Что значит достойно пережить поражение вступление. Победа и поражение в романе «Обломов» и притче «Старик и море

>Сочинения по произведению Отцы и дети

Победа и поражение

Желание побеждать заложено практически в каждом человеке. Кто-то из нас более конкурентоспособный, кто-то менее. Однако необходимость побед есть в каждом. Изо дня в день мы отстаиваем свои взгляды на жизнь и обязательно находятся люди, чьи взгляды не совпадают с нашими или просто противоречат нашему мировоззрению. В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев показал конфликт старшего поколения с младшим. Кроме того, мы видим, как один социальный слой сталкивается с другим и происходит неизбежное противостояние.

Главный герой произведения молодой студент-медик Евгений Базаров . Вместе со своим другом Аркадием Кирсановым он едет к нему в гости в родовое имение. Аркадия, конечно, с нетерпением ждут дома. Единственные его родные это отец и дядя - Николай Петрович и Павел Петрович . Кирсановы воспитаны на старых устоях и им нелегко понять молодое поколение, хотя отец Аркадия сразу же делает над собой усилие и всячески сглаживает неловкие моменты. Иначе воспринимает приезд племянника с другом Павел Петрович - аристократ до мозга костей.

Ему совершенно не нравится Евгений Базаров, у которого полярные с ним взгляды на жизнь. Автор не становится на защиту какого-то определенного персонажа. Он видит и в молодых, и в зрелых достоинства и недостатки. Кирсанов старший потратил всю свою жизнь на праздные гуляния и любовь к светской львице, которая потом его отвергла. Базарову это кажется нелепостью, как и само понятие любовь. Он откровенный либерал и нигилист, то есть человек, отрицающий общепринятые социальные устои.

Павел Петрович когда-то был блестящим офицером. Полюбив княгиню Р. и не получив ответных чувств взамен, он утратил интерес к жизни. Однако, испытав это самое главное в своей жизни чувство, он избавился от былой спеси и самоуверенности. Базаров же себе такого позволить не мог. Ему судьба вручила шанс на исправление, когда свела с известной вдовой Анной Сергеевной Одинцовой . Несмотря на то, что молодые люди сразу же нашли много общих тем для разговора, испытали что-то вроде молниеносной симпатии, Евгений решил не изменять своему правилу и не впускать в свою жизнь чувство любви. Возможно, это и стало его самым главным поражением.

Позже, когда он уже был серьезно болен и при смерти, он осознал, как мало внимания уделял своим дорогим и любящим родителям, какую ошибку совершил, не приняв благосклонное отношение Одинцовой. Даже если бы его чувство осталось безответным, он мог бы многое почерпнуть из этих взаимоотношений, приобрести ценный опыт. Смелость и решительность в любой борьбе крайне необходимы. Но подчас излишняя самоуверенность застилает глаза и не дает правильно оценить ситуацию. Именно это и произошло с главным героем Тургенева, который ушел из жизни молодым и непонятым.

С 2014-2015 учебного года в программе государственной итоговой аттестации школьников присутствует итоговое выпускное сочинение. Этот формат существенно отличается от классического экзамена. Работа носит внепредметный характер, опираясь при этом на знания выпускника в области литературы. Сочинение имеет своей целью выявить способности экзаменуемого рассуждать на заданную тему и аргументировать свою точку зрения. Главным образом, итоговое сочинение позволяет оценить уровень речевой культуры выпускника. Для экзаменационной работы предлагается пять тем из закрытого перечня.

  1. Вступление
  2. Основная часть - тезис и аргументы
  3. Заключение - вывод

Итоговое сочинение 2016-2017 предполагает объем от 350 слов.

Время, отводимое для экзаменационной работы, - 3 часа 55 минут.

Темы итогового сочинения

Вопросы, предлагаемые для рассмотрения, обычно обращены к внутреннему миру человека, личным взаимоотношениям, психологическим особенностям и понятиям общечеловеческой морали. Так, темы итогового сочинения 2016-2017 учебного года включают следующие направления:

  1. «Победа и поражение»

Здесь представлены понятия, раскрыть которые экзаменуемому предстоит в процессе рассуждения, обратившись к примерам из мира литературы. В итоговом сочинении 2016-2017 выпускник должен выявить отношения между данными категориями на основе анализа, построения логических взаимосвязей и применения знаний литературных произведений.

Одна из таких тем - «Победа и поражение».

Как правило, произведения из курса школьной программы по литературе - это большая галерея разных образов и характеров, которые можно использовать для написания итогового сочинения по теме «Победа и поражение».

