Что такое пейзаж в живописи для детей. Урок "Пейзаж

фр. paysage от pays - местность, страна) – один из жанров живописи, изображающий природу. Существует ряд разновидностей П.: городской П., архитектурный П. и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПЕЙЗАЖ

франц. paysage, от pays – страна, местность), жанр живописи, посвященный изображению природы во всем многообразии ее форм, обликов, состояний, окрашенному личным восприятием художника.

Как самостоятельный жанр пейзаж впервые появился в Китае (ок. 7 в.). Китайские художники достигали в пейзаже исключительной одухотворенности и философской глубины. На длинных горизонтальных или вертикальных шелковых свитках они писали не виды природы, а целостный образ мироздания, в котором растворен человек (см. ст. Китайское искусство).

В западноевропейском искусстве пейзажный жанр оформился в Голландии в первой пол. 17 в. Одним из его основоположников был И. Патинир – мастер панорамных видов с включенными в них маленькими фигурками библейских или мифологических персонажей. Свой вклад в развитие пейзажа внесли Х. Аверкамп, Я. ван Гойен, позднее Я. ван Рейсдал и др. художники. Большое место в голландском пейзаже занимали морские виды – марины. К документальному городскому пейзажу – ведуте – обратились итальянцы, в особенности венецианские мастера. Каналетто представил Венецию во время ее процветания. Тонкие поэтичные фантазии на темы венецианской жизни создавал Ф. Гварди. Во французском искусстве 17 в. пейзаж развивался в русле стиля классицизм. Природа, исполненная могучих и героических сил, предстает в полотнах Н. Пуссена; идеальные пейзажи, воплощавшие мечту о золотом веке, писал К. Лоррен.

Реформатором европейской пейзажной живописи выступил в нач. 19 в. английский художник Дж. Констебл. Одним из первых он стал писать этюды на открытом воздухе, взглянул на природу «непредвзятым взглядом». Его произведения произвели неизгладимое впечатление на французских живописцев и послужили импульсом к развитию реалистического пейзажа во Франции (К. Коро и художники барбизонской школы). Еще более сложные живописные задачи ставили художники-импрессионисты (К. Моне, О. Ренуар, К. Писсаро, А. Сислей и др.). Игра солнечных бликов на листве, лицах, одеждах людей, смена впечатлений и освещения в течение одного дня, вибрация воздуха и влажный туман нашли воплощение в их полотнах. Часто художники создавали серии пейзажей с одним мотивом («Руанский собор» Моне в разное время суток, 1893–95). В «солнечных» картинах импрессионистов впервые радостно зазвучали чистые, не смешанные на палитре краски. Пейзажи писались полностью на пленэре, с натуры.

В русском искусстве пейзаж как самостоятельный жанр появился в кон. 18 в. Его основоположниками были архитекторы, театральные декораторы, мастера перспективных видов. В Петербургской академии художеств пейзажистов воспитывали в соответствии с принципами классицизма. Они должны были создавать виды родной природы по образцам знаменитых картин прошлого, и прежде всего произведений итальянцев 17–18 вв. Пейзажи «сочинялись» в мастерской, поэтому, например, северная и сырая Гатчина (под Санкт-Петербургом) выглядела в полотнах Семена Федоровича Щедрина похожей на солнечную Италию («Каменный мост в Гатчине у площади Коннетабля», 1799–1800). Героические пейзажи создавал Ф. М. Матвеев, обращаясь в основном к видам итальянской природы («Вид Рима. Колизей», 1816). Ф. Я. Алексеев с большой сердечностью и теплотой писал архитектурные виды столичных и провинциальных городов России. В русских пейзажах 18 в., построенных по правилам классицизма, главный «герой» (чаще всего старинное архитектурное сооружение) помещался в центре; деревья или кусты по обеим сторонам выполняли роль кулис; пространство четко делилось на три плана, причем изображение на первом плане решалось в коричневых тонах, на втором – в зеленых, на дальнем – в голубых.

Эпоха романтизма приносит новые веяния. Пейзаж мыслится как воплощение души мироздания; природа, как и душа человека, предстает в динамике, в вечной изменчивости. Сильвестр Феодосиевич Щедрин, племянник Семена Федоровича Щедрина, работавший в Италии, первым стал писать пейзажи не в мастерской, а на открытом воздухе, добиваясь большей естественности и правдивости в передаче световоздушной среды. Благодатная земля Италии, напоенная светом и теплом, становится в его картинах воплощением мечты. Здесь словно никогда не заходит солнце и царит вечное лето, а люди свободны, прекрасны и живут в гармонии с природой («Берег в Сорренто с видом на остров Капри», 1826; «Терраса на берегу моря», 1928). Романтические мотивы с эффектами лунного освещения, мрачной поэзией темных ночей или сверканием молний привлекали М. Н. Воробьева («Осенняя ночь в Петербурге. Пристань с египетскими сфинксами ночью», 1835; «Дуб, раздробленный молнией», 1842). За свою 40-летнюю службу в АХ Воробьев воспитал плеяду замечательных пейзажистов, среди которых был и прославленный маринист И. К. Айвазовский.

