Что вы узнали о жанре натюрморт. Натюрморты великих мастеров

Даже люди неискушенные в живописи имеют представление о том, как выглядят натюрморты. Это картины, на которых изображены композиции из каких-либо предметов быта или цветов. Однако далеко не все знают, как переводится это слово - натюрморт. Сейчас мы поведаем вам об этом и о многом другом, что связано с данным жанром.

Происхождение слова "натюрморт"

Так вот, выражение nature morte пришло в русский язык, конечно же, из французского. Как вы сами видите, оно разделено на две части - "nature" и "morte", которые переводятся соответственно как "природа, натура, жизнь" и "мертвый, тихий, неподвижный". Теперь складываем две части воедино и получаем всем знакомое слово "натюрморт".

Опираясь на все вышесказанное, можно сделать заключение, что натюрморты - это жанр станковой живописи, изображение художником на холсте застывшей, неподвижной натуры. Правда, иногда мастера натюрморта дополняют свои вполне живых существ - бабочек, гусениц, паучков и жучков и даже птиц. Но исключение только подтверждает основное правило.

Формирование жанра

История натюрморта насчитывает вот уже почти 600 лет. До XVI в. никому и в голову не могло прийти, что можно рисовать красками какие-то неодушевленные предметы, пусть даже очень красивые. Натюрморты-картины просто не существовали в те времена. В средние века живопись была всецело посвящена Богу, церкви и человеку. Художники писали картины на религиозные сюжеты, также были в почете портреты. Даже пейзаж выступал лишь в качестве дополнения.

Но все-таки некоторые элементы натюрморта встречались уже в 15 веке у голландских живописцев. На их картинах с традиционным религиозным или мифологическим содержанием, а также на портретах встречаются изображения тщательно выписанных цветочных гирлянд, книг, посуды и даже человеческих черепов. Пройдет пара веков, и весь мир будет восторгаться творениями так называемых Малых голландцев - мастеров натюрмортной живописи.

Однако своему выделению в самостоятельный жанр изобразительного искусства натюрморт обязан отнюдь не голландцам, а французам. Такие как Франсуа Депорт, Моннуайе и Жан-Батист Удри сформулировали основные принципы "предметной" живописи, сформировали ее основную концепцию и явили широкой публике всю красоту и очарование натюрморта.

Эпоха Малых голландцев - расцвет натюрмортной живописи

Итак, попробуем отмотать несколько веков назад для того, чтобы понять кто такие Малые голландцы и почему, когда речь заходит о классическом натюрморте, вспоминают всегда именно их. Первые голландские натюрморты - это творения живописцев, живших в Нидерландах в 17 веке. Малые голландцы - так принято называть школу живописи и сообщество художников, создававших картины бытовой направленности небольших размеров. Конечно, они писали не только натюрморты.

Среди них было много пейзажистов и мастеров жанровой живописи. Их полотна были предназначены вовсе не для дворцов и церквей, а для украшения жилища самых обычных горожан. В то время в маленькой Голландии жило около 3-х тысяч художников, и все они отличались огромной работоспособностью и умением хорошо переносить на холст красоту обыденного мира. Впоследстии искусствоведы назовут это время Голландским Ренесансом. Именно тогда жанр натюрморта получил широкое распространение.

Лучшие голландские натюрморты

На прекрасных как на витрине, разложены перед зрителями различная кухонная утварь, фрукты, роскошные цветы, предметы быта. Очень были популярны цветочные натюрморты. Это отчасти было вызвано тем, что в Нидерландах испокон веков существовал культ цветов и садоводства. Одними из самых ярких представителей голландской натюрмортной живописи 17 в. являлись художники Ян Давидс де Хем, а также его сын Корнелис де Хем.

Их живописные творения получили популярность и известность во многом благодаря тому, что они мастерски умели изображать цветы и фрукты. Тщательная проработка деталей вкупе с утонченной цветовой гаммой и идеально построенной композицией делали их картины бесподобными. Эти художники рисовали роскошные цветочные букеты, стоящие в прекрасных вазах, рядом с которыми порхают бабочки; гирлянды фруктов; прозрачные бокалы, наполненные вином; блюда с виноградом и другими фруктами; музыкальные инструменты и т. д. Известные натюрморты отца и сына поражают своей реалистичностью, тонкой передачей игры света и изысканным колоритом.

Натюрморт в живописи импрессионистов

Большое внимание уделяли жанру натюрморта и французские импрессионисты, а также постримпрессионисты. Естественно, их манера письма резко отличалась от реалистической изысканности Малых голландцев, ведь классическая живопись импрессионистов не привлекала. Клод Моне, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Ван Гог - все эти художники любили писать цветы и растения, ведь и те и другие являются частью природы, красоту которой они воспевали всю свою жизнь.

