Что значит выражение похороните меня за плинтусом. Стихотворения и песни памяти раневской


Сегодня я, маг Сергей Артгром расскажу про ритуал снятия порчи с возвратом. Что это такое, и стоит ли буквально понимать возврат негатива к первоисточнику? Есть ряд чисток, механизм которых заставляет сильную порчу вернуться тому кто ее сделал, помимо этого, у магов есть возможность и исправить ситуацию после проклятия или крадника, и магически отомстить обидчику. Но, тут уже попахивает магической войной, если враг силен и сведущ в колдовских делах. Быть втянутым в такую войну крайне нежелательно для мага.

Другая интересная тема, которую я, маг Сергей Артгром затрону в этой статье – как вернуть свое благосостояние после порчи. Если был сделан крадник удачи и везения (от крадников уже пострадали многие, и пострадают еще), хорошо подойдут любые чистки, где главным образом отсекается канал магической порчи. Черная чистка на нож хороша, а также отливки и отжиги.

Отсечь крадник — снять порчу и вернуть обратно тому кто навел

Вообще есть несколько магических ритуалов работы с крадниками и их последствиями. Все зависит от ваших личных наработок – как и с чем вы привыкли работать. Маг помогает быстрей вернуть утраченное, украденное. А если есть настроение и желание, можно вора наказать, вернув сделанную порчу, или сделав крадник на ту же сферу, или, сняв с себя порчу с возвратом , ударить по врагу хорошей такой обраткой.

После магических чисток человека и применения сильных заговоров от порчи с возвратом , на жертву хорошо поставить целящие руны, . Сразу после снятия порчи довольно трудно поставить на пациента нормальную защиту, хотя мощную защита от негатива необходима, чтобы клиент вновь не попался в те же сети. Но, нужно дать ему время прийти в себя, чтобы сильная защита от сглаза и проклятий его не подавила.

Поэтому я, маг Сергей Артгром советую на время восстановления сил пациента после снятия негатива пользоваться альтернативой защите – запечатать врага в зеркалах. Это, конечно, не обратная порча, но эффект бывает весьма убедительным. После того, как жертва восстановится, ему ставят очень сильные, магические защиты от черной порчи и энергетического негатива.

Отправить порчу обратно обидчику – на врага беса перегнать

Магический ритуал не связан с чисткой с возвратом негатива. Это другая тема, требующая иного подхода. Не всякая порча делается с подселением сущности. Но, если у вас есть такой подселенец, его на недоброжелателя своего можно перекинуть, а самому чистым стать. Это все равно, что самостоятельно навести обратно порчу, хотя отомстить так можно не только недругу, вредящему вам магически, но и тому, врагу кто гадит в плане физическом.

В деревнях бесами называли всякие сущности, а потому колдовской обряд подходит для привязки черных разновидностей сущностей. Бывает, что и бес помощник, на работу колдуном званый, от рук отбивается и начинает вредить. Так, такого беса тоже на врага перебросить можно. Но, диагностику перед работой сделать надо. Для колдовского обряда переброса (если проклятие делалось с подселением бесовским, то обряд можно применить в комплексе с чистками на снятие порчи с возвратом ) понадобится:

  1. фото врага
  2. чашка с куриной кровью
  3. восковая свеча
  4. курица на откуп

На фото врага кровью нарисовать крест церковный, на середину креста поставить свечу, зажечь и читать слова заговора возврата наведенной порчи:

«Крестом сим (имя) не благо примет, да беса моего на себя приимет. То крестом нечестивым он ныне крестится, да крестом нечестивым он ныне . То от меня бесу ныне уходить, да по следу (имя) пусть бес бредет, да коль (имя) шаг сотворит, то бес его одолит, да коль (имя) слово скажет, то бес ему прикажет. Да то днем (имя) бесом потребится, да ночью окаянным крестом испоганится. То ныне перкидом творится, да на (имя) бес живится. То не мне страдань брать, то (имя) от беса погибать. Аминь».

Когда свеча сгорит, надо фото схоронить на перекрестке, там же куриную тушку кинуть, читать слова заклинания на возвращение порчи заказчику:

«Что я на себе заветом черным нес, то крестом кровавым ныне (имя) понес, то ему с бесом моим ходить, то ему крест окаянный волочить. Аминь».

Тут же уходить с места. После сделанного обряда 7 дней держать строгий пост. В комплексе с чистками с возвратом, позволяющим магу — исполнителю отправить порчу обратно тому, кто ее сделал , этот ритуал сработает как дополнительное наказание. Применять можно как для клиента, так и для себя, избавляясь от собственных подселенцев.

Вы этим обрядом перекидываете вредоносные энергии.

Такая программа задается изначально. Частично негатив уходит, и все нормализуется. Однако если вы сами, либо кто-то из ваших клиентов проклят сильно, то одним этим перебросом ситуацию не исправить. Работать придется серьезно, долго и комплексно. Вот еще колдовской ритуал, позволяющий сделать обратную порчу. Это на случай, если или необходимость наказать неугомонного преследователя или соперника, который негатив на вас навешивает или крадники удачи делает. Можно самостоятельно порчу такую сделать, возвратить врагу подарок. Такой ритуал снятия порчи с возвратом тому кто навел хорошо получается, даже при самостоятельном проведении в домашних условиях.

