Данила андреев. Даниил леонидович андреев

Андреев Даниил Леонидович (1906-1959), русский поэт, прозаик.

Родился 20 октября (2 ноября) 1906 в Берлине, сын писателя Л. Н. Андреева. Мать умерла при родах, ребёнка воспитывали бабушка и тётя. Атмосфера дома, в котором бывали известные писатели и деятели искусства (И. А. Бунин, М. Горький, А. Н. Скрябин, Ф. И. Шаляпин…), оказала существенное влияние на духовное формирование Дани-Даниила. Он рано начал писать стихи и прозу.

По окончании средней школы и Высших литературных курсов Андреев работал художником-оформителем. Продолжал писать стихи и прозу, не имея возможности печататься.

Главной темой романа «Странники ночи» (1937) стала новая религия, объединяющая все мировые религии. Андреев назвал её «Розой Мира».

В годы Великой Отечественной войны Андреев работал над поэмами «Янтари» и «Германцы» (не завершены). В 1942 был призван в армию, участвовал в боевых действиях под Ленинградом. В конце войны был демобилизован и работал художником-оформителем в московском Музее связи.

В 1946 в соавторстве с С. Матвеевым опубликовал книгу «Значительные исследования горной Средней Азии». Работа над книгой о русских путешественниках в Африке была прервана в 1947 арестом Андреева и его жены. Андреев был обвинен в подготовке террористического акта и осуждён на 25 лет тюрьмы.

Отбывал заключение во Владимирской тюрьме. Его здоровье было подорвано, но творческий дух оставался крепок. Вместе с соседями по «академической» камере, историком Л. Раковым и физиологом В. Париным, написал книгу Новейший Плутарх. Иллюстрированный биографический словарь воображаемых знаменитых деятелей всех стран и времен от А до Я (опубл. в 1991). В тюрьме Андреев написал и главные произведения своей жизни - книги «Русские боги» (1955, опубл. в 1993), «Железная мистерия» (1956, опубл. в 1999) и «Роза Мира» (1958, опубл. в 1991). В этих произведениях воплощена его религиозно-философская система мироздания.

Андреев писал, что имена носителей темных и светлых сил (Гагтунгр, Яросвет, Навна и др.), названия слоев мироздания (Энроф, Шаданакар) были услышаны им во время трансцендентальных странствий по иным мирам. Мистические откровения описаны Андреевым с помощью выразительных метафор, необычного ритмического строя и новоизобретенных слов. Поэт объяснял необходимость словотворчества следующим образом: «В словах испытанных - уют, / Но в старые меха не льют / Вина младого. / Понятьям новым - новый знак / Обязан дать поэт и маг. / Искатель слова» (Не ради звонкой красоты... 1955).

Книгу «Русские боги», в которой отражены основные события русской истории, Андреев называл поэтическим ансамблем. Она включает в себя поэмы, поэтические симфонии и стихотворные циклы. Одна из главных поэм, входящих в книгу, - «Ленинградский апокалипсис». Андреев определял метод, которым она написана, как «сквозящий реализм», подчеркивая таким образом, что сквозь картины действительности проступают образы иных миров.

В «Железной мистерии» описана борьба светлых и темных сил в истории России и шире - во всех слоях мироздания. В «Розе Мира» Андреев написал метаисторию русской культуры, в том числе творимую А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым, Н. В. Гоголем, Л. Н. Толстым и др. художниками, которых он называл вестниками. Андреев считал, что создание единой общечеловеческой религии - «Розы Мира» - является единственной альтернативой апокалипсису.

Освобождение писателя из тюрьмы оставалось невозможным в течение нескольких лет после смерти Сталина и 20-го съезда партии, т. к. Андреев подал в комиссию по пересмотру дел заявление, в котором написал: «Я никого не собирался убивать, в этой части прошу мое дело пересмотреть.

Но пока в Советском Союзе не будет свободы совести, свободы слова и свободы печати, прошу не считать меня полностью советским человеком». Он был освобожден в 1957. Выйдя из тюрьмы, Андреев продолжал работать над «Розой Мира», занимался поэтическими переводами. В соавторстве с З. Рахим перевел с японского произведения Р. Хаяси.

Умер Даниил Леонидович 30 марта 1959 года. 3 апреля состоялось отпевание Андреева в храме Ризоположения на Шаболовке (отпевал протоиерей Николай Голубцов) и похороны на Новодевичьем кладбище - рядом с могилой матери.

Ни одно произведение Даниил Леонидович не было издано при жизни.

В 2003 году по заказу вдовы писателя Аллы Андреевой композитор Алексей Курбатов написал музыку к поэме Даниила Андреева «Ленинградский Апокалипсис».

Первоисточник: aphorisme.ru

Из выступления Аллы Андреевой
10 марта 1989 года в московском Доме Архитектора

А. А. Андреева: На Высших литературных курсах с Даниилом Леонидовичем учились поэты Арсений Тарковский, Мария Петровых. Начав литературную работу, он понял: то, что он пишет, напечатано не будет никогда. Поэтому он освоил скромную профессию художника-шрифтовика. С 1937 года, кроме стихов, он писал роман «Странники ночи», перед отправкой на фронт закопал рукопись романа в землю. В 1945 году он выкопал полуистлевшую рукопись и начал работу над романом сначала. Мы познакомились с ним в 1937 году, в брак вступили в 1945-м. В апреле 1947 года нас арестовали. Роман «Странники ночи» для НКВД был готовым заговором. Все, кто читал роман или хотя бы слышал о нем, были посажены. «Роза мира» целиком создана во Владимирской тюрьме, она датируется 1950-1958 годами.