Огюст Ренуар написал за свою жизнь целую галерею прекрасных воздушных натюрмортов. Иногда изображение "застывшей натуры" требуется импрессионистам лишь в качестве дополнения. Например, в картине "Завтрак на траве" Эдуарда Мане на первом плане можно увидеть великолепный натюрморт из разбросанной одежды, рассыпанных по траве фруктов и снеди. Ван Гог писал много необычных натюрмортов. Многие знают его картины "Подсолнухи" или "Ирисы", но у него еще есть такие полотна, как или "Стул Ван Гога" - все это также образцы натюрмортной живописи.

Русский натюрморт

Удивительно, что в России натюрморт в виде отдельного жанра не был востребован долгое время, так как считался чуть ли не низшим из всех видов изобразительного искусства, который не требует ни фундаментальных знаний, ни специальных навыков в живописи. Только во второй половине XIX в. русские передвижники смогли вызвать у российской публики интерес к этому жанру искусства.

Впоследствии натюрмортной живописью увлекались многие русские живописцы. Натюрморты известных художников, таких как Игорь Грабарь, Кузьма Петров-Водкин, Иван Хруцкой, можно увидеть в залах Третьяковской галереи, Русского музея, Музея изобразительных искусств им. Пушкина в Москве, а также в Эрмитаже. Но настоящий расцвет натюрмортной живописи произошел в нашей стране в эпоху социализма.

Фото натюрморт

С приходом фотографии в мире искусства появился еще такой жанр, как фото натюрморты. Сегодня очень многие люди увлекаются созданием фотографических шедевров. Некоторые снимки просто поражают своим совершенством и мастерством фотографа. Иногда при помощи фотокамеры талантливым фотохудожникам удается заснять натюрморты, которые ничем не уступают самым знаменитым творениям Малых голландцев.

Для того чтобы начать рисовать натюрморт, нужно сначала его составить из каких-нибудь предметов. Для первых опытов в натюрмортной живописи лучше не делать сложных композиций, пары-тройки предметов будет вполне достаточно.

Далее рисуем натюрморт поэтапно. Сначала нужно сделать рисунок карандашом или углем. Потом следует легкий подмалевок, раскрывающий основные цвета и тени композиции, а уж затем можно приступать непосредственно к прорисовке деталей.

мертвая природа - жанр изобразительного искусства, главным образом станковой живописи, посвященной изображению неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи, рыбы, атрибуты какой-либо деятельности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НАТЮРМОРТ

франц. nature morte – мертвая природа), один из жанров живописи. В натюрмортах изображаются дары природы (плоды, цветы, рыба, дичь), а также вещи, сделанные руками человека (столовая утварь, вазы, часы и т. д.). Иногда неодушевленные предметы соседствуют с живыми существами – насекомыми, птицами, животными и людьми.

Натюрморты, включенные в сюжетные композиции, встречаются уже в живописи Древнего мира (настенные росписи в Помпеях). Сохранилось предание о том, что древнегреческий художник Апеллес столь искусно изобразил виноград, что птицы приняли его за настоящий и стали клевать. Как самостоятельный жанр натюрморт сложился в 17 в. и тогда же пережил свой яркий расцвет в творчестве голландских, фламандских и испанских мастеров.

В Голландии существовало несколько разновидностей натюрморта. «Завтраки» и «десерты» художники писали так, что казалось, будто человек где-то рядом и сейчас вернется. На столе дымится трубка, скомкана салфетка, не допито вино в бокале, надрезан лимон, надломлен хлеб (П. Клас, В. Хеда, В. Калф). Популярны были также изображения кухонных принадлежностей, ваз с цветами и, наконец «Vanitas» («суета сует»), натюрморты на тему бренности жизни и ее кратковременных радостей, призывавшие помнить об истинных ценностях и позаботиться о спасении души. Любимые атрибуты «Vanitas» – череп и часы (Ю. ван Стрек. «Суета сует»). Для голландских натюрмортов, как и вообще для натюрморта 17 в., характерно присутствие скрытого философского подтекста, сложная христианская или любовная символика (лимон был символом умеренности, собачка – верности и т. д.) Вместе с тем художники с любовью и восторгом воссоздавали в натюрмортах многообразие мира (переливы шелков и бархата, тяжелые ковровые скатерти, мерцание серебра, сочные ягоды и благородное вино). Композиция натюрмортов проста и устойчива, подчинена диагонали или форме пирамиды. В ней всегда выделен главный «герой», например бокал, кувшин. Мастера тонко выстраивают взаимоотношения между предметами, противопоставляя или, наоборот, сопоставляя их цвет, форму, фактуру поверхности. Тщательно выписаны мельчайшие детали. Небольшие по формату, эти картины рассчитаны на пристальное рассматривание, долгое созерцание и постижение их скрытого смысла.

