День всех святых православному календарю. История праздника всех святых, в земле российской просиявших

Среди важных дат, отмечаемых христианской Церковью, две приходятся на начало ноября. К ним относятся праздник всех святых и праздник памяти умерших.

Христианство и язычество

День всех святых для католиков наступает 1 ноября. Корни его уходят в незапамятные времена - в те годы, когда существовало многобожье и язычество. Кельтские народы, населявшие Европу почти две тысячи лет назад, именно ноябрь считали месяцем новогодним. Обожествляя природу, явления её, они в видели нечто мистическое. Зима с её холодом, морозами, погружающая всё живое в глубокий сон, похожий на смерть, воспринималась людьми как что-то злое, враждебное, чего следует опасаться и от чего следует защищаться. Наиболее важным в магическом плане был канун Нового года. В эту ночь, по преданию, раскрываются невидимые ворота в иной мир, и из него проникают к людям всевозможные духи, волшебные существа. А особо посвящённые, ведуны и маги, сами могут прикоснуться к таинству потусторонней жизни. Более того, именно в по кельтскому календарю к своим домам устремляются души некогда обитавших тут людей. Они хотят причаститься к празднику и ждут от живых особого, жертвенного угощения. Чтобы усмирить и успокоить призраков и фантомов, злых и добрых, в ночь на 1 ноября дома украшались особым образом, готовилось специальное угощение, которое часто выставлялось у порогов домов, а в семьях все домочадцы собирались у ярко горящего очага и старались не высовывать на улицу нос. Тем более что погода часто добавляла свою зловещую нотку в общий мистический антураж. Могла во всю разыграться буря или гроза, сверкать молния, хлестать дождь, неистовствовать гром. И самые смелые в такие минуты боязливо вздрагивали и твердили про себя защитные заклинания. И во времена Древнего Рима в этот же период тоже совершались поминальные обряды и проводы осени. Потому, когда католической Церковью на 1 ноября был назначен День всех святых, и произошло наложение старого языческого мировоззрения на новое, христианское. В церквях обычно исполнялась в этот день "Месса всех святых", английское название которой близко к переиначенному в простонародье Хэллоуину.

Особенности названия

Само название праздника не совсем обычно. Традиционно в католических и православных святцах за тем или иным христианским мучеником или святым закреплён определённый день, когда в его честь проходят службы, моленья и т.д. Праздник Хэллоуин или День всех святых посвящён тем легендарным личностям, за которыми не записаны конкретные даты. Официально торжественные богослужения в его честь стали проводиться с XI века. Традиция жива и по сей день.

История и современность

Недобрая атмосфера, окружавшая День всех святых в то время, не могла быть изжита в одночасье. Более того, она приобрела ещё более зловещий оттенок. В Средневековье и в более поздние времена ведьмы и колдуны проводили шабаши и чёрные мессы, приносили человеческие жертвы, принимали в свои ряды новичков. Считалось, что в этот день, проведя соответствующие обряды, можно было узнать будущее, получить помощь у мистических сил, потерять собственную душу, став добычей всякой нечисти. Развитие прогресса и цивилизации отодвинули в прошлое мрачный колорит праздника. Сегодня День святых скорее напоминает карнавал-страшилку, когда молодёжь надевает жутковатые костюмы, устраивает представления-мистерии в стиле фильмов ужасов, а дома украшает черепами-тыквами с горящими фонариками. Однако усопших поминают, ходят на кладбища, возлагают цветы на могилы, готовят традиционные блюда, в церквях идут службы.

В этом плане Хэллоуин схож с некоторыми Например, день Фото с праздника, которые размещаются в православных изданиях, наглядно демонстрируют и торжественные и нарядно украшенные помещения храмов и церквей. А затем в православии тоже отмечают День поминовения, очень похожий на католический.

Вот такая интересная у праздника оказалась судьба!

В первое воскресенье после Дня Святой Троицы (Пятидесятницы) в православии празднуется Собор всех святых или же Неделя всех святых. Этот праздник посвящается описанному в «Откровении Иоанна Богослова» поклонению всех святых Агнцу Божьему.

