Цветочные композиции в михайловском саду. Как устроены «Императорские сады России» и почему в Михайловском саду лопату не воткнешь

Международный фестиваль садово-паркового искусства «Императорские сады России» - это ежегодное масштабное культурно-массовое мероприятие, которое проводится силами Русского музея и на его территории - в Михайловском саду.

Первый международный фестиваль «Императорские сады России» прошел с 30 мая по 3 июня 2008 года в Михайловском саду и был приурочен к празднованию 110-летия Русского музея. Главным организатором фестиваля стал Русский музей при поддержке Благотворительного Фонда Его Королевского Высочества Принца Майкла Кентского и Союза садоводов России. С тех пор фестиваль стал ежегодным праздником для горожан и гостей города, а так же одним из знаковых событий культурной жизни Санкт-Петербурга.

Центральным событием фестиваля является проведение ландшафтной выставки-конкурса. На, специально выделенных для экспозиции участках Михайловского сада, участники конкурса создают ландшафтные композиции на заданную тему. Каждый год коллектив рабочей группы фестиваля разрабатывает новую тему и задание для участников выставки-конкурса, а также формирует сценарный план всего фестиваля, который также включает в себя разнообразную культурно-развлекательную и просветительскую деятельность.

Фестиваль рассчитан на широкую аудиторию. В первую очередь, это горожане и гости города, а также, это специалисты в области ландшафта и садово-паркового искусства. Помимо ландшафтной выставки-конкурса, фестивальная программа включает обширную культурно-развлекательную деятельность: концерты, мастер-классы, лекции, экскурсии, модные показы, специальные программы, рассчитанные на детей разного возраста, а также, на людей и детей с ограниченными возможностями.

Местом проведения фестиваля выбран именно Михайловский сад и это не случайно. Михайловский сад входит в уникальный архитектурно-художественный комплекс Русского музея и является выдающимся памятником садово-паркового искусства, расположенным в историческом центре Санкт-Петербурга.

Фестиваль «Императорские сады России» не имеет фиксированных дат проведения, но по традиции проходит в период белых ночей в первой половине июня и длится десять дней.

Фестиваль «Императорские сады России» - это первый ландшафтный фестиваль в России и на сегодняшний день единственный на Северо-Западе. Он стоит в ряду таких известных ландшафтных событий мира как: выставка цветов в Челси (Chelsea Flower Show), Лондон; Цветочная выставка в Хэмптон Корт (Hampton Court Palace Flower Show), Англия; Международный «Фестиваль садов» в Шомон-Сюр-Луар, Франция и т.д

Фестиваль не является коммерческим проектом, он, прежде всего, имеет социально-значимую и просветительскую роль, и обеспечивается за счет поддержки спонсоров.

Развитие ландшафтного фестиваля крайне важно для туристического направления, улучшения экологической обстановки в мегаполисе, создания школы садово-паркового искусства и ландшафтного дизайна и для устойчивости городской среды. Все это вкупе создает серьезный потенциал для развития культуры с одной стороны и экономического развития города в целом. Высокая посещаемость и позитивный отклик в СМИ говорит о том, что этот фестивальный проект музея необходим для развития, как туристического направления, так и экологического сознания у жителей и гостей города. Культурные мероприятия, создающие высоко эстетичную среду и несущие просветительские идеи не могут существовать без поддержки социально ответственного бизнеса. А годы проведения фестиваля у него уже появились постоянные партнеры и спонсоры, которые поддерживают фестиваль даже в сложные времена.

Фестиваль «Императорские сады России» входит в ежегодный календарь событий Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

В 2013 году фестиваль был удостоен Высшей Российской награды в области ландшафтной архитектуры Российской Национальной премии по ландшафтной архитектуре в номинации «СОБЫТИЕ ГОДА».

В 2014 году занял первое место в финале НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕМИИ в области событийного туризма «Russian Event Awards» в номинации ЛУЧШИЙ ПРОЕКТ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

Для Русского музея как крупнейшего в мире собрания произведений национального изобразительного искусства, фестиваль имеет особое значение в решении таких культурно- просветительских задач, как воспитание интереса к историческим территориям и возрождение традиций российского садово-паркового искусства. С открытием нового «выставочного зала» под открытым небом у Русского музея появилась дополнительная возможность для реализации своего творческого потенциала.

