Что такое техника граттаж. Мастер-класс «Граттаж

Мастер-класс

«Техника рисования - граттаж»

Задачи:

    Познакомить участников мастер - класса с техникой «граттаж»;

    развивать воображение, фантазию, художественный вкус;

    вызвать положительные эмоции от художественной деятельности, интерес к изобразительному творчеству .

Задание: Уметь загрунтовать основу под рисунок и создать рисунок путем процарапывания заострённым предметом.

Оборудование: белые листы плотной бумаги или белого не глянцевого картона, восковые карандаши, гуашь любого цвета (желательно тёмных тонов), широкая кисть, Детские работы, выполненные в технике «граттаж».

Ход занятия:

Слайд №1

Уважаемые педагоги, сегодня я познакомлю Вас с одним из самых простых видов графики.

Слайд №2

Мой мастер - класс посвящен этой удивительной технике «граттаж». Эта техника стала одной из моих любимых, я так ей заинтересовалась, что у меня появилось желание увлечь ей и других!

Граттаж – это оригинальная техника создания изображения на черной поверхности путем царапанья ее острым предметом. Так как название метода происходит от французского слова «gratter», что в переводе означает «царапать», или «скрести». Граттаж также очень часто называют и техникой царапания.

В России этот способ впервые применил художник Мстислав Дубожинский в начале 20 века.

Слайд №3

Для работы нам потребуются следующие материалы:

    обычный картон (не глянцевый) или акварельная шершавая бумага;

    восковые мелки (желательно такие, которые оставляют насыщенный, жирный след);

    гуашь, лучше темных тонов;

    широкая кисть;

    инструменты для процарапывания (острая палочка, зубочистка, спица или ножницы).

Несмотря на сложное название, эта техника выполняется легко и поддается творческому осмыслению.

Граттаж применяется обычно в работе с деревом, пластиком или металлом.

Рассмотрите работы учащихся, выполненные в этой технике. Обратите внимание, какие выразительные средства чаще всего применяются в этой технике. Это линия, штрих, контраст.


Показ работ, выполненные в технике «граттаж».

И так, приступаем к работе.

Слайд №4

Шаг 1.

Для начала надо закрасить лист тонкого картона восковыми мелками. Закрашивать можно в произвольном порядке – главное чтобы вся поверхность была заштрихована без пробелов.

Можно заменить восковые мелки обычной парафиновой свечкой, и натереть ею лист цветного картона с шероховатой поверхностью.

Слайд №5

Шаг 2.

После того, как поверхность листа полностью закрашена мелками, надо покрыть ее слоем гуаши.

Возьмите большую кисточку и нанесите краску на лист толстым слоем.

Оставьте загрунтовку для картинки в покое до полного высыхания.

Слайд №6

Шаг 3.

После того как гуашь полностью высохнет, можно приступать к рисунку.

Процарапывать его надо заостренным концом деревянной палочки или любым острым предметом.

Осторожно процарапайте все контуры вашего рисунка.

При обучении детей граттажу необходимо помнить о технике безопасности! Младшим детям в качестве инструмента лучше давать не слишком острые предметы, деревянные или пластмассовые.

Слайд №7 - 10

Работы, выполненные в технике «граттаж».

Картины в технике граттаж - это удивительные произведения искусства. Благодаря сочетанию черного фона, белых и разноцветных штрихов, они обладают высокой экспрессивностью и выразительностью.

Крохина Оксана Александровна

Сегодня знакомила своих детей с нетрадиционной техникой рисования . Сложное слово ГРАТТАЖ , они пока не запомнили, но это дело времени. Ведь сегодня у нас был всего лишь первый урок. Итак, что же такое ГРАТТАЖ ?

Граттаж (от фр. - скрести, царапать) - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых гуашь. Другое название техники - воскография . Произведения, выполненные в технике граттажа , отличаются контрастом белых линий рисунка (или цветных,если предварительно нанесли акварельную краску) и чёрного фона. представляю Вам свой вариант рисования в технике граттаж .

Для работы приготовила белый картон, парафиновую свечу, деревянную палочку, акварельные краски, черную гуашь, стакан с водой, кисти и восковые мелки.


