Д минаев школа игры на балалайке. Ноты и табулатуры

Балалайка считается по обычаю русским инструментом и является редким предметом в домах. Научиться играть на таком инструменте достаточно легко, но не просто найти таких людей, кто хотел бы этим заниматься. Профессионалов в этом почти нет. Зато плюс в том, что конкуренции в этом виде занятий почти нет.
У балалайки есть много преимуществ. Она не трудна в изучении. Носить балалайку легко, ведь она не занимает много места и достаточно удобная. Если её носить в чехле, то она ещё будет удобной для переноски.
Прежде чем приступить к освоению игры на балалайке, придётся сначала выбрать инструмент. Выбор балалайки зависит от музыканта. Ведь играть на ней придётся много, а все балалайки по-своему хороши. Каждая звучит по-разному и у каждой свои тонкости. Привыкнув к одной, навряд ли её можно поменять на другую. Если есть знакомы, который умеет играть на балалайке, можно спросить совета у него.
Если балалайка хорошая, то она должна иметь сильное звучание, приятный тембр и ровный диапазон. В отдельных звуках звук должен быть продолжительным. Недопустимо появление дёргающихся звуков. По размеру балалайка должна быть удобной и индивидуальной.

Главное в балалайке зависит от строения инструмента. Он должен быть прямым и с равными пластинами на одинаковой высоте. Шлифовка на них должна быть чёткой и ровной, а концы не должны выходить за рамки. Важно, чтобы при выборе балалайки она была настроена.

Основы игры

Изучение игры на балалайке можно начать с преподавателем или самоучителем. И в том и в другом варианте есть свои преимущества. Но всё-таки с преподавателем будет намного проще. Большинство упражнений состоит из нотных грамот, так что придётся изучить и их. Также преподаватель сможет показать пример игры, а затем помочь изучить ноты.
Для правильной игры на балалайке следует знать главные основы положения рук и правильной посадки. Сесть нужно на стул, на самый край. Ноги должны быть согнуты на 90 градусов, спина при этом прямая, в левой руке должен лежать гриф со струнами, а сама балалайка между колен. Ноги при этом прижимают корпус инструмента. Играть нужно не напряжённо, стараясь полностью расслабиться и не держать прижатой левую руку и ладонь.

Правильная посадка при игре

  • Балалайка принимает правильное положение во время игры, даже если её не поддерживать левой рукой.
  • Движения совершенно свободны.
  • Посадка естественная и не производит впечатления напряжения.

Важно знать главные приёмы звучания балалайки. Они состоят из бряцанья, пиццикато, тремоло, вибрато, дроби и флажолеты. Правильно будет, если после уроков позаниматься самостоятельно. Перед каждым уроком также следует повторить весь изученный материал.
Следует уметь настраивать балалайку. Для этого нужен камертон. Он издаёт специальный звук, и поможет настроить инструмент. Затем, настраивать балалайку можно уже на слух, не пользуясь такими приспособлениями.

Правильное обращение с инструментом

После игры на балалайке сл
едует вытереть гриф и струны сухой тряпкой. А после транспортировки инструмента, не следует сразу играть, нужно дать отдохнуть 15 минут. Если балалайка нуждается в ремонте, её нужно доверить мастеру, а не ремонтировать самостоятельно.

Хранить балалайку нужно в сухом помещении в чехле. Нельзя хранить рядом с батареей. Необходимо смотреть за тем, чтобы инструмент был всегда чистый. Ставиться балалайка струнами вверх. Если инструмент долго стоит, необходимо ослабить струны. Саму механику всегда нужно смазывать маслом. Ну и конечно, следует бережно относится к балалайке, не ронять и не стукать её, как и любой другой тонкий акустический прибор.

Уход за руками

Вся тяжесть нагрузки при игре будет сконцентрирована на указательном пальце правой руки. Работа пальца не постоянна, и подушечка начинает сбиваться. Если приступать к игре мокрыми руками, то такой процесс пойдёт ещё быстрей.
После длительной игры на пальцах могут появиться мозоли. Затем на этом месте появляются неровности, что приводит к плохой игре. Так что, для таких условий игры нужен уход за руками. Маленькие шероховатости можно убрать с помощью пемзы, облепихового масла и пилочки для ногтей.
Для того, чтобы руки были мягкими, подойдёт питательный крем. Также можно чередовать пальцы во время игры. Вместо указательного используют также средний палец.
После переохлаждения рук не следует играть в полную силу. Мышцы перенапрягаются, и игра идёт не так как надо. Для начала их следует разогреть.
Если кожа потрескалась, необходимо сделать перерыв. Если долго не заниматься, то можно отвыкнуть от игры. Тогда догнать упущенное будет намного сложнее. Главное в занятиях игры на балалайке иметь желание и стремление, тогда будет и способность к игре.


