Что вы здесь делаете фильмы. Что стало с мальчиком из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (4 фото)

Советские комедийные художественные фильмы отличают такие знакомые каждому выросшему на них человеку сюжеты, легкая ирония и тот непередаваемый колорит, который превратил их в эпохальный феномен в истории мирового кинематографа. Каждый из них уже давно разобран на фразы, которые стали крылатыми. Мы вновь и вновь пересматриваем такие любимые ленты, хотя и видели их уже далеко не раз, смеясь и переживая вместе с их героями.

В 1964 году в прокат вышла дебютная полнометражная работа режиссера Элема Климова, которая была просто обречена на успех, – «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен».

События этого легендарного фильма переносят зрителя в атмосферу классического пионерского лагеря. Как и положено, в каждой ленте о детях есть своенравный хулиган – в этом случае им оказался Костя Иночкин. Сорванец вопреки всем требованиям администрации покинул купальню и переплыл реку, за что без промедления был исключен. Боясь реакции строгой бабушки, мальчик тайком пробирается назад в лагерь и пытается «продержаться» до конца смены, заручившись помощью приятелей. Но наша история не о нем.

«А чой-то вы тут делаете, а?» – одна из тех самых фраз, о которых мы уже упоминали. Говорил ее мальчик с сачком – смешной, любопытный и при этом удивительно милый. Его сыграл малоизвестный актер с тяжелой судьбой Вячеслав Царев, который запомнился миллионам любителей советского кино именно этой ролью.

Ему было всего 13, когда его выбрали из трех сотен претендентов. Комический образ, который с большой вероятностью стал бы постоянным амплуа Царева, по тем временам считался не самым престижным, но мальчику прочили успешное будущее, как минимум, он мог бы повторить успех Савелия Крамарова. Однако сам он решил по-другому.

В те времена киностудия «Мосфильм» находилась на окраине города. Когда объявлялись кастинги среди детей-актеров, наиболее частыми ее посетителями были ребята из близлежащих деревень. В одной из них, Троице-Голенищево, в 1951 году родился Вячеслав Валентинович. Несмотря на то, что роль мальчика с сачком сделала его знаменитым, после окончания школы он отправился служить на флот, испугавшись того, что в театральном институте нужно было отучиться еще целых шесть лет.

Всего за его плечами 5 фильмов. Хотя Царева приглашали на совершенно незначительные на первый взгляд работы, каждая из них была запоминающейся – он прекрасно вживался в образ. Так, в ленте «Ташкент – город хлебный» парень сыграл очаровательного жулика – кажется, никто не смог бы лучше воплотить этот персонаж.

Его герой Анчутка из последнего фильма актера «В тринадцатом часу ночи», снятого в жанре новогоднего ревю, также сразу полюбился зрителю. Однако больше его не приглашали в кино – у парня в слишком раннем возрасте появились пагубные привычки, от которых он не смог отказаться даже ради всесоюзной славы.

После службы на флоте молодой человек женился, однако семейное счастье оказалось недолгим. Спустя 5 лет супруга подала на развод и забрала единственного сына. Больше Царев его не видел. Устроиться на стабильную работу у бывшего актера возможности не было – он так и не получил высшее образование. В разные времена он продавал мороженое, мел дворы, грузил ящики в винном магазине, подрабатывал сторожем и даже уборщиком в одной из психиатрических лечебниц недалеко от столицы. Однако мужчина нигде не задерживался надолго – виной всему было его прогрессирующее пристрастие к спиртному. Дошло даже до того, что он, будучи не в себе, переписал свою квартиру на афериста и оказался на улице.

В одном из подвалов Царев познакомился с женщиной, которая была рядом следующие 25 лет его жизни, – Любой. Именно она дала ему кров над головой, пара даже мечтала о ребенке, которому так и не суждено было родиться. К несчастью, у женщины не могло быть детей, тому же, она с удовольствием разделяла любовь своего избранника к горячительным напиткам.

«Работали» они оба на помойках – собирали и сдавали бутылки, еще пригодные к использованию вещи, а вырученные деньги предпочитали тратить на алкоголь. Тем не менее соседи пары всегда отзывались о Цареве как о добрейшем человеке – он не мог пройти мимо обездоленного животного, всегда был готов оказать посильную помощь.

С приходом моды на ретро о мальчике с сачком вспомнили журналисты, которые время от времени наведывались в его бедный дом. Царев с нетерпением ждал, что режиссеры увидят сюжет о нем и снова начнут приглашать в кино, но этого так и не произошло.

В 25-ю годовщину совместной жизни пара планировала узаконить свои отношения, однако и этому не суждено было случиться. 28 июня 2006-го, так и не придя в сознание после второго инсульта, Вячеслав Валентинович скончался. Спустя два месяца умерла и его верная Люба. Их похоронили на разных кладбищах – родственники женщины настояли на том, чтобы она хотя бы после смерти оказалась как можно дальше от гражданского мужа.

