Чувашские художники и их картины презентация. Знаменитые люди Чувашии: краткая биография, фото. Профессиональная деятельность

December 2nd, 2010

Г.Исаев: "Десятка лучших художников Чувашии - это..."
Исаев Георгий Геннадьевич, главный хранитель Чувашского государственного художественного музея.
Интервью сайту "Элита Ч" (http://www.ilemle.ru)

Расскажите о себе.

Учиться начал в школе села Октябрьское Мариинско-Посадского района, продолжил учебу в Кугесьской средней школе. Окончил биологический факультет Горьковского государственного университета.

Служил в ПВО, подготовку проходил в учебке под Ленинградом, около Ладожского озера, где «дорога жизни». Потом меня перевели служить в Подмосковье, в третий пояс защиты.

Так судьба сложилась, что в 1990 году я оказался в музее. Сначала работал сотрудником музея, занимался монтажом выставок. У меня двадцатилетний стаж музейной работы.

Есть семья. Супруга получила полиграфическое образование, работает техническим редактором. Сын учится в университете на историко-географическом факультете.

Вы - известный фотохудожник. Расскажите об этом своем увлечении.

Я не художник, а любитель. Но интерес к изобразительному искусству у меня давний. Мой отец – Исаев Геннадий Ильич - профессиональный художник. 15 ноября 2007 года он ушел из жизни.
Сейчас я участвую в фотографическом проекте «Плацдарм» с серией «Земля-Небо».

Первая локализация была на ХБК 5-6 ноября, я там выступил с баннером, размером 4,5 х 3,15 метра.

Вторая локация прошла в Чебоксарах на улице Константина Иванова, АТС №42, там я выставил и баннер, и серию фотографий «Земля-Небо». Обратился к древней чувашской мифологии, которая говорит, что верх, небо – мужское начало, а низ, земля – женское. Попытался миф прокомментировать визуальным методом. Фотосерия «Земля – Небо» по форме - автопортрет, по содержанию - попытка интерпретации древнего мифа на современный лад.

Вы занимаетесь оценкой художественных произведений. Наверное, от субъективизма здесь не обойтись, но все же: кто из художников Чувашии входит в первую десятку, кто – во вторую, третью..?

В интернете, на сайте Союза художников России, размещен «рейтинг художников». В нем позиционируется десять тысяч самых лучших художников мира: Пикассо, Модильяни и другие. В рейтинге семь категорий. Самая высшая – первая, от нее идет отсчет.

В перечень вошли семь художников из Чувашии: Сверчков Никита Кузьмич, Спиридонов Моисей Спиридонович, Иван Васильевич Дмитриев, Николай Васильевич Овчинников, Ревель Федорович Федоров, Петр Васильевич Павлов, Петров Виталий Петрович - Праски Витти. Они все художники престижного третьего уровня.

В число лучших чувашских мастеров, на мой взгляд, входят также Алексей Афанасьевич Кокель, Иван Трофимович Григорьев, Анатолий Иванович Миттов, Юрий Антонович Зайцев, молодой мастер Георгий Фомиряков, скульпторы Юрий Ксенофонтов, Федор Мадуров: они наиболее приближаются к «третьему уровню рейтинга» и могут представить искусство Чувашии на любой экспозиции.

Следующий «этаж» составляют авторы постоянной экспозиции Чувашского государственного художественного музея. Это большой список художников «рейтинга четвертого уровня». Конечно, Кипарисов Петр Гаврилович, Григорьев-Савушкин, Августа Спиридонова, Акцыновы, Харитонов, Карачарсков, Немцев, Семенов, Владимиров…Называя эти фамилии, я могу сослаться на книгу «Единый художественный рейтинг», автор книги, главный редактор и учредитель справочника – Сергей Вольфович Заграевский. В справочнике перечислены все нормативные документы, по которым определяется категория художественной работы и самого художника.

А как формируется постоянная экспозиция музея?

Она формируется исходя из общей выставочной концепции: в экспозиции должны присутствовать работы художников, которые являются лицом чувашского искусства. Но, прежде всего, основным критерием попадания в постоянную экспозицию является качество произведения, качество живописи, мастерство художника.

