Что заканчивал розенбаум. Александр яковлевич розенбаум биография

БИОГРАФИЯ

Надо приложить немало усилий, чтобы среди современников найти тех, кто никогда не слышал имя Александра Розенбаума и никогда не слышал хотя бы одной из его песен. Если на каком-нибудь мероприятии присутствует человек с гитарой, его после исполнения своего репертуара всегда спросят: «А «Вальс-бостон» знаешь? А про уток, ну, где любить — так любить, стрелять — так стрелять?». Это ли не народное признание творчества артиста, поэта, композитора и певца Александра Розенбаума, который написал более 850 песен и стихов, выпустил 33 альбома, снялся в семи художественных и нескольких документальных фильмах. Деятельность Александра Розенбаума оценена присвоением ему в 2001 году звания «Народный артист России».

Начало пути


Медицина

Первые песни

Одно из удивительных качеств Александра Розенбаума как творческой личности – умение перевоплощаться, вживаться в образ героев своих песен, прорастать их мыслями, чувствами, становиться единым целым. Поэтому песни «одесского цикла», навеянные рассказами Исаака Бабеля («Ах, эти ночи», «Гоп-стоп», «Фраер», «Мы с ним росли в одном дворе» и другие) – всегда рождали много необоснованных слухов. Розенбаум не «блатной», он может быть «блатным» только в творчестве. То же происходило и при знакомстве с его песнями о казачестве («Казачья», «На Дону, на Доне», «Есаул», «Жеребёнок»). Многие пытались выяснить родственную связь Розенбаума с казачеством, поскольку невозможно было поверить, что так написать и спеть мог не казак. И в этом весь Розенбаум, из-под пера которого выходят песни, выстраданные его душой, прочувствованные каждой клеточкой его сердца, головы и тела. Был лишь единственный случай, когда исполняемая песня «умерла» и больше не исполнялась никогда. Это песня «В горах Афгани», написанная им перед поездкой с концертами в Афганистан. Увиденное воочию настолько разнилось с полученной ранее информацией, что рвало на куски сердце, изменяло восприятием разум, наполняло душу непередаваемой болью. Поэтому рождённые песни о войне в Афганистане («Дорога длиною в жизнь», «Караван», «Мы вернёмся») не оставляют равнодушными никого, а «Монолог пилота «чёрного тюльпана» до сих пор зрители слушают стоя, со слезами на глазах.

ПризнанНый талант

Говоря о многогранности творчества Александра Розенбаума, необходимо отметить, что он никогда не писал песни циклами, сгруппировать их можно только по тематике.

Удивительно, как ещё совсем молодой человек смог написать такие сильные, проникновенные, пронизанные настоящей любовью к Родине, песни о 37-м годе: «Вальс 37-го года», «Колыбельная на нарах», «Анафема», «Покаяние». Вроде бы не обличающие напрямую, не конкретизирующие факты годов репрессий, сопровождающиеся даже лирическими мелодиями, эти песни имеют такую мощь, раскрывая страх и страдания народа, что даже в 80-х годах запрещались для исполнения перед публикой.

Андрей Сердюков

БИОГРАФИЯ

Надо приложить немало усилий, чтобы среди современников найти тех, кто никогда не слышал имя Александра Розенбаума и никогда не слышал хотя бы одной из его песен. Если на каком-нибудь мероприятии присутствует человек с гитарой, его после исполнения своего репертуара всегда спросят: «А «Вальс-бостон» знаешь? А про уток, ну, где любить - так любить, стрелять - так стрелять?». Это ли не народное признание творчества артиста, поэта, композитора и певца Александра Розенбаума, который написал более 800 песен и стихов, выпустил 32 альбома, снялся в семи художественных и нескольких документальных фильмах. Деятельность Александра Розенбаума оценена присвоением ему в 2001 году звания «Народный артист России».

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой, профессиональная деятельность которых впоследствии была связана только с медициной, что в значительной степени предопределило выбор профессии врача и их сыном Александром.

В 1956 году в семье Розенбаумов родился младший сын Владимир, которого, к сожалению, уже нет в живых. В памяти Александра Розенбаума – лучшие годы общения с братом в детстве, юности и старшем возрасте. С 1975 года Александр Яковлевич Розенбаум состоит в браке с Еленой Викторовной Савшинской. Их дочь Анна - профессиональный переводчик, выйдя замуж, подарила им четырёх замечательных внуков.


В детстве Александр Розенбаум не получил элитарного воспитания, он – продукт обычной советской интеллигентной семьи. Относительная свобода действий и выбора явились залогом его развития как многогранной личности. Единственным давлением со стороны матери было обучение Александра в музыкальной школе, за что он бесконечно благодарен ей.

Александр начал заниматься музыкой с пятилетнего возраста, окончил музыкальную школу по классу фортепиано, в последствии – вечернее музыкальное училище по классу джазовой аранжировки.

В музыкальной школе Саша учился неохотно, как, впрочем, все нормальные мальчишки, которых больше привлекал двор и дворовое братство. Обучение музыке родители считали частью общего образования, и лишь бабушка, Анна Артуровна, сразу разглядела в нем свои нереализованные таланты и говорила: «Саша - исключительный». Бабушка была самым дорогим человеком в жизни Саши, настоящим другом. Общение с ней изменило отношение к музыке, которая стала для Александра такой же неотъемлемой частью жизни, как дыхание.

Талант, конечно, от Бога, толчки же к творчеству – от талантливых людей. В 13 лет на Сашу произвела сильное впечатление игра пианиста джазового ансамбля на танцах, куда он попал случайно, придя к бабушке на работу. Тапёр милостиво пустил за клавиши, играли в четыре руки. Это был такой восторг, что Саша уселся за рояль надолго, как оказалось, на всю жизнь. Вторым толчком стало знакомство с известным гитаристом Михаилом Мининым – соседом бабушки по коммунальной квартире, который показал Саше основные аккорды и, как будто, потянул за струны его души, да так, что с гитарой Александр больше не расставался никогда, обучаясь игре самостоятельно и оттачивая мастерство терпением, талантом и временем. В 16 лет появились и первые стихи, рифмы на школьные и домашние темы непроизвольно рождались в сознании юноши. Это были первые шаги к созданию собственных песен.

