Что такое жанр в литературе, список и примеры. Драматические жанры литературы

Литературное произведение - форма существования литературы как искусства слова. Что же делает его художественным?

Читальный зал Российской государственной библиотеки.

Мы всегда ощущаем особую жизненную конкретность литературного произведения. Оно всегда связано с реальной действительностью и в то же время не тождественна ей, является ее изображением, претворением, художественным отражением. Но отражением «в форме жизни», отражением таким, которое не просто рассказывает про жизнь, но само предстает как особая жизнь.

«Искусство есть воспроизведение действительности, повторенный, как бы вновь созданный мир», - писал В. Г. Белинский. Здесь великолепно уловлена динамика содержания художественного произведения. Чтобы «повторить» неповторимый в своем развитии и постоянном самообновлении мир, его надо «как бы вновь создать», воспроизвести такое индивидуальное явление, которое, не будучи тождественным реальной действительности, в то же время с полнотой выразит ее глубинную сущность и ценность жизни.

Жизнь - это не только материальная действительность, но и жизнь человеческого духа, это не только то, что есть, что реализовалось в действительности, но и то, что было и будет, и то, что «возможно в силу вероятности или необходимости» (Аристотель). «Овладеть всем миром и найти ему выражение» - такова сверхзадача художника, по прекрасному определению И. В. Гёте. Потому и размышления о природе произведения искусства неразрывно связаны с глубочайшим философским вопросом о том, что такое «весь мир», представляет ли он собою единство и целостность и можно ли «найти ему выражение», воссоздать его в конкретном индивидуальном явлении.

Произведение, чтобы реально существовать, должно быть создано автором и воспринято читателем. И опять-таки это не просто разные, внешне обоснованные, обособленные, внутренне взаимосвязанные процессы. В истинно художественном произведении «воспринимающий до такой степени сливается с художником, что ему кажется, что воспринимаемый им предмет сделан не кем- либо другим, а им самим» (Л. Н. Толстой). Автор же выступает здесь, как писал М. М. Пришвин, в роли «убедителя, заставляющего и на море, и на луну смотреть собственным личным глазом, отчего каждый, будучи личностью неповторимой, являясь в мир единственный раз, привносил бы в мировое хранилище человеческого сознания, в культуру что-нибудь от себя самого». Жизнь произведения осуществляется лишь на основе гармонии автора и читателя - такой гармонии, которая непосредственно убеждает, что «каждый человек может чувствовать себя равноценным всем другим и всякому другому» (М. Горький).

Произведение представляет собой внутреннее, взаимопроникающее единство содержания и формы. «Стихи живые сами говорят. И не о чем-то говорят, а что-то», - писал С. Я. Маршак. Действительно, очень важно осознавать это различие и не сводить содержание литературного произведения к тому, о чем в нем рассказывается. Содержание - это органическое единство отображения, осмысления и оценки действительности, причем мысли и оценки в художественных произведениях не существуют обособленно, но пронизывают изображаемые события, переживания, действия и живут только в художественном слове - единственно возможной форме воплощения данного жизненного содержания.

Предмет реальной действительности, его осмысление и оценка превращаются в содержание литературного произведения, лишь внутренне объединяясь и воплощаясь в художественной форме. Также и любое слово, любое речевое средство оказывается художественно значимым лишь тогда, когда оно перестает быть просто информацией, когда внешние по отношению к нему жизненные явления становятся его внутренним содержанием, когда слово о жизни преображается в жизнь, запечатленную в литературном произведении как словесно-художественном целом.

Из сказанного ясно, что художественная форма литературного произведения - это не просто «техника». «Что такое отделывать лирическое стихотворение... доводить форму до возможного для нее изящества? - писал Я. И. Полонский. - Это, поверьте, не что иное, как отделывать и доводить до возможного в человеческой природе изящества свое собственное, то или иное чувство... Трудиться над стихом для поэта то же, что трудиться над душою своей». Труд над осмыслением окружающей и своей собственной жизни, над «душою своей», и труд над построением литературного произведения - это для настоящего писателя не три разных вида деятельности, а единый творческий процесс.

