Что значит золотой век. Золотой век - это что такое? Комментарии «Золотой век истории Земли»

Одной из самых ранних цивилизаций была шумерская. Государство шумеров сложилось за три тысячи лет до нашей эры в Месопотамии (в переводе с греческого - Междуречье), на узкой полосе между реками Тигр и Евфрат, там, где сейчас находится Ирак. Разливаясь каждую весну, реки приносили на поле плодородный ил. Но летом от нестерпимого зноя земля становилась твердой, как камень и земледельцам приходилось сооружать оросительные каналы, чтобы запасать воду для полива. Складывавшийся шумерский календарь был связан именно с земледелием.

Ежегодной точкой отсчета стал весенний разлив Евфрата, после которого начинались работы в поле. Между двумя разливами проходил один и тот же цикл: весна, невыносимый летний зной, сменявшийся относительной прохладой, и новый разлив реки. О приближении того или иного периода уже умели судить по небесным светилам. В Шумере впервые задумались, как разделить время между двумя разливами Евфрата на равные отрезки.

Очень долго единственной природной мерой времени служили известные с первобытных времен сутки. Однако сутки коротки, а для учета более продолжительных отрезков времени нужна была какая-то иная мера. Ее-то и определили шумерские жрецы, наблюдая за Луной. Шумерские жрецы подсчитали, сколько суток проходит между двумя новолуниями. Установить это точно без астрономических инструментов непросто. Тем не менее, они получили усредненный результат - около 29,5 суток. Этот отрезок и стал новой мерой времени - месяцем .

Во многих языках мира и по сей день месяцем называют и Луну, и двенадцатую часть года. Жрецы для удобства округлили месяц до целого числа суток. Но, чтобы уровнять общий счет, решили, что в одном месяце их будет 30, в следующем - 29, потом опять 30 и т.д. А еще жрецы подсчитали, что между двумя разливами Евфрата проходит около 12 «лун». Так за два тысячелетия до нашей эры в Шумере стали пользоваться лунным календарем из 12 месяцев. Новый год по нему наступал, когда весной на небе впервые появлялся месяц. Как раз в ту пору начинала прибывать вода в Тигре и Евфрате, а через полмесяца они разливались. Но вскоре выяснилось, что лунный календарь как бы опережает природные события. Разлив Евфрата начинался все позже и позже новогоднего праздника. По лунному календарю выходило, что в году 354 дня, а на самом-то деле их на 11 больше. Но жрецы Шумера тогда еще не знали точно, сколько длится год. И им приходилось совершенствовать календарь - примерно раз в три года добавлять к 12 месяцам еще один, из 30 дней. Это было не очень удобно, к тому же такой календарь медленно расходился с природой. И все-таки он был хорошим подспорьем для земледельцев.

ЛЕГЕНДА О ЗОЛОТОМ ВЕКЕ

жёлтых цапель парад,

Вожжи парчовые, бивни мачт,

белые чайки парят.

пляски минувших дней…

Ду Фу. Восемь стансов об осени.

Л и Юань сделал всё, чего требовал восставший народ – открыл все амбары и роздал хлеб голодающим, отменил на время налоги, запретил солдатам входить в деревни и грабить крестьян. Рабы получили свободу, жестокие законы Ян Гуаня были отменены, императорские сады были открыты для простых людей – и даже дворцовых наложниц отпустили к их семьям. Народ постепенно успокоился и восстания прекратились; отряды, отказавшиеся сложить оружие, были разбиты, и в стране установился мир. В 626 году императором стал сын Ли Юаня Тайцзун, вошедший в историю как идеальный государь, неусыпно пекущийся о простом народе. Советником Тайцзуна был легендарный «человек-зеркало» Вэй Чжэн, мудрый монах, помогавший императору восстановить справедливое управление. Была восстановлена система «цзинь-тянь», и все крестьяне получили одинаковые наделы в 100 му, налог не превосходил 1/20 урожая, повинности были лёгкими и необременительными. В случае неурожая крестьянам помогали зерном и деньгами, чиновники были обязаны следить за благосостоянием крестьянских хозяйств.