Медицина


В период обучения в 1-ом Ленинградском Медицинском институте, в который Александр Розенбаум поступил сразу после школы, он охотно участвовал в студенческих капустниках. Ещё на первом курсе одна из песен, исполненная Александром на общегородском смотре, была отмечена призом зрительских симпатий на Киевском фестивале авторской песни.

В 1974 году, успешно сдав все государственные экзамены, Розенбаум получает диплом врача-терапевта общего профиля по специализации «Анестезиология-реаниматология» и устраивается работать на 1-ую подстанцию «скорой помощи», где почти 6 лет находится на переднем крае медицинского сражения за человеческую жизнь. В последствии Розенбаум скажет: «Не побоюсь самомнения – я мыслю массой людей, и не потому, что я некий Иисус Христос, а потому, что моё человечество – это всегда огромное количество людей больных, с трудными судьбами, которых я не в силу дарования, а в силу своей медицинской профессии узнал, впитал, пережил. Без медицины у меня, как певца-стихотворца, ничего бы не вышло».

Естественно, что в период работы на «скорой» рождались песни специфической тематики: «Песня врача «скорой помощи», которая была написана ночью в машине при вынужденной стоянке под разведённым мостом, «Один день врача «скорой помощи», «Ничего нет невозможного», «Ностальгическая», написанная уже после ухода Александра из медицины. Уход был неизбежен, песня перестала быть хобби, стала по существу второй профессией, нужно было выбирать, быть либо врачом, либо артистом. Он выбрал последнее.

Первые песни

Если кто-то думает, что первыми песнями Александра Розенбаума были, так называемые «блатные», то ошибается, так как первыми были песни о любви («Дым любви», «Подоконник», «Тёплый ветер лета») и о войне («Звездопад», «Дай мне минуту»), а также о любимом родном городе («Песня о Ленинграде», написанная в 1968-м году). К написанию песен о родном городе он возвращается снова и снова, так как любит его всё острее и чувственней. Это гордость творениями Петра I в «Прогулке по Невскому», красота холодной осени Петербурга в песне «Придёт пора», хулиганская песня «Лиговка», «Налетела грусть», «Вальс на Лебяжьей канавке» и другие. Из песен недавнего периода: «Ночь на Васильевском» с печалью об ушедших годах, «Ночной полёт» с восхищением красотой творений мастеров Петербурга, «Однажды на Лиговке», «Тополиный пух» с олицетворением Санкт-Петербурга Демоном и Ангелом, а себя как автора его вечным слугой.


Одно из удивительных качеств Александра Розенбаума как творческой личности – умение перевоплощаться, вживаться в образ героев своих песен, прорастать их мыслями, чувствами, становиться единым целым. Поэтому песни «одесского цикла», навеянные рассказами Исаака Бабеля («Ах, эти ночи», «Гоп-стоп», «Фраер», «Мы с ним росли в одном дворе» и другие) – всегда рождали много необоснованных слухов. Розенбаум не «блатной», он может быть «блатным» только в творчестве. То же происходило и при знакомстве с его песнями о казачестве («Казачья», «На Дону, на Доне», «Есаул», «Жеребёнок»). Многие пытались выяснить родственную связь Розенбаума с казачеством, поскольку невозможно было поверить, что так написать и спеть мог не казак. И в этом весь Розенбаум, из под пера которого выходят песни, выстраданные его душой, прочувствованные каждой клеточкой его сердца, головы и тела. Был лишь единственный случай, когда исполняемая песня «умерла» и больше не исполнялась никогда. Это песня «В горах Афгани», написанная им перед поездкой с концертами в Афганистан. Увиденное воочию настолько разнилось с полученной ранее информацией, что рвало на куски сердце, изменяло восприятием разум, наполняло душу непередаваемой болью. Поэтому рождённые песни о войне в Афганистане («Дорога длиною в жизнь», «Караван», «Мы вернёмся») не оставляют равнодушными никого, а «Монолог пилота «чёрного тюльпана» до сих пор зрители слушают стоя, со слезами на глазах.

Такую же мощь и силу имеют песни о Великой Отечественной войне, вызывающие скупые слёзы на глазах ветеранов, смотревшие без страха даже в глаза смерти; проникновенно и тихо эти песни слушают уже правнуки этих ветеранов. Это: «Красная стена» (о памяти погибших в боях за Сталинград), «Бабий Яр» (о гибели более ста тысяч советских людей под Киевом), «На Дороге Жизни» (о блокадном Ленинграде), «А может, не было войны?» (об ужасах фашизма, которые должны быть сохранены в нетленной памяти многих поколений, чтобы не было подобного повторения), «Я часто просыпаюсь в тишине» (песня написана Розенбаумом в период его работы на «скорой помощи» как отклик на рассказ больного о том, что ему каждую ночь снится война) и другие.

Творчество Александра Розенбаума также характеризуется интересом к судьбе декабристов («Декабристский сон»), истории России послереволюционных годов («Романс генерала Чарноты», «Романс Най-Турса», «Романс Колчака»), к цыганской жизни («Песня коня цыганских кровей», «Если было бы можно…») и многим другим темам. И везде он честен и открыт. В лихие 90-е годы, когда многие упивались свободой «разделяй и властвуй», прославляя время становления любой ценой, Розенбаум пишет простенькую с виду песню «Что-то здесь не так», которая выражает гражданскую позицию автора к жестокому и подчас безрассудному времени перемен, его любовь к многострадальной Родине. Этому же периоду посвящены песни: «Посмертная записка», «Воры в законе», «Стрелка», «Транссибирская магистраль» и другие.

Розенбаум имеет чёткое понятие – каким должен быть мужчина и чем он должен заниматься, продолжает учиться всему и у всех. Его слушатели – от подростков до пожилых людей, места выступлений различны: от тюрем, временных сцен в местах боевых действий, небольших сцен провинциальных городов, кораблей ВМФ до лучших концертных залов мира. Каждый год 9 мая выступает в Санкт-Петербурге, потому что День Победы для него больше, чем праздник. И каждое его выступление – при полном аншлаге. Он не заискивает перед слушателями, не поёт по заказу, в День медицинского работника с удовольствием надевает белый халат, потому что бывших врачей не бывает.

