Что значит то когда человек постоянно поет. Музыка и пение научат радоваться жизни и помогут излечиться от многих болезней


Мне очень нравятся люди, которые любят и умеют петь. И чем лучше поёт человек, тем больше он (или она) мне нравится. Может быть, это смешно звучит, но я даже готова закрыть глаза на многие недостатки тому, кто хорошо поёт. Не знаю почему, меня это очень располагает к человеку. Мужское пение я считаю очень сексуальным. Иногда смотрю на поющего мужчину (хорошо поющего, я имею в виду), и он мне так нравится! Короче, если парень умеет петь, это большой плюс ему в моих глазах. Вот такая у меня странность.

28/11/05, Delirious
что ни говори, а красивый голос, который сочетается с отличным пением - это супер! Какое же удовольствие закрыть глаза, наслаждаться пением!... А в голове крутится мысль: "Лишь бы это продолжалось и продолжалось и продолжалось...":)

29/11/05, Freya
Для того, чтобы хорошо петь, мало природных вокальных данных. Голос - это инструмент, и очень сложный инструмент, потому что голос каждого человека уникален. И научиться владеть своим голосом намного сложнее, чем научиться играть на любом музыкальном инструменте. Поэтому людей, которые развивают свой голос, я уважаю. Это большой труд, и не такой лёгкий, как кажется.

29/11/05, Kramnikkkk
Ну нащeт разных инструментов я не знаю! Ведь вы надеюсь не думаете что на фортепиано цель ето просто научится быстро двигать пальцами по клавиатуре? Там тоже надо каждыи звук слышать, над каждои нотои работать. Так что и певцы и пианисты в свои расцвет должны работать по 10 (без преувеличении) а то и 12 часов в день. Падеревски (пианист из начала 20 века) бывало работал по 17 часов с небольшими паузами.

27/04/07, скарлетт91
У меня на работе есть одна девчонка. На вид ей лет этак 16. Её назвать даже симпатичной, для своих лет она черезчур упитана, осмелюсь даже сказать, полновата. Она очень простая, разговорчивая, немного хамоватая, но своеобразная девушка. Раньше я не обращала на неё внимание, но с недавних пор я все чаще на неё поглядываю. А началось это вот с чего. У нас работе почти что на полную катушку играет радио. Все желающие девушки начинают ему подпевать, я к ним не присоединяюсь, т.к. знаю, что медведь мне на ухо наступил. Голоса у большинства приятные, но не более. И вот однажды я стою, работаю и вдруг слышу такой нежный, струящийся сопрано. Это был голос Ангела. По-другому просто не могу выразиться. Настолько певучий и красивый голос! Я стояла словно громом пораженная... Радио!? Нет, вроде не радио. Там обычно такие гадкие голоса звучат типа "постой, постой куда ты мущина". Поворачиваю голову, а это поет она! По-моему действительно хороший голос- большая редкость... Искуство красит человека!

28/08/07, Гитаристка
А что плохого от того, что человек умеет хорошо петь? С ним вместе можно спеть че-нить!)))

05/12/18, LadyWamp
Saroiha, разве плохо, если человек гордится своими реальными достоинствами, пусть даже данными природой? Гораздо хуже необоснованная гордость опустившейся пьяни и нищеты с их убогим интеллектом и абсолютной бездарностью - с этим сталкиваешься каждый день, в то время, как горделивые голосистые артисты встречаются крайне редко.

От рождения до смерти люди поют, как правило, совершенно не задумываясь, почему они это делают. Даже если, как говорится, нет ни слуха, ни голоса, все равно поют: втихомолку или же «от души», испытывая терпение домочадцев. Младенцы поют, пробуя голос еще до того, как научились говорить. А я видела в Архангельской области старушку ста девяти лет от роду, которая уже перестала ходить, почти разучилась говорить и не помнила ничего, кроме песен, которые пела в молодости. А пела она, как соловушка.

Между словом и воем.

Иногда мы поем, совершенно не желая этого, в неподходящем месте, в неподходящее время, бесконечное количество раз повторяя надоедливый мотив. Иногда мы в упоении поем на языке, которого не знаем, и это занятие почему-то не кажется нам бессмысленным.