Обратная порча – чтоб враг в слезах утопал

На похоронах, где люди скорбят, надобно заполучить платок той плакальщицы, что горем сокрушена, и слезы горькие льет. Вот этот платок, слезами пропитанный, и надо использовать в самостоятельном обряде возврата порчи врагу.

А вот и описание того, как вернуть негатив пославшему вам.

Самостоятельно проводить обряд можно в любой день, когда к тому охота есть, и сил довольно. Платок слезный заговорить на кладбище надо. А заговаривают так.

Встать на перекрестке кладбищенском и трижды читать слова заговора возврата порчи тому кто ее сделал:

«Смерть косила, да жизнь слезы лила, да слезоньки те в реченьку, да реченька та по миру расходилась, разбегалась. Да в ширину ширилась, да , да там все скорби скорбные, да смерти там напрасные, да души неприкаянные, да в петлю сватанные, слезы материнские, слезы житейские, слезы отцовские, да слезы поповые, да сам бес слезы лил, да реченьку ту подпитывал, да в реченьке той омуты черные, кого утянет, то на веки в слезах протянет, так трижды три раза. Та реченька всю землю изведала, с каждым разом все больше горести, все больше скорби скорбинушки, да там мать по дитю слезы льет, изгибается, да муж жену гробом в землю ложит, да есть там сиротинушки, да в голодинку помиравшие, да есть там слезы от злых деяний всяко разные, да слезная та реченька. Да всего мира горести знавальница, да всего мира рыдальников, слез ведальница, да в воды твои быстрые, осины кострица, да с платком окунаемо, да иже платок сей вод твоих коснется, то силой слезной изойдется. Да горем переполнится, а коли платок сей люду брошен, да люд тот в реку слезную душой и телом, да там ему веки вечные, рыдальником, слез ливнем крутить, кружить, горевать, да самой смертью кошено, все речено. Аминь».

ВНИМАНИЕ ВАЖНО : Я, маг Сергей Артгром всем рекомендую носить проверенный Талисман для привлечения энергии денег и везения. Этот мощный Амулет притягивает удачу и богатство. ДЕНЕЖНЫЙ АМУЛЕТ изготавливается строго индивидуально, под имя конкретного человека и его дату рождения. Главное его сразу правильно настроить на себя в соответствии с высылаемой инструкцией, одинаково хорошо подходит для людей любого вероисповедания

«На (имя) узел завязываю, платок рыдальный ему на душу накидываю. Аминь».

После чего пойти по кладбищу, и платком обтереть 7 могильных крестов. Любых, к которым потянет. Обтирая каждый крест, читать надо текст заговора для возвращение обратно порчи тому кто вам ее навел:

«Плакали, отпевали, слезы лили, не щадили, так и (имя) слезами изойдется, да вся судьба ему горем страдальным. Аминь».

Платок тот, на который читался заговор от порчи с возвратом, для наказания за дела неправедные, подкинуть своему врагу. И с тех пор его станут преследовать всевозможные бедствия.

Как вернуть сглаз тому кто сглазил — ритуал через колодезную воду

Сглаз – разновидность энергетической порчи. Сглазить человека могут где угодно, когда угодно, и кто угодно. Избавляться от этого негатива нужно сразу, как только почувствовали, что что-то неладное делается, что жизнь наперекосяк пошла, да как будто заноза где-то сидит. Негатив такой снимают, есть способы, как есть способы и вернуть сглаз к тому кто его на вас навел.

Как вернуть сглаз тому человеку, кто его наслал.

Вот самостоятельный ритуал с ведром колодезной воды. Поставить перед собой ведро с водой, зачерпнуть полный ковшик, и вылить ту воду на землю.

Зачерпнуть второй, вылить на землю, с другой стороны. В третий раз зачерпнуть воды и умыться ею, читать слова заговора, чтобы возвратить сглаз наводящему:

Оставшуюся воду наотмашь выплеснуть через левое плечо. Этот ритуал хорошо снимает сглаз с человека, да и тот, кто завидует вам или желает зла, зло назад получает. А вот еще колдовской обряд, если надо вернуть сглаз обратно. Тут колдуют с иглами.

Снять и вернуть человеку порчу и сглаз через 9 иголок

Магический возврат негатива, если это сглаз или черная порча средней силы, можно сделать самостоятельно, будучи новичком, еще только осваивая практику колдовства. Понадобится вот что:

  1. свежая говяжья печень
  2. 9 новых игл
  3. лоскут натурального полотна

Печень, пронзенную иглами, на которую читался заговор чтоб вернуть наведенную порчу назад , нужно завернуть в полотно, бросить в помойку или закопать в навозную кучу. Можно зарыть поблизости от дома врага, если знаете точно, что именно он виновник ваших неприятностей.

