Цыганов, николай григорьевич. Николай Григорьевич Цыганов: биография Николай циганов

ЦЫГАНОВ НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

Цыганов (Николай Григорьевич, 1797 - 1831) - поэт, сын крепостного крестьянина, странствовавший по разным городам России актер-комик, в последние годы игравший на сцене московского театра. Из его песен некоторые стали народными. Наиболее популярные из них: "Что ты рано, травушка пожелтела?", "Ох болит да щемит ретиво сердечко!", "При долинушке береза", "По полю, полю чистому", "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан", и др. Всех песен Ц. известно 44; остальные, незаписанные вовремя, не сохранились. По своему умению усваивать и передавать оригинальные народные выражения, Ц. стоит выше Дельвига и является непосредственным предшественником Кольцова. Впервые "Русские песни" Ц. были изданы в Москве в 1834 г. (2-е изд., 1857); в 1880, 1884 и 1886 годах песни Ц. были собраны и изданы А. Сувориным вместе с песнями А.Ф. Мерзлякова, в томике "Дешевой библиотеки". Ср. биографию Ц. при издании А. Суворина 1886 г.; Гербель "Русские поэты" (Санкт-Петербург, 1888); "Северная Пчела", 1834, ¦ 23, стр. 352 - 384.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЦЫГАНОВ НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЦЫГАНОВ НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
    Николай Григорьевич (1797, Петербург, - 1831, Москва), русский поэт, актёр. Родился в семье крестьянина-вольноотпущенника. С 1816 много ездил по стране …
  • НИКОЛАЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (победа народа; Деян 6:5) - родом из Антиохиян, обращенный вероятно из язычества в Христианскую веру, один из диаконов Церкви апостольской, …
  • НИКОЛАЙ в 1000 биографий знаменитых людей:
    Николаевич, великий князь (1856-?). - Окончил военную академию в 1876 г. Участвовал офицером в русско-турецкой войне. В период от 1895 …
  • НИКОЛАЙ
    Николай - Мурликийский архиепископ, святой, высокочтимый на Востоке и Западе, иногда даже мусульманами и язычниками. Его имя окружено массой народных …
  • НИКОЛАЙ
    (4 в.) архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …
  • НИКОЛАЙ ИМЯ 5 ПАП
    имя 5 пап. Н. I (858—867), римлянин знатного рода, был избран под влиянием императора Людовика II. Отличаясь твердой волей и …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП НОВОМИРГОРОДСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Иван Григорьевич Заркевич) — епископ новомиргородский, духовный писатель (1827— 885). Учился в СПб. духовной академии; до принятия монашества состоял священником …
  • НИКОЛАЙ ЕПИСКОП АЛЕУТСКИЙ И АЛЯСКИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I (в мире Михаил Захарович Зиоров, род. в 1850 г.) — епископ алеутский и аляскинский (с 1891 г.); образование получил …
  • НИКОЛАЙ ДУХОВН. ПИСАТЕЛЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Петр Степанович Адоратский) — духовный писатель (1849—96). Воспитанник Казанской духовной академии, Н., по принятии монашества, пробыл 4 года …
  • НИКОЛАЙ ГРЕЧ. РИТОР в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Nikolaos) — греч. ритор из Мир-Ликийских, жил в конце V в. по Р. Хр., автор "Progymnasmata" — введения в стилистические …
  • НИКОЛАЙ НАЛИМОВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (в мире Николай Александрович Налимов, род. в 1852 г.) — экзарх Грузии, архиепископ карталинский и кахетинский, воспитанник спб. духовной академии. …
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Николай - архиепископ мирликийский (города Мир в Ликии), великийхристианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и посмерти, "правило веры и образ …
  • НИКОЛАЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • НИКОЛАЙ в Энциклопедическом словарике:
    I (1796 - 1855), российский император (с 1825), третий сын императора Павла I. Вступил на престол после внезапной смерти императора …
  • ЦЫГАНОВ
    ЦЫГАН́ОВ Дм. Мих. (1903-92), скрипач, педагог, нар. арт. СССР (1979). В 1923-77 участник Квартета им. Л. ван Бетховена. Выступал и …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ САЛОС, псковский юродивый. В 1570 во время похода Ивана IV на Псков встретил царя у ворот города, обличая его …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Старший) (1831- 1891), вел. князь, третий сын имп. Николая I, ген.-фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ НИКОЛАЕВИЧ (Младший) (1856- 1929), вел. князь, сын Николая Николаевича (Старшего), генерал от кавалерии (1901). В 1895-1905 ген.