Что значит прозаическое произведение. Прозаические произведения

Проза (лат. prōsa) – это речь без деления на соизмеримые отрезки, ритм которой опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций. Она же – нестихотворная литература.

В отличие от поэзии, проза не имеет значительных ограничений по ритму и р ифме. Она предоставляет авторам, как отмечал М. М. Бахтин, более широкие «возможности языкового многообразия, соединения в одном и том же тексте разных манер мыслить и высказываться: в прозаической художественности (наиболее полно проявившейся в романе)». Проза, в частности, многократно превосходит поэзию в жанровом многообразии.

Копирайтеру необходимо уметь создавать как прозаические, так и поэтические произведения. Знание поэзии обогащает язык прозаика. Как отмечал К. Паустовский:

«Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную девственную свежесть».

Роды и жанры литературы

Все словесно-художественные произведения можно объединить в три большие группы, именуемые литературными родами и включающими в себя как поэтические, так и прозаические тексты:

– эпос,

– драма,

– лирика.

Также как отдельный род выделяют лироэпику и отличают некоторые межродовые и внеродовые формы.

Хотя имеется разделение на роды, в литературных произведения может быть «родовое пересечение». Так, может быть эпическая поэма, лирическая повесть, драматический рассказ и т.д.

В каждый из литературных родов входят произведения определенного жанра.

Литературные жанры – это группы произведений, собранные по формальному и содержательному признаку. Также можно сказать, что жанр – это исторически складывающийся и развивающийся тип художественного произведения, имеющий определенный комплекс устойчивых свойств (размер, речевые конструкции, принципы построения и т.д.). Жанры обеспечивают преемственность и стабильность в литературном развитии.

Со временем одни жанры отмирают, им на смену приходят другие. Также «оставшиеся в живых» жанры могут становиться как более, так и менее популярными – как у авторов, так и у читателей. На формирование или изменение литературных жанров влияет историческая действительность. Так, например, на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков мощно развивались детективный, полицейский роман, научно-фантастический и дамский («розовый») роман.

Классификация ж анров – задача непростая, т.к. разные жанры могут обладать одинаковым свойствами.

Исторически жанры разбивали на две группы: «высокие» и «низкие». Так, в ранние литературные времена жития святых относились к «высоким», а развлекательные произведения – к «низким». В период классицизма была установлена строгая иерархия жанров: высокие – это ода, трагедия, эпопея, низкие – комедия, сатира, басня. Позже к «высоким» стали относить сказку, роман.

Сегодня говорят о высокой литературе (строгой, подлинно художественной, «литературном верхе»), и о массовой («тривиальной», «популярной», «потребительской», «паралитературе», «коньюктурной литературе», «литературном низе»). Первая предназначена для людей рефлексирующих, образованных, разбирающихся в искусстве. Вторая – для невзыскательного большинства читателей, для человека «не приобщенного (или мало приобщенного) к художественной культуре, не обладающего развитым вкусом, не желающего либо не способного самостоятельно мыслить и по достоинству оценивать произведения, ищущего в печатной продукции главным образом развлечения». Массовую литературу отличает схематизм, использование стереотипов, клиширование, «безавторство». Но свои недостатки популярная литература компенсирует динамично развивающимся действием, обилием невероятных происшествий.

Также выделяют классическую литературу и беллетристику. Классическая литература – это те произведения, которые являются вершинами творчества и на которые нужно равняться современным авторам.

Как говорят, классика – это то, что пишется с расчетом на вкусы будущих поколений.

Беллетристикой (от фр. belles lettres – изящная словесность) обычно называют неклассическую повествовательную прозу, относящуюся к массовой литературе, но не находящуюся в самом «низу». Другими словами, беллетристика – срединная массовая литература, находящаяся между классикой и бульварным чтивом.

Копирайтер должен хорошо представлять себе специфику родов и жанров литературных произведений. Например, смешение или подмена жанров может легко «убить» текст для читателя, ожидающего одно, а получившего другое (вместо «комедии» – «драму», вместо «боевика» – «мелодраму» и т.д.). Однако же продуманное смешение жанров может также и эффективно работать на определенный текст. Конечный результат будет зависеть от грамотности и мастерства копирайтера. Он обязан знать «законы жанра».