  • Роман Л.Н.Толстого «Война и мир»
  • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
  • Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
  • Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека»
  • Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
  • Роман И.А. Гончарова «Обломов»

Аргументы к теме «Победа и поражение» 2016-2017

  • «Война и мир» Л.Н.Толстого

Тема победы и поражения сама по себе присутствует на войне в самом явном ее проявлении. Война 1812г. - это одно из самых масштабных и значимых для России событий, во время которого были продемонстрированы народный дух и патриотизм населения, а также мастерство русского главного командования. После совета в Филях русский полководец М.И.Кутузов принял решение оставить Москву. Таким образом, планировалось сохранить войска и тем самым, Россию. Это решение демонстрирует не поражение в военных действиях - а напротив: доказывает непобедимость русского народа. Ведь вслед за военными город начали оставлять все его жители, представители высшего общества и дворянства. Народ продемонстрировал свою непокорность французам, оставив город врагу, лишь бы не находиться под властью Бонапарта. Вошедший в город Наполеон не встретил сопротивления, а увидел лишь пылающую Москву, которую покинули люди, и осознал не свою, казалось бы, победу, а поражение. Поражение от русского духа.

  • «Отцы и дети» И.С.Тургенева

В произведении И.С. Тургенева конфликт поколений проявляется, в частности, в противостоянии молодого нигилиста Евгения Базарова и дворянина П.П.Кирсанова. Базаров - самоуверенный молодой человек, смело судит обо всем, считая себя человеком, сделавшим себя собственным трудом и умом. Его оппонент Кирсанов - вел разгульный образ жизни, многое пережил, прочувствовал, любил светскую красавицу и обрел, тем самым, опыт, который повлиял на него. Он стал более рассудительным и зрелым. В споре Базарова и Кирсанова проявляется внешняя победа молодого человека - он резок, но соблюдает при этом приличия, а дворянин не сдерживает себя, срываясь на оскорбления. Однако во время дуэли двух героев, казалось бы, одержанная победа нигилиста Базарова оборачивается поражением в основном противостоянии.

Он встречает любовь всей своей жизни и не может противостоять своим чувствам, как и признать это, ведь он отрицал существование любви. Да, здесь Базаров потерпел поражение. Умирая, он осознает, что прожил жизнь, отрицая все и вся, при этом потерял самое главное.

  • «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя

В повести Н.В. Гоголя можно найти пример того, как могут переплетаться между собой победа и поражение. Младший сын Андрий ради любви предал свою родину и казачью честь, перейдя на вражескую сторону. Его личная победа состоит в том, что он защищал свою любовь, смело решившись на такого рода поступок. Однако его предательство по отношению к отцу и родине непростительно - и в этом его поражение. В повести продемонстрирована одна из самых сложных схваток - духовная борьба человека с самим собой. Ведь здесь нельзя говорить о победе и поражении, так как невозможно выиграть, не проиграв при этом с другой стороны.

Пример сочинения

В жизни человека сопровождает большое количество ситуаций, в которых ему приходится чему-то или кому-то противостоять. Зачастую, это какие-то обстоятельства, конкретные условия и борьба, где есть победители и проигравшие. А иногда это более сложные ситуации, где победу и поражение можно рассматривать с разных точек зрения.

Обратимся к сокровищнице аргументов из русской классической литературы - великому произведению Л.Н.Толстого «Война и мир». Значительную часть романа составляют военные действия времени Отечественной войны 1812г., когда весь русский народ встал на защиту страны от захватчиков-французов. Тема победы и поражения сама по себе присутствует на войне в самом явном ее проявлении. После совета в Филях русский полководец М.И.Кутузов принял решение оставить Москву. Таким образом, планировалось сохранить войска и тем самым, Россию. Это решение демонстрирует не поражение в военных действиях - а напротив: доказывает непобедимость русского народа. Ведь вслед за военными город начали оставлять все его жители, представители высшего общества и дворянства. Народ продемонстрировал свою непокорность французам, оставив город врагу, лишь бы не находиться под властью Бонапарта. Вошедший в город Наполеон не встретил сопротивления, а увидел лишь пылающую Москву, которую покинули люди, и осознал не свою, казалось бы, победу, а поражение. Поражение от русского духа.

