День живописи в детском саду старшая группа. Конспект НОД "Удивительный мир искусства" (старшая группа)
Ольга Ильясова
НОД по искусству в старшей группе «В стране Живописи»
Тема: «В стране Живописи»
Цель:
1. Закрепить у детей представления о том, что такое живопись, умение выделять отличительные особенности и составные элементы произведений разных живописных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт)
2. Познакомить с новым жанром живописи - анималистическим. 3. Познакомить с Е. Чарушиным, как с художником- анималистом, иллюстратором детских книг.
4. Упражнять детей в умении использовать технику "гуашь и поролон".
5. Воспитывать наблюдательность, доброе отношение к животным
6. Развивать познавательные способности детей, логическое мышление.
Оборудование и материал для занятия: репродукции картин разных жанров живописи, приглашение Феи, дидактическая игра «Сложи картину», котенок игрушка, презентация «Анималистический жанр», Листы для рисования, миска с поролоном, пропитанная гуашью, кусочки поролона, краски, тонкая кисть, широкая кисть, салфетка, баночка для воды.
Предварительная работа:
Рассматривание картин разных видов живописи.
Составление описательных рассказов по картинам.
Проведение дидактических игр «Составь натюрморт», «Собери пейзаж»,
Чтение детям книг Е. Чарушина: «Тюпа», «Томка и сорока», «Про больших и маленьких», «Про Никиту», «Про Томку», «Моя первая зоология» и т. д.
Ход ОД
Приветствие Логоритмика Железнова
Ребята, сегодня к нам пришла телеграмма, Фея Живописи приглашает нас в гости в свою Страну Живописи, а поможет нам туда попасть волшебные краски. Вы готовы отправиться в «Страну живописи».
Для того, чтобы попасть в страну живописи нам нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова «Волшебные помогите, в страну живописи нас проводите…»).
Дети «отправляются» в «Страну живописи». (На мольбертах расположены репродукции известных художников 3 репродукции жанра пейзажа, 3 репродукции жанра портрета, 3 репродукции жанра натюрморта).
Ребята вот мы и в стране Живописи, а вот ее хозяйка.
Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас в своей удивительной стране. (Здравствуй, Фея) Жители моей страны очень любят рисовать, посмотрите какие красивые картины написали они.
Ребята, давайте подойдем поближе и рассмотрим их. А как еще можно назвать картины?
Произведения живописи.
Давайте вспомним, что такое живопись?
Живопись – это один из видов изобразительного искусства. Секрет живописи в том, что художник с помощью кистей и красок создает как бы живой, видимый нами словно через окно, мир. Под его кистью оживают деревья, цветы, море. Но краски в руках настоящего художника, могут рассказать не только о том, что он увидел, но и о том, что он в это время чувствовал: радость или печаль, тревогу или спокойствие. Краски могут создавать настроение. Одни цвета радуют, другие волнуют.
Посмотрите как художники выражают свои чувства. Они обладают уникальным зрением, как бы фотографируют окружающий мир. У них удивительные руки, они могут быстро, ловко перенести увиденный образ на бумагу. Так и появляется множество картин различных жанров.
Как называются картины, изображающие природу называются - ПЕЙЗАЖ.
(Читает стихотворение ребенок)
Пейзаж- это не какая-то одна местность, а весь огромный мир: леса, поля, реки, горы, моря, города и села, солнце и облака, дождь и снег. Они могут показать нам не только настоящее, но и перенести нас в прошлое Земли, где жили динозавры, или перенести на другие планеты.
О чем художники хотят нам рассказать на этих картинах?
Да. О красоте дикой природы – лес, море, горы и о природе, измененной руками человека – парк, сквер, аллея. О разнообразии ее состояний: утро, вечер, ночь, закат, зима, осень, весна и лето. И здесь художники передают свое настроение, состояние – то, что происходит в душе человека, когда он видит солнце, ощущает холодный ветер, дождь или снег.
С помощью чего художники передают свое настроение?
Конечно с помощью красок.
Яркие, теплые тона передают веселое, радостное настроение. Бледные холодные тона вызывают грусть, заставляют задуматься.
Давайте с вами найдем радостный, грустный, тревожный пейзаж.
Ребята, а как называются картины, изображающие красивые вещи и предметы - НАТЮРМОРТ. (стихотворение читает ребенок)
Изображения предметов, еды, цветов на картинах, называют французским словом натюрморт, что означает «мертвая натура» А что хотели нам рассказать художники этими натюрмортами? Они рассказывают красками, как прекрасен наш мир, славят богатство и изобилие природы, труд людей, создавших эти предметы.
Какая из картин Вам понравилась? Почему? (обсуждение)
Найдите самый вкусный натюрморт.
Самый веселый натюрморт?
Самый необычный?
Рисование человека - это жанр ПОРТРЕТА. (стихотворение)
Кто обычно изображен на портрете?
Да. Это человек или группа людей, это и взрослые, и дети, иногда мы можем увидеть, кто они по профессии: врачи, строители, музыканты.
На что похож портрет? (На фотографию).
И здесь художники изображают не только их лица, позу, одежду, но и их настроение: грустное или радостное, спокойное или взволнованное.
Давайте рассмотрим некоторые портреты. Какие из них вам понравились больше всего? Почему?
Фея: Какие вы молодцы, и я вам то же приготовила задания (дидактическая игра «Собери картину», дети делятся на 3 группы и собирают картины) -обсуждение какие жанры картин собрали дети?