Он сделал себя сам, он никого не пускает в свою душу и готов заплатить за всё, что взял у судьбы.

Сегодня Александр Яковлевич Розенбаум продолжает писать новые песни и активно гастролировать, потому что остановка для него – вещь опасная.

Андрей Сердюков

В конце восьмидесятых годов в кинотеатрах Советского Союза был показан фильм "Друг" с Сергеем Шакуровым и Василием Ливановым в главных ролях. В ленте представлена история дружеских отношений клинического алкоголика и его собаки, которая обладает даром человеческой речи. Музыку к этому фильму написал малоизвестный тогда среди широкой общественности Александр Розенбаум.

Среди пяти песен, написанных композитором для этого фильма, была и песня «Вальс-бостон», благодаря которой Александр Яковлевич сразу же приобрёл всенародную популярность. Фильм был впоследствии незаслуженно забыт. Сейчас о нём могут вспомнить только некоторые знатоки отечественного кинематографа. А песня до сих пор не перестаёт быть одной из самых популярных в своём жанре.

Первые шаги

А между тем, творческая биография Александра Розенбаума началась задолго до появления его песен в кино. Музыку он начал писать ещё в конце шестидесятых. Первые его опыты были песнями о любви и о любимом городе - Ленинграде. Затем появились стилизации под городской романс и блатные песни. Эта тематика была навеяна музыканту сборником «Одесские рассказы» Исаака Бабеля.

Ряд ранних песен был посвящен врачебной деятельности, так как трудовая биография Розенбаума начиналась с работы врачом скорой помощи. Еще будучи студентом медицинского института в Ленинграде, куда он поступил в 1968 году, решив пойти по стопам родителей, он участвовал в нескольких самодеятельных эстрадных ансамблях. Уже первокурсником он получил награду киевского конкурса авторов-исполнителей за одну из своих песен. Также Розенбаум писал песни для различных студенческих вечеров. Окончив институт по специальности врач-реаниматолог, Александр поступил в джазовое училище, где изучал курс аранжировки. Этим фактом объясняется довольно изысканная «джазовая» гармония некоторых из его песен, в частности «Вальса-бостона». Параллельно с обучением в училище (на вечернем отделении) он продолжал медицинскую деятельность.

Выбор между медициной и музыкой

Как-то музыкант признался, что в биографии Александра Розенбаума как поэта важнейшую роль сыграла его врачебная практика. Благодаря работе в скорой помощи, постоянному общению с разными людьми, постоянной борьбе за их жизни и наблюдению за людьми, находящимися в тяжёлых жизненных ситуациях, а порою на грани жизни и смерти, Александру Яковлевичу пришлось в совершенстве изучить особенности человеческой натуры, что проявилось позже в его песенных стихах. Некоторые из его ранних песен даже написаны были во время рабочих перерывов.

К началу восьмидесятых годов в биографии Розенбаума настал момент, когда ему пришлось сделать выбор между медициной и творчеством - двумя его жизненными призваниями. Александр Яковлевич отдал предпочтение музыке. Хотя сам он любит повторять, что не бывает бывших врачей.

Начиная с 1980-го года он выступает в составе нескольких профессиональных эстрадных ансамблей. Дебютом в сольной карьере можно считать концерт в Доме культуры Министерства Внутренних Дел в 1983-м году. Примерно в это же время появились первые магнитофонные записи артиста, в числе которых следует отдельно упомянуть совместные альбомы с братьями Жемчужными, которые известны своим сотрудничеством со знаменитым шансонье Аркадием Северным. Позже Розенбаум создал собственный театр-студию.

Личная жизнь Розенбаума

В биографии артиста нельзя пройти мимо такой важной темы как семейная жизнь.

Женился Александр рано. Но его семейный союз с первой супругой просуществовал меньше года. Второй раз Розенбаум женился в 1975 году. Со второй женой он учился в одной группе в медицинском институте. Через год после свадьбы у них родился ребёнок. Девочку назвали Анной.

Сейчас она с мужем живёт в Израиле, где работает переводчиком. У Александра Яковлевича на данный момент четыре внука.

Родители Александра, как уже говорилось ранее, были медиками. Специальность отца - уролог, а матери - акушер-гинеколог. Раннее детство будущего артиста прошло в Восточном Казахстане, где отец служил главврачом городской больницы. Затем семья в полном составе переехала в Ленинград, где Александр учился в школе, занимавшей здание, в котором до революции был В старших классах перешёл в другую школу, где углубленно изучал французский язык. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано и скрипки. По соседству с его бабушкой проживал популярный в те времена гитарист - Александр Минин, который и преподал юному Розенбауму первые уроки игры на семиструнной гитаре.

Важной деталью биографии Розенбаума является то, что в своей профессиональной деятельности он использует шестиструнную гитару, которая настроена как семиструнная, только без пятой струны. Его личная коллекция гитар состоит из более, чем пятнадцати инструментов. В краткой биографии Александра Розенбаума, которая приводится в данной статье, нельзя не упомянуть ещё об одном немаловажном событии, оставившем след в творчестве поэта-песенника. В 1980-е годы он несколько раз побывал в Афганистане, где выступал с концертами для бойцов. Позже несколько песен Розенбаум посвятил Афганской войне.

Одна из «афганских» песен - «В горах Афгани» была написана до того, как автор побывал на передовой. Впоследствии эта композиция была «забракована» самим Александром Яковлевичем за недостоверность представленной в ней информации.

Характеристика творчества

В этой краткой биографии Розенбаума немаловажно упомянуть, что сам автор никогда не составлял из своих песен и стихов никаких тематических циклов. Однако в его творчестве выделяют следующие темы, к которым он обращался наиболее часто: Санкт-Петербург (как любимый город автора), советская история первой половины двадцатого столетия, казачьи и блатные песни, композиции о медицинской службе, войне в Афганистане, а также песни про Великую Отечественную войну. В творческой биографии Розенбаума личная привязанность к теме войны отчётливо прослеживается.

"Метафизика"

Последний на данный момент альбом в творческой биографии Александра Розенбаума носит название «Метафизика».

Любителям авторской песни звучание альбома может показаться слегка неожиданным. Дать однозначное определение стилю нового релиза сложно. Песни, казалось бы, очень похожие по своей мелодике на «классического» Розенбаума, представлены здесь в аранжировках, более характерных для музыки отечественных рок-групп. Из многочисленных рецензий на этот альбом можно узнать, что запись проходила в студии группы «Алиса» при участии музыкантов этого коллектива.

