Чудо святых мощей: почему их почитают православные? Необычные явления, связанные с мощами святых.

В статье указаны святые места России, исцеляющие людей и помогающие жить с верой, надеждой и любовью.

Православные верующие поклоняются чудотворным иконам, просят их о скорейшем выздоровлении и разрешении житейских проблем.

Вконтакте

Список Святых источников

Источник Серафима Саровского в Дивеево

Серафим Саровский является основателем Дивеевского монастыря, в котором находится Саровский источник. Целебная вода помогает при различных недугах, а так же укрепляет здоровье.

В монастыре можно помолиться и приложиться к иконе Серафима Саровского. Так же рекомендуется приехать к утренней Литургии, которая проходит каждое воскресенье. Остановиться можно в монастыре или в гостинице.

К Святому Серафимушке едут женщины, желающие иметь детей, страждущие, не имеющие своего жилья и немощные люди. Старец никогда не отказывал в помощи, особенно тем, кто соблюдает слово Божье, постоянно ходит в Церковь и живет по заповедям.

Источник преподобного Сергия Радонежского (водопад Гремячий ключ)

Источник расположен в деревушке Взгляднево, а православные называют это место «Малинники».

Преподобный чудотворец Сергий Радонежский является заступником Руси, защитником от напастей и коварства врагов.

Многие верующие совершают паломничество к нему, просят заступления и помощи, а так же защиты от колдовских чар.

Важно знать : ему следует молиться, когда родственник находится в заключении, больнице или в пути. Так же, Сергий Радонежский исцеляет бесноватых и дает им силы бороться со своими страстями.

Преподобный исцеляет от недугов, вразумляет детей и оберегает их от злых людей, помогает при родах.

Родниковое кольцо в Ивановской области

Исцеляющий родник назван в честь Святого Александра Невского, который славился чистотой помыслов и праведной жизнью. Рядом находится Храм, в котором есть Святые мощи.

Источник спасал людей от страшных напастей, эпидемии холеры и чумы. Александр Невский защищает и покрывает целые поселения православных, помогает им в нелегком труде, ходатайствует перед Богом за болящих.

К роднику можно прийти в любое время и искупаться в купели. Многие прихожане берут с собой чистые одежды для купания (ночные сорочки, длинные майки), чтобы увезти их с собой.

Вода из источника обладает лечебными свойствами, избавляет от желудочных болезней, гастрита, язвы двенадцатиперстной кишки. Но нужно помнить, что всё даётся по вере Православной.

Источник Святого Давида в селе Тележ

Источник расположен в 30 км от посёлка Новый Быт в Подмосковье, в мужском монастыре.

На территории монастыря есть небольшая часовня, названная в честь преподобного Давида, который помогает людям, молится Богу за чужие грехи.

Он много лет прожил в монастыре, вел аскетичный и уединенный образ жизни. Преподобному Давиду молятся о детях и просят помощи в их воспитании. Так же, можно молиться женам о своем муже, о восстановлении семьи.

Посещение источника разрешается с 8 утра и до 9 вечера. Сюда приезжают желающие венчаться или крестить ребенка.

Источник Целителя Пантелеймона в селе Каложицы


Целитель Пантелеймон излечивает бесноватых, одержимых людей, а так же тех, кто занимается магией, оккультизмом или прибегал к помощи колдунов.

В источнике можно окунуться и взять водичку с собой. Вода бьет открытым ключом и имеет приятный вкус.

Приехав домой, следует окропить углы квартиры водой из источника и поставить Икону Пантелеймона на иконостас.

Источник в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия» (Вологодская область)

Источник расположен по направлению трассы Вологда–Кириллов.

На территории есть часовня, в которой можно поставить свечи и приложится к иконе. Рядом с родником обустроена купель, где можно окунуться с головой.

Так же, Святыней считается Чудотворный камень, расположенный недалеко от источника. Смоленской Божьей Матери следует молиться об исцелении от хворей и заступлении. Она покровительница всех Православных семей и детей-сирот.

Ей молятся и просят о появлении детей, а так же она исцеляет женские болезни. Божья Матерь «Одигитрия» — покровительница всей Вологодской области.

Святой источник святителя Митрофана Воронежского

Святой Митрофан Воронежский проводил много времени в уединенной молитве. Теперь на этом месте расположен источник - священное место.

Множество верующих получили там исцеление от хронических и воспалительных заболеваний. Так же, святитель Митрофан лечит бесплодные пары, не имеющие детей.

Головные боли, боли в спине и суставах – все проходит, стоит лишь окунуться в святую воду.

Святитель Митрофан излечивает воспаление легких, простудные заболевания и даже снимает температуру. Необходимо дать болящему немного воды из источника и протереть его тело тканью, смоченной в ней.

Святой ключ (Ложок) в городе Искитим

В небольшом поселке Ложок Новосибирской области находится Святой источник. В годы войны там был лагерь с пленными, и на месте его расположения открылся родник.

Говорят, что его «открыли» своими молитвами узники. Теперь сюда совершают паломнические поездки многие верующие с разных городов и сел, чтобы набраться сил.

Приходящие с верой получают исцеление. Святой ключ помогает людям, имеющим кожные заболевания, придает сил, укрепляет в вере, излечивает болезни, связанные с желудком.

Чудотворный источник в селе Алешня

Находится в Брянской области, водичка заживляет гнойные, открытые, резаные раны, послеоперационные швы, обладает противовоспалительным эффектом.

Святой водой можно умываться, если есть проблемы с кожей лица, или, например, изготавливать домашние мази на основе натуральных трав.

Святой родник оказывает сильное бактерицидное действие и на трофические язвы, вызванные сахарным диабетом.

Так же, вода снижает уровень холестерина в крови и уменьшает кровеносное давление. Сюда часто посещают семьи с больными детьми.

Список православных храмов и монастырей (чудотворные иконы и мощи святых)

Храм Николая Чудотворца в Стогово

Однажды чудесным образом явилась икона святого Николая прямо в стогу сена. Местность и село стали именовать Стогово. В XVII веке построили Храм, в который ежедневно стекается верующий люд, чтобы приложиться к чудотворной иконе.

Святой Николай Чудотворец так же, как и Серафим Саровский, много лет вел отшельническую жизнь. Господь одарил Святого Николая даром помогать людям. И теперь Святой, слыша молитвы православных, ходатайствует перед Богом и просит заступления для всего русского народа.

Обратите внимание: Святому Николаю следует молиться, если имеются проблемы с покупкой жилья, перед долгой поездкой, во время затяжной болезни. Святой помогает сиротам, матерям, воспитывающим детей в одиночку, и дает утешение смертельно больным.

Чудотворец защищает людей от колдовских чар и внезапной смерти, семьи от развода и детей от злого глаза и умысла. Храме Николая Чудотворца поистине намоленное место, здесь можно поклониться мощам и приложится к иконе. Находится он по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, деревня Малинники.

Святая гора Пюхтица (Журавлиная гора)

Хоть это и не Россия, а Эстония, но всё же очень популярное место для паломников.

Даже в путеводителях указано это великое место. На Святой горе, которая называлась Журавлиной, расположен Храм, названный в честь Успения Божией Матери.

Чудесное явление образа Божией Матери многих обратило в православную веру и дало сил для борьбы с нечистыми духами. Теперь православные прихожане молятся перед чудесным образом в Пюхтинском Успенском монастыре и просят ее об избавлении от болезней, вспоможении при бездетности и помощи в трудных жизненных обстоятельствах.

Так же, незамужние девушки просят о хорошем женихе и удачном браке. В этом Храме венчаются и почитают икону Успенской Божией Матери, как свою заступницу.

Монастырь Александра-Свирского

Мужской монастырь, расположенный в Ленинградской области, недалеко от г. Лодейное Поле, является обителью Святого Александра-Свирского.

Угодник Божий, преподобный Александр, прожил почти всю свою жизнь в монастыре и всегда помогал людям. Он, по воле Бога, построил Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Теперь паломники посещают святые места и прикладываются к мощам Святого старца.

Преподобный Александр Свирский обладал даром вразумления и наставления. К нему приезжали за советом и простые люди, и духовенство – он никогда никому не отказал в помощи. Ему молятся, когда есть нерешенные проблемы или сложные жизненные обстоятельства, когда человек не знает, как нужно поступить в том, или ином деле.

Успенский Собор в Москве

Расположен Успенский Собор в Московском Кремле. На сегодняшний день богослужения там проводятся в определенные дни. Но для желающих поклониться святыням вход всегда открыт.

