Цивилизационное наследие древнего рима. Художественная культура древнего рима кратко

Итогово-обобщающий урок "Культурное наследие Древнего Рима".

Предмет: история.

Класс 5.

Учитель: Аюпова Фания Фаткуловна

Цель: закрепление изученного материала.

Задачи:

    формирование у обучающихся уважительного отношения к историческому прошлому различных цивилизаций,

    формирование у обучающихся понятия "культурно - историческое наследие",

    формирование умения находить ассоциации, уметь обобщать и анализировать, делать выводы,

    расширение исторических знаний и представлений обучающихся.

Ход урока

1. Организация обучающихся на урок.

Только что прозвенел звонок, что это значит для вас? (Пора - на урок). А о чем вы подумаете, если я назову слово " зонтик"? (дождь). А "луна"? (ночь).

Нечто, что заставляет нас думать о другом называется "ассоциация".

2. Определение цели и проблемы урока.

С чем ассоциируется у вас картинка "сапог"? (на карте Апеннинский полуостров, где расположен город Рим).

Какое современное название страны, столицей которой является Рим?

Можем мы сказать, что Италия и Древний Рим одно и тоже государство?

На этот вопрос мы ответим, используя ассоциации.

3. Усвоение новых знаний

Слайдовая презентация. Ассоциации: Маугли среди волков (Ромул и Рем), футбольная команда "Спартак" (предводитель восстания рабов), салат Цезарь (правитель Древнего Рима), Москва - (столица - Рим), Пенаты - домовые, мост -(Понтифик-это тот, кто «строит мост», т.е. связывает богов и людей).

Культурное наследие Древнего Рима: цирк, Колизей, кирпич, цемент, водопровод, система канализации, подогрев пола, бани, стеклопакет, общественные туалеты, арки, римский календарь, легионы, христианство, демократическая форма правления.

4. Закрепления новых знаний.

Заполнить таблицу:

Римская культура и её влияние на развитие мировой культуры

5. Итог урока.

В старину человек не имел таких средств сообщения, как сегодня. Он с трудом преодолевал огромные расстояния, моря, пустыни и горы. Лишь постепенно одни народы узнавали о существовании других, живших в дальних землях. Границы государств вместе с людьми пересекали вещи, изобретения, идеи, они становились общим достоянием. Культуры отдельных стран, как ручейки, сливались в единый поток. Каждый народ – даже самый маленький – внёс свой вклад в культуру всего человечества.

Какие достижения культуры древних вам известны? Что является культурным наследием Древнего Рима? Можем мы сказать, что Древний Рим и Италия это одно и тоже? Почему нет? Что произощло с Древним Римом? Кого называли варварами?

6. Домашнее задание:

1. Каково значение слов: республика, империя, сенат, триумф, трибун, провинция, гладиатор, амфитеатр, цирк, диктатор, император, ветеран, меценат, Евангелие, апостол, епископ, вандализм?

2. Подготовить проект "Культурное наследие древнего мира".

История Рима представляет собой одну из самых замечательных страниц всемирной истории. Начав свое существование в качестве маленькой гражданской общины, Рим подошел к своему концу в качестве крупнейшей империи древнего мира; но и после гибели Рима как государства римская культура продолжала оказывать огромное влияние на культуру позднейшей Европы, а посредством последней – и на мировую культуру в целом.

Однако сама римская культура с самого начала своей истории не была чем-то единым; это был сплав культур разных народов, и изначально присущая ей синкретичность стала чертой, определявшей характер культуры Рима на всем протяжении ее развития. В то же время римская культура отнюдь не была беспорядочным агломератом заимствований и чужеродных влияний; это был вполне оригинальный феномен, своеобразие которого покоилось на основательном фундаменте культуры римского полиса. Так что же было действительно римским в культуре Рима?

Римская община возникла в сер. VIII в. до н.э. в результате слияния нескольких поселков различных племен, главную роль среди которых играли латины и сабины; кроме того, за несколько веков до этого здесь побывали греки-ахейцы, а в состав древнейшей римской общины вошли и этруски. Впрочем, греки и этруски оказали сильное влияние на культуру раннего Рима и по другой причине: Южная Италия и Сицилия были в это время колонизированы греками (здесь было столько греческих колоний, что эту территорию стали называть Великой Грецией), а этрускам принадлежала обширная территория от Альп на севере до Неаполя на юге. Происхождение этрусков и их язык до сих пор составляют научную загадку, несмотря на то, что дошла масса памятников их материальной культуры. Этруски, как и греки (с течением времени этрусская культура впитала в себя много элементов греческой), по уровню социально-экономического и культурного развития превосходили латинов, и потому последние испытали на себе их влияние. Так, римляне переняли у этрусков правила межевания полей, планировку городов и домов, практику гадания по внутренностям животных и т.д.

Однако заимствования культурных форм со стороны не лишали римскую культуру ее собственного оригинального содержания; наоборот, именно это содержание и определяло характер и порядок заимствований. Римляне были людьми весьма рациональными и практичными, их мышление было почти лишено образности; даже в названиях месяцев и именах детей они использовали порядковые числительные (например, единственная дочь получала родовое имя отца, если их было две, то их различали как Старшую и Младшую (major и minor), остальных просто считали – Третья, Четвертая, Пятая (Tertia, Qanta, Quinta) и т.д.).

Своеобразие римского менталитета находило свое выражение, прежде всего, в римской религии. Изначально римские божества не были ни антропоморфными, ни личностными: их не представляли в человеческом облике, не ставили им статуй, не строили храмов. Только с заимствованием этрусских и греческих божеств у римлян появились храмы и изображения богов. Римляне обожествляли различные понятия, качества, функции, стадии человеческой деятельности, и сами эти боги имели не собственные, а нарицательные имена; таких божеств было великое множество – например, одно олицетворяло порог, другое – дверные створки, третье – дверные петли, и т.д. Общение с богами было в высшей степени формализовано и ритуализовано, содержание же его определялось формулой “do ut des” – “даю, чтобы [ты] дал”: принося богу жертву, римлянин ждал от него ответного шага, т.е. рассчитывал на получение определенной пользы для себя. Этот практицизм, прагматизм, юридическая нормативность сознания, трезвый расчет в сочетании со строгой патриархальностью нравов, подчеркнутым уважением к достоинству старших и вышестоящих и стали основными установками исконной римской культуры.

История Рима – это история города, ставшего миром; случай Рима уникален. В древности не было недостатка ни в гражданских общинах, ни в огромных империях, но только Риму удалось органически соединить идею гражданства с имперской идеей, т.е. до некоторой степени добиться слияния полисных идеалов свободы и независимости общины в целом и каждого гражданина в отдельности с имперским идеалом мира и безопасности для всех; это и получило название “римской идеи”. Соответственно, римская культура стала как бы выражением этого универсального государства: она представляла собой некую цивилизационную технологию, легкоусваиваемую совокупность жизненных стандартов, своего рода “ноу-хау” цивилизованной (от civilis – гражданский) жизни. Эту культуру можно было заимствовать с той же легкостью, с которой она сама принимала всевозможные заимствования; собственно ее содержание было прикладным технологически-организационным набором жизнеобеспечивающих структур, который действовал с одинаковой эффективностью в любом месте и в любое время. Римская культура была построена по принципу открытой архитектуры – это была система стандартных конструкций, в которую свободно встраивались любые новые блоки, поэтому ее способности к развитию были практически неограниченными.

