Что внутри статуи родина мать. Статуя «Родина-Мать зовёт!», Волгоград, Россия

Автор: В Волгограде я воспользовался уникальным предложением пресс-службы губернатора Волгоградской области Анатолия Бровко и поднялся в голову знаменитой статуи "Родина-Мать зовет". Говорят, что наверх поднимается лишь несколько человек в год. Под катом я покажу что у нее внутри…

Монумент "Родина-Мать Зовет" - одна из самых высоких статуй в мире - входит в состав историко-мемориального комплекса "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом Кургане.


К ней ведут 200 ступеней - именно столько дней длилась Сталинградская битва. По замыслу архитектора Евгения Вучетича лестница должна была идти до самой Волги, но, как обычно, не хватило денег. Сейчас идут разговоры о том, чтобы завершить строительство.

Мы начали свой подъем на Мамаев курган с площади "Стоявших насмерть", к которой ведет аллея пирамидальных тополей, а за ней начинаются "Стены-руины". В центре площади установлена фигура солдата-защитника Сталинграда. По словам архитектора Евгения Вучетича, "это аллегорический образ советского народа-воина, стоявшего насмерть, готового нанести неотвратимый удар по врагу. Его фигура вырастает из вздыбившейся земли, как бы превратившейся в скалу – несокрушимый бастион против фашизма. Воин слился с матерью-землей, словно черпая от нее новые силы".


На скале выцарапаны надписи: «Стоять насмерть», «За Волгой для нас земли нет», «Ни шагу назад!», «Каждый дом – это крепость», «Не посрамим священной памяти»:

Стены-руины производят сильное впечатление и рассматривать их можно часами. Это своеобразные руины сооружений, разрушенных долговременными обстрелами, бесчисленными бомбежками, исщербленных прямым попаданием снарядов и автоматными очередями. Тема левой стены - "Ни шагу назад!", правой стены - "Только вперед!".


Фигура знаменитого снайпера Василия Зайцева, уничтожившего во время войны 225 немецких солдат и офицеров, наверху левой стены кажется очень маленькой, хотя на самом деле она выполнена в человеческий рост:

На стенах очень много надписей, среди которых есть цитата из собрания одной из комсомольских организаций Сталинграда:


Слушали : О поведении комсомольцев в бою.
Постановили : В окопе лучше умереть, но не уйти с позором. И не только самому не уйти, но сделать так, чтобы и сосед не ушел.
Вопрос к докладчику : Существуют ли уважительные причины ухода с огневой позиции?
Ответ : Из всех оправдательных причин только одна будет приниматься во внимание - смерть».

Лестница, минуя Стены-руины, приводит на площадь Героев с бассейном "Озеро Слез" посередине. Слева от бассейна расположена Стена-Знамя, на которой высечены слова: "Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?".


Отсюда можно войти в круглое здание - "Зал воинской славы":

В центре зала установлен монумент с вечным огнем, а на стенах изображены тридцать четыре символических знамени, с высеченными на них именами 7200 героических защитников Сталинграда. Всего в Сталинградской битве погибло около 3 миллионов человек:

Через огромный проем в крыше зала видна Родина-Мать. Архитектор Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит - за Родину… вашу мать! - заткнулись»:

Каждый день с 9 утра до 7 вечера в Зале воинской славы стоит почетный караул:

В нашей стране всего 2 города, где есть почетный караул - это Москва и Волгоград:

Выход из Зала воинской славы приводит на площадь Скорби. Здесь расположена фигура скорбящей матери, на руках которой погибший воин:

С площади Скорби начинается подъём к главному монументу Мамаева кургана:

Статуя весом 8 тысяч тонн никак не прикреплена к фундаменту. Она спокойно стоит на нем, как шахматная фигура на доске:

Высота статуи Родины-Матери - 52 метра. В правой руке она держит меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. Монумент стоит на 16-ти метровом фундаменте. Общая высота скульптуры - 85 метров:

Попасть внутрь монумента можно через небольшую дверь в основании. Дверь двойная. За первой спрятана лестница:

Внутри статуя напоминает знаменитую литографию "Относительность" Маурица Эшера:

Мы пытались прикинуть количество ступенек ведущих наверх. Получилось 187:

Внутри статую пронизывают натяжные канаты весом 60 тонн каждый:

За их натяжкой следят с помощью специальных датчиков. Когда натяжение ослабевает - их подтягивают:

Эту комнату можно назвать Сердцем Родины-Матери. Она находится на уровне груди и в ней закреплены тросы от левой и правой руки статуи. Сама комната тоже стянута канатами, чтобы монумент не разорвало, под тяжестью рук:

Крепление левой руки (без меча):

А это вход в правую руку (с мечом):

Слева внизу - вход в плащ, а справа за арматурой - вход в левую руку:

На стенах периодически попадаются надписи. Видимо, некоторые строители решили себя увековечить:

Вход в голову такой же узкий, как и в остальные части тела:

«Лифта здесь нет, смотровой площадки во рту или в мече тоже», - с таких слов Александр Чернов, ведущий научный сотрудник волгоградского филиала ОАО «НИИЭС», начинает экскурсию по скульптуре «Родина-мать зовет».

Главный монумент Мамаева кургана не предназначен для посетителей, но иногда сотрудники музея-панорамы «Сталинградская битва» делают исключения.

Общая высота монумента - 85 метров. Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

85-метровая шахматная фигура

Вход в скульптуру расположен с тыльной стороны «Родины-матери». Металлическая дверь открывается, оттуда спускают небольшую лестницу, и, предварительно проверив паспорта, нас пускают внутрь монумента.

Дверь в скульптуру. Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

Для Александра Чернова подниматься в «Родину-мать» - работа. Раз в неделю он приходит сюда, чтобы следить за состоянием монумента.

«Скульптура лилась монолитом, как сейчас строятся дома: постепенно снизу вверх деревянная опалубка заполнялась бетоном, - рассказывает Александр Чернов. - Кстати, строили ее те же самые люди, что и Волжскую ГЭС и из такого же бетона. Голова заливалась отдельно и ставилась на монумент».

Вся скульптура состоит из бетонных комнат. Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

В скульптуре прохладно, темно и довольно-таки тесно. «Родина-мать» состоит из множества ячеек примерно 3 на 3 метра, которые как малогабаритные квартиры разбросаны по ярусам монумента.

Фигура «Родины-матери» стоит на бетонном фундаменте. С землей скульптура никак не связана.

«Что бы кто ни говорил, но она никакими канатами к земле не крепится. Это все равно, что шахматная фигура: ее можно поднять и переставить на другое место. Если, конечно, найдется, чем поднять», - говорит Александр.

Внутри натянуто 99 стальных канатов. Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

Внутри «Родины-матери» натянуто 99 стальных канатов. Они тоже никак не крепятся к земле. Канаты установлены не во всем монументе, в основном в ногах и руках. Натяжение на каждом из них - 60 тонн. Канаты нужны для того, чтобы на бетонной скульптуре не образовывались трещины. За их натяжением следят постоянно: на каждом канате стоят датчики, раз в 10 дней с них снимают показания. Если канат ослабел, его можно натянуть. Обычно это необходимо делать раз в 5 лет.

Легенда о заблудившемся

Наверх ведет бетонная лестница. Она постоянно петляет между ячейками, обрывается в одной комнате и вновь продолжается в другой. Блуждая по этим бетонным лабиринтам, легко поверить в легенду, по которой то ли строитель, то ли солдат, выносивший мусор, заблудился в «Родине-матери» и не смог найти выход.

Наверх ведет бетонная лестница. Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

«Конечно, никто здесь не пропадал, но бывало людей забывали на несколько часов, - говорит Александр. - Так выйдет кто-нибудь, закроет за собой дверь, выключит рубильник - и броди в темноте. По корпусу еще можно, держась за лестницу, спуститься, а вот если в шлейфе - там узко и передвигаться можно только на карачках».

На стенах, помимо надписей «Зина», «Здесь был…» и отметок каждого яруса, встречаются шпаргалки тех, кто следит за монументом. Это маленькие записки с набором цифр. Так Александр и его коллеги отмечают трещины и следят за ними.