В Успенском Соборе находится Владимирская Икона Божией Матери, которая помогает вырастить крестьянам хороший урожай, является заступницей для тех, кто работает на земле, покрывает православных Христиан от иноверцев и гонений.

Так же, в Соборе есть Гвоздь Господень и посох Святителя Петра. Святой Петр оберегает людей от голода и нищеты, помогает найти работу, приобрести жилье. Святому Петру следует молиться во время Поста — он помогает справляться с соблазнами и дает силы противостоять злу.

Александро-Ошевенский мужской монастырь

Монастырь расположен в селе Ошевенское, Архангельской области. На территории монастыря есть много Святынь: камни, имеющие отпечатки стопы Святого Александра, Святой источник и озеро, а так же речка Халуй, которая уходит под землю в одном месте, а выходит в другом.

Есть и колодец, выкопанный самим Александром Ошевенским.

Святому Александру молятся при наступлении войны, а так же о благополучных поездках и путешествиях. Александр Ошевенский излечивает людей, имеющих болезни крови.

«Скоропослушница» икона Божьей Матери

Находится на Святой горе Афон в Дохиарском монастыре.

Чудотворная сила иконы излечивает слепых и ставит на ноги калек, помогает при тяжелых родах, избавляет от раковых заболеваний, спасает из плена и покрывает детей во время войны.

Святой иконе Божьей Матери молятся женщины для восстановления мира в семье, благополучия и разрешения междоусобных браней. Святая «Скоропослушница» ходатайствует перед Богом за немощных и больных, одиноких стариков, инвалидов.

Так же, «Скоропослушница» помогает при стихийных бедствиях, наводнениях, пожарах. Она укрывает своей Благодатью и спасает от внезапной смерти.

Савва Сторожевский (Савва Звенигородский)

Чудотворец Савва Сторожевский, русский подвижник веры Христовой, покровитель всех страждущих и защитник отечества. Монастырь, названный в честь Саввы Сторожевского, расположен в пригороде Москвы.

Все, кто молится Чудотворцу, получают исцеление: он помогает при онкологических заболеваниях, хронических болях, при болезни почек и печени.

Кроме того, Савве Сторожевскому следует молиться для разрешения любых конфликтных ситуаций. Старец-прозорливец всегда помогал людям и давал советы, был наставником всем грешным прихожанам.

Преподобный Сергей Радонежский часто общался с Чудотворцем и делился с ним духовным опытом.

Матрона Московская

Святая Матронушка является покровительницей всех женщин, желающих иметь детей. Ей молятся, прося защитить семью от разорения, исцелиться от недуга, избавиться от пагубной привычки – старица Матрона всегда откликается на молитву!

Часто ей молятся, что бы ребенок хорошо учился в школе, просят помощи и вразумления перед поступлением в университет. Перед иконой можно просить благословения на брак или развод, на покупку жилья или машины.

Прикладывать к Чудотворной иконе следует и маленьких детей – Матронушка покрывает от внезапных болезней и ранней смерти.

Храм Матроны Московской, находится на Таганке, в Москве. Здесь всегда большие очереди, и иногда паломники ждут по 5-6 часов, чтобы приложится к Святыне. Прийти и помолиться в Храм можно с 6 утра и до 8 вечера.

Храм Святителя Пантелеймона

Небольшой Храм, названный в честь Святого Святителя Пантелеймона, расположен в Москве, на Никольской улице, а вот мощи Целителя находятся в Пензенском Покровском соборе.

Святитель Пантелеймон был настоящим сподвижником, покровителем всех больных и нуждающихся. Продав все свое имущество, он стал помогать людям, лечил их и наставлял на путь истинный.

Великомученик Пантелеймон исцеляет неизлечимые болезни, такие как рак, диабет, восстанавливает после инсульта или аварии, оберегает беременных женщин от преждевременных родов, защищает младенцев от внезапной смерти.

Покрово-Тервенический женский монастырь

Находится в Ленинградской области, в маленькой деревушке Тервеничи. Покровительницами женского монастыря считаются Святые мученицы – Вера, Надежда и Любовь.

На территории находится святыня – Тервеническая икона Божией Матери, а так же целительный источник. Паломники могут остановиться в монастыре, поработать на подворье или помолиться вместе с сестрами. Богослужения проходят каждый день, расписание можно уточнить на официальном сайте.

Тервеническая икона Божией Матери благословляет всех женщин, решивших провести свою жизнь в монашеском ските. Она оберегает от дьявольских соблазнов, укрывает от иноверцев, войн и нападений на православную веру, спасает людей от духовной погибели, наставляет Словом Божьим.

Казанская икона Божьей Матери в Чимеево

Явление Казанской иконы Божьей Матери произошло на реке в глухом сибирском селе Курганской области, на Урале.

Чудотворная икона оберегает православных христиан от бесовского нападения, детей от колдовского воздействия, а мужчин от гибели на войне.

Казанская Божья Матерь – заступница всех Христиан перед Богом! Она просит каждый день на коленях за Россию и Православных людей. Благодаря ее молитвам, Господь проявляет милость и ниспосылает благодать.

Свято-Никольский монастырь «Святые пещеры» в селе Покровка

Монастырь расположен в Оренбургской области, в селе Покровка. В «Святых пещерах» имеется Чудотворный источник, исцеляющий страждущих от душевных болезней.

К Никольскому роднику приезжает тысячи верующих, прося Святого Николая о явлении чуда. Недалеко имеется купальня, где каждый желающий может полностью окунуться в Святую воду.

Перед этим нужно прочитать Акафист Николаю Чудотворцу, а затем 3 раза перекреститься. Православная вера – самое сильное оружие против зла. Она поднимает дух каждого человека, укрепляет веру в Бога и помогает делать добрые дела.

Искренняя молитва, обращенная к Богу от всего сердца, всегда будет услышана!

О святых местах России смотрите следующее интересное видео:

Как известно, святых издавна выявляли по нетленным мощам . Если останки умершего спустя годы, проведенные в могиле, не подвергались разложению, это служило знаком особой духовной избранности. Правда, встречались и исключения, касающиеся как избранных, так и простых смертных. И, по мнению ученых, объясняются они не только вмешательством иррациональных сил, но и вполне земными причинами.

Древние египтяне хоть и именовали своих фараонов Сынами Солнца, все же не слишком рассчитывали на священную благодать и исправно бальзамировали тела царей и жрецов, предпочитая воздавать почести мумиям. В то же время некоторые покойники и впрямь отличались «нетленностью».

Взять хотя бы ламу Даши-Доржо Итигэлова, скончавшегося в 1927 г. в состоянии медитации. В 1955 г. саркофаг с телом вскрыли и обнаружили ламу по-прежнему сидящим в позе лотоса и безо всяких признаков разложения.

Та же картина наблюдалась при повторных эксгумациях в 1973-м и 2002 гг.

Обследовавшие останки Итигэлова сотрудники Российского центра судебно-медицинской экспертизы при Минздраве РФ не обнаружили никаких существенных изменений в тканях. Все внутренние органы тоже сохранились. Никаких следов бальзамирования при этом выявлено не было. А буддисты считают, что лама Итигилов по-прежнему остается в живых. И это несмотря на их веру в переселение душ.

Совсем недавно, в феврале 2015 года, в провинции Сонгинохаирхан (Монголия) полиция обнаружила нетленное тело мужчины, сидящего в позе лотоса. На данный момент находку перевезли в столицу для исследования в Институте медицинской экспертизы (г. Улан-Батор, Монголия).

Предполагаемый возраст тела - 200 лет, однако следы тления не обнаружены. Фотография монаха была опубликована 28 января 2015 года в газете «Өглөөний сонин» («Утренние новости»). Выдвигается предположение, что этот человек мог быть учителем Итигэлова.

Пожалуй, самые древние и малоизученные подземные сооружения Древней Руси - лабиринты Киево-Печерской лавры. Здесь покоятся мощи знаменитых святых, к которым выстраиваются длинные очереди паломников.

К мощам Пантелеимона-целителя идут болящие - за исцелением, у Андрея Первозванного просят укрепления силы слова и духа. Интересно, что останки захороненных в лавре святых остаются нетленными в течение столетий.

Мощи преподобного Агапита Печерского

По обычаю, умерших монахов хоронили в специальных нишах - локулах. Через определенное время тело доставали оттуда, чтобы проверить: истлело оно или нет. Если мощи истлевали, их переносили в костницу, если нет - оставляли в локуле, которую закрывали иконой. «Обитатели» таких локул считались святыми, и им приносили молитвы.

