Что такое семейные традиции. Семейные традиции

Система обычаев и традиций любого народа - результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система национальных обычаев и традиций:
роль, значение и функции

Система обычаев и традиций любого народа - результат его воспитатель ных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений.

"Люди вырабатывают определенные рациональные и иррациональные убеждения, - пишет болгарский этнограф Т. Колева - и находят, что эти формы поведения, повторяющиеся навыки и привычки, а также мышление имеют глу бокую основу, что они целенаправленны, подкреплены и доказаны вековой практикой и что они отвечают материальным и духовным потребностям чел овека. Старое поколение - носитель и исполнитель этих стереотипов - в процессе общения с молодым поколением передает свой трудовой опыт и навыки и воспитывает молодежь в усвоении и сохранении стереотипов. Так человек в тыся челетней истории создавал традицию, которая лежит в основе народной культуры, об ычаев и обрядов".

Традиции выполняют 2 социальные функции: быть средством стабилизации, утвердившихся в данном обществе отношений и осуществлять воспроиз водство этих отношений в жизни новых поколений. Традиции выполняют свою роль средств стабилизации и воспроизводства общественных отношений через формирование духовных качеств, требуемых этими отношениями.

Их содержанием, т.е. формулой, всегда выступает норма или принцип поведения, которые не дают детального предписания поступка (в отличии, например, от обычая, где формула - это детальное предписание поступка в конкретной ситуации). Они указывают общее направление поведения и духовные качества, необходимые для утверждаемого или характера поведения (честность и справедливость, простота, бережливость, скромность, и т.п. )

Традиция не имеет жесткой связи с конкретным действием в определен ной ситуации. Поскольку духовные качества, утверждаемые традицией необх одима для любых конкретных действий, реализация этих действий не самоцель, а средство для формирования черт духов ного облика человека, требуемых традицией.

Традиция формирует сложные привычки, определенную направленность поведения. Простая привычка - это средство организации поведения в стерео типно функционирующих общественных отношениях. Сложная привычка - это активная форма отражения требований жизни; в любой ситуации, имеющей к ней отношение, она в границах утверждаемой ею на правленности поведения предоставляет человеку свободу выбора конкретного поступка. На основе сложной привычки всегда имеется возможность импровизировать поведение. Тради ции как массовые сложные привычки ориентируют поведение не только в утвердившихся отношениях, но и в тех их новых вариантах, которые возникают неожиданно, резко отличаясь от привычного.

Подобно тому, как сформированная в человеке физическая сила постоян но требует своего приложения во внешнем напряженном усилии, так и духов ные качества, усвоенные личностью, побуждает ее к деятельности тем более активной, чем глубже они и богаче.

Обычаи и традиции - это два рядом идущих начала, это каналы, по которым старшие поколения передают молодым опыт своего социального поведения, свои нравственные убеждения и чувства, способы и приемы общественной деятельности.

Обычай, включая в себя простые, стереотипно повторяющиеся отношения, передает молодому поколению стандарт действия, поступка.

Социальное назначение традиций выражается в том, что они служат средством фор мирования и передачи новым поколениям тех духовных качеств, которые необходимы для нормального функционирования сложных общественных отношений.

Традиции никогда не действуют вне связи с обычаями, они всегда фун кционируют на основе последних. Закрепленные обычаями простые отношения и сформированные этими отношениями духовные качества традиции включают как предпосылку, как исходный мате риал для стабилизации и воспроизводства в жизни новых поколений сложных общественных отношений, социально значимых и массовых духовных качеств.

С.С.Фролов: "Традиция - культурные нормы и ценности, которые люди принимают в силу их прошлой полезности, привычки и которые могут быть переданы другим поколениям".

Традиции это социальное и культурное наследие, передающееся от по колония к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и соци альных группах в течении длительного времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия (ма териальные и духовные ценности), процессы социокультурного наследия; способы этого на следия. В качестве традиций выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили.

Многообразие существующих в мире культур в значительной мере обусловлено мно гообразием соответствующих культурных традиций. Благодаря современным средствам коммуникации значительно расширяются возможности заимствования и взаимообмена в сфере культурного наследия различных обществ. Заимствуемые элементы культурного н аследия, выступающие первоначально как инновации для заимствующей культуры, впоследствии нередко тра диционализируются в ней, становясь органической частью собственного культурного традиционного комплекса.

Традиции образуют "коллективную память" обществ и социальных групп, обеспечи вая их самотождественность и преемственность в их развитии.

Общества и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного насле дия, в то же время отвергают другие, поэтому традиции могут быть как позитивными (что и как традиционно принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается).

И.В.Суханов рассматривает структуру традиций и обычаев образующуюся следующими элементами обычая, традиции.

  1. Звенья общественных отношений, не регулируемые юридическими установ лениями;
  2. Содержание отношений (политические взгляды, правила, нормы, принципы морали, ху дожественные представления, положения религиозных вероучений);

3. Действия (поступки) раскрывающие духовные качества личности, требуемые определен

Каждый народ, населяющий нашу планету, не возникает из ниоткуда. Корни любой нации мира, отголоски минувшей истории составляют неповторимую канву, в которую вплетены судьбы людей. Уникальные обычаи, устоявшиеся традиции и даже самые невероятные и экзотические обряды составляют незримый, но сугубо индивидуальный культурный багаж каждой народности. Обычаи и обряды - неотъемлемая сторона жизни. Часть из них пришла к нам из религий, другая - из огромного множества примет, преданий, верований и суеверий. Познакомимся с сущностью и глубинным смыслом некоторых традиций жителей России.

Венчание: трогательное таинство

Язычество как первая религия славян подарило нам Масленицу, великолепные и святочные гадания. Традиционно русские свадьбы играли осенью или зимой, в интервалах между длительными постами. Особой популярностью пользовался так называемый «свадебник» - период от Рождества до Масленицы.

В Прощеное воскресенье - последний день гуляний - все просили прощения друг у друга, освобождаясь от накопившихся обид, одаривали родных. Кульминация праздника - сожжение чучела как символа заканчивающейся долгой зимы. «На богатый урожай» пепел развеивали над полями. Жгли костры из соломы и ненужных старых вещей, чтобы освободиться от всего лишнего. Вечером блинами поминали умерших родственников.

Христианская Пасха

Христианство даровало нам замечательный праздник святой Пасхи. Разнообразны обычаи народов разных стран в праздновании этого дня. Не будем останавливаться на православных церковных обрядах. Они величественны и красивы. Рассмотрим традиционно бытовые обычаи. Пример обрядовых действий, наиболее распространенных в России, - выпечка пасхальных куличей и окрашивание яиц, символы бессмертного тела Христова, которые освящают в храмах. Это настолько распространенные обряды, что их не избегают и атеисты.