Раны войны были постепенно залечены, и в период Кайюань (713-40) Срединное Государство достигло невиданного расцвета. "Период Кайюань был полным и цветущим днём, – писал великий поэт Ду Фу, – даже мелкие города таили в себе бесчисленное множество семейств. Сверкали потоки струящегося риса и белело просо, и казённые, и частные амбары скрывали несметные богатства. На дорогах страны не встречалось ни шакалов, ни тигров… мужчины трудились на полях, женщины разводили тутовый шелкопряд". Повозки с товарами переполняли дороги, торговые города процветали, из гаваней каждый день выходили тысячи судов. Император Тайцзун разгромил владык Степи, тюрок, и открыл торговую дорогу на запад; караваны гружёных шёлком и фарфором верблюдов шли по Великому Шёлковому Пути в Бухару и Самарканд. По этой дороге в 627 году отправился в Индию буддийский монах Сюань Цзян, он оставил подробное описание этой страны и вновь открыл для обитателей Поднебесной далёкий мир Запада. Возвратившись на родину, Сюань Цзян построил в Чанъани знаменитую Пагоду Диких Гусей – это была сложенная из кирпича башня высотой в 65 метров, она приводила в изумление жителей столицы: ведь китайцы не умели строить кирпичных и каменных зданий, и это непростое искусство пришло из Индии вместе с буддийскими монахами. Чанъань, великолепная столица Империи, была городом изящных деревянных дворцов и парков с прудами, павлинами и золотыми рыбками; здесь жили сановники и министры, окружённые десятками слуг и выезжавшие в роскошных экипажах.

В начале эпохи Тан великий император Тайцзун восстановил старинную экзаменационную систему, существовавшую ещё во времена Хань: отныне чиновником или министром мог стать лишь кандидат, сдавший экзамен на учёную степень. Это вызвало протест немногих переживших крестьянскую войну сяньбинских знатных родов – но им пришлось смириться перед всемогущим императором. Новая знать эпохи Тан состояла из учёных-чиновников, получавших должности, выдержав тяжёлый экзамен: кандидаты должны были продемонстрировать знание теории управления, основанной на древних трудах Конфуция, Мэн-цзы, Хань Фэя – и в придачу должны были показать умение излагать свои мысли в стихах. Суть тогдашней теории управления сводилась к словам Конфуция: "Если достаточно пищи, то народ доверяет правителю",– поэтому нужно было заботиться о поддержании системы равных наделов, о поощрении земледелия и экономии в расходах; нужно было регулировать цены на рынке и поддерживать государственные монополии на жизненно важные ремёсла – производство железа и добычу соли.

Использовать силу государства, чтобы обеспечить народ пищей и гарантировать ему безопасность – это была основная идея Конфуция, идея, лежавшая в основании всех восточных монархий. Из этой идеи следовало, что во времена голода надо отнимать у богатых, чтобы отдать бедным, что люди должны быть братьями и любить друг друга – следовало то, что говорили Христос, Мухаммед, Будда и другие пророки. Всё это составляло содержание учения, которое теперь называют социализмом – и Империя Тан была социалистическим государством – так же, как Империя Хань и древние империи Ближнего Востока. Крестьянская война и революция отдали власть в руки учёных чиновников, "шеньши", и учёные-чиновники писали сочинения о том, как вспомоществовать народу и обеспечить спокойствие государства. Традиция требовала, чтобы каждый культурный человек умел высказать свои мысли в стихах – и они писали прекрасные стихи, звучавшие, как проповеди Христа:

О, если бы такой построить дом

Под крышею громадною одной,

Чтоб миллионы комнат были в нём

Для бедняков, обиженных судьбой.