Вопрос: Как удалось в тюремных условиях сохранить «Розу мира»?

А. А. Андреева: Даниил Леонидович записывал ее на листках. Листки иногда отбирались во время «шмонов». Но все в камере участвовали в спасении листков, даже японцы и китайцы, которые прочесть их не могли. Кстати, в этой же камере сидели такие интересные люди, как Шульгин и академик Парин. Сейчас много пишут о сталинских тюрьмах и лагерях. А ведь было и светлое - это хорошие люди, которые есть везде. Подумайте: люди спасали записи только потому, что другой человек пишет стихи, которые они прочесть не в силах! А потом начальником тюрьмы стал Давид Иванович Крот, и он дал Андрееву бумагу, чернила, позволил писать. А с 1955 года нам разрешили переписываться, и Даниил Леонидович, чтобы использовать еще один шанс сохранить стихи, посылал их мне на открытках. Открытки были исписаны вдоль, поперек и по диагонали. Надзиратели ничего не могли разобрать, махали рукой и отдавали мне. А я отбывала заключение в мордовском лагере, рисовала декорации.

Освободилась я в 1956 году, по комиссии, на год раньше Даниила Леонидовича, и сразу поехала во Владимир, на свидание с ним в тюрьму. Сидела я, напротив - он, а рядом надзирательница млела от умиления: люди девять лет не виделись. И он под столом передал мне тетрадочку. Почему его освободили позже, чем меня? Он написал в комиссию по реабилитации, что он никакой не террорист, но до тех пор, пока в Советском Союзе нет свободы совести и свободы слова, просит не считать его полностью советским человеком. Единственное, что комиссия смогла сделать, прочитав такое заявление,- это скостить срок с 25 лет до 10, их он и досиживал до 1957 года. Я поехала в тюрьму и попросила вещи Даниила Леонидовича. И произошло чудо: начальник тюрьмы Крот отдал мне его рукописи. Мне принесли мешок. В нем все было перемешано: тетрадки, трусы, листки, какое-то тряпье и снова тетрадки! «Роза Мира» вся была написана на клочках, книгу он составил уже потом. И я повезла рукопись в другой город, к знакомой машинистке, не каждой это можно было доверить. Она печатала на работе: лежал текст, который она печатала по должности, а сверху - листок рукописи «Розы Мира». Если кто входил, она мгновенно его прятала.

Вопрос: Это не первый вечер творчества Даниила Андреева. Сколько же их было всего?

А. А. Андреева: Много! Начались они год назад в Париже. Я поехала туда к племяннику Даниила Леонидовича и там впервые выступила с чтением его стихов. Потом были вечера в ДК им. Серафимовича, ДК «Серп и молот», ДК «Красный Октябрь», в группе «Русская духовная поэзия» - всех уж не помню!

…В стихах Даниила Андреева - страшная насыщенность смыслом, такая, что в каждом стихотворении словно бы целых три. Сейчас в поэзии нет такой густоты - мелкотемье: берут фактик и накручивают вокруг него с три короба (показывает рукой, как накручивают)…

Вопрос: Не пора ли организовать сбор средств для издания «Розы мира» целиком?

А. А. Андреева: Это, может быть, придется сделать, но чуть позже. Пока мы заняты тем, что тщательно выверяем текст книги. За время хождения в «Самиздате» в ней произошли чудовищные искажения. Когда мне показали, что сейчас ходит по Москве, я пришла в ужас!

Вопрос: Скажите, идеи Даниила Андреева и Николая Рериха перекликаются? Более того - не совпадают ли один к одному?

А. А. Андреева: Мы тогда не знали книг Рериха. Перекличка всегда есть. А вот что «один к одному» - с этим категорически несогласна. Мне говорили, что последователи Николая Рериха отрицательно относятся к «Розе мира».

Вопрос: Правда ли, что «Роза мира» - всего лишь конгломерат религий?

А. А. Андреева: Неправда. Это теософия - конгломерат религий, а «Роза мира» - глубоко самостоятельное и оригинальное произведение. Этим она и отличается от теософии. Ведь Даниила Леонидовича как затягивали в теософию! А такие две уважаемые дамы, как Е. А. Бальмонт и О. Н. Анненкова, уговаривали его вступить в антропософское общество. Он вежливо, но твердо отказался. Конечно, в «Розе мира» есть вещи неортодоксальные. Но этого совсем немного. Он рыцарски относился к женщинам - отсюда идея Мировой Женственности. Есть места, где он, безусловно, ошибался. Есть и неудачные слова, есть мужская жажда пророчества утопий. Да, да, мы, женщины, знаем, что есть у мужчин такая черта. Ведь он же человек, причем даже не духовное лицо. Но вот свидетельство сидевшего с ним Василия Ивановича Парина: впечатление, что он не пишет, а записывает, быстро-быстро. А ведь писал-то он нередко стихами!

(АВТОГРАФ АЛЛЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ!)

…Мнения разных священников о «Розе Мира» различны. Всё зависит от широты взглядов, от степени терпимости. У Даниила Леонидовича был духовный отец - священник Николай Голубцов из Ризположенской церкви в Шаболовке. В этой церкви о. Николай нас и обвенчал в начале 1958 года. Он проник в больницу, где Даниил Леонидович умирал, исповедал и причастил его. Он же его отпел после кончины. У о. Николая претензий к «Розе Мира» не было. На вечере творчества Даниила Андреева в ДК имени Серафимовича о. Валентин Дронов из Данилова монастыря хорошо отзывался обо всем наследии Андреева. Он считает, что «Роза мира» - православная книга, так как главная её идея - Мировой Логос, - заключила Алла Александровна.