В Санкт-Петербурге проходит фестиваль ландшафтного дизайна «Императорские сады России»: в середине июня в Михайловском саду Русского музея можно наблюдать ландшафтные композиции, созданные архитекторами разных стран (в фестивале в этом году принимают участие 49 ландшафтных мастерских из России, Германии, Финляндии, Испании, Франции, Дании), посещать мастер-классы, слушать лекции и аплодировать выступлениям театральных студий, ансамблей и кружков.

Преимущественно — детских, потому что в этом году тема «Императорских садов», разбивающихся под стенами Русского музея уже в девятый раз, — «Цветы жизни». Что имеется в виду на самом деле — понятно всем. Выставка посвящена детям.

С самого начала фестивалю не повезло с погодой: на торжественный концерт в саду при ледяном ветре с Финского залива и 10 градусах тепла гости поумней явились в пуховиках. Те, кто мечтал о празднике, проклинали свою тягу к прекрасному и пытались согреться коньяком, пренебрегая попытками бармена соорудить коктейли: в кружевных платьях не до кубиков льда в прозрачных бокалах.

«На сцене гораздо теплее», — обнадеживала президент благотворительного фонда «Система» (фестиваль многие годы проходит при финансовой поддержке фонда). Гости верили. Однако детей в костюмах хризантем, станцевавших по случаю праздника закономерный «Вальс цветов» Чайковского, и детский хор, исполнивший песни, которые вы сами горланили, качаясь на качелях, все равно было жалко.

Замерзшие дети уносились в теплый Русский музей. На их место выходили ответственные взрослые, которым спрятаться было некуда.

Не мерз, кажется, только директор Русского музея : за пятиминутную речь он бодро придумал три темы для будущих фестивалей. Следующей темой, видимо, будет музыка. А жаль — абстрактные темы, как темы сочинений, дают такой широкий простор для творчества, что художники разбегаются в разные стороны и часто убегают слишком далеко от зрителя.

БФ «Система»

Так случилось с нынешним фестивалем. «Дети» — это может быть что угодно. «Актуальными темами фестиваля станут вопросы изучения, сохранение природы и окружающей среды, новые подходы к организации детских игровых пространств в городах, демонстрация современного игрового оборудования. Особое внимание будет уделено социальным проектам для детей с ограниченными возможностями», — значилось в пресс-релизе фестиваля. Все это есть. В фестивале принимают участие благотворительные фонды Санкт-Петербурга (в том числе «Антон тут рядом», «Теплый дом», «Алеша» и другие).

В Михайловском саду появились детские игровые площадки и композиции, созданные по детским рисункам (Кощей, играющий на гитаре для Бабы-яги, таксокот, придуманный 4-летним ребенком, зубастик, кот на цепи и Русалка на дубе), выставка плакатов «Цветы детства» и другие объекты, прямо или символически относящиеся к теме детей. «Читайте объяснения», — призывает Артем Паршин, председатель жюри нынешнего фестиваля, ландшафтный архитектор Ботанического сада «Аптекарский огород». Читать действительно нужно: смысл некоторых композиций сложно понять не только детям, но и взрослым.

И если дети могут изобрести свои смыслы, то те, чье детство давно закончилось, мучительно не понимают: при чем же здесь цветы?

Цветов не хватало. Вне конкурса демонстрировалась одна из лучших композиций — «Дорманрон» Французского института в Санкт-Петербурге, пушистая зеленая неведомая зверушка (а на самом деле — морская черепаха), придуманная французским писателем и иллюстратором Клодом Понти и выполненная в технике топиарного искусства.


БФ «Система»

Второе место в номинации «Цветочные композиции» получила композиция «Цветок счастья», созданная командой усадьбы Марьино. Отличной идеей филиала Русского музея в Малаге было создать Сад пяти чувств с растениями, стимулирующими сенсорное восприятие (теми, которые можно и увидеть, и пощупать, и понюхать, и даже попробовать на вкус).

Однако садовые скульптуры, даже очень милые, не могут удовлетворить тягу городского жителя к живому и прекрасному. Приходить сюда в надежде почерпнуть идеи для собственного приусадебного участка бессмысленно (впрочем, стоит обратить внимание на постоянные садовые композиции, созданные для Михайловского сада, — они хороши). В чем же дело? Неужели в детях?

«Выставочные сады в таком фестивальном режиме, когда сады собираются на короткое время — а собираются они как конструктор, растения приезжают в своих контейнерах, — это совершенно особый жанр садового искусства, — объясняет Артем Паршин. —

Это означает, что ты строишь сад как мизансцену во время театрального представления.