«А чой-то вы тут делаете, а?» – вот и все, чем запомнился зрителям перспективный молодой актер, сделавший неправильный жизненный выбор. Именно ее можно прочесть на надгробной плите чуть ниже фотографии того самого лопоухого мальчика с сачком.

Судьбы детей-актеров часто складываются совсем не так, как ожидают они сами и возлагающие на них надежды взрослые. Они так и остаются заложниками самых ярких своих персонажей, которые остаются в старых фильмах все теми же в то время, как их собственные жизни поворачивают совсем не по тому пути.

9 октября 1964 года состоялась премьера фильма Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Это был дебют. Режиссер волновался. И не зря. В гробовой тишине члены худсовета посмотрели картину и так же молча вышли. Фильм отложили... А спустя какое-то время показали Хрущеву , и он от души повеселился: смешно ведь, пускайте в прокат!..

Через пять дней после премьеры Пленум ЦК КПСС постановил снять Хрущева с должности. Но это уже совсем другая история.

О том, как снимался фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», об Элеме Климове и о себе, рассказывал Вячеслав Царев — исполнитель роли мальчика с сачком, запомнившийся одной-единственной, вроде бы простой, но такой колоритной фразой: «А чой-то вы тут делаете, а?..»

В 60-е годы он снялся в пяти фильмах, в том числе, у Климова, Тарковского и Шепитько . Судьба предоставила ему шикарный шанс выбиться «из грязи в князи», а потом опустила на самое дно. И теперь впору о нем самом снимать кино — как жить не надо...

Один как идиотик...

Славе было лет 12, когда выпускник ВГИКа Элем Климов начал снимать дипломную работу «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Слава учился в школе, был пионером, жил в деревушке Троице-Голенищеве недалеко от «Мосфильма» и после уроков катался с ребятами «зайцем» на троллейбусе.

Строгий голос: «Ваши билетики?!» испугал пацанов насмерть. Но уже через минуту «контролер» вышел из роли и, обращаясь к Славику, спросил по-доброму: «Хочешь в кино сниматься?» Как это, мальчик представлял себе плохо.

— Мама у меня на ТЭЦ вахтером работала, папа тоже простолюдин, — рассказывал Царев. — Говорю же — я из крестьян, господи Боже мой!

Вслед за Славой на свет появилась сестренка. Достатка в семье не было.

— Ну, отбор я прошел. Песню спел (гимн пионеров «Взвейтесь кострами!»), станцевал, стихотворение «Стрекоза и Муравей» рассказал. В школе учился так себе. Но все сделал, что просили. А как же!

— Хулиганили небось в школе?

— А что это сразу «хулиганил»? До сих пор не пресекался, ни привлекался...

Климов предъявлял жесткие требования к претендентам на роли и не сразу рассмотрел маленького Славу.

— На пробы съехались триста детей. Элитные, наряженные. У многих родители — важные шишки... Я один — как идиотик... Помню, пришел домой: «Мам, меня там на съемки пригласили... Дядя один... Климов». Она переполошилась: «Славочка, зачем? куда?». В чем была дома, поехала со мной на «Мосфильм»... Ну что там говорить, жили мы в деревне, а значит, бедно.

Он так и не узнал, сколько получил за фильм, сделавший его в 1964 году известным. Гонорар получали родители.

— Я же 13-й номер был, тьфу, господи. Был задействован на протяжении всей картины. Снимали в пионерлагере «Орленок». Я потом даже от школы отстал.

Климов — папа в искусстве

Когда картина, преодолев бюрократические препятствия и освободившись от ярлыков «антисоветской» и «антихрущевской», все же вышла на экраны, Славу Царева стали узнавать на улице. И даже в 50 лет останавливали: мы на ваших фильмах выросли.

— Добрая картина, мне нравится. А смысл там какой? Понимаете? «Дети, вы хозяева лагеря!». Какого такого лагеря? Социалистического, коммунистического... Тогда-то мы многого не знали, не понимали.... Климов гением был. Я его называл папой в искусстве. А он говорил: «Я тебя породил, я и убью». А мне озвучивать страшно не хотелось. Ну, какому ребенку понравится, что его бьют?

— Неужто по-настоящему били?

— А как же! Я ведь должен был кричать, а просто так не получалось. Климов вообще строгий был. Подзатыльники давал...

Судьба была благосклонна к Цареву. Сказав: «Из тебя будет толк», она дала ему второй шанс и отправила к Тарковскому в картину «Андрей Рублев». Славе надо было только прислушаться к ней...

