Что такое синквейн: традиционная и дидактическая формы. "незнайка в солнечном городе" Синквейн к незнайке в солнечном городе


Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.


Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.


Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:



  • , одно слово, существительное или местоимение;


  • вторая строка – два прилагательных или причастия , которые описывают свойства темы;


  • третья строка – или деепричастия , рассказывающие о действиях темы;


  • четвертая строка – предложение из четырех слов , выражающая личное отношение автора синквейна к теме;


  • пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.


При этом в дидактическом синквейне можно отступать от правил, например, главная тема или резюме может формулироваться не одним словом, а словосочетанием, фраза может состоять из трех-пяти слов, а действия – описываться составными .

Составление синквейна

Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.



Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное автору. И начать с простых вещей. Например, попробуем составить синквейн на примере темы «мыло».


Соответственно,первая строка – «мыло».


Вторая строка – два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое? Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое), так и конкретное мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое и т.д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».


Третья строка – три действия предмета. Тут у школьников часто возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах, посвященных абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия, которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих. Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может выскользнуть из рук и упасть, а при попадании в глаза – заставить плакать, а самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например, так: «Пахнет, моет, пузырится».


Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Тут тоже порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу, если ты не фанат чистоты, который очень любит мыться или не , который мыло ненавидит. Но в данном случае под личным отношением подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор. Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил коленку. Или пробовал делать мыло самостоятельно. Или мыло ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки перед едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное – уложить свою мысль в три-пять слов. Например: «Перед едой моют руки». Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным запахом – и был разочарован, четвертая строка может быть такой: «Запах , вкус противный».


И, наконец, последняя строка – резюме в одно-два слова. Тут можно перечитать получившееся стихотворение, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом. Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Если четвертая строка синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом будет «чистота» или «гигиена». А если воспоминаниям о неудачном опыте поедания мыла – «разочарование» или «обман».


Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.


Мыло.


Прозрачное, клубничное.


Моет, пахнет, пузырится.


Запах сладкий, вкус противный.


Разочарование.


Маленькое, но занятное стихотворение, в котором все дети, когда-либо пробовавшие мыло на вкус, узнают себя. А в процессе написания мы еще вспомнили про свойства и функции мыла.


Потренировавшись на простых предметах, можно переходить к более сложным, но хорошо знакомым темам. Для тренировки можно попробовать составить синквейн на тему «семья» или синквейн на тему «класс», стихотворения, посвященные временам года и так далее. А синквейн на тему «мама», сочиненный школьниками младших классов, может стать хорошей основой для открытки в честь праздника 8 Марта. А тексты синквейнов, написанные учащимися на одну и ту же тему, могут составить основу для каких-либо общеклассных проектов. Например, ко Дню Победы или Новому году школьники могут сделать плакат или газету с подборкой собственноручно написанных тематических стихотворений.

Зачем составлять синквейн в школе

Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.


Для того, чтобы написать синквейн, надо обладать знаниями и пониманием предмета – и это, плюс ко всему, делает сочинение стихотворений эффективной формой проверки знаний практически по любому предмету школьной программы. Причем написание синквейна по биологии или химии займет меньше времени, чем полноценная контрольная работа. А синквейн по литературе, посвященный какому-либо из литературных героев или литературному жанру, потребует такой же интенсивной работы мысли, как написание развернутого сочинения – но при этом результат будет более творческим и оригинальным, быстрым (для написания синквейна детям, хорошо освоившим форму, достаточно 5-10 минут) и показательным.


Синквейн – примеры по разным предметам

Синквейн по русскому языку может быть посвящен разным темам, в частности, можно попробовать описать таким образом части речи.


Пример синквейна на тему «глагол»:


Глагол.


Возвратный, совершенный.


Описывает действие, спрягается, повелевает.


В предложении обычно бывает сказуемым.


Часть речи.


Для того, чтобы написать такой синквейн, пришлось вспомнить о том, какие формы бывают у глагола, как он изменяется, какую роль играет в предложении. Описание получилось неполным, но тем не менее по нему видно, что автор кое-что помнит о глаголах и понимает, что это такое.


По биологии учащиеся могут писать синквейны, посвященные отдельным видам животных или растений. Причем в ряде случаев для написания синквейна по биологии будет достаточно усвоить содержание одного параграфа, что позволяет использовать синквейн для проверки знаний, полученных во время урока.


Пример синквейна на тему «лягушка»:


Лягушка.


Земноводная, хордовая.


Прыгает, мечет икру, ловит мух.


Видит только то, что движется.


Скользкая.


Синквейны по истории и обществознанию позволяют учащимся не только систематизировать свои знания по теме, но и глубже почувствовать тему, «пропустить» ее через себя, сформулировать через творчество свое личное отношение.


Например, синквейн на тему «война» может быть таким:


Война.


Страшная, бесчеловечная.


Убивает, разоряет, жжет.


Мой прадед погиб на войне.


Память.


Таким образом, синквейн может использоваться в рамках изучения любого предмета школьной программы. Для школьников сочинение тематических стихотворений может стать своего рода «творческой паузой», вносящей в урок приятное разнообразие. А педагог, проанализировав творчество учащихся, может не только оценить их знание и понимание предмета урока, но и почувствовать отношение школьников к теме, понять, что их больше всего заинтересовало. И, возможно, внести коррективы в планы дальнейших занятий.


Составление синквейнов – коротеньких нерифмованных стихотворений – стало в последнее время очень популярным видом творческого задания. С ним сталкиваются и ученики школ, и слушатели курсов повышения квалификации, и участники различных тренингов. Как правило, преподаватели просят придумать синквейн на заданную тему – к конкретному слову или словосочетанию. Как это сделать?

Правила написания синквейна

Синквейн состоит из пяти строк и, несмотря на то, что он считается разновидностью стихотворения, обычные составляющие стихотворного текста (наличие рифм и определенного ритма) для него не являются обязательными. Зато число слов в каждой строчке строго регламентировано. Кроме того, при составлении синквейна надо использовать определенные части речи.

Схема построения синквейна такова:

  • первая строка – тема синквейна , чаще всего одно слово, имя существительное (иногда в качестве темы могут выступать словосочетания из двух слов, аббревиатуры, имена и фамилии);
  • вторая строка – два прилагательных , характеризующих тему;
  • третья строка – три глагола (действия предмета, человека или понятия, обозначенного в качестве темы);
  • четвертая строка – четыре слова , законченное предложение, описывающая личное отношение автора к теме;
  • пятая строка – одно слово , подводящее итог синквейну в целом (вывод, резюме).

