Что такое совесть аргументы. Проблема совести

В сказке «для детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин поднимает проблему совести. Используя аллегорию, он изображает это человеческое качество в виде тряпицы, старой ненужной ветошки, от которой все стремятся избавиться. Сначала она попадает в руки жалкого пропойцы, потом к хозяину питейного дома, затем к квартальному надзирателю Ловцу, после чего перешла к финансисту Самуилу Давыдовичу Бржоцкому. Переходя из рук в руки, совесть возбуждает в каждом новом обладателе взрыв эмоций, страдания и муки, избавлением от которых может стать только смерть. Совершённые грехи, жажда наживы, преступления против чести – всё это тяжёлый груз. В финале сказки автор передает мольбу совести, которая просит, чтобы её вложили в душу младенца. Маленький человек вырос бы с ней и уже не стремился отделаться от совести, чтобы он шёл по жизни, соизмеряя свои шаги с этим достойным уважения человеческим качеством.

2. В.Быков «Сотников»

В повести главный герой партизан Сотников, оказавшись в плену у фашистов, терпит пытки, но не выдаёт важную информацию. Ночью перед расстрелом он вспоминает эпизод из детства, который оставил глубокий след в его душе. Однажды он взял без спроса наградной маузер своего отца, который внезапно выстрелил. Мама сразу узнала об этом, как только вошла в комнату. По её совету мальчик сознался отцу в содеянном, тот смягчил гнев на милость, потому что посчитал, что сын сам догадался признаться. И вновь Сотников-младший качнул головой. Этот малодушный кивок остался в памяти на всю жизнь: «Это было уже слишком – ложью покупать отцовское спасибо, в глазах у него потемнело, кровь прилила к лицу, и он стоял, не в силах сдвинуться с места». Муки совести преследовали его всю жизнь: «И он ни разу больше не солгал ни отцу, ни кому другому, за всё держал ответ, глядя людям в глаза». Так незначительный эпизод в жизни человека может решить судьбу и определить все поступки.

3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Петруша Гринёв после первого вечера взрослой жизни в кругу новоиспечённых приятелей проиграл сто рублей. Эти деньги были значительной суммой. Когда он потребовал от Савельича, чтобы тот дал ему необходимую сумму для отдачи долга, дядька – крепостной крестьянин, воспитатель Петруши, вдруг воспротивился. Он сказал, что денег не даст. Тогда Пётр Андреевич потребовал, применив суровую строгость господина: «Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои. Я их проиграл, потому что так мне вздумалось». Долг был возвращен, но в душе Петруши возникли угрызения совести: он чувствовал себя виноватым перед Савельичем. И только попросив прощения и дав обещание, что всеми средствами будет отныне распоряжаться только он, верный слуга, Гринёв успокоился. Но впредь более не спорил с Савельичем по финансовым вопросам.

4. Л.Н. Толстой «Война и мир»

Николай Ростов проиграл деньги Долохову. Сумма была астрономическая – сорок три тысячи рублей. Это после того как отец попросил его не тратить лишнего, так как финансовое положение семьи критическое. Но, несмотря на это, долг чести необходимо выплатить. Николай просит деньги у отца нарочито небрежным, даже грубым тоном, говоря, что это со всяким случается. Когда Илья Андреевич соглашается дать сыну необходимую сумму, тот, рыдая, кричит: «Папенька! па…пенька! … простите меня! – И, схватив руку отца, он прижался к ней губами и заплакал». После этого Николай дал себе слово никогда не садиться за карточный стол и сделать всё, чтобы поправить благосостояние семьи.

В современном мире понятие совесть, стало очень актуальным. Конечно, и раньше наличие этого качества было проблемой, но сейчас особо. Возникает много вопросов: « Что вообще такое, человеческая совесть?», «Где ее истоки?», «В чем отличие человека, имеющего ее, и без совести?»

Ответов тоже множество. Сейчас наступило время совести мировой. Разные политиканы, стремились привить обществу понятие о том, что совесть, это предрассудок, имеющий черты классов, и рас. Есть и противоположные мнения – наличие совести, это проявление высшего свойства души

Человека, и дана она людям небом.

Человек, который обладает этим качеством, очень четко понимает свою несправедливость, а негативные качества других, всегда пытается оправдать. В настоящее время весь мир подвержен кризису совести. Поэтому нет благополучия, и достатка. В чем же причина малочисленности людей, обладающих этим качеством?

Тревога вполне обоснована – сейчас большой дефицит вообще таких понятий, как честность, порядочность, совесть. Абсолютно очевидно, что все перечисленное, это божьи дары человечеству, которые последние, просто игнорируют. Подтверждение этому можно увидеть в романе писателя

Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание». Там рассматривается совесть Раскольникова.

В произведении герой размышляет о совершении преступления, но одновременно с этим, не понимает, насколько нравственно тяжел этот поступок. Да и в жизни немало примеров бессовестности живущих на этой планете – находиться в обществе людям с совестью намного проще, чем не имеющим ее. Есть и такие, которые, совершая неправильный поступок, признают это, и раскаиваются – тогда не все потеряно. Но встречаются абсолютно далекие от каких-то человеческих понятий, индивиды, от которых нужно держаться как можно дальше.

В «Письмах о добром и прекрасном», ученый-публицист Лихачев Д., говорит о том, что жизнь должна проходить по совести, без поисков информации в книгах, быстро, опираясь на интуицию, приходить к правильному решению. Ни в коем случае не идти на сделку со своей совестью, оправдывать ложь, воровство, или другое нравственное преступление. Следя за собой, всегда можно будет спокойно жить, без угрызений, и самоедства. Другими словами, совесть, это ответственность за себя перед обществом.