Мы попытались уйти от регалий, титулов – «заслуженный», «народный» и т.д. Они принимались во внимание, но есть художники, которые вне титулов. Например, Иван Васильевич Дмитриев: у него вообще нет регалий. Но из всего Поволжского региона он занимает одно из самых первых мест в рейтинге художников российского уровня. Дмитриев представлен в Третьяковской галерее, его работы - в каталоге галереи «Живопись первой половины ХХ века». Я не знаю больше ни одного чувашского живописца, который был бы представлен в каталоге Третьяковки. Есть аннотация о нем, иллюстрации его работ: «Портрет матери», «Автопортрет», «Дачный интерьер», «Звенигородский натюрморт». Кстати, картину «Дачный интерьер» мы в 2000 году привезли из Третьяковской галереи, и она экспонировалась в ЧГХМ. Всего мы организовали шесть выставок, посвященных творчеству Ивана Васильевича Дмитриева: в 1992, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002 годах.

Двадцатый век закрыт, и едва ли кто туда прорвется. Но двадцать первый век – открыт для всех художников.

Кто из молодых художников вам наиболее интересен.

– Фомиряков – лучший.

Больше я - это мое чисто субьективное мнение, не назвал бы ни одного. У молодых мастеров нет вектора. Нет мировоззрения. Нет вообще ощущения, куда и к чему нужно идти. Перепевы, повторения, ремиксы, компиляции и так далее.

У Рафаэля есть знаменитая картина «Афинская школа»: Платон показывает пальцем вверх, он – представитель отвлеченной философии, Аристотель показывает вниз – он представитель естественной философии, и где – то с краешку Рафаэль помещает свой автопортрет, тет-а-тет общаясь со зрителем. То есть: чтобы сказать новое слово в мировом искусстве, сначала необходимо осуществить прорыв в философии, мировоззрении. Затем можно говорить о подробностях - стиле, форме.

Люди обычно гонятся за стилем. А это - мертвая вещь. Представители барокко Рубенс или Рембрандт, например, не умещаются в этот стиль, шире его. А представители именно барочного стиля - это уже третьесортные и четырехсортные художники, которые просто компилируют, повторяют.

Наши художники ищут стиль. Выбирают слащавый, кичевый. Все – эти художники уже не продвинут искусство!..

Взять Малевича или Кандинского. Они, прежде всего, позиционировали свое искусство чисто словесными выступлениями, словесными трудами – «О духовном», «О супрематизме»… Два совершенно разных художника по темпераменту и мировоззрению. У Кандинского в творчестве – энергетическое напряжение Вселенной. У Малевича – «черный квадрат», в котором нет эмоционального видения.

Сначала художник должен определить свое мировоззрение, то, что он хочет сказать человечеству, а потом уже искать форму и стиль для своего искусства.

Все загадки – в самом человеке. Часто мы воспринимаем реальность по схеме Дерсу Узала - «глаза есть – посмотри - нету», то есть смотрим и не видим.

Я занимаюсь философией, и меня интересует, например, то, что момент развития, эволюции всегда в биологии детерминирован мужскими генами. Это научный факт: мужские гены всегда обращены к поиску нового, хотя они и нивелируются быстрее. Если сказать проще, женщина консервирует то, что найдено мужчинами. Миссия женщины - не прервать нить жизни. А миссия мужчины – поиск новизны. Как говорил Пикассо, человек типично авангардного плана: «Я не ищу, я нахожу!»

В чувашском искусстве есть сообщество этнофутуристов. Но эти люди не имеют отношения к этнофутуризму. В принципе не имеют! Они – консерваторы от мозга костей. Перепевают то, что в чувашском искусстве уже было, используют найденные формы, обыгрывают их, но нового-то ничего нет! Прорыв должен быть в философии, мировоззрении. Тот же национальный орнамент был в свое время прорывом: огромный пласт древней культуры, который наш народ сохранил. Но орнамент - мировоззрение, которое характеризует то время. Обращение к орнаменту - это, конечно, хорошо, но не есть еще этнофутуризм. Сам термин я не очень понимаю. «Этно» – народный, ясно; «футуре, фьютче» - будущее. Этническое будущее или будущее этнического искусства – так можно перевести. Но нового - нет. Мировоззрения - нет. В головах - пусто. Есть только перепевы и компиляции.

Я в этом плане - пессимист.

Что можно предложить тем, кто все же хотел бы освоить второй и первый уровень мирового рейтинга?

У нас есть философская школа, есть книги, их надо читать. А никто из художников их не читает. Феизов, умнейший философ Чувашии, создал свою философскую школу. Кто из наших художников знаком с его творчеством?

Нужно активизировать выставочную деятельность, привлекать к показу картины лучших музеев мира.

