Чтоб жить надо рваться путаться биться ошибаться. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, ошибаться…» 

Дневники Письма 90-томное собрание сочинений
  • Путеводитель по публицистике (автор - Ирина Петровицкая)
  • ПИСЬМО А. А. ТОЛСТОЙ. 1857

    Возвратившись из-за границы в Ясную Поляну, Толстой 20 октября пишет тетушке очень важное, известное теперь многим письмо:
    «Вечная тревога, труд, борьба, лишения - это необходимые условия, из которых не должен сметь думать выйти хоть на секунду ни один человек. Только честная тревога, борьба и труд, основанные на любви, есть то, что называют счастьем. Да что счастие – глупое слово; не счастье, а хорошо; а бесчестная тревога, основанная на любви к себе, – это несчастье. Вот вам в самой сжатой форме перемена во взгляде на жизнь, происшедшая во мне в последнее время.


    Мне смешно вспомнить, как я думывал и как вы, кажется, думаете, что можно себе устроить счастливый и честный мирок, в котором спокойно, без ошибок, без раскаянья, без путаницы жить себе потихоньку и делать не торопясь, аккуратно все только хорошее. Смешно! Нельзя... Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость. От этого-то дурная сторона нашей души и желает спокойствия, не предчувствуя, что достижение его сопряжено с потерей всего, что есть в нас прекрасного».


    Перечитывая в свой последний, 1910-й, год приготовленную к печати его переписку с Александрой Андреевной*, об этом письме Толстой отозвался в Дневнике так: «Одно о том, что жизнь – труд, борьба, ошибки – такое, что теперь ничего бы не сказал другого».


    ПСС, т. 58, с. 23.

    * Л. Н. Толстой и А. А. Толстая. Переписка (1857–1903). – М.,1911; 2 изд. – 2011.

    9 сентября исполняется 188 лет со дня рождения уроженца Тульской области, великого писателя, просветителя и религиозного мыслителя, автора «Войны и мира», «Анны Карениной» и «Воскресения».

    9 сентября 1828 года в Ясной Поляне родился Лев Толстой, один из величайших писателей мира, участник обороны Севастополя, создатель религиозного движения - толстовства, просветитель и педагог. По его произведениям снимают фильмы и ставят пьесы на сценах всего мира.

    К 188-летию великого писателя TULA.AIF.RU подобрал 10 ярких высказываний Льва Николаевича Толстого разных лет - своеобразные советы, которые актуальны и по сей день.

    1. «Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя, в той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет, стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».

    2. «Правда, что там, где есть золото, есть и много песку; но это никак не может быть поводом к тому, чтобы говорить много глупостей для того, чтобы сказать что-нибудь умное».

    «Что такое искусство?»

    3. «Дело жизни, назначение ее радость. Радуйся на небо, на солнце. На звезды, на траву, на деревья, на животных, на людей. Нарушается эта радость, значит. Ты ошибся где-нибудь — ищи эту ошибку и исправляй. Нарушается эта радость чаще всего корыстию, честолюбием… Будьте как дети - радуйтесь всегда».

    Музей-усадьба Ясная Поляна Фото: www.globallookpress.com

    4. «Для меня безумие, преступность войны, особенно в последнее время, когда я писал и потому много думал о войне, так ясны, что кроме этого безумия и преступности ничего не могу в ней видеть».

    5. «Люди как реки: вода во всех одинакая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем непохож на себя, оставаясь одним и самим собою».

    «Воскресение». 1889-1899

    6. «…воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить? Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитания себя».

    7. «Ученый — тот, кто много знает из книг; образованный — тот, кто усвоил себе все самые распространенные в его время знания и приемы; просвещенный — тот, кто понимает смысл своей жизни».

    «Круг чтения»

    8. «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость».

    Письмо А.А. Толстой. Октябрь 1857

    Кадр из фильма «Анна Каренина», киностудия «Мосфильм», 1967 год Фото: www.globallookpress.com

    9. «Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям. Это были: школы, посредничество, голодающие и религиозная помощь».

    10. «Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое».