С XVI в. мощи стали перекладывать в специальные раки, чтобы им могли поклоняться паломники. В древности они были открыты, и люди прикладывались губами прямо к рукам святых, из-за чего поверхность их стерлась почти до костей. В советские времена из-за участившихся случаев вандализма мощи закрыли стеклом.

Многие мощи мироточат. В одном из отсеков пещер в стеклянных и серебряных сосудах лежат так называемые мироточивые главы. Эти черепа святых время от времени выделяют благоухающее масло - миро, которое обладает целебными свойствами.

Говорят также, что тапочки, которые периодически меняют на ногах покойников, через какое-то время оказываются стертыми, будто святые оживают и ходят по своим надобностям.

В 80-х гг. XX столетия ученым разрешили исследовать феномен влияния мощей наживые объекты. «Мы предположили, что причина исцелений, которые часто происходят возле мощей, есть определенное гипотетическое излучение», - пишет в отчете, опубликованном в книге «Диво пещер Лаврских», кандидат биологических наук Т. Решетникова. Она руководила исследованиями в Киево-Печерской лавре.

Мощи преподобного Игнатия архимандрита Киево — Печерского

Пакетики с зернами пшеницы сорта «Мироновская-808» прикладывали к гробницам со святыми мощами. Эти семена всходили на 15-30% быстрее обычных и лучше развивались. Химический анализ показал, что у зерен, побывавших возле мощей, изменился состав: те, что «прикасались», например, к останкам святого Агапита-целителя, «потеряли» 18% цинка и «добавили» 11 % кальция плюс 4% калия.

Помимо этого, выяснилось, что энергополе мощей не только защищает от радиации, но и уменьшает ее отрицательное влияние. В мае 1986 г. Т. Решетникова с сотрудниками спустились в пещеры лавры с дозиметрами в руках. Ученые хотели узнать, могут ли святые мощи снизить уровень радиации, который тогда, после чернобыльской аварии, в Киеве был достаточно высоким. В пещерах он оказался ниже, нежели на улице, но в проходах и на раках одинаковым - 120 микрорентген.

«Значит, сила Святого Духа реальна», - подытожили свои опыты специалисты. Это подтвердили и фотографии пшеницы, сделанные во время первых опытов. На снимках было видно, что от растений тянется гирлянда ярких шариков-вспышек. Если предположить, что заряженные святой энергией зерна сами начинают ее излучать, то можно объяснить и феномен исцеления больных освященной водой, а также защитную силу нательного креста.

Исходя из этой гипотезы, можно трактовать и чудо нетленности мощей. Медицинская экспертиза подтвердила, что в останках, покоящихся в лавре, нет следов антисептиков, которые могли способствовать мумификации.

Выходит, тела пролежали тысячу лет нетленными не благодаря чудодейственным бальзамам, а потому, что организм святого при жизни был «натренирован» молитвами. Это, по предположению ученых, и заставило атомы перестроиться особым образом, сделав организм святого стерильно чистым. После смерти же вода сама собой испарялась через мембраны клеток, превращая останки в нетленные.

Еще пример святых мощей. В маленькой церквушке в Палермо стоит гроб со стеклянной крышкой. Внутри - тело двухлетней девочки, умершей от инфлюэнцы в 1918 г.

Безутешные родители Розалии Ломбардо распорядились, чтобы ребенку сделали специальную инъекцию, останавливающую разложение останков. Тело прекрасно сохранилось, и по сей день туристы любуются белокурыми локонами «спящей красавицы» - так окрестили ее местные жители.

Около 40 лет назад в церкви начали происходить странные события. Прихожане ощущали идущий неизвестно откуда запах лаванды. А однажды какой-то мужчина заявил, что видел, как глаза маленькой покойницы на миг открылись и снова закрылись. Это так напугало служащих храма, что они отказывались находиться там в одиночку.

Странные слухи дошли до ученых. Но лишь в начале этого столетия останки Розалии наконец подвергли изучению. Исследователи во главе с доктором Пауло Кортесом подключили к черепной коробке мертвой девочки устройство, способное фиксировать мозговые импульсы.

Несколько дней ничего не происходило, но потом… Приборы зарегистрировали две вспышки мозговой активности: одну продолжительностью 33 сек., а вторую - 12 сек.! Это характерно для спящих людей.

Кортес утверждает: «Мы имеем дело с чем-то невероятным! Мы проверяли и перепроверяли наше оборудование, но все показания оказались точными. Маленькая девочка вернулась к жизни более чем на полминуты».

Известие об открытии ученых прокатилось по всей Италии. В крохотную деревушку устремились паломники, убежденные в том, что Розалия Ломбардо является святой. Некоторым посетителям вроде бы даже удалось увидеть, как у малышки дрожат веки, и услышать, как она вздыхает. А кое-кто из служителей церкви считает девочку вестницей Бога.

Медитация и консерванты - путь к нетленности?

Между тем существует целое научное направление, изучающее закономерности процессов разложения человеческого тела, - тафономия. В американском штате Теннесси, близ местечка Ноксвилл, расположен огороженный колючей проволокой полигон, который принадлежит медицинскому центру местного университета.

Его называют «Фермой мертвых». Здесь находится несколько сот трупов, предназначенных для исследований. Одни были завещаны медикам добровольцами еще при жизни, другие остались невостребованными в моргах. Часть тел лежит на поверхности, внутри старых машин или склепов, часть - в могилах, вырытых на разной глубине.

Задача ученых - исследовать процессы разложения в зависимости от внешних условий. «Ферму мертвых» нередко посещают стажеры ФБР - это входит в программу обучения.

Довольно много шансов обрести нетленность у тех, кто занимается духовными практиками. Так, в 1952 г. директор лос-анджелесского морга Гарри Роу в течение 20 дней вел наблюдение за телом йога Парамаханс Йогананды.

За это время он не заметил никаких признаков физического распада. По мнению исследователей, состояние медитации особым образом воздействует на процессы, идущие в организме, порой как бы «замораживая» ткани. Поэтому многие йоги выглядят моложе своего возраста, а после кончины их останки могут не разлагаться.

Впрочем, известны случаи «естественного бальзамирования». Например, в торфяных болотах иногда находят прекрасно сохранившиеся останки людей. Им даже дали название - «болотные люди». Возраст мумий составляет от нескольких сот до нескольких тысяч лет.

Самой известной из болотных мумий является толлундский человек, на которого в мае 1950 г. у деревушки Толлунд в Дании наткнулись двое братьев, собирателей торфа. Проведенная радиоуглеродная датировка волос толлундского человека показала, что он погиб около 350 г. до н. э.

Правда, в целости и сохранности остаются лишь мягкие ткани (в том числе внутренние органы) и одежда. Скелет же съедают кислоты. Историки полагают, что древние жители Европы иногда специально устраивали захоронения на болотах, зная о консервирующих свойствах торфяников.

В отличие от западных европейцев, на Руси покойных защищали от тления дубовые колоды. Подобные захоронения, относящиеся к XVI-XVII вв., находили в самом центре Москвы. Содержащиеся в древесине дубильные вещества позволяли сохранять мягкие ткани целыми и невредимыми в течение трех-четырех столетий. Главное - следовало плотно закрыть крышку гроба, чтобы внутрь не проникал воздух.

Однако у наших современников есть средство и получше. Недавно профессор Райнер Хорн из немецкого города Киля пришел к выводу, что постоянное употребление в пищу продуктов с консервантами и использование косметики на основе синтетической химии препятствуют процессам разложения.

Все мы знаем, что химия вредна, однако не стоит забывать и о том, что если нам и не удастся достичь бессмертия или хотя бы существенно увеличить продолжительность жизни, то по крайней мере после физической кончины мы еще долго будем сохранять «товарный» вид. Нам самим это, понятно, особой пользы не принесет, но зато какую пищу для исследований мы дадим нашим потомкам.

Несмотря на высокие темпы развития всех областей наук, нетленные тела до сих пор являются непознанным феноменом. А все потому, что это явление лежит за гранью материалистического мышления. Каждое новое открытие ученых порождает все больше вопросов и приводит к пониманию, что человек еще многого не знает не то что о мире, но даже о своих естественных возможностях.