Даниил Леонидович Андреев - русский поэт, писатель, философ и мистик. Сын известного писателя Популярность получил во многом благодаря мистическому сочинению «Роза Мира». Сегодня мы с вами познакомимся с биографией этого интереснейшего человека.

Детство

Андреев Даниил Леонидович стал вторым сыном Леонида Николаевича (известный литератор) и Александры Михайловны Андреевых. Интересно отметить, что мать будущего писателя была внучатой племянницей Даниил Андреевич 1906 года в Берлине. Буквально через несколько дней после его рождения Александра Михайловна скончалась от послеродовой горячки. Отец, потрясенный гибелью супруги, обвинил во всем новорожденного, в результате чего бабушка (мать Александры Михайловны) Ефросинья Варфоломеевна приняла решение забрать Даниила в Москву. Там он попадает в семью своей тети, Добровой, муж которой был известным врачом.

Будучи ребенком, Даниил Леонидович Андреев много болел. Несколько раз он был буквально на волоске от гибели. В шесть лет мальчик заболел дифтерией и заразил ею свою любимую бабушку. Ефросинья Варфоломеевна была уже не в силах бороться с болезнью и умерла. Вскоре на даче под Петербургом мальчик собрался утопиться, чтобы увидеть свою маму и бабушку. К счастью, в последний момент его остановили на мосту через местную речку.

Исходя из того, что ребенок постоянно болел и даже попытался совершить самоубийство, создается впечатление, что ним в доме тети никто не занимался. На самом деле все было совсем иначе. Тетя с мужем приняли Даниила как родного сына, окружив его заботой и вниманием. В те времена дом Добровых был одним из культурных (музыкальных и литературных) центров Москвы. Сюда приходили И. А. Бунин, А. Н. Скрябин, В. И. Шаляпин и многие другие. Об авторитете семьи свидетельствует хотя бы тот факт, что крестным отцом Даниила был Максим Горький. Атмосфера дома благотворно повлияла на мальчика и побудила в нем любовь к литературе.

В 1915 году девятилетний Даниил написал свой первый стих «Сад». В этом же году на свет появились его первый рассказы, сначала «Путешествие насекомых», а потом «Жизнь допотопных животных». Кроме того, в детстве начинающий литературовед написал огромную эпопею, действия которой развивались в придуманном им лично межпланетном пространстве. На стенах своей комнаты мальчик рисовал портреты правителей придуманной им династии. Их габариты примерно соответствовали габаритам самого ребенка.

Обучение и прозрение

Осенью 1917 года начинающий писатель поступил в гимназию Е. А. Репман, в которой проучился до 1923 года. В следующем году он поступил в Литературно-художественный институт имени Брюсова. Приблизительно тогда же Андреев начал работу над произведением «Грешники». В 1926-м он вступил в Союз поэтов, который просуществовал до 1929 года.

В августе 1921-го 15-летний Даниил, прогуливаясь по скверам, окружающим храм Христа Спасителя, увидел картину Небесного Кремля. Об этом он написал в 1-й главе 2-й книги из серии «Розы Мира». Следующее событие такого порядка произошло в 1928 году во время Пасхи. Находясь в церкви Покрова в Левшине, писатель, поэт, а теперь уже и мистик увидел всемирную историю в виде единого мистического потока.

Брак

В конце лета 1926 года молодой автор Даниил Леонидович Андреев взял в жены Александру Гублёр, с которой они вместе проходили обучение на Высших государственных курсах по литературе. Венчание состоялось на Успенском Вражке, в храме Воскресенья Словущего. В феврале следующего года супруги официально развелись, и Андреев перестал посещать литературные курсы.

Предвоенные годы

В 40-е годы прошлого столетия Андреев работал художником-шрифтовиком, писал рекламу и прочие надписи. Тем не менее основное время он уделял литературе. В 1930 году писатель начал создавать поэму «Солнцеворот». Летом 1931 года Андреев познакомился с М. А. Волошиным. Вскоре, а именно 29 июля, на берегу Неруссы Даниил Леонидович испытал то, что позже он охарактеризовал как прорыв космического сознания.

В период февраля-марта 1932 года писатель занимался литературной правкой, а затем устроился заведующим по соцбытсектору газеты на одном из московских заводов. Летом 1932 года на свет появился сборник стихотворений «Дневник поэта». Примечательно, что буквально в течение года автор уничтожил этот сборник. В 1933 году Даниил Леонидович Андреев начал писать сочинение «Контуры предварительной доктрины», которое так и осталось незаконченным, а также цикл «Предгорья». Осенью 1934 года поэт посетил Коктебель и написал стих «Могила М. Волошина».

В 1935 году писатель вступил в московский городской комитет художников-оформителей. В начале сентября того же года на свет появился «Запев» поэмы под названием «Песнь о Мансальвате», которая полностью будет дописана через три года. В 1937 году порекомендовала Андрееву обратиться к Сталину с просьбой посодействовать в возвращении из эмиграции его брата, В. Л. Андреева. Осенью того же года писатель взялся за написание романа о духовных исканиях интеллигенции в те времена «Странники ночи», которая была задумана как «эпопея духа» в разрезе эпохи. К своему завершению роман приблизился лишь в 1947 году.