Чтоб не боялся ветра и дождя

И как гора, был прочен и высок,

И если бы, по жизни проходя,

Его я наяву увидеть мог,

Тогда – пусть мой развалится очаг

Пусть я замёрзну – лишь бы было так…

Эти строки написал великий поэт Ду Фу в несчастный для себя день – когда ураган разрушил его дом из тростника и соломы. Он был начальником районного отдела образования в одной из провинций на юге Китая, одним из многих учёных чиновников, носивших красный форменный халат. Он часто ночевал на работе, стараясь разобрать скопившиеся дела – и помочь всем, кому он мог помочь:

Прозрачная осень. Ночная прохлада

Платаны у реки

Ночую один в одинокой управе

Смотрю на огарок свечи.

Он много ездил по провинции, инспектировал школы в деревнях и городах – ведь почти в каждой деревне была школа, где сельский учитель учил детей грамоте и счёту. Он останавливался в живописных местах, любовался природой и сочинял стихи:

Я слышу шум ветвей стареющего леса,

К сияющей луне свой поднимаю взгляд,

Но красота небес и эта даль речная,

От одиноких дум меня не исцелят…

Эпоха Тан была временем великих поэтов – может быть, это была единственная эпоха, когда миром управляли поэты – стихи сочиняли императоры и министры, и каждый приём во дворце превращался в поэтическое соревнование. Стихи читали во дворцах и на улицах, они превращались в народные песни – в это трудно поверить, но дошедшая до нашего времени антология танской поэзии содержит 50 тысяч стихотворений, принадлежащих двум тысячам авторов. Нигде – ни в Азии, ни в Европе – никогда не было такого чудесного расцвета поэзии. Самым знаменитым поэтом тех времён был Ли Бо, долго живший отшельником в горах и изысканным языком воспевавший красоту гор, долин, облаков:

Плывут облака отдыхать после знойного дня,

Стремительных птиц улетела последняя стая,

Гляжу я на горы – и горы глядят на меня,

И долго глядим мы, друг другу не надоедая.

Созерцание красот природы было любимым занятием учёных-чиновников; в дни отдыха они выезжали из столицы в горы, взбирались на вершины, любовались водопадами, пили вино и читали друг другу стихи. Они окружали свои городские дома маленькими садами с прудами, беседками, цветниками; их лёгкие, стоявшие посреди зелени дома были воплощением изящества – раскрашенные цветным лаком балки, ажурные галереи, причудливые коньки на крышах. Стены этих игрушечных дворцов были из толстой белой бумаги – и лишь по низу стены шли лакированные деревянные панели; всё убранство составляли лежавшие на полу циновки, вышитые подушки, расписные ширмы и большие фарфоровые вазы. Одежда мужчин и женщин была из струящегося шёлка с вышитыми на нём диковинными животными и прекрасными цветами; эпоха Тан – это был мир красоты и изящества, золотой век, легенда о котором жила столетия. Это был мир, хрупкий, как фарфоровая ваза, падающая на мраморный пол: золотой век продолжался лишь сто лет – а затем снова наступила осень истории, и поэтам оставалось лишь вздыхать об утраченном времени:

Полог жемчужный, резные столбы,

Жёлтых цапель парад.

Вожжи парчовые, бивни мачт,

Белые чайки парят.

Сил нет смотреть: жаль эту даль…

Пляски минувших дней.

Самое сердце китайской земли…

Вотчина древних царей.