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книгах А. Назайкина

Все мы изучали прозу в школе на уроках литературы, а кто может сейчас дать ответ на вопрос о том, что такое проза? Может быть, то, что прозой называют устную или письменную речь, вы помните, но наверняка забыли, что произведения в прозе не делятся на соизмеримые отрезки (проще говоря – стихи). В отличие от стихов, ритм прозаических произведений – это соотношение синтаксических конструкций (предложений, периодов).

Проза возникла во времена античной литературы. С XIX века проза стала лидировать в словестности.

Поясним, что относится к прозе. Прозой называют обычную речь, простую, не мерную, без размеров. Однако существует мерная проза, похожая по своему звучанию на старинные русские песни.

У прозы также есть формы. Так вот, первоначально развились публицистическая, деловая, научная, религиозно-проповедническая, мемуарно-исповедническая формы.

Рассказы, повести и романы относятся к художественной прозе и отличаются от лирики своей эмоциональной сдержанностью, интеллектуальностью, философскими началами.

Из опредления в начале статьи легко понять, что проза - это противоположность стихотворению. Но тогда что такое стихотворение в прозе? Это текст очень складный, но без рифмы, почти всегда романтического содержания. Много стихотворений в прозе написал И.С Тургенев.

Прозаические жанры

Традиционно в число литературных жанров, относящихся к прозе, входят:

  • Роман. Романом называют повествовательное произведение, большое по объёму и со сложным, развитым сюжетом.
  • Повесть. Это род эпический поэзии, похожий на роман, который рассказывает о каком-нибудь эпизоде из жизни. В повести в меньшей степени, чем в романе, рассказывается о быте и нраве героев, она короче и сдержаннее.
  • Новелла. Новеллой называют небольшой литературный повествовательный жанр. По объему она сопоставима с рассказом, но отличительной чертою является наличие генезиса, истории и структуры.
  • Эпопея. Эпическое произведение, монументальное по форме, затрагивающее общенародную проблематику.
  • Рассказ. Является малой формой художественной литературы. Объем текста маленький, так как в рассказе не охватывается большой промежуток времени и описывается какое-либо конкретное событие в конкретном временном промежутке.
  • Эссе. Это сочинение прозаической формы на любую тему. По объему небольшое, композиция строго не обозначена. В эссе автор выражает свое индивидуальное впечатление и мнение по конкретному вопросу.
  • Биография - всем нам известная форма изложения истории жизни и деятельности человека.

В чем отличие стихотворения от прозаического произведения?

    Эпос и лирика вообще относятся к разным родам литературы. Так, стихотворение относится к лирике, а проза относится к эпосу.

    Отличие можно увидеть визуально, посмотрев на текст. Думаю, каждый понимает, как пишется стихотворение и, например, рассказ, который относится к прозе. Проза - это сплошной текст, а стихотворение пишется в стихотворной форме, то есть стихотворными строчками. Стихотворении нет автора, а есть лирический герой. В стихотворении выражается чувство, внутренняя реакция на впечатление.

    Есть, правда, стихотворения в прозе, которые внешне выглядят как проза, но в нем используются звуковые переклички, повторение ритмически подобных синтаксических конструкций, средства выразительности, то есть все то, что используется в речи стихотворной.

    Основное отличие, безусловно состоит в наличии рифмы. Второе требование, у стихотворения обязательно должна быть ритмическая структура. Следует заметить, что существуют ещ, так называемые, белые стихи, в которых отсутствие рифмы, как бы компенсируется определнным размером (белый ямб, анапест или дольник).

    В стихотворении наблюдается ритм, такт, рифмовка и стихотворные стиль и форма. А прозаическое произведение пишется сплошным текстом. У стихотворения есть лирический герой, чьи переживания и описаны в произведении, а в прозе героев может быть бесконечно много (роман-эпопея. например). А еще в прозаическом произведении можно охватить большой промежуток времени, много переживаний героя от разных поступков. В прозе раскрываются характеры многих персонажей одновременно.

    Стихотворения отличаются от прозы наличием рифмы, стилистикой, ритмичностью и написанием (стихи пишутся в столбик). Правда есть еще белые стихи без рифмы. Проза же отличается от стихов отсутствием ритма.

Проза вокруг нас. Она в жизни и в книгах. Проза - это наш повседневный язык.

Художественная проза - это не имеющее размера (особой формы организации звучащей речи), нерифмованное повествование.

Прозаическое произведение - это написанный без рифмы, в чем его главное отличие от поэзии. Прозаические произведения бывают как художественные, так и нехудожественные, иногда они переплетаются между собой, как, например, в биографиях или мемуарах.