В живописи второй пол. 19 в. пейзаж занимал важное место в творчестве передвижников. Откровением для русской публики стали картины А. К. Саврасова («Грачи прилетели», 1871; «Проселок», 1873), открывшего скромную красоту русской природы и сумевшего задушевно раскрыть в своих полотнах ее сокровенную жизнь. Саврасов стал родоначальником лирического «пейзажа настроения» в русской живописи, линию которого продолжили Ф. А. Васильев («Оттепель», 1871; «Мокрый луг», 1872) и И. И. Левитан («Вечерний звон», 1892; «Золотая осень», 1895). И. И. Шишкин, в отличие от Саврасова, воспевал героическую силу, изобилие и эпическую мощь русской земли («Рожь», 1878; «Лесные дали», 1884). Его картины завораживают бесконечностью пространства, простором высокого неба, могучей красотой русских лесов и полей. Особенностью его живописной манеры была тщательная прорисовка деталей в сочетании с монументальностью композиции. Пейзажи А. И. Куинджи поражали современников эффектами лунного или солнечного света. Выразительность широко и свободно написанных картин «Лунная ночь на Днепре» (1880), «Березовая роща» (1879) строится на точно найденных световых и цветовых контрастах. В. Д. Поленов в картинах «Московский дворик» и «Бабушкин сад» (обе – 1878) тонко и поэтично передал очарование жизни в старинных «дворянских гнездах». Его работы окрашены едва ощутимыми нотками печали, ностальгии по уходящей культуре.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Изобразительное искусство - это жанр, который создан для того, чтобы услаждать взор. Естественно, что живописцы в первую очередь стремились изобразить то, что восхищало их самих. Так появился пейзаж - красоты природы, перенесенные на холст с помощью кистей и красок.

Изображать природу художники начали еще до наступления . Однако в те времена такое изображение служило фоном, или частью картины. Учитывая, что большинство работ было привязано к религиозной тематике, то и изображение природы было довольно схематичным.

Пейзаж зародился в творчестве голландских живописцев. Природа их страны была весьма своеобразной - болотистые берега, нависающие небеса, скудная растительность. Однако голландцы смогли разглядеть в этом неповторимый колорит, и передать это на холсте. Первые пейзажи были небольшими, и предназначались для украшения стен деревенских домов.

В процессе становления живописи, продолжал свое развитие и пейзаж. Со временем художники придумали массу необычных техник, которые помогали изобразить растения и ландшафты в деталях, передать необычные сочетания света и тени, достичь необычных колористических решений.

Появились различные виды пейзажа. Среди них самые яркие - это городской и сельский пейзаж, архитектурный пейзаж и «марина» - полотна, на которых изображалось море.


"Океан" - И.К. Айвазовский (вид пейзажа "марина")

Возникло несколько направлений пейзажной живописи. - где природа изображалась с максимальной точностью и реалистичностью. - попытка художников выразить свои чувства через изображение природных красот. Импрессионизм - «воздушная» живопись, где природа слово оживает.

Несмотря на то, что художники научились рисовать окружающий мир с максимальной точностью, суть пейзажа заключалась совершенно в другом. Этот жанр - отражение внутреннего мира художника, попытка выразить свое видение мира через образы природы, нарисованной на холсте. Именно поэтому пейзажи так разнообразны.


А.К. Саврасов

В пейзажной живописи существовало множество различных школ. Среди них ярко выделяются русские мастера пейзажа, работы которых прославились на весь мир. Это А.К. Саврасов, И.В. Левитан, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов и многие другие. В разные времена эти художники черпали вдохновение в необычайных красотах русской природы, и достигли совершенства в изображении ее на холсте.

Виды природы поражают своей красотой, помогают расслабиться, вдохновляют на творчество. Неудивительно, что запечатлеть их человек стремился с давних времен. Так появился особый жанр искусства – пейзаж. Так что такое пейзаж?

Слово «пейзаж» произошло от французского pays – местность, страна. Это жанр изобразительного искусства, передающий реальные или воображаемые виды природы.

Развитие пейзажного жанра

Пейзаж с древности был частью разных изображений. Его элементы есть в древнерусской иконописи (так называемые «горки»). Долгое время изображение природы оставалось условным, сохранялась его вспомогательная роль.