-инспектор кавалерии, с …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ МИХАЙЛОВИЧ (1859-1919), вел. князь, внук имп. Николая I, генерал от инфантерии (1913), историк, поч. ч. Петерб. АН (1898). Монографии …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus) (Николай Кребс, Krеbs) (1401-64), философ, богослов, учёный, церк. и полит. деятель. Ближайший советник папы Пия II, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ ДАМАССКИЙ (64 до н.э.- нач. 1 в. н.э.), др.-греч. историк. Из соч. дошли во фрагментах: "История" (в 144 кн.), …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ II (1868-1918), последний рос. император (1894-1917), старший сын имп. Александра III, поч. ч. Петерб. АН (1876). Его царствование совпало …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (1796-1855), рос. император с 1825, третий сын имп. Павла I, поч. ч. Петерб. АН (1826). Вступил на престол …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ I (?-867), папа Римский с 858; при нём произошёл разрыв с Вост. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ из Отрекура (Nicolas d"Autrecourt) (ок. 1300 - после 1350), франц. философ, предст. номинализма. Преподавал в Париже. Критиковал схоластич. аристотелизм, …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Бор. Дорофеевич Ярушевич) (1892-1961), церк. деятель. В 1922-24 в ссылке. В 1942-43 замещал местоблюстителя патриаршего престола митрополита …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (в миру Ив. Дм. Касаткин) (1836- 1912), церк. деятель, с 1870 глава Рус. правосл. миссии в Японии, основатель Япон. …
  • НИКОЛАЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    НИКОЛ́АЙ (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Миры в Ликии, М. Азия), христ. святой, широко почитаемый в Вост. и Зап. …
  • ЦЫГАНОВ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Николай Григорьевич, 1797?1831) ? поэт, сын крепостного крестьянина, странствовавший по разным городам России актер-комик, в последние годы игравший на сцене …
  • НИКОЛАЙ
    Басков, Рыбников, …
  • НИКОЛАЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Последний царь …
  • НИКОЛАЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • ЦЫГАНОВ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. разг. Принадлежащий …
  • НИКОЛАЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Николай, (Николаевич, …
  • ЦЫГАНОВ
    Дмитрий Михайлович (1903-92) , российский скрипач, педагог, народный артист СССР (1979). В 1923-1977 участник квартета им. Л. Бетховена. Профессор Московской …
  • НИКОЛАЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (4 в.), архиепископ Мирликийский (г. Мир в Ликии, М. Азия), христианский святой-чудотворец, широко почитаемый в Восточной и Западной церкви. В …
  • ЦЫГАНОВ в Толковом словаре Ефремовой:
    цыганов прил. разг. Принадлежащий …
  • ЦЫГАНОВ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    прил. разг. Принадлежащий …
  • ЦЫГАНОВ
    I прил. разг. 1. соотн. с сущ. цыган I, связанный с ним 2. Принадлежащий цыгану [ цыган I]. II прил. …
  • НИКОЛАЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    м. Мужское …
  • ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ БЕЛИНСКИЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-15 Time: 00:20:04 Навигация Тема = Виссарион Белинский Википедия = Белинский, Виссарион Григорьевич Викитека = Виссарион Григорьевич Белинский Викисклад …
  • ТЕРНОВСКИЙ СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • ТЕРНОВ АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тернов Александр Григорьевич (1874 - после 1931), священник. Родился в 1874 году, в селе …
  • МАСЛОВ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Маслов Михаил Григорьевич (1874 - 1938), священник, священномученик. Память 9 марта, …
  • ГОРБАЧЕВ АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Горбачев Алексей Григорьевич (1892 - 1937), псаломщик, мученик. Память 10 ноября, …
  • ХОМУТОВ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Хомутов (Михаил Григорьевич, 1795 - 1864) - генерал-адъютант, генерал от кавалерии. По окончании курса в пажеском корпусе участвовал во всех …
  • РУБИНШТЕЙН АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Рубинштейн (Антон Григорьевич) - русский композитор и виртуоз, один из величайших пианистов XIX столетия. Родился 16 ноября 1829 года в …
  • ПЕРОВ ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Перов (Василий Григорьевич) - один из лучших русских живописцев новейшего времени, родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. Окончил курс …
  • ЦЫГАНОВ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1903-92) российский скрипач, педагог, народный артист СССР (1979). В 1923-1977 участник квартета им. Л. Бетховена. Профессор Московской консерватории (с 1935). …
  • ШУХОВ ВЛАДИМИР ГРИГОРЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Владимир Григорьевич , советский инженер и учёный, почётный академик (1929; член-корреспондент …