Как возникло прозаическое, или эпическое, произведение

Проза пришла в мир литературы из Древней Греции. Именно там появилась сначала поэзия, а потом и проза как термин. Первыми прозаическими произведениями были мифы, предания, легенды, сказки. Эти жанры определялись греками как нехудожественные, приземленные. Это были религиозные, бытовые или исторические повествования, получившие определение "прозаические".

В на первом месте стояла высокохудожественная поэзия, проза была на втором месте, как некое противопоставление. Положение стало меняться только во второй половине Прозаические жанры стали развиваться и расширяться. Появились романы, повести и новеллы.

В XIX веке писатель-прозаик оттеснил поэта на второй план. Роман, новелла стали главными художественными формами в литературе. Наконец, прозаическое произведение заняло свое законное место.

Прозу классифицируют по размеру: на малую и большую. Рассмотрим основные художественные жанры.

Произведение в прозе большого объема: виды

Роман - прозаическое произведение, которое отличается длиной повествования и сложным сюжетом, развитым в произведении в полной мере, а также роман может иметь побочные сюжетные линии, помимо основной.

Романистами были Оноре де Бальзак, Даниель Дефо, Эмили и Шарлотта Бронте, Эрих Мария Ремарк и многие другие.

Примеры прозаических произведений русских романистов могут составить отдельную книгу-список. Это произведения, ставшие классикой. Например, такие как «Преступление и наказание» и «Идиот» Федора Михайловича Достоевского, «Дар» и «Лолита» Владимира Владимировича Набокова, «Доктор Живаго» Бориса Леонидовича Пастернака, «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева, «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова и так далее.

Эпопея - это по объему большее, чем роман, и описывающее крупные исторически события или отвечающее общенародной проблематике, чаще и то и другое.

Самые значимые и известные эпопеи в русской литературе - «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова и «Петр Первый» Алексея Николаевича Толстого.

Прозаическое произведение небольшого объема: виды

Новелла - короткое произведение, сопоставимое с рассказом, но имеющее большую насыщенность событиями. История новеллы берет начало в устном фольклоре, в притчах и сказаниях.

Новеллистами были Эдгар По, Герберт Уэллс; Ги де Мопассан и Александр Сергеевич Пушкин также писали новеллы.

Рассказ - небольшое прозаическое произведение, отличающееся малым количеством действующих лиц, одной сюжетной линией и подробным описанием деталей.

Рассказами богато Бунина, Паустовского.

Очерк - это прозаическое произведение, которое легко перепутать с рассказом. Но все же есть существенные отличия: описание только реальных событий, отсутствие вымысла, сочетание литературы художественной и документальной, как правило, затрагивание социальных проблем и присутствие большей описательности, чем в рассказе.

Очерки бывают портретные и исторические, проблемные и путевые. Также они могут между собой смешиваться. Например, исторический очерк может содержать в себе также портретный или проблемный.

Эссе - это некие впечатления или рассуждения автора в связи с конкретной темой. Оно обладает свободной композицией. Этот вид прозы сочетает в себе функции литературного очерка и публицистической статьи. Также может иметь нечто общее с философским трактатом.

Средний прозаический жанр - повесть

Повесть находится на границе между рассказом и романом. По объему ее нельзя отнести ни к малым, ни к большим прозаическим произведениям.

В западной литературе повесть называют «короткий роман». В отличие от романа, в повести всегда одна сюжетная линия, но развивается она также полно и полноценно, поэтому ее нельзя отнести к жанру рассказа.

Примеров повестей в русской литературе множество. Вот лишь некоторые: «Бедная Лиза» Карамзина, «Степь» Чехова, «Неточка Незванова» Достоевского, «Уездное» Замятина, «Жизнь Арсеньева» Бунина, «Станционный смотритель» Пушкина.

В зарубежной литературе можно назвать, например, «Рене» Шатобриана, «Собака Баскервилей» Конан-Дойля, «Повесть о господине Зоммере» Зюскинда.

Определить тему и идею (главную мысль) данного произведения; проблемы, затронутые в нём; пафос, с которым произведение написано.
Показать взаимосвязь сюжета и композиции.
Рассмотреть субъектную организацию произведения (художественный образ человека, приёмы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей).
Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения.
Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка.
Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.
Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также:
Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний.
Развернутое обоснование выводов.