От этой жесткой схемы возможны отступления: например, число слов в четвертой строке может варьироваться от четырех до пяти, включая или не включая предлоги; вместо «одиноких» прилагательных или глаголов использоваться словосочетания с зависимыми существительными и так далее. Обычно преподаватель, дающий задание составить синквейн, сам решает, насколько жестко его подопечные должны придерживаться формы.

Как работать с темой синквейна: первая и вторая строка

Рассмотрим процесс придумывания и написания синквейна на примере темы «книга». Именно это слово является первой строкой будущего стихотворения. Но книга может быть совершенно разной, как же ее охарактеризовать? Поэтому надо конкретизировать тему, и в этом нам поможет вторая строка.

Вторая строка – два прилагательных. Что в первую очередь приходит на ум, когда вы думаете о книге? Например, она может быть:

  • бумажной или электронной;
  • роскошно переплетенной и богато иллюстрированной;
  • интересной, захватывающей;
  • скучной, сложной для восприятия, с кучей формул и схем;
  • старой, с пожелтевшими страницами и чернильными пометками на полях, сделанными бабушкой и так далее.

Список может быть бесконечным. И тут надо иметь в виду, что «правильного ответа» здесь быть не может – ассоциации у каждого свои. Из всех вариантов выберите тот, который интереснее всего лично для вас. Это может быть образ конкретной книги (например, ваши любимые детские книжки с яркими картинками) или же нечто более абстрактное (например, «книги русских классиков»).

Теперь запишите два признака именно к «вашей» книге. Например:

  • захватывающая, фантастическая;
  • занудная, нравоучительная;
  • яркая, интересная;
  • старинная, пожелтевшая.

Таким образом, у вас уже есть две строки – и вы уже совершенно точно представляете «характер» книги, о которой рассказываете.

Как придумать третью строку синквейна

Третья строка – три глагола. Тут тоже могут возникнуть сложности: казалось бы, что может «делать» книга сама по себе? Издаваться, продаваться, читаться, стоять на полке… Но здесь можно описывать и то воздействие, которое книга оказывает на читателя, и то, в какие цели ставил перед собой автор. «Занудный и нравоучительный» роман, к примеру, может просвещать, морализовать, утомлять, вгонять в сон и так далее. «Яркая и интересная» книжка для дошкольников – развлекает, заинтересовывает, учит читать . Захватывающая фантастическая история – завораживает, волнует, будит воображение .

При выборе глаголов главное – не отступать от того образа, который вы наметили во второй строке и стараться избегать однокоренных слов. Например, если вы охарактеризовали книгу как увлекательную, а в третьей строке написали, что она «увлекает» – возникнет ощущение, что вы «топчетесь на месте». В таком случае одно из слов лучше заменить на сходное по значению.

Формулируем четвертую строчку: отношение к теме

Четвертая строка синквейна описывает «личное отношение» к теме. Это вызывает особые сложности у школьников, привыкших, что отношение надо формулировать прямо и недвусмысленно (например «я хорошо отношусь к книгам» или «я считаю книги полезными для повышения культурного уровня»). На самом деле четвертая строка не подразумевает оценочности и формулируется гораздо более вольно.

По сути здесь надо кратко изложить то, что для вас является самым главным в теме. Это может иметь отношение лично к вам и вашей жизни (например «Начал читать в четыре года » или «У меня огромная библиотека », или «Терпеть не могу читать »), но это необязательно. К примеру, если вы считаете главным недостатком книг то, что на их изготовление идет куча бумаги, для производства которой вырубаются леса – вам необязательно писать «я» и «осуждаю». Просто напишите, что «бумажные книги – могилы деревьев » или «производство книг губит леса », и ваше отношение к теме будет достаточно ясным.

Если вам сложно сразу сформулировать короткое предложение – сначала изложите вашу мысль письменно, не задумываясь о числе слов, а затем подумайте, как можно сократить получившееся предложение. В итоге вместо «я так люблю фантастические романы, что часто не могу оторваться и читаю их до утра » может получиться, к примеру, так:

  • могу читать до утра;
  • часто читаю ночи напролет;
  • увидел книгу – прощаюсь со сном.

Как подвести итог: пятая строчка синквейна

Задача пятой строки – кратко, одним словом подвести итог всей творческой работе по написанию синквейна. Перед тем, как это сделать, перепишите предыдущие четыре строчки – практически готовое стихотворение – и перечитайте то, что у вас получилось.

Например, вы задумались о разнообразии книг, и у вас вышло следующее:

Книга.

Художественная, научно-популярная.

Просвещает, развлекает, помогает.

Такая разная, у каждого своя.

Итогом этого высказывания о бесконечном разнообразии книг может быть слово «библиотека» (место, где собрано множество самых различных изданий) или же «разнообразие».

Для того, чтобы вычленить это «объединяющее слово», можно попробовать сформулировать основную мысль получившегося стихотворения – и, скорее всего, в нем окажется «главное слово». Или же, если вы привыкли писать «выводы» из сочинений – сначала сформулируйте вывод в привычной вам форме, а потом выделите главное слово. Например, вместо «таким образом, мы видим, что книги являются важной частью культуры », напишите просто – «культура».

Еще один распространенный вариант финала синквейна – обращение к собственным ощущениям и эмоциям. Например:

Книга.

Толстая, занудная.

Изучаем, анализируем, зубрим.

Классика – кошмар для каждого школьника.

Тоска.

Книга.

Фантастическая, увлекательная.

Восхищает, затягивает, лишает сна.

Хочу жить в мире магии.

Мечта.

Как научиться быстро писать синквейны на любую тему

Составление синквейнов – очень увлекательное занятие, но только при условии, что форма хорошо освоена. А первые опыты в этом жанре обычно даются с трудом – чтобы сформулировать пять коротеньких строк, приходится довольно серьезно напрягаться.

Однако после того, как вы придумали три-четыре синквейна и освоили алгоритм их написания, дело как правило идет очень легко – и новые стихотворения на любую тему придумываются за две-три минуты.

