Давид верроккьо описание. Великие скульпторы Флоренции: Донателло, Гиберти, Верроккьо

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ и "ДАВИД" Андреа дель Верроккьо. Леонардо да Винчи поступил учеником в мастерскую Верроккьо в четырнадцатилетнем возрасте, в 1466 году, когда Верроккьо был еще известен только как живописец.Лишь позднее учитель Леонардо прославился как скульптор. В шестидесятых годах XV века слава Верроккьо как учителя живописи была весьма велика, и поэт Уголино Верино посвятил живописцу латинское четверостишие следующего содержания: "Право, Лиссипп, тебе не уступит тосканец Верроккьо! Ведь из этого источника многие живописцы почерпнули все свое уменье. Почти все, чья слава теперь гремит, были обучены в школе Верроккьо".

Когда Леонардо поступил к Верроккьо, учителю было только тридцать лет и он сам еще продолжал совершенствоваться. Появление гениально даровитого ученика еще более оживило и без того славившуюся мастерскую Верроккьо. Быстрые успехи Леонардо подстрекали самого учителя к труду и совершенствованию, а позднее повлияли на решимость Верроккьо посвятить себя преимущественно скульптуре. Двадцати лет от роду, в 1472 году, Леонардо был провозглашен "мастером", но тем не менее, вследствие привязанности к учителю, оставался в его мастерской еще в течение пяти лет. Товий и ангел. 1470-80 гг. Андреа дель Верроккьо. В образе ангела очень легко узнать Леонардо да Винчи.

Каким был Леонардо?! Современники пишут о нем: он был прекрасен собой, пропорционально сложен, изящен, с привлекательным лицом. Блистательной своей наружностью, являвшей высшую красоту, он возвращал ясность каждой опечаленной душе, а словами своими он мог заставить любое упрямство сказать «да» или «нет». Своей силон он смирял любую неистовую ярость и правой рукой гнул стенное железное кольцо или подкову, как будто сделанные из свинца. Он останавливал на всем скаку самых горячих скакунов; его тонкие, почти женственные пальцы, как воск, сгибали пополам золотые флорины и дукаты. Трудно себе представить более совершенный идеал молодого мужчины: красавец, атлет, умница и при всем этом великолепный художник, только что с блеском заявивший о себе, как об одном из первых мастеров первого из городов Италии. Казалось, такое сочетание физического здоровья и творческого полнокровия даст обильный урожай шедевров. А вот так видел себя Леонардо сам. 1475-1480.

Между 1473–1476 годами Андреа дель Вероккьо создал статую Давида - изящную бронзовую статую. Она предназначалась для виллы Медичи, но в 1576 году Лоренцо и Джулиано передали её во дворец Синьории во Флоренции. Отважный юный библейский пастух, победивший великана и отрубивший ему голову, изображен в видя изящного стройного юноши. Своей позой, костюмом он напоминает скорее танцора-виртуоза из придворного балета, чем бедного пастуха и героя-бойца. Мастерство Верроккьо в компоновке фигуры и выборе пропорций, в отделке поверхностей и деталей носит почти ювелирный характер. Предание гласит, что "Давид" стал одним из самых ярких итогов духовного союза ученика Леонардо да Винчи и учителя Андреа дель Верроккьо - сам Леонардо позировал для нее. На лице бронзового Давида играет своеобразная полуулыбка, ставшая впоследствии отличительной особенностью стиля Леонардо да Винчи.Именно по ней так легко узнать руку подмастерья,превзошедшего своего учителя!Ведь не секрет,что многие работы или их фрагменты создавались учениками....

Очень подробно описал статую знаток итальянского искусства С.О. Андросов: «Верроккьо изобразил Давида оживлённым и задорным юношей, одетым в колет и поножи. Он стоит над громадной головой Голиафа, опираясь на правую ногу и отставив назад левую. В правой руке сжимает короткий меч, левая поставлена на пояс. Во всей фигуре и лице Давида чувствуется торжество юного победителя. Верроккьо не мог не знать „Давида“ Донателло, вольно или невольно он должен был вступить в соревнование со своим предшественником. Скульптор почти повторил позу „Давида“ Донателло, также отставившего назад левую ногу, подбоченившегося левой рукой и сжимающего меч в правой. И всё же статуя Верроккьо производит совсем другое впечатление: торжествуя победу, его герой как бы позирует перед восторженными зрителями, любуясь собою. Эта откровенность - главное, что отличает его от самоуглублённого, размышляющего Давида Донателло. Наш мастер добивается такого впечатления довольно просто: его герой смотрит прямо перед собой, полуулыбаясь навстречу зрителю. Лицо как бы освещается изнутри радостью. Вся фигура излучает довольство собой и уверенность. Мы можем обойти статую Верроккьо со всех сторон, и со всех точек зрения будет чувствоваться один и тот же характер - настолько выразительны постановка фигуры и мимика лица. Даже если рассматривать скульптуру со спины, ощущается уверенность Давида в себе - через общее движение юноши, через жест левой руки. Такая статуя действительно рассчитана на круговой обход, и расчёт этот претворён с большим мастерством. Её хочется видеть поставленной на довольно высокий постамент среди небольшого двора или сада, чтобы „Давид“ мог возвышаться над созерцающими его».