Второй брак

Весной 1937 года Андреев познакомился с Аллой Ивашевой-Мусатовой, которая спустя 8 лет станет его второй супругой. Позже Алла Александровна будет осуждена вместе с мужем, и освобождена на год раньше, чем он. Вторая жена стала для писателя опорой в военные годы, годы заключения и в нелегкие годы после. Она сохранила наследие и поспособствовала публикации его основных работ в конце двадцатого века. Позже она на протяжении 15 лет была супругой Евгения Белоусова, сына известного писателя И. А. Белоусова.

Война

Весной 1941 года умер Ф. А. Добров, которого Даниил Леонидович считал приемным отцом. В первые годы ВОВ Андреев трудился над поэмами «Янтари» и «Германцы» (так и не была завершена), и закончил цикл стихов «Катакомбы». В июле 1942 года умерла Е. М. Доброва, которая была для Андреева как мать.

Осенью 1942 года писателя призвали в армию. В январе 1943 года он рядах 196-й стрелковой дивизии вошел в блокадный Сталинград. На фронте Андреев был художником-оформителем, санитаром и состоял в похоронной команде. За хорошую службу писателя удостоили медали «За оборону Ленинграда». 25 июня 1945-го Андреева признали инвалидом ВОВ 2-й группы.

После войны поэт вернулся в Москву и устроился художником-оформителем в 4 ноября 1945 он официально женился на А. А. Ивашевой-Мусатовой.

Тюремное заключение

В начале 1947 года писатель завершил роман «Странники ночи» и начал обдумывать вторую часть предполагаемой трилогии, которая получила бы название «Небесный Кремль» и воплотила фронтовой опыт писателя.

21 апреля 1947 года из-за доноса и романа «Странники ночи» Андреева осудили по 58-й статье. Обвиненный в антисоветской пропаганде и террористических намерениях Даниил Леонидович получил 25 лет тюремного заключения, что на тот момент было высшей мерой наказания в СССР. Кроме самого писателя, от ареста пострадали и его близкие. 19 родственников и друзей Андреева были приговорены к заключению на срок от 10 до 25 лет в исправительно-трудовых лагерях. Все книги Даниила Леонидовича Андреева, написанные до заключения, были уничтожены МГБ.

В ноябре 1948 года Даниила Леонидовича конвоировали из Лефортовской во Владимирскую тюрьму (тот самый «Владимирский централ»). Несмотря на заключение, Андреев продолжает активно заниматься написанием литературных произведений. В 1950 году он завершил поэму «Немереча», которая была начата еще в 37-м. В декабре 1950-го была написана поэма «Симфония городского дня». В конце того же месяца, с разницей в один день, Андреев начал работать над «Железной мистерией» и «Розой мира».

В 1951 году писатель трудился над «Утренней ораторией» и «Гибелью Грозного». В следующем году он начал работать над первым вариантом книги «Русские боги» и написал поэму «Рух». В 1953 году были дописаны новеллы для книги «Новейший Плутарх», которую Андреев писал вместе с сокамерниками, физиологом В. Париным и историком Л. Раковым. Осенью 1953 года, перед переходом в другую камеру, писатель Даниил Леонидович Андреев испытал мистические переживания, которые, как он скажет позже, были беспрецедентны по своей грандиозности.

В ноябре 1954 года Андреев написал на имя Г. М. Маленкова - Председателя Совета министров СССР, заявление, в котором в очередной раз отказался от безоговорочного принятия советского строя, в виду «отсутствия подлинных демократических свобод». В конце того же года Андреев перенес инфаркт миокарда. В 1955-м он работал над поэмами «У демонов возмездия» и «Навна». 8 февраля 1956 года двоюродная сестра Дмитрия Леонидовича - А. Ф. Коваленская - скончалась в лагерной больнице. В мае того же года писатель закончил произведение «Железная мистерия». А 10 августа 1956-го из лагеря освободили его супругу. Через несколько недель после ее освобождения Комиссия Президиума Верховного Совета СССР вынесла постановление, согласно которому мера наказания по 58-й статье снизилась до 10 лет заключения.

24 августа 1956 года, впервые за время ареста, поэт Даниил Леонидович Андреев увиделся со своей супругой во Владимирской тюрьме. 23 апреля следующего года его освободили из-под стражи. 21 июня 1957-го обвинения в адрес Андреева были полностью отменены, а 11 июля он был реабилитирован.

Последние годы

Летом 1957 года болеющий пневмонией Даниил Андреев впервые после более чем 40-летней разлуки встретился со своим старшим братом Вадимом. С ноября 57-го Андреев вместе со своей супругой проживал в Москве. Приблизительно тогда же был восстановлен его статус инвалида второй группы, предполагающий получение пенсии, в размере 347 рублей. 30 ноября 1957 года умирает двоюродный брат писателя, А. Ф. Добров. В конце 57-го вместе с З. Рахимом Андреев трудился над переводом японских рассказов Фумико Хаяси, вошедших в издание «Шесть рассказов».

12 февраля 1958-го Даниил Леонидович Андреев отправил в ЦК КПСС письмо с просьбой ознакомиться с его поэзий. По словам писателя, жить, скрывая свое творчество от людей, для него просто невыносимо. 26 февраля его вызвали в ЦК. Беседа с представителями власти дала писателю надежду на то, что в будущем его работы могут быть опубликованы. Кроме того, в скором времени он даже получил от Союза писателей материальную помощь.