— Тарковский ведь тоже великий режиссер. Я Андрейку играл, друга Бориски (в этой роли снимался Николай Бурляев . — Авт.). Ой, ну у Андрея Арсеньевича все сложнее было. Мы тогда пол-страны объехали: Кижи, Владимир, Суздаль, где на один кв. км чуть не 37 церквей... А фильм-то вообще жестокий. Столько крови! Татаро-монголы. Зарезанные лошади...

— Как Тарковский относился к актерам?

— Очень прекрасно, очень прекрасно! Но в то же время и требовательным был. Ко мне — понежнее, все-таки я и ростом поменьше, и помоложе. А там ведь были и такие, как, допустим, Солженицын ...

— Анатолий Солоницын?

— Тьфу, ты, господи, Солоницын, конечно... С ребятишками режиссер был поласковее. А спуску все равно не давал. Если что не так, ругал: я на тебя пленку трачу, свет, грим. А ну, возьми себя в руки! Психолог был отличный. Когда расстались, я попал к Юсупову , в фильм «Ташкент — город хлебный»...

На самом деле, эту картину снял узбекский режиссер Шухрат Аббасов . Царев, вероятно, напутал, подзабыл. Он и про климовский фильм говорил, что должен был там кричать. Но зачем, если в роли всего две фразы: «А чой-то вы тут делаете, а?» и после того, как его прогоняют: «Ладно, ладно». Напротив, в «Рублеве» Андрейку секут, и, вполне вероятно, Тарковский требовал натурального ора.

Было ощущение, что Царев не хотел ничего помнить. Отслужив три года на флоте, он завязал с кино. Раз и навсегда.

Кошки и куклы

Исколесив вдоль и поперек Бутово, мы с фотографом, наконец, нашли дом Царева. Ехали без приглашения. Телефона у артиста не было...

Узнать мальчика с сачком оказалось несложно. Тот же взгляд, улыбка. Разве что не спросил: «А чой-то вы тут делаете, а?»

Впрочем, нет. Взгляд был невыносимо уставшего от жизни человека. Грустная улыбка выдавала лютую ненависть к стоматологии.

Небольшого роста. Помятое, в морщинах лицо. Старый рваный свитер, ставший белесым от кошачьей шерсти. Подвернутые джинсы — будто взяты напрокат. Ботинки откуда-то с антресолей, одни для дома и улицы. Встретишь такого в городе — по инерции шарахнешься...

Андрей Рублёв» (1966-1969)

Обстановка в квартире — безмолвное, но яркое дополнение образа хозяина.

— Живу я просто, даже убого. Кушать нечего. Зато выпить много, — будто оправдывался он.

Огромный шкаф, сервант, стол, пара стульев и три кровати (одна на кирпичах) — вот и весь интерьер однокомнатной малогабаритки, в которой обитали Царев, жена Люда, старая кошка-мать и два ее жирных сына. Похоже, животные только и помогали ему оставаться человеком. Их надо кормить, выгуливать — огромная ответственность. Проявить заботу и любовь к детям Цареву не пришлось.

— Первая жена метрдотелем в ресторане работала. Но, видимо, не устраивал ее бывший артист — нашла кого получше. А меня армейские друзья познакомили с Людой. Мы уже полжизни вместе. Она на стройке диспетчером трудилась, там и квартиру эту получила. Но сейчас на инвалидности. Люда у меня мануфистка — знаете, что такое? Она маленьких кукол собирает, а я ей помогаю! В коллекции ни одной одинаковой! Вон, смотри, мышонок спит в ягодке...

Показывая игрушки, Царев вмиг преобразился! Глаза загорелись! Смех, улыбка — ну, точно как в детстве. А начинал говорить о жизни — и опять скисал.

Отдав долг Родине, сразу устроился грузчиком. Режиссерам, если предлагали роли, отказывал. Но отчего? Почему выбрал не самое лучшее место под солнцем? В его жизни ровным счетом ничего не понятно...

Лучшей жизни не будет

— Ну, не хотел я больше сниматься. Не хо-тел!

— Что делать планировали?

— Ну не воровать же. Это я сейчас временно не работаю...

— Жаль, конечно. Хорошо ведь начали!

— Хорошо начал, да плохо кончаю.

— Может, простите, сглупили, не подумали, что стоит продолжить? Некому было подсказать?

— А вот это — может быть! Да! Наверное, по глупости. Просто вбил себе дурь в голову. Думал: зачем мне это?

— Грузчиком лучше?

— Может быть.

— Так ведь тяжелая работа.

— А там — умственная. Тут на руки давят, там на мозги.

Царев рассказывал, что каждый раз его в работе что-то не устраивало — оттого и увольнялся, переходя на другую. По правде: часто — выгоняли. В том числе, за пьянку.

— Мы ведь вас еле нашли. Поговаривали, вы спились, умерли...