Общая церковная память всех святых или мучеников стала отмечаться еще в конце IV - начале V веков в восточной части Римской империи. Праздник прославления всех святых позже стал распространяться среди всех христиан. В православии Собор всех святых закрепился за первым воскресеньем после Пятидесятницы, а в католицизме - за датой 1 ноября (День всех святых).

Праздник известен с конца IV – начала V веков. Существует проповедь свт. Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений прп. Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых.

Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.

В годовом богослужебном круге православной церкви День всех святых является пограничным:

  • Заканчивается период использования за богослужением песнопений Цветной Триоди и начинается период пения Октоиха.
  • На утрене Дня всех святых начинается чтение «столпа» – последовательности 11 воскресных Евангелий, рассказывающих о Воскресении Христовом.
  • В понедельник после праздника всех святых начинается чтение на литургии Послания к Римлянам и Евангелия от Матфея (в пасхальный период читались Деяния святых апостолов и Евангелие от Иоанна)
    В этот же понедельник начинается Апостольский пост, сменяющий сплошную (то есть без постных среды и пятницы) седмицу по Пятидесятнице.

День всех святых – словосочетание знакомое и в то же время странное, передает w. Оно вошло в обиходную речь в одной обёртке с британским Хэллоуином (чьё название означает All Hallows Eve – Вечер Всех Святых) – кельтским началом года которое в средневековой Британии отмечалось с поминовения Всех Святых. Первое упоминание об этом празднике встречается в IV веке, а в 609 г. римский папа Бонифаций IV в день Всех Святых освятил римский Пантеон в честь Богородицы и всех мучеников, чтобы, по выражению великого английского историка Беды, «память всех святых могла в будущем совершаться в месте, где почитали не богов, а демонов».

Все святые неслучайно вспоминаются через неделю после Троицы – на Троицу была установлена Церковь, это день ее рождения, посажен росток в землю. И вот мы видим, каким ярким цветом расцвел посаженный цветок – святые мученики и исповедники, преподобные и пророки, юродивые и святители. День Всех Святых соединен с первым воскресением после Пятидесятницы, этим показывается, что святость – это плод Духа Святого. Этот плод созрел не в каких-то полубогах, великанах или инопланетянах, а обычных людях, сделанных из того же теста, что и мы с вами. Святыми не рождаются, ими становятся (как стал раскаявшийся разбойник Опта, основавший знаменитую Оптину Пустынь), «стяжая Духа Святого», по словам св. Серафима Саровского. В святых мы почитаем не безгрешность (безгрешен только Бог), не творимые ими чудеса, высказываемые предсказания, подвиги аскетики или ратного дела, а ту благодать Божию, которая в них просияла, сделав их «чистыми жилищами Божиими», по словам св. Иоанна Дамаскина.

Как писал апостол Павел, “одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков” (I Кор. 12. 8-11) Согласно словам Апостола, церковь почитает самых разных людей, получивших бесценный дар Святого Духа через свою жизнь или через свою смерть. При этом надо понимать, что почти никто из святых не становился таким мгновенно, но никто не обретал «помазание Божией благодати» внезапно и без своего сильного желания быть с Богом. Но помимо помазания благодатью святые всегда оставались обычными людьми со своими привычками, сложными моментами в биографии, за которые они горько каялись, и человеческими немощами. Интересно, что в церковных канонах есть строгое предупреждение, запрещающее православному считать что святые безгрешны.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});

Апостол Павел называет святыми всех верующих христиан. И понятно – человек сотворен Богом по образу и подобию Божиему и смысл жизни христианина состоит в том, чтобы от образа, заложенного в каждом из нас, перейти к подобию Божию: «будьте святы, как Отец Ваш Небесный», говорится в Библии.

К святости, по учению Церкви, призван каждый. История знает немало парадоксов: нередко святыми становились, казалось бы, совершенно потерянные для общества люди.