Эта проблема достаточно жизненна, и сложна. Все прекрасно понимают, что совесть необходима для нормальной жизни в обществе, но не у всех она есть. И от этого, менее важной чертой характера, она не становится.

Проблема совести является актуальной и сегодня. Ведь именно она часто влияет на наши решения. Благодаря данному отрывку из романа Булгакова “Мастер и Маргарита” мы может проанализировать этот вопрос более детально.

Мы видим прокурора Пилата, от выбора которого зависит жизнь Га-Ноцри. Он может либо поступить по совести и спасти жизнь “сумасшедшего философа”, либо выбрать карьеру.

В итоге, его решение принесло одни страдания. Автор романа показал, как важно оставаться человеком, сопереживать другим.

Это проблема актуальна

и сегодня. Люди все чаще становятся эгоистами на пути к карьере и устройству. Это приводит к тому, что нравственные ценности постепенно уходят в небытие. На примере романа Булгакова “Мастер и Маргарита” мы видим, как все больше людей принимают те принципы и ту идеологию, которая позволяет закрыть рот совести и делать то, что угодно им самим.

Любое правительство должно не только рассчитывать на выгоду, но и действовать по совести, переживая за судьбу народа. Совесть помогает человеку поступать правильно. Только так можно добиться успеха. Пусть это будет сложный путь и тернистый, но он будет честным. Тогда,

что бы человек ни создал, оно будет стоять на твердом фундаменте, и основание его не поколеблется.

Да, Пилат дал согласие на казнь. Даже не смотря на то, что это не было угодно ему. Он был несчастным человеком, который не смог переступить через себя и выйти из зоны комфорта. Он думал, что так будет лучше для него, но ошибся. Мучения Пилата – это следствие его трусости и нежелание прислушаться к совести.


Другие работы по этой теме:

  1. Л. Ф. Воронкова в своем тексте обращается к проблеме совести. Данный вопрос актуален, поскольку бесстыдные поступки в жизни – не редкость. Лишь совесть способна уберечь...
  2. Проблема, которую поднял автор текста Что такое совесть? Как она влияет на человека? Этими вопросами задаются многие люди. А. Г. Ермакова в своем произведении описывает...
  3. Автор прочитанного мною текста, известный писатель-публицист В. Солоухин, взволнованно говорит о важной нравственной проблеме совести. Вспоминая тяжелые голодные военные годы, писатель рассказывает о том, какие...
  4. Возможен ли вариант воспитания в себе совести? Имеет ли непосредственное влияние степень цивилизованности людей на возникновение у них совести? Эти крайне важные вопросы, касающиеся граждан...
  5. 1. М. Зощенко в рассказе “история болезни”. Вспомним эпизод, когда медсестра разговаривает с больным. Она предлагает герою пройти на “обмывочный пункт”. Это привело в замешательство...
  6. Я считаю, что искусство – это наш дар. Причем важно то, что это дар, который мы можем дарить, и который мы можем принимать. Искусство –...
  7. Не каждый человек способен поступить в той или иной ситуации честно и по совести. К сожалению, многие забывают о существовании совести, когда им нужно быстро...
  8. Проблема чинопочитания была актуальной всегда. В наши дни она не только удерживает свои позиции, но и нарастает с новой силой. Вместе с ней развиваются другие...

Нарцова Александра

работа была представлена на муниципальном уровне НПК "В мир творчества, мир поиска, мир науки"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кумарейская средняя общеобразовательная школа

Районная научно-практическая конференция школьников

«В мир поиска, мир творчества, мир науки»

Секция «Русский язык, литература»

Тема совести в русской литературе

Адрес учреждения: 666397, Иркутская, Балаганский, Кумарейка, Школьная, 1

Контакты: тел.89247092853, эл. адрес [email protected]

Руководитель : Москалева Екатерина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Кумарейская СОШ

Кумарейка, 2018

  1. Введение……………………………………………………………..с.3
  2. Понятие совести…………………………………………………….с.6

2.1.Что такое совесть?.................................................................с.6

  1. Тема совести в произведениях русской литературы ХIХ века…с.8
  1. Повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»………………………………................................с.8
  2. Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»…..с.10
  1. Тема совести в произведениях русской литературы ХIХ века…...с.13

4.1. Рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»…………....с.13

4.2. Рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма»……………………с.15

4.3. Рассказ Е. Карпова «Меня зовут Иваном»…………………….с.17

4.4. Рассказ Л. Петрушевской «За стеной»…………………...……с.19

  1. Заключение………………………………………………………...с.22
  2. Библиографический список……………………………………....с.23
  3. Приложение………………………………………………………..с.24
  1. Введение

В жизни каждого человека бывают минуты, когда незаметно для себя что-нибудь теряешь. Эту потерю всегда пропускаешь через себя и сильно огорчаешься, думаешь об этом.

А что это значит – терять совесть? Она же не вещь?
Терять совесть – значит становиться бессовестным, нахальным, не следить за своим поведением, позволять себе бесчеловечные поступки.

Тема данной работы

Тема совести не является новой для нашей сегодняшней литературы. Она всегда волновала писателей-классиков, каждый из которых стремился по-своему ответить на этот вопрос. Обращение к этой теме писателей говорит нам о том, что они пытались осознать степень своей ответственности за всё происходящее в обществе. В своих произведениях писатели размышляли о времени и человеке, попавшем в круговорот событий, о нравственных законах, соблюдение которых формирует суть и смысл личности каждого из нас.

Актуальность данного проекта очевидна: я хочу проследить, как тема совести находила своё разрешение в произведениях писателей XIX века и наше время. Установить место и значение понятия « совесть» в художественной литературе.

Ведь совесть всегда воспринималась как центр нравственной жизни человека. Может ли современный человек отличить правду ото лжи, совестливость от бессовестности.