Сегодня я расскажу об итальянском мастере Андреа Верроккьо, который стал знаменитым в эпоху Раннего Возрождения не только благодаря своим классическим работам в живописи, но и скульптурам.

Андреа дель Верроккьо, наст. имя Андреа ди Микеле Чони (1435, Флоренция, Флорентийская республика — 10 октября 1488, Венеция, Венецианская республика) — скульптор и живописец эпохи Возрождения, представитель Флорентийской школы. Среди его учеников — Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Леонардо да Винчи и Лоренцо ди Креди.

К плеяде выдающихся мастеров эпохи Возрождения и принадлежит флорентиец Андреа Верроккьо. Он не был столь решительным новатором, как великие скульпторы первой половины века - Донателло и Гиберти, открывшие новые пути в этом искусстве. Верроккьо не похож и на такого революционера в скульптуре, как Микеланджело, начавшего работать позднее, на пороге уже XVI века. Историческое место Верроккьо более скромно, но оно в высшей степени достойно уважения.

Базилика Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Вход в Истрийский камень к хору братьев. 1475 работы из мастерской Пьетро Ломбардо. В рамках, барельефы, представляющие патриархов и пророков Ветхого Завета. Последний кадр в правом нижнем углу - спонсор, Джакомо Морозини. На вершине восемь статуй апостолов Витторе Гамбелло, также называемый Камелио. Ему приписывают статуи Девы и Св. Иоанна на стороне распятия. Распятие приписывается Андреа дель Верроккио.

Этот мастер является как бы одним из связующих звеньев между двумя периодами великих подъемов искусства скульптуры в эпоху Ренессанса. Почти одинаково обоснованы как взгляды тех, кто хочет видеть в нем великого пионера, проложившего последние пути к искусству "золотого века", так и тех, кто считает его лишь умелым последователем Кастаньо, Бальдовинетти и даже подражателем Сандро Боттичелли, который был на девять лет моложе Андреа, но выдвинулся в живописи раньше своего товарища. Верроккьо - наследник создателей ренессансной скульптуры, то есть мастеров первой половины века, и предшественник мастеров Высокого Возрождения, один из которых (Леонардо да Винчи) был прямым учеником Верроккьо.


Любимый клавесин из Ландос XVI века, с рисунком на крышке, приписываемом Вероккио, в настоящее время размещается в мемориальной музыкальной коллекции Ханса Адлера.

В эпоху кватроченто (итальянское искусство XV века) художники писали в основном на заказ, а потому большую роль для них играли меценаты. Художественные мастерские исполняли любой каприз - от росписи глиняного кувшина до серьезного архитектурного проекта. Интересно, что открыть свою мастерскую мог лишь художник, который получал знания у мастера на протяжении 6 лет.

его шкатулка

Верроккьо славился непревзойденными декораторскими способностями. Среди основных заказчиков в его мастерской была высокопоставленная знать. В течение свой творческой жизни он воспитал таких великих мастеров Возрождения, как Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли и Пьетро Перуджино.

Надгробная плита над могилой Козимо Медичи. 1465 г. Андреа дель Верроккьо. Церковь Сан Лоренцо, Флоренция


Крипт Базилики Сан-Лоренцо

В 1465 году он создал надгробие Козимо Медичи (1389—1464)."Ювелирность" скульптурного почерка художника проявилась впервые в его бронзовом литье, украшающем гробницу Джованни и Пьетро Медичи в церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Эта ранняя работа - образец изысканного декоративизма.

Гробница Пьетро и Джованни Медичи. 1469-72 гг. Андреа дель Верроккьо. Мрамор, порфир, бронза. Сан Лоренцо, Флоренция.


Verrocchio, monumento forteguerri

Ученик, желавший стать художником, вначале поступал подмастерьем к мастеру и лишь после шести лет обучения мог основать собственную мастерскую. Среди учеников Верроккьо в его мастерской были такие мастера Возрождения, как Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино и Леонардо да Винчи — по легенде, именно он позировал учителю для статуи Давида, на лице которого играет своеобразная полуулыбка, впоследствии ставшая отличительной особенностью стиля художника.

Юный Давид. 1473-75 гг.Андреа дель Верроккьо. Бронза. Музей Барджелло, Флоренция.

В 1476 году Андреа дель Вероккьо создал статую Давида - изящную бронзовую статую. Она предназначалась для виллы Медичи, но в 1576 году Лоренцо и Джулиано передали её во дворец Синьории во Флоренции.

Отважный юный библейский пастух, победивший великана и отрубивший ему голову, изображен в видя изящного стройного юноши. Своей позой, костюмом он напоминает скорее танцора-виртуоза из придворного балета, чем бедного пастуха и героя-бойца. Мастерство Верроккьо в компоновке фигуры и выборе пропорций, в отделке поверхностей и деталей носит почти ювелирный характер.

Юный Давид. Деталь. 1473-75 гг.Андреа дель Верроккьо. Бронза. Музей Барджелло, Флоренция.