Поэтому для того, чтобы быстро сочинять синквейны, лучше отработать форму на относительно простом и хорошо знакомом материале. В качестве тренировки можно попробовать взять, к примеру, свою семью, дом, кого-либо из родственников и друзей, домашнее животное.

Справившись с первым синквейном, можно отработать тему посложнее: например, написать стихотворение, посвященное какому-либо из эмоциональных состояний (любовь, скука, радость), времени суток или времени года (утро, лето, октябрь), вашему хобби, родному городу и так далее.

После того, как вы напишете несколько таких «пробных» работ и научитесь «упаковывать» свои знания, представления и эмоции в заданную форму, вы сможете легко и быстро придумывать синквейны на любую тему.

«Носов рассказы» - Самоцветик. «Мой первый рассказ для детей». Аннотация. С хозяином дружит, дом сторожит, Живет под крылечком, хвост колечком. Угадай рассказ, отгадав загадки. «Если вы думаете, что смешные рассказы писать легко и просто, вы ошибаетесь». Знайка. Цветик. Угадай имена друзей Незнайки. И горят в глазах жука.

«Носов о войне» - Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает... В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Эхо войны в произведениях Евгения Носова. Тема войны в русской литературе. Всего лишь несколько предложений передают весь ужас войны. О происхождении мака существует много легенд.

«Произведения Николая Носова» - Физминутка для глаз. Пословицы и поговорки. Наклоны. Задача. Ребята, читайте книги. Улыбнись. 103 года со дня рождения Николая Николаевича Носова. Прыжки. Произведения Н.Носова. Отрывки к иллюстрациям. Повороты. Задания для групп. Словарная работа. Наилучшая работа. Настроение. Сатира. Сатира и юмор.

«Творчество Н.Носова» - Жизненный прототип Незнайки. Незнайка. Приключения Незнайки и его друзей. Мысль написать сказку о государстве коротышек. Мишка и Коля. Середина XX века. «Живая шляпа». Несколько повестей о школьной жизни. Серия романов-сказок. Николай Носов родился 23 ноября 1908г. Незнайка - мастер присочинить. Как много вокруг замечательных, любимых книг.

«Незнайка Носов» - Какого же роста был Незнайка? Так-то вот - в жизни каждого человека есть место подвигу! На самом деле - был ли прототип у Незнайки? Чаще всего с весьма сомнительным результатом. Хорошо, в общем. КНИГИ Николая Носова… Николай Николаевич Носов. Хотя по большому счёту и все предыдущие герои писателя - «незнайки».

«Носов «Белый гусь»» - Определить жанр повествования. Памятник Белому гусю. Что вы знаете о гусях. Любимые домашние животные. Формирование знания. Носов. Памятники литературным персонажам. Изобразительно-выразительные средства языка. Грусть в финале. Памятники животным. Изображение подвига птицы. Белый гусь. Любознательность.

Сценарий мероприятия

«Литературная гостиная по произведению Николая Носова

« Незнайка в Солнечном городе».

(2 класс)

Пока все собираются и рассаживаются, звучит песня «Гимн Незнайки».

Вступительное слово ведущего:

Давайте знакомые книжки откроем,
И снова пойдём от страницы к странице,
Всегда ведь приятно с любимым героем,
Опять повстречаться, сильней подружиться.
Неважно, что с книжкой знакомы давно мы,
Пускай и с героем отлично знакомы,
И чем там закончится - тоже известно,
Хорошие книжки всегда интересны.
Здравствуйте, дорогие ребята! Мы собрались здесь сегодня, чтобы продолжить начатый разговор месяц назад о замечательном писателе Николае Николаевиче Носове и о его лучшем сказочном герое Незнайке. А сейчас вам ребята расскажут об интересных фактах этого героя.

Как родился замысел создания книг про Незнайку?

Из воспоминаний Носова мы можем узнать, что на мысль о создании «Незнайки» его натолкнула книжка Анны Хвольсон . Носов придумал своих коротышек потому, что у него было много идей, но не хватало героев. «Этим персонажам я свободно мог давать те чёрточки характеров, которые требовались по моему замыслу» - вспоминал Носов.

Как устроена сказочная страна коротышек?

У Носова получилась страна, нет, целая планета лилипутов, в которой категорически не предусмотрено появление какого-нибудь большого, вроде человека.Жители страны называются коротышками, ростом они с небольшой огурец. По половой принадлежности коротышки делятся на малышей и малышек. Среди коротышек встречаются мудрые бородатые волшебники, учёные профессора и неотёсанные юнцы вроде Незнайки. То есть это, по сути, крошечные взрослые люди с чертами характера ребёнка.Растения в сказочной стране «Гигантские» (арбуз - величиной с дом»), насекомые тоже («воротник из меха чёрно-бурой гусеницы»), а вот звери такие же маленькие, как и сами коротышки («медведь величиной с крысу»).В описании сказочной страны автором наложен запрет на понятия рождения и смерти (коротышки никогда не рождаются и никогда не умирают), они существуют всегда как объективная реальность.

Какого роста Незнайка.

Рост Незнайки определён как « небольшой огурец», но в книге есть точное определение его роста. В девятой главе «Незнайки на Луне» мы обнаружим точное описание параметров нашего героя. В полицейском отделении его обмеряют для криминальной картотеки. «Ваш рост, выраженный в стандартных измерительных единицах, равняется семидесяти двум. Значит, вы коротышка среднего роста...»; «Измеряем окружность вашей головы... Вот так... Тридцать единиц. Видим, таким образом, что у вас голова большая...»; «Измеряем ваш нос и видим, что он длиной лишь в две с половиной единицы, то есть коротенький». Приходим к выводу, что рост Незнайки равнялся 72 мм, нос имел длину 2,5 мм, а окружность головы - 30 мм.

Технический прогресс в сказочном мире коротышек.

В первой книжке коротышки ездят на газированном автомобиле и изобретают воздушный шар. Вернувшись из путешествия, они стали строить мост, водопровод и фонтаны, которые видели в Зелёном городе.

Второй книге подробное описание всевозможных технических устройств и даже фабрики и типографии в Солнечном городе, куда попадают Незнайка, Кнопочка и Пачкуля - Пёстренький. Это радиолярии, циркулины и планетарки, диковинные здания, автомобили и даже электронные машины, играющие в шахматы. В жизни коротышек (как и в жизни советских людей) появилось также телевидение.

В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ЧИТАЮТ ЭТИ КНИЖКИ?

