Чувства полковника после бала. Внешность полковника «После бала

Отличительная особенность жизни и творчества великого русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого - постоянные нравственные поиски. В чём истинное предназначение человека, как относиться к другим людям и общепринятым «истинам» - все эти вопросы в той или иной степени затронуты в его произведениях. Особенно остро и бескомпромиссно писатель говорит о них в романах, повестях и рассказах, созданных им после духовного кризиса, пережитого в конце 70-х годов XIX в. К таковым относится и рассказ «После бала».

История создания

В начале апреля 1903 г. в городе Кишинёве Бессарабской губернии Российской империи произошёл крупный еврейский погром. Л. Н. Толстой выступил с резким осуждением погромщиков и бездействовавших властей. Комитет помощи пострадавшим от погрома организовал сбор средств. В конце апреля известный еврейский писатель Шолом-Алейхем попросил Льва Толстого «дать что-нибудь» для готовящегося им с той же целью литературного сборника. В ответном письме Лев Николаевич обещал выполнить его просьбу.

9 июня Толстой решил написать рассказ о случае из жизни своего брата Сергея Николаевича, навевающем определённые ассоциации с кишинёвским погромом. Эту историю 75-летний Лев Николаевич запомнил ещё со студенческих времён, проведённых вместе с братьями в Казани.

План будущего рассказа был набросан в дневниковой записи от 18 июня 1903 г. Первый вариант рассказа под названием «Дочь и отец» был написан 5-6 августа. Затем Толстой поменял название на «А вы говорите». Окончательная редакция рассказа под названием «После бала» была закончена 20 августа 1903 г. Произведение было опубликовано уже после смерти писателя в «Посмертных художественных произведениях Л. Н. Толстого» в 1911 г.

Описание произведения

Повествование ведётся от имени главного героя - Ивана Васильевича. В привычном окружении он рассказал два случая из своей жизни в бытность студентом провинциального университета. Они должны были иллюстрировать его утверждение о том, что определяющим в судьбе человека является не среда, а случай.

Большую часть рассказа занимают переживания героя, побывавшего в последний день Масленицы на балу у губернского предводителя. Там собрались все «сливки» провинциального общества, включая Вареньку Б., в которую студент был без памяти влюблён. Она стала королевой бала, и ею любовались не только мужчины, но и женщины, которых она оттеснила на задний план. Так, по крайней мере, казалось студенту Ване. Прекрасная девушка благоволила к нему и подарила большинство танцев с ней.

Варенька была дочерью полковника Петра Владиславовича, вместе с женой также бывшего на балу. В его конце присутствующие уговорили полковника станцевать с дочерью. Пара оказалась в центре внимания. Пётр Владиславович вспомнил прежнюю удаль и станцевал по-молодому лихо. С повышенным вниманием следил за парой Ваня. Особенно тронули его душу старомодные полковничьи сапоги. В них угадывалась экономия на себе с тем, чтобы ни в чём не отказывать любимой дочери.

После танца полковник сказал, что ему завтра рано вставать, и не остался на ужин. А Иван ещё долго танцевал с Варенькой. Неземное чувство счастья и абсолютной гармонии бытия охватила главного героя. Он любил не только Вареньку, её отца, но и весь мир, в котором, как ему казалось в эти минуты, не было ничего дурного.

Наконец, бал закончился. Вернувшись домой под утро, Иван понял, что от избытка чувств не сможет заснуть. Он вышел на улицу и ноги сами понесли его к дому Вареньки, расположенному на окраине города. По мере приближения к полю, прилегающему к дому, зазвучала барабанная дробь и неприятные, визгливые звуки флейты, заглушающие танцевальные мелодии, ещё звучавшие в душе Ивана. Там пропускали через строй беглого солдата-татарина. Другие солдаты с двух сторон с размаху били несчастного по оголённой спине, а он только обессиленно бормотал: «Братцы, помилосердствуйте». Спина его давно превратилась в кровавое месиво.

А руководил экзекуцией отец Вареньки, и делал он это так же старательно, как танцевал с дочерью накануне. Когда один малорослый солдат ударил татарина недостаточно сильно, полковник с перекошенным от злобы лицом начал бить его за это по лицу. Иван был потрясен увиденным до тошноты. Его любовь к Вареньке пошла на убыль. Кровавая спина истязаемого её отцом солдата встала между ними.