Предание гласит, что "Давид" стал одним из самых ярких итогов духовного союза ученика Леонардо да Винчи и учителя Андреа дель Верроккьо - мол, сам Леонардо позировал для нее. На лице бронзового Давида играет своеобразная полуулыбка, по той же легенде - ставшая впоследствии отличительной особенностью стиля Леонардо да Винчи.

Мальчик с дельфином. около 1470 г. Андреа дель Верроккьо. Бронза. Палаццо Веккьо, Флоренция.

Помимо статуи Давида по заказу Лоренцо Медичи скульптор сделал эскизы штандартов и рыцарских доспехов для турниров 1469, 1471 и 1475 годов и скульптурную композицию "Мальчик с дельфином" для фонтана виллы Медичи в Кареджи.

молодой человек 1480

Христос

Козимо де Медичи

Изначально Андреа был привязан к утонченной декоративности, поскольку учился ювелирному ремеслу, он и скульптурой-то стал заниматься отчасти из-за падения спроса на ювелирные изделия. Но именно потомственные ювелиры эпохи Возрождения, занявшись скульптурой, оказали немалое влияние на развитие бронзовой литой пластики.

Altare di San Giovanni Battista

Andrea del verrocchio, giovane dormiente, firenze, 1475-1480

Они умели пользоваться чеканкой и гравировкой, умели шлифовать металл и понимали его специфику, и одним из лучших знатоков металла был как раз Верроккьо. Бронза, с ее прочностью и стойкостью, дающая возможность с большой точностью отделывать детали, становится его главным материалом.

Museo del Bargello (Florence). Marble relief (15th century) by Andrea del Verrocchio: Women present the deadborn baby to its father Giovanni Tornabuoni.

Сегодня Андреа дель Верроккьо ставят в один ряд с Донателло и Микеланджело.

Андреа дель Верроккьо известен нам преимущественно как скульптор. В документах XV века он редко упоминается в качестве живописца. Картин его сохранилось мало, и среди них единственной, вполне достоверно ему принадлежащей можно считать лишь "Крещение Христа" во Флорентийской Академии.

"Крещение Христа" - самое известное живописное произведение Верроккьо. Она написана в самом начале 70-х гг. кватроченто, то есть в конце периода Раннего Возрождения в Италии, и в целом очень типична для этой эпохи. В изображении фигур, участников сцены крещения, чувствуется еще влияние традиций средневековой живописи. Они кажутся бестелесными и плоскими, словно вырезанными из сухого жесткого материала. Их движения и жесты угловаты и скованны, как будто они движутся только в двух измерениях. Выражения лиц отвлеченны и лишены индивидуальности. Это не живые люди, а образы-символы, величественные и одухотворенные. Пейзаж на заднем плане лишен перспективы и выглядит рисуночной декорацией. И пейзаж, и фигуры, и вся композиция кажутся условными.

Крещение Христа. Вероккио и Леонардо да Винчи.1473-1478. Темпера и масло, дерево.

Многие эксперты предполагают, что в виде маленьких ангелов в левой части картины Верроккьо изобразил своих талантливых учеников Леонардо да Винчи и Сандро Боттичелли в молодости…

Детали картины...Леонардо

Однако есть и другие предположения: этих самых ангелов дорисовывал сам да Винчи, поскольку учитель уделял большую часть времени скульптурам, а живописные заказы выполнял с достаточно большими перерывами.


Несостыковки очевидны даже неискушенному зрителю

Кроме того, некоторыми критиками замечены также разные техники рисования: центральная фигура Христа и ангел справа написаны в суховатой, линеарной, типичной для Андреа манере, а вот ангелы слева написаны с мягкой передачей света и тени, образы окутаны легкой дымкой за счет использования в большей степени масляных красок, а не темперы.

Сохранились рисунки:

Голова женщины, эскиз для нимфы Венеры. 1475, Британский музей

И совершенно великолепный рисунок, набросок головы девушки. Действительно, Леонардо да Винчи многому научился у своего учителя.

Из остальных картин, Андреа Верроккьо, в действительности подписанных мастером является только «Мадонна со святыми Иоанном Крестителем и Донатом». Но по манере мазка,деталям они атрибутируются как работы Андреа...Хотя, некоторые историки утверждают, что это произведение, как и все остальные, было написано его учениками. Возможно, сам учитель лишь руководил процессами и/или помогал создавать сложные композиции? Об можно только догадываться…

Его мадонны

Мадонна со святыми Иоанном Крестителем и Донатом, 1478 г.

Мадонна с младенцем, 1470 г.


Andrea del Verrocchio (workshop) Madonna and Child 1475

Andrea del Verrocchio - Mary with the Child

1475 Verrocchio Madonna mit Kind anagoria

Verrocchio and Leonardo da Vinci (attrib) The Detroit Adoration

Virgin and Child by Verrocchio


Andrea del Verrocchio and assistant (Lorenzo di Credi).



опять знакомые лица ангелов


А эта Мадонна выполнена учениками школы Андреа Верроккьо

Богоматерь, обращенная к ребенку Христу, Мадонна Раскина

Товия и ангел, 1480 г.