Утром после всенощных бдений и прохождения крестных ходов вокруг церквей начинается празднование чудесного воскрешения Христа. Люди поздравляют друг друга словами "Христос воскрес!", получая ответ "Воистину воскрес!" и обмениваясь освященными куличами и яйцами. Название этого обычая - Христосование. Эти традиционные обряды настолько распространены, что пасхальным угощением обмениваются не только верующие, но и атеисты.

На свете существует немало обрядов. Обычаи, пример которых приведен в статье, являются наиболее распространенными в России.

В отличие от манер и этикета обычаи присущи широким массам людей. Обычай есть стихийно сложившийся, привычный, стереотипный способ по­ведения людей. Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия. Обычаи - одобренные обществом массовые образцы действий, которые ре­комендуется выполнять. К нарушителям применяются неформальные сан­кции - неодобрение, изоляция, порицание. У славян существовали такие коллективные действия, как обычай рожать первого ребенка в родительском доме, обычай кормить отца новорожденного на крестинном обеде смесью каши, перца, соли, водки, а иногда и уксуса, обычай «печатать могилу» и др.

Врезка

М. Куприянова Английский этикет

У большинства слово «этикет» ассоциируется с чем-то вроде белой накрахмаленной скатерти, которая вытаскивается по праздникам. Между тем, пользуясь правилами этикета каждый день, вы получаете дополнительное удовольствие от общения с окружающими. Несколько слов о кон­кретных правилах хорошего тона. Кто должен проходить в дверь первым - муж­чина или женщина? На этот счет существуют две легенды. Наши предки, чтобы проверить, оби­таема ли пещера, первой запускали женщину. Если она возвращалась, мужи смело осваивали убежище, если нет- искали другое. В эпоху Средневековья женщина шла впереди мужчины и тем самым как бы охраняла его - культ Пре­красной Дамы был так силен, что было немыс­лимо напасть не только на женщину, но и на ее спутника. Сегодня мужчина должен идти впере­ди женщины тогда, когда он может защитить ее от возможной опасности, скажем, входя в зал Ресторана или в лифт. В остальных случаях он шествует сзади.

Приближаясь к двери, женщина ожидает, что мужчина откроет ее. На такую же услугу она может рассчитывать, выходя из машины. ^ какой стороны от женщины должен идти муж­чина - справа или слева? Поскольку он обязан вас П 0 Ддерживать правой, самой сильной своей ру-

кой, надо двигаться справа. Но из этого правила есть два исключения: если ваш спутник военный и если вы двигаетесь по улице, то выбирать надо наименее опасную или грязную сторону. Кто кого приветствует первым? Во французском военном уставе сказано, что первым здоровает­ся более вежливый. Но согласно этикету моло­дой должен приветствовать старшего, мужчи­на - женщину. А вот рука для пожатия подает-



ся в обратном порядке: женщина - мужчине, старший - младшему.

Вообще рукопожатие - не очень желательная форма приветствия для женщины. Протягивая руку, она часто не знает, то ли перста ей пожмут, то ли поцелуют. Поэтому женщине лучше пода­вать руку в расслабленно-неопределенном виде, чтобы у мужчины был выбор. Адаптировано и сокращено по: Московский ком­сомолец. 1994. 7 апреля.

Цивьян Т.В. К некоторым вопросам построения языка этикета // Труды по знаковым системам. "арту, 1965. Т. 2. С. 144.

Обычай регламентирует поведение членов группы, укрепляет групповую сплоченность, приобщает индивида к социальному и культурному опыту группы. Примерами обычаев являются празднование Нового года, свадьбы, хождение в гости и т.д. Соблюдение норм обычая обеспечивается силой об­щественного мнения группы.

Обычай, сохраняющийся и передающийся из поколения в поколение, на­зывается традицией (от лат. tradicio - передача, предание). Традиция - все то, что унаследовано от предшественников. В качестве традиции выступают цен­ности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установления, вкусы, взгляды. Традиционными могут стать встречи бывших однокашников, одно­полчан, подъем национального или ко­рабельного флага. Одни традиции вы­полняются в обыденной обстановке, а другие - в праздничной, приподнятой. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединительным началом.

Традиция есть способ воспроизвод­ства, процесс передачи (трансляции) от одного поколения к другому основ­ного содержания культуры - ценностей и норм. Традиции сохраняют все самое ценное в культуре.

Механизмом такой передачи являются:

♦ фольклор, т.е. изустное предание;

♦ имитация, повторение образца поведения. Адекватность достигается пу­тем многократного повтора действий, и в этом велика роль ритуалов.

В доиндустриальных обществах большая часть, а в дописьменных - все содержание культуры передавалось через традиции.

Значение традиций для жизни общества трудно переоценить. Они игра­ют роль, подобную наследственности в живом организме. И как нарушения в аппарате наследственности могут привести к гибели организма, так и куль­турные разрушения и утраты могут привести к деградации общества.

Традиции не дают распасться «связи времен», аккумулируют культурный опыт предшествующих поколений и передают его потомкам, что позволяет им строить свою жизнь не с нуля, а с того места, где остановились предки. Пре­рывание культурной традиции (в результате природных катастроф, войн) ве­дет общество к упадку. Утрата традиций означает потерю социально-истори­ческой памяти (общественная амнезия), в результате чего народ перестает ошущать себя субъектом истории, подобно тому как человек, потерявший память, перестает ощущать себя личностью. Таким народом (и обществом) легко манипулировать, как ребенком.

Поэтому иногда культурная традиция прерывается не только насильствен­но, но искусственно. Некоторые силы в самонадеянном нетерпении пыта­ются «загнать клячу истории», совершив «большой скачок». Основным спо­собом этого является разрыв связи поколений, натравливание «прогрессив­ных» детей на «отсталых» отцов: гитлерюгенд в Германии, хунвейбины в Китае. Печальные последствия этого общеизвестны. Вообще стремление отречься от старого мира, разрушить все до основания, сбросить Пушкина с парохода современности есть проявления крайнего бескультурья, социоло­гической безграмотности и национального беспамятства.

Реализация социокультурных норм часто выражается в обрядах и ритуа­лах - строго определенной последовательности символических действий, воп­лощающих те или иные социальные идеи.

Обряды сопровождают самые важные моменты в жизни человека - рожде­ние (крещение, наречение именем), взросление (инициация), создание семьи (венчание, свадьба), смерть (отпевание, погребение, поминки). Социальный смысл обряда состоит в способствовании лучшему усвоению индивидом груп­повых ценностей и норм. Сила обряда заключается в его эмоционально-психо­логическом воздействии наличность. На это направлена эстетическая сторона обряда - музыка, песни, танцы, выразительные жесты и т.д.