Объект исследования: произведения художественной литературы.

Предмет исследования: предметом исследования является совесть как явление нравственного сознания действия человека.

Материалом исследования послужили произведения А.С. Пушкина, М.Е.Салтыкова-Щедрина, В.П. Астафьева, К.Г. Паустовского, Л.С.Петрушевской, Е.Карпова.

Методы исследования:

1. метод сплошной выборки;

2. наблюдения;

3. аналитический;

4. описательный;

5. сравнительно-сопоставительный;

6. интерпретации художественного текста.

7. обобщение;

8. систематизация.

Цель работы: исследовать проблему СОВЕСТИ в произведениях русской литературы 19-20 века.

То есть, в качестве основной цели необходимо провести некий сопоставительный анализ произведений русской литературы XIX-XXI веков для выявления феномена совести, показать существование понятия «совесть» в русской классической литературе и в литературе нашего времени, задуматься об этом жизненно важном вопросе, определить своё отношение к этому нравственному понятию, получить ответы на вопросы, каковы стали взаимоотношения людей? Что мешает им быть совестливыми людьми, помочь выбрать правильные ориентиры в жизни.

Для достижения цели исследования необходимо было решить комплекс задач:

  1. изучение литературы по данному вопросу;
  2. определение понятия «совесть» в литературе XIX века и в современной литературе;
  3. показать существование понятия «совесть» и « муки совести» в русской литературе;
  4. определить своё отношение к этому нравственному понятию.

гипотеза :

Основная часть работы «совесть»

Практическая значимость исследования состоит в возможности привития чувства совести учащимся через изучение, анализ художественных произведений.

2. Понятие совести

2.1.Что такое совесть?

Сейчас, в наше время погони за материальными ценностями, когда человечество тонет в потоке бессмысленной информации и мозг людской заменяют компьютеры, когда вокруг реклама и блеск заманчивых вывесок, мы все реже и реже произносим слово «совесть». Похоже, сейчас для нас это всего лишь символ, набор звуков. Как никогда остро назрел вопрос о пробуждении совести в нашем обществе. Место совести - в душе человека.

Что такое совесть? «Это стыд перед самим собой, - так сказал древнегреческий философ Демокрит.

Совесть – это переживание или одобрение собственного поступка, даже если он только задуман. Каждый человек должен быть воспитан так, чтобы в нём постоянно звучал голос совести, так как она самый суровый и неугомонный из всех судей, какие только встречаются в жизни человека.

Где же живёт совесть? В душе человека, в его глазах. Есть такая поговорка: “Глаза – зеркало души”.

По словарю В.И. Даля «Совесть - это тайник души человека, в котором располагается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла ; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

Вот это понятнее и гораздо глубже, заставляет задуматься человека не только о своих поступках, но и о смысле своего существования, о своём предназначении.

Если внимательно посмотреть на слово СОВЕСТЬ, то можно выделить в нём две части «со» и «весть». Чтобы понять значение приставки СО, подберём слова с аналогичной приставкой (сочувствие, сострадание, соединение, согласие, сотрудничество, сосуществование совместное существование), сопереживание (переживание вместе с кем-то), то есть совместное действие с другими людьми. Слово ВЕСТЬ - это послание, сообщение. В соединении СО-ВЕСТЬ получается совместное послание от одного человека другому, это своеобразное сотрудничество, обмен с кем-то плохим или хорошим, сообщение о чём-то, что не должно омрачать жизнь людей. Совесть - весть сердца. Совесть в жизни человека занимает центральное место.

Это закон жизни каждого человека, регулирующий его поведение. Он является нашим внутренним законом, тайником души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого нашего поступка. Человеческая совесть помогает нам порой отказываться от привычного в пользу нового, часто требующего отступления от каких-то норм нравственности.

3. Тема совести в произведениях русской литературы ХIХ века

3.1. Повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»

Совесть заставляет человека размышлять о своих поступках, критически их оценивать. Она напоминает ему об обязанностях, долге, ответственности. Совесть игнорирует хитрые оправдания, многословные доказательства собственной невиновности. Она, молча и неотступно заставляет человека говорить себе правду. Совесть - это наш внутренний судья.

Рассмотрим, как ведут себя литературные герои, слышат ли они голос совести.

Пушкин в своей повести «Капитанская дочка» показывает нам, как важно иметь совесть и проявлять милосердие. Это помогает сохранить свою честь в глазах других людей.

В первую встречу Гринева с Пугачевым, Пугачев вывел заблудившихся во время бури путников к постоялому двору, за что Петр Андреич дарит проводнику деньги и свой заячий тулуп. Это не только проявление благодарности, хотя она, несомненно, явилась главным мотивом поступка Петруши. В какой-то момент юный герой повести ощутил жалость, сострадание: человеку холодно, и нельзя проходить мимо нуждающегося в помощи, потому что это безнравственно. Сделав шаг навстречу «страшному мужику», Петр Андреич поступил, что называется, по совести. Пугачев это почувствовал и был благодарен.

Поэтому, Пугачев в следующей их встрече отвечает милосердием на милосердие. Он не боится уронить достоинство атамана в глазах соратников, и следует именно велению сердца, когда спасает Гринева от смертной казни: «… я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов».
Но, получается, что услуга и воздаяние несоразмерны: заячий тулуп и… жизнь, подаренная офицеру царского войска. Каким же законом управляется поведение Пугачева? Думаю, все тем же законом совести. Пугачев не может не помиловать Гринева, так как это значило бы поступить не по совести.
Петру Гриневу, в облике которого так органично соединились совестливость и верность долгу, противопоставлен в повести Швабрин. Швабрин не изнуряет себя вопросами морали, нравственного выбора или проблемами чести. Муки совести ему незнакомы. За эгоизм Швабрин в повести наказан. Но Гринев не отворачивается от поверженного врага, не торжествует - и в этом тоже милосердие совестливого человека.