Ребята, а что это за звук? (Раздается мяуканье и царапание)
Фея: Да, это же мой котенок Барсик, что-то он грустный, поиграем с ним (физкультминутка- логоритмика Железновой «Мы снежки играем смело…»)
Ребята, а вы знаете, что люди издавна любили и поклонялись животным. Во все времена человек любил, приручал животных, наблюдал за ними, а свои наблюдения отражал в произведениях искусства: картинах, книжных иллюстрациях, скульптурах, фресках, росписи предметов быта.
Сегодня мы с вами узнаем еще об одном жанре изобразительного искусства, где изображаются животные. (Показ презентации)
Вовсе времена художники любовались красками и движениями живых существ. Изображения животных встречались еще на стенах пещер, в рисунках и в скульптуре древнейших времен. Картины, где изображены животные, называют анималистическим, а художников – анималистами. Слово анимал означает животное. Поэтому художники, которые на своих картинах рисуют животных, называются анималистами.
Анималистический жанр – это сложная по своей сути работа, так как художнику необходимо нарисовать того или иного персонажа так, чтобы эта мысль была понятна и зрителю, ведь художник передавая характер персонажей. Животные, как и люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые. Анималисты - это художники, у которых звери и птицы - главные герои рисунков и картин. Животный мир бесконечно разнообразен и красочен. Но рисовать животных не так-то просто позировать они не станут. Анималисту приходится усердно наблюдать и изучать их повадки, характер.
Животных изображали карандашом, красками, углем и одним из русских писателей художников-анималистов был Е. Чарушин, который очень любил животных и всю свою жизнь изучал их повадки и пластику, восхищаясь их цветовой окраской, гибкими движениями, выразительностью силуэтов. Он очень любил природу, животных, особенно малышей – котят, щенят, лисят, зайчат, и др. Наблюдая за ними Евгений Иванович подмечал их неловкие движения, любопытство, наивную неуклюжесть. А потом писал забавные истории про зверушек, рисовал к ним иллюстрации. У него свои приемы передачи формы, цвета. Он стремится простыми средствами выразить характер каждого зверя, передать радость общения с живым.
Евгений Чарушин - художник- анималист
Я рисую акварелью
Белку под мохнатой елью.
Скачет рыжая малютка
По сухой опавшей хвое.
Я прошу: «Ну хоть минутку
Посиди-ка ты в покое!
Чтоб я смог нарисовать
Твой чудесный пышный хвостик,
Чтоб сумел я передать
Быстрый глаз и влажный носик».
Давайте рассмотрим иллюстрации Е. И. Чарушина к уже знакомым вам рассказам.
Ребята, мы с вами рассмотрели иллюстрации Е. И. Чарушина и я предлагаю вам сегодня побыть тоже художниками-анималистами, и нарисовать маленького озорного котенка.
Рассматривание котенка на слайде: цвет, форма (голова, туловище, лапы, фактура шерсти, характер.
И чтобы ваши зверьки получились пушистыми, мохнатенькими мы вместо кисточек воспользуемся поролоном.
Рисовать мы будем в технике "гуашь и поролон" т. е. основной рисунок мы делаем не кистью, а как бы протаптываем поролоном.
На сухой поролон набираем немного полученной смеси и на свободном участке палитры делаем несколько оттисков - снимаем лишнюю краску. Самое главное - следить, чтобы на поролоне не оказалось слишком много гуаши, иначе, пушистая фактура не получится.
Сначала поролоном протаптываем контур животного и начинаем заполнять его: закрашиваем голову, затем тело, лапки и хвост. На один цвет можно накладывать другой, но тоже почти сухим поролоном, сняв лишнюю краску.
Глаза и носик мы будем рисовать палочками, а рот и усы тонкой кистью. Толстой кистью рисуем, или говоря профессиональным языком, пишем фон вокруг зверюшки. Вначале для этого следует обвести силуэт и поправить пропорции. Ну, и наконец, чтобы глаза нашего котенка были живыми, нужно поставить пятно блика белилами на зрачок.
Самостоятельная работа детей. Анализ детских работ.
Ну что, ж ребята нам пора возвращаться в группу, нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова «Волшебные краски помогите, в группу нас проводите…»).
Итог занятия
Где мы с вами побывали? С каким новым жанром мы познакомились? Кого рисуют художники-анималисты?
Добрые слова не лень
Говорить нам целый день,
Всем гостям на прощание скажем.
Задачи перспективного плана:
— развивать способность к восприятию художественного произведения, чувство прекрасного;
— формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, желание в постоянном общении с ним;
— углубить представления детей о живописи (пейзаж, натюрморт, портрет) скульптуре, архитектуре, дизайне;
— обогащать эмоциональную сферу детей новыми видами эстетических переживаний;
— учить передаче характерных признаков объектов изображения (девочка и снегурочка, мальчик и гномик, веселый и грустный, весенний и осенний);
— поддерживать стремления детей к самостоятельности в организации рабочего места, выборе темы рисунка, материала, способов изображения, темы рисунка, планировании деятельности, воплощении задуманного в рисунке;
— формировать умение анализировать художественные произведения великих мастеров, собственные рисунки и работы других детей.
ТЕМЫ ЗАНЯТИЙ ПО ПЕРСПЕКТИВНОМУ ПЛАНУ:
Сентябрь (8 часов)
1). Рисование «Цветы»
Цель: закрепить понятия основных и дополнительных цветов; учить рисовать гуашевыми красками, смешивая их, использовать различные приёмы — мазки, примакивание, кружение.
Материал: краски «Гуашь»; музыка П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик» «Вальс цветов».
2). Рисование «Овощи и фрукты»
Цель: учить рисовать овальные и круглые предметы (помидор, огурец, яблоко, слива, груша, вишня, свекла, морковь); закрашивать округлыми мазками, смешивать
Материал: краски «Гуашь», загадки об овощах и фруктах.