Часто обрядность связывают только с религией. На самом деле обрядовые (ритуальные) действия распространены во всех сферах социальной действи­тельности: воинская присяга, посвящение в студенты, открытие памятника, инагурация президента и т.д. Свои ритуалы существуют даже в тюрьме. На­пример, ритуал «прописки», т.е. приема новичка в тюремное сообщество; ри­туал «опускания» - перевода в низкостатусную группу, низшую «касту».

Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью, называются семей­ными; сельскохозяйственные и другие обряды - календарными.

В средневековой Англии существовал такой обычай. Когда подмастерье, за­нятого неквалифицированной грязной работой, переводили в мастера-печат­ники, которые были заняты чистой высококвалифицированной работой, то­варищи напоследок устраивали мойку наоборот. Юношу погружали в чан с от­ходами. Это могла быть запасенная заранее простокваша, куда в течение нескольких дней плевались, мочились и делали все, что приходило на ум, кол­леги. Через обряд посвящения, т.е. обряд перехода с одной работы на другую, проходили буквально все. Он сохранился в Англии вплоть до недавних дней, но в чисто символической форме.

Многие старинные обряды связаны с хлебом. Побратимство - разделе­ние лепешки между названными братьями, свадебный обряд - ритуал раз­деления хлеба между мужем и женой. «Хлеб-соль» - это приветствие явля­ется символом радушия и гостеприимства. При религиозном обряде прича­стия верующие «вкушают плоть» Бога в виде хлеба.

Церемония и ритуал

Они существуют не только в сфере религии, как об этом можно подумать. Символические действия пронизывают все области человеческой культуры.

Церемония - последовательность действий, имеющих символическое зна­чение и посвященных отмечанию (празднованию) каких-либо событий или дат. Функция этих действий - подчеркнуть особую ценность отмечаемых со­бытий для общества или группы. Коронование - яркий пример важной для общества церемонии.

Ритуал - сильно стилизованный и тщательно спланированный набор же­стов и слов, исполняемый лицами, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал наделен символическим значением. Он призван драмати­зировать данное событие, вызвать у присутствующих благоговейный трепет. Пример ритуала - принесение жертвы языческому богу.

Большинство ритуалов распадается на составные части и элементы. Так, обя­зательная часть ритуала взлета самолетов - ожидание команды «Взлет разрешен».

Ритуал прощания включает такие: посидеть «на дорожку», обняться, поплакать, пожелать счастливого пути, не подметать пол три дня и т.п. Ритуал зашиты науч­ной диссертации представляет собой сложный по составу набор элементов.

История многих ритуалов уходит в глубокую древность. Например, никто не знает, где и когда впервые возник ритуал «огненных танцев» (остались только письменные упоминания о нем, сделанные в I в. до н.э.). Ходить по огню и да­же плясать босыми могут на всех континентах. Так поступают, в частности, севе­роамериканские индейцы племени навахо, крестьяне Шри-Ланки и мусульмане в Индии, жители Ландагаса (Греция), шаманы китайского племени лоло, болга­ры. На Руси не ходили по раскаленным углям, но во время празднования прихо­да весны молодые крестьяне прыгали сквозь высокое пламя большого костра.

По мнению К. Лоренца, ритуал имеет культурное происхождение и выпол­няет три функции: запрета борьбы между членами группы; удержания их в замк­нутом сообществе; отграничения данного сообщества от других групп. Ритуал сдерживает агрессию и сплачивает группу. Накопление агрессии тем опаснее, чем лучше знакомы друг с другом члены данной группы, чем больше они понимают и любят друг друга. Иногда на незначительные жесты лучшего друга, стоит тому кашлянуть или высморкаться, мы отвечаем такой реакцией, как если бы нас уда­рил пьяный хулиган. Человеческая культура целиком основана на ритуале. Не-ритуализованных действий типа ковыряния, почесывания, чихания, плевков и т.п. в ней осталось очень мало. Их называют некультурными действиями.

Жесткость традиционного ритуала и настойчивость, с которой мы его при­держиваемся, необходимы обществу. Но они нужны и каждому человеку. Ведь соблюдение ритуалов и культурных образцов требует контроля со сто­роны нашего сознания и воли, а настоятельный контроль за своим поведе­нием еще больше развивает сферу морали и нравственности.

Нравы и запреты

Разновидностью обычая являются нравы. Нравы - это особо значимые для группы и высокочтимые обычаи, имеющие моральное значение.

Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказы­вается более сурово, нежели нарушение традиций. От слова «нравы» проис­ходит «нравственность» - этические нормы, духовные принципы, которые определяют важнейшие стороны жизни общества. Латинское moralis означает «нравственный». Нравы - обычаи, имеющие моральное значение. Под эту категорию попадают те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. В Древнем Риме это понятие означало «самые уважаемые и освященные обычаи». Во многих обществах считается безнравственным ходить по улицам обнаженным (хотя это разрешается делать у себя дома), оскорблять старших, бить женщину, оби­жать слабого, издеваться над инвалидами и т.п.

Особой формой нравов являются особые запреты, которые называют табу. Это полинезийское слово обозначает систему запретов на совершение определен­ных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов), нару­шение которых в первобытном обществе каралось сверхъестественными силами.

Табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, сло­во, предмет. Оно регламентировало важнейшие стороны жизни человека: обеспечивало соблюдение брачных норм, охраняло от опасностей, связанных,

в частности, с прикосновением к трупу. Табуирование (процесс наложения табу) было широко распространено в архаичных обществах, но и в современ­ных культурах табу не исчезло.

Табу послужило основой многих позднейших социальных и религиозных норм. В современном обществе табуированию подвергаются отдельные стороны: кровно-родственных отношений - запрет на инцест (кровосмешение); процес­са питания - запрет на каннибализм, запрет на употребление свинины у евреев и мусульман. Табуируются осквернение могил или оскорбление чувства патриотиз­ма. Табу - самый сильный из существующих в человеческом обществе вид соци­ального запрета, нарушение которого карается особенно жестко.

Мода и увлечения

Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своей воли и жела­ний. Здесь нет свободы выбора. Напротив, такие элементы культуры, как вку­сы, увлечения и мода свидетельствуют о свободном выборе человека.

Вкус - склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного. Вкус в одежде формирует индивидуальный стиль,

Врезка

Запреты в еде и питье

Они есть в разных религиях. В православии в вопросах приема пищи соблюдается принцип христианской свободы. Христос освободил лю­дей от обязанности соблюдать в еде и питье предписания Моисеева Закона, изложенные в Ветхом Завете.