Что же это за странное свойство, что за потребность человеческой природы, которая вроде бы никак не обусловливается ни жизненной необходимостью, ни с общественными требованиями. Любовные игры можно связать с необходимостью продолжения рода, склонность человека ко всяческим соревнованиям и состязаниям объясняется, например, первобытным охотничьим инстинктом, но пение абсолютно бессмысленно и бесполезно с точки зрения практической пользы. Вы мне возразите: а как же наслаждение искусством? Да, множество людей наслаждается великими творениями гениальных живописцев, но, тем не менее, наши опыты как рисовальщиков чаще всего заканчиваются с переходом в старшие классы школы, когда завершаются уроки рисования. А вот петь мы не перестаем, даже если последний урок пения был пятьдесят лет назад.

Самое смешное, что, несмотря на эти противоречия, пение, по-видимому, настолько естественное для человека состояние, что мало кто из нас всерьез задавался вопросом, а зачем оно надо?

«Как бы ни были совершенны струны, они не могут произвести то же впечатление на слушателя, что и голос, который исходит прямо из души, как дыхание, и приносится на поверхность посредством ума и голосовых органов тела».

Шушарджан С. В.

Музыкотерапия и резервы человеческого организма.

Одно из основных свойств пения - то, что это невербальное, сверхсловесное выражение эмоций. Когда сердце переполнено каким-либо чувством: будь то ликование или горе, глубокая печаль или любовь, душа жаждет излить это чувство, проявить через внешнее действие - и оказывается, что адекватно выразить сильное чувство просто словами невозможно: как бы эмоционально человек их ни произносил, все кажется недостаточно правдивым и сильным. Можно, конечно, просто стонать и кричать (животные так и делают), но и этого оказывается мало: просто звук тоже не способен отобразить человеческую эмоцию. В каком-то смысле пение стоит между словом и воем, между человеком и зверем, между сознательным самовыражением и природным чувственным порывом. Таким образом, пение - это инструмент самовыражения и коммуникации, необходимый для максимально полного, объемного, эмоционального проявления человеческой личности.

«Поверил я алгеброй гармонию».

Конечно, пение подразумевает наличие гармонии и ритма. Под словами ритм и гармония мы понимаем структурную организацию пространства, не обязательно звукового. Гармоничным мы можем назвать приятное сочетание цветов, миловидное лицо, отношения в семье, где все друг друга любят и уважают… По одним и тем же законам гармонии построена вся вселенная, одни и те же числовые пропорции лежат в основе красивой мелодии, правильно настроенного инструмента, прекрасного, прочного здания и законов, по которым движутся планеты. Недаром древние греки относили музыку не к искусствам, а к наукам: она входила в тривиум «Астрономия, Музыка, Геометрия».

Виднейшие древнегреческие философы Пифагор (VI в. до н. э.), Аристотель, Платон (IV в. до н. э.) указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает порядок во всей Вселенной, в том числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты - мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние.

В древности люди понимали, что как нарушение законов вселенной превратит космос в хаос, как нарушение законов геометрии превратит здание в руины, так и нарушение законов музыкальной гармонии деформирует душу человека, его внутренний строй и его отношения с другими людьми. В древнем Китае композитора, который писал «неправильную» музыку, казнили. В нашем цивилизованном мире композиторов казнить не принято, а зря. Никто из нас не задумывается, какое колоссальное воздействие оказывает на нашу жизнь постоянный музыкальный фон, который мы привыкли не замечать, но от которого часто зависим не меньше, чем курильщики от никотина. Человеческая потребность в гармонии, как и все в нашем мире, стала объектом манипуляции. Повторяя «назойливую мелодию дня», человек сам себя погружает в транс и становится частичкой массы, потребляющей музыкальную жвачку вместе с чипсами и Кока-колой. Человек поющий непременно включается в мощный энергетический поток, инстинктивно ощущая, как при этом возрастает его собственная духовная сила и значимость. Но это может быть как поток вселенской гармонии, так и звуковой мусоропровод.

При помощи ритма человек тоже подключается к потоку, но уже ритмическому. Ритм воздействует на психику, возможно, еще сильней, чем гармония.

«Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была «эвритмия» - способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности: пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом». Петрушин В.И.

Музыкальная психотерапия. - М., 1999. - С. 10.

