Что значит не хлебом единым. Не хлебом единым жив человек

Не хлебом единым жив человек – фраза эта общеизвестна и является образом и Ветхого, и Нового Заветов, смысл же ее понятен любому. Смысл данного образа заключается в том, что материальные блага не являются единственно необходимыми для человеческих существ, и высказана данная мысль в форме поистине категоричной. Базовую платформу в жизни человека создает удовлетворение духовное, потребность в котором подобна потребности в пище. В сущности, любая религия, любая духовная традиция зиждется на подобной мысли: любая жизнь в первую очередь нуждается в пище духовной.

Не хлебом единым жив человек — утверждение это верно не только в переносном, но и во вполне буквальном смысле: физиологические процессы, происходящие в организме человека, функционирование человеческого тела, обмен веществ, пищеварение и даже дыхание напрямую связаны с духовной жизнью индивидуума. Однако большинство людей не только недооценивают свои духовные возможности и потребности, но зачастую полностью игнорируют их. Конечно, со временем возможно изменение поведения и установок и возвращение восприятия духовных ценностей, однако влияние ориентации материалистической, оказываемое на человечество слишком долгое время, создало последствия по-настоящему плачевные, став источником для распространения в общественной среде склонностей к пагубным пристрастиям.

Странно удивляться тому, что люди частично или полностью не способны понять настоящие потребности духа, ибо они не имеют способности осознать необходимость достижений духовных. Зато люди имеют возможность открывать для себя способы для избавления от напряжения и стимулирующие виды деятельности, используя их в качестве замены состоянию того глубокого переживания, каким является настоящий экстаз.

Этот факт по-настоящему печален, поскольку любому человеку экстаз необходим наравне с пищей, водой и воздухом, хотя в современном мире эта поистине базовая потребность человека вряд ли осознается в полном объеме. За последние десятилетия люди смогли осознать факт того, насколько сильно изменилось к худшему их физическое окружение, и предпринять определенные меры для исправления данной тенденции. Но гораздо хуже дело обстоит с осознанием потребностей духовных, присущих каждому. И проблема пагубных пристрастий вытекает из недостатка этого осознания.

Экстатические переживания в виде потребности свойственны всем людям, и эта потребность проявляла себя во всех культурах и во все эпохи нашей истории в виде наслаждения различного рода, способного выйти за пределы повседневности. Многие культуры искали способы для удовлетворения подобных потребностей, и некоторые из них были ориентированы на духовность в большей степени, нежели другие.

Русский писатель XIX века Ф.Достоевский говорил о том, что удовлетворение доступно человеку только тогда когда он может получить от общества переживания трех видов: таинства, чудеса и руководство духовного порядка, причем переживания эти намного важнее, нежели существующие материальные потребности. Пагубные пристрастия для людей, лишенных руководства духовного, становятся решением тем более соблазнительным, что при помощи его они надеются обрести и таинства, и чудеса. В сущности, подобных людей можно воспринимать не столько как тех, кто подвержен слабостям или по сути своей является преступником, а как тех, кто губительным для них образом стремится заполнить духовную пустоту, образовавшуюся на базе материального изобилия.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Не хлебом единым жив человек

Не хлебом единым жив человек

Из Библии (Ветхий Завет, Второзаконие, гл. 8, ст. 3). Моисей, успокаивая свой народ, утомленный долгим возвращением из египетского плена, говорил, что Бог не зря подвергал народ израильский таким испытаниям: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа. живет человек».

В Новом Завете, в Евангелии от Матфея (гл. 4), также встречается это выражение. Когда Иисус был в пустыне и держал долгий пост (ст. 3-4), «приступил в Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

В современной России выражение приобрело дополнительную популярность после выхода в свет (1956) романа «Не хлебом единым» Владимира Дудинцева (1918-1998).

Смысл выражения: для полного счастья человеку мало материального благополучия, ему необходима духовная пища, моральное удовлетворение.