Цыганов Николай Григорьевич

Н.Г.ЦЫГАНОВ

В русской поэзии всегда существовал и существует сейчас жанр, который не имел и не имеет названия. Именно в этом жапре писал Николай Григорьевич Цыганов. Известный знаток русской литературы и быта конца XVIII - первой половины XIX века, литературовед и критик М. Н. Лонгинов в рецензии на посмертный сборник стихотворений Цыганова писал: "Как поэт Цыганов был в полном смысле что называется по-французски chansonnier (выражение, которое трудно перевести на русский язык). Он сочинял преимущественно песни и сам очепь приятно певал, аккомпанируя себе на гитаре". Жанр "русской песни" был очень распространен в то время, "песни" сочиняли почти все поэты. Но разница между песнями Цыганова и песнями, например, Дельвига заключалась в том, что песни Дельвига - это стихи, иные из которых, если композитор сочинял к ним музыку, могли действительно стать песнями, а песни Цыганова рождались как песни и только потом, попав в печать, становились фактом литературы. По свидетельству друзей, только часть его песен, очень небольшая, была напечатана, хотя распевали их по всей России, не зная, конечно, имени автора. Николай Григорьевич Цыганов был сыном отпущенного на нолю крепостного, он родился в 1797 году. Отец его служил у крупного волжского хлебного торговца и откупщика, по его делам он жил то в одном городе, то в другом. Повсюду за ним ездила и семья, поэтому Николай Цыгапов учился урывками в училищах разных городов. Восемнадцати лет он поступил в Саратове в театр актером, и с этой труппой разъезжал по Волге о гастролями. В саратовском театре он прослужил около двенадцати лет, потом его игру увидел М. Н, Загоскин, тогда драматург, служащий дирекции театров в Москве, впоследствии известный романист. Цыганов ему понравился, и он пригласил его в Москву. В Москве Цыганов вошел в труппу Малого театра, и тут его давнее увлечение народными песнями, которые он собирал и записывал во время гастрольных разъездов, получило одобрение и поддержку. Первый московский трагик П. С. Мочалов, драматург А. А. Шаховской (кстати, автор песни "Вниз по Волге-реке"), водевилист Ф. А. Кони, композитор А. Е. Варламов и другие образовали нечто вроде кружка любителей пения; они пели народные песни, сочиняли собственные. В атом кружке развернулся талант Цыганова. Всего три года он прожил в Москве, но за это время им были написаны песни, которые стали поистине народными, и среди них "Красный сарафан" ("Не шей ты мне, матушка, красный сарафан"), "При долинушке береза", "Смолкни, пташка-канарейка" и другие. Цыганов, обращаясь к Мочалову, писал о своих песнях;

Ищите в песнях не стихов, Не сладких кудреватых слов Поэтов - баловней искусства! В душевной скорби, в простоте Писал простого сердца чувства.

Песни Цыганова пели любимые москвичами цыганские хоры. Любил их слушать и Пушкин. А. О. Смирнова-Россет в своих воспоминаниях передает рассказ Пушкина о том, как он, будучи еще женихом Н. Н. Гончаровой, слушал с нею "Красный сарафан". "Я уже был влюблен,-" вспоминал Пушкин,- и мне очень хотелось сказать ей: "Не говорите вашей матушке того, что говорит в этом романсе девушка своей матери, потому что если вы не выйдете за меня, я уйду в святогорские монахи, не буду писать стихов, и русские хрестоматии много потеряют от этого... Вы же, как Татьяна, выйдете замуж за генерала, и он будет гораздо ревнивее, чем я". Цыганов умер в 1832 году. При его жизни в печати появилось в журналах не более десяти стихотворений. В 1834 году друзья собрали и издали небольшую книжечку "Русские песни Н. Цыганова", и с тех пор редкий русский песенник не включает его песен,

"Не шей ты мне, матушка, Красный сарафан, Не входи, родимушка, Попусту в изъян!