В повести Н.В. Гоголя можно найти пример того, как могут переплетаться между собой победа и поражение. Младший сын Андрий ради любви предал свою родину и честь казачьего войска, перейдя на вражескую сторону. Его личная победа состоит в том, что он защищал свои чувства, смело решившись на такого рода поступок. Однако его предательство по отношению к отцу и родине непростительно - и в этом его поражение. В повести продемонстрирована одна из самых сложных схваток - духовная борьба человека с самим собой. Ведь здесь нельзя говорить о победе и поражении, так как невозможно выиграть, не проиграв при этом с другой стороны.

Таким образом, стоить говорить о том, что победа не всегда являет собой превосходство и уверенность - то, что мы привыкли себе представлять. И, кроме того, зачастую победа и поражение идут рядом, дополняя друг друга и формируя особенности личности человека.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк:

С личными и профессиональными поражениями и крупными неудачами сталкивался в своей жизни каждый. Те, кого принято считать хроническими лузерами, не вылезают из этого состояния годами, для других поражение – экстраординарное событие. Одни переживают подобные ситуации крайне болезненно, другие быстро восстанавливаются и идут дальше. Способность принять и грамотно использовать фейл, извлекая из него опыт и уроки на будущее – весьма полезный навык, считают психологи. Но этому тоже нужно учиться.

«А теперь – дискотека»

Свежий пример крушения надежд, иллюзий и ожиданий – завершившийся в России ЧМ по футболу. Победители ликуют, проигравшие хорваты и их болельщики пытаются смириться с фактами. Впрочем, слезы из-за проигрыша у последних быстро сменились слезами счастья: уже на следующий после чемпионата день, 16 июля, Загреб встречал серебряных призеров, как победителей и героев, да и сами они держались именно так. Хорватия даже устроила новое соревнование с Францией – на тему, кто радуется сильнее, и постаралась хотя бы в этом переплюнуть противника. Страницы хорватских болельщиков заполнены фотографиями торжеств из Франции и из Хорватии, призванные показать, как уныло празднуют французы, и как весело хорватам.

Но в первые минуты после окончания финального матча хорватов одолевали весьма противоречивые чувства, которыми они поделились с обозревателем «МИР 24».

«Нам не повезло с первыми двумя голами, хотя сложно сказать, что наши играли плохо. Они играли отлично, и, считаю, лучше французов. Но нам не хватило удачи. Еще немного – и мы бы их одолели. Но, в любом случае, я очень рад, что нахожусь в России. Для меня это великий опыт. Мы также побывали в Нижнем Новгороде, все прекрасно», – сказал Марко (выглядевший, мягко говоря, опечаленным).

«Мы очень довольны этим зрелищем и результатами нашей команды. Думаем, что были лучше французов и проиграли незаслуженно (один пенальти чего стоит). Но французы оказались эффективнее, использовали свой шанс, а мы – нет. Вот и все. Французы моложе, но наша команда лучше. И для маленькой страны, каковой мы являемся, это в любом случае превосходный результат. А счастливыми мы не выглядим потому, что устали – многие прилетели утром 15 июля специально на финальный матч, не спали 24 часа, а теперь нам предстоит лететь домой. Некоторые наши соотечественники провели в России почти месяц, но не все могли себе это позволить – кому-то надо и работать. Поэтому в России мы ничего не видели, кроме автобуса, аэропорта и стадиона, который нам очень понравился. Надеюсь, в наш следующий приезд – который, вне всяких сомнений, скоро состоится – мы увидим больше», – надеется Дамир.

«Это был величайший для Хорватии матч. Наши играли очень эмоционально, но нам действительно не повезло. Считаю, пенальти быть не должно было. Но я очень горжусь своей страной, хотя и рассчитывал, как и все, на победу нашей команды. Так или иначе, мы увидели прекрасный футбол, наша команда – лучшая, а французы просто грамотно использовали все шансы», – уверен Давор.

«Говорить я сейчас вообще ни с кем не хочу, а хочу плакать. Хочу и буду, не снимайте меня, – огорчался Джейкоб. – Кое-кто играл ужасно, но это не печатайте. И погода была ужасная, а когда мы проиграли, начался дождь. Небеса плакали вместе с нами. Это правда».

«Знаете что…Мы проиграли, да. Не могу сказать, что мы выиграли, несмотря ни на что – этого не случилось. Это ужасно, просто кошмар. Но лично я очень счастлив! Как это почему! Потому что я прилетел в Москву, потому что хорваты сегодня танцевали», – радовался Крешемин с огромным (и явно не первым) стаканом пива в руке.

Домагой – тезка одного из игроков хорватской сборной – тоже был и расстроен, и рад одновременно. «Но игра-то по любому была хорошая! Мы проиграли – ок, это закончилось. Не вешаться же мне теперь на Красной площади! А сейчас мы собираемся выпить. Где тут у вас клуб с пивом и панк-роком?» – интересовался он.