Тебе неважно, что за кулисами, тебе важно, что человек видит из зала. Поэтому главное — чтобы зритель не видел белых ниток, не видел швов; что под поверхностью — тебя не интересует».


БФ «Система»

По мнению председателя жюри, в этом смысле к композициям «Императорских садов» нужно относиться снисходительно, поскольку архитекторы сталкиваются с серьезным ограничением: в Михайловском саду (а это памятник садово-паркового искусства, памятник ландшафтной архитектуры) вы не можете воткнуть лопату в землю. Здесь нельзя копать. Поэтому все, что здесь происходит, происходит над поверхностью, над газоном.

«Это сказывается на облике того, что здесь строят. По законам жанра растения находятся в контейнерах, они не посажены. Авторы, которые не обращают внимания на эту особенность, ставят горшки с растениями прямо на землю, — рассказывает Паршин. — Вы видите грязные пластиковые горшки, что абсолютно недопустимо. Если это выставочный сад, это особый жанр, и нужно действовать в рамках этого жанра. Когда видны швы, когда понятно, как это сделано, это неправильно. Нужно просто понимать особенности площадки — фестивалю уже девять лет, и он никуда отсюда не уедет, эта площадка — уже любима. Значит, надо заранее подумать о том, как ты спрячешь то, что не должно быть видно, покажешь то, что должно быть видно на поверхности. Все грамотные работы здесь приподняты над поверхностью земли».

Одна из таких работ — пожалуй, действительно самая интересная, — уже получила Гран-при фестиваля. Это композиция «Живая вода, или Внутри не так, как снаружи», созданная ландшафтной группой АФА.


БФ «Система»

Внешне это неправильной формы зеленый холм с лиловыми цветниками. Внутри — округлый неглубокий водоем, где можно играть и плескаться, если позволяет погода, а главное — здесь есть смотровая вышка с телескопом и винт Архимеда, удивительная штука, которая при помощи колеса и винтового желоба позволяет выкачивать воду из водоема. Крутить ее приятно и взрослым, и детям: за такое просто непременно нужно давать Гран-при.

Одиннадцатый ежегодный фестиваль ландшафтного и флористического искусства, который обычно проводится в Михайловском саду, в нынешнем сезоне переедет в Летний сад. Об этом сообщил во вторник, 5 июня, директор Государственного Русского музея Владимир Гусев, передаёт корреспондент «Диалога».








«300 лет назад – в 1718 году – Пётр I издал указ о проведении Ассамблей, и первая из них проходила именно в Летнем саду. Этот наш фестиваль будет называться «Цветочная Ассамблея». Так мы напоминаем об истории России: нам важно, чтобы «Императорские сады» не превратились просто в гламурный фестиваль цветов, а всё-таки имели музейную основу. Летний дворец Петра I – это место, с которого начиналась новая страница российской государственности. Они – ровесники Санкт-Петербурга, и сады тоже начинались вместе с Санкт-Петербургом», — заявил Гусев.

По его словам, в нынешнем году характер фестиваля изменится – когда он проводился в Михайловском саду, основой экспозиции были инсталляции и ландшафтные композиции, тогда как сейчас упор будет сделан на использование живых цветов. По этой причине изменены сроки проведения фестиваля – он состоится не в начале, а в конце месяца, с 21 по 27 число, так как цветы должны распуститься. Свои ограничения накладывает и место – в Летнем Саду нет обширных газонов, на которых можно было бы размещать композиции, поэтому устроителям придётся декорировать – бережно, так как облик сада находится под охраной КГИОП – имеющиеся элементы его убранства: изгороди, фонтаны… Кстати, гостей фестиваля ждёт масса интересных новшеств.

«Например, фонтан «Царицын» мы планируем сделать парфюмированным. В истории России такого ещё не было, потому что в мире таких фонтанов было всего четыре, и первый из них появился в 1900 году на выставке в Париже. Надеемся, что этот эксперимент удастся, и сегодня вечером (по вторникам Летний сад традиционно закрыт на уборку и обслуживание – ИА «Диалог» ) как раз будет «примерка» аромата. Это будет эксклюзивное, необычное событие: собственно, Пётр I как раз любил такие, а Летний сад был для него экспериментальной площадкой, где он опробовал различные новшества, привезённые из Европы (в основном – из Голландии). Потом он уже построил Стрельну, а затем – и Петергоф, но Летний сад – прародитель всех садов европейской традиции [в России]», — отметила Ольга Черданцева, главный хранитель садов Русского музея и руководитель фестиваля «Императорские сады России».