    «Война и мир». Эпилог. 1863-1868

    Русская литература 2-й половины XIX века

    “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться… а спокойствие – душевная подлость” (Л. Н. Толстой). (По роману Л. Н. Толстого “Война и мир”)

    “Война и мир” – один из редчайших в мировой литературе примеров жанра романа-эпопеи. Лев Николаевич Толстой – один из самых читаемых русских авторов за рубежом. Произведение произвело взрывной эффект на мировую культуру. “Война и мир” – отражение русской жизни начала XIX века, жизни высшего света, передового

    Дворянства. В будущем сыновья этих людей выйдут на Сенатскую площадь отстаивать идеалы свободы, войдут в историю под именем декабристов. Роман задумывался именно как раскрытие мотивов декабристского движения. Разберемся же, что могло послужить началом столь великого поиска.
    Л. Н. Толстой, как один из величайших русских мыслителей и философов, не мог оставить без внимания проблему человеческой души и смысла существования. В его героях отчетливо просматриваются взгляды писателя на то, каким должен быть человек. У Толстого есть свой взгляд на то, каким должен быть человек. Основное качество, характеризующее величие души для него, – простота. Благородная простота, не вычурность, отсутствие надуманности, приукрашенности. Все должно быть просто, ясно, открыто и этим велико. Он любит создавать конфликты между мелким и великим, искренним и надуманным, иллюзорным и реальным. С одной стороны, простота и благородство, с другой – мелочность, слабость, недостойное поведение.
    Толстой не случайно создает для своих героев критические, экстремальные ситуации. Именно в них проявляется истинная сущность человека. Для автора важно показать, что то, из-за чего плетутся интриги, происходят раздоры и склоки, недостойно душевного величия человека. И именно в осознании собственного духовного начала Толстой видит смысл существования своих героев. Так, безупречный князь Андрей лишь на смертном одре понимает, что действительно любит Наташу, хотя жизнь на протяжении всего романа давала ему уроки, но он был слишком горд, чтобы их усвоить. Поэтому он умирает. В его жизни был эпизод, когда он практически на волосок от гибели смог отрешиться даже от близости смерти, увидев чистоту и спокойствие неба над Аустерлицем. В этот момент он мог бы понять, что все вокруг суетно и, по сути, ничтожно. Лишь небо спокойно, лишь небо вечно. Толстой не затем вводит в канву сюжета войну, чтобы избавиться от лишних персонажей или следовать исторической тематике. Для него война – это, прежде всего, сила, которая очищает погрязший во лжи и склоках мир.
    Светское общество не дает ни душевного покоя, ни счастья лучшим героям Толстого. Они не находят себе места среди мелочности и злобы. И Пьер, и князь Андрей пытаются найти свой путь в жизни, потому что оба понимают величие своего предназначения, но не могут определить ни в чем оно, ни как его реализовать.
    Путь Пьера – путь поиска истины. Он проходит искушение медными трубами – ему принадлежат чуть ли не самые обширные родовые земли, у него огромный капитал, брак с блестящей светской львицей. Тогда он вступает в масонский орден, но не может найти истину и там. Толстой иронизирует над мистицизмом “вольных каменщиков”, как человек, видящий смысл не в атрибутике, но в сути. Пьера ждет плен, критическая и унизительная ситуация, в которой он и осознает наконец подлинное величие своей души, где он сможет прийти к истине: “Как? Они могут пленить меня? Мою бессмертную душу?!” То есть все страдания Пьера, его неприспособленность к светской жизни, неудачный брак, непроявившая себя способность любить были не иначе как от незнания своего внутреннего величия, своей истинной сущности. После этого переломного момента в его судьбе все наладится, он обретет душевный покой как долгожданную цель своих поисков.
    Путь князя Андрея – это путь воина. Он уходит на фронт, раненый возвращается в свет, пытается начать спокойную жизнь, но снова попадает на поле боя. Пережитая боль учит его прощать, и он принимает истину через страдание. Но, будучи все же слишком гордым, он не может, познав, остаться жить. Толстой сознательно убивает князя Андрея и оставляет жить Пьера, полного смирения и неосознанного духовного поиска.
    Достойная жизнь для Толстого состоит в постоянном поиске, в стремлении к истине, к свету, к пониманию. Он не случайно дает своим лучшим героям такие имена – Петр и Андрей. Первые ученики Христа, предназначением которых было следование истине, ибо он был и путь, и истина, и жизнь. Герои Толстого не видят истины, и лишь ее поиск составляет их жизненный путь. Толстой не признает комфорта, и дело не в том, что человек его не достоин, дело в том, что человек духовный всегда будет стремиться к истине, а это состояние не может само по себе быть комфортным, но лишь оно достойно человеческой сути, и лишь так он способен выполнить свое предназначение.