Из книги Большая книга афоризмов автора Душенко Константин Васильевич

Человек Человек - это смертный Бог. Гермес Трисмегист Человек - всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он - тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧЕ) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия символов автора Рошаль Виктория Михайловна

Человек Символическое представление человека как Вселенной: квадрат в круге (Китай)Венец всего живого. Символ того, что способно к совершенствованию. Созданный по образу и подобию Бога, сочетает в себе материальное и духовное, небесное и земное. Это микрокосм,

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Человек он был С английского: Не was a man и This was a man.Выражение, которое встречается в двух пьесах английского драматурга Уильяма Шекспира (1564-1616) - в трагедиях «Гамлет (действ. 1, явл. 2), где Гамлет говорит об отце: «Человек он был» («Не was a man») и «Юлий Цезарь» (действ. 5, явл. 5), где

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Человек Поэма (1916–1917)На голове Маяковского ладонь солнца - священнослужителя мира, отпустителя всех грехов. Земля говорит ему: «Ныне отпущаеши!»Пусть глупые историки, науськанные современниками, пишут, что поэт жил скучной и неинтересной жизнью. Пусть он знает, что так и

Из книги 100 знаменитых символов советской эпохи автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Не хлебом единым Роман (1956)Рабочий поселок в Сибири. Первый послевоенный год. Учительница Надежда Сергеевна Дроздова, Надя, высокая, молодая, красивая женщина с постоянной грустью в серых глазах, слышит от мужа о некоем полусумасшедшем Лопаткине. Этот чудак, видите ли,

автора Агалакова Жанна Леонидовна

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ «Правда» и «Известия» «Газета - не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор». Большевики прекрасно понимали важность информации, необходимость донесения своих идей до широких масс. А донести эти

Из книги Энциклопедия резервных возможностей человека автора Багдыков Георгий Минасович

Не Лувром единым… В Париже более 150 музеев. Некоторые имеют совершенно неожиданные названия, например Музей рельефных планов или Музей-шкаф Эрика Сати. Одни будут интересны исключительно специалистам, другие скрывают настоящие сокровища и ради них стоит сойти с

Из книги Домашнее консервирование. Соление. Копчение. Полная энциклопедия автора Бабкова Ольга Викторовна

Человек и еда Еще древние говорили, что человек есть то, что он ест. Верность этих высказываний подтверждают сейчас ученые. Они пришли к выводу, что пища самым удивительным образом влияет на наши умственные процессы. От того, что мы съели, зависят наши настроения, ясность

Из книги Все, что я знаю о Париже автора Агалакова Жанна Леонидовна

Из книги 1000 рецептов на скорую руку автора Михайлова Ирина Анатольевна

Из книги Полная энциклопедия молодой хозяйки автора Поливалина Любовь Александровна

Из книги Катастрофы тела [Влияние звезд, деформация черепа, великаны, карлики, толстяки, волосатики, уродцы...] автора Кудряшов Виктор Евгеньевич

Глава 23. За хлебом все добро

Из книги Я познаю мир. Криминалистика автора Малашкина М. М.

Человек-лев Лайонел родился в 1890 году в Польше, его настоящее имя Стефан Бибровский. Его внешний вид был своеобразным и первое, что приходило на ум, - это сравнение с королем зверей. Все его тело покрывали длинные волосы - свободны от них были только подошвы стоп и

Из книги автора

Наказания преступлений раньше и теперь (испытания огнем, кипятком и хлебом) Никто не знает, кто придумал допрос, но известно, что допрос был первым приемом, который мог заставить преступника признать свою вину.В средние века допрос проводился с помощью пыток, часто

Дорогая церковь, дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую вас! Благодать вам и мир да умножатся!

Пусть Бог укрепит вас, даст мудрости и терпения, благословит и сохранит вас от всякого зла!

Библия говорит: “Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих” (Матф.4:4). Первое, что понятно из слов Иисуса Христа — каждый человек нуждается в хлебе. Хлеб, т.е. пища, жизненно необходима для поддержания наших сил, выполнения необходимой работы, требующей наших усилий, и без своевременного пополнения этих сил, человек просто не сможет выжить.

Но дальше Иисус Христос говорит не менее важную мысль: человек живёт не только физической пищей. Для нормальной жизни нам необходимо слово, исходящее из уст Божьих. Как физическая пища жизненно необходима для нашего физического человека, так слово Божье необходимо для нашего внутреннего человека, для нашей души.

Слово Божье, записанное в Библии — это всего лишь текст, состоящий из букв и слов, который «оживает» для тех, которые общаются с Автором Библии и знают Его лично. Можно получить письмо от неизвестного человека и оно особенно не обрадует, о чем бы там не говорилось. Когда же мы получаем письмо от родного или близкого, реагируем совсем по-другому. Но гораздо лучше общаться с этим человеком лично. Поэтому, Бог хочет, чтобы мы не просто читали Библию, как книгу, но общались с Ним «устами к устам», «лицом к лицу», получая живое слово от живого Бога через Писания.

“Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой” (Матф.8:5-8). Сотник получил конкретное, живое слово от Бога в свою ситуацию, и слуга его был исцелен! Таким словом и будет жив человек! Мы все нуждаемся именно в таком слове, которое наполняет нас внутренней силой!