Главные герои

Герой рассказа Иван Васильевич наделён чувством сострадания и умением поставить себя на место другого человека. Людские несчастья не стали для него простыми жизненными декорациями, как для абсолютного большинства представителей привилегированных сословий. Совесть Ивана Васильевич не заглушена ложной жизненной целесообразностью. Эти качества в высшей степени были присущи и самому Толстому.

Полковник Пётр Владиславович - заботливый отец и хороший семьянин. Скорее всего, он считает себя и истинным христианином, служащим Богу, государю и отечеству. Но он, как и большинство людей во все времена, абсолютно глух к главному в христианстве - великому нравственному закону Христа. Согласно этому закону, к людям надо относиться так, как хотелось, чтобы они относились к тебе. Невзирая на сословные и имущественные перегородки.

Трудно составить психологический портрет красавицы Вареньки. Скорее всего, вряд ли её внешняя привлекательность сочеталась с такой же душой. Ведь воспитывалась она отцом, который на поверку оказался настоящим изувером на государственной службе.

Анализ рассказа

Композиционная доминанта рассказа - противопоставление двух его частей, описывающих события на балу и после него. Сначала сверкающий светлыми красками бал - праздник молодости, любви и красоты. Он проходит в последний день Масленицы - Прощёное воскресенье, когда верующие должны прощать друг другу взаимные прегрешения. Затем - тёмные краски, бьющая по нервам «нехорошая музыка», и жестокая расправа над несчастными солдатами, среди которых главная жертва - инаковерующий (как и кишинёвские евреи).

В рассказе можно выделить несколько главных мыслей. Прежде всего, это абсолютное неприятие любого насилия, включая оправдываемое государственной необходимостью. Во-вторых, противное воле Бога деление людей на достойных уважения и уподобляемых скоту.

Менее очевидны другие мотивы. В истязании инаковерующего в Прощёное воскресенье Толстой иносказательно продолжает упрекать оправдывающую государственное насилие официальную церковь, от которой был отлучён за два года до этого.

Образ влюблённого и беспечного Ивана Васильевича напоминает Толстому и собственную молодость, к которой писатель относился критически. Как ни странно, но у молодого Толстого были общие черты и с полковником. В другом своём произведении («Юность»), писатель пишет о собственном подразделении людей на достойных и презираемых.

Одним из главных героев рассказа Льва Толстого « » является уже не молодой человек, который был военным и служил в чине полковника. К тому же он был отцом Вареньки – возлюбленной Ивана Васильевича.

Итак, впервые мы знакомимся с полковником у него в имении на балу. Первое впечатление, которое сложилось об этом человеке, было положительное. Полковник оказался очень щедрым. На балу играла прекрасная музыка, подавались хорошие закуски и шампанское. Все приглашенные были в восторге от такого приема. Видно было, что полковник очень любит и дорожит своей дочерью. Он готов ради нее на все, лишь бы она чувствовала себя счастливой.

Несмотря на свою должность, полковник был очень доброжелательным, заботливым и грациозным. К тому же, он был прекрасным танцором. Весь вечер с его лица не сходила милая улыбка.

Казалось, что полковник также наслаждался балом, как и все присутствующие. Глядя на такого человека, невольно понимаешь, что он был отличным начальником, отцом для своих солдат. Наверное, о своих солдатах он также заботился, как и о своей дочери.

Но после бала мы видим совершенно другого человека. Полковник превратился в грубого солдафона, который кроме жестокости не может испытывать других чувств. Он командовал солдатами, которые избивали своего товарища за дезертирство. Несчастного привязали к двум ружьям и вели через строй. Каждый солдат бил его по спине палкой. Таким жестоким было наказание.

Полковник наблюдал за происходящим с каменным лицом. Ни что в нем не могло пожалеть несчастного солдата. Для него было важно, чтобы другие солдаты били дезертира с максимальной силой. Один из солдат, пытаясь смягчить наказание для дезертира, ударил последнего не так сильно, как другие. Это привело в бешенство полковника. И он тут же обрушил свой гнев на него, избив перчатками по лицу. И что самое интересное, полковник был уверен, что он прав. Если бы ситуация повторилась – он бы поступил также.