Аннотация

«Школа-самоучитель игры на балалайке» Геннадия Андрюшенкова рекомендована Комитетом по культуре администрации Санкт-Петербурга в качестве учебного пособия для детских музыкальных школ, музыкальных училищ и самообучения.
Особенности данного пособия, выделяющие его среди других самоучителей, заключаются в значительной подробности объяснений, в комплексности курса, в котором необходимые сведения по музыкальной грамоте усваиваются параллельно с музыкально-техническими навыками, в поурочной системе построения, которая содействует организации занятий при самостоятельном обучении.
Самоучитель подразделяется на Учебный курс (Часть 1) и .

УЧЕБНЫЙ КУРС Введение

Из истории балалайки

Устройство балалайки

Эбращение с инструментом и подготовка

к занятиям

Устранение дефектов инструмента

Подготовительные упражнения

Посадка исполнителя и постановка рук

Пиццикато большим пальцем

Высота звука. Названия звуков

Настройка балалайки

Запись высоты звуков. Звукоряд балалайки

Постановка пальцев левой руки. I позиция

Бряцание ударами сверху вниз (I)

Запись длительности звуков. Темп, ритм, метр.

размер, такт

Размер 3 4

Сложные метры. Размер 4 4

Бряцание двойными ударами (I)

Бряцание двойными ударами (II)

Арпеджиато (I). Затакт

Динамика

Развитие беглости пальцев. Реприза

Урок 6

Бряцание двойными ударами (III). Вольты. План

разбора пьесы

Подвижная игра"в I позиции с переходами со струны на струну

Лад. Тональность. Мажорный лад.

Ключевые и случайные знаки альтерации. Тоническое трезвучие

Гамма ми мажор. Арпеджио

Чередование бряцания и пиццикато большим

Применение большого пальца левой руки (I)

Интервалы

Применение большого пальца левой руки (III) Вариации.

Шестнадцатые в мелодическом движении

Звукоряды I-VI позиций

Гамма ля мажор. Переход в IV позицию

Минорный лад. Параллельные тональности

Гамма ля минор

Гамма ля мажор двойными нотами. Переходы в

позиции при исполнении терций

Шестнадцатые в бряцании

Тональность и гамма фа мажор. I полупозиция.

Двойное пиццикато (I)

Двойное пиццикато (II)

Большая дробь

Переходы в пределах I-IV позиций в быстром

движении

Тональность и гамма си-бемоль мажор

Сеньо и "фонарь". Акцент

Бряцание переменными ударами

Гаммы до мажор и до минор. II-VI позиции.

Двойное пиццикато при смене нот

Гамма до мажор двойными нотами

Бряцание переменно-синкопированными ударами.

Глиссандо на I струне. Сфорцандо.. Тремоло (I)

Ритмические точки и связующие лиги. Размер g

Чередование арпеджиато и пиццикато большим пальцем

Тремоло (II). Фразировочные лиги. Кульминация

Переменный размер. Чередование бряцания и

Развитие беглости пальцев (II)

Тремоло в развитом мелодическом движении.

Пиццикато левой рукой

и II струнам (I)

Бряцание переменными ударами в быстром темпе (I)

Тремоло в насыщенной звучности

Бряцание переменными ударами в быстром темпе (II)

Тремоло на II и III струнах

Пиццикато левой рукой (II)

Развитие беглости пальцев (III)

Гаммы ре мажор и ре минор

Гамма ре мажор секстами

Пунктирный ритм. Бряцание переменными

ударами в стаккато.