Счастливый конец «Капитанской дочки» показывает нам, что мир держится все-таки на добре, главными составляющими которого являются совесть и милосердие.

В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Дуня, дочь станционного смотрителя, оставила отца и без разрешения, и без благословения бежала из дома. Из-за переживаний, одиночества, тоски отец заболел и умер, так и не увидев дочь. Прошло время, и Дуня возвращается в родные места. «…и как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала. …Она легла здесь и лежала долго». Дуня плачет на могиле отца, понимая, что он умер из-за неё.

Дуня, в отличие от блудного сына, не успела искупить свою вину и попросить прощения у отца.

В этой повести совесть - это вина перед отцом , муки совести - от невыполненного дочернего долга.

3.2. Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»

М. Е. Салтыков- Щедрин- писатель- сатирик, с болью в сердце пишет в сказке «Пропала совесть» о своих соотечественниках, бегущих от совести. «Совесть пропала вдруг…почти мгновенно! Мудрые мира поняли, что они… освободились от последнего ига, которое затрудняло их движение». Люди остервенились. Потерялся счёт времени, смешалось настоящее и будущее, ускорилось движение - некогда задуматься, пропала тишина, гармония, «легче сделался ход человека».

«А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплёванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял её, как негодную ветошь, подальше от себя, всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие». Её называют «надоедливой приживалкой», «последним игом», «негодной ветошью», «бедной изгнанницей», «несчастной находкой». Тяжело пришлось людям, в руках которых оказалась совесть. Человек изменялся под влиянием совести (словно электрическая струя пронзила пропойцу, возвратилось горькое осознание действительности, освобождение от винных паров, страх поселяется в его сердце). Люди не захотели жить с совестью? «И прежде кругом была мгла, да и теперь та же мгла, только населившаяся мучительными приведениями; и прежде на руках звенели тяжелые цепи, да и теперь те же цепи, только тяжесть их вдвое увеличилась, потому что он (пропойца) понял, что это за цепи; «с ней (совестью) пропадешь, как собака!» Человек чувствует подавленность, осознавая степень нравственного падения, и ощущает, что "процесс самоосуждения бьет его несравненно больнее и строже, нежели самый строгий людской суд".

Особенно тяжко пришлось финансисту Самуилу Давыдычу Бржоцкому. Когда он получил конверт с совестью, его стало корёжить. «Едва взял Самуил Давыдыч в руки конверт, как заметался во все стороны, словно угорь на угольях. Но всё-таки он оказался самым стойким среди других владельцев совести: как настоящий герой, он ей не поддался. «Я не стану описывать здесь мучения, - читаем мы дальше, - которые претерпел Самуил Давыдыч в этот памятный для него день; скажу только одно: этот человек, с виду тщедушный и слабый, геройски вытерпел самые лютые истязания, но даже пятиалтынного возвратить не согласился».

Люди не захотели жить с совестью? «И долго, таким образом, шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. Но никто не хотел её приютить, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от неё и хоть бы обманом, да сбыть с рук» .

Выброшенная, оплёванная, измятая, никому не нужная совесть переходила из рук в руки, перебывала у многих тысяч людей. Никому она была не нужна. И тогда совесть попросила последнего, у кого оказалась в руках: «Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем!» Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нём совесть.
«Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама»?

В маленьком, безгрешном, чистом ребёнке нашла себе приют совесть, в его чистом сердце». Вот такую идеальную совесть рисует М. Е. Салтыков- Щедрин. Эти слова, полные не только любви, но и надежды, - завет, оставленный Салтыковым-Щедриным русскому народу . Только один вопрос возникает: «Когда же это русское дитя вырастет?». Сколько ещё-то можно ждать?

Что же хотел нам сказать М.Салтыков-Щедрин своей сказкой? Как легче жить – с совестью или без совести?

Сказка - крик души автора. Совесть нельзя терять, она должна жить вместе с человеком. Никогда не поздно напоминать человеку о совести, если он с ней давно расстался. С совестью жить трудно, порой горько, порой больно, но в то же время и легко, и светло. Совесть, в первую очередь, нужна каждому человеку для развития его души, и, если совесть куда-то на время пропадет, выпадет из души, надо срочно вешать объявление. Да, совесть в душе растить нелегко. В народе говорят: «Наглому и жить легко». Но мне кажется, не всегда это так. Встретишь на своём пути «человека совести», и что-то начинает тревожиться в груди. Это совесть просыпается и начинает расти. Но чаще всего совесть «тухнет».

4. Тема совести в произведениях русской литературы ХХ века

4.1. Рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

В рассказе «Конь с розовой гривой» мы видим Витю семилетним мальчиком, живущим в сибирской глубинке, где каждый сосед знает другого, и все живут словно одна большая, дружная семья. Детство - это важный период в жизни каждого. Именно в детстве формируется мировоззрение и характер ребенка, нравственные принципы. Через все эти этапы проходит и главный герой рассказа. Всего за пару дней он понимает, как дороги ему бабушка с дедушкой и как важно иметь чистую совесть.

До этого он не видит темную сторону вещей и не знает, что такое врать, но соседский мальчишка учит его набить посудина травой вместо ягод и притвориться, что он насобирал достаточно земляники. На самом деле, по дороге все ягоды были рассыпаны и съедены, поэтому туесок Вити был пуст. Отчего же ему так важно было принести этот лесной урожай домой? Бабушка ему пообещала продать в городе спелые ягоды и купить на вырученные деньги его любимый «пряник конем».