Л. Н. Толстой хвалил стихи А. А. Фета за то, что они «роженые». А В. В. Маяковский назвал свою статью «Как делать стихи?». Мы понимаем и противоположность, и частичную справедливость этих характеристик. Если художественные произведения и «рождаются», то все же не совсем так, как рождается человек. А из статьи В. В. Маяковского даже при всех ее полемических преувеличениях все же вполне ясно, что стихи «делают» совсем не так, как делают вещи на конвейерном, поточном производстве. В литературном произведении всегда существует это противоречие организованности («сделанности») и органичности («рожденности»), а высочайшие художественные достижения характеризуются особо гармоническим его разрешением. Вспомним, например, стихотворение А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь еще, быть может...», четкое построение которого становится совершенно естественным выражением высокого человеческого чувства - самоотверженной любви.

Искусственно созданное словесно-художественное высказывание преображается в органически жизненное целое, каждый элемент которого необходим, незаменим и жизненно значим. И понять, что перед нами художественное произведение, - это прежде всего значит понять и почувствовать, что оно может быть только таким, как оно есть: и в целом, и в каждой своей частице.

Жизнь, содержащаяся внутри произведения, как малая вселенная, отражает и проявляет в себе вселенную, полноту человеческой жизни, всю целостность бытия. И встреча автора и читателя в художественном мире литературного произведения становится поэтому ничем не заменимой формой приобщения к этому большому миру, воспитания подлинной человечности, формирования целостной, всесторонне развитой личности.

Все литературные жанры уникальны, каждый из которых обладает комплексом присущих исключительно ему качеств и характеристик. Первую известную их классификацию предложил еще Аристотель, древнегреческий философ и натуралист. В соответствии с ней, базовые литературные жанры можно скомпоновать в небольшой список, который не подлежит никаким изменениям. Автор, работающий над каким-либо произведением, должен просто найти схожие черты между своим творением и параметрами указанных жанров. В течение следующих двух тысячелетий любые изменения в разработанном Аристотелем классификаторе принимались в штыки и считались смещением от нормы.

В XVIII веке началась масштабная литературная перестройка. Укоренившиеся виды жанра и их система стали подвергаться капитальным видоизменениям. Сложившиеся условия стали главной предпосылкой тому, что некоторые жанры литературы канули в Лету, другие получили сумасшедшую популярность, третьи и вовсе только начали формироваться. Итоги этого преобразования, продолжающегося и сейчас, мы воочию можем наблюдать своими глазами – виды жанров, непохожие по смыслу, по роду и множеству других критериев. Попробуем разобраться с тем, какие есть жанры в литературе и в чем их особенности.

Жанр в литературе – это исторически сложившееся множество литературных творений, объединенное совокупностью схожих параметров и формальных характеристик.

Все существующие виды и жанры литературы можно визуально представить в таблице, в которой в одной части появятся большие группы, а в другой – типичные ее представители. Выделяют 4 основных группы жанров по родам:

  • эпические (в основном проза);
  • лирические (в основном поэтика);
  • драматические (пьесы);
  • лироэпические (что-то среднее между лирикой и эпосом).

Также виды литературных произведений можно классифицировать по содержанию:

  • комедия;
  • трагедия;
  • драма.

Но понять, какие бывают виды литературы, станет куда проще, если разобраться с их формами. Форма произведения - это метод подачи идей автора, положенных в основание работы. Различают внешнюю и внутреннюю формы. Первая, по сути, язык произведения, вторая – система художественных методов, образов и средств, с применением которых оно было создано.

Какие бывают жанры книг по форме: эссе, видение, новелла, эпопея, ода, пьеса, эпос, очерк, скетч, опус, роман, повесть. Рассмотрим каждый подробно.