раскрашиваем белый картон в произвольном порядке акварельными красками или восковыми карандашами.


Натираем лист парафиновой свечкой. Если лист раскрашен акварелью, дождаться полного высыхания.

Затем покрываем лист толстым слоем черной гуашевой краски

Лист готов к работе только тогда, кода высохнет краска. Я на примере показала детям, как нужно царапать и что может получиться.


И вот что вышло у моих воспитанников.




Первое занятие прошло отлично. Мы будем совершенствоваться.

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования «граттаж» Цель мастер-класса: повысить желание педагогов к овладению новой нетрадиционной техникой рисования «граттаж». Задачи мастер-класса: 1. Знакомство.

"БУКЕТ СИРЕНИ" Уважаемые коллеги хочу представить Вашему вниманию мастер - класс по нетрадиционной технике рисования. В своей работе я.

Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: помочь ему в выборе чем рисовать,на чем рисовать и как рисовать. Ничто.

Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования песком на стекле» 1 слайд: Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаю мастер – класс «Нетрадиционная техника рисования песком на стекле». 2 слайд: Согласно.

Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования завораживает, успокаивает и увлекает детей. Это свободный творческий процесс,.

Цель: знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: рисование мятой бумагой. Задачи: развивать творческие способности, интерес.

Мастер-класс по кружковой работе «Нетрадиционная техника рисования» Мастер-класс по кружковой работе «Нетрадиционная техника рисования» Я, Парначева Татьяна Леонидовна, воспитатель Детского сада №1 занималась.

Елена Самонкина

Мастер – класс «Рисунки - цап-царапки свечой (воском)»

«Я о граттаже расскажу вам.

Он вызывает интерес.

Ты словно фокусник царапкой

Рисуешь целый мир чудес».

Я расскажу об интересной технике рисования "граффито» или ГРАТТАЖ! Эта техника интересна и доступна и детям и взрослым любого возраста.

Граттаж - необычная техника рисования, в переводе с французского языка означает скрести, царапать - это выполнение рисунка острым инструментом, процарапывание бумаги или картона, залитых тушью по воску. Поэтому граттаж ласково называют «Цап-царапки»!

Материал для работы: лист бумаги или картона, кисть (губка, свеча, масляные карандаши, тушь (гуашь, баночка с водой, мыло (мыльный раствор, острые предметы для процарапывания, салфетка, газета.

Классический граттаж (черно – белый): лист бумаги натираем воском (свечой). Затем кистью или губкой наносим на поверхность тушь (гуашь).

Тушь (гуашь) с трудом пристает к жирной поверхности. Чтобы тушь не собиралась в капли на восковой поверхности есть одна хитрость - её смешивают с мылом (мыльным раствором).

Когда тушь высохнет, острым предметом - палочкой, зубочисткой - процарапываем рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи. Стол необходимо застелить, иначе все вокруг будет усеяно черной туше-восковой крошкой. В работе используются острые инструменты для удаления черной краски с поверхности картона, в результате появляется белый слой. Получается эффектное черно-белое изображение.

Можно закрасить альбомный лист не свечой, а яичным желтком (основа). Рисунок получится очень ярким.

Цветной граттаж - его можно нарисовать с помощью восковых или масляных карандашей, и тогда свеча не нужна.

1 Этап: лист бумаги (картона) закрашиваем масляными карандашами, восковыми мелками. (можно использовать цветную бумагу или покрыть лист акварелью, но тогда сверху рисунок необходимо натереть свечой).

2 Этап: добавляем в черную тушь (гуашь) жидкое мыло или шампунь и этой смесью кистью покрываем закрашенный лист, даем высохнуть. Закрасить краской надо так, чтоб карандаш не просвечивал. Можно дать краске высохнуть и закрасить еще раз.

3 Этап: самое интересное - когда чёрный цвет высохнет, можно нарисовать контуры – карандашом или перевести через копирку. Потом берем зубочистку (палочку, стек, спицу, вилку) и процарапываем рисунок по туши. На черном фоне образуется рисунок из тонких цветных штрихов.


Рисование необычными материалами (в данном случае свечой) доставляет много радости и развивает творческие способности детей.


