Цикл концертов «Гершвин и его время. Гершвин и его время

». Творческий взлет музыканта выпал на 20-30 годы прошлого столетия, то время в Америке называли «джазовой эпохой». Этот музыкальный стиль оказал огромное влияние на Гершвина, который пытался выразить при помощи музыки дух современности и жизненный уклад простых американцев. Композитор не раз заявлял, что джаз – это музыка народа, в которой он слышит национальный жизненный импульс и кипящую реку жизни США. Музыкально-общественный деятель В. Дамрош писал, что множество композиторов завораживал, но одновременно и пугал джаз, поэтому они не решались работать в этом стиле. Джордж Гершвин совершил настоящий музыкальный переворот. Критик сравнил мужчину с принцем, который взял за руку Золушку и на весь мир заявил, что теперь она настоящая принцесса. Биография маэстро насчитывает множество потрясающих взлетов и не менее грандиозных падений, вся его жизнь словно воплощает американскую мечту. Гершвин добился всего усердным трудом, нашел свое призвание и при жизни достиг непостижимых высот и мировой славы.

Краткую биографию Джорджа Гершвина и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Гершвина

Будущий виртуозный американский пианист и композитор Джордж Гершвин родился 26 сентября 1898 года в Нью-Йоркском районе Бруклин. Изначально мальчик был назван Яковом. Его родители имели еврейские корни, и еще до рождения своих детей уехали жить в США. Отец композитора – Мойше Гершовиц покинул Санкт-Петербург в 1890 году, а затем сменил имя на Моррис Гершвин и всю жизнь трудился на обувной фабрике. Мать – Роза Брускина родилась в Одессе, уехала в Соединенные Штаты немного раньше, чем ее будущий муж. Гершвины воспитывали четырех детей, из которых Джордж был вторым, у него также были братья Айра и Артур и сестренка Фрэнсис.

Семья не обладала большим достатком и ютилась в маленькой деревянной квартирке. Джордж, в отличие от своих братьев и сестры, был очень своенравным и обладал сложным характером. В школе не отличался особым стремлениям к учебе, чем очень огорчал Розу, которая мечтала, чтобы ее дети хорошо учились и стали преподавателями. Зато Джордж делал успехи в катании на коньках и даже завоевал «титул» уличного чемпиона. Друзья мальчика с детства замечали, что он мог на какое-то время полностью уйти в себя и не обращать внимания на окружающий мир. Причиной всему стала музыка. Когда будущий композитор слышал красивые напевы, он замирал и забывал обо всем на свете.


Биография Гершвина гласит, что в 8 лет Джордж попал на школьный концерт, на котором выступал музыкант Марк Розенцвейг с музыкальной пьесой «Юмореска». Мальчик был так впечатлен выступлением скрипача, что полтора часа ждал его под проливным дождем. А когда узнал, что Марк вышел через запасной вход, направился прямо к нему домой. Гершвин нашел общий язык с Розенцвейгом и часто ходил к нему в гости. Дома у скрипача стояло фортепиано, которое словно манило мальчика. Именно Марк показал маленькому Джорджу удивительный мир искусства и знакомил с гениальными музыкальными произведениями. Будущий композитор стал брать первые профессиональные уроки, и пытался на слух воспроизводить знакомые мелодии. Уже тогда старший брат Джорджа Айра мечтал стать музыкантом и занимался в специализированной школе, родителей сильно удивил тот факт, что их младший сын без посторонней помощи овладел фортепиано и обогнал своего брата. Моррис и Роза поняли, что мальчика тоже нужно отдать в руки профессионалам.

Начало музыкальной карьеры


С музыкальной школой дела у юного Джорджа как-то не заладились. Изучение нудных гамм, сольфеджио и регулярные занятия нагоняли на мальчика тоску. Гершвин проходил обучение в нескольких местах – сначала с ним занимались пожилые преподавательницы, а один из педагогов даже имел особую технику обучения, и мальчик почти не играл на фортепиано. Ни одно из музыкальных учебных заведений Джордж так и не закончил. Родители видели своего сына коммерсантом, но жизнь выбрала для него совсем другую дорогу.

В 1915 году произошло одно из самых важных событий в жизни молодого человека – он познакомился с музыкантом Чарльзом Хамбицером, с которым моментально подружился. Маэстро давал ему множество бесценных советов и идей, а также предложил отличных учителей. К семнадцати годам Джордж прекрасно разбирался в музыкальном искусстве, блестяще владел фортепиано и писал свои первые произведения. Он усердно изучал классические мотивы, но особенно ему нравился популярный стиль в музыке. Несмотря на свой юный возраст, Гершвин получил работу в музыкальном издательстве Джерома Ремика, где имел должность пианист-популяризатор. Молодой музыкант подрабатывал, выступая в ресторанах, и писал большое количество сочинений. В 1926 году Джордж представил на суд публики одно из своих первых «музыкальных детищ» под названием «Когда вы захотите». Несмотря на то что композиция не стала сильно популярной, с ее помощью Гершвин смог обратить на себя внимание режиссеров с Бродвея. Песня очень понравилась известной в те времена певице – Софи Такер. После ее блестящего исполнения, Джордж получил признание на Бродвее. Его имя стало часто появляться в прессе, а венгерский композитор Зигмунд Ромберг взял его композиции в свое ревю. Затем режиссеры Бродвея поставили несколько мюзиклов с музыкой Гершвина, а один из известнейших американских композиторов сказал, что Джордж обладает искрой гениальности.