С ловом «мощи» в славянском языке переведено греческое слово «липсана» и латинское «реликвия», что в буквальном переводе на русский язык означает «останки». Следовательно, этим словом обозначаются всякие останки умершего, все, что осталось от человеческого тела после его смерти. В этом же смысле всегда употреблялось слово «мощи» и в церковнославянском языке. В чине «погребения мирских человек, священников и младенцев» постоянно встречаем выражения: «мощи усопшего лежат в доме», «вземше мощи усопшего, отходим к церкви», «молитва чтется близ мощей», «вложивше мощи во гроб» и так далее. Если же обратим внимание на происхождение слова «мощи» от коренного «мощь» - сила, то станет очевидным, что словом «мощи» на славянском языке обозначаются не тела умерших, а именно только кости их, ибо сила, крепость человеческого тела, по общему убеждению, заключается именно в костях человека, а не в его теле (плоти); мы называем крепким, сильным того, у кого костный состав сильно развит, у кого крепкая, хорошо развитая грудная клетка. В наших русских летописях XV и XVII веков мощами назывались именно кости. В одной летописи 1472 года так повествуется об открытии гробов московских митрополитов, почивающих в Успенском соборе: «Иону цела суща обретоша, Фотея же цела суща не всего, едины «мощи» (Собрание русских летописей. Т. VI. С. 195). В 1667 году Новгородскому митрополиту Питириму донесено было об открытии мощей преподобного Нила Столбенского: «Гроб и тело его святое земли предадеся, а мощи святыя его целы все» (Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи археографическою экспедициею Императорской Академии Наук. СПб. Т. IV. С. 156). Очевидно, мощами именовались и в том и в другом случае только одни кости. Вообще «на языке древней церковной литературы нетленные мощи - это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости» (Голубинский Е. Е. Канонизация святых. С. 297–298).

История и древней христианской Церкви, и Церкви Русской также говорит нам, что мощами всегда именовались и среди верующих благоговейно почитались всякие останки святых мучеников, великих подвижников, сохранившиеся хотя бы в виде костей и даже просто праха и пепла. Святой Игнатий, епископ Антиохийский, был брошен на растерзание диким зверям (при императоре Траяне), пожравшим все его тело и оставившим немного только самых твердых костей, которые как священные останки были с благоговением подобраны верующими. В 156 году священномученик Поликарп, епископ Смирнский, был убит мечом и сожжен, но кости, уцелевшие от огня, и пепел были для христиан «честнее многоценных камней и дороже золота». Писатель латинской Церкви Пруденций говорит: «Верующие собирают пепел от сожженных святых тел мучеников и обмытые чистым вином кости их и все наперерыв стараются добыть их себе, хранить в своих домах, носить на груди святой прах как священный дар и залог благополучия». Святой Иоанн Златоуст о мощах антиохийского мученика Вавилы пишет: «Прошло много лет после его погребения, во гробе его остались только кости и прах, которые с великою честью перенесены были в гробницу, в предместье Дафну». Пресвятой Лукиан так рассказывает о найденных им мощах святого архидиакона Стефана: «Остались от костей его весьма малыя частицы, а все тело его обратилось в прах... С псалмами и песнями понесли сии мощи (останки) блаженного Стефана в святую церковь Сион...» Блаженный Иероним говорит, что весьма почитаемые мощи пророка Самуила существовали в виде праха, а мощи апостолов Петра и Павла - в виде костей (Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 35, прим.).

И история Русской Церкви также свидетельствует о том, что святыми мощами именовались и благоговейно почитались всякие останки святых, сохранившиеся хотя бы даже и в виде одних костей. В 1031 году об открытии мощей преподобного Феодосия Печерского летописец пишет: «Видехом кости его, но состави не распашася»; о мощах Андрея Смоленского в летописи говорится: «Тело его причастно тлению бе, но обаче состави вкупе бяху». Мощи святой Ольги, по словам новой летописи, состояли из одних костей. Мощи князя Владимира открыты в 1635 году митрополитом Киевским Петром (Могилою) в Десятинной церкви в виде костей. Глава его находится ныне в великой церкви Киево-Печерской лавры, кости рук - в Киевском Софийском соборе, челюсть - в московском Успенском соборе. В нынешнее время при открытии мощей преподобного Серафима Саровского (1903 год), святителя Питирима Тамбовского и священномученика Ермогена, Патриарха Московского (1914 год), также обретены только кости святых, которые и служат предметом благоговейного почитания для верующих.

Из всего предыдущего ясно, таким образом, что издавна в Церкви Христовой почитались в качестве святых мощей всякие останки святых, хотя бы в виде уцелевших костей и даже праха и пепла. Но было бы полной несправедливостью утверждать, что в святых мощах всегда имеются налицо только одни кости, и ничего более. И исторические данные, и свидетельства очевидцев, и, наконец, даже современные освидетельствования мощей гражданской властью убеждают нас в том, что бывают святые мощи и с сохранившейся в большей или меньшей степени и присохшей к костям плотью. Конечно, можно различным образом объяснять происхождение такого нетления плоти. Для одних это может казаться делом естественным, может зависеть, например, от свойств почвы, в которой лежит тело усопшего, или еще от каких-либо внешних влияний атмосферы, другие склонны в этом усматривать чудесное явление, присущее иногда останкам усопших святых. И не рассуждая даже о том, какой из этих взглядов должен быть признан более правильным, мы утверждаем только, что, хотя само по себе нетление тела не может быть доказательством святости умершего человека, тем не менее такое нетление плоти в большей или меньшей степени было обнаруживаемо иногда и при открытии мощей святых угодников Божиих, как в том несомненно удостоверяют нас свидетельства историков и показания очевидцев. Составитель Жития святого Амвросия Медиоланского Павлин с удивлением рассказывает об открытии мощей мученика Назария: «Голова его, отрубленная нечестивыми, лежала столь целой и неповрежденной, с волосами на черепе и бороде, что казалось, будто бы она только что омыта и сегодня положена во гроб». Историк Созомен о мощах пророка Захарии говорит: «Несмотря на то, что пророк долго лежал под землей, он был найден неповрежденным: волосы были обриты, нос прямой, борода недлинная, глаза немного впалые и закрытые ресницами». В России мощи митрополита Ионы найдены были в 1472 году (чрез 11 лет после его кончины, последовавшей в 1461 году) в виде иссохшего тела, прилипшего к костям: «Мощи его обрели все целы и неразрушимы, прильпе бо плоть костем его и не двигнушася состави его» (Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 79, прим. 2). Особой известностью пользуются почивающие в г. Владимире мощи князя Глеба Андреевича (сына Андрея Боголюбского), что не опровергнуто и недавним освидетельствованием сих мощей гражданской властью (протокол осмотра не был освещен в печати). В большей или меньшей сохранности оказались и мощи святителя Иоасафа (Горленко) в Белгороде и святителя Феодосия в Чернигове (об освидетельствовании сих мощей гражданской властью ничего не известно). Все мы с благоговением взираем на обтянутую плотию кисть руки святого архидиакона Стефана (в Троицком соборе Сергиевой Лавры) и лобызаем ее. В протоколе об освидетельствовании мощей ярославских князей Феодора, Давида и Константина (тоже не появившемся в печати) представители медицинской науки г. Ярославля, удостоверяя, что в мощах этих сохранились не только кости, но и хрящи, сохранилась в высохшем состоянии большая часть кожи, мышц, сухожилий, отказываются чем-либо объяснить причины такого явления и в заключение прямо заявляют, что «последнее слово о причинах сохранности тел князей Феодора, Давида и Константина принадлежит уму и религиозной совести народа».

Итак, как в древней христианской, так и в Русской Церкви в одинаковой степени почитались мощи святых, сохранившиеся как в виде одних костей, так и с присохшею иногда к костям нетленною плотию.

Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей

В творениях святых отцов Христианской Церкви мы находим троякое основание для установления почитания святых мощей тех или других угодников Божиих.

1. Останки святых имеют неотразимое религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и возбуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам. Иоанн Златоуст говорит: «Вид гробницы святого, проникая в душу, и поражает ее, и возбуждает, и приводит в такое состояние, как будто сам лежащий во гробе молится вместе, стоит пред нами, и мы видим его, и таким образом человек, испытывающий это, исполняется великой ревности и сходит отсюда, сделавшись иным человеком».

Если и в обыкновенной, мирской жизни портреты великих людей, их бюсты, статуи, а особенно гробницы и могилы способны производить сильное впечатление на почитателей их памяти и пробуждать в них восторженное преклонение пред их жизненным подвигом, то гробницы мучеников и подвижников веры и благочестия в Церкви Христовой должны естественно производить неотразимое, сильное, могучее впечатление на всех верующих и чтущих их святую память. Следующий исторический факт подтверждает справедливость предыдущего положения.