3). Лепка «Овощи и фрукты»
Цель: передать форму круглых и овальных предметов (морковь, свекла, огурец, помидор, груша, слива), дополнить деталями — ямками, выемками, используя стеки.
Материал: пластилин, стеки, образцы овощей и фруктов.
4). Аппликация «Помидоры»
Цель: вырезание круглых форм из квадрата, расположение помидоров по цвету: от зеленых, через желто-розовый, к красному (проблемная задача), и величине.
Материал: цветная бумага, ножницы, клей; изображение растущих помидоров.
5). Аппликация «Яблоко и груша»
Цель: вырезать круглый предмет из квадрата, овальный из прямоугольника, наклеить их, композиционно располагая в вазе.
Материал: цветная бумага, ножницы, клей; ваза с фруктами.
6). Рисование «Натюрморт»
Цель: объяснить понятие «натюрморт», учить изображать группу овощей и фруктов, передавать их форму и цвет, правильно располагать на рисунке.
Материал: краски «Гуашь»; репродукции картин-натюрмортов; м/ф «Пластилиновая ворона» («О картинах» на стихи А. Кушнера)
7). Рисование «Виноград»
Цель: изображать грозди винограда в двухплановом рисунке, где некоторые ягоды прячутся друг за друга и теряют половину круглой или овальной (по желанию) формы; передать блики на ягодах приёмом смешивания красок.
Материал: краски «Гуашь», музыка П.И. Чайковского из балета «Спящая красавица», вальс.
8). Аппликация — загадка «Натюрморт»
Цель: определить по цвету и форме заготовок, какой вырезать овощ или фрукт, закрепить умение вырезать круглые и овальные предметы.
Материал: заготовки из цветной бумаги, ножницы, клей; загадки об овощах и фруктах.
Октябрь (9 часов)
1). Рисование «Наш аквариум»
Цель: закрепить умение изображать животных из круга и овала, передать разнообразие через смешивание красок и дополнительные детали, изобразить композицию из рыбок, плывущих в разные стороны.
Материал: краски «Гуашь»; музыка А. Вивальди «Весна».
2). Аппликация «Курочка с цыплятами»
Цель: учить работать, вырезая и наклеивая цыплят, совместно в разных позах, в каких-либо отношениях между собой.
Форма проведения занятия: сотворчество педагога (вырезает курицу) и детей.
Материал: заготовки из цветной бумаги, ножницы, клей; изображение птицефермы.
3). Рисование «Жар-птица»
Цель: нарисовать сказочную птицу, комбинируя знакомые образы, передать ее красочность и необычность, отличие от существующих.
Материал: краски «Гуашь»; музыка П. Чайковского «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик».
4). Рисование «Домашние животные»
Цель: обобщить представления детей в беседе о животных, обитающих в городе и в деревне; учить рисовать 2-3 животных, используя круг и овал, передать среду обитания (домик, трава, квартира).
Материал: краски «Гуашь»; стихи и загадки о домашних животных
5). Лепка «Домашние животные»
Цель: учить лепить из пластилина животных, используя овальную форму и круг (шар), совместно составлять композиции из отдельных детских работ.
Материал: пластилин, стеки; рисунки домашних животных из предыдущего занятия.
6). Рисование «Зоопарк»
Цель: изобразить диких животных, которых видели в зоопарке (медведь, слон, бегемот, жираф), передать их особенности, характерные детали, соединяя в рисунке форму крута и квадрата.
Материал: краски «Гуашь», загадки о диких животных, стихи С. Маршака «Ребятам о зверятах»
7). Рисование «В цирке»
Цель: передать движения животных, выполняющих акробатические номера (слон на шаре, собачки с мячом, зайчик на барабане и т.д.).
Материал: краски «Гуашь»; музыка Дж. Верди «Триумфальный марш» из оперы «Аида»
8). Лепка «Цирк»
Цель: учить совместно работать, составлять композиции из зверей, выступающих на арене — выполняющих цирковой номер с дополнительными предметами.
Материал: пластилин, стеки, детские рисунки «В цирке» из предыдущего занятия.
9). Рисование «Верёвочные звери»
Цель: учить рисовать зверей одной плавной неразрывной линией (веревочкой), с дорисовыванием дополнительных деталей. Черно-белое изображение.
Материал: бумага, уголь.
Ноябрь (8 часов)
1). Рисование «Осеннее дерево»
Цель: учить располагать деревья «ближе», «дальше»; тонким концом кисти рисовать ветки дерева; сформировать понятия: «перед деревом» (ниже на листе), «за деревом» (выше).
Материал:
2). Рисование «Деревья и кусты»
Цель: учить передавать различия в строении дерева и куста, закреплять приём расположения «ближе — дальше».
Материал: краски «Акварель»; музыка А. Вивальди «Осень».
3). Аппликация «Грибы»
Цель: учить передавать композицию их 3-х грибов — большой и два маленьких; закреплять парное вырезание одинаковых частей.
Материал: заготовки из цветной бумаги, ножницы, клей; изображение грибов.
4). Аппликация «Угадай животное» (из осенних листьев)
Цель: учить подбирать листья, выкладывая их на бумаге так, чтобы получалось животное, дорисовывая детали фломастером.
Материал: засушенные осенние листья, клей, фломастеры.
5). Рисование «Разноцветная осень»
Цель: учить рисовать акварельными красками на мокрой бумаге, используя прием растекания красок, развивать умение видеть в цвете сюжет и акцентировать его.