Весной 1958 года Андреев попал в больницу с обострением стенокардии и атеросклероза. 4 июня он обвенчался со своей супругой Аллой Андреевой в Ризоположенском храме. После венчания пара поехала в путешествие на пароходе с Москвы в Уфу и обратно. В начале июля того же года к завершению подошло написание одиннадцатой книги трактата «Роза Мира». К середине осени трактат был полностью дописан. Тогда же писатель завершил работу над сборником стихотворений «Сказание о Яросвете» и поэмой «Изнанка мира».

Ночью с 18 на 19 октября 1958 года Андреев написал стих, который получило название «Когда-то раньше в расцвете сил…». В нем поэт молил о спасении своих рукописей. В следующем месяце был составлен цикл стихов Даниила Леонидовича Андреева, получивший название «Святорусские духи». 14 ноября, вернувшись из Горячего Ключа, писатель вновь попадает в больницу.

В конце января 1959 года А. А. Андреевой вручили ордер на комнату в коммунальной квартире на Ленинском проспекте. Здесь Андреев, терзаемый постоянными сердечными приступами, прожил последние полтора месяца своей жизни.

30 марта 1959 года Даниил Леонидович умер. 3 апреля протоиерей Николай Голубцов отпел писателя в храме Ризоположения на Донской. Андреев был похоронен на Новодевичьем кладбище рядом с могилой своей матери.

Наследие

При жизни поэта, прозаика, мистика и философа, Даниила Леонидовича Андреева, фото которого отлично иллюстрируют его глубокомыслие, ни одно из художественных произведений автора так и не было издано. Исключение составляет разве что книга «Замечательные исследователи горной Средней Азии» опубликованная в соавторстве с С. Н. Матвеевым.

Умерев в 52 года, Даниил Леонидович многое не успел сказать и сделать. Главное, о чем он мечтал, но не успел - построить школу для этически одаренных детей и встретиться со своими читателями. Более трех десятилетий после смерти писателя его супруга тайно хранила рукописи, опасаясь, что в один момент их вновь могут уничтожить. Главное произведение Даниила Леонидовича Андреева - «Роза Мира» было опубликовано лишь в 1991 году, практически перед падением советского режима. Таким вот удивительным образом сложилась биография Даниила Андреева. В жизни писателя было много взлетов и падений, сильных чувств и разочарований, удивительных видений и ничтожных унижений. Но несмотря на это, он всегда оставался при своем мнении.

Память

В 2003 году по заказу супруги Даниила Леонидовича Аллы Александровны Алексей Курбатов сочинил музыку к поэме Андреева «Ленинградский Апокалипсис». Осенью 2014 года в поселке Чухраи, расположенном в Брянской области, был открыт музей Андреева Даниила Леонидовича, биографию которого мы с вами рассмотрели.

Писатель. Мистик. Эзотерик. Даниил Андреев родился 20 октября (2 ноября) 1906 в Берлине, сын писателя Л.Н.Андреева. Мать умерла при родах, ребенка воспитывали бабушка и тетя. Атмосфера дома, в котором бывали известные писатели и деятели искусства (И.А.Бунин, М.Горький, А.Н.Скрябин, Ф.И.Шаляпин и др.), оказала существенное влияние на духовное формирование Андреева. Он рано начал писать стихи и прозу. Революция 1917 года преобразила множество судеб и жизней, в том числе Даниила.

Писательская карьера

Понимая, что его творчество и взгляды были несовместимы с советской действительностью, по окончании средней школы и Высших литературных курсов Андреев работал художником-оформителем. Продолжал писать стихи и прозу, не имея возможности печататься. Главной темой романа Странники ночи (1937) стала новая религия, объединяющая все . Андреев назвал ее Розой Мира. В годы Великой Отечественной войны Андреев работал над поэмами Янтари и Германцы (не завершены). В 1942 был призван в армию, участвовал в боевых действиях под Ленинградом. В конце войны был демобилизован и работал художником-оформителем в московском Музее связи. В 1946 в соавторстве с С.Матвеевым опубликовал книгу Значительные исследования горной Средней Азии.

Работа над книгой о русских путешественниках в Африке была прервана в 1947 арестом Андреева и его жены. Андреев был обвинен в подготовке террористического акта и осужден на 25 лет тюрьмы. Отбывал заключение во Владимирской тюрьме. Его здоровье было подорвано, но творческий дух оставался крепок. Вместе с соседями по «академической» камере, историком Л.Раковым и физиологом В.Париным, написал книгу Новейший Плутарх. Иллюстрированный биографический словарь воображаемых знаменитых деятелей всех стран и времен от А до Я (опубл. в 1991).