Три книги о Незнайке вышли в 1953, 1958 и 1964 годах. Родившиеся после 1960-го имели их своевременно и в полном объёме. Такие произведения никогда не устаревают, не выходят из моды и не теряют актуальности. Их начинают читать, когда осваивают букварь, а заканчивают в младших классах. «Незнайку» цитируют чаще всего политические обозреватели, экономисты или ведущие интеллектуальных игр.

Главный герой – НЕЗНАЙКА.

Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.

Основными чертами Незнайки являются хвастливость и невежество, потому что он любит похвастаться и не любит учиться, но в то же время забавный и никогда не унывающий. Также его отличают сообразительность и смелость. И ещё он вечно попадает в какие-нибудь истории. Также можно сказать, что ни одно событие в сказочном городке не обходится без него.

Сегодня мы с вами совершим второе путешествие вместе с Незнайкой в Солнечный город.

Наше путешествие мы совершим в 4 командах, у которых будет своё название. Предлагаю узнать, выполнив задания и узнать своё название.

1к. ВЫДУМЩИКИ

2к. КОРОТЫШКИ

3к. ВЕСЕЛЬЧАКИ

4к. ДОБРОДУШКИ

Сегодня каждая команда будет набирать за правильные ответы баллы, в виде сладких леденцов. У меня будет помощник, которого зовут, Награждай-ка. Он и будет вручать леденцы.

Задания для команд.

1задание .

По предложению рассказать, что вы знаете о Солнечном городе.

Какими были коротышки в Солнечном городе?

Ведущий:

Солнечный город представляет собой , так как там полное отсутствие денег при самом широком выборе товаров и услуг. Профессиональная деятельность приобретает форму необременительного занятия по интересам - то есть, полностью реализован принцип

«От каждого по способностям, каждому - по потребностям ». Это значит, что каждый коротышка где-то обязательно работает, а за это пользуется бесплатно услугами магазина, столовой, театра, аттракционами парка и т.д. покупает всё, что ему надо, если ему это сейчас нужно.

Необычные автомобили, странная архитектура, разнообразие мест для проведения свободного времени.

Большинство коротышек ездят на личных автомобилях. Город страдает от избытка автомобилей, из-за чего мелкое, даже не автомобильное происшествие оборачивается огромным затором. Милиция в городе в основном занимается регулировкой дорожного движения, чрезвычайно возросшего в последние годы. В отделениях милиции работает система видеонаблюдения, позволяющая в режиме реального времени следить за обстановкой на всех перекрестках города.

Ежегодно в городе празднуется городской праздник, во время которого жители братаются между собой, обнимаются, улыбаются, поэтому все жители добрые, весёлые, вежливые и воспитанные, так как у них нет хулиганов.

И отправляясь туда, мы должны знать законы жителей Солнечного города. Но вот беда, прошёл весёлый дождик и смыл рифмы. Помогите их восстановить.(на листке)

2 задание Закончить рифму подходящим словом.

Законы жителей Солнечного города

Коротышки! Запомните правила эти:

Без них не прожить нам на свете.

С научной кто не дружит книжкой,

Быть не достоин коротышкой !

Раз в город Солнечный решил ты поселиться,

То должен к точным знаниям стремиться !

Будем к чистоте стремиться,

Чтоб нигде не осрамиться .

Доски, ручки, книжки, парты –

Очень чисты, аккуратны.

Малышек будем уважать,

Как можно меньше обижать .

А если дёрнем за косичку,

Тому виной во всём – привычки .

Сила каждому нужна

Для учёбы и труда.

Будем есть творог, омлет

И компотик на обед.

Мы любим улыбку,

Задорны всегда,

Любые невзгоды

Для нас ерунда .

Эти правила нужны ,

Эти правила важны .

Только выполняя их,

Будешь выглядеть на завтра

Даже лучше космонавта!

В едущий : Понравились вам эти законы? Трудно ли их соблюдать? Постарайтесь вы теперь их выполнять. Главная обязанность жителя Солнечного города – это хорошая учёба, которая поможет вам выбрать нужную специальность, когда вы станете взрослыми. Давайте вспомним, какие профессии были у жителей Солнечного города.

(ФЛИПЧАРТ)

3 задание: Профессии коротышек.

Ведущий: Назовите, кому принадлежат эти слова из книги Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе»

Кому принадлежат эти слова?

    Ну и что ж, ничего удивительного. Волшебство и есть волшебство!

Незнайка о появившемся автомобиле.

    А кто это у вас там такой пёстренький?

Циркуль о Пачкуле.

    Я протестую! Нет такого правила, чтоб по два раза в день умываться!

Пачкуля Пёстренький.

    Ну вот! Не могли подождать чуточку. Ведь самого интересного я и не рассказал!

Незнайка о споре с Пёстреньким.

    Надо попробовать и то и другое, а тогда можно будет решить. Пёстренький о том, что лучше: коврик или эскалатор.

    Я вот начну тебя мучить так, что ты жизни не будешь рад.

Совесть Незнайки.

    Мне таких коротышек жалко. Они сами не знают, какого удовольствия лишаются.

Листик о тех, кто книг не читает.

    У нас принято сдерживать свои обещания.

Кубик.

    Вот и видно, что ты в автомобильной езде ничего не смыслишь. Это вовсе не шапка с наушниками, а шлем.

Инженер Клёпка.

    Не успеете вы надеть новый костюм, как вам говорят, что он уже вышел из моды.

Иголочка.

    Я тоже впервые вижу. Главное, спит, как у себя дома.

Коржик

    Вот что, друзья, нам надо отметить нашу встречу чем-нибудь сногшибательным, чтоб хорошенько запомнилось.

Калигула .

    Как это - какое дело? Я хочу, чтоб ты был хороший, и всегда буду упрекать тебя, если ты будешь поступать скверно.

Совесть Незнайки.

    Наша фабрика таких брюк выпускать не будет. Пусть они там хоть совсем без брюк ходят, нам дела нет!

Иголочка на требование выпускать широкие жёлто-зелёные брюки.

    Натворил тут дел всяких! Испортил всем жизнь, а сам удирать!

Кнопочка.

    Опять этот Клёпка меня опередил! Ну, попадись он мне! Прямо не знаю, что с ним сделаю.. Кубик.

    Вот попробуйте ударьте меня палкой, извините за выражение, по голове.