    (No Ratings Yet)



    1. Русская литература 2-й половины XIX века “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться… а спокойствие – душевная подлость” (Л. Н. Толстой). (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Рассуждая о...
    2. Толстой учит нас наблюдать человека и во внешних проявлениях, выражающих его природу, и в скрытых движениях его души; он учит нас богатством и силой образов, одушевляющих его творчество… Анатоль Франс...
    3. Для Льва Николаевича Толстого понимание сущности человека определялось признанием обязательного выбора между добром и злом. Особенностью творчества Толстого является его стремление изображать внутренний мир человека в его развитии – как...
    4. Один Кутузов мог предложить Бородинское сражение; один Кутузов мог отдать Москву неприятелю, один Кутузов мог оставаться в этом мудром деятельном бездействии, усыпляя Наполеона на пожарище Москвы и выжидая роковой минуты:...
    5. Л. Н. Толстой – писатель огромного, поистине всемирного масштаба, и предметом его исследований всегда являлись человек, человеческая душа. Для Толстого человек – часть вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит...
    6. На свете есть много прекрасных вещей и явлений. Одни ценят грацию и пластику дикого животного, другие восхищаются красотой природы, третьи с упоением слушают музыку. А я считаю, что истинная красота...
    7. “Война и мир” – это роман-эпопея. В произведении показаны исключительные по важности исторические события и роль народа в них. Неправильно было бы попытаться объяснить поражение французов какой-то особой гениальностью русских...
    8. Назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию. Л. Толстой План 1. Андрей Болконский – лучший представитель дворянства. 2. Мечты о славе. 3. Сложность жизненных исканий Андрея. 4. Полезная деятельность Болконского....
    9. Реализм Толстого в изображении войны 1812 года в романе “Война и мир” I. “Героем моей повести была правда”. Толстой о своем взгляде на войну в “Севастопольских рассказах”, ставшем определяющим в...
    10. ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА – НАРОД (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) Л. Н. Толстой указывал, что в создании “Войны и мира” его вдохновляла “мысль народная”, имея в виду...
    11. Лев Николаевич Толстой, гениальный русский писатель практически 7 лет ваял свой бессмертный труд “Война и мир”. О том, как тяжело давался один великих творений автору говорят сохранившиеся и дошедшие, как...
    12. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” несет большой философский смысл, который раскрывается различными способами. Философия произведения “полифонична”. Автор не ограничивается отступлениями. Он вкладывает свои идеи в уста главных героев,...
    13. Роман “Война и мир” в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как Толстой показывает нам исторические события, которые охватывают большой отрезок времени (действие романа начинается в 1805 году, а заканчивается в...
    14. Роман “Война и мир” можно с полным на то правом назвать историческим романом, В основу его легло великое историческое событие, от исхода которого зависела судьба целого народа. Толстой выступает не...
    15. Это самый смешной и рассеянный человек на свете, но самое золотое сердце. (Князь Андрей о Пьере Безухове) План 1. Динамика души героя, формирование мировоззрения. 2. Сложность жизненных исканий Пьера Безухова....
    16. Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” – грандиозная панорама жизни русского общества в эпоху, предшествовавшую событиям 14 декабря 1825 г. Писатель, исследуя сам процесс зарождения идей декабризма в дворянской...
    17. После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и...
    18. Высшие духовные нравственные ценности, осознание которых ведет героев к гармонии с миром, – вот что утверждает русская классическая литература XIX века. В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой на...
    19. В романе “Война и мир” Лев. Николаевич Толстой говорит о путях развития России, о судьбах народа, его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства, о роли личности в истории....
    20. Внимательно были прочитаны Толстым газеты и журналы эпохи Отечественной войны 1812 года. Много дней провел он в рукописном отделении Румянцевского музея и в архиве дворцового ведомства. Здесь писатель познакомился с...
    21. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” является, по мнению известных писателей и критиков, “величайшим романом в мире”. “Война и мир” – это роман-эпопея, событий из истории страны, а именно...
    22. Над поиском смысла жизни задумывались философы, писатели, рабочие всех веков и народов. Я думаю, что у каждого человека существует свое предназначение. Сравнивать разных личностей – это дело бесполезное, потому что...
    23. “Война и мир” – русская национальная эпопея. “Без ложной скромности, – это как “Илиада””, – говорил Толстой Горькому. С самого начала работы над романом автор интересовался не только частной, личной...
    24. Прекрасным источником для духовного совершенствования человека является русская классика второй половины XIX века, которая представлена писателями той эпохи. Тургенев, Островский, Некрасов, Толстой – это лишь малая часть той выдающейся плеяды... Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” (1863-1869 гг.). Это ответ писателя сторонникам женской эмансипации. На одном из полюсов художественного исследования находятся многочисленные типы...
    25. В романе “Война и мир” Л, Н, Толстой предстает перед читателем не только как гениальный писатель, но и как философ и историк. Писатель создает собственную философию истории. Изложению взглядов писателя...
    “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться… а спокойствие – душевная подлость” (Л. Н. Толстой). (По роману Л. Н. Толстого “Война и мир”)

    "Мы делали невозможное, потому что не знали, что это невозможно."