Творческий путь

С 1918 года мужчина перестал брать подработки и давать индивидуальные уроки - теперь он мог всецело заниматься любимым делом и получать за это кругленькие суммы. Джордж писал композиции для сценических выступлений на Бродвее и работал автором в джазовой группе Пола Уайтмена. Только за год он «оживил» своей музыкой 10 мюзиклов, которые прогремели на всю Америку. На премьеру «Рапсодия в блюзовых тонах» в 1924 году пришло большое количество именитых гостей – в первом ряду сидели гениальные музыканты Рахманинов, Годовский и Стравинский. Мюзикл стал очень успешным, а Джордж получил настоящее признание публики. Вслед за собой слава принесла материальное благосостояние. Композитор приобрел пятиэтажный дом и уехал путешествовать по Европе на целых три года. Мужчина лично составил маршрут, который начинался с Англии и Франции, а закончился в Австрии. Когда Гершвин вернулся в Америку, он представил на суд публики симфоническую поэму «Американец в Париже». Успех произведения был ошеломительный, после чего его стали исполнять многие коллективы. Музыка Джорджа Гершвина представляла собой смесь абсолютно разных музыкальных жанров. В ней была и классика, новейшие негритянские ритмы, фольклорные мотивы,

экстравагантные мелодии. Все это было приправлено невероятной экспрессией и смелыми ритмами.

Когда Джордж получил большую популярность, он стал сотрудничать со своим родным братом Айре. Мужчина в последующем называл себя Артуром Френсисом (имена их младших брата и сестры), ведь он был уверен, что в мире музыки фамилия Гершвин должна быть единственной и уникальной. Творческий союз двух братьев имел большой успех, вместе они создали несколько десятков композиций для бродвейских представлений и кинофильмов. В те времена это был по-настоящему востребованный дуэт. Самым триумфальным сочинением Джорджа и Артура стал мюзикл «Lady, Be Good». Одна из его песен была признана лучшей балладой о любви прошлого века.


Последние годы жизни

Согласно биографии Гершвина в 1936 году композитор уехал в Голливуд, чтобы заняться написанием музыки к кинофильму Shall We Dance (Давайте потанцуем), в котором сыграли популярные актеры того времени. Сочинения музыканта, которые объединили балет и джаз, занимают около часа киноленты. Чтобы создать идеальный союз абсолютно разных стилей, Джордж писал и аранжировал композиции несколько месяцев. В начале рокового 1937 года Гершвин выступил с уникальным музыкальным концертом совместно с симфоническим оркестром, которым руководил маэстро из Франции Пьер Монте. Прямо на сцене мужчину стали преследовать «музыкальные отключения». В июне Гершвин упал во время очередного выступления, и его уже не смогли спасти. Слаженная работа двух братьев Джорджа и Айры, благосостояние, слава – все рухнуло в один момент, трагичным и неожиданным образом. Джордж так усердно трудился над своей легендарной оперой, что получил сильнейший нервный срыв и был полностью истощен. В итоге его покинули аппетит и нормальный сон. Медики настаивали, чтобы композитор переехал в более благоприятные климатические условия и на время забыл про работу. Гершвин воспользовался первым советом, но вот оставить музыку так и не смог.

Внешне мужчина практически не изменился, но морально он очень устал и был сильно подавлен. В 1937 году врачи нашли у композитора симптомы, которые бывают при онкологических заболеваниях. После медицинского обследования была диагностирована опухоль головного мозга. Специалисты делали все, чтобы спасти жизнь популярного музыканта, в одной из лучших американских клиник злокачественное образование было удалено. К сожалению, все усилия докторов были напрасны, и Джордж скончался 11 июля 1937 года, прямо на операционном столе. Гершвин немного не дожил до 39 лет, а ведь у него было столько масштабных планов и идей, которые он так и не успел воплотить в жизнь.



Интересные факты

  • Музыкант был захоронен на кладбище Westchester Hills, которое находится в пригороде Нью-Йорка.
  • Гершвин ни разу не был женат, детьми он тоже не обзавелся. Завещание Джордж писать не стал, поэтому его недвижимость досталась матери. Наследники долгое время собирали прибыль от авторских прав на его музыкальные произведения. Однако они утратили свою силу в 2007 году, когда прошло 70 лет со дня смерти музыканта. В 2005 году журналисты провели расследование и пришли к выводу, что Гершвин был одним из богатейших композиторов в мире.
  • Гершвин был удостоен награды на церемонии вручения премии «Оскар» в 1937 году за композицию "They Can"t Take That Away from Me" (Этого у меня не отнимут), которую он написал вместе с родным братом для кинокартины Shall We Dance (Давайте потанцуем). Легендарная статуэтка была вручена посмертно, Джорджа не стало через пару месяцев после премьеры фильма.
  • Музыкальный язык Гершвина можно описать, как непосредственный, красочный, с нотками юмора. Главное место в его творческой карьере заняли мюзиклы, которые он очень любил, и в которые вкладывал всю свою душу.
  • Во всех музыкальных шедеврах композитора есть своеобразная форма, реальность сценических ситуаций и противостояний, энергичность развития сценария, дуэт трагических и комедийных картин.
  • В 1918-1919 года на бродвейских подмостках уже вовсю гремела музыка Гершвина. Композиция «Swanee», которую взял в свое шоу «Sinbad» Эл Джонсон, имела настоящий успех. В итоге певец несколько раз записывал её на пластинках и неоднократно пел в кинофильмах.


  • Первый учитель Гершвина, Иосиф Шиллингер славился своим уникальным подходом к сочинению музыки – композитор воспринимал творческий процесс с математической точки зрения и пытался найти универсальный музыкальный алгоритм.
  • Гершвин очень увлекался живописью и литературой.
  • Старший брат и соавтор Джорджа – Айра Гершвин взял себе сценическое имя Артур Френсис, которое было составлено из имен их брата и сестры.
  • В 1945 году на экраны вышла картина, посвященная композитору. Фильм назывался «Рапсодия в блюзовых тонах».