Материал: краски «Акварель»; музыка В.-А. Моцарта «Симфония № 40».
6). Рисование «Пасмурный осенний день»
Цель: через подбор красок учить изображать погоду и настроение; использовать приём тонирования неба и земли, дождя.
Материал: краски «Акварель»; музыка А. Вивальди «Осень» ч. 2 из скрипичного концерта «Времена года»
7). Рисование «Осенний пейзаж»
Цель: учить составлять альбом из рисунков осени, выбирая сюжет и настроение пейзажа, комбинируя изобразительные материалы.
Материал: краски «Гуашь», «Акварель», цветные карандаши, мелки, фломастеры, уголь; музыка А. Вивальди «Осень», часть 3 из скрипичного концерта «Времена года»
Декабрь (7 часов)
1). Рисование «Мы строим дома»
Цель: создать изображение квадратных и прямоугольных предметов — домов, окон, дверей; ввести понятие «архитектура».
Материал: цветные карандаши, мелки, уголь.
2). Рисование «Транспорт»
Цель: учить изображать общественный и грузовой транспорт; передавая их разнообразие, отличия; вырезать контур машины из сложенной вдвое бумаги. Раскрасить карандашами, мелками.
Материал: цветные карандаши, мелки, ножницы.
3). Рисование «Под небом голубым»
Цель: учить изображать авиатранспорт (самолет, вертолет, воздушный шар, дирижабль); передавать особенности их строения, отличия от наземного (обтекаемая форма, крылья).
Материал: цветные мелки, акварель, модели авиатранспорта; музыка В.-А. Моцарта, увертюра к опере «Свадьба Фигаро».
4). Аппликация «Такие разные автомобили»
Цель: закрепить навыки вырезания кузовов автомобилей различного назначения (цистерна, самосвал, грузовик), кабины, колес, составления и дополнения частей автомобиля деталями.
Материал: цветная бумага, ножницы, изображения автотранспорта.
5). Рисование «К магазину подъехал автомобиль»
Цель: изображать двухплановый рисунок с передачей перспективы («дальше — ближе», машина закрывает часть здания).
Материал: карандаши, мелки; музыка Ф. Листа «Хроматический галоп».
6). Коллективная аппликация «Мы строим новый город».
Цель: учить составлять общую композицию из домов, детсадов, магазинов, машин, деревьев; формировать навыки сотрудничества, элементарный план действий.
Материал: цветная бумага, ножницы, клей.
Январь (7 часов)
1). Рисование «Зимняя сказка»
Цель: учить изображать деревья, кусты и предметы под снегом, используя графические приёмы (рисунок на черной бумаге белой «Гуашью»).
Материал: чёрная бумага, краски «Гуашь»; музыка В.-А. Моцарта «Фантазия»
2). Рисование «Снегурочка возле новогодней елки»
Цель: создавать сюжетную картину, передавая праздник, яркий наряд Снегурочки, красивую елку.
Материал: краски «Гуашь», новогодние открытки; музыка А. Бородина «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь»
3). Лепка «Девочка лепит снеговика»
Цель: учить лепить фигуру девочки в шубке в несложном движении (катает ком), располагая рядом снеговика.
Материал: пластилин, стеки, музыка А. Вивальди «Зима» из скрипичного концерта «Времена года».
4). Лепка «Дети на прогулке зимой»
Цель: создание коллективной композиции из фигур детей в соответствии с сюжетом (на санках, лыжах, играет в снежки, катает ком)
Материал: пластилин, стеки.
5). Рисование «Весело зимой»
Цель: изображать зимнюю прогулку — дети в разных позах, зимняя природа, снег; составлять самостоятельно сюжет и композицию рисунка.
Материал: краски «Акварель», мелки; музыка П. Чайковского «Трепак» из балета «Щелкунчик».
6).Аппликация «Снежинки»
Цель: учить вырезать из сложенной бумаги снежинки с мелкими деталями, прорезями.
Материал: белая бумага, ножницы; музыка П.Чайковского «Танец Феи- драже» из балета «Щелкунчик».
Февраль (8 часов)
1). Аппликация «Игрушечный клоун»
Цель: передавать несложные движения клоуна через положения рук, ног, головы; использовать игровые приёмы - показать схематичного клоуна на доске, а дети ищут, у кого клоун выполняет такие же движения.
Материал: цветная бумага, ножницы, игрушечный клоун.
2). Знакомство с портретом
Цель: формировать представления о портрете, его особенностях и средствах изображения; научить словесному и изобразительному портрету. Игра «Угадай по описанию».
Материал: м/ф «Пластилиновая ворона» («О картинах» на стихи А. Кушнера), портреты.
3). Рисование «Портрет мамы»
Цель: учить передавать в рисунке сходство с внешностью и настроением мамы; правильно располагать черты лица.
Материал: краски «Гуашь», «Акварель»; музыка Ж. Массне «Медитация».
4). Рисование «Весело и грустно»
Цель: различными приемами учить выражать настроение человека (широкие и узкие глаза, уголки рта вверх или вниз, брови подняты, опущены), предварительно рассмотрев на рисунке несколько кукольных лиц.
Материал: цветные карандаши, мелки, уголь; музыка А. Вивальди «Времена года» («Весна» и «Осень»)
5). Рисование «Забавные гномики»
Цель: учить видеть отличия человека от гнома, передавать в рисунке комичность и сказочность гномика через форму и цвет.
Материал: краски «Гуашь»; музыка П.Чайковского «Марш» из балета «Щелкунчик»
6). Рисование «Мой папа — … (повар, строитель, инженер)»
Цель: изображать внешний вид, позу человека в соответствии с его профессией.