Есть несколько институций в республике. Национальный музей, Художественный музей...Не скажу за Национальный музей, но наш музей пока еще не может принимать художественные выставки мирового уровня, как, например, татарский Эрмитаж, который находится в Кремле Казани.

Есть определенные служебные требования для организации таких выставок: охрана, сервис, температурно-влажностный режим…Если критерии обеспечиваются, то лучшие музеи могут вывезти свои произведения для экспонирования. Проведение таких выставок как, например, «Золото Кубрата», «Золотая Орда» - показатель того, что происходят важные художественные события.

Летом 2010 года мы в ЧГХМ экспонировали выставку Зураба Церетели в сложнейших температурных условиях – была сильная жара. Появился небольшой опыт показа крупных привозных выставок.

Основной процесс интенсификации художественного поиска идет в мастерских. Но мы говорим об отражении процесса: имидже, позиционировании города и республики на художественном уровне.

Это моя точка зрения как специалиста музея, я отсекаю здесь чисто искусствоведческие моменты: чтобы претендовать на освоение искусства мирового уровня, необходим, прежде всего, базис, на котором можно позиционировать такое искусство.

Допустим, вы делаете копию работы Рембрандта. Прекрасно делаете. Но это – только ремесло. Искусство не может остановиться, оно - отражения жизни, развития человечества, мировоззрения. Многие прорывные художники, как правило, своим успехам обязаны знакомству с философами, учеными, дружбе с ними. Просто сидеть и красиво рисовать – этого мало. У Пикассо есть картина раннего периода – «Старый рыбак», в стиле Хальса. Если бы не было написано внизу, что автор – Пикассо, можно было бы пройти мимо. Почему это происходит? У одного на лбу написано, что он авангардист: он мыслит так, природа ему дала. А другой – гармонизирует находку, делает ее более стильной, доступной для человека, как женщина, обухаживающая дом. Мужчина создает конструкцию, а женщина привносит в нее уют, эмоциональное начало. Работают и те, и другие, вместе, обоюдно. Но прорывные художники обладают способностью осваивать и мировоззренческий, научный, философский уровень, и чисто ремесленный уровень художника. Новые идеи они могут преподнести доступно для всех.

Но развитием теории искусства должны заниматься специалисты в этой области, а художник просто должен хорошо рисовать, не так ли?

Наше искусствоведение как наука уже съело свой мякиш, и нового я там не вижу. Прорыв в искусствоведении будет только тогда, когда произойдет прорыв в философии. Прорыв в понимании и постижении того, что сделал художник, прорыв в отражении мира осуществляется на базе философии, мировоззрения. А все остальное – простое занятие красивой живописью, повторение того, что уже было.

Скажу банальную вещь: талант – всегда новость. Как выпавший снег, распустившийся цветок.

От чего зависит цена произведения?

Факторы цены - очень интересный вопрос.

Маленький пример приведу: человек нашел пять копеек на дороге, которая ведет от Чебоксар до села Октябрьское. На медном пятаке обозначен какой-то год. Прохожий взял пятак и понес к нумизмату. Тот посмотрел и вычислил: монета отчеканена в год, когда Чувашию посещал Александр Пушкин. Значит, пятак уже немного повысился в цене.

Потом нумизмат уточнил: пятак, оказывается, лежал на бывшей Ямской дороге, которая в те времена соединяла Чебоксары и Казань, по которой ехал великий поэт.

Пятак снова чуть подпрыгнул в цене.

Вещь может и не быть шедевром, но если она имеет особый контекст, это значительно повышает интерес к ней.

Есть много составляющих ценности вещи: искусствоведческая, историческая, титульно-нумизматическая, качественная…Все принимается во внимание.

В Чебоксарах была организована большая выставка «Золотой венец» - в соответствии с проектом, удостоенным гранта Президента Чувашии. Стоимость проекта – два миллиона рублей. Содержание проекта – закупка лучших произведений искусства.

Среди претендентов были представлены художники, в том числе - работающие в декоративно – прикладном искусстве, скульптуре…

Был произведен отбор работ для закупки.

Сначала мы хотели обойтись решением своей экспертной комиссии, сформированной из специалистов Чувашии. Потом испугались и решили пригласить экспертов со стороны, из Москвы, из Министерства культуры России. Тем самым подписали себе приговор: боимся принимать решение. Не доверяем своему мнению.

Экспертам оплатили проезд, проживание в гостинице, прочие расходы из числа грантовых двух миллионов рублей, что существенно уменьшило сумму закупки.