Рисунки детей:



Я уверена, что у вас все получится. Если вы попробуете, то на одном рисунке не остановитесь.



Желаю приятных минут творчества вам и вашим детям!

Граттаж для детей старшего дошкольного возраста

Техника рисования «Граттаж»

Мастер - класс по рисованию - изучение различных техник рисования с дошкольниками.

Мастер - класс рассчитан для воспитателей детских садов и родителей, детей старшего дошкольного возраста.

«Граттаж» (гравюра). Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Еще одно название этой техники - воскография.

Используя данную технику рисования, следует придерживаться определенных правил:

Поверхность картона или плотной бумаги, после нанесения туши, должна быть абсолютно сухой перед началом работы,

На поверхности черного цвета остаются жировые и другие вещества с пальцев, поэтому необходимо защитить поверхность «нерабочих» участков чистым листом бумаги или плотной салфеткой.

Лист картона или бумаги расположить горизонтально, так как при сгибании могут появиться надломы, трещины; лучше закрепить заготовку клейкой лентой на листе фанеры, на столе.

Вроде бы техника простая, но она требует усердия, сосредоточенности, усидчивости от детей. Главное - подобрать правильно картинку: для младших дошкольников - простую, для старших можно и чуть-чуть посложнее. Желательно чтобы картинка была перед глазами. Можно взрослым процарапать основные контуры.

Название работы : «Пейзаж»

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж. (А.Кушнер).

Цель : знакомство воспитателей с техникой рисования «граттаж» и использование её в работе с детьми.

Задачи:

Развивать творческие способности дошкольников, художественный вкус, чувство композиции,

Развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику руки,

Воспитывать желание узнавать новое.

Назначение: оформление уголка изодеятельности, интерьера группы.

Материал: картон или лист плотной бумаги, желательно белого цвета, восковые мелки, тушь, губка, вязальный крючок.

Последовательность работы:

Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. (Можно закрасить лист акварелью разных цветов, но тогда сверху рисунок покрывается обычной восковой свечей. Так же возможно использование простой белой или цветной бумаги, закрашенной свечой).

В черную тушь добавить немного жидкого мыла или шампунь (достаточно одной капли на столовую ложку туши), и полученной смесью, используя широкую кисть или губку, покрыть закрашенный лист. Ждем, пока лист высохнет - получилась заготовка.

На черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.

Вот такие рисунки в технике «Граттаж» получились у детей.

Рисуют дети на стекле,

Рисуют дети на асфальте,

Возводят город на песке, -

Такого нет ещё на карте.

В руках мелки, карандаши…

Детишки - маленькие маги.

Но столько вложено души

В их мир прекрасный на бумаге! (отрывок из стихотворения Татьяны Щербачевой).

Тема : «Сказка»

Цель : Ознакомить детей с новой техникой рисования.

Применение : работа рассчитана на детей подготовительной к школе группы, для воспитателей.

Оборудование : кисть, восковая свеча, белый картон, подстилка, вода, гуашь чёрная, стек, тряпочка.

Процесс выполнения работы:

Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона. Сложность заключается в том, что трудно исправить, что уже нацарапал.

По белой стороне картона натираем восковую свечку (а не парафиновую - эффекта не будет), так, чтобы не осталась проблесков бумаги.

Потом кистью (я брала из щетины) наносим чёрную гуашь. Она будет расползаться, поэтому следует её наносить без пробелов.

Даём высохнуть

Выбираем любую сказку, картинку, персонаж сказочный (я взяла картинку из сказки «Репка»).

Начинаете царапать стеком сверху вниз, чтобы рука меньше касалась нарисованного; тоненькими линиями, которые потом прорисовываются чётче. Я начала с солнышка, потом - репка.

Потом приступила к процарапыванию деда.

Остатки от процарапленного воска либо стряхиваются, либо аккуратно (без нажатия) сметаются тряпочкой.

Готовую картину вставляем в фоторамку, т.к. при любом касании острым предметом (ногтём, например) картина может видоизмениться.

А вот картина - ребус (моё творение). На этой картине (формат А3), выполненной в технике граттаж, изображено 10 героев и предметов из разных сказок. А Вы догадались какие это сказки??? (фото 11).




Top