Один праведный человек по имени страдал от болезни глаз и готовился к смерти. Он попросил своего сына Товия сходить в Мидию и собрать ему немного денег и сон со своим верным псом отправляется в путь. Товий плохо знал дорогу и нашел себе попутчика, который согласился его сопровождать. Товию было неведомо, что попутчиком, которого ему посчастливилось встретить, был архангел Рафаил. Когда они подошли к реке Тигр, Товий решил искупаться, но не ожиданно "рыба стала выскакивать из воды, словно хотела пожрать его. Затем ангел сказал ему: Бери рыбу. И юноша лег, придерживая своим телом рыбу и вытащил ее на берег". Следуя наставлениям ангела, Товий зажарил рыбу, чтобы можно было ее есть, отделив от нее сердце, печень и желчь, ибо, как сказал ангел: "…прикасаясь к сердцу и печени, если дьявол или злой дух кого-то одолевает, воскурите фимиам перед тем мужчиной или той женщиной, и тогда все успокоятся. Что же касается желчи, то помажьте ею человека с бельмом на глазу, и он будет исцелен". Поскольку Товия постоянно сопровождал ангел, его путешествие закончилось благополучно. Он собрал денег для своего отца,а, вернувшись домой, он восстановил отцу зрение.

Заметьте, на костюмах персонажей художника преобладает большое количество вышитых золотом узоров и роскошных драгоценностей… Этим Андреа наверняка напоминал о своем первоначальном ремесле.

Очень убедительный, непохожий на других святой Иероним - без обязательного льва, со странной улыбкой, удивительно живой и удивительно нездешний.

Андреа дель Верроккьо - Теста-ди-Сан-Жероламо; Флоренция, Палаццо Питти, Галерея Палатина

поражает многоплановость тематики мастера....насколько талантлив человек

Андреа дель Верроккьо - битва при Пидна





и вот такие алтарные образы

Как видите не так много живописи и немало,чтобы сохранится в веках

Помимо достаточно известной и статуи Давида, остались барельефы и другие скульптуры,выполненные мастером в разные периоды творчества.

Художники Ренессанса старательно изучали реальное человеческое тело, законы его строения, пропорций и движений. К концу XV столетия художники все чаще занимаются анатомическими исследованиями. Знание устройства человеческого тела изнутри — его костей, сухожилий, мышц — позволяло добиваться особой убедительности в изображении как обнаженных, так и одетых фигур, их движений. Однако такое углубление художников в изучение человеческого тела имело и такой побочный результат, как увеличение сухости в трактовке пластических масс. Андреа Верроккьо был как раз одним из тех, кто был особенно склонен к суховатой, подробной и точной отделке деталей фигуры, лица и костюма. Словно ощущая некоторую опасность с этой стороны, он пытался применить в качестве противовеса подчеркнуто героическое и монументальное начало.

Лоренцо Медичи. 1480 г. Андреа дель Верроккьо. Раскрашенная терракотта. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Бюст Джулиано Медичи. 1475—1478, Национальная галерея, Вашингтон

Национальная галерея искусства -художественный музей в Вашингтоне (США) в парке Национальная аллея

Уверение Фомы. 1467—1483, церковь Орсанмикеле, Флоренция

В 1463-1487 годах Верроккьо выполнил скульптурную группу "Уверение Фомы" (1476-1483, Флоренция, церковь Орсанмикеле; отреставрирована в 1986-1993), одним из заказчиков которой был Пьеро Медичи.

Уверение Фомы. 1476-83 гг. Андреа дель Верроккьо Бронза. Орсанмикеле, Флоренция.

Согласно Евангелию от Иоанна, Фома отсутствовал при первом явлении Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них, что Иисус воскрес из мертвых и приходил к ним, сказал: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю". Явившийся Иисус позволил Фоме вложить палец в раны (по мнению одних богослов Фома отказался сделать это, другие, же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа, Фома уверовал и произнёс "Господь мой и Бог мой!"


Церковь Орсанмикеле во Флоренции.

Конная статуя Бартоломео Коллеони 1479—1496, Площадь Сан-Джованни-э-Паоло, Венеция

В 1479 году Верроккьо участвовал в конкурсе, объявленном Венецианской республикой на выполнение конной статуи кондотьера Бартоломео Коллеони (1400—1475), предназначенной для площади Сан-Заниполо. Верроккьо выполнил эскизную скульптуру из дерева и в 1483 году выиграл конкурс.

В этой четырехметровой конной статуе кондотьера Бартоломео Коллеони в Венеции Вероккьо словно вступает в соревнование с Донателло. В отличие от сурового величия Гаттамелатты, Верроккьо воплощает в своем Коллеони образ неистового, охваченного пылом сражения военачальника. Привстав в стременах, кондотьер как бы осматривает поле боя, готовый ринуться вперед, увлекая за собой войска. Тело его напряжено, лицо искажено выражением жестокости и слепой ярости, все в его облике говорит о неукротимой воле к победе. В такой интерпретации сказалось не только стремление к большей эффектности памятника, но и интерес к психологической характеристике, к передаче состояния воина в момент сражения. В сущности, перед нами не конкретная живая личность, а условный образ "могучего воина".