Карасик. Хотел опробовать прорезиненое пальто.

    Не стоит на этой машине ехать. Она всё время прыгает, как блоха, - того и гляди, перевернётся, а мне бы не хотелось ходить забинтованным с ног до головы, словно шелковичный червяк. Пёстренький.

19. Я их сразу узнаю, как только встречу. У них у всех такие маленькие веснушчатые носы. Незнайка.

20. Дай тебе палочку, так ты тут ещё землетрясение устроишь! Кнопочка.

Ведущий: После трудового дня, обязательно надо отдохнуть, а для этого каждому коротышке надо было выбрать место отдыха, куда он отправится

.4 задание:

МЕСТ ОТДЫХА В СОЛНЕЧНОМ ГОРОДЕ.

« Третий лишний» назвать место отдыха, которого в Солнечном городе не было.

Игротека библиотекадискотека

Прокатный пункт спортив. инвентаряопера зоопарк

Пиццерия театр спортивный городок

Водяной паркбоулинг книжный театр

Аквапарк кино Весёлый городок

Шахматный городок зеркало- телевизор шкафчик со сказками

« Любимые игры коротышек Солнечного города» (16игр)

Каждая команда обсуждает и называт по одной игре.

Лото, домино, шашки, шахматы, бильярд, прятки, пятнашки, чижики, классы, кошки-мышки, настольные игры, городки, теннис, футбол, волейбол, пинг-понг.

Ведущий: Жизнь в этом городе идет интересно и весело. И сейчас вам предлагается конкурс « Бегущие минутки», где каждая команда должна будет ответить на 7 вопросов. За каждый правильный ответ, получает балл.

5 конкурс «Бегущие минутки»

1 команда.

    С кем Незнайка отправился в Солнечный город?

(Кнопочка и Пачкуля – Пёстренький)

    Какие необычные дома были в Солнечном городе? (Вращающиеся, воздушные, косые, ступенчатые, в форме полушарий, в виде музыкаль­ных инструментов.)

    Кто такие ветрогоны? (Коро­тышки, которые носились по улицам и сбивали с ног прохожих.)

    Что произошло, когда герои встретили Пегасика? Чем это закончилось?

(Пегасик облил их водой. Незнайка попал в милицию.)

    О каком волшебном предмете мечтал Незнайка? (волшебной палочке)

    С помощью какого желания Незнайка испытал волшебную палочку? (2 порции мороженного на палочке)

    Где остановились Незнайка, Кнопочка и Пёстренький в Солнечном городе? Название? (гостинца « Мальвазия»)

2 команда.

    На чём коротышки отправились в Солнечный город? (Газированном автомобиле)

    Как звали главного архитектора Солнечного города? (Кубик.)

    Как Незнайка получил от волшебника волшебную палочку?

(Три подряд хороших поступка)

    Кому навредил побег Незнайки из милицейского участка? (Сви­стулькину.)

    Средство передвижения в Солнечном городе, у которого винт вместо колёс.

(спиралеход)

    Любимый жанр литературы у Незнайки? (Сказки)

    Какие желания Незнайки исполнил Волшебник?

(Чтобы всё было так, как раньше: Листик стал коротышкой, ослы – ослами, а Свистулькина выпустили из больницы.)

3 команда.

    Что натворил Незнайка, приехав в Солнечный город? (Превратил Листика в осла.)

    Что изобрёл инженер Клёпка? (Машину, которая летала и пла­вала.)

    Почему, приехав в Солнечный город, Незнайка всё реже пользовался волшебной палочкой?

    О какой «подружке» рассказал Незнайка Кнопочке? (Совесть.)

    На какой праздник попали Незнайка и его друзья в конце своего путешествия? (Праздник рукавичек.)

    Универсальный круговой самоходный посадочный комбайн в Солнечном городе.

(циркулина)

    Способ борьбы с тучами в Солнечном городе.(порошок)

4команда.

    Как звали трёх ослов, превращённых в коротышек? (Калигула, Брыкун, Пегасик.)

    Какой «болезнью» «заболел» Незнайка в Солнечном парке?

(Шах­матной горячкой.)

    Кто назвал волшебную палочку вредоносной? Почему?

(Милиционер Свистулькин.)

    Почему Пёстренький принял мастера Карасика, работавшего на одёжной фабрике, за сумасшедшего? (Он работал актёром в театре.)

    Какие три плохих поступка совершил Незнайка?

(Превратил коро­тышку Листика в осла, трёх ослов в коротышек, дразнил обезьяну.)

    Как по-другому назывался День рукавичек? (Праздник Солнечных братьев)

    Почему Волшебник отобрал у Незнайки волшебную палочку?

(Не­знайка совершил три плохих по­ступка.)

Ведущий: В Солнечном городе было очень много полезной и фантастической техники, которую изобрели сами коротышки и отлично ей управляли.

6 конкурс « Угадай-ка»

Соедини название машины с картинкой. (в каждую команду выдаётся листок)

Какие ещё машины увидели в Солнечном городе Незнайка, Кнопочка, Пёстренький?

( Универсальный круговой посадочный самоходный комбайн)

Циркулина – (планетарка, эксцентрида, концентрина, рондоза, улитка, мельница, вертушка, орбита, спутница) автолошадка, паровоз, поезд, гусеничный мотоцикл, спиралеход, роликовый труболёт, автобус, такси без водителя, маршрутное пригородное такси.

Ведущий: Для того, чтобы было интересно читать книгу, писателю помогали художники иллюстраторы. И сейчас вам по иллюстрации из книги, надо будет кратко рассказать событие.

7 конкурс. « Зоркий глаз»

Флипчарт По иллюстрации рассказать событие из книги.

Ведущий: Для подведения итогов нашего путешествия вам предлагается пройти тест.

Каждая команда проходит самостоятельно тест. (10 вопросов)

Взаимопроверка команд. Ответы называют вместе.

8 конкурс « Синквейн » для Незнайки, Кнопочки, Пёстренького.

Каждая команда зачитывает свои синквейны и получает баллы.

Ведущий:

- Кто помог друзьям вернуть домой? Как?

(Волшебник, проложил маршрут дороги от Солнечного города до Цветочного, на запоминающем устройстве такси, и оно стало выполнять функцию не городского такси, а междугороднего)

- Что обязательно решили сделать друзья, вернувшись в Цветочный город?