Кроме того, на главной аллее будут выставлены 50 фотографий знаменитых европейских дворцовых садов. Фотопроект проходит под эгидой Ассоциации сохранения наследия европейских садов.

«Наверное, нам было бы проще провести фестиваль по накатанной, в Михайловском саду – но рабочая группа фестиваля решила на этот год перенести его. Я как человек, отвечающий за сохранность Летнего сада, этот почин воспринял с настороженностью – но мы будем работать, и думаю, что получится неплохо. Летний сад – не Михайловский, здесь мы не можем позволить себе делать ландшафтные инсталляции на газонах: это просто невозможно. Поэтому было принято решение делать небольшие цветочные композиции; будут украшены главные фонтаны и боскеты. Крепить всё это предстоит очень щадяще – никакого клея, никакого сверления, никакого вообще вмешательства в конструктивные элементы. Думаю, у ландшафтников свои хитрости», — заявил Сергей Ренни, заведующий филиалом «Сады» Русского музея.

«Будем ли мы продолжать проводить его там, или же устраивать его в обоих местах – это мы посмотрим, насколько хватит средств», — добавил Гусев.

Отметим, что вход в Летний сад на эти дни станет платным – билет будет стоить 500 рублей (на сайте садов Русского музея цена сейчас составляет 430 рублей, или 160 – для льготных категорий). Помимо того, что это позволит частично возвратить средства, затраченные на проведение фестиваля, руководство ГРМ намерено таким способом удостовериться в том, что на фестивале не будет чрезмерного наплыва посетителей (хотя сад и так принимает в год по миллиону человек). Кроме того, на протяжении трёх суток перед началом фестиваля «Императорские сады России» (18-20 июня) и двух дней после его окончания (28-29 июня) Летний сад будет полностью закрыт – из-за необходимости в монтаже и демонтаже украшений соответственно.

«Какие-то композиции, возможно, мы оставим себе – особенно, наверное, из социальных проектов, которые будут размещены в боскете «Французский партер», — отметил Ренни.

Фестиваль "Императорские сады России - 2016" в Михайловском саду

На этой неделе в Михайловском саду при Русском музее проходит очередной ежегодный фестиваль "Императорские сады России - 2016". В этом году его главный лейтмотив - мир детства.
На всей территории парка расположились детские игровые площадки и композиции, созданные по детским рисункам, выставка плакатов «Цветы детства» и другие объекты относящиеся к теме детей.

Центром детского художественного проекта "Там на неведомых дорожках..." стал Масленый луг, в центре которого растет исторический черешчатый дуб. Ему 278 лет, он намного старше Михайловского дворца. На нем появилась "златая цепь", а рядом устроился ученый кот с книжкой в лапах.

Тут же русалка, спустившаяся с ветвей, невиданные звери, Баба-яга, Кощей, Черномор и другие герои пушкинских сказок.






Рядом с ними расположилась композиция Цветущий фонтан, а чуть далее "Дорманрон и Куафаншук"




(Эта фотография не моя)


Дорманрона придумал французский писатель и художник Клод Понти, а осуществили его в виде растительной композиции из декоративных и съедобных растений Французский институт в России совместно с Институтом Вавилова.
У Павильона Росси в проекте "Прозрачность" представлено стекло.










С другой стороны дорожки - композиция "Сон о драконе".




Иду дальше вдоль Мойки, на которой выстроилась целая "флотилия" корабликов, и рассматриваю "Игру света", "Лунные цветы", "Силуэты".






Затем решительно оворачиваю к Пруду и - о, радость! - попадаю в Музей кошки.






Автор этих "кото-камушков" Елена Громыко. Сегодня они почему-то оказались на земле, хотя несколько дней назад гордо восседали на постаментах.
За ними целая армия фото-котов гордо восседает на мольбертах.


Фотография Николая Иванова.

А это забавный домик насекомых и за ним Домик хоббита.




С противоположной стороны посетители норовят забраться в необычный автомобиль.


Романтиков же привлекает композиция "Море зовет".


Куда же плыл этот парусник? Ну конечно, к Необитаемому острову за сундуком с драгоценностями и золотыми монетами.


И вот на этом месте меня застигает дождь с грозой. Я еще успеваю перебежать на соседнюю дорожку, где нахожу вариант классической клумбы XIX в.


На углу дорожки стоит красивый обеденный стол, но усиливающийся дождь не дает им полюбоваться.