Таким образом, мы видим, как из доброго и заботливого отца полковник превратился в жестокого тирана. Думаю, это произошло по тому, что полковник делил мир на своих и чужих. Обладая безграничной властью над солдатами, он был безнаказан. Любое его действие или поступок в отношении своих подчиненных был дозволенным. Он считал себя хозяином их жизни. А на балу полковник был равным среди равных. Именно там проходила его настоящая жизнь.

Герой небольшого рассказа Льва Николаевича Толстого «После бала» Иван Васильевич делиться своими впечатлениями от встречи с полковником и описывает его портрет.

Петр Владиславич был полковником и отцом прекрасной девушки Вари, в которую был влюблен рассказчик.

В первой половине рассказа Иван Васильевич описывает его на балу.

Старый полковник был красивым и статным человеком. У него было румяное лицо, белые усики и бакенбарды. Полковник имел прекрасное телосложение, он был высоким человеком с широкой грудью и крепкими плечами. По его фигуре и выправке было видно, что он военный человек.

У Ивана Васильевича его поведение вызывало восхищение и уважение. Поведение полковника было учтивым, он был приветлив и мил по отношению к окружающим.

Полковник с трепетом и нежностью относился к своей дочери, у него была такая же ласковая улыбка, как и у нее.

Особенно Ивана Васильевича поразили его сапоги. Они были старинными и не модными, видно было, что сапоги были домодельными. Это говорило о том, что старик ограничивает себя, для того, чтобы вывозит на балы и красиво одевать свою любимую дочь.

На утро Иван Васильевич снова видит полковника в поле возле его дома. Поведение старика кардинально разнится с увиденным вечером. Он предстает в образе сурового и жесткого начальника, не имеющего ни малейшего сострадания и милосердия к людям.

Полковник руководил избиением татарина, который пытался сбежать. От милого человека, увиденного накануне, не осталось и следа. У него была твердая походка, его сильные плечи покрывала шинель, а на голове была фуражка.

Иван Васильевич наблюдал, как старый полковник гневным голосом вычитывал солдата, за то, что он не сильно бил наказуемого татарина. Без малейшего сожаления полковник бил его по лицу своей крепкой рукой в перчатке.

Поведение полковника было грозным, на лице его отражалась злость. Иван Васильевичу было трудно поверить в то, что еще совсем недавно полковник казался абсолютно иным человеком. Он танцевал, радовался балу, был мил с окружающими людьми и бесконечно нежен по отношению к своей дочери Варваре.

Когда полковник увидел Ивана Васильевич, он быстро отвернулся, сделав вид, что не узнал его. Возможно, поведение полковника было связано со службой и он был лишь заложником обязательств и выполнял свой долг.

Однако, Иван Васильевич, как не пытался, так и не смог оправдать его в своих глазах.

Сочинение Образ Полковника отца Вареньки и его характеристика

Одним из основных персонажей произведения является Полковник, носящий имя Петра Владиславовича, представленный писателем в образе отца Вареньки, главной героини рассказа.

Полковник описывается в качестве высокого, статного мужчины преклонного возраста с румяным лицом, на котором красуются подвитые усы и аккуратно подстриженные бакенбарды. Его внешности, располагающей к общению и вызывающей уважение, присущи твердая, уверенная походка, блуждающая на лице ласковая улыбка и открытый взгляд сверкающих глаз. Несмотря на военный чин, в повседневной жизни полковник предпочитает одеваться в армейскую форму в виде безупречного мундира, черных замшевых перчаток и давно вышедших из моды остроносых сапог со сбитыми каблуками.

Полковник является примерным семьянином и отцом, не чаявшим души в собственной дочери, для которой не жалеет ни денег, ни времени, готовый отказать себе во всем ради удовольствия Вареньки.

Герой, несмотря на свой почтенный возраст, обожает танцевать и старается не пропускать ни одного из званых балов, где предпочитает кружиться в вальсе с красавицей-дочерью, с которой у него сложились доверительные отношения.

На очередном балу, где рассказчик в образе Ивана Васильевича встречается с галантным и любезным полковником, он попадает под обаяние Петра Владиславовича, представляя его жизнерадостным и миролюбивым человеком.

