День рождения рок н ролла. Всемирный день рок-н-ролла

Как в этом году! Это еще и Всемирный день рок-н-ролла — большой праздник, между прочим. Праздник всех тех, для кого рок-н-ролл — это стиль жизни!.

Как он вообще появился?

На самом деле ему бы стоило быть двенадцатого апреля, но, видимо, день космонавтики помешал. Дело в том, что именно двенадцатого, в 1954 году, Билл Хейли выпустил свой сингл «Rock Around The Clock» - так и началась рок-музыка как таковая! Это попросту шокировало общество — тут менее десяти лет назад Вторая мировая отгремела, все хотят музыки спокойной и размеренной, а тут громкая и ритмичная началась…

А потом Алан Фрид, ди-джей из Кливленда, решил прокрутить в эфире пару композиций ритм-энд-блюза, который точно так же не укладывался в рамки. И назвал его, чтобы не шокировать общественность (слово «блюз» все-таки слишком уж ассоциировалось с темнокожими и с гетто, уточняет журналист ДжоИнфоМедиа Диана Линн) — рок-н-роллом! Так и раскрутился Билл Хейли, так и проявился король рок-н-ролл — Элвис Пресли.

Шестидесятые и семидесятые

Константин Кинчев о рок-н-ролле - в основном как раз 60-х и 70-х годов

«Битлз» внезапно создали поп-рок как таковой, а это был совершенно новый стиль рок-н-ролла. Вслед за ними пришли «Роллинг Стоунз». А в семидесятые появился психоделический рок — Пинк Флойд, Лед Зеппелин и многие другие! Именно семидесятые годы считаются в истории рок-культуры золотым десятилетием. В конце семидесятых, кстати, панк-рок появился — с критикой богатых и правительства, с ярким нон-конформизмом.

Восьмидесятые и русский рок

Восьмидесятые дали женский рок… а еще они привели рок-музыку в Советский Союз. Еще в семидесятые активно начинала «Машина времени», но их музыка только к восьмидесятым развилась до полноценного «формата». Хотя рок-н-ролл и сдерживался цензурой, появились рок-клубы, на уровне самодеятельности все это продвигалось. Фильм «АССА», снятый в самом начале перестройки, показал нам знаменитую сцену, в которой Цой устраивается музыкантом в ресторан, но у него ни образования, ни прочих «доказательств» его художественности. Тем не менее, в ресторане он все-таки играет!..

А потом раскрутились «Зоопарк», «Наутилус Помпилиус», «Аквариум» и многие другие прекрасные группы. И рок-музыка встала на ноги и в тогда советском, а теперь уже постсоветском пространстве! Сегодня, конечно, не все играют рок — но ох как многие. Словом, как спел Майк Науменко, «у нас есть наше право на рок». И даже международный день рок-н-ролла есть!

Рок-н-ролл в Украине

Можно, конечно, вспомнить именно рок-коллективы, которых в стране довольно много. Но если говорить о классическом рок-н-ролле, то стоит, конечно же, назвать группу «Диверсанты». Ребята начинали с джаза, а теперь играют именно что классический рок-н-ролл, пусть и чуточку более современный. А главное — это Киев! К сожалению, так как группа русскоязычная, ими как единственным коллективом, играющим типовой рок-н-ролл, гордиться не привыкли. А жаль!..

А если уже говорить о знаменитых рокерах, то о с советским рокером Майком Науменко мы уже рассказывали. Что же, рок-музыка — великая сила, объединяет людей и поколения. Так что с праздником вас — со всемирным днем рок-н-ролла!

Сегодня, 13 апреля, во всем мире отмечается день рок-н-ролла. В этот день множество поклонников этого направления устраивают мероприятия для популяризации культуры этой музыки, подчеркивая ее влияние на стиль жизни нескольких поколений.

Стоит отметить, что, хотя день рок-н-ролла отмечается 13 апреля, основанием для праздника стало событие, которое случалось на день раньше (12 апреля) в 1954 году. Тогда Билл Хейли сделал запись нового сингла «Rock Around The Clock», который стал знаковым для нового музыкального направления, которое довольно быстро смогло преодолеть границы США, а затем распространилось по различным государствам и континентам, что стало вызовом для традиций и общества.