Фламандцы, напротив, писали крупные, порой огромные полотна, предназначенные для украшения дворцовых зал. Их отличают праздничное многоцветье, обилие предметов, сложность композиции. Такие натюрморты называли «лавками» (Я. Фейт, Ф. Снейдерс). В них изображали столы, заваленные дичью, дарами моря, хлебами, а рядом – хозяев, предлагающих свой товар. Изобильная снедь, словно не умещаясь на столах, свисала, вываливалась прямо на зрителей.

Испанские художники предпочитали ограничиваться небольшим набором предметов и работали в сдержанной цветовой гамме. Посуда, фрукты или раковины на картинах Ф. Сурбарана и А. Переды степенно расставлены на столе. Их формы просты и благородны; они тщательно вылеплены светотенью, почти осязаемы, композиция строго уравновешена (Ф. Сурбаран. «Натюрморт с апельсинами и лимонами», 1633; А. Переда. «Натюрморт с часами»).

В 18 в. к жанру натюрморта обратился французский мастер Ж.-Б. С. Шарден. Его картины, изображающие простую, добротную утварь (миски, медный бак), овощи, немудреную снедь, наполнены дыханием жизни, согреты поэзией домашнего очага и утверждают красоту повседневного бытия. Шарден писал также аллегорические натюрморты («Натюрморт с атрибутами искусств», 1766).

В России первые натюрморты появились в 18 в. в декоративных росписях на стенах дворцов и картинах-«обманках», в которых предметы воспроизводились настолько точно, что казались настоящими (Г. Н. Теплов, П. Г. Богомолов, Т. Ульянов). В 19 в. традиции обманки были переосмыслены. Натюрморт переживает подъем в первой пол. 19 в. в творчестве Ф. П. Толстого, переосмыслившего традиции «обманок» («Ягоды красной и белой смородины», 1818), художниковвенециановской школы, И. Т. Хруцкого. В обыденных предметах художники стремились увидеть красоту и совершенство.

Новый расцвет жанра наступает в кон. 19 – нач. 20 в., когда натюрморт становится лабораторией творческих экспериментов, средством выражения индивидуальности художника. Натюрморт занимает значительное место в творчестве постимпрессионистов – В. Ван Гога, П. Гогена и прежде всего П. Сезанна. Монументальность композиции, скупые линии, элементарные, жесткие формы в картинах Сезанна призваны выявить конструкцию, основу вещи и напомнить о незыблемых законах мироустройства. Художник лепит форму цветом, подчеркивая ее материальность. В то же время неуловимые переливы цветовых оттенков, особенно холодного голубого, сообщают его натюрмортам ощущение воздуха и простора. Линию сезаннистского натюрморта продолжили в России мастера «Бубнового валета» (И. И. Машков, П. П. Кончаловский и др.), соединив ее с традициями русского народного творчества. Художники «Голубой розы» (Н. Н. Сапунов, С. Ю. Судейкин) создавали ностальгические, стилизованные под старину композиции. Философскими обобщениями проникнуты натюрморты К. С. Петрова-Водкина. В 20 в. в жанре натюрморта решали свои творческие задачи П. Пикассо, А. Матисс, Д. Моранди. В России крупнейшими мастерами этого жанра были М. С. Сарьян, П. В. Кузнецов, А. М. Герасимов, В. Ф. Стожаров и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Инструкция

Натюрморт как жанр выделился не сразу, долгое время картины, изображающие цветы и предметы быта, использовали как обрамляющее дополнение к другим полотнам, а также как украшение на створках мебели. Первые самостоятельные картины появились примерно 17-м веке. Тогда изображения предметов стали использовать как аллегории, и каждый предмет имел дополнительный символичный смысл. Позже натюрморт стал популярен среди художников, однако считался низшим жанром.

Существует несколько видов натюрморта, один из самых ранних и распространенных – цветочный натюрморт, следующий по популярности - натюрморт сервированного стола. Продолжает существовать и символичный натюрморт. еще один вид, появившийся относительно недавно - абстрактный натюрморт, в этом стиле предметы изображаются не реалистично, формы схематичны, а цвета лишены плавных переходов.

