Чтоб жить надо рваться путаться биться. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться…» (По роману Толстого «Война и мир»)

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться 8230 По роману Толстого Война и мир

Проблемы нравственности, духовности всегда были самыми важными в литературе XIX века. Писателей и их героев постоянно волновали самые глубокие и серьезные вопросы: как жить, в чем смысл человеческой жизни, как прийти к Богу, как изменить в лучшую сторону не только свою жизнь, но и жизнь других людей. Именно такие мысли переполняют одного из главных героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Пьера Безухова.

В начале романа Пьер предстает перед нами совершенно наивным, неискушенным юношей, прожившим всю свою юность за границей. Он не умеет вести себя в светском обществе, в салоне Анны Павловны Шерер он вызывает беспокойство хозяйки и страх: «Хотя действительно Пьер был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной». Пьер ведет себя естественно, он единственный в этой среде не носит маску лицемерия, он говорит то, что думает.

Став обладателем большого наследства, Пьер, с его честностью и верой в доброту людей, попадает в сети, расставленные князем Курагиным. Попытки князя завладеть наследством не увенчались успехом, поэтому он решил получить деньги другим способом: женить Пьера на своей дочери Элен. Пьера привлекает ее внешняя красота, но он не может разобраться, умна ли она, добра ли. Он долго не решается сделать ей предложение, фактически он и не делает его, все за него решает князь Курагин. После женитьбы наступает переломный момент в жизни героя, период осмысления всей своей жизни, ее смысла. Кульминацией этих переживаний Пьера стала дуэль с Долоховым, любовником Элен. В добродушном и миролюбивом Пьере, узнавшем о наглом и циничном отношении к нему Элен и Долохова, закипает гнев, «что-то страшное и безобразное поднималось в его душе». Дуэль высвечивает все лучшие качества Пьера: его храбрость, храбрость человека, которому нечего терять, его человеколюбие, его нравственную силу. Ранив Долохова, он ждет его выстрела: «Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него». Пьера автор сопоставляет с Долоховым в этой сцене: Пьер не хочет причинить ему вред, тем более убить его, а Долохов сокрушается, что промахнулся и не попал в Пьера. После дуэли Пьера терзают мысли и переживания: «Такая буря чувств, мыслей, воспоминаний вдруг поднялась в его душе, что он не только не мог спать, но не мог сидеть на месте и должен был вскочить с дивана и быстрыми шагами ходить по комнате» Он анализирует все произошедшее, отношения с женой, дуэль и понимает, что потерял все жизненные ценности, он не знает, как ему жить дальше, винит только себя в совершении этой ошибки - женитьбе на Элен, размышляет о жизни и смерти: «Кто прав, кто виноват? Никто. А жив - и живи: завтра умрешь, как я мог умереть час тому назад. И стоит ли того мучиться, когда жить остается одну секунду в сравнении с вечностью? …Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» В этом состоянии нравственных сомнений он встречает на постоялом дворе в Торжке масона Баздеева, и «строгое, умное и проницательное выражение взгляда» этого человека поражает Безухова. Баздеев видит причину несчастья Пьера в его неверии в Бога: «Пьер с замиранием сердца, блестящими глазами глядя в лицо масона, слушал его, не перебивал, не спрашивал его, а всей душой верил тому, что говорил ему этот чужой человек». Пьер сам вступает в масонскую ложу и старается жить по законам добра и справедливости. Получив жизненную опору в виде масонства, он обретает уверенность в себе и цель в жизни. Пьер едет по своим поместьям, пытаясь облегчить жизнь своим крепостным. Он хочет построить для крестьян школы, больницы, но хитрый управляющий обманывает Пьера, и практических результатов поездки Пьера нет. Но сам он полон веры в себя, и в этот период своей жизни ему удается помочь своему другу, князю Андрею Болконскому, который занимается воспитанием сына после смерти жены. Князь Андрей испытывает разочарование в жизни после Аустерлица, после смерти маленькой княгини, и Пьеру удается расшевелить его, пробудить интерес к окружающему: «Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там, во всем».