В середине XX века, вскоре после завершения Второй мировой войны, во всем мире люди хотели покоя и более размеренной жизни, в которой было бы как можно меньше различных потрясений. Музыка этого времени представляла собой отражение этих стремлений и надежд. Она была достаточно спокойной, Вокалистов подбирали с соответствующим голосом. Официальная музыка США старалась продвинуть как можно выше идею разграничения культуры белых против «дикой» культуры афроамериканцев и сформировать образец респектабельного гражданина государства.

Помимо музыки, которая поддерживалась официально, на территории США можно было встретить и совершенно иная. Она отличалась громкостью, динамичностью, большей ритмичностью, а также по мнению широкой общественности отличалась любовью к жизни. Это был ритм-энд-блюз. В то время на одной из радиостанций Кливленда диск-жокей Алан Фрид решил совершить беспрецедентный на то время шаг – запустить в эфир запись музыки нового стиля. При этом, чтобы не шокировать публику представителей «белой» публики тем, что они слушают порицаемый ритм-энд-блюз, он сообщил собственное название, придуманное на ходу - «рок-н-ролл».

Именно при помощи Алана Фрида, который своеобразно «замаскировал» ритм-энд-блюз, это направление получило совершенно новый виток развития. Его перестали различать по цвету кожи музыкантов. Среди «белых» исполнителей первым известным музыкантом стал исполнитель Билл Хейли. Он представлял публике собственные композиции, основой для которых стала гитарная музыка. Слушателям он представлял смесь из кантри и ритм-энд-блюза, приправленного уличным сленгом, что принесло ему ошеломительный по тем временам успех.

Одним из основателей и главных популяризаторов направления стал легендарный Элвис Пресли, который довольно быстро стал кумиром для множества подростков. Его стиль одежды, движений на сцене, а также манера поведения становились примером для подражания молодежи. В первых годах 1960-х от рок-н-ролла откололся новый стиль, получивший название поп-рок.

Выходцы из Ливерпуля при помощи собственных композиций собрали огромное число поклонников. Фактически, «битломания» превратилась в своеобразную эпидемию. В 1964 году поклонники жанра познакомились с музыкой «Rolling Stones», которая отличалась достаточно мощным, быстрым и техничным звуком. После этого в 1970-х годах возник психоделический рок, яркими представителями которого стали такие группы как «Deep Purple», «Black Sabbath», «Pink Floyd» и «Led Zeppelin». Именно это десятилетие стали считать золотой эпохой развития культуры рока.

На конец семидесятых появился еще один новый стиль - панк-рока. Для этого направления приоритетными стали тексты и вокал. Представители этого направления достаточно часто выступали с критикой политики, правительства, политики, а также представителей богатых слоев общества. Этот период принес достаточно большую популярность группам «Sex Pistols», «Stooges», «The Clash». За 1980-е культура рока пополнилась «женской» версией, а в практичные 1990-е наиболее ярким музыкантом рок-н-рола стал Курт Кобейн с группой «Nirvana».

Понятие «русский рок» возникло в СССР в XX веке именно под влиянием музыки стран запада. Наиболее ранними группами стали «Сокол» Александра Градского, «Cкоморохи», «Скифы» и «Славяне». Битломания дошла и до государств СССР, привела к формированию практически на территории каждой школе собственной рок-группы. Отдельные коллективы достигли вершины сцены 1970-х. Среди них широко известная «Машина времени». Однако распространение рок-н-ролла оказалось затруднено из-за влияния цензуры.

Невзирая на это, на первые годы 1980-х на территории СССР было сформировано полноценное движение рока. Последователями «Оттепели» стали группы, исполнявшие композиции в стиле «нью-вэйв». Наиболее известными среди них стали «Алиса», «Кино», «Оберманекен», «АукцЫон» и «Странные игры». Переломным моментом в развитии рока на территории СССР стало создание в 1985 году Московской рок-лаборатории, которая позволила столичным группам полностью легализовать собственную деятельность. Именно тогда пришла популярность к группам «Зоопарк», «Наутилус Помпилиус», «Бригада С» и другим.