Если вы увлекаетесь рисованием, наверняка вы сделали уже немало рисунков и картин в этом жанре. Для того чтобы нарисовать натюрморт не нужно тратить время и силы на поиски интересных объектов для рисования, вы всегда можете составить хорошую композицию из предметов, которые всегда под рукой. Используйте в качестве фона драпировку, небольшой кусок ткани вполне подойдет. Расположите объекты так, чтобы у вас получилось несколько планов, помните, что предметы большого размера должны находиться на заднем плане и собой те, что меньше. Поставьте дополнительный боковой источник цвета, это придаст объектам объем. Регулярные упражнения с такими постановками позволят вам оттачивать свои навыки рисования.

Видео по теме

Источники:

  • Композиция в натюрморте
  • Что такое натюрморт

Хороший натюрморт рождается задолго до того, как вы возьмете в руки краски и кисточку. Успех зависит от того, как вы выберете предметы, которые будете рисовать, и каким образом расположите их в пространстве.

Инструкция

Придумайте тему натюрморта. Безусловно, можно поставить на стол все предметы сразу, но гораздо логичнее будут выглядеть компоненты, объединенные одной историей, угадываемой личностью их хозяина или хотя бы стилистически.

Рассортируйте все составные части по форме. Желательно, чтобы она была разнообразна – найдите предметы высокие и низкие, широкие и узкие. В противном случае однообразие форм на картине приведет к тому, что всё смешается в одну массу и объекты просто «выпадут» из поля зрения.

Проследите за тем, чтобы не состоял из продуктов и вещей, которые не сочетаются по цвету. Если вам сложно определить это на глаз, воспользуйтесь цветовым кругом. Впишите в него равносторонний треугольник. Его углы будут указывать на три основных цвета, хорошо сочетающихся друг с другом. В качестве дополнительных цветов можно взять оттенки, которые находятся по бокам от основных.

Подберите подходящий фон. Можно разложить натюрморт на драпировке или непокрытой поверхности. Важно, чтобы по цвету она была нейтральной (если оттенки предметов насыщенные) или сочеталась со всей композицией. В любом случае фон не должен забирать на себя львиную долю внимания зрителя.

Цитата сообщения Голландские живописцы отец и сын van Streeck. Juriaen van Streeck (1632-1687).Быстротечность жизни. - ч.1.

Натюрморт с устрицами , персиками и лимон ом .

Juriaen van Streeck (Амстердам, 29 февраля 1632 - похоронен 12 июня 1687, Амстердам) - голландский художник Золотого века. Известный мастер натюрмортов. С 1655 года числится в городских списках Амстердама. О жизни мастера сохранился минимум сведений. Известно, что в 1653 году он женился на Grietje Claes; после свадьбы пара переехала из Jordaan в Prinsengracht, у них было 10 детей, трое из которых умерли в детстве. Juriaen van Streeck был учеником и последователем Willem Kalf (1619, Роттердам — 31 июля 1693, Амстердам) и находился под влиянием Barendt van der Meer (Haarlem 1659-1690/1702). Houbraken также пишет о его сыне Hendrick van Streeck, который был учеником Эмануэля де Витте и занимался украшением интерьеров церквей, писал эти интерьеры, также писал натюрморты. Когда Ван Streeck умер, он был владельцем гостиницы на Kerkstraat . Из замечаний современников можно сделать вывод о том, что работы Юриана ван Стрека очень ценились при его жизни. А позднейшие исследователи даже называли его в числе лучших мастеров натюрморта второй половины XVII века Произведения художника часто приписываются другим крупнейшим натюрмортистам этого периода - Виллему Кальфу и Barendt van der Meer . Ранее в моем дневнике пост о художнике был .

По словам Houbraken , Ван Streeck отличался в выборе натюрмортных предметов , ориентируясь в основном на тему transcience (быстротечность жизни) .


Натюрморт с апельсином , лимоном и двумя персиками в фарфоровой чаше Ван - Ли

Большинство картин художника принадлежат той разновидности голландского натюрморта, которая получила название «роскошных» завтраков, став отражением изменившихся вкусов голландских бюргеров второй половины XVII века. После окончательного заключения мира и подтверждения в 1642 году независимости Голландии, разбогатевшие представители третьего сословия, стали подражать аристократам. Их быт приобрел черты степенности и размеренности, а костюмы и трапезы стали выражением благосостояния. В натюрмортах этого времени оловянная посуда сменяется на серебряную, вместо фаянса и стекла местного производства появляется драгоценный китайский фарфор и дорогое венецианское стекло, столы укрывают необыкновенно модные в то время ковровые или бархатные скатерти. Основную интригу изобразительного сценария картин образует продуманная организация освещения, с помощью которой художник расставляет основные колористические акценты в изображении плодов, привезенных из жарких стран в Голландию.