Материал: цветные карандаши, мелки.
7). Рисование «Портрет друга»
Цель: изображать друга, передавая его характер, привычки, увлечения; составлять сюжетный рисунок.
Материал: краски «Гуашь», цветные мелки.
8). Рисование «Ко мне пришел врач»
Цель: составлять сюжетный рисунок, изображая людей и окружающую обстановку.
Материал: цветные карандаши, мелки; музыка П.Чайковского «Болезнь куклы» из «Детского альбома».
Март (8 часов)
1). Рисование-аппликация «Открытка для мамы»
Цель: подготовить подарок маме (бабушке, сестре), самостоятельно выбрать средства изображения, составить композицию из комбинированных изобразительных материалов (цветная бумага, краски, пластилин).
Материал: цветная бумага, краски, пластилин, карандаши, мелки; музыка из оперы «Сильвия» Л. Делиба, «Пиццикато».
2). Рисование «Пляшущие человечки»
Цель: учить передавать позу человека, его пропорции в схематичном изображении, составить из них небольшую танцевальную композицию.
Материал: карандаши, мелки; музыка П. Чайковского «Китайский танец» из балета «Щелкунчик».
3). Рисование «Веселые клоуны»
Цель: учить изображать клоуна в движении, с предметами (жонглирует, танцует, показывает фокус, акробатический номер).
Материал: мелки, акварель, музыка И. Штрауса «Галоп»
4). Лепка «На арене клоуны»
Цель: составлять коллективную композицию, изображающую представление клоунов; самостоятельно выбрать для своего клоуна номер, наряд.
Материал: пластилин, стеки.
5). Рисование и аппликация «Цирковая афиша».
Цель: учить совместно составлять афиши, самостоятельно выбирать свой участок работы и составлять общую композицию.
Материал: краски, карандаши, мелки, цветная бумага, ножницы.
6). Лепка
а) «На балу у Золушки»
б) «Полет в космос»
Цель: девочки и мальчики выполняют различные композиции с изображением людей (Золушка, принц, космонавт, инопланетяне).
Материал: пластилин, стеки.
Апрель (8 часов)
1). Рисование «Моя любимая сказка»
Цель: самостоятельно выбирать сюжет и составлять композицию рисунка; изображать главных героев так, чтобы сказка узнавалась.
Материал: краски «Гуашь», «Акварель»; музыка К. Дебюсси «Кукольный Кек-уок».
2). Рисование «Весенняя гроза»
Цель: изображать пейзаж с настроением: солнечный или пасмурный день, дождь, природа или город, животные или люди.
Материал: краски «Акварель»; стихи о весне; музыка П. Чайковского «Концерт №1» для фортепиано с оркестром.
3). Рисование «Лес в тумане»
Цель: изображать пейзаж с использованием приглушенных красок, пастельных тонов, смешиванием с белой краской.
Материал: краски «Акварель»; музыка Ж. Оффенбаха «Баркаролла»
4). Лепка «Тарелка с узором»
Цель: учить лепить широкую, плоскую посуду, украшать её объемным узором из змеек и точек.
Материал: пластилин, образцы тарелок.
5). Лепка «Ваза для фруктов»
Цель: закреплять умение лепить посуду сложной формы с подставкой, украшать объемным узором; добавить по желанию вылепленные фрукты.
Материал: пластилин, образец вазы с фруктами.
6). Лепка «Выставка посуды»
Цель: учить самостоятельно выбирать объект лепки, придумывать узор, выделять свою работу каким-либо элементом (необычной формой, ручкой, подставкой), чтобы ее отобрали на выставку.
Материал: пластилин, образцы посуды.
Май (8 часов)
1). Дымковская роспись «Конь на лугу»
Цель: познакомить с элементами дымковской росписи — круги, точки, штрихи; учить расписывать фигуру коня яркими узорами, стилизованными под дымковскую роспись.
Материал: краски «Гуашь»; образцы или изображения дымковской росписи; музыка В.А. Моцарта «Турецкое рондо» из сонаты ля мажор.
2). Городецкая роспись «Кружка, украшенная цветочной гирляндой»
Цель: познакомить с городецкой росписью — бутоны, листья, цветы розового и голубого цвета, учить расписывать кружки цветочной гирляндой городецкого рисунка.
Материал: краски «Гуашь»; образцы или изображения городецкой росписи; музыка С. Рахманинова «Итальянская полька»
3). Книжка-картинка для малышей
Цель: учить делать книжку-раскладушку с ярким крупным рисунком и несложным текстом, самостоятельно выбрав сюжет, средства изображения.
Материал: картон, цветная бумага, краски, карандаши, мелки, ножницы, клей.
4). Рисование «Лето прекрасное»
Цель: изображать лето — мечту, как бы ты хотел его провести в своих фантазиях, средства изображения подбирать по своему усмотрению.
Материал: краски, карандаши, мелки; стихи о лете; музыка П. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Любинского муниципального района Омской области
«Любинский детский сад №1»
«Знатоки живописи»
непосредственно образовательная деятельность
по познавательно - речевому развитию
для детей старшей группы.
М.А.Паненко, воспитатель
БДОУ «Любинский д/с №1»
Цель: Формирование представления о маринистическом жанре, как разновидности пейзажа, средствами познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Формировать представление детей о жанровой живописи – морской пейзаж, средствах его выразительности;
Развивать мышление, умение выделять основные признаки в различных жанрах живописи – портрет, натюрморт, пейзаж, используя модели;
Развивать навыки речевого общения; обогатить словарь «штиль», «шторм», «морской пейзаж», «маринистический жанр», маринисты;
Формировать эмоциональную культуру детей, чувствовать и узнавать настроение, характер произведения по музыкальному сопровождению;
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться.