Выдающийся индийский философ и музыкант Хазрат Инайят Хан, раскрывая механизм взаимодействия ритма и Вселенной, отмечает: «Деревья радостно машут ветвями в ритм с ветром; шум моря, бормотание бриза, свист ветра в скалах среди холмов и гор, вспышка молнии и удар грома, гармония солнца и луны, движения звезд и планет, цветение растений, падение листа, регулярная смена утра и вечера, дня и ночи - все это открывает для видящего музыку природы. <…> Младенец отзывается на музыку до того, как научится говорить; он двигает своими ручками и ножками в такт и выражает радость и боль в разных тонах».

Ритм - это структурирование времени, деление временного континуума на разные промежутки. Каждому явлению, каждому народу, каждому человеку присущ его собственный ритм, искажая который можно как разрушать, так и управлять. Обратите внимание, какую музыку, с каким ритмом заводят опытные менеджеры в своих магазинах, стимулируя «заводное» настроение, с которым легко делаются покупки. Социопсихологи знают, что при помощи определенных ритмов можно менять состояния и настроения толпы. При помощи музыкального ритма можно ускорить или замедлить сердечный ритм (этим всегда пользовались шаманы и знахари), можно продлить или сократить само время жизни.

Ритм может быть как лекарством, так и смертоносным оружием: этнографы описывают африканские племена, где преступников казнили при помощи барабанного боя.

Можно сказать, что ритм и гармония, это то, что дано человеку свыше, то, что отличает его от животного и делает существом духовным.

По мнению немецкого ученого и музыканта Атаназиуса Кирхера, «психотерапевтические возможности музыки заключались в ее посредничестве между музыкой сфер (musica mundana) и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле (musica humana). Приводя в соответствие последнюю с первой, музыка оказывает оздоравливающее воздействие».

В унисон с космосом.

Но есть в пении нечто, что не просто приближает нас к природе, но делает нас ее частью, открывает возможность пользоваться ее ресурсами. Это резонанс - частотное совпадение голоса со звуками мира как слышимыми, так и не слышимыми. Если человеку удается своим голосом, телом совпасть с вибрацией физического пространства, где он находится, или найти такое частотное совпадение с голосом другого человека, возникает эффект усиления, многократного умножения силы звука, его обертонального богатства и мощности воздействия. Причем, в случае совершенного резонанса, это воздействие обоюдное: человек получает от мира природную мощь, и сам воздействует на природу, управляя стихиями при помощи голосовых модуляций. На этом эффекте основаны обряды восточных славян выкликания весны или вызывания дождя. А индусы считают, что если у человека от природы сильный голос, значит, при зачатии его родители находились в гармонии с космическими силами. Это поверье тесно соприкасается с убеждением, что правильное пение исправляет жизнь: у многих народностей Индии пение до сих пор является духовной практикой.

Существуют психотехники, используя которые, человек при помощи голоса настраивает свой организм, как рояль, входя в резонанс с самим собой, сообщая собственному телу правильные вибрации, может поднять свой жизненный тонус, поправить общее состояние здоровья.

Известный французский отоларинголог А. Томатис исследовал влияние звуков высокой частоты на психику человека. Он показал, что человек не просто слышит: воспринимаемые им колебания воздействуют на нервы внутреннего уха и, преобразуясь там в электрические импульсы, направляются в мозг. Некоторые попадают в слуховые нервы и воспринимаются как звуки, другие - в мозжечок, ответственный за сложные движения и чувство равновесия. Оттуда они передаются в лимбическую систему, контролирующую эмоции и выделение биохимических веществ, в том числе гормонов, влияющих на организм. Электрический потенциал, создаваемый звуком, также поступает в кору головного мозга, регулирующую высшие психические функции человека, сознательное управление его поведением. По мнению А. Томатиса, ухо - один из органов, формирующих человеческое сознание. До него большинство исследователей не обращали внимания на то, что слышание - лишь сторона большего динамического процесса, в котором задействована каждая клетка тела. Звук является одним из энергетических источников мозга и всего организма. Выявлена непосредственная связь между диапазоном слухового восприятия человека, диапазоном вибраций его голоса и состоянием здоровья.

Мир, сотворенный песней.

Понимание пения как проявления Божественного в человеке есть почти у всех народов, и духовные песнопения являются частью практически каждого религиозного культа. В христианской традиции ангелы «неумолчно воспевают песнь Богу», а люди повторяют эту песнь - «иже Херувимы» (мы Херувимы). В одной из христианских сказок Клайва Льюиса («Хроники Нарнии») Великий Лев Аслан песней творит мир.