Лука вообще не знал, что сказать. «А что говорить-то! Я прилетел за компанию с друзьями, сам вообще не болельщик. Ну, наши проиграли, это грустно, но не конец света», – угрюмо отметил гость из Хорватии.

«Независимый арбитр» – русский футбольный фанат Владимир – был объективен. «Игра была интересная, жалко хорватов, хотя французы победили достойно. Голы были забиты красиво и очень грамотно, борьба была честной. Французы – серьезная команда, а хорваты – молодая, пускай тренируются дальше», – советует он.

«Что не убивает, делает сильнее»

Все упирается в личное восприятие проигрыша самим человеком, уверен психотерапевт, коуч Александр Полищук : отношение к произошедшему определит и чувства, и дальнейшие действия. «Либо будет закрепляться установка «я плохой, я неудачник, у меня никогда ничего не получится, это все не мое», психотравма, либо человек осознает: да, это неприятно, печально, обидно, но это – опыт, а опыт делает нас сильнее. Поэтому важно научиться переводить любой проигрыш в опыт. Поражение – это не крах, не преступление, это ошибка, а ошибка равноценна опыту. Следовательно, из опыта уже можно вытащить какие-то плюсы», – говорит он.

Отсюда – первое правило: находить плюсы даже в поражении, не умаляя при этом минусов. Поражение нужно признать как факт, но дальше проанализировать: что полезного можно извлечь из этой ситуации в плане дальнейшего самосовершенствования.

Второй момент: человек надеется на лучшее, стремится к идеалу, но в конкретной ситуации делает лишь то, что может. Поэтому упрекать себя постфактум за то, что оказался не на высоте, не стоит: сделал именно то, что и было в данной ситуации «лучшим». Более эффективно, проанализировав ошибки, можно будет действовать завтра, но не «вчера». «Вчера человек мог прыгнуть на метр, сегодня или завтра – на десять. Это значит, что вчера предел его возможностей был именно таким, и никаким другим – на десять метров он прыгнуть просто не мог», – говорит эксперт. Значит, не стоит себя в этом и винить.

Третий момент – примирение с потерей. «Примириться – значит, быть в мире. Не сопротивляться, не злиться на свой проигрыш и на себя, а примириться с ним. Дать пару выйти, покричать, позлиться, а потом просто принять факт. Это случилось, точка. Но не стоит оставлять это в подвешенном состоянии – дальше нужно выйти на работу над ошибками, подумать о том, как поступить в такой ситуации в следующий раз, проиграть в голове идеальный вариант, чтобы в следующий раз сделать лучше», – считает Александр Полищук.

Но самое важное – понимание того, что жизнь всегда состоит из череды побед и проигрышей. «Победа – это хорошо, но и проигрыш – тоже, с точки зрения опыта и извлеченного урока. Нужно выработать стрессоустойчивость, правильное отношение к ситуации, которое будет помогать и поддерживать, а не убивать. Чем человек опытнее, тем проще ему смириться с поражением. Если человек проиграл в первой же игре, ему, конечно, тяжело. Если у него сотни игр, и он не всегда выигрывал, то проигрыш должен восприниматься легче», – считает эксперт.

Из этого напрашивается вопрос: когда нужно остановиться? Например, если из условных 200 игр человек проигрывал 3 раза, это одна ситуация. Если 100 – другая. Но имеет ли смысл бороться, если он не выигрывал ни разу?

«Представим двух боксеров, один из которых выиграл 20 боев из 20, а второй – 20 из 50. Но у второго гораздо больше опыта, его тело натренировано к разным неожиданностям, а, соответственно, и шансов на победу у него тоже больше. В плане опыта количество важнее качества. Если же из 10 боев проиграно все 10, либо это – не твое, либо, напротив, сигнал к продолжению, но только если самому человеку это нравится. Мир знает истории успеха, который приходил к человеку лишь спустя долгие годы упорного труда, такое случается – хотя это, скорее, все же исключение из правил. Но эти люди занимались тем, что им нравилось, они не заставляли себя через силу. Такие, даже если проигрывают 10 раз из 10, воспринимают все иначе, поскольку играют в любимую игру. Очень помогает любовь к тому, что ты делаешь. В этом случае проигрыш трактуется не как повод все бросить, а как стимул развиваться дальше», – подчеркивает собеседник «МИР 24».