— Да что вы?! Неужели такое говорили? Нет, как видите — жив, здоров...

— Разве что выпить любите?

— А кто не любит?.. И почему не выпить, если есть?

Царев был не пьян и оттого, наверное, малоразговорчив и сентиментален. Сидел грустный...

— А сейчас смогли бы сыграть, если б пригласили?

— Я уж и камеры, наверное, испугаюсь. Давно не зовут... Да и типаж не тот. Если только найдется роль для меня, загримируют под Бабу-Ягу... Но нет... Негож я: старый, без зубов...

Родители Царева, поначалу недоверчиво относившиеся к тому, что сын снимается, потом гордились им. Но их уже много лет нет в живых. Не осталось друзей из мира кино. Армейские — кто пьет, кто колется. Да и из родных — только супруга и сестра. Потому, наверное, на вопрос: «Как же вы живете без телефона?» — артист вздохнул: «А кому звонить?» И в словах его была такая неподдельная тоска! Такое одиночество!

В тот момент он уже два года сидел без работы. Изредка кто-то доверял что-нибудь разгрузить, давал денежку или продуктов. А так... Жил Царев затворником. Ничего не хотел. Ни на что не надеялся.

— О чем мечтать? Лучшей жизни, наверное, уже не будет.

При этом он не жаловался, как многие, оставшиеся не у дел. Не озлобился, не проклинал власть. И несмотря на все передряги, сумел остаться человеком. Искренним, наивным и добрым.

28 июня 2006 года Вячеслав Царев ушел из жизни. Ему было всего 55. Или 54... Дата смерти известна, а дня и месяца рождения в справочниках нет. Такая судьба...

Актер Вячеслав Царев, запомнившийся нам мальчиком с сачком в фильме Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», закончил свою жизнь не в лучах славы, а в маленькой квартире на окраине Москвы. О том, как сложилась судьба актера, расскажет этот пост.

«Мама вахтером работала на второй ТЭЦ возле Киевского вокзала, – вспоминал Вячеслав Валентинович. – Папа тоже простолюдин был. …Я из крестьян, Господи Боже мой! Мы тогда жили в деревне Троице-Голенищево рядом с “Мосфильмом”.
Катались как-то с друзьями на троллейбусе, “зайцем”, конечно, и вдруг – контролер: “Ваши билетики?!” Все перепугались, а он спрашивает меня: “Хочешь в кино сниматься?” Я пришел домой и говорю: “Мам, меня там один дяденька пригласил, Климов”.

Ну, ты можешь себе представить? Она испугалась: “Слава, да куда?” Поехала со мной на студию чуть ли не в фартуке. Там, бл..., все в бантиках, туда-сюда... И я один – как идиотик. Смешно...»

Через два года Славу пригласил сниматься в своем фильме Андрей Тарковский. Мальчику тогда было 15 лет.

«Требовательным был, – вспоминал Вячеслав Валентинович. – Ко мне понежнее, потому что я поменьше ростом и поменьше возрастом. […] Но он и ребятишкам не давал спуска. Я, мол, на тебя пленку трачу, свет, грим там... Сколько денег всё стоит! Соберись, возьми себя в руки! Он психолог был...»

После окончания средней школы Царев служил на флоте, женился. Потом работал грузчиком в винном магазине, уборщиком в подмосковной психиатрической клинике, продавцом мороженого, сторожем дворником.
Незадолго до смерти его разыскали ушлые московские журналисты, беспощадно описав житье-бытье Вячеслава Валентиновича:

«...В московском районе Бутово мы с большим трудом нашли многоэтажный дом, в котором с женой Людмилой, старой кошкой и двумя ее жирными котярами-сыновьями обитает Вячеслав Царёв.
– Живу я просто. Убого. Кушать нечего. Выпить – много.
Пригласив нас пройти в единственную комнату малогабаритки, Вячеслав Валентинович начал говорить о себе сам. Будто оправдывался.
Вид уставшего, как после ночной смены, человека. Грустная улыбка. Беззубый рот. Старенькая одежонка. Из мебели – громоздкий старинный шифоньер, сервантик, стол, пара стульев, три кровати (у одной вместо ножек кирпичи).
Так живет человек, снимавшийся когда-то у мэтров отечественной кинематографии».

В 2012 г. попечением Общества некрополистов на его могиле была установлена черная каменная стела с кадром из фильма Элема Климова и знаменитой репликой его героя: «А чего вы тут делаете, а?»

Фильмография

1963 - Короткие истории (эпизод «В суде») - школьник
1964 - Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён - мальчик с сачком
1966 - Андрей Рублёв - Андрейка, помощник литейщиков
1967 - Ташкент - город хлебный - жулик
1969 - В тринадцатом часу ночи - Анчутка




Top