И вот этот великий дар - пение - каждый человек получает от Бога при рождении. Это такое же свойство человеческой природы, как способность ходить, говорить, смеяться. Нет таких, кто был бы изначально лишен этого удивительного и совершенного инструмента. И не верьте страшным историям про медведей, наступающим на уши крикливым младенцам. Не верьте родной маме, когда она уверяет, что «у тебя никогда не было голоса». Напомните ей лучше, как она говорила вам: «Что ж ты так орешь» или «Когда ты, наконец, замолчишь!» Доказательством тому, что пение - это природное свойство человека, может служить то, что в странах традиционной культуры, в той же Индии или Африке, да и в нашей родной Российской деревне просто нет людей, которые не умели бы петь, «не имели» слуха и голоса. Все прекрасно поют с детства, причем не посещая никаких музыкальных школ. Чем же мы, цивилизованные горожане, так «не задались», что без специального образования не можем связать трех нот? Причин здесь несколько.

Во-первых, звуковое пространство города настолько далеко от природного, что в самом деле деструктивно действует на аудиальные способности человека. Слух городского ребенка формируется иначе, чем слух деревенских детишек, для которых привычным звуковым пространством являются голоса птиц и животных, шум леса и реки. Кроме того, ребенок, который вырос среди поющих людей, учится у них петь неявно, не задумываясь о том, что он учится, перенимая традиционные певческие приемы.

Во-вторых, условности современного цивилизованного общества таковы, что считается неприличным непосредственное выражение своих эмоций. Требуя соблюдения общественного порядка, родители, да и посторонние, шикают даже на маленьких детей, чей звонкий голос выбивается из общего звукового фона. Человек с детства боится «звучать» - не то, что петь, он и говорить начинает в полголоса. Попробуй, позвучи в современной малогабаритке с тонкими стенками или в общественном транспорте - такое «индивидуальное проявление» соседями будет воспринято как личное оскорбление.

А после того как ребенку чуть ли не с младенчества запрещали самовыражаться при помощи голоса, ему начинают «преподавать» пение в школе. Голос, который является отражением и продолжением личности человека, начинают «обрабатывать», унифицировать, так и не дав ему позвучать. В результате возникает некий перекос: и физиологический, и психологический. Нечто подобное происходит, например, с «переученными левшами», которых, вопреки их природе, с детства заставляли держать ложку и писать правой рукой, в силу чего они не могли использовать на 100% возможности своего тела и разума.

Но то, что вы никогда полноценно не использовали свой голос - этот уникальный инструмент, данный вам от рождения, - не значит, что у вас его «нет»! Его надо только «достать из чулана», почистить, настроить и учиться им пользоваться. Конечно, это дело не одного дня: сначала голос надо освободить от застарелых зажимов, потом «накачать», восстановить мускулатуру наполовину атрофировавшегося органа, затем развить гибкость, координацию с движениями тела, научиться слушать и слышать.

Зачем человеку владеть своим голосом? «Вступая во владение» голосом, вы не только получаете удовольствие от пения, не только распрямляете и освобождаете свое тело, но и приобретаете мощнейшее орудие коммуникации. Недаром говорят: «чарующий голос», «властный голос», «правдивый голос». Часто первое впечатление о ком-либо мы получаем только благодаря его голосу, даже не сознавая этого.

Психологи утверждают, что эффективность коммуникации в 55% зависит от визуальных представлений, связанных с внешним видом, выразительностью поз, мимики, жестов говорящего, в 38 % обеспечивается качеством голоса, модулированностью, использованием пауз, четкостью и акцентностью речи и лишь в 7 % определяется семантикой слов, которые произносятся.

Человек с естественно звучащим голосом всегда привлекает к себе внимание в беседе, а тот, кто еще умеет управлять своим голосом, владеет аудиторией, легко отображает любые оттенки своих мыслей и настроения, одной интонацией может сказать то, чего не выразить никакими словами.

Пение - не только искусство и развлечение. Это лекарство, которому нет равных! Психологи утверждают: люди, которые много поют, живут гораздо дольше остальных. Все преимущества для здоровья остаются в силе независимо от того, какой вид исполнения практикует человек. Пение в одиночестве, под музыку в наушниках и без, пение в хоре, в компании друзей, профессиональные занятия вокалом , арии во время принятия душа - всё одинаково полезно.