Так или иначе, проигрывать нужно учиться с детства.

«Некоторые люди не привыкли проигрывать, и это сильно им мешает. Они не умеют принимать проигрыш, каждый раз у них опускаются руки, они избегают сложностей, ищут легких путей, жаждут постоянного одобрения. Такие люди не будут ни успешными, ни счастливыми. Или, напротив, если человек – перфекционист, он будет требовать от себя и от окружающих по максимуму, что тоже перебор. А причина общая: в детстве их не научили проигрывать, пожать руку сопернику, пойти справляться со своими эмоциями, чтобы они вышли, «выветрились», и, наконец, приступить к работе над ошибками», – говорит эксперт.

Спортсмены в этом смысле – эталон: они постоянно играют, переживают и победы, и поражения, поскольку им нравится сам процесс. «Хорошие спортсмены часто выходят и в бизнес, и в управление – помогает дисциплина, умение взять себя «за шкирку» и двинуть к цели, через поражения, через «не хочу». Они видят в этом смысл – надо, значит, надо. Поэтому важно с ранних лет приучать детей к спорту, чтобы, падая и поднимаясь, они учились добиваться поставленных задач», – считает Александр Полищук.

«Не хватило везения»

Что касается пресловутой удачи, сильно полагаться на это эфемерное явление не стоит – как и приписывать ему все события своей жизни.

«Удача, или случай, может, и существуют, но продиктованы они какими-то причинно-следственными связями. Человек может сказать, что ему не повезло – он не успел на одну минуту, не туда пошел, не туда свернул, и так далее. Но, по сути, человек сам принял решение задержаться, выбрать другой путь, его мозг рассчитал это действие, исходя из опыта. Бывает, что игрок – истинный профессионал своего дела – перенервничал, или у него сбилось эмоциональное состояние, вместо того, чтобы сконцентрироваться, он эмоционально вовлекся в какой-то другой процесс. Промазал, чего-то не сделал, не смог. Со стороны кажется, что он, будучи профи, обязан был справиться – просто ему не повезло, но причина в том, что ему сбили эмоциональный настрой. Поэтому профессионалы тренируются выигрывать в любых ситуациях. Даже если вокруг стреляют, они должны выполнять свою работу четко и ровно. Суть тренировок – просчитывать возможные форс-мажоры, быть готовым к бесконечным неожиданностям и вариантам. Если человек играл, включая тренировки, не 20 раз, а сто тысяч, его тело более опытно, в его мозгу – более обширный репертуар вариантов. Так что за тем, что принято называть удачей и везением, на самом деле, скрывается колоссальная работа», – отметил эксперт.

В этом смысле, в спорте, бизнесе и личной жизни принципы одни и те же. «Не важно, где случился проигрыш – на футбольном поле, в карьере или в личных отношениях, нужно признать факт и не сопротивляться ему. Да, это случилось, но это не значит, что я плохой, никчемный и слабый. Нельзя автоматически приписывать себе в случае проигрыша все эти качества. Нужно дать себе остыть, как говорят, переночевать с этими мыслями, а потом мобилизоваться и проанализировать ошибки. Понять, какие плюсы были в этой ситуации, поблагодарить себя за эти плюсы, за попытку, и дальше, поняв, что необходимо для победы, настраиваться именно на нее», – подытожил Александр Полищук.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Итоговое сочинение.

Тематическое направление

«Месть и великодушие».

Подготовила: Шевчук А.П.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1»

г. Братска Иркутской обл.

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

«Месть и великодушие» в литературе: список произведений

1. В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;

2. Л.Н. Толстой, «Война и мир»;

3. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;

4. Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;

5. В.П. Аксёнов, «Московская сага»;

6. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;

7. М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;

8. В.М. Гаршин, «Трус»;

9. А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;

10. Дж. Роулинг, «Гарри Поттер».

Примерный список тем для итогового сочинения в 2018/2019 учебном году по официальному направлению от ФИПИ - «Месть и великодушие».

Напоминаем, что это примерные темы! Точный список тем будет известен за 15 минут до начала итогового сочинения.

Что такое месть?

Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»?

Почему человеку нужно оставаться великодушным к - братьям нашим меньшим?

Что такое великодушие?

Можно ли отомстить врагу?

Можно ли оправдать месть?

Что такое «кровная месть»?

Чем великодушие отличается от благородства?

Как убедить человека отказаться от мести?

Чем великодушие отличается от доброты?

Как научить подрастающее поколение великодушию?

Что значит достойно пережить поражение?

Сила или слабость человека проявляется в великодушии?