Розенбаум в стиле рок

Жанр рок-музыки не нов для творческой биографии Розенбаума, ведь его исполнительская деятельность начиналась в различных группах, таких как «Аргонавты».

Свою любовь к року Александр Яковлевич периодически выражал то в интервью, говоря, что считает Битлз посланниками Господа, то организуя московский концерт одного из отцов рок-н-ролла, Чака Берри, то посвящая песню «Чак-рок-Берри» всё тому же великому музыканту.

Александр Розенбаум о жанре, в котором выступает

Сам музыкант часто выказывал своё недовольство, когда какой-нибудь журналист называл его бардом, говоря, что не принадлежит ни к какому конкретному музыкальному жанру, а работает в стиле «Розенбаум». На вопрос о музыке, на которой он был воспитан, Александр Яковлевич тоже не даёт однозначного ответа, говоря, что его музыкальные пристрастия всегда имели довольно широкий диапазон - от симфонической музыки до дворовых песен. Безусловно, в этот спектр входил и рок. Просто начало творческой биографии Розенбаума пришлось на расцвет эпохи советских вокально-инструментальных ансамблей. Не захотев идти в общем строю, Александр Яковлевич избрал для себя путь сольного исполнителя под гитару. Теперь же он говорит о возвращении к своим корням. Сам он объясняет причину этого возвращения тем, что в данный момент ощущается недостаток именно такой музыки на нашей эстраде.

В заключение

Рассмотрев страницы творческой биографии и личной жизни Александра Розенбаума, можно сделать вывод о том, что Александр Яковлевич - человек, полностью реализовавшийся в обеих сферах.

Но и сейчас, находясь в солидном возрасте, он не собирается почивать на лаврах и, то и дело, радует своих многочисленных поклонников новыми экспериментами. Все ли слушатели готовы к этим экспериментам - это уже другой вопрос. Но в любом случае на концертах Розенбаум всегда уделяет внимание как песням, давно знакомым и любимым публикой, так и новому репертуару. Так что поводов для печали нет! И новые поклонники музыканта, и умудрённые сединами давние почитатели его таланта всегда смогут найти для себя что-нибудь интересное в его живых выступлениях. Остаётся только радоваться тому, что талант Александра Яковлевича Розенбаума оказался столь многогранным.

Александр Яковлевич Розенбаум (13 сентября 1951, Ленинград, СССР) — советский и российский автор-исполнитель, актёр и писатель, заслуженный артист РФ (1996), народный артист РФ (2001).

Биография Александра Розенбаума
Александр Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников из 1-го Медицинского института, Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой. Яков и Софья окончили институт в 1952 году, а затем семья Розенбаумов отправилась жить в Восточный Казахстан, в город Зыряновск, где не было железной дороги. Яков, врач-уролог, стал там главным врачом городской больницы; профессия Софьи — акушер-гинеколог. В течение шести лет отец и мать Саши занимались лечением жителей Зыряновска. В этот же период в семье родился ещё один сын — Владимир Розенбаум.

Александр Розенбаум — композитор, автор-исполнитель собственных песен. Многие его ранние песни относятся к жанру блатной песни, и их герой — классический образ одесского налётчика времён НЭПа. Данный образ был составлен по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля. Ряд его ранних песен также связан с работой врача.

Также его творчество характеризуется интересом к истории России послереволюционных годов XX века («Романс генерала Чарноты»), цыганским темам (пример — песни «Песня коня цыганских кровей», «Ах, если было бы можно…») и казачеству («Казачья», «Кубанская казачья», «На Дону, на Доне»). Имеется среди его песен и философская лирика («Вещая судьба»). Не обойдена стороной и военная тематика, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной («Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну…» и др.), морской тематикой («38 узлов», «Песня старого миноносца»). Особая часть творчества посвящена войне в Афганистане («Монолог пилота „Чёрного тюльпана“», «Караван», «Дорога длиною в жизнь»). Певец часто бывал в расположениях советских воинских частей, выступая с концертами в Афганистане. В 1986 году, на Киностудии Министерства обороны СССР, песня «В горах Афгани» была вмонтирована в фильм «Боль и надежды Афганистана» к хронике боевых действий — фактически был создан первый клип на песни исполнителя.

Хотя свои песни Александр Розенбаум пишет практически исключительно для русской семиструнной (он играет в строе семиструнной гитары без пятой струны, такой строй называется OPEN G) гитары, ранние блатные песни исполнялись им под классическую «шансонную» аранжировку (в частности, на нескольких концертах вместе с братьями Жемчужными). Характерная черта выступлений Розенбаума — эффектная игра на двенадцатиструнной гитаре, обязательно с использованием спаренных металлических струн, придающих инструменту яркое, тембрально насыщенное звучание. Он использует несколько разновидностей гитарного боя. Стихи Розенбаума изобилуют специфической лексикой (технической, охотничьей, воинской, тюремной и т. д.). В течение своей карьеры наибольшую популярность Розенбаум снискал в 1985—1990 годах как певец «афганской» (а также Ленинградской) темы.[источник не указан 1966 дней] После распада СССР в творчестве Розенбаума появились иудейские, израильские мотивы. Розенбаум обладает сильным мужественным голосом баритональной природы, сценическим обаянием и притягательностью.

Всесоюзную популярность в конце 1980-х годов получила песня «Вальс-бостон» с оригинальной мелодией и сложной гармонией, изобилующей альтерированными трезвучиями. Эта песня исполнялась как самим автором, так и многими вокалистами, существуют многочисленные инструментальные обработки.

По форме творчество Розенбаума близко к жанру авторской (бардовской) песни. Однако, в то время как бардовская песня в советские годы была отшельницей, парией эстрады, распространяясь лишь на магнитофонных плёнках кустарного изготовления, Розенбаум пользовался официальным признанием и концертировал как артист Ленконцерта задолго до распада Советского Союза и отмены цензуры. В антологии «Авторская песня» (составитель Дмитрий Сухарев) его имя не упоминается.