Однако по окончании бала Иван Васильевич становится свидетелем неприглядного события, главным участником которого является якобы интеллигентный полковник, раскрывшийся перед рассказчиком с другой, нелицеприятной стороны.

Полковник руководит жестоким наказанием провинившегося солдата, попытавшегося осуществить побег. При этом герой меняется не только с внешней стороны, но и внутренне. Полковник гневно кричит, унижает не только несчастного, подвергнутого наказанию, но и подчиненных, исполняющих казнь. Он непреклонен в своей жестокости, не слышит мольбы о пощаде, заставляя сослуживцев наносить провинившемуся еще большую боль.

Раскрывая образ полковника в романе, писатель повествует о реальных событиях, произошедших в тот период времени, когда жестокость общественного существования калечит духовные качества человека, делая из него морального урода, тщательно скрывающего свой истинный облик и черствую сущность за маской положительных характерных черт.

Вариант 3

Рассказ «После бала» был написан Л.Н. Толстым. В нем рассказывается история из жизни самого писателя, которая очень сильно его впечатлила. Написать он о ней решил спустя несколько десятков лет.

Рассказ ведется от лица главного героя, – Ивана Васильевича – который влюблен в девушку Вареньку Б. Эта девушка была самой прекрасной на балу, даже сам Толстой не может описать ее красоту. У нее всегда было много поклонников. Эта любовь главного героя была самой сильной за всю его жизнь. Танцуя, молодые люди никак не могли налюбоваться друг другом. Первая часть этой истории показывает бал, где люди отдыхают, танцуют, общаются. На этом балу Иван Васильевич знакомится с отцом Вареньки – Петром Владиславовичем Б.

Петр Владиславович – дворянин, полковник. У него есть семья: жена и восемнадцатилетняя дочь Варенька. Живут они в Казани. Полковник красивый, статный мужчина в летах. На лице у него были бакенбарды и усы. Большую часть своих денег тратит на свою дочь, ограничивая себя даже в новых сапогах. Петр Владиславович ловко и умело танцует. Ему нравится танцевать со своей дочерью. Обращается с ней ласково и нежно. Взгляд у него добрый и ласковый, как у нее. Полковник со всеми на балу обращался вежливо и галантно, что говорит о его хороших манерах. Все, кто с ним общался, были очарованы им с первого взгляда, чувствовали уважение. То же самое чувствовал и главный герой. К тому же Иван Васильевич очень хотел стать офицером. А полковник рассказывал ему про службу: как она много для него значит, и как он любит своих солдат.

После бала он отправился домой. Но после таких приятных впечатлений, не смог уснуть. Молодой человек был на столько воодушевлен, что собрался и отправился к дому Вареньки. Там он увидел странное движение и услышал крики: полковник, который недавно был на балу, танцевал с дочерью и тепло отзывался о своих солдатах, в гневе бил одного из них (наказывали сбежавшего татарина). Спина этого татарина не была похожа на спину, скорее, на кровавое мясо. Он умолял полковника о пощаде, но тот злился еще больше. Тот мужчина, который нежно обнимал свою дочь, бил по лицу и другого солдата.

Этот случай очень впечатлил Ивана Васильевича. Он больше не мог любить Вареньку (с ней молодой человек все время вспоминал ту историю) и позже любовь его прошла совсем. Мысли о военной службе Иван Васильевич тоже оставил, потому что не видел больше в этом ничего благородного.

Несколько интересных сочинений

    Двадцать первый век – это век информационных технологий, где возможно абсолютно все. Иногда так хочется представить, что это действительно так. Что любой человек может делать то, что он хочет

  • Анализ произведения Платонова Волшебное кольцо

    Сказка Андрея Платонова «Волшебное кольцо» писалась автором на закате творческой карьеры – это одно из последних произведений. К тому времени уже признанный писатель выбрал жанр сказки

  • Сочинение по картине Шишкина Сосны освещенные солнцем 5 класс (описание)

    На картине уникального русского художника И. И. Шишкина изображен величественный сосновый лес. Лесная поляна залита ярким, солнечным светом, который проникает сквозь густые ветви деревьев.