Получив заказ, он начал работу в своей мастерской над моделью из воска, а в 1486 году приехал в Венецию, чтобы следить за отливкой статуи из бронзы. Не завершив начатое, художник скончался там 10 октября 1488 года. Согласно его завещанию статую должен был отлить его ученик, флорентиец Лоренцо ди Креди — однако городской совет передал работу венецианцу Алессандро Леопарди, также участвовавшему в конкурсе, — который и завершил работу в 1496 году.

Сам воплощенный в бронзе Бартоломео Коллеоне - итальянский кондотьер. Довольно беспринципный - служил то в Милане против Венеции, то в Венеции против Милана - но это все вполне сочеталось с духом того времени. После ус-пешных завоеваний, сделанных под его предводительством, кондотьер за-вещал свое состояние Венеции с условием, что после смерти ему ус-тановят памятник на площади Сан-Марко (у венецианцев существовал зап-рет на установку памятников на главной площади города). Чтобы по-лучить немалое наследство Коллеони, умершего в 1475 г., венециан-ские власти схитрили, установив монумент полководцу - именно тот, который и создал Вероккьо - на площади перед Скуолой Сан-Марко, рядом с церковью Санти-Джованни-э-Паоло.

Кампо Сан-Заниполо на ведуте

Мне очень импонирует чрезвычайно поэтический, нежный, тонкий "Женский портрет" 1475 года из флорентийского Национального музея Барджелло. Это чрезвычайно простой, без всяких претензий и преувеличений - и очень человечный портрет. Нежными, хрупкими пальцами молодая женщина прижимает к груди букетик цветов. Это придает особую женственность и душевную теплоту образу.

Женщина с букетом. 1475-80 гг. Андреа дель Верроккьо. Мрамор. Национальный музей Барджелло, Флоренция.

её руки

и еще один портрет, в похожем стиле - очень живой, нежный, со своим характером:

Молодая женщина. 1465-66 гг. Андреа дель Верроккьо. Мрамор. Frick Collection, Нью-Йорк

Man of Sorrows by Andrea del Verrocchio at the Szépművészeti Múzeum Budapest

Seguace del verrocchio, madonna col bambino e san giovannino

Virgin and Child by Andrea del Verrocchio.


Еще отдельно хотелось бы отметить так называемый Идеальный портрет Александра Великого - великолепный, оригинальный и чрезвычайно тонко исполненный - один из лучших образцов мастерства художника - фантазийный шлем, кричащий нагрудник, замечательно отделанные доспехи.

National gallery in washington d.c., bottega del verrocchio, alessandro il grande


Барельеф Александра(детали)

Мне нравится Вероккьо. Вот суховатостью своей и чуть ли не поставленной ему в вину абстрактностью и нравится. Ювелирной точностью. Изяществом. Какой-то легкостью. Может быть, интровертностью. При всех признаках раннего Ренессанса он все равно стоит как-то наособицу - он не лезет из кожи вон, не лезет в глаза, но не может остаться незамеченным. Почти все его работы можно назвать лучшими и выделить что-то - просто случайно выхватить одну лучшую из других лучших. Посмотрите на Портрет девушки, на ее взгляд - он есть! - и это казалось бы при пустых глазах! На светящегося странным светом святого Иеронима, на гордого и непримиримого кондотьера - легко ли выбрать что-то одно?

Джорджо Вазари, «Жизнь Андреа Верроккьо», «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (III часть)
Дзуффи С. Возрождение. XV век. Кватроченто. — М.: Омега, 2008. — (Художественные эпохи)
Ingrid Münch: Andrea del Verrocchio. Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (BBKL). Band 12, Herzberg 1997

Оригинал записи и комментарии на

Андреа дель Верроккьо (настоящее имя Андреа ди Микеле Чони) (1435, Флоренция - 1488, Венеция) - итальянский скульптор и живописец эпохи Возрождения.

Биография Андреа Верроккьо

Художник родился и долгое время работал во Флоренции.

Один из учителей Леонардо да Винчи.

Представитель флорентийской школы. Учился у ювелира Вероккьо (имя которого унаследовал) и др.

Реалистические традиции кватроченто сочетал с аристократической утончённостью и изысканным декоративизмом форм, характерными для художественной культуры Флоренции последней четверти XV в.

Творчество Верроккьо

Вероккьо — мастер-универсал, успешно работавший в разных жанрах и формах — ювелирное дело, скульптура, живопись, архитектура, музыка.

Он известен прежде всего как выдающийся скульптор, автор статуи Давида и конного монумента Бартоломео Коллеони, одной из жемчужин искусства Возрождения.

Только в середине 1460-х годов художник обратился к живописи.

Он открыл мастерскую, из которой выросли такие прославленные мастера, как Боттичелли, Гирландайо, Перуджино и Леонардо да Винчи. Мастерская Вероккьо была самой знаменитой во Флоренции того времени.

Большинство картин мастер писал на евангельские сюжеты, среди которых выделяются изображения Богоматери. Более остальных известна картина «Крещение Христа» (1472-75), выполненная при участии Леонардо да Винчи. Обилие золотых вышивок и роскошных драгоценностей в работах мастера, аккуратность отделки мелких деталей подсказывают о том, что художник вначале был ювелиром.