Листочки на стене - пометки на местах трещин. В этой комнате кончается одна из групп натянутых канатов. Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

«Сколько ступеней ведет наверх, я не знаю, после 200 всегда сбиваюсь, - говорит наш гид. - А вообще сейчас подниматься легко, потому что температура на улице оптимальная. Летом, если на улице +40С°, то и здесь столько же. Да к тому же душно, потому что из вентиляции только люк на макушке да дверь внизу».

В некоторых комнатах стоят большие красные баллоны - система пожаротушения. Ее установили после пожара в Останкинской башне.

Каждый баллон системы пожаротушения весит около 100 килограммов. Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

«В башне такие же канаты, как и в «Родине-матери», - поясняет Александр. - Смазка на канатах жировая, может и загореться. К тому же, как и в Останкинской башне, здесь много электричества. Установка системы пожаротушения шла долго, каждый такой баллон весит около 100 килограммов, чтобы поднимать их, кое-где приходилось срезать перила».

Голуби в мече и мыши в голове

На уровне груди мы попадаем в небольшую комнату - это рубка, «сердце» статуи, здесь стоит аппаратура, с помощью которой контролируется натяжение канатов, датчики колебаний от ветра.

Александр Чернов показывает центральную комнату монумента. Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

По словам смотрителей, если снаружи дует сильный ветер, то внутри это не сильно заметно - например, качнется проволока, висящая на стене. Но стоит гул от меча.

Еще несколько пролетов бетонной лестницы, и примерно на уровне шеи она заканчивается. Здесь из небольшого помещения расходятся канаты, которые стягивают руки. Отсюда же по руке можно пройти в меч.

По руке монумента можно попасть в меч. Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

«Когда-то в мече жили голуби, - говорит Александр Чернов. - Одна голубка даже яйца там высиживала. Активная такая была - поднимаешься по мечу, а она в лицо лезет. Потом улетели все».

В статуе когда-то даже водились мыши. Причем грызуны добирались до самой верхней площадки в голове «Родины-матери». Чем они питались, смотрители до сих пор не понимают.

Канаты, натянутые в руке «Родины-матери». Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

Дальше вверх ведет несколько металлических лестниц. После них деревянный помост. Мы в голове. До люка на макушке осталось всего несколько ступеней. Подъем на высоту 52 метров, что примерно равно 17-этажному дому, прошел незаметно.

Металлическая лестница в шее скульптуры. Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

Александр открывает люк и показывает на предпоследнюю ступень - подняться он разрешил только на нее. Выше уже опасно.

Голова «Родины-матери». Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

Первое, что видишь, когда поднимаешься наверх, это 33-метровый меч. За ним центр города, левее - Волга. Держаться можно только за бетонную макушку, страшновато, ноги трясутся. Если закричать, у подножия скульптуры тебя никто не услышит. Не успев понять, что произошло, спускаешься вниз.

Вид из люка на макушке скульптуры. Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

«В первый раз тебя просто захлестывают эмоции. Осознание приходит только потом. Я когда полез второй раз, уже попытался разглядеть свой дом, - говорит Александр. - Представляете, не все стоя здесь, решаются подняться. Одна девушка дошла до этой площадки, а в люк не полезла - испугалась. Сказала, что потом на фотографиях посмотрит».

Крючок для альпинистов. Фото: АиФ-Волгоград/ Григорий Белозеров

Рядом с люком на макушке вмонтирован металлический крючок. За него цепляют страховку альпинисты. Промышленный альпинизм появился в стране именно благодаря «Родине-матери» - для работы на данном объекте эти специалисты были привлечены впервые.

Она не падает

К слухам о скором падении монумента Александр Чернов относится с иронией.

«Мы сейчас находимся в самой верхней точке и все вместе добавили несколько сотен килограммов. Не боитесь? - спрашивает он. И тут же продолжает. - Вообще очень много в этой теме надуманного. У скульптуры есть проблемы, но все они решаются в плановом порядке. Крен сейчас 90 мм, а не 216, как пишут иногда. Этот крен связан с фундаментом. Он не критичен. Вучетич действительно давал 50 лет гарантийного срока. Но 50 лет уже прошло. И ничего плохого не случилось».