И все же некоторые запреты существуют: нельзя есть удавлененых и крови (т.е. мяса, содержа­щего кровь), ибо «кровь есть душа». Нельзя пре­даваться излишествам в пище и пьянству, ибо «пьяницы царства Божия не наследуют». Особый режим питания у православных во время постов. Богопослушные иудеи едят кошерную пищу, т.е. ритуальную, приготовленную по специальным правилам. Она делится на несколько категорий - растительная, рыбная и мясная. При этом рыб­ная не считается кошерной, если у рыбы нет че­шуи. Мясная пища считается кошерной, если у животного не было ран. Правоверные иудеи не едят мяса с кровью. Кроме того, евреи могут употреблять в пищу только животных с раздво­енными копытами и отрыгивающих жвачку. Мяс­ную пищу они не едят после молочной в течение шести часов, зато молочную после мясной есть можно, но предварительно прополоскав рот. Самые подробные правила, касающиеся пищи, разработаны в исламе. Помимо прямых запре­тов есть также косвенные, означающие порица­ние или неодобрение. Безоговорочно запреща­ется употреблять свинину. Такой запрет суще­ствовал еще в Древнем Египте, среди иудеев, а затем и ранних христиан. Причина в том, что свинина в жарком климате портится быстрее и

возможностей отравиться этим мясом больше, чем бараниной или говядиной. Очень строго ислам запрещает употребление алкоголя. Грехом для мусульманина считается даже присутствие при пьяном застолье. Появ­ление запрета на спиртное не случайно. Пьян­ство мешало исполнению религиозных предпи­саний. Для правоверного мусульманина счита-

ется грехом пропустить хотя бы одну из пяти обязательных ежедневных молитв. Порицается, хотя и не запрещается, есть мясо мула. Это послабление историки объясняют фактом присоединения к исламу тюркских на­родов, в меню которых традиционно присутство­вала конина. Разрешается есть рыбу. В шариа­те - мусульманском своде законов и правил - отдельно оговаривается, какие части тела жи­вотных нельзя употреблять в пищу: кровь, по­ловые органы, матку, гланды, спинной мозг, желчный пузырь и т.п. Наконец, мясо даже «съе­добных» животных становится запретным, если животное заколото не по правилам шариата. Сокращено по источнику: АиФ. 1994. № 9.

манеру одеваться. Вкус индивидуален, поэтому он показывает, насколько че­ловек отклонился от общепринятых норм, усредненных стандартов.

Увлечение - кратковременное эмоциональное пристрастие. У каждого по­коления свои увлечения: узкими брюками, джазовой музыкой, широкими галстуками и т.п.

Мода - смена увлечений, овладевших большими группами.

Моду также понимают как быстро преходящую популярность чего-либо или кого-либо. Обычно это какие-то незначительные нормы - в одежде, питании, поведении и т.п. Если вкус может сохраняться у человека на про­тяжении всей жизни, то увлечения постоянно меняются. Когда увлечения овладевают массами, они перерастают в моду. Пристрастие к твисту, корот­ким юбкам или «летающим тарелкам» можно назвать и модой, и увлечени­ем. В отличие от увлечения мода выражает социальные символы. Наличие модных слаксов считается престижным не потому, что они красивы, а пото­му, что слаксы - символ массовой культуры. Модные вещи стоят дороже обычной одежды, а их приобретение расценивается как успех. Модные вея­ния присущи скорее городской среде, где статус и престиж человека зависят не столько от трудолюбия или характера, сколько от стиля жизни, уровня благосостояния, манеры одеваться.

Если обычаи и нравы - устойчивые и долговременные социальные нор­мы, то мода и увлечения относятся к числу неустойчивых и кратковремен­ных образцов поведения. Мода - периодическая смена образцов массового поведения: в одежде, музыкальных вкусах, архитектуре, искусстве, речевом поведении. Обычай ориентирован натрадиции,амода - на современность, обновление, нововведение.

Мода не характерна для примитивных обществ, но становится распростра­ненным явлением в сложном, индустриальном обществе. Ее не удалось обна­ружить в кастовом обществе. В сословном обществе мода была ограничена кру­гом аристократов, в классовом обществе она подчиняла себе массы людей. Так называемое массовое, или поточное, производство, когда изготовляется стан­дартизованная и дешевая продукция, является таковым потому, что удовлетво-

Врезка

Версальская мода

С середины XVII в. законодателем моды стал французский двор короля Людовика XIV. Это был период расцвета абсолютной монархии во Франции. Проявлением ее в моде стала мода дворянская и королевская, продолжательница моды испанской, приспособленная к вкусам французов. Строгую геометрию сменили яркие тона и краски, сложный покрой. С этого време­ни французский вкус и мода завоевали всю Ев­ропу и не переставали владеть ею в течение столетий. Мода барокко ввела новые материа­лы и украшения; шелк и кружева вытеснили бархат. Одежда стала очень живописной. В сво­бодно развевающемся платье воплотилась фан­тазия, а вместе с ней стремление к эксцентрич­ности и роскоши. Дворяне носили камзолы, из­готовленные из парчи и украшенные золотыми

лентами, жилеты, узкие брюки до колен, шелко­вые чулки. Около 1640 г. появились парики с завитыми локонами. Законодателем моды был король. Людовик XIV любил экстравагантную одежду, носил башмаки, украшенные лентами шириной 40 см. Любимцам короля было разре­шено носить синий плащ на красной подклад­ке, расшитый золотом.

ряет потребности широких масс потребителей. С массовым производством в современное общество пришло массовое искусство и его элемент - мода.

Мода обладает свойством быстро приходить и быстро исчезать. Цикл смены вкусов и пристрастий людей очень короткий - несколько лет. Нередко на но­вом этапе возвращается то, что уже когда-то существовало. Цикл возвращения старого длится 20-30 лет. Например в 1980-е гг. среди молодежи в моде были рваные джинсы и косынки на лбу; так одевались хиппи еще в 1960-е гг. В моду у тинэйджеров вошли твист, шейк, узкие брюки, платья без рукавов, галстуки «пожар в джунглях», прогулки у водоемов и культурные беседы (о природе, погоде, музыке, книгах). В обиход вернулась культура 1960- 1970-х гг., т.е. одеж­да, манеры, музыка и дух поколения их родителей. Тинейджеров «новой вол­ны» стали называть фанатами родительского детства (стилягами).

Моде и увлечениям подчиняются не все сегменты человеческого поведе­ния. Религиозные действия, политическая деятельность, семейная жизнь в большей степени регулируются обычаями и традициями и в меньшей - мо­дой и увлечениями.

Вкусы определяются теми климатическими и географическими условия­ми, в которых проживает народ. Так, у зулусов и монголов, не имеющих вы­хода к морю, рыба никогда не была модным деликатесом, а в Океании редко едят мясную пищу. Основным продуктом (массовой модой) здесь является рыба, но жителям не хватает белка и они едят даже насекомых.