Особенно сильны были римляне в утилитарной сфере, во всем том, что относилось к материально-организационной стороне жизни. Архитектура и градостроительство с одной стороны, политика и право — с другой: вот главные сферы, где проявился римский гений. Римляне первыми стали широко применять обожженный кирпич, бетон; вместо принятых у греков прямых перекрытий стали широко применяться арочные своды. Состоятельные римляне жили в просторных городских домах с цветочными клумбами и фонтанами, полы которых были покрыты мозаиками, а стены – фресками; весьма распространенным типом жилища была и вилла – поместье, сочетавшее городской комфорт с прелестями сельской жизни. Бедняки снимали квартиры в многоэтажных (4-6 этажей) доходных домах-инсулах. Наиболее впечатляющими были общественные сооружения: римский Форум – площадь, точнее, целая система площадей с библиотеками, портиками, статуями, триумфальными колоннами и арками и т.д., театры (еще деревянный театр Марка Эмилия Скавра вмещал 80 тыс. чел.; построенный спустя три века Колизей – 56 тыс. чел., диаметр его равнялся 188 м., высота – 48,5 м), цирки – Большой Цирк в Риме имел длину 600 и ширину 150 м, он вмещал 60 тыс. зрителей. В Риме насчитывалось около тысячи общественных бань – терм; термы императора Каракаллы могли принять 1800, а термы Диоклетиана – 3200 чел. одновременно. В честь побед римского оружия возводились триумфальные арки и колонны: арка императора Тита имела высоту 15,4 м, арка Константина – 22 м высоты и 25,7 м ширины, колонна Траяна имела высоту 38 м. Огромные сооружения возводили императоры: так. мавзолей Августа представлял собой цилиндрическую постройку диаметром 89 и высотой 44 м. Разумеется, строились и храмы: знаменитый Пантеон (храм всех богов) был покрыт куполом диаметром 43,2 м, колонны выстроенного в Афинах императором Адрианом храма Зевса Олимпийского имели высоту 17,2 м.

Во всех провинциях римской республики, а позднее – империи, города возводились по единому плану; римский город имел продуманную систему жизнеобеспечения – мощеные мостовые, канализацию, централизованное водоснабжение (вода в город часто поступала по специальным надземным водопроводам – акведукам; длина одного такого акведука, построенного в Риме императором Клавдием, равнялась 87 км – по нему в город поступало 700 тыс. м 3 воды в сутки; самый длинный римский акведук был построен при императоре Адриане в Карфагене – его длина достигала 132 км, всего же с помощью акведуков воду получали почти в 100 городах империи). Города соединялись прекрасными дороги, вдоль которых находились почтовые станции, постоялые дворы, столбы с указанием расстояний и т.п.; частью дорог были мосты, виадуки, туннели. Римские дороги имели пятислойное покрытие; общая длина дорожной сети достигала 80 тыс. км.

Римская скульптура изначально развивалась под сильным этрусским и греческим влиянием. Взяв от этрусков натуралистичность портрета и разработанную пластику человеческого тела от греков, от себя римляне добавили официальную строгость и внушительные размеры: так, одна голова статуи императора Константина имеет высоту 2,4 м, а колоссальная статуя императора Нерона (работы мастера Зенодора) была высотой в 39 м. Скульптура была неотъемлемой частью городского и домашнего пространства: дома у римлянина находились скульптурные портреты его предков, на улице он встречался с изображениями богов, героев и императоров (вообще, среди образов римской скульптуры доминируют не боги, а люди – в отличие от греков).

Довольно хорошо изучена римская живопись: римляне, опять же, расписывали не столько храмы, сколько дома, и изображали не только богов, но и людей. Римская живопись реалистична, большое место в ней занимает жанр портрета (наиболее известна серия портретов из Фаюмского оазиса в Египте). Надо сказать, что, как и скульптура, римская живопись представлена в первую очередь не шедеврами, а добротной массовой ремесленной продукцией; искусство у римлян служило быту.

Кроме пластических искусств, наиболее оригинальны были римляне в области права. Юридическая наука, юриспруденция возникла именно в Риме: дело в том, что в Риме на протяжении многих веков существовала специальная должность претора, обязанностью которого было толковать и развивать право. Ежегодно избираемые преторы в своих эдиктах объявляли, как они намерены применять существующие законы. Кроме того, в Риме практиковали частные юристы, дававшие свои консультации всем желающим, которые издавали свои разработки в особых книгах. Один из таких юристов, Квинт Муций Сцевола, изложил в 18 книгах всю систему римского гражданского права (именно систему – впервые в мире). В имперский период кодификацию права продолжили Требаций и Лабеон; Сальвий Юлиан составил “Вечный эдикт” и “Дигесты” в 90 книгах, Гай написал “Институции” (юридический учебник в 4 книгах), много сделали также Папиниан, Ульпиан (один его трактат “О преторском эдикте” состоял из 81 книги) и Павел.

Весьма развитым в Риме было так же ораторское искусство – риторика. Учеба в школе ритора увенчивала собой всю систему римского школьного образования: начальная школа была частной, учились в ней 4 – 5 лет, затем следовала 4-летняя грамматическая школа и, наконец, 3 – 4-летняя школа ритора. (Надо сказать, что уровень грамотности в Римской империи достигал 50%). Риторская школа была государственной, риторы состояли на жаловании; это был своего рода университет — получивший такое образование человек мог делать карьеру в любой сфере. Собственно ораторское искусство было особенно необходимо в сенате и суде; самым знаменитым римским оратором был Марк Туллий Цицерон (до нас дошло около 50 его речей).

С риторикой была тесно связана филология, получившая в Риме большое развитие: из самых известных римских филологов следует упомянуть Марка Теренция Варрона. Варрон, как и многие другие римские ученые, был энциклопедистом – он написал около 600 книг по различным отраслям знания. Вообще, энциклопедия стала настоящим римским жанром: Варрон написал 41 книгу “Древностей божественных и человеческих”, Плиний Старший – “Естественную историю” в 37 книгах, и т.д. Это были люди огромных знаний: так, список источников у Плиния насчитывает 400 авторов, Варрон в одном из своих сочинений, “Образах”, дает литературные портреты 700 знаменитых греков и римлян – а ведь он не был историком-специалистом, а писал труды и по философии, и по праву, и по сельскому хозяйству.