В 1482 г. Верроккьо уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони. Художник скончался там в 1488 г., не завершив начатую статую.

Работы художника

  • Крещение Христа. 1470-1478. Мастерская Верроккьо
  • Мадонна с младенцем. 1470. Мастерская Верроккьо. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
  • Конная статуя Коллеоне. Площадь Сан-Джованни э Паоло, Венеция

Библиография

  • Дзуффи С. Возрождение. XV век. Кватроченто. - М.: Омега, 2008. - (Художественные эпохи). - ISBN 978-5-465-01772-5.
  • Ingrid Münch: Andrea del Verrocchio. Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (BBKL). Band 12, Herzberg 1997, ISBN 3-88309-068-9, Sp. 1278-1282.

Андре́а дель Верро́ккьо (Andrea del Verrocchio, настоящее имя Andrea di Michele Cioni — Андреа ди Микеле Чони) (1435, Флоренция — 1488, Венеция) — итальянский скульптор и живописец эпохи Возрождения, один из учителей Леонардо да Винчи. Имя позаимствовал у своего учителя, ювелира Верроккьо.

The Baptism of Christ

В эпоху Раннего Возрождения художники работали почти исключительно по заказам. Оттого-то в это время и была столь велика роль меценатов. Эта практика особенно распространилась во Флоренции XV века, где художественные мастерские осуществляли любые прихоти покровителей (производство посуды, архитектурные проекты и многое другое). Ученик, желавший стать художником, вначале поступал подмастерьем к мастеру и лишь после шести лет обучения мог основать собственную мастерскую. Андреа дель Верроккьо специализировался на скульптуре, но временами обращался и к живописи. Он воспитал таких гениев Возрождения как Леонардо, Пьетро Перуджино и Сандро Боттичелли. Верроккьо слыл непревзойденным декоратором и режиссёром придворных празднеств. Эти практические навыки, воспринятые от учителя, пригодились Леонардо в будущем. Предание гласит, что одним из самых ярких итогов духовного союза ученика и учителя стала скульптура Давида, для которой позировал молодой Леонардо. На лице бронзового Давида играет своеобразная полуулыбка, ставшая впоследствии отличительной особенностью стиля Леонардо да Винчи. Вероятно, что свою самую внушительную скульптуру, 4-метровую конную статую Бартоломео Коллеони, Верроккьо создал в соавторстве с гениальным учеником.

Художник родился и долгое время работал во Флоренции. В 1465 г. он создал надгробие Козимо Медичи, с 1463 по 1487 г. работал над скульптурной композицией «Уверение Фомы», в 1476 г. создал статую Давида. Эта изящная бронзовая статуя стала символом гуманистической ренессансной культуры. Она предназначалась для виллы Медичи, но в 1476 г. Лоренцо и Джулиано передали её во дворец Синьории во Флоренции.

В 1482 г. Верроккьо уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони. Художник скончался там в 1488 г., не завершив начатую статую.

Head of a Girl (study)

The Battle of Pydna

Madonna and Child

Saint Monica

Tobias and the Angel

Madonna with Child, c. 1470, Verrocchios"s workshop. New York, Metropolitan Museum of Art

Andrea del Verrocchio with the assistance of Lorenzo de Credi, The Virgin and Child with two Angels, about 1476-8

Verrocchio, madonna del latte

Christ and Doubting Thomas

Ideal Portrait of Alexander the Great

Lorenzo de Medici

National gallery in washington d.c., andrea del verrocchio, giuliano de" medici, 1475-78

Putto with Dolphin

Андреа дель Верроккьо был итальянским художником, скульптором и ювелиром периода Раннего Возрождения. Он содержал крупную мастерскую, обучение в которой прошли некоторые известнейшие творцы эпохи. По одной из версий, прозвище Верроккьо, которое от итальянского vero occhio означает «точный глаз», мастер получил благодаря своим искусным достижениям и превосходному глазомеру. Немногие картины приписываются ему с полной уверенностью. Большей частью Андреа дель Верроккьо известен как превосходный скульптор, и его последняя работа конной статуи Бартоломео Коллени в Венеции считается одним из мировых шедевров.

Семья

Он родился во Флоренции между 1434 и 1437 годами в приходе Сант-Амброджио. Его мать Джемма родила восемь детей, среди которых Андреа был пятым. Отец, Микеле ди Чони, изготавливал плитку, а затем работал сборщиком налогов. Андреа никогда не был женат и помогал обеспечивать пропитанием некоторых из своих братьев и сестер. Известно, что один из его братьев - Симоне - стал монахом, а затем настоятелем обители Сан-Салви. Другой брат был текстильным работником, а сестра вышла замуж за парикмахера. Первый документ, где фигурирует имя художника, датируется 1452 годом и связан с тяжбой по обвинению в убийстве камнем четырнадцатилетнего мальчика Антонио Доменико, в которой Андреа признан невиновным. На этом, по сути, все фактические данные о личной жизни Андреа дель Верроккьо заканчиваются.