Александр Чернов уверяет, что слухи о скором падении «Родины-матери» сильно преувеличены. Фото: АиФ-Волгоград/ Олеся Ходунова

В ближайших планах - защитить монумент от влаги. Проект гидрофобного покрытия находится на стадии разработки. Когда дело дойдет до его реализации, «Родину-мать» оденут в леса. А пока она боится влаги и дает протечки, особенно зимой.

Скульптура не предназначена для того, чтобы сюда водили посетителей. В планах ее создателей никогда не было лифта или смотровой площадки в голове. Из благ цивилизации здесь только электричество, даже телефонная связь с перебоями.

«Сейчас здесь хотя бы чисто, а когда я сюда первый раз пришел, было очень много пыли, строительного мусора. Мусор отсюда выносить тяжело, делали это в основном солдаты. Спускаться в туалет далеко, ходили они, кто где мог. А каких только надписей на стенах здесь не было. Но все затерли, - говорит Александр Чернов. - Это снаружи «Родина-мать» памятник, монумент, а внутри - строительная конструкция. Мы ведь не в Америке живем, у нас парадно делают только с одной стороны».


  • © / Григорий Белозеров

  • © / Григорий Белозеров

  • © / Григорий Белозеров

  • © / Олеся Ходунова

  • © / Олеся Ходунова

  • © / Григорий Белозеров

  • ©

Московский реставратор Вадим Церковников заявил: по его расчетам, катастрофа может произойти в любой момент. Однако волгоградские исследователи памятника уверяют, что это всего лишь - слухи. Корреспондент АиФ.ru Надежда Кузьмина встретилась со специалистами, которые осуществляют надзор за легендарной скульптурой «Родина-мать зовет!», побывала внутри памятника и узнала, можно ли сейчас быть уверенным в его безопасности.

Высота скульптуры 52 метра, с мечом - 87 метров. Вес - порядка 8 тысяч тонн. Страшно представить, что эта скульптура когда-нибудь может упасть. Однако смотрители памятника уверяют, что этого никогда не случится. За «Родиной-матерью» ведется постоянный надзор, который осуществляет один из лучших научно-исследовательских институтов в стране - Институт энергетических сооружений «РусГидро».

Все главные наблюдения сотрудники института проводят внутри скульптуры. Простому туристу попасть внутрь невозможно - нужно специальное разрешение.

«Соедините с ногой»

К памятнику «Родина-мать зовет» ведут 200 ступеней. Их ровно столько, сколько дней продолжался бой под Сталинградом, кардинально изменивший ход военной истории. Пока поднимаешься на самую вершину - 102 метра над землей - успеваешь разглядеть скульптуру со всех сторон. Так было задумано авторами проекта ансамбля «Героям Сталинградской битвы» Евгением Вучетичем и Николаем Никитиным .

Смотритель открывает дверь, ведущую внутрь «Родины-матери». Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Сотрудник института Ирина Ротермель под контролем смотрителя памятника открывает дверь, которая ведет в сердце «Родины-матери». Вход расположен на значительной высоте, поэтому, чтобы подняться внутрь, необходима лестница. Дверь особенная - защищена от взлома и находится под прицелом видеокамер, так что хулиганам проникнуть в скульптуру не удастся.

«Родина-мать» внутри полая и состоит из отдельных ячеек. По такому же принципу построена и Останкинская телебашня в Москве. Ведь оба эти объекта проектировал один и тот же конструктор - Николай Никитин. Все идеи, которые ему удалось реализовать во время грандиозной стройки в столице, он перенес и на символ победы.

Внутрь скульптуры ведет узкая и очень крутая бетонная лестница, по которой можно подняться в комнату, где расположена аппаратура для наблюдения за здоровьем железобетонной женщины. Это собственная разработка ученых волгоградского научно-исследовательского института.

Внутри скульптуры невероятное количество ходов - в Волгограде шутят, что она- мечта сталкера. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

«Родина-мать» стянута канатами, - рассказывает директор волгоградского филиала НИИ энергетических сооружений Геннадий Мажбиц . - Но они, как многие считают, предназначены не для устойчивости. Их цель - создать в скульптуре сжимающее напряжение и повысить долговечность бетона. Ведь бетон - материал, который не любит растягивающих напряжений, для того чтобы он не разрушался, нужна арматура, а чтобы он вел себя еще лучше, его надо предварительно сжать». Канаты внутри монумента появились не сразу.