Рано мою косыньку На две расцлетать! Прикажи мне русую В ленту убирать!

Пущай, не покрытая Шелковой фатой, Очи молодецкие Веселит собой!

То ли житье девичье, Чтоб его менять, Торопиться замужем Охать да вздыхать?

Золотая волюшка Мне милей всего! Не хочу я с волюшкой В свете ничего!"

- "Дитя мое, дитятко, Дочка милая! Головка победная, Неразумная!

Не век тебе пташечкой Звонко распевать, Легкокрылой бабочкой По цветам порхать!

Заблекнут на щеченьках Маковы цветы, Прискучат забавушки Стоскуешься ты!

А мы и при старости Себя веселим: Младость вспоминаючи, На детей глядим;

И я молодешенька Была такова, И мне те же в девушках Пелися слова!"

"Что ты рано, травушка, Пожелтела? Что вы рано, цветики, Облетели? Что ты так, красавица, Похудела: Впали алы щеченьки, Побледнели... Впали ясны оченьки, Потускнели?.." - "Не успели цветики Распуститься, Уж их злая засуха Поедает... Не успела я с дружком Обручиться, Уж он меня, бедную,

Покидает Без поры, без времени Убивает!"

- "Только ль свету белого, Что в оконце? Только ль добрых молодцев, Что изменщик? Не тумань, голубушка,

Ясных оч ек, Не слези, лебедушка, Алых щечек! Выбирай любимого

Из удалых По нраву приятному, По обычыо, По уму, по разуму

Да по сердцу!" - "Погляжу ль я на небо: Звездок много Да один во звездочках Светел месяц! Загляну ль в зеленый сад:

Пташек много Да один во пташечках Ясен сокол! Взгляну ли на молодцев:

Добрых много Да не придут девушке По обычыо, По уму, по разуму Да по сердцу".

Брезжит месяц молодой, Из-за туч мелькая; Плачет парень удалой, Долго проклиная!

Губит горе молодца, Как цветок - морозы... Удалому без конца Без отрады слезы!

В гору речки пе текут А под гору льются!.. В счастьи люди слез не льют Весело смеются!

Всё придумал молодец, А тоска - тоскою! И настанет ей конец С гробовой доскою!..

Вот однажды вечерком Он поет в кручине, И разносит ветерком Песню по долине:

"Уж ты мать, ты моя мать, Матушка родная! На тебя ли мне пенять, Долю проклиная?

Не для слез ли родила Молодца в час ночи? Не для горьких ли дала Мне черные очи?

Я не вижу красных дпей, Радостей не знаю, И, как льдинка от лучей, На песочке таю!

Если прошен да молён, Так за что мученье? Легче б был я задушен При самом рожденьи!

Словно месяц молодой, В тучах утопая, Я загину, удалой, Долю проклиная!"

"Что ты, соловьюшко, Корму не клюешь? Вешаешь головушку, Песен не поешь?"

- "Пелося соловьюшку В рощице весной... Вешаю головушку В клетке золотой!

На зеленой веточке Весело я жил... В золотой же клеточке Буду век уныл!.."

- "Зеленой ли веточке К песням приучать? В золотой же клеточке Соловью ль молчать?"

- "Зеленая веточка Сердце веселит; Золотая ж клеточка Умереть велит!..

Подружка на веточке Тужит обо мне, Стонут малы деточки... До пенья ли мне?"

- "Отперто окошечко К рощице твоей, Будь счастлив, мой крошечка, Улетай скорей!"

Каркнул ворон на березе... Свистнул воин на коне... Погибать тебе, красотке, В чужедальней стороне!..

Ах, за чем, за кем бежала Ты за тридевять полей, Для чего не размышляла Ты об участи своей?..

Всё покинула, забыла Прах отца, старушку мать И решплася отчизну На чужбину променять.