  • Как вы понимаете цитату из стихотворения А.С. Пушкина
  • «Памятник» - «милость к падшим призывал»?

  • Почему человеку иногда приходится делать выбор между
  • местью и великодушием?

    Может ли мстительный человек быть счастливым?

Аргументы по направлению «Месть и великодушие»

Л. Н. Толстой "Война и мир"

Умение вовремя простить сможет помочь сохранить дружеские отношения. Далеко не все могут побороть в себе чувство агрессии и злости; признать, что ошибались, были не правы. Князь Андрей Болконский все же не смог простить Наташу Ростову. Её выбор был ошибкой, он не мог справиться со своим эгоизмом. Узнав об измене Наташи, Болконский сказал Безухову, что падая женщина не может быть прощена. Но спустя время, пусть и не сразу, он однако простил свою возлюбленную.

Война и мир

Лев Николаевич Толстой

Андрей Болконский проявляет благородство, великодушие не только внешнее, что свойственно было представителям его общества, но и внутреннее. Когда он видит своего врага Анатоля Курагина без ноги, в нем уже нет ненависти и злобы. Он смог его простить и забыть прошлые обиды

А. Дюма "Граф Монте Кристо"

Проблема мести ярко отражена в романе французского писателя Александра Дюма "Граф Монте Кристо". Главный герой моряк Эдмон Дантес, в результате лживого доноса оказывается пожизненно заключен в замок Ив. Там молодой человек знакомится с аббатом Фариа, таким же узником. Все вокруг твердят, что аббат сумасшедший, а он гениальный учёный, который открыл Дантесу причину его заточения и кто в этом виноват. Отныне Дантес даёт слово отомстить обидчикам и сдерживает клятву. Впоследствии он станет богатым и влиятельным человеком, графом Монте Кристо.

А. С. Пушкин "Капитанская дочка"

Великодушие проявляет один из героев повести Пугачев. Его заметно в общении с Петром Гриневым. Пугачев не забыл сделанное ему добро. Благодаря этому молодой человек остался в живых. Благородно поступил Пугачев, когда отпустил Машу Миронову, хотя мог и не спасать девушку, она была дочерью коменданта крепости. Гринев ценил человеческие качества Пугачева, ему даже было жалко, что его предадут казни.

(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

(6)- Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! - восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.

(8)В это время в класс вошёл мой сосед по парте - Колька Бабушкин. (9)Носатый, долговязый, нескладный... (10)У него не было отца. (11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. (12)Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

(13)Увидев Бабушкина, всё сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты. (16)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.

(17)- Санёк, глянь! - толкнул меня Петька. (18)Я от возмущения разинул рот. (19)Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.

(20)Он посмотрел на нас и вдруг сказал: - Спасибо за подарок!

(21)- Положи книгу на место и не трогай чужого! - выйдя из оцепенения, прорычал я. (22)Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. (23)Все засмеялись. (24)А он, готовый

от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

(25)- Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что...

(26)Тридцать лет прошло с тех пор. (27)Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (28)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

(29)А эта книга... (30)Колек, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (31)Да мы бы всё тебе отдали...

(32)Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. (33)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.

(По В. Дроганову

Проблема великодушия, доброты, уважения к людям

Как часто мы оказываемся чёрствыми, бестактными людьми и как часто потом жалеем об этом, но исправить ничего уже не можем! В. Дроганов в своём тексте и описывает такую ситуацию, когда люди проявили жестокость, грубость по отношению к своему товарищу, который ничем не заслужил этого. Автор поднимает проблему великодушия, уважения к людям.

Писатель привлекает наше внимание к этой проблеме, вспоминая эпизод из детства своего героя. Как часто бывает в школьных коллективах, и в описываемом классе есть ученик, которого все обижают: нескладный и тихий Коля Бабушкин. Рассказчик принёс книгу своему другу Петьке и положил её на парту Коли. Коля взял книгу в руки, с радостью и восхищением рассматривая её. Грубый окрик заставил его выронить книгу. Автор подчёркивает жестокое отношение к мальчику: «Все засмеялись. А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться». А ведь у Коли был день рождения, и он подумал, что книга - это подарок для него.

Казалось, этот эпизод должен был исчезнуть из памяти героя рассказа, однако совесть в нём всё-таки проявилась, правда, через много лет, когда рассказчик узнал, что Коля погиб в Афганистане, сгорев в танке. Теперь он был бы рад отдать ему любую книгу, но Коли нет. Этот эпизод из детства заставляет автора и нас вместе с ним поразмышлять над взаимоотношениями людей, над тем, как часто проявляются нетерпимость, жестокость, о которой потом так горько жалеют!