Без внутренней силы от Бога мы не сможем сделать в жизни ничего хорошего. Физически слабый человек, который не ел несколько дней, может понимать, что ему нужно делать, но у него просто не будет сил для этого. В жизни многих христиан происходит то же самое: своим умом они понимают, как жить и поступать правильно, но у них не получается это по одной причине - нет внутренней силы.

Апостол Петр говорит о верующих, как о тех, кто “силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время” (1 Петра 1:5). “Соблюдаемых” означает “сохраняемых”. Спастись, прийти на небо мы не можем своими силами – энтузиазма не хватит. Это возможно только силою Божьей! Каким образом мы получаем эту силу? “Силою Божиею через веру”, которая приходит «от слышания, а слышание от слова Божия” (Рим.10:17).

Слово Божье является решающим фактором в нашей жизни. Без слова, пребывающего в нас, проблемы неизбежны. Иисус Христос обращается к людям, полным проблем: “И не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал” (Иоанна 5:38).

О чем первом мы думаем, когда только просыпаемся и начинаем наш день? О срочных звонках, неотложных делах и окружающих нас проблемах? Что первое для нас, то и является нашим богом. Почему в Ветхом Завете Бог говорил о первенцах, первых плодах, первых снопах? Неужели Он хотел что-то отнять у людей? Нет, не отнять, но показать людям, кто на самом деле их бог.

Бог хочет быть нашим Богом. И Бог открывает Своё слово и говорит с теми, для кого Он является Богом, с теми, для кого Он - на первом месте.

Если просыпаясь, мы отделяем своё первое время для того, чтобы провести его с Богом, остаток дня пройдет в Божьем благословении и устройстве. Для многих людей это кажется невозможным. Но это время стоит того, чтобы отделить себя и пребывать в Царстве Божьем, которое “не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе”.

Нормальная христианская жизнь – это когда наше сердце наполняет не страх и суета, не чувство вины и осуждения, но праведность, мир и радость! Иисус Христос пришел, чтобы дать нам жизнь с избытком, но как это происходит практически? Когда при всей своей занятости первое время мы отдаем Богу. Не сделав этого, всё равно мы все свои силы потратим на решение проблем в течение дня, и большую часть – на совершенно ненужные вещи, суету, заботы, переживания. Так не лучше ли эти силы потратить на то, чтобы в начале дня пребывать в общении с Богом?

Без общения с Богом наша жизнь становится, как не заправленный автомобиль: мы пытается куда-то ехать, чего-то достичь, но ничего не работает, мы стоим на месте. Пытаемся навести порядок, но получается еще больший беспорядок. Мы без конца “улаживаем свои дела”, но рано или поздно всё приходит в упадок.

Дорогие братья и сестры! Наша жизнь может измениться и стать другой, если только мы решим каждый день, с постоянством начинать свой день с молитвы и Слова Божьего. Проблемы будут решаться уже не только нашими силами или расчетами, но Бог Сам будет помогать нам и устраивать всё удивительным образом, располагая сердца людей, давая нам всю необходимую мудрость и понимание во всех наших делах. Когда слово от Бога внутри нас, мы будем полны жизненной силы, потому что “не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих”.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь.

С любовью во Христе,
ваш брат и пастырь Леонид Падун

This entry was posted on Август 1, 2015 at 21:17 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Свт. Василий Великий

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Свт. Григорий Нисский

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

И дары благости увеличит ли кто яствами чрева? «Не о хлебе едином жив будет человек» – вот слово истинного Слова. Не хлебом питается добродетель, не мясами укрепляется и тучнеет сила души; другими яствами питается и приводится в мужество высокая жизнь. Пища благого есть целомудрие, хлеб – мудрость, приправа – справедливость, питие – бесстрастие, удовольствие не какое либо телесное сношение с тем, что приятно, но то, что и по имени и на деле есть веселие (ευφροσήνη). Потому Екклезиаст и наименовал сим словом происходящее в душе расположение к прекрасному, что такое состояние бывает следствием благоразумия (εκ του ευφρονειν). Посему надлежит дознать из сего то же, что слышим и у Апостола: «несть Царствие Божие брашно и питие, но правда» , и бесстрастие, и блаженство (Рим. 14:17) .

Точное истолкование Екклезиаста Соломонова. Беседа 5.