То ли счастье, чтобы очи Милым сердцу веселить, После ими ж дни и ночи Безотрадно слезы лить?

Неужли ты не слыхала Об измене? - "Никогда!" Неужли ты полагала В сердце верность?.. - "Навсегда!

Было некому, бедняжку, Поучить меня уму, И голодной, вольной пташкой Я попалась к сеть к нему...

Никого я не спросилась, Кроме сердца своего, Увидала - полюбила, И умру, любя его!"

Каркнул ворон на березе... Свистнул воин на коне... И красотка погибает В чужедальней стороне.

ЦЫГАНОВ , Николай Григорьевич -- поэт. В биографии Ц. много невыясненного. Свидетельства первых его биографов, писавших о нем много лет спустя после его смерти, во многом противоречат друг другу. Большинство исследователей творчества Ц. вслед за М. Лонгиновым (Московские ведомости.-- 1857.-- 30 мая.-- No 65.-- С. 298--299) основывались на следующих фактах его биографии. Ц. родился в Петербурге в семье вольноотпущенного крестьянина. Отец Ц. после получения вольной выполнял торговые поручения известного в волжском крае хлебопромышленника Злобина. Детство Ц. провел в разъездах с отцом по России. Учился урывками. В 1816 г. поступил в Саратовскую театральную труппу и вместе с ней гастролировал по разным городам. В Симбирске был замечен М. Н. Загоскиным, служившим тогда в театральной инспекции, и при содействии последнего стал актером Московского Малого театра. По другой версии (Гербель Н. В. Русские поэты в биографиях и образцах.-- Спб., 1880.-- С. 406--408), Ц. родился в Москве в мещанском семействе, был помещен в театральное училище на одиннадцатом году и закончил его примерно через 8 лет, получив звание артиста императорских театров. На основании документальных данных (надписи на могильной плите Ц., программ театральных спектаклей с его участием и печатных рецензий на эти спектакли) можно считать установленными лишь даты рождения и смерти Ц. (последняя -- приблизительна) и время его службы в московских театрах (начало 1828 -- конец 1832) -- в Малом и Большом, где он исполнял драматические роли (преимущественно плутов, слуг и комических стариков) и некоторые оперные партии. Отдельные сведения о личности Ц., свойственной ему манере исполнения своих произведений, его деятельности по собиранию фольклора, его окружении (он был другом великого трагика П. С. Мочалова), содержащиеся в двух вариантах его биографии, подтверждаются прямо или косвенно высказываниями близко знавших его современников. Почти все произведения Ц. (около 50) принадлежат к одному жанру, который современники называли "русской песней". Создавая свои песни, Ц. ориентировался прежде всего на образцы устной народной лирики. По свидетельству Ф. А. Кони, Ц. был великолепным знатоком фольклора, "исходил почти всю Россию, чтоб послушать родные звуки у русского человека в скорбный и веселый час", и собрал богатую коллекцию волжских разбойничьих песен, которую не успел опубликовать (Пантеон русского и всех европейских театров.-- 1840.-- Ч. I.-- С. 130). Ц. мало заботился о публикации песен, но любил исполнять их, аккомпанируя себе на гитаре. По-видимому, довольно часто Ц. пел в домах актрисы М. Д. Львовой-Синецкой и драматурга А. А. Шаховского, где постоянно собирались писатели и актеры (в доме Львовой-Синецкой бывал композитор А. Е. Варламов, написавший ряд романсов на стихи Ц.). Характерные для лирики Ц. темы: несчастливая любовь молодца или девицы, неудачный брак, женская обездоленность, неволя, смерть на чужбине. Песни имеют чаще всего форму лирической исповеди или эмоционального рассказа, обычно перемежающегося монологами и диалогами персонажей, с жалобами на разлуку, измену, ревнивого мужа, сиротство, одиночество и т. п. Ц. лучше своих современников, работавших в жанре "русской песни", владел многообразием приемов народной лирики. Типичен для его песен прием образного параллелизма ("Ясну соколу быть поиману, / Обескрылену / Во неволе... / Добру молодцу быть в солдатушках / Обезглавлену / В ратном поле" -- "Песни и романсы русских поэтов".-- М.; Л., 1965.-- С. 422). Чрезвычайно органично вписаны в лучшие песни Ц. отрицательные сравнения ("Не успели цветики / Распуститься, / Уж их злая засуха / Поедает.../ Не успела я с дружком / Обручиться,/ Уж он меня, бедную, / Покидает" -- Там же.-- С. 420), риторические обращения к природе ("Что ты рано, травушка, пожелтела?" -- Там же.-- С. 420; "Ты подуй, подуй, / Тихий тепленький / Ветерочик" -- Там же.