Окончание 1980-х стало временем, когда русский рок вышел из подполья. На сегодня рок получил огромное число различных направлений. Среди них и достаточно «лёгкий» танцевальный рок-н-ролл и брутальный грайндкор. Смысловое содержание текстов песен также достаточно сильно отличается. Можно встретить как непринуждённые шутливые мотивы, так и описание достаточно мрачных событий. Наиболее часто року противопоставляется поп-музыка, однако явной границы между самими понятиями на сегодня не существует. Большинство направлений современной музыки представляют собой нечто пограничное на стыке двух этих понятий.

Кто и когда отмечает Всемирный день рок-н-ролла?
Российский интернет пестрит вывесками: «Ко Дню рождения рок-н-ролла! Концерт в клубе Х города N», или «Сегодня в ДК *** празднуется Всемирный день музыки свободы – день рок-н-ролла!» Кто-то празднует 12 апреля, потому что именно 12 апреля 1954 года произошло историческое событие: Билл Хейли записал знаковый сингл «Rock Around The Clock ». Кто-то считает, что отмечать Всемирный день рок-н-ролла надо днем позже. Правда, те, кто настаивают именно на дате 13 апреля, затрудняются объяснить, что же такого памятного произошло в тот день. А в дальнем зарубежье, похоже, про этот праздник вообще мало кто слышал.

Так может, Всемирный день рок-н-ролла – это чисто российское изобретение?
Ну что ж, даже если это так, «музыка свободы» заслуживает того, чтобы светлым весенним днем еще раз прозвучали ее зажигательные ритмы.

Подростковый бунт в США: достаток есть, хотим свободы!
- Это кошмар! Как ЭТО можно вообще записывать на пластинки? Вы слышали? И они называют ЭТО музыкой!
- Да-да, я с вами совершенно согласен. А ведь дети слушают ЭТО целыми днями. Я уж и не знаю, куда деться от этих звуков.

В конце 40-х годов такие или примерно такие разговоры можно было услышать почти в каждом благопристойном американском доме. Взрослые были в растерянности: им казалось, что их дети просто сошли с ума.

Пожалуй, стоит уточнить, что подобные речи велись в семьях белых американцев. Их подросшие чада, кто втайне от родителей, а кто и в открытую, начали общаться со своими темнокожими сверстниками из «черных» кварталов. Воспитанные и во всех отношениях положительные мальчики и девочки стали – о ужас! – употреблять жаргонные выражения и крепкие словечки. Их манеры стали развязными, они стали одеваться просто вызывающе, а уж эта дикая «музыка джунглей»… Ну что им нужно? Чего им не хватает?

И в самом деле – чего им, благополучным и сытым, жившим в процветающей стране, не хватало?
Пожалуй, юных американцев тяготила необходимость идти по пути, проложенному для них взрослыми. Все, что было чрезвычайно ценным в глазах старшего поколения – стабильность, порядок, строгие моральные устои, накопленные культурные достижения – все это воспринималось молодежью как нечто устаревшее, навязываемое извне, и поэтому абсолютно чуждое. Хотелось свободы!

Парадокс, но в своем стремлении к свободе и независимости белая молодежь приняла за образец музыку, стиль поведения и даже манеру одеваться американцев африканского происхождения, то есть тех членов общества, у которых реальных гражданских прав и свобод было гораздо меньше, чем у белых «бунтовщиков». В итоге традиционное для Америки 50-х противостояние «черные-против-белых» превратилось в противостояние «подростки-против-взрослых».

Такой разный рок-н-ролл: Билл Хейли и The Platters
Конфликт поколений очень убедительно был показан американскими кинематографистами в нашумевшем фильме 1955 года «Школьные джунгли ». В качестве музыкального оформления картины была использована композиция «Rock Around The Clock » в исполнении Билла Хейли и его группы Кометы . Художественные достоинства самого фильма, возможно, оставляли желать лучшего, однако сюжет был практически взят из жизни. Картина имела грандиозный успех и в американском, и в европейском прокате. Песня «Rock Around The Clock », которая еще в 54-м году (первая из рок-н-ролльных композиций!) поднялась на вершины хит-парадов, в 55-м вошла в Книгу рекордов Гиннеса как рекордсмен по продажам.