Впрочем, в Риме хватало и философов, и историков, не говоря уже об ученых, оставивших справочники и монографии практически по всем появившимся в этот период специальным наукам. В философии римляне не создали оригинальных школ; наиболее распространенными учениями в Риме были стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), эпикуреизм (Лукреций), кинизм. Из историков следует назвать Тита Ливия, описавшего в 142 книгах своей “истории Рима от основания города” 8 веков римской истории (до нас дошла лишь четвертая часть этого сочинения, но и это немногое в современных изданиях занимает около 1500 страниц), Корнелия Тацита (“история” и “Анналы”), Светония Транквилла (знаменитая книга “Жизнь двенадцати цезарей”), Аммиана Марцеллина (“Деяния”) и др. Из представителей естественных наук можно назвать Диофанта Александрийского (математика), Клавдия Птолемея (география), Галена (медицина).

Начало римской литературе положили греки, писавшие по латыни, и римляне, писавшие по-гречески; началась она с переводов и переложений. Пленный грек Ливий Андроник в III в. до н.э. переложил на латынь греческие трагедии и комедии (Софокла и Еврипида), а также сделал перевод “Одиссеи”; в то же время Невий стал писать свои подражания грекам уже на латинском. Более оригинальны были создатель исторического эпоса “Анналы” Энний и комедиографы Плавт и Теренций, полностью же национальную и по форме, и по содержанию литературу создали Гай Луцилий и Луций Акций. Золотым веком римской литературы (точнее, поэзии) стало время первых императоров, когда творили автор “Георгик” и “Энеиды” Вергилий, написавший “Сатиры”, “Эподы”, “Оды” и “Послания” Гораций и автор “Науки любви” и “Метаморфоз” Овидий. Из позднейших римских литераторов следует назвать Петрония, Лукана, Апулея, Марциала, Ювенала и др.

Культура Рима и христианская культура находятся в сложной диалектической взаимосвязи: трудно решить, что в этом соотношении главное, а что – производное. Рим был возможен без христианства, но христианство было невозможно без Рима; христианство смогло стать мировой религией только в мировой империи. С другой стороны, без христианства, наследовавшего римскую культуру, мы имели бы об античной культуре в целом примерно такое же представление, как об этрусской или раннеминойской, а ее значение для нас было бы таким же, как значение индейских цивилизаций Мезоамерики; без христианства от античности остались бы лишь немые памятники материальной культуры, историческо-культурная традиция была бы прервана, и потому сами мы были бы другими. Христианство и Рим и отрицали, и взаимодополняли друг друга: сначала христианство было невозможным без Рима, который преследовал христиан, а затем само существование Рима стало производным от христианства, которое столь же неуклонно боролось с римским язычеством – т.е. становым хребтом всей античной культуры.

Традиционная римская религия не обещала исповедовавшему ее вечной жизни, загробного блаженства, посмертного наказания злых и поощрения добрых: как и любое язычество, т.е. одушевление сил и объектов природы, она была сосредоточена на этом мире и жизни в нем – за гробом и доброго, и злого ждало одно и то же унылое прозябание в Аиде. Римское язычество, как и любое другое, не знало личностной этики, т.к. было обращено не к отдельному человеку, а к общине; это была ритуально-обрядовая система, действие которой происходило лишь на поверхности душевного мира человека – ибо и сама душевная жизнь на этом этапе развития была достаточно поверхностной, вернее, принципиально ориентированной на внешнее действие, а не на внутреннее содержание. Только в империи становится возможным возникновение нового человека, человека-личности, в нашем понимании, для которого ценность внутренней жизни, нравственного самосовершенствования, внутренней свободы значат не меньше, чем ценности внешнего успеха и преуспеяния: государственный универсализм порождает гражданский индивидуализм, империя и личность взаимосвязаны.

Новому человеку был нужен новый бог, точнее, Бог – всемогущее и всеобъемлющее, но в то же время бесконечно близкое к человеку благое существо, которое “заведовало” бы не отдельным народом, местностью, сферой деятельности и т.п., но бесконечностью и вечностью, и могло бы сообщить их человеческой душе. Поиски такого бога начинаются уже в ранней Империи: культ старых римских богов постепенно приходит в упадок (вернее, культ остается, но сами боги теперь понимаются лишь в качестве образов и символов), новый культ императоров также не может удовлетворить требованиям религиозного чувства, и в Риме распространяются восточные религии. Поклонение Кибеле, Исиде, Атаргате, Митре, Ваалу и пр. давало отпущение грехов и победу над смертью, обещало жизнь вечную; в этом круге религиозных представлений и практик и начинает распространяться христианство. Родившаяся в отдаленной провинции Иудее, известной лишь религиозным фанатизмом своих жителей, поклонявшихся малопонятному для римлян единому неведомому богу, новая религия быстро распространялась по империи. Возникнув как одна из иудейских сект, христианство быстро стало космополитической религией для людей любого языка, пола, социальной и государственной принадлежности – стоит ли повторять, что это было возможно лишь в империи; уже через три десятка лет после смерти своего основателя приверженцы Христа появились в самом Риме. В течение I – II вв. римское государство то преследовало христиан, то относилось к ним терпимо: для традиционного римского сознания идея единобожия была непонятной, а их радостное ожидание светопреставления – неприятным; кроме того, христиане отказывались принимать участие в культе императора, что воспринималось как знак политической нелояльности. И все же настоящее преследование христиан началось только во второй половине III в., когда римское государство объявило войну христианской церкви, этому “параллельному государству”, интегрировавшем в себе все больший объем социальных отношений. Серьезная борьба велась около полувека, но она не имела успеха: христиане были уже везде – в государственном управлении, в армии, во всех политических институтах вообще. Языческая империя перерождалась в христианскую – видя бесперспективность борьбы с христианством, римское государство признало его равноправным с другими религиями империи (313 г.). После этого остановить распространение христианства было уже невозможно, и в 392 г. языческие культы были официально запрещены, и начались уже преследования язычников. Начинается развитие собственно христианской культуры – религиозной литературы, архитектуры, живописи и т.д.. Христианство переходит границы империи и распространяется среди варваров, которые вскоре после этого сокрушают западноримскую государственность; христианская церковь частично заполняет вакуум власти, сама естественно политизируясь при этом. История Рима отходит в прошлое, и наследие римской культуры становится достоянием христианства: таков был конец полутысячелетнего периода взаимоотношения этих столь значимых феноменов мировой истории и культуры.

Значение римской культуры для Европы, ее посредством, всего мира, трудно переоценить. Политическое устройство, техника, язык, литература, искусство – практически во всех сферах жизни мы являемся наследниками древних римлян. Римская традиция сохранилась как непосредственно и непрерывно, так и опосредованно; “римская идея” оказалась действительно вечной. Преемники римской государственности, Восточная Римская империя и Священная Римская империя германской нации, просуществовали до 1453 г. и 1806 г. соответственно; но и позднейшие политические образования в Европе и частично за ее пределами строились на основе обращения к наследию древнего Рима. В средневековье и на Западе, и в Византии люди по-прежнему считали и называли себя римлянами, а когда отличие от античности было наконец ими осознано, то лишь для того, чтобы объявить о необходимости нового ее возрождения (эпоха Возрождения). Способ восприятия мира, отношений между людьми, основы эстетики, структура языка и, соответственно, мышления – все это у народов и обществ Европы, возникших за последних полтора тысячелетия, едино по своим фундаментальным основам: то, что отличает европейцев от представителей иных регионов и культур (например, жителей Индии или Китая), является результатом единого для всех нас наследия Рима, наследия античной цивилизации в целом. Отделенные от нас двумя тысячелетиями реалии Рима понятней и ближе для нас, чем современная культура народов, не имевших исторической связи с античной цивилизацией; пока существует Европа – не столь важно, Западная или Восточная, Вечный Город продолжает свою “жизнь после смерти”.