Быстрым шагом иду к выходу и вдруг замечаю Домик гнома. Пройти мимо, не сфотографировав его, я не могу, но ливень не дает сделать хороший снимок. На этом мой поход заканчивается, тем более, что аккумулятор в фотоаппарате говорит гуд бай. Жаль, что не удалось посмотреть всю выставку, погода не позволила мне это.

Что мне не понравилось в этот раз - очень мало цветов на клумбах и лужайках.
Напоследок покажу несколько композиций. Хотелось бы, чтобы их было намного больше.










>


До новой встречи, друзья. Традиционную улыбку дарит вам наш фестиваль и мой хороший друг Николай Иванов.

В сезон белых ночей в городе проводится множество событий под открытым небом, которым не мешает даже непогода. Один из самых красивых - фестиваль «Императорские сады России».

В этом году фестиваль пройдет немного позже - с 21 по 27 июня и не в Михайловском, а в Летнем саду. У каждого фестиваля прошлых лет была своя тема. Мы помним посвящения французским, итальянским, британским садам, искусству лабиринта, русскому авангарду и революции.

Фестиваль нынешнего года называется «Цветочная ассамблея» - в память о принятом 300 лет назад Петром Первым указе о проведении ассамблей. Изменился и формат фестиваля: вместо масштабных инсталляций ландшафтных дизайнеров главенствовать будут камерные цветочные композиции. Это вынужденная мера.

Летний сад не Михайловский, здесь невозможно создать ландшафтные инсталляции на газонах. Поэтому было принято решение делать небольшие цветочные композиции, украшая фонтаны и боскеты, - рассказал Сергей Ренни, заведующий филиалом «Сады» Русского музея. - Работы в Летнем ведутся очень осторожно, поскольку существует много ограничений со стороны КГИОП.

По словам Ольги Черданцевой, главного хранителя садов Русского музея, особое место займет царица цветов - роза.

В Зеленом кабинете (где находится музеефикация фонтана «Лакоста») откроется Музей роз. Исторические сорта роз будут представлены в 36 композициях.

Два входа в Берсо (у Парадного партера) будут украшены цветочными гирляндами в виде арок. А в центре будет висеть люстра из цветов.

Как шутят организаторы, здесь можно будет назначать свидания.

Партнеры фестиваля из Воронцовского дворца в Крыму придумали выставку «История розы». Публика увидит 22 панно, рассказывающих об известных исторических персонажах и связанных с ними розах.

Фонтан на Царицыной площадке декорируют геометрическими композициями из белых хризантем и красных роз. Возле памятника Ивану Андреевичу Крылову появятся восемь объектов, созданных детьми из социальных учреждений. Малышам предложили пофантазировать на темы басен Крылова: «Мартышка и очки», «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Лебедь, рак и щука». По словам Ольги Черданцевой, это напоминание о лабиринте с баснями Эзопа, который был при Петре Первом в Летнем саду.

Цветами будут украшены все пруды Летнего сада. Например, в Менажерийном пруду появятся три композиции из розовых и кремовых хризантем, выполненные в виде лучей.

В центральной части боскета «Крестовое гульбище» создадут цветочные композиции, символизирующие времена года. «Весна» и «Лето» будут выполнены из цветов, «Осень» - из трав, овощей и фруктов, а «Зима» - из хвойных ветвей и шишек.

Временам года будет посвящена и необычная выставка в Красном саду - огороде Петра Первого. Там покажут композиции из фруктов, овощей, грибов и пряных трав, выполненных в стиле итальянского художника-маньериста Джузеппе Арчимбольдо.

Полезная информация

В дни фестиваля, с 21 по 27 июня, вход в Летний сад будет платным. Билет стоит 500 рублей, для детей в возрасте до 18 лет, студентов и пенсионеров - 200 рублей, семейный билет для родителей с детьми (2 взрослых и 2 ребенка) - 800 рублей. Выгоднее приобрести билеты заранее, до 21 июня. На сайте садов Русского музея билеты сейчас стоят: 430 рублей и 160 для льготных категорий.

Кроме того, на протяжении трех суток перед началом фестиваля «Императорские сады России» (18 - 20 июня) и двух дней после его окончания (28 - 29 июня) Летний сад будет закрыт - из-за необходимости в монтаже и демонтаже украшений, соответственно.


Комментарии

Самое читаемое

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги - все это показывает хороший вкус коллекционера.




Top