Из книги Царь славян. автора

13. Легенда о Золотом веке как смутное воспоминание о правлении Христа В мифологии различных народов долго держалось представление о некоем Золотом веке, см. рис. 2.23. Считается, что он был очень-очень давно и сопровождался огромными урожаями. Процитируем: «По Гесиоду

автора Носовский Глеб Владимирович

2.2.1. Миф о Фриксе и Золотом Овне У царя Афаманта и его жены Нефелы были сын Фрикс и дочь Гелла. Вскоре царь Афамант полюбил другую женщину - Ино, и взял её себе в жёны, прогнав Нефелу. Мачеха Ино «не любила никого, кроме себя самой. А больше всего возненавидела мачеха детей

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

6. Конная фигура Карла Великого отлита якобы в IX веке, но конь в ней изготовлен в XVI веке На рис. 6.65, рис. 6.66 и рис. 6.67 представлена известная бронзовая статуэтка, изображающая Карла Великого-императора, жившего якобы в 768–814 годах. Но неожиданно сообщается следующее:

Из книги Тайна жрецов майя [с иллюстрациями и таблицами] автора Кузьмищев Владимир Александрович

Из книги Полигоны смерти? Сделано в СССР автора Баландин Рудольф Константинович

О «золотом миллиарде» Сколько людей способна выдержать земная природа, биосфера? Вопрос не праздный, а вполне прагматичный. Экологическая ситуация на планете ухудшается неуклонно. Истощаются естественные ресурсы, усиливаются климатические аномалии, увеличивается

Из книги Географические открытия автора Згурская Мария Павловна

Легенда О золотом человеке Так или иначе, но именно этим жестоким людям – испанским конкистадорам – мир обязан красивой легендой о «золотом человеке» и «золотой стране» (el dorado). Легенды восходят к существовавшему у группы индейцев муисков обычаю посвящения в правители.

Из книги Затонувшие сокровища автора Скрягин Лев Николаевич

Что ищут в «Золотом треугольнике»? Любопытное обстоятельство: большая часть находок в "Золотом треугольнике" сделана совершенно случайно. Иной раз баловень судьбы даже не сразу понимал, что богатство лежит под руками... Так было с одним флоридским рыбаком в 1939 году. С

Из книги Царь славян автора Носовский Глеб Владимирович

13. ЛЕГЕНДА О ЗОЛОТОМ ВЕКЕ КАК СМУТНОЕ ВОСПОМИНАНИЕ О ПРАВЛЕНИИ ХРИСТА В мифологии различных народов долго держалось представление о некоем Золотом веке, см. рис. 2.23. Считается, что он был очень-очень давно и сопровождался огромными урожаями. Процитируем: «По Гесиоду

автора Кастильо Берналь Диас дель

Охота за золотом Дух Кортеса всегда был направлен на высокое: с Александром Македонским хотел он сравняться; тем более, что располагал отличными капитанами и превосходными солдатами. Восстановив опять великий город Мешико, умиротворив провинции - Оахака, Сакатула,

Из книги Правдивая история завоевания Новой Испании автора Кастильо Берналь Диас дель

К главе «Охота за золотом» 1 Гватемала (Guatemala) - страна в Центральной Америке, название очевидно получила от «Куаутемаллан» (науа Quauhtemallan), так индейцы-науа (мешики, тлашкальды и др.) называли город Ишимче - столицу государства какчикелей. Какчикели (cakchiqueles) - индейская

Из книги Экономика Сталина автора Катасонов Валентин Юрьевич

Еще раз о золотом рубле Многие историки (да и экономисты) ссылаются на известное постановление Совета министров СССР «О переводе рубля на золотую базу и о повышении курса рубля в отношении иностранных валют» от 28 февраля 1950 г. Согласно этому постановлению, с 1 марта 1950 г.

Из книги Царское золото автора Курносов Валерий Викторович

Первая баржа с золотом 12 августа к казанской пристани на Волге причалила баржа «Марс», которой предстояло стать первым транспортом по перевозке золота в Самару.«Общее впечатление у меня осталось такое, что личного руководства для эвакуации ценностей, кроме приказов, и

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

50 млн золотом Словом, подрывной план Парвуса был реализован в точности. В общей сложности, по данным авторов книги, на революцию в России было ассигновано около 50 миллионов марок золотом – громадная по тем временам сумма. Государственный секретарь Хитце цинично