Главные литературные труды Даниила Андреева

В тюрьме Андреев написал и главные произведения своей жизни – книги Русские боги (1955, опубл. в 1993), Железная мистерия (1956, опубл. в 1999) и Роза Мира (1958, опубл. в 1991). В этих произведениях воплощена его религиозно-философская система мироздания. Андреев писал, что имена носителей темных и светлых сил (Гагтунгр, Яросвет, Навна и др.), названия слоев мироздания (Энроф, Шаданакар) были услышаны им во время трансцендентальных странствий по иным мирам. Мистические откровения описаны Андреевым с помощью выразительных метафор, необычного ритмического строя и новоизобретенных слов. Поэт объяснял необходимость словотворчества следующим образом: «В словах испытанных – уют, / Но в старые меха не льют / Вина младого. / Понятьям новым – новый знак / Обязан дать поэт и маг. / Искатель слова» (Не ради звонкой красоты…, 1955). Книгу Русские боги, в которой отражены основные события русской истории, Андреев называл поэтическим ансамблем. Она включает в себя поэмы, поэтические симфонии и стихотворные циклы. Одна из главных поэм, входящих в книгу, – Ленинградский апокалипсис. Андреев определял метод, которым она написана, как «сквозящий реализм», подчеркивая таким образом, что сквозь картины действительности проступают образы иных миров. В Железной мистерии описана борьба светлых и темных сил в истории России и шире – во всех слоях мироздания. В Розе Мира Андреев написал метаисторию русской культуры, в том числе творимую А.С.Пушкиным, М.Ю.Лермонтовым, Н.В.Гоголем, Л.Н.Толстым и др. художниками, которых он называл вестниками. Андреев считал, что создание единой общечеловеческой религии – Розы Мира – является единственной альтернативой апокалипсису.

Освобождение писателя из тюрьмы оставалось невозможным в течение нескольких лет после смерти Сталина и 20 съезда партии, т.к. Андреев подал в комиссию по пересмотру дел заявление, в котором написал: «Я никого не собирался убивать, в этой части прошу мое дело пересмотреть. Но пока в Советском Союзе не будет свободы совести, свободы слова и свободы печати, прошу не считать меня полностью советским человеком». Он был освобожден в 1957.

Выйдя из тюрьмы, Андреев продолжал работать над Розой Мира, занимался поэтическими переводами. В соавторстве с З.Рахим перевел с японского произведения Р.Хаяси.

, Королевство Пруссия , Германская империя

Дании́л Леони́дович Андре́ев (20 октября [2 ноября ] , Берлин - 30 марта , Москва) - русский поэт и писатель, автор мистического сочинения «Роза Мира ».

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Второй сын известного русского писателя Леонида Николаевича Андреева (1871-1919) и внучатой племянницы Тараса Шевченко Александры Михайловны Андреевой (урожд. Велигорской; 1881-1906) родился в берлинском районе Грюневальд по адресу Гербертштрассе, 26.

    Через несколько дней после рождения Даниила, его мать умирает от послеродовой горячки. Потрясённый отец обвиняет новорождённого сына в гибели любимой супруги, и бабушка Евфросинья Варфоломеевна Велигорская (урожд. Шевченко; 1846-1913) увозит мальчика в Москву , в семью другой своей дочери, Елизаветы Михайловны Добровой (урожд. Велигорской; 1868-1942), жены известного московского врача Филиппа Александровича Доброва. Жили в это время Добровы в доме Чулкова (№ 38), на углу Арбата и Спасопесковского переулка . Даниил много болел, его с трудом выходили. Позже Добровы поселяются в Малом Лёвшинском переулке (№ 5).

    От болеющего шестилетнего Андреева заражается дифтерией и умирает бабушка. Тем же летом на даче на Чёрной речке под Петербургом мальчика в последний момент останавливают на мосту через реку: он хотел утопиться, страстно желая поскорее увидеть вновь маму и бабушку.

    Окруженный заботой и вниманием, мальчик воспитывался в семье тети как родной сын. Дом Добровых являлся одним из литературных и музыкальных центров тогдашней Москвы, в нём бывали И. А. Бунин , М.Горький (крестный отец Даниила), А. Н. Скрябин , Ф. И. Шаляпин , актеры Художественного театра и др. Под влиянием атмосферы дома мальчик рано начинает писать стихи и прозу.

    Весной 1915 года появляется первое стихотворение «Сад». В этом же году пишутся первые рассказы «Путешествие насекомых» и «Жизнь допотопных животных» (не сохранились). Также в детстве, по воспоминаниям супруги А. А. Андреевой , Даниил пишет огромную эпопею, где действие разворачивается в выдуманном межпланетном пространстве. В детской на уровне своего роста мальчик рисует портреты правителей выдуманной им династии.

    В сентябре 1917 года Андреев поступает в Московскую гимназию Е. А. Репман (Никитский бульвар д. 9/10), которую заканчивает в 1923 году. В 1924 году он продолжает учёбу в (Высшие государственные литературные курсы Моспрофобра). Тогда же начинается работа над романом «Грешники». В 1926 году вступает в Союз поэтов (просуществовал до 1929 года).

    В 15 лет, в августе 1921 года, в одном из скверов, окружавших храм Христа Спасителя , молодому Даниилу открывается картина «Небесного Кремля», о чём он пишет в первой главе второй книги «Розы Мира». Второе событие того же порядка, выражающееся в переживании Всемирной истории как единого мистического потока, с ним происходит в Пасху 1928 года в церкви Покрова в Левшине .

    В конце августа 1926 года Андреев женится на Александре Львовне Гублёр (псевдоним Горобова; 1907-1985), учившейся вместе с ним на Высших государственных литературных курсах. Венчание проходит в храме Воскресенья Словущего на Успенском Вражке . Брак длится недолго и распадается к концу второго месяца. В феврале 1927 года супруги официально разводятся, и Андреев уходит с Высших государственных литературных курсов.

    В 1928 году появляются поэма «Красная Москва» (не сохранилась), продолжается работа над романом «Грешники» (не сохранился), начат цикл «Катакомбы». Лето 1928 года проходит в Тарусе .