Значение пейзажа возросло в эпоху Возрождения, когда открытия в области перспективы, светотени, позволили сделать его более натуралистичным.

В период классицизма пейзажи носят скорее условный характер, являясь в большей степени вымышленными. Строгие каноны написания видов природы (трехплановая композиция) делали эти изображения напоминающими театральные декорации.

Расцвет жанра приходится на XIX в. Сначала роль его была переосмыслена в искусстве романтизма. Затем появилась пленэрная живопись (от французского «открытый воздух»). Ранее на природе делались наброски, а писалась картина в мастерской. После изобретения краски в тюбиках стало возможным полностью работать на природе.

Большую роль в развитии пленэрного пейзажа сыграли французские мастера Барбизонской школы. А затем импрессионисты, стремившиеся воплотить в своих работах непосредственные впечатления от увиденного (impression – впечатление). Появились пейзажи, пронизанные ощущением света и воздуха.

Виды пейзажа

Пейзаж часто носит вспомогательный характер, передавая эмоциональное состояние человека (лирический пейзаж). Являясь фоном, он может в зависимости от жанра картины быть историческим, абстрактным, героическим и т.д.

В XVIII в. получает развитие такая разновидность пейзажа как ведута – городской, архитектурный пейзаж.

Изображение моря также выделяется в особый вид: морской пейзаж – марина (яркий представитель – И.Айвазовский).

Пейзаж в литературе

Что такое пейзаж в литературе, зачем он нужен? В литературных произведениях пейзаж – мощное средство выразительности. Он помогает не только показать место действия, определить время года и суток (описательная функция).

Он носит психологический характер. Часто именно через изображение различных природных явлений писатели показывают душевное состояние героев. Причем это не всегда происходит по принципу аналогии. Используется и противопоставление для усиления эмоционального воздействия.

Таким образом, тесная взаимосвязь человека и природы породила такой жанр искусства как пейзаж.

- (франц. paysage, от pays страна, местность), жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. В… … Художественная энциклопедия

пейзаж - а, м. paysage m. 1. Общий вид какой либо местности, картина природы. БАС 1. Пейзаж. 1768, 1769, 1773, 1775, 1777. МАХ. В. Н. Сергеев К истор. терм. изобр. иск. // Материалы 1965 308 309. Пейзаж природы. Н. А. Некрасов, Н. С. Лесков. Вечерний… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Изображение природы в литературе и живописи, иначе образ природы в художественном произведении (слово П. происходит от французского pays страна, местность). Из области пространственных искусств термин «П.» перешел в литературоведение. Историки… … Литературная энциклопедия

- (фр., от pays край, страна). То же, что ландшафт, картина местности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕЙЗАЖ к н. вид, картина природы, ландшафт. Полный словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

Пейзаж - Пейзаж. Ван Гог, Звездная ночь. ПЕЙЗАЖ (французское paysage, от pays местность), вид, изображение какой либо местности; жанр изобразительного искусства, в котором основной предмет изображения природа, в том числе виды городов (архитектурный… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПЕЙЗАЖ, пейзажа, муж. (франц. paysage). 1. Картина природы, вид какой нибудь местности (книжн.). Взорам путников открылся чудный пейзаж. Северный, южный пейзаж. 2. Картина, рисунок, изображающие природу (живоп.). Выставка пейзажей. || Описание… … Толковый словарь Ушакова

См. картина... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. пейзаж вид, картина, ландшафт; марина, рисунок, ведута Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

- (французское paysage, от pays местность), вид, изображение какой либо местности; жанр изобразительного искусства, в котором основной предмет изображения природа, в том числе виды городов (архитектурный пейзаж, ведута), моря (марина) … Современная энциклопедия

- (франц. paysage от pays местность), вид, изображение какой либо местности; в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), в котором основной предмет изображения природа. Часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов… … Большой Энциклопедический словарь

- (фр. paysage) – в живописи и графике жанр (и отдельные произведения), в котором основной предмет изображения – природа. Часто изображаются виды архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж), морские виды (марины). Большой толковый словарь по… … Энциклопедия культурологии

- (от франц. paysage), синоним географического ландшафта в работах В. П. Семенова Тян Шанского (1928): “Жизненные элементы Земли, сконцентрированные на определенном пространстве; сочетаются всегда естественным образом в определенную, гармоничную,… … Экологический словарь