Семья и личная жизнь Александра Розенбаума ( Alexander Rosenbaum​)
Отец — Яков Шмарьевич Розенбаум (род. 23 декабря 1923) — врач-уролог, участник Великой Отечественной войны, был главным врачом городской больницы.
Мать — Софья Семёновна Миляева (1929—2009) — акушер-гинеколог.
Младший брат — Владимир Розенбаум (12 марта 1956 — июль 2005) работал врачом скорой помощи, умер после отторжения пересаженной почки. Упоминается в «Песне о „скорой помощи“». Также Владимиру Розенбауму посвящена песня «Мой брат».
Первый брак длился всего 9 месяцев .
Вторая жена (с 1975 года) — Елена Викторовна Савшинская — сокурсница, врач-рентгенолог больницы Скворцова-Степанова. Тёща — Эра Герцевна Савшинская, учитель английского языка (1927 — 21 декабря 2006, умерла от рака).
Дочь — Анна Савшинская (род. 20 октября 1976) — филолог и профессиональный переводчик, вышла замуж за гражданина Израиля — Тиберио Чаки — спортсмена-пловца, который закончил спортивную карьеру, занимается сетью пивных «Толстый Фраер».
Внук — Дэвид Чаки-Розенбаум (род. декабрь 1999), живёт в Санкт-Петербурге.
Внук — Александр Ники Чаки-Розенбаум (род. февраль 2005).
Внук - Дэниэль (род. февраль 2014)
Внук — Андрей (род. февраль 2014)

Александр Розенбаум из Википедии — свободной энциклопедии
Источник фото биографии и личной жизни Александра Розенбаума: https://ru.wikipedia.org/

Биография Розенбаума Александра полна интересных событий и крутых поворотов. Сегодня этого певца знают далеко за пределами стран СНГ. Однако мало кому известно, что если бы его судьба сложилась иначе, вместо музыканта мир мог бы получить отличного спортсмена или талантливого врача.

Дальний дом

Семья гениального артиста очень тесно связана с докторским делом. Его мама и папа - Софья и Яков - коренные ленинградцы, вместе учились в медицинском институте. Еще не получив дипломы, они поженились. А 13 сентября 1951 года в маленькой новой семье родился первенец. Мальчика назвали Саша. В 1952-м молодые родители успешно сдали экзамены, а через год, по советской программе, отправились работать на восток Казахстана. Там провел свое раннее детство Александр Розенбаум. Биография его тесно связана с городком Зыряновском, который стал его новым домом. В этом населенном пункте проживали люди, которых власть ранее отправила в ссылку. Его мама работала акушером-гинекологом, отец по специальности был урологом, но параллельно исполнял обязанности главного врача.

В маленьком городке жители сумели открыть музыкальную школу, где начал осваивать прекрасное искусство маленький Саша. Родители считали, что такое образование является необходимым для сына. Сам певец говорит, что он на сцене с 5 лет.

В 1956 году в семье родился второй сын, которого назвали Владимир.

Проработав 6 лет в Казахстане, родители с детьми вернулись в Ленинград. Поскольку мама и папа постоянно были заняты, мальчика воспитывала бабушка. Она работала корректором, поэтому малыш очень рано научился читать и писать. С малых лет он помогал женщине проверять статьи, поэтому и во взрослой жизни практически не делал грамматических ошибок.

Детство во дворе

Именно бабушка очень сильно повлияла на его судьбу, как заявляет Александр Розенбаум. Биография и творческий путь известного ныне певца сложились бы по-другому без этой женщины. Именно она первой заметила, что у ребенка есть дар к музыке. Поэтому малыш с пяти лет посещал курсы скрипки, а позже фортепиано. Однако такие занятия интересовали его мало.

Мальчику гораздо больше нравилась жизнь во дворе. Молодая семья обосновалась на Невском проспекте. На всех они делили маленькую комнатку в коммуналке.

Особенно бурные события происходили на улице. Саша был обычным разбойником: в 13 лет начал курить дешевые сигареты, а еще через некоторое время распивал с друзьями портвейн. Нередко участвовал в драках. Хотя в целом, как вспоминает мужчина, он был довольно спокойным и послушным ребенком.

Родители, заметив вспыльчивый характер сына, решили обуздать его, отдав в спортивную секцию на фигурное катание. Однако уже в 12 лет Саша перешел на бокс. Там его тренером был Григорий Кусикъянц, из-под руководства которого выходили талантливые спортсмены. Биография Розенбаума могла бы быть не связана с музыкой. Ведь юноша делал значительные успехи в боксе, и такие уроки ему очень нравились.

Занятия не прошли даром, парень стал кандидатом в мастера спорта. У него могло быть хорошее будущее как у бойца. Но творческая сторона души победила. Следует отметить, что и родители были против такой карьеры для сына. Сегодня мужчина заявляет, что бокс помог ему уверенно держаться на сцене, ведь она очень похожа на ринг.

Судьбоносные шаги

В 13 лет подросток услышал игру одного джазового пианиста. Музыка настолько заворожила парня, что тот сразу захотел повторить удивительные ноты. Впоследствии он познакомился с Михаилом Мининым. Известный гитарист был соседом его бабушки. Когда мужчина узнал, что парня интересует музыка, то научил его играть на инструменте. Так биография Розенбаума уже в который раз пересеклась с нотами. Артист показал ему азы, дальше Саша самостоятельно и настойчиво учился игре на гитаре.

В 16 лет Александр начал сочинять стихи. Сначала из-под его пера выходили неотесанные строки, а затем столбики, которые хорошо рифмовались и имели глубокий смысл. Темами для сочинений молодого поэта были родной город, симпатия, патриотические мотивы. Это были первые шаги к собственным песням.

Когда после школы встал вопрос о том, куда дальше идти учиться, юноша долго не думал. Как и его родственники, он поступил в медицинский институт. Очень большое влияние имел выбор профессии на его жизнь, как говорил сам Александр Розенбаум. Личная жизнь начала зарождаться за партой, тогда же он начал развиваться как музыкант.

На он часто развлекал публику своей игрой на гитаре. Также исполнял красивые песни. Одну из его работ тайно переслали в Киев на конкурс авторских композиций. Тогда парень получил приз зрительских симпатий. Это событие произошло на первом курсе.