Здесь нужно отметить, что герои рассказа жили в очень непростое и голодной время, когда штучный пряник считался большим достоянием. Обладатель «коня с розовой гривой» автоматически завоевывал уважение и почет соседских мальчишек. Поэтому этот облитый розовой глазурью коник был заветной мечтой Вити. Однако, согласившись на вранье, он так переживал, что готов был даже отказаться от своей мечты, лишь бы выпросить прощения у бабушки.

Всю ночь, промучившись от угрызений совести, он встал с решительным намерением во всем сознаться, но бабушки уже не было.

«Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог и не желал разбирать, что говорила она дальше, закрылся полушубком, забился в него, чтобы скорее помереть»…

« я заревел, не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету... Даже дед не выдержал моего полного раскаянья».

Она уехала в город с пустым туеском. Вернувшись, она его, конечно же, здорово поругала, но пряник все же привезла. Для Вити это был хороший урок человеческой доброты и бескрайней любви. Также он научился брать ответственность за свои поступки и отличать дурной совет от хорошего.

Совесть героя – это чувство вины перед бабушкой за обман . Он пережил муки совести – от сознания, что совершил непоправимое и бабушка не простит его. Витя, встречает в своей жизни много плохого и хорошего, на своих ошибках он пытается понять, как ему надо жить, чтобы не мучили угрызения совести .

4.2. Рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Не порвать мне мучительной связи
С долгой осенью нашей земли,
С деревцом у сырой коновязи,
С журавлями в холодной дали.
Н. М. Рубцов

Произведения Константина Георгиевича Паустовского интересны сюжетом, психологической разработкой образа и удивительным лаконизмом. Несколькими фразами автор умеет нарисовать словесный портрет, передать мысли и переживания героя, окружающую обстановку.

Рассказ писателя «Телеграмма» наполнен пронзительной грустью и совестливостью, почти притчевой лаконичностью. Только большой художник и гуманист мог так правдиво и доходчиво показать трагедию одинокой старости и черствость, казалось бы, родной души. «Октябрь был на редкость холодный, ненастный... Может быть, в комнатах было слишком сумрачно, а в глазах Катерины Петровны уже появилась темная вода, или, может быть, картины потускнели от времени, но на них ничего нельзя было разобрать. Катерина Петровна только по памяти знала, что вот эта - портрет ее отца, а вот эта - маленькая, в золотой раме - подарок Крамского, эскиз к его "Неизвестной"».

Доживает старая женщина свой век в одиночестве, мечтая о встрече с любимой дочерью, которой и невдомек, что надо бы мать приласкать, приголубить, ведь роднее нет у нее на свете существа.
Но Насте все некогда, занята она устройством «конкурсов, выставок». У нее другие планы и интересы - три года не может вырваться к матери в деревню. При чтении письма от Катерины Петровны «ненаглядная Настя» вспоминает не тепло и нежность матери, а ее неизбежные слезы и «ничем не скрашенную скуку сельских дней». А когда после городской суеты дочь вспоминает об одинокой Катерине Петровне, то эта запоздалая забота оказывается уже ненужной. Мать похоронена чужими людьми, а в душе Насти - теперь уже вечная и неизгладимая вина перед ее памятью. «Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь... Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: "Эх, ты!"» .

Как часто мы стараемся заменить душевность профессионализмом, уделяя внимание посторонним, забывая о близких, нуждающихся в нас. Так и живем в суете и сутолоке, бросив своих стариков, некогда подаривших нам тепло и заботу, теперь же нуждающихся в нашем уходе и тепле.
Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» учит быть человечными, заботиться о слабых и нуждающихся в защите, пока они еще живы. Потом, потеряв близких, поздно плакать и каяться.
В холодной темной комнате матери «Настя проплакала всю ночь... Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».

Катерина Петровна страдает от одиночества, но не упрекает дочь; только временами тихонько плачет, Настя не видела мать три года, даже письмо матери некогда прочитать. А когда Настя получает телеграмму: «Катя помирает». Она скомкала её и нахмурилась. Ей опять некогда.

Настя испытывает болезненное чувство тяжести от своих поступков, иначе говоря, муки совести.

Совесть проснулась в нее поздно. Ушел из жизни тот, кто мог простить. Она опоздала попросить прощение за свои поступки.

  1. Рассказ Е. Карпова «Меня зовут Иваном»

Об отсутствии внутренней чести повествует рассказ Е.Карпова «Меня зовут Иваном». Именно внутренней чести не оказалось у героя нашей сегодняшней литературы Семёна Авдеева, который достойно прошел по дорогам войны, а в самом ее конце немцы подожгли танк, в котором солдат был башенным стрелком. Товарищи по экипажу спаслись, а как вылез из танка Семен, никто не видел. Какой силой воли надо обладать человеку, чтобы ослепшему, обожженному, с перебитой ногой двое суток выбираться из огромной ямы. От боли Семен часто терял сознание, а приходя в себя, вновь полз. И в госпитале боец Авдеев терпел все: и операцию, когда ему отняли ногу, и свою слепоту. С твердостью и какой-то ожесточенностью он боролся за жизнь. Но как изменился Семен Авдеев после выхода из госпиталя: растерялся слепой солдат, не знал, куда идти. Если бы не Лешка Куприянов, тоже выписавшийся из госпиталя воин-инвалид, может, Авдеев и поехал домой, в родную деревню. Там под присмотром матери и родных по-другому сложилась бы его жизнь. Но Лешка перебил все, потащил Семена в ресторан, где несчастные жертвы войны заливали свое горе водкой. С той поры пропал мужественный боец Авдеев. Он словно плыл по течению мутной воды: пьянки, жизнь в притоне никого не сделают лучше и чище. Потихоньку бывший танкист превращался в пьяницу и попрошайку.