Из книги Цивилизации долины Нигера автора Юха Ваккури

Сахарская торговля золотом Благосостояние древней Ганы основывалось не на использовании природных богатств страны, а на таможенных сборах с караванной торговли.Через Сахару везли золото, медь, соль и рабов. По караванным путям переправляли слоновую кость, орехи кола,

Из книги Путин против либерального болота. Как сохранить Россию автора Кирпичёв Вадим Владимирович

Что Бог думает о Золотом архипелаге Если мы правильно угадали нацидею новорусского архипелага, то можно попытаться понять, что о New Russia думает и сам Бог.Что такое коррупция?Злоупотребление властью ради личной выгоды, использование должностного положения для личного

Из книги Жизнь Атиши автора Берзин Александр

Обучение в Индии и на Золотом острове Атиша сразу же вернулся к своему мастеру Авадхутипе, и после этого, в возрасте с двадцати одного до двадцати пяти лет, углубленно изучал воззрение на реальность Срединного пути мадхьямаки. В течение этого времени он также обучался у

« Плугом не ранена , все земля им сама приносила...
Вечно стояла весна; приятный прохладным дыханьем,
Ласково нежил эфир цветы, не знавшие сева.
Более того, урожай без распашки земля приносила;
Не отдыхая, поля золотились в тяжелых колосьях ».
Овидий (43 до н.э.-17 н.э.) «Метаморфозы»

Трудно найти хотя бы двух человек, которые ответят на этот вопрос одинаково. Одни сопоставляют «золотой век » с античной эпохой, другие считают, что он отвечал периоду расцвета мифической Атлантиды , третьи связывают его с жизнью первых людей в раю . Столь же неопределенно звучит и ответ на вопрос, был ли «золотой век » на всей земле или в какой-то ее части.
В чем кроется причина этого? Почему ученые, отправляющие космические корабли на другие планеты и получающие прекрасные изображения спутников Юпитера, Сатурна и Нептуна, отстоящие на несколько миллиардов километров от Земли, не могут проникнуть в казалось бы не так уж далекое прошлое Земли? В связи с чем мнения ученых об этом прошлом так сильно разнятся?
Впервые я высказал свою точку зрения на этот счет еще в 1990 году. Она заключается в следующем: Атлантида, Пацифида, Лемурия, Му , Арктида (Гиперборея), Аваллон , Острова Бессмертных , «золотой век » и другие подобные им «эзотерические» понятия не могут являться предметом изучения геологии, археологии, истории, этнографии и любой другой отдельно взятой дисциплины , потому что они принадлежат к категории знаний, выходящих далеко за пределы любой из этих наук. Их эффективное исследование возможно только совместными усилиями специалистов разных профессий астрономов и математиков, геологов и геофизиков, археологов и историков, этнографов и лингвистов, а еще лучше универсальными специалистами , обладающими базовыми знаниями по каждой из перечисленных выше дисциплин.
Однако, таких универсальных специалистов пока еще очень мало. Система современного образования поставлена так, что многие прекрасные геологи не достаточно хорошо знают Ветхий Завет, Коран, Махабхарату и другие древние тексты , а историки и этнографы, изучающие подобную литературу и предания, имеют весьма смутные представления о тектонике плит, океанической и континентальной коре, палеофациальном анализе и многих других основополагающих понятиях геологии и геофизики. В результате историки и этнографы не редко ссылаются в своих публикациях на располагавшиеся на месте океанов древние континенты (Пацифиду, Лемурию , Атлантиду и др.) и «золотой век » всеобщего изобилия. Геологи и геофизики, как правило, не соглашаются с этим и объясняют, что океаны испокон веков подстилались корой океанического типа. Что же касается «золотого века », во время которого столбик термометра на всей земле находился на двадцатипятиградусной отметке, круглый год созревали фрукты и овощи и никогда не заходило солнце, то по единодушному мнению геологов, такого не могло быть на протяжении всего времени существования людей.
Как же так? Ведь о «золотом веке » человечества упоминали многие античные и средневековые авторы. О том, что он когда-то был на Земле, красноречиво свидетельствуют предания разных народов. Неужели мы все не готовы к тому, чтобы найти удовлетворяющее разных специалистов решение этой интереснейшей загадки истории? Неужели мы не в состоянии выйти из области околонаучных спекуляций и предложить опирающиеся строго на фактический материал научные гипотезы?
Похоже, пока еще действительно не готовы. Но человек устроен так, что он порой хочет сделать то, что окружающим людям кажется ему не по силам. Не составляет исключения и автор. Завороженный магической притягательной силой преданий о «золотом веке », знакомый с этим вопросом не понаслышке - при изучении священных текстов, легенд и мифов разных народов и при подготовке других своих работ - он бросил на раскрытие этой интригующей загадки истории все свои знания специалиста-геолога с более чем 15 летним стажем полевых исследований.
Вполне вероятно, что сделанные мной выводы прозвучат для кого-то ошеломляюще. Другие читатели воспримут их как научную или околонаучную фантастику. Но я надеюсь, что они, все равно прочитают мою работу с интересом и за это я буду им благодарен. Почти наверняка найдутся и такие критически настроенные читатели, которые посчитают меня очередным фальсификатором истории или шарлатаном. Значит, они не сумеют разобраться, что я опирался в своих исследованиях на фактический материал, или, еще хуже, таких читателей не убедят никакие факты.