Я согласна с автором рассказа, потому что часто бывают ситуации, когда люди могли бы быть более великодушными, отзывчивыми, человечными. А совершая некрасивый поступок, человек впоследствии осознает свою вину, но исправить уже ничего не может. И это должно стать для него уроком на будущее.

Схожую ситуацию мы можем увидеть в повести В. Железникова «Чучело». Весь класс начинает травлю Лены Бессольцевой. Дети проявляют неслыханную жестокость по отношению к ней. В результате девочка со своим дедушкой вынуждена уехать из родного города. Вероятно, кое-кто из одноклассников Лены в будущем пожалеет о своём поступке.

Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Благородство, великодушие – то качество, которым может владеть не только абсолютно порядочный человек, но иногда даже настоящий подлец. Свидригайлов совершил множество гадостей, но способен на сочувствие и помощь сиротам Катерины Ивановны и Раскольникову.

Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Некоторые люди перекручивают значение благородства так, как выгодно им. Лужин считает благородством и великодушием жениться на бесприданнице Дуне, но еще до свадьбы знает, что будет постоянно напоминать ей о своей «благотворительности».

Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Истории известны немало примеров, когда самые большие злодеи в неожиданные моменты делают благородные поступки. Раскольников не сильно уважал семью Мармеладовых, которая, соответственно его теории, принадлежала к категории рабов, но искренне сочувствовал их нищете и совершал хоть незначительные, но благородные поступки для них.

Существует разница между реальным поражением и чувством побежденности. Не зацикливайтесь на уже произошедших событиях, а вместо этого постарайтесь сосредоточить свое внимание на том, как правильно поступить в следующий раз в подобной ситуации. Напоминайте себе, что все плохое рано или поздно останется в прошлом. Постарайтесь отпустить то, что вы уже не в силах изменить, и сделайте все возможное для того, чтобы относиться с уважением к людям или обстоятельствам, которые вас превзошли.

Шаги

Часть 1

Умейте отпускать

    Поймите свои эмоции. Подумайте о пережитом вами и попытайтесь понять, как вы к этому относитесь. Если вы сердитесь, спросите себя, почему так происходит. Перед тем как принять и научиться контролировать свои эмоции, вы сначала должны их понять.

    • Подумайте о том, как вы бы себя чувствовали, если бы не потерпели неудачу. Сравните два своих состояния, и поймите, что в них остается схожего.
    • Запишите свои мысли и ощущения. Поговорите с человеком, которому доверяете, таким как близкий друг или член семьи, о ваших чувствах. Скорее всего, вы знаете, как справиться со своими эмоциями, поэтому сделайте все возможное, чтобы совладать с ситуацией.
  1. Убедите себя. Скажите себе о том, что нет никаких оснований "чувствовать себя неправильно". Эмоции не могут быть хорошими или плохими по своей природе. Они просто возникают, и это здорово, если у вас получается их принять. Признайте тот факт, что все ваши ощущения вполне приемлемы.

    • Имейте ввиду, что, несмотря на важность осознания своих эмоций, очень неразумно следовать некоторым из них (например, гневу или ненависти к себе).
  2. Думайте о перспективе. Возможно, вы не в состоянии предотвратить личное поражение, но вы можете контролировать свою реакцию по поводу происходящего. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь быть настолько рассудительными, насколько это возможно. Напомните себе, что вы не в силах изменить то, что уже произошло. Такое отношение позволит вам быть более проницательным и быстрее адаптироваться, а также вы начнете ориентироваться и чувствовать себя лучше при возникновении в дальнейшем подобных негативных или провальных ситуаций.

    Не воспринимайте себя слишком серьезно. Ситуация всегда может стать еще хуже. Подумайте, существуют ли положительные моменты, которых вы сразу не заметили. Попробуйте подойти с юмором к тому, что произошло, и двигаться дальше с улыбкой на лице, хоть это может оказаться для вас и трудно. Вы можете понять, что ситуация намного забавнее или абсурднее, если абстрагируетесь от личных интересов.

    Смиритесь с поражением. В момент неудачи ваши эмоции могут влиять на вашу точку зрения. Не зацикливайтесь на том, что уже произошло, и не позволяйте вашим неудачам продолжать вас побеждать. Вас может распирать от гнева, разочарования или негодования: такие чувства только будут пожирать вас изнутри. Научитесь распознавать эти эмоции, но не цепляться за них и отбрасывать в сторону.