Римская империя — самая обширная политическая и социальная структура западной цивилизации. В 285 г. н.э. империя стала слишком большой, чтобы ее управлять из правительства в Риме, и поэтому император Диоклетиан (284-305 гг. н.э.) разделил Рим на западную и восточную империю.

Римская империя образовалась с момента, когда Август Цезарь (27 г. до н.э.-14 н.э.) стал первым императором Рима и перестала существовать, когда последний римский император Ромул Августул, был свергнут германским королем Одоакром (476 г. н.э.).

На востоке Римская империя продолжила свое существование как Византийская империя до смерти Константина XI и падения Константинополя в 1453 году н.э. Влияние Римской империи на западную цивилизацию было глубоким и имеет существенный вклад во все аспекты западной культуры.

После битвы при Ациуме в 31 г. до н. э. Гай Октавиан Турин, племянник и наследник Юлиуса Цезаря, стал первым императором Рима и получил имя Августа Цезаря. Хотя Юлий Цезарь часто считается первым императором Рима, это неверно, он никогда не имел титула «Император». Юлий Цезарь имел титул «Диктатор», поскольку Цезарь обладал высшей военной и политической властью. При этом, сенат охотно даровал Августу титул императора, потому что он уничтожил врагов Рима и принес столь необходимую стабильность.

Династии Юлия-Клавдия

Август управлял империей с 31 года до нашей эры до самой смерти. Как он сам сказал: “я нашел Рим городом глины, и оставил его городом мрамора”. Август реформировал законы, инициировал обширные строительные проекты (в основном управляемые его верным генералом Агриппой, который построил первый Пантеон) и обеспечил статус величайшей политической и культурной империи в истории.

Римский мир (Пакс Романа), также известный как Пакс Аугуста, который он заключил продлился более 200 лет и был временем мира и процветания.

После смерти Августа власть передалась его наследнику Тиберию, который продолжал политику прошлого императора, но не обладал достаточной силой характера и мудростью. Эти же черты характера будут относится и следующим императорам: Калигула, Клавдий и Нерон. Эти первые пять правителей империи назывались династией Хулио-Клавдия (название династии происходит от сложения двух фамилий Юлиуса и Клавдия).

Хоть Калигула и стал печально известен своим развратом и безумием, его раннее правление было достаточно успешным. Преемник Калигулы, Клавдий, смог расширить власть и территорию Рима в Британии. Калигула и Клавдий вскоре были убиты (Калигула его преторианской гвардией, а Клавдий, видимо, своей женой). Самоубийство Нерона закончило династию Хулио-Клавдия и послужило началом периода социальных волнений, известных как «Год четырех императоров».

“Четыре императора”

Этими четырьмя правителями были Гальба, Отто, Вителлий и Веспасиан. После самоубийства Нерона в 68 году н.э. Галба принял правление (69 г. н.э.) и почти мгновенно оказался непригодным правителем из-за своей безответственности. Он был убит преторианской гвардией.

Отто быстро сменил Гальба в самый день смерти, и согласно древним записям, он должен был стать хорошим императором. Однако генерал Вителлий инициировал гражданскую войну, которая закончилась самоубийством Отто и восхождением Вителлиуса на трон.

Правителем Вителлий оказался ничем не лучше, чем Гальба, он пользуясь своим положением, вел роскошную жизнь и развлекался. В связи с этим легионы выдвинули генерала Веспасиана императором и отправились в Рим. Вителлий был убит людьми Веспасиана. Веспасиан взял власть ровно через год после восхождения Гальбы на трон.

Династия Флавиев

Веспасиан основал династию Флавиев. Для этой династии были характерны масштабные строительные проекты, экономическое процветание и территориальное расширение границ империи. Веспасиан правил с 69 по 79 года н.э., в этот период времени он инициировал строительство флавианского амфитеатра (знаменитого Римского Колизея). Строительство Колизея завершил уже сын Титус (правил в период 79-81 г. н.э.).

В самом начале периода царствования Титуса произошло извержение вулкана Везувия (79 год н.э.), который похоронил под пеплом и лавой города Помпеи и Геркуланум. Древние источники едины во мнениях, что Титус проявил великолепные волевые и управленческие качества в борьбе с этой катастрофой, также как и с великим пожаром Рима в 80 году н.э. Но к сожалению Титус умер от лихорадки в 81 году н.э. и его сменил брат Домициан, который правил в период 81-96 года н.э.

Домициан расширил и укрепил границы Рима, восстановил ущерб городу, вызванный великим пожаром, продолжил строительные проекты, начатые его братом, и улучшил экономику империи. Тем не менее, его самодержавные методы и политика сделали его непопулярной личностью у римского сената и он был убит в 96 году н.э.

Пять хороших императоров Рима

Преемником Домициана был его советник Нерва, который основал династию Нервана-Антонина. Данная династия правила Римом в период 96-192 года н.э. Это время отмечено увеличением благосостояния, и стало известно как «Пять хороших императоров Рима». Между 96 и 180 годами н. э. пять императоров-единомышленников умело правили Римом и смогли вывести империю на новый уровень. Имена пяти императоров в порядке их правления: Нерва (96-98), Траян (98-117), Адриан (117-138), Антонин Пий (138-161), и Маркус Аврелий (161-180).

Под их руководством Римская империя становилась все сильнее, стабильнее и увеличивала свой размер и масштаб. Также стоит упомянуть Люциус Веруса и Коммода — последних правителей из династии Нерван-Антонина. Верус был со-императором с Марком Аврелием пока не умер в 169 году н.э. но он, по свидетельствам историков, был малоэффективным управленцем. Коммод — сын и преемник Аврелия, стал одним из самых позорных императоров, которые когда-либо правили Римом. Он был задушен его партнером по борьбе в ванне, в 192 году н.э. Так закончилась династия Нерван-Антонина и к власти пришел префект Пертинакс (который, скорее всего, был инициатором убийства Коммода).

Династия Северана, год пяти императоров

Пертинакс правил всего три месяца пока, как его убили. За ним были еще четыре императора, этот период известен как «Год пяти императоров». Завершением которого стал приход к власти Септимуса Северуса.

Северус правил Римом в период 193-211 года н.э., основал династию Северан, победил парфян и расширил империю. Его кампании в Африке и Британии были масштабными и дорогостоящими, что отчасти способствовало возникновению финансовых проблем Рима в будущем. Северуса сменили его сыновья Каракалла и Гета, впоследствии Каракалла убил своего брата.