Читайте работы "

мифологическое представление, существовавшее в античном мире, о счастливом и беззаботном состоянии первобытного человечества. Отчётливее всего это представление выражено в поэме «Труды и дни» Гесиода и в «Метаморфозах» Овидия. По Гесиоду (Hes. Орр. 104-201), первое поколение людей в правление верховного бога Кроноса наслаждалось полным блаженством. «Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою, горя не зная, не зная трудов. И печальная старость к ним приближаться не смела... А умирали как будто объятые сном... Большой урожай и обильный сами давали собой хлебодарные земли...». Умершие люди З. в. существуют и теперь в виде добрых «демонов», охраняющих порядок на земле. Но за З. в. наступил серебряный, затем медный, - каждый тяжелее и бедственнее предыдущего. Четвёртым был век героев (воевавших под Фивами и под Троей) и, наконец, наступил теперешний - железный век, испорченный и жестокий, когда «ни днём не прекращаются труды и печали, ни ночью».
Сходно рисует картину З. в. римский поэт Овидий (Met. I 89-162), очевидно, заимствовав её из греческого мифа: «Первым посеян был век золотой, не знавший возмездья. Сам соблюдавший всегда, без законов, и правду и верность. Не было шлемов, мечей, упражнений военных не зная, Сладкий вкушали покой безопасно живущие люди. Также, от дани вольна, не тронута острой мотыгой, Плугом не ранена, всё земля им сама приносила. ...Вечно стояла весна; приятный прохладным дыханьем, Ласково нежил эфир цветы, не знавшие сева. Боле того: урожай без распашки земля приносила; Не отдыхая, поля золотились в тяжёлых колосьях, Реки текли молока, струились и нектара реки, Капал и мёд золотой, сочась из зелёного дуба...». За З. в. у Овидия, как и у Гесиода, следовали в порядке постепенного регресса серебряный, затем медный, наконец (минуя «век героев»), - железный, худший и тяжелейший из всех.
Но наряду с мифом о З. в. народы античности знали и более реалистическое, хотя и облечённое в мифологическую форму, представление о «ранних временах» творения, когда первобытные люди влачили жалкое существование, пока их не наделили благами культуры Афина, Деметра, Прометей.
В основе дошедшей до нас античной версии мифа о З. в. лежат народные мифологические представления. Раннюю, зародышевую форму таких представлений можно найти у наиболее отсталых народов в виде поверий о «предках», живших лучше, чем теперешние люди, и наделённых особыми чудесными способностями. Например, у аборигенов Австралии, в их тотемических мифах отразилось двойственное представление о «предках»: с одной стороны, они изображаются как бесформенные и беспомощные, «недоделанные» существа, а с другой - некоторые из «предков» обладают особыми способностями: опускаться под землю, восходить на небо и пр. В такого рода поверьях и мифах сказывается обычный мифологический мотив - «от противного» (прежде всё было не так, как сейчас, притом, как правило, - лучше), который и лёг в основу развития мифологемы З. в. Этот мотив, видимо, с особой силой сказался в эпоху разложения первобытнообщинного строя, в эпоху постоянных междоусобных войн, когда прошлое, более мирное время должно было, по контрасту с жестокой действительностью «железного века», казаться людям беззаботной, счастливой