Книги

  • Пейзаж , С новым проектом издательства "Галерея русской живописи" у любителей живописи появятся новые - поистине уникальные - возможности. Мы предлагаем вам наиболее полные тематические подборки… Категория: Отечественные художники Серия: Наборы репродукций Издатель: Белый город ,
  • Пейзаж , Астахов А.Ю. , В набор репродукций включены самые знаменитые картины великих русских художников, работающих в жанре пейзажа, который не сразу стал полноправным жанром в русскомискусстве. Потребовались… Категория: Пейзаж, натюрморт Серия: Галерея русской живописи. Шедевры русского пейзажа Издатель:

Пейзажная живопись, также известная как ландшафтное искусство, представляет собой изображение природы во всех ее проявлениях. В основном это горы, долины, деревья, реки и леса. Основной особенностью является наличие широкого вида, а также его элементов, расположенных в связной композиции. Существуют разные виды пейзажа, в том числе сельский и городской, морской и речной, религиозный и футуристический.

Виды пейзажа: суть

Самым популярным элементом любого пейзажа является небо. Погода во всех ее проявлениях также входит в состав композиции. Виды пейзажа в искусстве могут быть полностью мнимыми (воображаемыми) или копироваться из реальности с различной степенью точности. Если основной целью изображения является отображение фактического, определенного места, в особенности это касается зданий, то оно будет называться топографическим (реалистичным) видом.

Понятие "пейзаж"

В изобразительном искусстве термин «пейзаж» происходит от голландского слова landchap (участок земли) и описывает любую картину или рисунок, главным предметом которого является изображение живописного вида. Примерами могут быть луга, холмы, горы, долины, деревья, реки, леса, прибрежные виды и моря. Картина может быть изображением реального места, или это может быть воображаемая либо идеализированная сцена.

Признание природы и ее выбор в качестве конкретного предмета искусства является относительно недавним явлением. До XVII века пейзаж был ограничен фонами портретов или картин, посвященных преимущественно религиозным, мифологическим или историческим иллюстрациям. Сегодня красивый вид пейзажа продолжает оставаться главной темой в искусстве.

Пейзаж на протяжении веков

В творчестве художников XVII века Клода Лотарингии и Николая Пуссена ландшафтный фон начал доминировать над демонстрацией исторических событий. Однако их трактовка пейзажа была несколько стилизованной или искусственной. Они пытались перенять виды пейзажа Греции и Рима, и их работа стала известна как классический пейзаж. В то же время некоторые голландские художники, например Якоб ван Руйсад, разрабатывали гораздо более натуралистическую форму живописи, основываясь на том, что они видели вокруг себя.

Когда в семнадцатом веке французской академией были классифицированы виды искусства, пейзаж был размещен четвертым по важности среди пяти жанров. Тем не менее пейзажная живопись становилась все более популярной в XVIII веке, несмотря на преобладание классических мотивов.

Пейзаж и его позиция в иерархии жанров

Пейзаж был установленным жанром в китайском искусстве к четвертому столетию нашей эры, но в западном искусстве пейзажная живопись берет начало до эпохи ренессансного искусства в шестнадцатом веке. Конечно, многие художники начиная с римских времен и раньше включали в свои картины живописные пейзажи и виды природы, но они были вспомогательными элементами главной темы картины. Основная проблема с ландшафтом заключалась в том, что он был очень низким в академическом распределении жанров.

Иерархия видов изобразительного искусства в эпоху Возрождения имела следующий вид:

  1. Историческая живопись.
  2. Портретное искусство.
  3. Живопись, то есть сцены из повседневной жизни.
  4. Пейзаж.
  5. Натюрморт.

Эти рейтинги были окончательно изложены в 1669 году секретарем Французской академии Андре Фелибиеном. Таким образом, мир искусства, в том числе его покровители, учителя и художники, не воспринимал пейзажную живопись всерьез и приписывал большую ценность историческим произведениям, портретам и жанровым картинкам. Неоклассические и академические школы следовали греческому искусству в придании первенства человеческому телу, особенно обнаженному.

Бум натуралистического ландшафтного рисунка

В девятнадцатом веке произошел настоящий всплеск натуралистического ландшафтного рисунка, отчасти обусловленный представлением о том, что природа является прямым проявлением Бога, а отчасти из-за растущего отчуждения многих людей от природы из-за ростущей индустриализации и урбанизации. В итоге традиционная иерархия жанров рухнула.

Ландшафтные художники XIX века вступили в широкомасштабное романтическое движение, именно в это время пейзажная живопись наконец стала достойным жанром в художественных академиях Европы и получила широкое распространение по всему миру. Во второй половине двадцатого века определение ландшафта было поставлено под сомнение. Жанр расширился до городских и промышленных ландшафтов, и художники стали использовать менее традиционные средства при создании ландшафтных работ.