  • Втыкая первую иглу, сказать надо:

    «Это тому, кто глазом метил»

  • Втыкая вторую иглу, сказать:

    «Это тому, кто порчу пустил»

  • Втыкая третью иглу, сказать:

    «Это тому, кто зло совершил»

  • Втыкая четвертую иглу, речь:

    «Эта игла пронзит его печень»

  • Втыкая пятую иглу:

    «Эта игла прижмет его язык»

  • Втыкая шестую иглу:

    «Эта игла укротит его злобную мысль»

  • Втыкая седьмую иглу:

    «Злая мысль, вернись к тому, кто тебя мыслил»

  • Втыкая восьмую иглу:

    «Смертная сила, к моему врагу возвратись, кто глазом метил, кто порчу пустил, кто зло совершил»

  • Втыкая девятую иглу:

    «Черный глаз, сомкнись».

Быстро вернуть порчу через соль — тому кто ее сделал

Чтобы без больших потерь, что называется, малой кровью, быстро вернуть порчу тому кто ее сделал, нужно вовремя ее диагностировать, пока энергетический негатив не укоренился, и отрабатываться в полную силу. Способов избавления человека от наведенной порчи множество, тут важно знать, что от чего помогает, и правильно выбирать магические чистки. Нужно знать и свойства элементов, с которыми вам предстоит работать. Скажем, чистка солью с возвратом негатива – переклад на соль, о котором я, маг Сергей Артгром уже рассказывал в своих материалах, хорошо себя зарекомендовал.

Имеются и положительные результаты избавления от наведенной колдовской деструкции, и положительные отзывы практикующих магов, и тех, кто самостоятельно применял этот способ сброса негатива посредством переклада на соль. А, приведу-ка я этот способ, пожалуй, и здесь.

Для вас самостоятельный обряд возврата наведенной порчи через соль.

Делать, на убывающей луне. Для этого обряда понадобится:

  • 3 горсти крупной поваренной соли
  • вилка
  • сковорода

Насыпается соль на сковороду, вилкой через всю поверхность сковороды чертится крест (снизу вверх слева направо). Образуется 4 квадрата, и в каждом из них таким же образом чертится крест. Вычерчивать кресты против часовой стрелки, начиная с правого нижнего квадрата. После чего сковороду ставят на сильный огонь, начиная нагревать соль. При этом соль помешивать вилкой по кругу, произнося заговор, чтобы,

  • во-первых, снять негатив,
  • а во-вторых – самостоятельно вернуть порчу тому кто ее наслал:

«Как жарится соль, так пусть жарится мой обидчик (имя), а также все враги мои, ведомые и неведомые. Улети моя болезнь, скорби, зависть, ненависть, злость колдовства туда, откуда прилетело, на раба (имя), а также на всех врагов моих ведомых и неведомых. Не соль палю, а своих врагов. Вы мне делаете, а я вам отдаю назад. Аминь».

Дать соли остыть и подсыпать под ноги своему врагу. Но, это в том случае, если точно знаете, что он виновник ваших бед, что именно он вредит вам магически, и именно в его сторону вы читаете сильный заговор, чтобы вернуть порчу, им же и наведенную. Однако если вы не уверены в авторе своих несчастий, или нет возможности кинуть соль подкладом, то несите ее на пеший перекресток, где народ ходит.

Хороший заговор от порчи с возвратом – смыв на живую воду

А вот, как можно живой водой негатив с себя снять, а тому кто сделал порчу назад вернуть. Делать так надо. В третий день после полной луны встать на заре и идти к роднику. Зачерпнуть ковшик воды и сказать:

«Не вода, а крепота. Аминь».

Тут же воду вылить себе на голову и сказать сильные слова колдовского заговора, чтобы снять с себя порчу с возвратом:

«Яко ночь от зори ясной отступом, тако худо с тебя (имя) ходом, да крепким уходом, да коль вода с тебя скатом, то худо к кривцу прикатом. Аминь».

Этой водой можно снять порчу не только с себя, но и с другого человека – с близкого родственника или с клиента, кто помощи просить придет.

Порча и сглаз обратно пойдет, на того кто его навел.

Итак, сильная порча снята с человека. Но не ждите, что назавтра вы проснетесь в новой жизни. Оказывается, недостаточно просто снять энергетический негатив. Необходимо избавляться от его последствий. А на это , не один лунный цикл, грубо говоря. Я, маг Сергей Артгром считаю как вернуть свое благосостояние после порчи – вопрос, актуальный для многих, ибо магическим нападениям люди подвергаются часто.

Вернуть свое после порчи – как снова стать благополучным и счастливым

Разного рода порчи и проклятия есть в арсенале каждого колдуна. И, естественно, маги их применяют в своей практике. Крадники – разновидность деструктивного колдовства. Крадник не губит блага жертвы, с его помощью создается канал, по которому жизненные блага перетекают к магу – исполнителю, или заказчику. Украсть, перетянуть могут все, что угодно –

  • молодость,
  • энергию,
  • красоту,
  • деньги.

Как вернуть свое благосостояние после порчи?

Нужны работы на позитив. Что это значит? Был перетяг денег –

  1. делайте обряды на деньги,
  2. благополучие,
  3. деловую удачу,
  4. исполнение желания, наконец.

