Что вдохнуло эдварда мунка на картину крик. Картина «Крик» Эдварда Мунка - притяжение отчаяния

Ольга Мерц

педагог по этикету, руководитель Школы хороших манер

История вопроса

История возникновения чаевых в разных странах трактуется по-своему. Родоначальниками чаевых считают себя и немцы, и англичане, и американцы. У каждого из них на этот счет есть своя интересная теория.

Так, немцы являются родоначальниками «питьевых» денег. В средневековье чистая питьевая вода была доступна лишь в общественных колодцах, достать ее оттуда было непросто. Этим занимались безработные молодые люди, которых вознаграждали небольшим гонораром, он назывался trinkgeld («небольшая сумма» - в пер. с немецкого). Сейчас именно этот термин используется для обозначения чаевых в Германии.

Англичане рассказывают свою версию. В 18 веке было популярно чаепитие в чайных домиках и элитных чайных садах, где обслуживание осуществлялось посредством специальных коробочек с надписью KIPS, стоящих на столах, что подразумевало «для обеспечения немедленного обслуживания».

В Америке же считается, что понятие чаевых возникло с появлением трактиров, баров и других подобных заведений. Американцы и канадцы до сих пор очень трепетно относятся к чаевым, размер которых может достигать 20-27% от стоимости заказа.

Наиболее рационально к истории чаевых относятся французы. В прошлом веке они издали указ, обязывающий заведения общественного питания добавлять к общему счету оплату за обслуживание.

В каждой стране свои порядки и размеры чаевых

Отправляясь в путешествие, стоит почитать об особенностях той или иной страны и отдельно уделить внимание даче чаевых - везде свои тонкости.

Так, в странах Востока следует быть очень осмотрительными в проявлении своей щедрости, чтобы избежать неприятной ситуации. Например, в Китае, Японии и Корее принято оставлять ту сумму, которая указана в счете, так как чаевые официально запрещены законом. Они могут быть восприняты персоналом как оскорбление . В этом случаев вас, скорее всего, догонят и вернут то, что было оставлено сверх счета. В Сингапуре чаевые также запрещены и даже приравниваются ко взятке. В таких странах, как Индия и Таиланд, нет необходимости оставлять чаевые, но небольшое вознаграждение вызывает обычно положительную реакцию со стороны официантов.

Невысокий размер чаевых принят в Скандинавии - 3-6% от счета. Там очень трепетно относятся к сервису и считают, что в стоимость заказа входит и плата за обслуживание.

В Германии и Чехии размер чаевых составляет 8-10% от чека. Примерно то же самое и в Италии, но в этой стране принято сразу включать обслуживание в счет.

В Англии и Франции размер чаевых составляет примерно 15-18% от счета, но, как вам уже известно, у французов уже «все включено» в счет. В Великобритании чаевые желательны, но вовсе не обязательны. Размер чаевых в этих странах также зависит и от места, в которое вы пришли поесть : в респектабельном ресторане чаевые обязательны, а в простом кафе или пабе можно просто угостить бармена, чаевые в денежном эквиваленте могут оскорбить персонал.

А как с чаевыми у нас?

В России существует некий стандарт размера чаевых, который составляет 10% от стоимости заказа. Однако эта сумма должна быть оправдана высоким качеством обслуживания. Итак, всегда ли надо оставлять чаевые?

Чаевые - это поощрение персонала по желанию клиента , а никак не обязательная часть программы посещения ресторана. Кроме того, сейчас появляется все больше заведений, в которых следует обращать внимание на то, что написано в счете. Во многих статусных ресторанах чаевые зачастую уже включены в стоимость.

Также следует понимать внутренний смысл чаевых, поэтому если вы хотите отблагодарить конкретного официанта, то лучше сделать это наличными, а не переводом на карту. Подумайте, какую сумму вы готовы выделить на вознаграждение. Как уже говорилось, 10%, причем это максимальная граница чаевых, выходить за пределы которой не стоит.

Не стоит оставлять на чай мелочь (кстати, в Израиле так именно и принято), точно так же, как совершенно не обязательно оставлять чаевые, посетив кафе во время бизнес-ланча. Но если официант был к вам особенно предусмотрителен - подогрел ребенку сок, разрешил не заказывать дочке отдельный ланч и

Поход в ресторан или кафе всегда подразумевает дополнительные траты, и речь идет не только о высокой стоимости блюд… Посещая такого рода заведения, многие из нас стараются отблагодарить официанта за хорошее обслуживание, оставляя ему чаевые.

Разумеется, так поступают далеко не все! Мнения по поводу финансовой благодарности обслуживающему персоналу действительно разделились. Некоторые считают, что это необходимо, а некоторые придерживаются мнения, что качественное обслуживание - это неотъемлемая часть работы официанта, за которую, собственно говоря, он и получает зарплату. Так давайте же разберемся, нужно ли оставлять чаевые на самом деле…

Нужно ли оставлять официантам чаевые?

Во многих странах принято оставлять чаевые всегда и во всех заведениях, а вот сумма, которой вы благодарите официанта зависит от того, как вас обслужили. Если вы посетите американский ресторан и не оставите на чай ни копейки, это расценят как неуважение к труду работника заведения и нарушение этикета.