Однако при всем разнообразии человеческих вкусов есть один продукт, который употребляют все народы, - хлеб. Вплоть до Средневековья в боль­шей части цивилизованного мира в качестве хлеба использовали пресные лепешки. Лишь в самом начале средних веков лепешки в Европе были от­теснены хлебом из квашеного теста. Дрожжи появились в Египте 3,5 тыс. лет назад, но дрожжевой хлеб поначалу был доступен только избранным. Опыт его выпечки был заимствован из Египта в Древней Греции и Древнем Риме, где пекарь был возвышен над прочими ремесленниками. Когда люди освои­ли технологию выпечки дешевого хлеба, он стал модным продуктом, доступ­ным широким слоям населения.

Ценности

Культура, как и общество, покоится на системе ценностей. Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей. Если верность считается ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость и нечистоплотность осуждаются как неприличное поведение.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество. Индивиды же мо­гут выбирать, разделять эти или другие ценности. Одни привержены ценно­стям коллективизма, а другие - ценностям индивидуализма. Для одних выс­шей ценностью могут быть деньги, для других - моральная безупречность, для третьих - политическая карьера. Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи ввели термин «ценностные ориентации». Они описывают индивидуальные отношения или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.

Итак, ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориен­тации - индивиду. Ценности представляют собой разделяемые многими людьми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться.

Честь и достоинство семьи - одна из важнейших ценностей человеческо­го сообщества с древнейших времен. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что вы­соко оценивается окружающими. В качестве руководства к своему поведению он выбрал высокочтимые ценности. Они стали его культурной нормой, а пси­хологическая установка на их соблюдение - ценностной ориентацией. Изу­чая методом опроса ценностные ориентации современных россиян, социоло­ги могут выяснить: а) какими именно ценностями они предпочитают руковод­ствоваться на работе и в быту; б) как понимаются, правильно или неправильно, стоящие за частными ориентациями общественные идеалы.

Даже простейшие нормы поведения олицетворяют то, что ценится груп­пой или обществом. Культурные нормы и ценности тесно взаимосвязаны. Различие между нормой и ценностью выражается так:

♦ нормы - правила поведения;

♦ ценности -абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правиль­ное и неправильное, должное и недолжное

Основой восточной культуры Японии и Китая выступает сыновняя почти­тельность (по-китайски «сяо»). Она включает такие официально признан­ные обязанности, как уважение" к родителям, беспрекословное повиновение им, долг всю жизнь заботиться об отце и матери. Соблюдение одного только этого культурного стандарта так перестроило социальные отношения в об­ществе, что китайский народ сегодня, пожалуй, превосходит все другие по части уважения к старшим.

Ценности имеют общее основание с нормами. Даже общераспространен­ные привычки соблюдать личную гигиену (умываться, чистить зубы, смор­каться в носовой платок, гладить брюки) в широком смысле выступают цен­ностями и переводятся обществом на язык предписаний.

Предписания - это запрет или разрешение что-либо делать, обращенные к индивиду или группе и выраженные в любой форме (устной или письмен­ной, формальной или неформальной).

Ценности - это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Жизнь челове­ка - ценность, а ее охрана - норма. Ребенок - социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем - социальная норма. Одни нормы очевид­ны, воспринимаются на уровне здравого смысла, мы исполняем их не задумыва­ясь. Другие требуют напряжения и серьезного нравственного выбора. Уступать пожилым людям место, здороваться при встрече со знакомыми кажется очевид­ным. Однако остаться с больной матерью или идти воевать за освобождение Родины (перед такой дилеммой был поставлен герой одной из пьес Ж.П. Сар­тра) - выбор между двумя фундаментальными нравственными ценностями.

Таким образом, в обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, когда те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт вступают не только нормы одного типа, но и разных типов, например религиозные и патриотические: верующему, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов.

Люди научились различными способами разрешать (полностью или частич­но, реально или иллюзорно) ценностные конфликты. К примеру, правосла-

вие и католичество не дают надежды на спасение неправедно нажившему бо­гатства человеку: «богатый да не войдет в царство Божие». Чтобы замолить грех стяжательства, русские купцы жертвовали громадные деньги на строительство храмов, приютов для бедных. В Западной Европе нашли более радикальный выход - протестантизм оправдывал богатство. Правда, протестантизм оправ­дывает только нажитое неустанным личным трудом. Поэтому протестантская этика сослужила человечеству великую службу, став в конечном итоге учени­ем не оправдывающим богатство, а призывающим к прилежному труду.

Рис. 34. Чтобы замолить грех стяжательства, русские купцы жертвовали громадные деньги

на строительство храмов

Ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым че­ловек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. В христианской морали Десять заповедей предусматривают сохранение че­ловеческой жизни («не убий»), супружескую верность («не прелюбодей­ствуй») и уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»).

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму). Каждое общество вправе само устанавливать, что является ценностью, а что нет. К примеру, к традицион­ным ценностям американской культуры относятся личный успех, активность и упорный труд, эффективность и полезность, прогресс, вещи как признак благо­получия, уважение к науке. В русской культуре всегда ценился не индивидуализм, а коллективизм, который иногда уважительно называют соборностью, неличный успех, а общественное благо, не выгода и утилитаризм, а сострадание и милосер­дие. В то же время такие ценности, как упорный труд и уважение к науке высоко ценятся не только в американской культуре, но и в русской. А какие сходства и различия еще вы можете обнаружить? Поразмышляйте над этим.

ВведениеВВЕДЕНИЕ
Традиции, обычаи, обряды, ритуалы
играют немаловажную роль в
жизнедеятельности и непосредственно
развитии общества. Эти слова могут
вызвать представления о силе прошлого,
стремящейся подчинить себе новое,
молодое, задержать ход развития жизни.
Именно так мы иногда представляем
смысл этих древних и мудрых слов,
забывая порой, что обычаи и традиции
всегда закрепляют то, что достигнуто в
общественной и личной жизни, именно
они стабилизируют общественные
отношения, закрепляя то, что было
достигнуто веками поколениями наших
предков.

Между традициями, обычаями и
обрядами много общего. Все они
представляют собой особые формы
передачи новым поколениям
социального и культурного опыта.
Традиции и обычаи могут включать в
себя обрядовые элементы, но это еще не
обряды.
Традиции и обычаи могут носить
разный характер: религиозный,
светский, семейный и т.п.
Все они играют несомненно важную
роль как для малых, так и для больших
социальных групп. Кроме того,
некоторые из них могут трактоваться не
правильно и не быть причастными к
тому, как общество привыкло их
соблюдать.
Сейчас на общеизвестных примерах
раскроем суть некоторых обычаев и
традиций, а также докажем важность и
значимость каждой из них.