В Антиохийской Церкви упадок нравов развился до крайних пределов: в лесах, с которыми связаны были языческие предания об Аполлоне и Дафне, устроялись безнравственные оргии, циничные игры; никакие запреты, никакие увещания пастырей Церкви не помогали. Но вот наконец племяннику императора Констанция пришла в голову мысль построить в предместье Дафны базилику (храм), перенести в нее мощи особо чтимого мученика Вавилы, и с тех пор оргии прекратились. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Подлинно, как бы легкий ветерок какой веет отовсюду на присутствующих при гробнице мученика, ветерок не чувственный и укрепляющий тело, но могущий проникать в самую душу, благоустрояющий ее во всех отношениях и свергающий с нее всякое земное бремя». Древние праздники у мощей святых красноречивее всего говорят о том, как высоко ставила Церковь их нравственно-назидательную цель. Все средства употреблялись для того, чтобы использовать чувство близости святого, возбуждаемое его останками, в целях назидания: читались повествования о страданиях мучеников, составлялись и затем читались мученические акты, производившие потрясающее действие на слушателей...

2. Наряду с нравственно-назидательным почитание мощей в Церкви Христовой имеет еще значение литургическое.

С земною Церковью в общении любви находится и Церковь Небесная, и такое общение Церкви земной и Небесной выражается в молитве, венец которой составляет возношение Святейшей Евхаристии: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат, се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершена дориносится...» Один из учителей древней Церкви (Ориген) говорит: «В молитвенных собраниях присутствует двоякое общество: одно - состоящее из людей, другое - из небожителей...» Мощи святых и являются залогом их участия в наших молитвах. Вот почему древняя Христова Церковь преимущественно совершала Евхаристию на могилах мучеников, причем самые гробы их служили престолом для Таинства. Когда гонения ослабевали, христиане спешили воздвигнуть храм над усыпальницей мученика. Так, в Риме построена церковь на месте, где, по преданию, погребено тело апостола Павла (Евсевий. История Церкви. 11, 25, 3). В Карфагене было две церкви в честь мученика Киприана: одна на месте его убиения, другая - над его могилой. Здесь у останков мученика особенно живо чувствовалось его невидимое присутствие. Поэтому и самый храм в честь мученика назывался его «домом», «жилищем», а сам мученик - его домовладыкой. Иоанн Солунский в своем сочинении о чудесах святого мученика Димитрия Солунского говорит, что у сего мученика два дома: один в Небесном Иерусалиме, другой - в Солуни. К концу VII века обычай совершать Евхаристию только на мощах мучеников сделался уже почти узаконением: Франкский Собор постановил, что престол может быть освящен только в церкви, в которой есть мощи святых, а VII Вселенский Собор (787) определил, что «на будущее время всякий епископ, освятивший церковь без мощей, должен быть извержен» (Правило 7). С этих-то пор введены повсюду в храмах антиминсы, в которые обязательно влагаются частицы святых мощей и без которых невозможно совершение Таинства Евхаристии. Таким образом, в каждом храме обязательно есть мощи святых, и сии мощи, по вере Церкви, служат залогом присутствия святых при богослужении, их участия в наших молитвах, их предстательства пред Богом, подкрепляющего наши молитвы. При положении мощей в антиминс (или под престол, если он освящается архиереем) читается следующая молитва: «Сам Владыко, благих податель сый, молитвами святых, их же благоволил еси положению мощей в сем честнем жертвеннице Твоем быти, сподоби нас неосужденно бескровную Тебе на нем приносити жертву».

3. Третьим основанием для почитания святых мощей служит учение Православной Церкви о мощах как носителях благодатных сил. «Мощи Твои, яко сосуд благодати полный, преизливающийся на всех к ним притекающих», - читаем мы в молитве Преподобному Сергию. И это основание стоит в связи с самыми глубокими догматами православной веры, с догматами Воплощения и Искупления.

Пусть даже людям и удастся устроить земной рай сытости и материального благополучия, но никакими усилиями не спасут они себя от болезней, старости и смерти, а следовательно, останутся на земле страдания, горечь уходящих сил, боль потери дорогих и близких, ужас смерти - такие бедствия человеческой жизни, пред которыми бледнеют все прочие... Где же искать избавления от них, как не у благодати Божией? И эта благодать преподается человечеству чрез посредство тех или других святых людей, которые и при жизни своей творили чудеса, и по смерти сообщили эту чудотворную силу своим останкам. Прежде всего сам Христос как Бог излил Духа Святого на Свое тело, и оно, само по себе не способное творить чудеса, все было проникнуто животворящими силами Божества. Поэтому многие чудеса Свои Богочеловек совершал чрез посредство Своего тела: простерши руку, коснулся прокаженного (см.: Мф. 8, 3), взявши тещу Петра за руку, поднял ее и исцелил от горячки (см.: Мф. 8, 14–15), прикосновением исцелил глухонемого (см.: Мк. 7, 32–36), брением отверз очи слепорожденному (см.: Ин. 9, 6), поднял за руку умершую дочь Иаира (см.: Мф. 9, 25), прикоснулся ко гробу наинского юноши и воскресил его (см.: Лк. 7, 14–15). Зная чудодейственность тела Христова, народ всегда теснился ко Христу, чтобы прикоснуться хотя бы только к одежде Его (см.: Мк. 3, 10); так чрез прикосновение только к краю одежды Спасителя получила внезапно исцеление жена, страдавшая кровотечением целых 12 лет, издержавшая бесплодно на лечение болезни своей все свое имение. И Сам Христос Спаситель почувствовал при этом исшедшую из тела Его чудодейственную силу (см.: Лк. 8, 43–46).

Итак, несомненно, «само тело Христово, - как говорит святой Кирилл Иерусалимский, - было животворно, ибо было храмом и жилищем Бога Слова...». Потому-то и мы в настоящее время соединяемся с Божеством Христа, вкушая Его Тело и Кровь во оставление грехов и в жизнь вечную в Таинстве Евхаристии.

Но Христос есть глава обновленного человечества. Чрез Его воплощение Божество соединилось со всей человеческой природой, со всем родом человеческим, а потому люди, достойные стать храмом Божиим, делаются до некоторой степени причастниками и Божественной Его славы (см.: 1 Кор. 3, 16). Святой Григорий Богослов говорит: «Ум человека подобен зеркалу. Если он обращен к Богу, то и тело, это зеркало зеркала, подчиняясь уму, носит в себе отблеск его Божественной красоты». Бог, по словам Иоанна Дамаскина, чрез ум вселяется в тела святых. Если святой апостол Павел тело каждого христианина именовал храмом живущего в нем Духа Божия (см.: 1 Кор. 6, 19), действия Которого могут быть в обыкновенных людях более или менее сокровенными, то в святых эти действия могут проявляться с особенно разительною силою... «Как огонь входит во все поры раскаленного железа, - говорит преподобный Макарий Египетский, - так и Дух Святой всецело проникает Своею силою и душу, и тело святого. Но это не воплощение и по существу, и по силе облагодатствования. Во Христе при двух естествах (Божеском и человеческом) единая ипостась Божеская; в святых же сохраняется человеческая ипостась... Христос - плотоносный Бог, а святые - богоносные или духоносные люди» (Преподобный Макарий Египетский). Вследствие же такого тесного соединения с Богом святые становятся носителями чудотворной силы, действующей чрез посредство их тела. Кто заключил небо при Илье Пророке? Бог, в нем обитавший. Чьей силою Моисей разделил Чермное море, простерши над ним жезл свой? Силою Божиею, ему присущею. Тою же чудодейственною Божескою силою пророк Елисей воскресил умершего мальчика (см.: 4 Цар. 4, 34–35), апостол Петр исцелил хромого от рождения (см.: Деян. 3, 6–8), восставил расслабленного Енея, восемь лет прикованного к одру болезни, и все это именем и силою Иисуса Христа (см.: Деян. 9, 33–34). И эта сила Христова до того присуща была святому апостолу Петру, что даже и тень его, осенявшая болящих, чудодейственно исцеляла их от болезней (см.: Деян. 5, 15). Но благодатные силы, действующие чрез тела святых при их жизни, продолжают действовать в них и после смерти. На этом именно и основывается почитание святых мощей как носителей благодати. Ради Духа Святого и праведных душ человеческих, когда-то обитавших в телах святых мужей и жен, самый прах и кости их сохраняют свою чудодейственную силу. Умерший, прикоснувшийся к костям пророка Елисея, ожил и встал на ноги (см.: 4 Цар. 13, 21). И это, по словам Кирилла Иерусалимского, для того, чтобы показать, что в тело святых, когда и нет в нем души, вложена бывает некая сила, ради многие годы обитавшей в нем праведной души, которой служило оно. Мертвые святые, говорит пророк Ефрем Сирин, действуют, как живые: врачуют больных, изгоняют демонов, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа. Иоанн Златоуст говорит: «Не говори мне о прахе, не представляй пепла и истлевших от времени костей святых, но открой очи веры и посмотри на присущую им силу Божию».