(Нашить рукавичек, разбросать их в городе, чтоб коротышки нашли своего солнечного братца. Ведь так здорово быть солнечными братьями и стать такими же, как коротышки из Солнечного города).

Хотелось бы вам оказаться в Солнечном городе? Почему?

Чтобы сделали вы, если бы у вас в руках на одну минутку

оказалась волшебная палочка?

Награждение победителей грамотами.

Награждение знатоков книги Н.Носова « Незнайка в Солнечном городе».

«№42 жанында интернаты бар жалпы орта білім беретін мектеп» КММ
Семей қаласы
Саркенова Нуржанат Оралхановна
Санаты: екінші санат
Орыс тілі мен әдебиет пәні мұғалімі
Сынып: 5 «А»
Мақсаты:
Познакомить с творчеством Н. Носова, формировать индивидуальный опыт самостоятельного чтения, научить определять главную мысль произведения, обогащать словарный запас новыми словами, развивать чувство юмора, воспитывать доброту, человечность, стремление получать новые знания.

Тема урока. Н.Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи»
(Отрывок из книги «Приключения Незнайки и его друзей») Класс: 5 «А»
Цель: познакомить с творчеством Н. Носова, формировать индивидуальный опыт самостоятельного чтения, научить определять главную мысль произведения, обогащать словарный запас новыми словами, развивать чувство юмора, воспитывать доброту, человечность, стремление получать новые знания.
Задачи:
- расширить и углубить знания учащихся по теме Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи», развивая чувство юмора, логическое мышление, память, диалогическую и монологическую речь, воображение;развивать речь учащихся.
- корректировать полученные знания учащихся по данной теме на основе предложенных заданий, выразительного чтения, обогащающих словарный запас учащихся новыми словами на уроке;
- воспитывать культуру речи, прививать интерес к предмету и чтению художественной литературы и уважительное отношение к товарищам, любовь к труду.
Планируемые результаты:
Предметные: узнают об авторе Н.Н.Носове и о литературных героях сказки
- научатся читать произведение с листа и по памяти с соблюдением литературных норм, соотносить поступки героев с нравственными нормами; получат возможность учиться выборочному пересказу.
Метапредметные
Регулятивные: уметь ставить цель и планировать свою деятельность на уроке с помощью учителя; уметь работать во времени; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь осуществлять самоконтроль, самооценку.
Коммуникативные: корректно строить речь при решении коммуникативных задач, формулировать собственное мнение и позицию;
Познавательные: – уметь ориентироваться в тексте, выделять в нём существенную информацию, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме;
Личностные УУД:проявлять интерес к новому учебному материалу;
- ориентироваться в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: Учебник: «Литературное чтение», компьютер; проектор; презентация к уроку, карточки для работы в группе; выставка книг произведений Н.Н.Носова, иллюстративный материал, фломастеры, толковые словари, картинки, плакаты, листы учета, шляпа.
Ход урока.
I. Организационный момент. Психологический настрой «Кувшин счастья».
II. Актуализация знаний.
Приём «Мозговой штурм
1.Прочитайте стихотворение С.Я.Маршака. «Вот какой рассеянный!»
2.Что делает его смешным?
3.Какие забавные случаи происходили с главным героем?
4.Стихотворение не только рассмешило нас, но и заставило задуматься. Как вы думаете о чем?
5.Как автор относится своему герою?
6.Какой эпизод изображен на картине?
1. Определение темы урока:
Погружение в урок.
1. Коротышка озорной,
В яркой шляпе голубой.
Неумейка и зазнайка,
И зовут его…. Незнайка.
Тема: Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи»
« Если есть труд – будет и успех»
- Как вы понимаете смысл этого высказывания?
- Пусть эти слова будут девизом нашего урока.

Дополнительная информация о трилогии Носова.
- Ребята, это новое произведение всего лишь отрывок из трилогии романа-сказки «Приключение Незнайки». Трилогия – это три произведения, объединенные одной идеей. В трилогию «Приключения Незнайки» входят «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».
- Как вы думаете, в какую из этих трех книг входит наш отрывок?
(Первая книга трилогии «Приключения Незнайки и его друзей»
Состоит из нескольких глав: КАК НЕЗНАЙКА БЫЛ МУЗЫКАНТОМ, КАК НЕЗНАЙКА БЫЛ ХУДОЖНИКОМ, КАК НЕЗНАЙКА СОЧИНЯЛ СТИХИ, КАК НЕЗНАЙКА КАТАЛСЯ НА ГАЗИРОВАННОМ АВТОМОБИЛЕ и др.)
- Постарайтесь найти время и прочитать всю трилогию романа-сказки.
Беседа о главном герое.
- Кто главный герой этой сказки? (Незнайка)
- Как вы это узнали? (По названию)
«Правила работы в группе»
1. Уважай различные мнения.
2. Выслушивай, не перебивая.
3.Помогайте друг другу в случае затруднений.
4.Избегай прямых указаний.
5. Тактично исправляйте ошибки друг друга.

Дома лидеры каждой группы выполняли задание.
1 группа - биографы, 2 группа – артисты, 3 группа – исследователи.
- Волшебники, как известно, бывают разные: добрые или злые. Почему Н. Носов – добрый волшебник? Да потому, что владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов маленьких граждан всей планеты.
- Биографы расскажите, какие интересные факты из жизни писателя вы знаете?
III. Восприятие и осознание нового материалагруппа биографов
Н.Н.Носов - детский писатель, драматург, сценарист(1908-1976) родился в Киеве 23 ноября 1908 года. Какое-то время семья жила в маленьком поселке Ирпень, потом снова вернулась в Киев. Увлечения школьных лет были многообразны: музыка, пение, любительский театр, сочинительство для рукописного журнала «ИКС», а также химия, шахматы, радио, электроника, фотография. Позже Носов продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Мечтал стать музыкантом, потом химиком, но к двадцати годам поступил на режиссерский факультет, где учился его старший брат Петр. Работал кинорежиссером, художником-мультипликатором. В годы Великой отечественной войны снимал фильмы на линии фронта. Поставил несколько учебных фильмов для Советской Армии. В 1943 году был награжден Орденом Красной звезды. В литературу пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы. В 1969 году награжден Государственной премией РСФСР им. Н.К.Крупской за трилогию о Незнайке.