Первым вошел в рай… разбойник. Тот самый, который висел на кресте справа от Христа. Распят он был за свои «заслуги» сам это признавал. Но искреннего покаяния в последнюю мину жизни и слов, обращенных к распятому Христу «Помяни мя, Господи, когда приидеши во Царствии Твоем» оказалось достаточно для того, чтобы войти в рай.

Мария Египетская – еще один парадоксальный пример: с ранней юности она предавалась разврату, утопала во грехе соблазняла всех окружающих мужчин. И вдруг она захотела войти в церковь, куда ее не пустила сила Божия. Тогда Мария и поняла весь ужас своей жизни и до конца дней каялась о своих прегрешениях.

Сколько всего святых в христианстве – неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих–Миней, о подвиге тысяч никогда не будет известно… Мы не узнаем о мучениках первых веков христианской церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, не счесть и имен верующих, расстрелянных в годы безбожия в лагерях.

Церковная канонизация не определяет прославление святого у Бога: для судьбы человека неважно, прославлен ли он Церковью, ведь это лишь признание факта, официальное благословение на всенародное почитание.

Основными условиями для канонизации являются праведное житие, православие безукоризненное, народное почитание и чудотворения, совершаемые по молитвам святого.

Для канонизации святого важно и то, что со дня смерти должно пройти определенное время. Иначе слишком велик риск податься сиюминутным влечениям и увидеть святость там, где ее нет, как происходит, например, с кампаниями по прославлению Ивана Грозного или Распутина – несмотря на неоднократные заявления церкви о невозможности их прославления, некоторые люди упорствуют и пытаются собирать документы в поддержку.

Обычно канонизация совершается не раньше, чем через 50 лет поле смерти святого, так, например, благоверный князь Андрей Боголюбский или Димитрий Донской были прославлены только в год тысячелетия Крещения Руси – то есть много веков спустя после смерти.

Святые почитались с самых ранних веков христианства

Вначале это были апостолы, а затем мученики, принявшие смерть, но не отрекшиеся от веры (таковым являлся римлянин Леонид, чью память мы празднуем тоже сегодня, 18 июня). За ним последовало почитание выдающихся церковных деятелей, прославившихся дарами Святого Духа (все мы знаем самого почитаемого у нас святителя Николая Чудотворца). С укреплением христианства начали чтить благоверных правителей и правительниц (таковыми были благоверный князь Александр Невский, сын его Даниил Московский, святой покровитель столицы) и преподобных монахов (таких как Сергий Радонежский и Серафим Саровский).

В наши дни, когда нам известны имена тысяч россиян, пострадавших за веру Христову в годы советской власти, святые нам близки как никогда. Они практически наши современники, они обитали на соседних улицах, слушали радио, ездили в автомобилях, ходили в магазины и жили обычной, нашей с вами жизнью. Тем самым они показывают нам, насколько близко от нас находится благодать Божия, стоит лишь захотеть и обожение, теозис, – главная цель жизни христианской – оказывается достижимой. Поэтому мы празднуем сегодня память тех обычных людей, кто стяжал Духа Святого и обрёл помазание благодати.

Читайте так же по теме:

Когда повысят зарплату и оклады медикам в 2017 году и на сколько Церковные праздники в июне 2017. Православный календарь Петров пост. Как провести? Что можно и нельзя

Неделя Всех святых. История

Как писал апостол Павел, «одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков » (I Кор. 12. 8-11). Таким образом, согласно словам апостола, Церковь почитает самых разных людей, получивших бесценный дар Святого Духа через свою жизнь или через свою смерть. Сколько всего святых в христианстве - неизвестно. Мы не узнаем обо всех мучениках первых веков христианской церкви, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и иноков, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, что их молитвами мир стоит до сих пор, также не знаем имен тех, кто погиб за веру в прошлом веке. Церковная канонизация, определяя прославление святого в обществе людей, не определяет прославление святого у Бога: для судьбы человека неважно, прославлен ли он Церковью, ведь это лишь признание факта, официальное благословение на всенародное почитание.