Период обучения

Сначала он был учеником ювелира. Об этом периоде нет никаких сведений, но считается, что работать он начал в ювелирной мастерской Джулиано Веррокки, чью измененную фамилию, возможно, Андреа позже взял как псевдоним. Не исключено, что Веррокки был и его первым учителем.

Существует предположение, что позже Верроккьо стал учеником Донателло, чему нет никаких доказательств, и что противоречит стилю его ранних работ. Начало живописной практики относится к середине 1460 годов, когда Андреа дель Верроккьо под руководством Филиппо Липпи работал в хоре кафедрального собора Прато. По более убедительной версии, именно Липпи обучал Андреа в качестве художника.

Годы деятельности

Известно, что Верроккьо был членом Гильдии Святого Луки, а его мастерская находилась во Флоренции, считающейся центром искусства и науки в Италии. Стремясь владеть различными художественными приемами, развитыми в то время во Флоренции, мастер организовал свою мастерскую как многоцелевое предприятие. Здесь создавались произведения живописи, скульптуры и ювелирные украшения, что соответствовало требованиям заказчиков и меценатов.

Слава художника значительно возросла, когда Андреа дель Верроккьо приняли при дворе Пьеро и Лоренцо Медичи, где мастер оставался до тех пор, пока за несколько лет до своей смерти не переехал в Венецию. При этом он сохранил флорентийскую мастерскую, оставив ее на одного из своих учеников - Лоренцо Креди. В конце жизни Андреа открыл новую мастерскую в Венеции, где работал над статуей Бартоломео Коллени. Там же, в Венеции, мастер скончался в 1488 году.

Ученики

Мастерская Верроккьо, очевидно, считалась одной из лучших во Флорениции и была сформирована благодаря таким ученикам, как Леонардо да Винчи, Перуджино, Боттичелли, Доменико Гирландайо, Франческо Боттинини, Франческо ди Симоне Ферруччи, Лоренцо ди Креди, Лука Синьорелли, Бартоломео делла Гатта. Ранние работы Боттинини, Перуджино и Гирландайо трудно отличить от живописи их учителя.

С именем одного гениального ученика Верроккьо связано три истории. Считается, что именно Леонардо стал моделью статуи Давида, и Андреа Дель Верроккьо запечатлел на бронзовом лике саркастическую улыбку своего подмастерья. Это предположение остается неподтвержденной легендой, как и другая история, касающаяся картины «Крещение Христа», в работе над которой ученик превзошел своего учителя. Достоверно известно, что был документ, анонимная жалоба на содомию, в участии которой обвинялся юный да Винчи еще во время его ученичества.

Живопись

На тот момент художники работали в технике темперной живописи, которая существенно отличалась от масляной, только разрабатывающейся. Изображение водорастворимыми красками наносилось на покрытую грунтом доску, на которую порой, по принципу иконописи, наклеивался холст. Потому почти все картины Верроккьо выполнены темперой на доске. Его стиль в живописи отличают реалистичность и чувственность, сильные, выразительные, порой резкие, особенно в контурах, линии, несколько пафосная манера, напоминающая фламандскую живопись. Из-за отсутствия подписи существует значительная трудность в идентификации картин Андреа дель Верроккьо, поэтому не обо всех работах можно утверждать с уверенностью, что они принадлежат его кисти.

  1. «Мадонна с Младенцем» (1466-1470; 75,5 х 54,8 см) - относится к ранним самостоятельным работам. Находится в картинной галерее Берлина.
  2. «Мадонна, кормящая грудью» с двумя ангелами (1467-1469; 69,2 х 49,8 см) - была приписана Верроккьо после ее восстановления ​​в 2010 году и является экспонатом Национальной галереи в Лондоне.
  3. «Тобиас и ангел» (1470-1480; 84 х 66 см) - была ранее приписана кисти Поллайоло или Гирландайо. Находится в лондонской Национальной галерее.
  4. «Крещение Христа» (1475-1478; 180 х 152 см) - единственная из известных работ Андреа дель Верроккьо, выполненная маслом. Хранится в галерее Уффици во Флоренции.
  5. «Мадонна ди Пьяцца» (1474-1486) - выполненная совместно с Лоренцо ди Креди и другими учениками. Единственная картина, имеющая подпись, найдена в кафедральном соборе Пистойи, где сейчас и хранится.
  6. «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1476-1478; 96,5 х 70,5 см) - хранится в Национальной лондонской галерее.
  7. Одна и ранних работ - «Мадонна, возведенная на престол, с Иоанном Крестителем и Святым Донатом» - осталась незаконченной. Завершил ее ди Креди, когда Верроккьо в конце своей жизни находился в Венеции.

Еще известно несколько сохранившихся копий, сделанных с оригиналов мастера его учениками, а также ряд фресок, выполненных в мастерской Андреа.

«Крещение Христа»

Андреа дель Верроккьо, получив заказ от бенедиктинского монастыря Сан-Сальви, привлек к работе учеников, среди которых был и Леонардо. Это была самая крупная картина Верроккьо, к тому же она исполнена красками на масляной основе, в мало изученной тогда технике.