Украли красоту и стройность – радуйте себя обрядами на красоту. И так во всем. Понадобится время и упорный труд, дабы восстановить утраченное и обрести новые блага.

Новички с подобными ритуалами не справляются, здесь нужна реальная магическая помощь. Работу сильного мага, приходится чистить несколько раз подряд. В особо сложных случаях колдовство ведется комплексно с применением разных ритуалов уничтожения негатива. Да, и учтите, что при чистках с возвратом, к примеру, если вы делаете обряд возврата порчи с применением свечей, неудачная судьба и весь негатив возвращаются к крадущему. И здесь вы очень рискуете ввязаться в магическую войну.

Этого стараются избежать опытные маги. А уж новички должны бежать от самой вероятности магической войны, особенно если враг сильнее. Так что, мой, мага Сергея Артгрома вам совет, есть возможность сделать переклады, или есть выбор между чистками с возвратом и чистками на просто сжигание негатива, делайте лучше такие обряды. Месть хороша вовремя. Не лезьте на рожон, особенно пока мало сил и опыта. И, заканчивая статью, я, маг Сергей Артгром отвечу на вопрос, почему порча после снятия возвращается? Она не возвращается, вы ее не до конца снимаете. Возможно, на какое-то время вы ослабляете негатив и чувствуете облегчение. Но, если наведенная порча полностью не ушла, программа начнет работать с новой силой.

Повесть Павла Санаева (1994 г.) не оставляет равнодушным ни одного читателя, прикоснувшегося к ней. Это произведение о судьбе ребенка, которого делят между собой его родственники. Повествование ведется от лица второклассника Саши Савельева, он откровенно рассказывает о сложных взаимоотношениях своей бабушки Нины и матери Оли. В произведении все события даны в восприятии ребенка, но в его высказываниях постоянно звучат выражения взрослых, стремящихся сформировать свою концепцию событий: " Меня зовут Савельев Саша. Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырех лет и вишу". В этой цитате первые два предложения — реплики самого Саши, вторые два — высказывания бабушки, постоянно повторяемые в ее квартире в присутствии ребенка.

Маленький герой не по-детски все понимает, комментирует события, выражает к участникам драмы свое отношение: " Вам, наверное, покажется странным, почему сам не мылся. Дело в том, что такая сволочь, как я, ничего самостоятельно делать не может. Мать эту сволочь бросила, а сволочь еще и гниет постоянно, вот так и получилось. Вы, конечно, уже догадались, что объяснение это составлено со слов бабушки".

Произведение состоит из нескольких глав: "Купание", "Утро", "Цемент", "Белый потолок", "Лосося", "Парк культуры", "День рождения", "Железноводск", "Похороните меня за плинтусом", "Ссора", "Чумочка". В сильной позиции текста, в конце — глава, в название которой вынесено прозвище мамы, данное самим Сашей: " Чумочкой мы с бабушкой называли мою маму. Вернее, бабушка называла ее бубонной чумой, но я переделал это прозвище по-своему, и получилась Чумочка. (…) Я любил Чумочку, любил ее одну и никого, кроме нее. Если бы ее не стало, я безвозвратно расстался бы с этим чувством, а если бы ее не было, то я вовсе не знал бы, что это такое..."

Это реалистическая проза, где в художественной форме воспроизведена трагедия не одной семьи: так убедительно и детально изображается ситуация конфликта "отцов и детей", в которой ребенок становится разменной монетой.

Меня поразило название произведения, глубинный смысл которого можно постичь, лишь прочитав последние строки. Это признание мальчика в любви к маме, которая, несмотря ни на что, является для маленького героя самым близким и дорогим существом.

"— Мама! испуганно прижался я. Пообещай мне одну вещь. Пообещай, что, если я вдруг умру, ты похоронишь меня дома за плинтусом.

Что? Похорони меня за плинтусом в своей комнате. Я хочу всегда тебя видеть. Я боюсь кладбища! Ты обещаешь?"

По страницам всей повести рассыпаны признания в любви мальчика Саши к матери: " Я вспомнил, как бежал ночью на его крики, и вдруг представил, что было бы, если бы так же расшиблась мама. От этой мысли у меня сжалось горло. Я всегда готов был заплакать, если представлял, что с мамой случилась беда. И тут в памяти моей зазвучали дедушкины слова о том, что я люблю не его, а его подарки. Неужели это действительно так?! Я подумал и решил, что, конечно, люблю не подарки, а дедушку, но просто намного меньше, чем маму. А любил бы я маму, если бы она мне ничего не дарила?
Почти все, что у меня было, подарила мне мама. Но я любил ее не за эти вещи, а эти вещи любил, потому что они были от нее. Каждая подаренная мамой вещь была словно частицей моей Чумочки, и я очень боялся потерять или сломать что-нибудь из ее подарков. Сломав случайно одну из деталей подаренного ею строительного набора, я чувствовал себя так, словно сделал маме больно, и убивался весь день, хотя деталь была не важная и даже часто оставалась лишней". По сути, название повести — это своеобразный крик: "Дайте мне быть рядом со своей мамой!"