Святые почитались с самых ранних веков христианства. Вначале это были апостолы, затем мученики, принявшие смерть, но не отрекшиеся от своей веры. За ними последовало почитание выдающихся церковных деятелей, святителей, подвижников. С укреплением христианства на Руси начали чтить благоверных правителей и правительниц и преподобных иноков. Также мы чтим защитников древлего благочестия, которые не приняли реформы патриарха Никона и остались верны православной вере, принятой Русью во времена князя Владимира. Совсем недавно, в прошлом столетии, жили те, кого мы сейчас почитаем как священномучеников и мучеников, пострадавших от безбожной советской власти. Если обратиться к истории христианской Церкви, мы видим, что во все времена являлись миру святые, угодившие Богу. Праздник Всех святых известен с конца IV - начала V веков. Существует проповедь Иоанна Златоуста на память «всех святых, по всему миру пострадавших», в которой уже указывается день празднования, аналогичный существующему в настоящее время. Среди песнопений Ефрема Сирина есть упоминание о праздновании в честь всех святых 13 мая. Сирийский Лекционарий указывает пятницу после как день празднования всех святых. Иерусалимская соборная практика V-VII веков, реконструированная по грузинскому переводу Лекционария, содержала праздники в честь всех мучеников (22 января) и в честь «всех апостолов и всех святых, принявших их учение» (16 апреля). Студийский, а затем и Иерусалимский Типиконы окончательно помещают праздник в честь Всех святых на первую неделю (воскресение) после Пятидесятницы. Такая последовательность праздников обнаруживает их логическую связь: святые просияли хоть и в разное время и различными подвигами, но по благодати единого Святого Духа, излившегося на Церковь в день Пятидесятницы.

Тропарь и кондак празднику

Тропарь, глас 4

Иже во всем мире мученик Твоих Господи, яко багряницею и виссом кровьми их, Церкви Твоя украсившиеся. Теми вопиет Ти Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, и мир граду Твоему даруй, и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2

Яко начатки естества, Содетелю твари, вселенная приносит Ти Господи, богоносныя мученики. Тех молитвами в мире глубоце, Церковь Свою и жительство Свое Богородицы ради соблюди, едине Многомилостиве.

Неделя Всех святых. Иконы

Сюжет изображения Всех святых образовался из сцены Страшного суда и представляет торжество всех праведников в Раю. Самый ранний дошедший пример изображения этого сюжета - сакраментарий Х века (Геттингенская университетская библиотека), где изображены ряды святых и ангелов, поклоняющихся Агнцу (расположен по центру). Святые изображаются вокруг коленопреклоненными, часто они протягивают в сторону Агнца свои венцы. На Западе к XIV веку эта трактовка сюжета была вытеснена другим иконографическим типом: место Агнца заняла Троица или Бог Отец. Вокруг находятся ангелы и Богородица (на престоле рядом с Богом). Таковы иллюстрации к «Граду Божьему» Августина и другие книжные иллюстрации.

В иконописи наиболее распространенный вариант иконографии следующий: большая часть иконы - двойная сфера, по центру которой находится Исус Христос. По его сторонам Пресвятая Богородица и Иоанн Креститель. Во второй, внешней сфере - святые, представленные по ликам святости. Более редок вариант с изображением святых в арочных проемах, размещенных несколькими рядами в нижней части композиции. «Вокруг сфер обычно изображаются ангелы, евангелисты или символы евангелистов. На фоне вне сфер часто встречаются фигуры пророков Соломона и Даниила или Исайи и Иезекииля. (…) Образ Рая в нижней части иконы традиционен - на фоне зеленых кущ представлены три праотца - Авраам, Исаак, Иаков (Лоно Авраамово) и благоразумный разбойник. К этому сюжету близка икона «Шестоднев», которая включает семь праздничных сюжетов, в соответствии с традиционным литургическим посвящением семи дней недели. Последний, седьмой день, был днем отдыха, днем, когда Бог «почил… от всех дел своих» (Быт II, 2). «Он понимался как прообраз покоя, блаженного отдохновения, воссоединения праведных с Богом, которое должно было наступить по истечении исторического времени. В соответствии с подобными толкованиями, последняя композиция «Седмицы» - «Суббота всех святых» в иконах XVI-XVII века представляла собой образ блаженного покоя праведных, ожидающих второго пришествия».