Эссе

Эссе – небольшое сочинение прозаической направленности со свободной композицией. Его главная цель – показать личное мнение и понятия автора по конкретному поводу. При этом эссе не обязано полностью раскрывать проблему изложения или четко отвечать на вопросы. Основные свойства:

  • фигуральность;
  • приближенность к читателю;
  • афористичность;
  • ассоциативность.

Существует мнение, согласно которому эссе – отдельный вид художественных произведений. Этот жанр доминировал в XVIII-XIX веках в британской и западноевропейской журналистике. Известные представители того времени: Дж. Аддисон, О. Голдсмит, Дж. Уортон, У. Годвин.

Эпос

Эпос – одновременно род, вид и жанр литературы. Он представляет собой геройский сказ о прошлом, показывающий тогдашнюю жизнь людей и реальность персонажей с эпической стороны. Часто в эпосе подробно говорится о каком-то человеке, о приключении с его участием, о его чувствах и переживаниях. В нем также рассказывается об отношении героя к тому, что происходит вокруг него. Представители жанра:

  • «Илиада», «Одиссея» Гомер;
  • «Песнь о Роланде» Турольд;
  • «Песнь о Нибелунгах», автор неизвестен.

Прародителями эпоса являются традиционные поэмы-песни древних греков.

Эпопея

Эпопея – большие произведения с героическим подтекстом и те, что схожи с ними. Какая бывает литература этого жанра:

  • повествование о важных исторических моментах в стихотворной форме или прозе;
  • история о чем-либо, включающая несколько описаний разных знаменательных событий.

Еще существует нравописательная эпопея. Это особый вид повествования в литературе, отличающийся своей прозаичностью и высмеиванием комического состояния социума. К нему относят «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле.

Скетч

Скетчем называют короткую пьесу, в которой присутствует всего два (редко три) главных героя. Сегодня скетч используется на эстраде в виде комедийного шоу с миниатюрами продолжительностью не более 10 минут. Такие шоу регулярно появляются на телевидении Британии, США и России. Известные программы-примеры на ТВ – «Нереальная история», «6 кадров», «Наша Russia».

Роман

Роман – обособленный литературный жанр. В нем представляется развернутое изложение о развитии и жизни ключевых персонажей (или одного героя) в самых кризисных и сложных периодах. Главные виды романа в литературе – принадлежащий конкретной эпохе или стране, психологический, рыцарский, классический, нравственный и множество других. Известные примеры:

  • «Евгений Онегин» Пушкин;
  • «Доктор Живаго» Пастернак;
  • «Мастер и Маргарита» Булгаков».

Новелла

Новелла или рассказ – ключевой жанр беллетристики, имеющий меньший объем чем повесть или роман. К основным свойствам произведения относят:

  • наличие малого количества героев;
  • сюжет имеет всего одну линию;
  • цикличность.

Создатель рассказов – новеллист, а собрание рассказов – новеллистика.

Пьеса

Пьеса – представитель драматургии. Она предназначена для показа на сцене театра и в других спектаклях. Пьеса состоит из:

  • речей главных героев;
  • авторских примечаний;
  • описаний мест, где идут основные действия;
  • характеристик внешнего вида участвующих лиц, их манеры поведения и характер.

Пьеса включает несколько актов, которые состоят из эпизодов, действий, картин.

Повесть

Повесть – произведение прозаического характера. Не имеет особых ограничений по объему, но располагается между новеллой и романом. Обычно сюжет повести имеет четкую хронологию, показывает естественное течение жизни персонажа без интриг. Все внимание принадлежит главному лицу и специфике его натуры. Стоит отметить, что линия сюжета всего одна. Известные представители жанра:

  • «Собака Баскервилей» А. Конан-Дойла;
  • «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина;
  • «Степь» А. П. Чехова.

В иностранной литературе понятие «повесть» равно понятию «короткий роман».

Очерк

Очерк – сжатый правдивый художественный сказ о нескольких событиях и явлениях, продуманных автором. База очерка – точное осмысление предмета наблюдения непосредственно писателем. Виды таких описаний:

  • портретные;
  • проблемные;
  • путевые;
  • исторические.