Автору удалось показать, как сложно приходится маленькому человеку разобраться в хитросплетении интриг, как трудно сохранить свою душу в ситуации, когда нужно приспосабливаться к странностям характера бабушки и просто выживать.

Произведение представляет собой мозаику эпизодов жизни маленького героя, который лишен радости и свободы: деспотичная бабушка, страдающая от того, что не смогла реализоваться в жизни как профессионал, как актриса, разыгрывает перед внуком историю жертвенной любви. Естественно, по-своему она любит Сашу, но ее чувство искажено эгоизмом и жаждой власти, это яркий образ семейного деспота, который стремится главенствовать хотя бы дома.

Конфликт в произведении — столкновение бабушки Нины Антоновны и матери героя Оли, противостояние беззащитности и деспотизма. Это одновременно и противостояние ребенка бабушке-узурпатору, что выражается в нарушении запретов (глава "Цемент"). Этот внешний конфликт порождает в душе ребенка внутренний протест, который он просто боится выражать: он целиком и полностью зависит от причуд своеобразной бабушки. В произведении образ этой героини неоднозначен: казалось бы, он должен вызывать только отрицательную оценку, но ведь именно Нина Антоновна взяла на себя заботы о ребенке в трудный период жизни дочери, как смогла, заботилась о внуке. Но, конечно же, нельзя оправдать ее грубость и жестокость по отношению к Саше, на которого она выплескивает свою ненависть по отношению к дочери. В произведении не совсем понятны причины такого отношения героини к Оле. Разве за то, что ребенок не оправдал возложенных на него когда-то надежд, стоит так мстить?

Из воспоминаний героев мы узнаем, что Нина Антоновна всегда была жестока по отношению к дочери: " Я тебе не ломала ноги! Я тебя стукнула, потому что ты изводить начала! Идем с ней по улице Горького, — стала рассказывать мне бабушка, смешно показывая, какая капризная была мама, — проходим мимо витрин, манекены какие-то стоят. Так эта как затянет на всю улицу: "Ку-упи! Ку-упи!" Я ей говорю: "Оленька, у нас сейчас мало денежек. Приедет папочка, мы тебе купим и куклу, и платье, и все что хочешь…" "Ку-упи!" Тогда я и стукнула ее по ноге. И не стукнула, а пихнула только, чтоб она замолчала" (Гл. "Чумочка").

Это повесть о взрослении маленького человека, об относительности любый оценок, о сложности взаимоотношений родителей и детей.

В ситуации, изображенной в повести, страдают все: бабушка и дед, их дочь Оля, ее сын Саша, новый муж Оли. Но именно такое всеобщее страдание удовлетворяет Нину Антоновну, поэтому она не готова к обсуждению и диалогу: "Уродлива я в этой любви, но какая ни есть, а пусть поживу еще. Пусть еще будет воздух мне. Пусть еще взглянет он на меня разок с облегчением, может, "бабонька" еще скажет… Открой мне. Пусти к нему…"

Назначение произведения Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом" в том, чтобы напомнить родителям и бабушкам: любите не свою любовь к ребенку, а его самого, не вынуждайте маленького человека страдать из-за своих ошибок и амбиций.

_____________________________________________________________________

Цитирую по http://www.litmir.net/br/?b=266

© Елена Исаева

Министерство образования и науки РБ

г. Улан-Удэ

МАОУ СОШ №25

XVII Республиканская научно-практическая

конференция учащихся по гуманитарным дисциплинам

«Сибирская весна»

Номинация:Литература XX века

Тема: Значение слова «плинтус» в повести П. Санаева

«Похороните меня за плинтусом»

МАОУ «СОШ № 25» г.Улан-Удэ

Домашний адрес: г. Улан-Удэ,ул.Солнечная 20-35

Телефон:89021627554

Руководитель: Шатохина Алена Ильинична,

Телефон: 89085962466

г. Улан-Удэ

2016 г.

Введение

Повесть «Похороните меня за плинтусом» была написана Павлом Санаевым в 1994 году. Опубликовано произведение было лишь в 1996 году. По словам самого автора, эта повесть была основана на событиях, произошедших с ним в детстве, но не является при этом полностью автобиографичной, так как не лишена художественного вымысла. Это произведение произвело большой фурор в отечественной современной литературе, было номинировано на Букеровскую премию. В данной научной работе анализируется значение слова «плинтус» в повести Санаева. Повесть не исследована литературоведами, что подтверждается небольшим количеством статей о ней, которые скорее являются отзывами о повести, нежели чем научным трудом.

Цель данной научной работы: выяснение значения слова «плинтус» в художественном тексте Павла Санаева.

Задачи исследования:

    отобрать эпизоды, в которых упоминается это слово;

    выяснить значение слова в толковых и этимологических словарях;

    сопоставить литературный и языковой материал;

    проанализировать значение слова «плинтус» в собранных фрагментах и эпизодах повести, где оно упоминается.

Гипотеза: в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» слово «плинтус» обретает символическое значение.

Методы исследования:

    имманентный анализ текста;

    сравнительно-сопоставительный анализ;

    интерпретирование.