  • Прообраз Гершвина был также использован в популярном сериале «Хроники молодого Индианы Джонса». Композитора сыграл актер Том Беккет.
  • Самым внушительным сочинением композитора стала опера «Порги и Бесс». Автор литературного первоисточника лично принимал участие в процессе написания шедевра.
  • В Нью-Йорке есть театр, который назвали в честь потрясающего творческого союза двух братьев - Джорджа Гершвина и Френсиса Артура.

Личная жизнь


Несмотря на мировое признание, Джордж очень переживал, что не смог получить нормальное музыкальное образование. Он несколько раз в неделю усердно занимался на фортепиано, чтобы восполнить этот постыдный, по его мнению, пробел в своей жизни. Также известно, что Джорджа часто мучили нервные срывы и болезни желудка. Музыкант постоянно сидел на строгой диете, которая была построена на сбалансированном питании. Помимо этого, мужчина часто посещал сеансы психоаналитика, который помогал ему разобраться с личными переживаниями.

Несмотря на болезнь и регулярные депрессии, композитор не всегда был угрюм. Он любил веселые посиделки и моментально хватался за новые идеи, которые привлекли его внимание. Его жизнь всегда бурлила и била ключом. Гершвин просто купался в женском внимании, ведь он был богат, обладал красивой наружностью и хорошей фигурой. Зачастую ему не хватало тех дам, которые сами вешались на него, и тогда он приходил в публичные дома. Однажды Джордж не постеснялся спросить у своего друга, сколько денег нужно отдать, чтобы взять женщину на содержание. Однако, услышав в ответ шокирующую сумму, больше никогда не задавался подобными вопросами.

При жизни композитор славился своими любовными похождениями, ему приписывали романы с самыми красивыми женщинами той эпохи. Особенно сильно Джордж был влюблен в свою ученицу Александру Белых. Также широко известны десятилетние отношения Гершвина с композитором Кей Свифт, которая давала ему ценные советы по поводу музыки. К сожалению, они так и не стали законными супругами, хотя ради возлюбленного Кей ушла от своего мужа Джеймса Уорбурга. Внучка Свифт, Кэтрин Вебер, считает, что инициатором их разрыва стала мать Гершвина, которая хотела видеть в качестве невестки еврейку. Мужчина посвятил бывшей избраннице песню «Oh, Kay», которую назвал в ее честь. После смерти композитора, Свифт написала аранжировки к нескольким его песням и неоднократно работала вместе с его братом Айром. Джордж слыл настоящим ловеласом и сердцеедом. В его жизни было много ярких влюбленностей и громких романов. Однако, ни одну из своих прекрасных избранниц Гершвин не смог полюбить также сильно, как музыку.

Зарождение легенды. «Порги и Бесс» история создания

Одной ночью 1926 года, когда Джордж никак не мог уснуть, он решил прочесть роман Дюбоза Хейуорда «Порги». Произведение так поразило мужчину, что он моментально стал придумывать в голове музыкальные мелодии. Композитор позабыл о сне и не мог оторваться от книги до самого рассвета, а потом отправил писателю письмо, в котором признался, что мечтает написать оперу по его произведению. Дюбоз Хейуорд любезно согласился на предложение музыканта, однако музыку оперы «Порги и Бесс » Гершвин начал писать только в 1934 году, так как был сильно занят созданием других композиций и работой дирижёра.

Из биографии Гершвина мы узнаём, что Джордж покинул Нью-Йорк и поселился в глухом посёлке штата Южная Каролина, чтобы всецело погрузиться в работу над грандиозным произведением. В целом музыкант потратил на создание оперы почти 2 года. Долгий труд оправдал себя и произведение «Порги и Бесс» стало по-настоящему значимой и известной работой маэстро. Джордж смог создать потрясающий шедевр, в котором безупречно сошлись джазовые фантазии, фольклорные мотивы и оркестровые партии. Американцы впервые услышали оперу в Бостонском «Колониел-театре» в 1935 году. Зрителям так понравилась премьера, что они аплодировали и выкрикивали восторженные слова 15 минут. «Порги и Бесс» вошла в историю Америки, как первое представление, на которое могли прийти люди разной расовой принадлежности. В начале 1963 года опера отправилась с гастролями по США, а в Европе появилась только после 1945 года.

Музыка Гершвина звучит в фильмах


Произведение Фильм
«На пятьдесят оттенков темнее» (2017)
«I"ve Got A Crush On You» «Банкир Из Бруклина» (2016)
«Summertime» «Рождённый для грусти» (2015)
«Рапсодия в стиле блюз» «Девушка без комплексов» (2015)
«They Can"t Take That Away from Me» «Большие глаза» (2014)
«Рапсодия в стиле блюз» «Приключения мистера Пибоди & Шермана» (2014)
«Великий Гетсби» (2013)
«I"ll Build a Stairway to Paradise» «Авиатор» (2004)
«I"ve Got A Crush On You» «Улыбка Моны Лизы» (2003)
«Let"s Call the Whole Thing Off» «Сабрина – маленькая ведьма» (2003)
«Embraceable You» «Двухсотлетний человек» (1999)
«But Not for Me» «Секреты Лос-Анджелеса» (1997)
«Рапсодия в стиле блюз» «Гремлины 2: Новенькая партия» (1990)

Стал настоящим классиком своего времени. Главное, что осталось после смерти гениального композитора – его потрясающие музыкальные произведения. Самые популярные музыканты считают за честь исполнить произведения маэстро. Джордж Гершвин при жизни смог построить ошеломительную карьеру, его обожала публика и уважали профессиональные критики. Композитор разрушил стену между классическими и популярными направлениями в музыке и оказал огромное влияние на развитие джаза.