Стратегия «Чтение с остановками» работа в группе
Группа – артистовЧтение отрывка рассказа учениками
1. Сценка.
2. Беседа по- услышанному:
- Кем хотел стать Незнайка в этой сценке? (Поэтом)
- А до этой истории кем он хотел быть? (Худ, муз.)
- Что особенно понравилось?
- Что вызвало ваш смех?

Группа – исследователи
Нашли слова в толковом словаре, что означает каждое слово, которое нам было непонятно.
Словарная работа
Авоська - Сетчатая сумка для продуктов или небольших вещей, сплетенная из шнурков, нитей.
Издевательство - Злая, оскорбительная насмешка, обидная шутка.
Дразнилки - Произносимый нараспев стишок, которым дразнят кого-л. Обидное имя, прозвище и т.п., которым дразнят кого-л.
Рифма – складность и созвучие концов стихотворных строчек. Звуковой повтор в конце строчек стихотворения
Юмор - добродушно-насмешливое отношение к чему-л., умение подмечать и выставлять на смех забавное и несуразное в жизненных явлениях.
Словарная работа: подбирать – таңдапалу; сочинять – шығару, жазу; сочинять стихи – өлеңжазу; смысл – мән, мағына
IVЗакрепление урока
Группа – биографы. Задание
Работа над личностью Незнайки.Стратегия «Кластер» можно применить
- Незнайка всех обманывает, хвастается, не хочет учиться. Почему же он главный герой? Давайте обсудим это? Положительные черты.
Высказывания детей.(К тому же Незнайка подвижен, любопытен, открыт, общителен и не лишён талантов, способный, разносторонний, и рисует, и стихи сочиняет.)
Судите сами, первый раз взяв в руки кисти и краски, он за одну ночь нарисовал портреты всех своих друзей….
Или его поэтические опыты. Ведь буквально накануне он ещё не знал, что такое «рифма», а решил вот посвятить себя литературному творчеству, и, можно сказать, сразу же создал стихи.
Да. Вот он какой, Незнайка! Разносторонний, любознательный, неунывающий и, главное, невероятно похожий на любого (совсем даже не сказочного, а реального) мальчишку.)
Группа – артисты.Написать отрицательные черты характера Незнайки
(озорной, неусидчивый, высмеивает других, не доводит дело до конца, хвастливый, лентяй, всегда попадает в разные переделки, баловный.)

Группа – исследователи - Написать все черты характера Незнайки
(любознательный, активный, подвижный, веселый, умный, способный.)
Незнайка - самый известный коротышка Цветочного города. Это живой, обаятельный и узнаваемый мальчишка. Он такой хвастунишка, лентяй и бузотёр, что из-за своего характера постоянно попадает в разные переделки.К тому же Незнайка подвижен, любопытен, открыт, общителен и не лишён талантов
Судите сами, первый раз взяв в руки кисти и краски, он за одну ночь нарисовал портреты всех своих друзей. То, что у него получилось, говорит лишь только о своеобразии его художественного дара.
Игра «Микрофон»
В нашей сказке Незнайка был поэтом, а я предлагаю вам стать Незнайкой-корреспондентом и взять интервью у своих товарищей о прочитанном произведении. Обучающиеся по очереди надевают шляпу, берут микрофон и задают друг другу вопросы. Например. Кто автор произведения? Чему нас учит произведение? Какие персонажи запомнились.
Проверка восприятия текста.
- Понравилось ли вам произведение?
- Что особенно понравилось?
- Кто учил Незнайку сочинять стихи?
- Что вызвало ваш смех?
- Правильно ли Незнайка подобрал рифмы в своих стихах?
- Кого из героев было жалко?
- Перечитайте стихи, которые сочинил Незнайка про своих друзей.
- Что сказали друзья? Они сказали, что это не стихи, а какие-то дразнилки. Согласны ли вы с друзьями Незнайки? Объясните свое мнение?
Чему мы можем научиться у Незнайки?
Работа над пословицами.
Коллективная работа над пословицами.
Выберите из предложенных пословиц наиболее подходящую к прочитанному произведению
Мало хотеть, надо уметь.
Хвастать - не косить, спина не болит.
Одно дело делаешь - другого не порть.
И готово, да бестолково.
Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят.
Вывод: раскрывает смысл прочитанного произведения пословица:
Плохая шутка до добра не доведёт.
- Чем стихи отличаются от прозы (рассказов)? (Есть рифма.)
- Что такое рифма? Света, повтори ещё раз.
- Как объяснил это Цветик. (стр. 36)
- А можно сразу, не читая сказку найти стихи в ней? Попробуйте это сделать. Откройте книги для чтения на стр 35-39. Эту сказку вы будете читать дома. А сейчас найдите в ней стихи.
- Как вы их нашли? (Написаны в столбик)
- Прочитайте их.
- Как вы думаете, легко ли сочинять стихи?
- Сейчас поиграем в рифмы.

Каждая группа к своему названию подбирает рифмы.
РОМАШКИ - мурашка, кармашка, рубашка, мордашка, промокашка, барашка, дворняжка, бумажка, чашка, костяшка, фуражка, деревяшка, старикашка,
затяжка, бедняжка, мурашка, портняжка, ледяшка, таракашка, тройняшка
ВАСИЛЬКИ – кошельки, огоньки, пузырьки, стебельки, рюкзаки, колпачки, узелки, пустяки, старики, топольки, угольки, плавники, лесники, пареньки.
МАКИ - собаки знаки браки, драки раки мраки лаки фраки макаки зеваки злаки зодиаки писаки враки сайгаки поляки гуляки бяки забияки кривляки кусаки
Составление «Синквейна»
- Молодцы с рифмой вы справились! А теперь составьте пятистишье «Синквейн»
1 группа:
Незнайка
Известный, забавный
Слоняется, сочиняет, рассказывает
Незнайка хотел научиться
Труд
2 группа:
Цветик
Интересный, способный
Помогает, думает, соглашается
Цветик – хороший поэт
Друг
3 группа:
Знайка
Главный, умный
Читает, знает, учит
Чтение – лучшее учение
Книга

Итог урока.
Учитель: Сегодняшнюю нашу работу над произведением Носова я бы хотела подытожить стихами про Незнайку:
Прежде чем промолвить слово,
Ты все взвесь и не спеши,
Чтобы все сказать толково
Все обдумай и реши.
Хоть случайно, хоть шутя,
Вежлив будь с людьми всегда.
В жизни истина одна –
Не болтай впустую зря!
Знания – вот это сила,
Грамотность всегда нужна.
Разум, мудрость, похвала –

Ребята, над каким произведением мы сегодня работали?
- Кто его главный герой?
- Каково ваше отношение к Незнайке?
- Что бы вы посоветовали Незнайке? (Учиться, дружить…)
- Как помочь человеку, если он ошибся? (Поговорить, пожалеть…)
- Можно ли этот рассказ назвать юмористическим?
- Чему учит рассказ Николая Носова?
- Что вы узнали на уроке нового?