Но был еще момент, объясняющий, почему мы тогда так поступили.

В ситуации, когда из десяти выбирается один, у девяти аутсайдеров возникает вопрос: «А почему выбрали его, а не меня?» Были возмущенные звонки в Министерство культуры, жалобы, дело чуть не дошло до суда.

Деньги – щепетильный момент, деньги всегда нас по бедности ссорят.
Кинули два миллиона. Много это или мало? Вроде бы, немалая сумма. Но вот в Набережных Челнах на закупку картинг художников города в год выделяется миллион рублей. А тут на всю республику – лишь два миллиона. И то – раз в течение нескольких лет.

Понятно, сразу началась грызня.

Чтобы миновать рифы, так и поступили, решили: пусть выбор делают маститые люди со стороны. Если есть вопросы – обращайтесь к ним.

Я тоже участвовал в работе комиссии. Когда мы выставили все, поставили произведения на пол, то первая фраза, которая прозвучала от москвичей: «И из этого нужно выбирать? Ужас!»

Нечего было выбирать.

Какова динамика творческого процесса в Чувашской Республике?

В беседе с Алексеем Трофимовым, именитым академиком, мы сошлись на том, что пик чувашского изобразительного искусства пришелся на семидесятые – восьмидесятые годы ХХ века. Была волна, а сейчас она идет на спад.

Тогда проводилась политика по подготовке национальных кадров. Старались протолкнуть талантливых в академию художеств. И тогда мы звучали на выставках. Сейчас – спад полнейший.

…А на том конкурсе закупили вещь: рыбку, нарисованную на большом полотне. Она плавала в аквариуме.

Чувашия расположена в Среднем Поволжье в самом центре России. Она имеет древнюю историю, самобытную культуру и славится выдающимися людьми, которые внесли вклад в развитие науки и культуры не только своей республики, но и страны в целом.

В данной статье мы представим краткую информацию о биографиях некоторых знаменитых людей Чувашии с фото.

Чувашский просветитель

Яковлевич (1848-1930) - великий просветитель чувашского народа, составитель первой азбуки на чувашском языке. Именно он создал чувашскую письменность, переняв русскую графику и добавив в нее чувашские буквы. Он сам написал рассказы для своей азбуки и перевел множество книг на чувашский язык. Он открыл первую чувашскую школу в Симбирске и начал готовить педагогов. Также Иван Яковлевич известен тем, что открыл много школ в деревнях Среднего Поволжья.

Чувашия помнит своего просветителя и гордится им. В , Чебоксарах, есть проспект, названный в его честь, библиотека, установлен памятник, работает музей, а также имя Яковлева Ивана Яковлевича носит педагогический университет (ЧГПУ).

Великие писатели и поэты

Иванов Константин Васильевич (1890-1915) - ученик И. Я. Яковлева, прославился на весь мир своей поэмой «Нарспи». Несмотря на очень короткую творческую деятельность, он успел написать много стихотворений, поэм и рассказов. К. Иванов описывал жизнь и быт простых чувашей, восхищался национальным характером, а также поднимал философские вопросы.

Учащиеся на уроках чувашской литературы знакомятся с его творчеством и учат стихотворения наизусть. В Чебоксарах именем К. Иванова названа улица, установлены памятники.

Хузангай Петр Петрович (1907-1970) - выдающийся поэт, общественный и культурный деятель Чувашии. Благодаря его творчеству произошел настоящий расцвет чувашской поэзии. Он издал более пятидесяти книг, которые являются лучшими образцами национального творчества.

Айги Геннадий Николаевич (1934-2006)- известный советский поэт. Прославился тем, что являлся одним из лидеров советского авангарда. Его произведения печатались не только на родине, но и за рубежом. Г. Айги носит звание народного поэта Чувашии, имеет несколько международных наград.

Известные люди в других областях

Среди знаменитых людей Чувашии не только писатели и поэты. Есть также композиторы, архитекторы, деятели искусств, врачи и герои войн. Например, всем известный Иванович (1887-1919) - герой Гражданской войны, также находится в списке знаменитых людей Чувашии. Чапаев известен своими подвигами, патриотизмом, мужеством и героизмом.

В Чебоксарах ему установлен памятник, в честь него назван сквер, улица и завод, есть музей.