Видео: смотреть фильм о Гершвине

ДЖОРДЖ ГЕРШВИН

АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: ВЕСЫ

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: АМЕРИКАНЕЦ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: МОДЕРНИЗМ

ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «РАПСОДИЯ В СТИЛЕ БЛЮЗ»

ГДЕ ВЫ МОГЛИ СЛЫШАТЬ ЭТУ МУЗЫКУ: ВО ВСЕХ РЕКЛАМНЫХ РОЛИКАХ АВИАКОМПАНИИ «ЮHAЙTEД ЭРЛАЙНЗ»

МУДРЫЕ СЛОВА: «ВСЕ ЭТИ РАЗГОВОРЫ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ - ПОЛНАЯ ЧУШЬ. МОЯ ЗАДАЧА - СОЧИНЯТЬ ХИТЫ».

Джорджем Гершвином были недовольны все. Верно, он был мастер на все руки: сочинял и зажигательные, веселые мелодии для кино и сцены, и энергичные, насыщенные драматизмом оркестровые произведения. Однако музыкальные критики упрекали Гершвина в простоватости и потакании вкусам публики, а кино- и театральных продюсеров тревожила чрезмерная сложность и «непонятность» его музыки.

Гершвин пожимал плечами и продолжал сочинять как серьезную, так и не очень серьезную музыку - и, в общем, не прогадал. Сегодня, когда границы между классической и популярной музыкой прочерчены не столь резко, как прежде, произведения Гершвина воспринимают с благодарностью везде, где бы их ни исполняли.

А ХИТЫ, ОНИ КАК-ТО САМИ СОБОЙ ПОЛУЧАЮТСЯ

Мойше Гершовиц и Роза Брускина прибыли в Нью-Йорк на волне эмиграции русских евреев, спасавшихся от погромов; поселились они в Нижнем Ист-сайде. Вероятно, эти двое были знакомы еще по Санкт-Петербургу, и 21 июля 1895 года Мойше и Роза-теперь уже Моррис Гершвин и Роуз Брускин - поженились. У них родилось четверо детей: Израэль в 1896 году, Яков в 1898-м, Артур в 1900-м и Фрэнсис в 1906 году. Ни одного знакомого имени? Это оттого, что Израэль и Яков превратились в Айру и Джорджа, стоило им выпорхнуть из родного гнезда.

Страстный интерес к музыке проснулся в Джордже довольно рано. Одно из его детских воспоминаний: босой, в штанах на лямках, он стоит у входа в непрезентабельный игровой зал, слушая, как кто-то бренчит на фортепиано. В 1910 году родители купили подержанное пианино - в квартиру на третьем этаже его внесли через окно - с целью учить Айру музыке. Джордж немедленно плюхнулся на табурет и заиграл популярный мотив. Родители оторопели - Айра же вздохнул с облегчением, больше с музыкой к нему не приставали.

Освоив с преподавателем игру на фортепиано, пятнадцатилетний Джордж бросил школу и пошел работать. Он нанялся в музыкальную издательскую фирму на экзотическую должность «включателя песен»- в его обязанности входило заучивать все свежие популярные мелодии, а затем исполнять их в барах, театрах-варьете и кафе. Работать приходилось много, платили Гершвину мало, но по ходу дела он знакомился с людьми, и вот уже молодого Гершвина приглашают аккомпанировать бродвейским актерам на репетициях. Затем он начал писать песни - проходные, по большей части, но некоторые были вполне достойными. Например, песня «Лебедь» (Swanee), записанная Элом Джолсоном, пользовалась огромной популярностью. Айра взялся помогать Джорджу с текстами, и вскоре братья наладили бизнес по производству песен для бродвейских спектаклей.

КОГО ВОЛНУЕТ, ЧТО ГОВОРЯТ КРИТИКИ?

Песенным творчеством Гершвин не довольствовался. В 1910-е годы и в начале 1920-х он изучал композицию и теорию музыки, несмотря на то что его гонорары на Бродвее взлетели до небес. Затем наступил один прекрасный день в самом начале 1924 года. Айра сидел, читая газету, пока Джордж с приятелем играли в бильярд, и вдруг Айра спросил брата, известно ли тому, что Пол Уайтменждет от него джазовый концерт. Уайтмен, дирижер с классическим образованием, вознамерился доказать, что джаз может быть вполне жизнеспособным ответвлением серьезной музыки. Ранее он обсуждал с Гершвином идею концерта, но Джордж почему-то запамятовал, что Уайтмен определил срок сдачи работы.

У Гершвина в запасе оставалось всего пять недель, когда он принялся за «Рапсодию в стиле блюз». Он задумал это произведение как «музыкальный калейдоскоп» Америки, и со дня премьеры, 12 февраля 1924 года,

«Рапсодии» сопутствовал бешеный успех. Правда, музыкальные критики восторгов публики не разделяли, заявляя, что Гершвин всего лишь нанизал на одну нитку ряд известных песен. Кроме того, автора упрекнули в том, что он воспользовался услугами профессионального оркестратора; в отличие от бродвейских песенников, настоящие композиторы считают оркестровку неотъемлемой частью композиции и занимаются ею сами.

Гершвин обиделся и решил доказать критикам свою состоятельность. Так на свет появился Концерт для фортепиано с оркестром фа мажор, полностью оркестрованный Гершвином, - мол, нате вам! Премьера состоялась в декабре 1925 года; Айра Гершвин позже говорил, что это был самый отчаянный поступок Джорджа в его жизни. И действительно, на Гершвина обрушился поток уничижительной критики. Некий рецензент утверждал, что концерт даже нельзя назвать хорошим джазом, до того он «неоригинален, банален, а местами попросту скучноват».

Но Джордж упорно не желал отказываться от концертной формы. Посетив в 1928 году Европу, он написал симфоническую поэму «Американец в Париже», впервые исполненную в том же году и опять снискавшую противоречивые отклики - от «приторного набора звуков… вульгарного, затянутого и пустопорожнего» до «радостной, бесшабашной, притягательной музыки».

ОПЕРА ПРИХОДИТ НА БРОДВЕЙ

В 1929 году рынок ценных бумаг рухнул и в падении увлек за собой Бродвей. Гершвину удавалось существовать на авторские отчисления и доходы от концертных выступлений, причем гастрольные маршруты иногда уводили его далеко от крупных городов - в Сиу-Фоллз, например, публика была сплошь в рабочих комбинезонах.