Три типа ландшафтного искусства

Картина или фотография, на которой изображается природа, называется ландшафтным искусством. Хотя каждый художник имеет свой собственный стиль, этот жанр обычно группируется в три объемные категории:

  • Репрезентативное ландшафтное искусство является самым основным жанром. В деталях для создания нереалистичного эффекта не используются специальные цвета или фильтры. Напротив, репрезентативное ландшафтное искусство фокусируется на естественной красоте природы и рисует реалистичную картину предмета.
  • Импрессионистское ландшафтное искусство фокусируется на изображении реалистической сцены в почти нереалистичном свете. Это достигается с помощью нескольких методов, включая разделение переднего плана с фоном с использованием мягкой фокусировки, применение необычных методов освещения или включение насыщенных, ярких или неестественных цветов. Импрессионистское ландшафтное искусство в значительной степени отвечает взгляду художника или фотографа и способности создавать потрясающий природный образ.
  • Абстрактное ландшафтное искусство меньше полагается на окружающую среду пейзажа и больше на представление основного предмета изображения. В абстрактной части пейзаж может быть фоном, а на переднем плане может находиться фокус на одном компоненте, например ветке дерева необычной формы или тени большого объекта.

Каждый стиль имеет свои характеристики, варьирующиеся цвета, освещение и реквизит. В пейзажных картинах, как правило, добавляются дополнительные элементы кроме самого ландшафта. Традиционно это животные и люди. Цель пейзажной части - продемонстрировать естественную красоту природы, будь то успокаивающая, жестокая или сюрреалистическая.

Природные пейзажи

Пейзажная живопись относится к произведению искусства, в котором основной акцент делается на изображение природы (горы, леса, скалы, деревья, реки, долины и т. д.). Земля - ​​чудесное творение, от бесплодных пустынь до пышных тропических лесов, от бесконечных океанов до облачного неба. На протяжении всей истории художники находили вдохновение в таинственной красоте природы и величии разнообразных ландшафтов Земли.

Городской пейзаж: виды городского пейзажа

Пейзажные картины не ограничиваются изображениями земли и природы. Например, они могут также включать изображения зданий, улиц, мостов. Этот вид пейзажа называется городским. Этюды его могут включать в себя различные исторические или современные объекты. Виды городского пейзажа определяются в соответствии с тем, что изображено на картине. Одними из самых привлекательных являются изображения дворцов и замков, культовых памятников, а также жилых построек XVII-XIX веков.

Сельский и парковый пейзаж

Когда природа и ре-зультаты сознательной человеческой деятельности встречаются вместе, обязательно возникает определенный диссонанс. Но есть среда, где эти две конфликтующие стороны способны договориться между собой и добиться относительного равновесия. Прежде всего это сельская местность и ландшафтные парки, где природа дополняется архитектурными элементами. Сельский пейзаж являлся одной из самых популярных тем пейзажа во все времена. Художники изображали дом на холме или у водоема, зеленые луга с пасущимися овцами, проселочные дороги и так далее.

Топографические пейзажи

Плоские предметы отличаются от объемных трехмерных, имеющих длину, ширину и высоту. Один из вариантов изображения пейзажа заключается в том, что изображению придается более или менее четко выраженная рельефность. Этот вид пейзажа называют топографическим или скульптурным.

Документальные пейзажи

Еще одним видом пейзажной живописи являются документальные пейзажи, изображающие сцены из повседневной жизни. Включенные фигуры людей заслуживают не меньшего внимания, чем деревья или дома. С одной стороны, они добавляют жизни в композицию, с другой стороны, подчеркиваются размеры окружающего пространства в сравнении с человеком.

Пейзажи с животными

Отличительной особенностью пейзажа является то, что с их помощью создается ощущение покоя, удовлетворенности и гармонии. Однако живая природа - это непрерывное движение. Деревья, растения, дождь, ветер - это все динамичные и переменчивые факторы, в связи с этим вполне закономерным является размещение среди них животных как неотъемлемой составляющей всей живой природы.

Виды могут быть самыми разными: пейзаж настроения символизирует лирическую окраску чувств, архитектурный очень напоминает городской, морской (марина) и речной показывают бесконечную красоту водного ландшафта. Исторический и героический типы ассоциируются с великими воинами, мифическими героями и богами. Декоративный пейзаж служит превосходным украшением интерьера. Определенного количества видов не существует. В зависимости от видения художника выделяют индустриальный (виды городов), пейзажи эпического, романтического или даже космического характера.

Главная особенность этого жанра изобразительного искусства состоит в том, что основным предметом изображения является природа в своем первозданном виде или преображенная человеком.




Top