Каракалла правил до 217 года н.э., он был убит своим телохранителем. Именно в период правления Каракаллы почти все люди империи получили гражданство. Считалось, что целью выдачи гражданства всем жителям послужила попытка повысить налоговые поступления, стало больше людей, которых центральное правительство обложило налогом.

Династию Севера продолжила Джулия Маеса (императрица), которая правила до убийства Александра Северуса в 235 году н.э., это в свою очередь погрузило империю в хаос, этот период известен как Кризис третьего века (продолжался в период 235-284 г.).

Распад Римской империи на восточную и западную

Этот период, также известный как Имперский кризис. Он характеризовался постоянной гражданской войной, поскольку различные военачальники боролись за контроль над империей. Кризис еще больше способствовал широкомасштабным социальным волнениям, экономической нестабильности (в частности в этот период была девальвация римской валюты) и, наконец, роспуску империи, которая разделилась на три отдельных региона.

Империя воссоединилась под властью Аврелиана (270-275 г. н.э.), впоследствии его политика была развита и усовершенствована Диоклетианом, который основал Тетрархию (четверовластие) для поддержания порядка во всей империи.

Несмотря на это, империя была настолько обширной, что Диоклетиану пришлось разделить ее пополам в 285 году н.э., чтобы способствовать более эффективному администрированию. Он создал Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (также известную как Византийская империя).

Поскольку главная причина Имперского Кризиса заключалась в отсутствии ясности в политики империи, Диоклетиан постановил, что преемники должны быть выбраны и одобрены императором заранее.

Двое его преемников были генералы Максенций и Константин. Диоклетиан добровольно отошел от власти в 305 году н.э., и тетрархия, превратилась в соперничающие за господство регионы империи. После смерти Диоклетиана в 311 году н.э. Максенций и Константин погрузили империю в гражданскую войну снова.

Константин и христианство

В 312 году Константин победил Максенция в битве при Мильвском мосту и стал единственным императором Западной и Восточной империй (правил в период 306-337 г. н.э.).

Полагая, что Иисус Христос был помог одержать победу, Константин принял ряд законов, таких как Миланский (317 г. н. э.), которые предусматривали религиозную терпимость и толерантность к вере, в частности к христианству.

Константин требовал особого отношения к богу, Иисусу Христу. На Первом совете Никеи (325 г. н. Э.) Константин настоял на принятии божественности Иисуса и собрать все христианские рукописи, чтобы сформировать книгу, известную сегодня как Библию.

Константин стабилизировал империю и валюту, реформировал армию, а также основал город на месте бывшего города Византии, который назвали «Новый Рим», который в будущем стал известен как Константинополь (в нынешнее время Стамбул).

Константин стал известен как Константин Великий из-за его религиозных, культурных достижений и политических реформ, масштабных строительных проектов, а также за талант военного главнокомандующего. После его смерти сыновья унаследовали империю и, довольно быстро, вступили в конфликт друг с другом, который угрожал уничтожить все, что сделал Константин.

Его трое сыновей, Константин II, Констанций II и Констанс разделили Римскую империю между собой, но вскоре пришли к борьбе за власть. В ходе этих конфликтов Константин II и Констанс были убиты. Констанций II умер позже, назвав своего двоюродного брата Юлиана своим преемником и наследником. Император Юлиан правил всего два года (361-363 г. н.э.) и пытался вернуть Рим в свое прежнее величие посредством серии реформ, направленных на повышение эффективности управления.

Будучи неоплатоническим философом, Юлиан отверг христианство и обвинил веру и приверженность Константина к христианству причиной упадка империи. Официально провозгласив политику религиозной толерантности, Юлиан систематически убирал христиан с влиятельных правительственных должностей, запрещал учение, распространение религии и военную службу для верующих христиан. Его смерть, в период военной кампании против персов, закончила династию Константина. Юлиан был последним языческим императором Рима и за свою оппозицию к христианству стал известен как “Юлиан Отступник” .

Далее было краткое правление Йовиана, который провозгласил христианство, как господствующую веру империи и отменил различные указы Юлиана, после чего передал трон Феодосии I. Феодосийя I (379-395 г. н. э.) восстановила религиозные реформы Константина. Было запрещено языческое поклонение во всей империи, языческие храмы были переделаны в христианские церкви.

Именно в это время знаменитая Академия Платона была закрыта декретом Феодосия. Многие из реформ были не популярны как римской аристократией, так и обычными людьми, придерживающимися традиционных ценностей языческой практики.

Единство социальных обязанностей и религиозных убеждений, которое давало язычество, были разрушены институтом религии, которая убирала богов с земли и человеческого общества и провозглашала только одного Бога, который правил с небес.

Падение Римской империи

В период 376-382 года н.э. Рим боролся с вторжения готов, этот период известен как готические войны. В битве при Адрианополе, 9 августа 378 года н.э., римский император Валенс потерпел поражение, историки приняли это событие ключевым, способствующем упадку Западной Римской империи.

Были выдвинуты различные теории относительно причин падения империи, но даже сегодня нет единого мнения в части того, какие были эти факторы. Эдвард Гиббон ​​в своей «Истории упадка и разрушения Римской Империи», как известно, утверждал, что христианство сыграло ключевую роль в том, что новая религия подорвала общественные нравы империи, которые были образованы благодаря язычеству.

Теория о том, что христианство было первопричиной падения империи, обсуждалась задолго до Гиббона, однако, было и другое мнение о том, что прежде всего язычество и языческие практики привели к падению Рима.

Также вспоминают другие факторы, начиная от коррупции правящей элиты до необъятности империи, а также растущей силы германских племен и их постоянных атак на Рим. Римский военные уже не могли эффективно защищать границы, так же как когда-то, правительство не могло в полном объеме собирать налоги в провинциях. Также приход вестготов в империю в третьем веке н.э. и их восстания были признаны фактором, способствующим упадку.

Западная Римская империя официально прекратила существование 4 сентября 476 года н.э., когда император Ромул Август был свергнут германским королем Одоацем. Восточная Римская империя трансформировалась в Византийскую империя и просуществовала до 1453 года н.э.

Наследие Римской империи

Изобретения и инновации, которые были созданы Римской империей, глубоко изменили жизнь древних людей и продолжают свое существование в культуре всего мира. Навыки строительства дорог и зданий, внутренней сантехники, акведуков и даже быстросохнущего цемента были изобретены или усовершенствованы римлянами. Календарь, используемый на Западе, происходит от того календаря, который был создан Юлием Цезарем, а названия дней недели (на романских языках) и месяцев года также пришли из Рима.

Жилищные комплексы (известные как «insula»), общественные туалеты, замки и ключи, газеты, даже носки, были разработаны римлянами, как и обувь, почтовая система (улучшенная и перенятая у персов), косметика, увеличительное стекло и жанр сатиры в литературе.

Во время существования империи значительные открытия были сделаны в области медицины, права, религии, правительства и ведения войны, Римляне умели заимствовать и улучшать те изобретения или концепции, которые они находили у населения регионов, которых они завоевали. Можно с уверенностью сказать, что Римская империя оставила неизгладимое наследие, которое продолжает влиять на то, как люди живут даже сегодня.