Кроме того, композитор задался целью написать первую подлинно американскую оперу. В основу либретто был положен роман Дюбоза Хейуорда «Порги», повествующий о чернокожих бедняках, обитателях выдуманного квартала Сомовий ряд (Кэтфиш-Роу) в Чарльстоне, штат Южная Каролина. Гершвин хотел создать серьезную оперу, а ни в коем случае не мюзикл; то есть все диалоги не проговариваются, но поются.

Однако заинтересовать этой работой оперные театры Гершвин не сумел, и премьера «Порги и Бесс» состоялась 10 октября 1935 года в бродвейском театре «Олвин». И критики, и публика пребывали в недоумении: куда они попали - на оперу или на мюзикл? Гершвин внес дополнительную путаницу, назвав свое произведение «фольклорной оперой», хотя на самом деле он рассчитывал, что «Порги и Бесс» отнесут к категории «Аиды». Критика в целом отозвалась о «Порги» как о претенциозной бродвейской поделке.

О ТАКОЙ РАБОТЕ МОЖНО ТОЛЬКО МЕЧТАТЬ

Бродвей продолжал хандрить, зато ласковое солнце Южной Калифорнии призывно подмигивало Гершвину. Киностудия «РКО пикчерс» предложила Джорджу и Айре 55 000 долларов в придачу к возможности поработать с Фредом Астером и Джинджер Роджерс.

Из Нью-Йорка Джордж уезжал без особой охоты. Он покидал не только любимый город, но и женщину, с которой был близок последние десять лет, - Кей Свифт. Они познакомились в 1925 году, в ту пору Кей была замужем за удачливым банкиром и воспитывала троих детей. Но чувства Джорджа и Кей оказались столь сильны, что они наплевали на условности и своих отношений не скрывали. Поначалу муж Свифт терпел этот роман, но в 1936 году все же развелся с Кей. Гершвин и Свифт обрели свободу, однако, вместо того чтобы пожениться, решили повременить со свадьбой, пока Джордж не вернется из Голливуда. Плейбой Гершвин, похоже, не очень стремился связывать себя узами брака. «Почему я должен ограничиваться одной женщиной, если у меня их может быть столько, сколько захочу?»

МНОГИЕ ПОЛАГАЛИ, ЧТО ГОЛОВНЫЕ БОЛИ ГЕРШВИНА И ГОЛОВОКРУЖЕНИЯ - РЕЗУЛЬТАТ УДАРА ШАЛЬНЫМ МЯЧОМ ПО ГОЛОВЕ, ПОЛУЧЕННОГО НА ПОЛЕ ДЛЯ ГОЛЬФА.

В Голливуде Джордж, Айра и его жена Леонора поселились в особняке в испанском стиле с теннисным кортом на заднем дворе. Среди их соседей был зачинатель модернизма Арнольд Шёнберг, с которым Гершвин регулярно играл в теннис. Фильм Джорджа и Айры «Потанцуем?» вышел на экраны в 1937 году, но это был уже седьмой фильм с парой Астер-Роджерс, мало чем отличавшийся от предыдущих, и публике наскучило смотреть одно и то же, а самим звездам надоело повторяться.

Тем временем у Гершвина начались жуткие мигрени и головокружения. Близкие видели в этих симптомах последствия игры в гольф с писателем-юмористом П.Г. Вудхаузом, когда мяч случайно угодил в голову композитора. Другие полагали, что Гершвину просто неуютно в Голливуде; последним Гершвин верил больше и обратился не к терапевтам, но психоаналитикам. 10 июля 1937 года Гершвин потерял сознание и впал в кому. Спинномозговая пункция показала рак, и Джорджа доставили в экстренную хирургию. Доктора обнаружили неоперабельную опухоль, разъедавшую мозг композитора. На следующий день, 11 июля, Гершвин скончался; ему было всего тридцать восемь лет.

Сегодня споры о том, серьезный композитор Джордж Гершвин или только эстрадный, давно забыты. Со временем стало ясно: он был и талантливым сочинителем популярных песен, и выдающимся автором «музыки для умников». А как еще охарактеризовать человека, который мог написать песню «Тот, кто меня бережет» («Someone То Watch Over Ме») и «Рапсодию в стиле блюз», песню «Обнимая тебя» (Embraceable You) и Концерт для фортепиано с оркестром фа мажор, композицию «Восхитительный ритм» (Fascinating Rhythm) и симфоническую поэму «Американец в Париже».

ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?

В какой-то момент Джорджу и Айре надоело, что их не хотят признавать «серьезными» музыкантами, и они решили отомстить. В песенке «Миша, Яша, Тоша, Саша» братья посмеялись над русскими музыкантами, завоевавшими американские концертные залы, - в то время натурализовавшихся русских иммигрантов постоянно попрекали сочинением популярной музыки. В песенке были такие строчки:

Сэмми, Макси, Джим и Джон,

Один убыток от таких имен,

Зато Миша, Яша, Тоша, Саша -

Наваристая каша.

ЦВЕТ КОЖИ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ

Судьба оперы «Порти и Бесс» складывалась исключительно трудно. В 1942 году «Порти» возродили на Бродвее, изрядно укоротив, и к тому же диалоги не пелись, но проговаривались. В таком виде «Порти» разошлась по другим театрам, а в 1959 году добралась и до широкого экрана. В фильме, снятом Отто Преминджером, играли самые прославленные чернокожие актеры - Сидней Пуатье, Дороти Дэндридж, Сэмми Дэвис-младший и Перл Бэйли. Критики обвинили экранизацию в высокомерном отношении к черным и возмутились многочисленными музыкальными купюрами. Вскоре фильм сняли с экрана, и сейчас его не найти даже на дисках.