Однажды в вагоне поезда, где он пел свои песни, его узнала мать. Узнала по голосу, а потом по остреньким шишечкам на плечах сына. Не веря собственному счастью (Анна Филипповна считала сына погибшим на войне), мать слабо позвала его по имени… Конечно, Семен узнал родной голос! Но стыд заставили его оттолкнуть мать и назваться чужим именем. Слабость перечеркнула все хорошее, что было в Авдееве! В одно мгновение Семен перечеркнул свое счастливое детство, боевой путь, а грубоватой фразой убил мать!

Видели пассажиры, как женщина смотрела вслед нищему и шептала: «Он, он». В ее глазах не было слез, а только мольба и страдание. Потом и они исчезли, остался гнев. Страшный гнев оскорбленной матери...

Может быть, ошиблась?- нерешительно спросил кто-то.

Мать не ошибется,- ответила седая женщина,

Так почему же он не признался?

А как же такому признаться?

Глупый...
Через несколько минут вошел Семен и спросил:

Где моя мать?

У вас уже нет матери,- ответил врач.

Стучали колеса. На минуту Семен, будто прозрел, увидел людей, испугался их и стал пятиться. Из рук выпала пилотка; рассыпалась, раскатилась по полу мелочь, холодно и никчемно звякая...

Она здесь же, в поезде, умрет. Анна Филипповна не вынесла отречения сына Поздним будет раскаяние слепого попрошайки!

Это убийство не физическое, а моральное. Одним словом Семён Авдеев убил человека, подарившего ему когда-то жизнь. Автор не даёт ответа на вопрос. Что же будет дальше героем? Испытает ли он «по полной» раскаяние, или жизнь покатится по накатанным рельсам. Но ясно одно: не сможет жить на свете человек с такой ношей на сердце. Муки совести постоянно будут преследовать его.

  1. Рассказ Л. Петрушевской «За стеной»

Тему совести продолжает писательница Людмила Петрушевская. Это имя – одно из значительных из числа современных писателей России. Какие бы невероятные вещи она ни рассказывала, голос ее никогда не лгал. Людмила Петрушевская черпает сюжеты, где приходится, подчас просто на улице, “там, где у человека есть пока еще время”.

Персонажи Петрушевской проживают трудную, несчастливую жизнь, а условия существования притупляют их чувства. Ее герои живут рядом с нами, но мы стараемся не замечать их, чтобы не причинять себе лишнюю боль от вида чужих страданий. Она пишет о том, что происходит повседневно, ежечасно. За ее простенькими на первый взгляд маленькими рассказиками стоят глубокие и вечные вещи. Ее “житейские” рассказы – настоящие притчи. Именно таким рассказом-притчей является произведение Людмилы Петрушевской «За стеной».

Писательница дала необычное название своему произведению. У её героев в начале сказки нет имен. Больше всего отрицательных местоимений, наречий: «кто-то», «ни днем, ни ночью», «никто, никогда…» Действие происходит в больнице. Душевное состояние героя передается словами: «летал», «чувствовал ещё себя плоховато», «мешал спать разговор за стеной», «выходил из палаты», «сидел, читал газеты», «думал, что сходит с ума, слыша разговор соседей».

Но однажды разговор прекратился. «Теперь за стеной полная тишина, но спать все равно невозможно». За прошедшие недели он как-то уже привык к этому долгому, спокойному разговору двух любящих людей за стеной, видимо, мужа и жены - было приятно, оказывается, слышать мягкий, ласковый женский голос, похожий на голос мамы, когда она гладила его в детстве, заплаканного, по голове».

Уже утром, после ухода медсестры, он услышал в соседней палате два резких, крикливых голоса и узнал о том, что обманули женщину из соседней палаты. « Этот травник, он ей вроде много наобещал, если она отдаст ему все, что у них есть, что санитарки ограбили эту незнакомую женщину, скупив по дешёвке много чего. Женщина даже цены не назначала: сколько дадите, столько и возьму. Она верила колдуну, верила в целительную силу его трав, и ничего, кроме жизни мужа, ее не волновало, что будет, то будет. Она все отдала и думала, что это поможет. Ничего себе не оставила». Но всё сложилось иначе. Ничего в жизни неизвестной женщины не осталось. Ей было предсказано, что она должна отдать все, и она отдала все.

Герою сказки от этой женщины передаются вера, бескорыстие, а главное совестливость.

И мир для героя изменился. «Какое-то счастливое спокойствие наступило для Александра. Началась прекрасная, теплая весна, по небу шли белые маленькие тучки, дул теплый ветер, зацвели одуванчики на большом газоне». Но это была запоздалая щедрость. Настоящего счастья пришлось добиваться долго.

Александр перерождается под воздействием спокойствия и тихого счастья женщины. «Защемило сердце», «он не обратил внимания на боль", "и он понял, что с этого момента отдаст все, всю свою жизнь за эту бледную, худенькую женщину и за её маленького ребенка, который лежал, замерев, в застиранном казенном одеяле с лиловой больничной печатью на боку».

«Что Александр потом предпринимал, как искал и нашел, как старался не испугать, не оттолкнуть свою любимую, как находил обходные дороги, как познакомился со всеми подругами своей будущей жены, прежде чем смог завоевать ее доверие - все это наука, которая становится известной лишь некоторым любящим».

Совесть не щадит и санитарку, укравшую деньги: "Он видел, что санитарка, узнав его, густо покраснела, резко опустила голову и, пробормотав что-то вроде « Я побежала, дальше нам нельзя", быстренько пошла обратно.

Сказка Петрушевской вселяет в читателя большую надежду, ведь там есть такие слова: «Понимаешь, ей было предсказано, что она должна отдать все, и она отдала все". Такой редкий случай. Мы ведь никогда не отдаем все. Мы оставляем себе кое-что. Она не оставила себе ничего. Но это должно кончиться хорошо.