Из предыдущего ясно, что почитание останков святых в верованиях Церкви не случайность, но связано с коренными истинами православной веры и что основанием для такого почитания мощей служит не их нетление, а присущая им благодатная сила Божия. Точно так же основанием и для канонизации святых служит не нетление их останков, а разительное проявление Духа в святости их жизни и в чудотворениях от их мощей. Вот почему Православною Церковью причтены были к лику святых некоторые подвижники веры и благочестия, мощи которых не открыты и до сих пор и о нетлении которых мы совсем ничего не знаем, но которые известны были своею святою жизнью и по смерти оказывали чудесную помощь с верою обращавшимся к ним. Таковы, например, Антоний Печерский, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоколамский, Пафнутий Боровский и другие. Или же некоторые из угодников были причисляемы к лику святых еще до открытия их мощей - главным образом потому, что еще до сего открытия совершались многочисленные и поразительные чудотворения при их гробах; таковы преподобный Феодосий Печерский, митрополит Московский Петр, преподобный Нил Столбенский, святитель Ермоген, Патриарх Московский, и другие.

Таким образом, наличность нетления останков умершего не может считаться необходимым признаком его святости, равно как и тление тела не есть признак беззакония. По свидетельству церковной истории, встречались и встречаются нетленные тела некоторых усопших, которые при отсутствии чудотворений не признавались и не признаются, однако, за мощи святых угодников Божиих. В августе 1479 года было обретено тело митрополита Филиппа, которое в продолжение 12 дней лежало открытым, чудотворений не было, и оно снова было предано земле. В 1546 году в Павловском Обнорском монастыре обретены были целыми тела шести неизвестных усопших и снова были преданы земле. В 1596 году при обретении мощей святых Гурия и Варсонофия Казанских найдены были вместе с ними тела двух других монахов в нетленном виде, но тела Гурия и Варсонофия были признаны мощами и остались открытыми, а тела монахов снова были погребены (Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 522–528). В великой Киево-Печерской церкви почти совсем нетленно и открыто почивает Павел, митрополит Тобольский, скончавшийся в 1770 году, все могут видеть, например, кисть его правой руки, вполне сохранившуюся, даже не очень темного цвета и не очень высохшую. И несмотря на нетление, он все же не причислен к лику святых.

Известный историк и исследователь вопроса о канонизации святых профессор Е. Е. Голубинский говорит: «Тех или других между подвижниками Церковь с самого древнего времени стала признавать святыми на том же основании, на котором признавала их в позднейшее время и на котором признает их и до сих пор, именно на основании свидетельства о них Самого Бога, Который тех или других между ними удостоивал дара чудотворений - или еще при жизни, или по смерти» (Голубинский Е. Е. Указ. соч. С. 16). Но, принимая на себя право при наличности чудотворений причислять того или другого подвижника веры и благочестия к лику святых, Церковь всегда относилась к свидетельским показаниям о чудесах с чрезвычайной осторожностью: обследовала беспристрастно и с полным вниманием все показания, и только после неоспоримых данных известный подвижник причислялся к лику святых.

Мощи людей, которые хранятся в храмах, церквях и монастырях, с давних времен считаются святынями всех православных. Они представляют собой тела святых, которые чудесным образом сохранились на многие века, они не тлеют и могут исцелять, словно самый лучший лекарь.

Что такое мощи святых? Ответ на этот вопрос хранится в сердцах всех православных, каждый из них дает собственное определение. Считается, что человек, который на протяжении своей жизни переносит муки голода и лишений, но при этом не отказывается от веры, проповедует ее и направляет на путь сбившихся с дороги, становится святым. Его тело приобретает статус храма Святого Духа, что и позволяет ему храниться долгие годы.

С давних времен христианская церковь по-особенному относилась к местам погребений тел мучеников. На таких местах строились монастыри или храмы, если не было таковой возможности, то совершался обряд Богослужения. Но святые мощи нельзя почитать так, как иконы, боголепно, отношение к ним должно быть благочестивым, не более.

Наука и нетление святых мощей

Нетленный прах святых фактически невозможно объяснить. В мире, где каждый элемент рано или поздно разрушается, сохранность мощей чудесна. Более того, не тлеют даже гробы, одежда, и отдельные вещи, к которым прикасался святой. Множество примеров указывает на то, что такие останки торжествуют над физическим распадом. Плюс ко всему, существуют реальные истории, когда святые мощи помогали людям, источая свою чудесную благодать. Все эти факты возносят мысли человечества за пределы привычного и обычного мира, где все имеет научное обоснование и доказательство.

В попытках объяснить, что такое мощи святых, ученые выдвигают два предположения. В первом случае они делают «виновниками» самих людей. Если в течение всей жизни держать строгий пост, воздерживаться от всякого искуса, то влажность тела уменьшается. Это позволяет сохраняться ему долгое время. Доля правды в этом присутствует, ведь святые на самом деле изнуряют себя постами и подвигами. Однако нетленными несколько веков могут остаться только те тела, которые вообще лишены любой влаги. Что касается человека, то без жидкости он умрет, не говоря уже о каком-либо воздержании. Поэтому данное предположение имеет свои слабые стороны.

Имеется и другое справедливое наблюдение ученых. Оно основывается на свойстве грунта. К примеру, некоторые святые мощи в Иркутске сохраняются, по определению науки, потому, что этому способствует почва. Такое предположение имеет место быть, но непосредственно к нетлению тел святых оно не имеет абсолютно никакого отношения. Ни церковь, ни посторонние люди не разделяют мертвых на святых и грешников, всех хоронят одинаково, в одной и той же земле. Но большинство останков быстро превращается в прах, а некоторая часть остается в том состоянии, в котором была похоронена. Минералогия, медицина, химия и физика сегодня максимально приблизились к совершенству. Однако никто из ученых все еще не высказал точного определения, при каких условиях тело человека остается нетленным. Следовательно, предположение выдвинуто, но доказано не было.

Таким образом, наука не может точно сказать, что такое мощи святых. Кроме чуда, нет другого способа объяснить этот феномен.

Жизнь и смерть святой Матроны

Матрона Московская - блаженная старица, одна из почитаемых святых ХХ века. При жизни она была неграмотной крестьянкой, у нее не было дома, зрения, часто случались приступы, которые из-за боли не позволяли ей двигаться. В течение 25-ти лет она путешествовала по Москве, скитаясь от одного дома к другому. Несмотря на все несчастья, которые свалились на нее, Никонова Матрена Дмитриевна смогла заработать уважение и почет людей. Это удалось ей благодаря дару предсказания и исцеления. Однако то, чем она действительно запомнилась своим современникам и их потомкам - это глубокая вера, непоколебимая и стойкая. Вероятно, именно поэтому мощи Святой Матроны в Москве являются главной святыней города.

К сожалению, рядом с Матроной не было летописцев, по этой причине информации о ней совсем мало. Известно только то, что у нее не было глаз, и веки всегда были сомкнуты. В 17 лет девушка потеряла способность ходить - отказали ноги. Все это - отсутствие зрения и болезни - привело к тому что Матрона не могла влиять на свое окружение. По сути, так и было, однако ее светлый разум и истинная вера помогали не только справляться со своими неприятностями, но и решать проблемы других людей. Несмотря на то что канонизация Матроны случилась только в 2004 году, люди о ней знали задолго до этого. Ее могила никогда не оставалась заброшенной или одинокой. Толпы христиан шли к ней за помощью, как при жизни, так и после смерти.

Мощи святой Матроны

Мощи Святой Матроны в Москве располагаются во многих Православных местах. Однако наиболее посещаемым является Независимо от того, какая за окном погода, какой день недели, к этой святыне всегда выстраивается очередь. Христиане готовы ждать несколько часов, чтобы только получить благодать Матроны.