Оперные труппы игнорировали «Порги и Бесс» вплоть до 1976 года, пока оперный театр «Хьюстон Гранд опера» не поставил «Порги» так, как ее задумывал Гершвин. Музыковеды начали менять свое отношение к этому произведению, и спустя некоторое время «Порти» провозгласили вехой в истории американской оперы. Тем не менее вопрос о трактовке образов афроамериканцев никуда не делся. Многие певцы и критики обвиняли «Порти» в навязывании стереотипов. Певица Грейс Бамбри, исполнявшая партию Бесс в знаменитой постановке 1985 года в «Метрополитен-опера», так говорила о своей роли: «Мне казалось, что эта роль унижает мое профессиональное достоинство. Я слишком много работала, чтобы добиться того, что имею, и все мы прошли невероятно долгий путь, так зачем нам нужно скатываться в 1935 год?» Однако Бамбри приняла участие в постановке, потому что ««Порги» - часть американской культуры, часть подлинной американской истории, нравится нам это или нет».

СПОКОЙНОЙ НОЧИ, ОСКАР, ГДЕ БЫ ТЫ НИ БЫЛ

Одним из лучших исполнителей музыки Гершвина был пианист и композитор Оскар Левант (1906–1972). В профессиональном смысле у Леванта и Гершвина много общего. Оба происходили из семей русско-еврейских иммигрантов; оба поначалу прославились популярными песнями, хотя сочиняли и серьезную музыку. Познакомились они в 1928 году и немедленно подружились. Когда Гершвину хотелось опробовать новое сочинение на двух роялях, за второй инструмент он предпочитал приглашать Леванта. Гершвин частенько предлагал другу сыграть вместо него на концерте, если сам по каким-то причинам не мог этого сделать.

После смерти Гершвина Левант сыграл самого себя в биографическом фильме о Гершвине «Рапсодия в стиле блюз» (1945), хотя авторы фильма столь свободно обошлись с жизнью композитора, что Левант пожаловался: «Даже вранье про Джорджа, и то исказили». Он также выступил в роли композитора в фильме «Американец в Париже» (1951) с Джином Келли и Лесли Карон в заглавных ролях; в фильме звучали песни Гершвина.

Леванта знали не только как пианиста и композитора, но и как невротика, наркомана и человека, который за словом в карман не полезет. Он был частым гостем радио-шоу «Прошу информации!», а также «Шоу Джека Паара». (Паар любил заканчивать свою передачу словами: «Спокойной ночи, Оскар Левант, где бы ты ни был».) Левант, не смущаясь, рассказывал слушателям о своих неврозах, фобиях, навязчивых состояниях, вредных привычках, курсах психоанализа, которые он проходил, и шоковой терапии. В некогда запретную тему душевных болезней он привносил юмор и обезоруживающую прямоту. «Грань между гениальностью и безумием очень тонка, - говорил Левант, - и я ее стер».

Левант умер от инфаркта в 1972 году. Похоронен он в Лос-Анджелесе, и, вопреки упорным слухам, на его надгробии не написано: «Я ведь говорил им, что был болен».

КТО ЧЕМ СЛАВИТСЯ

Однажды на вечеринке Левант спросил Гершвина так, чтобы всем было слышно:

Джордж, если бы ты мог начать все сначала, ты бы опять влюбился в себя по уши?

Гершвин лишь улыбнулся в ответ:

Оскар, сыграй-ка нам попурри из твоего единственного хита.

В ЧУЖИХ РУКАХ ЛОМОТЬ ВЕЛИК…

Рассказывают, что Гершвин обращался за советом к великим композиторам своего времени; впрочем, проверке эти истории не поддаются. В одной байке говорится, что Гершвин просил Мориса Равеля позаниматься с ним. И Равель якобы ответил:

Зачем тебе становиться второсортным Равелем, когда ты уже первосортный Гершвин?

В другой истории утверждается, что Гершвин обращался к Игорю Стравинскому с просьбой об уроках по композиционному мастерству. Стравинский поинтересовался, сколько Гершвин зарабатывает в год. Услышав ответ, Стравинский задумчиво произнес:

Скорее уж мне следует у вас поучиться.

Из книги «Битлз» - навсегда! автора Багир-заде Алексей Нураддинович

Джордж Харрисон 1. Wonderwall Music (1968 год)2. Electronic Sounds (1969 год)3. All Things Must Pass (3 L.P.) (1970 год)4. The Concert For Bangla Desh (3 L.P.) (1972 год)5. Living In The Material World (1973 год)6. Dark Horse (1974 год)7. Extra Texture (Read All About It) (1975 год)8. The Best Of George Harrison (1976 год)9. Thirty Three And ? (1976 год)10. George Harrison (1979 год)11. Somewhere in England (1981 год)12. Gone Troppo (1983

Из книги The Beatles автора Хантер Дэвис

5. Джордж Джордж Харрисон - единственный из «Битлз», выросший в большой и дружной семье. Он самый младший из четырех «Битлз» и самый младший из четырех детей Харолда и Луизы Харрисон. Джордж родился 25 февраля 1943 года в доме № 12, Арнолд-Гроув, Уэйвертри, Ливерпуль.Миссис

Из книги Джон, Пол, Джордж, Ринго и я (Реальная история ‘Битлз’) автора Бэрроу Тони

33. Джордж Джордж поселился в длинном одноэтажном, окрашенном в яркие цвета «бунгало» в Эшере. «Бунгало» стоит на частной территории, принадлежащей компании «Нэйшенел Траст», в поместье, как две капли воды похожем на угодья, окружающие дома Джона и Ринго. Через ворота,

Из книги Я. Истории из моей жизни автора Хепберн Кэтрин

Джордж Я нашёл Джорджа самым беззаботным и дружелюбным из битлов. Когда мы встретились впервые, он много улыбался и был хорошим слушателем, наименее потакающим своим желаниям из четверых, демонстрирующим неподдельный интерес ко всему, что было сказать другим людям. В