Закуска (Завтрак) c. 1670 The Hermitage, St. Petersburg


Закуска (Завтрак)

Темный фон натюрмортов дает особую глубину работам. Эта особенность очевидно связана с нетрадиционной для голландских живописцев своеобразной техникой, скорее всего заимствованной художником у венецианских мастеров, писавших свои полотна на темных коричнево-красных грунтах, поглощающих световые лучи и создающих как раз тот самый неповторимый эффект глубины и бархатистости тона.


Натюрморт с фруктами, фаянсовой миской и ремером


Натюрморт с фруктами и бокалом вина на столе

Омар , персик и лимон в наклоненной фарфоровой чаше Ван-Ли , хлебом и ножом на оловянной тарелке, золоченым кубком- наутилусом и вином в ремере и кувшине на частично задрапированном столе.


Натюрморт с фруктами и китайским фарфором Private collection

Декоративный натюрморт с фруктами вфарфоровой миске Ван-Ли.

Натюрморт, после 1653 Wallraf-Richartz-Museum, Cologne

В этой картине художника на темном фоне предметы освещены невидимым источником , Особенно эффективны подавленные минимальные цветовые оттенки и противопоставления текстур . При выборе объектов и на темном фоне Streeck следует Кальфу , но эта картина является своеобразным шедевром .

Натюрморт с устрицами


Натюрморт из лимонов , персиков и винограда в нише


Натюрморт с мавританским слугой, стоящим за столом

Натюрморт с фруктами и оплетеной бутылью


Натюрморт с китайским фарфором и фруктами

Натюрморт с имбирем , лимоном, вазой и кубком-наутилусом.

Натюрморт с фруктами в блюде из Делфтского фарфора .

Натюрмортом с лимоном персиками, венецианским стеклом и ножом , все на каменном выступе, задрапированом красным сукном , в пейзаже


Сине-белый фарфор Ван-Ли с персиками , лимоном и апельсином и ножом на частично задрапированном каменном высту пе

Натюрморт с персиками и апельсином в миске фарфора Ван-Ли , китайской фарфоровой вазой, и позолоченным серебряным наутилусом

Натюрморт с апельсинами , персиками и лимоном в сине- белой фарфоровой чаше , серебряным с позолотой Nautilus на серебряной позолоченной тарелке вместе с хлебом и ножом

Натюрморт с апельсином и персиками в фарфоровой Ван-Ли чаше, наутилусом , китайской фарфоровой вазой и ножом , все на каменном столе, задрапированном с красным бархатом


Большой натюрморт с паштетом, вином, виноградом, лимоном, розами и мертвыми птицами



Фруктовый натюрморт с обрядовыми сосудами (деталь)


Фруктовый натюрморт с обрядовыми сосудами (деталь)


Фруктовый натюрморт с обрядовыми сосудами (деталь)

Натюрморт с ремером , апельсином и каштаном

Натюрморт с бокалом и фруктами на тарелке Холст, масло 83х69,5 см


Ванитас натюрморт с веером из перьев и шлемом

Портреты в гравюре Johan Hendrik Roos and Juriaan van Streek (нижний портрет), by Jakob Campo Weyerman, 1729


Натюрморт с серебряным кувшином, крабами и китайским фарфором.


Натюрморт Натюрморт

(франц. nature morte, итал. natura morta, буквально - мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still life, буквально - тихая или неподвижная жизнь), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящён изображению окружающих человека вещей, размещённых, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. Специальная организация мотива (так называемая постановка) - один из основных компонентов образной системы жанра натюрморт. Кроме неодушевленных предметов (например, предметов домашнего обихода), в натюрморте изображают объекты живой природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращённые в вещь, - рыбу на столе, цветы в букете и т. п. Дополняя основной мотив, в натюрморт может входить изображение людей, животных, птиц, насекомых. Изображение вещей в натюрморт имеет самостоятельное художественное значение, хотя в процессе развития он нередко служил выражению символического содержания, решению декоративных задач или естествоиспытательски точной фиксации предметного мира и т. п. Вместе с тем натюрморт, может характеризовать не только вещи сами по себе, но и социальное положение, содержание и образ жизни их владельца, порождать многочисленные ассоциации и социальные аналогии.

Натюрмортные мотивы как детали композиций встречаются уже в искусстве Древнего Востока и античности, с натюрмортом отчасти сопоставимы некоторые явления в средневековом искусстве Дальнего Востока (например, так называемый жанр "цветы-птицы"), но рождение натюрморта как самостоятельного жанра происходит в новое время, когда в творчестве итальянских и особенно нидерландских мастеров Возрождения развивается внимание к материальному миру, к его конкретно-чувственному изображению. Историю натюрморта как жанра станковой живописи, и в частности его типа "trompe l"oeil" (так называемая обманка), открывает иллюзионистически точно воссоздающий предметы "Натюрморт" итальянца Якопо де Барбари (1504). Распространение жанра натюрморт приходится на вторую половину XVI - начало XVII вв., чему способствовали характерные для этой эпохи естественнонаучные склонности, интерес искусства к быту и частной жизни человека, а также само развитие методов художественного освоения мира (работы нидерландца П. Артсена, фламандца Я. Брейгеля Бархатного и др.).