    • Вы можете двигаться вперед, отпустив негатив, или оказаться в постоянном поиске путей возмездия. Отпустив от себя поражение, вы освободитесь от него, в то время как стремление к расплате только еще больше привяжет вас к провалу.
    • Не осуждайте себя. Примите то, что поражение является частью жизни. Люди всегда будут сталкиваться с неудачами, только относятся к ним все по-разному.

    Часть 2

    Будьте достойным конкурентом
    1. Учитесь проигрывать с достоинством. Проявляйте уважение к людям и обстоятельствам, которые взяли над вами верх. Пожмите руку сопернику и поздравьте с хорошо проделанной работой. Не будьте мелочны, если вы проиграли схватку, дебаты или соревнование. Вы не сможете изменить исход своим негативным отношением к победителю. Будьте вежливы и любезны настолько, насколько это возможно.

      • Поблагодарите соперников за потраченное время и поздравьте с победой. Если вы проигрываете с достоинством, победитель, скорее всего, будет чувствовать себя некомфортно, когда будет в очередной раз хвастаться перед вами своими достижениями. Это меняет ситуацию из игры победитель-неудачник на отношения между двумя людьми, которые уважают друг друга и приятно провели время вместе.
    2. Не позволяйте осуждению влиять на вас. Позвольте окружающим осуждать вас за поражение. Вы знаете, кем вы являетесь на самом деле, и вам не нужно оправдываться перед людьми, которые не знают вас достаточно близко. Будьте центром самого себя. Поражение с чувством собственного достоинства станет вашей самой большой победой.

      • Окружающие должны поощрять всех желающих принимать участие. Если же они забывают о своей роли, то вы не должны забывать о своей. Будьте заинтересованы в отстаивании своих интересов.
    3. Не обвиняйте. Если вы начинаете обвинять другого человека, группу людей или обстоятельства, которые способствовали вашему поражению, в таком случае вы не сможете в полной мере осознать произошедшее. Обвинения же в собственный адрес сделают вас несчастным, и вы упустите шанс извлечь полезный опыт. Попробуйте взглянуть на ситуацию именно так: что произошло, то произошло, и никакое самобичевание не способно этого изменить.

      Сосредоточьтесь на восхищении своим противником, а не на своих ошибках. Хвалите соперников за сообразительность и эффектные действия. Такая позиция дает вам дополнительные преимущества, что позволяет перенимать эффективные стратегии и работать над выявлением своих недостатков.

      Признайте, что вы были неправы. Если вы проиграли спор или привели слабый аргумент, в таком случае вы можете улучшить свой имидж, допустив возможность того, что были неправы. В конце концов, более унизительно цепляться за уже случившееся, чем признать, что кто-то поступил правильно.

    Часть 3

    Движение вперед
    1. Постарайтесь вынести пользу из сложившейся ситуации. Если вы сможете принять поражение в качестве полезного опыта, а не как презрительный провал, то будете иметь возможность выбраться за пределы сложившейся ситуации, и двигаться дальше. Возможно, вы были повержены, но вам не стоит становиться проигравшим. Вы не проигравший, если останетесь на высоте, вынесете полезные знания и продолжите продвигаться по жизни дальше с улыбкой на лице. Вы выросли над собой и научились чему-то новому. Если именно так вы будете воспринимать каждое поражение, то с каждым разом вам будет намного легче их переносить, и со временем вы поймете, что победили в другом: в самообразовании и самосовершенствовании.

      • Постарайтесь принять как должное то, что неудача имеет место в вашей жизни. Спросите себя о причинах неудачи; поймите, что можно вынести полезного из ситуации; разберитесь, почему это произошло.
      • Подумайте о причинах провала, и можете ли вы сделать с этим что-либо. Спросите, не настраивали ли вы себя подсознательно на провал из-за того, что не были уверены в правильности цели, которой хотели добиться.
    2. Учитесь на своих ошибках. Вспомните о том, что произошло, и вынесите из этого урок. Объективно проанализируйте ситуацию. Поймите, что действительно вы можете сделать, чтобы избежать провала в будущем. Фокусируйтесь на перспективе.

      • Чем больше вы сосредоточитесь на будущих победах, тем лучшие впечатления останутся у вас о последнем проигрыше. Не все чемпионы выигрывали свой первый матч. Вы будете совершать необдуманные поступки, если не сможете с достоинством принять поражение. Люди обязательно заметят вашу неспособность справляться с неудачами как зрелый человек.



Top