Между тем, многие исследователи считают первой настоящей рок-н-ролльной композицией «Rocket 88 » в исполнении все того же Билла Хейли . Этот сингл был записан Биллом в 1951 году, так что можно смело утверждать, что у рок-н-ролла в нынешнем 2011 году солидный юбилей – ему исполняется ровно шестьдесят лет.

«Музыка черных», «музыка джунглей» – так пренебрежительно называли респектабельные господа энергичную, ритмичную и очень громкую музыку, под которую их дети на танцплощадках выделывали просто-таки акробатические трюки. Однако и в этой малознакомой и не вызывающей никакого доверия афроамериканской музыке вдруг нашелся золотой самородок. Группа The Platters , состоявшая из пятерых талантливейших чернокожих вокалистов (четверо мужчин и одна девушка), исполняла музыку, которую и черные, и белые, и юные, и взрослые готовы были слушать без преувеличения «around the clock », то есть круглые сутки. The Platters работали в жанре ду-воп, который принято считать разновидностью медленного вокального рок-н-ролла. Песню Бака Рама и Энди Рэндома «Only You (And You Alone) » музыканты впервые спели в 1955 году. Проникновенное, идеально гармоничное звучание этих дивных голосов и до сего дня ласкает слух и покоряет сердца. Пожалуй, для преодоления расовых предрассудков творчество The Platters значило гораздо больше, чем деятельность многих политиков.

А что, собственно говоря, означает «rock-and-roll»?
Действительно, что же это такое «rock-and-roll»?
О, об этом лучше всего рассказал бы человек, которого называют самой первой звездой рок-н-ролла, хотя он не пел и не играл, да и вообще был туговат на ухо. Имя этого человека Алан Фрид.

Это Алан придумал термин «rock-and-roll », причем придумал специально для того, чтобы иметь возможность популяризировать музыку афроамериканцев.
Алан работал диск-жокеем на одной из радиостанций Кливленда. Ему, как и многим любителям современной музыки, нравилось звучание негритянских блюзовых групп. Но «расовую» музыку не разрешилось транслировать в программах для белых. Чтобы обойти этот негласный запрет, Фрид вместо словосочетания «ритм-н-блюз» стал использовать нейтральный термин «рок-н-ролл». И он сумел добиться своего! Новая музыкальная программа стартовала в 1951 году; в ней наряду со старыми песнями зазвучали новые, в которых органично сочетались черты «черного» ритм-н-блюза, «белого» кантри и некоторых других жанров. В итоге словосочетанием «рок-н-ролл» стали называть именно такие новые композиции.

Найденный Аланом термин оказался удачным и многозначным.
Когда-то давным-давно моряки обозначали словами «rock and roll » морскую качку. Позже в негритянском сленге слова «rock» (качаться) и «roll» (катиться) приобрели сексуальный подтекст, и именно с таким подтекстом они зачастую употреблялись в песнях стиля ритм-н-блюз. А еще оба слова обозначали танцевальные движения. Конечно же, Алан уверял, что «его» рок-н-ролл – просто-напросто название нового танца и нового жанра музыки для всех: и для белых, и для темнокожих.

Как же отнеслись к появлению новой музыкальной программы радиослушатели?
Молодежь была в восторге. А вот взрослые (белые, естественно) яростно запротестовали. Позже, когда Алан Фрид начал организовывать первые рок-концерты, моралисты-консерваторы пытались запретить и их – ведь на концертах бок о бок сидели и белые, и негритянские подростки. Более того, музыканты были в основном «черные». А уж о чем они пели на своем сленговом английском – и не поймешь, ясно только, что детям все это слушать ужасно вредно!