Из книги Вашингтон автора Глаголева Екатерина Владимировна

Джордж Кьюкор «Сегодня вечером никаких дел, Джоанна, я иду к Джорджу. Ты знаешь: Джордж Кьюкор, кинорежиссер».Он был моим другом. Я появилась в Голливуде всего через несколько лет после него. Он же приехал в 1929 году. И взял меня сниматься в «Билле о разводе»: в роли Сидни,

Из книги Великие американцы. 100 выдающихся историй и судеб автора Гусаров Андрей Юрьевич

ДЖОРДЖ Джорджу Вашингтону одиннадцать лет. Это угловатый долговязый мальчик с белой веснушчатой кожей и рыжеватыми волосами. В детстве его заставляли носить корсет, чтобы плечи были вывернуты назад, а грудь выпячена вперед, придавая ему благородную осанку.Смерть отца

Из книги 100 знаменитых американцев автора Таболкин Дмитрий Владимирович

«Голубая рапсодия» Джордж Гершвин (George Gershwin) (26 сентября 1898, Нью-Йорк - 11 июля 1937, Голливуд) В бостонском театре «Колониэл» 30 сентября 1935 года состоялась премьера оперы «Порги и Бесс», созданная на основе романа Д. Хэйворда. Постановка в четырех актах вызвала бурные овации

Из книги 100 знаменитых евреев автора Рудычева Ирина Анатольевна

БАЛАНЧИН ДЖОРДЖ Настоящее имя – Георгий Мелитонович Баланчивадзе(род. в 1904 г. – ум. в 1983 г.) Выдающийся балетмейстер XX века, искусство которого способствовало формированию нового направления в хореографии. Вернул на балетную сцену чистый танец, оттесненный на второй

Из книги Финансисты, которые изменили мир автора Коллектив авторов

ВАШИНГТОН ДЖОРДЖ (род. в 1732 г. – ум. в 1799 г.) Первый президент США. Главнокомандующий армией колонистов в борьбе за независимость в Северной Америке в 1775–1783 гг. Председатель Конвента (1787) по выработке Конституции США. Джордж Вашингтон стоял у истоков национальной

Из книги Дальше – шум. Слушая ХХ век автора Росс Алекс

СОРОС ДЖОРДЖ (род. в 1930 г.) Финансист. Благотворитель. Создатель сети благотворительных фондов в странах бывшего СССР, Восточной Европы и Южной Африки. Доктор Новой школы исследований Оксфордского университета. Имеет почетное звание борца за благотворительность. Когда

Из книги Тайная жизнь великих композиторов автора Ланди Элизабет

ГЕРШВИН ДЖОРДЖ (род. в 1898 г. – ум. в 1937 г.) Выдающийся американский композитор и пианист, крупнейший представитель симфонического джаза. На долю этого композитора выпала великая честь сделать в американской музыке то, что еще в XIX в. осуществили Глинка в России, Монюшко

Из книги Дело: «Ястребы и голуби холодной войны» автора Арбатов Георгий Аркадьевич

СОРОС ДЖОРДЖ (род. в 1930 г.) Американский финансист. Благотворитель. Создатель сети благотворительных фондов в странах бывшего СССР, Восточной Европы и Южной Африки. Доктор Новой школы исследований Оксфордского университета. Имеет почетное звание борца за

Из книги автора

25. Джордж Сорос (род. 1930) Один из самых влиятельных финансистов в истории человечества, миллиардер, инвестор, писатель, философ, состояние которого в настоящее время оценивается в 20 миллиардов долларов ФИЛОСОФ, КОТОРЫЙ СТАЛ ФИНАНСИСТОМ Имя Джорджа Сороса хорошо известно

Из книги автора

Гершвин “Я часто слышу музыку в самом сердце шума, – говорил Джордж Гершвин, объясняя происхождение “Рапсодии в стиле блюз”. Воплощая Эру джаза каждой клеткой своей утонченной натуры, Гершвин был совершенным феноменом американской музыки первой половины XX века,

Из книги автора

Из книги автора

Джордж Буш (старший) В один из моих первых приездов в Америку мой друг со студенческих лет Виктор Исраэлян, работавший в Нью-Йорке в нашей миссии в ООН, предложил познакомить меня с американским послом в этой организации Джорджем Бушем. Его штаб-квартира была в одном из

Джордж Гершвин родился 26 сентября 1898 г. в нью-йоркском квартале Бруклене в семье еврейских эмигрантов из России (его настоящее имя - Джекоб Гершовиц).

Девятый год жизни Джорджа стал поворотным в его судьбе. Восьмилетним мальчиком он услышал на школьном концерте «Юмореску» Дворжака в исполнении знаменитого в будущем скрипача Макса Розенцвейга. Потрясенный Гершвин познакомился, а потом и подружился с талантливым исполнителем. «Макс открыл для меня мир музыки», - вспоминал композитор.

В 12 лет Джордж Гершвин стал самостоятельно учиться играть на фортепьяно. Его старший брат Айра рассказывал: «Едва солнце проникало сквозь занавески, Джордж уже сидел и подбирал популярные мелодии».

Впоследствии американский композитор в разное время занимался с такими музыкантами, как Ч. Хамбитцер, Э. Киленьи, Р. Гольдмарк и И. Шиллингер.

Много лет спустя, уже став популярным музыкантом, Гершвин сильно переживал из-за того, что получил недостаточное музыкальное образование. Он даже решил обратиться к прославленному французскому композитору Морису Равелю с просьбой дать ему несколько уроков композиции. Француз не поверил своим ушам, а когда понял, что знаменитый Гершвин говорит серьезно, сказал:

Право, зачем вам становиться второстепенным Равелем, будучи уже и так первостепенным Гершвином? - советуя Джорджу, таким образом, не отступать от избранного им направления.