Западная Римская империя пала более 1500 лет назад, но ее богатое наследие - технологии и инновации - можно увидеть и сегодня. Римляне были поразительными строителями и инженерами, и их процветающая цивилизация породила достижения в области технологии, культуры и архитектуры, которые сохранились на протяжении веков. Из нашего списка вы узнаете больше об инновациях, созданных в Древнем Риме.

Акведуки

Римляне использовали множество удобств, которые нам кажутся обычными, но не были распространены в то время. Среди них можно выделить фонтаны, общественные бани, подземные канализации и туалеты. Но эти водные инновации не были бы возможными без акведука. Впервые разработанное около 312 г до н. э., это инженерное чудо обеспечивало водой трубопроводы в городских центрах. Акведуки сделали римские города независимыми от водоснабжения и оказались бесценными для общественного здравоохранения и санитарии. Хотя римляне и не изобрели водопровод - примитивные каналы для орошения и транспортировки воды, которые существовали ранее в Египте, Ассирии и Вавилоне, они усовершенствовали этот процесс, используя свое мастерство в строительстве. В конечном счете по всей империи возникли сотни акведуков, и некоторые из них доставляли воду более чем на 100 километров. Но больше всего впечатляет качество строения акведуков, ведь некоторые из них используются и сегодня. Известный фонтан Треви, к примеру, питается от восстановленной версии акведука Девы, одного из 11 в Древнем Риме.

Бетон

Многие древнеримские сооружения, такие как Пантеон, Колизей и Римский форум, сохранились до сих пор благодаря тому, что для их строительства использовали цемент и бетон. Римляне впервые начали использовать бетон в строительстве водопроводов, зданий, мостов и памятников более 2100 лет назад на территории всего Средиземноморского бассейна. Римский бетон не такой прочный, как современный аналог, но он оказался на удивление устойчивым благодаря своей уникальной рецептуре. Римляне использовали гашеную известь и вулканический пепел, которые вместе создавали своего рода липкую пасту. В сочетании с вулканической породой, этот древний цемент образовал бетон, который переносил химический распад. Бетон сохранял свои свойства даже при погружении в морскую воду, что позволило использовать его для строительства сложных бань, пирсов и гаваней.

Газеты

Римляне были известны своими общественными дискуссиями. Они использовали официальные тексты, чтобы решать гражданские, правовые и военные вопросы. Известные под названием «ежедневные акты», эти ранние газеты были написаны на металле или камне, а затем распространены в таких местах, как Римский форум. Предполагают, что «акты» впервые появились в 131 году до н. э. В них, как правило, содержались подробности римских военных побед, списки игр и поединков гладиаторов, уведомления о рождении и смерти и даже интересные рассказы. Были также «сенаторские акты», в которых подробно описывалась работа римского сената. Традиционно они были закрыты для общественного доступа, пока в 59 г до н. э. Юлий Цезарь не приказал опубликовать их в рамках многих реформ, которые он проводил во время своего первого консульства.

Обеспечение

Древний Рим был источником идей для современных государственных программ, в том числе мер, направленных на субсидирование продуктов питания, образования и др. Эти программы восходят к 122 г до н. э., когда правитель Гай Гракх поручил поставлять гражданам Рима зерно по более низким ценам. Эта ранняя форма обеспечения продолжилась при Марке Траяне, который реализовал программу для детей из бедных семей: их кормили, одевали и обучали. Также был составлен список товаров, цены на которые контролировались. В него входили кукуруза, масло, вино, хлеб и свинина. Их можно было купить с помощью специальных жетонов, которые назывались мозаикой. Такие действия помогли римской власти завоевать благосклонность народа, но некоторые историки уверены, что это стало одной из причин эконмического падения Рима.

Связанные страницы

Большую часть нашей истории литература имела форму громоздких глиняных табличек и свитков. Римляне упростили их, и начали использовать стопку связанных страниц. Это изобретение считается ранней версией книги. Первые книги делали из связанных восковых табличек, но вскоре они были заменены на пергамент, который больше напоминал современные страницы. Древние историки отмечают, что первую версию такой книги создал Юлий Цезарь: сложив вместе папирус, он получил примитивную тетрадь. Однако связанные книги не были популярными в Риме вплоть до первого века. Ранние христиане одними из первых приняли новую технологию и с ее помощью начали изготавливать копии Библии.

Дороги и магистрали

Во времена своего процветания Римская империя охватывала территорию 4,4 млн квадратных километра и включала большую часть Южной Европы. Чтобы обеспечить эффективное управление такой обширной территорией, римляне построили самую сложную систему дорог в Древнем мире. Эти дороги строили из грязи, гравия и кирпича, изготовленного из гранита или закаленной вулканической лавы. При проектировании дорог следовали строгим стандартам и создавали специальные канавы, которые обеспечивали сток воды. Римляне построили более 80 тысяч километров дорог до 200 г н. э., и в первую очередь они должны были служить для военных завоеваний. Эти дороги позволили римским легионам передвигаться со скоростью 40 километров в день, а сложная сеть почтовых домов означала, что сообщения передавались с поразительной скоростью. Часто эти дороги управлялись так же, как и современные магистрали. Знаки на камнях сообщали путешественникам расстояние до места назначения, а специальные отряды солдат действовали в роли дорожной полиции.

Римские арки

Арки существовали в течение 4 тысяч лет, но древние римляне стали первыми, кто начал эффективно использовать свои знания для строительства мостов, памятников и зданий. Оригинальный дизайн арки позволил равномерно распределить вес здания по различным опорам, предотвращая разрушение массивных сооружений под собственным весом. Инженеры улучшили их, сглаживая форму, чтобы создать сегментарную арку и повторить ее с различными интервалами. Это позволило построить более крепкие опоры, которые могли охватить большие промежутки, что используются в мостах и акведуках.

Юлианский календарь

Современный григорианский календарь очень похож на свою римскую версию, которая появилась более 2 тысяч лет назад. Ранние римские календари, скорее всего, были списаны с греческих моделей, которые основывались на лунном цикле. Но поскольку для римлян четные числа были несчастливыми, они изменили свой календарь, чтобы каждый месяц имел нечетное количество дней. Так продолжалось до 46 г до н. э., когда Юлий Цезарь и астроном Сосиген решили выровнять календарь в соответствии с солнечным годом. Цезарь удлинил количество дней в году с 355 до 365, и в результате получилось 12 месяцев. Юлианский календарь был практически идеальным, но он не рассчитал солнечный год на 11 минут. Эти несколько минут, в конечном счете, отбросили календарь на несколько дней. Это привело к принятию практически идентичного григорианского календаря в 1582 году, в котором для исправления этих расхождений добавили високосный год.

Правовая система

Многие современные юридические термины происходят от правовой системы римлян, которая доминировала в течение многих столетий. Основанием для нее стали Двенадцать таблиц, которые сформировали существенную часть Конституции во время республиканской эпохи. Впервые принятые примерно в 450 до н. э., Двенадцать таблиц содержали подробные законы, которые касались собственности, религии, а также наказаний за многие проступки. Еще один документ Corpus Juris Civilis - амбициозная попытка собрать историю римского права в один документ. Основанный императором Юстинианом между 529 и 535 гг, Corpus Juris Civilis включал современные правовые понятия, к примеру то, что обвиняемый считается невиновным, пока не доказана его вина.