Толстой показывает нам, как период осмысления своей жизни может сменяться полным разочарованием и отчаянием, что и происходит с его любимым героем. Пьер теряет веру в учение масонов, когда видит, что все они заняты не устройством мира, а собственной карьерой, благополучием, погоней за властью. Он возвращается в светское общество и опять живет пустой, бессодержательной жизнью. Единственное, что есть у него в жизни, - это любовь к Наташе, но союз между ними невозможен. Война с Наполеоном придает смысл жизни Пьера: он присутствует на Бородинском сражении, он видит мужество и героизм русских солдат, он находится рядом с ними на батарее Раевского, подносит им снаряды, помогает чем может. Несмотря на его нелепый для сражения вид (он приехал в зеленом фраке и белой шляпе), солдаты прониклись симпатией к Пьеру за его смелость и даже дали прозвище «наш барин». Страшная картина боя поразила Пьера. Когда он видит, что на батарее почти все погибли, он думает: «Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснуться того, что они сделали!» После сражения Пьер размышляет о мужестве русских солдат: «Солдатом быть, просто солдатом! Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими…Самое трудное состоит в том, чтобы уметь соединять в душе своей значение всего….Нет, не соединить. Нельзя соединять мысли, а сопрягать все эти мысли - вот что нужно! Да, сопрягать надо, сопрягать надо!» Сопрягать свою жизнь с жизнью народа - вот к какой идее приходит Пьер. Дальнейшие события в жизни Пьера только подтверждают эту мысль. Попытка убить Наполеона в горящей Москве оборачивается спасением жизни французского офицера, а спасение девочки из горящего дома и помощь женщине - взятием в плен. В Москве Пьер совершает свой подвиг, но для него это естественное поведение человека, так как он смел и благороден. Наверное, самые главные события жизни Пьера происходят в плену. Знакомство с Платоном Каратаевым научило Пьера той необходимой жизненной мудрости, которой ему не хватало. Умение приспосабливаться к любым условиям и не терять при этом человечности и доброты - это раскрыл Пьеру простой русский мужик. «Для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда», - так пишет Толстой о Платоне Каратаеве. В плену Пьер начинает ощущать свое единство с миром: «Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я!»

Когда Пьера освобождают, когда начинается совсем другая, полная новых проблем, жизнь, в его душе сохраняется все то, что он перестрадал и перечувствовал. Все пережитое Пьером не прошло бесследно, он стал человеком, знающим смысл жизни, ее цель. Счастливая семейная жизнь не заставила его забыть о своем предназначении. То, что Пьер вступает в тайное общество, то, что он будущий декабрист, закономерно для Пьера. Он всей своей жизнью выстрадал право бороться за права других людей.

Описывая жизнь своего героя, Толстой показывает нам яркую иллюстрацию к тем словам, которые записал когда-то у себя в дневнике: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость».


Свидетелем каких исторических событий был писатель? (А.С. Пушкин, 1837; М.Ю. Лермонтов, 1841; Н.В. Гоголь, 1852; Н.Г. Чернышевский, 1854 сотрудник «Современника»; Крымская война, ; смерть Николая I, 1855; «Крестьянская реформа»,1861; покушение на Александра II; Парижская коммуна; возникновение общества «Земля и воля», 1876; русско- турецкая война, смерть Александра II, 1881; попытка покушения на Александра III, 1887: русско- японская война, ; Кровавое воскресенье, 1905 С кем из выдающихся людей Толстой общался? (Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев, А.И. Герцен, А.Н. Островский, А.П. Чехов, Ф.М. Тютчев, Т.Г. Шевченко и другие)


Правила и программа Толстого Что назначено непременно исполнять, то исполняй, несмотря ни на что Что исполняешь, исполняй хорошо Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам вспомнить Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможной силой Читай и думай всегда громко Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают





Нравственно-философское учение по мере его развития было изложено Толстым в работах философского и публицистического характера («Исповедь», «О жизни», «Так что же нам делать?», «Царство Божие внутри вас», «В чем моя вера?», «Что такое религия и в чем сущность ее?», «Религия и нравственность», «Закон насилия и закон любви» и др.), в педагогических сочинениях («О воспитании», «О науке», «Беседы с детьми по нравственным вопросам»), в книгах афоризмов («Круг чтения», «Путь жизни», «Мысли мудрых людей») и др.



Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог… Л.Н.Толстой Любовь? Что такое любовь? Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог… Л.Н.Толстой



9 сентября исполняется 188 лет со дня рождения уроженца Тульской области, великого писателя, просветителя и религиозного мыслителя, автора «Войны и мира», «Анны Карениной» и «Воскресения».

9 сентября 1828 года в Ясной Поляне родился Лев Толстой, один из величайших писателей мира, участник обороны Севастополя, создатель религиозного движения - толстовства, просветитель и педагог. По его произведениям снимают фильмы и ставят пьесы на сценах всего мира.

К 188-летию великого писателя TULA.AIF.RU подобрал 10 ярких высказываний Льва Николаевича Толстого разных лет - своеобразные советы, которые актуальны и по сей день.

1. «Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя, в той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет, стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».

2. «Правда, что там, где есть золото, есть и много песку; но это никак не может быть поводом к тому, чтобы говорить много глупостей для того, чтобы сказать что-нибудь умное».

«Что такое искусство?»

3. «Дело жизни, назначение ее радость. Радуйся на небо, на солнце. На звезды, на траву, на деревья, на животных, на людей. Нарушается эта радость, значит. Ты ошибся где-нибудь — ищи эту ошибку и исправляй. Нарушается эта радость чаще всего корыстию, честолюбием… Будьте как дети - радуйтесь всегда».

Музей-усадьба Ясная Поляна Фото: www.globallookpress.com

4. «Для меня безумие, преступность войны, особенно в последнее время, когда я писал и потому много думал о войне, так ясны, что кроме этого безумия и преступности ничего не могу в ней видеть».

5. «Люди как реки: вода во всех одинакая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь одним и самим собою».

«Воскресение». 1889-1899

6. «…воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить? Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитания себя».

7. «Ученый — тот, кто много знает из книг; образованный — тот, кто усвоил себе все самые распространенные в его время знания и приемы; просвещенный — тот, кто понимает смысл своей жизни».

«Круг чтения»

8. «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость».

Письмо А.А. Толстой. Октябрь 1857

Кадр из фильма «Анна Каренина», киностудия «Мосфильм», 1967 год Фото: www.globallookpress.com

9. «Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям. Это были: школы, посредничество, голодающие и религиозная помощь».

10. «Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое».

«Война и мир». Эпилог. 1863-1868

«Вот уже шесть дней, как я поступил в клинику, и вот шесть дней, как я почти доволен собою» - так начинается первая дневниковая запись, которую 30 марта (17 марта по старому стилю) 1847 года сделал будущий великий писатель и публицист, а тогда 19-летний студент юридического факультета Императорского Казанского университета Лев Николаевич Толстой .

В своей первой записи молодой Толстой размышляет в основном о пользе уединения. «Легче написать 10 томов философии, чем приложить одно какое-нибудь начало к практике», - завершает он свои рассуждения, возможно, первым из своих дневниковых афоризмов.

Составив в той, первой, тетради целый блок правил, в которые в том числе входило конспектирование всех прочитанных книг и важных событий, Лев Толстой продолжил вести дневники до конца жизни и сам считал их самым ценным из всего написанного. Излюбленными дневниковыми темами писателя станут религия, семья, нравственное воспитание и любовь.

«Известия» выбрали несколько ярких цитат из его дневников разных лет.

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, ошибаться, начинать и бросать… и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость».

«Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные».

«Ничто так не ослабляет силы человека, как надежда в чем-либо, кроме своего усилия, найти спасение и благо».

«Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя».