«Телебашню строили ярусами - построили-стянули канатами, - поясняет Мажбиц. - «Родина-мать» же стояла какое-то время без них: пока их затащили, натянули, поставили на них датчики. Именно они определяют натяжение каната путем вибрации. Датчик срабатывает как молоточек, электромагнитным полем дергает канат, как скрипач - струны, и тут же автоматика переключается на измерение частоты. Человек приходит с ноутбуком, включает, замеряет показания, и компьютер показывает сразу, какой канат насколько натянут».

Раньше в скульптуре была проводная телефонная связь. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Такая проверка занимает примерно полтора часа и проводится еженедельно. Сегодня, благодаря электронике, это может выполнять один человек. В советское время, чтобы следить за скульптурой, нужен был целый штат. Для этого внутри «Родины-матери» была проведена даже телефонная связь: можно было позвонить по телефону, например в голову, ногу, эфес или меч.

К слову, по специальной лестнице можно подняться практически до самого кончика меча в руке «Родины-матери» - это почти 200 метров над землей. Но пускают туда только специалистов института и подготовленных альпинистов. Мне разрешили подняться до макушки железобетонной леди и посмотреть на город ее глазами.

Вид на Волгоград с высоты птичьего полета - вышка ВГТРК. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

52 метра над Мамаевым курганом, или 154 над землей

В голову «Родины-матери» ведет уже не бетонная, а металлическая лестница из прутьев, подняться по которой достаточно тяжело. Однако смотрители памятника делают это регулярно - необходимость. Нужно посмотреть, не попадает ли излишняя влага внутрь скульптуры и не увеличиваются ли уже имеющиеся трещины.

Правая рука с мечом. Видны отметки, которыми обозначены дефекты. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

На самой макушке «Родины-матери» расположен люк, из которого можно выглянуть и посмотреть на руку с мечом и город. На руке заметны пометки, сделанные альпинистами, - эта часть тела уже подвергалась лечению. Как рассказывает директор института Геннадий Мажбиц, «Родина-мать», как и каждая женщина, нуждается в тщательном и контролируемом уходе. Так железобетонная леди пережила уже несколько «подтяжек» и серию «уколов молодости»:

«Конструкцию усиливали после нашего исследования, - говорит ученый, - поставили дополнительные канаты в шлейф и стянули канатом плечи. Железобетон также подвергся лечению - инъектированию. Специальными шприцами, под давлением был подан жидкий материал, который заполнил трещины и микротрещины, чтобы уменьшить конденсат и попадание влаги. В основном инъектирование проводилось изнутри, а снаружи его выполняли промышленные альпинисты».

Без специальной подготовки, как у промышленного альпиниста, подниматься на макушку «Родины-матери» страшно. Все колоссальные памятники, которые расположены на Мамаевом кургане, кажутся игрушечными, а люди - меньше спичечной головки. Зато Волгоград отлично просматривается на несколько километров - в утреннем тумане виднеются трубы завода «Красный октябрь», как на ладони Центральный футбольный стадион, который пока еще не подвергся реконструкции в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу, колесо обозрения и даже скандальный «танцующий» мост. К слову, как это ни странно, у «Родины-матери» и моста оказывается очень много схожего.

Легендарный «танцующий» мост и скульптура на Мамаевом Кургане имеют похожие имел дефекты. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Спустя пару лет, после сдачи в эксплуатацию, у «Родины-матери» начал вибрировать меч. Такая вибрация угрожала не только его падением - под угрозой сохранности была вся правая рука.

«Он был сделан легеньким, из титана, весил тонн 11, - рассказывает Геннадий Мажбиц. - По тем временам - самый перспективный материал: прочность стали, а вес алюминия. Был придуман ряд устройств, чтобы снизить вибрацию меча, установлен демпфер, но в итоге меч просто заменили на более тяжелый из радированной стали. Что вибрация моста, что вибрация меча - физика одна и та же. В аэродинамике есть термин резонанс, когда при небольших воздействиях не очень удачно рассчитанная конструкция подвергается сильной вибрации. Точно также и мост подвергся вибрации».