Чередование легато и стаккато

Тремоло на II и III струнах (II)

Двойное пиццикато на II струне

Вибрато (I)

Чередование большой дроби, бряцания переменными

ударами и пиццикато левой рукой

Смешанные метры. Размер 5 4

Двойное пиццикато с чередованием ударов по

I и II струнам (II)

Вибрато (II)

Малая дробь

Размер 7 4 . Тенуто

Двойное пиццикато с чередованием ударов по

трем струнам

Чередование бряцания и подцепов

Пиццикато указательным пальцем

Хроматическая гамма

Тремоло в чередовании с другими приемами

звукоизвлечения. Фермата

Тремоло на одной струне

Особые виды ритмического деления. Триоль.

Глиссандо по трем струнам

Чередование бряцания и тремоло

Короткий форшлаг. Мелизмы

Натуральные флажолеты

Чередование двойного пиццикато, пиццикато

левой рукой и флажолетов

Самостоятельный выбор приемов игры

и аппликатуры

Расхождения в обозначении приемов игры

(контрольный)

Дополнение

Двойное и тройное вибрато. Короткий форшалаг.

Искусственные флажолеты

Обратная дорбь

Гитарные приемы игры. Мордент, группетто, трель

Урок 1 (настройка балалайки и посадка играющего)

Прежде чем настроить балалайку, проверьте, правильно ли расположена подставка для струн. Она должна стоять так, чтобы расстояние от нее до 12-го лада было равно расстоянию от 12-го лада до верхнего порожка ( Расстояние АБ должно быть равно расстоянию БВ (см. рисунок)). Если это условие не будет соблюдено, то балалайка будет звучать фальшиво.

Балалайка и названия её частей

Первую струну балалайки настройте по камертону так, чтобы она давала звук ля первой октавы.

Вторую и третью струны настройте так, чтобы каждая из них давала звук ми первой октавы.

Посадка играющего.

Правильная посадка должна отвечать двум основным требованиям: устойчивости инструмента и свободе игровых движений. Садиться следует примерно на половину сидения стула, не глубже. Ноги поставить на полные ступни, причем левую выдвинуть немного вперед. Пятки отставить одну от другой на ширину чуть меньше ладони, носки слегка развернуть. Расстояние между коленями - примерно ширина ладони. Балалайку нужно расположить так, чтобы ее удобно было держать. Для этого необходимо правильно найти точки опоры инструмента. Их - четыре. Первая образуется, если поставить балалайку нижним углом между бедер. При этом балалайка должна быть развернута несколько вправо так, чтобы стык ее деки и задинки опирался на правое бедро, а середина двух боковых клепок корпуса опиралась на левое бедро. Вторая создается при опоре верхнего угла инструмента о правую нижнюю часть грудной клетки играющего. Третья возникает после того, как играющий располагает плечо правой руки на верхнем углу балалайки таким образом, что тот оказывается закрепленным между корпусом и плечом играющего. Четвертая точка опоры - подвижная, она связана с пальцами левой руки и грифом. Гриф одной стороной опирается на нижнюю часть основной фаланги указательного пальца, и придерживается стыком основной и ногтевой фаланг большого пальца с другой стороны.

Головка грифа должна находиться примерно на уровне левого плечевого сустава играющего. Плечевая часть левой руки располагается в свободном состоянии вдоль корпуса учащегося, к корпусу не прижимается и далеко от него не отводится. Расстояние грифа от корпуса играющего определяется положением локтевого сустава левой руки под углом примерно в 90°. Кистевой сустав левой руки находится в естественном положении, когда тыльная сторона ладони и предплечье образуют прямую линию, с небольшим разворотом в сторону мизинца.

Рациональная посадка имеет большое значение для игры на инструменте. От того, насколько удачно учащийся приспособится к инструменту, зависит свобода игровых движений и, в конечном итоге, свобода воплощения творческих намерений исполнителя.

Использованная литература:

1. П. Нечепоренко, В. Мельников «Школа игры на балалайке»

2. А. Илюхин «Самоучитель игры на балалайке»

Самоучитель состоит из 10 уроков, которые помогут Вам освоить азы игры на балалайке. Кроме того, в самоучитель включено репертуарное приложение - ноты для балалайки с аккомпанементом фортепиано, гитары и баяна.