Методы и приемы : беседа; мотивация; вопросы; использование наглядности; художественное слово; рассказ детей; рассматривание репродукций картин; использование музыкального сопровождения; рефлексия.
Оборудование: ИКТ; репродукции картин; мольберты, модели цветовой палитры; жанровые символы;
В. Ребята, вы когда- нибудь были в картинной галерее?
Что там можно увидеть? /Картины/
В. Верно. Работники музея, где находится картинная галерея, объявили конкурс для знатоков.
Но в нем могут принять участие только те, кто хорошо знаком с живописью.
Как вы считаете, наша группа может принять участие в этом конкурсе?
Почему вы так решили? / Мы много знаем о живописи, о картинах./
В. Как вы можете доказать, что много знаете? (мы можем рассказать)
А вы хотели бы принять участие в конкурсе? /Да/
В. Я с вами согласна. Но нам нужно хорошо подготовиться и вспомнить все, что мы знаем. Вы готовы? /Да/
Вопросы к детям:
Что такое живопись? / живопись – создавать изображение как живое, рисование красками природы, людей, предметов/;
Какое самое главное выразительное средство живописи? /цвет/
Почему вы так думаете? /цвет передает настроение и характер картины/;
Какие жанры живописи вы знаете? /пейзаж, портрет, натюрморт/;
В. Я приглашаю вас подойти к картинам, постараться определить к какому жанру они относятся и рассказать все, что вы о них знаете.
/Дети подходят к мольберту и по схеме определяют жанр живописи – «Портрет».
Как вы догадались, что здесь находятся портреты?
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на вас
Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз.
Летчик или балерина, или Колька твой сосед-
Обязательно картина называется … /портрет/.
/Воспитатель открывает ткань и дает минуту для рассматривания картин с портретами/
/Рассказы детей по картинам по выбору/
Жанр картины
Кто обычно изображен на картине?
Название картины /по возможности/
Что делают, или что собираются делать люди на картине?
Настроение, характер человека
Поза человека, мимика.
В. А вы сможете определить характер человека на портрете по музыке?
/звучит грустная или веселая мелодия и дети определяют, какой портрет подходит к той или иной мелодии/
/Дети подходят к мольберту, и по схеме определяют жанр «Натюрморт»/
Как вы узнали, что здесь изображен натюрморт?
В. Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу, знай, что это…/натюрморт/.
Воспитатель убирает ткань и дает минуту для рассматривания картин с натюрмортами, среди картин одна картина другого жанра, дети самостоятельно должны определить какая картина лишняя/
В. Художники рассказывают красками, как прекрасен наш мир, славят богатство и изобилие природы, труд людей, создавших эти предметы.
А какой натюрморт самый душистый? Почему вы так решили?
- Найдите самый вкусный натюрморт. Как догадались?
Какая из картин вам понравилась? Почему? (обсуждение).
В. Очень хорошо, ребята! А теперь я предлагаю пройти дальше.
Как вы думаете - какие картины могут здесь находиться? /пейзаж/
Почему вы так решили?
В. Природы чудный уголок
Нанес художник на листах
Взяв в руки только карандаш,
Он написал для вас … /пейзаж/
/Воспитатель открывает ткань и дает минуту для рассматривания картины с пейзажем всех времен года/
В. Что вы можете рассказать об этих картинах?
/Рассказ детей по картинам по выбору/
Жанр картины
Время года
Настроение картины
Цвет, композиционное решение
Основные признаки пейзажа
Сравнение картин
В. С помощью чего художники передают настроение природы? /с помощью красок/
Какое настроение передают яркие, теплые тона? / веселое, радостное/
А что вызывают бледные, холодные тона? / грусть, печаль/
В. Если бы вы были художниками, какие цвета вы бы подобрали для этих картин?
/Дети подбирают цветовую гамму для картин по цветовым карточкам /
В. Молодцы, ребята!
/дети подходят к пустому мольберту, на котором только незнакомая для детей схема морского пейзажа/
В. Интересно, а какие картины могли находиться здесь? Вы знаете? /Нет/
А по этому символу можете это узнать? / Ответы и предположения детей/
В. Если видишь на картине море, солнце и песок
Или чаек в поднебесье, или туч больших полет
Может парус там белеет, может волны бьются
Женским именем Марина жанр картин таких зовется.
А рисуют такие картины художники – маринисты.
В. Вам знакомы картины, которые рисуют художники – маринисты? /Нет/
И вы не догадались, что на них может быть нарисовано?
В. Вы сейчас распределите все картины, которые вам уже известны по жанрам, и по оставшимся картинам сможете догадаться, какие картины рисуют художники - маринисты.
/На столе подготовлены репродукции картин. По оставшимся картинам дети делают вывод, что художники маринисты рисуют море/
В. Ребята, художники – маринисты рисуют морской пейзаж.
Это вид природного пейзажа.
Вы видели такие картины где-нибудь?
Хотите посмотреть?
В. Чтобы поближе познакомиться с такими картинами, я предлагаю на них посмотреть.
/Дети на экране рассматривают картины с морской тематикой/
В. С давних пор художники рисовали море и называли свои картины «маринами», что в переводе означает морская.
Море очень изменчиво, оно бывает разным. И это зависит от его настроения
В. Посмотрите какое спокойное море.
(Изображение моря в спокойном состоянии)
Такое состояние моря называется штиль./повторить - ШТИЛЬ/.