Икона «Шестоднев» Дионисия является двухчастной композицией. Вверху шесть клейм праздников, расположенных в два ряда. Еммануил в славе с предстоящими помещен посредине над двумя нижними рядами. Внизу в продолговатых клеймах с закругленным верхом представлены десять «ликов праведных». Праведники, «убелившийся паче снега человеческий род», предстоят изображенному вверху Еммануилу в славе, окруженному небожителями - Богородицей, Предотечей и собором архангелов, тоже в белых одеждах. Нижние клейма с праведниками расположены в два ряда (по пяти клейм слева и справа). Порядок распределения клейм:

  • «Неделя» - Воскресение в виде Сошествия во ад;
  • Понедельник - Собор архангелов;
  • Вторник - Собор Иоанна Предтечи;
  • Среда - Благовещение;
  • Четверг - Умовение ног;
  • Пятница - Распятие;
  • Суббота всех святых (продолговатые с закругленными верхами клейма): слева - блаженные, двенадцать апостолов, преподобные, святители, пророки; справа, в таких же клеймах - врачи-безмездники, преподобные жены, апостолы из чина семидесяти, мученики, мученицы.

На иконе «Неделя всех святых» начала XVII века в центре изображен Престол в окружении трех шестикрылых серафимов желтого, красного и голубовато-зеленого цветов. У подножия архангелы Михаил и Гавриил с зерцалами в руках. По сторонам, в два яруса, расположены лики святых. В верхнем ярусе Спас Эммануил на Престоле в окружении Небесных Сил. Ему предстоят Пресвятая Дева и Иоанн Предотеча. Христос облачен в белый хитон и охряной гиматий.

Храмы в честь Всех святых на Руси

В честь Всех святых была освящена церковь Успенского Зилантова монастыря. Изначально монастырь был посвящен двум праздникам - Успения Божией Матери и Всех Святых. С самого основания обители (1552 год) и стояли в ней две деревянные церкви. «А в монастыре церковь Успения Пречистой Богородицы да теплая церковь Всех Святых, а постановления все строения с государевой казны», - указывалось в Писцовой книге 1566 года, этом самом первом в истории описания Зилантова монастыря. В 1681 году теплая церковь была построена в камне. Позднее храм неоднократно перестраивался. В 1895 году Всехсвятская церковь была полностью разобрана и к 1898 году возведена заново по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского.

Старообрядческие и единоверческие храмы в честь Всех святых

В честь Всех святых в 1890 году был освящен Калужской области. Храм был построен по инициативе Всехсвятской старообрядческой общины города Боровска. Большую часть суммы на строительство храма внес Московский купец 2-й гильдии В.И. Санин, имевший собственное химическое производство на юге Малоярославецкого уезда Калужской губернии. С самого открытия и до 1924 года (до смерти) настоятелем храма был о. Карп. При церкви им был организован женский хор, что было нетипично для старообрядческих храмов. В 1928 году храм Всех Святых был закрыт. Его помещение использовалось в качестве местного дома культуры. Ныне здесь располагается отдел районного Дома культуры - Центр искусств.

В Москве существовал единоверческий Всехсвятский монастырь. Основан в 1862 году при Новоблагословеном кладбище. Располагался на Владимирской дороге, в одном километре к северу от старообрядческого Рогожского поселка. Архитектор монастырского собора Всех Святых и колокольни (1840-1843 гг.) - П.П. Буренин (1810 г.-?). В 1922 году монастырь закрыт, впоследствии его территория включена в состав завода «Серп и Молот», храмы разрушены в 1934 году. Единственное сохранившееся здание - заложенная в 1873 году Никольская церковь с верхним Покровским приделом (Шоссе Энтузиастов, д. 7). Находится на пересечении Третьего транспортного кольца и Шоссе Энтузиастов. Никольская церковь была приватизирована в начале 1990-х годов и используется как офисное здание.