Эпоха расцвета натюрморта - XVII в. Многообразие его типов и форм в это время связано с развитием национальных реалистических школ живописи. В Италии и Испании подъёму натюрморта во многом способствовало творчество Караваджо и его последователей (см. Караваджизм). Излюбленными темами натюрморта были цветы, овощи и фрукты, дары моря, кухонная утварь и т. п. (П. П. Бонци, М. Кампидольо, Дж. Рекко, Дж. Б. Руопполо, Э. Баскенис и др.). Испанскому натюрморту свойственны возвышенная строгость и особая значительность изображения вещей (X. Санчес Котан, Ф. Сурбаран, А. Переда и др.). Интерес к бытовому характеру вещей, интимность, нередко демократизм образов ярко проявились в голландском натюрморте. Для него характерны особое внимание к передаче световой среды, разнообразной фактуры материалов, тонкость тональных отношений и цветового строя - от изысканно скромного колорита "монохромных завтраков" В. Хеды и П. Класа до напряжённо-контрастных, колористически эффектных композиций В. Калфа ("десерты"). Голландский натюрморт отличает обилие различных типов этого жанра: "рыбы" (А. Бейерен), "цветы и фрукты" (Я. Д. де Хем), "битая дичь" (Я. Венике, М. Хондекутер), аллегорический натюрморт "vanitas" ("суета сует") и др. Фламандский натюрморт (главным образом "рынки", "лавки", "цветы и фрукты") выделяется размахом и одновременно декоративностью композиций: это гимны плодородию и изобилию (Ф. Снейдерс, Я. Фейт), В XVII в. развивается также немецкий (Г. Флегель, К. Паудис) и французский (Л. Божен) натюрморт. С конца XVII в. во французском натюрморте восторжествовали декоративные тенденции придворного искусства ("цветы" Ж. Б. Моннуайе и его школы, охотничий натюрморт А. Ф. Депорта и Ж. Б. Удри). На этом фоне подлинной человечностью и демократизмом выделяются произведения одного из самых значительных мастеров французского натюрморта - Ж. Б. С. Шардена, отмеченные строгостью и свободой композиций, тонкостью колористических решений. В середине XVIII в. в период окончательного сложения академической иерархии жанров возник термин "nature morte", который отразил пренебрежительное отношение к этому жанру сторонников академизма, отдававших предпочтение жанрам, областью которых была "живая натура" (исторический жанр, портрет и др.).

В XIX в. судьбы натюрморта определяли ведущие мастера живописи, работавшие во многих жанрах и вовлекавшие натюрморт в борьбу эстетических взглядов и художественных идей (Ф. Гойя в Испании, Э. Делакруа, Г. Курбе, Э. Мане во Франции). Среди мастеров XIX в., специализировавшихся в этом жанре, выделяются также А. Фантен-Латур (Франция) и У. Харнет (США). Новый подъём натюрморт был связан с выступлением мастеров постимпрессионизма, для которых мир вещей становится одной из основных тем (П. Сезанн, В. ван Гог). С начала XX в. натюрморт является своего рода творческой лабораторией живописи. Во Франции мастера фовизма (А. Матисс и др.) идут по пути обострённого выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, а представители кубизма (Ж. Брак, П. Пикассо, X. Грис и др.), используя заложенные в специфике натюрморта художественно-аналитические возможности, стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы. Натюрморт привлекает и мастеров других течений (А. Канольдт в Германии, Дж. Моранди в Италии, Ш. Лукьян в Румынии, Б. Кубишта и Э. Филла в Чехии и др.). Социальные тенденции в натюрморте XX в, представлены творчеством Д. Риверы и Д. Сикейроса в Мексике, Р. Гуттузо в Италии.