А ещё сказка заканчивается улыбающимся мальчиком и котом, мурчавшим от удовольствия и сознания того, что хорошо жить для других. Этот кот так похож на нашего героя.

Совесть всегда современна, так как она помогает очистить свою душу, но не все это ещё понимают. Сколько людей продолжает жить в темноте, боясь сделать усилие и приоткрыть дверь своей совести в этой жизни.

Совесть приводит человека к очищению. Чтобы сохранить её, нужно постоянно работать над собой, преодолевая душевную боль, причиняемую стыдом. Поэтому совестливый человек отличается мужеством и внутренней силой и никогда не станет слепым исполнителем чужой воли. Чистая совесть возвышает, нечистая заставляет прятаться, уходит в себя, скрывать свои мысли и поступки. Ведь не щадит Совесть и санитарку, укравшую деньги: «Он видел, что санитарка, узнав его, густо покраснела, резко опустила голову и, пробормотав что-то вроде »я побежала, дальше нам нельзя", быстренько пошла обратно. Совесть - это твой взгляд, твоя оценка самого себя, своих поступков, отношения к окружающим. В совести - правда жизни, смысл жизни.

«Стена» Л. Петрушевской разделяет мир зла, где за смертью отца наступает рождение сына, где норма – «отдать всё» для спасения любимого.

5.Заключение

Исследование показало, что темы, которыми «болела» русская литература живы и в нашей современной литературе. И в 21 веке люди способны на высокие поступки, могут взять на себя ответственность за происходящее. Писатели понимают эти проблемы и в своих произведениях говорят правду о тех недостойных людях, которые нас порой окружают. Они учат нас различать правду от неправды, совестливость от бессовестности. А мы должны прислушиваться к писателям и делать правильные выводы.

Хорошо, что писатели говорят открыто о том зле, что нас окружает. Книги должны открывать нам глаза на мир, исцелять, врачевать раны, возвращать надежду. Книга учит понимать, к чему может привести равнодушие окружающих людей.

Я думаю, что в жизни важно, прежде всего, взаимопонимание между людьми. Наверное, об этом заставила нас задуматься и Людмила Петрушевская. Важно, чтобы, читая книгу, каждый задумался о себе, о своей жизни, и ответы, на возникающие вопросы у каждого будут свои, а не авторские. Своими книгами писатели напоминают, что надо любить людей, быть внимательным к своим одноклассникам, близким, чтобы ничто не лишило бы нас радости, свободы, счастья. Мы стали свидетелями совести, построенной на самоосуждении, самообмане, раскаивающейся совести, увидели людей, которым прекрасно живётся без совести, столкнулись с людьми, которые отбросили свою совесть как «негодную тряпицу», и пришли к выводу, что если миром будут править люди «без совести» это грозит гибелью цивилизации и духовности.

Таким образом, анализируя все выше сказанное, мы приходим к выводу, что совесть определяет независимо от возраста человека его поступки, которые тесно связаны с жизнью, с тем слушает ли он свою совесть.

6.Библиографический список

  1. Астафьев В.П. Конь с розовой гривой. И.: В.-С. Книжное издательство, 1989
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. – М.:Эскимо;Форум, 2007 г.
  3. Карпов Е. Рассказы. М.: АЙР-пресс, 2005, с.-54
  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.:Азбуковник,1999, с.-741
  5. Паустовский К.Г. Рассказы. М.: Просвещение, 1985, с.-69.
  6. Петрушевская Людмила. Собрание сочинений в пяти томах. Издательство: АСТ. Серия: Настоящее.1/1/1996 г.
  7. Пушкин А.С. Повести. М.: Слово, 2012, с.-56-168.
  8. Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки. М.: Просвещение, 1987, с.-98-105

Рецензия

на исследовательскую работу русскому языку

Нарцовой Александры Сергеевны, обучающуюся 8 класса

МБОУ Кумарейская СОШ

Работа написана в полном соответствии с требованиями к написанию исследовательских научно-практических работ. Имеется правильно оформленный титульный лист, все страницы пронумерованы, в конце работы имеется библиографический список, а также приложение.

«Тема совести в русской литературе» - это исследование-размышление, рассуждение о том, что определяет поступки человека, тесно ли они связаны с тем, слушает ли он свою совесть.

Актуальность состоит в том, чтобы определить, как тема совести находила своё разрешение в произведениях писателей XIX века и наше время. Установить место и значение понятия « совесть» в художественной литературе.

Объект исследования: произведения художественной литературы.

Предмет исследования: предметом исследования является совесть как явление нравственного сознания действия человека.

Материалом исследования послужили произведения А.С. Пушкина, М.Е.Салтыкова-Щедрина, В.П. Астафьева, К.Г. Паустовского, Л.С.Петрушевской, Е.Карпова.

Методы исследования: метод сплошной выборки; наблюдения; аналитический; описательный; сравнительно-сопоставительный; интерпретации художественного текста; обобщение; систематизация.

Цель работы: исследовать проблему СОВЕСТИ в произведениях русской литературы 19-20 века.

В ходе работы был проведен некий сопоставительный анализ произведений русской литературы XIX-XXI веков для выявления феномена совести, показать существование понятия «совесть» в русской классической литературе и в литературе нашего времени, задуматься об этом жизненно важном вопросе, определить своё отношение к этому нравственному понятию, получить ответы на вопросы, каковы стали взаимоотношения людей? Что мешает им быть совестливыми людьми, помочь выбрать правильные ориентиры в жизни.

В соответствии с целью и задачами разработана гипотеза : совесть определяет независимо от возраста человека его поступки, которые тесно связаны с жизнью, с тем слушает ли он свою совесть.

Структура работы определена ее целью и задачами. Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и библиографического списка, в котором насчитывается 8 наименований.