    Предвоенные годы. Война

    В 1930-е годы Андреев работает художником-шрифтовиком, пишет рекламы и надписи, посвящая основное время и силы литературной деятельности. В 1930 году начинается работа над поэмой «Солнцеворот» (не сохранилась). Летом следующего года он знакомится с М. А. Волошиным , а 29 июля 1931 года на берегах Неруссы Андреев испытывает то, что было им названо Прорывом космического сознания.

    С февраля по март 1932 года Андреев работает сначала литературным правщиком, а потом зав. соцбытсектором газеты на Московском заводе «Динамо» , откуда уходит по собственному желанию. Летом того же года заканчивает сборник стихов «Дневник поэта» (уничтожен автором не позднее 1933 г.). В 1933 году Андреев начинает работу над сочинением «Контуры предварительной доктрины», оставшимся незаконченным, и над циклом «Предгорья». 20 октября 1934 года посещает Коктебель , пишет стихотворение «Могила М. Волошина».

    В 1935 году Андреев вступает в московский Горком художников-оформителей. 8 сентября появляется «Запев» поэмы «Песнь о Монсальвате» (полностью поэма завершается в 1938 году). В 1937 году по совету Е. П. Пешковой пишет письмо И. В. Сталину с просьбой содействовать возвращению брата В. Л. Андреева из эмиграции. Осенью 1937 года Андреев приступает к работе над романом о духовных исканиях интеллигенции в эти годы «Странники ночи», задуманном как «эпопея духа» и портрет эпохи; прерванная войной, работа была почти завершена в 1947 году.

    В начале марта 1937 года Андреев знакомится с Аллой Александровной Ивашевой-Мусатовой (урожд. Бружес; 1915-2005), которая через 8 лет становится его женой. Осужденная вместе с мужем и освободившись на год раньше него, А. А. Андреева стала опорой для Андреева в последние годы заключения и в тяжелые годы после. Сохранив наследие мужа, А. А. Андреева сделала возможным публикацию его основных работ в конце ХХ века, среди которых «Роза мира». Впоследствии она в течение 15 лет была женой сына писателя И. А. Белоусова , Евгения (1907-1977).

    В конце апреля 1941 года умирает Ф. А. Добров, которого Андреев считал своим приемным отцом. В годы Великой Отечественной войны Андреев работает над поэмами «Янтари» (1942) и «Германцы» (не завершена), заканчивает цикл стихотворений «Катакомбы» (1928-1941). В июле 1942 года умирает Е. М. Доброва (урожд. Велигорская).

    В октябре 1942 года Андреева призывают в армию. В составе 196-й Краснознаменной стрелковой дивизии по льду Ладожского озера в январе 1943 года Андреев входит в блокадный Ленинград . Состоял в похоронной команде, был санитаром, художником-оформителем. Получил медаль «За оборону Ленинграда» . 25 июня 1945 года признается инвалидом Великой Отечественной войны 2-й группы с пенсией 300 руб.

    Арест. Тюремные годы

    Последние годы жизни

    Весной 1958 года после обострения стенокардии и атеросклероза Андреев попадает в больницу Института терапии АМН СССР. 4 июня протоиерей Николай Голубцов проводит венчание Даниила и Аллы Андреевых в

    Впервые опубликованный в России в 1991 г. провидческий роман «Роза Мира» вызвал большой интерес, но о трагической судьбе самого автора было известно до обидного мало. Позже появился сборник его стихотворений «Железный марш». Можно сказать, что постсоветское общественное мнение, признав в Данииле Андрееве поэта, отказало ему в праве называться Пророком: его терминология резала ухо своей непривычностью, видения потустороннего мира казались субъективными и малоубедительными, трактовки прошлых и будущих исторических событий фантастичными. Вестник грядущего Света не «вписался» в перестроечные реалии. Вдова писателя, Алла Андреева, на страницах «Литературной газеты», ставя мужа в один ряд с гениями эзотерической мысли, доказывала, что он не дилетант от науки и не мракобес: «Нельзя, недостойно, делать вид, что Гермес Трисмегист, Орфей, Сократ, Платон, Данте, Беме, Сведенборг, Вл.Соловьев вовсе не являлись представителями мощной эзотерической традиции, а просто выступали как честно заблуждавшиеся мистики…»

    Уже год спустя в предисловии к «Розе Мира» ей пришлось объяснять идеи Андреева, которые не вписывались в каноны православной церкви: «В книге, безусловно, есть места, не согласующиеся с ортодоксальными положениями Православия… Есть в книге понятие, одно из центральных, неприемлемое для строго православных людей: интеррелигия».

    Так кем же был Даниил Андреев - поэтом или Пророком, и что нужно понимать под этим странным словом «интеррелигия»?

    …Он появился на свет под знаком Скорпиона 2 ноября и, по восточному календарю в год Огненного Коня, в 1906 г. Эти символы обещали младшему сыну известного русского писателя Леонида Андреева жизнь трудную и возвышенную.

    Известный астролог Луис Хамон пишет о ноябрьских Скорпионах: «Как правило, рано или поздно лица-«скорпионы» начинают интересоваться оккультизмом, подключая возможности, скрытые в подсознании; в равной степени успешно они заявляют о себе как писатели, художники, поэты или музыканты. Они прирожденные философы, глубокие и вдумчивые исследователи как природы вообще, так и человеческой натуры в частности… Мало кто из рожденных под этим Зодиаком может избежать наветов и клеветы, которые в какой-то момент обрушиваются на них… Везде они проявляют исключительную работоспособность. Они никогда не теряют времени даром. Решительные и волевые, они словно хлыстом снова и снова гонят себя на работу. В любом деле они проявляют неординарность мышления и изобретательские способности».