Возле танцплощадок в «черных» районах города выстраивались настоящие пикеты из родителей белых мальчиков и девочек – они пытались вот так отучить своих детей от рок-н-ролла. Надо ли говорить, что все эти меры оказались бесполезными!

Архитектор Ричард и Король Элвис
Чем темпераментнее и активнее вели себя музыканты на эстраде, тем горячее принимала их молодежная аудитория – и тем резче была реакция со стороны взрослых граждан. Естественно, так было не только в Кливленде. Где бы ни выступал, к примеру, один из самых страстных рок-н-ролльщиков Литл Ричард (он сам называл себя «архитектором рок-н-ролла»), публика разделялась на два лагеря: одни были покорены темпераментом и артистизмом музыканта, у других он вызывал чувство отторжения. Казалось, только необходимость извлекать звуки из рояля удерживает Литла на месте, а иначе он бы в азарте метался по всей сцене!

Во время исполнения своего суперхита «Long Tall Sally » (запись 1956 года) Литл играет на рояле, то поворачиваясь к нему спиной, то закидывая ногу на крышку инструмента. Впрочем, мастерство негритянского пианиста таково, что он одинаково свободно играет в любом положении, при этом ухитряется еще и петь, заряжая своей энергией и коллег-музыкантов на сцене, и публику.

Для фанатов рок-н-ролл был отдушиной, символом свободы, а для бизнесменов – очень прибыльным делом. Шоу-бизнес – это серьезно, господа. Подростки готовы выложить любые деньги за возможность побывать на концерте своего кумира, за автограф, за сувенир с его портретом, да что там – за одну блестку с его костюма! Но откуда же у подростков деньги, господа? Конечно, это не секрет: от родителей. А чтобы родители были готовы платить эти деньги, что надо? Естественно, надо, чтобы родители как минимум не падали в обморок от увлечений собственных детей. А лучше, чтобы родители начали разделять эти увлечения!

Рок-н-ролл надо было сделать более «ручным» и управляемым. Надо было найти таких исполнителей, которые смогли бы завоевать симпатии не только подростковой, но и взрослой аудитории.

Сказано – сделано. Начались поиски белых исполнителей с «положительным» имиджем. Сколько было сделано записей-однодневок! Сколько, казалось бы, перспективных юношей «поломались», не выдержав нервных перегрузок!

Но в итоге все-таки были найдены вполне приличные молодые люди, готовые петь то, что приказано и так, как указано. Они сумели примирить взрослую аудиторию с новомодным звучанием. Как правило, эти музыканты исполняли кавер-версии рок-н-ролльных композиций «черных» авторов. Они несколько сглаживали острые созвучия и подправляли текст. Зачастую такой приглаженный вариант имел даже больший коммерческий успех, нежели оригинальное исполнение.

Но лидера, яркого, харизматичного, все-таки не было – не было до тех пор, пока в шоу-бизнес не пришел Элвис Пресли .

Бывший водитель грузовика, музыкант-самоучка, пройдя «школу» в звукозаписывающей студии Сэма Филлипса и «университеты» под руководством личного менеджера Полковника Тома Паркера, Элвис Пресли в считанные месяцы приобрел одновременно титул Короля рок-н-ролла и статус всеобщего секс-символа. От звуков его голоса девочек бросало в дрожь, а юноши нисколько не ревновали – нет, они старательно копировали его прическу, его взгляд и движения губ.

Он оказался прекрасно обучаемым Королем, но все-таки недостаточно управляемым. Выступая на сцене, Элвис выделывал такие движения бедрами, что вгонял в краску операторов телекамер и редакторов развлекательных программ. Поскольку невозможно было отучить его от этих «непристойных» движений, было принято компромиссное решение: показывать Пресли по телевизору только от макушки и до пояса. Ниже – табу. К счастью, этот запрет не распространялся на кинематограф, и в знаменитой танцевальной сцене из фильма «J ailhouse Rock » («Тюремный рок») Элвис продемонстрировал все свои способности: и вокальные, и танцевальные, и актерские.