Работа состоит из нескольких глав. Во введении обозначена актуальность и новизна работы, определены цели и задачи исследования, указан объект и методы исследования. Первая глава посвящена анализу эпизодов повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», в которых упоминается слово «плинтус». В заключении сформулированы результаты исследования.

Объектами исследования является повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»

Предмет исследования – значение слова «плинтус».

Практическая значимость определяется возможностью использования текста исследовательской работы в форме реферата в качестве справочного и обучающего материала на уроках литературы в 10-11 классах.

§ 1. Значение слова «плинтус» в повести П. Санаева «Похороните меня за плинтусом»

«Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом, - придумал я однажды. - Там не будет червей, не будет темноты. Мама будет ходить мимо, я буду смотреть на нее из щели, и мне не будет так страшно, как если бы меня похоронили на кладбище».

Фраза «Похороните меня за плинтусом» первый раз была упомянута именно в этом отрывке повести. И именно она стала названием данного произведения. Так какой смысл, какое значение приобрело слово «плинтус» в тексте Павла Санаева? Авторы различных толковых и этимологических словарей поясняют слово «плинтус» по-разному. Однако нечто схожее в его истолковании все же имеется.

По словарю Ожегова:

1)планка, закрывающая щель между стеной и полом;

2) наружный выступ в нижней части какого-нибудь сооружения .

По словарю Даля:

1) плинт м. греч.подножье, стояло;

2) нижняя полоса стены, печи, выступом;

3) панель, пришивная, по стенам по полу дощечка;

4) наружный уступ стены, против полу;

5) Плинф м. церк. Кирпич .

Строительный словарь:

1) профилированная деревянная или пластиковая рейка, предназначенная для прикрытия щелей между полом и стеной;

2) элемент архитектурного оформления помещения .

По этимологическому словарю Фасмера:

"четырехугольное основание колонны, нижний обвод стены, печи". Из греч., вероятно, через лат. Plinthus .

По толковому словарю Ушакова:

пл"интус, плинтуса, муж. (от греч. plinthos - кирпич, плита) (архит.);

1) узкая планка, закрывающая щель между деревянным полом и стеною;

2) наружный выступ на стене здания на высоте пола;

3) нижняя полоса печи, идущая выступом .

Итак, во всех словарях главная роль плинтуса – прикрытие щели между стеной и полом. Во-первых, действие имеет практическое значение, так как защищает дом от проникновения мышей и других вредителей, а во-вторых, носит эстетический характер. Какое же значение приобретает в произведении слово «плинтус»?

Детство главного героя повести – Саши Савельева - трудно назвать счастливым. Опека любящей, но деспотичной бабушки, ее своеобразное поведение, домашняя тирания (опять же со стороны бабушки) подавляли личность ребенка. Каждый день его жизни был сложным и непредсказуемым. Мать, дедушка, которые тоже стали объектами тирании Нины Антоновны, не могли защитить Сашу. Вследствие этого жизнь мальчика была трудной, мрачной. Неудивительно, что при таком воспитании и постоянном напоминании о скорой кончине (мальчик рос болезненным, и бабушка не упускала случая напомнить ему об этом) ребенок рано задумался о смерти. Для него, лишенного почти всех радостей жизни, не сама смерть была страшна. В силу своего детского мышления он не понимал, что умерший человек не может видеть или чувствовать, что все процессы жизнедеятельности, свойственные живым, невозможны после смерти. Поэтому Саша боялся не ее. Больше всего в смерти его пугала безвозвратность. Осознание того, что смерть уносит человека туда, откуда нет пути назад, было ужасающим для него.

«”Никогда” было самым страшным в моем представлении о смерти. Я хорошо представлял, как придется лежать одному в земле на кладбище под крестом, никогда не вставать, видеть только темноту и слышать шуршание червей, которые ели бы меня, а я не мог бы их отогнать. Это было так страшно, что я все время думал, как этого избежать».

В итоге после долгих размышлений главный герой и приходит к выводу о том, что похороны за плинтусом – идеальный для него исход. Таким образом, он сможет уйти от одиночества, от темноты, от безвозвратности. Слово «никогда» прекратит преследовать его и рядом будет самый дорогой для ребенка человек – мать. И стоит отметить, что Саша просит похоронить его не за любым плинтусом. Он хочет, чтобы плинтус, за которым он будет похоронен, принадлежал его матери. Чумочка (как ласково мальчик называл свою маму) была для Саши единственной радостью жизни. Он жил для нее, его целью жизни были встречи с ней, безумно редкие, но спасавшие его от гибели личности от тирании, дающие ему ощущение любви и тепла. Мама главного героя была для него «лучом света в темном царстве». Во время встреч с ней он как никогда остро осознавал губительность бабушкиной опеки, понимал, что жизнь может состоять не только в вечных походах по врачам и запретах, но и в окружении, способном дарить чувство защищенности, когда Саша мог говорить то, что думает, ничего не боясь, быть самим собой. Мама была для мальчика светлым идеалом, праздником меж серых будней. Его связь с ней не могла быть подавлена ни редкостью их встреч, ни всепоглощающей любовью бабушки, ни долгими разлуками. Эта связь, любовь матери и сына способны были отогнать ужасы смерти, ее присутствие (пусть мальчик и будет за плинтусом, но она будет рядом) будет дарить ему защиту, спокойствие.

