, регламентирующие корпоративное поведение сотрудников. Такие компании развивались в основном в СССР и других социалистических странах. При этом в соответствующих государствах сущность термина «корпорация», понятие, экономическая природа и основные виды хозяйственных объединений часто не рассматривались в контексте реальной социальной политики, поскольку считались относящимися к капиталистическому строю.

Таким образом, объединения, о которых идет речь, могут обладать не только экономической, но также и социально-политической институциональной основой. В этом смысле их значимость может быть значительно выше с точки зрения развития государства, чем в случае с классическими структурами.

Креативные корпорации

Еще одна крупнейшая категория корпораций — креативные объединения. Они относятся к самым молодым структурам. Появились креативные корпорации в конце 20 века. Их возникновение и распространение связано, главным образом, с развитием инфраструктуры связи — прежде всего, интернета. У людей появилась потребность в общении, в обмене информацией, цифровыми продуктами, способными формировать эмоции.

Следовательно, появился спрос на бизнесы, готовые такие продукты — игры, сайты, программы, мультимедийный контент, поставлять. Создание подобных решений требует креативного подхода — когда требуется разработка продукта, не похожего на уже существующие, которым обладают конкуренты, или характеризующегося существенными преимуществами перед уже выведенными на рынок решениями.

Есть самые разные креативные корпорации. Виды соответствующих структур представлены в «офлайновых», «онлайновых» разновидностях. Есть крупные, а есть небольшие креативные фирмы. С учетом большого объема онлайнового рынка конкуренция между ними может быть весьма мягкой. Что не слишком характерно для классических корпораций.

Рассмотренные нами выше объединения в бизнесе — результаты эволюции экономики, социума, технологий. Но ни одну из них нельзя считать устаревшей, в большинстве развитых стран можно найти любые представленные в указанных категориях корпорации. Виды соответствующих объединений могут классифицироваться и по многим другим критериям. Их специфика зависит от конкретного подхода, применяемого исследователем или сформировавшегося в национальной школе экономики.

Сущность, виды корпораций могут изучаться при задействовании широкого спектра методов. В числе таковых — выявление юридических признаков корпорации. То есть, тех, что основаны на положениях законодательства той или иной страны. Полезно будет, таким образом, рассмотреть официальный, прослеживаемый на уровне законов государства, подход к классификации рассматриваемых объединений.

Классификация корпораций в российском законодательстве

Так, основные виды корпораций в РФ по законодательству — это НКО, ассоциации, кооперативы, партнерства. Если речь идет о холдинге, то в РФ соответствующая структура чаще всего именуется группой компаний. Есть в РФ и в некотором смысле, являющиеся подвидом этатистских, но на идеологическом уровне, скорее, соответствующие капиталистическим концепциям определения приоритетов в хозяйственном развитии.

Российская экономика в значительной степени интегрирована с мировой. Поэтому принятые в РФ определения термина «корпорация», понятие, экономическая природа и основные виды соответствующих объединений, на практике могут интерпретироваться с учетом действующих международных определений.

Так, например, в РФ и за рубежом распространен термин «концерн». В зависимости от контекста он может пониматься в среде российских менеджеров по-разному. Что может представлять собой в РФ концерн как вид корпорации? Специфика финансовой деятельности западноевропейских фирм — в частности, немецких, предопределяет частое использование рассматриваемого термина в целях обозначения крупнейших мультинациональных объединений Европы. В свою очередь, американские фирмы, пусть и имеющие большой масштаб, чаще всего именуются корпорациями, или же финансовыми группами.

Таким образом, термин «корпорация», понятие и виды ее могут быть интерпретированы по-разному в зависимости от традиций, принятых в той или иной культурной среде менеджмента. Полезно будет ознакомиться с опытом выстраивания корпоративных бизнесов за рубежом. Изучим его на примере некоторых крупнейших экономик.

Национальные типы современных корпораций

Виды корпорации могут быть классифицированы исходя из национальных традиций выстраивания взаимоотношений между участниками соответствующего объединения. Так, полезно рассмотреть опыт Японии. Дело в том, что в этом государстве корпоративные нормы играют исключительно значимую роль. При этом к самым строгим часто относятся как раз таки те, что носят неофициальный характер.