Традиции

ТРАДИЦИИ
Традиция - это особая форма закрепления общественных
отношений, выражающаяся в исторически сложившихся,
устойчивых и наиболее общих действиях, нормах и
принципах общественного поведения, передаваемых из
поколения в поколение и сохраняемых, как правило, силой
общественного мнения» Следовательно, традиция возникает
в результате определенных исторических условий.
Так, на Руси с возникновением христианства возникла
традиция крещения новорожденных. Крещение - одно из
христианских таинств, которое знаменует принятие человека
в лоно церкви. По утверждению духовенства человек в
результате крещения умирает для жизни плотской, греховной
и возрождается к жизни святой, духовной. По христианским
представлениям люди рождаются запятнанными
первородным грехом, а крещение призвано «смыть» этот
грех, открыть перед человеком перспективу спасения.

Хотя на самом деле это не совсем так.
Необходимо различать понятия
«Крещение» с понятием «Покаяние», они
дополняют друг друга, а не заменяют, так
как Крещение происходит не только водой,
а также Святым Духом, после того, как
человек сознательно покаялся и принял
решение стараться не грешить.
Следовательно, действительно ли верно
крестить младенцев, которые сознательно
не приняли покаяния? Как бы там ни было,
такая традиция имеет место быть и ей
следуют многие люди, не смотря на то, что,
зачастую, не понимают ее истинный смысл,
а лишь просто поступают «как все».

Обычаи

ОБЫЧАИ
Обычай - это повторяющийся, привычный способ
поведения людей в определенной ситуации. К
обычаям относятся общепринятые приемы труда,
распространенные в данном обществе формы
взаимоотношений людей в быту и семье,
дипломатические и религиозные ритуалы и другие
повторяющиеся действия, отражающие особенности
жизни племени, класса, народа. Обычаи
формируются исторически.
В обычае находят свое проявление нравы общества,
на их возникновение и характер влияют особенности
истории народа, его хозяйственной жизни, природноклиматические условия, социальное положение
людей, религиозные воззрения и т. п.

Празднования праздника Пасхи –
один из важнейших религиозных
обычаев христиан. На Пасху, как
известно, принято красить яйца,
печь куличи и говорить друг другу
«Христос Воскрес». Именно так
многие люди отмечают этот
праздник из года в год, повторяя
сложившиеся исторически действия.
На самом деле, покраска яиц и
куличи по факту не имеют никого
отношения к празднику Пасхи,
согласно Библии, ведь нигде в ней не
упоминается ни одно из данных
деяний.

Праздник связан с историческим событием, подробно описанным во второй книге Торы, которая в русской
традиции названа «Исход» (Ветхий Завет). Это легенда о рабской жизни евреев в Египте, преследованиях
малочисленного народа фараоном и его жрецами, а также о последующем освобождении. Последняя из десяти
смертных египетских казней связана с повелением Бога помазать косяки дверей кровью жертвенного ягненка,
чтобы ангел смерти смог пройти мимо еврейских домов и умертвить только первенцев египтян.
После выхода с территории могущественной страны евреи во главе с вождем Моисеем стали настоящим
народом со своей иерархией и институтами, а после перехода в Землю Обетованную сумели основать
собственное государство, возвести единственный храм для служения Всевышнему и создать первую в своей
истории царскую династию. И сейчас евреи отмечают этот праздник и называется он «Пейсах».

Согласно же Новому Завету, Пасха – это день Воскресения Иисуса Христа, принёсшего
себя в жертву за грехи человечества и победившего смерть. Ведь согласно Писанию,
плата за грех – смерть. Нередко в Библии можно увидеть сравнение Иисуса с Агнцем (
Ягненком),это метафора, согласно упомянутому ранее ягненку, принесенному в жертву
за жизнь еврейского народа. Так что, Пасха – это Христос, закланный за человечество.

Стереотипы, сложившиеся в обществе

СТЕРЕОТИПЫ, СЛОЖИВШИЕСЯ В ОБЩЕСТВЕ
Основное назначение религиозных обрядов
заключается в том, что они являются важным
средством идейного и эмоционального
воздействия на верующих, и тем самым
формируют систему привычных религиозных
представлений в сознании людей и культовых
стереотипов в их поведении. И не смотря на то,
что они зачастую бывают ошибочны или не
несут никого существенного смысла, люди все
равно следуют им и будут следовать дальше,
так как они складывались и многократно
повторялись веками.

Тоже самое происходит и с различного рода
символами, к примеру Пятиконечная звезда, еще
известная в обществе как Пентаграмма, Звезда
дьявола. Неудивительно, что мнение людей на счет
этого символа совпадает, ведь это стереотип,
существовавший в сознании людей много лет. На
самом деле Пентаграмма или Пентакль
("Свещенное женское начало", "Священная
богиня") - один из старейших символов на земле.
Появился за 4 тыс.лет до РХ. Относится к
поклонению и обожествлению Природы. Древние
люди делили весь мир на две половины - мужскую
и женскую. У них были боги и богини,
сохраняющие баланс сил. Пентакл символизирует
женскую половину всего сущего на земле. Его
линии делят Пентакль на сегменты, равные числу
PHI. Символизирует Венеру, богиню любви и
красоты. Планета и богиня Венера - одно и то же.
Известно в мире так же под именами Восточная
звезда, Иштар, Астарте.

Каждые 8 лет Венера описывает абсолютно
правильный пентакл по большому кругу
небесной сферы. Древние греки отдавали дань
этому, устраивая Олимпийские игры каждые 8
лет.
Смысл пентакла был изменен Римской
католической церковью на ранней стадии ее
развития. Это часть компании Ватикана по
уничтожению языческих религий и обращения
масс в христианство. Был и еще ряд
преобразований, таких как:
Трезубец Посейдона - вилы дьявола
Колпак мудреца - шляпа ведьмы
Пентакль - знак дьявола
Египетские солнечные диски - нимбы святых
Изображение Изиды, баюкающей сына Гора образ Марии с Иисусом

Ведь, как и сейчас, нельзя было просто так взять и сломать языческие обычаи, символы и традиции у
людей, которые складывались достаточно длинный промежуток времени. Единственный выход был
постепенно заменять их христианскими. И сейчас некоторые христианские праздники до сих пор
содержат языческие ритуалы.

Некоторые выводы

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ
Само понятие «традиции», употребляемое в контексте с «обычаями», «обрядностью», «ритуалом»,
включает в себя всё духовное наследие из поколения в поколение. Критерием общественной
значимости любой традиции, в том числе воспитательной, должно быть соответствие целям и
задачам воспитания нравственного воспитания подрастающего поколения.
Обычаи и традиции нельзя так просто взять и убрать или изменить, так как они оказывают огромное
влияние на общество. Этот процесс требует довольно длительного времени.
Религиозные традиции, обычаи и обряды могут быть неточными и даже построенными на других,
устаревших или предшествующих им обычаях, традиция и обрядах. Что может повлечь за собой
массовое заблуждение в некоторых деталях.
Люди не всегда понимают, что означает какой – либо обычай или традиция, а следуют им лишь
потому, что так делает большинство.
Обычаи, традиции и обряды религиозного характера встречаются в обществе наиболее часто.
Создавая новые и совершенствуя существующие общественные, семейно-бытовые, личные
традиции и обычаи, мы оказываем огромное воздействие на сознание и чувства людей, которые
заставляют пересмотреть и преодолеть привычки, представления, связанные с прежним образом
жизни.
В мире нет ни одного народа, не имевшего собственные обычаи и традиции, не говоря уж о малых
социальных группах.