Павлова Надежда Васильевна (род. в 1956) - знаменитая чувашская балерина. В течение двадцати лет она работала в Большом театре в Москве и в большинстве постановок исполняла главные роли. Побывала во многих странах с гастролями и обладает званием народной артистки СССР.

Павлович (1892-1931) - чувашский композитор, дирижер, фольклорист и поэт. Ему Чувашия благодарна за организацию национального хора и основание музыкального образования в республике.

Федоров Святослав Николаевич (1927-2000) - известный российский офтальмолог, профессор, общественный деятель. Благодаря ему в Чувашии открылся филиал Московского МНТК «Микрохирургии глаза», который ежедневно принимает жителей не только республики, но и других регионов России. В течение 14 лет С. Федоров являлся его руководителем.

Именем известного доктора названа одна из улиц в Чебоксарах, медицинская клиника, на территории которой установлен монумент.

Юрьев Элли Михайлович (1936-2001) - известный художник, дизайнер и геральдист. Он является создателем эскизов Государственного герба и флага Чувашской Республики, герба столицы республики - города Чебоксары, а также герба Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова.

Имя известного живописца носит улица в столице Чувашии, детская художественная школа № 4, работает Музей-галерея.

Среди знаменитых людей Чувашии 21 века хотим выделить известную легкоатлетку Олимпиаду Владимировну Иванову. Она занимается спортивной ходьбой и является мастером спорта по легкой атлетике. О. Иванова серебряный призер 28-х Олимпийских игр, которые проходили в Афинах в 2004 году.

Заключение

Конечно же, здесь представлены не все именитые уроженцы солнечной Чувашии. Список можно дополнить и другими фамилиями. Для чувашских детей знаменитые люди Чувашии являются примером для подражания. Детям нужно знать великих граждан своей родины, чтобы расти патриотами и любить не только свою республику, но и страну.



Первые профессиональные художники Чувашии

  • Учитель культуры родного края МОУ «Чубаевская ООШ»

  • Никифорова Людмила Федоровна

Петр Егорович Егоров

  • “Родом я прежде был чувашенин, вывезен в малолетстве господином генерал-майором артиллерии князем Дадиановым в Россию и им окрещен православной вере греческого исповедания...”


Образование

    В доме князя Петр Егоров получил разносторонние знания, был обучен математике, рисованию и основам архитектуры. Зимой 1755 года по рекомендательному письму Е.Л. Дадиани он подает челобитную на имя императрицы Елизаветы Петровны с просьбой принять его в школу при Канцелярии от строений в Санкт-Петербурге. Успешно выдержав все испытания, Петр Егоров становится учеником первого класса “архитектурной команды”. Начиная с этого времени, вся его жизнь будет связана с созидательным трудом по облагораживанию северной столицы.

  • Усердие и трудолюбие, любознательность и одаренность будущего архитектора сразу же были замечены педагогами Императорской Канцелярии от строений. Петру Егорову с первых лет учебы стали доверять ответственные работы: он участвует в съемке генерального плана Петергофа (1756г.), копирует чертежи отдельных залов Зимнего дворца (1759 г.).


Вершиной творчества талантливого архитектора по праву считается шедевр мировой культуры - ограда Летнего сада (1770-1786г.г.). Еще в XIX веке ученый Д.Соколов писал, что “набережные Петербурга и решетки Летнего сада могут быть причислены к чудесам мира ”.

  • Я к розам хочу, в тот единственный сад, Где лучшая в мире стоит из оград...

  • Анна Ахматова

  • Железо, покорясь влиянию огня, Здесь легкостью дивит в прозрачности ограды, За коей прячется и смотрит сад прохлады, Полтавская рука сей разводила сад!

  • Пётр Вяземский


Почти 15 лет жизни отдано замечательным зодчим этому чудному творению, соединившему просто, изящно и гармонично гранит, мрамор и металл.


Мраморный дворец

  • В 1768 году начинается строительство сказочно прекрасного ^ Мраморного дворца . Он отличается своеобразной отделкой: облицован мрамором и гранитом различных цветовых оттенков, откуда и его название. Его авторы – итальянский архитектор А. Ринальди и П. Егоров, который кроме того, руководил его строительством.