Польза пения


Даже страдающие болезнью Альцгеймера старики, постоянно забывающие простые слова, поют с удовольствием и нередко помнят наизусть дорогие сердцу хиты! Если ты в поисках хобби, пение в хоре - отличный способ провести время с пользой для здоровья.

Петь в машине, дома, напевать под нос мелодию по дороге на работу - дешевая терапия заболеваний нервной системы. Предложи друзьям затянуть любимую застольную и расскажи им о неоспоримой пользе пения !

Это настоящая творческая лаборатория! Команда истинных единомышленников, каждый из которых специалист в своем деле, объединенных общей целью: помогать людям. Мы создаем материалы, которыми действительно стоит делиться, а источником неиссякаемого вдохновения служат для нас любимые читатели!

«… - А вот как ты считаешь, когда люди поют?
- Поют? На демонстрациях…
- Так. Ну, еще.
- В Опере поют, когда выпьют, поют…
- Балда! Знаешь, когда люди поют?
- Когда нет слуха и голоса?
- Когда они счастливы…»
Диалог из кинофильма «Ирония судьбы или с легким паром»

В народе ходит мнение, что если человек запел не в Опере, и не на демонстрации, а просто так, значит, либо он болен, либо пьян, либо счастлив.
Не думаю, что они правы. Представьте себе такую ситуацию: вы стоите на перекрестке, а мимо вас проходит гаишник, напевая себе что-то под нос. Что это означает? Скажете, много денег срубил? Не обязательно. Может, любимая девушка вернулась, оклад повысили или просто так.
Сегодня я стоял в очереди за хлебом, и позади меня стояла бабулька, которая радостно мурлыкала себе под нос какую-то очень знакомую мелодию. Я оглянулся и увидел, что она улыбается.
Вот мимо меня прошел молодой человек, что-то напевающий. Лицо светлое, довольное…
В конце концов, у меня на работе сотрудница охраны постоянно поет и даже пританцовывает. Улыбка почти не сходит с ее лица…
И, наконец, я сам. Сижу сейчас, пою, а на душе так грустно, что словно кошки скребут…
Вот и верь жизненным приметам…

Рецензии

Интересно... А я вот на днях шла на работу, это должен был быть один из самых тяжёлых моих рабочих дней, и неожиданно обнаружила, что вслух напеваю песню "Бери шинель, пошли домой". Хотя хорошего в этот день ожидалось мало... Ну и ещё несколько раз были подобные случаи, с разными песнями и разным настроением)))
Мне понравилась Ваша миниатюра, она добрая)

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Многие из нас даже не осознают того факта, что любят петь, – просто подпевают (про себя или вслух) любимой мелодии за рулем автомобиля или тихо мурлычут что-то в процессе мыться посуды или иной монотонной работы. Другие наслаждаются звучанием своего голоса в полную силу – в караоке-баре или под гитару в кругу друзей. «Пение компенсирует нашу технократическую «задушенность», – считает доктор психологических наук и искусствоведения Дина Кирнарская. – Современный человек существует под шум машин в городе-муравейнике, часами сидит за компьютером, а пение возвращает нас к истокам, дает выход первобытной музыкальности. Оно приносит нам удовольствие и наполняет энергией, как отдых на берегу океана. Вот почему японцы изобрели караоке – особый способ развлечься и отдохнуть посредством пения, «перезарядить батарейки».

Голос предков

ВОЙТИ В РЕЗОНАНС С СОБОЙ, С ПРОСТРАНСТВОМ И ДРУГИМ ЧЕЛОВЕКОМ - ЭТО ДАЕТ ОГРОМНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ И ПОЛЬЗУ

Звук – самый древний способ коммуникации. «Пение старше речи, как эмоции старше разума. Люди пели раньше, чем начали говорить», – объясняет Дина Кирнарская. Потребность и способность выражать голосом некие смысловые акценты присуща нашей природе и глубоко естественна – когда-то это было прообразом членораздельной речи. «В первобытные времена общинное пение было способом присоединиться к коллективным ценностям, – продолжает Дина Кирнарская. – Такого понятия, как «фальшивое пение», просто не существовало. В контексте религиозного транса, который заставлял людей петь и танцевать, не было важно, хорошо это или плохо. Это сейчас пение стало артистической деятельностью: попросить человека спеть публично – это все равно что сказать: «Станцуй, как балерина, «Танец маленьких лебедей».