Автографы внутри скульптуры. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

На стенах «Родины-матери» можно встретить разные рисунки. Часть из них осталась после строительства. Когда солдаты убирали мусор из полой скульптуры, некоторые посчитали своим долгом оставить внутри памятника свои автографы. Другие надписи сделаны специалистами.

«Мы специально помечаем трещины, ставим на них маячки, - рассказывает специалист института энергетических сооружений Ирина Ротермель . - Пока ни один из этих маячков не дал трещину - значит, ухудшения нет, со скульптурой все в порядке».

Трещины внутри «Родины-матери». Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Тем не менее, в обществе периодически поднимаются темы по поводу возможного падения «Родины-матери» и ее опасности как для туристов, так и для всех волгоградцев. Московский реставратор Вадим Церковников когда-то возглавлял группу, которая занималась восстановлением скульптуры «Рабочий и Колхозница» заявил, что «Родина-мать» находится в критическом состоянии и может рухнуть в любой момент. По его словам, бетонная скульптура покрыта сеткой трещин, фундамент - подтоплен грунтовыми водами. Такие выводы он озвучил после исследования монумента на Мамаевом кургане. Заключение о плачевном «состоянии здоровья» монумента реставратор направил министру культуры Владимиру Мединскому .

Однако, местные ученые уверяют, что это всего лишь очередной миф.

Солнце пробивается сквозь тучи над Мамаевым курганом. Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

Упадет ли Родина-мать?

«Когда пахнет деньгами, то находятся иногда такие товарищи, которые будоражат общественное мнение и вбрасывают заведомо ложную информацию, - считает директор научно-исследовательского института Геннадий Мажбиц. - Можно назвать любую цифру и по-своему ее интерпретировать: безграмотно или с какой-то личной целью. Люди, которым глубоко копать не хочется, они особо не разбираются, нагнетают обстановку. Да, макушка головы сейчас отклонилась примерно на 22 сантиметра от своего первоначального положения, но крена в ней ровно треть, все остальное - изгиб. Изгиб связан, в том числе, и с натяжением канатов, которые как могли, так и поставили. Все остальное серьезного беспокойства не вызывает», - добавляет Геннадий Леонидович.

Сотрудники охранной группы монумента поясняют: «Все это не больше, чем проблемы возраста. У любой женщины есть возраст, и у строительной конструкции есть возраст. Считается, если железобетонная конструкция сделана надежно, в проекте нет серьезных просчетов, на всех циклах все было хорошо, то где-то примерно через 40 лет у неё начинаются проблемы, которые надо гасить нормальным ремонтом».

«Где вы видели человека, который родился, в преклонном возрасте умер, но никогда не болел? - замечает Геннадий Мажбиц. - Со скульптурами все так же. Надо лечить!»

Вид с макушки «Родины-матери». Фото: АиФ/ Надежда Кузьмина

П амятник «Родина-мать зовет!» открылся в 1967 году. Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники» - вспоминаем 10 фактов о Родине-матери.

Волгоград. Мемориальный комплекс «Родина-мать зовёт!». Андрей Ижаковский / Фотобанк Лори

Конкурс без границ . Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны . Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров - 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Приходили проекты даже из-за рубежа - из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1962. Фотография: zheleznov.pro

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: stalingrad-battle.ru

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: planet-today.ru

Изменения в композиции . Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь война еще не закончилась.

Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо - со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.

Первый железобетонный памятник . Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.

Советская легкоатлетка Нина Думбадзе на соревнованиях. 1950-е. Фотография: russiainphoto.ru

Барельеф «Отход волонтеров на фронт в 1792 году» («Марсельеза»). Триумфальная арка. Скульптор Франсуа Рюд. Париж, Франция. 1836

Скульптура «Ника Самофракийская». Пифокрит из Линдоса. Около 190 до н.э. Лувр, Париж

Укрепление конструкции . Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню . Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.

Памятник эпохи трех генсеков . Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет - его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС - в то время уже Леонид Брежнев.

Самая высокая статуя мира . Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы - ее высота без пьедестала составляла 46 метров.

После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.