В этом произведении плинтус становится не просто элементом декора. Плинтус для Саши в первую очередь – это граница между миром живых и тем инобытием, которого он боялся. Это не тяжелый крест, не могильный памятник, который задавит, не позволит выбраться и спастись от своих страхов, от боязни темноты и от бесконечности, проведенной в полном бездействии и одиночестве. Это небольшая планка. Планка, которая позволит мальчику подглядывать за этим миром, уйти «не навсегда». Этим значение слова «плинтус» в многочисленных толковых и этимологических словарях и отличается от значения этого слова в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Слово «плинтус», имеющее довольно узкое истолкование, приобретает метафоричное значение.

Заключение

Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены. В частности, были собраны фрагменты и эпизоды, в которых упоминалось слово «плинтус», выяснены значения этого слова в различных толковых и этимологических словарях, сопоставлен собранный литературный и языковой материал, проанализированы фрагменты и эпизоды, в которых упоминалось данное слово.

Данная работа позволяет сделать вывод о том, что в контексте повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» слово «плинтус» обретает более глубокий смысл и используется в переносном значении. Слово «плинтус» в этом произведении приобретает значение «граница между миром живых и миром мертвых».

Список литературы

    СанаевПавел. Похороните меня за плинтусом. Издательство: МК–Периодика, 2007 г.–184 стр.

    Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений / Российский фонд культуры – М.: АзъLtd., 1992. – 960 с.

    Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / М.: «Русский язык», 1978.

    http://builder.academic.ru/654.

    Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. – 4-е изд. стереотип. / М.: Астрель: АСТ, 2003.

    Толковый словарь русского языка: В 3 т. / Ред. УшаковД.Н./ М.: Вече: Мир кн., 2001.

В основе всех вещей лежит любовь.

Альбер Камю

Литература не единожды ставила ребром вопросы воспитания детей, отношения к ним в семье и в обществе. В поисках ответов люди обращаются к Байрону, Диккенсу, Гончарову и Астафьеву, отдавая, однако, себе отчет в том, что взгляды этих писателей во многом далеки от реальности – как минимум потому, что действительность двадцать первого века отлична от реальности двадцатого и, тем более, восемнадцатого. Задаваясь десятками новых вопросов и ежедневно сталкиваясь с сотнями проблем, мы ищем современника, преодолевавшего или хотя бы пытавшегося преодолеть трудности, схожие с нашими.

В начале прошлого десятилетия свет увидела книга Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Ходившая до этого по рукам в узких кругах, попав на прилавки книжных магазинов, она стала хитом, покорила читателей, была переведена на несколько языков (в их числе – немецкий и французский) , экранизирована. Своей популярностью повесть обязана содержащейся в ней неоднозначности, пугающей реалистичности и неизгладимому впечатлению, которое она производит на каждого, читавшего её.

Санаев – ребенок. О «Похороните меня за плинтусом» и жизни с бабушкой.

«Меня зовут Савельев Саша. Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырех лет и вишу». Так начинается «Похороните меня за плинтусом». Без предисловий и долгих предварительных описаний автор погружает читателя в обстановку, царящую дома у бабушки главного героя, и приступает к повествованию.

Сюжет повести довольно несложен – больного мальчика Сашу отобрали у матери и воспитывают бабушка с дедушкой. Этот поступок, как и все остальные спорные решения, принимаемые персонажами повествования, остаются на суд читателя, в то время как автор, не давая ничему оценок, рассказывает нам о бытовых подробностях биографии своего героя. Правда, в авторском пересказе все описываемые события становятся гораздо масштабнее, интереснее, каждое из них обращается в отдельный роман – будь то купание, дежурный визит лечащего врача или прогулка по парку Горького.

Сразу обозначим персонажей. У нас есть два психически нездоровых, надломленных человека (бабушка Нина Антоновна и дедушка Сеня), взрослый человек с покалеченной психикой (мама Оля), ребенок, нестабильный психически и физически (Саша). И, как выясняется, только один нормальный человек – Толя.

Толя, несмотря на свои немногочисленные появления в повести, представляет собой самую вменяемую силу, оказывает сопротивление тиранящей всё семейство неукротимой бабушке, поддерживает слабую Олю, оставляет одно из немногих светлых воспоминаний в памяти маленького Савельева.

Толя противопоставлен бабушке – для него любовь (к Оле и её сыну) тоже самый мощный источник деятельности, но он гораздо рассудительнее и спокойнее действует, не производит разрушений, подобных бабушкиным, и становится сильнее её именно за счет умения трезво мыслить.

Нина Антоновна, неустанно повторяя фразы вроде «хоть бы ты сдох лет в десять», все силы бросает на то, чтобы поддерживать в Саше жизнь, продлевая его, в сущности, никчемное и никуда не годное существование. Бабушка обеспечивает его всем необходимым, не давая того человеческого тепла, которое мог бы понять ребенок, не умеющий разглядеть ничего, кроме криков и гнева вздорной старухи.