Но потребность «звучать» оказывается у многих из нас так сильна, что некоторые готовы преодолеть свое стеснение и отправиться на занятия по вокалу. «В основном учиться петь приходят взрослые люди, все из нетворческих профессий, – говорит Анна Мэйли, частный педагог по джаз- и эстрадному вокалу. – Одни хотят реализовать свои детские мечты, другие – научиться петь караоке. Когда ты можешь сделать что-то такое, чего не умеют другие, повышается самооценка. И это вдохновляет – аплодисментов хочется все больше и больше».

(Не) своим голосом

Об этом

ДИНА КИРНАРСКАЯ «МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ»ТАЛАНТЫ – ХХI ВЕК, 2004.

ВЛАДИМИР МАРТЫНОВ «ИСТОРИЯ БОГОСЛУЖЕБНОГО ПЕНИЯ»РУССКИЕ ОГНИ, 1994.

В пении больше, чем чистота голоса, важна его связь с эмоциями, которые нас глубоко затрагивают. Иными словами, прежде чем стараться издавать «красивые» звуки, лучше сосредоточиться на своих ощущениях, отказаться от диктата классических представлений о вокале и найти собственный голос, не стремясь подражать тембру других. Таким моментом открытия «подлинной себя» для певицы и актрисы Тины Георгиевской стала встреча с Андреем Котовым, руководителем ансамбля старинной духовной музыки «Сирин», который помог ей открыть ее настоящий голос. «Показалось, что у меня из груди выросла третья рука. Во мне, оказывается, умещалось и всегда жило нечто огромное, о чем я и понятия не имела, – вспоминает Тина. – Я ходила по дому и наслаждалась звуком, который был еще шершавый, непластичный, но зато мой, живой». Теперь Тина Георгиевская учит «звучать» других с помощью собственной психотерапевтической методики.

И просто петь наедине с самим собой – это очень полезно, уверен Владимир Коробко, преподаватель вокала в Музыкальном училище имени Гнесиных, педагог проектов «Фабрика звезд». «Люди испытывают эйфорию, когда слышат песню Уитни Хьюстон «I will always love you»: своим звучанием она гармонизирует нашу энергетику – отсюда ощущение восторга от прослушивания. На профессиональном жаргоне этот прием называется «прокачать слушателя» и давно используется американскими продюсерами. Подпевая Хьюстон, вы стремитесь воплотить гармонию, уравновесить энергетику», – говорит Владимир Коробко. «Каждый голос исключительно индивидуален, поэтому вряд ли стоит пытаться петь в точности как Хьюстон, – полагает Тина Георгиевская. – Другое дело – резонанс с самим собой, с пространством и с другим человеком. Это дает колоссальное удовольствие и пользу».

Николай Дроздов,профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, телеведущий

«Песня – это выражение нашей человеческой сущности»

«Я пою везде. Вот сейчас домой ехал и напевал: «Жил отважный капитан, он объездил много стран...» Хотя в машине есть радио, я его не слушаю, а пою. И ощущаю душевную радость. Песня – это выражение человеческой сущности, она гораздо точнее передает наши чувства, чем просто слова. Мой отец, сколько я его помню, пел русские народные песни и романсы. Вместе со своими двумя братьями он пел в церкви, у дедушки, который был священником. Дома тоже пели: «Из-за острова на стрежень…», «Есть на Волге утес, диким мохом порос…» Ну и конечно, «Спят курганы темные» – это наша любимая песня».