-- С. 435), постоянные эпитеты ("русы кудри", "резвы ноженьки", "змея лютая", "под косящетым окошечком", "Окол садика зеленого, / Близко терема высокого" -- "Песни русских поэтов".-- Л., 1936.-- С. 226--227), парные синонимические словосочетания ("журит, бранит", "по уму, по разуму", "в тоске-кручине"), слова с уменьшительными суффиксами ("лебедушка", "голубчики", "сердечушко", "зоренька"). Нотных записей напевов, которые сочинял (или подбирал к своим текстам из народного репертуара) Ц., не сохранилось, поэтому выяснение музыкально-ритмической основы его песен невозможно. Активное использование Ц. рифмы и других звуковых повторов (внутренней рифмы и консонансов) в значительной мере было отражением новых тенденций в устном народном творчестве и лишь отчасти может быть объяснено непосредственным воздействием книжных образцов. Большая часть песен Ц. имеет элегическую окраску. В его лирике, как и в лирике других поэтов его времени, тяготевших к стилизации фольклора (А. А. Дельвиг, А. Ф. Мерзляков, Ф. Н. Глинка), ощутимы мотивы сентиментальной и романтической поэзии. Это сказывается в выборе тем (см. выше), в сюжетных ситуациях отдельных песен (гибель одного из влюбленных или их обоих, оплакивание погибшего: "Лежит в поле дороженька", "Не туманами, не мглой солнышко затмилось" и др.; мрачные и трагические картины вещего сна, соперничества жены и любовницы разбойника: "Рассудите мне, люди добрые", "У соловушки одна песенка"), в образной системе ("И как льдинка от лучей на песочке таю" -- "Песни и романсы русских поэтов".-- М.; Л., 1965.-- С. 424; "Бурным вихорем умчалась / Младость -- красная пора" -- "Песни русских поэтов".-- Л., 1936.-- С. 251), в лексике ("слезы горькие", "вздохи тяжкие", "как безумная заметалася"). Заметнее всего влияние книжной поэзии в тех сочинениях Ц., которые отличаются скорее романсовым, нежели песенным складом ("Русская элегия", "Каркнул ворон на березе"). Ц. был непосредственным предшественником А. В. Кольцова. Отличаясь от Кольцова камерностью своего дарования, уступая ему в социальной значимости и широте тематики, Ц. в то же время в лучших своих песнях в большей степени приблизился к традиционной народной лирике. Ц. опубликовал при жизни очень незначительное количество текстов (Комета.-- 1830.-- С. 99--102, 216; "Молва" от 15 марта и 2 мая 1832 г.-- С. 97, 161). Первый поэтический сборник Ц., включивший большую часть его песен, вышел лишь в 1834 г. Однако уже при жизни Ц. песни его расходились в списках по всей России. Многие из них попали в популярные песенники. Наибольшую популярность приобрел романс "Не шей ты мне, матушка, красный сарафан", музыку к которому написал А. Е. Варламов. К наследию поэта обращались также А. Н. Верстовский ("При долинушке береза белая стояла"), П. И. Чайковский ("Без поры да без времени сохнет в поле муравушка", "Не кукушечка во сыром бору жалобнехонько вскуковала"), С. В. Рахманинов ("Что ты, соловьюшко, корму не клюешь?") и др. Ряд песен Ц. получил широкое распространение в народной среде. Вплоть до настоящего времени собиратели фольклора постоянно фиксировали в народном репертуаре варианты песен "Ах спасибо же тебе, синему кувшину", "Течет речка по песочку", "Каркнул ворон на березе", "Я посею, молоденька, цветиков маленько" и др. Соч.: Русские песни Н. Цыганова.-- М., 1834; Песни русских поэтов (XVIII -- первая половина XIX века).-- Л., 1936.-- С 52--59; Песни и романсы русских поэтов.-- М.; Л., 1965.-- С. 417--459. Лит.: Лонгинов М. Николай Григорьевич Цыганов // Московские ведомости.--1857.-- No 65.-- 30 мая.-- С. 298--299; Гербель Н. В. Русские поэты в биографиях и образцах.-- Спб., 1880.-- С. 407--408; Русские песни Мерзлякова и Цыганова. С очерком жизни обоих поэтов.-- Спб., 1886.-- С. 33--39; Московский Некрополь.-- Спб.. 1908.-- Т. 3.-- С. 299; Острогорский В. Этюды о русских писателях. Художник русской песни А. В. Кольцов.-- Спб., 1911.-- Т. IV.-- С. 22--26; Сидельникова А. В. Песни Н. Г. Цыганова и их народные варианты // Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. Вопросы русской литературы.-- М., 1970.-- Т. 389,-- С. 135--147; Н. Г. Цыганов и его песенное творчество // Там же.-- М., 1971.-- Т. 455.-- С. 143--159; Совалин В. С. Ритмическая организация песен Н. Г. Цыганова // Традиции и новаторство в русской литературе. Сб. трудов МОПИ им. Н. К. Крупской.-- М., 1977.-- С. 61--101.