  • Сочинение Проблема раскаяния + аргументы из литературы (ЕГЭ)

    Раскаяние - это невероятно важная способность человеческой души. Если человек не способен раскаяться в своих дурных поступках, совершенных намеренно, это означает, что, скорее всего, он душевно обделен

  • Анализ главы Любани произведения Путешествие из петербурга в Москву

    Любани – 4 глава легендарного произведения Радищева Путешествие из Петербурга в Москву. По мнению большинства читателей, является одной из самых известных частей данной повести. Причиной возникновения подобных

В основе сюжетной линии рассказа Л.Н. Толстого «После бала» лежит история из жизни, случившаяся с очевидцем событий. Образ и характеристика Полковника на балу и после бала раскроет двуличность главного персонажа, обнажив его истинную сущность. Характеристика полковника Б происходит через призму восприятия его Иваном Васильевичем. Он акцентирует внимание на том, как разительно отличается внешний вид и поступки полковника на балу и после него.

Полковник Б – Петр Владиславович Б. Центральный персонаж рассказа. Отец Вареньки.

Семья

Его семья жена и дочь Варенька. Проживали они в провинциальном городе, в добротном доме. В дочери полковник души не чаял. Все деньги уходили на нее. Балы, дорогая одежда требовали немалых денежных вложений. Отказывая себе во всем, он старался, чтобы дочь ни в чем не нуждалась. Примерный отец и семьянин. Он казался образцом для подражания, вызывая невольную зависть.

Внешность

Высокий, статный мужчина в возрасте. Румяное лицо с подвитыми усами. Аккуратные бакенбарды. На лице всегда блуждала ласковая улыбка. Взгляд блестящих глаз открыт. Походка твердая, уверенная. Он располагал к себе, вызывая невольное уважение и почитание.

Одежда

Петр Владиславович всегда носил форму. Увидеть его в штатском большая редкость. Мундир полковника безупречен. Сапоги хороши, но давно вышли из моды. Сбитые, без каблуков. С острыми, четвероугольными носками. На руках черные замшевые перчатки.

На балу

На очередном балу, куда полковник привез дочь, он, как всегда, был галантен и учтив. Было видно, какие у них с дочерью доверительные отношения. Он казался искренним, всем поведением и видом показывая любовь к Вареньке. Когда они кружили по залу, с них не сводили глаз. За этой парой приятно было наблюдать.

Полковник любил танцевать. Несмотря на преклонный возраст, старался не пропускать подобных мероприятий. Иван Васильевич, рассказчик, при первой встрече с бравым военным, был очарован им, как и другие. Все изменилось, когда ему пришлось увидеть полковника во время службы. Произошла эта встреча уже после бала.

После бала

Праздник закончился. Гости разошлись. После бала сон не шел. Эмоции переполняли Ивана Васильевича. Он направился к дому Вареньки и невольно стал свидетелем неприглядного зрелища, где главная роль была отведена полковнику. На этот раз, уже без парадного мундира, он выполнял свои непосредственные обязанности.

Перемены были разительны. Он изменился не только внешне, но и внутренне. В нем не осталось ничего человеческого. Наказанию подвергся солдат, пытавшийся совершить побег. Полковник оставался глух и нем к его мольбам о пощаде. Ему казалось, что он недостаточно наказан. Его гнев обратился на подчиненных. Он орал на них, унижал, заставляя причинить еще большую боль провинившемуся солдату.

Увидев Ивана Васильевича, полковник сделал вид, что не узнал его. Отвернулся и продолжил свое грязное дело. Трудно представить, что еще недавно он нежно щебетал с дочерью, был галантен с дамами, шутил и смеялся, радуясь жизни. Сняв маску с лица, он принял истинный облик, который тщательно скрывал.

Кто виноват в случившемся

Что за человек на самом деле полковник? Садист или жертва сложившихся обстоятельств? Петр Владиславович не считал себя виноватым. Он выполнял свою работу. В то время палочная дисциплина для армии была нормой. Так было принято. Характер этого человека формировало общество, окружавшее его. Жестокий век с его нравами калечил души людей, превращая их в моральных инвалидов.

Для своего произведения «После бала» Лев Николаевич Толстой обдуманно выбирает жанр небольшого рассказа. Его необычная кольцевая композиция позволяет читателю поверить в реальность происходящих событий, лучше разобраться в характере действующих персонажей. В основе сюжета жизненная история, рассказанная очевидцем. Характеристика полковника из рассказа «После бала» Толстого осуществляется через восприятие его Иваном Васильевичем. Мы видим Петра Анисимовича именно таким, каким представлял его себе рассказчик. Приём антитезы помогает читателям лучше разобраться в содержании, акцентирует внимание на главных чертах характера героя. Вечерние и утренние события в сюжете повествования противопоставлены друг другу и делят рассказ на две части.