Опус

Опус в общем понимании – пьеса, сопровождающаяся музыкой. Главные характеристики:

  • внутренняя завершенность;
  • индивидуальность формы;
  • основательность.

В литературном смысле опус – любая научная работа или творение автора.

Ода

Ода – стихотворение (обычно торжественное), посвященное конкретному событию или человеку. В то же время ода может быть отдельным произведением со схожей тематикой. В Древней Греции одами считали всю стихотворную лирику, даже пение хора. Со времен Возрождения так начали называть исключительно высокопарные лирические стихотворения, ориентирующиеся на образы античности.

Видение

Видение – жанр литературы Средневековья, в основе которого находится «ясновидец», рассказывающий о загробных и нереальных образах, которые ему являются. Многие современные исследователи относят видения к дидактике повествовательного типа и публицистике, так как в эпоху Средневековья человек мог таким образом передавать свои соображения о непознанном.

Это основные виды литературы по форме и то, какие бывают их вариации. К сожалению, все жанры литературы и их определения сложно вместить в небольшую статью – их действительно очень много. В любом случае, каждый понимает необходимость и важность чтения самых разнообразных произведений, ведь они – настоящие витамины для мозга. С помощью книг можно повысить свой уровень интеллекта, расширить словарный запас, улучшить память и внимательность. BrainApps – ресурс, который поможет развиваться в этом направлении. На сервисе представлено более 100 результативных тренажеров, которые с легкостью прокачают серое вещество.

Литература это один из основных видов искусства - искусство слова. Термином «литература» обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением; различают литературу техническую, научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном и более строгом смысле литературой называют произведения художественной письменности.

Термин литература

Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения).

Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).

Литература (искусство слова) возникает на почве устной народной словесности в глубокой древности - в период формирования государства, которое с необходимостью порождает развитую форму письменности. Однако первоначально литература не выделяется из письменности в широком смысле слова. В древнейших памятниках (Библия, «Махабхарата» или «Повесть временных лет») элементы словесного искусства существуют в нераздельном единстве с элементами мифологии, религии, зачатками естественных и исторических наук, различного рода информацией, моральными и практическими указаниями.

Синкретический характер ранних литературных памятников (см. ) не лишает их эстетической ценности, т.к. отразившаяся в них религиозно-мифологическая форма сознания была по своей структуре близка к художественной. Литературное наследие древнейших цивилизаций - Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. - образует своего рода фундамент мировой литературы.

История литературы

Хотя история литературы насчитывает несколько тысячелетий, она в собственном смысле - как письменная форма искусства слова - формируется и осознает себя с рождением «гражданского», буржуазного общества. Словесно-художественные творения прошедших времен также приобретают в эту эпоху специфически литературное бытие, переживая существенное преобразование в новом - не изустном, а читательском восприятии. Одновременно происходит разрушение нормативного «поэтического языка» - литература вбирает в себя все элементы общенародной речи, ее словесный «материал» становится универсальным.

Постепенно в эстетике (в 19 веке, начиная с Гегеля) на первый план выдвигается чисто содержательное, духовное своеобразие литературы, и она осознается прежде всего в ряду других (научной, философской, публицистической) видов письменности, а не других видов искусства. К середине 20 века утверждается, однако, синтетическое понимание литературы как одной из форм художественного освоения мира, как творческой деятельности, которая принадлежит искусству, но вместе с тем является такой разновидностью художественного творчества, которая занимает в системе искусств особое место; это отличительное положение литературы зафиксировано в употребительной формуле «литература и искусство».

В отличие от остальных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца), обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или из действия (движение тела, звучание струны), литература создает свою форму из слов, из языка , который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно - в буквах), действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании.

Форма литературы

Таким образом, форма литературы включает в себя предметно-чувственную сторону - определенные комплексы звуков, ритм стиха и прозы (причем эти моменты воспринимаются и при чтении «про себя»); но эта непосредственно чувственная сторона литературной формы приобретает реальное значение лишь в ее взаимодействии с собственно интеллектуальными, духовными пластами художественной речи.

Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредственного восприятия). Духовность, насквозь пронизывающая литературу, позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности.

Предметом искусства является человеческий мир, многообразное человеческое отношение к реальности, действительность с точки зрения человека. Однако именно в искусстве слова (и это составляет его специфическую сферу, в которой к литературе примыкают театр и кино) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил. Качественное своеобразие предмета литературы было замечено еще Аристотелем, считавшим, что фабулы поэтических произведений связаны с мыслями, характерами и поступками людей.

Но лишь в 19 веке, т.е. в преимущественно «литературную» эпоху художественного развития, эта специфика предмета была вполне осознана. «Объект, соответствующий поэзии, есть бесконечное царство духа. Ибо слово, этот наиболее податливый материал, непосредственно принадлежащий духу и наиболее способный выражать его интересы и побуждения в их внутренней жизненности, - слово должно применяться преимущественно для такого выражения, которому оно наиболее подходит, подобно тому как в других искусствах это происходит с камнем, краской, звуком.

С этой стороны главная задача поэзии будет состоять в том, чтобы способствовать осознанию сил духовной жизни и вообще всего того, что бушует в человеческих страстях и чувствах или спокойно проходит перед созерцающим взором, - всеобъемлющего царства человеческих поступков, деяний, судеб, представлений, всей суеты этого мира и всего божественного миропорядка» (Гегель Г. Эстетика).

Всякое произведение искусства есть акт духовно-эмоционального общения между людьми и вместе с тем новый предмет, новое явление, сотворенное человеком и заключающее в себе некое художественное открытие. Эти функции - общения, созидания и познания - равно присущи всем формам художественной деятельности, но разным видам искусства свойственно преобладание той или иной функции. В связи с тем, что слово, язык есть действительность мысли, в формировании словесного искусства, в выдвижении литературы на особое, а в 19-20 веках даже на центральное место среди древних искусств наиболее полно выразилась главная историческая тенденция развития художественной деятельности - переход от чувственно-практического созидания к смыслосозиданию.

Место литературы

Расцвет литературы находится в определенной связи с подъемом познавательно-критического духа, характерного для Нового времени. Литература стоит как бы на грани искусства и умственно-духовной деятельности; именно поэтому те или иные явления литературы можно прямо сопоставить с философией, историей, психологией. Её нередко называют «художественным исследованием» или «человековедением» (М.Горький) за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души. В литературе более, чем в пластических искусствах и музыке, художественно воссозданный мир предстает миром осмысленным и поднятым на высокую ступень обобщения. Поэтому она - наиболее идеологическое из всех искусств.

Литературные, образы

Литературные, образы которой не непосредственно ощутимы, а возникают в человеческом воображении , уступает другим искусствам по силе чувств, воздействия, но выигрывает с точки зрения всеохватывающего проникновения в «суть вещей». Вместе с тем писатель, строго говоря, не рассказывает и не размышляет о жизни, как это делают, например, мемуарист и философ; он творит, созидает художественный мир точно так же, как и представитель любого искусства. Процесс создания литературного произведения, его архитектоники и отдельных фраз связан с почти физическим напряжением и в этом смысле родствен деятельности художников, работающих с неподатливой материей камня, звука, человеческого тела (в танце, пантомиме).

Эта телесно-эмоциональная напряженность не исчезает в готовом произведении: она передается читателю. Литература в максимальной степени апеллирует к работе эстетического воображения, к усилию читательского сотворчества, ибо представленное литературным произведением художественное бытие может быть явлено только в том случае, если читатель, отправляясь от последовательности словесно-образных высказываний, сам начинает восстанавливать, заново творить это бытие (см. ). Л.Н.Толстой писал в дневнике, что при восприятии подлинного искусства возникает «иллюзия того, что я не воспринимаю, а творю» («О литературе»). В этих словах подчеркнут важнейший аспект созидательной функции литературы: воспитание художника в самом читателе.