В г. Шуя Ивановской области существовал Всехсвятский единоверческий женский монастырь 3-го класса. Он был образован из монашеской общины при единоверческой церкви Всех Святых (община при церкви образована в 1886 году) определением Синода от 05.05.1889 г. Комплекс архитектурных сооружений монастыря включал Успенский собор (1901 год), Всехсвятскую церковь с колокольней (1871 год), трапезную, кельи, часовню, низкую ограду с башенками. Монастырские храмы закрыты в 1930 году. Необходимость уничтожения монастыря (в частности, для строительства Дворца культуры) в 1920-е годы регулярно обсуждалась в местной газете «Серп и молот». Успенский собор взорван в 1931 году. Всехсвятская церковь с колокольней, часовня, церковно-приходское училище разрушены в 1954-1955 гг. перед строительством многоквартирного дома. На месте монастырского кладбища построены пятиэтажные дома в 1990-е гг. Сохранились отдельные сооружения: одноэтажная монастырская баня (используется по назначению), двухэтажная краснокирпичная трапезная с крыльцом и декором в псевдорусском стиле (1888 год), фрагмент монастырской стены.

Народные традиции в Неделю Всех святых

В народе Неделя Всех святых называлась «русальной ». В это время было принято провожать весну. Весну провожали накануне начала , вечером, а в черноземной Руси (например, в Елатомском уезде Тамбовской губернии) на другой день (и также вечером) совершали эти проводы в лицах: молодые крестьяне, женатые и неженатые, наряжались в торпища (большая холщовая простыня или мешочная дерюга в виде полога) и прятались около села во ржи, поджидая, когда выйдут сюда девушки и молодые женщины. Тогда во ржи где-нибудь раздавалось легкое хлопанье кнутов, которыми запаслись мужчины. Девушки испуганно вскрикивали: «Русалоцки… русалоцки», - и разбегались в разные стороны. Вдогонку за ними пускались наряженные. Женщины спрашивали: «Русалоцки, как лен?» (уродится). Ряженые же указывали на длину кнута: «Ох, умильные русалоцки, какой хороший!»

В Пензенской губернии к этому дню молодежь приготовлялась еще за неделю, с самого Троицына дня. Один наряжался козлом, другой надевал на руки и на ноги валеные женские сапоги и изображал собой свинью, третий шагал на высоких ходулях, четвертый наряжался лошадью. С этой палкой в руке, прикрытый торпищем, парень являл собой подобие коня, ставшего на дыбы. Был еще один способ наряжаться лошадью - для этого на палку надевалась головная лошадиная кость, а самую палку обивали пологом и окручивали веревкой, у которой один конец оставался свободным. За этот повод уздечки брался ловкий молодец, изображавший вожака и руководивший скачками и пляской упрямой, норовистой лошади. Она брыкалась, разгоняя хохочущую толпу девчонок и мальчишек, а тут же рядом с ней бодался козел, постукивая деревянными челюстями и позванивая подвязанным колокольчиком. При этом играли музыкальные инструменты: гармошки, балалайки, скрипки и раздавались громкие и звонкие звуки от ударов в печные заслонки и сковороды. Иногда ряженые ограничивались тем, что просто пачкались сажей и с шумом и треском обходили всех состоятельных жителей, заслуживая пляскою трепака угощение водкой. Сами проводы весны совершались следующим образом: впереди шли с лошадью русалыщики, за ними бежали вприскочку перепачканные ребята, которые подгоняли кнутами передних. В поле, за деревней, делали несколько холостых выстрелов из ружей, а в честь русалок выделялась бойкая девушка, которая, с палками в руках, скакала взад и вперед. Затем лошадиную голову бросали в яму до будущего года - это и означало проводы русалки и прощание с весной. Наигравшись в своем селе, ребята переходили в соседние деревни и продолжали веселье там.