Две любви

Способствовала развитию музыкального таланта. В университете много молодых людей создавали группы. В одном из коллективов, а именно «Аргонавты», выступал и Саша. Тогда он впервые заявил о себе как автор песен, вокалист и гитарист. Его произведения были очень популярны среди молодежи.

Розенбаум Александр Яковлевич очень хорошо учился в институте. Однако по недоразумению парня отчислили. Как оказалось, Саша однажды не поехал на сбор картошки. Администрации это не понравилось, и юношу без сожалений выгнали из университета.

В армию его не взяли из-за проблем со зрением. В течение следующего, свободного от учебы, года он работает фельдшером, ухаживает за больными. Александр видит человеческую боль, поэтому без колебаний решает вернуться к врачебному делу.

В 1974 году парень успешно сдает все экзамены и получает специальность терапевта. Даже сегодня, через много лет после получения диплома, артист ежегодно дает концерты в родной альма-матер.

Затем год проходит службу на корабле. По возвращении устраивается в скорую помощь.

Еще во время студенческих лет женился Розенбаум. Биография, личная жизнь и даже имя его первой спутницы неизвестны. С женой Саша прожил 9 месяцев, после чего пара рассталась.

Однако период траура был коротким. Уже через год, в 1975-м, мужчина снова женился. На этот раз избранницей стала однокурсница Елена Савшинская, которая до сих пор находится рядом с музыкантом.

Поэт, который лечит души

Долгое время Александр работал в скорой помощи. Ежедневно ему приходилось сталкиваться с жизнью и смертью. Конечно, 5 долгих лет работы врачом не прошли зря. Тяжелый труд влиял на душу поэта. Из-под струн вылетали жалостливые, глубокие песни. Параллельно с работой Саша оканчивает вечернее джазовое училище.

В это время биография Розенбаума круто меняется. Музыка перестала быть для него только хобби, стала одной из главных вещей в жизни. Тогда Саша оказался перед нелегким выбором: сцена или медицина. Он склонился в сторону первого.

Музыкант писал обо всем, что его вдохновляло. Многие считают, что первыми песнями певца были блатные композиции. Однако на самом деле он начал свою творческую деятельность с романтических работ. Мелодии были нежные и простые. Александр много размышлял о любви, отечестве и родном городе. Сердечные чувства вылились такими мотивами, как «Дым любви», «Тёплый ветер лета», «Подоконник».

Беспокоила Розенбаума и беда войны. Его отец воевал в Великую Отечественную. Ленинград еще помнил тяжелые времена блокады. Все это вдохновляло его поэтическую душу. Так появились композиции «Красная стена», «На Дороге Жизни», «А может, не было войны?».

Протест в музыке

Сначала будущая звезда российской эстрады выступал подпольно. Однако постоянные проверки, налеты и гонения утомили его, и он решил работать на законном уровне. Окончательно бросил медицину талантливый врач Розенбаум в 1980 году. Он устроился в Ленконцерт и начал гастролировать с группой «Пульс». Однако никому не известный, хотя и отличный музыкант, поначалу был неинтересен публике. Несколько лет он выступал без афиш и за минимальную зарплату. Но публика полюбила артиста за искренность и проникновенность.

Часто у музыканта были проблемы с советской властью. Не все его песни выражали тот патриотизм, который был нужен руководящей верхушке. Так, например, композиции из «Казачьего цикла», «Бабий яр» и «Вальс 37 года» подверглись значительной критике со стороны партии. Музыканту даже советовали ради его же собственной безопасности завершить концертную деятельность. Но Александр не собирался сдаваться и продолжал доносить до публики правду в форме песни.

Несмотря на преследования и угрозы, все больше и больше приобретал популярность певец Розенбаум. Биография артиста меняется после 1983 года. Тогда он начинает выступать как солист в разных коллективах. Дата 14 октября считается началом его сольной карьеры.

Особенно проницательными были его песни об Афганистане. Розенбаум неоднократно был в этой стране с концертами и даже участвовал в боевых действиях. Следует отметить, что Александра очень долго не выпускали на войну. Однако побывать там ему помог Иосиф Кобзон. Трижды приезжал на поле битв певец. Самой популярной композицией из этого цикла стал «Черный тюльпан».

Артист на зоне

Розенбаума считают уникальным На такие произведения его вдохновили «Одесские рассказы» Исаака Бабеля. Очень долго этого певца считали сторонником бандитов и заключенных. И действительно, Александр не скрывает, что имеет связи с не очень законопослушными людьми. Однако артист объясняет, что каждая персона ему интересна, независимо от прошлого. Все достойны уважения - уверен Александр Розенбаум. Жизнь часто бывает несправедливой, поэтому ко всем особам одинаково хорошо относится звезда.

Певец также неоднократно делился тем, что среди его хороших знакомых есть воры в законе. Очень часто артист дает концерты в тюрьмах. Его менеджеры заявляют, что нет ни одного исправительного учреждения, где бы не побывал музыкант. Сам Александр уверен, что песней можно повлиять на душу.

Особенно хорошо он относится к малолетним преступникам. Даже финансово и морально помогает одной из детских колоний. Розенбаум говорит, что там сидят юноши, которые просто оступились в жизни. Он надеется, что его доброе слово, которое он несет через песню, сможет помочь им разобраться с прошлым и устроить светлое будущее.

Непредвиденная остановка

Не один этап истории пережил Розенбаум Александр Яковлевич. Биография этого человека связана со многими сложными периодами. Не остался поэт в стороне и от событий 90-х годов. В это время выходит песня «Что-то здесь не так», которая выражает его отношение к ситуации на родной земле. Не менее популярными стали работы «Воры в законе», «Посмертная записка» и «Стрелка».

В конце 80-х годов частично прекратилась концертная деятельность артиста. Первая причина - экономический кризис, вторая - частые запои мужчины. Александр чувствовал себя ненужным и бездарным. Свое горе он топил в стакане. Из-за вредной привычки отменяются даже те выступления, которые уже были запланированы. Так продолжалось до 1992 года.

Все изменилось после рокового концерта в Австралии. Перебрав лишнего, музыкант потерял сознание. Тогда его сердце на мгновение остановилось. Жизнь певцу спас человек, работавший в отеле, где остановилась группа. Он оказал первую медицинскую помощь и вызвал врача. Тогда чуть не умер Александр Розенбаум. Биография, личная жизнь, творчество - все пролетело перед глазами.