1.2 Сущность традиций и обычаев, их социальные функции

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности. Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни: трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т. д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, революционные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально-культурные, семейно-бытовые и т. п. Существуют особые традиции в школьной, студенческой, научной, творческой, в сельской и городской среде и т. д.

Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура (например, реалистические традиции в литературе и искусстве). Когда речь идет о семейно-бытовой сфере, чаще употребляется слово «обычай», который является древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях.

«Обычай - это общепризнанная норма поведения, неофициально «узаконенная» властью массовой привычки, традиций и общественного мнения (хотя сам факт обязательности данного обычая может и не осознаваться людьми) и стихийно воспроизводимая действиями множества людей».

У традиций и обычаев есть определенное сходство. Оно основывается, во-первых, на выполнении одинаковой роли в жизни общества; во-вторых, они обладают одинаковыми чертами и признаками (устойчивость, нормативность, связь с общественным мнением, нравственными нормами, общественными привычками, стандартами поведения и т. п.); в-третьих, они имеют одинаково широкое распространение. Через систему традиции и обычаев новые поколения общества наследуют выработанные в нём отношения и весь общественный опыт, вплоть до самых конкретных поступков и действий. Наследование социального опыта с его критическим осмыслением позволяет обществу с меньшими издержками идти по пути социального развития. Способствуя этому, обычаи и традиции сами воспроизводятся, причём некоторые из них отмирают, а другие появляются или постепенно видоизменяются.

Традиции и обычаи, будучи включёнными в моральную систему, а также в систему общественной психологии, выполняют функцию общественного регулятора. Усвоение традиций и обычаев способствует формированию у людей социально необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения. Традиции и обычаи выполняют также познавательную и воспитательную функции. Без выполнения этих функций они в значительной степени лишились бы общественного смысла. Традиции и обычаи сближаются, так как выполняют сходные по своей общественной направленности функции. Однако это ещё не свидетельствует об их абсолютном сходстве. Как раз их различие обнаруживается в том, что свои функции они выполняют в обществе различными путями и в различной форме.

Содержанием обычая является правило поведения, детальное предписание поступка в конкретной ситуации, а содержанием традиции - общая норма, принцип поведения. «Обычай жёстко фиксирует действие или запрет какого-то действия, реализация строго регламентированного действия - цель обычая. Традиция не имеет жёсткой связи с конкретным действием в определенной ситуации».

Через обычаи люди приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, связанный с непосредственным окружением, а через традиции происходит в самой большей степени приобщение к социальному опыту человечества (интернациональные, революционные традиции и т. п.).

Различен и характер воспитательного воздействия на людей обычаев и традиций. На основе усвоения обычаев и следования им формируются простые привычки, стереотипные навыки поведения, а следование традициям способствует формированию не только сложных привычек, но и сложных социальных чувств (патриотического, интернационального и т. п.).

Различие между обычаями и традициями отнюдь не свидетельствует о преимуществе одних перед другими. Например, воспитательное воздействие обычаев очень велико в том отношении, что люди, следуя им, исподволь прививают себе определённые духовные черты и качества, воспитываются незаметно для себя, естественно и просто. Поэтому правдивость как нравственная черта личности у детей формируется намного раньше, чем содержание понятия «правда», и именно под влиянием обычаев, в частности семейно-бытовых.

Основной закономерностью формирования обычаев и традиций является обусловленность их экономическим развитием, определенным уровнем и характером производства. Влияние социально-экономических отношений велико и на такой вид традиций и обычаев, как семейно-бытовые.

Очень важно учитывать особенности семейно-бытовых традиций и обычаев. Изменения в быту происходят медленнее, чем в экономике, в системе образования и социального воспитания, а также в некоторых других сферах общественной жизни. Консерватизм семейно-бытовых отношений обусловлен интимностью, специфичностью, относительной самостоятельностью и замкнутостью семьи. Здесь порой сказывается и длительное, весьма глубокое влияние религии, националистической психологии, трудностей и противоречий в развитии индивидуального сознания. Именно в семейно-бытовой сфере мы чаще всего встречаемся с рецидивами старых, потерявших и экономическую, и идейную основу обычаев и традиций. Ведь бывают случаи, когда после торжественной регистрации брака молодожёны тайно где-нибудь в другом месте венчаются в церкви. Таким же образом совершается крещение новорожденных, освящение нового дома и т. п. Похороны с попом, поминки и другие религиозные обряды пока не изжиты в нашем быту. И причиной тому не только живучесть старых обычаев и обрядов, но и недостаточно активная организаторская и воспитательная работа.

Старые семейно-бытовые традиции, обычаи и обряды далеко не все так уж плохи и вредны, чтобы их надо было начисто искоренять. Многие из них имеют непреходящее нравственно-эстетическое значение.

Традиции эти формировались под влиянием экономической необходимости, они являлись самым действенным средством воспитания трудолюбия, не говоря уже о влиянии на физическое развитие и закалку детей. И уважение к результатам труда, и понятие о долге и многие другие нравственные качества формировались у подрастающего поколения непосредственно. Правда, в самой семейно - бытовой жизни было прежде значительно больше объектов для приложения посильного труда детей.

Но вот под влиянием роста материального благосостояния, развития техники в быту убавилось этих объектов, да и сама традиция стала угасать. И последствия не заставили себя ждать; чётко обозначилась тенденция снижения трудолюбия у детей.

Некоторые другие семейно-бытовые традиции и обычаи, несмотря на значительные социальные изменения в нашей жизни, необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие. Так, большое значение имеет традиционная дружба семей, как бы породнившихся при рождении детей, дружба семей передовиков труда и т. п.

Неотъемлемой частью социалистической эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников (русская масленица, татарский сабантуй - «праздник плуга» и др.). Однако вряд ли можно считать полезными те изменения в народных обычаях и обрядах, которые извращают их суть и снижают эстетическую ценность.

В среднеазиатских республиках наблюдается возрождение позорного обычая прошлого - ненавистного калыма - выкупа за невесту. Пышные свадьбы, разорительные похоронные обряды нельзя выдавать за народные обычаи и обряды, как и нельзя красивые народные обычаи превращать в мещанский культ. Некоторые обычаи и традиции обретают такой вред, что в борьбу с ними приходится включать силу государственной власти. Поэтому необходимо строго разграничивать традиции, обряды и обычаи, в том числе и возрождённые, несущие в себе положительные нравственно-эстетические ценности, и те, которые не только не содержат ничего социально полезного, но и наносят вред развитию социалистической культуры.