Одна из ключевых характеристик японской корпорации — приоритет коллективных интересов над индивидуальными. Человек приходит на работу в ту или иную фирму, как правило, не рассматривая в ближайшей перспективе переход в другую. Это позволяет ему последовательно реализовать свои качества и, возможно, обеспечить карьерный рост. Другая причина, по которой перспектива перехода в другую фирму может показаться для японского сотрудника не слишком привлекательной — тот факт, что структура, виды корпораций, что конкурируют с текущим работодателем, скорее всего, не будут принципиально отличаться от тех, которые характеризуют фирму, в которой человек работает. Вероятнее всего, сотрудник будет выполнять те же функции и получать ту же зарплату.

Другое дело — американская корпоративная традиция. Она характеризуется, в свою очередь, приоритетом индивидуального над коллективным. Человек, безусловно, делегирует часть своих интересов на вышестоящий уровень, но их объем, как правило, существенно ниже, чем если бы он работал в Японии. Этим обусловлено то, что корпоративная культура в США может существенно различаться в разных компаниях. И это может стимулировать активную миграцию специалистов разного уровня от одной фирмы в другой.

Несмотря на то что американская и японская корпоративная культура имеют ряд очевидных различий, это не мешает специалистам фирм из США успешно сотрудничать с предпринимателями из Японии. В целом понимание сущности термина «корпорация», определение, виды соответствующих объединений, изучаемые американской и японской школой менеджмента, могут базироваться на одних и тех же принципах. Таким образом, корпоративные модели США и Японии в ряде контекстов будут отличаться содержанием, но по форме быть весьма близкими. И этого может оказаться достаточно для выстраивания эффективного сотрудничества.

Отмеченные виды международных корпораций и их отличительные черты свидетельствуют о том, что, в принципе, в любом государстве могут сформироваться уникальные условия, определяющие развитие соответствующих объединений в бизнесе. Особенно — если речь идет о государствах с относительно небольшим опытом в выстраивании капиталистических отношений. Например, в России. Полезно будет изучить наиболее примечательные характеристики в РФ.

Российская корпоративная культура

Какие виды корпораций в России сложились за период выстраивания капитализма в стране? Как считают многие эксперты, в РФ довольно сильны советские традиции, особенно если речь идет о крупных системообразующих предприятиях с государственным участием. Таковые имеют определенную схожесть с японскими концепциями выстраивания корпоративной культуры — когда человеку предписывается рассматривать себя как носителя преимущественно корпоративных интересов в период нахождения на работе.

Граждане РФ, трудоустраиваясь в ту или иную фирму, как и японцы, во многих случаях готовы работать в ней неопределенно долго, не рассматривая перспектив перехода в другую компанию. Но есть виды корпораций в России, которые, в свою очередь, по своей структуре гораздо ближе к американским концепциям выстраивания отношений в бизнесе. Обычно таковыми являются малые и средние предприятия, часто - семейные бизнесы. Национальная российская корпоративная традиция еще только формируется. То, как она будет выглядеть в обозримом будущем, зависит от многих факторов — социальных, внешнеэкономических, внешнеполитических.

Резюме

Итак, мы изучили сущность термина «корпорация», понятие и виды соответствующих объединений с точки зрения концепций, распространенных в среде современных исследователей. Рассматриваемый тип структур представлен самым широким спектром их разновидностей. Понятие, признаки корпорации, виды корпораций в разные исторические периоды исследовались с учетом политических, социально-экономических факторов, процессов в научно-технической сфере.

В национальных традициях менеджмента подходы к пониманию специфики корпораций также могут отличаться. Но это не всегда так, все же глобальные тренды во многих сферах бизнеса весьма заметны, по крайней мере, если говорить о формах корпоративных объединений. Критериев классификации рассматриваемых структур довольно много. Одной из наиболее распространенных принято считать концепцию, по которой корпорации делятся на классические, этатистские и креативные. Отличаются данные виды корпораций по количеству институтов в составе, по структуре, по приоритетам в развитии.

В современных развитых экономиках можно найти фирмы, соответствующие любой из рассмотренных нами категорий. Но стоит отметить, что в одних национальных хозяйствах более заметна доля классических и креативных корпораций, в других — этатистских. Характеристики экономики страны зависят от того, какие этапы в хозяйственном развитии уже прошло государство, какие социальные и политические задачи оно перед собой ставит.




Top