Стальной меч . Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника - меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.Монумент «Родина-мать зовет!». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Николай Никитин. Волгоград. 1959-1967

Монумент «Воин-освободитель». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Яков Белопольский. Берлин, Германия. 1949

Образ «Родины-матери» . Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.

: Мне выдалась поистине уникальная возможность посмотреть на Мамаев Курган и на Волгоград глазами самой Родины-Матери.

Попасть внутрь и подняться на самый её верх доступно далеко не каждому посетителю мемориала. Но я приехала в Волгоград специально за этим. Завораживают не столько виды, сколько сам факт того, что можно побывать в таком месте, пролезть через все нутро великой женщины. Сбылась мечта, казавшаяся несбыточной.

Сначала покажу, из чего же, из чего же сделана наша Родина, какая она внутри, а потом выглянем вместе из люка на макушке.

1. В непарадной части скульптуры есть небольшая дверца. Из нее инженер достал приставную лесенку, и мы небольшой компанией из четырех человек прошли в самое потайное и желанное помещение мемориала.

2. Технические данные скульптуры.

Скульптура сделана из предварительно напряжённого железобетона - 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника - 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры - 52 метра (масса - свыше 8000 тонн). Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно - большая его часть скрыта под землёй.

Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Толщина железобетонных стен составляет всего 25-30 сантиметров.

Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жёсткость каркаса поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Все это я вам сейчас покажу!

3. На этом снимке виден отсек, в котором стоит огнетушитель, и тросы натяжения. Подобные тросы стягиваю останкинскую башню.

4. Тросы стягивают руки к туловищу, а туловище натянуто по вертикали.

5. Крепление вертикальных тросов.

6. Крепление тросов правой руки с мечом.

7. За натяжением тросов следят специальные датчики.

8. Внутри много разных датчиков. Этот, судя по всему, установлен на трещину.

9. А эта конструкция следит за колебаниями.

10. Лаз в правую руку.

11. Без инструкций по технике безопасности никуда. Изображения напомнили уроки ОБЖ в школе, которые мы особенно всерьез не воспринимали, но бинтовать голову я до сих пор умею (-:

12. Редкий шанс встать монументу поперек глотки.

13. Добро пожаловать в голову, говорит старец Фура инженер отдела безопасности Виктор Григорьевич.

14. На каком-то форуме РЖД посчастливилось добыть отличные фотографии периода строительства монумента.

15. Меч, длиной 33 метра и массой 14 тонн, изначально представлял собой стальной каркас, обшитый титановыми листами. Высокая «парусность» меча вызвала его сильное раскачивание на ветру – избыточное механическое напряжение привело к деформации конструкции, появился неприятный скрежет металлических листов. В 1972 году лезвие меча заменили на бескаркасное, выполненное полностью из стали. Более короткое, 28-метровое, с отверстиями для уменьшения парусности и демпферами для гашения колебаний от ветровых нагрузок.

16. Готова! Прообразом скульптуры была Валентина Изотова (по другим сведениям - Пешкова Анастасия Антоновна, выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года).

17. Виктор Григорьевич открывает люк на самой макушке и разрешает нам вдоволь наслаждаться видом и делать фотографии.

18. Для начала оглядимся. Вид на Волгу и на весь мемориал.

19. Волгоград почти на сотню километров растянулся вдоль реки. Справа открывается вид на центральную часть город.

20. Слева - волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь".

21. Позади - воинское мемориальное кладбище, а чуть ближе видны водонапорные баки.

Ранее они использовались в качестве систем для очищения питьевой воды в городской системе водоснабжения. Эти баки – очевидцы самых суровых дней войны. В 1942-1943 годы они были превращены в гигантские блиндажи. Во время боев за Мамаев курган служили фашистам как настоящие бункеры: заминированные, с сосредоточением большого количества техники, вооружения. Это был жесточайший узел сопротивления.

22. Эстакадная часть танцующего моста.

24. Трубы завода.

25. Поселок "Тир".

26. Стадион "Ротор".

27. Купол планетария.

33. Экскурсию провела ваша Дашэчка. К слову, в тот день наверху было не очень ветрено, хотя я готовилась в тому, что будет сдувать.




Top