Облик полковника на балу

Полковник Пётр Анисимович, отец Вареньки, личность сложная и противоречивая. Прочитав рассказ, понимаешь, что поступки и внешний вид полковника на балу и после бала сильно отличаются друг от друга.

В первой половине произведения автор знакомит нас с отцом Вареньки во время праздничного события. Благожелательные отношения гостей и хозяев дома, милые улыбки, звуки мазурки и вальса поднимают настроение, соответствуют обстановке бала. Описание полковника на вечере гармонирует с атмосферой. Пожилой человек в парадном офицерском мундире «очень красивый, статный, высокий» с выправкой старого служаки вызывает уважение у Ивана Васильевича. Он галантен с дамами, учтив с окружающими. Доверительные близкие отношения полковника с дочерью привлекают всеобщее внимание. Общаясь с ней, он «нежно, мило обхватил дочь руками за уши и поцеловал в лоб». Приятно наблюдать за необычной парой во время танца. Отдельные слова и жесты Петра Анисимовича убеждают в искренности чувств по отношению к своему ребёнку. Он всей душой любит Вареньку, гордится ею. Мундир полковника безупречно аккуратен, но вышедшие из моды сапоги с «четвероугольными» носами говорят нам о многом. Мы вместе с Иваном Васильевичем понимаем, что старый человек ограничивает себя во всём, чтобы красиво одевать и вывозить в свет обожаемую дочь. На первый взгляд, кажется, что этот умудрённый опытом почтенный отец семейства – положительный герой, мужчина, достойный нашего уважения. На самом деле это не так.

Поведение героя после бала

Во второй части повествования праздничное настроение исчезает. С наступлением рассвета начинается новый день. Изменяются краски и чувства. Другим становится и наш герой. В рассказе «После бала» характеристика полковника многогранна. Писатель умело показывает неприглядную сторону личности полковника. Сняв парадный мундир и приступив к своим непосредственным обязанностям, Владислав Анисимович меняется не только внешне, но и внутренне. В его душе нет больше места человеческим чувствам. Он не способен сострадать, проявлять милосердие. Глазами неискушённого в жизни молодого человека мы видим, как полковник «шёл твёрдой, подрагивающей походкой» и руководил избиением провинившегося татарина. Это был тот же самый человек, что и на балу «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами».

Но мучения и боль несчастного теперь не трогают душу начальника. Более того, он готов жестоко расправиться с теми, кто, нарушив приказ, недостаточно сильно опускает палку на спину беглого солдата. «Я тебе помажу», – услыхал его гневный голос рассказчик. Полковник кричит на подчинённых, унижает и даже распускает руки в порыве гнева. Лицо героя превращается в бесчувственную маску. Раздражение, досада, злость отражаются на ней при виде жениха своей дочери. Он, «грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся». Перед нами совершенно иной незнакомый человек. Трудно представить, что несколько часов назад он радовался жизни, с нежностью обнимал дочь, шутил и мирно беседовал с друзьями.

Кто виноват

Внезапно произошедшая метаморфоза непонятна читателю. Иван Тимофеевич также испытывает смятение. Каково же на самом деле настоящее лицо этого человека? Что заставило добродушного любящего отца стать чудовищем. В рассказе «После бала» полковник – жертва объективной реальности. Владислав Анисимович не притворялся. На службе он выполнял свой долг, вел себя так, как принято в обществе ему подобных. Виноват не отдельный человек, а закон, позволяющий офицеру унижать достоинство и поднимать руку на подчинённого. Телесные наказания, палочная дисциплина в армии – привычная норма жизни людей того времени, эпохи правления Николая I. Часто окружающая среда, общественное мнение формирует характер человека, руководит его действиями. Полковник не сомневался, что поступает правильно, не считал себя плохим человеком, потому что так думали и поступали его современники. Жестокий век и жестокие нравы калечат души людей, обесценивают нравственные законы и уничтожают моральные принципы.




Top