«Дело жизни не в том, чтобы быть великим, богатым, славным, а в том, чтобы соблюсти душу».

О счастье

«Есть два рода счастья: счастье людей добродетельных и счастие людей тщеславных. Первое происходит от добродетели, второе от судьбы».

«Счастье охотнее заходит в дом, где всегда царит хорошее настроение».

«Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь».

«Несчастие делает добродетельным - добродетель делает счастливым - счастье делает порочным».

«Когда я искал удовольствия, оно бежало от меня, а я впадал в тяжелое положение скуки - состояние, из которого можно перейти ко всему - хорошему и дурному; и скорее к последнему. Теперь, когда я только стараюсь избегать скуки, я во всем нахожу удовольствие».

«Странно, что мне приходится молчать с живущими вокруг меня людьми и говорить только с теми далекими по времени и месту, которые будут слышать меня».

«Тайна в том, что я всякую минуту другой и всё тот же. То, что я всё тот же, делает мое сознание; то, что я всякую минуту другой, делает пространство и время».

О знаниях

«Дело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того, что можно знать, самое нужное».

«Знания - орудие, а не цель».

«Для общего дела наверное лучше делать каждому, что ему велено, а не то, что ему кажется хорошим».

«То, что предположил себе делать, не откладывай под предлогом рассеянности или развлечения; но тотчас, хотя наружно, принимайся за дело. Мысли придут».

«Лучше попробовать и испортить (вещь, которую можно переделать), чем ничего не делать».

«Старайся исполнить свой долг, и ты тотчас узнаешь, чего ты стоишь».

«В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого».

«Не знаю, как мечтают другие, сколько я ни слыхал и ни читал, то совсем не так, как я Другие говорят, что горы, казалось, говорили то-то, а листочки то-то, а деревья звали туда-то. Как может прийти такая мысль? Надо стараться, чтобы вбить в голову такую нелепицу».

О народах

«Жизнь всех народов везде одна и та же. Более жестокие, бесчеловечные, гулящие люди кормятся насилием, войною, более мягкие, кроткие, трудолюбивые - предпочитают терпеть. История есть история этих насилий и борьбы с ними».

«Если русский народ - нецивилизованные варвары, то у нас есть будущность. Западные же народы - цивилизованные варвары, и им уже нечего ждать».

«Западные народы бросили земледелие и все хотят властвовать. Над собой нельзя, вот они и ищут колоний и рынков».

О семье и отношениях

«Есть такие минуты, когда мужчина говорит женщине больше того, что ей следует знать о нем. Он сказал - и забыл, а она помнит».

«Существует странное, укоренившееся заблуждение о том, что стряпня, шитье, стирка, нянчанье составляют исключительно женское дело, что делать это мужчине - даже стыдно. А между тем обидно обратное: стыдно мужчине, часто незанятому, проводить время за пустяками или ничего не делать в то время, как усталая, часто слабая, беременная женщина через силу стряпает, стирает или нянчит больного ребенка».

«Если сколько голов - столько умов, то сколько сердец - столько родов любви».

О старости

«Старость - самая большая неожиданность в жизни».

«В глубокой старости идет самая драгоценная, нужная жизнь и для себя, и для других. Ценность жизни обратно пропорциональна в квадратах расстояния от смерти».

Последний дневник

16 августа 1910 года (29 августа по старому стилю) - менее чем за два месяца до смерти - Лев Николаевич начнет свою последнюю дневниковую тетрадь, озаглавив ее «Дневник для самого себя».

«Всё то же, еще хуже. Только бы не согрешить. И не иметь зла. Теперь нету», - записал в нем Лев Толстой через два месяца, 16 октября 1910 года.

7 ноября 1910 года Лев Толстой скончался в селе Астапово Рязанской губернии. После него осталось около 4,7 тыс. страниц дневниковых записей, составившие 13 из 22 томов полного собрания сочинений писателя.


"Мы делали невозможное, потому что не знали, что это невозможно."