Существования без этого тепла, без мамы Савельев описывает словами «…жизнь нужна только затем, чтобы делать уроки, ходить к врачам и пригибаться от бабушкиных криков». Визиты мамы называются «праздниками», а установление этого праздника навсегда вместо привычной жизни – счастьем.

Санаев – взрослый. О «Хрониках Раздолбая» и влиянии бабушки.

«Как получилось, что к девятнадцати годам у него нет ни девушек, ни друзей?» – цитата из второй книги Санаева «Хроники Раздолбая». Заявленная как продолжение «Похороните меня за плинтусом», она, тем не менее, повествует о совершенно другом молодом человеке, который напоминает Сашу Савельева только ассоциативно.

Разумеется, вопрос о том, каким вырастет Саша, встает еще в первой книге. В самом повествовании все рассуждения на эту тему сводятся к тому, что мальчик сгниет к шестнадцати годам и будет похоронен согласно «последней воле умирающего» за плинтусом в маминой квартире. Несмотря на это, воссоединение семьи дает надежду на то, что к шестнадцати никто не сгниет, и Саша может с возрастом стать ничем не хуже своих сверстников.

Можно сказать, что, мол, если повесть автобиографична, то и Савельев вырастет в хорошего адекватного взрослого человека. Но сам Санаев говорил – и не единожды – что хотя повесть и основана на реальных событиях, это не делает её документальной и полностью соответствующей действительности. Исходя из мысли о том, что Саша Савельев – художественный вымысел, его сюжетная линия самобытна, и на своего автора он не похож, можно говорить о том, что ничего хорошего из такого мальчика не получится.

Разумеется, есть несколько намеков на связь между частями – например, коллекционная железная дорога, которую Раздолбай продает, упоминается и в первой повести как мамин подарок Саше. Описания биографии Раздолбая ясно дает понять, что он и Саша Савельев – разные люди; девятнадцатилетний подросток живет с мамой и отчимом уже десять с лишним лет, а до этого они с мамой жили вдвоем. Ни о какой бабушке речи нет, хотя, если отбросить все несоответствия и предположить, что она все же была, слабохарактерность, низкая самооценка и несмелость Раздолбая находят исток и объяснение.

В интервью «Каравану историй» Санаев рассказывает о собственной бабушке – прототипе Нины Антновны, говорит о том, что до двадцати с лишним лет не мог выйти из-под ее влияния, уже тогда существовавшего не в настоящем, а в прошлом. Отталкиваясь от подобного факта, логично предположить, что отпечаток, наложенный бабушкой в детстве на сознание мальчика, будет долго отзываться в будущем.

Санаев – смысл. О любви.

Санаев критиковал экранизацию за то, что в ней была упущена главная мысль, которую он вкладывал и в повесть, и в сценарий по ее мотивам.

Книга, равно как и сценарий – всё-таки о любви. О том, что люди любят друг друга, но из-за отпечатка, наложенного прошлым со всеми его неправильностями, любовь, по словам самого автора, обращается в кривое зеркало.

«Буйной любви надо страшиться так же, как ненависти», писал Генри Дэвид Торо. Действительно буйная, неуёмная, неумелая и, говоря словами самого же Санаева, уродливая бабушкина любовь калечит окружающих. Дедушку, которого она тиранит; маму, которой она делает больно; и мальчика, которого она ненамеренно заставила себя ненавидеть. Бабушка всех подавляет. Её энергия и жизненная сила, искривленные страданиями молодости — крушение надежд на «красивую жизнь», смерть сына, война — уходят не в то русло и затапливают всех её близких.

«Бабушка была моей жизнью, мама - редким праздником. У праздника были свои правила, у жизни свои» — так говорит Саша о своем мире. Жизнь в затопленной бабушкой квартире, в атмосфере буйной любви (читай – деспотизма) делает из живого, любознательного мальчика слабого, пугливого паренька. Еще Фонвизин говорил, что молодой человек подобен воску. Из воска четырехлетнего Саши Нина Антоновна лепит то, что ей по душе, не зная, что, изменяясь согласно её предпочтениям и ожиданиям внешне, внутренне мальчик развивается совершенно иначе. И искривленная прожитыми годами любовь, проходя через призму детского восприятия, накладывается на сознание маленького Савельева, определяя его будущее каждым новым прикосновением.

Любовь – это не обязательно о том, как дарят цветы, заваливают дорогими подарками и кормят исключительно конфетами и мороженым. Любовь по Санаеву может быть в том, что ты выбираешь косточки из рыбы, возвращаешься домой, твердо решив уйти, похищаешь собственного сына у собственной матери и выходишь на серьезный разговор с тещей, зная, что никто кроме тебя на это не решится.

Бабушка и дедушка любят Сашу и дочь.

Оля любит Сашу и пытается полюбить мать.

Толя любит жену и сына.

Вопрос о том, кого любит Саша (да и любит ли он вообще), встающий еще в книге, остается открытым.

«Воспитание – великое дело. Им решается участь человека», писал Виссарион Белинский. Участь Савельева решается бесконечными метаниями, «комбинациями » в его адрес и в адрес его матери, любовью, которую он не способен распознать и принять.




Top