Петь всем телом

«Наше тело от рождения умеет петь», – утверждает французский ортофонист Филипп-Николя Мело (Philippe-Nicolas Melot). Он преподает вокал, но предпочитает говорить, что «не учит петь, а помогает голосам рождаться». «В процессе пения в нас непрерывно циркулирует энергия – она не только тратится, но и накапливается», – объясняет он. «После двух часов пения я чувствую усталость, как после занятий спортом, и сплю как младенец. Это моя личная йога», – рассказывает Кристина, банковский работник. Так же как и практика йоги, пение учит нас управлять дыханием. И не только. «Процесс пения затрагивает буквально каждую клеточку тела. Вибрации голоса распространяются и захватывают нас от макушки до пят», – подтверждает Филипп-Николя Мело. Это и психологический, и физиологический феномен: наполняющий тело звук распространяется через скелет, заставляет вибрировать сосуды. Мы вовлечены в этот процесс эмоционально и телесно – это позволяет нам пережить момент целостности нашего существа. Положительное влияние пения можно использовать для улучшения самочувствия – на этом основана, например, методика пения во время беременности и родов. «Звуковые вибрации на уровне мозга повышают секрецию эндорфинов, нейромедиаторы подавляют боль и дают ощущение хорошего самочувствия», – объясняет врач-акушер Самира Бен Хадж Йая (Samira Ben Hadj Yahia), специалист по предродовому пению. Пение тесно связано с дыханием, поэтому используется для избавления от храпа и бессонницы, для улучшения обмена веществ и укрепления иммунитета, помогает бросить курить и избавиться от лишнего веса. Известен и косметический эффект от пения – это следствие артикуляционных упражнений, сопутствующих занятиям вокалом.

Есть вопрос?

www.vocal.ru Поиск преподавателей, музыкальный форум, статьи о музыке.

horist.ru Сайт церковного и светского хорового пения, нотная библиотека, учебная литература по дирижированию и хороведению.

www.canto.ru Сайт для тех, кто интересуется древнерусским пением.

Выражать эмоции

Социальные нормы вынуждают нас быть сдержанными, но, начиная петь, мы перевоплощаемся. «Я – это уже не я, а артист, который может себе позволить быть раскованнее», – так Тина Георгиевская объясняет столь распространенное увлечение караоке. «В большинстве ситуаций вы не можете в полной мере проявить свои истинные чувства, – замечает психолог Дина Кирнарская. – В пении же вы выражаете свои чувства открыто, не стесняясь, иногда даже преувеличенно. Это оказывает психотерапевтический эффект: мы даем выход эмоциям в условиях вынужденной сдержанности и политкорректности, которые предписывает нам цивилизованное общество». В этом пение сродни танцу: выражать посредством звука сильные эмоции – значит дать выход энергии, которая в них заключена. Это один из самых эффективных способов снять стресс, поэтому многие певцы говорят, что искусство владеть своим голосом помогает владеть собой. Другими словами, прожить свои печали, исполняя классические русские романсы, или, наоборот, испытать моральный подъем, напевая арии Верди под душем, – будет для нас одинаково благотворно.

Альберт Филозов,актер театра и кино, народный артист РФ

«Пение в церковном хоре трогает меня до слез»

«В детстве, в свердловском дворце пионеров, я пел сольную партию в оперном спектакле – нас даже записывали на радио. Помню ощущение наслаждения, когда сквозь тебя проходит поток воздуха и ты извлекаешь из него звуки. Теперь я уже шесть лет пою в церковном хоре – это совершенно особая вещь. Совсем другое ощущение, нежели от оперного пения: бывает так красиво, что трогает до слез. Раньше и в России, и в Европе была традиция музицировать дома – думаю, и сейчас было бы неплохо, если бы всех с детства учили музыке. Мои дочери, например, ходят в музыкальную школу – не для того, чтобы стать музыкантами, но для дисциплины души, умения работать и преодолевать трудности».

«Это способ релаксации: тело входит с эмоциями в резонанс»

«Я обычно пою в машине, когда еду и слушаю музыку. Если совсем плохое настроение, можно в машине очень громко попеть, даже покричать – и как-то легчает. Это способ релаксации: тело входит с эмоциями в резонанс, и организм расслабляется. В детстве я пела на украинском, потому что выросла на Украине. А сейчас и на русском, и на английском. И на французском: в связи с мюзиклом Notre Dame de Paris много французской речи усвоилось, хотя по-французски я совсем не разговариваю».

Владимир Жириновский, заместитель председателя Государственной думы

«Горжусь, что за «День Победы» получил в караоке 100 баллов!»

«У меня есть караоке в кабинете, дома и на даче. И есть около десяти песен, которые отмечены особо, – пою их, когда есть время, когда я один. Люблю те песни, которые еще в детстве в душу запали, отдыхаю душой, когда пою. Выступаю публично, когда приглашают. А самую первую песню, которая была написана специально для меня, под названием «Россия», я исполнял с казачьим хором. Очень люблю патриотические песни: в караоке за «День Победы» получил 100 баллов!»




Top