Причинами посещений мощей являются обычные проблемы, которые встречаются в жизни каждого. Это лечение от болезней, решение семейных раздоров или неурядиц на работе, просьбы о здоровых детях или удачном замужестве. Некоторые приходят вовсе не для того, чтобы что-то попросить, а для благодарности за уже оказанную помощь.

Но не только в Покровском монастыре можно увидеть мощи Святой Матроны. 2014 год позволяет поклониться этим святыням во многих церквях. Более того, ее останки возят по городам и странам, чтобы все жители планеты, которые имеют отношение к христианской вере, смогли ощутить на себе благодать этой святой. К примеру, в сентябре этого года побывали мощи Святой Матроны в Иркутске. Сначала останки доставили в часовню «Иркутское небо», затем создали крестный ход вокруг города. Остальные несколько дней они покоились в Сибэкспоцентре, где любой православный мог обратиться к святой со своими проблемами.

Особое внимание надо уделить храму святого Мартина. В доме 15, на улице Солженицына, хранятся не мощи Матроны, а ее погребальная рубашка, которая также излучает целебное воздействие на всех, кто обратится за помощью.

Святитель Лука: покровитель медицины и врачей

С раннего возраста помогал людям Святой Лука, мощи же его не отказывают в помощи по нынешний день. Еще до того, как этот человек обратился к церкви, он прооперировал тысячи людей, каждый из которых неизменно избавлялся от своего недуга. После принятия церковного сана Лука стал не только лечить своих пациентов, но и направлять к вере, если они заблудились или изначально не были в ней.

Сначала жизнь Луки не была тяжелой. Он делал свою работу, отдавал долг людям, работая хирургом, и даже удостоился Сталинской премии. Однако арест, пытки и репрессия были не за горами. Но даже после всех мучений, что перенес этот святой, он и не подумал предать свою веру. И с 1961 года, с тех пор, как Луки уже нет в живых, христиане начали замечать, что молитвы, обращенные к нему, дарят чудесные исцеления. Больные, которые, казалось бы, не имеют никаких надежд на выздоровление, обретали силу, чтобы бороться со своей болезнью. И, в конце концов, они полностью исцелялись. Вот таким был и есть Святой Лука.

Мощи в Симферополе: чудеса святого Луки после смерти

Лука Войно-Ясенецкий был врачом, который всю свою жизнь занимался лечением людей. Также он являлся профессором, передавал свои знания студентам. Еще он был заключенным, провел некоторое время в тюрьме под постоянными пытками. Нельзя не отметить его любовь к проповедям: став проповедником, он обрел новые силы, которые чудесным образом помогали ему в его деле. Он часто метался между медициной и служением Богу, но сумел воссоединить обе эти стороны. Несмотря на все необоснованные наукой факты жизни, нельзя спорить с той чудодейственной силой, которой обладал святой Лука.

Мощи в Симферополе помогают только в исцелении. Если другие останки святых справляются в случае молитвенного обращения к ним с любыми неприятностями, проблемами на работе, разладами в семье и так далее, то Лука является помощником больных. Но многие люди готовы отдать последнее, что у них есть для того, чтобы вновь обрести здоровье. Чаще всего Лука даровал зрение тем, у кого оно отсутствует, но нередко помогал и с другими недугами.

Где мощи святого Луки

Говоря о том, где мощи Святого Луки можно увидеть, надо обратить внимание на Крымский полуостров. Здесь, в Свято-Троицком соборе находится святыня, причем не только этого священного места, но и всего Крыма в целом. В 1995 году в конце ноября Лука был причислен к еще через год кафедральный собор приобрел святыню в виде мощей. В 2000 году его принимает как Православная Церковь.

Жизнь святого Луки была переполнена различными удивительными событиями, которые интересуют не только жителей города Симферополь. Мощи святого - не единственное, что может предложить Крым посетителям. Напротив Свято-Троицкого собора есть музей, где можно ознакомиться со всем, с чем имел дело Лука. Известный хирург оставил после себя большое наследие. Это и трактаты, и различные другие записи. В целом, музей - достаточно светлый и уютный, находиться в нем приятно.

Поскольку с 1946 года только в Крыму вел свои службы архиепископ Святой Лука, мощи его заслуженно находятся именно там. Но время от времени появляется возможность лично помолиться им у каждого христианина - рака с останками путешествует по миру. Каждый год она радует своей чудодейственностью несколько городов, а то и стран.

Жизнь и смерть Святителя Спиридона

В деревне Аския, расположенной на территории острова Кипр, родился Святитель Спиридон. Если верить источникам, то с раннего возраста этот человек старался подражать всем святым, которые были известны на то время. Он зарабатывал выпасом овец, и к зрелому возрасту у него накопилось достаточно богатств, чтобы завести семью. Но собственные заботы и тяготы вовсе не помешали ему стать помощником множества людей. К нему приходили со всех уголков Кипра, в надежде найти кров, еду или убежище. И каждому, кто к нему обращался, он всегда помогал. После смерти эти заботы взяли на себя мощи Святого Спиридона.

Считается, что при жизни Спиридон был наделен различными талантами. Он мог изгонять бесов, видеть будущее, исцелять тех, кому не помогла медицина того времени. Добродетельная жизнь не осталась незамеченной, и с 337 года Спиридон становится епископом. С этого времени и начинаются чудеса, которые прославились на весь мир. К примеру, однажды Спиридон вел службу, и елей в его лампаде закончился, в результате чего она стала постепенно гаснуть. Однако этого не произошло. На глазах у десятков прихожан лампада наполнилась маслом и продолжила гореть еще ярче, чем в начале службы.

Каждая служба сопровождалась каким-нибудь чудом. Могли, например, запеть ангелы по окончании молитвы. Но известны также и случаи чудес вне храма. Спиридон вылечил императора Констанция, когда все доктора и знахари только разводили руками.

Однако нельзя назвать Спиридона полностью добродетельным. Он был справедлив, причем даже тогда, когда нужно было проучить недобросовестных граждан. Так однажды был наказан хлеботорговец, который морил небольшой город голодом.

С 1984 года хранятся в Кофре в серебряном ковчежце. Существует поверие, что этот человек путешествует по миру, не дожидаясь того момента, когда люди сами обратятся за помощью к его мощам. В результате этого изнашивается его обувь. Поэтому каждый год обувь святого меняют, а те, что были надеты ранее, приносят в дар другим православным.

Так появились мощи святого в Москве, ведь недавно одни из снятых башмачков передали в Даниловский монастырь. К ним можно подойти с просьбами или молитвами так же, как если обратиться к останкам.

Традиция Православных церквей о почтении святых мощей

О том, что святые мощи в Симферополе, Москве, Иркутске или любом другом современном городе могут подарить человеку не только веру во все чудесное, но и само непосредственно чудо, известно уже многие десятилетия. Однако как именно началось поклонение нетленным останкам? Когда появилась такая традиция?

Давно, еще на истоках веры, считалось, что человеческое тело является храмом, но только в уменьшенном размере. Кто-то наполняет его своей верой, добрыми поступками и чудесами, а кто-то отказывается от таких действий в силу своих личных соображений. Первые на самом деле становятся доказательством того, что они - своеобразный храм, так как помогают любому встречному жизни и после смерти. Поэтому с самого начала существования христианства, отношение к останкам мучеников является особенным. Поскольку истина веры определяется кровью мучеников, то возведение храмов или церквей на месте похорон было вполне логичным. Если же место захоронения не давало возможностей для строительства, то мощи переносились в другие храмы.

Однако изначально в 3-4 веках больше половины священнослужителей достаточно критично относились к останкам святых. Их не столько смущало поклонение мощам, сколько варварское отношение к могилам захороненных. Ведь перед тем, как эти останки начнут отвечать на просьбы христиан, они извлекаются из своих гробов. Такое варварство было недопустимым. Но позже священнослужители изменили свое мнение по ряду причин.

Что касается помощи мощей святых, то церковная история изобилует подобными рассказами. Есть множество примеров, когда при благочестивом отношении к останкам, человек получает исцеление или другие дары, которые он просит у соответствующего святого.

Поклонение к мощам: как правильно себя вести

Святые мощи, как и любая другая церковная святыня, требуют к себе определенного отношения. Для того чтобы попросить что-либо у останков святого, нужно подходить к этому так же, как и к иконам. Рекомендуется оставить все посторонние размышления в стороне, не спешить, и обращать внимание во время своей молитвы в первую очередь на благодарность к святому. Только после того, как будет отдана дань уважения, можно что-то попросить.