  • Предисловие
  • Урок 1-й Задание: усвоить, что такое ноты, как записывается высота и длительность звуков, а также длительность пауз, что такое такт, доля такта или единица счета, запомнить названия музыкальных звуков
  • Урок 2-й Задание: настроить инструмент, выработать правильную посадку, запомнить названия нот первых упражнений и их соответствие ладам балалайки, научаться извлекать звук на балалайке щипком и бряцая, научиться играть упражнения и песни «Перепелочка», «Во саду ли, в огороде»
  • Урок 3-й Задание: совершенствовать игру на балалайке щипком и бряцанием, играть заданные упражнения и песню «Как со горки, со горы»
  • Урок 4-й Задание: играть данные упражнения и песню «Как у наших у ворот»
  • Урок 5-й Задание: усвоить аппликатуру первой позиции, играть упражнения и песни «Вы послушайте, ребята», «Уж как по мосту, мосточку», «На зеленом лугу», пользуясь приемами: бряцание, одинарный и двойной щипок
  • Урок 6-й Задание: изучить звукоряд четвертой позиции, научиться соединять первую и четвертую позиции, играть заданные упражнения, песни «Полянка» и «Кучерява Катерина»
  • Урок 7-й Задание: получить представление о полном звукоряде балалайки, научиться играть мажорные гаммы во всех тональностях, вариации на белорусскую тему «Крыжачок» и Польку С.Рахманинова
  • Урок 8-й Задание: научиться играть минорные гаммы во всех тональностях
  • Урок 9-й Задание: научиться играть хроматические гаммы, упражнения, арпеджио и песню «Ах, Настасья»
  • Урок 10-й Задание: овладеть приемами игры тремоло (на одной, двух и трех струнах), арпеджиато, дробью, вибрато, пиццикато левой рукой и глиссандо, получить представление о мелизмах и их исполнении, научиться извлекать натуральные и искусственные флажолеты, играть песни «Степь да степь кругом», «Ох, я несчастный» и «Аннушка»

Репертуарное приложение

Для балалайки и фортепиано
  1. А. Илюхин. Вы послушайте, ребята, что струна-то говорит. Вариации на тему русской песни
  2. А. Илюхин. Iхав казак на вiйноныку. Вариации на украинскую тему
  3. А. Илюхин и М. Красев. Гопачок. Вариации на украинскую тему
  4. А. Илюхин и М. Красев. Ямка. Вариации на белорусскую тему
  5. Б. Трояновский. Цвели цветики. Вариации на тему песни вологодской области
  6. Б. Трояновский. У ворот, ворот. Вариации на тему русской песни
  7. М. Глинка. Славься. Заключительный хор из оперы «Иван Сусанин»
  8. А. Глазунов. Град. Вариация из балета «Времена года»
  9. М. Мусоргский. Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка». Концертная обработка А. Илюхина
  10. Д. Кабалевский. Клоуны
  11. Д. Шостакович. Гавот
  12. А. Шалов. Сибирская полечка. Концертные вариации на тему Ю. Щекотова
  13. И. Дунаевский. Галоп из кинофильма «Моя любовь». Обработка Н. Щучко
  14. Д. Верди. Вступление к 3-му действию оперы «Травиата»
  15. И. Свендсен. Высоко в голубой дали светится золотая звезда. Норвежская песня. Обработка А. Илюхина
  16. М. Мошковский. Испанский танец. Соч.12, № 2
  17. В. Абаза. Пиццикато. Обработка А. Илюхина
  18. Н. Фомин. Овернский танец. Обработка Б. Трояновского
  19. В. Андреев. Полонез № 1 Редакция А. Илюхина
Для балалайки и шестиструнной гитары
  1. М. Рожков. Концертные вариации на тему старинного романса «Я встретил вас»
  2. А. Петров. Я шагаю по Москве. Обработка М. Рожкова
  3. В. Дитель. Фантазия на тему русской песни «Коробейники». Обработка М. Рожкова и Г. Миняева
Для балалайки и баяна
  1. В. Мотов. Хороводная
  2. Н. Поликарпов. Рябина. Обработка В. Азова и О. Глухова
  3. О. Глухов и В. Азов. Концертная фантазия на тему русской песни «Ой вы, плотнички»

Шалов А. Основы игры на балалайке.

Название: Основы игры на балалайке
А. Шалов
Издательство: Музыка
Год: 1969
Язык: Русский
Формат: pdf

Размер: 5 мб.