Словесная форма литературы не есть речь в собственном смысле: писатель, творя произведение, не «говорит» (или «пишет»), но «разыгрывает» речь подобно тому, как актер на сцене не действует в прямом смысле слова, а разыгрывает действие. Художественная речь создает последовательность словесных образов «жестов»; она сама становится действием, «бытием». Так, чеканный стих «Медного всадника» словно воздвигает неповторимый пушкинский Петербург, а напряженные, задыхающиеся слог и ритм повествования у Ф.М.Достоевского делают как бы осязаемыми духовные метания его героев. В итоге литературные произведения ставят читателя лицом к лицу с художественной действительностью, которую можно не только постигать, но. и переживать, «жить» в ней.

Совокупность литературных произведений , созданных на определенном языке или в определенных государственных границах, составляет ту или иную национальную литературу ; общность времени создания и обусловленных этим художественных свойств позволяет говорить о литературе данной эпохи; взятые вместе, в их возрастающем взаимовлиянии, национальные литературы образуют мировую, или всемирную литературу. Художественная литература любой эпохи обладает огромным многообразием.

Прежде всего литература делится на два основных типа (формы) - поэзию и прозу, а также на три рода - эпос, лирику и драму. Несмотря на то, что границы между родами нельзя провести с абсолютной точностью и имеется много переходных форм, основные особенности каждого рода достаточно определены. В то же время в произведениях различных родов есть общность и единство. В любом произведении литературы выступают образы людей - характеры (или герои) в определенных обстоятельствах, хотя в лирике эти категории, как и ряд других, обладают принципиальным своеобразием.

Выступающую в произведении конкретную совокупность характеров и обстоятельств называют темой, а смысловой итог произведения, вырастающий из соположения и взаимодействия образов, - идеей художественной. В отличие от логической идеи, художественная идея не формулируется авторским высказыванием, а изображается, запечатлевается на всех деталях художественного целого. При анализе художественной идеи нередко вычленяют две стороны: понимание отображенной жизни и оценку ее. Оценочный (ценностный) аспект, или «идейно-эмоциональную направленность», называют тенденцией.

Литературное произведение

Литературное произведение представляет собой сложное сплетение специфических «образных» высказываний - мельчайших и простейших словесных образов. Каждый из них ставит перед воображением читателя отдельное действие, движение, которые в совокупности представляют жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении. Динамичный характер словесного искусства, в отличие от статичного характера изобразительного искусства, впервые осветил Г.Э.Лессинг («Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», 1766).

Отдельные элементарные действия и движения, из которых слагается произведение, имеют различный характер: это и внешние, объективные движения людей и вещей, и внутренние, душевные движения, и «речевые движения» - реплики героев и автора. Цепь этих взаимосвязанных движений представляет собой сюжет произведения. Воспринимая по мере чтения сюжет, читатель постепенно постигает содержание - действие, конфликт, фабулу и мотивировку, тему и идею. Сам же сюжет является содержательно-формальной категорией, или (как иногда говорят) «внутренней формой» произведения. К «внутренней форме» относится композиция.

Формой произведения в собственном смысле является художественная речь, последовательность фраз , которую читатель воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не означает, что художественная речь - чисто формальное явление; она всецело содержательна, т.к. в ней-то и опредмечен сюжет и тем самым все содержание произведения (характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея).

Рассматривая строение произведения, его различные «пласты» и элементы, необходимо сознавать, что эти элементы можно выделить лишь путем абстракции: реально каждое произведение представляет собой нерасчленимую живую целостность. Анализ произведения, опирающийся на систему абстракций, отдельно исследующий различные аспекты и детали, в итоге должен привести к познанию этой целостности, ее единой содержательно-формальной природы (см. ).

В зависимости от своеобразия содержания и формы произведение относят к тому или иному жанру (например, эпические жанры: эпос, повесть,роман,рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее соответствующие общему характеру данного времени.