Памятник архитектору Петру Егоровичу Егорову


Моисей Спиридонович Спиридонов

    24 августа 1890 года в семье крестьянина села Яншихово-Норваши Цивильского уезда родился сын - Моисей. В 9 лет мальчик пошел в деревенскую школу. И в 1903 году, окончив ее, вместе со своим двоюродным братом Никитой Сверчковым (тоже будущим художником) пытался поступить в городское училище, а затем в 1905 году - в учительскую семинарию, но каждый раз неудачно. Восполнить недостающие знания помогла К. А. Баратынская-Алексеева - внучка поэта Баратынского, открывшая в своем имении Шушары, под Казанью, подготовительную школу для крестьянских детей. В этой школе Моисей получил достаточные знания не только по русскому языку, но и необходимые навыки по изобразительному искусству. И в 1906 году Моисей поступает в Казанскую художественную школу. Успешно окончив ее, продолжил образование в Академии художеств в Петербурге.


^ Профессиональная деятельность

    И с 1918 года вся жизнь одного из первых профессиональных художников Чувашии была посвящена становлению и развитию изобразительного искусства родного края. В самые трудные годы голода и разрухи Моисей Спиридонович работал и как художник, и как общественный деятель. Начал он с руководства изосекцией при отделе народного образования ЧАО в 1920 году. Работники секции не только впервые в истории Чувашии оформляли сцены, рисовали плакаты, панно, изготавливали вывески и чертежи, но и всячески старались наладить дело преподавания рисования в школах и обучения талантливых детей. А когда в Чувашии был создан Союз художников, М. С. Спиридонов руководил им более двух десятков лет. Немало мастеров кисти было воспитано им в годы работы в художественном училище. И помимо этого Моисей Спиридонович практически всю жизнь занимался сбором образцов и зарисовкой элементов чувашской народной культуры - вышивки, резьбы по дереву, старинной утвари и т. д. Им был подготовлен уникальный альбом «Чувашский орнамент». Но особенно известен М. С. Спиридонов как художник. Многие его работы: «В избе-читальне», «Пузырист», «Школьница», «Невеста» и др. вошли в сокровищницу чувашского профессионального изобразительного искусства. М. С. Спиридонов является заслуженным деятелем искусств РСФСР и ЧАССР, народным художником ЧАССР, награжден орденами и медалями. Его имя занесено в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма ЧАССР. 31 марта 1981 года Моисея Спиридоновича не стало.


Творчество

  • Начиная свой путь в творчестве, М.С. Спиридонов осознанно посвятил себя служению родине. В его произведениях на всех этапах творческой жизни - целиком чувашский народ, его быт, нравы, все, что составляет его национальный облик, культуру, то устойчивое, что позволило ему сохранить себя как народ в течение тысячелетий.


Работы художника


Юрий Зайцев

    Юрий Антонович Зайцев (1884-1972) - один из самых талантливых чувашских художников. Родился и вырос он в д. Ирех-Сирмы Марпосад-ского района Чувашской Республики. Ему было 14 лет, когда он стал работать у иконописца. В 1912 году он уехал в Москву, работал помощником у многих русских художников. Затем служил в армии, с 1920 года стал заведовать клубом в одной из частей Красной Армии. Стал увлекаться фотографией и своими работами участвовал во многих всесоюзных и международных выставках.

  • Ю. А. Зайцев член Союза художников с 1934 года. Через 2 года после этого он вместе с чувашскими писателями ездил в творческую командировку в Казахстан. Здесь он создает прекрасную серию картинок "Прибалхашстрой".

  • В 1968 году Ю. А. Зайцеву присвоено звание заслуженного художника Чувашской Республики. Основные работы художника - "Чебоксары", "Колхозница Лиза с подругой", "Колхозные девушки", "Сестры", " Пограничный разъезд", "Хмель", "Над Цивилем", "Песни Чувашии", "Течет река Волга", "Акатуй", "Девушка в хушпу" и другие.


Работы художника


Никита Кузьмич Сверчков

    Сверчков Никита Кузьмич родился 9 февраля 1891 года в семье крестьянина села Яншихово - Норваши Янтиковского района Чувашской АССР. Член Союза художников СССР. Участник гражданской войны. С 1912 по 1917 год он учился в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петрограде, в 1934 году окончил Омский институт инженеров железнодорожного транспорта.


^ Творчество художника

    Разносторонне одаренный художник, Н. К. Сверчков создал много портретов, пейзажей, графических произведений. Он был участником ряда республиканских, зональных, всероссийских и всесоюзных выставок. Многие его произведения вошли в сокровищницу чувашского изобразительного искусства. В 1980 году Никита Кузьмич передал 566 своих произведений живописи и графики художественной галерее Чувашской АССР.