Полевая хирургия

В Риме было изобретено множество инструментов для хирургических операций. Римляне были первыми, кто использовал кесарево сечение, но самой ценной стала полевая медицина. Под руководством Августа был установлен военный медицинский корпус, который стал одним из первых специализированных подразделений полевой хирургии. Специально обученные медики спасли бесчисленное количество жизней за счет использования римских инноваций в медицине, таких как кровоостанавливающие бандажи и артериальные хирургические зажимы. Римские полевые врачи также проводили осмотр новобранцев и помогали остановить распространенные болезни, контролируя уровень санитарии в военных лагерях. Они были известны еще и тем, что дезинфицировали инструменты в горячей воде прежде, чем их использовать, а также новаторской формой антисептической хирургии, которая начала широко использоваться только в 19 веке. Римская военная медицина оказалась настолько успешной в лечении ран и общем оздоровлении, что солдаты, как правило, жили дольше, чем среднестатистические граждане, несмотря на опасности, с которыми постоянно сталкивались на поле боя.

Бодунов Андрей, Рогов Илья

Данный проект обобщает информацию о культурном наследии Древнего Рима. Мателиал можно использовать на урокух искусства, истории.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение 3

Гипотеза 4

Обоснование гипотезы 5

Культура Древнего рима

Архитектура

Скульптура

Живопись 6

Стенная живопись 7

Литература

Религия 8

Наука и философия 9

Доказательство гипотезы 10

Наследие Древнего Рима

Латинский язык

Архитектура 11

Памятники архитектуры

Колизей

Римский форум 12

Пантеон

Культурные ценности Древнего Рима 13

Вывод 15

Заключение 16

Источники информации 17

Введение

Я и мой одноклассник Рогов Илья решили выяснить, какое культурное наследие оставила после себя великая держава древности Древний Рим.

Древний Рим - одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Рим), в свою очередь названному в честь легендарного основателя - Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Персии на востоке до Португалии на западе. Современному миру Древний Рим подарил римское право, некоторые архитектурные формы и решения (например, арку и купол) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство, как религия, родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский.

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие.

Гипотеза

Культура Древнего Рима оставила после себя большое культурное наследие.

Глава 1. Культура Древнего Рима. Архитектура. Скульптура. Живопись. Литература. Религия

Более всего римляне развивали архитектуру и скульптурную портретистику. Первые крупные постройки в Риме производились по этрусскому примеру, возможно, даже этрусскими мастерами; поэтому Римская архитектура усвоила важнейшую форму этрусского зодчества - циркульную арку. Употребление этой архитектурной формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям.

Однако в целом, римская архитектура испытала сильное влияние греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии.

Среди самых ценных архитектурных памятников Древнего Рима находятся мосты, акведуки и термы.

Этруски и эллины оставили римлянам свое богатое наследие, на основе которого и выросла римская архитектура.

По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии. С IV в. до н. э. начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Самым важным в статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Бронзовые статуи, как правило, отливались в раннюю эпоху этрусскими мастерами, а начиная со II в. до н. э.- греческими скульпторами.

С конца III в. до н. э. на римскую скульптуру начинает оказывать могущественное влияние греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственной римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли новые художественные идеи и создали несколько превосходных шедевров.

Господствующей идеей, пронизывающей римскую скульптуру I-II вв., была центральная идея официальной культуры - идея величия Рима, мощи императорской власти. Эта идея воплощалась в разных скульптурных формах, прежде всего в форме рельефных композиций на стенах различных зданий, изображающих сцены военных походов императоров, популярных мифов, где действовали боги и герои, покровители Рима или царствующей династии.

В круглой скульптуре формируется официальное направление - портреты царствующего императора, членов его семьи, приближенных к нему лиц, его предков, покровительствующих ему богов и героев.

Живопись, подобно скульптуре, перешла в Италию из Греции. Римляне были наделены способностью к ней, получив первое знакомство с нею от этрусков. Ещё во времена республики славился Фабий Пиктор, расписавший в 300 году до н. э. храм Безопасности. Сто лет спустя, поэт Пакувий, бравшийся за кисти в минуты досуга, пользовался уважением за свои живописные работы. При Августе Рим имел уже нескольких более или менее искусных живописцев, во главе которых стоял знаменитый Лудий. Но всё это были преимущественно декораторы; живопись же отавалась в руках греков.

Раскопки Помпеи и Геркуланума, расчистка остатков терм Тита, находки во многих погребальных склепах вблизи Рима и недавние исследования развалин на Палатинском холме доставили нам множество образцов Римской живописи, хотя и относящихся к разряду стенной, чисто декоративной росписи, но крайне любопытных, так как в них встречаются изображения отдельных человеческих фигур, целых сцен, пейзажей, неодушевлённых предметов, и эти изображения дают возможность судить о рисунке, композиции, колорите и технике тогдашней живописи вообще.

Обыкновенно стена бывала окрашена в какой-нибудь один, ровный цвет, чаще всего в тёмно-красный или в не особенно яркий жёлтый, реже в чёрный, голубой, зелёный и лиловый; внизу её шла панель более тёмного цвета, повторяющаяся и вверху, под потолком, в виде фриза. Площадь стены обрамлялась тонкими, более тёмными или более светлыми, чем она, полосками, которые, кроме того, разделяли её на панно. В середине этих панно либо изображались одиночные фигуры, как бы летящие в воздухе, либо рисовались настоящие картины, содержание которых заимствовалось большей частью из мифологии и героических легенд. При этом художники почти всегда воспроизводили знаменитые произведения греческих живописцев или свободно подражали их композициям. Что касается приёмов исполнения этой живописи, то они были те же самые, как и у греков: художник работал водяными красками по мокрой штукатурке, или же по сухой.

Римская литература начала своё формирование в третьем веке до нашей эры. В это время создавлись римские летописи.

Первыми памятниками римской прозы были законы, договоры и богослужебные книги. В 240 до н. э. римляне познакомились с трагедией и комедией. Появились элогии в честь представителей знатных фамилий. Зачатки римской народной драмы появились во время разных сельских празднеств. Основным видом драматических произведений стали ателланы.

Последний век Республики был отмечен расцветом прозы и поэзии. Умение сочинять стихи было признаком хорошего тона. Видное место в прозаической литературе конца Республики занял Цезарь со своими мемуарами.

Эпоха Августа, названная «золотым веком римской литературы», стала дальнейшим развитием поэзии. Появились кружки́ Мецената и Мессалы Корвина.