В. Если море слегка разыгралось, такое состояние моря называется бриз
. /Повторить - БРИЗ/
В. А как назвать состояние моря, если на нем будут огромные, сердитые волны?
Ответить очень сложно.
Такое состояние моря называется шторм. /Повторить- ШТОРМ/.
Это очень страшное, неприятное зрелище.
Море не просто рассердилось, оно в ярости. Посмотрите, как оно изменилось
Что же произошло с цветом воды?
Д. Цвет воды стал тёмным.
/Звучит музыкальная композиция «Шторм» в исполнении В. Мэй./
В.Во время шторма поднимается на море самая высокая волна, которая может
достигать высоты многоэтажного дома. Она подкрадывается незаметно.
Потом становится все выше, выше, выше…а потом ударяет вниз с сокрушительной силой! Такую волну моряки называют «девятый вал».
В.Но вот, снова выглянуло солнце, умчалась вдаль черная туча, рассеялся шторм, и снова поменялся цвет воды и настроение моря…
(Во время рассказа, для релаксации эмоций детей, звучит спокойная, мелодичная музыка).
В. Ну что, ребята, понравились вам картины?
Вы запомнили как называется такой пейзаж? /морской пейзаж, «марина»/
Это маринистичексий жанр, а создают его художники – маринисты. /Дети повторяют название/
В. Ребята, для чего мы с вами сегодня вспоминали и рассказывали про картины, про жанры живописи? /чтобы принять участие в конкурсе «Знатоки живописи/
В. Как вы думаете, вы готовы принять участие в этом конкурсе? /да/
Что для вас сегодня было самым трудным?
С чем вы справились без труда?
Что нового узнали?
В. Мне тоже очень понравилось, как вы сегодня рассказывали про картины.
Помогали и поддерживали друг друга, и я согласна, что мы готовы принять участие в этом конкурсе.
Всем спасибо за работу!
Программное содержание:
Учить детей составлять слова-сравнения, опираясь на фотоматериалы и жизненный опыт;
В языке использовать эпитеты, развивать связную речь, логическое мышление;
Закрепить знания о портрете, как вид станкового искусства, о пропорциях лица человека и форме, совершенствовать технику работы цветными карандашами и акварельными красками;
Совершенствовать умение детей рисовать портрет своей мамы, передавать особенности ее лица и волос;
Воспитывать любовь к маме и уважение к материнскому чувству.
Оборудование:
фотографии своих мам, репродукции женских образов, акварель, графитные и цветные карандаши, кисти, бумага.
Предыдущая работа:
рисование автопортретов, рисование портретов своей семьи, беседы, рассматривание фотографий и иллюстраций, дидактические игры , чтение художественных произведений и прослушивания музыкальных композиций.
Ход занятия в старшей группе детского сада
Дети становятся в круг
Восп.: Дети! К нам пришли гости, надо дружно поздороваться, дружно весело сказать.
Дети:
Доброе утро!
Влево-вправо повернитесь- друг другу улыбнитесь.
Доброе утро!
Желаем радости и улыбок, и еще мы вам желаем: бодрости на весь день!
Восп.: Дети, к нам в группу привезли часть картин картинной галереи. А что это такое-картинная галерея?
Дети: (это помещение, где много картин, и эти картины рассматривают люди; картинную галерею мы видели в музее)
Восп.: А кто рисует эти картины? (Художник)
Да, дети, художник, как волшебник, берет чистый лист и пишет произведение-настоящее чудо! (Дети становятся в полукруг)
Я предлагаю вам рассмотреть эти красивые картины. А какой жанр живописи на этих картинах?
Дети: этот жанр называется портрет.
Восп.: А какие жанры вы еще знаете? (пейзаж, натюрморт)
Дети, а кого изобразил на этих портретах художник? (женщину).
Чем отличаются эти женщины?
Дети: (лицо, прическа, взгляд, возраст).
Восп.: Дети, все эти женщины чьи-то матери. И эта выставка называется: «В мире все начинается с мамы»
Я знаю, что вы очень любите своих мам!
Сейчас, дети у которых желтые смайлики расскажут, что их мама любит делать.
А дети, у которых красные смайлики - сравнивают свою маму с кем-либо или чем-нибудь теплым, добрым, волшебным.
Дети: (Моя мама любит танцевать.., Моя мама похожа на звезду, потому что она яркая)
Восп.: Я предлагаю вам нарисовать портрет своих мам и пополнить выставку «В мире все начинается с мамы».
Давайте немного разогреем руки.
Пальчиковая гимнастика «Дружба»:
Дружат в нашей группе (Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)
Девочки и мальчики.
С вами мы подружим, (Ритмичное касание пальцев обеих рук)
Маленькие пальчики
Раз, два, три, четыре, пять. (Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.)
Раз, два, три, четыре, пять. . (Повторить 2 раза)
Восп.: Сейчас подойдите ко мне и вместе вспомним последовательность рисования портрета (первый этап: простой карандаш - прорисовываем лицо, нос, глаза, губы, второй этап - простым карандашом дополняем прическу, шею, туловище по грудь, 3 этап - берем цветные карандаши или краски и раскрашиваем портрет) Садимся.
Хорошо и ровно сели!
Карандаш в руку взяли!
Доброе утро, лист! (кисть руки склоняется к листу)
Доброе утро, сосед! (Влево - вправо поворот кисти руки)
Доброе утро, все соседи! (Круговой оборот кисти и руки)
Остановились! Начали рисовать.
(Дети рисуют своих мам под фон музыкального сопровождения. С фотографий. Воспитатель следит, чтобы дети правильно держали карандаш или кисточку, за осанкой детей, помогает детям, если это необходимо)
Окончание. Рефлексия
Заканчиваем рисовать! Сейчас подойдите ко мне и мы все вместе посмотрим, какие красивые портреты у вас получились. (Обсуждение)
Молодцы!