Пётр Владимирович Сизов более полувека трудился в чувашском национальном искусстве. Он внёс значительный вклад в развитие чувашской книжной и станковой графики. С 1940 по 1991 гг. работал художником Чувашского государственного книжного издательства. За свою творческую деятельность оформил и проиллюстрировал около 200 книг и учебников чувашских писателей и языковедов.

Родился художник 2 июля 1921 года в д. Торханы Шумерлинского района Чувашской Республики. В 1936-40 гг. учился в Алатырском художественно-гравёрном училище у известных чувашских графиков Ф.С. Быкова и И.Т. Григорьева. После его окончания работал художником-иллюстратором в Чувашском книжном издательстве. С 1942 по 1945 гг. находился в рядах Советской Армии. Вернувшись на родину, художник решил продолжить свое любимое дело, одновременно начал обучаться во Всесоюзном заочном университете искусств.

К выдающимся работам Петра Сизова относятся иллюстрации к книгам «Али-Батыр» В. Бараева, «Соболевая шапка» и «Перевал» Я. Ухсая, «Сказки» П. Хузангая, «Море волнуется» В. Бурнаевского и др. Главная тема творчества художника – поэма классика чувашской литературы К.В. Иванова «Нарспи». Более полувека посвятил Пётр Владимирович художественному оформлению различных изданий «Нарспи». Сизовская «нарспиана» было по достоинству оценена современниками и вошла в золотой фонд чувашской культуры.

Лауреат Государственной премии Чувашской Республики им. К.В. Иванова Пётр Владимирович неоднократно принимал участие на выставках произведений художников автономных республик, Всероссийском конкурсе книги и книжной графики, зональных выставках «Большая Волга».

За большие заслуги в области чувашского изобразительного искусства Петру Владимировичу присвоены почётные звания народного художника Чувашской Республики и заслуженного художника Чувашской Республики.

Умер художник 6 июля 1996 года в Чебоксарах. Материалы о жизни и творчестве мастера графики, его произведения сегодня хранятся в фондах республиканских архивов и Чувашского государственного художественного музея.

В фонды Тольяттинского художественного музея в 1991 году Республиканским центром художественных выставок и пропаганды изобразительного искусства "Росизопропаганда" было передано три линогравюры - иллюстрации к чувашским народным сказкам «Альдюк», «Старикова дочь» и «Три брата».

Иллюстрация к чувашской сказке «Альдюк». 1974 г.с.

В этой работе художник создал динамичную графическую композиция, в центре которой Альдюк - главная героиня одноимённой чувашской сказки. Девушка взволнованно вскинула руки вверх, как бы обращаясь к гусю. Стая гусей кружит вокруг Альдюк, и не зря, птицы скидывают с себя перья, каждая понемногу, чтобы девушка, набрав перьев, смогла улететь с ними, ведь она когда-то была гусыней и также свободно летала в небе. Героиня сказки самозабвенно ловит перья, позабыв про земные заботы, её косынка сползла с головы, вокруг летят перья, падающие к ногам. На заднем плане могучий дуб, создающий тёмный силуэт в композиции, а вдалеке на пригорке виднеется дом, про который девушка в смятении позабыла, устремив свой взор в небо, к гусиной стае. Эмоциональность момента художник мастерски передаёт в резких контрастах чёрного и белого, через штрихи, чистые, гладкие и плавные.

Иллюстрация к чувашской сказке «Старикова дочь». 1974 г.с.

В графической композиции главная героиня сказки уснула в лесу под кроной могучего дуба. На его ветках сидят белые куропатки, выделяясь на тёмном фоне. От могучих ветвей защитника-дуба и сказочных птиц исходит свечение. Они как будто охраняют спящую девочку. Художник линиями и штрихами проработал поверхность доски, чтобы показать мягкость и густоту травы, также передать состояние глубокого безмятежного сна после трудного дня и притеснений со стороны злобной мачехи, стариковой дочери пришлось покинуть родной дом.

Иллюстрация к сказке «Три брата». 1974 г.с.

В графической композиции на переднем плане динамичная сцена, изображающая троих братьев во время скачки. На разных животных скачут братья – один из братьев верхом на чёрном кабане, всаднику и кабану стоит немалых усилий догонять остальных. Средний брат - верхом на белом козле вырывается вперёд, причём, всадник сам удивлён этим фактом. А в верхней части композиции, возвышаясь над всеми, верхом на красивом сером жеребце «в яблоках», скачет самый младший из братьев. Он несется во весь опор, взмахнув кнутом в правой руке. На верхней линии горизонта художник изобразил дом с деревьями, в небе летящих птиц, пытающихся обогнать скачущих братьев. Петру Сизову удалось благодаря чётким, резким и угловатым штрихам, многочисленным линиями, меняющими своё направление, а также чёрно-белыми переходам создать ощущение скорости, движения и эмоциональности сцены.