    У. Айзексон

    Жить честно - значит жить и действовать, руководствуясь правдой. Честный человек всегда искренен и высокоморален, не имеет намерений, подкреплённых корыстью, стремлением навредить другому человеку. Жизнь честная является своеобразным синонимом жизни праведной, и сил на неё хватает лишь у немногих: казалось бы, даже самые искренние люди, а однажды все равно совершают ошибку.

    И если просматривать поступки каждого человека, то окажется, что абсолютная честность без малейших проступков - настоящее чудо, встречающееся очень редко. Я считаю, что стремление к честности - это путь долгий и сложный, а любой путь лежит через ряд ошибок, верных и неверных решений.

    Честность достигается путём внутренней борьбы человеческой души с различными желаниями, противоречащими морали. Это процесс формирования мировоззрения, требующий огромного труда. В литературе немало писателей, главной задачей которых было описание человеческой души и изменений в ней вследствие различных событий. Однако стоит выделить литератора, уделявшего больше всех внимания размышлениям о диалектике души своих персонажей, Льва Николаевича Толстого.

    В своих произведениях великий русский писатель заставляет литературных героев проходить огромное количество испытаний.

    В романе "Война и мир" князь Андрей Болконский проходит огромный путь внутренних столкновений и изменений. Он отправляется на войну с французами, но в итоге попадает на ещё одну войну – с самим собой. Жизнь честная, бескорыстная не подразумевает стремления к материальным, земным ценностям, направлена на совершение добра и отречения от зла. Князь Болконский следовал своим мечтам о славе, и этот факт не дает его поступкам стать подвигами. В сражении под Аустерлицем он, увидев, что знаменосец был убит, сидя на белом коне, подхватил знамя и понёсся с ним впереди солдат.

    Однако было ли это героизмом? Князь Андрей в первую очередь хотел "красоты картины", где он выглядит героем, но всё это было неискренне, лишь ради себя самого. И лишь одно происшествие открыло ему глаза: он стал осознавать, что живёт не по чести, когда был ранен в бою, лёжа под открытым небом и не видя ничего, кроме природы. Этот опыт, приблизивший его к смерти, открыл ему глаза на все ошибки, все неверные стремления, которыми Андрей Болконский жил. Стремление к славе, величие Наполеона, красота собственных подвигов – всё показалась ему ложным. За это короткое время раздумий он проходит огромный путь, приводящий его к истинному пониманию честной, героической жизни. В сражении под селом Бородино появляется уже совершенно другой князь Андрей Болконский – искренний, честный, на своём опыте осознавший реальные ценности жизни и понявший все свои ошибки. Толстой доказывает мысль о том, что честная жизнь становится таковой только через огромный путь собственных ошибок и опыта.

    Человек честный – не думающий всегда лишь о себе, и особенно человек, думающий в первую очередь о других без мысли о собственном преимуществе - встречается крайне редко, настолько, что это кажется почти невозможным или воспринимается как чуть ли не дикость. В рассказе "Матренин двор" Александра Иссаевича Солженицына главная героиня, Матрёна Васильевна, предстаёт перед читателем как образ человека с поистине честной жизнью. На её пути было огромное количество препятствий, но каждое из них она прошла и духовно не сломалась, не допустила ошибок. Она и билась, и путалась, и сталкивалась с множеством трудностей, переживала несправедливость судьбы, теряла самых родных людей – детей, словом, совершала невозможное, но для неё это не было подвигом. Ошибки допускали все остальные люди, относившиеся к ней потребительски, осознавшие это только после смерти Матрёны Васильевны – потому что всё хорошее со временем становится привычным, а то и вовсе "обязательным", и понимание истинной ценности приходит лишь с её потерей. К сожалению, люди часто ошибочно несправедливо относятся к тем, кто выбрал честную жизнь.

    Честь только на первый взгляд кажется лёгкостью, на самом же деле это трудный путь, требующий от человека готовности "рваться, путаться, биться, ошибаться…"

    Обновлено: 2016-12-11

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    1. Герой романа-эпопеи «Война в мир» Пьер Безухов.
    2. Нравственные искания Безухова.
    3. Духовное и нравственное формирование Пьера Безухова.