Если вы захотите оставить чаевые официанту в Японии, он сочтет это оскорблением. В понимании японцев качественный сервис - это не роскошь, а прямая обязанность каждого работника.


У нас же нет устоявшихся норм и правил, которым необходимо следовать. Всё зависит от желания самого гостя. Многие рестораторы считают, что чаевые - это показатель хорошего сервиса. И рекомендуют владельцам задуматься о наборе нового персонала, если клиенты не благодарят официантов за качественное обслуживание.


Конечно, работа официанта заключается именно в том, чтобы выносить блюда, сервировать столы, помогать гостям с выбором блюд и делать всё это очень грамотно, качественно и с мягкой улыбкой на лице.


Большинство людей считает, что оставлять деньги на чай нужно, поскольку у официантов маленькая зарплата и выживают они только благодаря финансовой благодарности. Но разве учителям оставляют чаевые за то, что они делают свою работу? Многие считают, что это гораздо логичнее, ведь они не только читают свой предмет, а еще и следят за дисциплиной, самочувствием и комфортом учеников. Никто же не приходит, не дает преподавателю чаевые за то, что он остановил драку или помог ученикам решить их личные проблемы.


С другой стороны, работа официанта достаточно непростая и, к сожалению, низкооплачиваемая. Только представьте, что вам весь день нужно бегать и разносить тарелки с едой без возможности просто присесть и отдохнуть несколько минут.


Также обслуживающему персоналу приходится иметь дело с разными людьми и улаживать конфликты, которые чаще всего происходят не по их вине. Такая работа требует не только хорошей физической подготовки, но и стрессоустойчивости.


Достаточно часто владельцы ресторанов и кафе намеренно выплачивают работникам достаточно скромную зарплату. Таким образом они мотивируют свой персонал, ведь, чтобы хорошо зарабатывать, официантам приходится быть с гостями максимально вежливыми и выполнять свою работу как можно лучше.


Интересно, что первые чаевые в истории связаны с заключенными. Оказывается, традиция оставлять финансовую благодарность появилась еще в те времена, когда людей, нарушивших закон, отправляли на смертную казнь. Заключенные оставляли деньги палачу за то, чтобы процедура лишения жизни была менее мучительной. Ведь именно от ката зависело то, насколько быстро и «безболезненно» человек покинет мир живых.


Если же говорить именно о ресторанном деле, то можно сказать, что мода на чаевые пришла к нам из Европы. Например в Англии в XVIII веке мужчины передавали трактирщику монетку с запиской, в которой просили обслужить их настолько быстро, насколько это возможно.


Всё-таки до сих пор не существует единого мнения о том, стоит ли оставлять официанту деньги на чай. Всё зависит от настроя и предпочтений самого гостя. Здесь каждый решает сам для себя.

Собираясь в другой город или страну, номер в гостинице лучше всего бронировать за несколько недель до поездки, да и с правилами проживания желательно ознакомиться заблаговременно. Но у многих туристов знания о гостиничном этикете и обслуживании на этом и заканчиваются. Однако, среди прочих моментов, существует другой чрезвычайно важный вопрос: как правильно оставить чаевые в отеле? Кому их лучше оставить? Какую сумму? За какие услуги? Подобные вопросы терзают умы многих путешественников.

1. Не стоит оставлять чаевые всем служащим подряд. Данный жест – это, прежде всего, способ показать работнику, что вы довольны обслуживанием с его стороны.

2. Что касается суммы, то, как правило, она стандартная, но этот стандарт может варьироваться в зависимости от заведения и страны. Оптимальное решение: отправиться на соответствующий форум и спросить совета у туристов, бывавших в интересующем вас отеле.

3. Можно оставить общепринятую в данном городе сумму – так поступают, когда приобретается тур «всё включено». В противном случае рекомендуется дать порядка 5-7% от всей стоимости заказа.

4. Чаевые горничным давать необязательно, особенно когда вы недовольны качеством уборки. Если же работа выполнена качественно, и вы желаете оставить уборщице вознаграждение, положите чаевые на тумбочку или на кровать. Однако всё зависит от распорядка в конкретной гостинице и не стоит ожидать, что в вашей комнате уборка будет проводиться чаще, чем это предусмотрено регламентом.

5. Что касается официантов, лучше всего выбрать одного работника, который вас качественно обслужил, и впредь обращаться к нему, оставляя чаевые. Таким образом он вас запомнит и всегда будет стараться угодить, а это позволит избежать неприятных ситуаций.

6. Также стоит отблагодарить носильщика, который принес всю поклажу в ваш номер. Кроме того, если вы обратились к сотруднику со срочной просьбой (отправить факс, сделать важный звонок, передать письмо) и получили от него требуемую помощь, оставьте ему чаевых – в противном случае это будет верхом невоспитанности.

Как отдать чаевые?

Можно сделать это непосредственно при встрече, но для этого необходимо знать имя работника. В других ситуациях рекомендуется положить деньги в конверт, написать на нем имя служащего и оставить на ресепшене. Подобный шаг является оптимальным способом выразить благодарность сотруднику гостиницы, когда нет возможности повстречаться с ним лично.




Top