В одном из интервью художник очень ёмко сказал о своём творчестве: «Ничто в жизни не давалось мне без упорного труда и настойчивости. Трудности в творчестве закалили мой характер, научили быть собранным, последовательным, целенаправленным. Искусство стало делом всей моей жизни, ее смыслом и содержанием». (Пётр Сизов: «Дело моей жизни»).

Продуманные, отточенные и эмоциональные произведения Петра Сизова входят в число одних из лучших графических работ фондов Тольяттинского художественного музея.

Материал подготовила старший научный сотрудник Н.С. Погорелова

Моисей Спиридонович Спиридонов (24 августа 1890 г., село Яншихово-Норваши, Янтиковский район, Чувашская АССР - 31 марта 1981 г., Чебоксары, ЧАССР) - старейший советский художник, один из основоположников чувашского профессионального изобразительного искусства, автор широкоизвестных ныне произведений живописи. Моисей Спиридонов родился 24 августа 1890 года в селе Яншихово-Норваши Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Янтиковский район Чувашской Республики), в крестьянской семье. Чуваш. Отец - Спиридон Лаврентьевич Лаврентьев, мать - Варвара Александровна Лаврентьева. В 1899-1905 годах Моисей учится в сельской двухклассной школе в Яншихово-Норвашах. Экзаменуется для поступления в Цивильское городское училище, в Казанскую учительскую семинарию. В 1905-1906 годы берёт уроки в частной подготовительной школе К. Н. Баратынской под Казанью, в имении близ села Шушары. Моисея Спиридонова принимают в Казанскую художественной школу, здесь он получает знания до 1912. Готовит декорации к спектаклям в оперном театре Казани, выполняет росписи в частных домах. Пишет первые картины на темы жизни чувашской деревни. Школу оканчивает по Первой категории, это даёт молодому дарованию право поступить в Академию художеств в Петербурге вне конкурса. 1912-1918 годы будущий живописец учится художественному мастерству в стенах Высшего художественного училища Академии художеств в Петербурге-Петрограде у профессоров Г. Р. Залемана, И. И. Творожников, Я. ф. Ционглинского, А. В. Маковского, Н. С. Самокиша. В это же время работает учителм рисования гимназий и других школ в Петрограде. В 1913-1915 годах занимается на Высших педагогических курсах при Петербургской Академии художеств у А.В. Маковскиго. В 1918 году возвращается на родину, в Яншихово-Норваши, занимается хозяйскими делами. Поступает на работу на Педагогические курсы в г. Шихране (Канаше). Обращается в правительство Чувашской Коммуны с предложением об устройстве художественной жизни родного народа. В 1920-1926 годы Моисей Спиридонович руководит работой секции изобразительного искусства в подотделе искусств Чувашского областного народного образавания. В 1926-1932 годы М. С. Спиридонова назначают председателем Чувашского филиала Ассоциации художников революционной России. В 1927 году удаётся провести первую выставку произведений чувашских художников в Чебоксарах, выезжают с экспозицией на показ искусства народов СССР в Москве. В 1921-1950 годах М. Спиридонович трудится заведующим Центральным Чувашским краеведческим музеем, сотрудником Чувашского научно-исследовательского института, директором Чувашской государственной художественной галереи, избирается депутатом Верховного Совета ЧАССР. В 1937-1955 годы ведёт работу председателя правления Союза чувашских художников. В 1935 году мастеру присваивается почетное звание «Заслуженный деятель искусств Чувашской АССР». М. М. Спиридонов в 1940 году удостаивается почетного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Не забывает живописец и о преподавательской стезе: в 1940-1941 годах он - преподаватель Чебоксарского художественного училища, в 1948-1954 годы даёт знания студентам Чебоксарского художественного училища. За доблестный труд мастера награждают в 1950 году орденом Ленина. В 1960 году - его чествуют званием «Народный художник Чувашской АССР», награждают Почетной Грамотой Верховного Совета РСФСР. 1980 году художник награжден орденом Дружбы народов. Художник умер 31 марта 1981 года в Чебоксарах.




Top