Народные традиции, обряды и обычаи, в том числе традиционные празднества, должны служить средством развития эстетической культуры, коллективного развлечения и отдыха, совершенствования социалистического быта. Не надо забывать при этом, что, кроме праздников, есть будни, а в них важнейшим элементом эстетической культуры являются хорошие трудовые и семейно-бытовые традиции. Недаром труд и семейная жизнь так нерасторжимы в сознании трудового народа, недаром они нашли такое широкое отражение в народных пословицах и поговорках, в былинах, народных песнях и сказках, представляющих в совокупности идейное содержание народных традиций и обычаев. Во всем народном творчестве, составляющем важнейший элемент эстетической культуры, прославляется дружба в семье, уважение к родителям, любовь к труду, а осуждается лень, тунеядство, обжорство, нечестность, мотовство и другие человеческие пороки, происходящие от стремления жить обеспеченной жизнью, не прилагая для этого труда. И это вполне естественно, потому что труд всегда был, есть и будет основой народного образа жизни.

Трудовые традиции советского народа отличаются от других его традиций, потому что за годы социалистического строительства резко изменился характер труда вообще, семейно-бытового в частности. Неотъемлемой чертой прежнего образа жизни, особенно сельского, было неизбежное участие детей в общем семейном труде (по содержанию жилища, уходу за животными, обработке земли и т. п.). Семейно-бытовой уклад предполагал обязательное трудовое участие детей, потому что трудовых дел и по характеру, и по объёму было в семье значительно больше, чем в настоящее время. Сейчас семейно-бытовой уклад изменился, и весьма значительно. И совершенно не случайно нередко в работящей, честной семье вырастают дети бездельники. А одна из причин тому - некоторое угасание названной выше вековой традиции. Угасает и традиция потомственности профессионального труда: раньше дети приобретали профессиональные навыки и умения чаще всего от родителей, работая рядом с ними. Теперь эту функцию почти полностью выполняет система государственного профессионального обучения.

Но значит ли это, что в советском семейно-бытовом укладе исчезают трудовые традиции? Отнюдь нет. Другое дело, что в прежние времена они формировались под влиянием материальных трудностей семейной жизни, а в настоящее время их в каждой семье надо формировать с целью организации трудового воспитания детей. В тех семьях, где этой важной задаче придаётся должное значение, хорошей традицией является посильное и справедливое распределение постоянных трудовых обязанностей между всеми членами семьи.

Ныне преемственность трудовой культуры заключается не в передаче узкопрофессиональных навыков и умений или, как раньше нередко было, секретов профессии отцов и дедов, а в привитии глубокого уважения к труду и его результатам, в формировании здорового желания быть полезным людям, обществу, навыков и привычек организованности, самодисциплины, работоспособности и собранности.

Если традиции и привычки органически спаяны в жизнедеятельности людей, то первые должны устанавливаться, а вторые тренироваться с помощью старших в семье, тех, кто имеет больший по сравнению с другими жизненный опыт и моральный авторитет. Таких маленьких и больших традиций, в каждой семье по-своему поддерживаемых, но подчинённых общему принципу, может быть немало.

Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями о виденном, слышанном, о важных событиях. В семье очень важно формировать здоровое общественное мнение. Это тоже должно 6ыть традицией.

Обрядовое оформление событий семейного значения, советских праздников и других важных общественных событий играет очень важную роль во всестороннем развитии личности, в обеспечении эффектности воспитания и т. д.

Специфика обряда, как и ритуала, состоит, прежде всего, в символическом, порой строго определённом характере. В любой традиции (особенно в обычаях) существует их обрядная, ритуальная сторона. Свадьба как традиция и обычай по своему смыслу содержанию, пожалуй, мало, чем отличается в разных странах. Но обрядовое оформление этого события имеет существенные различия у разных народов.

Обряд как составная часть обычая, той или иной традиционной деятельности подчиняет поведение и действия людей единому эмоциональному настрою, создаёт такой нравственно-эстетический фон, на котором разум и чувство, рациональные и эмоциональные побуждения и действия людей сливаются, направляются в единое русло. Для обряда характерна впечатляющая, яркая, оказывающая эстетическое и психологическое воздействие форма. Многие обряды, их эстетическое оформление включают все основные виды искусства.

Одна из особенностей обряда заключается в том, что, несмотря на различие ролей в том или ином обрядовом ритуале, все участники его внутренне активны, переживают одинаковые чувства.

Обряды особым образом выполняют важные социальные функции: массового общения, воспитательную, социально-нормативную функцию социального наследования. Обряд представляет собой особый способ передачи новым поколениям идей, социальных норм, ценностей и чувств. Эта передача осуществляется путём непосредственных личных контактов.

Социальная природа обряда обусловила его коллективистский характер. Люди при этом удовлетворяют потребность коллективных переживаний, соучастия и общественной оценки важных для них событий. Обряд не только формирует, но и углубляет чувства людей, обогащает их эмоциональный мир, что в нашу эпоху - эпоху научно-технической революции с её социальными последствиями - особенно важно. Торжественные символические акты формируют у каждого их исполнителя чувство принадлежности к коллективу, обществу. Если учесть, что в большинстве своём обряды совершаются в узловые моменты жизни человека, семьи, коллектива, народа, государства, общества, то станет ясным, насколько велико их воспитательное значение.

Характерной чертой обряда является его консерватизм, устойчивость к внешним воздействиям, стереотипность действий людей. В этом его общественная сила и слабость. Обслуживая общество на протяжении ряда исторических эпох, он весьма эффективно обеспечивает преемственность в развитии человеческой культуры. Но во время социальных революций консервативная сила обрядов играет трудно преодолимую антисоциальную роль, становится препятствием на пути общественного прогресса. Поэтому в коммунистическом строительстве, в развитии и совершенствовании нового образа жизни особое значение имеет как борьба против старой обрядности, так и создание новой, соответствующей новым формам жизни и быта, общения и социального развития обрядности.

Оформление стенда. Июнь – август Тема "Нижний Новгород - прежде и теперь" · Семейная экскурсия по городу с профессиональным экскурсоводом. · Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы Сентябрь Тема "Моя семья" Содержание занятия по развитию речи: · Разгадывание ребуса "7 Я". · Работа...

Эти психологические факторы (а не находится в противоречии с ними), то качество образования будет повышаться. Это и касается качества школьного исторического образования. 3.3. Практическая деятельность школьного музея на базе МОУ «Большеутинская средняя общеобразовательная школа» Территория села Большой Ут и близко расположенных деревень находится в пределах западных предгорий Уральской...




Top