Во введении кратко обосновывается выбор темы, определяются цель и задачи исследования, коротко освещается содержание работы.

Основная часть работы посвящена изучению и определению понятия «совесть» . При этом выделены именно те особенности, которые нам понадобятся для дальнейшего анализа. Здесь же мы непосредственно приступаем к исследованию через интерпретацию текста. После чего сделаны промежуточные выводы по главе.

В заключении обобщаются результаты исследования, подведены итоги, сделаны выводы.

Приложение состоит из компьютерной презентации, выполненной в программе Microsoft PowerPoint.

Предложенный материал может быть использован как на уроках, кружках и факультативах по литературе, так и на внеклассных занятиях и классных часах.

Руководитель: ___________/Москалева Е.Ю./

Когда-то в русском языке слово «совесть» несло смысл некоторого сообщения, подсказки, которой мог воспользоваться человек («со-весть»). И эта подсказка всегда приходила в виде определенного чувства, при помощи которого можно было определить правильность своих действий.

Как сейчас рассматривается данный феномен?

Если поступок совершался правильный, приходило ощущение внутреннего удовлетворения, уверенности в себе, гордости. Это первое, что может указать школьник в своем сочинении. Но если человек совершал неблаговидный поступок, то после этого он испытывал чувство вины, тоски и досады. И это являлось и является негативной стороной переживания совести. Остановимся на этом подробнее.

Проблема совести в современной психологии обычно рассматривается с точки зрения ее отрицательного влияния. Она считается источником ненужного чувства вины, подавленности. Известно, что таким образом относился к совести философ Ф. Ницше. Он считал, что она непосредственно связана с чувством вины. Подчеркивая при этом, что она является своеобразным внутренним «трибуналом». С помощью этого чувства человек оказывается всегда подчиненным обществу.

Что говорят философия и теология?

Совесть нередко сливается с чувством вины, стыдом. Проблема совести обсуждалась еще со времен Древней Греции. Например, оратор Цицерон говорил: «Совесть означает для меня больше, чем разговоры всех окружающих».

В древнегреческой культуре существовало понятие «эн тэос», или «внутренний бог». Сейчас самым близким к нему термином является слово «интуиция». В православии совесть объясняется как «голос Бога внутри человека». Его сторонники считают, что человек может общаться с Богом без посредников при помощи совести.

В сочинении «Проблема совести» можно упомянуть и об отношении к данному вопросу древнегреческого философа Сократа. Он стремился возродить традицию прислушиваться к «внутреннему богу». Он утверждал, что у каждого человека есть «личный даймонион» («демон»). Сократ считал, что при помощи общения с ним человек обретает настоящую моральность, становится поистине свободным. Но философа обвинили в отвержении власти авторитетов и негативном влиянии на молодежь и затем казнили.

П. А. Гольбах называл совесть «внутренним судьей». Стыд и ответственность являются высшими моральными качествами, которые со временем стали общечеловеческими. Морально зрелым называют того, кто способен регулировать собственные действия независимо от влияния внешних факторов.

Для нормального человека проблема совести решается только выполненным долгом, ведь в противном случае его ждет наказание в виде внутренних угрызений. Можно спрятаться от окружающих, уйти от каких-либо событий. Однако невозможно уйти от самого себя.

Как формируется совесть?

Проблема совести интересует многих исследователей в сфере психологии. Например, феномен детской жестокости позволяет сделать вывод о том, что детям, как и животным, совесть неизвестна. Она не является врожденным инстинктом. Считается, что механизм возникновения совести заключается в следующем:

  • Взрослые учат ребенка различать понятия «добра» и «зла».
  • Это различение закладывается в процессе подкрепления хорошего поведения и наказания за плохое.
  • При этом ребенка не только наказывают, но и объясняют, почему именно его действия оказались плохими.
  • Затем по мере взросления ребенок учится самоосуждению за сделанные проступки.

Совесть в литературе

Одним из самых часто упоминаемых аргументов из литературы по проблеме совести является моральная дилемма Родиона Раскольникова. Главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» решается на убийство. Раскольников озлоблен из-за своего бессилия помочь родным людям, подавлен из-за бедности. Он жаждет мести за нищих людей и решает убить отвратительную старуху-процентщицу. Проблема совести в этом произведении раскрывается в действиях главного героя: он идет на сделку с самим собой. Преступление должно доказать Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «властелин, который может творить судьбы людей».

Сначала его нисколько не трогает то преступление, которое он совершил, ведь герой уверен в правильности собственных действий. Но со временем его начинают одолевать сомнения, он начинает переоценивать правильность совершенного поступка. И такие мучения совести абсолютно естественны - ведь был совершен противоправный и безнравственный поступок.

Еще один пример

Ученик может использовать в сочинении «Проблема совести» аргументы из литературы, которая не входит в школьную программу. Эти книги он мог прочесть самостоятельно. К примеру, роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» также освещает данную проблему. У писателя вопрос совести достигает огромных, всечеловеческих масштабов. Понтий Пилат, один из главных действующих лиц произведения, не стал жертвовать своей карьерой, чтобы спасти невиновного Иешуа. За это прокурора должна мучить совесть в течение двух тысячелетий.

Однако впоследствии Пилата прощают, поскольку он осознает свою вину, раскаивается. Все становится на свои места, «гармония мира» восстанавливается. По теме "Проблема совести" аргументы на ЕГЭ могут быть убедительными лишь в том случае, если школьник проработал тему самостоятельно. Ведь иначе высок риск приведения неточностей в сочинении и получения неудовлетворительной оценки. Если же ученик хорошо знает литературные произведения и способен при этом грамотно выразить собственное мнение о проблеме - это залог успешной сдачи экзамена.




Top