    Человеческая жизнь сложна и многогранна. Во все времена были нравственные ценности, переступить через которые значило навсегда навлечь на себя позор и презрение. Достоинство человека проявляется в его стремлении к высоким целям. Свое сочинение мне бы хотелось посвятить герою романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир» Пьеру Безухову. Этот удивительный человек не может не вызывать интереса. Пьер сосредоточен на своей личности, однако он не погружен в себя. Он живо интересуется жизнью вокруг. Для него очень остро стоит вопрос: «Для чего жить и что такое я»? Этот вопрос имеет для него очень важное, решающее значение. Безухов задумывается о бессмысленности жизни и смерти, о том, что найти смысл бытия невозможно; об относительности всяких правд. Пьеру чуждо светское общество, в пустом и бессмысленном общении он не может найти свою правду.

    Вопросы, которые мучают Пьера, не могут быть решены благодаря только лишь теоретическим рассуждениям. Даже чтение книг тут не может помочь. Пьер находит ответы на свои вопросы только в реальной жизни. Человеческие страдания, про-тиворечия, трагедии, - это все неотъемлемые составляющие самой жизни. И Пьер полностью погружается в нее. Он приближается к истине, находясь в эпицентре со-бытий, трагических и страшных* На духовное становление Безухова, так или, иначе влияет война, пожар Москвы, французский плен, страдания людей, с которыми он сталкивается очень близко. Пьеру выпадает возможность практически вплотную стол-кнуться с народной жизнью. И это не может оставить его равнодушным.

    Во время пути в Можайск Пьером овладевает особое чувство: «чем глубже по-гружался в это море войск, тем больше им овладевала тревога беспокойство и не испытанное еще им новое радостное чувство... Он испытывал теперь приятное чувство сознания того, что все, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то...».

    На Бородинском поле Пьер понял «...весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения... Он понял ту скрытую (1а(еп1е), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти».

    После того, как Пьер был рядом с солдатами, проникся их мужеством, ему стало казаться самым правильным и мудрым слиться с ними, с простыми, но мудрыми в своем понимании жизни, людьми. Не случайно он говорит: «Солдатом быть, простым солдатом!... Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими».

    На протяжении всей жизни у Пьера было много увлечений, разочарований. Был период, когда Пьер восхищался Наполеоном; также был период увлечения масонством. Однако в процессе нравственного перерождения Пьер отказывается от былых увлечений, приходит к идеям декабризма. На его становление огромное влияние оказало общение с простым народом. С самых первых минут знакомства с Пьером мы понимаем, что перед нами незаурядная, искренняя, открытая натура. Пьер неловко себя чувствует в светском обществе, и общество не принимает его за своего, несмотря на даже на богатое наследство, полученное Безуховым от отца. Он непохож на завсегдатаев светских салонов. Пьер слишком сильно от них отличается, чтобы быть стать своим.

    В процессе общения с солдатами, главным образом, с Платоном Каратаевым Пьер Безухов начинает лучше понимать жизнь. Теперь его размышления уже не являются абстрактными, умозрительными. Он желает направить свои силы на реальные действия, которые могли бы помочь другим. Например, Безухов стремится помочь тем, кто пострадал от войны. А в эпилоге он вступает в тайное общество декабристов. На это решение, очевидно, повлияло все, что он видел в процессе общения с простыми людьми. Теперь Безухов хорошо понимает все противоречия жизни, и по мере возможности желает с ними бороться. Он говорит: «В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения, - мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят!».

    Пьер не просто понимает и осуждает все противоречия и недостатки жизни. Он уже достиг того нравственного и духовного развития, когда очевидными и не-обходимыми являются намерения изменить существующую действительность: «пусть будет не одна добродетель, но независимость и деятельность».

    Нравственные искания Пьера Безухова делают его образ особенно интересным для нас. Известно, что сама судьба Пьера послужила основой замысла романа «Война и мир». Тот факт, что образ Пьера показан в развитии, говорит об особом распо-ложении к нему автора. В романе статичными являются те образы, которые не взы-вают у писателя теплых чувств.

    Пьер не может не восхищать читателей своей добротой, искренностью, прямотой. Бывают моменты, когда его отвлеченные рассуждения, оторванность от жизни, кажутся непонятными. Но в процессе своего развития он преодолевает слабые стороны своей натуры и переходит от необходимости размышлений к необходимости действий.



    
    Top