Свт. Максим Туринский

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Спаситель сокрушает хитрость дьявола удивительным ответом. Он не делает того, что говорит дьявол, чтобы не казалось, что Он проявляет славу Своей силы по воле противника, однако и не отвечает, что это невозможно сотворить, потому что не мог отрицать то, что уже совершал неоднократно. Поэтому Господь не соглашается с тем, что предлагает Ему дьявол, и не отвергает его расспросов, но тем самым сохраняет за Собой решение проявлять Свою силу и изобличает хитрость противника божественным красноречием. Поэтому Он отвечает ему: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим , - то есть не земным хлебом, не материальной пищей, которой ты обольстил первого человека Адама, но словом Божиим , в котором и заключается пища духовной жизни. Слово же Божие - это Христос Господь, как говорит евангелист: В начале было Слово, и Слово было у Бога (Ин. 1:1) . Стало быть, всякий, кто питается словом Христовым, не нуждается в земном питании. Ибо не может желать хлеба этого века тот, кто укрепляется хлебом Спасителя. Ведь Господь имеет Свой хлеб, и более того, этот хлеб - Сам Спаситель, как Он научил, говоря: Я есть хлеб, сшедий с небес (Ин. 6:41) . Об этом хлебе говорит также пророк: И хлеб, который укрепляет сердце человека (Пс. 103:15) .

Проповеди.

Свт. Лука Крымский

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Ответ Божественной мудрости, ответ, который не мог бы дать простой человек. Кто сказал бы, что можно жить без хлеба, жить словом Божиим? А Христос сказал, а позже, по прошествии веков, многие отшельники подтвердили это своим опытом, ибо постились они всю жизнь, постились непредставляемо для нас: не ели шесть дней в неделю и только в день воскресный принимали немного хлеба и воды и жили по сто лет и более, посмеиваясь над законами физиологии тела. Что укрепляло их, что заменяло им пищу? Слово Божие. Слово Божие заменяло пищу и Господу Иисусу во время Его поста в пустыне. Диавол посрамлен, но он не отступил.

Избранные творения. Искушение Господа Иисуса Христа в пустыне.

Прп. Ефрем Сирин

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Господь не сделал этого, чтобы не исполнять желания грешника. Чего диавол просил относительно (стада) свиней, то (Господь) позволил ему (Мф. 8:32, Мк. 5:13, Лк. 8:32) не для того, чтобы исполнить в чем-либо его желание, но чтобы дать знамение, так как никто из (жителей) города Гергесинского не хотел выйти навстречу Ему, пока Он не сотворил там чуда.

Но Господь не хотел, чтобы голод возобладал над Ним, поскольку Его голод облекся постом, как бы панцирем. Таковой голод отбросил стрелу сытости в искусителя, дабы того, кто склоняет к сытости внешней, научить, что есть еще сытость внутренняя, которая (вовне) не обнаруживается. «Не хлебом одним… живет… человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Лк. 4:4; Втор. 8:3) . Итак, подпал искушению тот, кто явился для того, чтобы искушать, и изобличен был посредством того же, чем хотел (Буквально: «пришел») поучать…

Итак, сатана посредством своих же собственных слов обличен был Господом. Ибо если Бог может камни обратить и сделать хлебами, то пусть искуситель узнает, что Бог и без хлеба может насыщать. Если Он может камни обратить в хлеб, то может также и голод обратить в сытость. Ибо для Того, Кто вещество несъедобное обращает в пищу, нетрудно и природу голода обратить в сытость, – не так, чтобы совершить наполнение какой-либо вещью (Т.е. не каким-либо вещественным образом), но так, чтобы самый голод сделать сытостью, подобно тому, как и искуситель требовал, чтобы Он самый камень сделал хлебом.

Толкование на Четвероевангелие.

Прп. Исидор Пелусиот

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Камни не обращены Христом в хлебы, наилучший мой, не потому, что не настало еще время чудес, как провозглашают празднословы, но потому, что прошение было суетно и прилично только просившему. Бог подает все числом, и мерою, и сообразно с потребностью, а здесь и просимое было излишне, и чудотворение вовсе неблаговременно.