В идеале для подготовки к встрече со святыми мощами нужно:

  • На время перестать думать обо всех своих заботах и проблемах.
  • Заполнить свои мысли житием святого, к мощам которого планирует обратиться за помощью.
  • Кланяться. Эти поклоны могут происходить как в сознании человека, так и в реальности. Однако поклоняться святым мощам в церквях или монастырях не всегда нужно, ведь к святыням выстраиваются большие очереди. И христианин, намеревающийся поклониться, задерживает продвижение остальных людей.

Самой главной составляющей просьбы к святым мощам должна быть вера в то, что они действительно помогут. Если присутствует хотя бы минимальная доля скептицизма, то лучше отказаться от похода. Пусть этот отказ будет временным, но поклон мощам всегда сопровождается верой.

Еще одним нюансом поклонения святым мощам во время большой очереди является некая спешка. По этой причине большинство православных крестятся не 3, а 2 раза перед преклонением. Третье перекрещивание они выполняют в стороне, чтобы не мешать остальным.

Существует и другое мнение, заключающееся в том, что каждый человек при нахождении в непосредственной близости от святых мощей интуитивно чувствует, как ему нужно себя вести. Люди невольно вспоминают все те благие дела, которые делали святые еще при жизни. Они сравнивают свое и их существование, и стремятся к тому идеалу, который задали «земные ангелы». И то ощущение заставляет христианина молиться вовсе не о своих проблемах, с которыми он, собственно, и пришел к мощам, а о даровании веры, силы духа. При этом обращения в молитве ориентированы вовсе не к тому святому, возле останков которого находится человек, а ко всем, кто когда-либо задавал высокую планку христианского верования. Поэтому нет необходимости готовиться к походу, изучать большой объем информации. Каждый по своим ощущениям поймет, как себя вести.

Чудеса от святых мощей

Несмотря на то что святые мощи имеют множество загадок, особенно для науки, их основным свойством является вовсе не это, а чудодейственность. К примеру, мощи Святой Матроны исцеляют более половины обратившихся к их помощи. Зачастую при личном наблюдении таких удивительных вещей люди, которые не верили до этого, обращались к Господу. Но чудеса, связанные со святыми мощами, появляются гораздо раньше их непосредственной помощи христианам.

Выше указывалось, что изначально священнослужители отказывались от святых мощей, так как требовалось нарушить целостность могилы, чтобы извлечь оттуда останки. Но они довольно-таки быстро сменили мнение. Все дело в том, что само открытие рассматриваемых святынь с самого начала сопровождается чудесами. Ведь каким-то образом люди должны понять, что в определенном месте находятся мощи, сохранившиеся на протяжении десятилетий или даже веков.

Чаще всего о них сообщают сами святые, являясь разным священнослужителям или даже обычным христианам во снах, реже - наяву. Во время недолгого диалога они сообщают о том, что их останки можно извлечь и расположить в храме или монастыре в качестве святыни. Иногда все происходит по-другому, над могилой святого распространяется особое благоухание, которое указывает на то, что его останки не тлеют. Замечены также случаи, когда над захоронением каждую ночь поднимается некий светлый туман.

Только после того, как священнослужители обнаружат максимум доказательств того, что Христос действительно хочет, чтобы мощи достали, начинаются работы над открытием могилы. В противном случае никто и никогда не рискнет ее тревожить, поскольку захоронение всегда представляло собой священное место. Раскопки ведутся в присутствии множества людей, чтобы было как можно больше свидетелей извлечения святыни.

Так, например, мощи Святой Матроны были обнаружены фактически случайно. Ее захоронение переносилось с Даниловского кладбища на территорию Покровского монастыря. Во время этого действия комиссия по перезахоронению обнаружила, что останки не истлели. Хотя и предполагалось ранее, что Матрона - истинная святая, ведь к ее могиле всегда приходили люди со своими просьбами и молитвами, но теперь были доказательства ее веры и святости.

Среди добрых поступков Матроны можно выделить несколько основных. Однажды она помогла отцу Сергию справиться с напастью, которая его мучила. Она заключалась в том, что вблизи установленного христианами креста баптисты планировали построить свой центр. Это негативно отразилось бы на всех православных, ведь призыв к вере нарушался. Матронушка помогла не только оградить место возле креста от строительства центра, но и быстро исцелила отца Сергия от болезней, причем об этом он ее даже не просил. Другим настоящим чудом было избавление от наркомании. За своего брата Матрону попросила некая прихожанка, и от недуга он избавился в считанные дни без помощи клиник или процедур. Часто святая помогала избавиться от раковых опухолей, они чудесным образом исчезали без проведения операций. Врачи буквально разводили руками.

Святые мощи Святого Луки были извлечены в 1996 году в ночь на 18 марта. На кладбище собрались все члены духовенства, епархии и простые люди. Во время этого действа около захоронения был порывистый и холодный ветер, собирался пойти дождь. Однако после извлечения останков небо мгновенно просветлело, ветреные шквалы прекратились. Когда служили Литургию, над мощами витало золотистое облако, которое словно питалось молитвами прихожан. Лампады горели неустанно, и масло внутри них не кончалось.

Святые мощи Святого Луки испускали благовоние по всему Свято-Троицкому собору. Есть множество свидетелей этих чудес, около 40 тысяч людей пришли поклониться останкам, обратиться к ним со своими молитвами. И сегодня, спустя время, мощи продолжают испускать благовоние и помогать людям.

Несмотря на множество предположений о том, что такое мощи святых, нельзя окончательно сделать вывод относительно этого чуда. Непосредственно нетление останков изначально является но чудодейственность на этом не заканчивается. Эти святыни помогают людям справиться с любыми своими проблемами, однако наиболее часто они лечат. Именно поэтому все священнослужители, которые рассказывают о святых мощах, подразумевают исцеление человека, обратившегося к ним.

Принято называть останки людей, которые были причислены Церковью к лику святых. Впрочем, этот термин может применяться не только к телесным останкам как таковым, но и к личным вещам святого, его одежде – словом, к любому материальному предмету, который соприкасался со святым.

Происхождение святых мощей

Хрисианская церковь (в отличие от некоторых еретических течений) никогда не считала физическое тело человека чем-то плохим, греховным «по определению» и источником зла. Напротив, тело – это «храм Святого Духа», а степень греховности его определяется исключительно греховностью души, обитающей в нем. Напротив, если человек вел праведную жизнь, совершил подвиг во имя Бога, стяжал себе благодать Божью, то благодать эта распространяется не только на душу, но и на тело святого человека. И даже после смерти святого его останки («мощи» по-церковнославянски) остаются источником благодати.

Именно поэтому уже с первых веков существования христианской веры ее приверженцы бережно сохраняли останки подвижников. Часто это были отдельные кости или даже пепел – ведь многие мученики были сожжены или брошены на растерзание хищникам.
Впоследствии стали так же относиться к останкам не только мучеников, но и других святых.

Почитание мощей

Почтительное отношение к святым мощам в Церкви выражается не только в их сохранении, но и в установлении праздников, посвященных обретению или перенесению того или иного святого, в строительстве часовен, храмов и монастырей над мощами, в возложении частиц мощей в основание церковных престолов.

Существует немало историй о чудесах, связанных со святыми мощами. Не всегда речь идет о чудесных исцелениях. Например, во времена правления императора Констанция в Антиохии имело место катастрофическое падение нравов, возвращение к языческим обрядам, разнузданные оргии в местах прежних языческих культов. Но стоило построить в тех краях базилику, в которую перенесли мощи святого мученика Вавилы, и оргии прекратились! Может быть, людям попросту стало стыдно, а может быть, благодать святых мощей действительно подействовала на них – но, так или иначе, цель была достигнута.

Нередко святые мощи представляют как нетленные тела святых. Такого представления изначально не было в Православной церкви, оно распространилось сравнительно поздно – в XVIII-XIX вв. Возможно, эта идея пришла с Запада, православные священнослужители безуспешно пытались бороться с нею. Это суеверие сыграло свою негативную роль после Октябрьской революции. Представители новой власти, стремясь «разоблачить ложь церковников», нередко прибегали к публичному вскрытию рак со святыми мощами. Верующие видели кости вместо ожидаемых нетленных тел, и многих это могло даже отвратить от веры.

Нетленность мощей в ряде случаев имеет место, но это считается особым чудом, а не обязательным основанием для канонизации.




Top