    2 ноября родилась королева Египта Клеопатра, а 11 ноября (1+1 в сумме дает «двойку») - Федор Михайлович Достоевский.

    Китайский гороскоп также отмечает трагичность судьбы людей, рожденных в год Огненной Лошади: «Лошадь под знаком огня» наделена необычайным, даже гениальным умом, но слишком нервозна,… у нее несчастная судьба».

    В определенном смысле картину Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня», написанную в 1912 г., можно считать запечатленной судьбой юного Даниила Андреева.

    Во время родов скончалась его мать, всеми любимая Александра Михайловна Велигорская. Отец вовсе не занимался воспитанием ребенка, и заботы о нем взяла тетка, Елизавета Михайловна. В патриархальной московской семье Даниил рос как родной сын, впитывая с малолетства православие не только как веру, но и как традиции быта, мировоззрения. Пошел в гимназию, окончил ее уже как советскую школу. Ему, сыну «непролетарского» писателя, был заказан путь в университет: Даниил Леонидович закончил Высшие литературные курсы и стал профессиональным безработным. Для того, чтобы сводить концы с концами, освоил специальность художника-шрифтовика. Писанию стихов, которые в молодой Стране Советов не могли быть напечатаны, отдавал все ночи, ведя, таким образом, изнуряющую двойную жизнь. В довоенные годы начал писать роман о тотальном геноциде 37-го года. Рукопись попала в НКВД и была уничтожена. Фрагменты сохранились лишь в воспоминаниях вдовы писателя: «Набитая разнородными людьми камера 1937-го года на Лубянке. Допросы. Совершенно безнадежное будущее - для всех одно. В этой же камере вместе с Глинским (индологом, руководителем подпольной группы московских мечтателей, возводящих невидимое духовное здание противостояния эпохи), находятся православный священник и мулла. Не говоря друг другу ни слова, эти трое по очереди молятся обо всех остальных. Молча. Когда того, кто молится сейчас, ведут на допрос или он совершенно изнемогает, он взглядом передает свою молитвенную стражу одному из двух оставшихся».

    «Преступление» против сталинского воинствующего атеизма, а по сути сатанизма, было отложено: началась война. В начале зимы 1942 г. поэт был мобилизован, но по состоянию здоровья служил нестроевым солдатом. «Дорогой жизни» шел через Ладогу в блокадный Ленинград, хоронил убитых в братских могилах, читая над ними заупокойные молитвы. В конце войны вернулся в Москву с тем, чтобы продолжать литературную работу, но уже в 1947 г. силы Тьмы настигли его: за довоенный роман о репрессиях Андреев был осужден на 25 лет лагерей. По сути, это был смертный приговор, мучительно растянутый во времени. Во Владимирской тюрьме Даниил Леонидович начал набрасывать контуры своего провидческого романа: «Начинал эту книгу в самые глухие годы тирании, довлевшей над двумястами миллионами людей. Я начинал ее в тюрьме… Я писал ее тайком. Рукопись я прятал, и добрые силы - люди и не люди - укрывали ее во время обысков».

    Хрущевская Комиссия по пересмотру дел политзаключенных уменьшила срок заключения с 25 до 10 лет - смертельно больной провидец вышел «на волю» в апреле 1957 года. Оставшееся двухлетие он потратил на переписывание черновиков «Розы Мира».

    «Хрущевская оттепель» не давала повода для светлых надежд: степень бездуховности, политической агрессивности и активного преследования инакомыслия оставались те же, что и раньше. Более того, мир, едва выживший во Второй войне, усилиями Никиты Сергеевича, активно готовился к следующему катаклизму, который мог стать для человечества последним. Андреев писал: «Я заканчиваю рукопись «Розы Мира» на свободе, в золотом осеннем саду. Тот, под чьим игом изнемогала страна, давно уже пожинает в иных мирах плоды того, что посеял в этом.

    И все-таки последние страницы рукописи я прячу так же, как прятал первые, и не смею посвятить в ее содержание ни единую живую душу, и по-прежнему нет у меня уверенности, что книга не будет уничтожена, что духовный опыт, которым она насыщена, окажется переданным хоть кому-то».

    Он ушел из этой жизни 30 марта 1959 г., и тело его нашло упокоение на Новодевичьем кладбище рядом с матерью. «Роза Мира» была опубликована лишь спустя долгих тридцать два года. Русская интеллигенция, так и не утратившая в своей душе Господа, но остававшаяся вне тех или иных традиционных верований, восприняла книгу Андреева, как глоток живительного воздуха, как новую Библию. И практически сразу же возникла новая опасность, что книга будет отторгнута за свою надконфессиональность и напоминания о мрачном прошлом, за рассуждения о Вечном, когда в стремительном мелькании настоящего ценность обретало лишь материальное и сиюминутное. Предчувствуя это, Алла Андреева писала: «Личность поэта и мыслителя Даниила Андреева навсегда несет на себе печать той эпохи.

    Не надо забывать об этом, читая «Розу Мира» в иные времена».

    Все же, провидческий роман не может уйти в прошлое - он весь устремлен в Грядущее, вестником которого по праву осознавал себя Даниил Леонидович: «Вестник - это художник в самом широком смысле этого слова, который методами искусства дает возможность людям приобщиться к высшей правде и высшему Свету, льющимся из миров иных».




Top