В ангеле, повернутом спиной и на три четверти лицом по отношению к наблюдателю, признана рука Леонардо по особой его манере и мягкости исполнения, отличной от резких линий учителя. Молодому гению также приписывается часть пейзажа долины с рекой, что находится выше ангельских голов.

В жизнеописании Верроккьо, составленном рассказано о том, как Андреа был настолько поражен искусной работой ученика, что решил больше никогда не прикасаться к кистям. Однако это всего лишь метафора, поскольку известны работы, написанные Верроккьо после «Крещения Христа».

Скульптура

В 1465 году Андреа изваял чашу для омовения рук в Старой ризнице Сан-Лоренцо. Между 1465 и 1467 годами он выполнил гробницу Козимо де Медичи в крипте под алтарем церкви. В том же году Трибунал делла Мерканзия, судебный орган Гильдий во Флоренции, поручил Андреа создать бронзовую группу, изображающую Христа и Св. Томаса для центральной скинии, которую недавно приобрел на восточном фасаде Орсанмичеле. Скульптурная группа водружена ​​на место в 1483 году и со дня ее открытия была признана шедевром.

В 1468 году Верроккьо изготовил для Синьории Флоренции бронзовый канделябр высотой 1,57 м, установленный в Палаццо Веккьо, находящийся теперь в Государственном музее Амстердама. В 1472 году он закончил памятник Пьеро и Джованни де Медичи, заключив саркофаг в арке с бронзовой, подобной сети, решеткой. Саркофаг украшен изысканными натуралистическими элементами, отлитыми также из бронзы.

«Давид»

В начале 1470 годов Андреа Верроккьо совершил поездку в Рим, после чего начиная со второй половины десятилетия посвятил свое творчество главным образом скульптуре.

Бронзовую статую Давида высотой 126 см он создал в 1475 году для семьи Медичи, в частности братьев Лоренцо и Джулиано, у которых флорентийская Синьория выкупила скульптуру в 1476 году. В начале семнадцатого века изваяние присоединилось к герцогской коллекции Уффици. А около 1870 года «Давид» стал экспонатом среди скульптур Ренессанса в зарождающейся экспозиции Национального музея Барджелло. Там статуя находится и сейчас.

Скульптура считается одним из лучших произведений Андреа дель Верроккьо. Мастеру гениально удалось воспроизвести в своем «Давиде» анатомически точно смоделированное тело подростка, а также выразительный нюанс юношеской бравады, что свидетельствует о понимании скульптором психологических тонкостей. Гипотеза о том, что для того произведения позировал Леонардо, новый ученик Верроккьо, считается вполне вероятной.

Другие известные скульптуры 1470 годов

В 1475 году мастером изваян утонченный поясной портрет из мрамора дамы с букетом, который также называется «Флора». И тогда же ним создан рельеф похоронного памятника Франческа Торнабуони для церкви Санта-Мария-сопра-Минерва в Риме.

Примерно в 1478 году Андреа создал крылатого Путто, держащего в руках дельфина. Скульптура первоначально предназначалась для фонтана виллы Медичи, и предполагалось, что вода будет исходить изо рта дельфина. Теперь произведение хранится во флорентийском Палаццо Веккио. В этой работе можно наблюдать, присущий Верроккьо динамический натурализм, преобразивший бронзу в мягкие, гладкие формы улыбающегося путто, замершего в неустойчивом положении танца, с прилипшей к спине мантией и влажным пучком волос на лбу.

Последняя работа

В 1475 году умер Кондотьеро Коллони, бывший генерал-капитан Венецианской Республики, и по завещанию оставил значительную часть своего имущества республике при условии, что его конная статуя будет установлена ​​на площади Сан-Марко. В 1479 году Венеция объявила, что она примет наследие, но поскольку установка статуй на площади была запрещена, скульптура будет размещена в открытом пространстве перед Скуолой Сан-Марко.

Был организован конкурс, позволяющий выбрать скульптора. Три подрядчика соревновались за контракт: Верроккьо из Флоренции, Алессандро Леопарди из Венеции и Бартоломео Веллано из Падуи. Верроккьо сделал модель конной статуи из воска, в то время как другие предложили модели из дерева, черной кожи и глины. Все три проекта были представлены перед венецианской комиссией в 1483 году, и контракт получил Верроккьо. После этого он открыл мастерскую в Венеции, где несколько лет трудился над полномасштабной глиняной моделью. Когда статуе осталось обрести бронзовую форму, в 1488 году смерть настигла Андреа, прежде чем он успел осуществить отлив. Великий мастер завещал ученику Лоренцо ди Креди закончить работу. Но после значительной задержки подряда венецианское государство поручило процесс отлива Алессандро Леопарди, который также сделал и пьедестал. Статуя была в конечном счете установлена в Венеции, на площади Санти Джованни-де-Паоло, у одноименного собора в 1496 году, где находится и сегодня.

Андреа Верроккьо был похоронен во флорентийской церкви Сант-Амброджио. Но сейчас существует только надгробная плита, потому что его останки потеряны. На данный момент известно о 34 произведениях, выполненных великим творцом и его мастерской.




Top