порой. Как своего рода З. в. характеризуется заря мироздания в скандинавской мифологии (только что сотворённый мир гармоничен, асы радостны, всё из золота и т. д.); конец ему кладёт «первая война» (асов и ванов). В китайской мифологии говорится о привольной жизни древних людей во времена мифических государей Яо и Шуня. В египетской мифологии счастливая пора - это время, когда на земле царствовали Осирис и Исида. В Шумере верили в существование райской страны Тильмун, «страны живых», не знающей ни болезней, ни смерти. У древних майя первые люди были разумны, проницательны, красивы, т. е. обладали качествами, которых позже их лишили ревнивые боги-создатели.
Представления о З. в. можно встретить и в развитых религиозно-мифологических системах. Так, парсы описывают счастливое правление царя Джамшида, когда люди и скот были бессмертны, источники и деревья никогда не высыхали, и пища не истощалась, не было ни холода, ни жары, ни зависти, ни старости. Буддисты вспоминают век реявших в беспредельности прекрасных воздушных существ, не имевших ни пола, ни нужды в пище до той несчастной минуты, когда они, отведав сладкой пены, образовавшейся на поверхности земли, впали в зло и затем осуждены были питаться рисом, рожать детей, строить жилища, делить собственность и устанавливать касты. Последующая история, согласно буддийскому преданию, представляла собой непрерывный процесс вырождения людей. Первую ложь, например, сказал царь Четья, а люди, услышав об этом и не зная, что такое ложь, спрашивали, какая она - белая, чёрная или голубая. Человеческая жизнь становилась короче и короче.
Представление о З. в. имеется также в вавилонской, ацтекской и некоторых других мифологиях.
Своеобразный вариант мифа о З. в. составляет библейский рассказ о жизни первых людей в раю, откуда они позже были изгнаны богом за ослушание (Быт. 1-З). Перейдя позже в христианское вероучение, этот библейский миф получил в нём совершенно исключительное значение, превратившись в один из важнейших догматов всей христианской религии: « грехопадение» первых людей, как основная причина греховности всего человечества, - отсюда и потеря рая, и всё мировое зло.
Изображения жизни первых людей в раю очень часты в средневековой христианской иконографии.
Продолженный в христианском учении о земном рае, утерянном первыми людьми, миф о З. в. оказал сильнейшее влияние и на европейскую науку нового времени. Когда европейские мореплаватели в эпоху Великих географических открытий столкнулись с жителями внеевропейских стран, жившими первобытнообщинным строем, не знавшими классового гнёта, они зачастую воспринимали их быт как подтверждение знакомой картины библейского рая - З. в. Отсюда идея о «добром дикаре», живущем по разумным законам природы. Эта идея часто встречается в литературе 16 в. (П. Мартир, М. Монтень и др.), в 17 в. (Ж. дю Тертр), 18 в. (Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Г. Гердер) и даже у учёных 19 в., склонных идеализировать «естественное» состояние древнего человечества (Л. Морган, Н. Зибер и др.). В противовес этой идеализации, В. И. Ленин писал: «Никакого золотого века позади нас не было, и первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с Природой».
С. А. Токарев./>/>/>/>/>/>/>/>/>




Top