Внимание!!! Сборник почищен от мусора, сдвоенные страницы разделены. Качество хорошее.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Балалайка, с присущим ей колоритом звучания, по праву занимает почетное место в большой семье народных струнных инструментов.
Усовершенствование балалайки в конце XIX века В. В. Андреевым и выход ее на концертную эстраду обеспечили ей признание огромной аудитории слушателей как в нашей стране, так и за рубежом.
Деятельность популяризаторов балалайки - В. В. Андреева и его современника Б. С. Трояновского - была одобрена и поддержана прогрессивной общественностью того времени. Выдающиеся композиторы, дирижеры, писатели и артисты отмечали своеобразную прелесть звучания балалайки и придавали ей большое значение в пропаганде русской народной песни. «Какая прелесть эти балалайки! Какой поразительный эффект они дают в оркестре: по тембру это незаменимый инструмент!» - такими словами П. И. Чайковский выразил свое восхищение, прослушав игру ансамбля балалаек под руководством В. В. Андреева на одной из Беляевских пятниц.
В годы Советской власти в нашей стране уделяется большое внимание народной инструментальной музыке. Для балалайки написаны оригинальные произведения: концерты, сонаты, сюиты и другие пьесы, исполнение которых требует от музыканта большой профессиональной культуры.
В музыкальных школах, училищах, консерваториях, институтах искусств и институтах культуры открыты классы народных инструментов, выпускающие большую армию высококвалифицированных музыкантов-исполнителей и педагогов, достойно продолжающих дело В. В. Андреева.
Рост исполнительского мастерства и большой интерес слушателей к народным инструментам предъявляют серьезные требования к методике преподавания специальных дисциплин в музыкальных учебных заведениях. " „
Среди актуальных задач перед педагогами, обучающими игре на балалайке, важное место занимает обобщение богатого практического опыта ведущих музыкантов и создание на основе этого опыта учебных методических пособий.
Настоящая работа задумана как учебное пособие для преподавателей музыкальных школ и училищ, ведущих специальный инструмент или методику обучения игре на балалайке, а также и для учащихся, самостоятельно изучающих основы игры на балалайке. Она предусматривает теоретическую часъ, связанную с последовательным обучением, методически проверенным многолетней исполнительской и педагогической деятелностью автора, а также учитывает огромный вклад в развитие народной инструментальной музыки известных музыкантов-исполнителей и педагогов, в их числе П. И. Нечепоренко, не только великолепного исполнителя на балалайке, но и авторитетного педагога, воспитавшего большой отряд музыкантов и создавшего убедительную школу игры на балалайке, к сожалению не зафиксированную на бумаге.

Предисловие
I. Инструмент, его качества и настройка
II. Некоторые вопросы посадки исполнителя и постановки рук
Звукоизвлечение
Направление удара при звукоизвлечении
Постановка левой руки
Аппликатурные особенности при игре аккордами
III. Приемы игры
Арпеджато
Пиццикато большим пальцем
Пиццикато пальцами левой руки
Бряцание.
Бряцание по струнам ми
Исполнение триолей.
Бряцание с «подцепом» .
Большая, малая и обратная дробь.
Двойное пиццикато..
Тремоло..
Глиссандо.
Одинарное пиццикато.
Тремоло по одной струне.
Гитарное тремоло.
Вибрато.
Флажолеты.
Заключение.