Наконец, в литературе выделяют различные творческие методы и стили. Определенные метод и стиль характерны для литературы целой эпохи или направления; с другой стороны, каждый большой художник создает свои индивидуальные метод и стиль в рамках близкого ему творческого направления.

Литература изучается различными отраслями литературоведения. Текущий литературный процесс составляет основной предмет критики литературной

Слово литература произошло от латинского litteratura - написанное и от littera, что в переводе означает - буква.

Литературный жанр – это форма, отвлеченный образец по которому строится текст литературного произведения. Жанр – это совокупность определенных признаков, которые позволяют отнести литературное произведение к роду эпоса, лирики или драмы. Жанры никто не придумывал. Они существовали и продолжают существовать в самой природе человеческого мышления.

Основные виды литературных жанров

Литературные жанры подразделяются на три вида: эпические, лирические и драматические. К эпическим жанрам относятся: сказка, былина, эпопея, роман-эпопея, роман, повесть, очерк, рассказ, анекдот. Лирическими жанрами называют оду, элегию, балладу, послание, эпиграмму, мадригал. Драматическими жанрами являются трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль и фарс.

Литературные жанры имеют определенные признаки, которые делятся на жанрообразующие и дополнительные. Жанрообразующие признаки определяют специфику того или иного жанра. Например, жанрообразующим признаком сказки является установка на вымысел. События сказки заведомо воспринимаются слушателем как волшебные, вымышленные, непосредственно не связанные с реальной действительностью. Жанрообразующим признаком романа является его связь с объективной реальностью, охват большого количества событий, которые происходили в реальности или могли бы произойти, множество действующих персонажей, сосредоточенность на внутреннем мире героев.

Литературный жанр – это образец, по которому строится текст какого-либо литературного произведения. Жанр представляет собой совокупность определённых признаков, позволяющих отнести литературное произведение к роду эпоса, лирики или драмы.

Основные виды литературных жанров

Литературные жанры делятся на: эпические, лирические и драматические. Эпические жанры: сказка, эпопея, былина, роман-эпопея, повесть, роман, очерк, рассказ, анекдот. Лирические жанры: ода, баллада, элегия, эпиграмма, послание, мадригал. Драматические жанры: трагедия, драма, комедия, мелодрама, фарс и водевиль.

Жанры в литературе имеют ряд определённых признаков, делящихся на: жанрообразующие и дополнительные. Жанрообразующие признаки служат для определения специфики того или иного жанра. К примеру, жанрообразующий признак сказки – установка на вымысел. События, происходящие в сказке, слушатель воспринимает как волшебные, вымышленные, не имеющие прямого отношения к реальной действительности. Жанрообразующий признак романа – его связь с объективной реальностью, охват событий, происходивших в реальности или тех, которые могли бы произойти, большое количество действующих персонажей, отведение особого внимания внутреннему миру героев.

Развитие литературных жанров

Литературным жанрам не свойственно стоять на месте. Они всё время развиваются и не перестают изменяться. При формировании или изменении литературных жанров внимание уделяется реальной исторической действительности, в ореоле которой и происходит создание литературных произведений.

Для чего нужен литературный жанр?

С тем, что такое жанр в литературе, мы разобрались, но не лишним будет рассмотреть и то, зачем нужен литературный жанр – какую функцию он выполняет?

Жанр способен дать читателю достаточно целостное представление о произведении. То есть, если в названии произведения присутствует слово «роман», то читатель сразу начинает настраиваться на значительный объём текста, в отличие, к примеру, от небольшого «рассказа», вызывающего соответствующую ассоциацию с примерным количеством страниц в книге.

Также жанр может дать читателю представление о содержании произведения. Например, если оно определено как «драма», то мы можем заранее себе представить, что человек в произведении будет показан в драматических отношениях с обществом и, вероятнее всего, в финале книги мы будем наблюдать трагические события.

Вместе со статьёй «Что такое жанр в литературе?» читают:




Top