Когда портреты подсохнут, мы сделаем рамки для них и они пополнят выставку картин.
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Закреплять знания детей о жанрах живописи (натюрморт, пейзаж, портрет) .
Учить понимать замысел произведения, его содержание.
Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.
Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Жанры живописи»
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ: «ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ»
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Закреплять знания детей о жанрах живописи (натюрморт, пейзаж, портрет) .
Учить понимать замысел произведения, его содержание.
Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроений.
Обогащать словарь детей эмоционально – эстетическими и искусствоведческими терминами.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Беседа о живописи, о жанрах живописи.
Рассматривание репродукций картин известных художников.
Непосредственная образовательная деятельность по художественному творчеству «Натюрморт», «Портрет мамы», «Зимний пейзаж».
Дидактическая игра «Создай свой шедевр»
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: живопись, пейзаж, натюрморт, портрет, музей, репродукция картины, галерея.
ХОД РАБОТЫ:
Воспитатель: Ребята, хотите со мной сегодня попутешествовать? Тогда давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова:
Глаза свои закрой скорее,
Чтоб очутиться в галерее
Тебе достаточно шагнуть.
(дети закрывают глаза и произносят волшебные слова, звучит песня Г. Гладкова «Картина»)
(Воспитатель в это время одевает костюм художника)
Воспитатель: Дети, посмотрите вокруг. Куда мы попали?
Дети: В картинную галерею.
Воспитатель: Правильно. А что же такое картинная галерея?
Дети: Это помещение, где находится много картин, и люди ходят туда полюбоваться ими.
Воспитатель: Вот и мы пришли, чтобы полюбоваться картинами. Правда, картины это не совсем правильно. В нашей галерее висят репродукции картин. А подлинники находятся в музеях, знаменитых картинных галереях - Эрмитаж, Третьяковская галерея, а в нашем городе в музее им. А. Н. Радищева.
Воспитатель: Скажите, а кто же пишет картины?
Дети: Художники.
Воспитатель:
Художник, художник!
Полжизни на это убудет.
И может случиться,
что кто-нибудь нас не забудет
и тоненькой кистью
потянется к краскам отважно.
И солнце его ослепит.
Остальное – не важно!
Воспитатель: Как же называются картины, написанные разными красками или другими цветными материалами, такими, как пастель, восковые мелки?
Дети: Живопись.
Воспитатель: Правильно. Это слово легко запомнить: оно состоит из двух простых слов – живо и писать.
Что такое живопись –
Многим не понятно:
Красочные линии?
Брызги? Тени? Пятна?
А живопись – хорошее
И ясное название:
Она на жизнь похожее,
Живое рисование.
(Андрей Усачёв)
Воспитатель: Каждая картина рассказывает о чём-то своём, и называются картины тоже по-разному, каждая картина отвечает какому-то жанру. Ребята, какие вы знаете жанры живописи? (Ответы детей) .
Воспитатель: Все ли из вас знают о жанрах, не путают ли их? Давайте проверим.
Задание «Найди нужный тебе жанр». (Дети разбирают репродукции картин по жанрам.)
Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь поговорим отдельно о каждом жанре живописи:
Вот в вазе груши, виноград,
В тарелке яблоки лежат,
Упал на скатерть спелый плод,
Перед тобою (натюрморт)
Воспитатель: А что же такое натюрморт? (ответы детей). Давайте с вами побудем немного художниками и выложим на моем столе натюрморт и дадим ему название.
Игра «Создай свой натюрморт» (детям, выполняющим задание, одеваются береты для изображения художника) .
Воспитатель:
Природы чудный уголок
Нанес художник на листок,
Взяв в руки только карандаш
Он написал для вас… (пейзаж)
А что же такое пейзаж? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте посмотрим на картину Куинджи Архипа Ивановича «Радуга», что изобразил здесь художник, какое настроение вызывает эта картина у вас?
(Ответы детей)
Воспитатель: А теперь немного разомнемся.
Физминутка: Здравствуй, радуга-дуга,
Разноцветный мостик!
Здравствуй, радуга-дуга!
Принимай нас в гости.
Мы по радуге бегом
Пробежимся босиком.
Через радугу-дугу
Перепрыгнем на бегу.
И опять бегом, бегом
Пробежимся босиком.
Дети выполняют поклон.
рисуют в воздухе дугу, разводят руки в стороны.
Вновь выполняют поклон.
Идут по кругу, взявшись за руки.
высоко поднимая колени.
Встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках.
Делают еще четыре прыжка на носках.
Бегут по кругу друг за другом,
высоко поднимая колени.
Воспитатель:
Из рамки смотрит старый дед,
Грустны глаза, он очень сед.
Висит он в рамке много лет,
Старинный дедушкин… (портрет)
А что же такое портрет? (ответы детей)
Игра «Портрет» (Дети изображают в пустой рамке различные выражения лица: грустное, веселое, серьезное, задумчивое)
Воспитатель: Молодцы ребята. Я увидела, что вы знаете кто такие художники, различаете жанры живописи, Но. к сожалению, наша галерея закрывается, и нам снова нужно вернуться в группу. Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова:
Глаза свои закрой скорее,
Дорогу ты представь и в путь!
Чтоб очутиться снова в группе
Тебе достаточно шагнуть.
(Звучит музыка из песни Г. Гладкова «Картина»)
Воспитатель: А что же особенно вам понравилось в нашем путешествии (ответы детей) .