Письма. Книга I.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Познайте хотя теперь, когда поститесь телесно, что человек, существо духовное и бессмертное, может быть жив не от одного только хлеба и разных снедей, но от слова Божия, и гораздо более от слова Божия, чем от хлеба. Вкушение материальной пищи есть самый обыкновенный для всех чувственных тварей способ насыщения, такой же грубый, как и тело; он приноровлен к планетной нашей жизни, подчиненной во всем той планете, на которой мы живем. Но как наша жизнь не ограничивается только существованием на земле, а будет продолжаться и после того, как она сгорит, – во веки веков, то естественно желать и требовать человеку другой пищи, кроме планетной, грубой, – именно пищи вечной, приспособленной к существу бессмертной, духовно-разумной природы нашей души. Что же это за пища? Это – та пища, которою живут духи бессмертные – Ангелы, та пища, которою держатся в целом составе своем и во всех частях своих все миры вселенной, – то есть это слово Божие.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Иероним Стридонский

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Свидетельство взято из книги Второзакония (Втор. 8:3) . А отвечает Господь так потому, что Он имел в виду одержать победу над дьяволом не могуществом Своим, а Своим смирением. Вместе с тем необходимо заметить, что если бы Господь не начал поститься, то у дьявола не было бы случая к искушению, согласно тому, что написано: Сын мой, приступая к служению пред Господом, стой в правде и в страхе, и приготовь душу свою к испытанию (Сир. 2:1) . Но и самый ответ Спасителя показывает, что человеком был Тот, Который подвергался искушению: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих . Итак, кто не питается словом Божиим, тот не живет.

Блж. Феофилакт Болгарский

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Данное свидетельство взято из Ветхого Завета, ибо это слова Моисея. И евреи питались манною, которая не была хлебом, но по Слову Божию она удовлетворяла всякую нужду евреев, была всем, чего бы кто ни захотел есть. Рыбы ли, яйца ли, или сыра хотел иудей, манна удовлетворяла такому вкусу его.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Он же отвещав рече: писано есть: не о хлебе единем жив будет человек, но о всяцем глаголе исходящем изо уст Божиих

Видя его лукавство, Иисус не сотворил требуемого знамения. Знамения обыкновенно совершались для пользы созерцающих; но дьявол отсюда не мог получить пользы. И впоследствии, видя все, что сотворил Христос, он нисколько не переменился. Но Христос отвечает на скрытое его помышление и заставляет замолчать Писанием из книги Второзакония (8, 3) , как бы так говоря: к чему ты Мне приказываешь сделать из камней хлебы? Конечно, по причине мучающего Меня голода, чтобы, увидев их, Я соблазнился вкусить. Но не одним только хлебом будет жив человек , а есть и другой род пищи. Всякое слово, исходящее из уст Божиих к алчущему, подобно пище, поддерживает жизнь его, и удовлетворяет его. Таким образом, великодушно Он отразил искушение к чревоугодию. Следует заметить, что Матфей сказал во множественном числе: камни , а Лука в единственном: камень . Часто у евангелистов можно найти такие безвредные различия. Свидетельство почерпнуто из Ветхого Завета: это слова Моисея. И евреи питались манною, которая, хотя не была хлебом, но по слову Божию удовлетворяла всякой нужде евреев и становилась всем, чем только кто-нибудь хотел питаться. Желал ли иудей рыбы, или яйца, или сыра, манна доставляла ему именно такой вкус.

Толкование Евангелия от Матфея.

Ориген

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Сказанное было уже сказано Спасителем, и для сведущего становится ясно, что прежде манны, которая есть небесная пища, нужно пострадать и поголодать, изживая в качестве пищи свой жир. Ибо так написано: И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет. Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знали отцы твои, чтобы показать тебе, что не одним хлебом живет человек (Втор. 8:2, . А то, что манна, как Он говорит, была словом, становится ясным из ответа Моисея на вопрос сынов израилевых, когда они говорили друг другу: что это? (Исх. 16:15) . Что же сказал Моисей? Это хлеб, который Господь дал вам в пищу. Это слово, которое повелел Господь (Исх. 16:15-16) . После этого дьявол переходит к другому [искушению, чтобы потерпеть новое] поражение.

Фрагменты.

Еп. Михаил (Лузин)