ПЕРЕЧЕНЬ НОТНЫХ ПРИМЕРОВ, ПРИВЕДЕННЫХ В БРОШЮРЕ
1. Упражнение
2. Русская народная песня «От села до села». Обр. П. Нечепоренко
3. А. Дюран. Вальс. Переложение А. Доброхотова
4. Русская народная песня «Я на камушке сижу». Обр. Б. Трояновского
5. Б. Гольц. Юмореска
6. Упражнение
7. В. Белецкий и Н. Розанова. Марш-гротеск
8. Русская народная песня «От села до села». Обр. П. Нечепоренко
9. Русская народная песня «Ай, все кумушки домой». Обр. М. Кра-сева
10. П. Куликов. Концертные вариации
П. В. Белецкий и Н. Розанова. Соната, 1 ч.
12. С. Василенко. Вальс из сюиты, оп. 69
13. Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля. Переложение П. Нечепоренко
14. С. Василенко. Токката из сюиты, оп. 69
15. Я. Доит. Этюд. Переложение Е. Блинова
16. Ф. Крейслер. Венский каприс. Переложение II. Нечепоренко
17. П. Сарасате. Фантазия на темы из оперы «Кармен». Переложение П. Осипова
18. С. Василенко. Серенада из сюиты, оп. 69
19. Русская народная песня «Ивушка». Обр. II. Успенского
20. К. Сен-Санс. Пляска смерти. Переложение Н. Осипова
21. П. Сарасате. Фантазия на темы из оперы «Кармен». Переложение Н. Осипова
22. Упражнение
23. А. Варламов. Красный сарафан
24. Упражнение
25. С. Василенко. Малагуэнья
26. С. Василенко. Концерт, III ч.
27. К. Сен-Санс. Пляска смерти. Переложение Н. Осипова 28-32. Упражнения
33. Б. Гольц. Протяжная
34. Упражнение
35. Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2. Переложение Н. Осипова
36. П. Сарасате. Цыганские напевы. Переложение Н. Успенского 37-39. Упражнения
40. Ф. Лист. Венгерская рапсодия Mb 2. Переложение Н. Осипова
41. К. Сен-Санс. Пляска смерти. Переложение Н. Осипова
42. С. Василенко. Романс из сюиты, оп. 69
43. Русская народная песня «Камаринская». Обр. Б. Трояновского
44. Н. Шульман. Болеро

45. С. Василенко. Романс из сюиты, оп. 69
46. И. Альбенис. Серенада. Переложение Б. Трояновского
47. И. Альбенис. Севилья. Переложение Н. Васильева.
48. Ш. Наше. Цыганский танец. Переложение Н. Лукавихина
49. Русская народная песня «Ай, все кумушки домой». Обр. М. Кра-сева
50. П. Нечепоренко. Вариации на тему Паганини
51. К. Сен-Санс. Пляска смерти. Переложение Н. Осипова 52-54. Упражнения
55. Русская народная песня «Ах ты, вечер». Обр. Б. Трояновского
56. Русская народная песня «По всей деревне Катснька». Обр.Б. Трояновского
57. С. Василенко. Концерт, III ч.
58. Русская народная песня «Ах ты, вечер». Обр. Б. Трояновского
59. Русская народная песня «Светит месяц». Обр. Б. Трояновского 60-61. С. Василенко. Концерт, III ч.
62-64. Упражнения
65. А. Доброхотов. Трепак
66. Русская народная песня «Заиграй, моя волынка». Обр. Б. Трояновского
67. П. Куликов. Концертные вариации
68. С. Василенко. Токката из сюиты, оп. 69
69. К. Мясков. Токката
70. К. Мясков. Токката
71. Ж. Рано. Тамбурин. Переложение Б. Трояновского
72. К. Сен-Санс. Пляска смерти. Переложение Н. Осипова
73. В. Белецкий и II. Розанова. Марш-гротеск
74. Русская народная песня «От села до села». Обр. П. Нечепоренко
75. А. Корелли - Ф. Крейслер. Фолия. Переложение А. Шалова
76. Русская народная песня «От села до села». Обр. П. Нечепоренко
77. Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля. Переложение П. Нечепоренко
78. Ю. Шишаков. Концерт, II ч.
79. Н. Шульман. Болеро
80. Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля. Переложение П. Нечепоренко
81. К. Мясков. Токката
82. Н. Шульман. Болеро
83. Русская народная песня «Темно-вишневая шаль». Обр. А. Шалова
84-87. Упражнения
88. П. Нечепоренко. Вариации на тему Паганини
89. С. Василенко. Романс из сюиты, оп. 69
90. С. Василенко. Гавот из сюиты, оп. 69
91. П. Чайковский. Танец феи Драже из балета «Щелкунчик». Переложение А. Шалова
92. С. Василенко. Концерт, II ч.
93. С. Василенко. Токката из сюиты, оп. 69
94. П. Куликов. Концертные вариации
95. С. Василенко. Романс из сюиты, оп. 69
96. Дж. Тартини - Ф. Крейслер. Вариации на тему гавота А. Корелли. Переложение Н. Осипова
97. Упражнение
98. Русская народная песня «Час да по часу». Обр. П. Нечепоренко
99. Упражнение




Top