Девизом нашего урока были слова: « Если есть труд – будет и успех»
Подведем итог нашего урока.
-Какого успеха добился каждый из вас?
Домашнее задание по выбору.
1.Сочините и запишите стихотворение о любом герое Цветочного города.
2. Прочитайте произведение и подготовьте его пересказ (страница 88 -92).
3. Выполнить задание №1 на странице 93, №2 странице 93 в рабочей тетради.
Работа со шкалой самооценки.
-В лист самооценки оцените себя как ты работал на уроке напишите. Отметьте, каковы ваши знания по этой теме урока.
Самооценивание

Активно участвовал
- было интересно
- было понятно
- узнал новое

Н.Н.НосовДетский писатель, драматург, сценарист(1908-1976) родился в Киеве 23 ноября 1908 года. Какое-то время семья жила в маленьком поселке Ирпень, потом снова вернулась в Киев.

Увлечения школьных лет были многообразны: музыка, пение, любительский театр, сочинительство для рукописного журнала «ИКС», а также химия, шахматы, радио, электроника, фотография.

Позже Носов продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Мечтал стать музыкантом, потом химиком, но к двадцати годам поступил на режиссерский факультет, где учился его старший брат Петр.

Работал кинорежиссером, художником-мультипликатором. В годы Великой отечественной войны снимал фильмы на линии фронта. Поставил несколько учебных фильмов для Советской Армии.

В 1943 году был награжден Орденом Красной звезды. В литературу пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы.

В 1969 году награжден Государственной премией РСФСР им. Н.К.Крупской за трилогию о Незнайке.

9. Профессиональная мини-проба
9.1 Работа с рифмой
- В каком городе жили коротышки? (Цветочном)
-Почему он так назывался? (Вокруг каждого дома росли цветы)
- Молодцы, вы хорошо работаете, и мне не терпится вам сейчас же раздать цветочные
Задание 3. «Почемучки»
- Сейчас я буду выполнять рольПочемучки, а вы будете Знайками и постарайтесь угадать и назвать других героев сказки, объяснить смысл их имен.
1 гр.
Этот герой всегда отвечал на заданный вопрос «Не знаю» (Незнайка)
Этот герой лечит друзей. (Пилюлькин)

2гр.
Герой этой роли на все знает ответ.(Знайка)
А этот герой любил сладкие ватрушки (Авоська)

3гр
Этот герой обладал способностями складывать слова в рифму.(Цветик)
Этот герой все время торопился. (Торопыжка)
4гр.
А без этого героя нам никак не обойтись? (Носов)

Задание 4.
Выберите наиболее подходящую к содержанию рассказа пословицу: (обсудите в группе)
1. Не зная броду, не суйся в воду 2. Не стыдно не знать, стыдно не учиться
3. Где нет знаний, там нет и умен

Напишите
1 гр. Эссе «Я -Незнайка»
2.гр.Эссе «Я- Цветик»
3 гр. Синквейн «Незнайка»
4 гр. Эссе «Я-автор»

Считается, что синквейн возник, основываясь на принципах создания восточных поэтических форм. Изначально большое значение придавалось количеству слогов в каждой строчке, расстановке ударений. Но в педагогической практике всему этому не уделяется много внимания. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.

Правила построения синквейна

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строчке , посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

В качестве примера приведем стихотворение, составленное детьми про сам данный метод обучения:

Синквейн
Образный, точный
Обобщает, развивает, обучает
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Творчество.

Как использовать синквейны на уроке?

Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.

Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.

Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

Как научить детей писать синквейн?

В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.

После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

Области применения

Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии вызова, когда дети, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.

На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.

А можно использовать на . Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

Составление синквейна — это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов -— литературы, истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках, физики, например. После ознакомления с темой «Свет», учитель предлагает детям составить синквейн.

Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый

Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.

Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.

Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.

На природоведении можно предложить детям составить стихи про времена года.

Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!

Весна
Теплая, яркая

Природа просыпается.
Здорово!

Варианты работы с синквейном

Помимо традиционного составления синквейна, возможны и другие виды работы с пятистишиями на уроке.

Составить рассказ, основой которого послужит уже готовое стихотворение. Желательно, при его составлении, использовать слова и фразы, использованные в заданном синквейне.

Отредактировать готовый синквейн, с целью усовершенствовать его.

Дописать синквейн. Для этого нужно проанализировать заданное стихотворение, определить недостающую часть и заполнить ее. Например, можно предложить стихотворение, в котором не указана тема. Применяя слова, ее характеризующие и раскрывающие, учащиеся должны понять, о чем идет речь:

Мимолетное, замирающее
Бежит, останавливается, лечит
Потрясающее явление
Жизнь.

Дети должны определить, что тема данного синквейна — «Время».

Достоинства метода

При составлении синквейна на уроках:

  • повышается интерес к изучаемому материалу;
  • развивается образное мышление;
  • развиваются творческие способности учащихся;
  • совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
  • развивается мышление и воображение;
  • вырабатывается способность к анализу;
  • уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
  • расширяется словарный запас.

Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.

Примеры синквейнов

На природоведении можно предложить детям составить синквейны про времена года.

Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!

Весна
Теплая, яркая
Расцветает, зеленеет, радует.
Природа просыпается.
Здорово!

На уроке литературы учитель, в качестве домашнего задания, предлагает детям составить синквейн про любимое произведение. Результат может быть таким:

Нина
Умна и смела.
Путешествует, дружит, побеждает.
Восхищаюсь я ей.
Речь идет о книге «Девочка шестой луны» Муни Витчер.

Можно предложить детям написать синквейн про солнце:

Солнце
Яркое, далекое
Согревает, светит, радует нас.
Я люблю солнце.
Животворящая звезда.

Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как метод обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.




Top