Николай Григорьевич Цыганов (иногда ошибочно упоминается как Степанович; 1797, Санкт-Петербург - 30 ноября 1832, Москва) - русский актер и поэт.

Биография

Родился в семье вольноотпущенного, ранее принадлежавшего хлеботорговцу и откупщику Злобину (основателю города Вольска). Отец поэта долгое время был доверенным Злобина по обширным торговым делам его и по должности часто разъезжал с места на место; Цыганов учился урывками, большей частью дома, а иногда в училище, какое находилось в месте пребывания семьи. Около 1816 года он поступил в саратовскую театральную труппу, в которой оставался в течение 12 лет, разъезжая по провинциальным театрам. Цыганов был женат на Марии Ивановне Чижовой, и назывался по чину её отца, губернского регистратора. Писатель М. Н. Загоскин заметил Цыганова в Симбирске и содействовал его переходу в труппу Московского Малого театра в 1828 году. В Москве Цыганов сблизился с театральными кругами, дружил с П. С. Мочаловым, Ф. А. Кони и М. С. Щепкиным.

Творчество

Все известные стихотворения Цыганова исполнены в стилистике фольклорной лирики, многие из них являлись песнями, которые по некоторым сведениям, Цыганов исполнял сам, аккомпанируя себе на гитаре. Вероятно, до приезда в Москву и знакомства с литературными тенденциями обеих столиц, Цыганов мыслил свои песни вне литературы и печати, однако в конце 1820-х, начале 1830-х гг. жанр литературной «русской песни» стал заметным и популярным: почти одновременно вышли сборники А. А. Дельвига и А. Ф. Мерзлякова.с многочисленными образцами жанра, на которые критика отреагировала благосклонно. Ранняя смерть не позволила Цыганову выступить с «русскими песнями» в литературе достаточно заметно, он начал печататься в периодических изданиях и подготовил сборник своих песен, но издать его не успел. Многие его песни разошлись в списках и песенниках, утратив имя автора (одни из самых известных: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», «Ох, болит да щемит ретиво сердечко», «Что ты рано, травушка, пожелтела», «При долинушке береза», «По полю, полю чистому», «Ах ты, рощица, роща темная»). Музыку ко многим песням Цыганова писал А. Варламов.

Публикации

Впервые стихотворение Цыганова появляется в печати в 1828 г. Только в 1832 г. его тексты начинают регулярно печататься в «Молве», еженедельном прибавлении к «Телескопу» Надеждина. Перед самой смертью Цыганов подготовил сборник своих песен и отдал его на одобрение цензуры (цензурное разрешение выдано 3 ноября 1832 г.). Это собрание вышло только в 1834 г. (Русские песни Н. Цыганова. М., 1834); книга была напечатана небольшим тиражом и почти не замечена критикой; второе издание вышло только в 1857 году. В альманахе «Литературный кабинет» (1842) было напечатано цыгановское посвящение песен знаменитому актеру П. С. Мочалову и две песни; две другие - в «Репертуаре и пантеоне» в том же году, с рассказом о поэте редактора, Ф. А. Кони, который в жанре "русских песен" признал Цыганова лучше барона Дельвига, но слабее Кольцова.