1. История создания.
При анализе художественного произведения в первую очередь необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст в период его создания. Необходимо при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеются в виду:
- литературные направления эпохи;
- место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;
- творческая история произведения;
- оценка произведения в критике;
- своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;
- оценка произведения в контексте современного прочтения;
Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания - что хотел сказать автор и план выражения - как ему удалось это сделать).

Концептуальный уровень художественного произведения (тематика, проблематика, конфликт и пафос).
Тема - это то, о чём идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни - это отдельная тема; совокупность тем - тематика произведения.
Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости...). Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.)
Идея - что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл - решение всех проблем - главной и дополнительных - или указание на возможный путь решения.)
Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий...).

2. Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:
- действующие лица;
- события.

3. Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать):
Экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта (может быть развернутой и нет, цельной и "разорванной"; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия.
Конфликт - столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта.
Пролог - своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко).
Завязка - начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события.
Развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются всё яснее и острее.
Кульминация - момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после неё действие ослабевает.
Развязка - решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость.
Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда даётся оценка изображённому); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.

4. Композиция:
- последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;
- способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;
- способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";
- точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;
- придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.

Композиционные принципы и элементы:
Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная, кольцевая, "нитка с бусами"; в хронологии событий или нет...).
Дополнительные средства композиции:
Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображённого (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции).
Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения).
Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий.
Художественное обрамление - сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл.
Композиционные приёмы - внутренние монологи, дневник и др.

Основные средства композиции:
Сюжет - то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов.

В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении - иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий "сюжет" и "фабула":
1) сюжет - главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается;
2) сюжет - художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий
Сюжет может излагаться:
- в прямой хронологической последовательности событий;
- с отступлениями в прошлое - ретроспективами - и "экскурсами" в будущее;
- в преднамеренно изменённой последовательности (художественное время в произведении).

Несюжетными элементами считаются:
вставные эпизоды;
лирические (авторские) отступления.
Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.

5. Образы действующих лиц (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.
Повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя).
1) Художественный образ человека - рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека:
- внешние черты - лицо, фигура, костюм;
- характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи. Изображение условий, в которых живёт и действует персонаж;
- изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;
- изображение социальной среды, общества, в котором живёт и действует персонаж;
- наличие или отсутствие прототипа.
2) Основные приёмы создания образа-персонажа:
- характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);
- портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);
- прямая авторская характеристика;
- психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений, внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение "диалектики души", т.е. движения внутренней жизни героя;
- характеристика героя другими действующими лицами;
- художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы);
3) Виды образов-персонажей:
- лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии);
- драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют "сами", "без помощи автора", т.е. автор использует для характеристики персонажей приём самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях);
- эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках).
4) Система образов-персонажей:
Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) - их взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них - тематику и идейный смысл произведения.
Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или одноплановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения).
Художественное пространство и художественное время (хронотоп): пространство и время, изображенное автором.
Художественное пространство может быть условным и конкретным; сжатым и объёмным;
Художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет, прерывистым и непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое), длительным или мгновенным, конечным или бесконечным, замкнутым (т.е. только в пределах сюжета, вне исторического времени) и открытым (на фоне определённой исторической эпохи).
Позиция автора и способы её выражения:
- Авторские оценки: прямые и косвенные.
- Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог).
- Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом).

Уровень внешней формы.
Речевая и ритмомелодическая организация художественного текста.
Речь персонажей - выразительная или нет, выступающая как средство типизации; индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять отношение автора.
Речь повествователя - оценка событий и их участников
Своеобразие словопользования общенародного языка (активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов).
Приёмы образности (тропы - использование слов в переносном значении) - простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз).

6. Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают:
- выбор темы и её раскрытие;
- использование художественных средств;
- разработку любимых жанровых форм;
- язык.

7. Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический, социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направления), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания.

8. Жанровые особенности: эпос вообще - это чередование сюжетных событий.
рассказ - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы действующие лица, характеры действующих лиц в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);
новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность.
Виды:
- новелла событий;
- новелла "настроения" с психологическим сюжетом.
повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев;
роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространённая в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:
- социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;
- морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;
- исторический - о событиях прошлого;
- философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;
- роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества;
- роман-антиутопия, роман-притча, роман-хроника одной семьи, роман-анекдот и т.д.
эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объём, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).




Top