После этого события артист решил завязать со спиртными напитками. В интервью он неоднократно заявлял, что русскому человеку очень тяжело остановиться на трех стопках водки. А потом практически невозможно полностью бросить пить. Однако при помощи врачей-профессионалов и психологов мужчина раз и навсегда отказался от алкоголя.

Общественный деятель

В 1993 году вышел диск «Гоп-стоп», который аудитория очень полюбила. Затем были выпущены «Ностальгия» и «Горячая десятка».

Назвать себя звездой певец не может. Также он считает, что не каждый артист стоит такого титула. Очень долго его творчество не признавали. Но уже в 1996 году публика отметила песни премией «Золотой граммофон». Впоследствии за красивые композиции его удостоили награды «Шансон года».

В июле 2001 г. певцу дали звание народного артиста. Награду вручал сам президент, который положительно оценил творчество Александра.

В 2003 году стал членом партии «Единая Россия» и был избран депутатом в Думу Розенбаум. Биография (семья, кстати, поддерживала его во всех начинаниях) отныне приобрела новые краски. Александр Яковлевич смог помогать людям на государственном уровне. Он в большей степени заботился о культурных вопросах и делах. Однако в 2005 году артист покинул новую должность.

Занимается и другой общественной работой музыкант. Певец восстанавливает архитектурные памятники и помогает молодым талантам организовывать концерты.

Светлая харизма

Александр публикует собственные книги, где собраны его лучшие стихи и песни. Сейчас он продолжает выступать с группой «Старая армия». Следует сказать, что его коллектив никогда не выступает под фонограмму.

До сих пор многие композиции пишет Александр Розенбаум. Дискография уже официально насчитывает 32 сборника. Пробовал свои силы и в кино артист. Обычно он играет в эпизодичных ролях самого себя.

Во время одного из интервью его спросили о том, помнит ли он, как это - работать врачом. Артист ответил, что основы такой работы забыть невозможно. После этого ему пришлось подтверждать свои слова. Машина, в которой ехала звезда, внезапно остановилась. Оказалось, что неподалеку произошла авария, в которой пострадал пешеход. Розенбаум, узнав, что врачи еще не прибыли, отправился на помощь. Он осмотрел пострадавшую, привел ее в чувство и сделал перевязки, после чего вместе с ней дождался скорую.

Его дочь Анна успешно вышла замуж за гражданина Израиля. В их семье родились дети. Сейчас у Александра четыре внука. Вместе с зятем артист ведет бизнес. Они занимаются сетью пивных «Толстый Фраер».

Музыкант не дает интервью часто, и вообще, считает себя простым, скромным человеком. Продолжает гастролировать Александр Розенбаум. Фото артиста вполне могут передать его харизму и светлую энергию!

Во вторник, 13 сентября, свой день рождения отмечает известный российский певец и композитор Александр Розенбаум . Народному артисту исполнилось 65 лет.

АиФ.ru приводит биографию популярного барда.

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде в семье студентов-однокурсников из 1-го Медицинского института, Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой .

Александр стал заниматься музыкой с пятилетнего возраста. Окончил школу на улице Восстания — школа № 209, бывший Павловский институт благородных девиц, раньше здесь учились его родители, потом — дочь. В 9-10 классах обучался в школе № 351 с углублённым изучением французского языка на Витебском проспекте 57.

Александр Розенбаум в детстве. Фото: www.globallookpress.com

Окончил музыкальную школу № 18 по классу фортепиано и скрипки сначала под руководством Ларисы Яновны Иоффе , а затем — талантливого учителя Марии Александровны Глушенко . Соседом его бабушки был известный гитарист Михаил Александрович Минин , у которого научился азам, игре на гитаре обучался сам, участвовал в самодеятельности, затем окончил вечернее музыкальное училище по классу аранжировки. Играл для друзей, играл дома, играл во дворе. По словам Александра Яковлевича, он «на сцене с пяти лет».

Ходил на фигурное катание, в 12 лет перешёл на секцию бокса «Трудовые резервы».

В 1968-1974 годах учился в Первом медицинском институте в Ленинграде.

По случайности его исключили из института, но в армию не взяли по причине плохого зрения. Розенбаум пошёл работать в больницу. Через год Розенбаум восстановился в институте и закончил своё образование.

В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получил диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация — анестезиология и реаниматология. Пошёл работать в скорую помощь водителем, на Первую подстанцию, расположенную на улице Профессора Попова, 16б, неподалёку от родного института.

Занимался в вечернем джазовом училище при Дворце культуры им. С. М. Кирова. Песни начал писать с 1968 года в институте для капустников, студенческих спектаклей, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп. В 1980 году ушёл на профессиональную эстраду. Играл в различных группах.

Выступал в составе групп и ансамблей: «Адмиралтейство», «Аргонавты», ВИА «Шестеро молодых», «Пульс» (под псевдонимом Аяров — от «А. Я. Розенбаум»).

Александр Розенбаум, 1989 год. Фото: www.globallookpress.com

В 2003 году избран депутатом Государственной Думы России от партии «Единая Россия». Пробыл в должности до 2005 года.

Вице-президент и художественный руководитель концертного отдела общества «Великий город».

Председатель совета Фонда развития исторического наследия «Кронштадт». «Восстановление Морского собора г. Кронштадта и возвращение его людям для служения той идее, для которой он был создан, — быть главным морским храмом страны — по мнению председателя совета фонда Александра Розенбаума, является „святой задачей“».

28 июня 2005 подписал в числе 50 представителей общественности письмо в поддержку приговора бывшим руководителям «ЮКОСа».

Подписал в числе 42 известных петербуржцев открытое письмо президенту Дмитрию Медведеву в поддержку строительства «Охта-центра».

В 2011 году (26 марта) участник ежегодной национальной премии «Шансон года» в Большом Кремлёвском дворце.

Живёт и работает в Санкт-Петербурге.

В 2014 году принял участие в озвучивании украинского документального фильма «Тайна Королёвского батальона», посвящённого гибели 1-го батальона 682-го мотострелкового полка 108-й мотострелковой дивизии Вооружённых сил СССР в апреле 1984 года, во время Афганской войны. В этом фильме Розенбаум выступил как чтец закадрового текста и исполнитель заключительной песни «Караван».