В календаре разных стран и народов есть особые дни, призванные вспомнить родственников, друзей и знакомых, уже отправившихся в мир предков. Один из таких праздников получил название День всех святых.

Запомнить дату его проведения несложно, традиционно поминальные мероприятия проводятся у католиков 1 ноября, у православных – на неделе после Троицы. В этом материале более подробно остановимся на истории появления такого необычного дня в календаре, расскажем о традициях, существующих в разных странах.

История праздника

Сегодня он отмечается как христианский праздник у представителей католической и лютеранской веры, но ученые прослеживают в нем древние языческие корни.

Так, например, кельтские племена уже две тысячи лет назад имели в календаре праздник Самайн, он отмечался на границе осени и зимы. Кельтами это время считалось пограничным, волшебным, наполненным разными чудесами, вроде возвращения предков, появления возможностей путешествовать между мирами.

Считалось, что из потустороннего света могут прийти не только друзья и родственники, но и злые силы. Их необходимо было любыми способами ублажить, чтобы не принесли несчастья.

Еще одна легенда гласит, что души предков возвращаются в родные дома, причем они требуют у ныне живущих родственников жертвенной пищи. Древние римляне в конце октября также отмечали свой праздник в честь ушедших предков, получивший название Фералии.

С приходом христианства многие языческие праздники перешли в церковный календарь, получили новые трактовки и названия. Изначально праздник отмечался 13 мая, связан был с папой римским Бонифацием IV, который в тот день, в 969 году освятил римскую ротонду. Она была посвящена всем христианским великомученикам и, в первую очередь, Богоматери.

1 ноября стали отмечать праздник в XI веке, его основная цель – помянуть святых, не имевших собственного праздника в христианском календаре, отсюда и современное название – Праздник всех святых.

Традиции праздника у католиков

Поскольку католики проживают в разных странах планеты, то, естественно, традиции проведения праздника Дня всех святых различны. Например, в Австрии принято совмещать празднование этого дня и следующего, когда поминаются усопшие. В этот день австрийцы посещают могилы предков, устраивают процессии со свечами и песнопениями.

Вообще, поминальные горящие свечи становятся главным символом праздника. В отдельных регионах, поминая утонувших, жители Австрии спускают на воду венки, в других регионах принято одаривать хлебом встречных людей. Жители Тироля организую поминальные ужины, накрывают столы для мертвых, зажигают свечи.

Похожие обряды проводят и в соседней Бельгии, здесь так же зажигают свечи, посещают могилы предков, убирают их, ставят букеты с цветами. День поминовения –1 ноября – отмечают и немцы, в отдельных землях этот день объявлен нерабочим.

Выходной день и в Испании, в разных регионах страны есть свои традиции, например, в Каталонии и Галисии принято жарить каштаны, в Аликанте организуют ярмарку всех святых, это одна из самых старинных традиций города.

На далеком Мадагаскаре этот день является очень важным праздником, есть своя традиция – перезахоронение предков. Прах родственников, хранящийся в склепах, заворачивают в новое сукно, приносят на одну ночь домой. На следующий день возвращают на прежнее место. В этот день организуются большие торжества, в которых принимают участие все ныне живущие.

Православное торжество

Праздник всех святых есть и в христианском календаре православной конфессии, правда, его дата не совпадает с католическим торжеством. В традиции русской церкви принято поминать всех святых ровно через семь дней после Троицы.

Считается, что в день Пятидесятницы родилась, собственно, Церковь, ее детьми называют всех праведников и пророков, мучеников и святителей, в общем, святых.

С первых дней зарождения христианства к святым было особое отношение церкви и верующих, восхищал их жизненный подвиг, готовность умереть за веру, не предать Христа. День всех святых отмечают православные в разных странах, в отдельных государствах, например, в Хорватии день является выходным. В православной традиции принято посещать могилы родных, наводить порядок.

Праведников, преподобных монахов, благочестивых правителей почитали с давних времен. Никто не может сказать, сколько на сегодняшний момент существует святых у христиан, многие из них, совершившие духовный подвиг, остались неизвестны.