В русском искусстве натюрморт появился в XVIII в. вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир ("обманки" Г. Н. Теплова, П. Г. Богомолова, Т. Ульянова и др.). Дальнейшее развитие русского натюрморта в течение значительного времени носило эпизодический характер. Его некоторый подъём в первой половине XIX в. (Ф. П. Толстой, школа А. Г. Венецианова, И. Т. Хруцкий) связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном. Во второй половине XIX в. к натюрморту этюдного характера лишь изредка обращались И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Д. Поленов, И. И. Левитан; подсобное значение натюрморта в художественной системе передвижников следовало из их представления о главенствующей роли сюжетно-тематической картины. Самостоятельное значение натюрморта-этюда возрастает на рубеже XIX и XX вв. (М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов). Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX в. К его лучшим образцам относятся импрессионистические работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря; тонко обыгрывающие историко-бытовой характер вещей произведения художников "Мира искусства" (А. Я. Головин и др.); остро декоративные образы П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина, М. С. Сарьяна и других живописцев круга "Голубой розы"; яркие, пронизанные полнотой бытия натюрморты мастеров "Бубнового валета" (П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн, В. В. Рождественский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, Н. С. Гончарова). Советский натюрморт, развиваясь в русле искусства социалистического реализма, обогащается новым содержанием. В 20-30-х гг. он включает и философское осмысление современности в обострённых по композиции произведениях (К. С. Петров-Водкин), и тематических "революционных" натюрмортах (Ф. С. Богородский и др.), и попытки вновь осязаемо обрести отвергнутую так называемыми беспредметниками "вещь" через эксперименты в области цвета и фактуры (Д. П. Штеренберг, Н. И. Альтман), и полнокровное воссоздание красочного богатства и многообразия предметного мира (А. М. Герасимов, Кончаловский, Машков, Куприн. Лентулов, Сарьян, А. А. Осмёркин и др.), а также поиски тонкой колористической гармонии, поэтизацию мира вещей (В. В. Лебедев, Н. А. Тырса и др.). В 40-50-х гг. значительно многообразные по манере натюрморты, отражающие существенные особенности современные эпохи, создали П. В. Кузнецов, Ю. И. Пименов и др. В 60-70-х гг. в натюрморте активно работают П. П. Кончаловский, В. Б. Эльконик, В. Ф. Стожаров, А. Ю. Никич. Среди мастеров натюрморта в союзных республиках выделяются А. Акопян в Армении, Т. Ф. Нариманбеков в Азербайджане, Л. Свемп и Л. Эндзелина в Латвии, Н. И. Кормашов в Эстонии. Тяготение к повышенной "предметности" изображения, эстетизация окружающего человека мира вещей обусловили интерес к натюрморту молодых художников 70-х - начала 80-х гг. (Я. Г. Анманис, А. И. Ахальцев, О. В. Булгакова, М. В. Лейс и др.).

В. Хеда. "Завтрак с ежевичным пирогом". 1631. Картинная галерея. Дрезден.



П. Сезанн. "Персики и груши". Конец 1880-х гг. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Москва.



К. С. Петров-Водкин. "Утренний натюрморт". 1918. Русский музей. Ленинград.



И. И. Машков. "Снедь московская: хлебы". 1924. Третьяковская галерея. Москва.

Литература: Б. Р. Виппер, Проблема и развитие натюрморта. (Жизнь вещей), Казань, 1922; Ю. И. Кузнецов, Западноевропейский натюрморт, Л.-М., 1966; М. М. Ракова, Русский натюрморт конца XIX - начала XX в., М., 1970; И. Н. Пружан, В. А. Пушкарев, Натюрморт в русской и советской живописи. Л., (1971); Ю. Я. Герчук, Живые вещи, М., 1977; Натюрморт в европейской живописи XVI - начала XX века. Каталог, М., 1984; Sterling Ch., La nature morte de l"antiquitй а nos jours, P., 1952; Dorf B., Introduction to still-life and flower painting, L., 1976; Ryan A., Still-life painting techniques, L., 1978.

Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

натюрмо́рт

(франц. nature morte – мёртвая природа), один из жанров живописи. В натюрмортах изображаются дары природы (плоды, цветы, рыба, дичь), а также вещи, сделанные руками человека (столовая утварь, вазы, часы и т. д.). Иногда неодушевлённые предметы соседствуют с живыми существами – насекомыми, птицами, животными и людьми.
Натюрморты, включённые в сюжетные композиции, встречаются уже в живописи Древнего мира (настенные росписи в Помпеях ). Сохранилось предание о том, что древнегреческий художник Апеллес столь искусно изобразил виноград, что птицы приняли его за настоящий и стали клевать. Как самостоятельный жанр натюрморт сложился в 17 в. и тогда же пережил свой яркий расцвет в творчестве голландских, фламандских и испанских мастеров.
В Голландии существовало несколько разновидностей натюрморта. «Завтраки» и «десерты» художники писали так, что казалось, будто человек где-то рядом и сейчас вернётся. На столе дымится трубка, скомкана салфетка, не допито вино в бокале, надрезан лимон, надломлен хлеб (П. Клас, В. Хеда, В. Калф). Популярны были также изображения кухонных принадлежностей, ваз с цветами и, наконец «Vanitas» («суета сует»), натюрморты на тему бренности жизни и её кратковременных радостей, призывавшие помнить об истинных ценностях и позаботиться о спасении души. Любимые атрибуты «Vanitas» – череп и часы (Ю. ван Стрек. «Суета сует»). Для голландских натюрмортов, как и вообще для натюрморта 17 в., характерно присутствие скрытого философского подтекста, сложная христианская или любовная символика (лимон был символом умеренности, собачка – верности и т. д.) Вместе с тем художники с любовью и восторгом воссоздавали в натюрмортах многообразие мира (переливы шелков и бархата, тяжёлые ковровые скатерти, мерцание серебра, сочные ягоды и благородное вино). Композиция натюрмортов проста и устойчива, подчинена диагонали или форме пирамиды. В ней всегда выделен главный «герой», например бокал, кувшин. Мастера тонко выстраивают взаимоотношения между предметами, противопоставляя или, наоборот, сопоставляя их цвет, форму, фактуру поверхности. Тщательно выписаны мельчайшие детали. Небольшие по формату, эти картины рассчитаны на пристальное рассматривание, долгое созерцание и постижение их скрытого смысла.







Фламандцы, напротив, писали крупные, порой огромные полотна, предназначенные для украшения дворцовых зал. Их отличают праздничное многоцветье, обилие предметов, сложность композиции. Такие натюрморты называли «лавками» (Я. Фейт, Ф. Снейдерс ). В них изображали столы, заваленные дичью, дарами моря, хлебами, а рядом – хозяев, предлагающих свой товар. Изобильная снедь, словно не умещаясь на столах, свисала, вываливалась прямо на зрителей.
Испанские художники предпочитали ограничиваться небольшим набором предметов и работали в сдержанной цветовой гамме. Посуда, фрукты или раковины на картинах Ф. Сурбарана и А. Переды степенно расставлены на столе. Их формы просты и благородны; они тщательно вылеплены светотенью, почти осязаемы, композиция строго уравновешена (Ф. Сурбаран. «Натюрморт с апельсинами и лимонами», 1633; А. Переда. «Натюрморт с часами»).
В 18 в. к жанру натюрморта обратился французский мастер Ж.-Б. С. Шарден . Его картины, изображающие простую, добротную утварь (миски, медный бак), овощи, немудрёную снедь, наполнены дыханием жизни, согреты поэзией домашнего очага и утверждают красоту повседневного бытия. Шарден писал также аллегорические натюрморты («Натюрморт с атрибутами искусств», 1766).
В России первые натюрморты появились в 18 в. в декоративных росписях на стенах дворцов и картинах-«обманках», в которых предметы воспроизводились настолько точно, что казались настоящими (Г. Н. Теплов, П. Г. Богомолов, Т. Ульянов). В 19 в. традиции обманки были переосмыслены. Натюрморт переживает подъём в первой пол. 19 в. в творчестве Ф. П. Толстого , переосмыслившего традиции «обманок» («Ягоды красной и белой смородины», 1818), художников венециановской школы , И. Т. Хруцкого. В обыденных предметах художники стремились увидеть красоту и совершенство.
Новый расцвет жанра наступает в кон. 19 – нач. 20 в., когда натюрморт становится лабораторией творческих экспериментов, средством выражения индивидуальности художника. Натюрморт занимает значительное место в творчестве постимпрессионистов – В. Ван Гога , П. Гогена и прежде всего П. Сезанна . Монументальность композиции, скупые линии, элементарные, жёсткие формы в картинах Сезанна призваны выявить конструкцию, основу вещи и напомнить о незыблемых законах мироустройства. Художник лепит форму цветом, подчёркивая её материальность. В то же время неуловимые переливы цветовых оттенков, особенно холодного голубого, сообщают его натюрмортам ощущение воздуха и простора. Линию сезаннистского натюрморта продолжили в России мастера «Бубнового валета » (И. И. Машков , П. П. Кончаловский и др.), соединив её с традициями русского народного творчества. Художники «Голубой розы» (Н. Н. Сапунов , С. Ю. Судейкин ) создавали ностальгические, стилизованные под старину композиции. Философскими обобщениями проникнуты натюрморты К. С. Петрова-Водкина . В 20 в. в жанре натюрморта решали свои творческие задачи П. Пикассо , А. Матисс , Д. Моранди. В России крупнейшими мастерами этого жанра были М. С. Сарьян , П. В. Кузнецов , А. М. Герасимов, В. Ф. Стожаров и др.




Top