Фото: www.globallookpress.com

Розенбаум как поэт и музыкант

Александр Розенбаум — композитор, автор-исполнитель собственных песен. Многие его ранние песни относятся к жанру блатной песни, и их герой — классический образ одесского налётчика времён НЭПа. Данный образ был составлен по мотивам «Одесских рассказов» Исаака Бабеля . Ряд его ранних песен также связан с работой врача.

Также его творчество характеризуется интересом к истории России послереволюционных годов XX века («Романс генерала Чарноты»), цыганским темам (например, «Песня коня цыганских кровей», «Ах, если было бы можно…») и казачеству («Казачья», «Кубанская казачья», «На Дону, на Доне»).

Имеется среди его песен и философская лирика («Вещая судьба»). Не обойдена стороной и военная тематика, в которой большинство песен связано с Великой Отечественной войной («Я часто просыпаюсь в тишине», «Проводи-ка меня, батя, да на войну…» и др.), морской тематикой («38 узлов», «Песня старого миноносца»). Особая часть творчества посвящена войне в Афганистане («Монолог пилота „Чёрного тюльпана“», «Караван», «Дорога длиною в жизнь»). Певец часто бывал в расположениях советских воинских частей, выступая с концертами в Афганистане. В 1986 году на киностудии Министерства обороны СССР песня «В горах Афгани» была вмонтирована в фильм «Боль и надежды Афганистана» к хронике боевых действий — фактически был создан первый клип на песни исполнителя.

За отдельными исключениями, свои песни Александр Розенбаум пишет практически исключительно для русской семиструнной (он играет в строе семиструнной гитары без пятой струны, такой строй называется OPEN G) гитары. Среди исключений стоит отметить совместные концерты вместе с братьями Жемчужными ). Характерная черта выступлений Розенбаума — эффектная игра на двенадцатиструнной гитаре, обязательно с использованием спаренных металлических струн, придающих инструменту яркое, тембрально насыщенное звучание. Он использует несколько разновидностей гитарного боя, при этом не используя медиатор. Стихи Розенбаума изобилуют специфической лексикой (технической, охотничьей, воинской, тюремной и т. д.). После распада СССР в творчестве Розенбаума появились иудейские, израильские мотивы. Розенбаум обладает сильным мужественным голосом баритональной природы.

Всесоюзную популярность в конце 1980-х годов получила песня «Вальс-бостон» с оригинальной мелодией и сложной гармонией, изобилующей альтерированными трезвучиями. Эта песня исполнялась как самим автором, так и многими вокалистами, существуют многочисленные инструментальные обработки.

По форме творчество Розенбаума близко к жанру бардовской песни. Однако, в то время как бардовская песня в советские годы была отшельницей, парией эстрады, распространяясь лишь на магнитофонных плёнках кустарного изготовления, Розенбаум пользовался официальным признанием и концертировал как артист Ленконцерта задолго до распада Советского Союза и отмены цензуры. В антологии «Авторская песня» (составитель Дмитрий Сухарев) его имя не упоминается.

Фото: www.globallookpress.com

Семья

Первый брак длился всего 9 месяцев. Вторая жена (с 1975 года) — Елена Викторовна Савшинская — сокурсница, врач-рентгенолог больницы Скворцова-Степанова.

Дочь — Анна Савшинская (род. 20 октября 1976) — филолог и профессиональный переводчик, вышла замуж за гражданина Израиля — Тиберио Чаки .

Внук — Дэвид Чаки-Розенбаум (род. декабрь 1999), живёт в Санкт-Петербурге.

Внук — Александр Ники Чаки-Розенбаум (род. февраль 2005).

Внук — Дэниэль (род. февраль 2014).

Внук — Андрей (род. февраль 2014).

Бизнес

Совладелец сети пивных «Толстый Фраер» г. Санкт-Петербурга.

Дискография

  1. «Домашний концерт» (1981)
  2. «Памяти Аркадия Северного» (апрель 1982) (совместно с братьями Жемчужными)
  3. «Посвящение посвящающим» (1983)
  4. «Новые песни» (ноябрь 1983) (совместно с братьями Жемчужными)
  5. «Концерт в Воркуте» (1984)
  6. «Эпитафия» (1986)
  7. «Мои дворы» (1986)
  8. «Нарисуйте мне дом» (1987)
  9. «Дорога длиною в жизнь» (1987)
  10. «Концерт на ЛОМО» (1987)
  11. «Нью-Йоркский концерт» (1987)
  12. «Казачьи песни» (1988)
  13. «Анафема» (1988)
  14. «Гоп-стоп» (1993)
  15. «Ностальгия» (1994)
  16. «Горячая десятка» (1994)
  17. «Вялотекущая шизофрения» (сентябрь 1994)
  18. «Розовый жемчуг» (август - ноябрь 1995) (совместно с братьями Жемчужными)
  19. «На плантациях любви» (март - май 1996)
  20. «Концерт в день рождения» (4 октября 1996)
  21. «Возвращение на Арго» (февраль 1997)
  22. «Июльская жара» (ноябрь 1997)
  23. «Транссибирская магистраль» (ноябрь 1999)
  24. «Настоящий солдат» (апрель 2001)
  25. «Старая гитара» (2001)
  26. «Странная жизнь» (2003)
  27. «Я вижу свет» (июль - август 2005)
  28. «Попутчики» (2007)
  29. «Мечта блатного поэта» (февраль 2009)
  30. «Рубашка нараспашку» (май - июнь 2010)
  31. «Берега чистого братства» (июль 2011) (совместно с Григорием Лепсом )
  32. «Метафизика» (запись 2014-2015; релиз 11 декабря 2015)

Актёрские работы

  • 1985 — Начни сначала — камео
  • 1987 — Два часа с бардами
  • 1991 — Афганский излом — камео
  • 1991 — Побег на край света
  • 1991 — Бессонница
  • 1992 — Чтобы выжить — Джафар (озвучивание — Виктор Проскурин )
  • 2005 — Не хлебом единым — Ростислав Петрович
  • 2008 — Сайд-степ — Георгий Шахов
  • 2011 — Лучшее лето нашей жизни — камео



Top