В пятнадцать лет Гершвина, к его большой радости, взяли пианистом-популяризатором в издательство «Ремик и К», что позволило молодому человеку самому зарабатывать себе на жизнь.

В 1916 г. модная певица ревю Софи Такер заинтересовалась песней молодого Гершвина «Когда вы захотите» и с успехом исполнила ее. Гершвину было восемнадцать, когда он впервые услышал свою песню с эстрады, что вызвало у него разнообразную гамму чувств. «Всю ночь я не смыкал глаз. Я мысленно спел "Я становлюсь девушкой" по крайней мере двести раз, каждый раз находя в ней все новые перлы. Устал я смертельно. Под утро я возненавидел эту мерзкую песенку, убежденный в ее кромешной бездарности».

Однако именно с этого момента началось восхождение Гершвина на музыкальный олимп Америки.

В феврале 1918 г. Гершвин получил работу в издательстве Хармс, возглавляемым Максом Дрейфусом. Все его время теперь было отдано сочинительству.

Поставленная в 1919 г. музыкальная комедия «Ля-ля, Люсиль» получила теплый прием у зрителей. А вскоре Гершвин уже купался в лучах славы благодаря своей песне "Суони" (Swanee), которую исполнил легендарный джазовый музыкант Эл Джолсон. Без преувеличения можно сказать, что эту песню пела вся Америка - за один год нарасхват было продано 2 миллиона пластинок и миллион экземпляров нот этого произведения.

В общей сложности Гершвин сочинил три десятка оперетт и мюзиклов для театра и кино, большинство на весьма удачные либретто своего брата Айры Гершвина. Среди самых известных спектаклей на музыку Гершвина: «Будьте добры, леди» «Безумная» и сатирические шоу «Пусть гремит оркестр». А за произведение «О тебе я пою» автор был удостоен Пулитцеровской премии.

6 сентября 1922 г. известный американский пианист и педагог Берил Рубинштейн назвал в газетном интервью Гершвина «великим композитором»: «У этого молодого человека есть искра гениальности, - говорил он. - Я действительно верю, что Америка в недалеком будущем будет им гордиться...».

В 1923 г. Гершвин написал одноактовую оперу «135-я улица», где предпринял первую попытку ввести элементы джаза в композицию традиционного типа. А в следующем 1924 г. эта задумка была уже блестяще воплощена в «Рапсодии в стиле блюз», которая буквально перевернула американский музыкальный мир с ног на голову.

Следом в 1925 г. Гершвин создал фортепианный концерт фа мажор, а 1928 г. - симфоническую сюиту «Американец в Париже».

Вершиной творчества Гершвина стала, написанная в 1935 г., балладная опера «Порги и Бесс» по пьесе Д. Хейуарда «Порги». Это произведение до сих пор считают лучшей американской оперой всех времен.

Музыкальное наследие:

Оперы : « Порги и Бесс» (1935 г.) , «135-я улица» (1923 г.)

Оперетты и мюзиклы: «Ла, ла, Люсиль» (1919 г.), «Леди, будьте добры» (1924 г.), «О кей!» (1925 г.), «Розалии» (1927 г.), «Смешное лицо» (1927 г.), «Пусть гремит оркестр» (1927 г.), «Безумная» (1930 г.), «О тебе я пою» (1931 г.), «Пусть они едят кекс» (1933 г.)

Произведения для оркестра: " Рапсодия в блюзовых тонах" (1924 г.), симфоническая сюита «Американец в Париже» (1928 г.), 2-я рапсодия (1931 г.), «Кубинская увертюра» (1932 г.), концерт для фортепиано с оркестра (1925 г.); 3 прелюдии для фортепиано (1926 г.)

Песни (около 300)

Музыка к фильмам

В театре «Мюзик-Холл» исполнят программу «Гершвин и его время». 19 декабря концертом-посвящением отметят юбилеи Диззи Гиллеспи и Телониуса Монка. Петербургский биг-бэнд под управлением Кирилла Бубякина и вокалистка Юлия Михайловская исполнят музыку этих композиторов. Перед концертом вступительное слово скажет историк джаза Владимир Фейертаг.

Гершвин и его время

Прославился своей «первой джазовой оперой» «Порги и Бесс».

Семья композитора эмигрировала из Российской Империи в конце XIX века. Джордж (настоящее имя Яков) учился игре на фортепиано с 12 лет. На Бродвее 1918-19 годы прошли под знаком молодого композитора, его произведения имели ошеломительный успех.

Созданию «Порги и Бесс» предшествовало написание оперы Blue Monday (135th Street). После показа спектакля Гершвина пригласили играть в джазовый коллектив Пола Уайтмена. Для него Джордж написал еще одно самое известное свое произведение «Рапсодия в блюзовых тонах».

Один из крупнейших ее представителей В. Дамрош писал:

«Многие композиторы ходили вокруг джаза, как кошка вокруг миски с горячим супом, ожидая, пока он немного поостынет… Джордж Гершвин… смог совершить чудо. Он – принц, который, взяв Золушку за руку, открыто объявил о ней перед всем миром как о принцессе к немалой ярости ее завистливых сестер».

На концерте отметят 100 лет со дня рождения двух выдающихся музыкантов, джазовых гениев и антагонистов: и Телониуса Монка.

Биг-бэнд Кирилла Бубякина

Диззи Гиллеспи стал иконой джаза благодаря «взрывной» манере игры, колоритной внешности, эпатажному поведению. Трубач считается родоначальником стиля , шоу Диззи также помогли распространению джаза.

Описывают как замкнутого человека, избегающего внимания публики. Экстравагантная манера игры (Монк держал пальцы горизонтально по отношению к клавишам фортепиано), своевольное обращение с размером и ритмами сделали его одной из величайших фигур в музыке XX века.




Top