Поэтому День всех святых и в православном, и в католическом календаре остается одним из важных праздников.

День всех Святых католики ежегодно празднуют 1 ноября — это один из десяти главных праздников римско-католического литургического года, имеющий ранг великого торжества.

День всех Святых отмечают и православные — дата праздника в православной церкви является переходящей и всегда празднуется в следующее воскресенье после Троицы.

Суть праздника как у православных, так и у католиков одна — почитание всех Святых, начиная с самых ранних веков христианства, которые услышав Слово Божие приняли Его в свое сердце и, следуя за Христом, спасли свои души.

Когда возник праздник

Память Святых почиталась еще с ранней христианской церкви, когда Святыми называли всех христиан, как получивших в крещении новую жизнь и принадлежащих отныне Христу. Первыми христианами, которых церковь стала почитать особым образом стали те, кто умер за веру.

Сколько всего святых в христианстве - неизвестно. О подвиге тысяч никогда не будет известно, в том числе и о мучениках первых веков христианской церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа.

© photo: Sputnik / Nataliya Seliverstova

Существуют множество свидетельств об обычае сохранять мощи мучеников как драгоценную реликвию, почитать место захоронения. Подобные празднования и молитвы на могилах мучеников за веру были приняты повсеместно, где имелись их захоронения.

Днем почитания этих Святых подвижников обычно считался день смерти, который стал именоваться днем их рождения для неба. В дальнейшем культ мучеников распространился на все поместные церкви и помимо дней памяти отдельных мучеников, стал отмечаться и общий праздник в их честь.

Первое упоминание о Дне всех Святых отмечено в IV веке. Святой Иоанн Златоуст свидетельствует, что византийская церковь почитала память всех мучеников в первое воскресенье по Пятидесятнице.

В западной церкви

Праздник был введен в VI веке и первоначально отмечался, как и на Востоке, в первое воскресенье после Пятидесятницы. Позже праздник был перенесен на 13 мая, на день освящения храма в Риме в 610 году в честь Девы Марии и всех мучеников (S. Maria ad Martyres), которую перестроили из языческого пантеона при папе Бонифации IV.

По приказу Папы Григория III праздник, который переименовали в День всех Святых, перенесли с VIII века на 1 ноября — этим христианская церковь хотела искоренить языческие традиции празднования кельтского Нового года.

© photo: Sputnik / Natalia Seliverstova

На староанглийском языке предпраздничная ночь звучала как All Hallows Even (Вечер всех Святых), или сокращенно — Hallowe"en, а потом еще короче — Halloween. Так и появилось современное название праздника Хэллоуин, который отмечают по сей день.

Торжество всех святых является одним из обязательных праздников католической церкви, участвовать в нем следует всем христианам, кроме тех, кто не может сделать этого по серьезным причинам.

Литургические молитвы Дня всех Святых прославляют Бога — единый источник святости, выражают веру в бессмертие святых, а также взывают к их заступничеству.

За Днем всех Святых у католиков следует День поминовения всех усопших верных, который отмечается 2 ноября.

В православии

Собор всех Святых — ежегодный переходящий праздник, который 2018 году будет отмечаться 3 июня. Во всех православных храмах в этот день проводится праздничная литургия, читаются хвалебные каноны и служится общий молебен в честь всех последователей Иисуса Христа — пророков, мучеников, исповедников, пустынники, преподобные, святители, Христа ради юродивые.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Не случайно этот день назначен после праздника Троицы, ведь именно Троица считается днем становления православной Церкви. Стараниями и жертвами уверовавших людей православие было распространено по миру, и в награду все содействовавшие этому были приняты как равные в Царствии Небесном.

В этот день во всех храмах проводится праздничное богослужение и вспоминаются деяния служителей Господа. На утренней литургии традиционно читаются все Евангелия, в которых повествуется о Воскресении Иисуса Христа.

Молитвы

Молитва первая

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася, святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и (имя святого) воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.

Молитва вторая

О преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа: вемы бо, воистинну вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам: молите милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников




Top