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

«Написано» и пр.: Христос отражает это искушение, как и два последующие, словом Божиим. Он указывает на изречение из книги Второзакония (Втор. 8:3) . Моисей говорит в этом месте, что Бог, смиряя народ Израильский, томил его голодом (в пустыне) и питал манною, которая неизвестна была ему, ни отцам его, чтобы показать ему, что не одним хлебом живет, т.е. поддерживает свое существование человек, что есть другие предметы, которые могут поддерживать жизнь человека, например манна и вообще все то, на что укажет слово Божие, исходящее из уст Его. И Спаситель, указывая на сие изречение, указывает тем искусителю, что не нужно творить чуда - превращения камней в хлебы, что можно удовлетворить голод, кроме хлеба, другими предметами, по указанию, или слову, или действию Божию. Это - ближайший, непосредственный смысл Изречения. Но, без сомнения, в сем изречении содержится указание на духовную пищу, которою питается верующий человек, при которой он как бы забывает на время о пище телесной, как бы не чувствует нужды в ней; эта духовная пища есть слово Божие, божественное учение, божественные заповеди и повеления, исполнение которых составляет духовную пищу, более нужную для души, чем пища телесная (ср. Ин. 4:34). «Всякое слово Божие к алчущему подобно пище поддерживает жизнь его» (Евф. Зиг.). «Может Бог и словом питать алчущего» (Злат.). Итак, смысл ответа Христова таков: нужда в хлебе для Меня теперь не такова, чтобы заставить Меня совершить чудо. Жизнь зависит от воли Божией. Бог может поддержать ее не хлебом только, но и всем, на что Он укажет, как на пищу. И притом слово Божие, Его заповеди и повеления, совершать которые должен человек, - такая духовная пища, при которой забывается голод телесный, и человек, питаясь этим словом как пищею, как бы не чувствует нужды в пище телесной.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

(Лк. 4:4) . Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих (Втор. 8:3) . Объясним сначала, насколько возможно, какой смысл могли иметь эти слова, первые, сказанные Спасителем после крещения. Тело поддерживается пищей. Но человек не состоит только из одного тела. Тело не может питать себя или питаться само по себе, оно, так сказать, передает сведения о своих нуждах и потребностях духу, и только при его помощи получает нужное для своего продолжения и существования. Дух промышляет о теле и его потребностях, оно погибло бы без такого промышления. Искушая Христа, диавол обратился, следовательно, не к главному источнику человеческой жизни. Желая добиться своей цели, он обратился к рабу (телу) вместо его господина (духа), и искушал тело возобладать над своим господином, покорить его своей воле. Но такой порядок не был нормальным. Не дух находится в зависимости от тела, а тело от духа. Чтобы тело было живо, нужно, чтобы жив был дух. Но жизнь духа не зависит от телесного питания. Это только так кажется. Дух питается иною пищею. Так как образ и подобие Божие заключается не в теле, а в человеческом духе, то и пища, питающая дух, подается Богом - это есть слово Божие. Диавол представлял человека преимущественно как телесное существо, Спаситель представляет человека преимущественно как духовное существо. Господь как бы забыл о питании тела, питая свой дух. Диавол забыл о питании духа, выражая внешнее попечение о теле. Ошибка была раскрыта и искушение отражено.

Ответ Христа диаволу взят из Втор. 8:3 . По переводу LXX это место читается буквально так: … “чтобы возвестить тебе, что не на хлебе одном будет жить человек, но на всяком слове, исходящем через уста Бога, будет жить человек”. Букв. с еврейского: “…что не хлебом одним живет человек, что всем, исходящим из уст Всевышнего, живет человек”. Наш русский текст Второзакония, как видно, отступает и от греческого, и от еврейского, и ближе всего - к латинскому Вульгаты. Трудно сказать, по какому тексту приведена цитата в рассматриваемом стихе у Матфея. Но достоверно, что Матфей отступает здесь и от еврейского текста, и от перевода LXX, что видно уже и из того, что “живет человек”, повторенное и в греческом, и в еврейском тексте, у евангелиста не повторяется. Но смысл подлинный и точный подлинника в Евангелии сохранен, причем вместо еврейского “живет” сказано “будет жить”, как у LХХ. Во Втор. 8:3 писатель его напоминает народу об его странствовании по пустыне и говорит, что там Бог “смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, …дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким (словом), исходящим из уст Господа”. Каким образом человек живет словом Божьим, это показала жизнь евреев в пустыне. Несмотря на голод, Израиль остался там жив, потому что Господь повелел ему жить, и в нужных случаях, по слову Божию, ниспадала манна. Следовательно и Спасителю не было надобности заботиться о хлебе. Бог даст Ему пищу, когда это будет нужно. Он не умрет, если и не превратит камни в хлебы. У Луки речь эта сокращена.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих

Что же Христос Спаситель? Он прямо говорит о том, о чем умолчал диавол; Он не стыдится того, что взалкал; но не хочет ни в чем повиноваться диаволу, чтобы и нас научить не слушаться его даже и тогда, когда он будет внушать что-нибудь полезное. Так и впоследствии Он повелевал бесам молчать, когда они называли Его Сыном Божиим. Он же сказал ему в ответ: написано : (в книге Второзаконие) не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Втор. 8:3) . И помимо хлеба у Бога есть много способов пропитать человека. Ты желаешь, чтобы Я сотворил чудо для Своего удовольствия, но Я этого не сделаю. Если бы такое чудо было нужно, то Сам Бог и сотворил бы его для Меня. Но Он не творит: значит, оно не нужно. Я буду терпеть голод, пока Богу будет угодно насытить Меня. Я буду творить чудеса, но не для Себя, а для славы Божией, для спасения людей. Если волос с головы человека не падает без воли Божией, то тем более Бог не попустит Мне умереть с голоду; надо только во всем предать Себя благому Божию попечению. А Бог может и единым словом Своим утолить наш голод. У человека есть нужды более важные, чем пропитание: пища духовная важнее телесной. Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Ин. 4:34) . И беседа с Богом, молитва, для Меня сладостнее всякой пищи. Так диавол хотел обличить Иисуса Христа в неверии Промыслу Божию, но Христос Спаситель всецело возложил надежду на Отца Своего Небесного и не восхотел угождать Своей плоти чудесным образом. Искушение от плоти Он победил воздержанием.

Троицкие листки. №801-1050.

Не хлебом единым жив человек
Из Библии (Ветхий Завет, Второзаконие, гл. 8, ст. 3). Моисей, успокаивая свой народ, утомленный долгим возвращением из египетского плена, говорил, что Бог не зря подвергал народ израильский таким испытаниям: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа. живет человек».
В Новом Завете, в Евангелии от Матфея (гл. 4), также встречается это выражение. Когда Иисус был в пустыне и держал долгий пост (ст. 3-4), «приступил в Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: па-писано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
В современной России выражение приобрело дополнительную популярность после выхода в свет (1956) романа «Не хлебом единым» Владимира Дудинцева (1918-1998).
Смысл выражения: для полного счастья человеку мало материального благополучия, ему необходима духовная пища, моральное удовлетворение.

  • - одним <единым> духом Разг. Неизм. 1. Сразу, в один прием. Обычно с глаг. сов. вида: выпить, выкрикнуть, сказать… как? одним духом. Вожатый взял стакан, перекрестился и выпил одним духом...

    Учебный фразеологический словарь

  • - МАХ, -а,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - Разг. Экспрес. 1. Сразу, в один приём. - Я, профессор, доктор Званцев, - одним духом выпалил молодой человек...
  • - Экспрес. Дружно, сплочённо и активно...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Поговорка о том, что человеку следует не только интересоваться материальными благами, но и жить духовной жизнью. Он занятой человек, ему, как говорится, не до звёзд. Но… не хлебом единым жив человек...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Хлебом сыты, хлебом и пьяны...
  • - См. РЕМЕСЛО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Разг. 1. Сразу, в один приём. 2. Очень быстро, молниеносно. ФСРЯ, 149; БТС, 295...
  • - Книжн. То же, что одним махом. БТС, 295...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Книжн. Дружно, сплочённо. ФСРЯ, 503; БТС, 1435...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Разг. Очень быстро, мигом. Ф 1, 175; БТС, 289; Глухов 1988, 116...

    Большой словарь русских поговорок

  • - живым манером, живой рукой, за короткий срок, одним пыхом, за короткое время, не теряя времени, в короткий срок, без лишних слов, моменталом, глазом моргнуть не успеешь, оглянуться не успеешь, не тратя времени даром,...

    Словарь синонимов

  • - См....

    Словарь синонимов

  • - нареч, кол-во синонимов: 18 в один прием в один присест вмиг враз единым духом за один прием за один присест залпом зараз моментально одним духом одним махом одним...

    Словарь синонимов

  • - См....

    Словарь синонимов

"Не хлебом единым жив человек" в книгах

Я жив не единым хлебом

Из книги Колымские тетради автора Шаламов Варлам

Я жив не единым хлебом Я жив не единым хлебом, А утром, на холодке, Кусочек сухого неба Размачиваю в

«Не хлебом единым». 2005

Из книги Чёрная кошка автора Говорухин Станислав Сергеевич

«Не хлебом единым». 2005 По роману Владимира Дудинцева. Роман вышел в свет в 1956 году, сразу после XX съезда партии, после знаменитого закрытого доклада Хрущева, где впервые было сказано о культе личности. Роман был напечатан в книжке «Нового мира».Читала вся страна. В

Не хлебом единым и не картошкой…

Из книги Никита Хрущев. Реформатор автора Хрущев Сергей Никитич

Не хлебом единым и не картошкой… Международные дела, оборона страны отнимали у отца много времени, но не они, а сельское хозяйство и строительство жилья по-прежнему оставались в центре внимания. Пища и крыша над головой - что может быть важнее этого. Разобравшись с