Чак, Король электрогитары

Электрогитара – вот основа «нового звука», которым прославился рок-н-ролл. Простейшие электрические усилители для акустических гитар были изобретены еще в 30-х годах. Но настоящие электрогитары, обладающие специфическим «металлическим» звуком и возможностью воспроизводить звуковые эффекты, появились лишь в конце 40х-начале 50-х годов. В пятидесятых еще мало кто уверенно владел всем набором возможностей этого нового инструмента, и среди этого малого количества музыкантов первым был, безусловно, Чак Берри . Его виртуозные гитарные проигрыши в песнях, в том числе и в суперпопулярной композиции Johnny B. Goode (сингл с этой песней был записан в 1958 году), музыканты изучали особо. Рок-н-ролл Чака Берри стал той дорожкой, по которой в рок-музыку впоследствии пришли и The Beatles , и The Rolling Stones , и еще множество достойных музыкантов.
Но это уже совсем другая история…

Ежегодно, 13 апреля, во всем мире празднуют День рок-н-ролла (World Rock-n-roll Day). Это праздник единомышленников, для которых рок-н-ролл стал не только музыкой, а стилем и образом жизни. Он отмечается ежегодно 13 апреля, хотя историческое событие, послужившее основой для праздника, произошло днем раньше.

12 апреля 1954 года Билл Хейли (Bill Haley) записал сингл "Rock Around The Clock". Он стал настолько популярен, что новое музыкальное направление захватило не только США, но и все страны и континенты.

Видео: Youtube \ 33Evenstar

Рок-н-ролл - это вызов, который брошен обществу и традициям, это взрыв эмоций. Он появился в середине 20 века, в то время, когда после окончания Второй мировой войны люди стали стремиться к покою и размеренной жизни. Не принято было слушать что-то агрессивное, эмоциональное, музыка того периода была максимально спокойной и сентиментальной, со сладкоголосым вокалом. На официальном уровне бытовала идея того, что все вызывающее - это дикая культура черных, от которой нужно оградить добропорядочный образ респектабельного американца.

Еще в далеком 1947 году американский журналист Джерри Уэкслер во время подготовки негритянского музыкального чарта для американского журнала "Биллборд" решил заменить имевшее негативную окраску название хит-парада "Расовые записи" на придуманный им "ритм-энд-блюз". Это название прижилось настолько хорошо, что 17 июня 1949 года журнал "Биллборд" признал его официальным, переименовав хит-парад в "Ритм-энд-блюз записи".

Одним из основателей этого направления считают легендарного "Короля" Элвиса Пресли. Его стиль одежды, манеры и движения стали примером для подражания целого поколения.

В начале 1960-х появился новый стиль в рок-н-ролле — поп-рок. Ливерпульская четверка своими композициями запустила в мир эпидемию "битломании". В 1964 году появились "Rolling Stones", отличавшиеся быстрым, мощным и техничным звуком. В конце 60-х на сцену вышел хард-рок, яркими представителями которого явились группы "Deep Purple", "Led Zeppelin", "Black Sabbath". Это десятилетие считают золотой эпохой в развитии рок-культуры.

1978 год, Группа "Rainbow" и ее хит "Long Live Rock-n-roll" , видео: bobdaisleyv

К концу семидесятых появился панк-рок с его упрощенной музыкальной схемой, мощными ударными и чрезвычайно сильными текстами. В этой революционной музыке стала звучать критика правительства, политики, высших слоев общества. Самые яркие представители панка - Sex Pistols, The Clash, Stooges, Игги Поп.

В 1980-х годах появился женский рок и такие популярные группы как Blondie и The Pretenders.

А в практичные 1990-е самым ярким рок-н-рольщиком был Курт Кобейн и его группа Nirvana.

Сегодня в рок-музыке есть несчетное количество направлений - от непринужденного шутливого романтизма, до мрачной глубокой философии. И она продолжает меняться.

Напомним, вчера весь мир отмечал День космонавтики. Министр , который весь мир отмечает 12 апреля, на какой-то другой день, потому что он "советский".

А уже на этих выходных будет отмечаться Пасха. В будут участвовать 8 миллионов прихожан.




Top