У. Айзексон

Жить честно - значит жить и действовать, руководствуясь правдой. Честный человек всегда искренен и высокоморален, не имеет намерений, подкреплённых корыстью, стремлением навредить другому человеку. Жизнь честная является своеобразным синонимом жизни праведной, и сил на неё хватает лишь у немногих: казалось бы, даже самые искренние люди, а однажды все равно совершают ошибку.

И если просматривать поступки каждого человека, то окажется, что абсолютная честность без малейших проступков - настоящее чудо, встречающееся очень редко. Я считаю, что стремление к честности - это путь долгий и сложный, а любой путь лежит через ряд ошибок, верных и неверных решений.

Честность достигается путём внутренней борьбы человеческой души с различными желаниями, противоречащими морали. Это процесс формирования мировоззрения, требующий огромного труда. В литературе немало писателей, главной задачей которых было описание человеческой души и изменений в ней вследствие различных событий. Однако стоит выделить литератора, уделявшего больше всех внимания размышлениям о диалектике души своих персонажей, Льва Николаевича Толстого.

В своих произведениях великий русский писатель заставляет литературных героев проходить огромное количество испытаний.

В романе "Война и мир" князь Андрей Болконский проходит огромный путь внутренних столкновений и изменений. Он отправляется на войну с французами, но в итоге попадает на ещё одну войну – с самим собой. Жизнь честная, бескорыстная не подразумевает стремления к материальным, земным ценностям, направлена на совершение добра и отречения от зла. Князь Болконский следовал своим мечтам о славе, и этот факт не дает его поступкам стать подвигами. В сражении под Аустерлицем он, увидев, что знаменосец был убит, сидя на белом коне, подхватил знамя и понёсся с ним впереди солдат.

Однако было ли это героизмом? Князь Андрей в первую очередь хотел "красоты картины", где он выглядит героем, но всё это было неискренне, лишь ради себя самого. И лишь одно происшествие открыло ему глаза: он стал осознавать, что живёт не по чести, когда был ранен в бою, лёжа под открытым небом и не видя ничего, кроме природы. Этот опыт, приблизивший его к смерти, открыл ему глаза на все ошибки, все неверные стремления, которыми Андрей Болконский жил. Стремление к славе, величие Наполеона, красота собственных подвигов – всё показалась ему ложным. За это короткое время раздумий он проходит огромный путь, приводящий его к истинному пониманию честной, героической жизни. В сражении под селом Бородино появляется уже совершенно другой князь Андрей Болконский – искренний, честный, на своём опыте осознавший реальные ценности жизни и понявший все свои ошибки. Толстой доказывает мысль о том, что честная жизнь становится таковой только через огромный путь собственных ошибок и опыта.

Человек честный – не думающий всегда лишь о себе, и особенно человек, думающий в первую очередь о других без мысли о собственном преимуществе - встречается крайне редко, настолько, что это кажется почти невозможным или воспринимается как чуть ли не дикость. В рассказе "Матренин двор" Александра Иссаевича Солженицына главная героиня, Матрёна Васильевна, предстаёт перед читателем как образ человека с поистине честной жизнью. На её пути было огромное количество препятствий, но каждое из них она прошла и духовно не сломалась, не допустила ошибок. Она и билась, и путалась, и сталкивалась с множеством трудностей, переживала несправедливость судьбы, теряла самых родных людей – детей, словом, совершала невозможное, но для неё это не было подвигом. Ошибки допускали все остальные люди, относившиеся к ней потребительски, осознавшие это только после смерти Матрёны Васильевны – потому что всё хорошее со временем становится привычным, а то и вовсе "обязательным", и понимание истинной ценности приходит лишь с её потерей. К сожалению, люди часто ошибочно несправедливо относятся к тем, кто выбрал честную жизнь.

Честь только на первый взгляд кажется лёгкостью, на самом же деле это трудный путь, требующий от человека готовности "рваться, путаться, биться, ошибаться…"

Обновлено: 2016-12-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.




Top