Не хлебом единым…

Из книги Анна Иоанновна автора

Не хлебом единым… Посланный вперед Анны и депутации верховников генерал Михаил Леонтьев 1 февраля вернулся в Москву, везя с собой драгоценный документ - подписанные Анной кондиции и ее письмо к подданным. На следующий день - 2 февраля - было назначено расширенное

Не хлебом единым…

Из книги Куда ж нам плыть? Россия после Петра Великого автора Анисимов Евгений Викторович

Не хлебом единым… Посланный вперед Анны и депутации верховников генерал Михаил Леонтьев 1 февраля вернулся в Москву, везя с собой драгоценный документ – подписанные Анной кондиции и ее письмо к подданным. На следующий день, 2 февраля, было назначено расширенное

Хлебом единым

Из книги Истории простой еды автора Стахов Дмитрий

Хлебом единым Будемте ужин готовить. Пока же коней пышногривых Из колесниц поскорей выпрягайте, задайте им корму, Быстро из города жирных овец и быков пригоните, Хлеба доставьте сюда и вина, веселящего сердце, Из дому; дров для костров натаскайте побольше из

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ…

Из книги Донецко-Криворожская республика: расстрелянная мечта автора Корнилов Владимир Владимирович

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ… Примерно треть декларации о деятельности правительства ДКР, принятой сразу после его сформирования, была посвящена образованию. Документ гласил: «Совет Народных Комиссаров, возлагая главную работу по народному просвещению на рабочие культурно -

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ

Из книги 100 знаменитых символов советской эпохи автора Хорошевский Андрей Юрьевич

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ «Правда» и «Известия» «Газета - не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор». Большевики прекрасно понимали важность информации, необходимость донесения своих идей до широких масс. А донести эти

Не хлебом единым

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Не хлебом единым Роман (1956)Рабочий поселок в Сибири. Первый послевоенный год. Учительница Надежда Сергеевна Дроздова, Надя, высокая, молодая, красивая женщина с постоянной грустью в серых глазах, слышит от мужа о некоем полусумасшедшем Лопаткине. Этот чудак, видите ли,

Не хлебом единым жив человек

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Не хлебом единым жив человек Из Библии (Ветхий Завет, Второзаконие, гл. 8, ст. 3). Моисей, успокаивая свой народ, утомленный долгим возвращением из египетского плена, говорил, что Бог не зря подвергал народ израильский таким испытаниям: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и

Не хлебом единым…

Из книги Уфимская литературная критика. Выпуск 4 автора Байков Эдуард Артурович

Не хлебом единым… Пишет rustemmРеплика(Далее следует текст постскриптума автора-составителя к статье А. Стрельца «мертвЫЕ СРАМУ НЕ ИМУТ, ЖИВЫЕ – ДА!» – авт. – сост.)husainovЧестно сказать, не понял Чем вызвано появление моего имени в сей реплике. Разъясните, пожалуйста, г-н

212. Не хлебом единым

Из книги Самая нужная книга для стройности и красоты автора Тихонова Инна

212. Не хлебом единым Если вы решили похудеть, то о хлебе стоит забыть всерьез и надолго. И не важно, белый он или черный, с дрожжами или без, с отрубями или из цельного зерна. Чем же хлеб не угодил худеющим? Высокая калорийность. В 100 г белого пшеничного хлеба – 240 ккал,

Не хлебом единым…

Из книги Как за 50 евро слетать в Европу [Готовые решения для экономных путешественников] автора Бородин Андрей

Не хлебом единым… Фактически вся эта книга посвящена тому как сэкономить во время путешествий. Однако наряду с проездом и ночлегом есть еще одна важная статья расходов, которую желательно, выражаясь современным языком, «оптимизировать». Речь идет, конечно же, о питании.

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ

Из книги Афоризмы. Священное писание автора Носков В. Г.

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ …Не одним хлебом живет человек…(Втор. 8. 3)…Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. (Мф. 4. 4)О, мужи! Как сильно вино! Оно приводит в омрачение ум всех людей, пьющих его; оно делает ум царя и сироты, раба и

Не хлебом единым

Из книги Теперь я ем все, что хочу! Система питания Давида Яна автора Ян Давид

Не хлебом единым Хлеб и мучные изделия – очень вкусные продукты… (вздыхает). А в чем же их недостаток?Белоснежные батоны, багеты, чиабатты, булки, лепешки, караваи, круассаны, ватрушки, пончики, печенья, пышки, слойки, плетенки, пирожки, пампушки, кексы, торты, пирожные,




Top