Литература

  • Н. Г. Цыганов // Поэты из народа: Избр. стихотворения рус. нар. поэтов, с прил. сведений о жизни их и 7 портр.: Для школы и народа / Сост. К. А. Хренов. - М.: типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°, 1901. - 141 с.
  • Н. Г. Цыганов. Биографическая справка // Песни и романсы русских поэтов. Т. 1. Л.: Советский писатель, 1988. С. 389-390.
  • Мерзляков А. Ф. Н. Г. Цыганов // Русские песни Мерзлякова и Цыганова: С очерками жизни обоих поэтов. - СПб.: Новое время, 1880. - 114 с.

русский актёр и поэт

Биография

Родился в семье вольноотпущенного, ранее принадлежавшего хлеботорговцу и откупщику Злобину (основателю города Вольска). Отец поэта долгое время был доверенным Злобина по обширным торговым делам его и по должности часто разъезжал с места на место; малолетний сын учился кое-как, урывками, большей частию дома, а иногда поступая на время в училище, какое находилось в месте пребывания его семейства. Непредвиденные обстоятельства привели молодого Цыганова на артистическое поприще, и он поступил в саратовскую театральную труппу около 1816 года. Там оставался он около 12 лет, разъезжая притом и по другим окрестным городам, где были театры. Известный писатель М. Н. Загоскин в бытность свою в Симбирске заметил сценическое дарование Цыганова и содействовал переходу его в московский театр. Здесь успехи его были не особенно заметны, однако помнившие признавали в нем актёра умного и полезного. Но столичное пребывание Цыганова было непродолжительно. Переживши благополучно холеру 1830 года, он сделался в следующем году жертвою эпидемии, в то время уже уменьшившийся в Москве, но тем сильнее действовавшей на тех немногих, которых она поражала.

В частной жизни Цыганов был человек откровенный, добродушный, и несмотря на то, что любил подчас веселье и даже разгул, отличался какою-то застенчивостью, которая часто вызывала на шутки его товарищей и приятелей, очень любивших его. Впрочем, эта застенчивость не мешала ему презабавно и остроумно отшучиваться.

Цыганов был нежным сыном и заботился о содержании и успокоении старушки матери своей, которая потом была взята к себе в дом нашим славным артистом М. С. Щепкиным .

Творчество

Отлично знакомый с народными песнями, которые он собирал и слушал в разных местах России, Цыганов проникался духом этих песен и сочинял свои, которые сам очень приятно певал, аккомпанируя себе на гитаре. Некоторые его песни просто переделка известных народных песен или их развитие. Беспечный по природе, он не заботился собирать или печатать написанное; при жизни его немногие из его песен появились в печати, хотя некоторые сделались известны в десятках тысяч списков по всей России и стали народными; распевавшие эти песни едва ли знали имя сочинителя. Многие, вероятно, и теперь не знают, что Цыганов автор таких общеизвестных песен, как «Ох, болит да щемит ретиво сердечко», «Что ты рано, травушка, пожелтела», «При долинушке береза», «По полю, полю чистому», «Ах ты, рощица, роща темная» и проч. Из них «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», с приятною музыкою Титова, пользовалась известностию во всех слоях общества.

Публикации

После смерти Цыганова некоторые его песни появились в «Молве», еженедельном прибавлении к «Телескопу» Надеждина , и в других журналах. Собрание их вышло под заглавием «Русские песни Н. Цыганова» (М., 1834); книжка эта была напечатана в небольшом числе экземпляров и скоро сделалась библиографической редкостию; второе издание вышло в 1857 году без всяких перемен и тоже скоро разошлось. В альманахе «Литературный кабинет» (1842) было напечатано цыгановское посвящение песен знаменитому русскому актёру П. С. Мочалову и две песни; две другие - в «Репертуаре и пантеоне» в том же году, с рассказом о поэте редактора, Ф. А. Кони , который признал Цыганова поэтом гораздо выше




Top