При Нероне получила известность поэма Лукана «Фарсалия» и «Сатирикон» Петрония Арбитра - одно из произведений художественной латинской прозы. Марк Валерий Марциал и Децим Юний Ювенал также внесли большой вклад в римскую сатиру. Последним крупным писателем периода расцвета империи стал Апулей - сохранилось его полусатирическое произведение «Метаморфозы, или Золотой осёл». В то же время расцвета достигала специализированная проза. Развился и биорафический жанр.Фёдр ввёл в Древнеримскую литературу жанр басни. В III в. появилась раннехристианская литература, усилившая свои позиции в следующем веке.

Как и в древнегреческой религии, римская религия не имела единой церкви и догматики, а состояла из культов различных божеств. Религиозные обряды, связанные с жизнью семьи или домашними и частными делами, совершал сам отец семейства. В деревне его мог заменить обладавший особыми полномочиями управляющий поместьем. Официальные государственные обряды совершались опосредственно некоторыми носителями высшей власти - сначала царём через так называемых жреческих царей, потом консулами и преторами, в критические моменты - диктатором. При этом император, совместивший в себе функцию Великого понтифика, обычно своих инициатив не выражал.

Наука и философия

Известны римляне своей философией. Чего только стоят имена Цицерона и Тита Лукреция Кара, Сенеки и Марка Аврелия. Благодаря трудам этих ученых возникли первые философские проблемы, многие из которых не решены и теперь.

В науке римляне тоже достигли довольно высокого уровня, особенно для того времени, когда многие отрасли находились в зачаточном состоянии. В медицне особых успехов достигли Цельс и Клавдий Гален; в истории - Саллюстий, Плиний, Тацит, Тит Ливий; в литературе - Ливий Андроник, Плавт, Гай Валерий Катулл, Вергилий, Гай Петроний, Гораций, Овидий Назон, Плутарх. Необходимо также вспомнить и о римском праве, которым пользуется вся Европа.

Глава 2. Наследие Древнего Рима

Язык латино-фалискской ветви италийских языков индоевропейской языковой семьи. На сегодняшний день это единственный активно употребляемый италийский язык (считается мёртвым языком).

В наши дни латинский язык является официальным языком Святого Престола, Мальтийского ордена и города-государства Ватикан, а также, отчасти, Римско-Католической церкви. Латинский язык является основой письменности многих современных языков. Латинский язык в его народной разновидности явился языком-основой для новых национальных языков, объединяемых под общим названием романских. К ним принадлежит итальянский язык, создавшийся на территории Апеннинского полуострова в результате исторического изменения латинского языка, французский и провансальский языки, развившиеся в бывшей Галлии, испанский, каталанский и португальский - на Пиренейском полуострове, ретороманский - на территории римской колонии Реции (в части нынешней Швейцарии и в северо-восточной Италии), румынский - на территории римской провинции Дакии (нынешняя Румыния), молдавский и некоторые другие, из которых следует особо отметить сардинский язык, как наиболее близкий к классической латыни из всех современных романских языков.

При общности происхождения романских языков между ними в настоящее время имеются и значительные различия. Это объясняется тем, что латинский язык проникал на завоёванные территории на протяжении целого ряда веков.

Наконец, латинский язык до сих пор служит источник образования научной терминологии.

Древний Рим создал великую архитектуру: городские ансамбли и крепостные стены, акведуки-водопроводы и гигантские общественные бани-термы, прекрасные дороги и грандиозные амфитеатры.

В древнем Египте и Греции не знали, что такое "высотные" дома - это изобретение римлян. Стало оно возможным только благодаря одному из трех великих римских открытий в архитектуре - римскому бетону.

Практичность римлян привела к открытию второго великого изобретения. В Риме, как и в Греции, акведуки сооружали давно. От горных источников прокладывали глиняные трубы под небольшим наклоном, возводя высокие водопроводные каменные стены. В какой-то момент пришла смелая идея - делать в стене проёмы, требуется меньше камня и тратится меньше времени на укладку. Главное, что форму проёмов решили делать полукруглой, которая распределяет нагрузку и делает конструкцию прочной. Так родилась арочная форма конструкции - неотъемлемая принадлежность всей римской архитектуры. Некоторые из этих сооружений дожили до наших дней в рабочем состоянии.

Третье открытие стало продолжением второго. Если много каменных арок поставить вплотную одна за другой, получится коридор с полукруглым потолком. Такое перекрытие получило название свод. Если этот коридор сделать в виде замкнутой окружности и убрать центральную колону, то свод не обрушится, а будет держать сам себя - получится купол.

Амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений древнего мира, сохранившихся до нашеrо времени. Находится в Риме, в ложбине между Эсквилинским, Палатинским и Целиевским холмами.

Строительство самого большого амфитеатра Рима и всего античного мира велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев: начали строить в 72 году н.э. при императоре Веспасиане, а в 80 году амфитеатр был освящен императором Титом. Амфитеатр расположился на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому дому Нерона.

Площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на нём размещался рынок, позже он включил в себя комиций (место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрел также политические функции.

Эта площадь служила центром общественной жизни, и из повседневного общения людей эволюционировало тематическое общение, носящее все признаки того, что мы сегодня называем форумом.

«Храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Представляет собой большое инженерное достижение античности. Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда

По композиции и конструктивному решению Пантеон уникален в древнеримской архитектуре. Он отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Не исключено, что в строительстве храма участвовал Аполлодор Дамасский.

Культурные ценности Древнего Рима прошли достаточно долгий путь формирования, ведь на них влияли традиции и художественные ценности двух выдающихся культур античного мира: греков и этрусков.

Формирование и развитие римской цивилизации и культуры способствовало появлению нового типа города. Римские города – это важная культурная ценность, равной которой просто не существует. Древнеримские города, как правило, развивались вокруг одного городского центра

Уникальными культурными ценностями жизни Древнего Рима являются цирки и амфитеатры, где устраивались бои гладиаторов, стравливались животные и проводились публичные казни. Римляне с охотой посещали эти жестокие зрелища.

Еще одним важным достоянием Древней Римской культуры была литература и живопись. Лучшими образцами древнеримской прозы являются работы Цицерона. До наших дней сохранилось более пятидесяти речей и сочинений этого великолепного оратора и писателя. Невероятно ценными образцами древнеримской литературы являются работы великих римских поэтов Катулла и Лукреция. Вообще, древнеримская литература включает в себя сотни выдающихся имен.

Уникальная ценность Древнего Рима - это, безусловно, его скульптура. Несмотря на то, что римляне часто копировали греческие традиции в сфере скульптуры, они создавали оригинальные скульптурные портреты, которые передавали внутренний мир человека.

Даже сейчас, через полторы тысячи лет после падения Римской империи, ее культура отображает большое влияние на нашу жизнь. Не мало современных зданий возведены по древнеримским канонам. Наши юриспруденция и политические системы походят из римских времен. Период Римской империи показал, что одна власть может контролировать огромную территорию. Римское гражданство взращивало у людей чувство общественности.

Римская культура во многом продолжила греческие традиции, но, беря за основу культуру Древней Греции, римляне внесли и свои интересные элементы. Как и в Греции, культура была производной от военного дела, политики, религии, а ее достижения в первую очередь зависели от потребностей римского общества.




Top